Война и мир - описание маленького барабанщика.

27.03.2019

Чем данный разбор эпизода отличается от пересказа? Какую задачу ставил автор сочинения, была ли она решена и каким образом?

Роль эпизода гибели Пети Ростова
в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Эпизод смерти Пети Ростова расположен в конце третьей части последнего тома эпопеи, по сути дела, последней, так как в четвертой части Толстой подводит итоги повествования. Гибель Пети Ростова на одной из последних страниц романа подчеркивает мысль Толстого о бессмысленности, бесчеловечности войны, которая убивает юного, обаятельного, жизнерадостного молодого человека. В то же время в этом эпизоде особенно эмоционально воспринимается идея о народном патриотизме в этой войне, благодаря образу героя-юноши, добровольно ушедшего в шестнадцать лет сражаться за свою родину.

Эпизоду смерти Пети предшествует ряд событий, которые помогают понять состояние юноши перед боем. Вначале Петя вместе с Долоховым отправляется на разведку в лагерь французов и возвращается уже в возбужденном состоянии. Это проявляется в том, как он ведет себя с Долоховым («давай поцелуемся»). Так и не уснув, Петя идёт прогуляться по лагерю, по дороге встречает казака и вступает с ним в разговор, в котором стремится показать себя не юнцом, а опытным воякой: «А что кремни в пистолетах сбились…Оттого я привык всё делать аккуратно. Иные так, кое-как не приготовятся и жалеют. Я так не люблю». Толстой с большим мастерством рисует состояние Пети, который хочет выглядеть старше, а на самом деле ещё совсем ребёнок. Поэтому всё реальное вокруг него кажется ему волшебным: «Что бы ни увидел Петя, ничто бы не удивило его. Он был в волшебном царстве, в котором всё было возможно».

Важнейшую идейно-композиционною роль играет сон Пети, «Петина музыка». Он слышит звучание стройного хора, в котором каждый инструмент сливается с другим «в сладкий торжественный гимн», и даже всё то, что окружало мальчика во время сна («капали капли, и вжиг, жиг, жиг свистела сабля, и опять подрались и заржали лошади»), - не нарушало хор, а входило в него.

Этот сон отражает не только напряженное состояние Пети, но и содержит глубокий философский смысл – это гимн красоте и гармонии жизни. Он предвосхищает появление «шара из капель» в сне Пьера.

На следующее утро, во время выступления отряда, состояние и поведение Пети резко контрастирует с окружающей обстановкой. В то время как пехота, «шлёпая сотней ног, прошла вперёд по дороге… лицо его, в особенности глаза, горели огнём, озноб бегал по спине, и во всём теле что-то быстро и равномерно дрожало».

Автор подчёркивает, что во время переезда эта дрожь всё усиливается, и Пете кажется, что в момент выстрела, сигнала к атаке, всё расцвело, «как середь дня». Он бросается вперёд, не видя окружающей реальности. Петя сам ищет своей гибели, боясь опоздать, стремится оказаться в самой гуще событий. С одной стороны, его поступок объясним молодостью, с другой – мы видим в его действиях безответственную смелость, которую Толстой не считает настоящим героизмом. Поэтому картина смерти описана буднично и просто: «Петя тяжело упал на мокрую землю. Казаки видели, как быстро задергались его руки и ноги, несмотря на то, что голова не шевелилась. Пуля пробила ему голову».


Толстой великолепно изображает развязку эпизода. Мы видим, как видавшие виды вояки тяжело воспринимают смерть мальчика. Несмотря на то, что они скрывают свои чувства, видно, как глубоко потрясены Долохов и Денисов. Первый приказывает «пленных не брать», выразив этими словами потрясение. Денисова же эта смерть просто подкосила: «И казаки с удивлением оглянулись на собачий лай, с которым Денисов быстро отвернулся».

