Вольга и микула какие подвиги героев. Встреча с Микулой Селяниновичем

10.04.2019

Вольга Святославович - известный былинный герой, в котором отразились черты как исторического, так и первобытнообщинного строя. Особенностью персонажа является то, что он, согласно сказаниям, умел понимать язык зверей и птиц, а также превращаться в животных. В науке существует точка зрения, что в лице этого персонажа соединились черты нескольких реально существовавших древнерусских князей.

Мнения о происхождении

В историографии существует несколько мнений о том, кто такой Вольга Святославович. Некоторые исследователи видят в его образе черты первобытнообщинного уклада. Они ссылаются на следующие сюжетные моменты в былинах: описание грома и молний при его рождении, а также на тот мифологический факт, что, согласно сказкам, его отцом был змей.

Часть ученых видит в этом отголоски древнеславянских культов и языческих верований. Однако другие авторы прослеживают в этом персонаже реальные исторические корни. Например, есть версия, что Вольга Святославович был прототипом полоцкого князя Всеслава. Существует точка зрения, что в герое нашли отражение черты знаменитого который, согласно преданиям, погиб от укуса змеи, в чем находят параллели с историей этого сказочного персонажа.

Рождение

С именем героя связано несколько повествований, и первое из них посвящено его появлению на свет. Как уже говорилось выше, его происхождение окутано различного рода мифологическими пластами. В момент его рождения, по словам сказания, раздался гром, сверкнули молнии, и все животные испугались. Как и во многих других русских народных сказках, Вольга Святославович рос не по дням, а по часам, интенсивно набирался силы. Он быстро научился читать и писать, а также понимать язык животных. В этой версии его происхождения ярко выражено влияние языческих тотемических представлений древних славян о связи людей и животных.

Войны

Вольга Святославович, былина о котором посвящена его походам в заморские страны, был одним из наиболее популярных фольклорных героев древнерусского эпоса. Его отличие от других персонажей состоит в том, что он добивается победы не физической силой, как другие витязи, а хитростью, магией и волшебством. Это показано в произведении, посвященном его походу в Индию.

Согласно сказанию, он набирает дружину и отправляется воевать в иноземные края. Неизвестный автор пишет, как он превращается то в волка, то в сокола, добывая своим воинам дичь для пропитания. Перед осадой, согласно мифу, он превращает дружинников в муравьев, а по взятии крепости снова возвращает им человеческий облик. После победы он женится на супруге погибшего правителя, а его воины берут себе в жены местных женщин.

Исторические мотивы

Многие ученые находят в этом эпизоде еще одно важное отличие истории персонажа от традиционных повествований о витязях. Дело в том, что обычно былинный не оставался на месте, а продолжал путешествовать по русским землям, защищая их от врагов. То, что герой остался в завоеванном городе, позволяет многим авторам утверждать, что в этом сказании есть отголоски далекого времени переселения и вражды племен между собой, когда завоеватели оседали на покоренных территориях и вступали в брак с местными жительницами.

Встреча с Микулой Селяниновичем

Об отражении многих архаических черт в мифах о герое говорит их краткое содержание. Вольга Святославович не только путешествует в заморские края, но и ездит по русским землям. В одном из сказаний повествуется о том, как он получил в наместничество три города, где намеревался собрать дань. Он собрал свою дружину и отправился в путь. По дороге он встретился с крестьянским пахарем, который сохой обрабатывал землю.

В произведении дается пространное описание этого нового героя, простого крестьянского мужика Микулы, что мог одной рукой поднять тяжелую соху, которую не смогли вытащить из борозды ни дружинники, ни сам Вольга. Согласно повествованию, главный герой отдал Микуле в управление эти города после того, как навел порядок в сборе дани. Дело в том, что прежде сборщики налогов злоупотребляли своими полномочиями, собирая больше денег, чем это было положено.

Исторические реалии

Главная мысль былины «Вольга Святославович» заключается в том, что она показывает не только ратные подвиги воинов, но и простой крестьянский труд, а также В сказании об Индийском походе охота показана, например, как основное занятие народа. Если в других произведениях данный вид занятия изображался как забава князей и их дружинников, то здесь показано, что лесной промысел давал людям средства к существованию. Произведение отразило те времена, когда население еще не знало ни земледелия, ни скотоводства, и вело в основном присваивающее хозяйство. Так, именно за счет добычи питается дружина персонажа в походе.

Влияние иноземных сказаний

Вторая часть, по общему признанию исследователей, менее исторична, так как в ней отразились несколько культурных напластований, например, мотивы сочинений об Александре Македонском, который также совершил поход в Индию. Кроме того, имеется ряд отсылок к сказкам других восточных народов. Это сказалось, в первую очередь, в фольклорных моментах, связанных с превращением персонажа в животных. Однако в былине присутствует отсылка к событию из древнерусской истории: речь идет о походе Вещего Олега на Византию. Этот князь построил корабли на колесах, чтобы провести войско. Вольга также прибегает к различным хитростям, чтобы добиться взятия города.

Новгородские корни

История о встрече героя с Микулой, по замечанию большинства специалистов, связана с новгородскими реалиями. Об этом говорит описание природы, которое напоминает северные районы страны. В этих местах почва была очень трудна для вспахивания, в ней действительно были камни, как и сказано в былине. Кроме того, в произведении упомянуты соль и гроши, что, по словам ряда авторов, связано с тем, что Новгород, имея в достатке собственную соль, тем не менее, покупал ее у немецких купцов, за что платили большую дань. С этим связано упоминание о несправедливых сборщиках податей. Также в былине упомянут город Ореховец, в котором многие историки видят отсылку к древнему городу Орешку.

Еще один любопытный момент, на который указывают авторы относительно данной былины, - это то, как показаны отношения персонажа с простым крестьянином. Микула явно превзошел своего Вольгу в силе и ловкости. Его кобыла оказалась быстрее и выносливее коней Вольги. В этом авторы видят отсылки к тому далекому времени, когда варяжские дружины и местное славянское население враждовало между собой.

