Символика обезьяны. Обезьяна - символ в искусстве: любимица Востока или изгой Средневековой Европы

13.04.2019

Новый год приближается с каждой минутой. Не успеешь оглянуться и он уже будет стоять на пороге. Не дожидаясь прихода можно сделать лишь небольшой прогноз и объяснить поведение огненной обезьяны.

Что символизирует обезьяна?

На востоке обезьяну рассматривают, как самоотверженности, взаимопомощи, ловкости, подвижности, желаний, стремлений, предприимчивости, ухищрений, любопытности, активности. Так, в Китайских мифах она обладала способностью к перевоплощению в различных существ, обладала неимоверной силой. Японцы верят, что обезьяна приносит счастье. В Египте обезьяна - символ мудрости.

В христианстве обезьяна указывала на грехи, держа в руках яблоко, она изображалась в живописи, символизируя падение Адама и Евы. В общем, символ довольно благоприятный и приятный, исключая чрезмерную любопытность.

Прогнозы на 2016 год

Жизнелюбие огненной обезьяны сопровождается интуитивным решением вопросов. Так что, продумывать всё запланированное в лучше тщательней, чтобы избежать упадка сил и неприятностей. Для многих год станет определяющим. Год предоставляет новые перспективы. Год знаменуется сближением давних знакомых, появлением новых друзей, укреплением старых взаимоотношений. Возможно, возобновление прерванного или забытого общения с кем-либо.

В этом году могут проявиться лидерские качества абсолютно у каждого, поэтому не стесняйтесь проявлять свою инициативу. Если присутствуют цели попытайтесь её добиться. Не стоит предаваться печалям при неудаче.

Обезьяна поможет тем, кто стремится к задуманному и не расстраивается по пустякам.

Возможны конфликты, обезьяна подразнит вас и успокоится. Не поддавайтесь минутным интригам, они быстро исчезнут, ситуация разрешится сама по себе. В этом году рекомендуется взять себя в руки, начать контролировать свои эмоции.

Как отдыхать в 2016 году?

В этом году лучше отдыхать не спеша. Спокойная обстановка поможет здоровью. Также год обезьяны даст время восстановить нервы и силы. Рекомендуется отдых на море, релаксация, поездки за город, пикники, прогулки в лесу, в парке, на свежем воздухе.

Подойдут новые места. Экзотические страны тоже окажут значительное воздействие на организм.

В целом 2016-й принесёт успех и процветание. Для многих год станет решающим. Обезьяна поможет набраться жизненных сил и отдохнуть, стать более предприимчивыми. Ценности для многих изменятся.

Мнения относительно обезьяны довольно резко и четко разделяются по мысленной линии Восток - Запад. В странах Востока, особенно в Египте, Индии и Китае, обезьяна символизирует мудрость, храбрость, ловкость и самоотверженность. Иное дело - Запад, где наши героиня сделалась главным персонажем язвительных басен и уродливой карикатурой на человека. Для европейцев обезьяна олицетворяет такие порочные человеческие качества, как глупость, тщеславие, неуравновешенность, жадность, лень и похоть, а применительно к женщине - еще и жеманное кокетство, назойливое любопытство, легкомыслие и болтливость.

Причину такого негативного отношения европейца к обезьяне, вертлявому и визгливому существу из далекого и чуждого ему мира, понять несложно. Смешные ужимки и кривлянье обезьяны, подражающей человеку, часто воспринимаются как злая пародия на него самого. Однако действиям обезьяны не хватает осмысленности, и все ее потуги сравниться с человеком совершенно напрасны, это «мартышкин труд», осмеянный в баснях.

В мифологии индийцев и китайцев божественные обезьяны часто играют роль умных и ловких героев. Наибольшую славу стяжал индийский обезьяний бог Хануман - отважный воин и верный спутник бога - героя Рамы. Хануман наделен чудесными способностями: он летает по воздуху, меняет свой облик и размеры, а сила его такова, что позволяет ему вырывать из земли горы. Будучи еще несмышленым младенцем, Хануман попытался проглотить солнце, приняв его за аппетитный фрукт, но бог грозы Индра, защищая небесное светило, метнул в него свой перун и сломал обезьяньему богу челюсть. С тех пор его и прозвали Ханума-ном, т.е. «имеющим разбитую челюсть».

