Позировала для скульптуры интервью девушки. Девушка с веслом: Возвращение

27.02.2019

Все началось со скульптуры «Девушка с веслом», которую в 1934 году создал Иван Дмитриевич Шадр (1887-1941). В свое время эту работу посчитали слишком развратной и отправили из Москвы в Луганск, «в культурную ссылку». Зато ее копия благодаря Ассоциации любителей гребного спорта России сейчас есть в Санкт-Петербурге. Обращали внимание? Она того стоит:) Крупным планом – только на КаноэСпорт.

«Для художника, достойного этого имени, все прекрасно в природе; его глаз, смело воспринимая реальную правду,
читает в ней, как в открытой книге,
всю внутреннюю правду... Но только уметь видеть»

Огюст Роден

На острове реки Крестовки в ЦКПиО, около тренировочной базы Петербурга по гребным видам спорта с 10 июня 2011 года стоит скульптура «Девушка с веслом». Нет, нет, не та, в купальнике, которая растиражирована по всем городам страны как символ «гипсового соцреализма». Речь о девушке с веслом, которая оказалась слишком сексуальной для Иосифа Сталина.

С фотоаппаратом по Питеру: «Девушка с веслом»

История вопроса

12 июня 2011 года в северной столице состоялась ежегодная международная регата "Золотые весла Санкт-Петербурга". Это уникальное соревнование по академической гребле мирового уровня, которое проводится с 1968 года. Символом культурно-спортивного проекта была выбрана скульптура Ивана Шадра «Девушка с веслом».

Талантливый скульптор вылепил ее в 1934 году по гос. заказу для центрального фонтана ЦПКиО им. Горького в г. Москва. Натурщицей стала Вера Волошина – однополчанка Зои Космодемьянской. О трагической судьбе натурщицы – чуть позже.

Итак, в те годы массовая установка скульптур на спортивные темы во многих советских парках культуры и отдыха была одной из мер привлечения граждан к физкультуре. Получившаяся скульптура обнаженной девушки-гребца была названа аморальной и отправлена в Луганск (тогда Ворошиловград).

Статуя стоила 23 000 руб., была выполнена из железобетона и имела высоту 4,6 м – согласно Прейскуранту 1937 года. Чересчур чувственная, слишком вульгарная, по мнению советской общественности. Получить представление об оригинале скульптуры можно по единственному сохранившемуся снимку, который вы видите слева. Его автор, Александр Гринберг, сфотографировал скульптора за работой в его мастерской. На фото – первая «Девушка», и именно ее копия сейчас стоит в парке Санкт-Петербурга.

Немногим позже Иван Шадр вылепил свою вторую статую, сделав ее более целомудренной, но так и не прикрыв наготу своей второй натурщицы – Зои Бердинской. Эта скульптура была принята обществом благосклоннее, хотя криминальный для того времени эротический ореол вокруг статуи остался. Учитывая размеры (12 м – сравнимо с 3-этажным домом) и публичность (парк Горького, центральная аллея), работа Ивана Шадра звучала, как сексуальный вызов обществу. Вторая скульптура не смогла избежать драматической судьбы: в 41-ом «Девушку с веслом» уничтожили во время бомбежки фашисты.

Параллельно с Шадром тему женской гребли в искусстве развивал другой скульптор: Ромуальд Ромуальдович Иодко. На фото вы видите его гипсовую скульптуру высотой 2,5 м, выполненную в 1936 году для парка водного стадиона "Динамо". Примечательно, что девушка одета в купальник. Именно работы Иодко ассоциируются с «парковыми девицами», установленными по всему Советскому Союзу.

Краткая справка:

Ромуальд Ромуальдович Иодко (1894-1974):

Мастер монументально-декоративной скульптуры;

Заслуженный скульптор РСФСР;

Активный и талантливый педагог;

Профессор Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское)

Крупным планом: скульптор Иван Шадр

В биографии скульптора, который сумел своим творением взволновать советскую общественность, много любопытных фактов. Вы можете сами убедиться в этом, кликнув на ссылку:

Заметим для возбуждения вашего интереса, что в возрасте 23 лет Иван после многочисленных приключений отправился в Париж, на стажировку к великому скульптору Огюсту Родену. За это стоит благодарить его друзей и Николая Рериха, по ходатайству которых удалось заставить городскую управу города Шадринска финансово поддержать молодого скульптора. Город согласился выделить деньги для его заграничного художественного образования. Позже Шадру довелось учиться и в Риме, в Институте изящных искусств.

Словом, это был один из образованнейших людей своего времени. Вернувшись в СССР, он создал немало талантливых работ, среди которых и наша «Девушка с веслом». Так что же эта за красотка, которая оказалась так хороша, что кружила головы советских мужчин в течение целого века?

