Теория визуального восприятия. Смысл в дизайне

24.03.2019

В 1910 психолог Макс Ветгеймер (Max Wertheimer), наблюдавший за вспышками сигнальных огней на железнодорожном переезде, испытал внезапное озарение, впоследствии послужившее основой для разработки концепции гештальта (от немецкого Gestalt — целостная структура, образ, форма) и формулировки принципов визуального восприятия объектов.

Цепочка рассуждений психолога была примерно следующей: на самом деле световой сигнал не перемещается влево-вправо — это просто последовательно включаются и выключаются 2 отдельные лампы. Еще более наклонность человеческого мозга «дорисовывать» наблюдаемый объект до завершенной, «полной» структуры заметна при взгляде на «бегущие огоньки», создаваемые электрическим лампами, по периметру окружающими вывески и козырьки крыш кинотеатров.

Для наблюдателя все выглядит так, будто отдельный огонек перемещается по некоей траектории, периодически меняя направление движения, хотя на деле происходит последовательное включение-выключение отдельных ламп. Это мозг человека объединяет отдельные объекты в некий целостный образ, категориально отличающийся от суммы своих частей — как неподвижные лампочки качественно отличаются от «бегущего огонька», воспринимаемого наблюдателем этой электрической иллюминации.

Ключевые идеи, лежащие в основе теории гештальта

«Целое есть нечто иное, нежели сумма его частей», — Курт Коффка (Kurt Koffka, немецко-американский психолог, один из основателей гештальт-психологии).

Приведенная выше цитата есть кратчайшее изложение теории гештальта. В примере с внезапной догадкой Вертгеймера целостная структура (гештальт, воспринимаемый образ) — «бегущий огонек» — в принципе не получается при простом сложении составляющих ее элементов (отдельных электрических ламп).

Другими словами, люди визуально воспринимают группу объектов как нечто целое, прежде чем распознают отдельные объекты, составляющие группу. Мы видим целое как что-то большее, чем сумма его частей, и даже когда детали общей картины являются полностью отдельными объектами, мы при взгляде на них сгруппируем их в законченную пространственно-наглядную форму (еще одно определение гештальта).

Есть 4 ключевые идеи, формирующих принципы гештальта:

Появление/проявление (Emergence) — целое распознается прежде, чем его составляющие.

Появление — это процесс формирования сложного целостного образа из простых визуальных паттернов. При попытке идентифицировать объект мы в первую очередь определяем его контур, его очертания. Затем мы в поисках совпадения сравниваем выделенный контур со паттернами восприятия (знакомыми формами и объектами), уже хранящимися в нашей визуальной памяти. Только после того как контур наблюдаемого целого совпадет с существующим в памяти , мы начнем идентифицировать части, составляющие упомянутое целое.

При разработке дизайна целевой страницы имейте ввиду, что посетители сначала будут распознавать элементы лендинга в их самом общем виде. Простой, хорошо выделяемый взглядом объект быстрее вовлечет пользователя в конверсионное действие, чем сложный объект, состоящий из множества мелких деталей и с трудно определяемым контуром.

Воплощение/обобществление (Reification, «конкретизация») — аспект восприятия, в котором объект воспринимается как содержащий больше пространственно-наглядной информации, чем на самом деле присутствует в сенсорном стимуле от наблюдаемого объекта .

Для того чтобы наблюдаемый объект максимально совпал с хранящимися в визуальной памяти стереотипами восприятия, мозг человека генерирует дополнительную информацию, позволяющую заполнить «пробелы», из-за которых происходит несовпадение контура объекта и имеющегося паттерна восприятия. Иначе говоря, мы выбираем почти полное совпадение воспринимаемого образа и «дорисовываем» его до существующего визуального стереотипа.

Обобществление позволяет дизайнеру не завершать контур объекта для того, чтобы пользователь увидел собственно объект. Достаточно оставить столько частей контура, чтобы зритель мог сопоставить его с имеющимися шаблонами восприятия.

Множественная стабильность (Multi-stability, мультистабильность) — свойство, позволяющее переключаться между стабильными альтернативными интерпретациями при неоднозначном опыте восприятия объекта (неоднозначном перцептивном опыте).

Проще говоря, некоторые объекты могут быть интерпретированы сознанием более чем одним способом. На этом свойстве визуального восприятия базируется множество пространственных иллюзий. Ниже приведен пример, с которым вы, скорее всего, уже знакомы: на этой картинке можно увидеть либо два лица в профиль, либо вазу (см. левую иллюстрацию в разделе «Фигура и фон»).

Вы не можете находиться одновременно в двух стабильных состояниях восприятия объекта, видя сразу вазу и лица. Вместо этого вы будете быстро перемещаться вперед-назад между двумя устойчивыми альтернативами смыслового толкования изображения, причем одна из них будет доминирующим вариантом восприятия объекта, и чем дольше вы будете придерживаться этой интерпретации, то тем труднее вам будет увидеть «альтернативную реальность», имеющуюся на той же картинке.

С точки зрения практического применения упомянутого эффекта в дизайне: если вы захотите изменить чье-то восприятие некоего объекта, то не пытайтесь изменить все сразу. Найдите способ предоставить зрителю альтернативную точку зрения, и это автоматически приведет к укреплению новой интерпретации визуального объекта при ослаблении его первоначального восприятия.

Инвариантность (Invariance) — свойство восприятия, позволяющее узнавать объекты независимо от их вращения, перемещения, масштабирования, изменения условий освещения и т. д.

Поскольку мы чаще всего смотрим на объекты внешнего мира с отличающихся визуальных перспектив, то мы выработали способность распознавать эти объекты независимо от точки зрения на них.

Представим себе картину, что вы могли бы узнавать знакомого человека строго при взгляде на него анфас — повернувшись в профиль он представал перед вами абсолютным незнакомцем. Однако мы все еще можем узнавать близких и друзей — несмотря на все возможное разнообразие траекторий наших взглядов на знакомых нам людей. :)

Вы можете увидеть воплощение этих идей в приведенных ниже принципах. Основная концепция излагаемого материала сводится к тому, что принципы гештальта описывают механизмы восприятия и ядро визуального языка , с которыми и работают дизайнеры.

Принципы гештальта

Большинство из этих принципов относительно легки для понимания, тем более, что их объединяет общая тема, «красной нитью» проходящая через многие из них:

«При прочих равных условиях связанные между собой элементы при восприятии группируются в единицы высшего порядка», — Стивен Палмер (Stephen Palmer), американский психолог.

«Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные и сложные изображения как простейшую из возможных форм или комбинацию из простейших форм».

Это — фундаментальный принцип гештальта. Люди предпочитают иметь дело с простыми, понятными и упорядоченными вещами, которые на уровне инстинкта воспринимаются более безопасными, чем объекты сложные и непонятные.

Простые вещи не требуют от человека напряженных умственных усилий и не грозят ему неприятными сюрпризами. Вот почему при восприятии сложных форм мы, как правило, «реорганизуем» их до набора простых компонентов или до простой целой формы.

