Повесть и слово жанры древнерусской. Особенности древнерусской литературы

12.04.2019

Система жанров литературы Древней Руси существенно отличалась от современной. Древнерусская литература складывалась во многом под влиянием византийской:заимствовала жанры, перерабатывалась и «смешивалась» с русским фольклором Жанры древнерусской литературы принято делить на первичные и объединяющие.

Первичные жанры .Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров.

Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни.

Каноны жития:Благочестивое происхождение героя жития; святой рождался святым, а не становился им; святой отличался аскетическим образом жизни; обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти; святой не боялся смерти; заканчивалось житие прославлением святого.

Древнерусское красноречие- этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях: дидактическое, политическое, торжественное.

Поучение - разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение - это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха».

Слово - является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве».

Повесть - это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры

Летопись - это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф - это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») - собрание произведений о святых людях.

Патерик - описание жизни святых отцов.

Жанры древнерусской литературы были в основе своей позаимствованы из византийской традиции, но претерпели некоторые изменения «национального» характера.

В них заметно влияние устного народного творчества. В то же время это влияние не особенно сильное, поскольку древнерусской литературе присуща шаблонность, и образцом в этом смысле служили византийские произведения.

Шаблонность проявлялась и в структуре древнерусского произведения, и в выразительных средствах - из одного текста в другой повторялись одни и те же эпитеты, сравнения, описания городов или исторических деятелей были похожи друг на друга и почти не содержали конкретных деталей.

Первичные и объединяющие жанры

Первичные жанры древнерусской литературы входили во «вторичные» - объединяющие жанры. Приведём список первичных:

  1. Житие;
  2. Поучение;
  3. Слово;
  4. Повесть;
  5. Церковная легенда;
  6. Летописный рассказ, летописное сказание;
  7. Хождение - описание путешествия к «святым местам».

Объединяющие жанры:

  1. летопись (вообще центральный жанр древнерусской литературы),
  2. хронограф,
  3. патерик,
  4. четьи-минеи.

«Слово о полку Игореве»

Слово о полку Игореве - одно из самых уникальных древнерусских произведений. Уже жанр «Слова» выбивается из привычной системы: это вполне художественная эпическая поэма, содержащая и героический сюжет, и лирические отступления, и вставные эпизоды; в ней находится место также философским и политическим рассуждениям.

Рассказчик повествует о прошлом, временами возвращаясь в настоящее, - этот приём вообще не приветствовался русскими книжниками. «Слово», по-видимому, целенаправленно писалось с художественной и публицистической целью, историчность сюжета не была для автора особенно важной.

Указанные особенности и нестыковки с традициями привели к тому, что подлинность этого литературного памятника неоднократно оспаривалась.

Видоизменения древнерусских жанров в позднюю эпоху

С течением времени, «ассортимент» и внутреннее содержание жанров менялись. Повести и сказания уже в XV веке превращаются в беллетристические произведения, написанные зачастую для развлечения. «Хождение за три моря» Афанасия Никитина - произведение вполне светское, написанное с познавательной и даже в какой-то мере развлекательной целью, в нём содержатся описания народов дальних стран, их обычаев, традиций и быта.

Большой переполох в церковной среде вызвало , им самим написанное». Создано оно в XVII веке. Напомним, что Аввакум - зачинатель церковного раскола, сторонник «старого обряда» (крестного знамения двумя пальцами) и ярый критик патриарха-реформатора Никона. Возмущение вызвал тот факт, что автор поставил героем «жития» самого себя, совершив непростительный грех - то есть сам себя объявил святым.

Между тем аввакумовское «Житие» - это превосходно написанная автобиография, в которой автор не стремился присвоить себе статус святого, а только показал, через какие бедствия проходит простой человек и как несёт свой крест назло недоброжелателям. «Житие» напрочь лишено церковных жанровых канонов, написано простым «народным» языком, содержит массу бытовых и портретных описаний, картин природы.

«Повесть», окончательно став светским жанром, вошло в лубочную литературу и фольклор. Таковы «Повесть о Савве Грудцыне» и особенно «Повесть о Ерше Ершовиче», в которой задействованы антропоморфные животные; это едкая сатира на тогдашние судебные реалии. «Повесть о Савве Грудцыне» первоначально содержала все элементы, присущие церковному жанру: поучение, тема спасения души, описание чудес. Но в последующих редакциях эти элементы уже опускались, из-за чего произведение в конце концов превратилось в волшебную сказку.