Предваряя известие о гибели Пети в доме Ростовых, Толстой рассуждает о горечи утраты близкого человека: «…но когда умирающий есть близкий человек, и человек любимый… то тогда разрыв и душевная рана, которая иногда залечивается. Но всегда болит». Писатель очень трогательно описывает душевные переживания близких о потере Пети. «Пе.. Петя… Поди, поди, она, она зовёт… - он, рыдая как дитя быстро семеня ослабевшими ножками, подошёл к стулу и упал почти на него, закрыв лицо руками». Что-то страшное ударило её в сердце, и ей показалось… что она умирает”. Нет утешения потерявшим сына родителям.

Эпизод гибели Пети очень важен в романе и тесно связан с идейным смыслом всего произведения. В этом эпизоде нашла отражение одна из самых важных идей – мысль семейная. А также мысль народная, так как Петя - участник партизанской войны, а партизанское движение, по Толстому, есть яркое проявление патриотизма.

Последний бой Пети Ростова - героя романа Л. Н. Толстого «Война и мир»

В этом отрывке из романа Льва Николаевича Тол­стого «Война и мир» мы знакомимся с Петей Росто­вым. Петя - ещё совсем мальчик, поэтому и отно­шение к войне у него особенное. Он не понимает, что война - это, в первую очередь, смерть. Для него вой- на - это геройство, приключения, испытания себя. Толстой пишет: «Петя находился в постоянно счаст­ливо-возбуждённом состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего герой­ства». Это состояние и привело его к гибели.

Гибель Пети - бессмысленная. Но на примере это­го героя Толстой показывает не только жестокость вой­ны, но и то, что даже на войне можно не терять че­ловеческих качеств.

Денисов пытается уберечь Петю от этой войны, вспоминая его «безумный поступок в Вяземском сра­жении». Но Петя не хочет никого слушать и соверша­ет эти «безумные поступки», словно играет в какую- то свою игру.

Петя во всём хочет казаться взрослым и особенно старается подражать Денисову и Долохову, быть до­стойным их общества. Мальчик пытается быть наравне с ними: «Он может, и я могу!» Нельзя не заметить, что особенно переживает за Петю Денисов, который даже целую ночь не спит, дожидаясь его возвращения из французского лагеря. Денисов просит его только об одном: «…слушаться меня и никуда не соваться», но ведь Петя мечтает командовать!

Мальчик живёт в своём мире, «в волшебном цар­стве, в котором ничего не было похожего на действи­тельность» и «всё было возможно». В этом мире он грезит о геройстве, и ему звучит «торжественно слад­кий гимн».

При чтении этого отрывка всё время переживаешь за Петю. А строчки о его гибели - особенно тяжёлые. Даже для Денисова, который видел не одну смерть на войне, эта смерть была особенным ударом.

Чувствуется огромная симпатия Толстого к этому герою. Петя - очень добрый, искренний человек, настоящий патриот. Наверное, если бы каждый чело­век был таким, то и войн бы не было. Ведь война ру­шит мир, а в данном случае она разрушила особый, волшебный, детский мир.

Огромное эпическое полотно романа Льва Толстого «Война и мир» населяют десятки самых разнообразных героев. Одни из них появляются лишь изредка, в эпизодах, другим же посвящены целые главы и части. В этом, конечно, нет ничего необычного: чем масштабнее действие произведения, тем больше в нем персонажей. Но герои Толстого все как на подбор замечательны и интересны. Как же определить, кто твой любимый герой в таком разнообразии? Здесь важно впечатление от прочитанного, система ценностей читателя и… наверное, случай. Потому что многие перечитывают этот прекрасный роман по нескольку раз, а человеку свойственно меняться.

О чем мечтал толстый мальчик?

Меня всегда вдохновлял образ Пети Ростова. Да, мой любимый герой романа «Война и мир» – неисправимый романтик, поплатившийся за это жизнью. Да, он – ребенок, испытавший ужасы войны и так и не успевший повзрослеть. Но он так светел и так прекрасен в своей чистоте…

Читатель знакомится с Петей Ростовым в самом начале романа-эпопеи. Этот толстый маленький мальчик затевает с Наташей спор о том, что на именинном обеде он задаст веселый, но совершенно несовместимый с хорошим воспитанием вопрос о пирожном. Он же вертелся под ногами Николая и Денисова, когда они приехали в отпуск. Милый, маленький и пока незаметный.