Индийцы очень гордятся своим мифологическим героем, а представители племени джайтвас, проживающие на территории штата Раджастхан, что на северо-западе Индии, даже уверяли, что ведут свое происхождение именно от Ханума-на, поскольку у их князей сохранился более длинный, чем у всех прочих людей, позвоночник, похожий на обезьяний хвост.

Как это ни странно, но во многих мифах разных народов утверждается, что обезьяны произошли от... людей. Так считали и индейцы Центральной Америки, высказывавшие мысль, что обезьяны были некогда человеческим племенем, и жители Юго-Восточной Африки, называвшие их «первым народом». Что же касается причин превращения части людей в обезьян, то здесь мнения расходятся.
В некоторых индийских мифах повествуется о племени кровожадных людоедов, побежденных людьми и оттесненных ими в глухие леса. Там каннибалы совершенно одичали и со временем превратились в обезьян. С этими мифами перекликаются предания африканских племен бамбути и эфе, гласящие о том, что шимпанзе - это древнее племя людей, изгнанное в дремучие леса другими племенами за свой злобный и неуживчивый нрав.

В древнегреческой мифологии есть упоминание о племени керкопов, населявших остров Питекуса (букв, «обезьяний остров») и превращенных Зевсом в обезьян за их постоянную гнусную ложь.
Южноафриканские зулусы усматривали причину деградации людей в их чудовищной лени. Согласно мифу зулусов, люди африканского племени амафен, совершенно обленившись, прекратили обрабатывать землю. Решив кормиться за счет труда других людей, они привязали к спине рукоятки ставших для них бесполезными мотыг. Со временем эти рукоятки приросли к телу амафенов и обратились в хвосты, все тело их покрылось шерстью, лбы нависли, и амафены превратились в павианов.

По свидетельству многих христианских миссионеров, проповедовавших неграм, их подопечные были абсолютно уверены в том, что обезьяны умеют говорить, но благоразумно помалкивают, чтобы их не заставили работать.

Итак, если принять все вышеизложенное за чистую монету, то вопреки общепринятой теории эволюции выходит, что не человек произошел от обезьяны, а как раз наоборот! Разумеется, миф - это еще не научный факт, но, как известно, под причудливыми напластованиями человеческой фантазии всегда скрывается некое рациональное зерно, нужно лишь суметь извлечь его, не повредив. Кроме того, многочисленные эксперименты, проведенные учеными над человекообразными приматами, убедительно доказывают, что никакое обучение и воспитание не способно помочь обезьяне стать человеком. С другой стороны, человек, надолго оторванный от цивилизованного общества, легко приходит в дикое состояние, если только он не обладает большой силой воли и поразительным трудолюбием. Примеров тому, как изолированный от благ цивилизации человек опускался до уровня животного, в истории имеется великое множество. Вот это уже научные факты! Интересно, что сказал бы на все это Чарльз Дарвин?

В религии многих народов Востока обезьяна почиталась в качестве священного животного. В Египте бабуин рассматривался как символ мудрости, в Китае самка гиббона олицетворяла материнскую заботливость, а в Японии игрушечная обезьянка до сих пор считается детским оберегом. Однако настоящее раздолье обезьянам в Индии. Там и поныне существуют посвященные им храмы, где обезьяны беззаботно проживают на полном казенном обеспечении. Несмотря на то что макаки резус, буквально наводняющие штаты Индии, наносят серьезный ущерб сельскому хозяйству страны, забираются в дома, воруют и портят вещи, а иногда даже похищают детей, они тем не менее пользуются полной неприкосновенностью, их даже нельзя прогонять. Совсем недавно в Индии произошел весьма курьезный случай: какая-то злокозненная макака ухитрилась выкрасть из охраняемого кабинета некоего высокого чина папку с секретными документами. Интересно, будет ли предъявлено божественной обезьяне обвинение в шпионаже? А может быть, ей предложат сотрудничать со спецслужбами?

В тибетском буддизме нашей героине выпала еще более высокая честь. Там священная обезьяна произвела на свет шестерых родоначальников тибетского народа, после чего взяла и воплотилась в бодхисат-ву (святого) Авалокитешвару, который, в свою очередь, каждый раз воплощается в очередного далай-ламу - духовного отца тибетцев. Такая тибетская «матрешка» не подвластна нашему разумению, но Восток - дело тонкое.
В христианстве обезьяне не дозволены подобные вольности, поскольку церковь заклеймила ее как олицетворение порочных страстей, как символ идолопоклонства и дьявольских ересей.

