Тема лагеря в творчестве солженицына. Презентация на тему "А

29.03.2019

"Лагерная тема" в творчестве Солженицына и Шаламова.

Одна из самых страшных и трагических тем в русской литературе - это тема лагерей.
Публикация произведений подобной тематики стала возможной только после ХХ съезда КПСС, на котором был развенчан культ личности Сталина.
К лагерной прозе относятся произведения А. Солженицына "Один день Ивана Денисовича" и "Архипелаг ГУЛАГ", "Колымские рассказы" В. Шаламова, "Верный Руслан" Г. Владимова, "Зона" С. Довлатова и другие.
В своей знаменитой повести "Один день Ивана Денисовича" А. Солженицын описал только один день заключенного - от подъема до отбоя, но повествование построено так, что читатель может представить себе лагерную жизнь сорокалетнего крестьянина Шухова и его окружения во всей полноте. Ко времени написания повести ее автор был уже очень далек от социалистических идеалов. Эта повесть - о противозаконности, противоестественности самой системы, созданной советскими руководителями.
Прототипами центрального героя стали Иван Шухов, бывший солдат артиллерийской батареи Солженицына, и сам писатель-заключенный, и тысячи невинных жертв чудовищного беззакония. Солженицын уверен, что советские лагеря были такими же лагерями смерти, как фашистские, только убивали там собственный народ.
Иван Денисович давно избавился от иллюзий, он не ощущает себя советским человеком. Начальство лагеря, охранники - это враги, нелюди, с которыми у Шухова нет ничего общего. Шухов, носитель общечеловеческих ценностей, которые не удалось в нем разрушить партийно-классовой идеологии. В лагере это помогает ему выстоять, остаться человеком.
Заключенный Щ-854 - Шухов - представлен автором как герой другой жизни. Он жил, пошел на войну, честно воевал, но попал в плен. Из плена ему удалось бежать и чудом пробиться к "своим". "В контрразведке били Шухова много. И расчет был у Шухова простой: не подпишешь - бушлат деревянный, подпишешь - хоть поживешь малость. Подписал".
В лагере Шухов пытается выжить, контролирует каждый шаг, пытается заработать, где можно. Он не уверен, что выйдет на волю в срок, что не добавят ему еще лет десять, но не позволяет себе думать об этом. Не думает Шухов и о том, почему сидит он и еще много всякого народа, не терзается вечными вопросами без ответов. По документам он сидит за измену родине. За то, что выполнял задание фашистов. А какое задание, ни Шухов, ни следователь придумать не смогли.
По натуре Иван Денисович принадлежит к природным, естественным людям, которые ценят сам процесс жизни. И у зека есть свои маленькие радости: выпить горячей баланды, выкурить папиросу, съесть пайку хлеба, приткнуться, где потеплей, и минуту подремать.
В лагере Шухова спасает труд. Работает он увлеченно, не привык халтурить, не понимает, как можно не работать. В жизни он руководствуется здравым смыслом, в основе которого крестьянская психология. Он "укрепляется" в лагере, не роняя себя.
Солженицын описывает других заключенных, которые не сломались в лагере. Старик Ю-81 сидит по тюрьмам и лагерям, сколько советская власть стоит. Другой старик, Х-123, - яростный поборник правды, глухой Сенька Клевшин, узник Бухенвальда. Пережил пытки немцев, теперь в советском лагере. Латыш Ян Кильдигс, еще не потерявший способности шутить. Алешка-баптист, который свято верит, что Бог снимет с людей "накипь злую". Капитан второго ранга Буйновский всегда готов вступиться за людей, он не забыл законов чести. Шухову с его крестьянской психологией поведение Буйновского кажется бессмысленным риском.
Солженицын последовательно изображает, как терпеливость и жизнестойкость помогают Ивану Денисовичу выжить в нечеловеческих условиях лагеря. Повесть "Один день Ивана Денисовича" была опубликована во времена "хрущевской оттепели" в 1962 году, вызвала большой резонанс в читательской среде, открыла миру страшную правду о тоталитарном режиме в России.
В созданной В. Шаламовым книге "Колымских рассказов" раскрывается весь ужас лагеря и лагерной жизни. Проза писателя потрясает. Рассказы Шаламова увидели свет уже после книг Солженицына, который, казалось бы, все написал о лагерном быте. И при этом проза Шаламова буквально переворачивает душу, воспринимается как новое слово в лагерной тематике. В стиле и авторском взгляде писателя поражают высота духа, с которой написаны рассказы, эпическое постижение жизни автором.
Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Стихи и прозу начал писать еще в юные годы. Учился в Московском университете. Впервые Шаламова арестовали в 1929 году по обвинению в распространении якобы фальшивого политического завещания В. Ленина. Три года писатель провел в лагерях на Урале. В 1937 году он был снова арестован и отправлен на Колыму. Был реабилитирован после ХХ съезда КПСС. Двадцать лет в тюрьмах, лагерях и ссылках!
Шаламов не умер в лагере, чтобы создать впечатляющий по силе психологического воздействия своеобразный колымский эпос, рассказать беспощадную правду о жизни - "не жизни" - "антижизни" людей в лагерях. Основная тема рассказов: человек в нечеловеческих условиях. Автор воссоздает атмосферу безысходности, морального и физического тупика, в котором на долгие годы оказываются люди, состояние которых приближается к состоянию "зачеловеческому". "Ад на земле" может в любой момент поглотить человека. Лагерь отнимает у людей все: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Здесь они больше не нужны. Шаламов пишет: "Лагерь - отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели - инженеры, геологи, врачи, - ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни - отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел - лучше ему умереть".
Тон повествователя спокоен, автор знает все о лагерях, все помнит, лишен малейших иллюзий. Шаламов утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. То, о чем рассказывает автор, кажется вообще невозможным, но мы слышим объективный голос свидетеля. Он повествует о быте лагерников, об их рабском труде, борьбе за пайку хлеба, болезнях, смертях, расстрелах. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли. Читатель содрогается от осознания того, насколько "далеко" ушло человечество в "науке" придумывания пыток и мучений себе подобных. Писателям XIX века и не снились ужасы Освенцима, Майданека и Колымы.
Вот слова автора, сказанные от своего имени: "Заключенный приучается там ненавидеть труд - ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить... Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает... Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно - он просто его не понимает, не хочет понимать... Он приучился ненавидеть людей".
В пронзительном и страшном рассказе "Васька Денисов, похититель свиней" рассказывается, до какого состояния может довести человека голод. Васька жертвует жизнью ради еды.
Страх, разъедающий личность, описан в рассказе "Тифозный карантин". Автор показывает людей, готовых служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами ради миски супа и корки хлеба. Герой рассказа Андреев видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества Гете, который теперь исполняет роль "чесальщика пяток" у вора Сенечки. После этого герою не хочется жить.
Лагерь, по мнению Шаламова, - это хорошо организованная государственная преступность. Все социальные и моральные категории умышленно заменены на противоположные. Добро и зло для лагеря - наивные понятия. Но все же были и такие, кто сохранил в себе душу и человечность, безвинные люди, доведенные до скотского состояния. Шаламов пишет о людях "не бывших, не умевших и не ставших героями". В слове "героизм" есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка, а каким словом определить многолетнюю пытку людей в лагерях, еще не придумали.
Творчество Шаламова стало не только документальным свидетельством огромной силы, но и фактом философского осмысления целой эпохи, общего лагеря: тоталитарной системы.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

"Один день Ивана Денисовича" связан с одним из фактов биографии автора -- Экибастузским особым лагерем, где зимой 1950-1951 года на общих работах был создан этот рассказ. Главный герой -- Иван Денисович Шухов, обычный узник сталинского лагеря. От лица своего героя автор повествует всего об одном дне из почти четырех тысяч дней срока Ивана Денисовича. Но и этого хватает, чтобы понять, какая обстановка царила в лагере, какие существовали порядки и законы, какой была жизнь заключенных. Лагерь в произведении -- это особый мир, существующий отдельно, параллельно миру свободных. Здесь другие законы, каждый здесь выживает по-своему. Место заключения показано изнутри человека, который знает о нем по своему личному опыту. Пожалуй, оттого рассказ и поражает своей реалистичностью.

"Слава тебе, Господи, еще один день прошел!"- заканчивает свое повествование Иван Денисович. - "Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый". В этот день Шухову действительно повезло: бригаду не выгнали на Соцгородок тянуть проволоку на морозе без обогрева, он миновал карцер -- отделался лишь мытьем полов в надзирательской, получил в обед лишнюю порцию каши, а работа досталась знакомая -- класть стену на ТЭЦ. Клал весело, пронес в лагерь ножовку, подработал вечером у Цезаря, купил у латыша два стакана самосаду. И, самое главное, не заболел.

