Существовал ли на самом деле штирлиц. Чем лучше я узнаю людей, тем больше люблю

25.02.2019

[ к 40-летию замечательного фильма ]

Как я люблю этот фильм! Я смотрел его, начиная с самого первого выхода на экран, в далёком августе 73-го. В чёрно-белых и раскрашенно-цветных вариантах. Наверное, раз десять. Логически объяснить эту любовь невозможно - фильм абсолютно неисторичен, фабула его надумана, киноязык - полная архаика. "И, тем не менее, зная все ваши недостатки - я люблю вас, дорогая..."
.

В этом фильме разведчик - это интеллектуал, а не чугуноголовый стрелок/пилот/мотогонщик/боксёр/и.т.д. из бесконечно-однообразных " action ". Штирлиц здесь, как персонаж, ближе к Джону Ле Карре, чем к Яну Флеммингу. Замечательная режиссура Татьяны Лиозновой, прекрасная игра большинства актёров: Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Ростислав Плятт, Олег Табаков, Лев Дуров! А сколько анекдотов породил сериал! Ещё бы - самом конце фильма, когда Штирлиц, прогуливаясь по обочине и размышляет, возвращаться ли ему в Берлин - раз! и мимо проносятся "Жигули" и самосвал «ЗИЛ-131» с прицепом, отражаясь в окне трофейного "Мерседеса" - значит, победа совсем близко. А сцена встречи Штирлица-Исаева с женой - это классика кинематографа, лучше - только сцена в душе в Хичкоковском " Psycho ". А Таривердиевская музыка в фильме - сколько там импровизации!

И, тем не менее, моя ирония сильнее любви:

№1. На работу, как на праздник!
Большую часть фильма Макс Отто фон Штирлиц ходит в чёрном мундире SS , прекрасно сидящем на актёре Вячеславе Тихонове. Ну помните - 100 белоснежных рубашек, дубовые листочки в петлицах. Одно только " Nein !" - это SS -овский мундир образца 1934 года и ходить в нём на службу после введения новой формы после 1939 года - это как во фраке на пляж.
Информация к размышлению: свой чёрный мундир SS -овские модники перестали носить после формирования собственных воинских дивизий - чёрная форма стала признаком "тыловой крысы", уклоняющейся от передовой. Всё быстренько переоделась в полевую форму Вермахта серо-зелёного цвета классически-немецкого feldgrau , которая отличалась от остальных родов войск только петлицами, цветом кантов-опушек и фирменной черепушкой на фуражке. В невостребованную форму одели полицаев на оккупированных территориях, начисто споров с неё знаки отличия.

№2. Мундир SD .
Каждодневный мундир Штирлица должен быть синюшно-серым, как у сильно испуганной мыши.

Правда, он разочек появляется в нём, но только на несколько секунд: "Чёрное - это стиль!"

№3. Только для ветеранов.
На правом рукаве чёрной униформы у Мюллера и Штирлица - V -образный шеврон. Такой шеврон полагался только орлам "старой гвардии", вступившим в SS до 30 января 1933 года, Мюллер же попадает в SS в 1934 году, при переводе из политического отдела мюнхенской полиции в Берлин он автоматически становится унтерштурмфюрером.
Штирлиц в начале 33-го года по документам вообще Максим Максимович Исаев.

№4. Партийный значок.
И Штирлиц, и Мюллер носят "Золотые" партийные значки члена NSDAP , они большего размера и имеет ободок из лавровых листьев.

Он вручался ветеранам NSDAP , вступившим в партию до 1933 года (по другим данным - первым 100 тысячам членам партии), реже - за партийные заслуги. Штирлиц, по роману Юлиана Семёнова, в Германии - с 33-го года, а вот про Генриха Мюллера точно известно, что он вступил в NSDAP вообще в 1939 году и подобный знак вряд ли носил.

№5. Железные кресты Штирлица.
Когда Штирлиц не в гражданском - всегда на нём Железный крест. Точнее, на левом кармане мы видим крест первого класса, крест второго класса не носился, иногда он присутствует в виде ленточки, продетой сквозь петлицу мундира, иногда - на наградной колодке.
По Юлиану Семёнову: Штирлиц не является засланным казачком с поддельными документами - Максим Исаев с 1933 года внедряется в Германию, вступает в ряды NSDAP , потом в SS , делает карьеру в разведке, дослуживается до штандартенфюрера (полковника - по нашему) и вроде как свой Железный крест он получает из рук Гитлера, что для 1-го класса - редкость. Интересно, когда он, воюя на фронте, успел сделать карьеру в политической разведке?
Потому что Железный Крест - награда, вручаемая исключительно за заслуги на поле боя и чтобы её получить, надо угробить кучу народа. Вопрос для Нюрнбергского трибунала - где и за какие шиши свои железки получил подсудимый Макс фон Штирлиц?

