Пол Андерсон: фильмография и личная жизнь режиссера. Тяжелоатлет пол андерсон - биография, рекорды и интересные факты

21.04.2019
Пол Андерсон – английский актер, известный по ролям в сериале «Острые козырьки» (2013-2017), а также в фильмах «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011) и «Выживший» (2015).

Детство и юность

Пол Андерсон появился на свет 12 февраля 1978 года в Южном Лондоне. О его семье известно мало – только то, что мать работала барменом и что у него есть старший брат. Пола с детства отличало богатое воображение и умение рассказывать захватывающие истории.


В 15 лет Пол бросил школу, начал работать и заниматься музыкой. Андерсон рассказывает, что всегда мечтал быть фронтменом в музыкальной группе.

«Не футболистом. Не актером. Конечно, не полицейским или пожарным. Я хотел быть солистом группы. И больше никем!», – рассказывает Андерсон.

В юности Пол много лет проработал распространителем билетов на различные мероприятия. Он отмечает, что работа была очень прибыльной, но деньги – это все, что фактически давало это занятие. «Мне всегда хотелось сделать что-то большее», – вспоминает Пол.


В середине 2000-х годов Андерсон, наконец, решил изменить свою жизнь и поступил в Академию драматического искусства Уэббера Дугласа в Лондоне. По словам актера, на этот шаг его подтолкнул знакомый педагог театральной школы. Так парень стал студентом актерской школы Webber Douglas Academy.

Ему уже перевалило за 25, а его одногруппниками стали вчерашние школьники. Главным отличим Пола от них был бесценный опыт.

«Я многое видел в этой жизни… Ведь именно личный опыт актера ложится в основу каждой постановки, помогает вжиться в роль», – вспоминал Андерсон.

Неудивительно, что преподаватели начали выделять его как лучшего студента курса.

Дебют Пола в качестве актера состоялся на театральной сцене – он играл в пьесах, написанных его другом Грегори Берком, который позже стал автором сценария к исторической драме «71» (2014).

Актерская карьера

Первая роль в кино досталась Полу Андерсону в 2005 году – и не абы где, а сразу в одном из эпизодов знаменитого сериала «Доктор Кто». Даже самые небольшие последующие роли – как в сериалах «Безмолвный свидетель» и «Прах к праху» – были хорошим опытом для начинающего актера.


Главная роль не заставила себя ждать. В 2009 году Пол снялся в фильме Ника Лава «Банда», ремейке картины «Фирма» 1988 года. Фильм о Лондоне 80-х и о преданных фанатах футбола хоть и получил сдержанные отзывы и средние оценки, стал отправной точкой в карьере Андерсона.


Во многом благодаря этой роли ему удалось заполучить роль в кинохите «Шерлок Холмс: Игра теней» (2011), снятом легендарным Гаем Ричи . Полу досталась роль полковника в отставке Себастьяна Морана- второго по опасности человека в Лондоне после профессора Мориарти (Джаред Харрис). Шерлока сыграл Роберт Дауни-младший , Ватсона – Джуд Лоу .

«Шерлок Холмс: Игра теней» - трейлер

Вскоре Ник Лав вновь пригласил Андерсона в свой новый проект – боевик «Летучий отряд Скотланд-Ярда» (2012), по сюжету которого полицейские Летучего отряда борются с преступниками своими жесткими, но проверенными методами.


Следом Полу посчастливилось поработать с известнейшим режиссером Брайаном Де Пальма, создателем картин «Лицо со шрамом» (1983) и «Миссия: невыполнима» (1996). Де Пальма снимал эротический триллер «Страсть» и предложил ему роль Дирка, любовного объекта главной героини. Интересно, что с исполнительницами центральных персонажей Рэйчел Макадамс и Нуми Рапас Андерсон уже работал на съемках «Шерлока Холмса».


Актера часто утверждают на роли плохих парней, бандитов и преступников. Так в 2013 году актеру предложили главную роль в сериале «Острые козырьки» – драме о преступном клана Шелби в Бирмингеме в 1920-е годы. Андерсон сыграл Артура Шелби, старшего брата в семействе, крайне вспыльчивого и склонного к насилию человека с опиумной зависимостью. Андерсон прекрасно сработался с Киллианом Мерфи , который играет его младшего брата Томаса, перехватившего у Артура контроль за делами семьи. Сериал стал коммерчески успешным и популярным – осенью 2018 года стартовал уже 5-й сезон.

Пол Андерсон в сериале «Острые козырьки» (трейлер)

В 2014 году Пол снялся в фильме своего друга Грегори Берка и Яна Деманжа, драме «71» о столкновениях между католиками и протестантами в Белфасте. Фильм назвали «напряжённым и достоверным» и одарили его высокими оценками.


Следующий год был отмечен ролью в фильме, который стал кассовым во многих странах мира. Криминальная драма «Легенда» о гангстерах-близнецах Крэй (сыгранных Томом Харди) была снята Брайаном Хелгелендом, создателем четвертого фильма о Фредди Крюгере.

Большой удачей для Андерсона стало участие в оскароносном проекте, остросюжетном вестерне Алехандро Г. Иньярриту «Выживший» (2015). Попробоваться на роль в фильме Полу предложил Том Харди, с которым он уже работал дважды. Помимо Харди, на съемках Андерсону посчастливилось познакомиться с Леонардо Ди Каприо и Доналом Глисоном .


В 2017 году Андерсона можно было увидеть в драматическом вестерне Скотта Купера «Недруги» с Тэрон Эджертон), который по возвращении в родной городок Ноттингем присоединяется к группе Веселых Шервудских Разбойников, чтобы вершить справедливость. Пол Андерсон сыграет Гая Гисборна, охотника за головами и убийцы, который противостоит Робину Гуду. Также в фильме появятся Джейми Дорнан , Джейми Фокс и Бен Мендельсон.