На иллюстрации выше вы, скорее всего, увидите левое изображение как комбинацию простейших форм — круга, квадрата и треугольника, — как это показано на картинке справа, чем как сложную и неоднозначную для интерпретации целую форму.

В данном случае нам проще увидеть три различных объекта, нежели один сложный. Иногда же проще воспринять один объект, дополнив его с помощью замкнутости.

«При взгляде на сложно расположенные элементы мы стремимся увидеть в них простую узнаваемую форму».

Как и предыдущий закон содержательности, принцип замкнутость базируется на стремлении человека к упрощению воспринимаемых образов. Но замкнутость является противоположностью содержательности , позволяющей — как на примере выше — упрощать визуальное восприятие через представление одного объекта как комбинации трех.

При завершении мы объединяем части, чтобы увидеть простое целое. Наш мозг дополняет недостающую информацию, чтобы сформировать законченную фигуру.

На левом изображении выше вы увидите белый треугольник, хотя изображение на самом деле состоит из трех черных «Пэкменообразных» форм (Pac-Man-like shapes). На рисунке справа вы в комбинации нескольких случайных фигур увидите панду. Так получается потому, что увидеть треугольник и панду проще, чем пытаться понять, что же означает каждая отдельная часть рисунка.

Замкнутость упрощенно можно рассматривать как «клей», соединяющий элементы воедино, хотя речь здесь идет о более глобальном понятии — о склонности человека искать и находить завершенные структуры.

Ключ к использованию принципа замкнутости — предоставить пользователю достаточно информации, чтобы он мог «дорисовать» в своем восприятии недостающие элементы. Если информации мало, то элементы будут рассматриваться как отдельные объекты, а не части целого; если ее слишком много, то нет никакой необходимости в том, чтобы в процессе восприятия произошло завершение .

Симметрия и порядок (Symmetry and Order)

«Люди склонны воспринимать объекты как симметричные формы, образованные вокруг условных центров».

Симметрия дает людям ощущение надежности и порядка, которые мы склонны искать в силу извечного человеческого стремления — преобразовывать хаос в порядок. Этот принцип приводит нас к понятию баланса в композиции картины, рисунка или веб-страницы, хотя композиция может и не быть идеально симметричной, чтобы находиться в равновесии.

На иллюстрации выше вы видите три пары открывающих и закрывающих скобок. Принцип близости (The principle of proximity), о котором речь пойдет чуть позже, позволяет нам предположить, что мы должны увидеть что-то еще. Явная незавершенность изображения — кажется, что с обоих сторон не хватает еще по одной скобке — свидетельствует о том, что в восприятии человека симметрия имеет приоритет над близостью .

Так как наши глаза быстро обнаруживают симметрию и порядок, то эти принципы могут быть использованы для эффективного распространения срочной информации.

Фигура и фон (Figure and Ground)

«Элемент воспринимается либо как фигура/объект (элемент в фокусе внимания), либо как фон (поверхность, на которой расположена фигура/объект)».

Принцип «фигура и фон» относится к взаимоотношению «позитивных» (значимых, обладающих контекстом) элементов любой композиции и «негативного» фона (не обладающего контекстом). Восприятие любого изображения начинается с того, что глаз отделяет фигуры (объекты) от фона.

Соотношение «фигура и фон» может быть устойчивым или неустойчивым в зависимости от того, насколько легко определить, что есть фигура, а что — фон. Классический пример неустойчивого соотношения представлен на левом рисунке выше. Вы либо видите вазу, либо два лица в зависимости от того, воспринимаете ли черный цвет как цвет объекта, а белый как цвет фона, или же наоборот.

То, что вы с легкостью перемещаетесь от одного восприятия изображения к другому, наглядно демонстрирует нестабильность взаимоотношения фигуры и фона.

Чем более стабильно соотношение «фигура и фон», тем проще мы можем сфокусировать внимание нашей целевой аудитории именно на том, что мы хотим им показать (кнопка призыва к действию, главный заголовок лендинга и другие конвертирующие элементы).

В увеличении стабильности нам могут помочь два взаимосвязанных принципа восприятия:

  • Площадь — из двух перекрывающихся объектов как фигура (независимо от цвета) воспринимается тот, чья площадь меньше.
  • Выпуклость — не вогнутые, а выпуклые формы обычно воспринимаются как фигуры.

Равномерная связность (Uniform Connectedness)

«Элементы, соединенные визуально, воспринимаются как более тесно связанные, чем элементы, не имеющие такого соединения».

На рисунке ниже линии соединяют две пару элементов, что создает восприятие того, что связанные элементы находятся в некоем отношении.

Из всех принципов оформления объектов как взаимосвязанных равномерная связность — сильнейший. На изображении мы видим 2 квадрата и 2 круга, образующих тесно взаимосвязанные пары «круг-квадрат», потому что они соединены визуально.

Обратите внимание, что линии могут и не касаться соединяемых объектов для того, чтобы последние воспринимались как взаимосвязанные.

«Элементы воспринимаются как часть группы, если они находятся в одной и той же замкнутой области».

Другой способ показать связь между элементами — расположить их особым образом. Все, что находится внутри замкнутой области, воспринимается как связанное между собой. Все, выходящее за ее пределы, рассматривается как набор отдельных объектов.
Круги на иллюстрации ниже одинаковы, однако же мы видим две различные группы, причем объекты в каждой группе воспринимаются как связанные между собой.

Типичный способ показать общую область — нарисовать прямоугольник вокруг элементов, связанных друг с другом. Это способ будет работать и для элементов, размещенных на участках фона, отличающихся по цвету.

«Объекты, расположенные ближе друг к другу, воспринимаются как взаимосвязанные в отличие от тех, что расположены дальше друг от друга».

Принцип близости подобен принципу общих областей, но использует пространство как упомянутая нами ранее замкнутость .

Если элементы расположены близко друг к другу, то они рассматриваются как часть группы, а не в качестве отдельных элементов. Это особенно верно, когда элементы в группе расположены ближе друг к другу, чем к любым элементам вовне.

Объекты не должны быть схожи по каким-либо признакам (предположим, цвет, размер, форма), чтобы их можно было расположить в пространстве поблизости друг от друга и они воспринимались как взаимосвязанные.

Продолжение (Continuation)

«Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются как более тесно связанные, чем элементы, не находящиеся на линии или кривой».

Это инстинкт — придерживаться определенного направления. Стоит вам взглянуть или пойди в выбранном направлении, вы будете совершать это действие, пока не увидите что-то значительное, или же вы не определите, что там нет ничего интересного, на что стоит посмотреть.

Другая интерпретация этого принципа такова: мы будем продолжать наше восприятие форм за их конечными точками. На рисунке выше мы видим пересекающиеся прямую и кривую линии вместо двух отрезков и двух сегментов кривой, встречающихся в одной точке.

