Урок чтения пришвин ребята и утята. Наблюдал за жизнью животных

02.04.2019

Марина Лешукова
Конспект занятия в старшей группе по рассказу М. Пришвина «Ребята и утята»

«Ребята и утята»

Задачи:

Познакомить с произведением М. Пришвина «Ребята и утята»;

Учить чувствовать и понимать характер героев произведения, уметь анализировать поступки героев;

Воспитывать доброжелательное отношение к живой природе;

Развивать речь детей.

Материалы:

Произведение М. Пришвина «Ребята и утята», картинки с изображением Утки и утят, карточки с изображением плохих и хороших поступков по отношению к животным, карточки с изображением животных.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами познакомимся с еще одним произведением М. Пришвина «Ребята и утята». Присаживайтесь по удобнее и внимательно слушайте. (На доске висит изображение утки и утят)

Чтение рассказа «Ребята и утята»

Беседа по прочитанному:

О ком говорится в рассказе?

Что случилось с утятами во время путешествия?

Какое состояние было у мамы утки? (взволнованное, бегала с открытым ртом)

Какими были мальчики по отношению к утке с утятами? (злые, бессердечные.)

Хорошо ли мальчики поступили?

Какое поведение было у мальчиков в конце рассказа?

Кто помог утке в данной ситуации?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Физкультминутка:

Утки серые летели.

Все летели, да летели.

И присели, посидели,

Да и снова полетели

За столы тихонько сели.

Дидактическая игра: Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Плохо- хорошо». У вас на столе лежат карточки, на них изображены Плохие и Хорошие поступки по отношению к животным. Ваша задача отобрать карточки с хорошими поступками и объяснить, почему вы считаете это хорошим поступком.

Молодцы ребята! Вы все хорошо справились с этим заданием.

Игра на развитие речи:

Дети по очереди вытягивают карточки с животным (и). Взрослый задает любые вопросы в любой очередности. (Например: Ребенок выбрал утку. Какая она? Назови утку ласково. Как зовут детенышей утки? Чем утка питается? Как она ест)

Давайте вспомним с каким произведением мы с вами сегодня познакомились?

Кто был главным героем этого рассказа?

Как нужно поступать по отношению к живой природе?

На этом наше занятие подошло к концу. Я буду надеяться, что вы все хорошо поняли то, что природу надо беречь и совершать только хорошие поступки.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по рассказу М. Пришвина «Золотой луг» в старшей группе Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг». Расширить и уточнить знания детей об одуванчике.

Конспект НОД по развитию речи с элементами сказкотерапии в старшей группе «Все ребята хороши, всех мы любим от души» Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учереждение Детский Сад N8 Приморского района г. Санкт-Петербург. Конспект Непрерывно.

Конспект НОД в средней группе детей с ОНР. Чтение рассказа М. Пришвина «Лисичкин хлеб» Программные задачи: Развивать словарь за счёт активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоимённых форм, притяжательных.

Конспект ООД в подготовительной группе Пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг» Программное содержание Расширять представления детей о жизни растений. Продолжать учить содержательно и выразительно пересказывать литературный.

Цель: Систематизировать знания детей о летних олимпийских видах спорта: волейбол, футбол, баскетбол. Задачи: - развивать физические качества.

Конспект открытого занятия во второй средней группе «Уточка и утята» Тема: «Уточка и утята». Цель: учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей, предавая некоторые характерные особенности (вытянутый.

Конспект занятия по степ-аэробике «Дружные ребята» для мальчиков старшей группы Задачи: формировать осанку, развивать внимание, чувства ритма и темпа музыки, закрепить умение соблюдать дистанцию во время передвижения,.

ГУ «Кызылжарская средняя школа»

Астраханского района

Акмолинской области

Открытый урок по теме:

М. Пришвин «Ребята и утята»

учитель начальных классов

Гоманюк И.Г.

ТЕМА: М.М.Пришвин «Ребята и утята» Слайд №1-3

Цель: знакомство с творчеством и биографией М. Пришвина

Задачи урока:

    Познакомить детей с творчеством М.М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;

    Развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;

    Воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.

Формы организаций урока: коллективные, индивидуальные.

Оборудование: презентация к уроку, карточка «проверь себя», солнце с ладошками

Ход урока.

    Организационный момент. Слайд №4 .

Солнце встало, потянулось,

Нам в окошко улыбнулось!