Трейлер фильма с участием Пола Андерсона «Робин Гуд: Начало»

«Масштабы этого проекта просто несравнимы с чем-либо, что я видел до этого… Что до моего персонажа, Гай Гисборн – не просто «плохиш». Он, в общем-то, неплохой парень, просто попал в скверную ситуацию», – утверждал Андерсон, надеясь, как и в случае с Артуром Шелби, не ограничивать персонажа-антагониста однобоким видением.

Кроме того, в 2018 году актер снимался в хорроре под рабочим названием «Feedback» и драме французского режиссера Жана-Шарля Ю «Тихуанская библия».

Все равно, в каких декорациях развивается сюжет. Главное - впечатление, которое книга производит на читателей.

Пол Андерсон

Есть несколько классиков американской фантастики, имена которых сразу приходят на ум любому нормальному фэну: Роберт Хайнлайн, Клиффорд Саймак, Айзек Азимов, Роберт Шекли… И где-нибудь третьим-четвертым обязательно всплывает и это имя. Пол Андерсон - творец Патруля Времени и Истории Будущего.

Писательница Вера Камша взяла у Пола Андерсона интервью, когда осенью 1999 года американский фантаст посетил Россию. Фрагменты этой беседы, прямая речь классика стали иллюстрациями к обзору его творчества.

Путь писателя

Пол Уильям Андерсон родился 25 ноября 1926 года на северо-востоке США, в маленьком пенсильванском городке Бристоль. Родители будущего писателя были выходцами из Скандинавии. Отец-инженер происходил из семьи с норвежскими корнями, а мать, Астрид Херц, работавшая в местной библиотеке, была датчанкой.

Вскоре семья переехала в Техас, где Андерсон-старший получил новую работу. Там юный Пол провел счастливые 12 лет с родителями и младшим братишкой. Потом настали трудные времена: отец умер, и семья из-за недостатка средств переехала к родственникам матери в Данию. Однако ненадолго - назревала Вторая мировая. Андерсоны возвращаются в Штаты: поначалу в Вашингтон, а затем в сельскую глубинку Миннесоты.

Пол поступает в университет Миннеаполиса, где спустя 5 лет, в 1948 году, получает диплом бакалавра астрофизики (с отличием!). Во время учебы происходит счастливое знакомство с Гордоном Рупертом Диксоном, переросшее в крепкую дружбу на всю жизнь. Диксон сводит Пола с местным кружком почитателей фантастики, где блистал тогда Клиффорд Саймак. Немудрено, что Андерсон, и до этого любивший фантастику, начинает пробовать силы в написании рассказов, и небезуспешно. Первая его публикация состоялась еще в студенческие годы: в 1947 году журнал Astounding Science Fiction напечатал рассказ «Дети завтрашнего дня», созданный в соавторстве с другим приятелем Пола по кружку, Ф. Н. Уолдропом.

Поначалу Андерсон не задумывался всерьез о писательской карьере. Однако найти работу по специальности было тяжело, и гонорары из фантастических журналов подтолкнули Пола к мысли стать профессиональным писателем.

Слово классика

Что бы вы посоветовали вашим русским коллегам, работающим в жанре фантастики?
То же самое, что и американским. Не думайте, что вы сможете прожить, занимаясь исключительно литературным творчеством. Это удается лишь немногим. В Америке даже широко известные писатели часто вынуждены зарабатывать на жизнь совсем другим. Если же смотреть на литературу исключительно как на работу, которая должна обеспечивать стабильный доход, можно очень быстро убить в себе писателя.

В 1953 году он женился на Карин Круз, также писательнице и поэтессе. Спустя год у них родилась дочь Астрид, впоследствии вышедшая замуж еще за одного известного фантаста Грега Бира. Семья Андерсонов переехала в теплую Калифорнию, в окрестности Сан-Франциско. Там, в местечке Оринд, Андерсон построил дом, где и прожил до самой кончины в 2001 году.

Основные циклы Пола Андерсона

«Торгово-техническая лига»
«Война крылатых людей» (1958)
«Звездный торговец» (сборник, 1964)
«Возмутители спокойствия» (сборник, 1966)
«Сатанинские игры» (1969)
«Земная книга Стормгейта» (сборник, 1978)
«Обитель мрака» (1977)
«Дети ветра» (1973)
«Терранская империя»
«Мичман Флэндри» (1966)
«Все круги Ада» (1970)
«Мятежные миры» (1969)
«День, когда они возвратились» (1973)
«Агент Земной империи» (сборник, 1965)
«Флэндри с Земли» (сборник, 1961)
«Рыцарь призраков и теней» (1974)
«Камень в небесах» (1979)
«Игра Империи» (1985)
«Долгая ночь» (сборник, 1983)
«Психотехническая лига»
«Звездные пути» (1956)
«Снега Ганимеда» (1958)
«Девственная планета» (1959)
«Психотехническая лига» (сборник, 1981)
«Хладнокровная победа» (сборник, 1982)
«Звездолет» (сборник, 1982)

Наука - источник вдохновения

Андерсон вспоминал: «Я пришел к выводу, что в любом случае не стал бы первоклассным ученым… А перспектива стать ученым второго сорта меня не слишком прельщала». Однако именно наука проложила путь Андерсона в литературу. Славу, популярность и множество премий принесла ему «твердая» НФ, которая имеет несколько магистральных тем: космические приключения, история мира после катастрофы, путешествия во времени.