К XVIII столетию жанры древнерусской литературы уже окончательно изжили себя, и начался период совсем другой литературы.

Житие
Жанр жития был заимствован из Византии. Это самый распространенный и любимый жанр древнерусской литературы. Житие было непременным атрибутом, когда человека канонизировали, т.е. причисляли к лику святых. Житие создавали люди, которые непосредственно общались с человеком или могли достоверно свидетельствовать о его жизни. Житие создавалось всегда после смерти человека. Оно выполняло огромную воспитательную функцию, потому что житие святого воспринимали как пример праведной жизни, которой необходимо подражать. Кроме этого, житие лишало человека страха смерти, проповедуя идею бессмертия человеческой души. Житие строилось по определенным канонам, от которых не отходили вплоть до 15-16 веков. Первичные жанры
Первичными эти жанры называются потому, что они служили строительным материалом для объединяющих жанров. Первичные жанры:
Житие
Слово
Поучение
Повесть

К первичным жанрам также относят погодную запись, летописный рассказ, летописное сказание и церковную легенду.
Каноны жития
Благочестивое происхождение героя жития, родители которого обязательно должны были быть праведниками. Святого родители часто вымаливали у Бога.
Святой рождался святым, а не становился им.
Святой отличался аскетическим образом жизни, проводил время в уединении и молитве.
Обязательным атрибутом жития было описание чудес, которые происходили при жизни святого и после его смерти.
Святой не боялся смерти.
Заканчивалось житие прославлением святого.
Одним из первых произведений житийного жанра в древнерусской литературе было житие святых князей Бориса и Глеба.
Древнерусское красноречие
Этот жанр был заимствован древнерусской литературой из Византии, где красноречие было формой ораторского искусства. В древнерусской литературе красноречие выступало в трех разновидностях:
Дидактическое (поучительное)
Политическое
Торжественное
Поучение
Поучение – разновидность жанра древнерусского красноречия. Поучение – это жанр, в котором древнерусские летописцы пытались представить модель поведения для любого древнерусского человека: и для князя, и для простолюдина. Самым ярким образцом этого жанра является включенное в состав «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха». В «Повести временных лет» «Поучение Владимира Мономаха» датируется 1096 годом. В это время распри между князьями в битве за престол достигли апогея. В своем поучении Владимир Мономах дает советы о том, как следует организовывать свою жизнь. Он говорит, что нет необходимости искать спасения души в затворничестве. Служить Богу необходимо, помогая нуждающимся. Отправляясь на войну, следует молиться – Бог обязательно поможет. Эти слова Мономах подтверждает примером из своей жизни: он принимал участие во многих сражениях – и Бог его хранил. Мономах говорит о том, что следует посмотреть, как устроен мир природы, и стараться устраивать общественные отношения по образцу гармоничного мироустройства. Поучение Владимира Мономаха обращено к потомкам.
Слово
Слово – является разновидностью жанра древнерусского красноречия. Примером политической разновидности древнерусского красноречия служит «Слово о полку Игореве». Это произведение вызывает множество споров по поводу его подлинности. Все потому, что первоначальный текст «Слова о полку Игореве» не сохранился. Он был уничтожен пожаром 1812 года. Сохранились лишь копии. С этого времени вошло в моду опровергать его подлинность. Слово рассказывает о военном походе князя Игоря на половцев, который имел место в истории в 1185 году.
Повесть
Повесть – это текст эпического характера, повествующий о князьях, о воинских подвигах, о княжеских преступлениях. Примерами воинских повестей являются «Повесть о битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани ханом Батыем», «Повесть о житии Александра Невского».

Объединяющие жанры
Первичные жанры выступали в составе объединяющих жанров, какими являются летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик.

Летопись – это повествование об исторических событиях. Это самый древний жанр древнерусской литературы. В Древней Руси летопись играла очень важную роль, т.к. не только сообщала об исторических событиях прошлого, но и была политическим и юридическим документом, свидетельствовала о том, как необходимо поступать в определенных ситуациях. Древнейшей летописью является «Повесть временных лет», которая дошла до нас в списках Лаврентьевской летописи 14 века и Ипатьевской летописи 15 века. Летопись рассказывает о происхождении русских, о генеалогии киевских князей и о возникновении древнерусского государства.

