Волконский сергей михайлович, писатель, критик, театровед. Волконский, сергей михайлович

18.02.2019

Волконский Сергей Михайлович
(04(16).05.1860, имение Фалль, Ревельского уезда Эстляндской губернии - 25.10.1937, Ричмонд, США)

Биографические сведения

Писатель, критик, театровед, педагог. Внук декабриста С.Г. Волконского по отцовской линии и потомок М.В. Ломоносова и Бенкендорфов по материнской линии. Получил прекрасное образование на историко-филологическом факультете Петербургского университета.

В конце 80-х начале 90-х гг. ХIХ в. Волконский был предводителем дворянства в Борисоглебском уезде Тамбовской губернии и членом Учредительного совета в г. Борисоглебске, где, как и в с. Павловка того же уезда, Волконские имели свои родовые усадьбы (ныне Воронежская область).

В 1896 г. Волконский был приглашён в Америку для чтения лекций по русской истории и русской литературе. Им были прочитаны лекции в ряде университетов США. Лекции были изданы на английском, немецком и дважды на русском языках, вызвав положительные отзывы в критике

С конца 80-х гг. ХIХ в. Волконский выступал как художественный критик, разрабатывая общефилософские и нравственные вопросы искусства. Тогда же делал попытки стать актёром и режиссёром. С 1896 г. Волконский - камергер, а с 1899 по 1901 г. - директор императорских театров. Подал в отставку после конфликта с балериной М. Кшесинской.

С начала ХХ в. целиком посвятил себя театральной критике, изучению теории и практики режиссуры, актёрского мастерства, декламации. Издавал книги, оказавшие влияние на эстетику русского театра этого периода («Выразительное слово», «Выразительный человек»; обе - 1913). Волконский публиковался также в журналах «Аполлон», «Студия», «Мир искусства», «Ежегодник императорских театров» и др., поддерживал новаторские тенденции на русской сцене. В 1910-е гг. Волконский горячо поддерживал систему ритмической гимнастики Э. Жак-Далькроза, посетил его школу в Хеллерау. Начал пропагандировать собственную «универсальную систему движений человеческого тела», создал в Петербурге Курсы ритмической гимнастики, издавал специальный журнал.

Библиография

1. Сергей Михайлович Волконский: (к 140-летию со дня рождения) // Тамб. даты. 2000 год: рек. библиогр. указ. - Тамбов , 1999. - С. 43–45.

2. Карцева, Г.А. Сергей Волконский и Тамбовская земля // Культурная жизнь Тамбовского края: материалы регион. науч. конф., 19 мая 1995 г. - Тамбов , 1995. - С.64–67.

ВОЛКОНСКИЙ

Сергей Михайлович, князь

4(16).V.1860, имение Фалль, близ Ревеля Эстляндской губернии - 25.X.1937, Ричмонд, штат Виргиния, США

Князь Сергей Волконский - не только один из ярких представителей Серебряного века, но и его выразитель, глашатай, адепт. По своим интересам он был многогранен: театральный деятель, художественный критик, прозаик, мемуарист (хотя Советская Литературная энциклопедия его начисто проигнорировала), теоретик актерской деятельности и ритмической гимнастики. А еще неутомимый путешественник. Изучая искусство, сравнивая и сопоставляя, объездив весь мир, воскликнул в ходе своей очередной итальянской поездки: «Как бедны мы красотой!» Он и внешне был примечательный человек, принесший в Серебряный век старомодную учтивость, аристократические манеры, вельможную осанку и артистизм натуры.

«О князе Сергее Волконском, - писал Александр Бенуа, - можно было бы написать целую книгу, ибо он был одной из самых характерных и блестящих фигур петербургского общества». Но, увы, в данном случае это не специальная книга, а всего лишь куцые заметки в рамках книги о Серебряном веке, поэтому естественна фрагментарность, клочковатость информации и отрывочность стиля.

Сергей Волконский - внук известного декабриста Волконского и одновременно внучатый племянник знаменитой Зинаиды Волконской. По материнской линии он - правнук небезызвестного графа Александра Бенкендорфа. В Сергее Волконском Бенкендорф и декабристы как бы встретились вновь и великодушно простили обиды друг другу.

Волконский родился в родовом имении 4 мая «в шесть часов вечера, в большой спальне… там были кретоновые занавески с пассифлорами…» - так отметил он в своих воспоминаниях. В доме Волконских жили литературными, художественными интересами, и кто здесь не бывал из знаменитостей, от Тургенева до Достоевского. Сергей Волконский в свои детские годы слышал, как читал стихи Тютчев. Классика навечно вошла в его кровь: он любил Пушкина и обожал Тютчева, в своих книгах часто цитировал А.К. Толстого, Фета и Полонского. Не принял поэзию начала XX века, сделав лишь исключение для Зинаиды Гиппиус. В своих литературных пристрастиях князь был консервативен.

Конечно, он получил блестящее образование и постоянно его пополнял за счет изучения и чтения культурных ценностей мира, за счет широкого круга знакомств с выдающимися людьми, писателями, философами, актерами. Он впитывал в себя красоту, как впитывает влагу губка, и не случайно одной из его первых работ было исследование «Художественное наслаждение и художественное творчество» (1892). В 1896 году князь Волконский отправился в США, где в ряде городов прочитал лекции о достижениях русской культуры; как выразился Владимир Соловьев, Волконский показал иностранцам «человеческое лицо» России. Под влиянием его выступлений в Гарвардском университете была основана кафедра славяноведения, то есть именно Сергей Волконский «породил» первых славистов в США. Лекции его вошли в книгу «Очерки русской истории и русской литературы» и принесли Волконскому литературный успех.

Писал Волконский и рассказы, но больше ему удавались художественно-исследовательские работы: книга «Разговоры» (1912), «Быт и бытие. Из прошлого, настоящего, вечного» (1924) и особенно книга «О декабристах. По семейным воспоминаниям» (1921). Кстати, Волконский у себя в имении в Павловске создал «музей декабриста», который, естественно, был разорен в годы революции. А в дореволюционные годы Волконский активно печатался в журналах «Аполлон», «Русская художественная летопись», «Мир искусства», «Русская мысль» и многих других. Он выступал как художественный критик, разрабатывая общефилософские и нравственные вопросы искусства.