Общее предназначение/синхронность (Common Fate/Synchrony)

«Элементы, движущиеся в одном направлении, воспринимаются как более связанные, чем элементы неподвижные или же движущиеся в разных направлениях».

Независимо от того, как далеко друг от друга размещены элементы или от того, насколько они непохожи, если они выглядят как движущиеся или изменяющиеся синхронно, то они будут восприниматься как связанные друг с другом.

Для осуществления принципа общей участи элементы даже не нуждаются в движении. Более важно, что они выглядят как имеющие общее предназначение . Предположим, что 4 человека неподвижно стоят рядом, но двое из них наблюдают за чем-то, синхронно повернув головы вправо. Эти двое и будут рассматриваться как имеющие общее предназначение .

На иллюстрации выше стрелки указывают на общее предназначение элементов. Собственно движение или изменение даже не является необходимыми — сильнее всего на общее предназначение/синхронность указывают стрелки или , только подразумевающие движение как таковое.

Параллелизм (Parallelism)

«Элементы, параллельные друг другу, считаются более взаимосвязанными, чем элементы не параллельные».

Этот принцип похож на вышеописанное общее предназначение. Линии часто применяются как символ указания на какое-либо направление или перемещение куда-то.

Параллельные линии воспринимаются как указание на одно и тоже направление или движение в одинаковом направлении, что интерпретируется при визуальном восприятии как взаимосвязь этих линий.

Следует отметить, что принцип параллелизма применим и для кривых или форм, хотя для последних — с оговорками: на них должны быть расположены несколько параллельных линий.

Сходство (Similarity)

«Элементы, имеющие сходные общие характеристики, воспринимаются как взаимосвязанные — в отличие от элементов, не обладающих данными характеристиками».

Любое количество характеристик объектов может быть сходным: цвет, форма, размер, текстуры и т. д. Когда пользователь видит эти сходные характеристики, он воспринимает элементы как взаимосвязанные в силу их общих характеристик.

На рисунке ниже красные круги рассматриваются как связанные с другими красными кругами из-за сходства цвета. То же утверждение справедливо и для черных кругов. Красные и черные круги воспринимаются как непохожие друг на друга, хотя по форме все они — круги.

Очевидное применение принципа сходства в веб-дизайне — цвет ссылок. Как правило, ссылки в содержимом страницы оформляются одинаково, чаще всего синим цветом и подчеркиванием. Это помогает посетителю, определившему опытным путем что перед ним ссылка, аналогичным способом использовать все слова/фразы, выделенные сходными характеристиками: цветом и подчеркиванием.

Точки фокусировки (Focal Points)

«Точки фокусировки — элементы, способные за счет отличия от других захватывать и удерживать внимание посетителя лендинга/сайта».

Этот принцип предполагает, что внимание посетителя будет сфокусировано на элементе, чем-либо отличающихся от других. На рисунке ниже точка фокусировки выделена формой, цветом и отбрасываемой «тенью» (псевдообъемом).

Принцип точек фокусировки внимания базируется на нашей способности быстро идентифицировать неизвестные объекты как потенциальные источники опасности.

Принципы сходства и точек фокусировки связаны в том смысле, что Focal Point не должна быть похожа ни на один другой элемент посадочной страницы, чтобы привлечь внимание посетителя. На лендингах/сайта в точках фокусировки обычно размещают критически важные для конверсии элементы, например, CTA.

Прошлый опыт (Past Experiences)

«Элементы, как правило, воспринимаются в соответствии с прошлым опытом пользователя».

Является, пожалуй, самым слабым гештальт-принципом. При сравнении с любым из ранее перечисленных принципов каждый из них будет доминировать над принципом прошлого опыта.

Прошлый опыт является уникальным для каждого человека, так что трудно сделать правдоподобные предположения о том, как будет воспринят новый визуальный элемент произвольно взятым пользователем.

Тем не менее существуют некий универсальный опыт, с определенными оговорками присущий каждому человеку: увидев светофор, мы будем ожидать, что красный свет будет обозначать необходимость остановиться, а зеленый «разрешит» идти. Так работает принцип прошлого опыта.

Многие из наших интерпретаций визуальных стимулов определяются культурными установками, главенствующими в обществе (вспомним о «психологии цветов»). В некоторых странах белый цвет — цвет чистоты и невинности, а черный — зла и смерти. В других регионах мира интерпретации этих двух цветов могут быть кардинально противоположными.

Да и вообще, понятие «общепринятый опыт» само по себе очень условное — не все люди в течение жизни могут пережить сходные события для приобретения похожего прошлого опыта.

Вместо заключения

И для маркетологов, и для веб-дизайнеров важно понимать принципы гештальта, потому что они составляют основу графического отображения оффера, они описывают, как люди воспринимают визуальные объекты, к каковым относится и целевая страница на мониторе пользователя.

В принципах, изложенных выше, разобраться сравнительно легко: для понимания большинства из них достаточно определений и иллюстраций. Гораздо труднее понять, как именно принципы гештальта на практике влияют на готовность посетителя к конверсии и на важнейшие бизнес-метрики.

В дальнейшем мы подробно рассмотрим влияние гештальта на дизайн: мы увидим, как симметрия помогает нам сбалансировать визуальный и текстовый контент лендинга и как совместное применение принципов сходства и точек фокусировки внимания позволяет создать визуальную иерархию на лендинге.

Эта статья о принципах дизайна, которые могут служить и как напоминание для опытных дизайнеров, и как толчок для новичков в отрасли. Надеемся, материал не покажется слишком очевидным и сам собой разумеющийся. Всегда полезно иметь хорошую памятку, не так ли? - Эд.

В 1910 году психолог Макс Вертхаймер наблюдал за серией источников света на железной дороге, которые то тухли то гасли. Это было похоже на светодиоды у афишы кинотеатра (Для примера вспомните светодиодное табло на вокзалах с "бегающими надписями" - прим. переводчика) .

Наблюдателю кажется как будто свет перемещается от одной лампочки к другой, хотя на самом деле, ряд лампочек вспыхивает и тухнет, а в этот момент загорается следующий ряд.

Это наблюдение привело к формированию ряда принципов о том, как мы визуально воспринимаем объекты. Эти принципы сидят в основе почти всего, что делают графические дизайнеры.

Это - начало серии статей о принципах дизайна. Начинается с принципов гештальта, потому что многие принципы дизайна, за которыми мы следуем, проистекают из теории гештальта. В этой статье я буду рассказывать немного теории и пояснять некоторые основные определения принципов гештальта.

Будущие статьи в этой серии рассмотрят такие аспекты дизайна как пространство, баланс и визуальная иерархия. Я укажу, какие принципы гештальта влияют на аспекты обсуждаемого дизайна, и предложу больше практических применений и примеров того, как эти принципы используются в веб дизайне.