Крупным планом: натурщица и разведчица Вера Волошина

Знакомьтесь: Вера Волошина – «спортсменка, комсомолка и просто красавица», как сказал бы герой советской кинокомедии и был бы абсолютно прав. Кстати, история жизни натурщицы наполнена не иронией, а трагедией и настоящими подвигами.

Сделав из произведения искусства символ регаты, спортсмены попытались восстановить историческую справедливость и воздать память Вере Волошиной. «Хороший скульптурный портрет, – говорил Роден, учитель Ивана Шадра, – равносилен целой биографии... Эпоха… индивидуальный характер – все в нем указано».

Краткая справка:

Вера Даниловна Волошина (1919-1941)

Советская разведчица, Герой Российской Федерации (1994);

Будучи семиклассницей, стала чемпионкой г. Кемерово по прыжкам в высоту;

После 10-го класса уехала в столицу, с первого раза поступила в Центральный институт физкультуры ордена Ленина. В Москве параллельно с институтом посещала аэроклуб, где прыгала с парашютом и освоила пилотирование самолёта И-153 «Чайка».

В 17 лет изъявила желание участвовать в гражданской войне в Испании, но ей было отказано;

В начале Великой Отечественной войны рыла противотанковые рвы и окопы на подступах к Москве;

7 раз в качестве разведчицы успешно выполняла задания в тылу врага, сражалась в одном полку с Зоей Космодемьянской, погибла в те же дни, что и Зоя, через повешение.

Крупным планом: спортсмен и скульптор Юрий Тюкалов

«Девушку с веслом», которая установлена в Санкт-Петербурге, создавала творческая группа под руководством Юрия Сергеевича Тюкалова – скульптора, двукратного олимпийского чемпиона по академической гребле .

На хельсинкских Олимпийских играх 1952 года успех Тюкалова в гонках одиночек стал сенсацией. Вместе с золотой медалью чемпиона он получил и высшую награду гребного клуба Финляндии. Подробную биографию этого удивительного человека можно прочитать по этой ссылке:

Краткая справка:

Юрий Сергеевич Тюкалов (4 июля 1930, Ленинград)

Первый советский Олимпийский чемпион, к тому же двукратный;

13-кратный чемпион СССР;

Почетный гражданин города Санкт-Петербурга;

Заслуженный мастер спорта (1952;

Заслуженный тренер по академической гребле;

Художник, архитектор, скульптор.

Именно благодаря этому человеку и его команде в парке Санкт-Петербурга мы видим белоснежную скульптуру, о которой сам Юрий Сергеевич отзывается так:

«Островок этот – жемчужина. Красивее места в городе нет. Сама природа фон создает этой барышне. Она очень изящная. Я предупредил, что рядом с ней полицейского нужно ставить».

А ниже – комментарий Натальи Муромцевой, скульптора:

«Оригинал работы был очень экспрессивным. Еще в процессе изучения шедевра я поняла, что Иван Шадр был очень впечатлен моделью Верой Волошиной, его переполняли чувства, он работал на одном дыхании. Наш вариант суше. У нас получился более академический вариант «Девушки». Более сухой и спокойный».

О старте культурно-спортивного проекта, символом которого стала знаменитая скульптура "Девушка с веслом», было объявлено в статье на сайте Государственной третьяковской галереи. При желании вы можете .

Особое мнение

Вот что думает обо всем этом Людмила Марц, заведующая отделом скульптуры XX - XXI вв.. Третьяковской галереи:

«Нельзя путать уникальную работу Шадра с растиражированными по паркам всего Союза «Девушками с веслами». Они были скопированы с работы другого скульптора – Ромуальда Иодко, никак не связанной с творчеством Шадра. «Девушка с веслом» – вовсе не секс-символ эпохи. В СССР, как известно, секса не было (смеется). Скорее, наша героиня воплощает энергичную, смелую, уравненную в правах с мужчиной представительницу эпохи. Ее прототипом была студентка Вера Волошина, героически погибшая на войне».

Итак, у жителей Питера перед глазами – копия работы Шадра, той, которую в 1936 году раскритиковали за излишнюю сексапильность. Изящный комплимент комсоргу Зои Космодемьянской, не правда ли?

А любопытнее всего было бы узнать, что стало с той самой первой скульптурой Шадра, которая украшала Луганск? Канула ли она в Лету или радует горожан до сих пор?

КаноэСпорт выражает признательность всем участникам истории «Девушка с веслом» за вклад в культурно-спортивную жизнь страны:)

11 февраля 1887 года родился выдающийся советский скульптор Иван Дмитриевич Шадр, автор культовой скульптуры «Девушки с веслом». Шадр являлся представителем направления «академический модерн», в своих работах он отразил всю мощь и энергию советской эпохи, характер ее главных действующих лиц и представителей простого народа. Мы расскажем о пяти знаменитых работах Ивана Шадра.

