Трилогия ремарка. Эрих Мария Ремарк «Триумфальная арка»

19.04.2019

Лучшие книги Ремарка входят в золотой фонд мировой литературы. Наиболее известные его произведения посвящены событиям Первой мировой войны, вернее тому, насколько губительной она оказалась для простых людей. Сочинения Ремарка простые и трогательные. Они в свое время произвели настоящий фурор, многие из них были успешно экранизированы и в наши дни пользуются заслуженной любовью читателей.

Краткая биография

Лучшие книги Ремарка во многом автобиографичны. Будущий родился в 1898 году в простой семье в Его родственники имели французские корни. Мальчик оказался чрезвычайно способным к учебе, он был лучшим в классе, кроме того, у него обнаружился несомненный музыкальный талант: он прекрасно играл на фортепиано, так что ему даже пророчили карьеру успешного музыканта.

Учеба в университете была прервана из-за начала войны. Эрих Ремарк, лучшие книги которого отразили весь ужас тех лет, воевал на фронте, был ранен и демобилизован. Последующая его жизнь оказалась очень сложной, что также впоследствии отразилось в произведениях. В Берлине писатель перепробовал множество профессий, пока наконец не стал журналистом в одной спортивной газете. Это определило его литературную карьеру.

В 1919 году Ремарк опубликовал свою повесть «Женщина с молодыми глазами». Это произведение прошло незамеченным во многом из-за того, что оно в буквальном смысле потерялось в бульварной литературе. Однако автор все-таки нашел своего читателя через несколько лет.

«На западном фронте без перемен»

Этот роман произвел настоящий фурор среди читательской аудитории и в буквальном смысле оказался прорывом. Современники и критики сразу по достоинству оценили простой, сдержанный, лаконичный, но удивительно пронзительный и оттого правдоподобный стиль молодого автора. Лучшие книги Ремарка отличает именно эта черта, которая делает его таким узнаваемым. Современные читатели также очень высоко оценивают данное произведение.

Почти все книголюбы говорят о том, что писателю удалось очень правдиво изобразить события фронтовой жизни во многом благодаря тому, что повествование ведется от первого лица. Иногда повествователь называет себя во множественном числе «мы», тем самым выражает общее горе, постигшее простой народ.

Однако по комментариям и отзывам можно проследить, что больше всего читатели ценят произведение за то, что в нем автор поднимает вечные вопросы о жизни и смерти, о том, как тяжелые душевные потрясения совершенно ломают человека и отрывают его от общества. Ведь даже тем, кто смог выжить, существование кажется бессмысленным и пустым.

Критика

Лучшие книги Ремарка, тем не менее, не всегда принимаются современными читателями с безусловным энтузиазмом. Разумеется, все признают талант писателя, многие говорят о том, что, несмотря на трагический финал, произведения проникнуты оптимизмом. Однако часть аудитории отмечает, что дух повествования довольно пессимистичен. Это касается и рассматриваемого романа.

Некоторым читателям гибель главного героя (хотя и героическая) пришлась не по душе. По-видимому, эту точку зрения разделяли и деятели искусств. Недаром при экранизации романа ставился вопрос о том, чтобы сделать концовку счастливой. Впрочем, таких претензий встречается немного, однако они интересны, ведь отражают иной подход при оценке творчества писателя.

«Три товарища»

Это произведение вышло в печать в 1936 году. Лучшие книги Ремарка, в принципе, узнаваемы по духу и стилистике повествования. Рассматриваемый роман не стал исключением. Почти все литературоведы ставят его на первое место среди всех сочинений автора. Читателям данное произведение полюбилось тем, что в нем изображена вечная тема дружбы. Также пришлось по душе, как писатель изобразил готовность своих героев в любую минуту прийти на помощь, их самопожертвование и взаимовыручку. Читатели отмечают, что роман насыщен событиями и смысловыми отсылками, указывают на несомненный талант автора в описании множества людских судеб в военные годы. Многие подчеркивают, что именно в этом произведении писатель достиг вершины в изображении современного ему «потерянного поколения».

Мнения о героях

Ремарк, лучшие книги которого являются предметом данного обзора, в этом романе вывел три типа характеров. Отто - жизненный персонаж, Готтфрид - романтик и мечтатель, Робби - самый обычный, ничем не примечательный человек, который, однако, тем и симпатичен писателю: он совершенно теряется на фоне своих друзей.