№6. Отличный спортсмен.
На мундире Штирлица виден ещё один знак - спортивный знак DR L (Имперский Союз физической культуры) .

Носить спортивный знак в конце войны, то же самое, что рядом со Звездой Героя повесить значок "Готов к труду и обороне".

№7. Наградная колодка Мюллера.
Если приглядеться, наградная колодка, что над левым карманом мундира, на шефе Гестапо собрана неверно. Из 5-и(!) видимых на ней лент первыми идут две
видимо, за выслугу лет(?), потом лента памятной медали участнику Первой мировой, потом - вроде за аншлюс Судетской области и ещё что-то полосатое. Реальные Генриха Мюллера награды были другими.

Награды папаши Мюллера были другими: Железный крест 1-го класса (за Первую Мировую, повторное награждение), крест Военных заслуг 1-го класса Рыцарский крест Военных заслуг (с мечами). Колодка: ленты Железного креста 2-го класса (повторное награждение), крест Военных заслуг 2-го класса (с мечами), почётный крест мировой войны 1914/1918 (с мечами), аншлюс Австрии, аншлюс Судетской области, орден "За военные заслуги" (Бавария, Первая Мировая) и ещё 5 наград.
Кстати, в большинстве немецкие награды в советских фильмах 60-70-ых - подлинные, на базу "Мосфильма" их передали после войны.

№8. Вот так встреча!
Когда Генрих Мюллер, идя по коридору, встречает Вальтера Шелленберга и Макса Штирлица, то очень удивляется - Ба! Еще бы не удивиться! Гестапо - на Принц-Альбрехтштрассе, 8 и 9, а служба Шелленберга по адресу: Беркаерштрассе, 32. Это - вообще в другом конце Берлина.

№9. Информация к размышлению.
В справке о Йозефе Геббельсе сообщается, что он был назначен гауляйтером Берлина в 1944 году - за заслуги, проявленные при подавлении "Заговора генералов". На самом деле он занимал эту должность с 26 октября 1926 года, задолго до прихода нацистов к власти, и оставался на ней до своей смерти 1 мая 1945 года.
Далее сообщается: "Образование среднее". На самом деле Геббельс был доктором философии Гейдельбергского университета, в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии - это почти по специальности.
О Геринге: "Образование - среднее". Ну, знаете?! Он окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине "Лихтерфельде" - с наивысшей возможной суммой выпускных оценок, за что имел личное поздравление от кайзера Вильгельма.

№10. Это - провал, Кэт!
На вопрос мнимого "страхового агента" в роддоме, куда Катя Козлова (радистка Кэт) попадает после бомбёжки: "Где была заключена страховка, фрау Кин?", она отвечает: «На углу Курфюрстендамм и Кантштрассе».

Эти улицы параллельны другу.

№11. Какие могут быть допросы?
Штирлиц забирает арестованную радистку Кэт из Гестапо. Между тем SD , ведомство Шелленберга не имело права проводить аресты на территории Германии. Далее по фильму, Штирлиц ведёт допрос радистки Кэт. Служба политической разведки, где в поте лица трудился Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности. Включая допросы арестованных.

№11. Кто вы, пастор Шлагг?
Пастор - так называется протестантский священник и службу он проводит в кирхе (церкви протестантов). Однако в Швейцарии пастор встречается с своими коллегами-католиками, в документах Гестапо указано, что пастор - католический священник. Ну Гестапо, ну путаники!

№12. А ну-ка, положи мой чемоданчик!
Принцип работы спецслужб Рейха - каждый занимается своим узким участком, и никакое контакты между ведомствами не возможны в принципе. По фильму - все спецслужбы сидят в одном здании, как пауки в банке. Штирлиц (SD ) видит в коридоре проносимый солдатами знакомый чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа (Гестапо): "Снотворного, danke schön!". Какое снотворное, все спецслужбы стонут, что спят по три часа в сутки!

№13. Секретная разработка НКВД?
Фломастером Штирлиц рисует четыре карикатуры на Гиммлера, Бормана, Геббельса и Геринга. Откуда у Штирлица самым таинственным образом появился подобный инструмент в 1945 году? Первые фломастеры поступят в продажу в Японии 17 марта 1960 года.

№14. Не горит, железяка!

Диктофон марки "Siemens", которым пользуется Штирлиц, записывая свой трёп с Борманом, на самом деле плохо замаскированный советский диктофон «Электрон-52Д» 1969 года выпуска, он транзисторный. Первый транзистор был создан в 1947 году, уже после войны. Штирлиц сжигает на кухне магнитную ленту с записями доносчика Клауса - в магнитофонах того времени запись велась на проволоку, покрытую магнитным составом.