История будущего

Немало фантастов берутся сочинять масштабную хронику будущего человечества, однако получается далеко не у всех. Слишком легко сбиться на менторский тон, подробно, до мелочей выстраивая хронологию будущего. А читателей не привлечешь скучной наукообразной лекцией. Иной путь избрал Андерсон: его история будущего - это циклы слабо связанных авантюрных произведений, которые кирпичиками укладываются в масштабное сооружение.

Слово классика

Вы расписали историю человечества на сотни лет вперед. А что, по вашему мнению, ожидает Землю и ее обитателей в ближайшем будущем?
Жизнь будет улучшаться благодаря прогрессу в производстве жизненно необходимых вещей, таких, как пища и лекарства. Следующее столетие, мне кажется, пройдет под знаком биологии. Я полагаю, что скоро мы сможем перестраивать клетки человеческого тела с помощью машин микроскопического размера, которые станут уничтожать вирусы и микробы. Кроме того, мы научимся в буквальном смысле выращивать мясо, и людям не придется больше убивать животных для получения пищи. «Братья наши меньшие» действительно станут нашими если не братьями, то друзьями, общение с которыми позволит снимать неизбежные в любом обществе стрессы.


Свою Техническую цивилизацию Андерсон строил более 40 лет, правда, безо всякой системы и порядка. Значительно позже «андерсоновед» Сандра Мизель составила хронологию Истории Будущего: 5 тысяч лет галактического развития человечества - от первого полета к звездам до начала Возрождения после распада могучей империи.

Земная метрополия вместе с разбросанными по Солнечной системе колониями образовала демократическое Содружество. Люди начали осваивать иные звездные системы, наступил расцвет колонизаторской деятельности. Крупнейшие корпорации создали Торгово-техническую лигу - добровольный коммерческий союз, который постепенно оттеснил правительство на задний план. Главари Лиги, «торговые принцы», проворачивая операции в межзвездном масштабе и не встречая никаких ограничений, получили огромные богатства и влияние. Так демократия превратилась в олигархию. В конце концов супербогатеи окончательно взяли власть в свои руки, и Содружество поразил жесточайший кризис.

На этом фоне происходит действие цикла «Торгово-техническая лига» , основные герои которого - звездные торговцы Николас ван Рийн и Дэвид Фолкейн. Толстяк-сибарит ван Рийн - самый настоящий принц Лиги, очень влиятельный, богатый и избалованный, что не мешает ему в напряженные моменты действовать быстро и решительно. Фолкейн - более молодой и романтичный вариант торговца. Женившись на внучке ван Рийна, он порывает с Лигой и основывает колонию на планете Авалон. Оба торговца то и дело оказываются в сложных ситуациях, из которых с блеском выпутываются благодаря уму, находчивости и дерзкому нахальству.

Пол Андерсон, как и многие американские фантасты, был убежденным либертарианцем. Либертарианство - вариант консервативного анархизма, в котором осознанный индивидуализм ставится превыше диктата государственной системы. Звездные торговцы - отличный образчик либертарианских взглядов, яркие индивидуалисты, способные двигать общественный прогресс, особенно если тупые чинуши не путаются под ногами. Однако все хорошо в меру, и бесконтрольный индивидуализм может обернуться махровым эгоизмом, а это ведет к неприятностям.

Безответственный эгоизм торговых магнатов привел к хаосу внутри Содружества. Ослабевшая Федерация подвергалась набегам космических кочевников, которые заполучили от некоторых алчных торгашей суперсовременное оружие. Постепенно Земля утратила значение политического центра, но, как оказалось, не навсегда.

Время золота сменилось эпохой стали. Развал Содружества был остановлен гениальным полководцем Мануэлем Великим. Железной рукой он навел порядок, отразив внешнюю агрессию и подавив внутренние распри. Так торговую олигархию сменила Терранская империя, сильно напоминающая Древний Рим. Метрополия Земли включила в себя Солнечную систему и несколько других крупнейших планет, жители которых получали имперское гражданство при рождении. Все иные разумные существа могли приобрести гражданство в качестве награды. Широко использовалась вассальная система, при которой одни миры платили Империи небольшую дань, другие просто сохраняли лояльность. Имперские губернаторы при поддержке могучего космического флота блюли мир на вверенных им межзвездных территориях. Однако из-за огромного удаления от метрополии губернаторы имели слишком много власти. Естественно, возникали соблазны злоупотребить ею. На внешних рубежах тоже было неспокойно. Особую опасность для имперцев представляли религиозные фанатики марсейцы. Назревало смутное время…

На этот период приходится действие цикла «Терранская империя», главный герой которого - доблестный офицер и секретный агент Доминик Флэндри. Этот персонаж и похож, и непохож на звездных торговцев. Доминик очень неглуп, в меру проницателен, немного циничен, бесспорно отважен. В отличие от торговцев, Флэндри - носитель определенной идеологии, убеждения, что крепкая централизованная власть на грани диктатуры все же лучше беспредельной анархии.

Нельзя сказать, что книги о Технической цивилизации потрясают воображение. Есть в цикле и замечательные вещи, награжденные многими премиями (повесть «Самое долгое плавание»), и увлекательные авантюры (сборники «Звездный торговец» и «Возмутители спокойствия»). Впрочем, основная часть цикла не поднимается выше уровня заурядного, хоть и крепкого коммерческого чтива. Однако в целом «Техническая цивилизация» заслуженно входит в ряд самых выдающихся фантастических историй будущего.

Звезды над концом мира

На счету Андерсона еще несколько циклов и отдельных романов о космических приключениях. «Психотехническая лига» повествует о начальном периоде космической экспансии человечества. Есть даже мнение, что цикл можно считать приквелом «Технической цивилизации», однако прямые указания на это в тексте отсутствуют. Общих героев в цикле нет, это просто истории о постепенной космической экспансии людей в мире, пережившем ядерную войну.

