Сочинение на тему: "Отцы" и "Дети" в романе Тургенева "Отцы и дети". Роман Тургенева "Отцы и дети": история создания

06.04.2019

Главной проблемой в романе И.С. Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда. Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложено во всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точку зрения. Мы не можем копировать кого-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать для большего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки. Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед, прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как Евгений Базаров.

Мне кажется, что проблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причиной является то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахон Базарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку и полусапожкам Павла Петровича.

Принято считать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победа остается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсанов говорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаров отрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишь безнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое и нерусское слово.

Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорит о том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существует множества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаров считает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, что Базаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Но в то же время он не должен забывать об отношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым. Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаров отрицает все исторические ценности. Он призирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношение к любви. Бросая вызов старому поколению, герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем, отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство. То же самое происходит с отношением к любви, к принципам и т.д.

Автор, сравнивая характеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В споре рождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позиции Базарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а в другой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базарову уважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будет подчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что автор изображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарова невозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Это человек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, что позиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримом конфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляя его, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий является человеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож на отца, он хочет казаться взрослым, быть похожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу: тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысль идею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович.

Скорее всего, Аркадий повторит путь отца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня», «мяконький либеральный барин». Базаров не хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность Николая Петровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому между Аркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается не только их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу со временем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему не одно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий больше похож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями. Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романе достигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этом Аркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупой жизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с его жизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, которая помогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, так как хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает внимание на красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своим героем так же, как Павел Петрович Кирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своей статье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы, ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а также семейные отношения и отношения семьи общества.

Чем же все-таки является семья для Тургенева? Я согласна с мнением Лебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. И поэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но и отношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына в узком и широком смысле слова. Тургенев хотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовь старшего поколения к младшему, терпимость, мудрость.

Но понимание отцов и детей существует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты между отцами и детьми, не понимание. Это и показал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главного героя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал еще сильнее виден. Между отцом и детьми, по мнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропасть есть между «отцами и детьми».

Хотелось бы отметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано с серьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманию поколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причина этой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает эта проблема. И надо стараться быть повнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будем чуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www. bolshe.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

«Отцы и дети» вромане И.С. Тургенева

Главной проблемой в романе И.С.Тургенева становится проблема «отцов и детей», которая существовала всегда.Дети не могут слушаться и во всем потакать родителям, потому что так заложеново всех нас. Каждый из нас - индивидуальность и каждый имеет свою точкузрения. Мы не можем копироватького-либо, в том числе и родителей. Самое большее, что мы можем сделать длябольшего сходства с ними - это выбрать тот же путь в жизни, что и наши предки.Некоторые, например, служат в армии, потому что военными были их отец, дед,прадед и т.д., а некоторые лечат людей, так же как и их отец и как ЕвгенийБазаров.

Мне кажется, чтопроблема «отцом и детей» в романе это только повод для конфликта, а причинойявляется то, что отцы и дети являлись представителями разных идей. Уже описывая героев, Тургенев противопоставляет грязный балахонБазарова, который самим же хозяином называется «одежонкой», модному галстуку иполусапожкам Павла Петровича. Принятосчитать, что в общении между Павлом Петровичем и Базаровым полная победаостается за последним, а между тем на долю Базарова выпадает весьма относительное торжество. И Базарова и Павла Петровича можно обвинить в том, что они любят спорить. Кирсановговорит о необходимости следовать авторитетам и верить в них. А Базаровотрицает разумность того и другого. Павел Петрович утверждает, что без принципов могут жить лишьбезнравственные и пустые люди. А Евгений считает, что принцип это пустое инерусское слово. Кирсанов упрекает Базарова в презрении к народу, а он говорито том, что «народ заслуживает призрения». И если проследить на протяжении всего произведения, то существуетмножества областей, в которых они не сходятся во мнениях. Так, например Базаровсчитает: «Порядочный химик двадцать раз полезнее всякого поэта».

