Что в наши дни значат понятия «патриот» и «патриотизм. Что такое патриотизм и почему мы должны любить нашу родину

13.04.2019

И прививался с малых лет, иногда в принудительной форме, то уважение и любовь к государству дело каждого.

Проявления патриотизма

Кто же такой и в чем проявляются патриотические чувства? Кто-то считает себя таковым, потому что говорит исключительно на государственном и чтит традиции, кто-то сделал значительный вклад в историю страны, а кто-то болеет каждым событием в Родины.

Патриот уважает и помнит историю своей страны, он с гордостью принимает и победы, и поражения, не пытаясь при этом высмеять или унизить .

Можно испытывать патриотические чувства к государству, в котором живешь, а можно находясь за тысячи километров от него чувствовать себя его частью.

Безусловно, можно назвать патриотами людей, которые ежедневно, вкладывая свои силы, трудятся на благо страны, учителей, которые воспитывают уважение к государству у – будущих граждан. проявляется в мелочах и складывается в одно большое чувство гордости за страну.

Быть патриотом - верить в будущее страны, видеть перспективы и стремится к ним, это дрожь, которая пробирает все тело при первых же аккордах гимна. Патриот готов посвятить Родине, действовать в ее интересах и умереть ради нее, если это будет нужно.

Патриотизм и эмиграция

Часто люди в связи с разными обстоятельствами покидают пределы страны. Возможно, кто-то это делает по причине нежелания жить там, кого-то вынуждает жизнь, но расстояние не может стать причиной пропажи патриотических чувств. Когда человек, живя уже под другим небом переживает за Родину, даже в мелочах, например, болеет за ее спортивную команду или небезразличен к культурным событиям это вызывает только уважение.

Лучше воспитывать и развивать в себе чувство патриотизма, чем чувство стыда и ненависти, ведь винить в неудачах свое местонахождение бессмысленно.

Если граждане страны не проникаются ее проблемами, не переживают за ее судьбу и не уважают ее, то они в первую очередь смеются над собой, над историей своей жизни. Всегда жизнь за горизонтом кажется другой, новой и более перспективной, но не зря говорят, что хорошо там, где нет нас. Лучше стараться усовершенствовать свое родное, чем засматриваться на чужое, уже кем-то созданное государственное пространство.

Будущее страны в руках ее жителей, именно они создают ей позитивный или негативный имидж для других государств, именно они творят ее историю.

Что значит быть патриотом? Выполнил: Иванов Михаил, учащийся 6 «Б» класса. Руководитель: Пышная Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания. Я на всё решусь, чтобы только ещё иметь счастье видеть славу России, и последнюю каплю крови пожертвую её благосостоянию. Пётр Багратион


1.Ведение В сентябре 2012 г. В.В. Путин, президент РФ, на встрече с кадетами в г. Краснодаре, в своем выступлении сказал о том, что патриотизм является основой фундамента нашей страны. И от того, насколько много в нашей стране будет патриотов, зависит будущее России. Патриотизм… Откуда произошел этот термин? Что он означает? Что значит быть патриотом? Интересно было разобраться. Так появилась тема исследовательской работы «Что значит быть патриотом?»




Задачи: Рассмотреть понятия «патриотизм», «патриот», личностные качества патриота. Выявить исторические особенности российского патриотизма. Описать пример патриотизма из жизни конкретного человека. Представить результаты социологического опроса среди сверстников. Разработать практические рекомендации по воспитанию патриотизма. Систематизировать материалы к выступлению. Отобрать информацию для презентации. Спланировать свой комментарий при показе слайдов по теме.








Содержание работы: Введение. Основная часть. 1. Что такое «патриотизм»? 2. Что значит «патриот»? 3. Исторические особенности российского патриотизма. 4. Жизненный путь моей прабабушки – пример патриотизма. Исследования по теме. Заключение. Список литературы.


2. Основная часть Что такое «патриотизм»? ПАТРИОТИ́ЗМ [фр. patriotisme


Компоненты патриотизма гордость за прошлое и настоящее своей Родины любовь к Родине патриотическое сознание патриотические чувства патриотические убеждения, толерантность патриотическое поведение преданность своему Отечеству стремление защищать интересы, жить во благо Родины готовность защищать свое Отечество


Что значит «патриот»? ПАТРИО́Т [фр. patriote


Личностные качества патриота: Самопожертвование - жертвование своими личными интересами ради других. Бескорыстие - отсутствие заботы о личной выгоде. Чувство долга – долг – обязанность. Активная гражданская позиция - активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.