Читатели указывают, что самой сильной стороной произведения является то, что писатель особенно отчетливо провел мысль: три товарища не могут существовать друг без друга, пока кто-то из них жив, будут жить и другие. Многим пришлось по душе, как писатель свел этих совершенно не похожих друг на друга людей, которые во времена кризиса нашли общий язык и любовь. Тем не менее они не могут избавиться от воспоминаний прошлого, которые отравляют им жизнь.

Отрицательные отзывы

Эрих Мария Ремарк, лучшие книги которого в свое время поразили читательскую аудиторию своей правдивостью и простотой, в рассматриваемом романе следовал примерно тому же духу, что и в предыдущих произведениях. Поэтому критические отзывы на данное сочинение примерно такие же: читателям не нравится пессимистический дух произведения. Некоторые из них указывают на то, что автор показал слишком много негатива: грусть, тоска, переживания действующих лиц производят, по их мнению, довольно тягостное впечатление. Некоторые критики даже упрекнули автора в том, что он довольно часто описывал своих героев за употреблением алкоголя.

Другим пришлась не по вкусу сцена свидания между Робби и его девушкой Пат, в которой герой употребил слишком много спиртного, что, по сути, сорвало встречу. Тем не менее почти все читатели признают, что персонажи заслуживают сочувствия и уважения, как представители «потерянного поколения».

«Триумфальная арка»

Среди писателей 20-го века, изобразивших ужасы войны, был Эрих Мария Ремарк. Лучшие книги писателя с приходом к власти нацистов в Германии были объявлены пацифистскими и запрещены, а впоследствии и сожжены. Эти события вынудили писателя покинуть родину. В 1932 году Ремарк уехал из страны и до 1939 года жил в Швейцарии. В этот период состоялось его знакомство со знаменитой актрисой М. Дитрих, которую многие критики считают прототипом героини данного романа, вышедшего в свет в 1945 году.

По словам читателей, черты тяжелой жизни автора отчетливо угадываются в нем: сложная судьба медика, вынужденного работать в эмиграции, мучительная любовь к актрисе, которая оказалась при сложившихся обстоятельствах неуместной. Литературоведы утверждают, что роман написан легким языком и точно передает все переживания автора.

«Жизнь взаймы»

С 1939 по 1958 года писатель жил в Швейцарии. В это время он пережил развод, новое серьезное любовное увлечение и снова женился. Поскольку Ремарка автобиографичны, то все эти события не могли не отразиться на его новом вышеуказанном романе. По словам многих читателей, текст произведения довольно сложен. Они отмечают, что в романе почти нет сюжета, а само повествование - это цепь философских рассуждений о любви, жизни и смерти, что не всем пришлось по душе.

Читатели почеркнули, что диалоги чересчур вычурны, потому напоминают моральные сентенции, что лишает сочинение правдивости и жизненности, столь характерной для ранних работ автора. Тем не менее трогательная любовная история, изложенная таким языком, сделала это произведение довольно популярным, хотя и не лучшим произведением автора.

«Возвращение»

Лучшие книги Ремарка, отзывы о которых в целом весьма положительны, посвящены не только но и попыткам человека приспособиться к мирной жизни после окончания войны. Именно данная идея легла в основу романа «Возвращение», герой которого возвращается домой и оказывается потерянным в социуме, он пытается найти себя, влюбляется в девушку, в которой хочет найти моральную поддержку. Однако она оказывается легкого поведения, из-за нее герой попадает в тюрьму.

При комментировании данного произведения читатели обращают внимание на один любопытный факт: автор изобразил многих второстепенных персонажей, которые, несмотря на все ужасы войны, все-таки смогли устроиться в этой жизни. Последняя особенность понравилась книголюбам, которые отмечали, что эта вспомогательная сюжетная линия придает оптимизм повествованию.

Моя любимая книга этого писателя - "Жизнь взаймы". Перечитываю ее каждый раз, когда по недоразумению перестаю ценить то, что мне так щедро подарено - жизнь, здоровье (относительно крепкое). Да вообще, только от того, что двигаются руки, ходят ноги и видят глаза, надо радоваться и плясать от счастья! Потому что никакие бытовые трудности "от которых хочется прям повеситься!", близко не стоят к потере здоровья!
Тут вот была передача по тв, о человеке, у которого нет обеих рук и одной ноги. Вы думаете что, он опустился, запил, стал бомжом? Нет! Он зубами, в прямом смысле этого слова, цепляется за нормальную жизнь. Берет в зубы кисточку, и рисует акварелью. И картины его покупаются. И надо видеть лицо и глаза этого человека, когда ему на компе показывают, что "вот так прошла эта выставка, а вот люди, которые купили картины". Он горд собой! Вот это вот Человек! С большой буквы! Вот это Сила Духа! Тоже с большой буквы! Так могут только единицы!