В изобразительном искусстве, начиная с эпохи Средневековья, обезьяна сделалась аллегорией самого искусства, так как художники якобы лишь подражают тому, что уже создано природой. Изображая художника в виде обезьяны, пишущей женский портрет, самокритичные фламандские живописцы философски изрекали: «Искусство - обезьяна природы!» Что же касается обезьяны как таковой, то она в основном «блистала» в карикатурном жанре. В христианской живописи обезьяна с яблоком в зубах олицетворяла грехопадение Адама и Евы.

В известном синтоистском святилище Никко Тосё-гу в японском городе Никко находится произведение искусства, известное во всем мире. Резное панно с изображением трех мудрых обезьян расположено над дверью этого храма с XVII века. Сделанная скульптором Хидари Дзингоро резьба представляет собой иллюстрацию известной фразы «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу».

Три мудрых обезьяны./ Фото: noomarketing.net

Считается, что эта пословица пришла в Японию из Китая в VIII веке, как часть Тэндай-буддийской философии. Она представляет собой три догмы, которые символизируют житейскую мудрость. Резная панель с обезьянами — только одна маленькая часть большой серии панелей в святыне Тосё-гу.


Три обезьяны в святыне Тосё-гу в Никко, Япония.

Всего существует 8 панелей, которые представляют собой «Кодекс поведения», разработанный известным китайским философом Конфуцием. В сборнике изречений философа «Лунь юй» («Аналекты Конфуция») встречается подобная фраза. Только в редакции, датируемой примерно II – IV веками нашей эры, она звучала немного по-другому: «Не смотри на то, что противоречит благопристойности; не слушай того, что противоречит благопристойности; не говори того, что противоречит благопристойности; не делай того, что противоречит благопристойности». Вполне возможно, что это оригинальная фраза, которая была сокращена после того, как она появилась в Японии.


Плакат времен Второй мировой, адресованный участникам Манхэттенского проекта.

Обезьяны на резной панели — японские макаки, которые очень распространены в Стране восходящего Солнца. На панели обезьяны сидят в ряд, первая из ни закрывает себе лапами уши, вторая закрывает рот, а третья вырезана с закрытыми глазами.

Обезьяны широко известны как «не вижу, не слышу, не говорю», но на самом деле, у них есть свои имена. Обезьяну, которая закрывает себе уши, зовут Кикадзару, которая закрыла себе рот, — Ивадзару, а Мидзару закрывает глаза.


Три мудрые обезьяны на пляже в Барселоне.

Имена, вероятно, являются игрой слов, поскольку они все заканчиваются на «дзару», что на японском языке обозначает обезьяну. Второе значение этого слова — «уходить», то есть каждое слово можно интерпретировать как фразу, направленную на зло.

Вместе эта композиция на японском языке называется «Самбики-Сару», т. е. «Три мистические обезьяны». Иногда же к известному трио добавляют четвертую обезьяну по имени Сидзару, которая представляет принцип «не совершать никакого зла». Стоит отметить, что согласно общепринятого мнения, Сидзару добавили гораздо позже в сувенирной индустрии, только для коммерческих целей.


Литье из латуни.

Обезьяны представляют собой подход к жизни в религиях синто и косин. Историки считают, что символу трех обезьян приблизительно 500 лет, однако, некоторые утверждают, что подобная символика была распространена в Азии буддистскими монахами, возникнув в древней индуистской традиции. Фотографии обезьян можно увидеть на древних свитках косин, в то время святилище Тосё-гу, где расположено знаменитое панно, было возведено, как священное здание для верующих синто.

Самый старый памятник косин.

Вопреки распространенному мнению о том, что три обезьяны возникли в Китае, скульптуры и картины «не вижу зла, не слышу зла, не говорю зла» вряд ли найти в любой другой стране, кроме Японии. Самый старый памятник косин, на котором фигурировали обезьяны, был построен в 1559 году, но на нем есть только одна обезьяна, а не три.

2016 год – год Обезьяны. Среди 12 животных обезьяна считается одним из сметливых. В народной культуре Китая обезьяна любима и почитаема.