Особенности

Былины, посвященные этому персонажу, отличаются тем, что в них отразилось множество архаических черт, присущих древнерусскому обществу. Поэтому в своем образе соединил несколько культурных традиций Вольга Святославович. Мультфильм, снятый в 2010 году, тем не менее, совершенно не отразил древнерусских мотивов, характерных для данных произведений. А ведь сказания показали переходный период в становлении древнерусского государства с сохранением элементов общинного строя, но с зарождением политической власти правителей. В этом состоит отличие сказаний от традиционных былин, которые показывают уже сложившуюся общественную структуру. Но ни одну из этих особенностей не показал мультик «Вольга Святославович», который снят в современном стиле без учета исторических реалий.

Этот персонаж полюбился мне с раннего детства, уж очень необычным был его образ на фоне остальных, доступных совковым детям, сказок и мифов. Живой, реалистичный. Подбирая информацию для данного поста, я в очередной раз повеселилась от того, что Князь-оборотень, рассматривается скорее как исторический персонаж и о его удивительных способностях упоминается лишь вскользь. Приятно удивило и то, Вики, как оказалось, повествует о нём на удивление четко и лаконично) Немного об оборотнях в славянской мифологии и, непосредственно о Вольге под катом, а вот эта картинка показалась мне максимально отображающей образ моего любимца, ибо горностай и тур, и даже мушка - это круть неземная, но Воооолк - это суть)

ОБОРОТНИ В СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Волкодлак, волколак, волкулак, вовкулак, в славянской мифологии человек-волк; оборотень; колдун, способный превращаться в волка и обращать в волков других людей.
Легенды об оборотне общи всем славянским народам. В представлениях о волколаке соединились черты фольклорного образа и заимствования из представлений о христианской демонологии. Исключительная архаичность представлений об оборотнях явствует из того, что в других индоевропейских традициях (в частности в хеттской) превращение жениха в волка связывается с распространенной формой брака - умыканием (насильственным уводом невесты).
Древность этого образа подтверждается также летописью 1282 года, повествующей о волколаке, который "гонит облака и изъедает луну" (славяне долго хранили веру в волхвов-облакогонителей, которые превращались в волков, поднимались на небо и призывали дождь или разгоняли тучи). По мнению Ф. Буслаева, "остаток этого предания доселе сохранился в пословице: "Серый волк на небе звезды ловит." В отличии от мифологии народов Европы, у славян оборотень изначально был положительным персонажем, да и факт оборотничества воспринимался в принципе как нормальное явление. Необычное - да, но не в коем случае - не страшное и ужасное. Косвенно это подтверждает и древний русский заговор, записанный Сахоровым:

"На море, на океане, на острове Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый, а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц - золотые рожки!
Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя человека и гада, чтобы они серого волка не брали, теплой шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской."

Обращение в волка было уподоблением одному из наиболее почитаемых и могущественных, наделяемых сверхъестественными силами зверей. Имя этого зверя было настолько священным, что его нельзя было произносить вслух, поэтому вместо "волк" говорили "лютый", а мужчин некоторых племен называли "лютичи". Способность превращаться в волка издревле приписывалась "особо сильным" колдунам и, видимо, составляла необходимую часть определенных обрядов. "Оборотиться", "обвернуться" (превратиться) нередко буквально означало "перевернуться", то есть перекувырнуться, "переброситься через себя" или через условную границу. "Оборачиваясь", человек как бы
переворачивался той стороной своего существа, которая приобщена к высшим силам мира, к почитаемым зверям, птицам, рыбам - "предкам, родственникам и покровителям". В повествованиях об оборотнях грань между человеком и зверем - узенькая полоска ножа, веревки, ветки, в сущности, она проходит через самого оборотня: он и человек, и животное [я бы сказала - ЗВЕРЬ] одновременно. Практика оборотничества была настолько распространена среди славянских племен, что Геродот описывает [исходя из отношения самого Геродота к своим же словам - дескать, я-то напишу, но пусть в это верят те, кто хочет этому верить...] ежегодное превращение невров (славянское племя, предположительно обитавшие на территории Белоруссии) на несколько дней в волков, как нечто само собой разумеющееся.
А славянский героический эпос, вообще, характеризует главного героя оборотня как существо божественного происхождения. При рождении русского героя-волка Волха [а так же Волхва и собственно Вольги] Всеславовича:

А и на небе просветя светлел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славное царство Индейское,
А и синея море сколыбалося
Для-ради рождения богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича.

Подобные катаклизмы и природные явления сопровождали рождение стихийных славянских божеств. Многие исследователи проводят параллели (правда, весьма условные), согласно которым Вольх - это киевский князь Олег, считавшийся вещим (другим словом для обозначения волколака было слово, образованное от глагола vedati - "знать": укр.вiщун - "волк-оборотень", др.-чеш.vedi - "волчицы-оборотни", словен. vedomci, vedunci, vedarci - "волки-оборотни"). Впрочем таким князем-оборотнем был и не менее прославившийся Всеслав Полоцкий (вторая половина 11 в.), который "...князьям города рядил, а сам в ночи волком рыскал... Херсоню великому волком путь перерыскивал..." (Слово о полку Игореве).
Другим славянским оборотнем, героем белорусского и сербского эпосов, был Змей Огненный Волк. Его образ также восходит к общеславянскому мифу о герое-волке. Он рождается от Огненного Змея, появляется на свет в человеческом облике, "в рубашке" или с "волчьей шерстью" - приметой чудесного происхождения. Может оборачиваться волком и другими животными, в том числе - птицей; совершает подвиги, используя способность превращать себя (и дружину) в животных. Многие из существ низшей мифологии тоже имели склонность к оборотничеству, леший, например, очень часто превращался в белого волка (белого царика) или в волчьего пастыря. С принятием христианства все прежние божества были низвергнуты и объявлены демонами. Не обошла эта участь и оборотней, которые из божеств-помощников и героев-богатырей стали жуткими чудовищами ночных кошмаров. Среди русских крестьян XXвека вера в оборотничество, в общем, угасает, хотя рассказы об оборотнях - волках и медведях до сих пор популярны в некоторых районах России.
Интересная трансформация темы оборотничества обнаруживается в записанном И.В. Карнауховой на Русском Севере повествование об одном из героев Гражданской войны, "прославившимся" своей жестокостью: в этом рассказе партизанский командир выступает как волк-оборотень, губящий людей.