Слово классика

Выйдет ли человечество в большой космос?
Нам, если мы рискнем продолжить наши исследования космоса (а мы рискнем, так как человечеству свойственно стремление к неведомому), придется изыскивать новый способ передвижения, более дешевый и безопасный с точки зрения экологии. На мой взгляд, выходом было бы строительство на Луне коллекторов солнечной энергии, чтобы она пришла на смену энергии угля, нефти и, особенно, атома. Я думаю, люди рано или поздно вернутся на Луну, а затем доберутся до Марса. И еще я думаю, что мы начнем посылать автоматические зонды не только к планетам солнечной системы, но и к ближайшим звездам. Правда, это вряд ли случится в самом близком будущем.

Тетралогия «Звездные нивы», романы «Огненная пора», «Победить на трех мирах», «Тау-ноль», «Враждебные звезды», «После судного дня», «Ушелец», «Аватара», «Звездный Лис» и многие другие рассказывают об иных вариантах будущего человечества, о контактах с инопланетянами, о непростом выборе, который приходится делать людям в экстремальной ситуации при освоении космоса.

Одна из лучших космоопер Андерсона - увлекательный роман «Крестовый поход в небеса», в котором писателю органично удалось соединить две излюбленные темы: историческую и космическую. Отряд английских воинов времен крестовых походов захватывает звездолет пришельцев и наводит шороху на всю Галактику! Стоит отметить и цикл юмористической фантастики «Хока!» о забавных инопланетянах-медвежатах, написанный Андерсоном совместно со старым другом Гордоном Диксоном.

Еще одна тема фантастики Андерсона - постапокалипсис. Не стоит ведь забывать, в какое время жил и творил писатель, - холодная война двух сверхдержав держала планету в цепких объятиях, зловещим призраком витал над миром ужас ядерного кошмара. Уже дебютный рассказ писателя «Дети завтрашнего дня» показывает Землю, замороженную ядерной зимой (кстати, впервые в истории мировой фантастики!). В схожей ситуации оказывается наша планета в романе «Зима над миром». Но люди готовы повторить старые ошибки. И через много веков после войны Судного Дня новой биотехнологической цивилизации вновь угрожает гибель («Орион взойдет»).

Десять лучших книг Пола Андерсона

«Патруль Времени» (сборник, хроноопера)
«Операция Хаос» (ироническое фэнтези)
«Крестовый поход в небеса» (космическая опера)
«Царица ветров и тьмы» (повесть, философско-романтическая фантастика)
«Звездный торговец» (сборник, космические приключения)
«Возмутители спокойствия» (сборник, космические приключения)
«Три сердца и три льва» (героико-ироническое фэнтези)
«Буря в летнюю ночь» (альтернативно-историческое фэнтези)
«Самое долгое плавание» (повесть, фантастические приключения)
«Челн на миллион лет» (философско-историческая фантастика)

Рыцарь времени

Огромен вклад Пола Андерсона в хронооперу. Астрофизик-технарь Андерсон с детства попал под очарование истории и неплохо в ней разбирался. Поэтому неудивительно, что история и попытки управлять ею стали одной из главных тем в творческом наследии писателя. Еще в 1950-е годы Андерсон начал публиковать в журналах рассказы о Патруле Времени. Что же такое Патруль и откуда он взялся?

В 200 веке был раскрыт секрет темпоральных путешествий. Местные владыки попытались подкорректировать историю, но на их пути появились данеллиане - далекие потомки человечества, которые помешали осуществить безумные планы. Дабы ничего подобного не случилось впредь, данеллиане создали спецслужбу - Патруль Времени. Патрульных набирают в разных временах, они должны отличаться гибким умом и целым рядом ярких способностей. Основная масса Патрульных живет в своих эпохах (или близких к ним) в роли резидентов и исследователей. Особо одаренные личности могут получить статус агента-оперативника, своеобразного «чистильщика времени».

Именно такой агент - главный герой цикла Андерсона, американец Мэнс Эверард. Ветеран Второй мировой, он был завербован в Нью-Йорке 1954 года и поначалу служил обычным аналитиком в своем времени. Обнаружив странное сообщение в книге конца 19 века, Эверард отправляется в раннее английское средневековье, где предотвращает попытку фанатика Стейна изменить историю («Патруль Времени»). Последовавшие драматические события привели к встрече Эверарда с данеллианином и переходу на оперативную работу. Эверард переживает ряд головокружительных приключений. Он спасает своего коллегу Кита Денисона, который был вынужден 16 лет играть роль царя Персии Кира Великого («Легко ли быть царем»). Предотвращает завоевание Америки монголами («Единственная игра в городе»). Ликвидирует хроноклазмы - альтернативные линии истории, возникшие в результате внешнего вмешательства, - победу Карфагена над Римом (Delenda Est) и теократию католической церкви («Щит времен»). Пресекает авантюры экзальтационистов - бандитов из будущего («И слоновую кость, обезьян и павлинов», «Щит времен»). Спасает людей, похищенных испанским конкистадором («Год выкупа»). Иногда Эверард действует как второстепенный персонаж, а на первый план выдвигаются иные герои («Печаль гота Одина», «Гибралтарский водопад», «Звезда над морем»).