Исторические особенности российского патриотизма: Особая любовь русских людей к родной земле. Общинность. Свободолюбие, готовность к сознательному самопожертвованию ради свободы Отечества. Жизненная стойкость и мужество. Особое понимание воинского героизма. Державность. Интернациональность. Действенность проявления патриотических чувств. Высокая гуманистическая направленность русской патриотической идеи, приверженность православию.




Жизненный путь моей прабабушки-пример патриотизма Моя прабабушка Иванова Ольга Егоровна в 1943 году в 20-летнем возрасте окончила курсы медицинских сестер при полевом госпитале в действующей армии. Работала до окончания войны на фронте в качестве палатной сестры. Участвовала в боях на Северо-Западном фронте, Брянском фронте, 1-ом Белорусском фронте. Дошла до Берлина.
















Патриот – человек, который… 90% учащихся считают, что патриот любит и уважает свою Родину; 10% - гордится своей страной; 20% - интересуется и почитает обычаи; 20% - заботится о своей стране; 10% - готов стать на защиту своей Родины; 5% - затрудняются ответить.




Патриот, кто он? Патриот, кто он? Тот, кто любит то место, где родился и вырос. Знает историю своей страны, гордится своими предками. Знает и бережет свой родной язык. Готов встать на защиту Отечества. Отстаивает престиж свой страны. Готов отдать своей Родине все силы и способности. Строит своё будущее, связывая его со своим Отечеством.


Итак, что же значит быть патриотом? Это значит чувствовать патриотизм, испытывать любовь в своей Родине и ставить её интересы выше своих собственных, это желание сделать всё возможное, чтобы сохранить её саму, её народ и её культуру, желание защищать её интересы и границы.


Рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом» Рекомендации «Если ты хочешь стать патриотом» Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь, где возникла твоя родословная. Изучай историю своей страны, знакомься с памятными и историческими местами своей Родины. Смотри передачи, фильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь. Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые сейчас происходят в твоей стране. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну. Проявляй себя с позитивной стороны, доказывай свой патриотизм не словом, а делом. Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России!


4. Заключение Исследовательская работа позволила мне выявить исторические особенности российского патриотизма и установить, что патриотизм – глубоко индивидуальное, сокровенное чувство, находящееся в душе человека; выявить личностные качества патриота и убедиться в том, что патриотами не рождаются, ими становятся. Я считаю, что моя гипотеза подтвердилась. Не случайно хочется привести слова Василия Розанова: «Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать». Стать патриотом можно. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Так что – всё в наших руках!


5. Список литературы В.О. Ключевский. Исторические портреты. М.: Правда, В.М. Соловьев. История России. М. Белый город, Н.В. Чудакова. Детская энциклопедия. Я познаю мир. М.: АСТ, М. Хитров. Святой благоверный князь Александр Ярославич Невский». М., Материалы семейного архива.


Спасибо за внимание! Быть патриотом… Что же это значит? А это значит Родину любить, А это значит честно, бескорыстно Отечеству любимому служить. Любить его историю седую, Святые лики наших матерей, Которые не раз в годину злую В бой провожали собственных детей. Учить детей гордиться своим родом И честь его блюсти и сохранять, Быть лучшей частью нашего народа, Которую не смог никто подмять.

.

В.Г. Белинский

Классный час на тему : "Что значит быть патриотом сегодня?"

Цель классного часа

    Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи классного часа:

Образовательные

    Познакомить учащихся с понятием «патриотизм», с основными чертами патриота и его личности, с ролью патриотизма в будущем страны.

    Формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как порядочность, честь, верность долгу.

Развивающие

    Формировать у школьников понятия и представления, связанные с патриотизмом.

    Развивать волевые качества обучающихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания

Воспитательные

    Воспитание сознательной любви к Родине, уважение к историческому прошлому своей истории;

    Воспитывать культуру общения, развивать коммуникативные качества.

Оборудование : Компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Родина это-мы

Форма проведения : классный час

На доске: « Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом »

В.Г. Белинский

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И. Ожегова

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

    Вступительное слово.

Приветствие учителя:

Добрый день, ребята, уважаемые гости.

Я предлагаю вам посмотреть видео и подумать над вопросом:

Какова тема нашего классного часа?

(показ видео «Родина это-мы»)

I .Вступительное слово

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны. Как пробудить в ребёнке чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой обсуждаемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. У других

разговоры о патриотизме вызывают лишь кривую ухмылку.

