Структура эстетической культуры.

01.04.2019

. Эстетическая культура - это способность личности к полноценному восприятию, правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности, стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты

Эстетическая культура включает в себя следующие компоненты: эстетические восприятия - способность выделять в искусстве и жизни эстетические качества, образы и переживать эстетические чувства; эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства; эстетические потребности - потребности в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях; эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе и, обществе, человеке, искусстве; художественные умения, способности в области искусства

Эстетическая культура формируется в процессе художественно-эстетического воспитания, является его целью. Задачи и содержание художественно-эстетического воспитания определяются объемом понятия"Эстетическая культура": развитие эстетического ческого восприятия, вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художньоестетичних умений, творческих способностей здібностей.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Большое значение имеет материальная база школы, декоративное оформление помещений, благоустройство пришкольного усадьбы, оформление кабинетов и лабораторий, ко оридорив, других помещений. Не случайно в учебно-воспитательных учреждениях, которыми руководил. А. С. Макаренко, посетители отмечали множество цветов, блестящий паркет, зеркала, белоснежные скатерти в столовых, идет реальными чистоту помещенияннях.

В учебном процессе эстетическому воспитанию способствует преподавание всех предметов. Любой урок, семинар, лекция имеет эстетический потенциал. Этому служит и творческий подход к решению познавательной й задачи, и выразительность слова учителя и учеников, и отбор и оформление наглядного и раздаточного материала, и аккуратность записей и чертежей на доске и в тетрадях и поод.

Предметы эстетического цикла - литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, художественная культура обеспечивают учащимся знания и навыки практической творчества, эстетического поведения. В внеклассной работе и эстетическое воспитание проводится в различных творческих объединениях учащихся (хоровых коллективах, оркестрах народных инструментов, хореографических, фольклора, изобразительного искусства и т.д.), творческих объединения х школьников, связанные с возрождением народных ремесел и декоративно-прикладного творчества (рушникарства, ковроткачества, резьбы и других ремесел), в художественных кружках, студиях, клубах, театрах тощ в. Способствуют эстетическому воспитанию учащихся экскурсии к природе, вечера и утренники, посвященные жилье и творчестве выдающихся украинских и зарубежных композиторов и исполнителей (например,"Песни о. Родин в","Музыка украинских композиторов","Музыка XXI века"и т.п.), конференции по изобразительному искусству ("Украинское изобразительное искусство","Шедевры мирового изобразительного искусства","Мистецт во и жизнь"), экспедиции (фольклорные, этнографические), проведение традиционных обрядовых праздников ко дню. Святого. Николая,. Калиты,. Масленицы и и обрядових свят до дня. Святого. Миколая,. Калити,. Масляної та ін.

38 Формирование физической культуры

. Физическая культура - это сложившийся образ жизни человека, направленный на укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека, формированию жизненно важных двигательных их навыков и умений.

1. Морфологическое и функциональное совершенствование организма, закрепление его устойчивости перед неблагоприятными условиями внешней среды, предупреждения заболеваний и здравоохранение

2. Формирование и совершенствование основных двигательных качеств. Способность человека к выполнению многих действий обеспечивается высоким и гармоничным развитием всех физических качеств: силы (способности преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий) выносливости (способности выполнять работу длительное время), ловкости (способности быстро усваивать новые движения и успешно действовать в изменяющихся условиях), скорости (способности выполнять движения за минимальное время)

3. Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков: бега, прыжков, плавания, ходьбы на лыжах

4. Воспитание устойчивого интереса и потребности в систематических занятиях физической культурой. В основе здорового образа жизни лежит постоянная внутренняя готовность личности к физическому самосовершенствованию. Для я формирования такой готовности необходимо организовать детскую подвижность, моторику в правильных формах, дать ей разумный выход. Интерес и удовольствие, которые учащиеся получают в процессе физических упражнений, постепе во переходят в привычку систематически заниматься ими, которая затем превращается в постоянную потребностейребу.

5. Приобретение необходимого минимума знаний в области гигиены и медицины, физической культуры и спорта. Учащиеся должны иметь четкое представление о режиме дня, гигиену питания, сна, значение физической культуры и спорт ту для укрепления здоровья и поддержания высокой работоспособности, о гигиенических правилах занятий физическими упражнениями, гигиенические требования закалки время они овладевают приемами самоконтроля за свое ю работоспособностью, утомляемостью, общим чувстватям.

Основными средствами воспитания физической культуры учащихся являются физические упражнения, природные и гигиенические факторы

Во физическими упражнениями понимают двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с содержанием физической культуры. К физических упражнений принадлежит гимнастика, игры, туризм, спорт

С педагогической точки зрения ценность гимнастики заключается в том, что она способна избирательно воздействовать на организм или на развитие его основных систем и функций. Гимнастика бывает основной, гигиенической, спортсмены ивною, художественной, производственной, лечебной. Согласно учебной программе по физической культуре учащиеся занимаются преимущественно основной гимнастикой (построения и перестроения, упражнения с предметами и без них, хо дьба, бег, прыжки, метание, элементарные акробатические упражнения и т.д.). Она развивает физические силы ребенка, сообразительность, ловкость, инициатививу.

