Презентация к уроку литературы на тему "А.Пушкин "Борис Годунов". Характеристика речи одного из персонажей трагедии А.С

24.02.2019

Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен - старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому - к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А. С. Пушкин драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Урок литературы в 7 классе Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам А. С. Пушкин.

2 слайд

Описание слайда:

Цели: дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы; углубить представление о драматических жанрах; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников. Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста. Оборудование урока: иллюстрации к драме «Борис Годунов».

3 слайд

Описание слайда:

В 1584 г. Умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разорённой опричным террором.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.

6 слайд

Описание слайда:

Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

7 слайд

Описание слайда:

После того, как Фёдор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

8 слайд

Описание слайда:

В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

10 слайд

Описание слайда:

С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время– период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся с появлением в Польше Самозванца. Н. М. Карамзин

11 слайд

Описание слайда:

Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». Ответьте на вопросы: К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»? Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»? Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г.Фридлендер? Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца? Кто такой патриарх? (запишите в тетрадь толкование этого слова. Работа с учебником.

12 слайд

Описание слайда:

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

13 слайд

Описание слайда:

Углубление представления о драматических жанрах. ДРАМА – (гр. drama - действие) – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля). В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии). ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре. ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.

14 слайд

Описание слайда:

Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре» Словарная работа. ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ. ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан. ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения. ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17веков учреждение. КРОМЕШНИКИ – здесь опричники (по старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад). ИГУМЕН – настоятель монастыря. АЛКАТЬ – сильно желать. ОБЕТ – торжественное обещание, обязательство. СХИМА – монашеский чин, налагающий самые строгие правила. ЗАНЕ – потому что, так как. ДНЕСЬ – ныне, сегодня; теперь, в настоящее время. ПРИСНО – всегда, во все времена. ОТРОК – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей. ИНОК – православный монах. КЕЛЬЯ – отдельная комната монаха в монастыре.

15 слайд

Описание слайда:

Характеристика героев. Вопросы по образу Пимена: - С помощью каких средств автор рисует образ летописца? - Как характеризуют Пимена его собственные слова? - Как Пимен относится к своему труду летописца? - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию? - Как характеризует Пимена отношение к Григорию? - Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? - Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? - Каковы особенности речи летописца? - Только ли царей винит в преступлениях Пимен? - Чем для вас интересен облик и характер летописца?

16 слайд

Описание слайда:

Характеристика героев. Вопросы по образу Отрепьева. - Можно ли назвать сон Григория вещим? - Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? - Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? - Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? - Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений - Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем? Григорий. Художник В. Фаворский. 1944–1955

17 слайд

Л. И. СОБОЛЕВА,
методист кафедры социально-гуманитарного образования
Института повышения квалификации и переподготовки работников
образования Кабардино-Балкарского государственного университета
г. Нальчик

Истинное произведение обладает своеобразной силой изобразительности и действует на эмоции непосредственно, силой художественных образов, стиля и речи. Федор Андреевич Щербина был мастером рассказа, умелым повествователем, великолепным оратором.

Бесценны воспоминания коренного кубанца, которые он написал за границей, в Праге. Любовью к казачьим традициям и порядкам проникнуты строчки дневника, в них – правда очевидца, чистота памяти о прошлом.

Язык воспоминаний Ф. А. Щербины прост и доступен, нет вычурности и высокого слога, высок лишь полет мысли-воспоминания о годах, проведенных на Кубани, в станице Новодеревянковской. "В последний раз поднялся я с постели, чтобы взглянуть на все дорогое в нашем дворе… Ранним утром я побывал в саду, в загонах, гладил собак, провожал глазами коров, следил за тем, как взяты были на налыгач волы и привязаны к яслям. Гнедого, на котором я поеду в Екатеринодар, хорошо покормили…".

