Проблема памяти Великой отечественной войне (Аргументы ЕГЭ). Аргументы: проблема исторической памяти

12.04.2019
  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.Т. Твардовский - стихотворение «Есть имена и есть такие даты...». Лирический герой А.Т. Твардовского остро ощущает вину свою и своего поколения перед погибшими ге­роями. Объективно такой вины не существует, но герой судит себя высшим судом - судом духовным. Это человек большой совести, честности, болеющий душой за все происходящее. Он чувствует свою вину, потому что просто живет, может на­слаждаться красотой природы, радоваться праздникам, тру­диться в будни. А погибших уже не воскресить. Они отдали свои жизни за счастье будущих поколений. И память о них вечна, бессмертна. Тут не нужны громкие фразы и хвалебные речи. Но мы каждую минуту должны помнить о тех, кому обя­заны жизнью. Погибшие герои не ушли бесследно, они будут жить в наших потомках, в будущем. Тема исторической памя­ти звучит у Твардовского также в стихотворениях «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые», «Я знаю: никакой моей вины...».
  • Е. Носов - рассказ «Живое пламя». Сюжет рассказа не­сложен: рассказчик снимает жилье у пожилой женщины, тети Оли, потерявшей на войне единственного сына. Однажды он сажает у нее на клумбах маки. Но героиня явно не любит этих цветов: у маков яркая, но короткая жизнь. Вероятно, они на­поминают ей о судьбе сына, погибшего в молодом возрасте. Но в финале отношение тети Оли к цветам изменилось: теперь на клумбе у нее полыхал целый ковер маков. «Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влаж­ной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живо­му огню». Образ мака в этом рассказе символичен. Это сим­вол всего возвышенного, героического. И это героическое продолжает жить в нашем сознании, в нашей душе. Память питает корни «нравственного духа народа». Память вдохнов­ляет нас на новые подвиги. Память о погибших героях всегда остается с нами. Именно это, думается, составляет одну из главных идей произведения.
  • Б. Васильев - рассказ «Экспонат №...». В этом произ­ведении автор ставит проблему исторической памяти и детс­кой жестокости. Собирая реликвии для школьного музея, пи­онеры крадут у слепой пенсионерки Анны Федотовны два письма, полученные ею с фронта. Одно письмо было от сына, второе - от его товарища. Письма эти были очень дороги ге­роине. Столкнувшись с неосознанной детской жестокостью, она потеряла не только память о сыне, но и смысл жизни. Ав­тор с горечью описывает чувства героини: «Но было глухо и пусто. Нет, письма, пользуясь ее слепотой, вынули не из шка­тулки - их вынули из ее души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и ее душа». Письма же оказались в запаснике школьного музея. «Пионерам вынесли благодарность за ак­тивный поиск, но места для их находки так и не нашлось, и письма Игоря и сержанта Переплетчикова отложили про за­пас, то есть попросту сунули в долгий ящик. Они и сейчас там, эти два письма с аккуратной пометкой: «ЭКСПОНАТ №...». Лежат в ящике стола в красной папке с надписью: «ВТОРИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ К ИСТОРИИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ».

Великая отечественная война – это особенный этап в истории нашей страны. Он связан и с большой гордостью и с огромной печалью. Миллионы людей погибли в сражениях, чтоб мы могли жить. Прошло не так много времени с тех пор, как перестали греметь выстрелы, но мы уже стали забывать о подвигах.

Кто-то может сказать, зачем помнить об ужасах? Но ведь это наша история. Помнить о Великой отечественной войне нужно хотя бы для того, чтобы не делать повторных ошибок. Если будет возможность ввязаться в войну, то прошлый опыт подскажет держаться подальше. В войне нет победителей. Она наказывает всех, и делает это беспощадно.

В литературе писатели часто говорили о войне. Я приведу два примера. Первый пример – это рассказ Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, мужественно пошел на фронт, когда началась война.

Он сражался за Родину, защищал товарищей. Вернувшись домой, он увидел разрушенный дом. Жена и дети мертвы. Но Андрей не стал спиваться или отчаиваться. Он решил усыновить мальчика, который также потерял всю свою семью. Данная история была на самом деле. Шолохов лично общался с главным героем и не смог обойти рассказ стороной.

Второй пример рассказывает о героизме женщин на войне. Это повесть Васильева «А зори здесь тихие». Он открывает историю пяти женщин и одного старшины, которые смогли задержать врага. Их было мало, они не были достаточно подготовленными. Но храбрость и решимость сделали свое дело. В живых остался только старшина, который рассказал всю историю. Она сохранилась до наших дней.