№15. Вас никогда не возьмут в SS.
Блондинка-"эсэсовка" Барбара Крайн не могла служить в чине унтершарфюрера SS в 4-м отделе РСХА. Женщины привлекались к службе только в особых вспомогательных частях Вермахта, со своей системой званий. Никаких женщин-офицеров или женщин-сержантов в SS не существовало и представить ситуацию, когда женщина приказывает мужчине, даже младше по званию...

Когда фильм показывали в ГДР, говорят, немцы в этом месте падали со стульев.

№16. Сколько времени, группенфюрер?
Часы, висящие в кабинете Мюллера, легко узнаваемы. Советская марка "Слава", видимо трофейные. Штирлиц тоже испытывает тягу к отечественной продукции - он убивает агента Клауса из пистолета Макарова. Конечно, немецкий "Вальтер" для точного выстрела не годиться.

№17. Эдит Пиаф.
В поездке с пастором Шлагом Штирлиц в автомобиле из радиоприёмника звучит песня в исполнении Эдит Пиаф - "Милорд". Песня была написана в 1959 году, однако создатели фильма, зная об этом, сознательно пошли на искажение истины - она звучит там очень уместно.
"Эта певица переживёт себя. Ее будут помнить и после смерти".

Как и сам фильм.

Оригинал.

Книга Юлиана Семёнова “Семнадцать мгновений весны”, на основе которой снят телесериал, во многом являлась вымыслом писателя, нежели сколько-либо исторически достоверной историей. В первую очередь из-за этого в фильме имеется множество ошибок – серьёзных логических ошибок.

Ненаучная фантастика

Юлиан Семенов во многих эпизодах показал незнание темы. Например, все немцы в фильме (включая изображающих чету Штирлица и Кэт при пересечении границы Швейцарии) – носят обручальные кольца на правой руке, как их все носили в СССР, а вот настоящие немцы их носят на левой. Полностью выдуманы «досье». Личных дел в Третьем рейхе в том виде, как показано в фильме, не существовало, как и выражений типа «характер нордический», «беспощаден к врагам рейха». А все документы СС печатались готическим, а не латинским шрифтом. Сами «досье» переполнены искажениями. Например, о Геббельсе голос Ефима Капеляна за кадром вещает: «Образование среднее». На самом деле он был доктором философии Гейдельбергского университета, в 1922 году защитил диссертацию об истории драматургии. Неверно и заявление Капеляна, что Геббельс был назначен гауляйтером Берлина в 1944 году (за доблесть, проявленную при подавлении мятежа): он был назначен на эту должность 26 октября 1926 года и оставался на посту до своей смерти 1 мая 1945 г. О Геринге Капелян тоже говорит: «образование среднее», хотя тот окончил Военную академию в Карлсруэ и военное училище в Берлине Лихтерфельде – с наивысшей возможной суммой выпускных оценок, за что был лично поздравлен кайзером Вильгельмом. Зачем Семенову понадобилось скрывать высшее образование Геббельса и Геринга – непонятно, ведь негативное отношение народа к этим личностям базируется не на их образованности или необразованности, а на совершенных ими преступлениях.

Странные соседи

Когда Генрих Мюллер, идя по коридору, встретил Вальтера Шелленберга и Макса Штирлица, то очень удивился. Еще бы не удивиться шефу гестапо: ведь IV управление (гестапо) и VI управление (политическая разведка) располагались в разных зданиях, расстояние между которыми превышало 10 км. Гестапо – на Принц-Альбрехтштрассе, 8 (кабинет Мюллера был в соседнем здании – в бывшем отеле «Принц Альберхт» на Принц-Альбрехтштрассе, 9), а служба Шелленберга находилась в здании по адресу Беркаерштрассе, 32 – в другом конце города. По этой причине нелепа и сцена, когда Штирлиц, выйдя из своего кабинета, встречает солдат, несущих чемодан с рацией в рядом расположенный кабинет Рольфа. Рольф служил в гестапо – и поэтому его кабинет не мог быть соседним с кабинетом Штирлица. Нелепы и допросы, проводимые Штирлицем, как и его арест Кати Козловой (Кэт), так как ведомство Шелленберга не имело право проводить аресты на территории Германии. Мало того, служба политической разведки, где работал Штирлиц, вообще не имела права на ведение следственной деятельности, включая допросы арестованных.