Большое место в жизни Сергея Волконского занимал театр, который он не просто любил - обожал. С детства мечтал о сцене, играл в любительских спектаклях, позднее горел желанием стать актером в Художественном театре, но Станиславский поставил точку на актерских притязаниях и мечтаниях князя. В одном из писем к Лилиной Станиславский писал в январе 1911 года: «…Вообще кн. Волконский мне нравится. Мне его жаль - он сгорает от жажды играть, режиссировать, томится в своем обществе, а его родственнички его держат за фалды, и все прокисают от скуки в своих палаццо…»

Сергей Михайлович «не прокисал», он всегда находил себе дело, а уж в театральной сфере и подавно. Князь аккомпанировал оперной диве Аделине Патти, давал советы итальянскому трагику Эрнесто Росси, другая звезда Италии Томмазо Сальвими у него жил в доме во время своих гастролей в Петербурге. Волконский знал и общался с Элеонорой Дузе и Полиной Виардо, с Марией Савиной и Верой Комиссаржевской.

Он был человеком театра и отсюда его служебные назначения: сначала камергер, а с 1899 по 1901 год он - директор императорских театров. Но став директором, Волконский столкнулся с неодолимой преградой косности и фаворитизма. Как он отметил в воспоминаниях: «Театральный муравейник Петербурга жил меньше всего интересами искусства». Из-за конфликта с прима-балериной Матильдой Кшесинской Волконский подал в отставку. Но театром не переставал интересоваться, написал несколько книг по теории и практике режиссуры, актерскому мастерству и декламации. Его книги - «Выразительное слово» и «Выразительный человек» (1913) - высоко оценил Станиславский.

И еще одно увлечение князя: ритмическая гимнастика. Организовав курсы и издавая журнал, он пропагандировал собственную «ритмическую утопию» - универсальную систему движений человеческого тела как «материала жизни».

А потом грянули революционные события: имение Волконского разгромили, имущество конфисковали, и ему, «фанатичному жрецу искусства» (Бенуа), сиятельному князю, неожиданно ставшему «буржуем» и «контрой», пришлось скрываться в Борисоглебске от ареста. За ним пришли, когда он направился в гости к одной старой знакомой, чтобы поиграть у нее на разбитом пианино. А в доме, где он нашел пристанище, уже допрашивали тех, кто дал князю приют:

Кто он такой? Генерал? Военный? Царский чиновник?

Нет, бывший князь Волконский, литератор.

Литератор? Да? Где же он пишет?

Где - довольно трудно сказать, а книги вот здесь есть; можете посмотреть.

А где его револьвер?

У него нет револьвера и никогда не было; да и стрелять он не умеет.

А где спрятаны пулеметы?..

В 1918 году князь Сергей Волконский приехал в Москву, переодетый в солдатскую шинель, с котомкой белья и платья, - все, что у него осталось от былого богатства. Волконский приехал, чтобы найти какое-то применение своим знаниям в условиях новой власти. Его два дня держали в подвале на Лубянке, потом все же отпустили. И он стал работать, как тогда говорили, «на культурном фронте». Читал лекции, вел занятия по театральному мастерству в разнообразных кружках и студиях, расплодившихся на первых порах без счету. Об одной такой студии Волконский пишет в своих воспоминаниях:

«Я был приглашен читать в красноармейском клубе в Кремле, в Клуб имени Свердлова. В Николаевском дворце, в бывших покоях великой княгини Елизаветы Феодоровны, за чудными зеркальными окнами, из которых вид на Замоскворечье, слонялись по паркетным полам, в шелковых креслах полулежали в папахах и шинелях красноармейские студийцы. Работа была неблагодарная. Слушателей моих гоняли на работу, на дежурства, в караулы, а то и вовсе угоняли на фронт…»

А в один день приходит к Волконскому некто Басалыго и интересуется, что делают красноармейцы:

Репетиции? Зачем репетиции? Совсем не нужно, это препятствует свободному развитию коллективной личности, это тормозит свободное творчество.

Да как же пьесы ставить без репетиций? - возражал Волконский.

Пьесы? Для чего пьесы?

Да что же ставить?

Да не ставить. А придут, посидят, расскажут друг другу свои переживания в октябрьские дни, пропоют три раза «Интернационал» и разойдутся. И у всех будет легко и тепло на душе.

От такой работы у князя Волконского отнюдь не было на душе легко и тепло, а напротив: сумрачно и печально. Советской власти князь был не нужен. Он отчетливо понял, что вместо культуры, вместо знаний в новой России культивируются самодовольство и воинствующее невежество. И осенью 1921 года он тайно перешел границу и стал эмигрантом. Его бегство было оправдано, так как Ленин в письме к Дзержинскому среди «растлителей учащейся молодежи», наряду с Бердяевым, Шестовым, Ильиным, назвал и имя князя Волконского. Письмо вождя означало, что надо принять соответствующие санкции, но Волконский их счастливо избежал.

«Наконец оставил за собой границу, отделяющую мрак советской России от прочего мира Божьего. Стоны, скрежет и плач остались там, во тьме… позади остались насилие, наглость и зверство…»

«Сейчас я уже не на родине - на чужбине, - писал Волконский, находясь на французской земле. - Вокруг меня зеленые горы, пастбища, леса, скалы. Надо мной синее небо, светозарные тучи. Вы скажете, что и там было синее небо, и там светозарные тучи? Может быть, но я их не видел; они были забрызганы, заплеваны, загажены; между небом и землей висел гнет бесправия, ненависти, смерти. И сама „равнодушная природа красою вечной“ уже не сияла. Здесь она сияет…»

В Париже Сергей Волконский стал театральным обозревателем газеты «Последние известия», кстати говоря, такая специальная дисциплина, как театроведение, целиком обязана своим рождением именно князю. Читал он лекции по истории русской культуры, русского театра для своих соотечественников, оказавшихся в эмиграции, выезжал с лекциями в Италию и США. Внимательно следил за театральной жизнью в Европе. Оставаясь верным классическим традициям, не принял авангардизм театральных постановок Арто, отверг новации Мейерхольда и не одобрил новаторство Михаила Чехова. В начале 30-х годов стал во главе Русской консерватории в Париже и объединил вокруг себя музыкантов-эмигрантов.

В эмиграции вышли два тома мемуаров Сергея Волконского «Мои воспоминания», на один из которых - «Родина» - восторженно откликнулась Марина Цветаева, найдя сходство князя Волконского с великим Гете. Дружбу с князем Цветаева по страстности своей натуры пыталась перевести в любовь. Она предложила Волконскому «быть мальчиком твоим светлоголовым» (Волконский был гомосексуалистом), но князь отверг любовь, предпочтя ей исключительно дружбу. Когда Волконский уехал в Америку, то он и Цветаева переписывались, а когда он приезжал в Париж, встречались. Но не более того.