Отдельный сюжет былины о Вольге был записан лишь однажды А.Ф. Гильфердингом от восьмидесятилетнего Кузьмы Ивановича Романова, ученика легендарного сказителя ХVIII века Ильи Елустафьева, от которого понял былины Т.Г. Рябинин и многие другие сказители ХIХ века. Обычно имя Вольги встречается в сочетании с другим именем – Микулы Селяниновича. В данном варианте образ Вольги, с пяти годков обучающегося хитростям-мудростям, знанию всяких языков разныих (имеются в виду, конечно, языки зверей и птиц), наиболее близок к образу Волха Всеславьевича.

В былине воссоздан удивительно поэтичный образ древнего охотника и рыболова (вполне возможно, самого бога охоты и рыболовства), умеющего не только ставить веревочки шелковые, но и заворачивать куниц, лисиц, черных соболей, поскакучиих заячков и малыих горностаюшков, приняв их облик. Точно так же происходит при ловле рыбы: Вольга повертывается рыбой щучинкой и заворачивает в сети: рыбу семжинку, белужинку, щученку, плотиченку, дорогую рыбку осетринку.

Описание сцен волшебной охоты Вольги не имеет себе равных в русском народном эпосе. Это целая охотничья поэма, созданная народом.

Текст публикуется по изданию: Гильфердинг А.Ф. Онежские былины. 3-е изд. М., 1938, т. 2, № 91.

От себя лишь добавлю - присутствует смутное ощущение от образа трех богатырей (в частности картины Васнецова), что на месте Алеши Поповича положено быть Вольге, несправедливо отторгнутому с приходом христианства.

Вольга Святославич (также Волх Всеславьевич) - богатырь, персонаж русских былин. Основной отличительной чертой Вольги является хитрость, способность к оборотничеству и умение понимать язык птиц и животных.
Вольга (Волх) относится к одним из самых древних персонажей в русском фольклоре. В нём много архаического, магического. Миллер придаёт Вольге мифическое значение: по его мнению, первоначально это был образ громовой тучи, на что указывает описываемое в былине сотрясение в природе при рождении Вольги (грома) и оборотничество, то есть постоянная и быстрая перемена формы тучи под влиянием движения воздуха. Подозревают связь его имени со словом «волхв», предполагая, что лишь потом оно превратилось из нарицательного в имя собственное. На основе сохранившихся данных о Вольге исследователи мифологии древних славян даже реконструируют (достаточно спорно) древнеславянского бога охоты Волха.

Былина о походе сохранилась в 11 записях.

Рождение богатыря

Вольга - сын змея и княжны Марфы Всеславьевны, которая зачала его чудесным образом, случайно наступив на змея. Содрогание земли и ужасный страх всех живущих существ в ту минуту, когда Вольга увидел свет, указывают на него, как на олицетворение какой-нибудь стихийной силы. Вольга растет не по дням, а по часам, и в скором времени становится могучим богатырем, обладающим не только искусством бороться с врагами, но и читать по книгам и оборачиваться разными животными.

Поход на Индейское царство

Центральный момент былин о Вольге - его поход в далекое царство: индийское, земли Турец-салтана и т. п. Он набирает дружину. Чтобы снабдить её всем необходимым, он обращается в волка и сокола, кормя её охотой. Успех похода вызван мудростью Вольги. Он горностаем портит тетивы луков врагов, волком перекусывает горла лошадям и проч. Чтобы дружина могла преодолеть неприступные стены, он превращает её в муравьев, а в стенах города возвращает человеческий облик. Победитель женится на жене убитого царя, а своих воинов - на местных девушках, оставленных в живых. Сам он становится царем.

Встреча с Микулой Селяниновичем

Встреча с чудесным пахарем, превзошедшим Вольгу в «хитростях-мудростях». Во время сбора податей с городов Гурчевца и Ореховца, повстречал Вольга пахаря Микулу Селяниновича, который пожаловался на сборщиков налогов г. Гурчевца, которые дерут с мужика простого втридорога. Да и поведал ему как наказал их за жадность плеткой. Увидев в Микуле могучего богатыря, позвал Вольга его с собой в дружину для сбора податей. Отъехав, Микула вспомнил, что позабыл соху в земле. Дважды посылал Вольга дружинников ту соху вытянуть, на третий раз сам с дружиной всей не одолел. Микула же одной рукой выдернул ту соху. Приехав в города Гурчевец и Ореховец дали бой и собрали подати.
Согласно Славянской Вере у человека есть три пути: Волхв, Витязь и Труженик. Каждый выполняет свое предназначение и неспособность поднять дружиной соху показывает, что и Витязю/Волхву никак не обойтись без Труженика. Равно как и Труженику Микуле не наказать без Витязя Вольги людей неправедных.