"Какой может быть патриотизм в государстве, которое так обращается со своими гражданами?" - говорят старшие люди и со вздохом вспоминают те времена, когда Родиной и ее достижениями действительно можно было гордиться. Молодое поколение все чаще презрительно называет свою страну "Рашкой" и мечтает отсюда "свалить".

Именно это явилось целью нашего классного часа “Что значит быть патриотом сегодня?”

Целью нашей встречи является то, чтобы вы, ребята, осознали себя людьми гордыми, достойными, я хочу, чтобы в вас жила гордость за свою страну, за себя. Только гордый, достойный может стать патриотом своей страны.
А для начала давайте, подробно разберем, что означает понятие патриотизм и кто же такой патриот?

Эпиграфом к классному часу взяты слова Виссариона Григорьевича Белинского - русского мыслителя публициста, критика, философа, писателя

«Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом»

В.Г. Белинский

Из словаря Ожегова я выписал, что

«Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу».

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

II . Информационный блок

1. Уважение к прошлому своей страны.

«История русского народа - неповторимая, особенная, самобытная. Ее тысячелетиями создавали наши предки, они формировали государственность, по крупицам собирали земли, оттачивали русский язык, приумножали культуру, выковывали русский характер. То, что нам досталось от прошлых поколений, добыто трудом и кровью миллионов людей.

У важение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации

Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его? Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

Вывод: Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее.

Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей.

На последних выборах мэров городов на выборы пришло чуть более 20% от тех, кто имеет право принимать участие в выборах.

Чем это можно объяснить? Как можно отнестись к тем, кто не идет на выборы, нужно ли применять к ним какую-либо меру наказания? Кто ходил на выборы?

Вывод: В соответствии с Конституцией Российской Федерации (часть 2 статьи 32) граждане имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, участие в выборах это именно право, а не обязанность гражданина.

У нас часто не понимают, что своим неучастием в выборах они провоцируют создание такой системы в стране, которая отнюдь не будет способствовать их процветанию и благополучию. Поэтому участие в голосовании – это активное участие в жизни своей страны, ощущение себя её неотъемлемой частью.

3. Служба в армии.

В советское время было очень почетно служить в ней, и на того, кого туда не брали смотрели как-то искоса. Теперь же перспектива служить, даже один год, не вызывает большого желания и тем более уж удовольствия. Интересуясь мнением родителей будущих призывников, социологи услышали весьма противоречивые аргументы “за” и “против” службы в армии.

Основными причинами нежелания отдавать своих детей в армию, по мнению опрошенных родителей являются:

    Армия – это напрасная трата времени”.

    Страшно за жизнь детей” “Не уверен, что от этого будет какая-то польза для сына и страны”.

    Все дело в нынешнем состоянии армии: когда пройдут реформы в ней, тогда и надо служить”.

    Дедовщина в армии.

    Там один беспредел”.

    Я готов еще раз отслужить, лишь бы он не служил”.

А какого мнения придерживаетесь вы? Если бы вам представилась возможность, служили бы вы?

Вывод: Сегодня в обществе обсуждаются вопросы реформирования Российской армии, ее модернизации и даже возможном включении девушек в состав призывников. Будем надеяться, что переход Вооруженных сил на службу на контрактной основе позволит решить множество проблем, накопившихся в современной армии, сделает ее более боеспособной и мобильной.

4. Толерантность в национальном вопросе.

Патриотизм следует отличать от национализма, шовинизма и расизма, в основе которых лежат идеи национального превосходства и исключительности, противопоставления одной нации другой. В смысле пестроты национального состава своего населения Росси, пожалуй, нет равных: здесь веками бок о бок мирно живут и трудятся, строят дома, растят детей, вместе радуются и вместе горюют из-за общих бед люди более ста национальностей.

Национальный вопрос в России будет еще долго стоять остро, потому что мы - многонациональное государство. Не случайно сегодня мы так часто и так много говорим о толерантности. На вопрос социологического исследования “Почему люди испытывают неприязнь к представителям других национальностей?” 46% опрошенных заявили, что такой причиной является то, что они не считаются с обычаями и нормами поведения, принятыми в России, не умеют себя вести, чужды для этой страны, следовательно не являются её патриотами. То есть, речь идет о том, что в своем поведении, в самых разных его формах, они ведут себя не так, как большинство россиян.

