Рисование портрета карандашом для начинающих. Секреты рисования портрета по фотографии

14.04.2019

Портрет передает не только внешние характеристики лица, но и отражает внутренний мир человека, его отношение к реальности и эмоциональное состояние в определенный момент времени. Фактически, портрет, как и любая другая жанровая картина, — это расположение линий, форм и цветов на холсте или бумаге так, что их конечное сочетание повторяет форму человеческого лица.

Звучит почти как волшебство? Чтобы правильно располагать на бумаге те самые линии, формы и оттенки, нужно прежде всего изучить пропорции лица человека (при рисовании портрета их необходимо соблюдать в обязательном порядке) и их зависимость от движений, направления и формы головы.

Что такое портрет?

Вне зависимости от уровня мастерства, работа над ним пугает любого художника. Замечательный живописец Джон Сингер Сарджент дал портрету две характеристики, с которыми согласится каждый художник:

  1. «Каждый раз, рисуя портрет, особенно на заказ, я теряю друга».
  2. «Портрет - это картина, на которой в конечном итоге губы выглядят как-то не так».

Портрет - один из самых сложных жанров рисунка и живописи. Причиной является то, что художник часто работает на заказ, а давление со стороны мешает творческому процессу. Портрет в представлении заказчика зачастую отличается от того, что создает художник. Кроме того, для работы над изображением человеческого лица необходимы специальные знания и изрядная доля терпения.

Зачем изучать пропорции

Пропорции нужны для того, чтобы понять, как объекты расположены относительно друг друга в размерном, плоскостном и промежуточном соотношении. Если для портрета важна хоть небольшая доля реализма, без знания пропорций этого не добиться. С другой стороны, абстрактные портреты никто не отменял.

Знание пропорций помогает передавать не только черты лица, но и эмоции и мимику человека. Зная зависимость изменения внешнего вида от положения головы, эмоционального состояния модели и освещения, художник может перенести на холст характер и настроение человека, тем самым создавая предмет искусства. Но для этого необходимо знать правильные пропорции лица и уметь строить композицию в соответствии с правилами.

Идеальные пропорции

В период Высокого Возрождения Рафаэль создавал картины, которые считались эталоном совершенства. Фактически все сегодняшние идеальные пропорции берут свое начало в овале лиц Мадонн Рафаэля.

Если провести вертикальную линию в самом центре лица и разделить ее на три части - от линии роста волос до бровей, от бровей до кончика носа и от кончика носа до подбородка, то у идеального лица эти части будут равны. На представленном ниже рисунке показаны идеальные пропорции лица человека, схема рисования и построения идеального овала лица, а также соотношение основных черт. Стоит учесть, что идеал мужского лица характеризуется более угловатыми чертами, но, несмотря на это, основное их расположение соответствует представленной схеме.

Исходя из данной схемы, идеальные пропорции лица при рисовании портрета соответствуют следующей формуле:

  1. BC = CE = EF.
  2. AD = DF.
  3. OR = KL = PK.

Форма лица

Правильно построенные пропорции лица человека при рисовании портрета зависят во многом и от формы этого лица. Рафаэль, создал совершенный овал, а природа не ограничивает совершенство лишь одной геометрической формой.

Вероятно, изучить построение пропорций и их изменение при движении удобнее всего на идеально овальном лице, для этого существует масса способов и приемов, которые будут рассмотрены ниже, но суть портрета не в создании идеала, а в изображении человека со всеми его особенностями и несовершенствами. Именно поэтому важно знать, какой может быть форма лица и как она влияет на построение пропорций при рисовании портретов.

Округлые формы лиц

Удлиненное лицо обладает закругленными формами линии роста волос и подбородка. Вертикальная средняя линия лица гораздо длиннее горизонтальной. Характеристикой удлиненных лиц обычно является высокий лоб и большое расстояние между верхней губой и основанием носа. Обычно ширина лба примерно равна ширине скул.

Овальное лицо схоже по форме с перевернутым острой стороной вниз яйцом. Самой широкой его частью являются скулы, затем идет чуть менее широкий лоб и сравнительно узкая челюсть. Длина овального лица немного больше его ширины.

Круглое лицо характеризуется практически равными средними линиями вертикального и горизонтального сечения лица. Широкие скулы сглаживаются плавной округлой линией подбородка.

Угловатые формы лиц

Прямоугольное лицо характеризуется широкой челюстью, подчеркнутой угловатым подбородком и прямой линией роста волос. Средняя линия вертикального сечения намного длиннее горизонтальной. Ширина лба человека с прямоугольным лицом примерно равна ширине скул.