Впрочем, я отвлеклась.
Итак, Эрих Мария Ремарк. После его произведений "На западном фронте без перемен", "Тени в раю" и "Триумфальная арка" я стала убежденным пацифистом. Война - это страшное зло... и еще - до какой жестокости могут доходить люди!.. Это же кошмар...
Читать Ремарка очень интересно из-за живого языка, но с другой стороны - какие ужасные вещи там временами встречаются! Я так плакала над некоторыми строками...
После этих книг впечатление двоякое. С одной стороны - действительно Литература. С другой - такие тяжелые вещи, что хочется читать потом запоем любовные романы, в которых только розовые сопли и все хорошо заканчивается.
Думаю, когда-нибудь я найду в себе силы и прочитаю "Искра жизни" и другие его произведения. Но читать их надо гомеопатическими дозами, чтобы не нанести вреда нервной системе - это мой совет впечатлительным.
И еще - эти книги обязаны будут прочитать мои дети. Чтобы знать, как жить и поступать нельзя. Чтобы с сердца содрать кожу, дабы оно было чувствительным к чужой беде. Чтобы с детства они привыкали, что жестоким, злым быть нельзя.

И теперь собственно о писателе.

Все его книги

Ранние произведения (1916-1929)
Приют Грёз (нем. Die Traumbude) (1920)
Гэм (нем. Gam) (1924)
Станция на горизонте (нем. Station am Horizont) (1927/28)
На западном фронте без перемен (нем. Im Westen nichts Neues) (1928/29)
Враг (нем. Der Feind) (1930/31)
Возвращение (нем. Der Weg zurück) (1930/31)
Три товарища (нем. Drei Kameraden) (1936/37)
Возлюби ближнего своего (нем. Liebe Deinen Nächsten) (1939/41)
Триумфальная арка (нем. Arc de Triomphe) (1945)
Искра жизни (нем. Der Funke Leben) (1952)
Время жить и время умирать (нем. Zeit zu leben und Zeit zu sterben) (1954)
Последний акт (нем. Der letzte Akt) (1955)
Будьте бдительны!! (нем. Seid wachsam!!) (1956)
Последняя остановка (нем. Die letzte Station) (1956)
Чёрный обелиск (нем. Der schwarze Obelisk) (1956)
Жизнь взаймы (нем. Geborgtes Leben) (1959/61)
Ночь в Лиссабоне (нем. Die Nacht von Lissabon) (1961/62)
Земля обетованная (нем. Das gelobte Land) (1970)
Тени в раю (нем. Schatten im Paradies) (опубликовано посмертно в 1971)

Некоторые можно скачать в электронных библиотеках, типа Lib.ru, если кто-то практикует чтение книг с компа или КПК. Я лично не могу - глаза очень устают. Я и так слишком много пялюсь в монитор.

Биография

Ремарк родился 22 июня 1898 года в Оснабрюке, Германия, в католической рабочей семье. Имел французские корни. Отец, Петер Франц Ремарк, был переплётчиком. Увлекался творчеством Цвейга, Томаса Манна, Достоевского, Пруста и Гёте.

В 1904 поступил в церковную школу, а в 1915 - в католическую учительскую семинарию.

В 1916 году, был призван в армию, 17 июня направлен на Западный фронт. 31 июля 1917 года был ранен в левую ногу, правую руку и шею и провел остаток войны в военном госпитале в Германии. После войны он работал библиотекарем, корреспондентом, учителем, журналистом, редактором, бухгалтером.

В октябре 1925 года женился на Ильзе Ютте Замбона, бывшей танцовщице. Ютта в течение многих лет страдала от чахотки. Она стала прообразом для нескольких героинь произведений Ремарка, в том числе и Пат (Патриция Хольман) из «Трёх товарищей» Брак продлился чуть более 4 лет, после чего они развелись. Впрочем, в 1938 году Ремарк снова заключил с Юттой брак - чтобы помочь ей выбраться из Германии и получить возможность жить в Швейцарии, где в то время жил он сам, а позже они вместе уехали в США. Официально развод был оформлен лишь в 1957 году. Писатель до конца жизни выплачивал Ютте денежное пособие, а также завещал ей 50 тысяч долларов.