Я считаю, чтоБазаров прав, что любые истины авторитета должны подвергаться сомнению. Нов то же время он не должен забывать оботношении к прошлой культуре, о культуре предков, а Базаров полностью отвергает все, что связно связано с прошлым.Для него истина это современная наука, современное естествознание. Базаровотрицает все исторические ценности. Онпризирает преклонение Павла Петровича перед искусством, критикует их отношениек любви. Бросая вызов старому поколению. Герой заходит слишком далеко. Он сам создает себе проблему, причем,отрицая искусство, которое близко Павлу Петровичу, отрицает всякое искусство.То же самое происходит с отношением клюбви, к принципам и т.д.

Автор, сравниваяхарактеры и жизненные позиции Базарова и Кирсанова показывает проблему «отцов и детей» в спорах. В спорерождается истина и эту истину Тургенев желает донести до читателя. Тургенев старается показать, что позицииБазарова и Павла Петровича – крайние: в одной мы видим пережитки прошлого, а вдругой нетерпимость. Таким образом, истина ускользает от спорящих сторон: Кирсанову не хватает понимания, а Базаровууважения к родителям.

Итак, перед нами два абсолютно разных героя. И их различия автор будетподчеркивать на протяжении всего романа. С первых страниц видно, что авторизображает Базарова более симпатичным человеком, чем Павел Петрович. Базарованевозможно повторить и в тоже время в нем есть что-то от каждого из нас. Эточеловек не дюжего ума, имеющий свою точку зрения, и умеющий ее отстоять.

На основе вышесказанного мы убеждаемся в том, чтопозиция героя особенно проявляется в спорах. В них речь идет о непримиримомконфликте не столько между «отцами и детьми», сколько между аристократами и демократами.

Автор описывает в своем романе еще одного героя – Аркадия, представляяего, как единомышленника Базарова. Но с моей точки зрения Аркадий являетсячеловеком, имеющим другую точку зрения, чем Базаров. Аркадий очень похож наотца, он хочет казаться взрослым, бытьпохожим на Базарова. Но на самом деле Аркадию надо не больше, чем его отцу:тихий родной дом, любящую жену, любимых детей. И это желание пересиливает мысльидею Базарова о всемирном счастье. Таковым является и Николай Петрович. Скорее всего, Аркадий повторит путьотца после ухода из его жизни Базарова со своими идеями. Аркадий в глазах Базарова «размазня»,«мяконький либеральный барин». Базаровне хочет принимать и признавать мягкосердечие Аркадия, мечтательность НиколаяПетровича, их любовь к музыке и поэзии. Он это все отрицает, поэтому междуАркадием и Базаровым нет понимания, возникает разлад, который касается нетолько их убеждений, но и ценностей которыми они дорожат. Здесь и происходит разрыв между прошлым и настоящим.

Разница между героями видна в их поведении. Так Базаров занимаетсяработой, изучением природы, а Аркадий бездельничает. Базаров идет в ногу современем. Аркадий ничем не занимается, из серьезных дел его по настоящему неодно не увлекает. Для него главное покой и уют. Таким образом, Аркадий большепохож на своего отца, ему ближе его взгляды, а не новые взгляды Базарова. Они были для Аркадия лишь только модой, он хотел подражать новому поколению. Но такая жизнь не для него.

На мой взгляд, не малый смысл заключен в конфликте Базарова с родителями.Именно в момент встречи Базарова с ними конфликт отцов и детей в романедостигает наибольшего напряжения. Базаров не знает, как он относится к родителям. С одной стороны он их любит, говоря об этомАркадию в минуты откровения, а с другой стороны он надсмехается над глупойжизнью отцов. Скорее всего, этот упрек связан с убеждениями Базарова, с егожизненной позицией.