. Туризм - это прогулки, экскурсии, походы и путешествия, которые организуют для ознакомления учащихся с родным краем, природными, историческими и культурными памятниками нашей страны. В них учащиеся физически закаляются ся, учатся быть выносливыми, приобретают опыт коллективной жизни и деятельности, ответственного отношения к природи.

. Спорт . В отличие от физической культуры, спорт всегда связан с достижением максимальных результатов в отдельных видах физических упражнений на тренировках и особенно на соревнованиях ученики преодолевают значительные физические и н нервные нагрузки, выявляют и развивают двигательные и морально-волевые качеі.

. Природные факторы - солнечные лучи, воздух, вода выступают неотъемлемым компонентом всех видов двигательной деятельности учащихся, усиливая оздоровительное воздействие на них. Кроме того, они являются источником специально организованных процедурах ур: солнечных и воздушных ванн, обтираний, обливанийь.

. Гигиенические факторы требуют строгого соблюдения санитарно-гигиенических требований при проведении физкультурных занятий, учебной работы, отдыха, питания и др.; в строительстве, реконструкции, благоустройстве, содержании шк кильних помещений, спортивных залов, рекреационных и вспомогательных помещений (оптимальная площадь, световой и тепловой режим, регулярное проветривание, влажная уборка), в подборе орудий, инвентаря и обл аднання (по размерам, весу и обустройством они должны соответствовать возрасту и полу учащихся) для занятий физическими упражнениями; в соблюдении режима дня, который определяет строгий распорядок и целесообразное дежурств ния труда и отдыхау.

Формированию здоровьесберегающей компетентности служат тренинговые программы"Философия здоровья","Здоровый образ жизни","Красота спасет мир","Выбери жизнь без наркотиков","За будущее без. СПИДа"; пр роекты"Модель здоровья украинской нации","Здоровье - самая большая ценность человека"; кружки, секции, соревнования и др."я - найбільша цінність людини"; гуртки, секції, змагання та інше.

В основе воспитания физической культуры школьников должны лежать глубокие мировоззренческие, культурологические идеи о смысле человеческой жизни. Они утверждают идеал здорового гармонично развитой личности и том м играют особую роль в становлении здорового образа жизния.

Базовыми категориями эстетической культуры личности являются эстетическое сознание, художественно-эстетическое восприятие, эстетическое чувство, эстетическое переживание, эстетическая потребность, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое суждение.

Эстетическое сознание включает в себя осознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству, выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев.

Важнейшим элементом эстетического сознания человека является художественно-эстетическое восприятие. Восприятие - исходный этап общения с искусством и красотой действительности, психологическая основа эстетического отношения к миру.

Художественно-эстетическое восприятие проявляется в способности человека вычленять в явлениях действительности и искусства процессы, свойства, качества, пробуждающие эстетические чувства.

Эстетическое чувство - субъективное эмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека к эстетическому явлению действительности или искусства.

Эстетическое переживание - состояние потрясения, просветления, страдания, радости, восторга и др. Эстетические переживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.

Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями.

Центральным звеном эстетического сознания является эстетический идеал - социально обусловленное представление о современной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Эстетическое сознание в единстве с эстетическим чувством рождает художественно-эстетический вкус как тонкое и сложное умение видеть, почувствовать, понять подлинно прекрасное или безобразное, трагическое или комическое и верно оценить его.

На этой основе развивается способность эстетического суждения -доказательной, аргументированной, обоснованной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства, природы.

Формирование эстетической культуры осуществляется в процессе эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать

прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты».

Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие -организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей.

Сердцевиной эстетического воспитания является воздействие на личность средствами искусства и осуществление на его основе художественного воспитания.

Художественное воспитание - целенаправленный процесс формирования у детей способности воспринимать, чувствовать, переживать, любить, оценивать искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности.

В основе организации системы эстетического воспитания лежит ряд принципов:

Всеобщность эстетического воспитания;

Комплексный подход ко всему делу воспитания;

Сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий, различных форм воздействия искусством через средства массовой информации;

Связь художественно-эстетической деятельности с жизнью, практикой обновления общества;

Единства художественного и психического развития;

Художественной деятельности и самодеятельности детей;

Эстетизация всей жизни;

Учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Критерии сформированности эстетической культуры:

Наличие стремления к общению с искусством и природой;

Наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты и нетерпимости к безобразному;

Умение воспринять искусство, сопереживать и получать наслаждение от высокохудожественных образцов;

Умение дать эстетическую оценку произведению искусства и объекту природы;

Способность художественно-творческого самовыражения;

Эстетизация отношений с окружающими людьми;

Знание основ народного творчества, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению.