Хронограф – это тексты, содержащие описание времени 15-16 веков.

Четьи-минеи (буквально «чтение по месяцам») – собрание произведений о святых людях.

Патерик – описание жизни святых отцов.

Древнерусской (или русской средневековой , или древней восточнославянской ) литературой называют совокупность письменных произведений, написанных на территории Киевской, а затем Московской Руси в период с 11 по 17 века . Древнерусская литература является общей древней литературой русского, белорусского и украинского народов .

Карта Древней Руси
Крупнейшими исследователями древнерусской литературы являются академики Дмитрий Сергеевич Лихачёв, Борис Александрович Рыбаков, Алексей Александрович Шахматов.

Академик Д.С. Лихачёв
Древнерусская литература не являлась результатом художественного вымысла и обладала рядом особенностей .
1. Вымысел в древнерусской литературе не разрешался, так как вымысел – это ложь, а ложь греховна. Поэтому все произведения носили религиозный или исторический характер . Право на вымысел было осмыслено лишь в 17 веке.
2. По причине отсутствия вымысла в древнерусской литературе отсутствовало понятие авторства , так как произведения либо отражали реальные исторические события, либо представляли собой изложение христианских книг. Поэтому у произведений древнерусской литературы есть составитель, переписчик, но не автор.
3. Произведения древнерусской литературы создавались в соответствии с этикетом , то есть по определённым правилам. Этикет складывался из представлений о том, как должен разворачиваться ход событий, как должен вести себя герой, как составитель произведения обязан описывать происходящее.
4. Древнерусская литература развивалась очень медленно : за семь веков было создано лишь несколько десятков произведений. Это объяснялось, во-первых, тем, что произведения переписывались от руки, а книги не тиражировались, так как до 1564 года на Руси не существовало книгопечатания; во-вторых, число грамотных (читающих) людей было очень мало.


Жанры древнерусской литературы отличались от современных.

Жанр Определение Примеры
ЛЕТОПИСЬ

Описание исторических событий по «летам», то есть по годам. Восходит к древнегреческим хроникам.

«Повесть временных лет», «Лаврентьевская летопись», «Ипатьевская летопись»

ПОУЧЕНИЕ Духовное завещание отца детям. "Поучение Владимира Мономаха"
ЖИТИЕ (АГИОГРАФИЯ) Жизнеописание святого. "Житие Бориса и Глеба", "Житие Сергия Радонежского", "Житие протопопа Аввакума"
ХОЖДЕНИЕ Описание путешествий. "Хождение за три моря", "Хождение Богородицы по мукам"
ВОИНСКАЯ ПОВЕСТЬ Описание военных походов. "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище"
СЛОВО Жанр красноречия. "Слово о Законе и Благодати", "Слово о погибели Русской земли"

Система жанров древнерусской литературы (XI - XVI вв.)

Основная часть жанров была заимствована русской литературой в X-XIII вв. из литературы византийской: в переводах и произведениях, перенесенных на Русь из Болгарии. В этой перенесенной на Русь системе жанров были в основном церковные жанры, то есть жанры произведений, необходимых, для богослужений и для отправления церковной жизни – монастырской и приходской. Здесь должны быть отмечены различные руководства по богослужению, молитвы и жития святых различных типов; произведения, предназначавшиеся для благочестивого индивидуального чтения и т. д. Но, кроме того, были и сочинения более «светского» характера: разного рода естественнонаучные сочинения (шестодневы, бестиарии, алфавитарии), сочинения по всемирной истории (по ветхозаветной и римско-византийской), сочинения типа «эллинистического романа» («Александрия»).

Разнообразие заимствованных жанров поразительно, однако все они по-разному продолжали здесь свою жизнь. Были жанры, которые существовали только вместе с перенесенными произведениями и самостоятельно не развивались. Были и другие, продолжавшие свое активное существование. В их рамках создавались новые произведения: жития русских святых, проповеди, поучения, реже молитвы и др. богослужебные тексты.

Для того чтобы разобраться в жанровой системе древнерусской литературы (весьма, кстати, неоднородной), необходимо, прежде всего, обозначить основные критерии, по которым жанр выделялся.