Критикуя старшее покаленее сын забывает о накопленной культуре, котораяпомогла ему стать образованным человеком. Он не понимает точку зрения отца, таккак хочет жить в новом мире не оглядываясь на прошлое. Таким образом, Базаров не обращает вниманиена красоту, прелесть жизни, не наслаждается поэзией, музыкой. В этом автор не согласен со своимгероем так же, как Павел ПетровичКирсанов.

Вопрос о том, как относится Тургенев к своим героям и их идеям, очень занимал Писарева в своейстатье. По-моему, он очень точно подметил, что автора ни удовлетворяют не отцы,ни дети. В романе писатель показал борьбу «отцов и детей», а такжесемейные отношения и отношения семьи общества. Чем же все-таки является семьядля Тургенева? Я согласна с мнениемЛебедева, что семья это зерно, первооснова всех сложных форм общественности. Ипоэтому Тургеневу удалось показать не только отношение отца и сына, но иотношения Базарова к прошлому, настоящему и будущему, то есть мы видим сына вузком и широком смысле слова. Тургеневхотел показать «отцовство» в широком смысле слова, которое предполагает любовьстаршего поколения к младшему, терпимость, мудрость. Но понимание отцов и детейсуществует лишь в идеале. В реальной жизни всегда существуют конфликты междуотцами и детьми, не понимание. Это ипоказал в своем произведении Тургенев, причем выбрав Базарова, как главногогероя, с сильным характером, с новыми идеями. Тем самым конфликт стал ещесильнее виден. Между отцом и детьми, помнению Лебедева, существует непроходимая пропасть, а значит такая же пропастьесть между «отцами и детьми».

Хотелось быотметить, что в наше время эта проблема стоит особенно остро. Это связано ссерьезными изменениями в жизни страны, ведущими порой к разладу, непониманиюпоколениями друг друга. И как мне кажется, непонимания – это главная причинаэтой проблемы. В каждой семье есть отцы и дети, и в каждой семье возникает этапроблема. И надо стараться бытьповнимательнее к своим близким, к самому себе, к окружающим. И если мы будемчуточку внимательней и добрей, может быть, мы сможем решить эту проблему.

План сочинения
1. Вступление. Замедленная кольцевая композиция в романе Тургненева.
2. Основная часть. Сюжетно-композиционная структура романа.
— Передвижение героев в романе.
— Две экспозиции.
— Завязка внешнего конфликта и развитие действия.
— Значение 12-й и 13-й глав для зарождения внутреннего конфликта в романе.
Внутренний конфликт героя и развитие любовной коллизии.
— Развитие действия, кульминация и развязка внешнего конфликта в романе.
— Второй круг странствий героя. Разрывы дружеских связей.
— Развязка внутреннего конфликта.
— Эпилог.
— Своеобразие композиции романа.
3. Заключение. и . Мастерство в построении сюжета.