Треугольное отличается от сердцеобразного только линией роста волос, у треугольного она прямая. Характерная черта этой формы лиц - высокие скулы и очень узкий, острый подбородок, в то время когда скулы практически так же широки, как и лоб. Вертикальная линия сечения треугольного лица обычно чуть длиннее горизонтальной.

Квадратная форма свойственна лицам с низкими, широкими скулами и угловатым подбородком. Длина квадратного лица равна его ширине.

Трапециевидное определяется широкой челюстью, низкими скулами и узким лбом. Обычно на таком лице подбородок угловат и широк, а скулы намного шире лба.

Ромбовидную форму лицу придают пропорционально узкие лоб и подбородок, причем последний обычно заострен. Высокие скулы - самая широкая часть ромбовидного лица, а его горизонтальное сечение гораздо меньше вертикального.

Правильное построение лица

Правильное построение при рисовании портрета основывается на измерении черт лица модели и расстояния между ними. Каждый портрет индивидуален, так же как нет и двух абсолютно одинаковых лиц, за исключением близнецов. Формулы вычисления пропорций дают лишь основные советы, следуя которым можно намного облегчить процесс рисования.

Для создания собственных персонажей или рисования лиц по памяти крайне важно знать правильную передачу пропорций. Здесь важно помнить, что форма головы гораздо сложнее перевернутого яйца или овала, а потому стоит следовать правилам, чтобы избежать глаз на лбу или слишком маленького рта.

Очертания лица

Для начала рисуем круг - это будет широкой частью черепа. Как известно, основные черты лица занимают место под кругом. Чтобы примерно определить их место, делим круг пополам вертикально и линию продолжаем вниз так, чтоб нижнее очертание окружности делило ее ровно пополам. Низ линии будет подбородком. От боков круга к «подбородку» нужно провести линии, которые станут предварительными очертаниями скул и щек.

Если портрет рисуется с лица модели или по памяти, то можно несколькими легкими линиями подкорректировать форму, определить примерную ширину подбородка и линию роста волос. Стоит обратить внимание, что волосы на портрете будут занимать некоторую часть круга, который был нарисован в самом начале.

Глаза и брови

У основания круга проводим горизонтальную линию, перпендикулярно первой. На этой линии располагаются глаза. Именно на ней, не выше, как бы ни хотелось! Горизонтальную линию нужно разделить на пять равных частей - каждая из них равна ширине глаза. Центральная часть может быть немного шире. Глаза расположены по бокам от нее. Для дальнейшего вычисления пропорций лучше всего указать, где будут располагаться зрачки.

Чтобы определить, насколько высоко над глазами должны быть брови нужно разделить круг на четыре равные части, снизу вверх. По горизонтальной линии, проходящей прямо над глазами, будут располагаться брови.

Нос и губы

Вертикальную линию нижней части лица нужно разделить пополам. Отметка середины там, где должно быть основание носа. Ширину носа легко определить, проведя параллельные линии вниз от внутренних уголков глаз.

Оставшуюся часть - от носа до подбородка - нужно снова разделить пополам. Средняя линия совпадает с линией рта, то есть прямо над ней располагается верхняя губа, а под ней - нижняя. Ширину рта можно вычислить, проведя параллельные линии вниз от середины зрачков. Ширина подбородка обычно равна ширине носа.

Построение пропорций человеческого лица, описанное выше, является упрощенным методом и подходит для идеальных лиц, которых в природе не так много.

Многие люди находят отдушину в рисовании. Некоторые хотят стать профессиональными художниками, но для других это просто любимое хобби. В этой статье будет рассказано о том, как нарисовать портрет карандашом поэтапно для начинающих. Зачем вообще люди рисуют портреты? Кому-то просто очень нравится человек, которого он хочет нарисовать. Другому интересно попробовать себя. Третий хочет произвести впечатление. Но это всё касается взрослых людей.

А вот многие дети хотят поздравить свою маму с праздником или просто порадовать её. Им приходит идея нарисовать её портрет карандашом. Ведь такой подарок будет приятен, запомнится надолго и займёт своё место в доме. Не все ребята учатся в художественной школе, но хочется, чтобы рисунок был выполнен правильно и порадовал своей красотой . Поэтому здесь будет рассказан урок, как поэтапно изобразить лицо человека на бумаге. А поскольку рисовать можно кого угодно, пускай это будет хоть мама, хоть любимая актриса, то пригодится этот урок самым разным людям.