Иван Денисович не выпрашивает, не унижается. Всё старается заработать только своим трудом: шьет тапочки, подносит бригадиру валенки, занимает очередь за посылками, за что и получает честно заработанное. У Шухова сохранились понятия о гордости и чести, поэтому он никогда не скатится до уровня Фетюкова, ведь он именно подрабатывает, а не старается услужить. Как и любой крестьянин, Шухов -- человек на удивление хозяйственный: он не может просто так пройти мимо куска ножовки, зная, что из него можно сделать нож, а это возможность дополнительно заработать. Уважения заслуживает и бывший капитан второго ранга Буйновский, который "на лагерную работу как на морскую службу смотрит: сказано делать - значит делай". Он не старается увильнуть от общих работ, привык все делать на совесть, не по-эскапистски. Шухов говорит, что "осунулся крепко за последний месяц, а упряжку тянет". Буйновский не может смириться с произволом караула, поэтому заводит спор с Волковским о статье уголовного кодекса, за что и получил десять суток карцера. Симпатичен бригадир Тюрин, попавший в лагерь только лишь потому, что его отец был кулак. Он, как отец родной, всегда старается отстоять интересы бригады: получить больше хлеба, выгодную работу. Слова Ивана Денисовича о том, что "хороший бригадир вторую жизнь даст" полностью подходят для характеристики Тюрина как бригадира. Эти люди, несмотря на все, выживают за счет своего труда. Они бы никогда не смогли избрать для себя путь выживания Фетюкова или Пантелеева. Жалость вызывает Алешка-баптист. Он очень добрый, но очень слабодушный - "им не командует только тот, кто не хочет". Заключение для него - это воля Бога, в своем заключении видит только хорошее, он сам говорит, что "здесь есть время о душе подумать". Но Алешка не может приспособиться к лагерным условиям и, по мнению Ивана Денисовича, долго здесь не протянет. Хваткой, которой не хватает Алешке-баптисту, обладает Гопчик, шестнадцатилетний паренек, хитрый и не упускающий возможности «урвать» кусок. Он был осужден за то, что носит молоко в лес бандеровцам.

На особом положении находится в лагере Цезарь Маркович, бывший режиссер, который не успел снять своей первой картины, прежде как попал в лагерь. Он получает посылки, поэтому может себе позволить многое из того, что не могут остальные заключенные: носит новую шапку и другие запрещенные вещи, работает в конторе, избегает общих работ. Хоть Цезарь находится уже довольно долго в этом лагере, его душа все еще в Москве: обсуждает с другими москвичами премьеры в театрах, культурные новости столицы. Он сторонится остальных заключенных, придерживается только Буйновского, вспоминая о существовании других только тогда, когда он нуждается в их помощи. Во многом благодаря своей отрешенности от реального мира и посылкам с воли ему удается выживать в этих условиях. Он обладает деловой хваткой, знает, с кем надо поддерживать отношения.

Рассказ написан языком простого лагерного заключенного, именно поэтому используется очень много "блатных" слов и выражений. "Шмон, стучать куму, шестерка, придурни, падла", - все это нередко можно встретить в повседневной речи узников. На протяжении текста в изобилии встречаются и непечатные слова. Чтобы показать жизнь в лагере, царящие порядки и атмосферу, просто нельзя было их игнорировать.

солженицын рассказ лагерь сталинский

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткие биографические сведения. "Один день" зэка и история страны. Правда художественная - выше правды факта, а главное - значительнее по силе воздействия на читателя. Но еще страшнее забыть прошлое, оставить без внимания события тех лет.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2002

    Краткая биографическая справка из жизни писателя. Заслуги перед Отечеством. Арест Солженицына в 1945 году. Роль повести "Один день Ивана Денисовича" в творчестве писателя. Публикации Александра Исаевича, отличительные особенности его произведений.

    презентация , добавлен 09.11.2012

    Трагедия тоталитарной системы и возможность сохранения человеком истинных жизненных ценностей в условиях массовых репрессий сталинской эпохи. Государство и личность, вопросы смысла жизни и проблема нравственного выбора в повестях Александра Солженицына.

    реферат , добавлен 03.11.2009

    Воплощение и осмысление "лагерной" темы в творчестве писателей и поэтов ХХ века, судьба которых была связана со сталинскими лагерями. Описание системы ГУЛАГа в произведениях писателей Ю. Домбровского, Н. Заболоцкого, А. Солженицына, В. Шаламова.

    реферат , добавлен 18.07.2014

    Изучение жизненного пути и литературной деятельности Александра Исаевича Солженицына - одного из ведущих русских писателей ХХ в. Центральная идея повести "Один день Ивана Денисовича". "Архипелаг ГУЛАГ, 1918-1956" – главное произведение А. Солженицына.

    презентация , добавлен 18.12.2011

    Основные этапы жизни и творчества Солженицына. Материалы к творческой биографии. Тема ГУЛАГа в творчестве Солженицына. Художественное решение Солженицыным проблемы национального характера. История России в произведениях Солженицына.

    учебное пособие , добавлен 18.09.2007

    Характеристика времени тоталитарного режима в СССР. Раскрытие темы нравственного выбора в условиях несвободы на примере персонажей лагерной прозы и драматургии Александра Исаевича Солженицына. Определение вклада Солженицына в антитоталитарную литературу.

    курсовая работа , добавлен 17.05.2015

    Основные факты биографии ведущего русского писателя Солженицына. Первая публикация повести "Один день Ивана Денисовича". Политические акценты романов "В круге первом", "Раковый корпус". Оценки произведений писателя и его награждение Нобелевской премией.

    презентация , добавлен 30.11.2012

    Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына через призму его рассказов и романов. "Лагерная" тема в его произведениях. Диссидентство писателя в произведении "Красное колесо". Интенциальное содержание авторского сознания Солженицына, язык и стиль автора.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2015

    Характеристика советского государства и общества в 1920-1930-е гг. Биография А.И. Солженицына, трагические страницы в истории и творчестве писателя, его значение в литературе и развитии страны. "Архипелаг ГУЛАГ" как опыт художественного исследования.

Память – самое дорогое, что есть в сердцах людей. Но в жизни бывают моменты, которые невозможно вспоминать без слез. Трагические события откладывают большой отпечаток на жизни и судьбы людей, нации, поэтому эти страницы истории надо изучать с особым вниманием. Политические репрессии – одна из самых трагических страниц нашей истории. Но это наша история, и изучение ее – знак памяти и дань уважения невинно пострадавшим. Знание всех фактов нашего прошлого, особенно трагических, дает нам полное представление о нас самих, о современности.
В современной российской школе тема политических репрессий замалчивается и практически не рассматривается. Достаточно сказать, что в утвержденных Министерством образования России школьных программах этой теме отводится не более двух часов, а в рекомендованных Министерством образования школьных учебниках – одна-две страницы текста.
Перед нами стояли следующие задачи: углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына и Шаламова раскрывается тема репрессий; выяснить особенности их повествовательной манеры; развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником; воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий.
На предварительном этапе было определено основное направление работы (самостоятельная поисковая работа с источниками информации), намечен план исследования, оговорены источники информации (художественные тексты произведений В.Шаламова, А.Солженицына, материалы Пензенского отделения общества «Мемориал», х/ф «Завещание Ленина», материалы Интернета). Группы учащихся 11 классов, читая произведения В.Шаламова, А.Солженицына, анализировали их с точки зрения особенностей изображения лагерной жизни, соотносили творчество писателей с историческими и политическими событиями в стране.
Урок начался с просмотра фрагмента из художественного фильма «Завещание Ленина», снятого по рассказам В.Шаламова, что помогло ввести учащихся в историческую эпоху, эмоционально настроить их на восприятие материала урока. В ходе занятия учащимся было предложено сделать записи основных положений лекции в соответствии с планом. Далее учителем был дан исторический комментарий эпохи.
Перед обсуждением особенностей воплощения лагерной темы в творчестве Солженицына и Шаламова целесообразно рассказать учащимся о наиболее ярких моментах жизни и творчества Александра Исаевича и Варлама Тихоновича.
На следующем этапе организуется работа в группах, в процессе которой учащиеся кратко пересказывают прочитанные произведения, обсуждают их, в ходе чего заполняют сравнительную таблицу.
На заключительном этапе урока выясняем, для чего мы обсуждали лагерную тему в творчестве Солженицына и Шаламова. И вообще, имели ли право Солженицын, Шаламов и другие писатели обсуждать эту тему на мировом уровне, ведь это не самые светлые страницы нашей истории?
Продолжить размышление над этим вопросом предлагаем ребятам дома в процессе создания собственного эссе «Душа и колючая проволока».

Цели:

  • углубить общее представление учащихся о репрессиях, рассмотреть, как в творчестве Солженицына и Шаламова раскрывается тема репрессий;
  • выяснить особенности их повествовательной манеры;
  • развивать умения строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, развивать навыки интерпретации прозаического текста, сравнительного анализа творчества нескольких литераторов, работы с первоисточником;
  • воспитывать в учащихся чувство ответственности перед другими людьми, перед своей страной; способность противостоять силе зла, уважение к людям, ставшим жертвами репрессий, чувства гражданственности и ответственности за судьбу Родины.