Одними историями о Патруле Времени вклад Андерсона в хронооперу не ограничивается. Романы и повести «Танцовщица из Атлантиды», «Коридоры времени», «Три мира времени», «Настанет время», «Полет в навсегда» посвящены различным сторонам хрононавтики. Особо стоит отметить рассказ «Человек, который пришел слишком рано», герой которого, американский солдат, непонятным образом оказывается в раннесредневековой Скандинавии. Рассказ очень реалистичен и служит суровой отповедью многочисленным историйкам о приключениях всяческих раздолбаев, оказавшихся в прошлом. Ни отменная физическая подготовка, ни владение боевыми искусствами, ни даже огнестрельное оружие не помогли герою. Без знания чужих обычаев и порядков лихому солдату не только не удалось прилично устроиться в ином времени. Он оказался один против целого мира и бесславно погиб. Нельзя влезать грязными сапогами в чуждую историю и культуру - чревато…

ИЛЛЮЗОРНЫЕ МИРЫ

Хотя Пол Андерсон и не получил специального исторического образования, он был весьма эрудирован в этой области, что помогало ему в создании околоисторических фантастики и фэнтези. Андерсон смело использовал литературные источники, создавая собственные вторичные миры, основным конфликтом которых было столкновение магического и обыденного.

Слово классика

В России некоторые «серьезные» фантасты даже не считают фэнтези литературой. Вы же успешно работаете и в этом жанре, и в НФ. Почему так?
Разделение на научную фантастику и фэнтези вообще достаточно условно и довольно искусственно, так же, как и деление на фантастику и большую литературу. Все зависит от того, о чем вы хотите сказать, и как вы умеете говорить. Ярлыки же - дело десятое.

В иронично-героическом фэнтези «Три сердца и три льва» протагонист Хольгер попадает в мир легенд о Карле Великом, а в романтично-ностальгической «Буре в летнюю ночь» события реальной Английской революции 17 века перемешивается с миром пьес Шекспира. Скандинавское происхождение писателя, его жгучий интерес к истории и мифам родины предков вызвали к жизни произведения, основанные на древних сагах и легендах Севера: «Сломанный меч», «Дети морского царя», «Сага о Хрольфе Жердинке», «Королева викингов» и «Война богов». Также писатель создал историческую трилогию «Последний викинг».

Самой крупной исторической фантазией стала тетралогия «Короли Иса», созданная Андерсоном вместе с женой Карин. Правда, эта история римского офицера, ставшего властителем легендарного города, временами напоминает откровенно «женский» роман. Возможно, знаменитый фантаст не играл в супружеском дуэте первую скрипку.

Среди самых известных фэнтезийных произведений писателя - ироническая «Операция «Хаос», где показан магический аналог современной автору Америки. К лучшим книгам Андерсона относится масштабный роман «Челн на миллион лет» - яркое повествование о судьбах восьми бессмертных людей, которое прослеживает их жизнь от глубокой древности до далекого будущего. Сложные задачи не имеют простых решений. Бессмертие - тяжкое бремя, поэтому его нельзя нести по принципу «остаться должен только один»…

∗∗∗

При всей популярности Пол Андерсон никогда не претендовал на роль «великого писателя». В его творчестве много откровенно проходных книг, коммерческой развлекаловки для обывателя. Литературное качество многих книг также далеко от идеала. Однако Пол Андерсон все равно входит в великую когорту американских фантастов. Оригинальные идеи, эффектно описанные миры, захватывающие дух приключения, ироничный юмор, остро отточенные мысли сверкают истинными бриллиантами, разбросанными среди горной породы почти 150 книг - романов, повестей, сборников. 7 премий «Хьюго»и 8 номинаций на нее, 3 «Небьюлы» и 10 номинаций на награду, Всемирная премия фэнтези, «Мифопоэтика», Британская премия фэнтези, «Прометей», Премия Джона Кэмпбелла говорят сами за себя. За здорово живешь такие отличия не получают, это не почетные значки с многочисленных конвентов.

Да, имя Пола Андерсона, при всем уважении, никогда не поставят впереди Хайнлайна или Ле Гуин. Но быть третьим-четвертым в золотом списке прославленных имен не каждому дано…

Пол Андерсон — самый сильный человек в истории. Величайший атлет прошлого столетия.

Пол Эдвард Андерсон родился 17 октября 1932, Токкоа, Джорджия, США. Умер от болезни почек 15 августа 1994. Американский тяжелоатлет, олимпийский чемпион и чемпион мира, обладатель мирового рекорда по подъёму штанги. Последний на данный момент американец, выигравший олимпийское золото в в сверхтяжёлой весовой категории.

Его собственный вес колебался между 138 и 170 кг. Рост - 173 см.

Антропометрические показатели относящиеся к 1956 году, в период, когда он весил 138 кг:

  • шея — 62 см;
  • бицепс — 55 см;
  • голень — 55 см;
  • грудь -147 см;
  • бедро — 91 см;
  • талия -123 см.

Пол Андерсон со школы начал свои силовые тренировки, чтобы попасть в сборную по американскому футболу. В 15 лет он уже весил 90 кг. В 1952 году он серьезно увлекся штангой и уже в 1955 году Андерсон выигрывает титулы чемпиона мира и Олимпийских игр.

В 1957 году, в Лас-Ве-гасском ночном клубе он приседает с весом 526 кг три раза подряд. Это длилось 7 дней в неделю и на протяжении нескольких недель. Как он выдерживал такие нагрузки? На самом деле это был его обычный рабочий вес.

Андерсон в приседаниях никогда не использовал тяжелоатлетический ремень, не бинтовал колени и обычно выступал босиком.

Рекорды Пола Андерсона

Пауль приседал с весом 408 кг на 10 раз и выполнял полуприсед с весом 680 кг. По словам другого знаменитого атлета Т. Коно Андерсон приседал с весом 558 кг. 12 июня 1957 года Пауль в своем родном городе Токкоа оторвал от стоек 2844 кг. В жиме, хотя он его и не очень любил, Пол Андерсон показывал удивительные достижения — стоя выжимал правой рукой 136 кг 11 раз и 7 раз левой.