Улыбнемся мы в ответ,

И тогда улыбка наша облетит весь белый свет,

Станет мир наш добрый краше,

Жителям Земли привет! (Машут руками).

Подарите каждому

По кусочку солнышка

Путь добром наполняться

Души их до донышка.

Я вижу, что вы готовы к уроку. Так будьте здоровы, внимательны, активны на уроке. Слайд №5

Давайте вспомним правила сотрудничества (чтение цепочкой).

    Осмысливать задание;

    Выслушивать мысли каждого;

    Отстаивать, доказывать свою точку зрения;

    Не перебивать друг друга;

    Соблюдать правила поднятой руки;

    Проверка д/з.

- Как называется наш раздел, который мы закончили изучать?

Работа над тестами по пройденному материалу.

1. Вспомните, в каком рассказе есть строчки:

«Ветер подхватил кораблик и погнал его от берега.

Мышонок крепко вцепился в сухую кору и

не шевелился. Ребята махали ему руками с берега»:

А) «Малыш и Карлсон»;

Б) «Мышонок Пик»;

В) «Ёжикина скрипка»?

А) А.Линдгрен;

Б) М.Пришвин;

В) В.Бианки?

3.Найдите строчку из стихотворения

Ф. Тютчева «Зима недаром злится…»

А) «Деревья жалобно шумели, когда настали холода…»;

Б) «Лист сухой валится, ночью ветер злится да стучит в окно…»;

В) «Зима ещё хлопочет и на Весна ворчит. Та ей в глаза хохочет…».

4. В стихотворении Ф Тютчева « Зима не даром злится…» говорится борьбе:

А) зимы с весной;

Б) весны с летом;

В) весны с осенью.

5. Подберите окончание пословицы «апрель с водой, а…»

А) май с травой;

Б) весна с землёй;

В) дождь с жарой.

Проверка Слайд №6-8

    Постановка задач урока.

Учитель: Слайд № 9

Сегодня на уроке переходим к новому разделу. Расшифруйте название нашего раздела. АШАН АТЕНАЛП – ЯЛМЕЗ.

Мы живём на нашей планете и порой не замечаем, неповторимый мир в нём, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они соседи и земляки. И нас связывает с ними общее - жизнь.

В природе все взаимосвязано. Выпадение хотя бы одного «инструмента» ведет к нарушению гармонии в слаженном «оркестре» живых организмов.

Ученики: Слайд №10

Все-все на свете нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись и без чудовищ нелепых,
И даже без хищников злых и свирепых.
Нужны все на свете! Нужны все подряд!
Кто делает мед, и кто делает яд.

Плохи дела у кошки без мышки,
У мышки без кошки не лучше делишки.
Плохо, когда мы не очень дружны,
Но все мы друг другу очень нужны.

Учитель:

Учиться умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина. -- Познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

4. Рассказ о М. Пришвине. Слайд №11

М.М.Пришвин много путешествовал и накопил немало впечатлений. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

Какого человека можно назвать неравнодушным?

Так вот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Природу и Родину Пришвин рассматривал как единое целое и говорил: «Охранять природу – значит охранять Родину» Своими произведениями Пришвин воспитывал в людях любовь к природе. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

Прочитайте, что о нем написал К. Паустовский: слайд №12

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспевал ее, то, прежде всего эта благодарность выпала бы на долю….»

На долю кого выпала бы эта благодарность?

М. Пришвин. Слайд №13

5.Изучение нового.

1. Психологический настрой на восприятие нового произведения.

Прочитайте заглавие рассказа.

- « Ребята и утята »

Как вы думаете, кто главные герои этого произведения? О чем пойдет речь в этом произведения?

Кто видел маленьких утят?

Где?

Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд № 14

Чирок – свистунок.

Чирок – свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолёт – вертикально.

ЧИРОК-СВИСТУНОК одна из самых маленьких уток, вес его составляет всего лишь 200-450 г. От всех других уток отличается, помимо размеров, ярким зеленым зеркальцем на крыле. Имеет наиболее узкие и острые крылья среди всех речных уток и соответственно этому наиболее быстрый полет. Летает почти бесшумно, с частыми поворотами тела.

Чирок-свистунок - один из наиболее многочисленных видов уток.

Гнезда свистунки устраивают у окраин водоемов в местах, где имеются хорошие укрытия - кустарники, кучи валежника и т. д., под которыми и прячут свои гнезда. Гнездо в виде ямки с выстилкой из стеблей сухих тонких злаков. Первые выводки пуховичков можно отметить в конце мая. Растут птенцы довольно быстро и уже в месячном возрасте поднимаются на крыло.