Оборудование:

  • портреты писателей А.И. Солженицына и В. Шаламова, И.В. Сталина
  • выставка книг А.И. Солженицына и В. Шаламова,
  • художественные тексты произведений,
  • мультимедийное оборудование для демонстрации слайдовой презентации, фрагмента художественного фильма.

Методическое обоснование : урок-обобщение по творчеству А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова; кроме программных произведений на уроке обсуждаются самостоятельно прочитанные главы из «Архипелага ГУЛАГа», повести «Раковый корпус», романа «В круге первом».

Оформление доски.

Душа и колючая проволока. (Отражение лагерной темы в произведениях А.И. Солженицына и В. Т. Шаламова)

Не хочу мести, не хочу суда.
Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было.

Акмал Икрамов Камил, писатель, расстрелян в 1938 г.

План лекции:

  1. Политические репрессии.

А) Что такое репрессии? Жертвы «великого безумия».
Б) Тема репрессии в литературе.

  1. А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов. Лагерные университеты.

А) В.Т. Шаламов – мученик, не сумевший стать героем. Что легло в основу «Колымских рассказов»?
Б) А.И. Солженицын. Автобиографичность его творчества.

  1. В чем особенность изображения лагерной темы в творчестве А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова?
  2. Какой способ раскрытия этой темы оказался исторически оправданным?

На партах учащихся находятся материалы для лексической работы, тексты, карточки для самостоятельной работы в группах, план лекции.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Здравствуйте. Сегодня у нас необычный урок. На занятии вы должны сделать записи основных положений лекции в соответствии с планом. На столах лежат словарики, которые вам понадобятся в ходе сегодняшнего обсуждения. Начнем с просмотра видеофрагмента, после чего вы должны ответить на вопрос:
– Какая историческая эпоха проиллюстрирована?

II. Просмотр видеофрагмента

О какой исторической эпохе идет речь в данном фрагменте? Что такое репрессии?
(Репрессии – карательные меры, наказания, применяемые государственными органами в целях подавления или устрашения своих противников, как реальных, так и мнимых.)
– Мы просмотрите художественный фильм «Завещание Ленина», снятого по произведению В. Шаламова «Колымские рассказы».

III. Исторический комментарий (слово учителя)

– За последние десятилетия прошлого века вышло много книг, правдиво рассказывающих о Сталине и сталинских репрессиях. Главная фигура этих произведений – Сталин. Страшная фигура. Неисчислимы его жертвы. Сам он лично знал лишь малую их часть. Годы, когда у власти стоял И.В.Сталин, принесли много черных дней нашей стране. Самое страшное в этом времени – репрессии. Тысячи людей были арестованы и сосланы на поселения, в лагеря. Тысячи незаконно осужденных людей.
В Западной литературе события тех лет в нашей стране часто называют «большим террором», иногда «великим безумием», т.е. акцией, не имевшей объяснения.
С 1921 по 1954 год по стране за так называемые «контрреволюционные действия» было осуждено 3.777.380 человек, в том числе приговорено к высшей мере наказания 642.980 человек, к содержанию в лагерях и тюрьмах на срок от 25 лет и ниже – 2.369.220 человек, отправлено в ссылку 765.880 человек.
Система ГУЛага к 1940 году включала 53 лагеря, 425 исправительно-трудовых колоний и 50 колоний для несовершеннолетних, поэтому
А.И. Солженицын вводит понятие «архипелаг»: «лагеря рассыпаны по всему Советскому Союзу маленькими островками и побольше. Все это вместе нельзя представить себе иначе, сравнить с чем-то другим, не с архипелагом. Они разорваны друг от друга как бы другой средой – волей, то есть не лагерным миром. И вместе с тем эти островки во множестве составляют как бы архипелаг».
– В русской прозе 1970–90-х годов, а также «возвращенной» литературе значительное место занимают произведения, в которых воссоздана трагедия народа, пережившего массовые репрессии в сталинскую эпоху. Лагерная тема нашла отражение в прозе В. Шаламова, А Солженицына, Ю. Домбровского, Ю. Гроссмана, О. Волкова и других авторов, испытавших на себе ад ГУЛАГа. Солженицын и Шаламов стали одними из первых в современной литературе, кто открыто заговорил на эту тему.
– Тема нашего урока «Душа и колючая проволока». Сегодня мы поговорим о том, как воплотилась лагерная тема в творчестве Солженицына и Шаламова.

IV. А.И. Солженицын и В.Т. Шаламов. Лагерные университеты

1. Рассказ о биографии и творчестве В.Т. Шаламова

Что такое Колыма? Как же Колыма вошла в жизнь В. Шаламова?
«На две части, две стороны распадалась всегда моя жизнь, с самого далекого детства…
Первая – это искусство, литература. Я уверен был, что мне суждено сказать свое слово… и именно в литературе, в художественной прозе, в поэзии. Вторая была – участие в общественных сравнениях тогдашних, невозможность уйти от них, при моем главном кредо – соответствии слова и дела».
По-особому звучат слова Варлама Шаламова: «У отца я учился крепости душевной». О матери он писал: «Ей обязан я стихами».
Варлам Тихонович Шаламов родился 18 июня (5 июня по старому стилю) в 1907 году в северном провинциальном городе Вологда.
Отец писателя – Тихон Николаевич, потомственный священник, был в городе видным человеком, поскольку не только служил в церкви, но и занимался активной общественной деятельностью, он поддерживал связи с ссыльными революционерами
«1918 год был крахом для всей нашей семьи… Темные силы ворвались бурей, не могли успокоиться и насытиться».
В 1924 году он навсегда покидает «город своей юности», дом, где родился и вырос. «Это было ветреной дождливой осенью… В листопад боярышника…». В 1926 году В. Шаламов поступает в Московский университет на факультет советского права.
В.Шаламов «активно участвовал в событиях 1927, 1928 и 1929 гг. на стороне оппозиции…, тех, кто пытался самыми первыми, самоотверженно отдав жизнь, сдержать тот кровавый потоп, который вошел в историю под названием культа Сталина». 19 февраля 1929 года он был арестован за распространение «Завещания В.И. Ленина» «…Этот день и час я считаю началом своей общественной жизни…»
В.Т. Шаламов был осужден на три года заключения в лагерях и отправлен этапом в Вишерский лагерь (Северный Урал)
«Вернулся в Москву в 1932 году и крепко стоял на всех четырех лапах, стал работать в журналах, много писал.
12 января 1937 года Варлам Шаламов «как бывший «оппозиционер» был вновь арестован и осужден за «контрреволюционную троцкистскую деятельность» на пять лет заключения в лагерях с использованием на тяжелых физических работах. В 1943 году новый срок – 10 лет за антисоветскую агитацию: он назвал И. Бунина, находившегося в эмиграции, «великим русским классиком». От гибели спасло В. Шаламова знакомство с лагерными врачами. Благодаря их помощи, он закончил фельдшерские курсы и работал в центральной больнице для заключенных до самого освобождения из лагеря. Вернулся в Москву в 1953 г., но, не получив прописки, вынужден был работать на одном из торфопредприятий в Калининской области.
Реабилитирован В.Т. Шаламов был в 1954 году. Позже он напишет: «Мне было свыше 45 лет, я старался обогнать время и писал день и ночь стихи и рассказы. Каждый мой рассказ – пощечина сталинизму… Каждый мой рассказ – абсолютная достоверность документа…»
Дальнейшая одинокая жизнь писателя протекала в упорном литературном труде. Однако при жизни В.Т. Шаламова не были напечатаны его «Колымские рассказы». Из стихов была опубликована очень малая их часть, да и то нередко в исковерканном виде…
Умер Варлам Тихонович Шаламов 17 января 1982 года, потерявший слух и зрение, совершенно беззащитный в Доме инвалидов Литфонда, до конца испивший чашу непризнания при жизни.
«Колымские рассказы» – главный труд писателя В.Т. Шаламова.
20 лет он отдал их созданию.
20 лет жизни прошли в ледяном аду Вишеры и Колымы.
Удивительным качеством «Колымских рассказов» является их композиционная целостность при кажущейся на первый взгляд несвязности сюжетов. Колымская эпопея состоит их 6 книг, первая из которых так и называется – «Колымские рассказы», а к ней примыкают книги «Левый берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира», «Воскрешение лиственницы», «Перчатка, или КР-2». Книга «Колымские рассказы» состоит из 33 рассказов, стоящих в строго определенном, но не хронологическом порядке. Этот порядок позволяет увидеть сталинские лагеря как живой организм, со своей историей и развитием. Повествование ведется постоянно от третьего лица, но главный герой большинства рассказов, выступая под разными фамилиями (Андреев, Голубев, Крист), предельно близок к автору
– Назовите одним словом 1-ое впечатление от знакомства с рассказами этого сборника..
– Каким же В.Шаламов изображает лагерь? (Чтение фрагмента художественного текста)
– И это понятно. Ибо «Колымские рассказы» – это боль, страдание, ужас, зверства человека, переживавшего это 17 лет.