Давайте помнить о войне, какой бы она ни была.

Это наша история, это подвиги наших дедов.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-02-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

В данном материале мы акцентировали внимание читателя на основных проблемах, поднимаемых в текстах на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, иллюстрирующие данные проблемы, находятся под соответствующими заголовками. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами в конце статьи.

  1. В повести В.Г. Распутина «Прощание с Матёрой» автор затрагивает очень важную для всего общества проблему сохранения природного наследия. Писатель отмечает, что без знания прошлого невозможно построить достойного будущего. Природа - это тоже память, наша история. Так, гибель острова Матёра и одноименной маленькой деревушки стали причиной утраты памяти о прекрасных днях жизни в этой местности, ее прежних жителях… К сожалению, лишь старшее поколение, например, главная героиня Дарья Пинигина, понимали, Матёра — не просто остров, это связь с прошлым, памятью предков. Когда Матёра скрылась под водами бушующей Ангары, и последний житель покинул это место, память умерла.
  2. История героев научно-фантастического рассказа американского писателя Рэя Брэдбери «И грянул гром» также является подтверждением того, что природа — часть нашей общей истории. Природа, время и память - все эти понятия сплетаются воедино, и это подчеркивает писатель-фантаст. Смерть маленького существа, бабочки, стала причиной гибели будущего всего мира. Вмешательство в жизнь дикой природы доисторического прошлого обошлось очень дорого жителям планеты Земля. Таким образом, проблема сохранения природного наследия в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром» поднимается для того, чтобы люди задумались о ценности окружающей среды, потому что она неразрывно связана с историей человечества.

Сохранение культурного наследия

  1. В книге советского и российского филолога и культуролога Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» раскрывается проблема сохранения культурного наследия. Автор заставляет своих читателей задуматься о том, что значат для человека памятники культуры. Доктор филологических наук напоминает нам, что, в отличие от природных объектов, архитектурные сооружения не способны к самовосстановлению. Он призывает всех принимать активное участие по сохранению памяти, застывшей в глине и гипсе. По его мнению, никто не должен отвергать культуру прошлого, поскольку она является фундаментом нашего будущего. Это утверждение должно убедить каждого неравнодушного человека попытаться разрешить проблему сохранения культурного наследия, поставленную Д.С. Лихачевым.
  2. В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» один из главных героев, Павел Петрович Кирсанов, уверен в том, что культура незаменима в жизни людей. Автор пытается донести через этого героя мысль о важности культурного наследия не только нигилисту Евгению Базарову, но и всем читателям. Без целебного влияния искусства Евгений, например, не смог понять себя и вовремя осознать, что он – романтик, и тоже нуждается в тепле и ласке. Именно духовная сфера помогает нам познать самих себя, поэтому мы не можем ее отрицать. Музыка, изобразительное искусство, литература делают человека благородным, нравственно красивым, поэтому необходимо заботиться о сохранении памятников культуры.

Проблема памяти в семейных отношениях

  1. В рассказе К.Н. Паустовского «Телеграмма» Настя долгие годы забывала о своей матери, не приезжала, не навещала. Она оправдывалась каждодневной занятостью, но никакие дела не сравнятся по важности с родной матерью. История главной героини дается автором в назидание читателю: забота и любовь родителей не должны забываться детьми, потому что однажды станет поздно отплатить им тем же. Так случилось и с Настей. Лишь после смерти матери девушка поняла, что очень мало времени уделила той, что оберегала ее сон у детской кроватки.
  2. Слова родителей, их наставления порой запоминаются детям на долгие годы и даже на всю жизнь. Так, главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» , Петр Гринев, очень четко уяснил для себя простую истину отца «береги честь смолоду». Благодаря родителям и их наставлениям, герой никогда не сдавался, никого не обвинял в своих проблемах, с честью и достоинством принимал поражения, если того требовала жизнь. Память о родителях была чем-то сакральным для Петра Гринева. Он уважал их мнение, старался оправдать доверие к себе, впоследствии это помогло ему стать счастливым и свободным.