Национальная политика государства должна не просто помочь своим гражданам дать ответы на вопросы: “Кто мы? Откуда?”, но и объяснить исторический и актуальный смысл существования государства. Приходилось ли вам в вашей жизни сталкиваться с национальной проблемой? Является ли фактом утверждение, что представители других стран не могут быть патриотами России?

Вывод : Принадлежность к своей стране, своему государству должна объединять людей. В истории России существует немало примеров беззаветной любви и преданности к ней со стороны представителей национальных меньшинств. Мы же не вспоминаем о национальной принадлежности тогда, когда речь заходит о разного рода достижениях: в спорте - Марат Сафин, Костя Дзю; в литературе – Чингиз Айтматов, Муса Джалиль; в медицине –, Лео Бакерия; в науке –Ландау. Патриотизм - это постоянная работа ума и души, любовь и уважение к старшим, каждодневные усилия во имя того, чтобы наша общая родина - Россия становилась могущественнее и краше, чтобы граждане Российской Федерации независимо от их национальности жили лучше и верили в будущее своих детей и внуков.

5. Поддержка отечественного производителя.

Удивительно, но сегодня большинство россиян высказываются за поддержку отечественных товаропроизводителей и ограничение доступа на российский рынок импортных товаров. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Почти единогласно россияне заявляют о желании покупать российские продукты (всего 93%), что говорит о поддержке отечественного производителя, и высказываются за ограничение ввоза импортных товаров.

Поддержка отечественных производителей не должна заключаться в ограничении доступа иностранных товаров на российский рынок. Такое мнение высказал и президент России на одной из пресс-конференций в Кремле. Россия должна создавать конкурентно способную продукцию.

Президент также сказал, что этот принцип должен действовать и в отношении российской культуры: "Засилье иностранной теле-, кино и книжной продукции не может радовать наших производителей". Кроме того, в сфере культуры Россия может успешно конкурировать с другими странами.

Вывод: Возможно, утверждение, что поддержку отечественного производителя следует рассматривать как проявление патриотического начала, не совсем верно, но и небезосновательно. Делая выбор в пользу российской продукции, мы тем самым осуществляем не только поддержку, но и оказываем доверие производителю, даём ему шанс догнать и перегнать своего конкурента в своей отрасли. А развитие всех отраслевых структур делает государство сильнейшей и мощной державой.

6. Вера в возрождение России как сильной державы.

Взгляните на карту нашей страны, огромные просторы . Обширные равнины с полноводными реками, дремучими лесами и бескрайними степями раскинулись по нашей стране. Горные хребты опоясывают нашу страну каменным поясом. Недра равнин и гор - это кладовые с несметными богатствами угля, нефти, руд металлов, камней-самоцветов. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. км². Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если полетим на самолёте с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км. Но почему же тогда мы так плохо живем ? Почему уровень жизни среднего россиянина до сих пор намного ниже, чем в любой развитой стране?

Да, эту страну надо беречь, желающие посягнуть на нашу страну было предостаточно. Есть они и сейчас…

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод: Молодёжь ратует за возрождение России как сильной державы, а также за экономическую и финансовую стабилизацию в России. Таким образом, в своих стремлениях, ценностях и жизненных планах молодежь очень близка к старшему поколению, и в этом смысле можно говорить о возрождении преемственности. А для возрождения России необходимо только трудиться. Много и благостно. Перестать надеяться на кого-то (мы всегда знаем, что и как надо сделать кому-то, только не нам), а самому обустраивать свою жизнь и жизнь окружающих, быть источником лучших культурных традиций и нравственной чистоты.

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ государственное бюджетное профессионально образовательное учреждение «Камышинский педагогический колледж»

Диспут

Заведующая отделом

воспитательной работы и

молодежных инициатив

Давыденко Ольга Викторовна

Камышин

"Что значит быть патриотом сегодня?"

Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”.

Словарь С.И.Ожегова

Патриотизм: убеждение, что твоя страна лучше других потому, что именно ты в ней родился.

Бернард Шоу

Обоснование значимости и актуальности.

Значимость и актуальность данной темы определяются:

    особой ролью в воспитании молодежи памяти о героизме наших предков;

    необходимостью молодежи иметь идеал, на который можно равняться;

    наличием сложного комплекса проблем в сфере организации патриотического воспитания молодежи, требующих как новых форм работы, так и учета и использования накопленного опыта.

Место в воспитательном процессе :

Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся.

Цель:

Организация ценностно - ориентированной деятельности по принятию личностью нравственно значимых идей; способствовать формированию патриотических идеалов, готовности выполнять конституционный долг, способствовать успешности социализации молодежи.