2. Рассказ о биографии и творчестве А.И. Солженицына

Судьба Солженицына не менее уникальна, что выражается в тяжести испытаний, выпавших на его долю: война с фашизмом, сталинские лагеря, раковый корпус, внезапная слава, связанная с опубликованием «Одного дня Ивана Денисовича», затем замалчивание, запреты, высылка из страны и вновь обретение российского читателя.
Биография Александра Исаевича почти тождественна биографии послереволюционной России.
Год рождения – 1918 . Гражданская война, голод, террор и детство без отца, который уме за несколько месяцев до рождения Саши.
Год мужания – 41-й. Выпускник физмата Ростовского университета идет в офицерскую школу, потом на фронт. Солженицын командует артиллерийской батареей. По окончании войны имеет чин капитана, награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды.
В феврале 45-го – излом судьбы : Солженицын арестован за критику Сталина в письме другу детства, которое было просмотрено контрразведкой. 8 лет исправительно-трудовых лагерей «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации».
1947 – переведен как математик в Марфинскую «шарашку» – НИИ МВД-КГБ, где пробыл до 1950 г. Позднее эта «шарашка» будет описана в романе «В круге первом». С 1950 в экибастузском лагере (опыт общих работ
воссоздан в рассказе «Один день Ивана Денисовича»). Здесь он заболевает раком. В лагерях работает чернорабочим, каменщиком, литейщиком.
1953 – Солженицын на «вечном ссыльнопоселении» в ауле Кок-Терек (Джамбульская область, Казахстан). Дважды лечился в Ташкенте от рака; в день выписки из больницы в 1955 задумана повесть о страшном недуге – будущий «Раковый корпус» (1963–1966). В ней отразились впечатления автора от пребывания в Ташкентском онкологическом диспансере и история его исцеления. История жизни главного героя Олега Костоглотова напоминает судьбу самого Солженицына: отбывший срок в лагерях по надуманному обвинению, ныне он – ссыльный.
В год начала оттепели – 56-й – его реабилитируют. Солженицын поселяется в средней полосе России у героини будущего рассказа «Матренин двор» , преподает в сельской школе математику и физику. И работает над первыми романами. Прототип главной героини – владимирская крестьянка Матрена Васильевна Захарова, у которой жил писатель, повествование, как и в ряде позднейших рассказов Солженицына, ведется от первого лица, от имени учителя Игнатича (отчество созвучно с авторским – Исаевич), который перебирается в Европейскую Россию из дальней ссылки.
1959 – за три недели написан рассказ «Щ-854 (Один день одного зэка)», который в 1961 через товарища по Марфинской шарашке литературоведа Копелева передан в журнал «Новый мир». Непосредственно у Хрущева Твардовский добивается разрешения на публикацию рассказа, получившего название «Один день Ивана Денисовича».
62-й – год прорыва: на фоне краткосрочного расцвета свободы в СССР впервые публикуется рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Журнал «Новый мир» становится первым кругом известности писателя. Образ Ивана Денисовича сложился из облика и повадок солдата Шухова, воевавшего в батарее А. И. Солженицына в советско-германскую войну (но никогда не сидевшего), из общего опыта послевоенного потока “пленников” и личного опыта автора в Особом лагере каменщиком. Остальные герои рассказа – все взяты из лагерной жизни, с их подлинными биографиями. Автор по-своему знает самого Ивана Денисовича, он по существу созидает его, передает ему значимую часть своего жизненного опыта: так, вся знаменитая сцена кладки стены – это явно эпизод из биографии писателя.
"Один день Ивана Денисовича" потряс читателей знанием о запретном – лагерной жизни при Сталине. Впервые открылся один из бесчисленных островков архипелага ГУЛАГ. За ним стояло само государство, беспощадная тоталитарная система, подавляющая человека.
Круг замкнулся в 65-м: конец оттепели, КГБ захватывает архив Солженицына. Травля, письма с осуждением, под которыми заставляют подписываться всех подряд, запрет на публикации. «В круге первом» и «Раковый корпус» выходят в свет только за рубежом.
1967/68 – закончен «Архипелаг» , который сам автор определил как «окаменелую нашу слезу». Архипелаг ГУЛаг (подзаголовок книги – «опыт художественного исследования») – одновременно и историческое исследование с элементами пародийного этнографического очерка, и мемуары автора, повествующие о своем лагерном опыте, и эпопея страданий, и мартиролог – рассказы о мучениках ГУЛАГа. При строгой документальности это вполне художественное произведение.
В «Архипелаге ГУЛаге» Солженицын выступает в роли не столько автора, сколько собирателя историй, рассказанных множеством узников (227 соавторов, без имен, конечно). Как и в рассказе «Один день Ивана Денисовича» , повествование строится так, чтобы заставить читателя воочию увидеть мучения заключенных и словно испытать их на себе. В романе “Архипелаг ГУЛАГ” А. Солженицын показывает, какие люди попадали в лагерь. Там были смешаны меньшевики и троцкисты, “вредители” и представители религии, уклонисты и беспартийные, много-много всех тех, кому не повезло укрыться от страшной сети НКВД. По-разному ведут себя люди. Одни сломались сразу, другие готовы посадить сотни людей, дать любые показания. Но были такие, которые не ломались. Для некоторых узников, к которым прежде всего относится сам автор, пребывание в аду ГУЛАГа означало взятие духовно-нравственной высоты. Люди внутренне очищались и прозревали, поэтому у Солженицына неоднократно можно встретить непонятные на первый взгляд слова благодарности в адрес тюрьмы .
И солженицынский каторжный лагерь, один из ГУЛАГовского архипелага, – при всей страшной и несомненной реальности его существования в нашей истории, в судьбах миллионов людей – тоже своего рода знак помрачения души и разума, извращение смысла жизни народа и общества. Бездарная, опасная, жестокая машина, перемалывающая всех, кто в нее попадает…
1969 – Солженицын исключен из Союза писателей . В 74-м писатель выслан из страны: сотрудники КГБ обнаружили рукопись «Архипелага» ГУЛАГа.
Второй круг ссылки. Жизнь вне родины началась с вручения Нобелевской премии, присужденной Солженицыну еще в 70-м году. Известность становится всемирной.
И в Германии, и в Штатах писатель напряженно работает. Из-под его пера выходит не только проза, но и публицистические очерки, и большой исторический труд – «Красное колесо». Умирающий Советский Союз продолжает бороться с Солженицыным – теперь заочно.
Начало перестройки Александр Исаевич воспринимает насторожено, говорит об опасности «нового февраля», чреватого «новым октябрем». Но в 89-м вместе с открытием Съезда народных депутатов – первой ласточки новой демократии – публикуются несколько глав из «Архипелага» и опять в «Новом мире». А в 90-м Солженицыну возвращено гражданство.
Возвращение на круги своя состоялось только в 94-м. Александр Исаевич приехал уже в новую страну. И вновь работа, активное участие в общественной жизни. И опять публичное несогласие. Несогласие, стоящее на трех китах, – принципах, вере и несгибаемом духе.
– В «Одном дне Ивана Денисовича» и в «Архипелаге ГУЛАГе» приведено немало примеров человеческой низости, подлости, лицемерия. Но тем не менее Солженицын замечает, что нравственному растлению в лагере поддавались в основном те поди, которые уже на воле были к этому подготовлены. Обучиться лести, лжи, «мелким и большим подлостям» можно везде, но человек должен остаться человеком даже в самых трудных и жестоких условиях. Более того, Солженицын показывает, что унижения и испытания пробуждают в личности внутренние резервы и духовно освобождают ее.

3. Формулировка вывода

– Оба, Солженицын и Шаламов, испытали на себе, что значит быть репрессированным. Оба посвятили этой теме свои произведения. Солженицын А.И. поведал миру и своей родине о бесчеловечной системе насилия и лжи, удерживавшей более семи десятилетий у власти тиранический режим. В его лице русская культура открыла внутри себя источник своего спасения, освобождения, возрождения. Солженицыным на всем пути через адские пропасти Архипелага движет надежда на воскрешение.
– Отличительная черта творчества Шаламова – вселенская безнадежность. Писатель никогда ничего не оценивает. Он утверждает, что в его рассказах «изображены люди в крайне важном, еще не описанном состоянии, когда человек приближается к состоянию за-человечности».
– Творчество Шаламова и Солженицына объединяет общее понятие – враги народа. Кто они, враги народа, у этих писателей? За что они осуждены?