В 1929 году опубликовал наиболее известное из его произведений, «На западном фронте без перемен» под псевдонимом Эрих Мария Ремарк (он изменил второе имя в честь своей матери, которая умерла в 1918 году), описывающее жестокость войны с точки зрения 19-летнего солдата. Затем последовали ещё несколько антивоенных сочинений; простым, эмоциональным языком в них реалистично описывалась война и послевоенный период.

В 1933 году нацисты запретили и сожгли произведения Ремарка, и объявили (хотя это было ложью), что Ремарк якобы потомок французских евреев и его настоящая фамилия Крамер (слово Ремарк, записанное наоборот). Этот «факт» до сих пор приводится в некоторых биографиях, несмотря на полное отсутствие каких-либо подтверждающих его свидетельств. Тем более, что так прочитать фамилию не получится, так как она пишется не Remark, а Remarque.

Сам Ремарк избежал нацистских преследований, поскольку с 1933 года жил в Швейцарии. Его старшая сестра, портниха Элфрида Шольц, остававшаяся в Германии, была арестована и казнена за антивоенные и антигитлеровские высказывания в 1943 году. 25 лет спустя её именем назвали улицу в её родном городе Оснабрюке.

В 1937 году писатель познакомился с Марлен Дитрих, с которой у него завязался бурный и мучительный роман - знаменитая кинозвезда отличалась крайней неверностью и деспотизмом. Этим отношениям посвящен роман \"Триумфальная арка\".

В 1939 году Ремарк отправился в США, где в 1947 году получил американское гражданство.

В 1951 году Ремарк познакомился с голливудской актрисой Полетт Годар (Paulette Goddard), бывшей женой Чарли Чаплина, которая помогла ему прийти в себя после связи с Дитрих, излечила от депрессии и вообще, как говорил сам Ремарк, «действовала на него положительно». Благодаря улучшению душевного здоровья писатель смог закончить роман «Искра жизни», посвященный памяти его покойной сестры Элфриды и продолжать творческую деятельность до конца жизни. В 1957 году Ремарк наконец развелся с Юттой, а в 1958 году он и Полетт поженились. В тот же год Ремарк вернулся в Швейцарию, где и прожил остаток жизни. Они оставались вместе с Полетт вплоть до его смерти (1970).

В 1964 году делегация из родного города писателя вручила ему почётную медаль. Три года спустя, в 1967 году, немецкий посол в Швейцарии вручил ему орден ФРГ (ирония заключается в том, что несмотря на присвоение этих наград, немецкое гражданство ему так и не вернули). В 1968 году, к семидесятилетнему юбилею писателя, город Аскона (в котором он жил) сделал его своим почётным гражданином.

Умер Ремарк 25 сентября 1970 года в возрасте 72-х лет в городе Локарно, и похоронен на швейцарском кладбище Ронко в кантоне Тичино. Полетт Годар, скончавшаяся двадцать лет спустя, похоронена рядом с ним.

Вся информация - из Википедии.

Эрих Мария Ремарк – знаменитый немецкий писатель, произведения которого уж если не читал, то слышал о них точно каждый. Большинство творений Ремарка повествует , поэтому сразу нужно настраиваться на серьезный лад, зачастую переходящий в трагичный. На страницах романов Эриха Марии представлены судьбы простых людей. Нередко прототипом главного или второстепенного героя выступает сам писатель, к слову, участник Первой мировой войны. Вашему вниманию сегодня мы предоставляем список 10 лучших книг Эриха Марии Ремарка.

Триумфальная арка

Впервые эта книга была опубликована в 1945 году в Соединенных Штатах, в то время как на родине великого писателя произведение вышло годом позже. Читатели же из СССР смогли увидеть роман лишь в 1959 году на страницах журнала «Иностранная литература». «Триумфальная арка» повествует нам о периоде жизни во Франции немецкого эмигранта по имени Равик и его возлюбленной Жоан. Разворачивается действие в конце 30-х годов прошлого столетия. Начавшаяся война разлучает пару главных героев навсегда – Жоан получает смертельное ранение, а Равик попадает в лапы полиции, поскольку живет в Париже нелегально. Кстати, прототипом Жоан является Марлен Дитрих, с которой сам Ремарк сожительствовал как раз во Франции.