Еще по теме § 4. Формирование эстетической культуры личности:

  1. ЗАНЯТИЕ № 20 ТЕМА: ФОРМИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение
Высшего Профессионального Образования
Сибирская Академия Государственной Службы

Юридический факультет

Кафедра

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Культурология»
Тема «Эстетическая культура личности»

Выполнил студент:

                  группы ___________
                  _________________
                  Проверил:
                  _________________
                  _________________
НОВОСИБИРСК 2011
Содержание

Введение

Актуальность. Эстетическое сознание отражает окружающий мир, всю разнообразную деятельность людей и ее результаты в эмоционально оцениваемых образах. Отражение окружающего мира в нем сопровождается появлением особых сложных переживаний, связанных с чувствами возвышенного, прекрасного, трагического и комического. Но своеобразие эстетического сознания заключается в том, что оно содержит в себе сложность и выразительность эмоциональных впечатлений и в то же время проникает в глубокие существенные связи и отношения.
Будучи специфическим способом и результатом преобразования общества и человека, эстетическая культура является и одной из основных составляющих общей культуры социума и, одновременно, атрибутом каждой из этих составляющих.
Феномен эстетического, при всей сложности его содержания и всем разнообразии его возможных дефиниций, выступает как носитель специфически человеческого отношения бесконечно многогранного, охватывающего все богатство существующих отношений в мире, но неизменно конструирующего по законам красоты.
Эстетическая культура? инструмент не только конструирования и совершенствования личности, но и регулятор отношений индивида с миром, гармонизации всей системы общественных отношений.
Эстетическая культура? важнейшее составляющее духовного облика личности. От его наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в культуре. Однако ее формирование является результатом целенаправленного воздействия, т.е. эстетического воспитания.
Цель данной работы? изучение эстетической культуры личности.
Для достижения поставленной цели выдвигаются следующие задачи :
    Рассмотрение сущности и содержания эстетической культуры личности.
    Изучение эстетического воспитания и эстетического отношения к миру.
    Сущность и структура эстетической культуры личности
Эстетическая культура? состояние сознания и направленность мировоззрения, всего духовного мира людей, отражающие художественную культуру общества с помощью категорий прекрасного, возвышенного, трагического, комического и других.
История развития эстетики как мировой науки уходит своими корнями к глубокой древности, к древним мифологическим текстам. Всегда, когда речь шла о принципах чувственной выразительности творений человеческих рук и природы, обнаруживалось единство в строении предметов и явлений, способных сообщать чувства эмоционального подъема, волнения, бескорыстного любования, т.е. закладывались традиции эстетического анализа. Так сложилось представление о мире выразительных форм (созданных человеком и природой), выступающих предметом человеческой рефлексии.
Эстетическая культура субъектов общества выступает элементом духовной культуры.
Термин «эстетика» ввел в науку немецкий философ А. Баумгартен в XVIII веке в своем незавершенном труде « Эстетика». Им было обозначено совершенное чувственное познание, вершина которого? красота. Для Баумгартена было важным установить признаки истинного чувственного познания, возвышающего человека и сам процесс познания. Но очень скоро термин стал применяться в значении «теория прекрасного». И сегодня эстетика? это теория искусства. Ее содержание составляют теоретические концепции, объясняющие виды искусства, их место и роль в духовной жизни общества, в удовлетворении эстетических потребностей людей, методы и способы воспроизводства искусства.
Но термин «эстетика» применяется также для обозначения формы знания, в которой отражается художественная культура и его главный элемент? искусство. В разговорном языке как-то не сложился термин? «художественное сознание», совсем неудачно звучит словосочетание «искусственное сознание» как отражение в сознании искусства. Широко употребляются термины «эстетическое сознание» или «художественно-эстетическое сознание». Не употребляются также и словосочетание «искусственная культура», «министерство искусства». Их суть выражена более естественными словосочетаниями: художественная или художественно-эстетическая культура, искусство как форма культуры; министерство культуры (на деле «ведающее» только искусством).
Содержание художественно-эстетической культуры общества составляют следующие основные элементы.
    Развитость эстетического сознания и мировоззрения субъектов.
    Мера развития видов искусства и степень интегрированности субъектов в их функционирование.
    Утверждение в поведении, общении и деятельности людей прекрасного и возвышенного как ценностей и регулятивов.
    Интегрированность эстетической культуры субъектов в отечественную и мировую художественную культуру.
    Гуманизм художественного мышления и деятельности.
    Многообразие и свобода эстетического восприятия действительности и самовыражения личности.
Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание отражают окружающий человека мир и самого человека с использованием категорий - «художественное», «художественный образ», «прекрасное», «возвышенное», «трагическое», «комическое», «серьезное», «игровое» и др. Одной из основных является категория «художественное». Она имеет несколько значений. Художественное означает все относящееся к искусству, воспроизведению действительности в художественных образах. Например, художественная литература, художественное творчество, художественное мышление, художественная школа. Понятие «художественное» выражает и относящееся к произведениям искусства (демонстрация произведений живописи, скульптуры, графики и т.п. как художественные выставки). Категория «художественный» применяется и для подчёркивания индивидуальных особенностей человека, его задатков и направленности: художественные наклонности ребенка, талант художника.
Эстетическая культура отражает художественно-духовную сторону сознания и развитость, совершенство теории искусства. В духовной культуре общества эстетическая культура субъектов отражает функционирование искусства, народного художественного творчества, а также массовую культуру, художественно-эстетические элементы элитарной культуры.
Специфические особенности личности как объекта и субъекта культуры определяют и особенности структуры ее эстетической культуры.
По своей структуре эстетическая культура личности? сложное и многообразное образование. Можно выделить следующие ее основные компоненты.
Во-первых, необходимой составной частью эстетической культуры личности являются соответствующие знания. Один тип – это знания общекультурного, общеобразовательного порядка, в том числе искусствоведческие, философские, исторические и иные знания об эстетических объектах. Другой – знания непосредственно эстетические, которые предполагают не только знакомство, но и понимание, по крайней мере, основных эстетических категорий, особенностей эстетических и художественных закономерностей.
Эстетические знания являются базой эстетического развития личности. Сейчас, в эпоху научно-технической революции, в связи с возрастанием роли научного мышления вообще, вопрос об эстетической образованности личности становится особенно актуальным. Однако, как уже подчеркивалось, эстетическое сознание по своей природе является оценочным, поэтому эстетические знания – необходимый, но не единственный элемент эстетической культуры.
Путь к эстетическому идеалу? это путь нетрадиционного мышления, необходимо включающий в себя синтез культуры прошлого и настоящего. Это поистине путь «через тернии к звездам». И чтобы родить в себе «танцующую звезду» гармонии (Ф. Ницше), часто приходится преодолевать хаос незнания, предрассудков, мифологем.
Еще одним, наименее осязаемым, но, возможно, наиболее значительным элементом эстетического идеала, является его способность проявляться в сфере человеческого общения, сопереживания, создания атмосферы гуманитарной свободы, при которой только и возможно творчество. В своих высших проявлениях эта сторона эстетического идеала порождает подлинный талант, человеческий гений. Как писал Гегель, «хотя талант и гений художника имеют в себе элемент природной одаренности, последняя нуждается для своего развития в культуре мысли...». Культура же мысли невозможна вне человеческого общения, сотворчества.