«Девушка с веслом»

Это общее название скульптур, выполненных в разное время скульпторами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко. Шадр начал работу над скульптурой В 1934 году по заказу ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде, основной моделью скульптора стала Вера Волошина, студентка Московского Института физкультуры. Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Форма головы девушки была чётко обрисована, волосы очень туго натянуты и закручены в два «рожка», лоб и затылок полностью открыты.

Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького в 1935 году.

Однако скульптура подверглась критике и в том же году её переместили в парк культуры и отдыха Луганска (Украина). Её уменьшенная копия хранится в Третьяковской галерее. В конце 1950-х годов по настоянию жены скульптора гипсовую работу Шадра перевели в бронзу.

К лету 1936 года И. Д. Шадр создал новую увеличенную восьмиметровую скульптуру из тонированного бетона. Моделью для неё стала гимнастка Зоя Бедринская. Фигура девушки стала тоньше и романтичнее. Этой работой советские рецензенты остались довольны.

Новую «Девушку с веслом» установили в центре фонтана на главной магистрали ЦПКиО имени Горького. Скульптура была разрушена в 1941 году при бомбёжке.

Название «Девушка с веслом» стало нарицательным для обозначения подобных гипсовых статуй («гипсового соцреализма»).

«Булыжник — оружие пролетариата»

Это знаменитая скульптура была создана в 1927 году из гипса и в 1947 году отлита в бронзе. Гипсовая версия хранится в Третьяковской галерее. Копия из бронзы в 1967 году установлена в Пресненском районе Москвы, в парке Декабрьского восстания.

Герой скульптуры представляет собой обобщённый образ пролетария начала XX века, борца за революционные идеалы и свободу. Скульптура приобрела популярность в СССР и породила крылатое выражение «Булыжник - оружие пролетариата».

«Булыжник - оружие пролетариата» является одним из самых ярких явлений реалистического искусства XX века. Скульптура передает состояние душевного подъёма, создавая героический образ, символизирующий эпоху Октябрьской революции. Работу Шадра некоторые искусствоведы сравнивали с шедеврами мастеров Возрождения.

«Памятник Мировому страданию»

Это нереализованный проект памятника, выполненный Шадром в 1916 году. 30 марта 1916 года немецкая подводная лодка U-33 потопила в Чёрном море русско-французское госпитальное судно «Портюгаль», в результате чего погибло 115 человек. Мосгордума Российской империи приняла решение возвести на Московском Братском кладбище памятник погибшим. Дума выделила 25000 рублей на строительство памятника и объявила всероссийский сбор пожертвований. «Памятник Мировому страданию» занял первое место в конкурсе монументов.

Проект и модель памятника был создан при материальной поддержке Максима Горького. Проект неоднократно демонстрировался на лекциях и показах Шадра, однако для сооружения памятника не хватило средств.

После Октябрьской революции от идеи памятника Мировому страданию отказались не сразу. Критики переосмыслили концепцию монумента с учётом реалий нового времени и возникло предложение построить монумент в Москве в рамках Плана монументальной пропаганды, но и этот проект не был реализован.

«Сеятель»

Скульптура «Сеятель» была создана в начале 1920-х годов. Многие исследователи высоко оценили монументальную скульптуру Шадра. «Сеятель» - это целый символ всего сеющего крестьянства, наполненного душевной силой, затаенным умом и несгибаемой волей, писали критики. Позднее «Сеятеля» даже начали чеканить на золотых червонцах.

Найти прототип «Сеятеля» была непросто. В поисках наиболее яркого типажа Шадр приехал на Урал в деревню Прыговую Шадринского уезда, который и подарил скульптору его псевдоним. Здесь ему бросился в глаза колоритный облик старого крестьянина деда Павла. Однако он категорически отказался позировать.

Прошло немало времени, прежде чем скульптору все-таки посчастливилось встретить крепкого мужика с бородой Перфилия Петровича Калганова, который согласился позировать для бюста «Сеятеля». Поясную часть крестьянина с лукошком Иван Дмитриевич лепил уже с другого крестьянина - Киприана Кирилловича Авдеева.

Памятник Ленину

Одним из самых значительных достижений монументального искусства того времени стала работа Шадра – памятник В.И. Ленину (1925-1927), который был поставлен в Грузии на Земо-Авчальской ГЭС.

Результатом творческих поисков мастера стала скульптурная композиция, отличающаяся выразительностью и динамичностью и к тому же обладающая большим портретным сходством. Предложение установить фигуру Ленина на Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье импонировало автору. Новый монумент стал одним из лучших произведений 1920-1930 гг. и самым крупным памятником В.И. Ленину. Его высота составляла 16 метров. Максим Горький, восхищавшийся Лениным, высоко оценил работу Шадра: «Впервые человек в пиджаке, отлитый из бронзы, действительно монументален и заставляет забыть о классической традиции скульптуры».

