Солженицын а. и

29.03.2019

УДК 821.161.1

Н. Н. Иванов

Маленький человек А. И. Солженицына в контексте нравственных поисков русской литературы ХХ столетия

В работе уточнены эстетические и художественно-онтологические реалии интерпретации русскими писателями темы маленького человека в условиях второй половины XX столетия. Рассмотрены взаимодействия фольклорно-апокрифической и собственно литературной традиций. По-новому на уровнях межтекстовых перекличек, аллюзий, мотивов интерпретированы известные произведения.

Работа адресована филологам, литературоведам, преподавателям, студентам.

Ключевые слова: русская проза XX столетия, повествовательные жанры.

A. I. Solzhenitsyn"s Little Person in the Context of Moral Search of the XX century Russian Literature

In the work aesthetic and art-ontologic realities of interpretation by the Russian writers of a subject of the little person in conditions of the second half of the XX century are specified. Interactions of folklore and apocryphal and actually literary traditions are considered. The famous works are interpreted in a new way, at the levels of intertext musters, allusions, motives.

The work is addressed to philologists, literary critics, teachers, students.

Keywords: Russian prose of the XX century, narrative genres.

Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», опубликованная в начале 1960-х гг. почти синхронно в журналах «Новый мир» и «Роман-газета», вызвала обширные и разноречивые отклики. С. Маршак назвал её повестью не о лагере, но «о человеке» . Н. Губко полагал, что человек в ней «побеждает», а «лучшие традиционные черты русской прозы XIX в. соединились с поисками новых форм» - «полифоничностью, синтетичностью» . В статье 1964 г. «Иван Денисович, его друзья и недруги» В. Лакшин писал, что Солженицын, «поставив себя как будто в самые трудные и невыгодные условия перед читателем, который никак не ожидал познакомиться со «счастливым днём жизни заключённого», гарантировал «полную объективность своего художественного свидетельства» .

Отличающаяся по тону, смыслу оценки и сама повесть, автор которой был далеко не объективен, повесть, включённая сегодня в школьные программы, интригует даже современного, научившегося воспринимать разную литературу читателя.

Чем так интересен человек, заслонивший собою лагерь, и побеждает ли он? Насколько типичен этот персонаж для русской прозы; где его место в лагерной теме, пусть и не особенно разработанной, но и не закрытой на рубеже 1950-60-х гг.

для литературы? Если в искусстве возможна «объективность художественных свидетельств», то в повести Солженицына они должны быть именно в сфере знания о лагере, но не о человеке. Иначе говоря, что нового в Иване Денисовиче на фоне знания о человеке, данного русской классикой XIХ-XX вв.? Принадлежность к типу ЗК? Но человек на каторге, каторга и ссылка в многообразии социальных, религиозных, нравственных, бытийных и бытовых аспектов представлены в «Записках из мертвого дома», «Дневнике писателя» Ф. М. Достоевского. Образы ЗК вывел М. Пришвин в романе «Осударева дорога»; роман был опубликован в 1957 г., переиздавался до появления «Одного дня». Памятны суждения участников тех первых, начала 1960-х гг., открытых полемик вокруг А. И. Солженицына, Ивана Денисовича, авторского отношения к человеку. Трактовки образа и авторская концепция человека, полярные интерпретации повести разделили литературоведов, критиков, читателей на сторонников и противников Солженицына. Почему?

Образ Ивана Денисовича не гармонировал с ведущими представлениями о человеке, сформированными русской литературой и XIX, и XX столетий. Жизнеутверждающий пафос пьесы М. Горького «На дне», заявленный в преддверии нового, XX в. (премьера состоялась в МХТ в 1902

© Иванов Н. Н., 2017

г.), пьесы, в которой одна смерть закономерно сменяет другую, а обитатели ночлежного подвала пребывают в состоянии неизбывной хмельной эйфории; пафос слов о человеке, вложенных Горьким в уста пьяного Сатина, красив и сегодня. Это прославление творческих возможностей человека, его таланта, ума. «Человек - вот правда! <...> Человек! Это - великолепно! Это звучит гордо! <...> Надо уважать человека! Не жалеть. не унижать его жалостью» . Сатин не соглашается ни с христианской доктриной сострадания, ни с мещанским идеалом благополучия, столь ненавистным Горькому. Сатин говорит о человеке, который «выше сытости». В публицистике Горького означенные идеи в виде лейтмотивов развёрнуты детально и убедительно: человека создает сопротивление окружающей среде; следует бороться с пассивизмом и утверждать активное отношение к жизни. М. Горький, М. Пришвин развивали в переписке, публицистике, творчестве тему геооптимизма, предвосхитив многие идеи В. И. Вернадского. «Какие чудеса там, в глубине природы, из которой я вышел» ; «Как вернуть свои переживания в природу. Как раскрыть их во всю стихийную ширь?» ; «Я жил, получая кровь от матери-земли, и тут какая-то большая радость и любовь была и правда» .