Черный обелиск

Первое издание «Черного обелиска» увидело свет в 1956 году. В романе фигурируют события, разворачивающиеся в Германии начала 20-х годов, как раз в тот период, когда фашизм в стране только начинал набирать обороты. Что же касается сюжета, то «Черный обелиск» также не излучает позитивных лучей. Главным героем произведения выступает Людвиг Бодмер – он занят в фирме, занимающейся продажей надгробий. Чтобы получить бесплатный обед, Людвиг подрабатывал в психиатрической больнице, где играл на органе. К слову, сам Ремарк в свое время занимался ровно тем же, поэтому герой является прямой отсылкой к жизни писателя. Судьба связывает Людвига с душевнобольной Женевьевой, и они даже влюбляются. Однако построить отношений у героев не получается – девушка прозревает и ничего не помнит из прошлой жизни.

Искра жизни

Едва ли не единственное произведение нашего рейтинга, где не фигурирует сам писатель посредством вымышленных героев. Тем не менее на страницах романа присутствует персонаж, прототипом которого явилась сестра Эриха Марии Эльфрида. Ей, собственно, и посвящена «Искра жизни». В основу романа легли трагические события из жизни Эльфриды. В 1943 году женщина была арестована за антигитлеровскую агитацию. Суд моментально признал Эльфриду виновной и избрал в качестве меры пресечения смертную казнь. Судья, к слову, при вынесении приговора упомянул и самого Ремарка. Приговор был приведен в действие в декабре 1943 года, однако писатель узнал о смерти сестры только после окончания войны.

Время жить и время умирать

Роман «Время жить и время умирать», опубликованный в 1954 году, является антивоенным. Действие разворачивается в фашистской Германии 1944-го года, где в одном из взводов ведет боевые действия главный герой романа – солдат Эрнст Гребер. После выполнения приказа о расстреле партизан Эрнст получает 20-дневный отпуск, в ходе которого возвращается в родной город. Там Гребер видит сплошные руины, практически все дома частично разрушены. Герой встречает девушку по имени Элизабет, между ними вспыхивает чувство, и они рассчитывают встретиться по окончании войны. Однако случиться этому не суждено – в конце романа Гребер будет застрелен одним из подозреваемых в партизанской деятельности.

Гэм

Об этом произведении мир узнал спустя 28 лет после смерти Ремарка. Только лишь в 1998 году «Гэм» был опубликован, хотя написан роман был один из первых. Дело в том, что дебютная книга Эриха Марии «Приют грез» провалилась в продажах, и писатель решил не предавать широкой огласке свою следующую работу. Назван роман именем главной героини – девушки Гэм. Она путешествует по миру в поисках своей любви. Гэм успела побывать во Вьетнаме, Париже и Сингапуре, однако найти возлюбленного так и не смогла. Ремарк в этом произведении рассуждает о том, как женщина одновременно может быть независимой от многих факторов, но так зависящей от мужской части мира.

Возлюби ближнего своего

Работу над написанием романа «Возлюби ближнего своего» Ремарк закончил в 1939 году, когда произведение оказалось на страницах журнала «Colliers». Отдельным же тиражом книга вышла в 1941 году. События романа разворачиваются в Европе, едва отошедшей от Первой мировой войны. В Германии к власти все увереннее пробирается НСДАП, что ведет к выдворению из страны огромного количества евреев. Они превращаются в эмигрантов, их появление в других странах также не вызывает ничего позитивного. Получить вид на жительство практически невозможно, а уж о праве трудиться можно даже не мечтать. Несмотря на крайне тяжелое положение, люди не опускают рук и по-прежнему любят жизнь – в этом и есть главная идея романа.

Ночь в Лиссабоне

Этот является одним из последних трудов Ремарка и последним, опубликованным при жизни писателя. Отдельный тираж книги «Ночь в Лиссабоне» состоялся в 1962 году. Роман повествует читателю об эпизоде из жизни некоего беженца, который вместе со спутницей по имени Рут желает раздобыть визы в США и билеты на пароход. Однажды герой встречает незнакомца, который согласен предоставить паре заветные квиточки взамен на то, что будет выслушан на протяжении всей ночи. Рассказывает незнакомец историю собственной жизни, которая представляет собой трагедию, причем не только личную, но и трагедию всей Европы, к тому времени уже захлебнувшейся в фашизме.