У Щербины нет определенной формы, он не оглядывался на художественные модели сюжетов и жанров. Летописец покоряет читателя святой памятью, у него главное – картины воспоминаний, поток чувств, эмоций, ностальгический настрой. В воспоминаниях выделяются рассказы-наблюдения, рассказы-шутки, рассказ с переносом обычного явления в ранг самого памятного, единственно дорогого. От этого страницы щербиновских воспоминаний, речей и докладов, литературных произведений ошеломляют новым, удивительно странным, возведенным до вершин личностно-жизненных открытий. "Мне даже теперь представляется, на каком изгибе дороги совсем скрылась из глаз Деревянковка. Думаю, если бы и сейчас я ехал на лошадях по стародеревянковской дороге, то неминуемо пережил бы эти детские впечатления…".

А как звучно-мелодично льется украинская, казачья речь в устах живых людей, которых знал Щербина: "Я не плакал потому, что сидел рядом с матерью, и никого не было около нас плакавшего.

Ты, Федя, сел бы поближе до меня та не вертелся б, а то, чего доброго, ще с повозки слетишь.
- Хто, я? Як бы и верхи на Гнедому сидел, то и тогда б не упал до долу.
- Так ото ж по-казацькому скакал бы на коне. А то ж покатился не с коня, а с канапейчика, – говорила мама со смехом…".
- "Налыгач" (упряжка), "зозуля" (кукушка), "кущанка" (стадо овец), "мнишки" (сырники)

Родные малороссийские слова передают и дух, и своеобразие эпохи, и колорит кубанской народной речи.

Все далекие родственники Федора Андреевича были добрыми запорожцами в Переясловском курене. Прадед по отцу не ушел в Турцию, а дед прибыл на Тамань вместе с Головатым и Чепегой. От тех времен пробился первый родничок кубанского историка Ф. А. Щербины. Земные чувства к родине и ее предкам дали толчок к великим трудам летописца. А душа его – в "Истории Кубанского казачьего войска", которая создана благодаря любви к кубанской земле, к её старовыне.

Землякам Щербины было чем гордится, и потому рассказчик опору в своих работах делает на память, которая передавалась от поколения к поколению: "Пастух возил меня на хутор Безкровного, представлявший собою обширный двор с разного рода строениями и с домом в несколько комнат, в котором, однако, никто не жил. В парадной комнате этого дома дядько Шрам подвел меня к большому портрету и сказал: "Дивись! Оце сам Безкровный!". На картине была высокая статная фигура во весь рост, в казачьем костюме, с жирными эполетами на плечах, при сабле и кинжале…".

Удивительна простота повествования в трудах Ф. А. Щербины. Некоторые места перекликаются и по стилю, и по поэтичности речи со "Степью" А. П. Чехова: "Высоко-высоко в небесной синеве парят орлы, а внизу копошатся божьи коровки, ползающие по стебелькам растений… Мерно и величественно ходят дрофы, высоко поднимая на длинных шеях зоркие головы, а всюду по степи сотнями и тысячами голосов жаворонки поют гимн. Это ли не родные дети степной природы?".

2 марта 1929 г. в Праге Федор Андреевич выступал с речью. Свое знамя-кредо Федор Иванович пронес до конца: "Я стал в эмиграции на чисто научную и культурную почву, придерживаясь возможно большей объективности в своей деятельности. По моим воззрениям и моральным правилам, я, как казак, с этой позиции не сойду. Ибо мне ясна общая дорога казачьего объединения в направлении культуры к общечеловеческим идеалам, к которым определенно потянуло казачество".

Дела историка-ученого, своеобразного мастера слова Ф. А. Щербины озарили ХХ век и шагнул в век XXI.

Литература

1. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска.
2. Федор Андреевич Щербина о себе… // Родная Кубань. – 1999. – № 1.

Конференция «Научно-творческое наследие Ф.А. Щербины и современность». Краснодар, 2004 год

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I ,Подготовка к восприятию нового материала.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы?