Солженицын с означенными тенденциями гуманизма не спорил прямо, но внутренняя полемика, реализованная художественными средствами, безусловно, в повести есть. Сказ как повествовательная установка автора на устную речь, на тип сознания персонажа избавил автора же от прямых оценок Шухова, о симпатиях к нему Солженицын позднее заявил в книге «Архипелаг ГУЛАГ». Экспрессивные пейзажные детали концентрируют талантливо смоделированную бесчеловечность мироздания: свет прожекторов размывает звезды на ночном небе, красное утреннее солнце - без лучей, между столбами света Шухов и Кильдигс видят гипотетическую колючую проволоку.

Иван Денисович принадлежит к типу литературы не советской: он довольствуется малым, на борьбу с обстоятельствами не встает; и это невольно заставляет пересматривать идеалы, корректировать требования к человеку. Допускаем, что подобный мотив и вызывал внутреннее, психологическое, несогласие читателей с Шуховым. Показательно, что в столь сокровенном вопросе Солженицын заставляет Ивана Денисовича раскрываться в беседе с баптистом Алешкой. Шухов

жив именно хлебом единым или хлебом насущным, «пайкой», в лагерной терминологии.

Шухов и не «советский простой человек», который «по полюсу гордо шагает», а просто человек. Но он и не маленький человек в традиционном понимании этого типа русскими писателями XIX в. Акакий Акакиевич Гоголя - какой-никакой, но всё же - художник, творец. Богатый духовный мир, оттенки высоких, сильных чувств свойственны маленьким людям Достоевского.

Каковы же духовные запросы Ивана Денисовича? «Человек робкий», качать права «не смел». Стремился «подработать», «услужить»; ничего так жалко не было за восемь лет, как «ботинков». Основной мотив его мыслей и поступков - еда: «пайка», «полпайки», рыбный скелет в баланде, кусочек сахара, отрезок колбасы. «В лагерях Шухов не раз вспоминал, как в деревне раньше ели: картошку - целыми сковородами, кашу - чугунками, а еще раньше, по-без-колхозов, мясо - ломтями здоровыми. Да молоко дули - пусть брюхо лопнет. А не надо было так, понял Шухов в лагерях. Есть надо - чтоб думка была на одной еде, вот как сейчас эти кусочки малые откусываешь и языком их мнешь <...> и такой тебе духовитый этот хлеб черный сырой. Что Шухов ест восемь лет, девятый? Ничего. А ворочает? Хо-го! Так Шухов занят был своими двумястами граммами» . «Двести грамм жизнью правят. На двести граммах Беломорканал построен» . По Шухову, не сердце в центре человека; язык и щеки трансформируют вкусовые ощущения в духовные: хлеб духовитый черный. Повествователь аллюзивным способом включают контекст смыслов о хлебе: и фольклорные, и библейский Христа, и упомянутый горьковский о человеке «выше сытости», и заданные сочинениями А. Платонова («Сухой хлеб»), К. Г. Паустовского («Тёплый хлеб») и другими писателями.

Находящиеся в лагере представители интеллигенции далеки от практичного крестьянского мира Шухова, для которого «непостижима» их, Коли Вдовушкина, например, бумажная работа. Шухов наделён чертами народных типов, перемогающих жизнь как-то природно, вне интеллекта: Платон Каратаев, или Федор Кузькин из повести Б. Можаева «Живой», или персонажи «Плотницких рассказов» В. И. Белова. «Это верно, кряхти да гнись. А упрешься - переломишься» . «Восемь лет сидки» есть, и еще два ждет, но «руки у Шухова ещё добрые, смогают, неуж он себе на воле верной работы не найдет» . Такая жизненная цепкость заслуживает уважения.

Маленький человек А. И. Солженицына

в контексте нравственных поисков русской литературы ХХ столетия

Библиографический список

1. Горький, М. Собрание сочинений. В 12 т. Т.7. Пьесы [Текст]. - М.,1987.

2. Губко, Н. Человек побеждает [Текст] // Звезда.

3. Лакшин В. Иван Денисович, его друзья и недруги [Текст] // Новый мир. 1964. - № 1.

4. Маршак, С. Правдивая повесть [Текст] // Правда.

5. Пришвин и современность. - М.,1978.

6. Солженицын А. Рассказы [Текст]. - М., 1991.

Bibliograficheskij spisok

1. Gor"kij, M. Sobranie sochinenij. V 12 t. T.7. P"esy . - M.,1987.

2. Gubko, N. Chelovek pobezhdaet // Zvezda. 1963. - № 3.

3. Lakshin V. Ivan Denisovich, ego druz"ja i nedrugi // Novyj mir. 1964. - № 1.

5. Prishvin i sovremennost". - M.,1978.

6. Solzhenicyn A. Rasskazy . - M., 1991.

1. Gorky M. Collected works. In 12 v. V.7. Plays. -M., 1987.

2. Gubko N. Man wins against // Zvezda. 1963. - № 3.

3. Lakshin V. Ivan Denisovich, his friends and foes // Novy mir. 1964. - № 1.

Рассказ «Один день Ивана Денисовича» Солженицын задумал, когда был зимой 1950-1951 гг. в Экибазстузском лагере. Он решил описать все годы заключения одним днём, «и это будет всё». Первоначальное название рассказа – лагерный номер писателя.