V. Отражение лагерной темы в творчестве Солженицына и Шаламова

1. Работа в группах, заполнение таблицы

2. Обсуждение ответов учащихся

VI. Подведение итогов

– Какова цель нашего занятия? Для чего мы обсуждали сегодня лагерную тему в творчестве С.и Ш.? И вообще, имели ли право Солженицын, Шаламов и др. обсуждать эту тему на мировом уровне, ведь это не самые светлые страницы нашей истории?

Заключительное слово учителя. «Не хочу мести, не хочу суда. Хочу, чтобы люди знали и помнили, как все это было». Эти слова произнес Акмал Икрамов Камил, писатель, расстрелянный в 1938 г.
– Заканчивая наш разговор, хочется сказать, что все безвинные жертвы имеют права на нашу память, нашу скорбь, право на бессмертие. На любом погосте хочется помолчать, побыть хоты бы минуту наедине со своими мыслями. Помолчим и мы. (Минута молчания)
– В жизни самое страшное – изменить самому себе, жить по формуле «чего изволите?». В жизни самая тяжелая утрата – это утрата собственной свободы.
Сегодняшний урок не о прошлом, он – о будущем. Ибо, как сказал Евгений Евтушенко, «мы должны знать, как это произошло, чтобы никто и никогда не мог выкрасть наше будущее снова. Изучение прошлого – это спасение будущего, его гарант».

VII. Домашнее задание

Эссе «Душа и колючая проволока».

Лагерная тема исследуется Солженицыным на уровне разных жанров -- рассказа, документального повествования большого объема («художественное исследование» по определению самого писателя), драматического произведения и киносценария и занимает в его творчестве особенно значимое место, открывая его перед читателем «Одним днем Ивана Денисовича» и помещая в центр «Архипелаг ГУЛАГ». Это место определяется тем, что лагерь оказывается наиболее емким символом русской жизни послереволюционного периода.

При единстве темы разные жанры, являясь особыми способами осмысления жизни, требуют разного отбора материала, создают разный тип конфликтности, разнятся возможностями выражения авторской позиции.

«Архипелаг ГУЛАГ», со всей необычностью его художественной формы, оказывается характернейшим выражением Солженицына -- художника и человека, отказывающегося принимать традиционные классификации и деления как в литературе, так и в жизни. Его «художественное исследование», с современной точки зрения принадлежащее публицистике, если смотреть на него из других, более древних культур, скажем, античности, включающей в художественный круг историческое повествование, ораторскую прозу, эстетические и философские труды, -- конечно, литература, художественность, которая в своей нерасчлененности соответствует глобальности поставленной задачи.

«Архипелаг…» дал возможность решить две необходимые для Солженицына задачи -- полноту объема, которая выражается и в стремлении к многосторонности исследования лагерной жизни (всё), и в многочисленности участников (все), и максимально прямое выражение авторской позиции, непосредственное звучание собственного голоса.

Обращение Солженицына к драматической форме («Республика труда», входящая в драматическую трилогию «1945 год» как третья часть) кажется совершенно естественным именно из-за того, что пьеса, в идеале требующая воплощения на сцене, которая ограничивает размерами сценической площадки изображенный мир, по самой своей природе тяготеет к видению этого мира как некой целостности (название шекспировского театра «Глобус» прямо указывает на это). Непосредственное и сильное эмоциональное воздействие театра на зрителя тоже служит аргументом в выборе формы. Но с другой стороны, изображение мира, в котором человек ограничен в проявлении своей личностной активности, противоречит самой природе драматического сюжета, основанного на свободном действии-выборе. Видимо, именно это, а не та неискушенность новичка, незнакомого со столичной театральной практикой, о которой говорит сам Солженицын в книге «Бодался телёнок с дубом», привела к художественной неудаче.

Лишь один поворот лагерной темы изначально насыщен драматизмом (конфликтностью, проявляемой через действие), и это -- попытка обретения свободы. Мотивы жизни, смерти, верности, предательства, любви, возмездия требуют драматической реализации, грубая же и нечеловеческая сила давления и уничтожения («танк» -- одновременно как реальный образ и как емкий символ этой силы) ярче всего воплощается средствами эпической изобразительности. Отсюда -- сценарная форма трагедии «Знают истину танки!», вернее, не просто сценарий как первая ступенька к осуществлению законченного произведения -- фильма, а уже законченное литературное произведение, где применение двух экранов или монтажный стык, оговоренный автором в самом начале, есть не более чем обнажение эпического приема переключения (пространственного, временного или эмоционального). Любое обнажение приема стимулирует сознательность восприятия читателя/зрителя, в данном случае либо усилением выразительности единого действия с помощью монтажного деления его на элементы (в сценах убийства стукачей смена крупных кадров: грудь -- рука, взмахивающая ножом -- удар), либо созданием системы контрастов -- от контраста времени и места (ресторанный оркестр в начальных сценах обрамления, настоящее время -- лагерный оркестр, возвращающий в прошлое), контраста обитателей этих двух миров (чистая ресторанная публика -- грязные лагерные зэки) до контраста лжи и правды, данного зримо (политрук рассказывает солдатам ужасы о чудовищах, вредителях и антисоветчиках -- ботанике Меженинове, Мантрове и Федотове, -- а в темном нижнем углу экрана одновременно вспыхивает уменьшенный кадр с мирно штопающим носок ботаником, со светлыми лицами мальчиков).

Кажется, не может быть ничего более противоположного в решении лагерной темы, чем этот сценарий и «Один день Ивана Денисовича». Отметим лишь некоторые, самые заметные случаи: прежде всего, противоположность в отборе событий (гибель заваленных землей заключенных; неудавшийся побег; подкоп; убийства стукачей; убийство стукачами Гавронского; штурм тюрьмы; освобождение женского барака; танковая атака; расстрел оставшихся в живых), -- событий, исключительных в сценарии, а в рассказе рутинно-обыденных: здесь даже то немногое, что может выделить день из ряда обыкновенных (освобождение от работ по болезни или карцер за проступок) дано лишь как возможное (в одном случае желанное, в другом -- страшное), но не осуществленное.

Другая важная проблема, которую здесь лишь наметим, -- проблема авторского голоса. Если в «Одном дне…» голос автора, отделенный от голоса героя, появляется лишь несколько раз (знаком, указывающим на присутствие авторской точки зрения служит многоточие, которое в начале абзаца вводит голос автора, и оно же в начале одного из следующих абзацев возвращает нас к точке зрения героя): в рассказе о Коле Вдовушкине, занимающемся «непостижимой» для Шухова литературной работой, или о Цезаре, который курит, «чтобы возбудить в себе сильную мысль и дать ей найти что-то», -- и каждый раз это выход за пределы понимания или осведомленности героя. При этом конфликта точек зрения автора и героя нет. Это особенно заметно в авторском отступлении об обедающем кавторанге: «Он недавно был в лагере, недавно на общих работах. Такие минуты, как сейчас, были (он не знал этого) особо важными для него минутами, превращавшими его из властного звонкого морского офицера в малоподвижного осмотрительного зэка, только этой малоподвижностью и могущего перемочь отвёрстанные ему двадцать пять лет тюрьмы», сменяющемся обычной несобственно-прямой речью: «А по Шухову, правильно, что капитану отдали. Придёт пора, и капитан жить научится, а пока не умеет». Авторское побочное замечание о Буйновском: «Он не знал этого…» -- противопоставляет капитана одновременно общему знанию и автора, и Шухова.

В сценарии авторский голос имеет иную функцию. Здесь важно не совмещение или, напротив, различие видения-знания автора и героев (в «фильме» автор как бы видит-рассказывает все происходящее перед ним), а общая точка зрения автора и условного зрителя. Поэтому автор вглядывается в картину, как вглядывается в нее сидящий в зале, подбирает более точные слова, уясняет дело для себя и нас: «И вдруг из крайнего ряда -- здоровенный парнюга с глупым лицом -- нет, с лицом затравленным! -- нет, с обезумевшим от ужаса! <…>». Под дулами автоматов люди падают на дорогу: «<…> может, и убило кого?» -- незнание и напряженное ожидание объединяют повествователя и читателя. И общей становится фольклорно-песенная тональность переживания: «Как ветер кладет хлеба -- так положило волной заключённых. В пыль! на дорогу! (может, и убило кого?) Все лежат!»

Но если важно установить общее авторско-читательское поле эмоционального напряжения, то еще более важно увидеть то, что происходит, как с тобой, вернее с нами происходящее: «<…>Летят мотоциклы. Их восемь. Сзади каждого -- автоматчик. Все на нас! <…> Разъезжаются вправо и влево, чтоб охватить нас кольцом.

Бьют. Здесь, в зрительном зале, бьют!»