Князь Сергей Волконский умер в американском городе Ричмонде в октябре 1937 года, в возрасте 77 лет. В Париже по русскому обычаю устроили его отпевание, на котором присутствовали Александр Бенуа, Сергей Лифарь, Матильда Кшесинская, Марк Алданов, Марина Цветаева и другие «звезды» Серебряного века.

В некрологе о Волконском Георгий Адамович написал: «Это был один из самых одаренных, самых своеобразных, живых и умственно-отзывчивых людей, которых можно было встретить в нашу эпоху… Своеобразие было все-таки наиболее заметной его чертой. Князь Волконский ни на кого не был похож, и в каждом своем суждении, в каждом слове оставался сам собой».


| |

Значение ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии

ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Волконский, князь Сергей Михайлович - писатель и театральный деятель (родился в 1860 г.). По окончании курса в Санкт-Петербургском университете по филологическому факультету работал в Борисоглебском земстве, Тамбовской губернии. В 1893 г. получил от Министерства народного просвещения командировку на всемирную выставку в Чикаго, где выступал с докладами и лекциями в разных конгрессах, по вопросам образовательным и религиозно-философским. В 1896 г. прочитал в разных городах Северной Америки курс лекций по русской истории и литературе (напечатаны по английски, по русски и по немецки). С 1899 по 1902 гг. состоял директором Императорских театров и покровительствовал "новым исканиям", особенно в балете. Выступает энергическим пропагандистом новоэстетической гимнастики по системе Далькроза. Напечатал несколько статей по вопросам эстетики в "Вестнике Европы" (1893 - 1894) и "Мире Искусства" (1898 и др.), а также повесть "Старый Медальон" ("Вестник Европы") и доклад Религиозно-философскому обществу "О свободе вероисповедания в России" ("Новый Путь", 1903). Отдельно изданы: "Картины русской истории и литературы" (Санкт-Петербург, 1897), "Человек на сцене", "Искусство и жест" (Ж. д"Удина, перевод с французского); "Разговоры", "Художественные Отклики" (Санкт-Петербург, 1912), "Выразительный Человек" (1912).

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ
    (1860-1937) князь, русский писатель, художественный критик, театральный деятель. Внук С. Г. Волконского и М. Н. Волконской. Работы по проблемам общей …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Энциклопедии русских фамилий, тайн происхождения и значений:
  • ВОЛКОНСКИЙ в Энциклопедии фамилий:
    Фамилия, на первый взгляд, в «родственницах» у Волкова, но это не так. Она происходит от названия реки Волконь, что в …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
  • ВОЛКОНСКИЙ в 1000 биографий знаменитых людей:
    В. М. (1868-?) - депутат III и IV Государственных Дум от Тамбовской губернии; беспартийный правого лагеря. В обеих Думах был …
  • СЕРГЕЙ
    СЕРЃЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1857-1905), вел. князь, сын имп. Александра II, ген.-лейт. (1896). Участник рус.-тур. войны 1877-78; моск. ген.-губернатор в 1891-1905, с …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    МИХ́АЙЛОВИЧ Дража (1893-1946), серб. генерал (1942), в 1941-45 глава формирований четников. В 1942-45 воен. мин. югосл. эмигрантского пр-ва. Казнён по …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Сер. Мих. (1860-1937), театр. деятель, князь. В 1899-1901 дир. рос. Имп. т-ров, привлёк к работе в т-ре художников - …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Сер. Григ. (1788-1865), декабрист, чл. "Союза благоденствия" и Юж. об-ва, один из дир. Каменской управы; князь, ген.- майор. Участник …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Пётр Мих. (1776-1852), гос. и воен. деятель, ген.-фельдм. (1850), светлейший князь (1834), поч. ч. Петерб. АН (1813). Участник Отеч. …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Ник. Сер. (1848-1910), князь, обществ. и полит. деятель. Участник нелегальных земских съездов 1904-05, один из создателей "Союза 17 октября" …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ВОЛЌОНСКИЙ Анд. Мих. (р. 1933), композитор. Выступал как клавесинист и органист. Организатор и худ. рук. ансамбля старинной музыки "Мадригал" (1964-73, …
  • МИХАЙЛОВИЧ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Евстафий) ? сербский писатель начала XIX в., автор романа "Цвет невинности, или Добривой и Александра" (Будин, 1827 г.) и книги …
  • СЕРГЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • СЕРГЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    имя, …
  • СЕРГЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Сергей, (Сергеевич, …
  • МИХАЙЛОВИЧ
    Драгослав (р. 1930), сербский писатель. В сборниках рассказов «Фред, спокойной ночи» (1967), «Ухвати падающую звезду» (1983), романах «Когда цвели тыквы» …
  • ВОЛКОНСКИЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Андрей Михайлович (р. 1933), российский композитор. Выступал как клавесинист и органист. Организатор и художественный руководитель ансамбля старинной музыки «Мадригал» (1964-73, …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-03-10 Time: 18:02:27 Навигация Тема = Сергей Есенин Википедия = Есенин, Сергей Александрович Викитека = Сергей Александрович Есенин Викисклад …
  • СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БУНТМАН в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-04-09 Time: 22:24:13 Навигация Тема = Сергей Бунтман Википедия = Бунтман, Сергей Александрович Сергей Александрович Бунтман — журналист, ведущий, …
  • ФЕЛИЦЫН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фелицын Сергей Васильевич (1883 - 1937), священник, священномученик. Память 2 декабря, …
  • ТРУБАЧЕВ СЕРГЕЙ ЗОСИМОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей (Сергий) Зосимович Трубачёв (1919 - 1995), диакон, церковный композитор. Родился 26 марта …
  • СЫЧЕВ НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сычев Николай Михайлович (1871 - после 1940), ктитор. В базе данных ПСТБИ значится …
  • СОКОЛОВ ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Соколов Василий Михайлович (1872 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 27 ноября, …
  • СКВОРЦОВ СЕРГЕЙ ИОСИФОВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • ОРНАТСКИЙ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Михайлович Орнатский (1811 - 1875), священник. Иван Михайлович Орнатский родился в 1811 году …
  • МЕЧЕВ СЕРГЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мечёв Сергей Алексеевич (1892 - 1942), иерей, священномученик. Память 24 декабря, …
  • МАХАЕВ СЕРГЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Махаев Сергей Константинович (1874 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 19 ноября, …
  • МАСЛЕННИКОВ ГАВРИИЛ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Масленников Гавриил Михайлович (1871 - 1937), священник, священномученик. Память 5 ноября и …
  • КРОТКОВ СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Кротков Сергей Михайлович (1876 - 1938), протоиерей, священномученик. Память 18 июня, …
  • КЕДРОВ СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сергей Павлович Кедров (1880 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 16 ноября, в …
  • ГОЛОЩАПОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Голощапов Сергей Иванович (1882 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 6 декабря, в …
  • ВОСКРЕСЕНСКИЙ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Воскресенский Сергей Сергеевич (1890 - 1933), священник, священномученик. Память 26 февраля. …
  • БЕНЕВОЛЕНСКИЙ ДМИТРИЙ МИХАЙЛОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Беневоленский Дмитрий Михайлович (1883 - 1937), протоиерей, священномученик. Память 14 ноября и в …
  • АКЧУРИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Акчурин Сергей Васильевич (1722 - 1790), обер-прокурор Святейшего Cинода. Родился в семье секретаря …
  • РЕПНИН-ВОЛКОНСКИЙ НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
    Репнин-Волконский (князь Николай Григорьевич, 1778 - 1845) - внук, по матери, фельдмаршала кн. Н.В. Репнина, имя которого перешло к …
  • ВОЛКОНСКИЙ ФЕДОР ФЕДОРОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Федор Федорович - князь. Приобрел известность обороной Белой от поляков, за которую пожалован в окольничие (1634); несколько лет сидел …
  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский, князь Сергей Григорьевич - декабрист. Родился в 1788 г. Отец его был видным боевым генералом. "Если мои последующие действия …
  • ВОЛКОНСКИЙ СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Сергей Васильевич - видный общественный деятель Рязанской губернии (умер во второй половине 1880 годов). При освобождении крестьян был, …
  • ВОЛКОНСКИЙ ПЕТР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский (Петр Михайлович, 1776 - 1852), светлейший князь, генерал-фельдмаршал, министр Императорского двора и уделов. Назначенный в 1797 г. адъютантом великого …
  • ВОЛКОНСКИЙ НИКОЛАЙ СЕРГЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Николай Сергеевич - русский политический деятель (1848 - 1910), крупный землевладелец Рязанской губернии; долго был земским деятелем Рязанской …
  • ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский князь Михаил Николаевич - беллетрист (родился в 1860 г.). Кончил училище правоведения. Был членом русского собрания и союза русского …
  • ВОЛКОНСКИЙ МИХАИЛ КОНСТАНТИНОВИЧ (ХРОМОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский (Михаил-Хромой Константинович) - князь и воевода, брат князя Григория-Кривого; начал службу в Сибири, где основал в 1594 г. …
  • ВОЛКОНСКИЙ ГРИГОРИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ (КРИВОЙ) в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Григорий-Кривой Константинович - князь и окольничий, становится известен с 1591 г., когда он разбил шведов у Сумского острога. Служил …
  • ВОЛКОНСКИЙ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Волконский Владимир Михайлович, князь - политический деятель (родился в 1868 г.), крупный землевладелец Тамбовской губернии. Служил в драгунском полку; был …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Алексей Михайлович, второй царь из дома Романовых. Родился 10 марта 1629 года, царствовал с 13 июля 1645 года по 29 …
  • АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Александр Михайлович, великий князь, генерал-адъютант, вице-адмирал, четвертый сын великого князя Михаила Николаевича и великой княгини Ольги Федоровны, супруг великой княгини …
  • АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
    (1629-76) русский царь с 1645. Сын царя Михаила Федоровича. В правление Алексея Михайловича усилилась центральная власть и оформилось крепостное право …