Рассказ, который назывался «Щ-854. Один день одного зэка», написан в 1951 г. в Рязани. Там Солженицын работал учителем физики и астрономии. Рассказ был напечатан в 1962 г. в журнале «Новый мир» № 11 по ходатайству самого Хрущёва, дважды выходил отдельными книжками. Это первое напечатанное произведение Солженицына, принесшее ему славу. С 1971 г. издания рассказа уничтожались по негласной инструкции ЦК партии.

Солженицын получил множество писем от бывших заключённых. На этом материале он писал «Архипелаг ГУЛАГ», назвав «Один день Ивана Денисовича» пьедесталом к нему.

Главный герой Иван Денисович не имеет прототипа. Его характер и повадки напоминают солдата Шухова, который воевал в Великую Отечественную войну в батарее Солженицына. Но Шухов никогда не сидел. Герой – собирательный образ множества виденных Солженицыным заключённых и воплощение опыта самого Солженицына. Остальные герои рассказа написаны «с натуры», их прототипы имеют такие же биографии. Образ капитана Буйновского также собирательный.

Ахматова считала, что это произведение должен прочитать и выучить наизусть каждый человек в СССР.

Литературное направление и жанр

Солженицын назвал «Один день...» рассказом, но при печати в «Новом мире» жанр определили как повесть. Действительно, по объёму произведение может считаться повестью, но ни время действия, ни количество героев не соответствуют этому жанру. С другой стороны, в бараках сидят представители всех национальностей и слоёв населения СССР. Так что страна представляется местом заключения, «тюрьмой народов». А это обобщение позволяет назвать произведение повестью.

Литературное направление рассказа – реализм, не считая упомянутого модернистского обобщения. Как ясно из названия, показан один день заключённого. Это типичный герой, обобщённый образ не только заключённого, но и вообще советского человека, выживающего, несвободного.

Рассказ Солженицына самим фактом своего существования уничтожил стройную концепцию социалистического реализма.

Проблематика

Для советских людей рассказ открыл запретную тему – жизнь миллионов людей, попавших в лагеря. Рассказ как будто разоблачал культ личности Сталина, но имя Сталина один раз Солженицын упомянул по настоянию редактора «Нового мира» Твардовского. Для Солженицына, когда-то преданного коммуниста, попавшего в заключение за то, что в письме к другу ругал «Пахана» (Сталина), это произведение – разоблачение всего советского строя и общества.

В рассказе поднимается множество философских и этических проблем: свобода и достоинство человека, справедливость наказания, проблема взаимоотношений между людьми.

Солженицын обращаетс к традиционной для русской литературы проблеме маленького человека. Цель многочисленных советских лагерей – всех людей сделать маленькими, винтиками большого механизма. Кто маленьким стать не может, должен погибнуть. Рассказ обобщённо изображает всю страну как большой лагерный барак. Сам Солженицын говорил: «Мне виделся советский режим, а не Сталин один». Так понимали произведение читатели. Это быстро поняли и власти и объявили рассказ вне закона.

Сюжет и композиция

Солженицын задался целью описать один день, с раннего утра и до позднего вечера, обычного человека, ничем не примечательного заключённого. Через рассуждения или воспоминания Ивана Денисовича читатель узнаёт мельчайшие подробности жизни зэков, некоторые факты биографии главного героя и его окружения и причины, по которым герои попали в лагерь.

Этот день Иван Денисович считает почти счастливым. Лакшин замечал, что это сильный художественный ход, потому что читатель сам домысливает, каким может быть самый несчастный день. Маршак отметил, что это повесть не о лагере, а о человеке.

Герои рассказа

Шухов – крестьянин, солдат. Он попал в лагерь по обычной причине. Он честно воевал на фронте, но оказался в плену, из которого бежал. Этого было достаточно для обвинения.

Шухов – носитель народной крестьянской психологии. Его черты характера типичны для русского простого человека. Он добрый, но не лишён лукавства, выносливый и жизнестойкий, способен к любой работе руками, прекрасный мастер. Шухову странно сидеть в чистой комнате и целых 5 минут ничего не делать. Чуковский назвал его родным братом Василия Тёркина.

Солженицын умышленно не сделал героя интеллигентом или несправедливо пострадавшим офицером, коммунистом. Это должен был быть «средний солдат ГУЛАГа, на которого всё сыплется».

Лагерь и советская власть в рассказе описываются глазами Шухова и приобретают черты творца и его творения, но творец этот – враг человека. Человек в лагере противостоит всему. Например, силам природы: 37 градусов Шухова противостоят 27 градусам мороза.