ü Деление на жанры обусловлено внелитературными факторами, то есть а) их применением; б) предметом, которому посвящено произведение;

ü Жанры делятся на церковные и светские и подчинены иерархии:

Церковные жанры

1. Тексты «Священного писания»

2. Гимнография, то есть церковные песнопения. На этом примере четко видна одна из особенностей системы жанров Древней Руси: определяющими для жанра являются внелитературные критерии. Например, некоторые виды церковный песнопений различались не по форме и содержанию, а по тому, в какой церковной службе и в какой ее части они исполнялись. Другие виды – по тому, как они исполнялись (троичные гласы, трижды исполнявшиеся на утренне после шестопсалмия и ектении, антифоны, певшиеся попеременно на двух клиросах). Некоторые виды церковных песнопений назывались по тому, как положено было вести себя при их исполнении. Таковы седальны (при пении их начинали садиться), катавасия (последний стих, для которого певцы сходились на середину церкви). В Древней Руси существовали разные виды Апостола в зависимости от его употребления в церковном обиходе, существовали и разные виды Псалтыри, также возникшие из потребностей церковного уклада.

3. Проповедь: к этой категории относятся "слова", связанные с толкованиями "писания", разъяснениями смысла праздников. Такие "слова" обычно объединялись в сборники - "торжественники", Триоди цветные и постные.

4. Агиография: жития - рассказы о подвигах святых. Жития объединялись в сборники: Прологи (Синаксари), Четьи-Минеи, Патерики. Каждому типу героя: мученику, исповеднику, преподобному, столпнику, юродивому - соответствовал свой тип жития. Композиция жития зависела от его употребления: богослужебная практика диктовала определенные условия его составителю, адресуя житие читателям-слушателям. С точки зрения того, в какой обстановке читается житие, выделяют жития проложные и минейные.
Опираясь на византийские образцы, древнерусские писатели создали целый ряд выдающихся произведений агиографической оригинальной литературы, отразившей существенные стороны жизни и быта Древней Руси. В отличие от византийской агиографии древнерусская литература создает оригинальный жанр княжеского жития, ставившего своей целью укрепить политический авторитет княжеской власти, окружить ее ореолом святости. Отличительной особенностью княжеского жития является "историзм ", тесная связь с летописными сказаниями, воинскими повестями, т. е. жанрами светской литературы. Так же, как и княжеское житие, на грани перехода от церковных жанров к мирским стоят "хождения" - путешествия, описания паломничества к "святым местам", сказания об иконах.

Светские жанры

Система светских жанров вырабатывается древнерусскими писателями путем широкого взаимодействия с жанрами устного народного творчества, деловой письменности, а также церковной литературы.

1. Летописи: возникновение жанра летописи требует дополнительных разысканий. Некоторые летописи возникли в связи с вокняжением того или иного князя, другие – в связи с учреждением епископства или архиепископства , третьи – в связи с присоединением какого-либо княжестве или области, четвертые – в связи с построением соборных храмов и т. д., что наводит на мысль, что летописный свод, повествуя о прошлом, закреплял какой-то важный этап настоящего. Идея, что русские летописи возникли как подражание византийским хроникам, не находит подтверждения: византийские образца были использованы далеко не на начальном этапе (кстати, большинство русских летописей иначе построены: если хроники фиксируют последовательность правлений, то летописи – последовательность событий. Древнейший дошедший до нас летописный свод – ПВЛ (около 1113 г.) (сохранилась в Лаврентьевской, Ипатьевской, Радзивиловской и др летописях). В ПВЛ, помимо кратких погодных записей, вошли и тексты документов, и пересказы фольклорных преданий, и сюжетные рассказы, и выдержки из памятников переводной литературы , здесь есть и богословский трактат («Речь философа»), и житийный рассказ о Борисе и Глебе и т. д.Одним словом, сложная жанровая природа: летопись относится к числу «объединяющих жанров», подчиняющих себе жанры своих компонентов. Так, в состав летописей входила историческая повесть, посвященная выдающимся событиям, связанным с борьбой против внешних врагов Руси, злом княжеских усобиц. К повести примыкают историческое сказание, предание. В основе сказания лежит какой-либо сюжетно завершенный эпизод, в основе предания - устная легенда.

2. Хождения (хотя они иногда рассматриваются на границе церковных и светских жанров);

3. Дидактическая литература: единственным, кажется, примером политического и морального наставления, созданного не духовным лицом, а государственным деятелем является «Поучение Владимира Мономаха».