Питается чирок-свистунок как растительными, так и животными кормами.

2. Словарная работа.

Сегодня мы прочитаем рассказ, в котором одной из героинь будет вот такая симпатичная уточка – чирок. В этом рассказе нам встретятся не совсем понятные слова (незнакомые). Попробуем объяснить их значение.

    Холм – небольшая отлогая горка . Округлая возвышенность с пологими склонами. Слайд №15

    Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. С лайд №16

    Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1км. С лайд №17

    Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. С лайд №18

    Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. Слайд №19

    Кузница – помещение, где работают кузнецы. Слайд № 20

3 . Чтение текста с остановками.

Слайд №21

1 остановка. Вот тут их увидела ребята….

Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

- На свободу.

Что значит для утят свобода?

Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?

Докажите строчками из произведения.

Сколько надо было идти до озера?

- 3 версты

Сколько это километров?

- Чуть больше 3 километров.

Это много или мало для человек?

А для маленькой уточки?

Прочитай, как шла мать-уточка с утятами.

Почему уточка-мать шла позади утят?

Какие враги были у уток?

Докажите строчками из произведения.

Кто страшнее?

Почему?

Слайд № 22

2 остановка. – Что вы будете делать с утятами? – спросил я строго у ребята…

Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

Докажите строчками из произведения.

Зачем ребята это делали?

- Просто так, для забавы.

Как вела себя уточка, когда ловили ее утята?

Докажите строчками из произведения.

Могла ли утка кричать?

Докажите строчками из произведения.

Ее немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.

А какое чувство пережили утята?

Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?

А какое слово вы кричите, когда боитесь?

- Мама

А ваша мама переживает за вас?

Как она ведет себя при этом?

Как в рассказе чаще всего называют уточку?

- Мать.

А какая она мама?

- Заботливая.

Вам ее жалко?

Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценной собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, который испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

- Утята пойманы, что собираются делать ребята?

Слайд №23

3 остановка …и побежали с утятами на холм.

Кто помешал мальчишкам?

Смогли ли они объяснить свой поступок?

Какое приказание дал им взрослый?

Докажите строчками из произведения.

Назовите слова, которые показывают строгость автора.

Что делали бы вы, оказавшись рядом?

Что можно сказать о ребятах?

- Что сделает уточка-мать, когда увидит, что ее детей отпустили?

Слайд № 24

4 остановка. Ребята надо мной засмеялись.

Что сделала уточка-мать, когда ее детей отпустили?

Докажите строчками из произведения.

Как шла уточка-мать в начале рассказа?

А почему сейчас она побежала вперед?

- Хотела быстрее увести детей от врагов.

Как Пришвин попрощался с утятами?

Что он сделал при этом?

Докажите строчками из произведения.

Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?

- Знак уважения.

Перед кем этот знак уважения?

Почему?

Как мальчишки на это прореагировали?

Предложите, как поступит М.М. Пришвин дальше?

Чтение до конца.

Что можно сказать о ребятах? (Безответственные, несерьёзные)

Как их назвал рассказчик? (Глупыши)

Как можно назвать их по-другому?

Можно ли сказать, что ребята были жестокими?

Что пожелали люди уточке?

Нужно ли было пожелание людей уточке?

Почему?

Докажите строчками из произведения.

ФИЗМИНУТКА

Слайд № 25 . Подбор пословиц к произведению.

Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. Прочитайте их про себя.

Умел ошибиться, умей и….(исправиться.)

Добрый пример лучше ста…(слов.)

Сначала думай – потом… делай.

Сей добро, посылай….., оделяй….(добро, добром)

Дитя плачет, а у матери сердце…. (болит.)

К кому из действующих лиц подходят эти пословицы? Почему?

5.Закрепление.

Сейчас мы проверим, как внимательно вы читали и как поняли это произведение

Слайд №26 . Работа по карточкам тестам

п/н

Вопрос

Ответ +/-

1.

Произведения «Ребята и утята» - это сказка

2.

Главными героями были дети и семья уточки

3.

При встречи с утятами ребята пропустили их вперед

4.

Уточка пыталась спасти утят, бегая за мальчишками и утятами

5.

Пришвин разговаривал с ребятами ласково

6.

Ребята смогли объяснить свой поступок

7.

Уточка бросила своих утят

8.