    Эстетическое воспитание человека
Эстетическое воспитание личности происходит с раннего детства человека. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании.
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.
Как правило, выделяют следующие структурные компоненты эстетического воспитания: эстетическое образование, закладывающее теоретические и ценностные основы эстетической культуры личности; художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее художественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и самовоспитание, ориентированные на самосовершенствование личности; воспитание творческих потребностей и способностей. Среди последних особую значимость имеют так называемые конструктивные способности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереотипов и др.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми. Игра - первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.
Эстетическая и художественная культура - важнейшие составляющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направленность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отношений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетическому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло реализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире «второй природы», то есть культуры.
Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллектуальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдающихся представителей самых разных профессий - ученых, инженеров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относительности явилось результатом работы не только интеллекта ученого, но и его эстетического чувства.
С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по законам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявления творческой энергии и инициативы людей, наглядно представленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отмечает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержимые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел мастеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у современных художников и носят на себе печать самобытности и оригинальности, даже в самых мелких деталях».
Значение эстетического и художественного развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю очередь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализирует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий.
Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на периферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последствиями - культурным оскудением жизни общества и духовным одичанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой цены. Более того, можно утверждать, что без существенного участия эстетического фактора в осуществляемых преобразованиях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «новшества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эстетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической культуры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи.
Становление и развитие эстетической культуры личности - процесс поэтапный, протекающий под воздействием демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в целом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эстетическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов организации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформированное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.
Эстетическая культура личности также проявляется в сфере быта, общественно-политической, в сфере досуга и других формах жизнедеятельности. Она выступает существенным моментом общественной и индивидуальной жизни людей. Ее внутренним механизмом является функционирование эстетического сознания личности, направленность которого выражается в системе эстетических отношений к разнообразным объектам среды через механизм восприятия, переживания, оценки, вкуса, идеала, взгляда, суждения.
Своеобразной разновидностью и, в известном смысле, доминантой эстетической культуры личности (если учитывать особую значимость искусства в жизни общества и человека), является ее художественная культура, уровень которой зависит от степени художественной образованности, широты интересов в сфере искусства, глубины его понимания и развитой способности адекватной оценки художественных достоинств произведений. Все эти характеристики концентрированно представлены в понятии художественного вкуса - эстетически значимого свойства личности, формируемого и развиваемого в процессе ее общения с искусством. Художественный вкус в своем развитом индивидуально неповторимом проявлении не сводим лишь к способности эстетического суждения и оценки произведений искусства. Наиболее полно и непосредственно он реализуется в эмоционально-чувственном переживании воспринимаемого художественного объекта, в возникающем состоянии эстетического обладания им.
Эстетическое переживание служит одновременно индикатором художественной ценности произведений искусства и в своей завершающей стадии выливается в эстетическую оценку или суждение вкуса. Таким образом, художественный вкус предстает в виде непосредственной способности личности к восприятию произведений искусства, эмоционально-чувственному переживанию их содержательно-формальных характеристик и, в конечном счете, к мотивированной их оценке и суждению.
Художественная культура личности выступает важным фактором организации и самого процесса материально преобразующей деятельности, всей трудовой практики. Ее нацеленность на творчество, на достижение художественно-образной выразительности создаваемых предметов, на искусность и мастерство позволяла в прошлом лучшим представителям ремесленного труда создавать подлинные шедевры, не уступающие по своим художественным достоинствам прекрасным произведениям высокого искусства.
Все сказанное выше об эстетической и художественной культуре личности подводит нас к мысли о чрезвычайной важности целенаправленного ее формирования в людях, о месте и роли эстетического и художественного воспитания в социальном воспроизводстве человека.
Эстетическое воспитание интенсифицирует развитие самосознания, способствует формированию социальной позиции, основанной на гуманистических ценностях; гармонизирует эмоционально- коммуникативную сферу детей, снижает остроту реагирования на стрессовые факторы у детей с повышенной чувствительностью, то есть оптимизирует их поведение, расширяет возможности совместной деятельности и общения детей.
    Эстетическое отношение к миру
Эстетическое отношение есть у каждого человека. Крошечный малыш с удовольствием слушает мелодичные напевы, обращает внимание на яркие цвета. Став старше, предпочитает те предметы, которые ему кажутся красивыми. А это уже не просто восприятие, это – оценка, что предполагает возможность выбора. То есть можно говорить об эстетическом отношении.
Возникает вопрос: является ли эстетическое отношение к миру врожденным или оно есть результат воспитания? Надо сказать, что это давняя проблема в эстетике и философии, по этому поводу было довольно много споров. Так, одни утверждали, что эстетическое дано нам от природы, другие – что оно есть только результат воспитания в обществе, то есть носит чисто социальный характер.
Сторонники первой позиции опирались на наблюдения живой природы, где красота звука, цвета, формы играют большую роль. Умение различать, выбирать относится и к окраске оперения, формам тела животного. Вот что писал по этому поводу Ч. Дарвин: «… Самцы некоторых птиц намеренно распускают свои перья и щеголяют яркими красками перед самками, тогда как другие, не имеющие красивых перьев, не кокетничают таким образом, ... самки любуются красотой самцов. Плащеносцы, убирающие с большим вкусом свои игральные беседки ярко окрашенными предметами, и некоторые колибри, украшающие таким же образом свои гнезда, ясно доказывают, что они имеют понятие о красоте» 1 .
Подобные наблюдения привели к умозаключению, что чувство красоты, и соответственно, эстетического у человека существует на биологическом уровне и является природным, врожденным качеством.