Даже у начинающих ребят должно получиться хорошо и они быстро научаться технике портрета. А всё потому что выбранный объект для рисования очень нравится и им дети хотят кого-то порадовать. Это лучшая мотивация.

С чего начать рисовать портрет? Первые шаги

Чтобы научится рисовать портрет, необходимо двигаться от простого к сложному. У головы человека на рисунке существует всего три ракурса: анфас, профиль и полуоборот . Для начала стоит попробовать научится правильно изображать лицо человека сбоку. После этого станет намного легче писать его в анфас.

Стоит помнить, что лица мужчины и женщины немного отличаются. При рисовании портрета мужчины следует использовать больше жёстких, чётких линий. В портрете женщины же следует от них отказаться, отдав предпочтение более мягким, плавным и женственным.

Для начала следует нарисовать каркас будущего портрета карандашом. Отобразить форму головы, примерное расстояние между подбородком и затылком, расстояние между глаз. При этом не стоит забыть и о масштабе, пропорциях и других измерениях лица. Штрихи карандаша необходимо делать тонкими и лёгкими, чтобы в любой момент можно было их подкорректировать.

После того как получилось нарисовать основу будущего портрета, следует приступить к изображению черт лица. Чтобы не получилось искажённого изображения, нужно постоянно сверять рисунок и модель.

Как только поэтапно будут отмечены разные части лица, следует выделить те части, которые выступают, а именно лоб, скулы, подбородок . Вообще, следует обратить внимание на особенности лица человека и постараться передать их. Будь то толщина губ, высота лба или расположение глаз.

Причёске следует уделить отдельное внимание, ведь она является составляющей образа, стиля и восприятия человека. Рисовать её нужно длинными штрихами, затемняя волосы у корней, тем самым придавая им объём.

Чтобы придать завершённости рисунку, нужно стереть лишние каркасные линии и приступить к проработке деталей. Кожа, волосы, тени и свет . Всё это следует передать на рисунке карандашом. В этом помогут карандашные штрихи, которые при надавливании становятся светлее или темнее. Фон при этом нужно рисовать тёмными штрихами, надавливая на карандаш . Делать это нужно для того, чтобы человек выделялся и находился на первом плане. Следует обратить внимание на индивидуальные особенности, изюминку человека и передать их на бумаге.

У художников-портретистов есть золотые правила рисования лица, именуемые эталоном:

  • линия глаз – отрезок в середине между верхушкой головы и подбородком;
  • линия носа проходит между бровей и к подбородку;
  • отрезок между носом и губами делится на три части: на нижней линии верхней части и будет начало губ;
  • голову следует также поделить на три равные части, самая верхняя будет обозначить линию роста волос, средняя – бровей, а нижняя – носа.

Как нарисовать глаза?

Рисованию глаз следует уделить отдельное внимание, так как они являются зеркалом души и очень важны при изображении человека. С чего следует начать:

  • нарисовать два овала;
  • внутри них ещё два – радужка и зрачок;
  • нарисовать ресницы, не прямыми палками, а дугообразные от века к бровям, более густые на уголках и короткие у начала;
  • штриховать так, чтобы края радужки были затемнены, а на зрачке обозначались блики.

Портрет карандашом




Уроки рисования в интернете

В современном мире, даже если человек не учился рисованию в изостудии и является совсем начинающим художником, для него ещё не всё потеряно. Ведь в век интернета множество художников совершенно безвозмездно выкладывают уроки рисования в сеть . Поэтапные фото с изображением каждого шага, обучающие видео. Всё это поможет овладеть навыком и научиться рисовать прекрасные портреты. Стоит лишь найти соответствующее видео или блог и тогда даже у начинающих начнут получаться красивые картины.

Какой бы ни была интересной и полезной статья, не каждый способен воспринимать написанное с лёгкостью, многим проще будет всё-таки увидеть, чем прочитать и пытаться понять самостоятельно. Рисовать с туториала будет достаточно просто и увлекательно.

Стоит запомнить, что настоящий художник – это тот, кто не представляет свою жизнь без рисования и держит карандаш в руках каждый день!

Нарисовать портрет карандашом не очень сложно, как может показаться на первый взгляд. Напомним, что пока не появилась фотографии, то обязательно дисциплиной в школе было умение рисовать портреты. В это статье вам помогут этому обучиться.

Когда вы изображаете голову человека, нужно убедиться, что пропорции между ртом, носом, ушами и глазами обозначены точно и правильно. Уделите особое внимание структуре головы, оцените ее основные особенности, если вы этого не сделаете, вряд ли у вас получится действительно стоящий портрет.