Хот-Спрингс, Виргиния , США) - русский театральный деятель, режиссёр , критик, мемуарист, литератор; камергер , статский советник .

Родился в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль (нем. Schloß Fall ) под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Дело Декабристов. Все серии! Полная версия фильма. Документальная Драма. Star Media

    ✪ Очень красивый фильм-сказка "Марья-искусница" / 1959

    ✪ Вышка. Выпуск 3. (23.06.2013)

    ✪ Вышка. Выпуск 6. (14.07.2013)

    Субтитры

Предки

Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских , берущего начало от святого князя Михаила Черниговского , убитого в Золотой Орде в 1246 году .

Среди Волконских было много выдающихся государственных деятелей; один из них, светлейший князь Пётр Михайлович Волконский - прадед Сергея Михайловича по линии матери.

Другой прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф , был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» - шефом жандармов, особо доверенным лицом императора Николая I .

Дед Волконского по материнской линии, Григорий Петрович - гофмейстер , действительный статский советник . Музыкант, обладал великолепным басом. Принадлежал к кружку братьев Вьельгорских и кн. Одоевского - в сущности, первого музыкального общества России.

Карьера

Имея возможность по праву рождения, воспитания, традиций занять любой высокий пост в официальной среде тогдашней России, но не имея склонности к какой-либо карьере, выбрал себе иное предназначение. Все его посты - уездный предводитель дворянства и директор Императорских театров. Единственная награда - орден Льва и Солнца второй степени, высочайше пожалованный по случаю визита персидского Шаха. Тем многообразнее его деятельность вне официальных сфер.

Посвятил себя работе в области культуры в самом широком смысле этого слова. Лектор, педагог, беллетрист, критик, режиссёр, автор мемуаров, статей, книг, посвященных философии, религии, истории, вопросам актёрской техники. Единственный представитель России на Конгрессе Религий в Чикаго. Первый русский, совершивший грандиозное лекционное турне (история и литература России) по Соединенным Штатам. Самый известный пропагандист и популяризатор метода Жак-Далькроза в России, основатель Курсов ритмической гимнастики в Петербурге, издатель и редактор первого журнала ритмики. В эмиграции - постоянный сотрудник газеты «Последние новости », театральный критик, член многочисленных обществ, профессор Русской Консерватории в Париже, впоследствии - её директор, педагог многих школ балета и танца.

Гимназия. Эрнесто Росси. Увлечение театром. Интерес к актерской технике

Волконский получил разностороннее домашнее образование, затем в 1872 году поступил в IV Ларинскую гимназию (Васильевский остров, Санкт-Петербург). К гимназическим годам относится первое знакомство с театром. В 1877 году познакомился с Эрнесто Росси во время его гастролей в Санкт-Петербурге, заинтересовался актёрской техникой. Росси, блестящий представитель «школы представления», великолепно владел телом и голосом, его актёрская техника стала для Волконского эталоном на многие годы. Именно на спектаклях Росси Волконский впервые увидел, что «как» на сцене не менее важно, чем «что». Под влиянием Росси Волконский и обратился к вопросам актёрской техники, выразительности жеста и голоса. В 1880 году Волконский закончил гимназию и перед поступлением в Университет совершил несколько поездок по Европе.