Однако детям свойственно расти. Взрослея, мой любимый герой «Войны и мира» с упоением предавался игре во взрослого мужчину: он с самого детства хотел стать героем, хотел пойти воевать. Война представлялась Пете некоей взрослой игрой, приключением, испытанием мужественности. До самого конца этот чистый душой мальчик не понял, что война – это, прежде всего, смерть, грязь и горе.

Юный защитник Родины

Достигнув подходящего возраста, Петя с восторгом и предвкушением заявил родителям: ” Ну, теперь, папенька, я решительно скажу - и маменька тоже, как хотите, - я решительно скажу, что вы пустите меня в военную службу, потому что я не могу… вот и все…” – и отправился в действующую армию.

И вот сбылась мечта юного защитника Родины: он попал на фронт. Петя совершенно ничего не знает о войне. Он стремится в самую гущу схватки, будто там раздают мороженое. Ему кажется, что где-то там, совсем недалеко, происходит то самое, геройское, чего ему, Пете так не хватает для счастья.

Более взрослые, побитые жизнью солдаты и офицеры, как могут, стараются уберечь Петю от опасностей. Генерал, у которого мальчик служит ординарцем, отправляя его к Денисову, запретил Пете участвовать в каких-либо вылазках последнего. Только вот какой шестнадцатилетний мальчишка слушается благоразумных и скучных взрослых, когда вокруг такое происходит?

Личность Пети Ростова

Попав в партизанский отряд, Петя раскрывается как личность. Рассказывая Денисову о своем участии в бою под Вязьмой, Петя упоминает, «как там отличился один гусар», умалчивая о своих (настоящих ли, вымышленных ли, но своих) подвигах. А это не совсем обычно для шестнадцатилетнего подростка, согласитесь?

Петя отчаянно желает выглядеть взрослее, сильнее и жестче, но не может совладать с собственным добрым сердцем и обостренной любовью к правде. Подавая казаку свою саблю, чтобы тот ее заточил, мальчик хотел было сказать «затупилась», но не смог соврать и выдавил: «она никогда отточена не была». А когда к ним в плен попадает мальчик-француз, ровесник юного Ростова, Петя жалеет его и, переступив через собственное желание казаться сильным и жестким, спрашивает, нельзя ли покормить пленного…

Познакомившись поближе с этим героем романа «Война и мир», начинаешь верить, что у этого мира еще есть будущее. Петя такой добрый, такой открытый и чистый! Он всем верит, всех считает своими друзьями; даже маркитанта, который «дерет» втридорога, считает очень-очень честным.

Для полного раскрытия личности героя Лев Николаевич использует прием внутреннего монолога. Именно из размышлений Пети читатель узнает, насколько велика его любовь ко всему миру и к людям, как сильно этот мальчик хочет послужить своей стране и стать героем. Та же сильно раскрывает героя его «внешний» диалог. Речевая характеристика выдает в Пете свойственные всем подросткам порывистость и романтизм: парень говорит короткими, емкими фразами, часто переключается с одного на другое.

Бессмысленная гибель…

Петя не перестает играть в героя до самого момента гибели. Этот мальчик живет в придуманном мире, где нет ужасов войны, а есть только звучащий для него, для героя, «торжественно-сладкий гимн». Но, несмотря на всю свою романтичность, малыш сражается как мужчина: он прекрасно справляется с вылазкой во французский лагерь.