Ниже приведены картинки с пропорциями среднестатистической головы. Но это всего лишь эталон. А ведь именно расхождения с эталоном придают человеку неповторимости и оригинальности. Стоит сравнить его с вашей моделью, в чем они отличаются и в чем сходятся.

Глаза являются наиболее выразительным элементом портрета, именно поэтому необходимо соблюдать точность формы и правильность положения. УчиЭто хочет отметить, что склеру (часть глазного яблока) не нужно делать белоснежной, она должна изменять цвет из-за отброшенной веком тени и эффекта собственной тени. Также необходимо обратить внимание на блики света в нижнем веке, во внутреннем уголке глаза и на радужке. Именно они и тени делают глаза более “живыми”.

На картинках снизу изображена сферическая структура глаза, как правильно показать веки на них и саму стадию рисования.

Чертите глаза с разных точек зрения и в разных положениях. У женских глаз в основном густые и длинные ресницы, а брови тонкие и хорошо обрисованы. У ребенка радужная оболочка выглядит большой по сравнению с веком. У стариков со временем появляются глубокие морщины, которые начинаются от уголков глаз, брови становятся густыми и разрастаются, а у нижних век мешковатый вид.

Ухо сформировано хрящевыми тканями. Оно может выглядеть в разных вариациях, но все уши напоминают морскую раковину, которая у женщин и мужчин практически не отличается. В портретах уши или частично, или полностью скрываются волосами, а выразительность зависит от того, как точно вы расположите их по бокам головы. Смотрите эскизу.

Высота уха взрослого человека приблизительно равна длине носа. У взрослых уши меньше относительно головы, чем у детей. У пожилых людей уши удлиняются из-за ослабления и истончения ткани хряща.

Нос правильно изобразить довольно трудно, потому что он впереди лица, и поэтому его форма меняется довольно сильно в зависимости от точки зрения. Попытайтесь определить области света и тени (обычно максимальное количество света присутствует на кончике носа и на переносице, при этом самая интенсивная тень находится в основании ноздрей), пытайтесь передать лишь этот контраст, дабы ваш рисунок был не перегружен (если нос – это не ключевая деталь лица).

После глаз рисуем рот . Он является вторым самым выразительным элементом в портрете. Розоватый оттенок губ – это следствие перехода между кожей и слизистой оболочкой. Когда будете изображать губы, стоит убедиться, что правильно определили границу перехода. Губы находятся на полуцилиндрической поверхности костей челюсти. Эскизы, представленные ниже, указывают на основные особенности губной морфологии. УчиЭто хочет отметить, что верхняя губа более тонкая.

На этих эскизах вам представлены варианты улыбок, которые обычно рисуют на портретах. Губы стариков тонкие и покрыты большим количеством вертикальных складок.

Видео уроки

Обычно люди, не имеющие специального художественного образования, не решаются изображать человеческие лица. Оно и понятно, для этого нужно знать анатомию, строение черепа, виды лицевых мышц и многое другое. Таких учеников больше интересует то, как научиться рисовать цветы, натюрморты или пейзажи, они кажутся доступнее... Однако для того, чтобы рисунок был похож на какого-то конкретного человека, вовсе не обязательны академические знания в области живописи. Пусть этот набросок и не станет шедевром, но память о какой-то встрече сохранит.

Художники, уже знающие о том, как научиться рисовать портреты, рекомендуют всем новичкам уделять больше внимания глазам: от них в большой степени зависит достигаемое сходство. При всем многообразии людей, живущих на земле, они условно делятся на относительно небольшое количество типов. Самый распространенный тип глаз - миндалевидный, но есть и другие (важно понять, какие они у того, кого изображают). Следует определиться и с наклоном наружных и внутренних краев глаз.

Теперь нос. Он уже в верхней части и шире снизу. Линия нижнего края на рисунке уже есть, остается лишь передать особенности его формы. Новичкам, только узнающим, как научиться рисовать портреты, лучше не стараться изображать эту черту лица слишком уж подробно.

Рот изображается тремя основными линиями. Верхний край напоминает растянутую по бокам букву «М». Нижняя черта - выгнутая к низу дуга. Между ними сам рот - небольшая извилистая линия. Незнакомым с анатомией начинающим художникам зубы лучше не рисовать.

Линии бровей и волос удаются, как правило, лучше всего остального. Обрисовать форму прически - дело относительно несложное.