Композицию романа И.С. Тургенева условно можно назвать замедленной кольцевой. Движение героев в романе сосредоточено между пятью пунктами: Хохловские выселки – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова. Второстепенным пунктом являются Хохловские выселки (это место в романе упоминается, но здесь не происходит никаких сюжетно значимых событий, кроме первой встречи героев). В Хохловских выселках на постоялом дворе Николай Петрович Кирсанов встречает сына в начале романа, здесь же Базаров и Аркадий запрягают лошадей при переезде из Никольского в деревню родителей Базарова. Более важным пунктом является город ***. Здесь происходит знакомство Базарова с Одинцовой, появляются образы Ситникова и Кукшиной. Поэтому город*** является важным пунктом передвижения героев в романе, наравне с Марьином, Никольским и деревней родителей Базарова.
Непосредственная завязка действия происходит в Марьине, в поместье Кирсановых. И вначале действие как будто движется по одному и тому же полукругу – сначала вперед, потом до конца в обратном направлении, потом снова до конца вперед: Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – дом родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – дом родителей Базарова. Первые два полукруга (движение «вперед и назад») Базаров проделывает вместе с Аркадием. Последний полукруг Аркадий проделывает частично (из Марьина через город в Никольское), Базаров же проделывает его полностью (из Марьина через Никольское в родительский дом), и причем отдельно от Аркадия (последняя встреча приятелей происходит в Никольском). Характерно, что при описании «обратного» движения приятелей (из родительского дома Базарова) Тургенев не акцентирует внимание читателей на том, что герои заезжают в город, а лишь мельком упоминает об этом. Заметив дурное настроение Анны Сергеевны, Аркадий и Базаров сообщают Одинцовой о том, что «заехали только по дороге и часа через четыре отправятся дальше в город». Но упоминание это важно: благодаря этому сохраняется единство романного движения.
Первая глава романа является экспозицией Кирсановых – здесь дана жизненная история Николая Петровича. Вторую и третью главы можно назвать экспозицией Базарова (здесь дан портрет героя и первые характеристики его: Аркадий говорит отцу, что приятель его – «чудесный малый, такой простой»).
В Марьине происходит завязка внешнего конфликта – знакомство Базарова с Павлом Петровичем Кирсановым. Развитие действия – споры героев, их взаимная антипатия, презрение Базарова, ненависть Павла Петровича. Все это Тургенев изображает в главах с четвертой по одиннадцатую.
Двенадцатая и тринадцатая главы подготавливают развитие внутреннего конфликта в романе – борьба чувств и миропонимания в душе Базарова. Главы эти, изображающие «провинциальных нигилистов» подчеркнуто пародийны. Как замечает Ю.В. Лебедев, «комическое снижение – постоянный спутник трагического жанра, начиная с Шекспира. Пародийные персонажи, оттеняя своей низменностью значительность характеров двух антагонистов, гротескно заостряют, доводят до предела и те противоречия, которые в скрытом виде присущи и главным героям. С комедийного «дна» читателю становится виднее как трагедийная высота, так и внутренняя противоречивость пародируемого явления» .
Четырнадцатая глава (описание бала у губернатора) – это завязка внутреннего конфликта в романе. Происходит знакомство Базарова с Анной Сергеевной Одинцовой. Одновременно мы можем считать эту сцену завязкой любовной истории. Пятнадцатая, шестнадцатая, семнадцатая главы – развитие действия в любовной интриге и во внутреннем конфликте: поездка приятелей в Никольское, неожиданные чувства Базарова. Кульминация внутреннего конфликта и взаимоотношений героев – объяснение Евгения с Одинцовой (восемнадцатая глава). Развязка любовной истории – отъезд Базарова.