Почему?

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил?

II . Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

а)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен?

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий?

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному

О Федоре Ивановиче

О Борисе Годунове

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»?

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу?

И т о г о в ы й в о п р о с:

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III .Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV .Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Города Конаково

Конспект

Открытого урока литературы в 7 классе

По теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» (по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

МБОУ СОШ №8 г.Конаково

Коваленко Инна Геннадьевна.

2011год.

Город Конаково Тверской области, ул. Энергетиков, д. 38

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена .

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I,Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Учитель.

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

Учитель.

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Учитель.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная и с т о р и ч е с к у ю п р а в д у о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы? (Да, Муму, Маруся из «Детей подземелья»)

Почему? (потому что произведения литературы воздействуют не только на наш разум, но и на чувства, заставляют переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.)

Но зачем нам учиться у участников событий XVI века? Какое дело до них нам, людям XXI века?(Каждый человек связан с историей, живет в ней, а значит, опыт другого человека, которому пришлось оказаться в гуще событий, нам тоже интересен).

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил? (Только пережив вместе с героями их злоключения, радости, мы можем проникнуться необходимостью усвоения этих уроков.)

II. Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

Учитель.

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Лексика.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

А)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен? (В период, когда ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т.е. он осознает скорое предстояние перед Всевышним. Это придает уго речам особую убедительность.)

Через что прошел Пимен, прежде, чем нашел истинные ценности? (Познав безумные потехи юных лет, схватки боевые, шумные пиры, роскошь и женскую лукавую любовь, Пимен находит истинные ценности в служении Богу.)

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий? («Как я люблю его спокойный вид вид,//Когда, душой в минувшем погруженный,//Он летопись свою ведет.» На челе высоком… нельзя прочесть сокрытых дум, вид смиренный, величавый; спокойно зрит. В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских поэтов-летописцев. Смиренный, величавый облик праведника, монаха запечатлен и на иконах, во внешности святых строгость, сосредоточенность, духовная просветленность. «Спокойно зрит на правых и виновных»).

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному . Несмотря на то, что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего от гневных дум и казней, мечтающего о принятии схимы и смиренных молитвах в обители.

«И сладко речь его из уст лилася…»

О Федоре Ивановиче . Особое теплое чувство вызывает у Пимена царь Федор Иванович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением (одно из основных христианских добродетелей), душевной святостью, пристрастием к молитвам. За это Господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и Святую Русь. «И Русь при нем во славе безмятежной// Утешилась…»Кончина Федора Ивановича обрисована, как кончина святого.

О Борисе Годунове . Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Его речь становится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с небесным. Это приговор злодею –цареубийце и народу, ответственному за воцарение преступника: «О страшное, невиданное горе!// Прогневали мы Бога, согрешили://Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли.»)

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям ? (За труды, за славу, за добро - поминание; за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»? (Символ: догоревшая свеча – конец жизни». Не мудрствуя лукаво – не своевольничай, не привноси своей личной воли в описываемое. «Все то, чему свидетель в жизни будешь://Войну и мир, управу государей,// Угодников святые чудеса…»)

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу? (Ошибался Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Летописец как гражданин своего отечества, истинный патриот не равнодушен к судьбе страны.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какова цель Пименовой летописи? В чем видит свое предназначение летописец?

(Поведать потомкам правду истории.

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу).