IV Жанры выстраивались в иерархию не только по значимости (исходя из той роли, которая отводилась им в богослужении), но и по принципу: «первичных» и «объединяющих». Произведения, в которых собиралось несколько представителей разных жанров, раньше было принято просто именовать «сборниками», однако значительная часть этих «сборников» настолько устойчива по своему составу, что должна рассматриваться как отдельный, сложный жанр. Таковы патерики, четьи минеи, хронографы , прологи, торжественники, цветники и пр. При этом каждый вид сборника имеет несколько разновидностей. Лихачев настаивает на том, чтобы все эти сборники и их производные рассматривались как отдельные жанры. Ситуация меняется лишь в XVI-XVII вв., когда произведения, входящие в состав сборника, начинают переписывать отдельно.

ü Специфика жанровой системы (как и вообще литературы) этого периода состоит и в том, что вплоть до XVII века литература не допускала вымысла, мир мыслился как данность, а потому понятно стремление подчинить само изображение мира определенным принципам и правилам, раз и навсегда определить, что и как следует изображать. Древнерусская литература, как и другие христианские средневековые литературы, подчинена особой литературно-эстетической регламентации - так называемому литературному этикету . Лихачев отмечает, в частности, что литературный этикет «слагается: 1) из представлений о том, как должен был совершаться тот или иной ход событий; 2) из представлений о том, как должно было вести себя действующее лицо сообразно своему положению; 3) из представлений о том, какими словами должен описывать писатель совершающееся. Перед нами, следовательно, этикет миропорядка, этикет поведения и этикет словесный». Наличие этикета легко можно проследить, сопоставив два образца одного жанра: В житии святого, согласно требованиям этикета, должно было рассказываться о детстве будущего святого, о благочестивых его родителях, о том, как он с младенчества тянулся к церкви, чуждался игр со сверстниками и т. д. Этот сюжетный компонент обязательно присутствовал в житии, при этом он выражался в разных житиях одними и теми же словами: таким образом, существовал не только этикет ситуации (о чем писать), но и этикет выражения (как именно описывать этикетную ситуацию). Обратившись к летописям, мы обнаружим там подобную же картину: совпадают текстуально описания битв, из одних и тех же компонентов состоят княжеские характеристики-некрологи или характеристики церковных иерархов.

ü Жанр является настолько важной категорией, что именно он определяет и образ автора, и стиль повествования. С авторством вообще было тяжело: все произведения были либо анонимны (половина всех текстов), либо псевдоанонимны (то есть авторство приписывалось известному человеку), либо имелось условное авторство (когда текст написал кто-то, но все равно кто). В любом случае личность автора ничего не добавляла, поскольку глобальным автором был Бог, а все остальное не выдерживало натиска этикетности.

ü Ломка традиционных форм была обычным делом. Все более или менее выдающиеся произведения ДРЛ часто вырываются за пределы традиционных форм. ПВЛ не укладывается в византийские или болгарские жанровые рамки. То же с "Поучением" Владимира Мономаха, "Словом о полку Игореве", "Словом о погибели Русской земли" и "Словом" Даниила Заточника. Развитие древнерусской литераруры XI-XVII вв. идет путем постепенного разрушения устойчивой системы церковных жанров, их трансформации. Жанры же мирской литературы подвергаются беллетризации. В них усиливается интерес к внутреннему миру человека, психологической мотивировке его поступков, появляется занимательность, бытовые описания. На смену историческим героям приходят вымышленные. В XVII в. это приводит к коренным изменениям внутренней структуры и стиля исторических жанров и способствует рождению новых чисто беллетристических произведений. Возникают виршевая поэзия, придворная и школьная драма, демократическая сатира, бытовая повесть, плутовская новелла.

ü Еще важно отметить, что значительную роль играет взаимодействие с фольклорными жанрами.

ü И напоследок: Лихачев предлагает такую схему эволюции стилей: в XI-XII вв. ведущим является стиль средневекового монументального историзма и одновременно с ним существует народный эпический стиль, в XIV-XV вв. стиль средневекового монументального историзма сменяет эмоционально-экспрессивный, а в XVI - стиль идеализирующего биографизма, или второго монументализма. Однако картина развития стилей, нарисованная, несколько схематизирует более сложный процесс развития литературы.



Похожие статьи
 
Категории