С древних времен в Китае существует очень богатая культура должностных лиц. Обезьяна по-китайски – хоу – созвучна с названием наследственного титула знати второго из пяти высших классов – маркизом. Поэтому люди мечтали о повышении в должности и присвоении титула хоу, надеялись на благополучный карьерный рост. Таким образом, с тех пор обезьяна стала символом счастливого предзнаменования и богатства. Еще более интересным является то, что китайцы считали обезьян умным животным, которое понимает человеческие чувства. Согласно древним записям, обезьяны даже служили при императорском дворе.

В провинции Шаньдун на востоке Китая есть каменная скульптура, изображающая трех обезьян в разных позах: одна из них прикрывает руками рот, другая – уши, а третья – глаза. В действительности, эти фигуры животных предупреждают о необходимости для должностных лиц следовать конфуцианскому учению, строго соблюдать чиновничий протокол. «Нельзя говорить, слушать и видеть то, то не соответствует этикету». Только придерживаясь этих правил можно получить назначение, жить в богатстве и чести.

В период правления династий Мин и Цин довольно часто можно было встретить картины, которые изображали обезьян верхом на лошадях, следящих за полетом пчел, такие работы означали о «скором присвоении титула хоу». В Новое время стало больше картин с обезьянами.

Вслед за развитием культуры обезьяны, появились идиоматические выражения, поговорки и пословицы, связанные с этим животным.

Кроме этого, появилось множество картин, бумажных вырезок, скульптур и художественных изделий в виде обезьян.

Культура обезьяны также проявляется в китайском боевом искусстве. Стиль обезьяны получил свое название благодаря движениям, которые похожи на движения этого животного. Согласно сохранившимся до настоящего времени историческим записям, еще во времена правления династии Хань появился стиль обезьяны, сейчас в ходе представлений разных видов боевого искусства по всей стране, стиль обезьяны является неотъемлемой частью. В технике кулачного боя Шаолиня, в южных стилях ушу провинции Гуандун также прослеживаются движения обезьяны.

На обширной территории Центральной Китая, где проживает народность хань сохранилась древняя традиция почитания и уважения обезьяны. Так, например, на храмовых ярмарках в уезде Хуайян города Чжоукоу провинции Хэнань со второго дня второго месяца до третьего дня третьего месяца по лунному календарю массово продаются глиняные игрушки, которые называются «наследственными обезьянами». Эти фигурки выполнены в виде почитаемого духа с коронной на голове. Выражение лица животного величественное и серьезное. В нижней части тела обезьяны изображен символ женского плодородия, животное почиталось людьми в качестве основателя рода.

На каменных балясинах во многих храмах красуются разные образы обезьян. «Каменная обезьяна» по-китайски – шихоу – созвучна со «временем», она означает приспособление к климатическим изменениям, предвещает хорошие времена и удачу. С древних времен в народе говорят: «Когда каменная обезьяна (хорошие времена) постучится в дверь, тогда год будет спокойным».

Обычно во время празднования Нового года люди надевали амулет обезьяны детям. Согласно преданиям, обезьяна оберегает ребенка в детстве, и одаряет его способностями и талантом в зрелом возрасте. В деревенских семьях в провинциях Шаньси и Шэньси часто привязывают шести-семи месячным детям маленькую каменную фигурку обезьяны для того, чтобы ребенок учился ползать.

В народе также говорят, что детям, рожденным в год Обезьяны, сопутствует во всем удача. Хотя это утверждение не имеет под собой научного обоснования, многие китайские супруги выбирают год Обезьяны для рождения детей.

Сунь Укун: классический образ обезьяны

Создателем классического образа обезьяны в китайской литературе стал писатель, живший и творивший во времена династии Мин, У Чэнъэнь. В его романе «Путешествие на Запад» представлен царь обезьян Сунь Укун. Родившийся из волшебного камня Сунь Укун обладает удивительным мастерством, взявший его в ученики учитель-даос научил его 72 превращениям. После того, как он устроил дебош в Небесных чертогах, он был заточен Буддой под горой Пяти стихий. Впоследствии, Сунь Укун вместе с получеловеком- свиньей Чжу Бацзе, монахом Ша Уцзином, сопровождая буддийского монаха и ученого Сюаньцзана, отправились на Запад (в Индию) за сутрами. По дороге на Запад они боролись со злыми духами, преодолели 81 препятствия и невзгод, наконец, возвратились в Китай со сутрами. В награду за усердие, Будда Западного Рая назначил Сунь Укуна Всепобеждающим Буддой. Под пером У Чэнъэня, царь обезьян Сунь Укун стал воплощением справедливости и синонимом самого лучшего. Сегодня персонаж Сунь Укуна знаком каждому китайцу, более того, он также известен миру.