У лагеря своя история, мифология. Иван Денисович вспоминает, как у него отобрали ботинки, выдав валенки (чтобы не было двух пар обуви), как, чтобы мучить людей, велели собирать хлеб в чемоданы (и нужно было помечать свой кусок). Время в этом хронотопе тоже течёт по своим законам, потому что в этом лагере ни у кого не было конца срока. В этом контексте иронично звучит утверждение, что человек в лагере дороже золота, потому что вместо потерянного зэка надзиратель добавит свою голову. Таким образом, количество людей в этом мифологическом мире не уменьшается.

Время тоже не принадлежит заключённым, потому что лагерник живёт для себя только 20 минут в день:10 минут за завтраком, по 5 за обедом и ужином.

В лагере особые законы, по которым человек человеку волк (недаром фамилия начальника режима лейтенанта Волковой). Для этого сурового мира даны свои критерии жизни и справедливости. Им учит Шухова его первый бригадир. Он говорит, что в лагере «закон – тайга», и учит, что погибает тот, кто лижет миски, надеется на санчасть и стучит «куму» (чекисту) на других. Но, если вдуматься, это законы человеческого общежития: нельзя унижаться, притворяться и предавать ближнего.

Всем героям рассказа автор глазами Шухова уделяет равное внимание. И все они ведут себя достойно. Солженицын восхищается баптистом Алёшкой, который не оставляет молитву и так искусно прячет в щель в стене книжечку, в которой переписано пол-Евангелия, что её до сих пор не нашли при обыске. Симпатичны писателю западные украинцы, бандеровцы, которые тоже молятся перед едой. Иван Денисович сочувствует Гопчику, мальчишке, которого посадили за то, что носил бандеровцам в лес молоко.

Бригадир Тюрин описан почти с любовью. Он – «сын ГУЛАГа, сидящий второй срок. Он заботится о своих подопечных, а бригадир – это всё в лагере.

Не теряют достоинства в любых обстоятельствах бывший кинорежиссёр Цезарь Маркович, бывший капитан второго ранга Буйновский, бывший бандеровец Павел.

Солженицын вместе со своим героем осуждает Пантелеева, который остаётся в лагере, чтобы стучать на кого-то, утратившего человеческий облик Фетюкова, который лижет миски и выпрашивает окурки.

Художественное своеобразие рассказа

В рассказе сняты языковые табу. Страна познакомилась с жаргоном заключённых (зэк, шмон, шерстить, качать права). В конце рассказа прилагался словарик для тех, кто имел счастье таких слов не узнать.

Рассказ написан от третьего лица, читатель видит Ивана Денисовича со стороны, весь его длинный день проходит перед глазами. Но при этом всё происходящее Солженицын описывает словами и мыслями Ивана Денисовича, человека из народа, крестьянина. Он выживает хитростью, изворотливостью. Так возникают особые лагерные афоризмы: работа – палка о двух концах; для людей давай качество, а для начальника – показуху; надо стараться. чтобы надзиратель тебя не видел в одиночку, а только в толпе.

А. И. Солженицын крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы? идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение.

В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах.

Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. Шухов, заключенный Щ?854, жил, как и большинство, трудно, когда началась война. Ушел воевать и воевал честно, пока не попал в плен. Но ему присуща та твердая нравственная основа, которую так старательно стремились выкорчевать большевики, провозглашая приоритет государственных, классовых, партийных ценностей над ценностями человеческими. Что же помогло устоять Ивану Денисовичу?

Он принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком, далеким от такого занятия, как размышление, анализ; в нем не пульсирует вечно напряженная и беспокойная мысль, не возникает страшный вопрос: зачем? почему? Дума Ивана Денисовича «все к тому же возвращается, все снова ворошит: не нащупают ли тайку в матраце? В санчасти освободят ли вечером? Посадят капитана или не посадят? И как цезарь на руки раздобыл свое белье теплое?» Природный человек живет в согласии с собой, ему чужд дух сомнений. Этой простой цельностью сознания во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его приспособляемость к человеческим условиям.

Но приспособляемость Ивана Денисовича не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.

Природность Шухова связана, по мысли Солженицына, и с высокой нравственностью героя. Ему доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет.

Не мыслит своей жизни главный герой без труда, не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.

Лагерная жизнь, как она регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто серые зэки. Шухов выбрал последнее, но и там определился по-своему, тихо и незаметно для всех стал праведником. И тем вручил себя вечности.

Еще одной праведницей является героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». И ей тоже нужно делать выбор, но уже между «быть» и «иметь». Матрена всегда предпочитала «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой, предпочитала давать окружающим ее людям? знакомым и незнакомым, а не брать. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, она старалась «подсобить… мужикам», «в мужичьи дела мешалась». А те, кто застрял на переезде, погубили Матрену и еще двоих. И Фадей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, предпочитали иметь: один хотел за один раз «горницу» перевезти на новое место, другой? за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.

Смерть героини раскрыла перед автором величественный и трагический образ Матрены. И рассказ? это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой.