Представители такого подхода получили условное название «природников». К ним относится, например, Н.Г. Чернышевский, считавший, что «прекрасное есть жизнь, как мы ее понимаем...». «... Прекрасным кажется человеку округленность форм, полнота и свежесть; кажется прекрасным грациозность движений, потому что грациозным бывают движения какого-нибудь существа, когда оно «хорошо сложено». Некрасивым кажется все «неуклюжее», т.е. до некоторой степени уродливое по вашим понятиям. ... В лягушке к неприятности форм присоединяется еще то, что это животное покрыто холодной слизью, какою бывает покрыт труп; от этого лягушка делается от отвратительнее» 2 .
Вот и получается, что один и тот же предмет может вызывать прямо противоположные эстетические оценки.
С этим фактом столкнулись те, кто исследовал не жизнь природы, а жизнь людей: эстетические взгляды разных народов и одного и того не народа в разные времена отличались очень большой пестротой. То, что представлялось прекрасным одним, другим казалось безобразным. То, что вызывало восхищение в одно время, оставляло людей другой эпохи равнодушными.
На основании таких наблюдений возникло мнение, что красота существует лишь как чувство человека: то, что он считает прекрасным, то, следовательно, и прекрасно.
Таким образом, при ответе на вопрос, что такое эстетическое? введенное, природное или воспитанное, социальное, сложились две крайние точки зрения. Одни утверждали, что эстетическое объективно, то есть самостоятельно вне человека и независимо от него существует в мире. Другие считали, что эстетическое субъективно, то есть зависит лишь от понимания, ощущения самого человека, воспитанного в определенной среде.
Естественно, что сторонники каждого направления приводили доводы в защиту собственных взглядов и находили недостатки в противоположной теории. В процессе споров постепенно выяснилось, что истиной не владеет ни одна из крайностей, и лишний раз теоретики убедились в правоте Аристотеля, утверждавшего преимущество «золотой середины». Стало ясно, что истина находится где-то между этими полярными точками зрения.
И тогда возникло мнение, что эстетическое? это не объективный предмет, и не субъективное ощущение, а особое отношение между человеком (субъектом) и предметом, явлением (объектом). Другими словами: эстетическое всегда проявляется только в отношении к чему-либо: к вещи, свойству, самому человеку и т.д. Но отношений человека к миру очень много: познание, любовь, труд – вот некоторые примеры.
Прежде всего, выделим широту эстетического отношении: оно универсально. Это означает, что объектом эстетического может быть любой предмет, свойство, явление, существующие в мире.
Но ведь не все в мире вызывает в нас восхищение прекрасным или отвержение безобразного. Что-то оставляет нас равнодушными, не затрагивая наших эстетических чувств. Поэтому выделим следующее качество эстетического – это отношение удовольствия, наслаждения (гедонизм). Вкусная еда, удобная одежда и т.п. тоже доставляют человеку удовольствие, но не о всякой удобной одежде мы говорим, что она красива и даже, бывает, предпочитаем неудобную, но красивую (во всяком случае, ту, которую мы считаем красивой). Следовательно, речь идет не о любом наслаждении, удовольствии, а лишь о духовном.
Но человек может получать удовольствие и от решения: математической задачи, от выполненного долга, доброго дела и т.д. Это примеры духовного наслаждения, но не эстетического.
Получается, что эстетическое должно обладать еще каким-то признаком. И этот признак выделил немецкий, философ Иммануил Кант: эстетическое бесполезно, бескорыстно.
Дело в том, что эстетическое отношение к миру позволяет по-другому взглянуть на вещи: страшное, горестное, эстетически переосмысливаясь, становится трагическим. Нелепое, неуклюжее, несуразное, подвергаясь осмеянию, превращается в комическое. Великое, пугающее в эстетическом, отношении, воспринимается как возвышенное. Все эти примеры свидетельствуют о том, что эстетическое отношение вносит гармонию между миром и человеком, гармонизируем его жизнь. Это и есть еще один, причем чрезвычайно важный принцип эстетического.
Кроме того, эстетическое не может возникнуть по приказу или по указанию. Эстетическое отношение свободно, оно предполагает возможность выбора, совершаемого самим человеком.
и т.д.................