Дилетант Штирлиц

Непонятна сама профессиональная подготовка разведчика Исаева, который, пройдя во время воздушной тревоги в узел спецсвязи и позвонив Борману, стал хвататься за трубки голыми руками (а не через носовой платок). Тут только два объяснения: либо Штирлиц никогда в жизни не слышал про существование отпечатков пальцев, либо у Штирлица не было по русской привычке носового платка. Кстати, непонятно и то, почему вдруг узел спецсвязи остался без единого дежурного, хотя рядом в коридоре часовые остались на своих постах.

Тунеядец Штирлиц

Фильм демонстрирует в РСХА полный аврал: работы выше крыши, все трудятся без сна по несколько суток, спят только пару часов. Вызванный по «делу» Штирлица Мюллер в кабинете Кальтенбруннера признается, что глаза у него потому красные, что он уже несколько ночей не спал. Затем Айсман (Куравлев), вызванный уже Мюллером по тому же «делу» Штирлица, о себе говорит то же самое – не спал трое суток, мечта – поспать 7 часов. Мюллер в награду за ручательство Айсмана за честность Штирлица – разрешает ему поспать 5 часов. Тот безмерно счастлив. На фоне этого тотального аврала Штирлиц выглядит полным тунеядцем. Он вроде бы тоже пару раз вскользь посетовал, что, дескать, времени не хватает. Но при этом отдыхает в загородном доме, занимаясь подрезанием еловых веток, играет с уличными собаками, каждый день околачивается в барах, где пьет пиво и коньяк, почитывает газеты и играет в шахматы, привозит просто так домой дам, знакомых по бару, где пьет с ними и танцует. В общем – развлекается как может, в то время как товарищи по работе не спят по трое суток. Мало того – Штирлиц настолько утомился от отдыха и развлечений, что у него, оказывается, «проблемы со сном»! Когда он видит проносимый в коридоре чемодан с рацией и заходит вслед за ним в кабинет Рольфа, то не находит ничего более глупого, чем попросить снотворное в качестве предлога. Голос Ефима Капеляна за кадром: «Теперь если кто-то спросит Рольфа, зачем к нему заходил Штирлиц, то тот ответит, что он заходил за снотворным». Самый несуразный предлог в период аврала в РСХА. Такая «отмазка» наоборот всех насторожит, ибо люди по трое суток не спят и счастливы на четвертые поспать хотя бы 5 часов, а один Штирлиц в РСХА, видите ли, за снотворным ходит к Рольфу…

Приключения жёлтого чемоданчика

Вся интрига сюжета закручена вокруг чемоданчика с рацией, на котором якобы остались отпечатки пальцев Штирлица. Но откуда они могли взяться, если в фильме ясно показано – во время последнего загородного сеанса связи Штирлиц все время был в перчатках? Тут, возможно, создатели фильма не доглядели. Но вот огрех уже самого Юлиана Семенова: Штирлиц строит свое алиби на том, что якобы помог какой-то неизвестной даме донести коляску и якобы какие-то чемоданы. В фильме показано, что Штирлиц был в это время в перчатках. С какой же стати могли взяться на тех вещах его отпечатки? Положим, Штирлиц это понимал и хотел просто обдурить Мюллера. Но в таком случае Мюллер предстает – с подачи Юлиана Семенова – полным болваном, поверив в россказни Штирлица, ибо Штирлиц был в тот день в форме офицера СС, а она в феврале предусматривает вместе с кожаным плащом обязательное ношение кожаных перчаток. Но раз Штирлиц был одет по форме, то как же он тогда мог оставить отпечатки пальцев на вещах некоей дамы, которой он помог перенести пожитки?

«Хайль Штирлиц!»

Этот огрех автора с отпечатками пальцев делает неубедительными книгу и фильм, а само умение Штирлица выпутываться из подозрений под дурацкими предлогами – стало основой для многочисленных анекдотов, ибо народ ощущает эти ненормальности. Причем один из анекдотов о себе излагает сам Штирлиц в беседе со своим радистом: мол, поручая такие задания, там в Центре думают, что Штирлиц вхож к Гитлеру; мол, неплохо и в фюреры пробиться – «Хайль Штирлиц!». Видимо, Юлиан Семенов сам понимал анекдотичность этого выдуманного персонажа (и всего своего произведения), когда желание показать успехи советской разведки как можно более высоким постом разведчика в стане врага приводят к абсурду – это уже по своему месту в Рейхе не разведчик, а один из руководителей фашистского государства.