Ключевые идеи теории гештальта

вещь как целое отличается от суммы составляющих её частей.
- курт кофка

Цитата выше это основа гештальта. Когда люди видят группу объектов, они воспринимают их как единое целое, прежде чем они будут видеть их как отдельные объекты. Мы рассматриваем целое как нечто большее, чем просто сумма частей, и даже когда части являются полностью отдельными сущностями, будем стараться группировать их как некоторое целое.
(англ.) можно ознакомится с некоторыми ключевыми идеями.

Проявление (целое идентифицируется быстрее составных частей)

Проявление является процессом формирования сложных образов по простым правилам. Пытаясь идентифицировать объект, сначала стремятся идентифицировать его контур. После пытаются сопоставить контур с теми формами и объектами, которые уже знают, что бы найти совпадение. Только после нахождения соответствия, начинают идентифицировать отдельные части.

Создавая дизайн, помните, что люди сначала идентифицируют форму объекта. И простой объект будет легче вступать в контакт, чем обьект с тяжело распознаваемым контуром.

Овеществление (наш разум заполняет пробелы)

Овеществление это аспект восприятия, в котором воспринимаемый объект содержит больше пространственной информации, чем фактически есть. Поскольку люди пытаются идентифицировать объект с знакомыми им образцами, которые они хранят в памяти, то это совпадение не всегда точное. Вместо этого находят похожее совпадение и затем заполняют пробелы информацией которую привыкли видеть.

Овеществление говорит о том, что мы не должны предоставлять законченный контур зрителям, чтобы они могли видеть его. Мы можем не включать некоторые части контура, если его достаточно чтобы распознать в нем знакомую форму. Примеры:

Мультистабильность (Разум избегает неопределенности)

Мультистабильность - тенденция восприятия при двусмысленности, переключаться между альтернативными образами. Некоторые объекты могут быть восприняты больше чем одним образом. Пример снизу в разделе контраста, возможно вы его видели прежде. Изображение может быть распознано как два лица в профиле или как ваза.

Вы не можете видеть оба образа сразу. Вместо этого вы быстро переключаетесь между ними. Каждый образ будет склонен доминировать у вашего восприятия и чем дольше будите видеть один, тем тяжелее будет воспринимать другой.

С точки зрения дизайна, если хотите изменить чье-то восприятие, не пытайтесь изменить все это сразу. Найдите способ заставить увидеть альтернативу. Затем работайте над тем, чтобы усилить альтернативное представление, ослабляя оригинал.

Неизменность (Мы хорошо распознаем сходства и различия)

Неизменность - свойство восприятия, при котором простые объекты распознаются независимо от их вращения, перемещения и масштаба. Так как мы часто сталкиваемся с объектами с разных точек зрения, мы развили способность узнавать их несмотря на их различную внешность.

Представьте, что можете узнать знакомого, когда он стоит непосредственно перед вами, но не сможете его узнать, как только он поворачивается и становится в профиль. Несмотря на различную визуальную перспективу мы можем узнавать людей.

Эти идеи можно будет увидеть в действии ниже.

Основной смысл принципов гештальта - о восприятии и визуальной коммуникации объектов. Принципы говорят на визуальном языке, в рамках которого работают дизайнеры.

Законы гештальта

Большинство принципов относительно легко понять. У них общая тема которая встречается в каждом принципе.

При прочих равных условиях, элементы, которые связаны, имеет тенденцию быть сгруппированными восприятием в единицы высшего порядка”.
- Стивен Палмер

Закон простоты (хорошая фигура, закон выразительности)

Люди будут воспринимать и интерпретировать неоднозначные или сложные изображения в самой простой из возможных форм.

Это - фундаментальный принцип гештальта. Мы предпочитаем простые, понятные и упорядоченные вещи. Инстинктивно эти вещи более безопасны. Они занимают меньше времени для понимания и представляют меньше опасных неожиданностей.

Когда сталкиваемся со сложными формами, мы склонны реорганизовывать их в более простые компоненты или в одно простое целое. Вы скорее всего будете видеть, что левое изображение составленного из простого круга, квадрата и треугольника как вы видите справа, чем как сложная, цельная и неоднозначная фигура.

В этом случае наблюдение трех разных объектов легче, чем наблюдение одного составного объекта. В других случаях легче видеть единственный объект, который подводит нас к …

Замыкание

Увидев сложное расположение элементов, мы склонны искать для них, узнаваемый образ.

Как и выразительность, замыкание стремится к простоте. Замыкание является противоположностью того, что мы видели на рисунке простоты выше, где три объекта были более простыми, чем один. С замыканием мы объединяем части, чтобы сформировать более простую целостность. Наш глаз заполняет недостающую информацию, чтобы сформировать полную фигуру.


На левом изображении выше, можно увидеть белый треугольник, даже если изображение на самом деле состоит из трех черных фигур похожих на Pac-Man. На правом изображении, видно панду хотя эта фигура состоит из нескольких разных фигур. Увидеть треугольник и панду легче, чем пытаться разобрать их на отдельные части

Замыкание можно рассматривать как клей для элементов, который держит их вместе. Речь идет о человеческой склонности искать и находить закономерности.

Чтобы глаз мог заполнить недостающие части, нужно предоставлять достаточно информации. Если информации будет недостаточно, элементы будут рассматриваться как отдельные части, а не единое целое. Если информации будет слишком много, то в замыкании не будет необходимости.

Симметрия и порядок

"Люди склонны воспринимать объекты как симметричные формы, которые образуются вокруг их центра."

Симметрия дает нам ощущение плотности и порядка, которые мы склонны искать. Такова наша природа - наводить порядок в хаосе. Этот принцип приводит нас к желанию баланса в композиции, хотя композиции не должны быть идеально симметричными, чтобы быть сбалансированными.

На изображении выше, можно увидеть три пары открытых и закрытых скобок. Принцип близости, который мы рассмотрим позже в этой статье, означает что мы должны увидеть что-то еще. Это означает, что симметрия имеет приоритет над близостью.

Так как наши глаза будут быстро искать симметрию и порядок, эти принципы могут быть использованы для эффективной и быстрой коммуникации с информацией.

Рисунок / фон

"Элементы воспринимаются либо как рисунок (элемент в фокусе), или как фон (фон, на котором лежит рисунок)."

Отношение рисунок / фон такое же, как и отношение между позитивными элементами и негативным пространством. Идея состоит в том, что глаз будет отделять целые рисунки на фоне, чтобы понять увиденное. Это одна из первых вещей, которые люди будут делать, если взглянуть на любую композицию.

Отношение рисунок / фон может быть устойчивым или неустойчивым в зависимости от того, насколько легко можно определить, что есть что. Классический пример, когда отношение неустойчиво - левое изображение выше. Видно либо вазу либо два лица в зависимости от того, что вы воспринимаете как фон черный или белый цвет, и наоборот, что воспринимаете за рисунок. То, что вы можете легко переключаться между одним и другим, демонстрирует нестабильное отношение.