Об особом виде подвижничества пишет А. И. Солженицын в рассказе «Захар-Калита». Его герой беднейший мужик из села Куликовка, самовольно произвел себя в смотрители Куликова поля. Он не имеет даже избы, выпал из колхоза, из класса «колхозного крестьянства», и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 г. Это русский характер, близкий по духу многим героям нашей литературы. В нем страстное правдоискательство сочетается с вечной русской надеждой на «доброго барина», неподкупность и принципиальность? с некой обреченной привычкой к тому, что «закон, что дышло» ? и ничего не докажешь. И еще в нем есть деликатность, самоотверженность в выполнении своего долга. «Сразу отпало все то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нем вчера… Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда». Перед нами человек с твердой гражданской позицией, любящий Родину, знающий ее историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа.

А. Солженицын своими произведениями вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость и услужливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе – это тема лагерей. Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина. К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына и «Архипелаг ГУЛАГ», В. Шаламова, «Верный Руслан» Г. Владимова, «Зона» С. Довлатова и другие.
В своей знаменитой повести «Один день Ивана Денисовича» А. описал только один день заключенного – от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть – о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники – это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Заключенный Щ-854 – Шухов – представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к «своим». «В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – хоть поживешь малость. Подписал».
В лагере Шухов пытается выжить, контролирует каждый шаг, пытается заработать, где можно. Он не уверен, что выйдет на волю в срок, что не добавят ему еще лет десять, но не позволяет себе думать об этом. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.
По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.
В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он «укрепляется» в лагере, не роняя себя.
Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, – яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей «накипь злую». Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.
Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть «Один день Ивана Денисовича» была опубликована во времена «хрущевской оттепели» в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.
В созданной В. Шаламовым книге «Колымских рассказов» раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.
Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете. Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму. Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!
Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни – «не жизни» – «антижизни» людей в лагерях. Основная тема рассказов: человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию «зачеловеческому». «Ад на земле» может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Здесь они больше не нужны. пишет: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть».
Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля. Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько «далеко» ушло человечество в «науке» придумывания пыток и мучений себе подобных. Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы.
Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. <…> Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».
В пронзительном и страшном рассказе «Васька Денисов, похититель свиней» рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды.
Страх, разъедающий личность, описан в рассказе «Тифозный карантин». Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества , который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.
Лагерь, по мнению Шаламова, – это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря – наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния. Шаламов пишет о людях «не бывших, не умевших и не ставших героями». В слове «героизм» есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.
Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.

Оформление урока:

Класс украшен лозунгами:

  • “Сталин – наша слава боевая, Сталин –нашей юности полёт”,
  • “Спасибо товарищу за нашу счастливую жизнь”.

На противоположных стенах стенах класса рисунки и стенды, изображающие лагерную жизнь, на другой стене плакаты и стенды, на которых изображен ратный трудовой подвиг советских людей, поднимающих вышки электростанций, строящих БАМ, мирно отдыхающих в садах и парках.

На доске: Большой портрет Солженицына,

Тема урока: “Человек спасается достоинством” (центральная часть доски), по бокам- написанные на ватмане: “Основные вехи жизни и творчества писателя”(слева). История создания и публикаций рассказов Солженицына 60-х годов (справа).

Музыкальное оформление: “Марш энтузиастов”, вой волков, лай собак, завывание метели, кассета с записью песни Кучина “Не верь, не бойся, не проси”, кассета с записью песни А. Маршалла.

Цели урока:

  • вызвать интерес к личности и творчеству писателя;
  • показать необычный жизненный материал, взятый в основу повести;
  • подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы человека
  • в тоталитарном государстве.

Ход урока

Под “Марш энтузиастов” заходит в класс демонстрация из девочек, с шарами,флажками, голубями мира.

Вступительное слово учителя

Росла и ширилась держава. Страна с энтузиазмом восстанавливала разрушенное войной народное хозяйство и с радостью салютовала о выполнении четвертого пятилетнего плана.

(Участники демонстрации уходят, а учитель продолжает говорить свои слова.)

Учитель: Все делалось для людей, для народа. Был восстановлен 8-ми часовой рабочий день, введены ежегодные отпуска, отменена карточная система, проведена денежная реформа. И благодарный народ не уставал прославлять святое имя Сталина, слагая о нем песни и стихи, снимая фильмы и живя по его заповедям.

Но была и другая жизнь, наглухо закрытая от посторонних, правда о которой шла к человеку очень долго. Его удерживала колючая проволока, страх в душах наших отцов и дедов и чудовищно разросшаяся на всем информационном пространстве страны ложь. И совсем другие слова звучали в адрес “отца всех людей и народов”.

Выходят три девочки, одетые во все черное и читают стихотворение Б.Окуджавы.

1-й чтец:

Ну что, генералиссимус прекрасный,
Потомки, говоришь, к тебе пристрастны!
Их не угомонить, не упросить
Одни тебя мордуют и поносят,
Другие все малюют и возносят,
И молятся, и жаждут воскресить!

2-й чтец:

Лежишь в земле на площади на Красной.
Уж не от крови ль красная она,
Которую ты пригоршнями пролил,
Когда свои усы блаженно холил,
Москву, обозревал из окна?