Вольга Святославич и князь Олег

Одно время было принято отождествлять Вольгу Святославича с Вещим князем Олегом, княжившим после Рюрика. Отождествление основывается на сходстве имен, соответствии летописного эпитета Олега «Вещий» (указывающим на его хитрость и мудрость) с качествами Вольги. Кроме того, поход Олега на Цареград соотносили с походом Вольги в Индию, а в рождении Вольги от змеи находили подобие смерти Олега от змеи же. Владимир Пропп отвергает эту попытку найти исторический прототип Вольги как совершенно фантастический.
По Миллеру, к первоначально чисто мифической основе со временем примкнули воспоминания о вещем Олеге и Всеславе Полоцком. По Волльнеру, о Вольге и Волхе первоначально существовали две отдельные песни, которые потом были смешаны друг с другом. Веселовский сближает одну из былин о Вольге с «Хождением Карла», а самого Вольгу таким образом он сопоставляет с Карлом Великим. Вольга носит ещё название Буслаевича, что, по мнению Миллера, вместе с известием о его учёности перенесено на него от Василия Буслаевича новгородского.
Некоторые исследователи отождествляют Вольгу Святославича и князя древлянского Олега Святославича, брата Владимира и Ярополка Святославовичей.
Этот рассказ сохраняет древнейшие тотемические представления о животных как о предках человека и о возможности рождения великого охотника и волхва непосредственно от отца-животного.

Эта статья показалась мне одной из самых интересных

Волх, Волх Всеславьевич, Вольга

Волх, Волх Всеславьевич, Вольга, мифологизированный персонаж русских былин, обладатель чудодейственных оборотнических свойств. Сюжет о Волхе Всеславьевиче (реже - Вольга Буславлевич или Святославьевич) и его походе на Индию принадлежит к наиболее архаичному слою в русском былинном эпосе, характеризующемуся неизжитыми тотемистическими представлениями и широко представленной стихией чудесного, волшебно-колдовского, магического, слиянностью человеческого и природного начал. Чудесно рождение В.: мать В. Марфа Всеславьевна, гуляя по саду, соскочила с камня на лютого змея; он обвивается вокруг её ноги и «хоботом бьёт по белу стегну»; вскоре появляется на свет В., рождение которого потрясло всю природу: гремит гром, дрожит сыра земля, трясется "царство Индейское", колеблется море, рыба уходит в морскую глубину, птица - высоко в небеса, звери - в горы и т. п. Чудесно и развитие В.: едва родившись, он уже говорит, «как гром гремит», его пеленают в «латы булатные», кладут ему в колыбель «злат шелом», «палицу в триста пуд»; в семь лет его отдают учиться грамоте, а к десяти годам он постигает «хитрости-мудрости»: оборачиваться «ясным соколом», серым волком, «гнедым туром-золотые рога». Освоив искусство оборотничества, В. в 12 лет набирает себе дружину, а в 15 лет уже готов к воинским подвигам. Когда приходит весть, что «индейской царь» собирается идти на Киев, В. решает опередить противника и отправляется с дружиною в поход на Индейское царство. По пути он упражняет и демонстрирует свои «хитрости-мудрости», выступая как великий охотник, повелитель природного царства, прежде всего мира зверей. Обернувшись волком, он бегает по лесам и «бьёт звери сохатые», в облике сокола бьёт гусей, лебедей, уток. В, кормит и поит, одевает и обувает свою дружину; он всегда бодрствует. Решив «вражбу чинить» индейскому царю и убедившись, что никто из дружины не может выполнить предстоящей задачи успешно, В. применяет свои «хитрости-мудрости», чтобы сокрушить Индейское царство. Обернувшись туром-золотые рога, он быстро достигает цели; обернувшись ясным соколом, он прилетает в палаты к индейскому царю Салтыку (Салтану) Ставрульевичу и подслушивает его разговор с «царицей Азвяковной, молодой Еленой Александровной». Узнав о враждебных Руси намерениях царя, В. оборачивается горностаем, спускается в подвал-погребы, перекусывает тетиву у луков, обезвреживает стрелы и ружья, снова оборачивается ясным соколом, прилетает к своей дружине и ведёт её к городу-крепости индейского царя. Чтобы проникнуть незаметно внутрь, В. оборачивает своих воинов в муравьев (мурашиков) и вместе с ними по узкой щели проникает в город, подвергая его разгрому. В. убивает индейского царя, берёт в жёны царицу Азвяковну, женит своих воинов на семи тысячах пощажённых девиц, а сам становится царём, богато одарив дружину.

Мотив превращения В. (и его воинов) в муравьев, проникающих в неприступную крепость, напоминает подобный же мотив в связи с громовержцем Индрой. (Ригведа I, 51 и др.). Зевс является к Эвримедузе также в виде муравья. Их сын Мирмидон (букв.-«муравейный») стал родоначальником мирмидонян, "муравейных" людей. В русской сказке Иван-царевич, превратившись в муравья, проникает в хрустальную гору, убивает двенадцатиголового Змея и освобождает царевну, на которой он женится. Связь с В. мотива гремящего грома в былине также намечает в его образе тему громовержца. Вместе с тем В. реализует и тему противника громовержца - Змея: будучи сыном Змея, он унаследовал от него «хитрости-мудрости» и, в частности, уменье прятаться от врага, оборачиваться в другие существа. Поэтому в образе В. обнаруживаются переклички с Волосом-Велесом, в котором также отыскиваются змеиные черты, или со Змеем Огненным Волком. В новгородском книжном предании о Волке-чародее В., старший сын Словена, давший своё имя реке Волхов, ранее называвшейся Мутною, был «бесоугодный чародей»; «бесовскими ухищрениями» превращался «в лютого зверя крокодила»; преграждая в Волхове водный путь тем, которые ему не поклонялись: одних пожирал, других потоплял. А невежественный народ почитал его за бога и называл его Громом или Перуном (ср. образ «змеяки Перюна» в новгородских источниках). В. на берегу реки поставил «городок малый» на месте, называвшемся Перынь, и кумир Перуну. Бесы удавили В. в Волхове, тело его плыло вверх по реке и было выброшено «против Волховнаго его городка» и здесь похоронено язычниками. Но через три дня «прослезися земля и пожрала мерзкое тело крокодилово, и могила просыпалась над ним на дно адское».