Задачи:

Способствовать созданию условий для положительной динамики по следующим направлениям:

    проявление мировоззренческих установок на готовность к защите нашей страны;

    вовлечение молодежи в ценностно-ориентированую деятельность;

    создание в среде молодежи благоприятного, дружеского микроклимата.

Вступительное слово.

Тема патриотизма – ныне жгучая и больная тема для нашей страны, для русских людей. Как пробудить чувство любви к Родине? Именно “пробудить”, потому что оно есть в каждой душе, и надо его усилить точным, чистым тоном. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью диспута “Что значит быть патриотом сегодня?”. "Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Сегодня только ленивый не вспоминает этих слов - возвышенных, благородных и одновременно - из-за частого упоминания донельзя затертых и потерявших свой изначальный блеск и даже смысл. Не будет преувеличением сказать, что "проблема патриотизма" стала в нашей стране едва ли не самой муссируемой. Ибо все и вся сегодня наперебой толкуют о лжепатриотизме, истинных патриотах, к которым причисляют себя, пытаясь объяснить, в чем именно состоит и выражается их "эксклюзивная" любовь к Родине. Особенно модной становится беспроигрышная патриотическая тематика накануне выборов, что понятно. Однако это обстоятельство, пожалуй, лишь затрудняет поиск ответа на главный вопрос: "Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России?" Разумеется, можно вспомнить известную истину, гласящую, что "патриотизм - это любовь к своему народу, а национализм - ненависть к другим", и тем ограничиться. Но, думается, крылатые слова, сколь бы красивы они ни были, всей глубины проблемы не исчерпывают.

Так давайте разберёмся, что есть патриотизм? И что нового привнесло в его понимание наше непростое время? Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Попробуем высказать свои соображения на этот счёт.

Уважение к прошлому своей страны.

Два чувства дивно близки к нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.

    Кому не известны эти пушкинские строки?

    Но все ли задумываются над их смыслом?

Поэт провозглашал любовь к прошлому Отечества, в котором – он это отлично знал – цвели не одни только розы. Провозглашал, ибо понимал, что уважение к прошлому – это непременная составная уважения к своим современникам, к самому себе. Пример беззаветного служения Родине являют для молодого поколения наши деды и отцы, отстоявшие в тяжелой схватке с врагом на полях Великой Отечественной, свободу и независимость страны. Кто-то из мудрых сказал: "Там, где предается забвению культурное и историческое прошлое страны, неизменно начинается нравственное разложение нации". Действительно, историческое прошлое - это не только основанное на достижениях и заслугах настоящее. Это ещё неудачи и ошибки, которых, к сожалению, было немало и которые, увы, невозможно исправить.

    Нужно ли сегодня дорожить прошлым, уважать его?

    Не правильнее ли строить новую жизнь, не опираясь на опыт наших предшественников?

    Как вы думаете, патриотизм сегодня - это реальность или утопия?

    Верите ли вы в возрождение России и что по-вашему нужно для этого делать?

Вывод:

Во все времена люди опирались на опыт своих предшественников. Уроки гражданственности, патриотизма необходимо начинать с разговора об историческом прошлом, без которого невозможно ни настоящее, ни будущее. Слово Родина ни один раз омыто кровью наших дедов и прадедов. И нужно это помнить и ценить. Людям, которым не безразлична судьба страны, народа, не стоит забывать свою историю, стыдиться ее, как не стоит забывать и стыдиться своих родителей. С точки зрения этики “патриотизм” - это общественный и нравственный принцип, характеризующий отношение людей к своей стране, которое проявляется в определённом образе действий и сложном комплексе общественных чувств, обычно называемых любовью к родине. Любовь к родине включает в себя: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради неё к самопожертвованию; верность родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства. Не случайно в качестве эпиграфа к нашему разговору я привожу слова Василия Розанова: “Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать”. Поэтому быть патриотом не так уж сложно, настоящая любовь не только и не столько выражается словом, сколько подкрепляется конкретными делами.

Так что – всё в ваших руках!