Чем стабильнее отношения, тем лучше мы можем сфокусировать нашу аудиторию на том, что мы хотим им показать. Два взаимосвязанных принципа могут помочь нам:

  • Область
    Меньший из двух накладывающихся объектов распознается как рисунок. Большее распознается как фон. Это видно по правому изображению выше. Меньшая форма является рисунком независимо от цвета.
  • Выпуклость
    Выпуклые, а не вогнутые узоры, как правило, воспринимается как рисунки.

Форменная связь

Элементы, которые визуально соединены, воспринимаются как более связанные, чем элементы без соединения.

На изображении ниже линии соединяют две пары элементов. Эта заставляет нас считать, что соединенные элементы связаны друг с другом.

Из всех принципов, подталкивающих к связе объектов, форменная связь самая сильная. На изображении выше, даже при том, что мы видим два квадрата и два круга, мы видим пары квадрат-круг, как более тесно связанные, потому что они визуально соединены. Заметьте, что линия не должна касаться элементов которые будут восприниматься как связанные.

Общие области

Элементы воспринимаются как часть группы, если они находятся в пределах одной замкнутой области.

Другой способ показать связь между элементами состоит в том, чтобы огородить их каким нибудь способом. Все в огороженной области воспринимается, как связанное. Все вне огороженной области воспринимается отдельно. Все круги на изображении ниже - одинаковые, но мы их воспринимаем как 2 разных группы с кругами внутри.

Типичный способ показать общую область состоит в том, чтобы нарисовать линию вокруг связанных элементов, как сделано выше. Размещение элементов на разных по цвету фонах, будет также работать.

Близость

"Объекты, которые ближе друг к другу воспринимаются более связанными, чем объекты, которые дальше друг от друга.

Близость подобна общим областям, но использует пространство как способ огородить элементы. Когда элементы расположены близко друг к другу, они воспринимаются как части группы, а не как отдельные элементы. Это особенно верно, когда элементы в группе ближе друг к другу, чем к каким-либо элементам вне группы.

Объектам ненужно быть похожими по каким либо признакам (цвет, форма, размеры - прим. переводчика), чтобы быть сгруппированными друг около друга в пространстве, и восприниматься как связанными.

Продолжение

“Элементы, расположенные на линии или кривой, воспринимаются более связанными, чем элементы не на линии или кривой”.

Это инстинкт - следовать за рекой, тропинкой или линией забора. Как только вы начнете смотреть или двигаться в определенном направлении, вы будите делать это до тех пор, пока не увидите что-то значимое или не сделаете вывод, что впереди нет ничего существенного для рассмотрения.

Другое значение этого принципа в том, что мы продолжим наше восприятие форм даже за пределами где они кончаются. По изображению выше, мы видим пересекающуюся линию и кривую, вместо четырех отдельных отрезков и сегментов кривой, которые пересекаются в единственной точке.

Общая участь (синхронность)

“Элементы, которые перемещаются в одинаковом направлении, воспринимаются как более связанные, чем элементы, которые неподвижны или перемещаются в разных направлениях”.

Независимо от того, как далеко друг от друга элементы находятся или как непохожими они кажутся, если они замечены при совместном перемещении или изменении, они будут восприниматься как имеющие связь.

Элементам не нужно двигаться что бы соответствовать принципу общей судьбы. Достаточно будет иметь общую точку назначения. Например, если четыре человека сгруппированы вместе, а два направляются в право, то они будут рассматриваться как имеющие общую судьбу. Даже если они только посмотрят в одном направлении, то они будут восприниматься как имеющие общую судьбу.

На изображении выше, стрелок достаточно что бы указать, что элементы имеют общую судьбу. Сам факт движения не имеет необходимости, как стрелки или взгляд в том же направлении, в котором подразумевается движение.

Параллелизм

Элементы, которые параллельны друг другу считаются более связанными, чем элементы не параллельные друг другу.

Этот принцип схож с принципем общей судьбы. Линии часто интерпретируются как указание или перемещение в некотором направлении. Параллельные линии выглядят как указание или перемещение в одном направлении и, таким образом связаны между собой.

Следует отметить, что для параллелизма, линии также могут быть кривымы или фигурами, хотя фигуры должны быть линии-образны.

Схожесть

Элементы, которые имеют схожие характеристики воспринимаются как более связанные, чем элементы, которые не имеют таких характеристик.

Любое количество характеристик может быть похоже: цвет, форма, размер, текстура и т.д. Когда зритель видит эти схожие характеристики, он воспринимает элементы как взаимосвязанные, из-за общих характеристик.

На изображении ниже, красные круги выглядят, как взаимосвязанные с другими красными кругами и черные круги с другими черными кругами из-за подобия в цвете. Красные и черные круги не выглядят похожими, даже при том, что они все имеют форму круга.

Очевидное место, для применения принципа схожести в интернете - цвет ссылок. Как правило, ссылки в содержимом будут оформлены одинаково, часто синим цветом и подчеркиванием. Это позволяет зрителю знать, что различные части текста связаны между собой. После того, как он это поймет, он поступает с другими ссылками также.

Фокусные точки

Элементы с интересным местом, акцентом или различием захватывают и удерживают внимание зрителя.

Этот принцип предполагает, что наше внимание будет обращено к контрасту, обращено к элементу, который отличается от других в чем-то. На изображении ниже, внимание должно быть обращено на квадрат. Он имеет другую форму и цвет, в отличие от других элементов.Он так же имеет тень для дальнейшего удержания внимания.

Принцип фокусных точек возникает из-за нашей потребности быстро идентифицировать неизвестное и предупредить нас о потенциальной опасности.

Принципы схожести и фокусных точек связаны, и фокусные точки не могут рассматриваться без присутствия схожести среди других элементов.

Прошлый опыт

Элементы имеют тенденцию быть воспринятыми согласно прошлому опыту наблюдателя.

Опыт прошлого является, возможно, самым слабым принципом гештальта. Вместе с любым из других принципов, другой принцип будет господствовать над принципом прошлого опыта.

Опыт прошлого уникален для каждого человека, таким образом, трудно сделать предположение о том, как что-либо будет воспринято. Однако есть общий опыт, который все разделяют. Например, значения большинства цветов, проистекают из опыта прошлого.

Видя светофор в течение жизни, ожидается, что красный цвет подразумевает остановку, а зеленый означает - идти. Изображение выше, воспринимается вами как светофор на боку, из-за трех распространенных цветов на нем. Так работает прошлый опыт.

Многое из нашего общего опыта зависит от культуры. В качестве примера снова выступит цвет. В некоторых странах, белый - символ чистоты и невинности, а черный - зло и смерть. В других странах, эти интерпретации меняются местами. Общность достигается при обмене опытом, хотя важно помнить, что все переживают разный опыт в своей жизни.

Резюме

Принципы гештальта важны для понимания. Они в основе всей визуальной работы дизайнеров. Они описывают, как визуально воспринимаются предметы.