Рассказ учит нас не обижать беззащитных, не проходить мимо беды

Слайд №27 . ВЗАИМОПРОВЕРКА В ПАРАХ И НА СЛАЙДАХ

    Определение главной мысли рассказа.

Почему?

Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать их помощь.

Что же вы можете сказать о М. Пришвине? Слайд № 28

Докажите, что М. Пришвин – человек:

добрый;

строгий;

неравнодушный.

6. Итог урока

Слайд № 29 . В одном из своих рассказов М.М. Пришвин сказал: «Все хорошее в природе – от солнца; а все лучшее в жизни – от человека».

Напишите на ладошках то качество, которым должен обладать человек, любящий и понимающий природу. (Забота, любовь, доброта, смелость, сострадание, сочувствие, жалость, сопереживание)

Дети наклеивают ладошки на солнышко.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Слайд № 30

Мои молодцы друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Слайд № 31

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя

Так давайте к ней мы будем

Относится как друзья

И при всем честном народе

Добавляем мы потом:

Нужно помогать природе,

Но со знанием и умом!

Д/з пересказ.

М.М.Пришвин «Ребята и утята»

Цели: 1)дать представление о том, что в описании обстановки, поступков и размышлений героев выражается авторское отношение к героям; 2)формировать умение видеть авторскую оценку героя в описании обстановки, поступков и размышлений героев; 3)развивать представление о том, в чём заключается заботливое, бережное отношение человека к окружающему миру. Ход урока 1 Подготовка к восприятию - Сегодня мы встретимся с писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным – природоведом, фотографом. М.М.Пришвин прожил долгую и интересную жизнь. Он много видел, наблюдал за природой. Всё это с необычайной полнотой отразилось в маленьких и больших рассказах М.М.Пришвина. Посмотрите на его портрет. Что вы можете о нём сказать? (У М.М.Пришвина добрый и очень внимательный взгляд, хочется подойти и поговорить с ним). – Главная тема произведений М.М.Пришвина – мир природы, прекрасный, неотразимый, гармоничный, который живёт своей жизнью. И в этот мир приходит человек. Порой своими поступками он наносит большой вред миру природы. Вот об этом поведал М.М.Пришвин в рассказе «Ребята и утята». 2 Первичное восприятие Начало рассказа читает ученик, кульминацию – учитель, со слов «Они как будто…» - ученик, концовку – учитель. 3 Выяснения первичного восприятия и постановка учебной задачи - С каким настроением выслушали рассказ? - Итак, в мир природы пришёл человек. Перечитаем рассказ ещё раз и подумаем над тем, правильно ли он себя ведёт. 4 Выборочное чтение и анализ текста 1) – Прочитайте 1 абзац и найдите ответ на вопросы: 1 ряд – когда? Происходили весной 2 ряд – где? события в в болотном лесу 3 ряд – с кем? рассказе с маленькой уточкой - Почему уточке пришлось так далеко свить гнездо от озера? (Озеро далеко разливалось и прочное место для гнезда…). – Вода спала, и уточка отправляется со своими утятами в озеро, на свободу. 2)Один ученик читает 2 абзац, остальные ищут слова, с помощью которых автор показывает, как вела себя уточка – мать во время перехода («Мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду»). – Почему уточка – мать вела себя так? (это как мать человека, ведь путешествие было очень опасным). – Кто же представляет опасность для уточки в этом путешествии? («глаз человека, лисицы и ястреба»). – Обратите внимание на порядок слов. Не заметили ли вы чего-то необычного в этом порядке? (на первом месте стоит человек). – Человек, как ни странно, представляет для уточки наибольшую опасность. И действительно то, чего больше всего боялась уточка-мать и произошло. Утят с уточкой увидели ребята. Поразмышляйте, как поведут себя дети? (мнения детей). 3) Ученик читает 3 абзац. Остальные работают по вариантам. 1 вариант- находят слова, которые показывают действия ребят; 2 вариант- находят слова, которые показывают действия уточки. 1 в. 2 в. Зашвыряли шапками, мать бегала за ними с раскрытым ловили утят, собирались клювом и перелётывала в разные закидать шапками мать стороны - Как эти действия характеризуют ребят? (бездушные, злые, заставили страдать уточку). – А как эти действия характеризуют уточку-мать? (заботливая, как настоящая мать). – А теперь давайте пофантазируем. Предположите, что могло произойти дальше с уткой и утятами? - Но почему этого не произошло? («Но тут подошёл я»). – Кто такой я? (Автор, М.М.Пришвин) - Давайте посмотрим на отношение автора к действиям ребят. Я сейчас прочитаю отрывок, а вы найдите слова, которые помогут увидеть это отношение. («строго спросил, сказал я очень сердито, приказал я ребятам»). – Автор возмущён действиями ребят, в его словах слышится осуждение. Расскажите, как поступили ребята после разговора с автором. – Найдите предложение «Они как будто…» . Почему автор берёт это слово «как будто»? (1-струсили, 2-одумались). – Самое главное, что не произошла трагедия. Мать и дети остались живы, «…семья продолжила своё путешествие к озеру». И автор от этого испытывает чувство радости. («Радостно снял шапку и, помахав ею, крикнул:»!Счастливый путь, утята!»). Он хочет, чтобы это чувство радости испытали и ребята, и поэтому автор обращается к ним: -Что вы смеётесь, глупыши, -сказал я ребятам.- Думаете, так-то легко попасть утятам на озеро? Снимайте живо все шапки и кричите «До свидания». 5 Обобщение. Итоги урока - Верно ли вели себя ребята? Как они должны были поступить сразу? - Над чем заставил вас задуматься рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»? 6 Домашнее задание - Подготовить выразительное чтение кульминационной части.