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III.Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV.Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Подписи к слайдам:

Борис Годунов. Борис Федорович Годунов (1551 - 1605) – царь России с 1598 по 1605, боярин. Родился Борис Годунов в Москве в 1551 году. Женился, в 1580 году стал боярином, постепенно занял важное положение среди знати. После смерти Ивана Грозного в 1584 году вместе с Бельским объявил о кончине государя народу. Когда новым царем стал Федор Иванович, в биографии Бориса Годунова была занята важная роль в совете. С 1587 года он являлся фактическим правителем, поскольку сам царь Федор не мог управлять страной. Благодаря деятельности Годунова был избран первый патриарх, построен водопровод в Москве, началось активное строительство, была установлена крепостная зависимость. После смерти наследника Дмитрия и царя Федора династия правителей Рюриковичей оборвалась. А 17 февраля 1598 года в биографии Бориса Годунова состоялось весьма важное событие. На Земском соборе его избрали царем. Однако страшный голод и кризис в стране в 1601-1602 годах пошатнул популярность царя. Вскоре начались бунты среди народа. Затем, если рассматривать краткую биографию Годунова, последовало разбитие небольшого войска Лжедмитрия. Здоровье Годунова постепенно ухудшалось, а 13 апреля 1605 года царь скончался.

Иван Грозный Иван Грозный (1530 -1584) – Великий Князь, царь всея Руси. В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Иван Грозный был жестоким правителем. После московского восстания 1547 года, внутренняя политика Грозного, управление страной проходило при помощи Избранной рады. В 1549 году он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. В нем политика Грозного относительно крестьян состояла в том, что общинам давали право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей.. Что же касается внешней политики Грозного, то ему пришлось воевать с новым казанским ханом Сафа-Гиреем, было предпринято 3 похода.. Для повиновения Астраханского царства, совершено 2 похода. Кроме того внешняя политика Ивана Грозного опиралась на войны с Крымским ханством, Швецией, Ливонией.

Лжедмитрий I. Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с > сыном. Лжедмитрий, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи > с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась – этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность > . Лжедмитрий был провозглашен царем. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание – дать полную свободу крестьянам. Молодой царь не считался с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

«Роль языковых средств в изображении летописца Пимена»

(по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

Драма-трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов не изучается в школьной программе глубоко. Я считаю, что в ней богатейший материал для реализации многих задач, стоящих перед учителем литературы. Это работа над понятиями «историческая правда» и «художественный вымысел», работа над языком произведения, а самое главное – над средствами создания образов.

Разбирая «Сцену в Чудовом монастыре», работая над образом Пимена, очень хорошо можно показать роль лексических и синтаксических средств в изображении главных персонажей этого отрывка. Ученики 7 в класса уже знакомы с методикой работы над образами героев и на стилистическом уровне справляются с этой работой самостоятельно. И этот момент на данном уроке был сделан хорошо.

Удачным моментом считаю решение включить в финальную часть урока арию Пимена из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Она явилась завершающим аккордом в понимании роли и значении образа летописца Пимена в трагедии.

Работа группы «искусствоведов» и их презентация «Опера «Борис Годунов» тоже была удачной на этом уроке. Связь урока литературы с уроками Мировой художественной культуры просто необходима.

Слабым звеном в уроке считаю работу группы «историков». Хотя исторический экскурс был вполне по теме (заслуга учеников), но форма его подачи могла быть другой (упущение учителя). Здесь возможен и более оправдан был бы сравнительный анализ образов исторических деятелей, взятых из учебников истории и художественных образов произведения А.С.Пушкина.

Большой упор при подготовке к этому уроку делала на воспитательный момент, связанный с чувством патриотизма. Поэтому акцент всего урока делался на деятельность Пимена: «Да (пусть) ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». А также на отношение А.С.Пушкина к истории своей страны. Думаю, у ребят навсегда останутся в памяти слова писателя о том, что можно быть несогласным с проводимой политикой самодержца, но к Родине отношение должно быть святым.

Ученики получили задание на дом написать сочинение о летописце Пимене. Проверяя работы, я поняла, что цели, поставленной перед уроком, я добилась. В работах звучали мысли о необходимости более глубокого изучения русской истории, о желании перечитать всю трагедию А.С. Пушкина до конца самостоятельно. Ребят увлекла и самостоятельность в выборе темы для выступления на уроке.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Конаково Коваленко И.Г.




Похожие статьи
 
Категории