29.06.2016 10:38

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Современное общество ставит перед нами всеми очень серьезные задачи воспитания и обучения нашего подрастающего поколения - наших подростков. Нам нужны смелые, мужественные, дисциплинированные, инициативные, грамотные ребята, готовые учиться и трудиться на благо нашего государства, а если надо, то встать на защиту наших рубежей и нашей свободы. В качестве ведущей задачи в Национальной доктрине образования РФ выдвинута задача гражданского воспитания: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» Поэтому одна из приоритетных задач каждого образовательного учреждения - патриотическое воспитание учащихся, заключающееся в формировании у них патриотического чувства и дальнейшем его развитии, в повышении интереса молодежи к героическому прошлому нашей Родины. Только при наличии этих ключевых компонентов воспитания можно говорить о воспитании гармоничной личности подростков. Патриотическое воспитание с учащимися - это надежный способ передачи молодому поколению понимания нашей силы и веры в нерушимость идеалов, традиций, мощи народов России.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка классного часа «Что значит быть патриотом»»

ОГБОУ СПО Ульяновский техникум приборостроения


Методическая разработка классного часа

« Что значит быть патриотом »


в рамках районного конкурса на лучшую методическую разработку под девизом: «Растим патриотов России» в рамках проведения месячника героико-патриотической работы с молодёжью Ленинского района

г. Ульяновска «Отчизны верные сыны»

Подготовила:

преподаватель ОГБОУ СПО УТПС

Жукова Людмила Александровна

Адрес УТПС: г. Ульяновск, ул. Крымова, 61

Телефон: 44-73-51.

Ульяновск – 2015

Пояснительная записка.

Актуальность

В последние годы в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Современное общество ставит перед нами всеми очень серьезные задачи воспитания и обучения нашего подрастающего поколения - наших подростков. Нам нужны смелые, мужественные, дисциплинированные, инициативные, грамотные ребята, готовые учиться и трудиться на благо нашего государства, а если надо, то встать на защиту наших рубежей и нашей свободы. В качестве ведущей задачи в Национальной доктрине образования РФ выдвинута задача гражданского воспитания: «Система образования призвана обеспечить… воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» Поэтому одна из приоритетных задач каждого образовательного учреждения - патриотическое воспитание учащихся, заключающееся в формировании у них патриотического чувства и дальнейшем его развитии, в повышении интереса молодежи к героическому прошлому нашей Родины. Только при наличии этих ключевых компонентов воспитания можно говорить о воспитании гармоничной личности подростков. Патриотическое воспитание с учащимися – это надежный способ передачи молодому поколению понимания нашей силы и веры в нерушимость идеалов, традиций, мощи народов России.

Практическая значимость

работы состоит в том, что разработанный материал можно использовать на уроках по патриотическому воспитанию, на уроках литературы и истории, на тематических классных часах в других образовательных учреждениях для подростков 15-16 лет.

Формы реализации : дискуссионное и лекционное мероприятие.

Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования.

Цели:

Воспитательные:

    воспитывать у обучающихся уважение и любовь к своему народу, к истории нашей страны, к своему Отечеству;

    повышать интерес подростков и молодёжи к истории своего родного региона, его традициям.

Образовательные:

    определить понятие слова «патриот», «патриот России», «Родина»;

    определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Развивающие:

    сформировать у подростков понятия и представления, связанные с патриотизмом;

    формировать и развивать активную патриотическую, гражданскую позицию у подростков;

    формировать у ребят опыт нравственного и толерантного поведения;

    эмоционально стимулировать патриотические чувства обучающихся; посредством приобщения к традициям нашей страны.

Ожидаемые результаты, их результативность:

    подготовка ребят к участию в общественной и политической жизни нашего государства, готовности достойно служить Родине;

    решение задач преемственности поколений;

    повышение значения патриотического воспитания воспитанников в учреждениях образования.

    повышение устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России;

    уважительное и бережное отношение к памятникам архитектуры и культуры;

    любовь и бережное отношение к родной природе;

    посильное служение Отечеству;

    интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации;

    инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда;

    осознание значимости труда;

    честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям.

Подготовительная работа:

    подбор преподавателем и обучающимися тематической публицистической и художественной литературы;

    определение формы проведения мероприятия совместно с ребятами;

    назначение ответственных по разным этапам подготовки: подготовка презентации,

    составление вопросов для обсуждения.

    подбор цитат по теме.

Материально-техническое обеспечение мероприятия:

Памятки для учащихся;

Аудио - аппаратура, диски;

Компьютер, видеопроектор, экран.

Блок – схема занятия.

Организационный этап.

Основная часть.

Заключительный этап. Рефлексия.

Форма реализации: урок- дискуссия.

Эпиграф:

Я патриот. Я воздух русский,

Я землю русскую люблю.

Я верю, что нигде на свете

Второй такой не отыщу.