Принципы описанные выше, должны быть легко понятны. У большинства из них, описания и картинки, наверное достаточно для понимания принципа. В то же время, понимая основную идею этих принципов, не означает что вы поймете как они влияют на дизайн.

В ближайшие недели (оригинал статьи опубликован 28 марта 2014 - прим. переводчика) будет больше рассмотрено примеров, как принципы гештальта влияют на дизайн. Мы увидим, как симметрия помогает нам сбалансировать композицию и как объединение фокусных точек и схожесть позволяют создать визуальную иерархию в дизайне.

Об авторе и переводе

Данная статья - перевод статьи Steven Bradley . Стивен Брэдли - дизайнер и wordpress разработчик из Колорадо. Он ведет блог и является владельцем форума о малом бизнесе, где помогает людям научится управлять своим бизнесом лучше. Замечания по качеству перевода можно оставить в комментариях. Если есть примеры интересных статей, можно прислать ссылки на них в комментариях, и если они нам понравятся - обязательно опубликуем перевод.

Заметной вехой на пути разработки проблемы психологии восприятия стало исследование Р. Арнхейма "Искусство и визуальное восприятие", имеющее подзаголовок "Психология созидающего глаза". Эта книга в основном выросла из прикладных исследований восприятия разнообразных изобразительных форм, проведенных в русле гештальтпсихологии, т.е. психологии, занимающейся изучением целостного восприятия. Основная посылка Арнхейма состоит в том, что восприятие не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью проницательного и изобретательного схватывания действительности. Арнхейм стремится выявить, как конфигурируются и взаимодействуют в художественном восприятии объективные факторы, как они провоцируют те или иные способы понимания. Одновременно - каковы возможности субъективной активности нашего глаза, в чем проявляются его возможности постижения значимых моделей изобразительной структуры и созидания внутреннего эффекта. Способность глаза человека сразу оценить главные качества художественного целого основаны, по мнению исследователя, на определенных свойствах самого изображения. Он приводит пример: белый квадрат, внутри которого помещен темный диск. Если мы видим, что диск смещен от центра квадрата, то такой вид неуравновешенной композиции, или, как считает Арнхейм, "эксцентричного" диска, вызывает определенное чувство неудобства. Симметричное положение диска в центре квадрата рождает ощущение устойчивости, вслед за которым появляется нечто вроде чувства удовлетворения. Аналогичное наблюдение можно обнаружить и в музыке. Что такое диссонанс? Это неустойчивое созвучие, требующее разрешения, выхода, предполагающее некое дальнейшее развитие, ожидаемое действие. Консонансу, напротив, всегда соответствует ощущение устойчивости, утверждения, стабильности, разрешения.

Размышляя в этом направлении, Арнхейм приходит к выводу, что каждая имеющая визуальные границы модель - картина, скульптура, архитектурное сооружение - обладает точкой опоры или центром тяжести, которые моментально фиксирует наш глаз. Этой особенностью восприятия сознательно пользуются и скульпторы, и фотографы, когда стремятся изобрести неустойчивую динамичную композицию, т.е. через неподвижное изображение передать действие, движение, натяжение, требующее разрешения. Так, танцовщицу или спортсмена можно изобразить в позе, которая будет самодостаточна, или в позе, которую наше воображение будет воспринимать как продолжающееся движение.

История изобразительного и фотоискусства накопила огромное количество приемов, позволяющих, не меняя объема одного и того же рисунка, либо поместить его в глубину пространства картины, либо выдвинуть на передний план. Анализируя множество произведений, Арнхейм показывает, в частности, какими способами Сезанн в портрете своей жены (1890) добивается выразительного эффекта: фигура отдыхающей в кресле женщины полна энергии; с одной стороны, она остается на месте, и в то же время как бы поднимается. Особое динамичное асимметричное расположение головы в профиль заряжает портрет элементом активности. Главный вывод Арнхейма состоит в следующем: мы можем не отдавать себе отчета, сколь сложную работу совершает наш глаз, но он устроен так, что всегда схватывает центральные элементы формы, моментально дифференцируя их от частных в любом изображении. Случайные или частные композиционные образования всегда кристаллизуются вокруг таких частей картины, которые можно оценить как достаточно независимые и самостоятельные.

Разрабатывая теорию художественного воздействия произведений изобразительного искусства, Арнхейм опирается па ряд идей, которые были высказаны ранее. Так, Вёльфлин в свое время пришел к выводу, что если картина отражается в зеркале, то не только меняется ее внешний вид, но и полностью трансформируется ее смысл. Вёльфлин полагал, что это происходит вследствие обычной привычки чтения картины слева направо. При зеркальном перевертывании изображения восприятие его существенно меняется. Вёльфлин обратил внимание на определенные константы восприятия, в частности па оценку диагонали, идущей от левого нижнего угла в правый, как восходящей, а диагонали, идущей от левого верхнего угла вниз, как нисходящей. Один и тот же предмет выглядит тяжелым, если находится не в левой, а в правой части картины. Анализируя "Сикстинскую мадонну" Рафаэля, исследователь подтверждает это примером: если фигуру монаха, изменив положение слайда, переставить с левой стороны па правую, то она становится настолько тяжелой, что композиция целиком опрокидывается.

Лекция 2

Применение законов визуального восприятия в композиции. Организация композиции.

Выделяют 5 законов визуального восприятия , которые основываются на психофизиологической концепции визуального восприятия человеком окружающего мира: завершения, продолжаемости (движение взгляда), подобия, соседства, выравнивания.

Закон завершения основывается на свойстве человеческого мозга самостоятельно создавать или же дополнять недостающую визуально – образную информацию и восполнять ее недостающие части. Этим приемом зритель вовлекается в творческий процесс, самостоятельно достраивая недостающие части, визуально стремясь завершить форму.

Закон направления движения : - взгляд человека подсознательно выбирает движение слева направо, от более темного к более светлому, взгляд движется к свету и за светом; - начав обзор в определенном направлении, зритель будет смотреть в этом направлении до тех пор, пока что-либо другое (более интересное) не отвлечет его внимание. Используя закон продолжаемости, можно создавать и организовывать в композиции поток визуальной информации, вызывая у зрителя ощущение композиционного движения, активности и динамичности.

Закон подобия – объекты композиции, имеющие похожие признаки и свойства, такие как форма, размер, визуальная масса, цвет и светотень, фактура и текстура, а также расположение на картинной плоскости, будут восприниматься зрителем как взаимосвязанные объекты(подобие по форме, размерам, цвету, фактуре).

Закон соседства (близости) объекты композиции, которые находятся ближе друг другу, воспринимаются как принадлежащие к одной группе (соседство, касание, наложение).

Закон выравнивания основывается на подсознательном стремлении мозга выравнивать визуальные объекты по отношению к друг другу с учетом их взаимного расположения (а также формы, размеров, массы, цвета и фактуры). У любого объекта подразумеваются собственные оси – 2 центральные, сверху, снизу и две по бокам. Выравнивание других объектов композиции по отношению к этим осям создает группы, что в итоге ведет к единству формы композиции. Типы выравнивания: краевое (по горизонтали, вертикали), центральное, относительно наклонных осей.