Оборотничество В. нашло продолжение в таком же свойстве, приписываемом историческому персонажу князю Всеславу Полоцкому (11 в.), упоминаемому в этой связи и в «Слове о полку Игореве» (ср. отчество В.- Всеславьевич, т. е. сын Всеслава). Несомненны и связи между В. и Василием Буслаевым (мотив отсутствия отца и воспитания матерью, похода в дальнюю землю, роль камня в рождении или смерти и т. п.). В послемонгольский период (13 в.) появляются новые трактовки противника В.: теперь он царь Золотой Орды или даже турецкий султан; вместо Индейского царства появляется Турец-земля и т. п.

Второй сюжет, в котором выступает В. (как правило, именно Вольга, иногда Вольга Святославгович и т. п.), связывает его с Микулой Селяниновичем. Общее у Вольги этого сюжета с В.- воспитание в детстве без отца, освоение «мудрости» (превращение в щуку, в сокола, в волка и охота на зверей), собирание дружины для похода. Дядя Вольги князь Владимир стольно-Киевский жалует племянника тремя городами Гурговцем, Ореховцем и Крестьяновцем (их реальные прототипы относят также к Новгородской земле, к невско-ладожскому ареалу), и Вольга с дружиной отправляется «за получкою»; по пути В. встречается с пашущим своё поле оратаем Микулой; Вольга и его дружина не могут поднять сохи Микулы, его крестьянская кобыла обгоняет коня Вольги и т. д. (ср. также противопоставление в русском эпосе «крестьянского сына» Илью Муромца и князя Владимира). Иногда вместе с В. и Микулой выступает и Садко, в других случаях В. смешивается с Василием Буслаевым (побивание купцов на Волховском мосту, мотив камня с надписью, перепрыгивание через него и смерть и т. п.).

В. В. Иванов, В. Н. Топоров.

А, для терпеливых, здесь http://www.neohogwarts.ru/subjl.php?s=122&l=1 симпатишный сайт по аниморфомагии)))

Счастья всем хвостатым и пусть Ваши когти и зубы никогда не затупятся!

акатилось красное солнышко за горы высокие, рассыпались по небу частые звездочки, родился в ту пору на матушке-Руси молодой богатырь — Вольга. Запеленала его мать в красные пеленки, завязала золотыми поясами, положила в резную колыбель, стала над ним песни петь.

Только час проспал Вольга, проснулся, потянулся — лопнули золотые пояса, разорвались красные пеленки, у резной колыбели днище выпало. А Вольга на ноги стал да и говорит матери:

Сударыня матушка, не пеленай ты меня, не свивай ты меня, а одень меня в латы крепкие, в шлем позолоченный да дай мне в правую руку палицу, да чтобы весом была палица в сто пудов.

Испугалась мать, а Вольга растет не по дням, не по часам, а по минуточкам.

Вот подрос Вольга до пяти годов. Другие ребята в такие годы только в чурочки играют, а Вольга на учился уже грамоте — писать и считать и книги читать. Как исполнилось ему шесть лет, пошел он по земле гулять. От его шагов земля заколебалась. Услыхали звери и птицы его богатырскую поступь, испугались, попрятались. Туры-олени в горы убежали, соболя-куницы на острова уплыли, мелкие звери в чащу забились, спрятались рыбы в глубокие места.

Стал Вольга Всеславьевич обучаться всяким хитростям.

Научился он соколом по небу летать, научился серым волком обертываться, оленем по горам скакать.

Вот исполнилось Вольге пятнадцать лет. Стал он собирать себе товарищей. Набрал дружину в двадцать девять человек,— сам Вольга в дружине тридцатый. Всем молодцам по пятнадцати лет, все могучие богатыри. У них кони быстрые, стрелы меткие, мечи острые.

Собрал свою дружину Вольга и поехал с ней в чистое поле, в широкую степь. Не скрипят за ними возы с поклажей, не везут за ними ни постелей пуховых, ни одеял меховых, не бегут за ними слуги, стольники, поварники...

Для них периной — сухая земля, подушкой — седло черкасское, еды в степи, в лесах много — был бы стрел запас да кремень и огниво.

Вот раскинули молодцы в степи стан, развели костры, накормили коней. Посылает Вольга младших дружинников в темные леса.

Берите вы сети шелковые, ставьте их в темном лесу по самой земле и ловите куниц, лисиц, черных соболей, будем дружине шубы запасать.

Разбрелись дружинники по лесам. Ждет их Вольга день, ждет другой, третий день к вечеру клонится.

Тут приехали дружинники невеселы: о корни ноги сбили, о колючки платье оборвали, а вернулись в стан с пустыми руками. Не попалась им в сети ни одна зверушка.

Рассмеялся Вольга:

Эх вы, охотнички! Возвращайтесь в лес, становитесь к сетям да смотрите, молодцы, в оба.

Ударился Вольга оземь, обернулся серым волком, побежал в леса. Выгнал он зверя из нор, дупел, из валежника, погнал в сети и лисиц, и куниц, и соболей. Он и мелким зверьком не побрезговал, наловил к ужину серых заюшек.

Воротились дружинники с богатой добычей.

Накормил-напоил дружину Вольга да еще и обул-одел. Носят дружинники дорогие шубы соболиные, на перемену у них есть и шубы барсовые. Не нахвалятся Вольгой, не налюбуются.

Вот время идет да идет, посылает Вольга средних дружинников.

Наставьте вы силков в лесу на высоких дубах, наловите гусей, лебедей, серых уточек.

Рассыпались богатыри по лесу, наставили силков, думали с богатой добычей домой прийти, а не поймали даже серого воробья.

Вернулись они в стан невеселы, ниже плеч буйны головы повесили. От Вольги глаза прячут, отворачиваются.