Жена Штирлица

Еще одна фантастическая выдумка Юлиана Семенова заключается в том, что Штирлиц каким-то неведомым путем смог дослужиться до звания штандартенфюрера СС (аналогичного званию полковника Вермахта), оставаясь холостяком. Это АБСОЛЮТНО исключено, ибо офицеры СС, строго выполняя приказ Гитлера к воспроизводству населения (элитных кровей СС), были ОБЯЗАНЫ жениться к 30 годам и иметь как можно больше детей. Это, конечно, прекрасно знал Семенов, да вот как-то «не ложилась» в нравственный облик советского разведчика его немецкая семья с немкой и сворой детишек из Гитлерюгенда. Поэтому пришлось врать – мол, во всей системе СС только один человек был холостяком – Штирлиц. Хотя именно по этой примете его бы сразу и разоблачили. Душещипательная сцена встречи в баре с женой, привезенной из СССР, не менее глупа. Что толку сидеть и смотреть друг на друга в течение 10 минут у всех на глазах? За Штирлицем нет слежки в 1935 году, он вне каких-то подозрений – и вполне может уединиться с женой где угодно (ведь уединился же для убийства провокатора Клауса). И уединиться не на 10 минут, а на несколько дней. И главное: почему другие разведчики ведут подрывную работу семейно – Кэт со своим мужем-радистом, а для Штирлица Центр не подобрал жену-шпионку? Это кажется нелогичным и непоследовательным – именно с точки зрения Центра, ибо кто его знает, этого Штирлица-Исаева: изголодается по женскому телу, влюбится в немку – и крах всего. Дабы этого не было, Центр был ОБЯЗАН дать ему в жены тоже разведчицу. Но снова – это «портит» имидж советского разведчика в глазах зрителей. Куда выгоднее его представить эдаким одиночкой.

Убийство Клауса

Штирлиц вывозит провокатора Клауса в лес и там в него стреляет. Вопрос: а зачем вообще надо было его убивать? Согласно замыслу книги и фильма, Семенов должен был показать, что Штирлиц не просто работал в РСХА, а еще и что-то антифашистское делал. Вот, например, провокатора убил. На самом деле Штирлица внедряли в РСХА не для того, чтобы он там отстреливал провокаторов – ибо их плодит сама Система и всех не перестреляешь. А убийство провокатора грозит разоблачением, провалом. Поэтому шпионам запрещено так рисковать. Сей поступок Штирлица, чисто эмоциональный (судя по фильму и игре актера) – бессмысленный и опасный. Но если задача Штирлица убивать фашистов – то чего же тогда он не убил Бормана при личной с ним встрече – в авто Бормана ночью, в подворотне? И никто бы Штирлица не поймал, ибо о встрече знали только два человека – Борман и Штирлиц. Вместо этого Штирлиц пресмыкается перед Борманом, услужливо его приветствует, снимает очки, дабы показать свое лицо, и вспоминает о том, какую реплику сказал Борман при награждении Штирлица Железным Крестом (про лицо математика). Да настоящий коммунист, радуясь такой возможности, тут же разрядил бы в Бормана пистолетную обойму – и уже этим выполнил бы с избытком долг перед Родиной. Но Штирлиц почему-то идет на огромный риск провала, убивая какого-то никому не нужного провокатора Клауса, но при встрече с правой рукой Гитлера – самим Борманом – считает честью с ним встретиться. Ладно, пусть в данной ситуации Штирлицу было нужно использовать Бормана как противовес Гиммлеру, но ведь он мог и раньше точно так выманить Бормана для «личной встречи» какой-нибудь дезой – и укокошить правую руку Гитлера: не сделал, хотя вполне мог. С Борманом – это только один эпизод, а вот с лидерами СС Штирлиц много лет занимается панибратством, хотя всех давно мог перетравить без всяких подозрений. Он постоянный посетитель кабинетов Шелленберга, Кальтенбруннера, рейхсфюрера СС Гиммлера (являясь у всех любимчиком). С Шелленбергом ходит, согласно фильму, даже на футбольные матчи, а с остальными постоянно выпивает на приемах. Чего же он всех их не отравил? Параллельно с добыванием разведданных? Наконец, Штирлиц, член НСДАП с 1933 года, сотни раз участвовал в партийных мероприятиях и совещаниях с участием Адольфа Гитлера. И имел огромные возможности уничтожить Гитлера: и бомбу заложить, или вообще подойти и выстрелить в него. Выстрелил бы в него Штирлиц в начале 1941 года – и не было бы Великой Отечественной войны. Чего же не стрелял? Ведь один выстрел Штирлица мог спасти десятки миллионов жизней? В таком понимании Штирлиц выглядит зловещей фигурой: мог спасти народы СССР от германской агрессии, но не сделал этого, хотя – будучи штандартенфюрером СС, знал о готовящейся войне и мог убить Гитлера, предотвратив саму войну. Вместо Гитлера он убивает только провокатора Клауса – с его-то возможностями штандартенфюрера СС!