Основные принципы визуального восприятия - вытекают из законов визуального восприятия, творческое использование их может обеспечить законченность и единство композиции. Это принципы ограничения (отбора), контраста, акцента, доминанты, баланса, ритма, гармонии, общего единства.

Известный композиционный прием - членение текста, Разбивка целого на ограниченное число групп, группировка элементов, - необходим, потому что подобным методом последовательного приближения осваивается целое. Этот метод обусловлен наличием физиологического порога восприятия, наш мозг одновременно может воспринять не более 5_7 элементов или групп

одновременно. При большом количестве элементов форма уже не воспринимается как целое и кажется раздробленной. Основные принципы визуального восприятия - вытекают из законов визуального восприятия, творческое использование их может обеспечить законченность и единство композиции. Это принципы: ограничения (отбора), контраста, акцента, доминанты, баланса, ритма, гармонии, общего единства.

Принцип ограничения, отбора - объекты композиции должны быть отобраны так, чтобы создать и поддержать визуальный интерес. Визуальный интерес возникает у человека, когда в поле зрения попадает что-то новое, с неожиданными признаками, или знакомое, но организованное по-новому, вызывающее достаточный эмоциональный отклик. Зрительная система и мозг человека могут воспринимать только определенное количество форм, размеров, цветов, фактур в композиции, задача не перегрузить зрителя обилием визуальных объектов, их сложностью. Художественная композиция создается не только подгонкой элементов, а отбором таких элементов, которые передают эмоции, настроение автора.

Принцип контраста – противоположный, два или больше объекта композиции с достаточно резко выраженными противоположными свойствами: размеры, форму, цвет, светотеневую разницу, расположение, фактуру. С помощью контрастных противопоставлений можно:

Создавать между объектами композиции динамичное напряжение (конфликт);

Взаимно усиливать свойства объектов;

Увеличивать визуальное разнообразие.

Противоположности вызывают повышенный интерес человека, как и природные явления в жизни – молодость-старость, тепло-холод, огонь-вода.

Принцип акцента – привлечь внимание зрителя к определенной части композиции (в центре интереса) увеличением размера, искажением формы, яркостью цвета, детальной проработкой, направлением движения взгляда

Законы композиции

«Закон целого определяет отноше­ние частей целого по величине друг к другу и к целому;

закон пропорци й обусловливает расположение частей целого;

закон ритма выражает характер по­вторения или чередования частей целого;

закон симметрии обусловливает расположение частей целого;

закон главного в целом показывает, вокруг чего объединены части целого. Все эти пять законов композиции с

Видимое человеком качество предметно-пространственной среды не всегда соответствует действительности. Это связано с оптическими иллюзиями, причиной которых являются как физические свойства предметов, так и особенности зрения человека, а также его первичные ориентировочные навыки.

При взгляде на сложное предметное образование человек стремится свести эту сложность к простой более упорядоченной системе: симметрия обладает группирующим действием, асимметрия отделяет. Восприятие объемно – пространственных форм во многом зависит от положения зрителя относительно этих форм.

Признаки эти являются зримым проявлением тех важнейших принципов композиции, которые лежат в основе композиционного построения. Это:

1. Принцип целесообразности.

2. Принцип единства сложного (целостность произведения).

З. Принцип доминанты (наличие главного, ведущего начала).

4. Принцип соподчинения частей в целом.

5. Принцип динамизма (движение - основа жизни и искусства).

6. Принцип равновесия, уравновешенности частей целого.

7. Принцип гармонии (гармоническое единство элементов формы между собой и единство формы и содержания в композиции на основе диалектического единства противоположностей).

Создавая произведение искусства, то есть гармонию, необходимо выполнить два ее непременных условия: первое - равновесие, второе - единство и соподчинение. Таковы основные законы композиции.

Равновесие, единство и соподчинение, композиционный центр – Остановимся на композиционном равновесии. равновесие - такое состояние формы, все элементы сбалансированы между собой, оно зависит от расположения элементов между собой относительное центра. Равновесие достигается выравниванием выразительности групп или элементов композиции, уравновешиванием форм и стиля обработки – например одинаковость правой и левой стороны, основанной на симметрии . Однако не стоит путать это понятие с простым равенством величин. Равновесие зависит от расположения основных масс композиции, от организации композиционного центра, от пластического и ритмического построения композиции, от ее пропорциональных членений, от цветовых, тональных и фактурных отношений отдельных частей между собой и целым и т. д.

Достижение равновесия при асимметрии – отдельные элементы, имеющие свое композиционное построение (оси, ритм, центр) уравновешивают друг друга таким образом, что общее получается зрительно устойчивым и статичным.

Равновесие по-разному проявляется в симметричных и асимметричных ко мпозициях. Симметрия сама по себе еще не является гарантией уравновешенности в композиции. Количественное несоответствие симметричного элемента и плоскости (или диспропорция

частей и целого) становится зрительно неуравновешенным. Человек всегда

тяготеет к равновесию форм, что создает более полный психологический

комфорт, гармонию обитания в предметно-пространственной среде. Уравновесить симметричную композицию гораздо легче, чем асимметричную, и достигается это более простыми средствами, так как симметрия уже создает предпосылки для композиционного равновесия. Равновесие может быть и динамичным - внутреннее движение частей создающее впечатление неустойчивости, но не выходящее за рамки целого, обязательно должно быть остановлено деталями, которые успокаивают внутреннее движение и не дают деталям вырываться за рамки композиционного пространства.

Таким образом, можно сделать вывод, что ни одно из средств и законов композиции в отдельности не создадут гармоничное произведение, так как все взаимозависимо или уравновешено. Если же в своих творческих поисках художник активнее начинает применять одно из средств для создания более выразительного художественного образа, то результатом такого подхода должна стать переоценка всего композиционного построения произведения. Может потребоваться изменение его пропорций, увеличение или, наоборот, уменьшение количества элементов композиции, пересмотр тональных и цветовых отношений и т. д.

Симметрия, асимметрия, статичность и динамичность. Правильно найденная симметричная композиция воспринимается легко, как бы сразу, независимо от сложности ее построения. Асимметричная же порой требует более длительного осмысления и раскрывается постепенно. Однако утверждение, что симметричная композиция более выразительна, неправомерно. История искусств подтверждает, что асимметрично построенные по законам гармонии композиции ничем не уступают, с точки зрения художественной ценности, симметричным. Выбор построения или структуры произведения зависит от художественного видения автора, от его желания найти более выразительную композицию для создания конкретного художественного образа. Наиболее часто применяемыми видами симметрии являются зеркальная с вертикальной или горизонтальной осью, центричная, угловая. Активно используется симметрия в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, реже - в станковой живописи, графике, скульптуре. Этот прием особенно хорош для утверждающих тем, поскольку позволяет без внутренних колебаний предельно сосредоточить внимание зрителя на изображаемом. Поэтому симметрия весьма активно применялась в культовой живописи. Если внимательно рассмотреть композицию иконостаса православного храма, то мы увидим ее вертикальное осевое построение. Живописному построению вторят архитектурные детали, которые, как на стержень, насажены на ось. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить и обязательные отклонения от симметрии (или в завитке волос, или в глубине трактовки рельефа стены), что придает определенную живописность этому приему, создает «ложную» симметрию.