Изображение ушей также обычно не вызывают затруднений, если, конечно, не останавливаться подробно на их строении, что требует определенных знаний.

Остаются шея и одежда (вернее, воротник или вырез). Это уже совсем просто, однако такие детали придают всему наброску завершенность.

После окончания работы неплохо сделать перерыв, а затем (например, на следующий день) самому оценить, насколько то, что получилось, удачно передает внешнее сходство и, возможно, характер нарисованного человека. Могут быть важны и мелкие детали (такие, как родинки, например).

И напоследок несколько советов задумавшимся о том, как научиться рисовать портреты:

  • Карандаш лучше использовать мягкий.
  • Не стоит бояться сделать ошибку, ее можно исправить с помощью ластика.
  • Рисовать нужно то, что видится, а не то, что хочется.
  • Если есть способности - упорно продолжайте учиться.

И еще! К любой критике следует относиться с ангельским терпением, особенно если рисунок комментирует профессиональный художник.

Рисование портрета для начинающего художника кажется невероятно сложной затеей. Часто новички спешат создавать потрет, не изучив его основные принципы и техники. Каждый рисунок лица завершается разочарованием, что может привести к абсолютной потере интереса. Не стоит опускать руки, ведь каждый портретист начинал с изучения базовых правил, практиковал их, совершал десятки ошибок и в конце-концов достигал положительных результатов. Сейчас мы разберем построение портрета карандашом , его особенности и правила. Они помогут добиться правильности, а что самое важное – реалистичности и высокого качества портрета.

Есть три основных положения, в которых может располагаться лицо на портрете

1. Анфас – прямое положение головы, в котором видно полностью все лицо и его черты. Голова не имеет наклона, поэтому уши видны не полностью.

2. Профиль – боковое положение головы, в котором видно лишь половину лица. Это левая или правая часть, на котором расположен глаз, ухо, половина носа и рта.

3. Три четверти – это положение между анфасом и профилем. Обычно видна одна из сторон лица полностью, а на второй лишь слегка видны части лица.

Особенности положения в профиль и анфас, их стандартные параметры

Анфас:

  1. Зрачки расположены строго на середине лица. Если поделить лицо горизонтально на две части, то можно увидеть, что на уровне линии окажутся глаза, а точнее – зрачки.
  2. Кончик носа находится на средине лица, между бровями и подбородком.
  3. Линия рта расположена между кончиком носа и подбородком.
  4. Высота от линии роста волос до края верха головы равна высоте от зрачков до кончика носа.
  5. Ширина лица измеряется шириной пяти глаз по горизонтали. Высота от подбородка до нижней губы – одним глазом (развернутым по вертикали).
  6. Верхняя часть уха расположена на уровне глаз, а нижняя – кончик носа.

Профиль:

  1. Ухо находится на средней линии, что разделяет голову пополам.
  2. Основание носа расположено на середине лица.

Обсудим части лица. У каждого человека они имеют свою индивидуальную форму и размер, но построение у всех подобное. Разберем, какое строение имеют определенные части и как это сделать правильно.

Глаз:

  1. Его углы имеют разную высоту. Обычно внешняя часть расположена выше, чем внутренняя.
  2. Радужка глаза видна не полностью, когда человек смотрит прямо. Полностью видно лишь тогда, когда человек смотрит вниз.
  3. Ресницы, которые расположены сверху, длиннее, чем нижние.
  4. Всегда рисуйте радужку и зрачок. Глаз выглядит довольно искусственно и мультяшно, когда там нет одной из этих частей.

Нос:

  1. В анфас четко видны кончик и крылья носа, а ствол лишь изображаем с помощью теней.
  2. Если изображать нос в профиль, то видно лишь очертание одной стороны и ноздрю.
  3. Сложным ракурсом считается – три четверти. Здесь нужно быть аккуратным, чтобы нос был естественным. В данном ракурсе сочетаются «анфас» и «профиль», поэтому важно равномерно выделить контур, крылья и кончик.

Губы:

  1. Линия рта, что находится посередине, будет иметь более четкий вид, чем линии губ.
  2. Рисуйте губы, начиная с верхней губы, потому что нижняя губа имеет более упрощенный вид. Её будет не сложно наметить в конце.
  3. Обычно верхняя губа тоньше нижней.
  4. Средняя линия рта будет немного опускаться к краю. Даже если человек изображен с улыбкой, то все равно сначала уголки чуть опускаются, а за тем снова приподнимаются.



Похожие статьи
 
Категории