МКОУ «Новоусманская СОШ №3»
Урок литературного чтения
Учитель: Бабакова И.В.
Класс: 2 «Г»
Тема: "Добро и зло в рассказе М. Пришвина "Ребята и утята».
Цели урока: познакомить с произведением М.М. Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование: презентация, таблички «добро» и «зло», толковый словарь Ожегова, ромашка Блума, конверты с заданиями для работы в группах «Антонимы», конверты с заданиями для работы в группах «Восстанови план рассказа», «Сочини синквейн», «Рефлексия», плакат с изображением луга.
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Пусть моя голова проснётся,
Пусть моё сердце любит,
Пусть руки станут послушными,
И тогда я всё буду делать красиво.
II. Актуализация знаний.
1) Кластер.
На доске висят вперемешку таблички: «Виталий Бианки», «Музыкант», «Сова», «Борис Житков», «Храбрый утёнок», «Лев Толстой», «Филиппок», «Косточка».У доски работают 2 ученика.
Задание: объедините таблички в группы. Догадайтесь, по какому принципу это можно сделать.
Виталий Бианки «Музыкант»,
«Сова»
Борис Житков
«Храбрый утёнок»
Лев Толстой
«Филиппок»,
«Косточка»
- Объясните, по какому признаку вы объединили таблички в группы. (Автор и его произведения).
- Как вы думаете, какая группа здесь лишняя? (Лев Толстой и его рассказы о детях.)
- Что общего у двух оставшихся групп? (Виталий Бианки и Евгений Чарушин писали рассказы о животных, которые входят в изучаемый нами раздел «О братьях наших меньших»).
-Сегодня мы продолжим знакомиться с разделом «О братьях наших меньших».
III. Самоопределение к деятельности.
1. Работа в группах.
3 группы получают задание объединить слова в пары по какому-то признаку (Даны слова: правда, добро, счастье, зло, горе).
4 группа получает задание найти в словаре С.И. Ожегова значения слов «добро» и «зло».
2. Проверка выполнения задания.
- Ребята, по какому принципу вы объединили слова в пары? Какие пары слов у вас получились? (Правда-ложь, добро – зло, счастье-горе).
- Можете ли вы мне объяснить значение слов добро, зло? (Выслушиваю ответы детей, таблички «Добро» и «Зло» прикрепляю к доске).
- Давайте посмотрим, как определяет значение этих слов автор толкового словаря Сергей Иванович Ожегов. (Отвечает представитель группы №4).
Добро - это нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок.
Зло – это нечто дурное (плохое), вредное, противоположное добру; злой поступок.
Слайд №2
IV. Определение темы урока. Целеполагание.
- Как вы думаете, для чего мы говорим о значении этих слов? (Поговорим на уроке о добре и зле).
- Тема нашего урока - «Добро и зло в произведениях Михаила Пришвина». Слайд №3
- Как вы думаете, чему мы будем учиться? (Выразительно читать, отвечать на вопросы, задавать вопросы, составлять план текста и др.)
III. Работа над новой темой.
1. Вступительная беседа
- Какие произведения Пришвина вы уже читали? («Глоток молока», «Лисичкин хлеб», «Осеннее утро»). Слайд №4
- Как вы себе представляете Михаила Пришвина?
- Посмотрите на портрет писателя. Слайд №5
- Хотите узнать о Пришвине?
2. Рассказ о М. Пришвине. Слайды № 6-9
О жизни и творчестве Михаила Пришвина рассказывает учитель либо подготовленный заранее ученик.
М. М. Пришвин родился в Орловской губернии в обедневшей купеческой семье. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми.
С 10 лет учился в Елецкой гимназии, затем в Тюменском реальном училище и в Лейпцигском университете Германии на агрономическом отделении.
Вернувшись в Россию, работал агрономом. В годы Первой мировой войны был военным корреспондентом. Позднее работал учителем в сельской школе, библиотекарем, и даже был директором школы.