Проблема исторической памяти

  1. В романе Б. Л. Васильева «В списках не значился» главный герой еще не успел отметиться на боевом посту, как началась кровопролитная Вторая Мировая Война. Он вложил все молодые силы в защиту Брестской крепости, в ходе которой погибли все. Даже оставшись в одиночестве, он не переставал наводить ужас на оккупантов своими ночными вылазками. Когда Плужникова поймали, враги отдали ему честь, так как советский солдат поразил их своей отвагой. Но название романа говорит нам о том, что множество таких безымянных героев утеряны в сутолоке дней, когда их просто не успели внести в очередной список. Но сколько они, неузнанные и забытые, сделали для нас? Для того чтобы мы хотя бы это сохранили в нашей памяти, автор посвятил подвигу Николая Плужникова целое произведение, ставшее тем самым памятником боевой славы на братской могиле.
  2. В антиутопии Олдоса Хаксли «О дивный новый мир» описывается общество, отрицающее свою историю. Как мы видим, их идеальная, не омраченная воспоминаниями жизнь стала лишь приторным и бессмысленным подобием настоящей жизни. У них не осталось чувств и эмоций, семьи и брака, дружбы и других ценностей, определяющих личность. Все новые люди – пустышки, существующие по законам рефлексов и инстинктов, примитивные создания. На их фоне выгодно выделяется Дикарь, чье воспитание было построено на связи с достижениями и поражениями прошлых эпох. Именно поэтому его индивидуальность неоспорима. Только историческая память, выражающаяся в преемственности поколений, позволяет нам развиваться гармонично.

В современном обществе многие забывают о героизме людей, которые погибли в военные годы. Именно такую проблему сохранения памяти о погибших на войне рассмотрел в предложенном для анализа тексте Константин Михайлович Симонов.

Чтобы наиболее точно проанализировать проблему, автор пишет о двух героях, непохожих друг на друга, но совпадающих в отношении к погибшим на войне. Один из них бережно относится к исторической памяти в силу своего образования: "Для Прудникова, когда-то до войны учившегося на историческом факультете МГУ, это открытие представлялось чрезвычайно важным".

Другой- в силу своего характера: "Был он большой души человек, несмотря на грубость, любимец всей батареи и хороший артиллерист". После того, как капитан Николаенко понимает, что обстрелу подвергается могила Неизвестного солдата, он даёт приказ отставить огонь. Этот момент учит читателя чтить и хранить память о погибших на войне.

Я думаю, что авторская позиция сформулирована в предложениях №35-38: "Это ведь не просто могила. Это, как бы сказать, национальный памятник... Ну, символ всех погибших за Родину". Константин Михайлович утверждает, что каждый человек при любой ситуации обязан помнить о погибших за Родину. Ведь это является основной ценностью в нашей жизни.

А без знаний о своём прошлом мы не имеем будущего.

Например, в произведении Б.Л. Васильева "Экспонат №" бережное сохранение памяти о погибшем солдате проявляется в поведении главной героини Анны Федотовны. Её сын погиб в первые годы Великой Отечественной войны. От него осталось лишь несколько писем с фронта, которые старушка ценит и бережёт. Однажды к пожилой женщине приходят пионеры с просьбой отдать письма в исторический музей. Анна Федотовна отказывается, потому что эти вещи связывают её с сыном, напоминают о нём. Для героини высшей ценностью является сохранение памяти о родном погибшем солдате.

Ещё одним примером служит произведение В. А. Закруткина "Матери человеческая". Главная героиня Мария относится с трепетом к памяти погибших на войне. Вернувшись в разграбленную деревню, женщина первым делом старалась похоронить всех мёртвых: и своих, и врагов. Лопат не было, поэтому она копала могилы руками. Мария считала бесчеловечным не совершить захоронение погибших. Несколько месяцев героиня искала тела мужа и сына, которых убили у неё на глазах. В финале произведения женщина нашла их останки и похоронила. Она бережно сохранила память о погибших на войне.

Таким образом, каждый человек должен помнить подвиг и героизм тех, кто защищал свою Родину, свой народ. Память о погибших - это святая ценность во все времена. Мы обязаны сохранять её.

Сочинение «Память о войне» ученицы 7 класса средней школы №7

Арбит Анны.


Прошла война,
Прошла страда,
Но боль взывает к людям.

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

А. Твардовский

9 мая... День Победы – праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы своим черным крылом самая страшная из войн - Великая Отечественная! В этот день под звуки духового оркестра на площадь перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, по-моему, таких слов, какими можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых война стала новой точкой отсчета, по которой привыкли они выверять смысл и цену своих поступков.

Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн. И живы еще люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным и горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Нам повезло, мы живём в относительно мирное время, и за это - низкий поклон всем тем, кто сражался за освобождение нашей страны от фашистских захватчиков: в тылу и на фронте люди не жалели своих сил и жизни, «просто был выбор у каждого: я или Родина». И люди выбирали Родину, чтобы было будущее у детей и внуков, чтоб не исчезла русская земля. Благодаря именно такому истинному патриотизму мы есть.

О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлено фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы очевидцев.