Слово эстетика происходит от греческого “айстетикос ” – чувствующий, чувственный относящийся к чувственному восприятию. Как известно, само понятие ввел Н.Баумгартен лишь в XYIII веке. Однако история эстетики как мировой науки восходит своими корнями к глубокой древности. Многообразие использования слова "эстетика" за пределами науки - свидетельство широкой содержательности этого понятия. При рассмотрении понятия эстетика можно вспомнить вербально созвучное ему понятие – этика, прерогативой которого является доброе (также как прерогатива науки – истинное). Прежде всего понятие эстетика относится к творению человеческих рук, и даже его действиям, а затем уже к чему-то, рожденному самой природой. В большинстве энциклопедий эстетика объясняется как учение о прекрасном (или об изящном у В.Даля) прежде всего в искусстве, а затем уже в жизни. Можно сделать вывод, что особая природа эстетики как науки состоит в её междисциплинарном характере. Эстетика ориентирована на выявление универсальных критериев для чувственного восприятия выразительных форм окружающего мира.

    Определение понятия «Эстетическое»

Эстетическое - наиболее общая категория эстетики, с помощью которой обозначается ее предмет и выражается сущностное родство и системное единство всего семейства эстетических категорий. В качестве особой категории сформировалась в эстетике в 20 в. на основе предиката «эстетический», активно употреблявшегося со времен И. Канта применительно к особому опыту, особым субъект-объектным отношениям, изящным искусствам, специфическому сознанию и т.п., т.е. ко всей сфере явлений, изучаемых эстетикой.

    Определение понятия «Красота»

Одна из традиционных категорий эстетики. С древности она существовала в Культуре практически как синоним прекрасного и нередко употребляется в этом смысле и доныне, особенно в обиходной речи. Однако уже с античности наметились и некоторые смысловые различия, хотя они никогда не были строго закрепленными. В отличие от более широкого смысла прекрасного, как категории из поля субъект-объектных отношений, К. является характеристикой только эстетического объекта. С ее помощью стремятся обозначить ту трудноуловимую совокупность свойств объекта (природного, предметного, произведения искусства), которая приводит к генерации чувства прекрасного.

    Определение понятия «Прекрасное»

Прекрасное - эстетическая категория, характеризующая явления, обладающие высшим эстетическим совершенством. В истории мысли специфика П. осознавалась постепенно, через соотнесение его с др. рода ценностями - утилитарными (польза), познавательными (истина), этическими (добро).

    Определение понятия «Гармоничное»

Гармония - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим законам согласованность частей в расчлененном целом. Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери , Кеплера, Джордано Бруно , Лейбница и в нем. идеализме. Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в «Вильгельме Мейстере», было «воспитание гармонически свободного человечества», развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие.

    Определение понятия «безобразное»

Безобразное - категория эстетики, содержащая оценку предметов и явлений действительности как уродливых, низменных, противоположных представлениям о красоте и прекрасном. Б. в иск-ве вызывает в человеке отрицат. отношение к ужасному и уродливому, будит чувство протеста и стремления к прекрасному, дает представление о том, что должно быть. Представления о Б. зависят от нац., историч., классовых и вкусовых различий.

    Определение понятия «Эстетическое воспитание»

Эстетическое воспитание - целенаправленная система действенного формирования человека, способного с позиций общественно - экономического идеала воспринимать, оценивать и осознавать эстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовывать мир по законам красоты.