Антифашистское подполье

Те же самые вопросы у меня, как и у всякого здравомыслящего человека, возникли в связи со сценой, когда Штирлиц приезжает в костел на похороны профессора Карла Плейшнера (специалиста по лечению болезней почек). Голос за кадром рассказывает, что профессор был одним из руководителей германского Сопротивления, а Штирлиц с ним работал. Но тут на похороны профессора приезжает глава РСХА Эрнст Кальтенбруннер (шеф над службами гестапо и СД), который, как оказывается, был тоже почечником, лечившимся у профессора. Возникает вопрос: что это за эдакое «Сопротивление», где его руководитель Карл Плейшнер с подачи Штирлица лечит больные почки главы РСХА? Он должен был его залечить и убить. А вместо этого бодрый и вылеченный Плейшнером Кальтенбруннер приезжает на похороны поблагодарить своего спасителя. Абсурд так и прет. На самом деле Кальтенбруннер никогда не был почечным больным, все это выдумал Юлиан Семенов только с той целью, чтобы привезти сюда главу РСХА и показать, как Кальтенбруннер похлопывает по щеке сына профессора (мол, перенял гитлеровский жест). Вот и все. Ради чисто выдуманной и художественной сцены похлопывания ребенка по щеке Юлиан Семенов дискредитирует само немецкое Сопротивление, делая из него лекарей Кальтенбруннера.

Железный крест Штирлица

«17 мгновений весны» – это, конечно, полная неисторическая фантастика. Именно этой своей фантастичностью фильм так и полюбился народу. Очевиден всем самый главный вопрос: коль Штирлиц только и делает, что срывает все планы СД и СС (срывает уничтожение Кракова, выпускает из тюрем немецких физиков и пр.), то КАК ОН ВООБЩЕ ДОСЛУЖИЛСЯ до звания штандартенфюрера СС (то есть полковника)? За какие же такие заслуги? Или его повышали по службе именно за его провалы в работе? Особенность ситуации в том, что Штирлиц не выдает себя за ветерана СС (не является засланным разведчиком с липовыми документами СС, типа как в фильме «Щит и меч»), а именно сам ДОСЛУЖИЛСЯ до своего звания, своим трудом на благо Германии его добыл. Да к тому же Адольф Гитлер ему лично вручал Железный Крест (аналог «Героя Советского Союза») – который абы кому не дают. Ясно, что штандартенфюрером СС может стать только самый отъявленный нацист и негодяй, у которого руки по локоть в крови. И если у ветерана СС есть еще и Железный Крест – то это вообще полная мразь. И вот оказывается, что под личиной такого выродка все эти годы скрывался советский разведчик. Который годами конкурировал в свой карьере с сотнями других нацистов, не менее желающих продвинуться по служебной лестнице и демонстрирующих на деле свой нацизм. Это абсолютно невозможно – сделать карьеру в СС, едва не дослужившись до генерала (бригадефюрера СС), но при этом быть непричастным к преступлениям СС. Да, история разведок знает примеры, когда предателями становились полковники разведок. Но они были ЗАВЕРБОВАНЫ, уже пройдя до этого звания по служебной лестнице, будучи в своей карьере честными и ревностными патриотами своей страны. А здесь Юлиан Семенов придумывает неслыханное: Максим Исаев в 1933 году входит в ряды НСДАП, вступает в ряды СС, дослуживается до полковника, получая из рук Гитлера высшую награду нацистов – Железный Крест. За что именно Гитлер вручает эту награду Штирлицу – Семенов благоразумно умалчивает, ибо здесь его фантазия уже бессильна: это не орден «Дружбы народов», а награда за нацистские преступления. И уточнения откроют истину: а Штирлиц-то – нацист. Если бы случайная бомба убила Шелленберга, то Штирлиц (самый перспективный сотрудник и «любимчик» руководства) автоматически занял бы его генеральскую должность, входя в руководство аппаратом СД. Еще немного рвения – и занял бы место Кальтенбруннера или, глядишь, и самого рейхсфюрера СС Гиммлера. Как я выше писал, это уже по своему месту в Рейхе не разведчик, а один из руководителей фашистского государства. И вот ситуация: на Трибунале в Нюрнберге собираются судить Штирлица как генерала СС и руководителя СД, а он признается ошарашенным союзникам – да я свой, я советский разведчик! Приходится отпустить. И поскольку не одна лишь разведка СССР активно работала, но и разведки союзников не прохлаждались, то вслед за тем выясняется, что Мюллер – разведчик Англии, Геббельс – разведчик США, Борман – французский шпион, а сам Адольф Гитлер – это завербованный агент спецслужб Новой Зеландии. Трибунал приходится закрывать за отсутствием самих подсудимых… Так вся история Второй мировой войны с подачи Юлиана Семенова обращается в анекдот.