Закончить сочинение на тему «Мой любимый герой романа «Война и мир» я хотела бы описанием эпизода гибели Пети Ростова. Смерть Пети – яркая иллюстрация бессмысленной жестокости любой войны. Было туманное утро, лошади будто скользили в мареве. Денисов ехал молча – и тут увидел, как под ноги Петиной лошади бросился француз. А потом сам Петя упал на землю, и его конечности задергались быстро-быстро, а голова осталась неподвижной. Навсегда. Денисов опешил: он сразу понял, что произошло, но все же воскликнул: «Убит?». А ведь этот старый солдат видел множество смертей! Но, может быть, только стоя над телом мальчика Ростова, понял, что каждая гибель закрывает навсегда один маленький мир…

Тест по произведению

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» огромное эпохальное полотно. Перед читателем показаны судьбы отдельных героев и целых семей, например, семей Ростовых, Болконских, Курагиных. Любой роман состоит из отдельных эпизодов, сюжетно связанных между собой. Каждый эпизод важен для раскрытия того или иного характера, сюжетной взаимосвязи, судьбы героя. Обратимся к анализу эпизода из 4 тома «Войны и мира», рассказывающего о первых впечатлениях Пети в партизанском отряде.
Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг; стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства».
Он романтик, война глазами Пети – лишь приключение, возможность испытать себя.

Ему не страшно: на войне Петя должен обязательно быть в центре событий, на передовой, чтобы осуществить свою заветную мечту – совершить подвиг, героический поступок. Но «генерал именно запретил Пете участвовать в каких бы то ни было действиях Денисова». Разве романтик может с этим согласиться? И все же, приказ для военного – закон.
Доброта, которая окружала мальчика в семье, сделала его чутким, отзывчивым, способным к состраданию. «Петя находился в восторженном детском состоянии нежной любви ко всем людям и вследствие того уверенности в такой же любви к себе других людей». И это чувство искреннее. Он любит всех однополчан, пытается сделать для них приятное: предлагает свой ножик, угощает изюмом. В партизанском отряде бойцы любят Петю, относятся к нему по-отечески. Но Ростов стремится выглядеть старше своих лет, доказать окружающим, что он уже взрослый и самостоятельный. И вместе с тем в этом эпизоде он по-детски наивен, хотя и стесняется этого.
Петю беспокоит судьба мальчика-француза, которого взяли в плен. Он ровесник Ростова, такой же юный и неопытный. «Нам-то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили его? Не обидели ли?» – внутренний монолог показывает доброжелательное отношение Пети к пленному. Для него Винсент Босс не враг, а попавший в беду совсем юный солдат, и ему просто необходимо помочь. Петя просит Денисова пригласить Винсента поужинать вместе с партизанами. Ведь даже к пленным нужно относиться по-человечески. Мальчик-француз видит в Ростове друга, готового прийти на помощь любому в трудную минуту.
Благородство Пети идет от души, однако он стесняется своего поступка. Возможно, кому-то из бойцов покажется малодушием то, что Петя Ростов пожалел врага: «Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику». Автор иронизирует над своим героем. Быть настолько чутким, искренним, доброжелательным к врагу – вот настоящая доброта и любовь к людям.
Чтобы раскрыть характер героя, автор использует прием внутреннего диалога. Именно через внутренний размышления Пети читатель видит, насколько велико его желание совершить подвиг во что бы то ни стало, и насколько огромной была его любовь к людям. Большое место в этом эпизоде занимает диалог. Через речевую характеристику мы лучше узнаем героя. Фразы у Пети отрывисты, он быстро переключается с одного на другое. В окружении опытных бойцов Ростов чувствует себя неловко, стесняется. Петя пытается казаться взрослее своих лет, и когда это у него не получается, краснеет. Окружающие должны принимать его таким, каким Петю воспитали в семье: робким, доверчивым, стеснительным, добрым, романтичным. В этой непосредственности его очарование, за это бойцы любят Петю, хотя иногда в душе и посмеиваются над его поступками.
Я думаю, что, прочитав этот эпизод, Петю полюбит любой читатель за его душевную теплоту, человеколюбие, детскую наивность, романтические мечты. Это свойственно не только ему, но и всем Ростовым. Вспомним судьбы Наташи, Николая. Они такие же открытые, чуткие, милые, способные к состраданию люди, как и их младший брат. Родители смогли воспитать в своих детях лучшие качества, именно это и ценит Толстой в семье Ростовых. И очень жаль, что милый Петя, следуя своей романтической мечте – совершить подвиг, в дальнейшем погибает. И читателю очень больно, читая об этом. Я думаю, что из Пети бы вырос благородный офицер и прекрасный человек.