Затем приятели едут в родительский дом Базарова, где проводят три дня (двадцатая и двадцать первая главы) и вновь возвращаются в Никольское, где проводят не более четырех часов, а затем они отправляются в Марьино. И здесь продолжается развитие внешнего конфликта (главы двадцать вторая и двадцать третья). Базаров и Павел Петрович уже как будто избегают острых столкновений. И тот и другой ведут себя сдержанно до тех пор, пока не задеты их чувства. Но Тургенев вновь сталкивает героев в их интересе к Фенечке. Павлу Петровичу она напоминает Нелли, Базаров же начинает «активно» ухаживать за ней, чувствуя большую обиду на Анну Сергеевну и желая самоутвердиться. Кульминацией споров и взаимной неприязни Базарова и Павла Петровича становится их дуэль (глава двадцать четвертая). Затем следует развязка внешнего личностного конфликта героев – Кирсанов получает легкое ранение, Евгений Васильевич уезжает из Марьина. Острота взаимной неприязни притупляется: и Базаров, и Кирсанов чувствуют нелепость всего происходящего, испытывают чувство стыда и неловкости. Характерно, что здесь притупляется и идейное противостояние героев: в Павле Петровиче теперь доминирует личная неприязнь, ревность, Базаров же больше не «щеголяет» своей жизненной философией, так как она оказалась несостоятельной. Да и само идейное противостояние героев здесь уже комически снижено. Так, в качестве причины дуэли (для объяснения с братом) Павел Петрович придумывает остроумную версию – «Базаров непочтительно отозвался о сэре Роберте Пиле».
Затем Базаров через город *** вновь едет в Никольское (главы двадцать пятая и двадцать шестая). Он говорит Анне Сергеевне, что давно опомнился, потому что не хочет, чтобы она вспоминала о нем с отвращением, однако чувствует себя он «препакостно». Как замечает Ю.В. Лебедев, «второй круг жизненных странствий героя сопровождают последние разрывы» . Это разрыв с семейством Кирсановых, со своим единственным другом, Аркадием; разрыв со своей любовью, расставание с Одинцовой – Базаров понимает, что испытывать судьбу бесполезно; наконец, чудовищный разрыв с самим собой – герой старается сохранить цельность своей личности и мировоззрения, однако ему это не удается.
Внутренний конфликт Базарова усугубляется в стенах родительского дома. В отчем доме жива память о детстве, здесь человек чувствует себя наиболее свободно и естественно, здесь «выходит наружу» естественность и непосредственность чувств, – то, что герой пытался подавлять в себе, вооружившись «новейшими теориями». Не потому ли Базаров так не любил бывать в родном доме? И сейчас он испытывает здесь «тоскливую скуку и глухое беспокойство». Он пытается занять себя медицинской практикой, помогая Василию Ивановичу, но его более ничего не радует в жизни. Внутренний конфликт здесь разрешается смертью героя. Во время одной из операций (вскрытие умершего от тифа мужика) Базаров заражается и вскоре умирает. Это становится развязкой внутреннего, неразрешимого конфликта героя (глава двадцать седьмая).
В последней главе действие переносится в Никольское, в поместье Кирсановых, мы узнаем о счастливых изменениях, произошедших в их семействе, о судьбе Павла Петровича. И в этой же главе мы переносимся в деревню, где живут родители Базарова. Тургенев заканчивает роман описанием сельского кладбища, где похоронен Базаров. Глава эта является эпилогом одновременно образа Базарова, и образа Павла Петровича, и всего семейства Кирсановых.
Итак, условный круг замыкается: из родительского дома Базарова действие в последней главе вновь переносится в Марьино. Но здесь мы уже не наблюдаем передвижения героев. Действие далее переносится по воле автора. Из Марьина Тургенев вновь ведет нас в деревню родителей Базарова, на сельское кладбище. «Описанный полукруг» здесь повторяется дважды, сначала движение вперед, а затем на исходную точку его: родительский дом Базарова – Марьино – деревня родителей Базарова. Попробуем совместить оба полукруга (непосредственное движение героев и перенесение читателей в ту или иную точку по воле автора): Марьино (поместье Кирсановых) – город *** – Никольское (поместье Одинцовой) – деревня родителей Базарова – Никольское – город *** – Марьино – город *** – Никольское – деревня родителей Базарова – Марьино (здесь два полукруга смыкаются в единый круг) – деревня родителей Базарова. Так мы получаем единый условный круг, в котором движется все действие романа. Формально мы не можем назвать композицию кольцевой (впервые мы встречаемся с героями на Хохловских выселках, а расстаемся на сельском кладбище, где похоронен Базаров), однако движение героев и авторский переход в ту или иную точку действия образуют единый, цельный круг.
Таким образом, по своей простоте, четкости, стройности и соразмерности композиция романа Тургенева близка к композициям пушкинских произведений.