Из чьих биографий сложился прототип самого любимого советского разведчика

Неуловимый Штирлиц (Максим Максимович Исаев ) - самый обожаемый народом разведчик в советской и постсоветской культуре. Никому из подобных персонажей даже близко не удалось подойти к его славе. У каждого, кто хотя бы раз смотрел фильм Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», возникал вопрос: а был ли Штирлиц? И если да – то как сложилась его судьба?

Кто же вы, Максим Максимыч?

Единого мнения по поводу того, кто мог бы послужить прототипом знаменитого штандартенфюрера для Юлиана Семенова , автора эпопеи о Штирлице, до сих пор нет. В конце 60-х писателю было дано почетное задание: написать идейно вдохновляющее произведение о подвиге советского разведчика.

Для того чтобы сюжет максимально соответствовал реальности, по личному распоряжению Юрия Андропова (в то время председателя КГБ) писателю разрешили проникнуть в святая святых, допустили к документам, которые, как говорится, перед прочтением нужно сжечь. Таким образом в биографии Штирлица сплелись факты из жизни нескольких советских резидентов.

Или шпион, или чемпион

Штирлиц, как известно, был чемпионом Берлина по теннису. Среди советских разведчиков только один профессионально владел ракеткой, а еще здорово играл в футбол - . Но быть шпионом и одновременно реальным чемпионом в каком-нибудь виде спорта просто невозможно - атлету требуются постоянные тренировки, а уж лучшие среди них всегда находится под самым пристальным вниманием различных организаций, прессы и просто любопытных.

Для Александра путь в разведку начался именно с теннисного корта, где его заметили представители отечественных спецслужб. Вскоре, по рекомендации, он пришел работать на Лубянку. Свой путь начал весьма необычно - лифтером, а уже потом «поехал наверх».

Сначала была скучная должность делопроизводителя в иностранном отделе. Но парень приглянулся и был отправлен на индивидуальную подготовку: научился владеть несколькими видами оружия, в совершенстве изучил немецкий язык, окончил курсы по вождению автомобиля и по прошествии нескольких лет был отправлен за границу.

Коротков возглавлял группу, созданную для ликвидации предателей Родины, и работал во Франции. Уже в конце 30-х годов его имя было хорошо известно тем, кому положено. Но перед наступлением нового, 1939 года, Коротков вместе с несколькими коллегами обязан был явиться к Берии , который сообщил агентам, что больше в их услугах не нуждаются.

Коротков был в бешенстве. Он решился на небывалое: написал Лаврентию Павловичу письмо, где осмелился без лишних «реверансов» потребовать восстановить его на работе. К общему изумлению, никаких трагических последствий не случилось: наоборот, Короткова вернули и отправили на службу в Берлин.

Есть версия, что именно он первым передал Германии на СССР еще в марте 1941 года. В начале 40-х годов, находясь под плотным наблюдением, Коротков сумел наладить связь с подпольной группой «Красная капелла» и отправлял их ценную информацию в СССР и страны союзников.

Добряк в шляпе

Другим прототипом Штирлица принято считать разведчика, работавшего под псевдонимом Брайтенбах . Именно он 19 июня 1941 года передал в СССР информацию о том, что через три дня Германия атакует Советский Союз. Это был , в свое время сам изъявивший желание работать на советскую разведку - он категорически не разделял фашистскую идеологию. Как и Штирлиц, Леман был офицером гестапо, гауптштурмфюрером СС и из всех разведчиков занимал должность, наиболее схожую с той, которую уготовил Юлиан Семенов своему Штирлицу.

Но уж точно Леман внешне разительно отличался от красавца Тихонова. Лысый маленький добрый человечек со слабым здоровьем не вызывал ни у кого подозрений; подумать о том, что он – вражеский агент, было невозможно.

Между тем, передаваемая им информация была ценнейшей: она касалась производства самоходных орудий, разработки химического оружия и новейших видов топлива, а также изменений в кадровом составе немецких спецслужб и тайных планов гестапо.

Свои донесения Леман вшивал в подкладку шляпы. Точно такая же была у другого советского агента, с которым Леман встречался в кафе. Происходил незаметный обмен головными уборами, и дело, как говорится, в шляпе.

Когда в 1942 году Леман был разоблачен, то верхушка СС была в шоке: 13 лет их водил за нос советский агент! Леман был спешно расстрелян по приказу Гиммлера , а его дело срочно уничтожено, до того, как дошло до фюрера. Семья Лемана узнала об истинных причинах его гибели только после окончания войны.