На обратном пути

Мы знаем, что большинство книг Ремарка повествует о военных событиях. Оно и не удивительно, ведь на жизнь писателя пришлись сразу обе мировые войны. Однако в романе «На обратном пути» Эрих Мария оставляет театр военных действий, переместив читателя в первые годы мирного времени. Основной темой произведения является жизнь солдат, прошедших войну. Что стало с их родными домами, кто из родственников остался в живых и где теперь находится… И самый главный вопрос – как теперь жить им самим, долгое время варившимся в адском котле под названием война? На страницах романа представлены все ответы в виде повествования о судьбах разных людей, воевавших за одну идею.

Тени в раю

По сути «Тени в раю» являются сокращенной версией романа «Земля обетованная», однако эти произведения принято различать. В уменьшенном формате опубликовано последнее творение Ремарка было уже после его смерти, в 1971 году (инициатором выступила вдова писателя). Что же касается сюжета произведения, то взору читателя здесь представлены судьбы людей, оказавшихся вследствие войны в сотнях километрах от дома. В частности, ярко описывается период их жизни в США, когда пребывание там казалось просто раем на Земле. Тем не менее далеко не каждый человек оказался в состоянии совладать с психологическими травмами, нанесенными войной.

Земля обетованная

Роман «Земля обетованная» в своей полной версии был представлен миру в 1998 году. Официально произведение признано неоконченным. Как уже говорилось выше, труд Ремарка рассказывает нам о судьбах беженцев. Эти люди являются абсолютно разными, но у них имеется одна общая надежда – однажды снова оказаться в своем родном доме. Война оставила неизгладимый след в жизни каждого – одни спиваются, другие заканчивают жизнь самоубийством, третьи становятся навеки замкнутыми и одинокими людьми. На фоне трагичности в романе развивается история неподдельной любви и настоящей дружбы. Принято считать, что прототипом истории стали реальные отношения Ремарка с Натальей Палей.

Германия двадцатых годов ХХ века.

В «Приюте Грёз» — доме талантливого композитора и художника Фрица Шрамма всё залито светом. Нет слёз, боли, страданий, ужасы Первой Мировой войны обошли это место стороной. В сердцах героев — первая любовь, надежды и вера в прекрасное будущее.

Но внезапная смерть Фрица меняет жизни обитателей «Приюта Грёз». Смогут ли молодые люди принять реальность, пережить смерть друга и принять его отношение к искусству?..

Гэм (1924)

Гэм — чувственная, изысканная и утончённая аристократка, потрясающе красивая женщина.

Заядлая путешественница, за время действия романа Гэм побывает на четырёх континентах — в Европе, Азии, Южной Америке и Африке.

Путешествуя по миру, Гэм сводит мужчин с ума. Все её любовники различаются по мировоззрению, темпераменту, характеру, и через общение с ними внутренний мир героини раскрывается наиболее полно.

Перед Вами — непривычный Ремарк, ранний и наивный. Этот Ремарк ещё не успел стать реалистом.

Станция на горизонте (1927)

Эти мужчины живут высокими скоростями, сильным ветром, режущим лицо и всплеске адреналина в крови. Каждый из них становится кумиром светских львиц и звездой светских раутов.

Они зарабатывают огромные деньги и каждый раз, садясь за руль гоночного автомобиля, рискуют жизнью.

Автогонщики…

Но стоит этим мужественным «королям автогонок» снять шлем, и Вам откроются уставшие лица «потерянного поколения», поколения, которое так и не смогло оправиться от ужасов Первой мировой…

На Западном фронте без перемен (1929)

«На Западном фронте без перемен». Бесстрастны и немногословны сводки немецких газет. А тем временем, ежедневно, погибают чьи-то отцы, сыновья, братья…

Они уходили на фронт, мечтая о славе героев, а получали инвалидность или смерть…

Этот роман — не исповедь, не приговор, не обвинение. А попытка поведать всему миру о том поколении, чьи судьбы загубила война…

Возвращение (1931)

«Когда ты вернёшься домой, солдат…» Строка из старой, старой песни постоянно звучит в голове.

А что тогда?