Предисловие.
Стелла West сегодня разместила фотографию старой советской скульптуры в ЦПКиО им. М. Горького «Девушка с веслом» и своё замечательное стихо -
Кстати, оно заслуживает того, чтобы повторить здесь:

О ней, прекрасной, неодетой
Взирающей из под весла
На море зелени с надеждой,
С которой, якобы, гребла...

О ней, о девушке холодной
Из теплой юности моей,
Мечтой согретой всенародной
Куда-нибудь уплыть за ней...

О ней, вершине эротизма,
С веслом, воздетым в небеса,
Которой стиль соцреализма
Прикроет позже телеса...

О ней, о гипсовой фальшивке
Под мрамор греческих скульптур,
Припомню по родной ошибке
Советских парковых натур...
Стелла West

А я вспомнил, что слышал какую-то трагическую историю, связанную с этой скульптурой.
Интернет услужливо выдал эту историю. Оказалось – трагедия произошла не со скульптурой, а с живой девушкой, послужившей моделью скульптору.
Вот, эта история с небольшими сокращениями.

ДЕВУШКА С ВЕСЛОМ


В 1934 году Иван Шадр начал работу над скульптурой «Девушка с веслом» для ЦПКиО имени Горького в Москве. По легенде основной моделью скульптора стала Вера Волошина , студентка Московского Института физкультуры. (Позировать обнаженной натурщица стеснялась, поэтому на этих сеансах, чтобы ее приободрить, всегда присутствовала жена скульптора.)
Скульптура изображала обнажённую девушку во весь рост с веслом в правой руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом была около 12 метров. Она была установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка имени Горького.
В 1935 году исходная версия «Девушки с веслом» г-на Шадра возвышалась в смелой позе над центральным фонтаном парка. Ее левая рука лежала на бедре, правая вертикально держала весло. Ее волосы были плотно скручены, а мускулистое тело полностью открыто.
Однако скульптура подверглась критике.
Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - улыбающаяся обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе.
И первую «Девушку с веслом» в том же году переместили на Донбасс , в парк культуры и отдыха Луганска.
Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой), был установлен в 1936 или 1937 году.
Вторая версия скульптуры была мягче, менее мускулистой, более женственной—и в то же время более холодной и классической.
Она по-прежнему оставалась обнаженной, но классическое русское искусство долгое время терпимо относилось к наготе.
Однако вскоре воцарился новый стандарт, и ставить одетые статуи стало безопаснее. В дальнейшем бесчисленные скульпторы по всей стране продолжали ваять одетых девушек с веслами в рамках официальной компании по поощрению советского спорта.
Иван Шадр умер от болезни в 1941 году, в том же году под бомбами погибла его вторая «Девушка с веслом». Вера Волошина, послужившая моделью для исходной статуи, ушла воевать с немцами, попала в плен и была казнена.

ПОДВИГ ВЕРЫ ВОЛОШИНОЙ

Вера Волошина родилась в городе Кемерово, в семье шахтёра и учительницы. С первых классов школы занималась спортом: гимнастикой и лёгкой атлетикой. В старших классах выиграла чемпионат города по прыжкам в высоту. Переехав в Москву по окончании десяти классов, поступила в Московский институт физической культуры и спорта. Параллельно с институтом она записалась в московский аэроклуб, где освоила пилотирование самолётом И-153 «Чайка» и занялась прыжками с парашютом. Кроме этого, она всерьёз увлеклась стрельбой, рисованием и поэзией.
Сразу после начала Великой отечественной войны она была мобилизована на рытье окопов и противотанковых рвов на подступах к Москве. В октябре добровольно вступила в ряды Красной Армии и была зачислена в войсковую часть № 9903 разведотдела штаба Западного фронта для работы в тылу врага. На своё первое задание Вера ушла 21 октября 1941 в район подмосковной станции Завидово. После этого у неё было ещё шесть удачных засылок в тыл к немцам.
В ноябре 1941 года в войсковую часть № 9903 поступило пополнение. Среди прибывших была вчерашняя школьница Зоя Космодемьянская. Зоя поначалу держалась в коллективе несколько обособлено, но Вера вскоре смогла найти к ней подход, и девушки подружились. На свое последнее задание они уходили вместе.

21 ноября 1941 в тыл немецких войск уходили две группы разведчиков. Первой руководил Борис Крайнов. Командиром второй был назначен Павел Проворов, комсоргом - Волошина. Зоя Космодемьянская входила в состав второй группы. После перехода фронта группы должны были разделиться и начать действовать самостоятельно. Однако случилось непредвиденное: объединенный отряд попал под огонь неприятеля и распался на две случайные по составу группы. Так разошлись пути Зои и Веры. Группа Космодемьянской отправилась в сторону деревни Петрищево. Продолжила выполнение задания и Вера с товарищами. Но между деревнями Якшино и Головково группа диверсантов снова попала под обстрел. Вера была тяжело ранена, но её не смогли забрать, так как к месту обстрела очень быстро прибыли немецкие солдаты. Утром двое из группы попытались найти Веру или её труп, но не смогли.