3-й чтец :

Ну что, генералиссимус прекрасный?
Твои клешни сегодня безопасны,
Опасен силуэт твой с низким лбом,
Я счета не веду былым потерям
Но, пусть в своем возмездье и умерен,
Я не прощаю, помня о былом.

Учитель: Так кто же он, А.И.Солженицын, человек, посмевший сказать правду о страшном сталинском времени, создать произведения о лагерной жизни? Наставник, дессидент, пророк или учитель? Ни одна из этих ролей ему не подходит. А.И.Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя стало известно в 60-е годы XX столетия, а потом исчезло на многие годы.

Судьба распорядилась так. Что ему было суждено пройти все круги “тюремного ада”: 8 лет лагерей и 3 года ссылки, а в 1974 году жизнь приготовила ему ещё один удар – он был насильственно выслан из страны. В один из февральских дней в немецкий город Франкрурт на Майне приземляется самолёт с одним единственным пассажиром.

Этим пассажиром был А.И. Солженицын и ему было 55 лет. 20 лет тоски по родине.

А в 1994 году Солженицын вернулся на родину, но сделал он это по своему: 55 дней двигался он с Дальнего Востока в Москву, пересёк полстраны, чтобы окунуться в нашу жизнь.

Сегодня А.И. Солженицын – это человек, за плечами которого восемь десятков лет, годы, наполненные драматическими событиями, обретением мудрости.

Он один из самых титулованных писателей современности (лауреат Нобелевской (1970) и Темплтоновских премий (1983), литературные награды Американского национального клуба искусств, премий “Золотое Клише”, “Фонд Свободы”, “Браканти”.

Он академик Российской Академии наук, кавалер ордена Св.Андрея Первозданного (который он не принял из-за несогласия с политикой президента Ельцина), а в 1994 году он сам стал учредителем собственной литературной премии в 25.000 долларов.

Актуализация знаний учащихся

На нашем сегодняшнем уроке мы с вами будем размышлять над страницами пройденной нами на предыдущих уроках повести

“Один день Ивана Денисовича”, которая стала его литературным дебютом, принесла автору мировую известность и вызвала гнев “отечественных чиновников от литературы”.

Цель нашего разговора будет состоять в том, чтобы вызвать у вас интерес к личности и творчеству А.И.Солженицына, показать “необычный жизненный материал”, взятый в основу повести и подвести вас к осмыслению трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Краткое сообщение об истории создания повести “Один день Ивана Денисовича”, подготовленное учащимися.

Учитель: Так что же это была за жизнь, так правдиво изображенная Солженицыным? Автор, герои повести, а вслед за ними и мы в Особом лагере для политических заключенных. Итак январь, 1951 год.

Звучит фонограмма с записью лая собак.

Конвоир: Внимание, заключенные! В ходе следования cледует соблюдать строгий порядок колонны. По сторонам не оглядываться, руки держать за спиной! Шаг вправо, шаг влево – считается побегом, конвой открывает огонь без предупреждения. Направляющий шагом марш.

В класс входят заключенные (по одному) под фонограмму песни Кучина “Не верь, не бойся, не проси” (“Суровый край, могучий край…”)

На ватниках пришиты номера, на заключенных валенки и шапки ушанки. Они подходят к доске и выстраиваются в шеренгу.

Конвоир вызывает заключенных по номерам, пришитым на ватниках (номера произвольно придуманы учащимися, кроме номера самого Шухова), они по одному делают шаг вперёд и рассказывают о себе.

К-617: Сенька Клевшин. Сидел в Бухенвальде, состоял там в подпольной организации, оружие в зону носил для восстания. Немцы нас за руки подвешивали и палками били. Оглох. Очень плохо слышу.

Г-523: Я - Гопчик. Мне всего 16 лет, а срок как взрослому дали. Посадили за то, что бендеровцам в лес молоко носил. Иван Денисович меня любит. Его-то сын маленьким помер.

М-716: Заключенный Цезарь Маркович. Кто по национальности и сам не знаю: не то грек, не то еврей, не то цыган. Картины для кино снимал, но и первой доснять не дали, посадили.

В-309: Коля Вдовушкин. Студент литературного факультета, арестован со второго курса за написание вольнодумных стихов. Лагерный доктор посоветовал мне объявиться фельдшером, поставил меня на работу, и стал я учиться делать внутривенные уколы. А сейчас и в голову никому не придет, что я не фельдшер, а студент литфака.

Учитель: Ну, а кто же вы, Иван Денисович Шухов? В чем беда ваша, в чем вина?

Шухов: Ну, что вам ещё рассказать о себе? Вы уже и так все знаете. До войны я жил в маленькой деревушке Темгенево, был женат, имел двоих детей. Из дому ушел 23 июня 1941 года. А в феврале 1942 года нашу армию окружили, еды никакой с самолётов не бросали. Дошли до того, что строгали копыта с околевших лошадей, размачивали и ели. Стрелять было нечем. Впятером бегали из плена, до своих добрались только вдвоем. Наши нам не поверили и посадили. В контрразведке много били. Заставили дать показания, что сам в плен сдался, а вернулся из плена, потому что выполнил задание контрразведки немецкой.