Труд человека, его поступки, отношения с другими людьми, а также переживания, стремления и идеалы носят различный с эстетической точки зрения характер. Поэтому эстетическое воспитание выполняет свои задачи в тесном взаимодействии со всеми другими видами воспитания: нравственными, трудовыми, правовыми, экологическими, физическими, художественными и др

    Определение понятия «Художественное воспитание»

Художественное воспитание - формирование мировосприятия ребёнка средствами искусства. Может быть стихийным и педагогически направленным. Х.в. приобщает ребёнка к различным проявлениям искусства через их восприятие и их собственную творческую деятельность. Различные виды искусства являются частью окружающей ребёнка действительности и с первых лет его жизни влияют на воспитание чувств, вкусов и отношение к самой жизни.

9. Определение понятия «Культура»

В переносном смысле куль­тура - уход, улучшение, облагоражива­ние телесно-душевно-духовных склонно­стей и способностей человека; соответст­венно существует культура тела, культура души и духовная культура. В широком смысле культура есть совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов.

Культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные области, сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления объективного духа данного народа. Уровень и состояние культуры можно понять, только исходя из развития истории культуры; в этом смысле говорят о примитивной и высокой культуре; вырождение культуры создает или бескультурье, или «рафинированную культуру». В старых культурах наблюдается подчас усталость, пессимизм, застой и упадок ее. Эти явления позволяют судить о том, насколько носители культуры остались верны сущности своей культуры. Различие между культурой и цивилизацией состоит в том, что культура -- это выражение и результат самоопределения воли народа или индивида («культурный человек»), в то время как цивилизация - совокупность достижений техники и связанного с ними комфорта.

11. Определение понятия «Эстетическая культура» Компоненты Эстетической культуры

Эстетическая культура школьника включает в себя определенную степень эстетического развития чувств, сознания, поведения и деятельности школьника, а именно:

Эмоционально-чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами; - знание и понимание сущности эстетического в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения и убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни; - овладение культурным наследием прошлого, отношение к современному искусству и чуткость к прогрессивным тенденциям в развитии искусства; степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира; - мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни; - потребность и умение строить жизнь «по законам красоты» и утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

13. Эстетическое воспитание в эпоху Древнего мира

Эстетические идеи в Древнем мире были связаны с мифологией, носили космологический характер. Наибольшее значение придавалось музыке как средству воспитания. Древнекитайская эстетическая мысль видела в музыке значение нравственное и воспитательное. Средством эстетического переживания в Древней Индии считали поэзию, танец, музыку. Отмечалось, что музыкальное произведение должно соответствовать духу исполнителя, его возрасту. Итак, практика общественной жизни Древнего мира выдвинула задачу обучению музыке, танцам, пению. Для обучения появились первые учебные заведения музыки и танца. Неразвитость социально - экономических отношений стран Древнего мира наложила отпечаток на эстетические идеи.

В период античности социально - экономическое развитие общества потребовало нового взгляда на человека, его воспитание и образование. Эстетическое воспитание стало частью воспитания и образования человека. Цель воспитания определялась как формирование гармонически развитого человека. Основные принципы, содержание эстетического воспитания, значение искусства разрабатывалось философами античности. Аристотель, Демокрит, Платон, Пифагор, Сократ выделяли органическую связь этического и эстетического воспитания.

В Древнем Риме формирование гармонически развитой личности уступало место идее практической полезности. В период античности обязательными элементами эстетического воспитания являлись изучение музыки, пения, рисования, риторики, обучение игре на музыкальном инструменте, гимнастике, а также прослеживалась связь эстетического с умственным и нравственным воспитанием. Античные мыслители сформулировали главнейшие проблемы эстетики: вопрос об отношении эстетического сознания к действительности, о природе искусства, о сущности творческого процесса, о месте искусства в жизни общества.

Эстетическое воспитание – компонент воспитательной системы, направленный на формирование эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников, а также развитие способностей воспринимать, переживать и создавать эстетические ценности.

Эстетическое воспитание в своей содержательной части опирается категории эстетики – наиболее общие понятия, раскрывающие идею совершенства как эстетической основы мира.

Каковы же основные категории эстетики?

Прекрасное как центральная категория эстетики. Категория прекрасного является центральной категорией любой эстетической системы.. Первоначально прекрасное можно определить как целесообразность или совершенство формы. Платон определял красоту как совершенство формы вылепленной в соответствии с неким идеальным образцом. Таким образом, прекрасное это просветленность просвечивание идеи в материальном. Прекрасное это материальное освященное заключенным в нем идеальным. В разумных существах способных к волевому стремлению к идеальному красота становится непосредственным выражением духовного, в этом смысле мы говорим о красоте души или красоте добродетели. В данном случае целесообразность выступает как прямое и непосредственное устремление к цели – к абсолютной полноте бытия. Красота есть преображение материи через воплощение в ней сверх материального начала .

– безобразное. Оно выражает невозможность отсутствие совершенства, оно составляет контраст по отношению к положительному эстетическому идеалу и содержит в себе скрытое требование или желание возрождения этого идеала.