Долгое время Волошина числилась в списках без вести пропавших. Только в 1957 благодаря поисковому труду писателя и журналиста Г. Н. Фролова удалось узнать о том, как погибла Вера, и найти её могилу.
Местные жители сообщили, что Вера была повешена немцами 29 ноября 1941 в совхозе Головково. Вот как описывала гибель разведчицы свидетельница казни:
Так сейчас выглядит ива, на которой в 1941 году немцы повесили Веру. Привезли её, бедную, на машине к виселице, а там и петля болтается на ветру. Кругом немцы собрались, много их было. И наших пленных, что работали за мостом, пригнали. Девушка лежала в машине. Сначала не видно было её, но когда опустили боковые стенки, я так и ахнула. Лежит она, бедняжка, в одном исподнем белье, да и то оно порвано, и вся в крови. Два немца, толстые такие, с черными крестами на рукавах, залезли в машину, хотели помочь ей подняться. Но девушка оттолкнула немцев и, уцепившись одной рукой за кабину, поднялась. Вторая рука у неё была, видно, перебита - висела как плеть. А потом она начала говорить. Сначала она говорила что-то, видать, по-немецки, а потом, стала по-нашему.
- Я, - говорит, - не боюсь смерти. За меня отомстят мои товарищи. Наши всё равно победят. Вот увидите!
И девушка запела. И знаешь, какую песню? Ту самую, что каждый раз поют на собраниях и по радио играют утром и поздно вечером.
- "Интернационал"?
- Да, эту самую песню. А немцы стоят и молча слушают. Офицер, который командовал казнью, что-то крикнул солдатам. Они набросили девушке петлю на шею и соскочили с машины. Офицер подбежал к шофёру и дал команду трогать с места. А тот сидит, побелел весь, видать, не привык ещё людей вешать. Офицер выхватил револьвер и кричит что-то шофёру по-своему. Видимо, ругался очень. Тот словно проснулся, и машина тронулась с места. Девушка ещё успела крикнуть, да так громко, что у меня кровь застыла в жилах: "Прощайте, товарищи!" Когда я открыла глаза, то увидела, что она уже висит.

Только после отступления врага в середине декабря жители Головково сняли тело Веры с придорожной ивы и с почестями похоронили здесь же. Позднее её останки были перенесены в братскую могилу в Крюкове.
В тот же день, когда немцы казнили Веру, в десяти километрах от Головково, в центре деревни Петрищево была повешена Зоя Космодемьянская. Не пережил войну и любимый человек Веры — Герой Советского Союза Юрий Двужильный, погибший в бою в ходе Могилёвской операции.
Указом Президента РФ от 6 мая 1994 года № 894 «за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» бывшей разведчице штаба Западного фронта Волошиной Вере Даниловне посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации .
Награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

А статуя Шадра «Девушка с веслом» была уничтожена при бомбежке Москвы осенью 1941 года. Они ушли в рай вместе....

НО, ИСТОРИЯ "ДЕВУШКИ С ВЕСЛОМ" НА ЭТОМ НЕ ЗАКОНЧИЛАСЬ.
«Подлинный Шадр» все же дожил до наших дней. Скульптор сделал уменьшенную – меньше человеческого роста - гипсовую копию своей первой «Девушки с веслом», а в 1950-х годах по настоянию его жены эта копия была переведена в бронзу для московской Третьяковской галереи – крупнейшего хранилища русского искусства.
Там однажды её и обнаружила ассоциация гребного спорта г-жи Аникеевой, решившая сделать «Девушку с веслом» своим символом.
Сделать из полимербетона копию статуи высотой в 6 футов 7 дюймов подрядили супружескую чету скульпторов. Новая статуя была установлена в Парке Горького. Там она и останется - как символ возрождения парка. " frameborder="0" width="420" height="315">

Фото из книги: Соболевский Н.Д. Скульптурные памятники и монументы в Москве, 1947

Есть несколько расхождений в том, что пишут об этих скульптурах. Точно, что скульптур было две. Первую установили в парке Горького в центре фонтана на главной магистрали парка в 1935 году, но убрали в 1936-м или до открытия летнего сезона 1937 года в 1937 году, при этом на кадрах кинохроники 1936 года она присутствует. Как о модели для первого варианта в публикациях в интернете упоминается часто Вера Волошина, 1919 года рождения. Но в 1935 году эта девушка жила в Кемерово и училась в школе. Автор книги "Вера Волошина" (её текст есть в интернете) Г.Н. Фролов приводит её автобиографию, написанную ею в конце августа 1938 года для поступления на подготовительные курсы Московского института кооперативной торговли, автобиография из её личного дела в этом институте и это личное дело сохранилось. Вот фрагмент автобиографии: "Родилась в 1919 году в г. Кемерово. В 1927 году поступила в школу. В 1935 году вступила в ВЛКСМ. В 1937 году закончила десятилетку и поехала учиться в Московский центральный ордена Ленина институт физической культуры. Сейчас по состоянию здоровья заниматься в нем не могу и подаю заявление на подготовительные курсы вашего института". На фотографии А. Гринберга ниже из газеты "Советское искусство" за 17 июля(№33) 1935 года скульптура уже практически в законченном виде. В общем, кто ему позировал для первого варианта неизвестно, но точно, что не Вера Волошина.