То, что трагедия, по самому классическому устройству своему как будто удаленная от обычной жизни (персонажи -- герои мифов и истории, цари и принцы, религиозные подвижники и великие преступники; события -- гибельные и исключительные) имеет самое непосредственное отношение к жизни каждого, знали и родоначальники жанра, греки. В знаменитом четвертом стасимесофокловского «Царя Эдипа», после того как открылась перед героем и хором страшная истина его жизни и еще раз вспомнились преступления -- убийство отца, совокупление с матерью, -- каких не делал никогда никто, -- хор поет об общей доле людей:

Люди, люди! О смертный род!

Жизнь земная, увы, тщета!

О злосчастный Эдип! Твой рок

Ныне уразумев, скажу:

Нет на свете счастливых.

(Пер. С.В. Шервинского)

Совмещение «там» и «тогда» и «здесь» и «сейчас», «лагерь» и «зрительный зал» -- найденный Солженицыным способ выразить общую судьбу тех, кто пережил лагерную трагедию, и тех, кто был от этого избавлен.Избавлен, но не освобожден от причастности к ней.

В «Одном дне Ивана Денисовича» невозможно представить ничего подобного. Повествование здесь безадресное, в нем нет и не может быть прямого обращения вовне. Тип повествования, замкнутый сознанием героя, адекватен создаваемой в рассказе картине мира. Образ лагеря, самой реальностью заданный как воплощение максимальной пространственной замкнутости и отгороженности от большого мира осуществляется в рассказе в такой же замкнутой временной структуре одного дня. Ошеломляющая правдивость, о которой говорит каждый пишущий об этом шедевре Солженицына, задается не только на уровне высказываний или событий, но и на самом глубине произведения -- на уровне хронотопа.

Пространство и время этого мира проявляют свою особенность в контрастном сопоставлении сдругим или другими мирами. Так, главные свойства лагерного пространства -- его отгороженность, закрытость и обозримость (стоящий на вышке часовой видит все) противопоставляют открытости и беспредельности природного пространства -- степи. Внутри свои единицы закрытого пространства -- барак, лагерь, рабочие объекты. Самая характерная черта лагерного пространства -- заграждение (с постоянными деталями его устройства: сплошной забор -- заостренные столбы с фонарями, двойные ворота, проволока, ближние и дальние вышки -- мы встречаемся и здесь, и в пьесе, и в сценарии), и потому при освоении нового объекта «прежде чем что там делать, надо ямы копать, столбы ставить и колючую проволоку от себя самих натягивать -- чтоб не убежать». Структура этой фразы точно воспроизводит порядок и значение образа пространства: сначала мир описывается как закрытый, потом -- как несвободный, причем именно на вторую часть (не зря выделяемую интонационно) падает основное ударение.

Перед нами возникает, казалось бы, четкая оппозиция лагерного мира с набором присущих ему признаков (закрытый, обозримый, несвободный) и мира внешнего с его признаками открытости, беспредельности и -- следовательно -- свободы. Эта противоположность оформлена на речевом уровне в назывании лагеря «зоной», а большого мира «волей». Но на деле подобной симметрии нет. «Свистит над голой степью ветер -- летом суховейный, зимой морозный. Отроду в степи той ничего не росло, а меж проволоками четырьмя -- и подавно». Степь (в русской культуре образ-символ воли, усиленный столь же традиционным и то же значащим образом ветра) оказывается приравнена к несвободному, заколюченному пространству зоны: и здесь и там этой жизни нет -- «отроду ничего не росло». Оппозиция снимается и в случае, когда большой, внешний мир наделяется свойствами лагерного: «Из рассказов вольных шоферов и экскаваторщиков видит Шухов, что прямую дорогу людям загородили <…>«.и, напротив, лагерный мир неожиданно обретает чужие и парадоксальные свойства: «Чем в каторжном лагере хорошо -- свободы здесь от пуза».

Речь здесь идет о свободе слова -- праве, которое перестает быть общественно-политической абстракцией и становится естественной необходимостью для человека говорить как хочет и что хочет, свободно и беззапретно: «А в комнате орут:

Пожалеет вас батька усатый! Он брату родному не поверит, не то что вам, лопухам!»

Слова, немыслимые на «воле».

Большой советский мир проявляет новые свойства -- он лжив и жесток. Он создает миф о себе как о царстве свободы и изобилия и за посягательство на этот миф беспощадно карает: «В усть-ижменском<лагере> скажешь шепотком, что на воле спичек нет, тебя садят, новую десятку клепают». В малом мире лагеря больше жестокости, меньше лжи, и сама ложь здесь иная -- не политически-абстрактная, а человечески понятная, связанная с противостоянием и ненавистью внутри лагеря, с одной стороны, лагерного народ, заключенных, с другой -- всех, кто над ними, от начальника лагеря до солдат-конвоиров.

Главная ложь приговоров и показаний («Считается по делу, что Шухов за измену родине сел») осталась там, за порогом лагеря, и здесь начальству как будто нет в ней нужды, но характерно, что заключенные чувствуют, что все здесь устроено на лжи и что эта ложь направлена против них. Врет термометр, недодавая градусов, которые могли бы освободить их от работы: «-- Да он неправильный, всегда брешет, -- сказал кто-то. -- Разве правильный в зоне повесят?» И собственная ложь зэков -- необходимая часть выживания: пайка, спрятанная Шуховым в матрас, сворованные им за обедом две лишние миски, взятки, которые несет бригадир нарядчику, чтобы бригаде досталось место работы получше, показуха вместо работы для начальства -- все это оформляется в твердое заключение: «А иначе б давно все подохли, дело известное».

Другие свойства лагерного мира обнаруживаются во второй составляющей хронотоп характеристике -- характеристике времени. Важность ее задана и в самом названии рассказа, и в композиционной симметрии начала и конца -- самая первая фраза: «В пять часов утра <…>« -- точное определение начала дня и -- одновременно -- повествования. А в последней: «Прошел день, ничем не омрачённый, почти счастливый» -- совпадают конец дня и собственно рассказа. Но эта фраза не совсем последняя, она последняя в сюжетно-событийном ряду. Финальный же абзац, отделенный двумя пустыми строками, структурно воссоздает образ времени, заданный в рассказе. Финал делится на две части: первая: «Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три» -- как будто воплощает непредставимую абстракцию срока «десять лет», переводя ее в настолько же житейски непредставимое для человека количество единиц.во второй: «Из-за високосных годов -- три дня лишних набавлялось…» -- уважительное выделение трех дней (такой малости по сравнению с тысячами!) определяет отношение к дню как концентрации целой жизни.

Антитеза «время абстрактное -- время реально-человеческое» не единственная; частично совпадает с ней еще более важная оппозиция «чужое -- свое». «Свое» время обладает чувственной конкретностью -- сезонностью (« <…> сидеть Шухову ещё немало, зиму-лето да зиму-лето») или определенностью дневного распорядка -- подъем, развод, обед, отбой. Точное время, измеряемое часами, -- голая абстракция: «Никто из зэков никогда в глаза часов не видит, да и к чему они, часы?», и потому недостоверно; фактическая точность подвергается сомнению как слух: «Всё ж говорят, что проверка вечерняя бывает в девять. <…> А в пять часов, толкуют, подъём»

Максимальное выражение не своего времени -- «срок». Он измеряется абстрактными, не зависящими от дела осужденного «десятками» («Это полоса была раньше такая счастливая: всем под гребёнку десять давали.А с сорок девятого такая полоса пошла -- всем по двадцать пять, невзирая»), в отличие от времени, измеряемого моментами, минутами, часами, днями, сезонами; «срок» неподвластен основному закону времени -- течению, движению: «Сколь раз Шухов замечал: дни в лагере катятся -- не оглянёшься. А срок сам -- ничуть не идёт, не убавляется его вовсе».

Оппозиция «своего -- чужого» одна из основных в рассказе. Она может быть и пространственной (для Ивана Денисовича -- «свое» пространство -- это прежде всего то место в бараке, где располагается его 104 бригада; в санчасти он садится на самый краешек стула, «показывая невольно, что санчасть ему чужая»), и пространственно-- временной: прошлое и родной дом -- целостность его жизни -- невозвратимо отдалены и отчуждены от него. Сейчас писать домой -- «что в омут дремучий камешки кидать. Что упало, что кануло -- тому отзыва нет». Прежнее домашнее пространство перестает быть родным, оно осознается как странное, сказочное -- как жизнь тех крестьян-красилей, о которых рассказывает в письме жена: «ездят по всей стране и даже в самолётах летают<…> а деньги гребут тысячами многими, и везде ковры малюют».

Дом -- необходимая для человека данность -- это не «там и тогда», а «здесь и сейчас», и потому домом становится лагерный барак -- после работы на морозе расстегивать одежду для обыска не страшно:

«<…> домой идем.

Так и говорят все -- “домой”.

О другом доме за день и вспомнить некогда».