Вся страна — разрушена. Нищета, отчаяние, голод и — деньги, деньги, деньги… Только где их заработать, взять или найти?

Любовь? Да вы насмехаетесь!

Порядочность? От этого слова пахнет нафталином и затхлостью.

Отныне — каждый сам за себя…

Три товарища (1936)

Настоящая дружба, истинная любовь и радость, которую испытываешь от такого простого слова «быть»…

Этим живут Роберт, Отто, Готфрид и очаровательная Пат, чьи судьбы сплелись на страницах романа.

Но трагедия «потерянного поколения», пережившего все ужасы войны, навсегда оставила след в их сердцах, судьбах и головах…

Возлюби ближнего своего (1941)

Лишь в тёмные времена так выделяются светлые люди…

Война, нищета, эмиграция, прощание с иллюзиями и безнадёжность… Героям романа пришлось пережить столько, что невозможно остаться безучастным созерцателем трагедии.

Но у них достаточно сил, чтобы не сломаться и жить дальше. Верить. Надеяться. Любить…

Триумфальная арка (1945)

Париж. Канун Второй мировой войны.

Он — хирург, который привычно спасает человеческие жизни, но с таким трудом сохраняет свою. Человек без документов, вынужденный скрываться от нацистов и французов…

Она — прекрасная и вспыльчивая. Актриса в окружении многочисленных поклонников, избалованная вниманием и щедростью.

И Париж… Город, в котором они встретились; город, в котором всей кожей ощущается приближение огромной беды…

Любовь наперекор всему. Любовь, от который нестерпимо болит сердце…

Искра жизни (1952)

Что остаётся у людей, обожжённых войной? Что остаётся у людей, которых лишили надежды, любви — и, по сути, самой судьбы?

Искра жизни… Крохотный, едва тлеющий огонёк. Слабый, но — негасимый. И поэтому они улыбаются, глядя смерти в лицо.

Кромешная тьма — и крохотный огонёк, на свет которого бредут уставшие души.

Время жить и время умирать (1954)

Как быть, если ты не можешь отключить разум и перестать думать? За твоей спиной — ад выжженных и вытоптанных стран, впереди же — грязь и кровь войны.

И ты — жалкий винтик чудовищный военной машины…

Кажется, что «время умирать» бесконечно и «время жить» никогда не наступит…

Чёрный обелиск (1956)

Германия двадцатых годов прошлого века…

Короткая передышка между двумя мировыми войнами. Отгрохотала Первая мировая, но уже ощущается, что будет новая война.

Эпоха «межвременья» и зарождения фашизма… Как же сложно в это время простому человеку понять — ради чего ты живёшь? В чём смысл твоего существования?

Жизнь взаймы (1959)

Жизнь взаймы. Когда уже не жалеешь ничего, ведь терять, по сути, нечего.

Смерть — неизбежна, а будущего — больше нет.

Любовь на грани обречённости и отчаяния. Риск на грани гибели и веселье на грани неизбежной беды.

Но жизнь так прекрасна! Пусть последние дни будут яркими и навсегда врежутся в память тому, кто остался жить…

Ночь в Лиссабоне (1962)

Жизнь разбита войной, на столе — бутылки дешёвого вина, а за окном — ночь.

Он потерял всё. Осталась только эта пронзительная исповедь перед первым встречным. История о любви, отчаянии, жестокости, необъяснимой верности и странной отваге.

Отчаянная попытка из осколков жизни, что была разбита войной, сложить новую судьбу и уверовать в счастье…

Тени в раю (1971)

Американский рай и люди-тени… Со всей Европы на континент бегут люди, обожжёные войной, утратившие прошлое.

Писатель, крепко пьющий и взирающий на жизнь с изрядным цинизмом. Красавица-модель, нервная и порывистая. Актриса-пустышка и талантливейший хирург.

Безудержно оптимистичный бизнесмен и герой Сопротивления.

Объединяет их одно — святая надежда вновь вернуться в родные края…

2043

22.06.14 10:05

Героиня Ирины Муравьевой в оскароносной мелодраме «Москва слезам не верит» знакомится с будущим мужем-хоккеистом, когда едет в метро с книгой Ремарка в руках. «Сейчас вся Москва читает!», - отвечает она на вопрос парня.

В книжном царстве

Действительно, и Москва и вся советская просвещенная интеллигенция повально увлекалась произведениями Ремарка. Он считается писателем из когорты «потерянного поколения». На таких наложила свой отпечаток Первая мировая и не удовлетворило послевоенное существование.