Сунь Укун никого и ничего не боится, поэтому он осмелился угрожать Царю Морских драконов Восточного моря, устроить переполох в аду, а затем и в Небесных чертогах, кроме этого, он поспорил с Буддой. Все это свидетельствует о том, что Сунь Укун – бунтовщик, он не намерен терпеть принуждений, не готов придерживаться установленных образцов. Бесстрашный дух, верность и оптимизм позволили ему не бояться трудностей, смело давать отпор вызовам. Сунь Укуну присущи качества героя.

Как очевидно, обезьяна оказала глубокое влияние на Китай. Образ этого животного выражает пожелания народа о благополучии, счастье, долголетии и удаче.

Редакция сайта «Жэньминьван» поздравляет с Новым годом Обезьяны, желает всем читателям благополучия, счастья и удачи.

Любимица на Востоке

Изгой в Средневековой Европе

Давид Тенирс Младший. Обезьяны

Обезьяны — экзотические животные из далеких краев, —
были распространены в Западной Европе уже с раннего средневековья.

Об этом свидетельствуют документы,да и в изобразительном искусстве обезьяны
встречаются довольно часто. Что же так привлекало людей и художников в этих
животных? Какое место они занимают в ряду символов и о чем говорят
поклонникам искусства?

Давид Тенирс Младший Фестиваль обезьян

Европа была захвачена приматами — такой вывод напрашивается, когда рассматриваешь
иллюстрации древних манускриптов и картины старых мастеров. И отчасти это верно.
В тринадцатом веке обезьяны обитали даже при соборе Нотр-Дам в Париже! Обученных
«куртуазным манерам» и искусству турнирного боя зверей часто водили гистрионы
(бродячие скоморохи) на потеху простому народу.

В Средневековой Европе одомашненных обезьян содержали при королевских дворах и в
богатых домах как атрибут достатка. Зверьки жили в монастырях, и, даже, церквях.

По дороге в преисподню

Франс Франкен Младший Человек делает выбор между Добродетелью и Грехом

При всей популярности этих забавных животных, церковь не питала к ним пиетета.
Корни столь негативного отношения уходят в раннее христианство, когда в Древнем
Египте(«стране тьмы», из которой, согласно Ветхому завету, бежал Моисей)
поклонялись богу Тоту в образе павиана.
В 391 г. в Александрии после погрома язычников христиане оставили лишь одну статую
священного павиана, дабы иметь возможность демонстрировать всему миру идолов«неверных».
С утверждением же христианства обезьяна стала признанным врагом церкви,и в
проповедях слова «дьявол» и «обезьяна» подчас употреблялись как синонимы.

Средневековая мораль на столетия заклеймила ни в чем не повинных животных, определив
им четкое амплуа. Например, в одной из ранних европейских миниатюр (XV в.) в сюжете
сотворения Богом животных только обезьяну оставили справа от Создателя как антагониста
единорога. Так противопоставили силы добра и зла!
В картине Лукаса Мозера «Мария с младенцем», как и в его же «Последнее общение Марии
Магдалины» (алтарь), обезьяна также специально введена как антипод образа Христа.

Альбрехт Дюрер Мадонна с мартышкой 1497

Таков же смысл «Мадонны с обезьяной» великого Альбрехта Дюрера: младенец сидит на руках
с птичкой, обезьяна расположена с другой стороны, конечно, у ног Богоматери,опять же,
как противопоставление. На картине Израэля фон Меккенема «Явление Христа народу»
обезьяна прикована цепью к решетке окна тюрьмы и размещена на переднем плане на
одной линии с Христом, но напротив него.

Израэль фон Меккенем Ecce Homo XV

Змей или обезьяна? Кто все-таки виноват в грехопадении?

Еще Августин Блаженный в IV в. от Рождества Христового проповедовал, что дьявол —
это «божья обезьяна»: коварен, жесток, беспощаден и похотлив. Особенную популярность
обрело последнее свойство приматов. Даже Сонники, выходившиев IX—XIII вв.,
толковали явление обезьяны во сне как знак предстоящей «Приятности».
Аллегория изображения обезьяны — воплощения греха похотливости, прослеживается
во многих сюжетах.