Как понятие «дом» ведет за собой понятие «семья» (семьей:«Она и есть семья, бригада» -- называет бригаду Иван Денисович), так пространственно-временная антитеза «свое -- чужое» естественно становится антитезой внутри мира людей. Она задается на нескольких уровнях. Во-первых, это наиболее предсказуемая оппозиция зэков и тех, кто отряжен распоряжаться их жизнью, -- от начальника лагеря до надзирателей, охранников и конвоиров (иерархия не слишком важна -- для зэков любой из них «гражданин начальник»). Противостояние этих миров, социально-политических по своей природе, усилено тем, что дано на уровне природно-биологическом. Не могут быть случайными постоянные сравнения охранников с волками и собаками: лейтенант Волковой («Бог шельму метит», -- скажет Иван Денисович) «иначе, как волк, не смотрит», надзиратели «зарьялись, кинулись, как звери», «только и высматривай, чтоб на горло тебе не кинулись», «вот собаки, опять считать!» -- о них же, «да драть тебя в лоб, что ты гавкаешь?» -- о начальнике караула.

Зэки же -- беззащитное стадо. Их пересчитывают по головам:

« <…> хоть сзади, хоть спереди смотри: пять голов, пять спин, десять ног»; « -- Стой! -- шумит вахтер. -- Как баранов стадо. Разберись по пять!»; хлопецГопчик -- «телёнок ласковый», «тонюсенький у него голосочек, как у козлёнка»; кавторангБуйновский «припёр носилки, как мерин добрый».

Эта оппозиция волков и овец легко накладывается в нашем сознании на привычное басенно-аллегорическое противопоставление силы и беззащитности («Волк и ягненок»), или, как у Островского, расчетливой хитрости и простодушия, но здесь важнее другой, более древний и более общий смысловой пласт -- связанная с образом овцы символика жертвы. Для лагерной темы, общий сюжет которой -- жизнь в царстве нежизни и возможность (Солженицын) либо невозможность (Шаламов) для человека в этой нежизни спастись, сама амбивалентность символа жертвы, соединяющего в себе противоположные смыслы смерти и жизни, гибели и спасения, оказывается необычайно емкой. Содержательная ценность оппозиции заключена в ее в связанности с проблемой нравственного выбора: принять ли для себя «закон волков», зависит от человека, и тот, кто принимает его, обретает свойства прислуживающих волчьему племени собак или шакалов (Дэр, «десятник из зэков, сволочь хорошая, своего брата зэка хуже собак гоняет», заключенный, заведующий столовой, вместе с надзирателем расшвыривающий людей, определяется единым с надзирателем словом:«Без надзирателей управляются, полканы»).

Зэки превращаются в волков и собак не только когда подчиняются лагерному закону выживания сильных: «Кто кого сможет, тот того и гложет», не только когда, предавая своих, прислуживаются к лагерному начальству, но и когда отказываются от своей личности, становясь толпой, -- это самый трудный для человека случай, и никто не гарантирован здесь от превращения. Так в разъяренную толпу, готовую убить виновного -- заснувшего молдаванина, проспавшего проверку, -- превращаются ждущие на морозе пересчета зэки: «Сейчас он <Шухов> зяб со всеми, и лютел со всеми, и ещё бы, кажется, полчаса подержи их этот молдаван, да отдал бы его конвой толпе -- разодрали б, как волки телёнка!» (для молдаванина -- жертвы -- остается прежнее имя «телёнок»). Вопль, которым толпа встречает молдаванина -- волчий вой:

« -- А-а-а! -- завопили зэки! -- У-у-у!»

Другая система отношений -- между заключенными. С одной стороны, это иерархия, и лагерная терминология -- «придурки», «шестёрки», «доходяги» -- ясно определяет место каждого разряда. «Снаружи бригада вся в одних чёрных бушлатах и в номерах одинаковых, а внутри шибко неравно -- ступеньками идёт. Буйновского не посадишь с миской сидеть, а и Шухов не всякую работу возьмёт, есть пониже». Антитеза «свое -- чужое» оказывается в этом случае оппозицией верха и низа в лагерном социуме («Очень спешил Шухов и всё же ответил прилично (помбригадир -- тоже начальство, от него даже больше зависит, чем от начальника лагеря)»; фельдшера Колю Вдовушкина он называет Николаем Семёнычем и снимает шапку, «как перед начальством»).

Другой случай -- выделение стукачей, которые противопоставлены всем лагерникам как не совсем люди, как некие отдельные органы-- функции, без которых не может обойтись начальство. Нет доносителей -- нет возможности видеть и слышать, что происходит среди людей. «Нам выкололи глаза! Нам отрезали уши!» -- кричит лейтенант Бекеч в сценарии, точными словами объясняя, что же такое стукачи.

И, наконец, третий и, возможно, наиболее трагически-важный для Солженицына случай внутренней оппозиции -- противопоставление народа и интеллигенции. Эта проблема, кардинальная для всего девятнадцатого века -- от Грибоедова до Чехова, отнюдь не снимается в веке двадцатом, но мало кто ставил ее с такой остротой, как Солженицын. Его угол зрения -- вина той части интеллигенции, которой народ не виден. Говоря о страшном потоке арестов крестьян в 1929-1930 гг., который почти не заметила либеральная советская интеллигенция шестидесятых, сосредоточившаяся на сталинском терроре 1934-1937 гг. -- на уничтожении своих, он как приговор произносит: «А между тем не было у Сталина (и у нас с вами) преступления тяжелей». В «Одном дне…» Шухов видит интеллигентов («москвичей») как чужой народ: «И лопочут быстро-быстро, кто больше слов скажет. И когда так лопочут, так редко русские слова попадаются, слушать их -- всё равно как латышей или румын». Точно так же больше века назад Грибоедов говорил о дворянах и крестьянах как о разных народах: «Если бы каким-нибудь случаем сюда занесен был иностранец <…> он, конечно бы, заключил из резкой противоположности нравов, что у нас господа и крестьяне происходят от двух различных племен, которые не успели еще перемешаться обычаями и нравами». Резкость оппозиции особенно чувствуется потому, что традиционное национальное отчуждение у Солженицына практически снято: общность судьбы ведет к человеческой близости, и Ивану Денисовичу понятны и латыш Кильдигс, и эстонцы, и западный украинец Павло. Человеческое братство создается не вопреки, а скорее благодаря национальной отмеченности, которая дает полноту и яркость большой жизни. И еще один мотив (правда максимально реализованный лишь в сценарии) -- мотив возмездия -- требует разнонационального соединения людей: в «Танках» неофициальный трибунал, осуждающий на смерть стукачей, это кавказец Магомет, литовец Антонас, украинец Богдан, русский Климов.

«Образованный разговор» -- спор об Эйзенштейне между Цезарем и стариком-каторжанином Х-123 (его слышит Шухов, принесший Цезарю кашу) -- моделирует двойную оппозицию: во-первых, внутри интеллигенции: эстет-формалист Цезарь, формула которого «искусство -- это не что, а как», противопоставлен стороннику этического осмысления искусства Х-123, для которого «к чёртовой матери ваше «как», если оно добрых чувств во мне не пробудит!», а «Иван Грозный» есть «гнуснейшая политическая идея -- оправдание единоличной тирании», и, во-вторых, оппозиция интеллигенции -- народа, и в ней Цезарь и Х-123 равно противопоставлены Ивану Денисовичу. На малом пространстве эпизода -- всего страница книжного текста -- Солженицын трижды показывает -- Цезарь не замечает Ивана Денисовича: «Цезарь трубку курит, у стола своего развалясь. К Шухову он спиной, не видит. <…> Цезарь оборотился, руку протянул за кашей, на Шухова и не посмотрел, будто каша сама приехала по воздуху <…>. <…> Цезарь совсем об нём не помнил, что он тут, за спиной». Но и «добрые чувства» старого каторжанина направлены только на своих -- на память «трёх поколений русской интеллигенции», и Иван Денисович ему незаметен.

Это непростительная слепота. Иван Денисович в рассказе Солженицына не просто главный герой -- он обладает высшей авторитетностью повествователя, хотя по скромности своей вовсе не претендует на эту роль. Основной повествовательный прием, от которого писатель отказывается ради авторской речи всего несколько раз, и очень ненадолго, -- несобственно-прямая речь заставляет нас видеть изображаемый мир прежде всего глазами Шухова и понимать этот мир через его сознание. И потому центральная проблема рассказа, совпадающая с проблематикой всей новой (с начала XIX века) русской литературы, -- обретение свободы -- приходит к нам через проблему, которая осознается Иваном Денисовичем как главная для его жизни в лагере, -- выживание.