Н. Коган

Ход классного часа:

1.Организационный этап.

Классный час начинается чтением стихотворения о Родине. Читает учащийся.

Весь край этот, милый навеки,

В стволах белокорых берез,

И эти студеные реки,

У плеса которых ты рос.

И темная роща, где свищут

Всю ночь напролет соловьи,

И липы на старом кладбище,

Где предки уснули твои.

И синий ласкающий воздух,

И крепкий загар на щеках,

И деды в андреевских звездах,

В высоких седых париках.

И рожь на полях непочатых,

И эта хлеб-соль средь стола,

И симбирских соборов стрельчатых

Причудливые купола...

И санки, чтоб вихрем летели,

И волка опасливый шаг,

И серьги вчерашней метели

У зябких осинок в ушах,

И ливни - такие косые,

Что в поле не видно ни зги...

Запомни: все это - Россия,

Ее не растопчут враги.

Вступительное слово преподавателя.

Для нашей страны, для нашего народа тема патриотизма – ныне жгучая и актуальная как никогда... Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать. Именно это явилось целью нашего классного часа «Что значит быть патриотом».

"Патриотизм", "любовь к Родине", "Отчизны верные сыны"… Что же все-таки значит быть сегодня патриотом в России? Что такое патриотизм, патриот? “Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь”, - написано в словаре С.И. Ожегова. Нами был определен круг вопросов и проблем к сегодняшнему мероприятию.

Кто такой патриот?

Каковы его отличительные черты, качества?

Что такое Родина?

Как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

2. Основная часть.

Преподаватель:

Переходим к обсуждению наших вопросов. Чтобы нам определить значение понятия ПАТРИОТ в нашем понимании проведем следующее задание.

Проводится методика незаконченных предложений :

    Моя Родина – это…
    2. Я знаю, что моя Родина много…
    3. Самыми трудными событиями моей Родины были…
    4. Мне хотелось бы, чтобы моя Родина была самой…
    5. Когда я вырасту, я хочу…
    6. Я не хочу, чтобы моя Родина…
    7. Я благодарен (а) своей Родине за то, что…..

    1. Я могу назвать себя патриотом, потому что….

      Настоящий патриот……

Подростки последовательно зачитывают свои ответы.

Преподаватель:

Чтобы нам сформулировать, какие же черты присущи патриоту, на доске нарисуем человека и записываем вокруг него характерные, на наш взгляд, черты патриота. Обоснуем свой выбор.

Примерные ответы подростков. Учащиеся называют и обосновывают свой выбор ответа

Хорошо учится.

Занимается спортом.

С уважением относится к людям всех национальностей своей Родины.

Любит то место, где родился и вырос.

Любит и не забывает свою мать, свой дом.

С гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.

Не только любит, но и охраняет природу.

Отстаивает престиж свой страны.

Знает государственную символику.

Готов отдать своей родине все силы и способности.

Украшает Родину своим трудом.

Строит своё будущее, связывая его только со своим Отечеством.

Знает свой родной язык

Знает историю своей страны, гордится своими предками.

Готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Готов встать на защиту Родины.

Хорошо читает, пишет стихи.

Хороший друг.

Вывод: делают учащиеся, преподаватель четко его формулирует.

Патриот – это человек, который гордится Родиной, переживает за нее; готов встать на защиту Родины; предан Родине и отстаивает ее интересы; любит Родину. Патриоту свойственны такие черты характера, как преданность, ответственность, справедливость, решительность и благодарность.

Работа в группах:

2 Я не считаю себя патриотом.

Подростки показывают знаки « Да»- я могу считать себя патриотом, «Нет»- я не считаю себя патриотом, обосновывают свою точку зрения.

Преподаватель подводит ребят к выводу, что патриотом быть достойно.

Преподаватель:

Мы уже с вами поняли, что Патриот, это тот человек, который предан своей Родине…. Что такое для нас слово Родина? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, проведем небольшую творческую работу « А что для меня Родина..»

Творческая работа учащихся. « А что для меня Родина».

Преподаватель:

Ребята, зачитайте самые главные, на ваш взгляд, слова, которые определяют слово Родина в вашем понимании.

Зачитываются ответы ребят.

Просмотр презентации, выполненной учащимися «Ульяновск и Ульяновская область- наша Родина».

Вывод.

Любовь к Родине включает в себя заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради нее к самопожертвованию, верность Родине, веду¬щей борьбу с врагами, гордость за социальные и культурные достижения своей страны, сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества, уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям, привязанность к месту жительства.