Одно из самых известных прозвищ Андерсона — Подъемный кран.

Видео

Документальный фильм о жизни величайшего спортсмена из 7 частей под названием: «Пол Андерсон — самый сильный человек в истории»

1 часть

2 часть

Пол Андерсон (полное имя - Пол Уильям Андерсон / Poul William Anderson) родился в 1926 году в семье выходцев из Дании, чем и объясняется непривычное для английского языка написание его имени - Poul.

Первая проба пера относится к годам учебы Андерсона на физическом факультете Миннесотского университета в Миннеаполисе. Именно тогда, в середине 40-х годов, несколько его рассказов опубликовал знаменитый журнал «Astounding Science Fiction», который возглавлял тогда не менее знаменитый В. Кэмпбелл. Столь ранний успех на литературном поприще отвратил молодого человека от физики, по которой он специализировался и защитил диплом. Андерсон обронил как-то: «Я решил повременить с физикой и посидеть годок-другой за пишущей машинкой». Этот «годок», к вящей радости любителей, растянулся уже почти на полвека.

Первая публикация Андерсона в НФ - рассказ «Завтрашние дети» (1947 г.), написан совместно с Ф.Н.Уолтропом.

Первый роман Андерсона «Мозговая волна» увидел свет в 1954 году, а следом на читателя обрушилась буквально лавина романов, повестей и рассказов. Обычная «норма» писателя - две-три книги в год. Творческие интересы Андерсона необыкновенно разносторонни. Из-под его пера выходят детские и научно-популярные книги, авантюрные романы и детективы, переработки и переводы средневековых скандинавских саг и, конечно, научно-фантастические романы, повести, рассказы. Среди романов прослеживаются два цикла. Первый - о Галасоциотехнической Лиге и космическом торговце Николасе Ван Рийне: «Война крылатых людей» (1958), «Торговец - всегда торговец» (1964), «Злоумышленники» (1966), «Сатанинские игры» (1969), «Миркхейм» (1977), «Книга ворот бури» (1978). Второй цикл посвящен приключениям агента Земной империи Доменика Фландри: «Отдайте нам звезды» (1959), «Землянин, прочь отсюда» (1960), «Майская орбита» (1961), «Агент Земной империи» (1965), «Мичман Фландри» (1966), «Адский цирк» (1970), «Рыцарь Фландри» (1974), «Имперская игра» (1984).

Андерсона как писателя-фантаста прежде всего занимают научные проблемы. Это и полеты в космос («Долгий путь домой» - 1954, «После Судного дня» - 1963, «Тау нуль» - 1970), и путешествия во времени («Патруль времени» - 1961, «Танцовщица из Атлантиды» - 1971), и антропология, и этика, не говоря уже о физике, которая так или иначе присутствует во всех научно-фантастических произведениях писателя. Нередко Андерсон черпает свои идеи из истории, которую, надо отдать ему должное, он знает профессионально глубоко: «Крестовый поход в небеса» (1971), «Танцовщица из Атлантиды», трилогия о Последнем Викинге (1981). Последняя, правда, носит скорее авантюрно-исторический, чем фантастический характер. А вот роман «Буря летней ночью» (1974) принадлежит к жанру так называемой «альтернативной истории»: что могло бы быть, одержи в гражданской войне в Англии победу не пуритане, а роялисты.

Для творчества Андерсона особенно характерно увлечение мифами и преданиями разных народов и в первую очередь скандинавскими: романы «Сломанный клинок» (1954), «Сага о Хольве Краки» (1973), повесть «Дети водяного царя» (1973).

О художественном уровне произведений всех этих жанров говорит перечень полученных Андерсоном наград: ему семь раз присуждалась премия «Хьюго», трижды - премия «Небьюла», в 1978 году он получил премию «Гэндальф», или, как она называется официально, Мемориальную премию Джона Р. Р. Толкина.

Как заметил однажды известный редактор, писатель и критик Деймон Найт, «…среди мыслителей Андерсона можно отнести к рационалистам, а среди писателей - к романтикам. Столь парадоксальное сочетание оказалось весьма плодотворным».

Пол Андерсон умер от рака 31 июля 2001 года в собственном доме под Сан-Франциско. У Андерсона осталась жена Карен, которая порой выступала в качестве его соавтора. Зять Андерсона также известный фантаст - Грег Бир.

Пол Эдвард Андерсон - американский тяжелоатлет, стронгмен и пауэрлифтер. Завоевал золотую медаль на Олимпиаде-1956 и стал чемпионом мира и двукратным чемпионом США. Считается одним из самых сильных людей в истории.

Биография ранних лет

Великий атлет родился 17 октября 1932 г. в Токкоа (Джорджия) в семье Роберта Андерсона и Этель Беннетт. Когда он был ребенком, родители часто переезжали, поскольку отец занимался различными строительными проектами. Пол был болезненным мальчиком и перенес болезнь Брайта. Врачи говорили, что из-за повреждения почек долго он не проживет. В итоге они действительно отказали, но это случилось не раньше, чем он произвел фурор в спортивном мире.

В 1950 г. Пол поступил в университет Фурмана по футбольной стипендии, но вскоре его заинтересовала тяжелая атлетика. Он познакомился с небольшой, но серьезной группой штангистов, которых впечатлили его возможности, хотя тогда он просто дурачился. Пол понял, что действительно в чем-то превосходит других, и это побудило его по-настоящему заняться тяжелой атлетикой.