Университет. Театр. Земство

В сентябре 1881 году поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Увлечение театром продолжалось. Волконский с братьями и сестрой начали устраивать домашние представления. Затем театральное поветрие охватило весь Петербург. Режиссёром любительской труппы стал актёр Михайловского театра Шарль Андрие, которому, как пишет Волконский, он был обязан первыми знаниями в области актёрской техники. Волконский играл роль Федора в любительском великосветском спектакле «Царь Фёдор Иоаннович» , состоявшемся в доме Волконских на Гагаринской набережной. Первая постановка пьесы на русской сцене (тогда запрещенная на сцене Императорских театров). В 1891 году исполняет роль папского нунция Миранды в спектакле «Царь Борис» , на сцене придворного театра «Эрмитаж» , также первая постановка на русской сцене. 2 мая 1892 года Волконский впервые выступает публично, на вечере у Н. В. Дризена с лекцией «Художественное наслаждение и художественное творчество»; выступление на вечере Дризена получило значительный резонанс в художественных кругах Петербурга. Молодому автору удалось на внятном языке, хорошо аргументированным образом изложить традиционно считавшиеся «туманными» положения восприятия и эстетики, различия между понятиями искусства и красоты. В этом же году выходит его первая статья «Art et Beauté», Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris. В эти же годы Волконский начинает активно участвовать в земском движении , работая в своем уездном городе Борисоглебске и имении Павловка

Первая американская поездка. Всемирная Выставка в Чикаго. Конгресс Религий. Кругосветное путешествие

Директор Императорских театров

22 июля 1899 года Волконский был назначен на пост Директора Императорских театров . Назначение это вызвало довольно большой разброс мнений. Волконский был известен своими театральными взглядами, которые «старой гвардии» представлялись идущими вразрез с установившейся практикой. Прежде всего, это заключалось в резко критическом отношении Волконского к принятому в русском театре примату бессознательного, низкому уровню техники драматических актёров. Зато безоговорочную (в первое время) поддержку Волконский получил от сторонников театральных реформ, в первую очередь - от Михаила Фокина . И не исключено, что, продлись директорство Волконского дольше, многие постановки Фокина, прославившие Дягилевскую антрепризу первых сезонов, увидели бы свет в родных стенах.

При Волконском были поставлены балеты, приготовленные его предшественником на посту директора И. А. Всеволожским - «Арлекинада», «Времена года» и «Испытание Дамиса», а также возобновлено два больших балета Мариуса Петипа - «Камарго» и «Царь Кандавл ».

Волконский привлек к работе многих участников будущих Русских сезонов . В театр пришли художники «Мира искусства » Ап. М. Васнецов , А. Н. Бенуа , Л. С. Бакст , В. А. Серов , К. А. Коровин , Е. Е. Лансере . Балетмейстером Большого театра был назначен А. А. Горский . Сергей Дягилев , нашедший в Волконском отклик многим своим идеям, стал чиновником по особым поручениям, ему было передано издание «Ежегодника Императорских театров », с которым он справился блестяще. «Я в нем [Дягилеве] ценил глубокого знатока искусства во всех его проявлениях» . Первый номер дягилевского «Ежегодника» (сезон 1899-1900) - «эра в русском книжном деле. Это было начало целого ряда последующих изданий, отметивших собой эпоху русской книги. „Аполлон“, „Старые годы“, „Новое искусство“, книги [Г. К.] Лукомского, монографии Бенуа, издания „Сириуса“ (…) - все это вышло из того источника, который открыл Дягилев своим „Ежегодником“» . Волконский начал подтягивать драматическую труппу Императорских театров и столкнулся с сопротивлением актеров. Причиной было его театральное кредо - требование формы, непривычное для русского театра, привыкшего к примату бессознательного, «нутра». Многие страницы «Лавров» посвящены сравнительному описанию театра Европы и театра России, и как же проигрывает последний, его лучшие актёры, малоизвестным, давно забытым актёрам и актрисам театров Парижа, Лондона, Берлина!

В театральной среде исподволь зрело недовольство новым директором. Первый скандал произошёл с Дягилевым. В сезон 1900-1901 гг. Волконский возложил на Дягилева постановку балета Делиба «Сильвия». Дягилев привлек к постановке художников группы «Мир искусства», что возбудило протест обойденных против подобного «неслыханного нововведения» . Волконскому пришлось взять своё предложение назад. Обиженный Дягилев, в свою очередь, поставил ультиматум, отказавшись от редактирования «Ежегодника», и был уволен. Волконский вынужден был подать в отставку из-за конфликта с М. Ф. Кшесинской . Предлогом стал отказ последней надеть фижмы , полагавшиеся к костюму для выхода в балете «Камарго». При попытке директора наложить на неё штраф, Кшесинская пожаловалась своим покровителям из царской семьи - в результате Волконский был вынужден отменить штраф и, несмотря на многочисленные предложения из придворных кругов, отказался остаться на своём посту. Его отставка была принята 7 июня 1901 года.

Директорство Волконского, если и не произвело кардинальных перемен в Императорских театрах, то все же наметило некоторые сдвиги (обновление репертуара, приглашение великих гастролеров - Томмазо Сальвини , Фелии Литвин и др., приход молодых художников, реорганизация балетного училища, введение класс мимики). Ему самому дало пусть печальный, но ценный опыт: он окончательно укрепился во мнении, что создание нового театра надобно начинать с создания нового актёра. Поэтому, когда в апреле 1917 года Волконскому вторично было предложено занять пост директора, он решительно отказался.

Жак-Далькроз. Хеллерау. Станиславский

В 1910 г. Волконский познакомился с методом музыкально-ритмического воспитания (ритмикой) Эмиля Жак-Далькроза , а также с системой выразительных жестов Франсуа Дельсарта . С 1910-х печатается в журналах «Аполлон», «Студия», «Ежегодник Императорских Театров», «Русская художественная летопись», «Русская мысль» и др., выступая со статьями о методах Далькроза и Дельсарта, в поддержку новых течений в искусстве движения. Работами Волконского заинтересовался К. С. Станиславский , что позднее вылилось в краткое сотрудничество Волконского с МХТ .

Курсы ритмической гимнастики .