Джованни Стефано Ди Поклонение волхвов 1432

Так, на картине Стефано ди Джованни «Путешествие волхвов» перед караваном с дарами
Гаспара, Мельхиора и Бальтазара на спине одной из лошадей восседает обезьянка.
Не исключено, что, автор хотел подчеркнуть экзотичность подношения младенцу Христу.
Но,учитывая активное использование языка символов в сакральной живописи, наиболее
вероятно, что беззащитная мартышка означает чувственную, животную природу человека,
которой теперь, с рождением Спасителя, суждено склониться перед Ним.

Этот тезис легко распознается в центральной панели триптиха в церкви Гуммаруса в
Лире(Бельгия) кисти Госсена ван дер Вейдена (1516). В сцене бракосочетания девы
Марии в левом нижнем углу изображена обезьянка обнимающая собачку
В XVI в. обезьяна стала часто появляться в сцене грехопадения Адама и Евы, хотя по
Библии в этом эпизоде ее присутствие не предусматривается. Впрочем, если логично
рассудить: кому ж, как не бесцеремонной обезьяне с ее похотливостью, пристрастием
к фруктам, кому же еще, как не ей, провоцировать перволюдей вкусить запретный плод!
Откровенная плодовитость павиана, столь ценимая древними, теперь стала одним из
«доказательств» греховности, исходящей от дьявола.

Корнелис ван Харлем Грехопадение 1592

Неудивительно, что в сцене грехопадения кисти Яна Госсарта (Ок. 1525) мы находим
обезьянку, сидящую у подножия Древа познания за спиной Адама. Правда, она поедает
грушу, как бы пародируя нарушение запрета вкушать от Плода Познания добра и зла.

С наступлением эпохи Возрождения, в XVI в., официальное преследование обезьян
церковниками ослабилось. То ли сексуальность уже перестала быть смертельным грехом,
то ли животворный дух Ренессанса смог нанести сокрушительный удар по мракобесию,
но изображения обезьян появились даже в соборах (правда, крайне редко) в Кельне,
Лондоне, Монсе. Именно с этих времен обезьяна все чаще не дьявол,но его жертва,
грешник, падший ангел. А в мистериях уже и вовсе обезьяна являла собой состояние
человека перед тем, как в него вошла душа.

Скованные одной цепью

Беспокойный нрав мартышек приносил их владельцам немало хлопот. Французы надолго
запомнили, как в 1288 веке в здание суда герцогства Бургундия забрались обезьяны
и уничтожили весь архив. Во избежание подобных случаев «разбойников» стали просто
держать на цепях. Даже обезьяна королевы Изабеллы Баварской была прикована к
деревянной миске. А вот художники усмотрели в этом образе дидактический потенциал.
И вот уже деревянная колода означает мирские удовольствия, а лишенный свободы
неповинный зверек — «укрощенный грех».

Питер Брейгель Старший Две обезьяны

Именно в этом ключе трактуется один из самых популярных сюжетов
Питера Брейгеля Старшего — «Две обезьянки» (1562)
Большинство искусствоведов склонны, интерпретировать картину как аллегорию
человека, порабощенного страстями, уже даже не стремящегося к свободе,а
довольствующегося «жалким пиршеством из трех орехов», воплощающих в себе
земные блага.

Исходя из вышесказанного, не трудно расшифровать смысл, заключенный в «Портрете
принца Эдуарда» Ганса Гольбейна (1541- 1542): мартышка на руках юного принца
Уэльского указывает на то, что тот прекрасно владеет своими страстями, хотя он
почти еще ребенок.

Да и Инфанта Изабелла, дочь Филиппа II, по всей вероятности, тоже
демонстрирует умение сдерживать эмоции и желания.

Алонсо Санчес Коэльо Инфанта Изабелла Клара Евгения и Магдалена Руиз 1586

Мартышку, как укрощенную греховность, можно обнаружить и на картине Хальса Дирка
«Fete Champetre» («Праздник на природе», 1628). Веселая компания отдыхает, сидя
за столом и музицируя. Однако центром всей этой живописной группы является…
обезьянка, прикованная к стулу — несомненное олицетворение обузданной чувственности.

Дирк Халс Fete Champetre 1627

Правда, в зависимости от контекста, этому образу подчас придают прямо
противоположное значение — «добровольная приверженность к греху».
Немудрено, что в XV веке даже слово«обезьяна» в Европе использовали как
синоним «распутной женщины», а сами зверьки стали традиционной
принадлежностью итальянских куртизанок. Короли и герцоги дарили своим
фавориткам мартышек — сувенир не без подтекста!