Богатый наследник

Еще один прообраз Штирлица - . Отвоевав за испанских республиканцев в середине 30-х, он вернулся в Москву и получил предложение стать разведчиком. Его специализацией стала шифрованная радиосвязь.

К делу Гуревич приступил в Брюсселе, там он получил псевдоним Винсент Сьерра . Затем стал членом знаменитой «Красной капеллы», где обзавелся позывным Кент . Работая в Брюсселе, Анатолий женился на дочери местного богатого промышленника и, наверное, единственный из настоящих советских людей, стал богатым наследником «нетрудовых доходов».

Именно благодаря информации, переданной Гуревичем, Красная армия смогла одержать несколько важных побед осенью 1941 года. Но почти тогда же Гуревича настиг злой рок: его передатчик был запеленгован, коды взломаны, а немецкая контрразведка подключилась к радиоигре. Разведчику с женой удалось бежать во Францию, но вскоре они были арестованы. Лишь тогда Маргарет узнала, что ее муж - советский шпион. Даму это отнюдь не обрадовало.

Чудом супругам удалось выжить, но брак их был обречен. Когда война закончилась, Анатолий расстался с женой и вернулся в Россию. Здесь его снова ждала тюрьма - руководители советской разведки не собирались церемониться с провалившимся агентом. Гуревичу «отвесили» 25 лет за измену Родине, но все-таки он освободился немного пораньше, в 1960 году. Все обвинения с разведчика были сняты только через 30 лет, а сам Гуревич дожил до 96 лет и скончался в Москве в 2009 году.


Сам Юлиан Семенов неоднократно говорил, что одним из главных прототипов Штирлица был , которого писатель знал лично. Отец Нормана, Михаил Бородин - соратник Ленина - сам был советским разведчиком, работал в дипломатической миссии в Китае, занимал должность советника тогдашнего китайского лидера Сунь Ятсена . Когда Сунь Ятсен умер, оставаться на Востоке стало очень опасно. Советским дипломатам удалось вывезти Бородина из страны, а его сына - 16-летнего Нормана - переправили в СССР в составе балетной труппы Айседоры Дункан , гастролировавшей в то время в Китае. Юного красавца переодели в девицу.

Норман владел английским как родным. Уже в 19 лет он работал в иностранном отделе НКВД, а первое задание ему доверили, когда парню исполнилось 25 лет: он отправился в США как нелегальный резидент, получив псевдоним Гранит . Несмотря на такую кличку, положение агента было крайне уязвимым: он даже не мог рассчитывать на помощь советского посольства. После предательства одного из коллег Бородин был срочно отозван из Штатов, но по возвращении в Москву был уволен из разведки. Вернуться ему удалось только с началом Великой Отечественной войны.

Он был отправлен в Берлин, где создал надежную сеть. Одновременно, под видом добровольца, Норман работал в швейцарском отделении Красного Креста.

После возвращения в Москву Бородин заделался корреспондентом, и напрасно! Он полностью разочаровался в советской действительности. Бывший шпион даже написал Сталину: знает ли великий вождь, что творится-то вокруг? «Ответом» стал арест его отца, который, не выдержав пыток, скончался в тюрьме.

Затем настала очередь сына. Но Бородину-младшему повезло: был выслан в Караганду. Там он познакомился с Юлианом Семеновым и братьями Вайнерами . Услышав невероятную историю жизни Бородина, Семенов попросил разрешения использовать часть биографии Нормана в новом романе о Штирлице.

Через некоторое время после смерти Сталина Бородин смог вернуться в Москву, все обвинения с него были сняты, он снова работал в КГБ. Бородин принимал самое активное участие в работе над фильмом «Семнадцать мгновений весны» в качестве консультанта. Но в титрах указано его вымышленное имя: Андропов велел засекретить.


От трагедии до анекдота

Отдельные исследователи также считают прообразами Штирлица Михаила Михалкова , брата известного писателя, а также молодого сотрудника ВЧК Якова Блюмкина , чья деятельность в советской разведке также закончилась арестами, а в случае Блюмкина и расстрелом.

Как прототип Штирлица часто упоминается Рихард Зорге , ставший советским разведчиком № 1. Но подробное изучение его биографии ставит эту версию под сомнение, совпадений в биографиях настоящего и литературного разведчиков практически нет, кроме того, что они оба какое-то время работали в Шанхае.

Придуманному Штирлицу с признанием заслуг повезло немного больше, чем реальным разведчикам. Существует легенда, что Леонид Ильич Брежнев , будучи большим любителем фильма о Штирлице, как-то поинтересовался, дали ли Исаеву Героя. Не получив ответа на вопрос, Брежнев распорядился немедленно это сделать.



Похожие статьи
 
Категории