Меню статьи:

В то время как большинство произведений демонстрируют упадок аристократии, роман Л.Н. Толстого активно обрисовывает нам другую картину – в мире высшего общества не так уж и печально – остались еще истинные аристократы, которые отвергают напускной вид и игру на публику. В мозаике всех образов романа-эпопеи заметно выделяется семья Ростовых – практически все члены семьи (за исключением старшей дочери Ростовых – Веры) могут послужить примером для подражания. Правда, не всегда им удается полностью соответствовать статусу идеала, но все же во многих вещах члены семьи Ростовых могут послужить примером для подражания.

Семья и отношения внутри семьи

Одним из ярких персонажей как романа в целом, так и семьи Ростовых является младший сын графа Ильи Андреевича и графини Натальи.

Кроме Петра, в семье воспитывалось его пятеро детей. С троими Петр находится в близком кровном родстве – Вера, Николай и Наталья. Еще три ребенка были взяты Ростовыми на воспитание. Соня была дальней родственницей Ростовых, она переселилась в дом к Ростовым после того, как стала полной сиротой. Еще два мальчика Борис и Митя не состояли с Ростовыми в родстве, они были взяты на воспитание в виду сложной ситуации в их семьях.

Предлагаем познакомиться с характеристикой членов семьи Курагиных в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”.

Внутри семьи отношения не были напряженными. В целом преобладала спокойная и позитивная обстановка. Дети часто проводили время вместе, они были очень дружны между собой. Исключение составляла лишь Вера – самая старшая из детей Ростовых, которая была абсолютной противоположностью – грубая и жесткая, она не располагала к себе. Из-за этого дети подсмеивались над ней и даже придумали ей обидное прозвище.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с характеристикой Долохова в романе Льва Толстого “Война и мир”.

Так как Петр был самым младшим в семье, то на его детские шалости все смотрели сквозь пальцы – родные понимали, что он шалит без намерения навредить кому-либо – им руководит любопытство. Несмотря на то, что многие его шалости безнаказанно прощались, Петя не рос избалованным или эгоистичным. Ростовы оказались талантливыми воспитателями и смогли уберечь сына от появления в его характере таких непривлекательных качеств.

Внешность Пети Ростова

Так как роман Толстого охватывает значительный временной промежуток, то у читателя появляется возможность проследить особенности возрастных изменений героев. Такую тенденцию можно проследить и в случае с образом Петра Ростова.

В начале романа Пете 9 лет. О его внешности в то время мало что известно. Единственное упоминание Толстой привязывает к комплекции мальчика, указывая на то, что в 9 лет Петя был полным.

Следующее упоминание относится в 13-летнему возрасту. На тот момент Перт Ростов был красивым подростком, который начал вступать в пубертальный период своего физиологического развития.

В 15 лет Петя стал очень похож на свою сестру Наташу. Петя был курносым, у него были выразительные черные глаза и румянец на щеках.

Пубертальный период его еще не завершился – голос его еще окончательно не изменился, поэтому время от времени Петя говорил писклявым детским голосом.
Военная жизнь неизменно отобразилась на внешнем виде Пети – он окончательно вышел из подросткового возраста и возмужал. Несмотря на то, что Пете пришлось столкнуться с самой неприглядной действительностью и жестокостью на полях сражения, глаза его не утратили детской веселости, а щеки румянца.

Детство

Петр Ростов является одним из центральных персонажей романа, но все же его действие кратковременно – преждевременная смерть стала тому причиной. Исходя из этого, в романе не слишком много эпизодов с детальным описанием ситуаций, позволяющих глубоко характеризировать его образ.