В своем романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев затрагивает актуальную для 60-х годов XIX века проблему. Но конфликт поколений не является характерным атрибутом лишь той эпохи, он существовал, существует и будет существовать во все времена. Это противоречие является непременным условием развития общества. Вероятно, именно поэтому даже с течением времени роман «Отцы и дети» не потерял своей актуальности.
Два поколения, сопоставленные Тургеневым в его произведении, расходятся не столько потому, что одни были «отцами», а другие - «детьми», сколько потому, что «отцы» и «дети», в силу обстоятельств, стали выразителями идей различных, противоположных эпох. Они представляли разные социальные слои: старое дворянство и молодую революционно-демократическую интеллигенцию. Таким образом, этот чисто психологический конфликт перерастает в глубокий общественный антагонизм.
Противоречие между дворянством и революционными демократами обнаруживается буквально с первых же страниц романа. Уже в самом описании героев читатель замечает противопоставление. Когда автор представляет Базарова, нам видится фигура мрачная, отгороженная от мира, в ней чувствуется сила, энергия. Особо Тургенев акцентирует наше внимание на уме главного героя. Описание Павла Петровича, напротив, состоит почти только из прилагательных, это человек-кукла, жизнь и дела которого бессмысленны: он носит английский костюм и лаковые полусапожки в деревне, заботится о красе ногтей. Все прошлое Павла Петровича - погоня за миражами, в то время как Базаров приносит реальную пользу, занимается конкретными делами, ему некогда мечтать. Контрастность этих образов бросается в глаза. Конфликт развивается на протяжении всего романа, но не имеет развязки. Писатель предоставляет его разрешение будущему.
Отношения Аркадия с отцом представляются мне наиболее трогательными. Эти образы созданы Тургеневым с большой любовью, которую он передает читателю. Несмотря на конфликт, завязка которого происходит в самом начале романа, мы видим, что отец и сын невероятно похожи и противоречия между ними по большей степени наносные. Аркадий представляется нам «молоденьким мальчиком», романтиком, увлекшимся идеями равенства и братства, он хочет, чтобы мир вокруг был так же счастлив и радостен, как и он сам. Тургенев с легкой иронией подчеркивает желание Аркадия казаться зрелым человеком с собственными взглядами на окружающий его мир, общество; юноша изо всех сил старается быть похожим на своего кумира Базарова, заслужить его уважение независимостью мышления: «Он (Аркадий) в душе очень обрадовался предложению своего приятеля, но счел обязанностью скрыть свое чувство. Недаром же он был нигилист!» А на самом деле для счастья ему надо немного: жить в родном доме вместе с отцом, иметь добрую и любящую жену, воспитывать детей. И это «обывательское», простое и незамысловатое счастье пересилило идеи о всеобщем благе и всемирной гармонии. Таков и его отец, он ценит уклад, семью; благополучие близких людей для него превыше всего. Он сохранил в своей душе идеалы романтизма, недаром Николай Петрович читает Шиллера, Гете, Пушкина. Не случайно его так коробят напускной цинизм и развязность Аркадия, отчуждение сына, который ему так дорог. Он сам старается не отставать от времени, искренне пытается понять молодежь. Это неуклюжее подражание новому вызывает у автора улыбку, но, скорее всего, добрую. Этот искрённий, бесхитростный, пусть даже не очень глубокий человек очень близок Тургеневу. Конфликт между отцом и сыном снимается в конце романа. Базаров, идеи которого и были яблоком раздора, уходит из жизни Аркадия. Автор подводит нас к тому, что молодой человек, вероятно, повторит путь отца.
На конфликте Базарова с его родителями хотелось бы остановиться особенно. Я думаю, что при встрече Базарова с родителями конфликт поколений достигает своего апогея. Это проявляется прежде всего в том, что ни сам Базаров, ни даже, пожалуй, автор не знают, как же на самом деле главный герой относится к своим родителям. Его чувства противоречивы: с одной стороны, в порыве откровенности он признается, что любит их, а с другой - в его словах сквозит презрение к «глупой жизни отцов». И это презрение не наносное, как у Аркадия, оно продиктовано жизненной позицией, твердыми убеждениями. Этот разлад имеет очень глубокие корни, и, по-видимому, он неразрешим. Отношения с Одинцовой, с родителями доказывают, что даже Базаров не может полностью подавить свои чувства и подчиняться только уму. Трудно объяснить, какое чувство не позволяет ему окончательно отрешиться от родителей: любви, жалости, а может быть, благодарности за то, что именно они заложили основу для развития его личности.
В разговоре с Аркадием Базаров утверждает: «Всякий человек сам себя воспитать должен - ну хоть как я». Здесь, я думаю, Базаров прав. Именно родительское воспитание, их пример или, напротив, их ошибки создали почву для интеллектуального роста Базарова. Он, как и все дети, пошел дальше своих родителей и отдалился настолько, что утратил возможность понимать их, принимать их такими, как есть, прощать. Эта пропасть велика и непреодолима, да и сам Базаров не хочет сблизиться со стариками, считая это шагом назад. И очень жаль. Сколько ценного он мог бы почерпнуть от них, и не было бы его трагического одиночества. Узнав поближе своих родителей, он бы понял, что Россия держится именно на таких людях, на силах их душ, на их вере и любви. То, как описывает автор Василия Ивановича и Арину Власьевну, то, сколько души он в это вкладывает, не оставляет сомнений, что эти герои ему особенно дороги.
Трудно определить, на чьей стороне находится автор в этом конфликте «отцов» и «детей». Но все-таки, по каким- то трудноуловимым интонациям, чувствуется, что ближе для него сторона «отцов».