В 1912-1914 годах был директором Курсов ритмической гимнастики в Петербурге и издателем-редактором специализированного журнала «Листки Курсов ритмической гимнастики », где регулярно печатались сообщения о развитии ритмики во всех странах мира, о введении этого предмета в различных театрах, школах, студиях. Волконский был автором и режиссёром-постановщиком спектакля-пантомимы «1914», своего рода «выпускного вечера» Курсов - они закрылись с началом Первой мировой войны (премьера 6 января 1915 в Мариинском театре). Идея спектакля была более чем проста: показ новейшей истории (1 мировой войны) приемом персонифицирования - так, например, «действующими лицами» были страны - Сербия, Россия, Франция и пр. Роль Бельгии исполняла Тамара Карсавина . Андрей Левинсон отмечал, что спектакль явился первым опытом «самодовлеющего применения метода Жака Далькроза к сценическим задачам большого масштаба»

После октября 1917. Москва-Петроград. 1918-1921. Студии, школы, студии

В начале июня 1914 г. Волконский вернулся в Россию после присутствия на Женевских празднествах. 17 июля - объявление войны. В августе пришлось закрыть Курсы Ритмической Гимнастики, прекратилось и издание «Листков». Волконский переехал в своё имение Павловку Тамбовской губернии, где практически постоянно жил до августа 1918 г. 6 января 1915 г. в Мариинском театре прошёл спектакль «1914», ставший своего рода выпускным вечером Курсов. В феврале 1917 г. некоторое время жил в Ялте. В апреле 1917 г. телеграммой от Головина, управляющего наследием Министерства Двора, был приглашен вновь занять пост директора Императорских Театров, но отказался.

С ноября 1917 г. начал переезжать из города в город Тамбовской губернии, спасаясь от преследования большевистских властей. В апреле 1918 г. состоялось официальное открытие «Выставки Декабристов», был выпущен каталог. «Руками энтузиастов во главе с упрямым князем в народном доме Борисоглебска разместились портреты, документы, вещи, письма - привезенные из Павловки семейные реликвии…» . В мае переехал в Тамбов и на протяжении лета читал лекции в народном университете.

В октябре 1918 г. Волконский приехал в Москву, остановился в доме Алексея Стаховича. Читал цикл лекций «Искусство живой речи» на Драматических курсах Малого театра. Анализ деятельности Волконского, кстати, помогает развеять сложившееся убеждение, что он в 20-х занимался в основном ритмикой. Правильнее сказать, что Волконский занимался актёрской техникой в комплексе, куда входили выразительное движение, выразительная речь, мимика, декламация. Примером этого может служить изучение его работы на Драматических Курсах Малого Театра. Курс Волконского «искусство живой речи». Однако весьма любопытна программа курса, составленная, по всей видимости, самим лектором. В ней есть такие пункты: «Дельсарт и его система», «телесная выразительность, закон противупоставления», «точки отправления, закон последовательности». В графе «предмет» Журнала Драматических Курсов проставлено название предмета Волконского - «законы живой речи», затем просто «речь», и, наконец, появляется название «речь-жесты». Волконский преподавал на Курсах с октября 1918 года по октябрь 1919 года. В Журнале от 10 августа 1920 года появляется запись о том, что кафедра «Закон речи в связи с мимическими движениями» свободна. Видимо, именно такой курс на практике и читал Волконский. (Кстати, ритмику на Курсах преподавала вначале В. А. Гринер , затем - Е. В. Чаянова ). В ноябре закончил книгу «Законы речи».

Некоторое время Волконский читал лекции в Московском Художественном театре и его студиях, а зимой 1918 года входил в Художественный совет МХТ. Отношения со Станиславским складывались весьма непросто, хотя к этому времени Станиславский и начал склоняться к точке зрения Волконского. Однако адепты системы Станиславского, отстаивающие её чистоту пуще самого основателя, немало мешали распространению любой другой точки зрения на проблему актёрской техники. Волконский упоминает, что везде, где бы ему ни приходилось преподавать или выступать с лекциями, его встречали настороженно и принимали далеко не сразу.

В марте-апреле 1919 г. болел тифом, в связи со слухами о его смерти появились некрологи .

Весной того же года Волконский получил письмо от Е. К. Малиновской с приглашением на работу в Директорию Большого Театра. Среди вопросов, которыми занималась Директория, было обсуждение и выработка программы балетного училища.

Мэри Фэрн Фрэнч, невеста князя была дочерью покойного Дж. Уолкера Фэрна, посланника США в Румынии, Греции и Сербии. В детстве она долго жила на Балканах. Когда началась I мировая война, работала сестрой милосердия во французских и американских госпиталях, причем, выезжая на фронт, оказывала помощь и раненым германским солдатам. В 1916 г. приехала в Сербию с лекциями в пользу Красного Креста. Позже долго жила в Париже. Мэри Фэрн Фрэнч - вдова Сета Бартона Фрэнча и невестка Эльси Фитц Симонс, бывшей Эльси Фрэнч Вандербильт. После свадьбы молодые поехали в Америку, навестить дочь княгини от первого брака. Там, в городке Хот-Спрингс, Волконский умер.

Хот-Спрингс (Hot-Springs - Горячие ключи) - горный курорт на северо-западе штата Виргиния, знаменитый своими термальными источниками. По-видимому, одной из целей поездки Волконского была поправка здоровья. Однако 19 октября он заболел и 25 умер. Из Хот-Спрингса его тело везли через весь штат в Ричмонд, столицу Виргинии. Там, 27 октября, его отпели в католической церкви Святого Сердца Господня и похоронили в тот же день на кладбище Холливуд .

31 октября в Русской католической церкви на улице Франсуа Жерар была отслужена панихида по князю Волконскому. В церкви, помимо родственников, присутствовал весь русский Париж