Категория возвышенного представляет отражение нашем сознании величия природных и социальных процессов и явлений, неизмеримо превосходящих возможности обычного человека (величие природных стихий, – неба, океана, гор, бури, грозы; величие революции как выражения социальной мощи больших групп людей; величие духа отдельных людей. Восприятие и переживание возвышенного сопровождается сильными эмоциональными переживаниями (аффектами) – страх, ужас, изумление, восторг.

Противоположная эстетическая категория – низменное. Низменное - эстетическая категория, противоположная возвышенному. Характеризует природные и социальные предметы и явления, имеющие отрицательную общественную значимость и таящие в себе угрозу для человечества и личности. Низменное в искусстве осуществляется через создание образа зла.

Как категория эстетики,трагическое означает форму драматического сознания и переживания человеком конфликта с силами, угрожающими его существованию и приводящими к гибели важные духовные ценности. Трагическое предполагает не пассивное страдание человека под бременем враждебных ему сил, а свободную активную деятельность человека восстающего против судьбы и борющуюся с ней. В трагическом человек выступает в переломный, напряженный момент своего существования. Субъект трагического действия предполагает героическую личность, стремящуюся к достижению возвышенных целей, поэтому категория трагического тесно связана в категорией возвышенного.


Противоположная эстетическая категория комическое. Шеллинг определял комическое как форму эстетизации безобразного и превращения его в предмет искусства: искусство способно преобразовать безобразное таким образом, что оно становится положительной эстетической ценностью, созерцание, которой способно доставлять удовольствие.

СТРУКТУРА ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Эстетическая культура личности состоит из следующих компонентов:

Эстетическое сознание , включающее в себя

эстетическое знание , то есть представления и знания об основных эстетических понятиях и категориях;

эстетическое мышление , проявляющееся в способности осмысливать эстетически значимую информацию и высказывать эстетические суждения;

Центральным компонентом эстетической культуры являются эстетические чувства

Эстетическими называются такие высшие чувства ,которые вызываются у нас красотой или безобразием воспринимаемых объектов, будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и действия. В основе эстетических чувств лежит особая, свойственная человеку потребность - потребность в эстетическом переживании .

Отличительной особенностью эстетических чувств является их «бескорыстный» характер. Они не связаны непосредственно с удовлетворением наших материальных потребностей, не направлены на утоление голода или сохранение жизни

Эстетическое удовольствие, или наслаждение . Его составляет чувство удовольствия, которое нам доставляет восприятие красок, звуков, форм, движений и других особенностей объективных предметов или явлений. Как правило, эстетическое удовольствие вызывают у нас гармонические сочетания, в которых отдельные элементы находятся в определённых отношениях друг с другом; дисгармонические сочетания, наоборот, вызывают неудовольствие.

Чувство красивого охватывает нас, когда в своем восприятии мы отражаем объективно прекрасную, реально существующую красоту явлений природы и общества. Мы испытываем это чувство при взгляде на красивый цветок, животное, ландшафт, созданную руками человека машину или домашнюю утварь, когда наблюдаем поступки человека, думаем о замечательных чертах его характера и т. д.

Чувство величественного и возвышенного порождается восприятием явлений, превышающих обычную меру явлений, в которых выражается мощь природы и человеческого гения.

Чувство художественно прекрасного связано с эстетическим восприятием произведений искусства и с творческой деятельностью в любом из его видов. В связи с этим оно имеет сложный и своеобразный характер.

Чувство трагического носит аффективный характер, сопровождается сильными душевными потрясениями, иногда выражающимися в рыданиях. Созданный писателем, артистом художественный образ человека достигает подчас своей высшей воздейственной силы: мы не просто испытываем эстетическое чувство от восприятия прекрасного произведения искусства, оно заставляет нас страдать, сочувствовать, негодовать.

Чувство комического характеризуется состоянием веселого смеха при восприятии противоречивых явлений действительности и особенно сильно при их художественном воплощении в произведениях искусства.

эстетические убеждения – устойчивые, эмоционально окрашенные отношения к миру, людям и самому себе, сформировавшиеся на основе эстетических знаний и пережитых эстетических чувств;

– эстетические качества и способности

Интегральным эстетическим качеством личности можно считать эстетический вкус – вырабатываемую общественной практикой способность человека эмоционально оценивать различные эстетические свойства предметов и явлений, прежде всего отличать прекрасное от безобразного. В тех случаях, когда оценивается произведение искусства, вкус эстетический называется художественным вкусом. (Большой толковый словарь по культурологии.. Кононенко Б.И.. 2003)

эстетическая способность – совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря которым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность

эстетическая деятельность - эстетически воспринимать и переживать явления действительности и искусства, оценивать их посредством суждения вкуса и соотнося с идеалом, создавать различные новые эстетические ценности (в труде, в поведении, в науке и технике).

эстетические потребности – потребности мылить, чувствовать и действовать в соответствии с определенными эстетическими представлениями (идеалами);

– опыт эстетической деятельности – готовность и способность совершать определенные действия (поступки) в соответствии с сформированными в структуре личности эстетическими представлениями, чувствами, потребностями (идеалами).

В соответствие со структурой эстетической культуры определяются и задачи эстетического воспитания



Похожие статьи
 
Категории