Знакомство с легендой

Летом 1952 г. друзья повезли Пола на север Джорджии, чтобы познакомить его с легендарным тяжелоатлетом Бобом Пиплсом. Боб был фермером и мастером тяги, который хотя и завершил спортивную карьеру, все еще оставался хорошо известным. Андерсон и другие местные тяжелоатлеты собрались в спортзале Пиплса. Боб спросил Пола, какой вес ему установить, чтобы разогреться в упражнении с приседанием. Тот попросил 272 кг. Поскольку тогда официальный мировой рекорд в этом упражнении составлял около 260 кг, с большим скептицизмом и нерешительностью ему установили нагрузку. Когда Пол подошел к штанге, все собрались вокруг, чтобы спасти его в случае необходимости. Андерсон поднял снаряд на плечи, отступил назад, присел и, не колеблясь, снова встал. Постояв так несколько мгновений, он с легкостью повторил упражнение, сделал шаг вперед и вернул штангу на стойку. Боб и его друзья стояли в ошеломленной тишине, став свидетелями двойного подъема веса, намного превышающего официальный мировой рекорд. Этот случай имел непосредственное влияние на биографию Пауля Андерсона. Он решил осенью не возвращаться к учебе, чтобы иметь возможность выступать на соревнованиях. С помощью и под руководством Боба Пиплса началось обучение Андерсона.

Изобретатель поневоле

Пол бросил университет Фурмана еще в первый год обучения и вернулся в родительский дом, который тогда находился в Элизабеттоне, штат Теннесси. За год он мало чему научился, но зато придумал гениальный способ сделать себя сильнее. В 1969-70 годах, когда тяжелоатлет работал с доктором философии Терри Тоддом над серией статей в журнале Muscular Development, последний с самого начала заявил, что хотя у него и есть ученая степень, советы великого спортсмена Пауля Андерсона свидетельствуют о его настоящем таланте.

Силовые стойки, позволяющие безопасно поднимать штанги на короткое расстояние, были почти неизвестны в 1950-м и коммерчески еще нескольких лет не были доступными. Поэтому Полу пришлось проявить изобретательность. Он разработал метод частичных приседаний, в котором использовались 2 бочки с тяжелыми предметами, соединенные стержнем и установленные по обе стороны выкопанного в земле углубления, которое позволяло сократить высоту подъема. Когда нужно было увеличить расстояние, яма частично заполнялась. Сохранился снимок, сделанный 24 мая 1955 года, на котором Пол завершает частичное приседание с красивыми девушками, сидящими на каждой бочке.

Начало спортивной карьеры

Победа над рекордсменом мира Норбертом Шемански на чемпионате Северной Америки по тяжелой атлетике в Монреале в 1953 г. обеспечила Полу некоторую известность в спортивных кругах. Однако травма ноги не позволила ему пройти отбор в сборную США, которая отправлялась на чемпионат мира по тяжелой атлетике того года. А в 1954 г. он сломал свое левое запястье, поскользнувшись при попытке установить мировой рекорд на соревнованиях YMCA в Филадельфии. Автомобильная авария, которая произошла немного позже, погубила надежду на участие в команде Союза спортсменов-любителей, оставив его со сломанными ребрами и травмой бедра... Его надежды были разбиты.

Но Пол не сдался. Он начал реабилитировать свои травмы и посвятил себя изучению анатомии, питания и методов тренировки. Тяжелоатлет Пол Андерсон знал, что его время должно прийти.

В 1955 г. сборная США по тяжелой атлетике должна была собраться к июню, чтобы отправиться в СССР. До этого ни один американский спортсмен не был за железным занавесом в течение многих лет. Пол позвонил Бобу Хоффману из знаменитого клуба York Barbell, который тогда являлся тренером сборной, и сообщил о своем желании участвовать в команде. Тренер ответил, что рекорды Андерсона впечатляют, но они не подтверждены официально, поэтому место в команде было отдано тогдашнему чемпиону мира Норберту Шемански. Последним шансом Пола была победа на национальном чемпионате в Кливленде. Андерсон на всякий случай получил паспорт и сделал прививки. Его друзья даже начали посылать телеграммы со всех концов США в York Barbell Club, чтобы продемонстрировать его общенациональную поддержку. Пол оценил помощь, но не считал, что это действительно будет иметь действие...

Андерсон прибыл в Кливленд, чтобы сразиться с Шеманским. К его удивлению, Норберт получил травму спины и не стал соревноваться. Пол выполнил все обязательные упражнения с достаточным весом, чтобы проявить себя и произвести впечатление на Хоффмана. Когда тренер узнал, что Андерсон готов к путешествию, он взял его в команду, и они отправились в СССР.

Чудо в Москве

В июне 1955 года в московском парке им. Горького под дождем собралось 16 000 зрителей. Когда сборная США вышла на помост и прозвучало имя тяжелоатлета Пола Андерсона, он шагнул вперед, но раздалось всего несколько хлопков и смешки по поводу его размера. Его противником был Алексей Медвеев, который планировал поставить олимпийский рекорд в жиме, подняв более 150 кг. В ходе соревнований вес каждые несколько минут увеличивался на 5 фунтов, пока атлет не выражал желание выполнить свой подход. Когда вес достиг 136 кг все участники, кроме Андерсона и Медведева, закончили свои выступления. Советский спортсмен использовал первую попытку, затем вторую и третью с олимпийским рекордом в 150 кг. Когда он сделал это, толпа стала ликовать, но Пол еще не предпринял ни одной попытки. Вес штанги продолжал увеличиваться. В конце концов он достиг 159 кг. Сначала возникла некоторая путаница относительно того, использует ли Пол свою попытку. Наконец, чиновники просто спросили его, какой вес ему нужен. Он попросил 182,5 кг - на 18 кг больше мирового рекорда канадца Дуга Хэпберна. Персонал рассмеялся, но вес был установлен.