Текст к фотографии в газете, начальная буква имени в инициалах Шадра указана в нем неверно: «Скульптор А.Д. Шадр заканчивает большую монументальную композицию «Девушка с веслом», которая будет установлена в центре фонтана на главной магистрали Парка им. Горького. Скульптура изображает юную советскую спортсменку во весь рост с веслом в руке. Высота фигуры вместе с бронзовым постаментом около 12 метров». На фото: скульптура «Девушки с веслом» в мастерской А.Д. Шадра».

Первый вариант скульптуры на фотографии из семейного архива М. Евстафьева:

Образ оказался для озабоченных соблюдением приличий слишком приближенным к современности - обнаженная девушка,стоящая в непринужденной позе, совсем не с отрешенным выражением лица, не античная богиня, а девушка из повседневной жизни. Вот отзыв из публикации А. Карра и Л. Лунца "Реконструкция московских парков"(с. 50) из сборника "Проблемы садово-парковой архитектуры", изданном в 1936 году: " Всяческого одобрения заслуживает включение в ансамбль парка архитектурно-скульптурных форм. В то же время и в этой области в парке не все благополучно. Так, например, фигура девушки с веслом (скульптор Шадр), оформляющая один из новых фонтанов парка, не создает цельного образа советской физкультурницы и не свободна от некоторых элементов эротического порядка и излишней стилизованности".

Тогдашние критики, если бы выражались более прямолинейно, то думаю, назвали бы её голой бесстыжей девкой. Так что скульптуру отправили в парк культуры и отдыха тоже имени Горького в Луганск, сколько она там простояла и почему убрали неизвестно.

Ленинград, девушки с веслами после парада физкультурников, 1932 год

Первый вариант скульптуры в парке Горького, фотография из журнала "Архитектура СССР", 1935, №11-12, с.48-49, воспроизведенная в книге В. З. Паперного "Культура Два", издание 2016 г.

Первый вариант на фотографии из "Вечерней Москвы" за 11 авг. (№184) 1935 года. Ранее, 4 августа(№178), газета сообщала детали установки скульптуры: "«ДЕВУШКУ С ВЕСЛОМ» привезли сегодня рано утром в парк им. Горького. Эта гигантская скульптура работы скульптора И. Д. Шадр, изготовленная из гипса, распилена сейчас на 8 частей.

Скульптурные мастерские «Всекохудожника» уже приступили к установке «девушки с веслом» в центре фонтана, на площади Пятилетки. Пятиметровая девушка с веслом водружается на пьедестал из красного гранита, окруженный кольцом падающей воды фонтана. Глубокий бассейн фонтана, до краев наполненный водой. облицован черным полированным лабрадором. Будущим летом гипсовая скульптура будет заменена бронзовой".

Второй вариант, фото Х.Формана, 1939 год

Газета "Советское искусство" за 28 мая(№24) 1937 года сообщала, что в этот день открывается выставка московских скульпторов в музее изобразительных искусств и эта выставка продлится месяц. Среди работ упоминается новый вариант "Девушки с веслом" Шадра.

Второй вариант получал не столь однообразно негативные оценки. Ниже три отзыва посетивших эту выставку из разных номеров газеты "Советское искусство" за 1937 год.

А. Волгин(№25, 29 мая): "Знакомая москвичам по Парку культуры и отдыха на редкость неудачная «Девушка с веслом» Шадра, пошлейшая «Девушка на пляже» Златовратского могут у кого угодно отбить любовь к скульптуре".

В. Бакшеев(№27, 11 июня): "Я хочу показать на нескольких примерах, как плохо наши скульпторы знают человеческое тело. Очень удачная по своей пластичности, по пропорциям торса «Девушка» Шадра - голову имеет как бы приставленную с другой фигуры. Ee слишком крутой поворот в профиль неестественен".

М. Нейман(№35,29 июля): "В ряду физкультурных композиций заметно выделяются «Девушки с веслами» и
«Девушки с цветами». Авторы первых - Шадр, Иодко и Филдс. Все они вполне сложившиеся, но очень непохожие друг на друга мастера. При сопоставлении их работ Шадр выигрывает в монументальности, a Иодко в выразительности образа".

В предновогоднем номере "Советского искусства" за 29 дек. (№60) 1937 года был напечатан шарж на Шадра, сопровождаемый такими словами:

"Когда, мы говорим o скульпторе Шадре собеседники всегда вспоминают:
- Это создатель «Девушки с веслом»?
Тaк скульптор в представлении зрителя вечно связан c одним из его произведений. И здесь художники связали скульптора и его произведение. А где кончается одно и начинается другое - читатель и сам разберется".