Преподаватель:

Вопрос, который мы определили в начале нашего классного часа, как же всё-таки воспитать патриота в современных сложных условиях, полных противоречий?

Заслушиваются ответы ребят.

Преподаватель подводит ребят к выводу:

Наша задача - быть позитивными творцами, так как молодежь сегодня - это Россия завтра. Если мы породим в себе лодырей, невежд, алкоголиков и наркоманов - значит, своими руками погубим наше государство. Воспитаем в себе трудолюбивых, грамотных, здоровых людей - значит, можно быть уверенным в развитии и становлении общества. Будем поддерживать традиции наших предков, приумножать их, будем уважать культуру народов, живущих в нашем огромной стране, будем толерантны друг к другу - значит, наша страна будет крепкой и непобедимой никакой внешней идеологией, противоречащей нашим ценностям. Я приведу слова Шокана Валиханова: «Что значит быть патриотом? Любить - да, но не только любить землю свою, но и обязательно что-то конкретное для нее делать». Поэтому быть патриотом не так уж и сложно - настоящая любовь подкрепляется конкретными делами. Все в ваших руках!

Заключение. Рефлексивный анализ.

Преподаватель:

У нас сегодня состоялся не совсем простой разговор. Что открыл вам сегодня классный час? Что нового вы узнали?

Заслушиваются ответы учащихся.

Преподаватель:

Мне бы очень хотелось, чтобы вы, девчонки и мальчишки, были достойными гражданами нашей Великой страны, как наши деды и прадеды, защитившие Родину от фашизма, как герои - космонавты, прославившие Россию во всем мире, как ваши близкие люди - добрые, трудолюбивые. Трудно быть настоящим гражданином своей страны, но это очень почетно! Я верю, что после нашей сегодняшней беседы в вашем сердце загорится огонек ответственности и гордости за нашу Родину.

Учащимся раздаются на память памятки.

Памятка

Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живешь ты и твои родители, где заводилась ваша родословная.
-Изучай историю своей страны, ее прошлое и настоящее, ее радостные дни и горькие.
-Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.
-Чем чаще ты будешь посещать музеи и исторические места своей страны, тем интереснее тебе будет возвращаться к ним вновь и вновь.
-Помни, что чем больше ты будешь выражать недовольство каждым прожитым днем, тем меньше друзей и товарищей будут рядом с тобой. -Люди не любят людей все время чем-то недовольных.
-Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои знания и умения, эрудицию и любознательность.
-Смотри передачи, кинофильмы, рассказывающие о людях, прославивших страну, в которой ты живешь.
-Не будь равнодушным и безразличным к тем событиям, которые происходят в твоей стране. От того, как ты будешь проявлять интерес к ее судьбе, зависит ее интерес к твоей судьбе.
-Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.
-Гордись тем, что ты – гражданин великой многонациональной России.

1.Агапова И.А.Патриотическое воспитание.- М: Айрис-кресс,2012.-224с.

2.Беленко В.В.Нам дороги эти позабыть нельзя. Сценарии акций, вечеров, классных часов. Патриотическое воспитание школьников.- М: Педагогическое общество России,2009.-48с.

3.Быть патриотом каждый доложен.- Минск: Красико-Принт:2011.-128с

4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М,2008.-156с.

5.Дегтярёва О.В. Поклонись России // Читаем, учимся, играем.-202с.-№8.-с.4-13

6.Детский творческий центр: организация методической работы. Волгоград: Учитель,2008.-126с

7.Зубайраев А.Л.Патриотическое воспитание: духовная сфера, опыт// Сов. Педагогика,1990.№5.-с.10-13

8. Коваль М.Б. Патриотическое воспитание подрастающего поколения. М., 2001.- 137с.

9.Кон И.С. Молодёжь и общество.- М:2001.-73с.

10. Кузнецова Н.А. Управление методической работой в учреждениях дополнительного образования детей: пособие для руководителей и педагогов.-2-е изд.- М: Айрис-пресс,2004.-96с.

11.Мазыкина Н.В. Растим патриотов России. Москва, 2004.

12.Методическое пособие для педагогов по патриотическому воспитанию. Растим патриотов. Москва, 2003.

13.О подвиге, о доблести, о чести/ред.-сост. Л.И.Жук.- Минск: Красико-Принт, 2010.-128с.

14.Патриотическое воспитание школьников: учебное пособие.- М: Педагогическое общество России,2013.-96с.



Похожие статьи
 
Категории