Примечания

  1. SNAC - 2010.
  2. Волконский С., Мои воспоминания, М., «Искусство», 1992, в 2 томах, т. 2, книга «Родина», с.82.
  3. Там же, с. 142.
  4. Там же, с. 143.
  5. Бенуа А. Н. Воспоминания о кн. С. М. Волконском (некролог). - «Последние Новости», № 6076, 28 октября 1937, с. 4.
  6. Эмиля Жак-Далькроза зачастую называли просто Далькроз; в русской периодике 1900-х годов и позднее можно встретить написание «Жак Далькроз»
  7. А. Левинсон, «1914». Аллегорическое действие кн. С. М. Волконского. - «Аполлон», СПб, 1915, N 1, с. 67 и сл.
  8. Мария Трофимова, Князь Театра. - Театральная жизнь, N18, 1989, с. 22
  9. ЦГАЛИ, ф. 649, оп. 1, е/х 95
  10. П. П. Гайдебуров , «Над могилой Сергея Волконского». - «Записки Передвижного Общедоступного театра», 1919, вып. 20, М.; «Кончина кн. С. М. Волконского», «Жизнь искусства», 1919, № 118, СПб
  11. Д. И. Золотницкий, Зори театрального октября, Л.,"И", 1976, с.355
  12. Marija Trofimova. Кн. С. М. Волконский - театральный критик газеты «Последние Новости». - Rev.Etud.Slaves, Paris, LXIV/4, 1992, p. 735
  13. Кн. С. М. Волконский, Гастроли театра им. Вахтангова: Принцесса Турандот. - Последние Новости, Париж, 14 июня 1928, № 2640
  14. Профсоюзный билет С. М. Волконского хранится в Отделе рукописей Театрального музея им. А. А. Бахрушина
  15. Mrs.Seth French Engaged To Prince. - New-York Times (NY), July 14, 1936, p. 23; М. Трофимова. «Последние дни кн. С. М. Волконского. - „Театральная жизнь“, № 20, 1991. - С. 31
  16. New-York Times, 1937, Oct. 26, p. 17; Richmond (Virginia) Times Dispatch, Oct. 27, 1937, p. 6
  17. Ф. Панихида по кн. С. М. Волконском. - „Последние Новости“, 1937, 1 ноября, N 6064, с.3