Пришвин много путешествовал по стране. Он очень любил природу, наблюдал за ней, записывал свои впечатления от встреч с природой. Так появились рассказы и повести о природе.
Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. Он всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.
– Прочитайте, что о нем написал Константин Паустовский:
“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю М. Пришвина».
3. Прогнозирование
– Перед вами лежит текст рассказа. Прочитайте название рассказа. («Ребята и утята»)
Можно ли по названию предположить, о чём пойдёт речь? Слайд 10
– Кто видел маленьких утят? Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. Слайд 11
4. Первичное чтение рассказа.
- Ребята, послушайте рассказ. Возьмите простой карандаш, подчеркните незнакомые вам слова. (Звучит аудиозапись).
Маленькая дикая уточка чирок-свистунок решилась наконец-то перевести своих утят из леса, в обход деревни, в озеро на свободу. Весной это озеро далеко разливалось, и прочное место для гнезда можно было найти только версты за три, на кочке, в болотном лесу. А когда вода спала, пришлось все три версты путешествовать к озеру. В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду. И около кузницы, при переходе через дорогу, она, конечно, пустила их вперед.
Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками. Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелётывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении. Ребята только было собрались закидать шапками мать и поймать ее, как утят, но тут я подошел.
– Что вы будете делать с утятами? – строго спросил я ребят.
Они струсили и ответили:
– Пустим.
– Вот то-то «пустим»! – сказал я очень сердито. – Зачем вам надо было их ловить? Где теперь мать?
– А вон сидит! – хором ответили ребята.
И указали мне на близкий холмик парового поля, где уточка действительно сидела с раскрытым от волнения ртом.
– Живо, – приказал я ребятам, – идите и возвратите ей всех утят!
Они как будто даже и обрадовались моему приказанию и побежали с утятами на холм. Мать отлетела немного и, когда ребята ушли, бросилась спасать своих сыновей и дочерей. По-своему она им что-то быстро сказала и побежала к овсяному полю. За ней побежали утята – пять штук. И так по овсяному полю, в обход деревни, семья продолжала свое путешествие к озеру.
Радостно снял я шляпу и, помахав ею, крикнул:
– Счастливый путь, утята!
Ребята надо мной засмеялись.
– Что вы смеетесь, глупыши? – сказал я ребятам. – Думаете, так-то легко попасть утятам в озеро? Вот погодите, дождетесь экзамена в вуз. Снимайте живо все шапки, кричите «до свиданья»!
И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух, все разом закричали ребята:
– До свиданья, утята!
5. Словарная работа. Работа со словарём. Слайды 12-15
- Какие непонятные слова вам встретились?
(Далее проводится словарная работа с опорой на словарь учебника и презентацию).
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
Кузница – помещение, где работают кузнецы.
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
Овсяное поле – поле, засеянное овсом.
IV. ФизминуткаВышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш.
И опять настала тишь. (Сели)
VI. Проверка усвоения нового материала.
1. Эвристическая беседа.
-Ребята, давайте перечитаем рассказ по частям и поищем в нём примеры добрых или злых поступков героев.
Дети приводят примеры поступков, совершаемых героями. На доске нарисован «скелет рыбы», на который прикрепляются таблички с названиями поступков героев: слева добрых поступков, справа – злых. Обсуждаем причину каждого поступка.
Добро
Утка ведёт на свободу своих утят.
Утка защищает утят.
Автор ругает детей.
Дети возвращают утят матери.
Человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение.
Зло
Ребята закидали утят шапками.
Ребята хотят поймать утку.
- Подумайте, когда автор ругает детей, он совершает добрый или злой поступок? Почему он это делает?
- Давайте подумаем, а герои рассказа добрые или злые?
Утка - добрая, защищает своих утят.
Утята – добрые, беззащитные, никому не причиняют зла.
Автор – добрый, любит животных, неравнодушный.
Ребята – совершают нехороший поступок из-за глупости. Они не злые, а глупые.
- Чего в рассказе больше, добра или зла? (Добра больше).
2. Анализ названия рассказа
- Как по-другому можно назвать этот рассказ? («Путешествие утят», «Плохой поступок детей»).
– Как автор назвал свой рассказ? Почему именно так?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом. Он как бы сравнивает ребят и утят.
- Что общего между ребятами и утятами? (Живые существа, дети, несмышлёныши.). А чем они отличаются? (Вывод: человек может мыслить, поэтому он должен контролировать своё поведение).
3. Составление синквейна. Работа в группах. Слайд 17.
-Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.(Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).
Ребята.
Глупые, легкомысленные.
Бегут, ловят, раскаиваются.
Дети пожалели о своём плохом поступке.
Глупыши.
Утята.
Маленькие, беспомощные.
Идут, боятся, путешествуют.
Утята – маленькие живые существа.
Дети.
Утка.
Заботливая, смелая.
Ведёт за собой, учит, защищает.
Утка заботится о своих утятах.
Мама.
Пришвин.
Добрый, неравнодушный.
Наблюдает, записывает, любит.
Михаил Пришвин учит любить природу.
Учитель.
4. Составление вопросов по содержанию рассказа. Ромашка Блума.
На доске магнитами прикреплены лепестки ромашки. По одному ученики выходят к доске, снимают лепесток, читают слово на обороте. Нужно придумать вопрос по содержанию прочитанного рассказа, начинающийся с этого слова, и задать его классу. Дети отвечают на получившиеся вопросы.
Куда? (Куда утка повела своих утят?)
Зачем? (Зачем дети ловили утят?)
Что? (Что сказал ребятам взрослый?)
Как? (Как Пришвин простился с утятами?)
Объясни… (Объясни, почему автор называет ребят глупышами).
Что было бы, если… (Что было бы, если Пришвин не встретил ребят?)
5. Составление плана рассказа. Работа в группах.
Каждая группа получает лист ответов и набор карточек.
Задание: восстановите последовательность событий. Наклейте на лист ответов план рассказа. Запишите цепочку цифр в отведённые для этого окошки внизу страницы.
Восстанови план рассказа
Запиши получившуюся последовательность цифр
3. Утка повела утят к озеру.
5. Ребята ловили утят.
2. Приказ взрослого.
1. Семья продолжает путешествовать.
4. До свидания, утята!
Проверка выполнения задания. Должна получиться цепочка: 3,5,2,1,4.VII. Подведение итогов урока.
– Как вы считайте, почему люди пишут книги? (Хотят, чтобы читатели чему-то научились, посмотрели на себя со стороны, представили себя на месте героя, стали лучше).
- Чему хотел нас научить Михаил Пришвин? (Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков).
VII. Рефлексия урока. Слайд 18.
- Как вы думаете, что важнее: добрые мысли, доброе сердце или добрые поступки?
У каждого из вас на парте 3 цветочка: красный символизирует доброе сердце, жёлтый - добрые мысли, голубой – добрые поступки.
- Подумайте, что в жизни важнее: доброе сердце, добрые мысли или добрые поступки?
Выберите один цветочек и наклейте его на рисунок. (На доске рисунок, на котором изображена уточка с утятами, идущие по лугу).
- Давайте посмотрим, каких цветов больше на нашей поляне. Что по вашему мнению важнее? (Всё важно).
- Я желаю вам, чтобы ваши мысли и сердца всегда были добрыми, тогда вы будете совершать только добрые поступки!