А Вольга над ними посмеивается:

Что без добычи вернулись, охотнички? Ну, ладно, будет вам чем попировать. Идите к силкам да смотрите зорко.

Грянулся Вольга оземь, взлетел белым соколом поднялся высоко под самое облако, грянул вниз на всякую птицу поднебесную. Бьет он гусей, лебедей, серых уточек: только пух от них летит, словно снегом землю кроет. Кого сам не побил, того в силки загнал.

Воротилися богатыри в стан с богатой добычей. Развели костры, напекли дичины, запивают дичину ключевой водой, Вольгу похваливают.

Много ли, мало ли времени прошло, посылает сно-ва Вольга своих дружинников:

Стройте вы лодки дубовые, вейте невода шелковые, поплавки берите чистого золота, выезжайте вы в синее море, ловите семгу, белугу, севрюжину.

Ловили дружинники десять дней, а не поймали и мелкого ершика.

Обернулся Вольга зубастой щукой, нырнул в море, выгнал рыбу из глубоких ям, загнал в невода шелковые. Привезли молодцы полные лодки и семги, и белуги, и усатых сомов.

Гуляют дружинники по чистому полю, ведут богатырские игры, стрелы мечут, на конях скачут, силой богатырской меряются...

Вдруг услышал Вольга, что турецкий царь Салтан Бекетович на Русь войной собирается.

Разгорелось его молодецкое сердце, созвал он дружинников и говорит:

Полно вам бока пролеживать, полно силу нагуливать, пришла пора послужить родной земле, защитить Русь от Салтана Бекетовича. Кто из вас в турецкий стан проберется, салтановы помыслы узнает?

Молчат молодцы, друг за друга прячутся: старший за среднего, средний за младшего, а младший и рот закрыл.

Рассердился Вольга:

Видно, надо мне самому идти!

Обернулся он туром — золотые рога. Первый раз скакнул — версту проскочил, второй раз скакнул — только его и видели.

Доскакал Вольга до турецкого царства, обернулся серым воробышком, сел на окно к царю Салтану и слушает. А Салтан по горнице похаживает, узорчатой плеткой пощелкивает и говорит своей жене Азвяковне:

Я задумал идти войной на Русь. Завоюю девять городов, сам сяду князем в Киеве, девять городов раздам девяти сыновьям, тебе подарю соболий шушун.

А царица Азвяковна невесело глядит:

Ах, царь Салтан, нынче мне плохой сон виделся: будто бился в поле черный ворон с белым соколом. Белый сокол черного ворона закогтил, перья наветер выпустил. Белый сокол — это русский богатырь Вольга Всеславьевич, черный ворон — ты, Салтан Бекетович. Не ходи ты на Русь. Не взять тебе девяти городов, не княжить в Киеве.

Рассердился царь Салтан, ударил царицу плеткою:

Не боюсь я русских богатырей, буду я княжить в Киеве.

Тут Вольга слетел вниз воробышком, обернулся горностаюшкой. У него тело узкое, зубы острые. Побежал горностай по царскому двору, пробрался в глубокие подвалы царские. Там у луков тугих тетиву пооткусывал, у стрел древки перегрыз, сабли повыщербил, палицы дугой согнул.

Вылез горностай из подвала, обернулся серым волком, побежал на царские конюшни — всех турецких коней загрыз, задушил.

Выбрался Вольга из царского двора, обернулся ясным соколом, полетел в чистое поле к своей дружине, разбудил богатырей.

— Эй, дружина моя храбрая, не время теперь спать, пора вставать! Собирайтесь в поход к Золотой Орде, к Салтану Бекетовичу!

Подошли они к Золотой Орде, а кругом Орды — стена каменная, высокая. Ворота в стене железные, крюки-засовы медные, у ворот караулы бессонные — не перелететь, не перейти, ворот не выломать.

Запечалились богатыри, задумались: «Как одолеть стену высокую, ворота железные?»

Молодой Вольга догадался, обернулся малой мошкой, всех молодцов обернул мурашками, и пролезли мурашки под воротами. А на той стороне стали воинами.

Ударили они на салтанову силу, словно гром с небес. А у турецкого войска сабли затуплены, мечи повыщерблены. Тут турецкое войско на убег пошло.

Прошли русские богатыри по Золотой Орде, всю салтанову силу кончили. Сам Салтан Бекетович в свой дворец убежал, железные двери закрыл, медные за совы задвинул.

Как ударил в дверь ногой Вольга, все запоры-болты вылетели, железные двери лопнули.

Зашел в горницу Вольга, ухватил Салтана за руки:

Не бывать тебе, Салтан, на Руси, не жечь — не палить русские города, не сидеть князем в Киеве!

Ударил его Вольга о каменный пол и расшиб Салтана до смерти.

Не хвались, Орда, своей силой, не иди войной на Русь-матушку!

Закатилось красное солнышко за синие моря, за высокие горы, вышел на небо светлый месяц и вывел за собою веселый хоровод ясных частых звездочек… В эту ночь родился в Киеве могучий богатырь, молодой Вольга Святославич.

В час его появления на свет земля задрожала и синее море взволновалось; звери все поразбежались: олени и туры забрались в свои норы, лисицы и зайцы скрылись в лесные чащи, волки, медведи забились по ельникам, птицы поднялись высоко в небеса, рыба ушла в морские глубины: почуяли все, что гроза пришла на них: родился могучий богатырь.

Растет Вольга не по дням, а по часам, говорит громко, словно гром гремит; говорит молодой своей матушке Марфе Всеславьевне такие речи:
- Государыня-матушка! Не пеленай меня в дорогие пеленки, не надевай на меня пояса шелкового - пеленай меня в булатные латы крепкие, золотой шлем надень мне на буйную голову, в руки дай палку свинцовую тяжелую, грузную, весом в триста пудов!