Второй вариант, уже с другой моделью - Зоей Бедринской (по мужу Белоручевой). В некоторых текстах о скульптуре утверждается, что она была разрушена во время немецкой бомбардировки. Однако, на рекламном плакате ЦПКиО 1947 года скульптура девушки с веслом присутствует (скан РГБ):

Дата поступления этого плаката в электронную библиотеку РГБ - 30 июля 2018 года, ранее я этот плакат не видел, но и до этого были убедительные аргументы, что во время войны скульптура не была разрушена. Во-первых, она присутствует на плане парка в книге "ЦПКиО имени Горького. Справочник. Путеводитель", изданной в 1950 году, как пишет К.Кухер в своей книге о парке Горького. Во-вторых, также в книге Н.Д. Соболевского "Скульптурные памятники и монументы в Москве" 1947 года издания автор пишет о скульптуре как существующей. Напротив, немного ранее в книге Н.Д. Соболевский упоминает об установленных в 1923 году скульптурах на территории Первой всероссийской сельскохозяйственной выставки и в этом случае отмечает, что эти работы не уцелели. Пишет он и о действительно уничтоженных при немецком налете скульптурах, стоявших в нишах здания Большого театра, и барельефе на фронтоне, а также о том, что скульптуры и барельеф были восстановлены уже в 1942 году.


Если говорить о периоде времени с 1950 года по 1953 год включительно(год смерти Сталина), я думаю, что трусоватые чиновники, они же неуёмные борцы за нравственность, точно бы не решились на разрушение скульптуры при его жизни (при нем её установили, значит, его её вид устраивал), потом какое-то время еще она простояла по инерции. На скульптурах, устанавливаемых в уже послевоенный сталинский период чиновники, близкие к искусству, давали себе полную волю. Весьма показательный образец их бредового влияния ниже, хотя, конечно, и скульпторы не в меньшей мере несут ответственность за подобные "шедевры":

Фото из книги Олтаржевский В.К. Строительство высотных зданий в Москве, 1953

Или вот еще образец: композиция "Готов к труду и обороне" для здания МГУ на Ленинских горах:

К растиражированным в советское время девушкам и женщинам с веслами эти работы никакого отношения не имеют, это работы других скульпторов, в основном, Ромуальда Иодко, но не только его. Что касается работ Иодко, есть два варианта, один проходит как "женщина с веслом" (1935 год), тут весло в правой руке, а второй как "девушка с веслом" (1936 год), у неё весло в левой руке, модель одна и та же. Их можно посмотреть, пройдя по ссылке в конце этого поста.

Фото Э.Евзерихина, 1938 год

Фото Наума Грановского, 1930-е:

Фото С. Васина, 1939 год

Фото Марка Маркова-Гринберга

К открытию сезона в парке в 1937 году в газете "Советское искусство" за 17 мая того года описывалось, что нового в парке ждет посетителей. В частности, вот касающееся "Девушки с веслом": «Около фонтана на площади Пятилетки сделаны четыре новых водоема, которые окружат стеной падающей воды шадровскую "Девушку с веслом"».

Кадр кинохроники, использованный в документальном фильме "Я шагаю по Москве. Фильм о фильме" 2010 года:

Из книги Ю.Д. Колпинского "И. Шадр. Альбом" 1964 года, считается, что это копия первого варианта:

Фото из буклета "Вида Москвы" 1936 года, первый вариант:

Кадры кинохроники, 1936 год, первый вариант:

Первый вариант в парке Луганска (тогда Ворошиловграда), парк был открыт 18 августа 1936 года:

В отличии от пьедестала в Москве, в Луганске пьедестал сам по себе являлся художественным произведением. Еще одна фотография из Луганска:

Фотографии, где она видна лишь издалека.

Фотография Х. Формана, 1939 год:

Появляется её силуэт и в кадрах фильма "Новая Москва" 1938 года, в парке по сюжету - молодежный маскарад.

У вдовы Шадра сохранились гипсовые модель в полный рост этюда первого варианта и голова второго, в 1956 году они попали в Третьяковку, где были сделаны их бронзовые отливы. Старая фотография 1964 года этюда первого варианта была выше. И как я понимаю, отлив головы в запасниках затерялся или о нем просто забыли, а сейчас (в 2011 году) нашли. Телекадры новостей телеканала Культура от 25 апреля: отлитая из бронзы, по сохранившейся гипсовой модели, голова, как утверждают, второго варианта скульптуры и этюд первого варианта:

Кадры из сюжета телеканала "Вести-Москва". Девушка, вторая модель, производит впечатление столь скромной, что, на мой взгляд, не очень сочетается с совершенно обнаженной фигурой:

В газете "Московские новости" за 3-10 дек. (№84) 1995 года был опубликован материал журналистки Ольги Мартыненко "В защиту «Девушки с веслом»: Кто позировал Ивану Шадру?" Вот что там было, в частности, написано:

«Иван Шадр искал по спортивным обществам натуру для задуманной им «Девушки с веслом». Зоя Бедринская, окончившая к тому моменту техникум, работала в мастерской архитектора Каро Алабяна <...> и занималась гимнастикой в обществе ЦДКА. Ее красота и классическое сложение привлекли внимание скульптора. После долгих уговоров она согласилась позировать. Три месяца Шадр лепил голову, но дальше было сложнее, ибо речь шла об обнаженной натуре. Шадр, по словам Зои Дмитриевны, советовался с искусствоведом Абрамом Эфросом: одевать «Девушку» или нет? Решили не одевать. Для Зои это было невыносимо, и потому на каждом сеансе присутствовала жена Шадра. В общей сложности девушка позировала 6 месяцев, несколько раз Шадр давал ей отдых <...>. Шадр, говорит Зоя Дмитриевна, относился к «Девушке» трогательно, как к собственному ребенку, почти каждый вечер ходил на нее смотреть, нередко вместе со своей натурщицей <...>». (Цит. по: Золотоносов М.Н. Парк тоталитарного периода и советская садово-парковая скульптура 1930-х годов: номенклатура, семантика, культурный контекст//Russian Studies. Ежеквартальник русской филологии и культуры, т. 2, №2 (1996) С.127, купюры в тексте - Золотоносова. Кроме того, Золотоносов пишет, что Бедринская сама обратилась в газету в 1995 году и сообщила, что моделью для скульптуры Шадра была именно она. Её обращение в газету он связывает с собственной публикацией в "Московских новостях" в номере за 3-10 сентября 1995 года "Среди кузнечиков: Замет­ки о неписьменной культуре", что в ней было, касающееся скульптуры Шадра, он не поясняет.

Символ "Гипсового" соцреализма, скульптура "Девушка с веслом", пережила сотни перерождений и перевоплощений. Воспетая поэтами советской эпохи, украшающая сотни парков СССР, самая первая скульптура была создана скульптором Иваном Шадром еще в далеком 1935 году. Первая "версия" была высотой 12 метров и предполагалась для украшения парка Горького. Критика отнеслась к произведению с большим предубеждением. Поэтому, простояв в столичном парке меньше полугода, за "холодное отношение к форме и содержанию" ее отправили в ссылку. Теперь она украшала Луганский городской парк.


Интересна история модели, позировавшей скульптору. Вера Волошина была достаточно известной спортсменкой и весьма скромной девушкой. Стесняясь позировать обнаженной, она настояла на том, чтобы во время работы в мастерской присутствовала жена мастера. Известно также, что Вера мужественно сражалась во время войны в партизанском отряде и погибла, выполняя очередное боевое задание в тылу.

Шадр создал второй вариант скульптуры. На этот раз она была на 4 метра ниже, поза ее стала свободнее, критика приняла новую версию достаточно нейтрально, статуя осталась в столице.


Коллега Шадра - Ромуальд Иодко - также был вдохновлен идеей создания образцовой скульптуры для украшения парка. Работа Иодко была менее монументальной и более "живой". Девушка изображена в спортивных трусах и купальном бюстгальтере. Изменена и поза девушки: опирается модель только на одну ногу, вторая немного согнута в колене, отведена в сторону. Таким образом автору удалось сделать скульптуру более "спортивной".


Оба автора пытались соединить в своих произведениях идею женственности и здоровья, активной жизненной позиции и мягкости. С несомненным талантом и Шадр, и Иодко создали очень непохожие, но объединенные одной идеей работы, по-настоящему украшавшие парки и стадионы СССР. Идеальные женские фигуры подчеркивались точными линиями весла (в античной скульптуре этому служило изображение копья в руках богов или богинь). В работе Шадра так и вовсе можно усмотреть прямое заимствование постановки фигуры в искусстве античной скульптуры.

В дальнейшем скульпторы всей необъятной страны получали заказы на копии и свои версии "скульптуры молодой физкультурницы". Большинство копий и версий, увы, не выдерживают критики. Созданные образы отличаются тяжеловесностью и отсутствием женственности. Идея Шадра и Иодко была уничтожена в новых воплощениях. Со временем "Девушка с веслом" становится символом безвкусицы и пошлости. Утрированно спортивная фигура, отсутствующее выражение лица, формальный подход к внутреннему содержанию работы - все это превратило реплики работ талантливых скульпторов в откровенную нехудожественную халтуру.

В настоящее время бронзовую копию "Девушки" можно увидеть в . Оригинал, стоявший в парке Горького, был полностью уничтожен прямым попаданием бомбы во время Великой Отечественной войны.



Похожие статьи
 
Категории