Большинство воспоминаний о Пете неотступно связаны с периодом детства.
Когда Петя был ребенком, то его каждый день начинался и заканчивался шалостью – Петя постоянно что-то ломал. Однако ему всегда удавалось избежать наказания. Он был очень активным ребенком и замучил всех членов семьи своим выходками. Естественно, как и все дети, Петя обожал сладости и никогда не лишал себя возможности полакомиться чем-то вкусным.

Из всех членов семьи Петя больше всего сдружился с Натальей – причиной тому вполне вероятно стал ее терпеливый характер и незначительная (по сравнению с остальными детьми) разница в возрасте.

Характеристика личности

Петя был всегда веселым и жизнерадостным. Даже в самых сложных ситуациях ему удавалось сохранить эти качества.

Он добрый и отзывчивый человек. Петя всегда с переживанием относился к чужому горю, он готов поддержать человека, попавшего в сложную ситуацию.

Как и все дети, он хочет поскорее стать взрослым. Именно тогда, по мнению Пети, его жизнь станет проще, ведь окружающие не будут подсмеиваться над его поступками, приписывая им ребячество.

Ростов всегда был искренний, он не умел лукавить или врать. Петю всегда переполняло желание сделать мир добрее. Состоятельна и безбедная жизнь не стала причиной появления у него отрицательных качеств: Петя никогда не относился к людям предвзято из-за их финансового положение или социального статуса. Для него важна суть человека, его внутренний мир.

Петя не испытывал тяги к наукам, но при этом он не был глупым. Ростов был слишком непоседливый – потребность долго сосредоточенно работать над книгами для него было немыслимым занятием.


Он всегда был настроен патриотически и с особым трепетом относился к Александру І. Именно чувство патриотизма, подстрекаемое юношеским максимализмом, стало причиной его гибели.

Военная служба Петра Ростова

Общественная позиция отца и брата стали причиной возникновения у Пети фанатичного чувства патриотизма. Именно поэтому он в преддверии военных событий решает приступить к военной службе.

Такое решение стало ударом для всей семьи – родные считали, что такой вид деятельности не подходит Пети и даже может стать для него губительным – по мнению родных, он еще слишком юн для такого дела, но Петр был слишком упрям и непреклонен – в конце концов родным пришлось смириться с его выбором – Петя поставил ультиматум – он собирался сбежать из дому, в том случае, если родные будут препятствовать его намерению. Родные, перепробовав все попытки разубедить Петю, сошлись на том, что единственным вариантом выхода из сложившейся ситуации будет принятие позиции Пети и разрешения его отправиться на службу по защите Отечества и с нескрываемым страхом следить за его первыми успехами на поприще военной службы.

Безусловно, Ростовы не стали окончательно потакать прихоти Пети и подыскали ему самое безопасное место для службы.

Однако душа Пети рвалась на поле сражения – ему во что бы то ни стало необходимо было совершить подвиг. Он поставил себе это за цель, но достичь ее было трудно, если ты не принимаешь участие в военных баталиях.

Участие в военных событиях 1812 года

Желание совершить геройский поступок не покидало Петра Ростова и, в конце концов, стало навязчивой мыслью. Поэтому он все время порывается оказаться на линии фронта – в самом центре военных баталий. Вскоре такая возможность у него появляется.

Петр Ростов оказывается в отряде Денисова. Молодой человек с воодушевлением воспринимает все вокруг. Ему кажется, что он попал в то место, где вершатся судьбы людей и совершаются самые безумные подвиги.

Петя в душе еще совсем ребенок и это замечают окружающие, они не высмеивают его ребячество и детские порывы – для людей, закаленных боями, такое эмоциональное восприятие кажется необыкновенно милым.


И вот мечта Пети сбылась – он принимает участие в военном сражении под Вязьмой, но действует он крайне безрассудно: он нарушает приказ и скачет не туда, куда нужно было, а под огонь французов, стреляя несколько раз из пистолета в сторону врага. После этого инцидента ему запрещают принимать участие в военных действиях.

5 (100%) 9 votes


Похожие статьи
 
Категории