Многие из героев, на плечи которых легли тяжелейшие испытания, принадлежали к поколению тех молодых людей, которые попали на фронт, едва окончив школу. Юноши и девушки, которые только вчера строили планы начинающейся жизни, вместо этого шагнули навстречу опасности и смерти, сталкиваясь с бесчеловечными и жестокими силами фашизма.

В нашем городе живет человек удивительной судьбы. Его зовут Шульгин Владимир Михайлович. В 1941 году он добровольно ушел на фронт. Его часть обороняла знаменитую Дорогу Жизни, которая проходила по льду Ладожского озера. По ней в осажденный Ленинград везли на машинах продукты и оружие. Бойцам приходилось очень трудно. Ни днем, ни ночью нельзя было выйти из окопа. И спали, и ели на посту. Вражеские атаки с воздуха не давали передышки. Однажды ночью в окопе оказался чуть живой мальчишка. Бойцы подобрали его, накормили. Владимир Михайлович провожал его домой, прикрывая собой во время бомбежки. На память подарил ему свой ремень и весь солдатский продовольственный паек, который выдавали только бойцам. А кормили их не лучше, чем блокадников, и они всегда ходили голодные.

В один из дней, когда фашисты особо лютовали, огонь был шквальным, и снаряд угодил в окоп, в то место, где как раз находился Владимир Михайлович. Засыпало всех, были слышны крики и стоны. Владимир Михайлович пришел в себя, когда через поле, по которому стреляли, его тащила юная, маленького роста медсестра. Тащила и уговаривала потерпеть.

Владимир Михайлович был ранен множеством осколков. Военный хирург долго боролся за жизнь бойца. Владимир Михайлович выжил, а вот ноги… они еле передвигаются. Каждый шаг дается с болью. После госпиталя его демобилизовали. До сих пор сияют на парадном пиджаке солдата медали «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда». После войны Владимир Михайлович работал в школе учителем истории в Казахстане. После смерти жены его, уже старенького и больного, забрала к себе родная сестра, и теперь он живет здесь, в городе Киржаче. Владимир Михайлович – удивительно добрый и скромный человек. Он не любит много говорить о себе, не любит быть в центре внимания. Он утверждает: «Я не сделал ничего особенного, просто воевал и защищал Родину так же, как все». А награды говорят о мужестве и доблести солдата.

Это о таких защитниках Родины сказал когда-то знаменитый адмирал Ушаков: «Все может родная земля: накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя не может. Поэтому защита родной земли – обязанность тех, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой. Людям даются почетные и уважительные звания. Самое высокое звание из всех – защитник Родины…»

Люди военного поколения ─ особые люди. С фронтов Великой Отечественной они принесли в непростую жизнь страны веру в будущее, готовность жертвовать собой ради других. Высота человеческого подвига определяется силой любви в жизни. Чем сильнее эта любовь, тем непостижимее измерение подвига, совершаемого человеком ради любви к жизни. Мы никогда не забудем погибших в войне, мы всегда будем помнить тех, кто жертвовал собой, спасая и защищая Родину.

Скоро 9 мая. А это значит, что уже в 65 раз прозвучит над Красной площадью салют. Уже 65 лет русский народ празднует великий праздник - День Победы! Жаль только, что участников сражений, ветеранов Великой Отечественной войны, остаётся всё меньше и меньше. К сожалению, скоро уйдут из жизни настоящие герои, которые и героями-то себя не считают, и, как Василий Тёркин, говорят о своих подвигах как-то вскользь, между прочим, мол, «бывало всяко». А что кроется под этим «всяко» - страшно представить! Смерть товарищей, потеря близких людей в результате бомбёжек и пленения, первый выстрел в человека… И хочется сказать огромное спасибо и поклониться до земли людям, которые дали нам шанс – просто жить. И я возьму на себя смелость сказать, что многие из нас, молодых, не утратили любовь к Родине и благодарны солдатам Великой Отечественной войны. А еще я хочу, чтобы каждый из нас хоть изредка задумывался, использует ли он этот шанс в полной мере, чтобы когда-нибудь, оглянувшись, посмотреть на прожитую жизнь и с чистой совестью сказать вам, людям, защитившим нашу Родину, что все сделанное вами не пропало даром и никогда не будет забыто, потому что «есть память, которой не будет конца»!

И пусть умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю,
Но будет вечно жить солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.
Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему,
Покой и счастье мирных дней.
Ты встань и поклонись ему.
И в это мирное время века
Я готова бить в тот набат:
«Люди, подло забыть человека,
имя которого - русский солдат!»



Похожие статьи
 
Категории