Отцы и дети

Проблема отцов и детей существовала всегда. Однако особенно остро она проявляется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколение становятся носителями разных эпох и идей. Такой период наблюдался в России в середине XIX века, когда старое дворянство враждовало с революционно-демократической молодежью. Именно эта проблема затронута в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». Отцы в романе представлены братьями Кирсановыми, а дети Аркадием Кирсановым и Евгением Базаровым .

Наиболее отчетливо конфликт старого и нового поколения просматривается во взаимоотношениях молодого «нигилиста» Базарова и чопорного дворянина Павла Петровича . Примеры нелегких взаимоотношении отцов и детей показаны через отношения между Базаровым и его родителями, а также Аркадием со своим отцом. Автор противопоставляет два поколения не только с помощью идейных различий, но даже внешним описанием. Если в описании Базарова в основном акцентируется его мрачный вид, отрешенность от внешнего мира и острый ум, то в описании Павла Петровича отмечаются лаковые полусапожки, ухоженный внешний вид, привлекательная внешность.

Эти герои противопоставлены и по средствам их образа жизни. Павел Петрович живет как настоящий дворянин и аристократ в праздности и безделье. Базаров же напротив целыми днями работает, проводит медицинские опыты и старается принести пользу окружающим. Идейные разногласия этих двух героев также занимают особое место в романе. Павел Петрович человек старой закалки с принципами и защищает высокие идеи. Базаров проповедует «нигилизм», то есть неверие ни во что. Он предпочитает не считаться ни с какими принципами и авторитетами. На мой взгляд, именно через противопоставление этих двух персонажей наиболее отчетливо просматривается конфликт поколений, а соответственно, отцов и детей.

­Что касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, то она оказалась не такой глубокой. Аркадий не просто похож на своего отца, а имеет такие же ценности и идеалы. Его также заботят родной дом, семья и покой. Конфликт между ним и Николаем Петровичем просматривается только тогда, когда Аркадий временно подпадает под влияние Базарова и пытается ему подражать. Кирсанова печалят такие перемены в сыне. И даже когда Аркадий невольно ранит его своей бестактностью, он лишь кротко переносит это. В конце романа его терпеливая любовь к сыну вознаграждена. Аркадий становится взрослее и мудрее, а Базаров уходит из их жизни. Тогда он раскрывается как личность и сближается с отцом.

Несмотря на то, что роман написан в XIX века, проблемы, затронутые в нем, остаются актуальными по сей день. Так, например, людей во все времена заботило отношение к любви, науке и искусству. С этими вопросами, также как и с проблемой отцов и детей, приходится сталкиваться каждому новому поколению. Возможно, именно постоянный поиск ответов на эти и другие вопросы и является движущей силой жизни.



Похожие статьи
 
Категории