Эрих Пауль Ремарк был сыном книжного переплетчика, стоит ли удивляться, что страстью мальчика стала литература? Он по многу раз перечитывал романтика Цвейга, мрачного русского писателя Достоевского, соотечественников - стихи Гёте и утопии Томаса Манна.

Ужасы военных будней (он был призван в армию в 18 лет), ранение на Западном фронте в 1917-м году, приход к власти нацистов, а также любовные истории, в том числе, женитьба на больной туберкулезом Ильзе Ютте, отразились позже в его творчестве. Марлен Дитрих разбила его сердце, а «склеила» экс-жена Чарли Чаплина, восхитительная Полетт Годар. С ней прозаик вспомнил, что такое счастье, и прожил в браке почти 20 лет.

Начало творческой деятельности Ремарка относится к началу 1920-х годов. Тогда же он поменял второе имя Пауль на Марию - в честь умершей матери.

Первый ошеломительный успех

«На Западном фронте без перемен», роман, опубликованный в 1929-м году, принес молодому писателю оглушительную славу. Он даже был выдвинут в нобелевские лауреаты (но комитет «завернул» кандидатуру немца).

Спустя год произведение экранизировали (фильм получил «Оскар»), и его автор неожиданно для самого себя разбогател. В основу книги были положены личные переживания Эриха. Он сам и его герой Пауль (от лица которого написан роман) отличались лишь тем, что повествователя все же настигала гибель. Эмоциональный рассказ о войне, написанный простым языком, - вот что привлекало и привлекает читателей к этой работе писателя.

Фашистам не пришлись по вкусу антимилитаристские труды Ремарка, и они стали жечь их прилюдно. Это заставило его покинуть родину и уехать в Швейцарию.

Мрачные финалы

История любви ветерана войны молодого автомеханика Роберта и беззаботной жизнелюбивой Патриции лежит в основе романа «Три товарища». В театре «Современник» постановка Галины Волчек по этой книге пользовалась огромной популярностью. А режиссер Александр Сурин, взяв сюжет у Ремарка, «пересадил» героев на российскую почву, картина называлась «Цветы от победителей».

Говорят, что героиню «Триумфальной арки» автор «списал» со своей возлюбленной Дитрих. Это трагическое повествование о хирурге Равике, скрывающегося от преследований нацистов в Париже, и его любовнице, актрисе Жоан.

В 1948-м году вышла драма «Триумфальная арка», где в роли Жоан блистала Ингрид Бергман.

«Время жить и время умирать» изобилует тяжелыми сценами расстрелов, бомбардировок, насилия. Это еще одна попытка Ремарка показать ужасы войны и открыть глаза современникам на чудовищность милитаризма.

Мрачные финалы становятся «фишкой» Ремарка, он не щадит своих персонажей. Поэтому читать их тяжело, это всегда разрывает сердце.

Ужасы концлагеря и безнадежная любовь

В «Искре жизни» описано то, что самому прозаику, к счастью, испытать не удалось, ведь речь идет о концентрационном лагере. Он основывался на впечатлениях бывших узников, а посвятил произведение казненной нацистами сестре.

Редким исключением в библиографии Ремарка является роман «Жизнь взаймы», ведь в нем нет ничего антивоенного. А есть просто отношения между безнадежно больной Лилиан и автогонщиком Клерфэ.

Для нее каждый день - подарок. Для него риск - обычное дело, однако возлюбленная способна научить его ценить жизнь. Сидни Поллак снял по мотивам книги ленту «Бобби Дирфилд», в котором гонщиком стал Аль Пачино.

Взято из жизни

А вот то, о чем говорится в «Черном обелиске», знакомо писателю не понаслышке. Он сам в ранней молодости подвизался в фирме, продающей надгробия, и сам был органистом часовни при психушке. Так что образ героя романа Людвига во многом автобиографичен.

«Тени в раю» вышли уже после смерти автора (он умер в Локарно в 1970-м, вдова похоронила его и пережила на 2 десятка лет). В книге описаны впечатления репортера, приехавшего в Америку во конце Второй мировой. Он встречает разных людей, для которых США стали «землей обетованной», но все равно каждый из них грезит о возвращении на свою разоренную фашистами родину.



Похожие статьи
 
Категории