Эти показания и подписал, потому что не подпишешь – бушлат деревянный, подпишешь – поживешь ещё немного. Подписал.

(Учащиеся-заключенные после знакомства садятся.)

Учитель: Итак, мы с вами познакомились с основными персонажами и главными её героями Иваном Денисовичем Шуховым? Есть ли среди них настоящие “политические” заключенные, изменившие Родине, или предавшие её? (Нет, таких нет).

За что сидит сам Иван Денисович?

О чем хотел сказать нам автор, что подчеркнуть, рассказывая истории этих людей (О жестокости, несправедливости тоталитарной системы. Практически все персонажи рассказа помогают автору высказать свои идеи насчет причин и следствий репрессий.)

Как вы думаете, почему героем своей повести Солженицын выбрал простого, малообразованного мужика-крестьянина.

(Потому что таких нив чем не повинных людей, много сидело по лагерям, Шухов – и есть сам народ, Шухов – крестьянин, обиженный советской властью, важна личность, а не то место, которое он занимает в социуме)

Учитель: А теперь давайте окунемся в жизнь вот такого простого зека и вместе с ним проживем не просто день, а “счастливый день”, как считал Иван Денисович,

А в конце урока ответим на вопрос почему же Шухов считал прожитый им день счастливым?

С чего же начинается этот день?

(Лагерь просыпается в 5 часов утра, холодный барак, в котором горит не каждая лампочка, на полусотне “клопяных вагонок” спит 200 человек. Согреться здесь негде: по стенам и на окнах иней. Спят одетыми, с головой укрывшись одеялом и бушлатом.)

Как же чувствует себя Иван Денисович в этот день?

(Иван Денисович болен. Всё тело у него разнимает. Всю ночь он плохо спал, и во сне не угрелся. Его знобит, и он решает сходить в санчасть, чтобы хоть на денёк освободиться от работы. В санчасти хорошо и тепло. Все выкрашено в белый цвет. Врачей ещё нет, принимает только фельдшер Коля Вдовушкин, который в белом халате один сидит за столом.

Сценка “Шухов в санчасти”

Шухов: - Вот что … Николай Семенович … я вроде это болен …

Вдовушкин: - Что же ты поздно так? А вечером почему не пришел? Ты же знаешь, что утром приема нет? Список освобожденных уже в ППЧ.

Шухов: - Да ведь, Коля … Оно с вечера, когда нужно так и не болит …

Вдовушкин: - А кто-оно? Оно-что болит?

Шухов: - Да разобраться, бывает и ничего не болит. А недужит всего.

Вдовушкин: - Так надо было беспокоиться раньше что ж ты - под самый развод?

На меряй (Шухов берёт градусник и меряет температуру. В это время Коля Вдовушкин что-то пишет, потом берёт градусник у Шухова и смотрит температуру.)

Видишь, ни то ни сё, 37,2. Было бы 38, так каждому ясно. Я тебя освободить не могу. Если хочешь на свой страх и риск останься. После проверки посчитает доктор больным – освободит, а здоровым отказчик и в БУР. Сходи уж лучше на зону.

Шухов: - Да, теплый зяблого не поймёт.

Учитель: - Как ведёт себя Иван Денисович в санчасти? Настаивает ли он на том, чтобы его освободили? Пытается ли он разжалобить Вдовушкина?

Нет. Он ведет себя совестливо, как будто зарясь на что-то чужое.

Учитель: - Был ли Иван Денисович из тех, кто липнет к санчасти?

Нет. И Вдовушкин это знал, но сделать ничего не мог, так как ему можно было освободить только двоих, и они уже были освобождены.

К какому же выводу приходит Шухов, выходя из санчасти? (Что теплый зяблого не понимает в Шухове было 37, в морозе 27 градусов, теперь кто кого.)

Учитель: Итак из санчасти Шухов спешит на кухню. На каком месте стоит проблема добывания пищи в лагере? (На первом)

Как кормят лагерников? (Очень плохо)

Поэтому проблема добывания пищи – это своего рода искусство, которое состоит в том, чтобы достать лишнюю миску баланды и пайку хлеба, а если повезет, то и табаку.

Как решает эту проблему Шухов? (Он подрабатывает, как может)

Можно ли такое поведение Шухова назвать “приспособленчеством?

Это приспособляемость Шухова не имеет ничего общего с униженностью, потерей человеческого достоинства. Ему очень важно сохранить это достоинство, не стать опустившимся попрошайкой, как Фетюков, роль которого вы отказались играть. Ведь такие как Фетюков погибают. А Шухов помнит слова своего первого бригадира, который говорил, что в лагере тот выживает, кто миски не лижет, к куму стучать не ходит, и на санчасть не надеется.