Изображение обезьяны как воплощение греха вожделения, чувственной распущенности
обрело популярность в нидерландской и голландской живописи XVI — XVII вв.
Подтверждение этому можно увидеть на картинах Петера Герритса ван Ройстратена
(«Распущенные повара», «Предложение»): бесцеремонная обезьянка заглядывает под
юбку молодой женщины.

Петер Герритс ван Ройстратен Предложение VIII

Даже одетая в пурпур обезьяна останется обезьяной

Человек всегда страдал завышенной самооценкой, и обожествляемые на Востоке зверьки
пугали европейцев своим очевидным с ними сходством. Что неудивительно, поскольку
мы относимся к одному и тому же отряду млекопитающих! Но это маленькое вертлявое
создание еще и ведет себя, как пародия на человека: корчит рожицы и мастерски
передразнивает. В Европе (в отличие от Востока) никому и никогда не приходило в
голову сравнение: ты умен, как обезьяна или же красив. Вместо этого ее сделали
главным персонажем язвительных басен, уродливой карикатурой, олицетворением
человеческих пороков — таких, как глупость, тщеславие, жадность и лень, плюс еще
и кокетство,любопытство, легкомыслие и болтливость, если речь идет о женщине.

А если о художнике? Мартышкины способности передразнивать, начиная с эпохи
Средневековья, дали основания сделать ее своеобразным символом живописи и
скульптуры. Дело в том, что искусство художника издавна воспринималось как
мастерство копирования окружающего мира.

Жан Батист Симеон Шарден Обезьяна-художник XVIII

Латинский афоризм «Ars simia naturae» («Искусство — обезьяна природы») особенно
пришелся по душе художникам XVII века. Программным в этом смысле можно назвать
картину Жана Батиста Симеона Шардена. Главное действующее лицо — лукавая
обезьяна,пытающаяся нарисовать разбитую статуэтку Амура.

Франс Франкен Младший Без названия

В антропоморфных сюжетах художники увидели безопасную возможность высмеивать
человека. Обезьяны стали изображаться уже не только рисующими, будто художники,
но и сидящими за обеденным столом, играющими в карты или на музыкальных
инструментах, кутящими, пляшущими, катающимися на коньках и т. д.

Обезьяна стала alter ego человека, воплощением его наихудших грешных качеств и
в лучшем случае — его невинных слабостей. Фламандские мастера в XVII в. даже
создали особый жанр так называемых «обезьяньих пиров» (Simmenfeest). У его
истоков стоял, в том числе, и Ян Брейгель Старший (Бархатный). Много работал с
рассматриваемым сюжетом Франс Франкен (заглавная иллюстрация) и Давид Тенирс Младший. Например, на картине «Обезьяны в кухне» как в сатирическом слепке с жизни людей
просматривается четкая иерархическая лестница. Главарь — восседает на табурете,
возвышаясь над соплеменниками. За ним притаились заговорщики.
Все у них как-то совсем по человечески!

Франс Франкен Младший Обезьяны играют в триктрак XVII

Что обезьяна может сказать о вкусе имбиря?

Суетность мартышки также стала пресловутой, особенно в контексте скептического
отношения к человеческому стремлению все познать. В картине неизвестного художника
фламандской школы «Ценители в комнате с картинами» (1620) изображена вымышленная
частная галерея. Богатые покупатели внимательно рассматривают картины. Но откуда
и зачем в окне появилась мартышка? Мартышка — символ глупости человеческих
стараний, тщетности стремления к земным знаниям: вместо того, чтобы праздно
разглядывать диковинки, людям бы следовало проводить время в молитвах и
подготовке к вечной жизни — считает автор.

Начиная с эпохи Возрождения, с появлением моды на аллегории пяти чувств в
гуманистических кругах, обезьяна нередко выступала атрибутом… вкуса!

Ян Брейгель Старший Аллегория пяти чувств

К концу XVIII века, с утверждением в живописи величественного академического
стиля,мода на картины с очеловеченными обезьянами прошла.
Однако символика этих образов хорошо укладывается в традиционные представления
о человеке и его грехах и в последующие столетия. Поэтому нет ничего удивительного
в том, что для своих полотен Уильям Холбрук Бёрд выбрал именно эти создания.



Похожие статьи
 
Категории