Подрос могучий Вольга; семи лет отдала его мать учиться; пошла ему впрок наука: выучился он всяким наукам и хитростям, да мало ему этого ученья показалось. Уходил Вольга из дома в горы высокие, в леса темные, к старым волхвам-мудрецам и научился у них Вольга разным премудростям: научился Вольга обертываться ясным соколом, да серым волком, да гнедым туром с золотыми рогами.

В двенадцать лет стал Вольга прибирать себе дружинушку: три года приходили к нему добрые молодцы, приходили с полудня и с севера, и с востока, и с запада: набралось дружины семь тысяч, все храбрые да сильные молодцы.

И поехал Вольга с дружиною в чистое поле добывать себе славы и богачества.

Храбрая моя дружинушка! - говорит Вольга,- вейте-ка вы веревочки шелковые, становите силки по сырой земле, ловите куниц и лисиц, диких зверей и черных соболей.

Послушалась Вольги дружина: вили веревки, ставили силки; три дня и три ночи провели за работой добрые молодцы: только не ловится никакой зверь, как нарочно,- вернулась к В ольге дружина с пустыми руками.

Оборотился тогда Вольга львом могучим, побежал в леса, набил всякого зверя, накормил по-царски свою дружинушку, разодел в шубы черного соболя.

Во второй раз посылает Вольга добрых молодцев:

Храбрая моя дружинушка! вейте-ка вы шелковые веревочки, наставьте силков на ветвях деревьев: наловите гусей, лебедей, ясных соколов, мелкой птички!

Три дня и три ночи провела на охоте дружинушка Вольги: ни одной птички в силках не запуталось; пришли к Вольге с пустыми руками.

Обернулся Вольга науй-птицей, взвился стрелой под небеса; наловил, набил всякой птицы, принес своей дружинушке.

В третий раз говорит Вольга:

Храбрая моя дружинушка! Возьмите-ка вы стальные топорики, постройте крепкое судно дубовое, забросьте в море невода шелковые, наловите всякой рыбины: семги и белужинки, и щук, и плотичек маленьких, и осетров дорогих.

Три дня и три ночи пробыли витязи на море; не поймали и одной маленькой рыбки! Не знают, как Вольге и на глаза показаться. Видит Вольга, плохо дело, придется самому отправляться за добычей. Обернулся тут Вольга рыбой- щукой, опустился на морское дно глубокое, наловил всякой рыбы; накормил свою дружинушку яствами сахарными, да все переменными. Живут они себе, поживают, никакой заботы не знают, не ведают.

Пошли однажды по Киеву слухи, что собирается индейский царь войною на славный, стольный город; грозит взять Киев, разорить, божьи церкви огню предать.

Разумен и догадлив был добрый молодец Вольга; собрал он свою храбрую дружинушку, пошел в поход к Индейскому царству. Шли день, другой; говорит Вольга дружине:

Удалые, добрые молодцы, собралось вас здесь ни много ни мало семь тысяч; нет ли между вами такого человека, который обернулся бы гнедым туром да сбегал бы сейчас в Индейское царство, поразведал, что замышляет царь Салтык Ставрульевич?

Низко кланяется Вольге дружинушка, словно травка ветром к земле пригибается, говорит:

Нет у нас другого такого человека, кроме тебя, Вольга Святославич.

Обернулся тут Вольга гнедым туром с золотыми рогами и побежал к Индейскому царству: первый прыжок сделал - за версту ушел, а со вторым и совсем из вида скрылся. Обернулся Вольга потом ясным соколом, прилетел в Индейское царство, сел на косящатое окошечко царских палат белокаменных и слышит, как жена царя Салтыка, Елена Азвяковна, говорит своему мужу:

Идешь ты, славный царь, войной на святую Русь, а не знаешь, что взошел на небо светлый месяц, родился в Киеве могучий богатырь, сильный враг твой, Вольга Святославич!

Разгневался тут на жену свою Салтык Ставрульевич за то, что она его отговаривает на Русь идти, чужого богатыря хвалит; схватил царицу да как ударит ее с размаху о каменный пол!

Полетел Вольга прочь от окошка; обернулся зверем-горностаем, пробрался в подвалы, погреба, в высокие терема Индейского царства, перекусил тетивы у тугих луков, отломал железа у каленых стрел и закопал в землю, чтобы не с чем было воевать Салтыку. И снова Вольга обернулся ясным
соколом, взвился высоко под небеса, полетел в чистое поле, где оставил храбрую свою дружинушку. Видит Вольга - спит-почивает дружинушка. Разбудил он добрых молодцев: - Вставайте, дружинушка моя храбрая, не время теперь спать-высыпаться: пора идти в Индейское царство!

Подошли они к каменной крепкой стене индейского стольного города: высоки стены и крепки, железные ворота глухо-наглухо заперты, медными крюками-засовами заложены. День и ночь ходят вокруг города царские караулы. На воротах резная решетка тонкая мудрой работы: только мурашек- крошка и может пробраться сквозь узоры решетки: такие они тоненькие да узенькие.

Закручинилась дружина Вольги:

Напрасно мы тут свои головы сложим: как пробраться сквозь эти мудреные стены в стольный индейский город!

Слышит Вольга жалобу удалых добрых молодцев, говорит:

Этому горю можно помочь!

Обернулся Вольга мурашком и дружинушку свою обернул мурашками, и пробрались они за городские стены в славное Индейское царство. Тут обернулись они снова добрыми молодцами на конях, вооружились кинжалами да копьями. Отдал им Вольга такой приказ:

Ходите вы по Индейскому царству, рубите старого и малого, не оставляйте в живых ни одного злодея-татарина; оставьте только в живых семь тысяч красных девушек!