Таким образом, вопрос о сохранении образе человеческого, становиться вопросом выживания.

Второй жизненно важный вопрос – это отношение к подневольному труду. В каких условиях работают заключенные?

(На улице мороз, который прихватывает дыхание, укрыться в голом поле негде. И поэтому заключенные работают зимой охотно, как бы соревнуясь друг с другом, чтобы не замерзнуть.)

Как относится к работе Иван Денисович?

(Отношение к труду у него особенное “Работа она как палка о двух концах, для людей делаешь- дай качество, для начальства – показуху”. Шахов мастер на все руки, он работает добросовестно, не чувствуя холода, как у себя в колхозе.)

А ощущается ли в нем его крестьянская бережливость?

(Да припрятывает толь, чтобы заделать окна, старается скрыть мастерок между стенами, старается облегчить труд других, рискуя быть за это наказанным, допоздна задерживается на работе, так как ему жаль оставшийся раствор.

Какой мы можем сделать из этого вывод?

Труд для Шухова – это жизнь. Советская власть не развратила его, не научила халтурить. Уклад крестьянской жизни, её вековые законы оказались сильнее. А здоровый смысл и трезвый взгляд на жизнь помогают ему выстоять.

Окончен трудовой день, заключенные возвращаются в барак.

(Заключенные заходят в класс, рассаживаются по нарам, каждый занят своим делом, Цезарь открывает посылку, Иван Денисович строгает из деревяшки ложку, Алёшка баптист читает молитву и т. д. Они разговаривают между собой).

Тюрин: - Ну, вот, ребята, кончен трудовой день. Теперь и отдохнуть можно!

ЦезарьМаркович:: - А у меня “Вечерка” свежая! Бандеролью прислали. Здесь интереснейшая рецензия на премьеру Завадского!

Гопчик: - Иван Денисович, а ты почему из дома посылки не получаешь?

Шухов: - Сам запретил жене отрывать от ребятишек. Знаю я, чего те передачи стоят. Да и 10 лет их с семьи не потянешь. Так, что уж лучше вовсе без них.

Алёшка Баптист:- Правильно, Иван Денисович, Молиться нам Господь завещал о хлебе насущном, (читает)” хлеб наш насущный, дождь нам днесь…”

Буйновский: - Да, Шухову, что братцы? Шухов одной ногой дома. Шухов срок кончает.

Шухов: - Да, ребята, как подумаешь – дух сопрёт. А выйдешь ли точно не знаешь. Закон-то он выворотный. Кончится десятка – скажут на тебе ещё одну. Или в ссылку.

Сенька Клевшин: - Ну, а идти- то тебе есть куда? Дома то ждет кто?

Шухов: - А как же! Дома жена и две дочки, теперь уже взрослые. Два раза в год пишут, да жизни их теперешней не поймешь.

Да и про нашу жизнь им не напишешь. Так что у меня теперь с вами больше тем для разговоров, чем с домашними. Да и какова она тамошняя жизнь, каково оно теперь на воле?

Как вы понимаете последнюю фразу Шухова.

(Шухов растерян, он старается не думать о будущем. Он 10 лет не был дома, его жена и дети живут плохо бедно. И нет абсолютно никакой гарантии, что он окажется на свобод).

Но, несмотря на это Шухов считает этот день счастливым и ложится спать удовлетворенный. Почему?

(На Соцгородок не выгнали, он не заболел, перемогся, в карцер не посадили, в обед раздобыл лишнюю миску баланды. Вот почему он считается этот день счастливым. И от этих дней становится страшно!)

Так чему же нас учит Солженицын и его главный герой?

(Тому, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не терял чувство собственного достоинства, как бы ни тяжела была жизнь, какие бы испытания не готовила, всегда нужно оставаться человеком, не идти на сделки со своей совестью.)

(Звучит песня Александра Маршала про Колыму.)

(Под неё выходят участники композиции зэки и становятся возле доски конусом. Девочки, одетые во всё черное, со свечами в руках становятся впереди мальчиков. На этом фоне под музыку учитель завершает урок).

Заключительное слово учителя

Наш сегодняшний урок это дань памяти тем миллионам расстрелянных, не проживших и половины своей жизни, умирающим от голода и непосильного труда. Это дань памяти тем людям, которые работали за миску баланды и кусок хлеба, людям, потерявшим свои имена и взамен получившим только безликий номер.

Но это дань и всем тем Иванам, которые победили в Великой Отечественной войне, тянувшим на своих плечах строительство городов, а потом как этот зэк из песни Александра Маршала умирали безвестными в лагерных бараках и находили себе пристанище в промерзшей земле Колымы.

Поэтому так важен был для Солженицына “всего один день Ивана Денисовича”, поэтому-то как благодаря таким Иванам выстояла Россия, и поэтому-то так уважительно этот зэк назван по имени и отчеству Иваном Денисовичем.

Домашнее задание: Написать сочинение “Размышляя над страницами повести А.И. Солженицына “Один день Ивана Денисовича”.



Похожие статьи
 
Категории