Цели:

  • познакомить детей с творчеством М.М.Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными особенностями произведения;
  • развивать речь учащихся; развивать навык осознанного и правильного чтения; формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста; находить в тексте предложения, подтверждающие устное высказывание;
  • воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю как создателю художественного произведения.

Ход урока

І. Организационный момент

ІІ. Актуализация знаний

1. Рассказ о М.Пришвине.

– Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

– Какого человека можно назвать неравнодушным?

– Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек.

– Прочитайте, что о нем написал К.Паустовский: (слайд2)

“Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю…”

– На долю кого выпала бы эта благодарность?

– М.Пришвин. (слайд3)

2. Викторина по творчеству М.Пришвина.

– Вы уже не в первый раз встречаетесь с произведениями М.Пришвина. А я хочу узнать сейчас, настоящие ли вы читатели. Попробуйте по отрывкам узнать произведение: (слайд 4)

1) “Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил.”

– “Журка” (слайд 5)

2) “И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба: со мной это постоянно бывает, что, когда не возьму хлеба в лес – голодно. А возьму – забуду съесть и назад принесу.”

– “Лисичкин хлеб” (слайд 6)

– Какие еще произведения М.Пришвина вы читали? (слайд 7)

ІІІ. Сообщение темы урока

– А вот как вы считайте, почему люди пишут книги?

– Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше.

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина. (слайд 8)

IV. Изучение нового материала

– Прочитайте заглавие рассказа.

“Ребята и утята”

– Как вы думаете, кто главные герои этого произведения?

– Кто видел маленьких утят?

– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М.Пришвин.

1) Словарная работа.

– В тексте вам встретятся незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение. (слайд 9)

  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах. (слайд 10)
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км. (слайд 11)
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Овсяное поле – поле, засеянное овсом. (слайд 12)
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился. (слайд 13)
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы. (слайд 14)

2) Физминутка.
3) Чтение рассказа.

– Теперь мы прочитаем рассказ, а потом вы попробуете доказать, что М.Пришвин был неравнодушным человеком.

(Чтение рассказа учителем)

4) Анализ и выборочное чтение произведения.

– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?

– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?
На свободу.
Что значит для утят свобода?
– Долго ли раздумывала уточка, прежде чем перевести своих утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Сколько надо было идти до озера?
3 версты.
Сколько это километров?
Чуть больше 3 километров.
Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки?
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами.
– Почему уточка-мать шла позади утят?
– Какие враги были у уток?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто страшнее?
– Почему?
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Зачем ребята это делали?
Просто так, для забавы.
Как вела себя уточка, когда ловили её утят?
– Докажите строчками из произведения.
– Могла ли утка кричать?
– Докажите строчками из произведения.
– Её немота, беззащитность, отчаяние – все в этих движениях.
– А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?
– Как она ведет себя при этом?
– Как в рассказе чаще всего называют уточку?
Мать.
А какая она мама?
Заботливая .
– Вам её жалко?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

– Какие пословицы о маме вы знаете?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения.
– Назовите слова, которые показывают строгость автора.
– Что делали бы вы, оказавшись рядом?
– Что можно сказать о ребятах?
– Как их назвал рассказчик?
– Как можно назвать их по-другому?
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Поэтому-то автор и назвал их ласково, понимая, что они это сделали неумышленно.
– Что сделала уточка-мать, когда её детей отпустили?
– Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
– Почему?
– Как мальчишки на это прореагировали?
– Почему?
– Что пожелали люди уточке?
– Нужно ли было пожелание людей уточке?
– Почему?
– Докажите строчками из произведения.

5) Работа над иллюстрацией.

– Посмотрите на иллюстрацию.
– Кто изображен на переднем плане?
– Что они делают?
– Кто изображен на заднем плане?
– Что они делают?
– Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этой иллюстрацией.
– Для чего М.Пришвин написал свой рассказ?
– Что его волновало?
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица
– Кто именно?
– А кто нет?
– Почему?

6) Работа с пословицами.

– Давайте попробуем продолжить пословицы, записанные на доске. (слайд 15)
– Прочитайте их про себя.
– Вслух прочитает первую пословицу …

(Умел ошибиться – умей и …)

– Продолжите пословицу.
Умел ошибиться – умей и поправиться.

– Почему?
– Вслух прочитает вторую пословицу …

(Сей добро, посылай …, оделяй …)

– Продолжите пословицу.
Сей добро, посылай добро, оделяй добром .
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?

7) Определение главной мысли рассказа.

– Как автор назвал свой рассказ? (слайд16)
– Почему?
– Автор делает ребят и утят главными действующими лицами, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, о совместном сосуществовании.
– Чему научил М.Пришвин ребят и нас своим рассказом?
– Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.
– Что же вы можете сказать о М.Пришвине? (слайд 17)
– Докажите, что М.Пришвин – человек

а) добрый;
б) строгий;
в) неравнодушный.

8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: (слайд 18)

Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".



Похожие статьи
 
Категории