Простейшая формула выживания: «свое» время + еда. Это мир, где «двести грамм жизнью правят», где черпак щей после работы занимает высшее место в иерархии ценностей («Этот черпак для него сейчас дороже воли, дороже жизни всей прошлой и всей будущей жизни»), где об ужине говорится: «Вот он миг короткий, для которого и живёт зэк!» Пайка, спрятанная около сердца, символична. Время измеряется едой: «Самое сытное время лагернику -- июнь: всякий овощ кончается, и заменяют крупой. Самое худое время -- июль: крапиву в котёл секут». Отношение к еде как к сверхценной идее, способность целиком сосредоточиться на ней определяют возможность выживания. «Кашу ест ртом бесчувственным, она ему не впрок», -- говорится о старом интеллигенте-катаржанине. Шухов именно чувствует каждую ложку, каждый проглоченный кусок. Рассказ полон сведений о том, что такое магара, чем ценен овес, как спрятать пайку, как корочкой выедать кашу, в чем польза плохих жиров.

Жизнь -- высшая ценность, человеческий долг -- спасение себя, и потому перестает действовать традиционная система запретов и ограничений: сворованные Шуховым миски каши -- не преступление, а заслуга, зэковская лихость, Гопчик свои посылки по ночам в одиночку ест -- и здесь это норма, «правильный будет лагерник».

Поразительно другое: нравственные границы хоть изменяются, но продолжают существовать, и более того -- служат гарантией человеческого спасения. Критерий прост: нельзя изменять -- ни другим (как стукачи, сберегающие себя «на чужой крови»), ни себе.

Неизживаемость нравственных привычек, будь то неспособность Шухова «шакалить» или давать взятки или «выканье» и обращение «по отечеству», от которого не могут отучить западных украинцев, -- оказывается не внешней, легко смываемой условиями существования, а внутренней, природной устойчивостью человека. Эта устойчивость определяет меру человеческого достоинства как внутренней свободы в ситуации максимального внешнего отсутствия ее. И чуть ли не единственным средством, помогающим осуществить эту свободу и -- следовательно -- позволяющим человеку выжить, оказывается работа, труд. «<…>так устроен (курсив мой -- Т.В.) Шухов по-дурацкому, и никак его отучить не могут: всякую вещь и труд всякий жалеет он, чтоб зря не гинули». Работа определяет людей: Буйновский, Фетюков, баптист Алешка оцениваются по тому, какие они в общем труде. Работа спасает от болезни: «Теперь, когда Шухову дали работу, вроде и ломать перестало». Работа превращает «казенное» время в «свое»: «Что, гадство, день рабочий такой короткий?» Работа разрушает иерархию: «<…> сейчас работой своей он с бригадиром сравнялся». И главное, она уничтожает страх: «<…> Шухов, хоть там его сейчас конвой псами трави, отбежал по площадке назад, глянул».

Свобода, измеренная не высотой человеческого подвига («Знают истину танки!»), а простотой ежедневной рутины, с тем большей убедительностью осмысливается как естественная жизненная необходимость.

Так в рассказе об одном дне жизни советского лагерника совершенно естественно смыкаются две большие темы русской классической литературы -- искание свободы и святость народного труда.

В своем творчестве отразил тему лагерей в русской литературе. Поразительно точно и достоверно писатель раскрывает весь кошмар лагерного быта в книге «Колымских рассказов». Рассказы Шаламова пронзительны и неизменно оставляют тягостное впечатление у читателей. Реализм Варлама Тихоновича не уступает мастерству Солженицына, который писал раньше. Казалось бы, достаточно раскрыл тему, тем не менее манера изложения Шаламова воспринимается как новое слово в лагерной прозе.
Будущий писатель Шаламов родился в 1907 году в семье вологодского священника. Еще в отрочестве он начал писать. Шаламов закончил Московский университет. Писатель провел в тюрьмах, лагерях и ссылках многие годы. Впервые его арестовали в 1929 году, обвинив в распространении фальшивого политического завещания В. Ленина. Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы попасть в судебную машину на двадцать лет. Вначале три года писатель провел в лагерях на Урале, а затем с 1937 года его отправляют на Колыму. После ХХ съезда КПСС Шаламова реабилитировали, но это не компенсировало потерянные годы жизни.
Идея описать лагерную жизнь и создать ее эпос, удивительный по силе воздействия на читателя, помогла Шаламову выжить. уникальны беспощадной правдой о жизни людей в лагерях. Людей обыкновенных, близких нам по идеалам и настроениям, невиновных и обманутых жертв.
Главная тема «Колымских рассказов» – существование человека в нечеловеческих условиях. Писатель воспроизводит виденные им неоднократно ситуации и атмосферу безысходности, морального тупика. Состояние героев Шаламова приближается к «зачеловеческому». Заключенные каждый день теряют физическое здоровье и рискуют расстаться с психическим. Тюрьма отнимает у них все «лишнее» и ненужное для этого страшного места: их образование, опыт, связи с нормальной жизнью, принципы и моральные ценности. Шаламов пишет: «Лагерь – отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его начальник, ни его охрана, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи, – ни начальники, ни подчиненные. Каждая минута лагерной жизни – отравленная минута. Там много такого, что человек не должен знать, а если видел – лучше ему умереть».
Шаламову досконально известен лагерный быт. Он не питает иллюзий и не внушает их читателю. Писатель чувствует всю глубину трагедии каждого, с кем столкнула его судьба за долгие двадцать лет. Все свои впечатления и переживания он использует для создания персонажей «Колымских рассказов». Он утверждает, что нет такой меры, чтобы измерить страдания миллионов людей. Для неподготовленного читателя события произведений автора кажутся фантасмагоричными, нереальными, невозможными. Тем не менее мы знаем, что Шаламов придерживается истины, считая искажения и перегибы, неправильную расстановку акцентов непозволительными в данной ситуации. Он рассказывает о жизни заключенных, их нестерпимых порой страданиях, труде, борьбе за еду, болезнях, смертях, гибели. Он описывает события, ужасные в своей статичности. Его жестокая правда лишена гнева и бессильного разоблачительства, уже нет сил возмущаться, чувства умерли.
Материалу для книг Шаламова и проблематике, из него вытекающей, позавидовали бы писатели-реалисты XIX века. Читатель содрогается от осознания того, насколько «далеко» ушло человечество в «науке» придумывания пыток и мучений себе подобных.
Вот слова автора, сказанные от своего имени: «Заключенный приучается там ненавидеть труд – ничему другому он и не может там научиться. Он обучается там лести, лганью, мелким и большим подлостям, становится эгоистом. Возвратившись на волю, он видит, что не только не вырос за время лагеря, но что интересы его сузились, стали бедными и грубыми. Моральные барьеры отодвинулись куда-то в сторону. Оказывается, можно делать подлости и все же жить… Оказывается, что человек, совершивший подлость, не умирает… Он чересчур высоко ценит свои страдания, забывая, что у каждого человека есть свое горе. К чужому горю он разучился относиться сочувственно – он просто его не понимает, не хочет понимать… Он приучился ненавидеть людей».
В рассказе «Сентенция» автор, как врач, анализирует состояние человека, единственным чувством которого осталась злоба. Самое страшное в лагере, страшнее голода, холода и болезней, – это унижение, сводившее человека до уровня животного. Оно доводит героя до состояния, когда все чувства и мысли заменены «полусознанием». Когда смерть отступает и к герою возвращается сознание, он с радостью ощущает, что его мозг работает, а из подсознания выплывает забытое слово «сентенция».
Страх, который превращает человека в раба, описан в рассказе «Тифозный карантин». Герои произведения согласны служить главарям бандитов, быть их лакеями и рабами, ради удовлетворения такой привычной для нас потребности – голода. Герой рассказа видит в толпе подобных холопов капитана Шнайдера, немецкого коммуниста, образованного человека, прекрасного знатока творчества , который теперь исполняет роль «чесальщика пяток» у вора Сенечки. Такие метаморфозы, когда человек теряет свой облик, действуют и на окружающих. Главному герою рассказа не хочется жить после того, что он видит.
«Васька Денисов, похититель свиней» – рассказ о голоде и о том, до какого состояния он может довести человека. Главный герой Васька жертвует жизнью ради еды.
Шаламов утверждает и пытается донести до читателя, что лагерь – это хорошо организованная государственная преступность. Здесь происходит умышленная подмена всех привычных нам категорий. Здесь нет места наивным рассуждениям о добре и зле и философским диспутам. Главное – выжить.
Несмотря на весь ужас лагерной жизни, автор «Колымских рассказов» пишет и о безвинных людях, которые смогли сохранить себя в поистине нечеловеческих условиях. Он утверждает особый героизм этих людей, граничащий порой с мученичеством, для которого не придумано еще названия. Шаламов пишет о людях «не бывших, не умевших и не ставших героями», ведь в слове «героизм» есть оттенок парадности, блеска, кратковременности поступка.
Рассказы Шаламова стали, с одной стороны, пронзительным по силе документальным свидетельством кошмаров лагерной жизни, с другой – философским осмыслением целой эпохи. Тоталитарная система представляется писателю тем же лагерем.



Похожие статьи
 
Категории