При первой попытке рука Пола соскользнула, поскольку штанга была мокрой от дождя. Публика облегченно вздохнула, как бы говоря: «Мы знали, что это невозможно». Но спокойно и осторожно тяжелоатлет Пол Андерсон высушил гриф полотенцем и снова натер мелом руки. Он не был расстроен и уверенно поднял штангу на грудь. Главный судья хлопнул в ладоши, чтобы он сделал выталкивание, и Пол идеально завершил упражнение, установив новый мировой рекорд.

Целых 10 секунд зрители сидели в шоке и тишине, а затем разразились аплодисменты. Русские называли его чудом природы.

Признание

В тот вечер тяжелоатлет Пол Андерсон установил еще 2 мировых рекорда в рывке и толчке, а также по общему поднятому весу. На следующий день он стал героем. Весь мир мгновенно узнал о его достижении. Посыпались предложения об интервью, и Saturday Evening Post напечатала о нем статью. После долгих лет напряженной работы он стал знаменитым.

На чемпионате мира 1955 года в Мюнхене последовали очередные рекорды тяжелоатлета Пола Андерсона. Он легко выиграл эти соревнования и начал подготовку к Олимпийским играм 1956 года в Мельбурне.

Триумф и трагедия Пола Андерсона

Победа тяжелоатлета была настолько сокрушительной, что на Олимпиаду в Австралии Советский Союз даже не выставил штангиста. Но за 2 недели до выступлений у Пола началось воспаление среднего уха. В последующие дни его температура поднялась до 40°. Он планировал к Олимпиаде весить 154 кг, но болезнь истощила его - взвешивание показало всего 138 кг. Кроме того, соревнования отставали от графика. Лихорадка, усталость и головокружение еще больше ослабили спортсмена. Впервые в своей карьере он уступал в рывке и толчке Умберто Селветти из Аргентины. Пол пошел в медпункт и лег на кушетку, попросив своего австралийского друга разбудить его, когда настанет его очередь. В 3 часа ночи тот сообщил ему, что нужно поднять в рывке и толчке 188 кг, чтобы сравняться с Селветти. Пол встал и пошел к помосту. В первой попытке он поднял штангу на грудь, но не смог продолжить. Во втором подходе ему удалось оторвать ее от груди, но снаряд прошел только половину пути. У него было всего 3 минуты до следующей попытки. Андерсон вернулся на помост, положил руки на гриф и быстро произнес молитву: «Господи, я хочу быть частью твоего царства, и клянусь в этом. Помоги мне». Из последних сил он рванул штангу на грудь. Затем он присел и толкнул, как будто от этого зависела его жизнь. Штанга поднялась и устояла.

Тяжелоатлет Пол Андерсон только что выиграл олимпийскую золотую медаль. И по сей день он остается последним американцем, который обладает такой наградой.

Профессиональная карьера

Чтобы избежать жестких ограничений, накладываемых на олимпийских спортсменов-любителей, зарабатывающих деньги своим трудом, Пол стал профессиональным стронгменом. Он начал выступать, делиться своей верой и демонстрировать свою силу в школах и тюрьмах.

Надеясь попасть в Книгу рекордов Гиннеса, в 1957 году Пол оторвал от земли стол с сейфом и грузами весом в 2844 кг. Гиннес признал его результат величайшим весом, когда-либо поднятым человеком. И это позволило назвать Пола Андерсона самым сильным человеком в истории. Однако в последующие годы возникли некоторые вопросы о подъеме, включая фактический вес сейфа и стола, поэтому Гиннесс отменил регистрацию достижения. В результате имя Андерсона в Книге рекордов больше не упоминается. Хотя неизвестно, сколько точно он поднял, он навсегда запомнится самым сильным человеком в мире.

Личная жизнь

Пол стал заботиться о благополучии молодых людей. В течение следующих нескольких лет он тратил все, что мог получить от выступлений, демонстраций и даже бокса, которым он недолго занимался, на создание Дома молодежи.

В 1959 г. силач Пауль Андерсон познакомился с прекрасной голубоглазой брюнеткой Глендой Гарланд, дочерью одного из друзей семьи. И уже осенью того года они поженились. Гленда разделяла мечты мужа и стала его величайшим помощником и другом. С первых дней своего брака они жили в мотеле в Видалии (Джорджия) и экономили каждую копейку, чтобы начать совместную жизнь и служение.

В 1961 г. Полу позвонил местный шериф, арестовавший мать двоих дочерей, которая пыталась заставить их заниматься проституцией, чтобы тот защитил их. Супруги приютили их в комнате мотеля, и так родился Дом молодежи Пола Андерсона.

Забота о молодых

В конце концов они арендовали большой дом в Видалии, и Пол начал путешествовать по стране, собирая средства в поддержку своего проекта. Через несколько лет он смог выкупить арендованный дом и землю. Андерсон чувствовал свое призвание и обязанность сосредоточить усилия своего служения на молодых людях. В течение многих лет после этого он был отцом сирот и смелым христианином.

Сегодня Дом молодежи Пола Андерсона принимает молодых людей, которые пережили травматические ситуации, совершили преступления или оказались в трудной ситуации, предоставляя им жилье, образование, любовь, дисциплину и стабильность.

Проблемы со здоровьем

В 1983 г. почки, поврежденные перенесенным в детстве заболеванием, начали отказывать. Пол почти умер от инфекции, связанной с диализом, поддерживавшем его жизнь. Любящая его сестра Дот отдала ему свою почку. Это подарило ему много лет жизни и работы в Доме молодежи.



Похожие статьи
 
Категории