Мы уже упомянули о центричной симметрии, активно привлекающей внимание к центру, а также об угловой. В отличие от центричной в ней создается движение. Движение к центру - центростремительное, движение от центра - центробежное. Такой композиционный прием широко применялся и сейчас применяется в декоративно- прикладном искусстве: при росписи керамических блюд, платков, в решении плафонов, плоскости пола в интерьере и т. д.

Свойства и качества композиции:

Гармоничная целостность и образность формы, - закладываются уже на стадии формирования объемно - пространственной структуры. Поэтому работа над формой должна осуществляться в начале проектирования, когда выявляется конструктивная схема, принцип компоновки, т.е. размещения и взаимоувязки основных частей объекта.

Главное и второстепенное в композиции

принципы ограничения (отбора), контраста, акцента, доминанты, баланса, ритма, гармонии, общего единства.

Первый разговор о гармонии в композиции, о ее основном и непременном условии - равновесии - привел нас к логическому выводу о том, что все взаимозависимо: и количество элементов, и их конфигурация, и их соотношение с композиционной плоскостью и между собой, и их цветовое, тоновое и фактурное решение, и т. д. Поэтому, добиваясь выполнения одного закона гармонии, необходимо выполнить условия второго закона - единства и соподчинения. И наоборот: создавая единство, цельность произведения, вы тем самым решаете задачу его равновесия. Только выполнив два этих условия, вы можете сказать, что создали гармоничную композицию.

...Гармония есть связь различных частей в единое целое. Эта связь

сложнейшая, тончайшая, многообразнейшая. Ясно, что связать части между собой так, чтобы они представляли некоторое законченное целое, можно только за счет сходства самих вещей, иначе говоря, за счет того общего, что содержится в каждой части. Это должно выразиться в единстве пластического решения, образного и смыслового раскрытия темы, в единстве формообразования, колористического и фактурного решения. Единства можно добиться путем соподчинения. Но прежде чем разбираться в различных вариантах соподчинения, обратите внимание на организацию композиционного центра , так как соподчинение происходит в основном между центром и прочими элементами. Именно композиционный центр является выразителем художественного образа и несет смысловую нагрузку. Однако существует и такой принцип композиционного построения, когда центром может оказаться «пауза». При организации композиционного центра следует учитывать законы визуального восприятия плоскости. Как правило, он располагается в активной, центральной ее части. Смещение относительно геометрического центра придает порой произведению большую внутреннюю напряженность и пластическую выразительность в раскрытии художественного образа и темы.

Разберем несколько вариантов. В композиции, состоящей из простых по

восприятию элементов, появляется элемент, сложный по силуэту. Конечно, он привлечет к себе внимание сильнее , чем группа более простых по форме. Именно он за счет своей сложности начнет играть роль доминанты или композиционного центра. Однако при этом необходимо выполнить условие единства и соподчинения всей композиции. В данном примере соподчинение может выразиться в подчинении сложному центру колористического решения или во введении новых подобных по силуэту форм - линий, а также в применении таких средств гармонизации, как ритм, контраст, нюанс и тождество, конкретный разговор о которых пойдет ниже.

История искусств предлагает нам различные схемы построения композиций. В одном варианте решения организация композиционного центра осуществляется самым маленьким по форме элементом, а в другом - самым большим . Композиция центром которой является пауза - первый - создание движения к центру, который не выражен никакой формой, путем использования одного из средств гармонизации - ритма. Второй - расположение элементов, подобных по форме, цвету и фактуре, без какого-либо акцента. Тем самым композиция представляет собой как бы раму.

Восприятие может интерпретироваться как процесс изменений, которые осуществляются в органах чувств и психике личности в результате воздействия на них отдельных характеристик физического объекта.

Эмпирические характеристики визуального восприятия

По своей сути процесс восприятия имеет двойственную природу: восприятие максимально объективно на уровне первичных сенсорных процессов; в то же время восприятие глубоко субъективно при осуществлении последующей интерпретации полученной информации, когда в обработку включается воображение и память.

Кроме того, восприятие обладает рядом уникальных характеристик, включая свойства константности, предметности, целостности и обобщённости.

Константность как одна из характеристик визуального восприятия

Определение 2

Под категорией константности понимают относительную устойчивость, независимость образа от условий его восприятия. Константность находит свое отражение в том факте, что размер, форма, цвет, величина физического объекта воспринимаются как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от анализируемых объектов, постоянно меняются

Константность восприятия обеспечивается активными действиями перцептивной системы.

Переоценить значение данного качества восприятия сложно: в случае отсутствия данного свойства при малейшем движении, изменениях расстояния до предмета, при каждом повороте головы, изменениях освещения постоянно бы изменялись все основные признаки предмета окружающей социально-природной среды, сама окружающая действительность, что существенно усложнило бы процесс познания объективной реальности, затруднило бы ориентацию личности в окружающем мире.

Предметность как сущностная характеристика визуального восприятия

Определение 3

Человеческий мозг подразделяет поступающую от перцептивной системы информацию от окружающей действительности на две неравные части: фон, который воспринимается как аморфное, неограниченное, неопределенное поле и предмет – четко очерченное, конкретное, расположенное на первом плане целое.

Четкость выделения отдельного объекта во многом обусловлена контрастностью. В случае отсутствия выраженной контрастности физический объект сливается с фоном, что существенно усложняет процессы его познания.

Выделяют два вида контраста: прямой, при котором предмет темнее фона, и обратный, при котором предмет воспринимается как более яркий, чем фон.

Целостность как эмпирическая характеристика визуального восприятия

Определение 4

Под целостностью визуального восприятия в современной научной литературе понимают характеристику процесса, сущность которой заключается в том, что любой физический объект воспринимается в качестве целого, даже если отдельные составные части этого объекта в текущий момент остаются недоступными наблюдению.

Целостность выступает приобретенной характеристикой перцептивного образа, сформированной в результате предметной деятельности и рефлекторных процессов личности, когда индивидуум на основании накопленного экзистенциального опыта объединяет отдельные характеристики объекта в единое целое.

Независимость восприятия целого от качества его отдельных составляющих проявляется в доминировании целостной структуры над отдельными составляющими.

Таким образом, визуальное восприятие выступает одним из важнейших рецепторно-психических процессов личности, обеспечивающих индивидууму возможности познания окружающей среды, формирования образов объектов реальности в сознании личности.



Похожие статьи
 
Категории