А сам Вольга пошел в царские палаты к индейскому царю. Сидит царь Салтык Ставрульевич в своем крепком дворце: заперты железные двери тяжелыми замками булатными. Толкнул Вольга ногой двери, и слетели крепкие засовы: отворять не понадобилось. Увидал Вольга царя Салтыка да и говорит:

Вас не бьют, не казнят! - схватил его за белые руки, ударил о кирпичный пол да и положил на месте.

И стал Вольга сам царем-государем в Индейском царстве, взял за себя замуж прекрасную царицу Елену Азвяковну, а дружинушка его переженилась на душеньках красных девушках.

Щедро наградил Вольга своих добрых молодцев: одарил серебром, золотом; каждому дал табун коней во сто тысяч.

Славит храбрая дружинушка своего удалого князя, и по всей Руси идет громкая похвала делам и подвигам славного богатыря Вольги Святославича и его удалых, добрых молодцев.

Характеристика Вольги Святославовича из одноименной былины обычно составляется учащимися на уроке русской литературы в седьмом классе. Этот герой обладает множеством положительных качеств, а потому описать его не составит никакого труда. Попробуем сделать это подробнее.

Первое появление

Характеристика Вольги Святославовича начинается с того момента, как он впервые предстает перед читателем. Этот князь с самого детства проявлял себя как очень образованный и жаждущий приключений человек. Он готов научиться плавать под водой подобно высоко, как по темным лесам, как хищный волк. Это говорит о его активности и любознательности.

Когда мальчик подрос и стал взрослым юношей, он решил собрать себе большую дружину. Вместе с ней он отправляется в поход. Родной дядя Владимир пожаловал ему дорогой подарок: теперь Вольга - владелец трех городов. Молодой человек захотел посмотреть на них, побывать в той области.

Смелую дружину посадил на карих жеребцов Вольга Святославович. Характеристика героя продолжается анализом его поступков. Князь уважает своих воинов, не жалеет для них лучшего снаряжения и лошадей. Однако его путь прерывает внезапное знакомство.

Микула

Перед нами появляется еще один главный герой былины. Князь очень удивлен новому знакомому. Он настолько силен и смел, что в одиночку пашет огромное поле. Характеристика Вольги Святославовича из былины должна включать и описание Микулы. Этот смелый парень совсем не похож на обычного пахаря: на нем дорогая одежда, которая совсем не свойственна крестьянину-землепашцу. Правда, прежде чем встретиться, главные герои не могли добраться друг до друга три дня. Этим автор хочет показать, насколько огромны бескрайние просторы нашей Родины.

Вольга решил пообщаться с оратаем, рассказав о том, куда путь держит. В ответ ему Микула рассказал о себе. Оказывается, не так давно он тоже побывал в том городе, куда едет князь. Он покупал для себя соль. Автор использует прием гиперболизации и устами Микулы говорит о том, что он настолько силен, что должен был притащить на себе три мешка, в каждом из которых полторы тонны соли. Несомненно, Вольга и его дружина очень удивлены такой силе героя.

Однако не все благополучно сложилось в ту поездку: на Микулу напали разбойники, стали требовать деньги. Богатырь поделился с ними, но тем оказалось мало, они стали избивать оратая. Тогда Микуле Селяниновичу пришлось ответить им. В конечном итоге пострадавшими от одного-единственного пахаря оказались более тысячи мужиков!

Несомненно, этот рассказ впечатлил Вольгу. Он с детства мечтал обладать необычным даром или силой, но, к сожалению, это не всегда в наших силах.

Тогда князь решил позвать богатыря с собой в поход.

Характеристика Вольги Святославовича и его дружины

Микула не прочь сопроводить в дороге нового знакомого. Но наш земледелец не может просто так бросить орудие своего труда. Его сошка, сделанная из крепкого булата, украшена золотом и серебром. Вряд ли мы встретили бы обычного крестьянина с такой богатой сохой. Но Микула - олицетворение всех мужиков на Руси. По этой причине автор «одевает» его в дорогое одеяние, нарядные сафьяновые сапоги, а в руках у него оказывается орудие труда, которое может быть только у богатыря.

Характеристика Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича продолжается анализом эпизода с дружиной князя. Богатырь просит Вольгу отправить пятерых воинов, чтобы они помогли ему и перенесли соху за куст ракиты. Он хочет сохранить ее не для бедняка или богача, а для простого русского крестьянина.

Князь приказывает ребятам выполнить просьбу оратая. Но, к сожалению, это оказалось им не под силу.

Тогда Вольга отправляет уже десять воинов, но и они не смогли справиться с этим.

Увидев, что дружине никак не выполнить его просьбу, Микула сам решает убрать сошку. Это дается ему очень легко: одной рукой он поднимает ее и перебрасывает на глазах у удивленного Вольги.

Поход

Характеристика Вольги Святославовича из былины включает в себя информацию о том, как он добирался до нужного города. Князь заметил, что лошадь Микулы гораздо быстрее и сильнее его собственной. Он немного Вольга подшучивает над богатырем, что если бы его кобыла была жеребцом, он предложил бы ему целых пятьсот рублей за нее. Но Микула ни за что не хочет расставаться с верной подругой и отвечает князю, что ему нет ничего дороже этой лошади. Он сам выходил ее с самого малого возраста, теперь ему не нужен никто другой.

По приезду в город князь удивился, что мужики, обидевшие три дня назад Микулу, пошли к нему просить прощения. Вольга понимает, что оратай - хороший, добрый и сильный духом человек. Он не хочет расставаться с ним, поэтому предлагает ему стать наместником в его землях. Это говорит о том, что князь благодарный и помнящий доброту человек.

Заключение

Разумеется, характеристика Вольги Святославовича не такая яркая, как у богатыря Микулы. На его фоне меркнет любой, даже самый сильный воин. Однако удалось выяснить, что это человек дружелюбный и отзывчивый. Он не завидует Микуле, а, наоборот, захотел с ним дружить.



Похожие статьи
 
Категории