Библиография

Сочинения С. М. Волконского

  • Адольф Аппиа - „Аполлон“, № 6, 1912
  • Art et Beaute - Nouvelle Revue, 1-r Avril, Paris, 1892
  • Art of The Stage - „The Outlook“, May-June 1913, p. 747
  • Архив декабриста С. Г. Волконского - под редакцией и с предисловием кн. С. М. Волконского и Б. Л. Модзалевского . Т. 1. До Сибири, ч. 1, Пг. 1918
  • Bilder aus der Geschihte und Litteratur Russland», (перевод A. Hippius), E. Perthes, Basel, 1897 - 1 изд., 1904 - 2 изд.
  • Быт и Бытие. Из прошлого, настоящего, вечного. - Берлин, «Медный всадник», 1924; М.: Захаров, 2004 (Мои воспоминания в 2 томах, 2 том) - первое полное издание книги в России
  • В защиту актёрской техники. - «Аполлон», N 12, 1911
  • В защиту русского языка (в соавторстве с братом Александром). - Берлин, 1928
  • Васильевский остров (воспоминания) - «Современные записки», № 29, 1926
  • Воспитательное значение ритмической гимнастики Жак-Далькроза. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики», № 2, 1913
  • Выразительное слово: опыт исследования и руководство в области механики, философии и эстетики речи в жизни и на сцене. - СПб, тип. Сириус. 1913
  • Выразительный человек. Сценическое воспитание жеста (По Дельсарту). - СПб, 1913
  • Декабристы. - Берлин, «Медный всадник», 1923
  • The Decembrists. The first Russian revolutionists - NY, Thought, v. 3, 8, 1928
  • Die Dekabristen; einzige berechtige Ubersetzung aus dem Russischen, von R.Freiherr von Campenhausen. Riga: G.Löffler, 1926
  • Древний хор на современной сцене. - «Аполлон», № 4, 5, 1913
  • Жан д’Удин. Искусство и жест. - СПб, 1912. Перевод с франц. кн. С. М. Волконского.
  • Жемье и международный театр. - «Встречи», 1934, № 1, с. 111
  • Законы живой речи и правила чтения. - М., 1920
  • Законы мимики. - «Записки Передвижного Общедоступного театра» (вып. 30-31-32), М., 1921
  • Занавеска (новелла). - «Перезвоны», N 29, 1927, Рига - Париж - Харбин - Нью-Йорк
  • Impressions: sketches of American life as observed by a Russian - Chicago, 1893
  • К характеристике общественных мнений по вопросу о свободе совести. - СПб: «Новый путь», 1903
  • Каталог выставки декабристов. - Борисоглебск, 1918
  • Конгресс Религий в Чикаго. Впечатления и заметки. - «Вестник Европы», т. 3, СПб, 1895
  • Красота и правда на сцене. - «Аполлон», СПб, № 4, 1911
  • Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. - Берлин, «Медный всадник», 1923;
    • В 2 т. М.: «Искусство», 1992. Т. 1. Лавры. Странствия / Предисл. М. И. Цветаевой. 399 с.
    • В 2 т. М.: «Искусство», 1992. Т. 1. Родина / Послесл. Т. И. Бачелис. 382 с.
    • М.: Захаров, 2004. К сожалению, именной указатель в этом переиздании выполнен очень неряшливо, с многочисленными ошибками.
  • My reminiscences (translated by A.E.Chamot). - London: Hutchinson&Co, 2 volumes, 1924
  • О декабристах. По семейным воспоминаниям. - Петроград, «Начала», 1922; «Русская мысль», Прага, 1922; Париж, издательство Я. Поволоцкого и Ко, 1924; М.: Искусство, 1994
  • О «музыке в драме» [возражения Таирову]. - «Студия», № 5, 1911
  • О русском языке. - «Современные записки», № 15, 1926
  • О языке. - «Звено», Париж, 1926, № 198
  • Очерки по русской истории и русской литературе. - СПб, 1 и 2 изд., 1897
  • По поводу; из воспоминаний о постановках «Ревизора». - «Звено», Париж, 1927, № 214
  • Пантомима. - «Аполлон», N 10, 1911
  • Pictures of Russian History and Russian Literature. - Boston, NY, London; Lamson, Wolffe & Co. 1st ed. 1897; Pictures…, (Lowell lectures), 1898
  • Пластика и музыка - «Студия», № 5, 1911
  • Последний день (роман-хроника). - Берлин, «Медный всадник», 1925
  • Празднества в Хеллерау - «Аполлон», № 6, 1912;
  • Программа лекций по ритмической гимнастике. - «Театр и искусство», СПб, № 13
  • Психологически-воспитательное значение системы. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики». - № 1, 1913
  • Пушкин или Чехов? - «Числа», 1931, кн. 4
  • Разговор.- «Студия», № 1, 1911
  • Разговоры. - СПб: «Аполлон», 1912; М.: Искусство, 1994
  • Рецензии в газете «Последние Новости» - см. полное собрание в: Revue des études slaves , Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735–772
  • Ритм в истории человечества.- «Ежегодник Императорских театров», № 3, 1912.
  • Ритм в сценических искусствах. Доклад на Всероссийском съезде художников. - «Аполлон», СПб, 1912, № 3-4
  • Ритм на сцене (доклад на съезде художников)
  • Ритмическая гимнастика. - «Листки Курсов Ритмической Гимнастики», 1913, № 1, с. 17
  • Ритмический институт - Вестник театра, 1920, № 64, с. 13 [подпись: С. В.]
  • Русские имена в театральном деле. - «Русский Альманах» под ред. кн. Н. А. Оболенского и др., Париж, 1930, с. 140-145.
  • Русский балет в Париже. - «Аполлон», № 6, 1914
  • Czlowiek wyrazisty. - Warszawa, I. Rzepecki, 1920
  • Сопоставление. - «Листки Курсов Ритмической гимнастики», 1914, № 6, с.26
  • Старый медальон (повесть). - «Вестник Европы», № 12, СПб, 1894
  • Статьи в журнале «Звено», Париж, с 1926 года
  • Сценическая обстановка и человек. - «Ежегодник Императорских Театров», № 7, 1911
  • Театральные наблюдения. - «Биржевые Ведомости», № 14607, СПб, 1915
  • М. Алданов . Кн. Сергей Волконский. Мои воспоминания. Лавры. Странствия. Родина. Два тома. «Медный всадник», Берлин 1923 год. - ж. «Современные записки», 1923, № 17, с. 483-4, Париж
  • Н. Г. Александрова. Ритмическое воспитание. Доклад, принятый на Всесоюзном совещании Советов Физической Культуры - М., 1924
  • А. Александрович. Записки певца. - New-York, издательство им. Чехова, 1955
  • А. Я. Альтшуллер. Театр прославленных мастеров - Л.: «Искусство», 1968, с. 217
  • Я. Апушкин. Дельсарт в России - «Экран», 1922, № 23, с. 9
  • Т. Ахмеджанова - «Волконский необходим…» Очерк об одном эмигранте - «Театр» № 8, 1989, с. 151-156
  • Она же. С. Волконский - контрасты судьбы - «Звезда Востока», № 9, 1989
  • Н. М. Баженов. Выразительное чтение - Харьков, 1960
  • А. Бахрах. Письма Марины Цветаевой. - «Мосты»
  • без автора. Князь Сергей Волконский. «Воспоминания. Родина». Изд. «Медный Всадник», Ревель - Берлин, 1922 год. - «Последние Новости», 1923, 20 января, № 844
  • без автора. Кончина кн. С. М. Волконского - «Жизнь искусства» N 118, Пг, 1919, с.3
  • без автора. Первый выпуск в институте Ритмического воспитания - «Вестник театра», N 51, 1920, с. 7
  • без автора. Успехи ритмической гимнастики - «Аполлон», апрель 1913, № 4, с. 47-48
  • Н.Берберова. Железная женщина. - М., 1991, с. 25-26
  • Она же. Курсив мой. Автобиография. - Мюнхен, 1972
  • Б. В. Бибиков . Отслужить Станиславскому. Воспоминания - «Памир» № 1, 1987, с. 74, 76
  • R. C. Beachem, Appia, Jaques-Dalcroze and Hellerau - NTQ, v. 1, № 2-3, 1985
  • С. Бирман . Путь актрисы - М., ВТО, 1962, с. 61-63
  • C. Bommeli, Vera Griner - Le Rythme, Geneve, bull. 8-9, 1990-1991, p. 24-25
  • М. Борисоглебский (сост.). Материалы по истории русского балета - Л., 1939, т. 2, с. 50-51, 104-115, 300
  • А. К. Бороздин. Русский лектор в Америке - «Исторический Вестник», СПб, 1897, том 69, с.532
  • Н. Д. Волков, Театральные вечера (воспоминания о театрах Москвы 20-30-х годов) - М., «Искусство», 1966, с. 24
  • Кн. Е. Г. Волконская. Род князей Волконских - СПб, 1900, с. 767
  • Кн. С. А. Волконская. Горе побежденным. Воспоминания. - Париж, 1933
  • См. также: Princess Peter Volkonsky. The Way of Bitterness. Soviet Russia, 1920. - London, 1931
  • Волконский, кн. Сергей Михайлович - Брокгауз и Ефрон, Новый энциклопедический словарь, т. 11, с. 416
  • Волконский Сергей Михайлович - М.: Большая советская энциклопедия, 1928, т. 12, с. 738
  • Князь Сергей Михайлович Волконский. - Ежегодник Императорских театров, СПб, 1901-1902, с. 315-317
  • П. П. Гайдебуров . Над могилой Сергея Волконского - «Записки Передвижного Общедоступного театра», вып. 20, апрель 1919, Пг, с. 3-4. Князь Сергей Михайлович Волконский - СПб, 190-1902, с.315-317
  • А. Ежов. Кн. Сергей Волконский. «Последний день». _"Медный всадник", Берлин, 1925. - 546 с - «Студенческие годы», Прага, 1925, N 19, с.33-34
  • М. И. Жаров , Жизнь, театр, кино. Воспоминания. - М., 1967, с.107-108
  • Н. В. Зейфман. Источники по истории правительственной политики в области образования в 1880-х годах и материалы по истории декабризма. (Архив М. С. Волконского) - В сб.: ГБЛ. Записки отдела рукописей, вып. 33. М., «Книга», 1972, с.5-36
  • Д. И. Золотницкий. Зори театрального октября - Л.: «Искусство», 1976, с. 291, 355-357
  • Arnold L. Haskell. Diaghileff. His artistic and private life. - NY, 1935
  • Владислав Иванов. Русские сезоны театра Габима. - М.: «Артист. Режиссёр. Театр». 1999
  • Т. Карсавина. Театральная улица - Л.: «Искусство», 1971, с. 94-96, 106-107
  • В. Киселев. С. М. Волконский - энциклопедия «Балет», М., СЭ, 1981, с. 129
  • П. Кичеев. Добрый почин - «Русское слово», М., 1899, № 225, 16 августа, с.3
  • Князь Сергей Михайлович Волконский - «Новое время», 1901, № 9076, 12 июня, с. 1-2
  • Е. Кончин. Возвращение декабристов - «Советская культура», 1990, 19 мая, с. 16
  • Он же, Приключения «Музея декабристов». - «Турист», 1990, № 12, с. 20-21, илл. на с. 24-25.
  • А. Коптяев. Вечер ритмической красоты (Ж.Далькроз и его ученицы) - «Биржевые ведомости», веч. выпуск, 1912, 21 января, N 12747, с.5
  • Он же. Ритм и красота (демонстрация Института Ритма) - «Жизнь искусства», N 818, 1921, с.2
  • Е. Б. Коркина. Об архиве Марины Цветаевой - В сб.: Встречи с прошлым, Сб. мат. ЦГАЛИ, вып. 4, М., «СР», 1982, с. 430, 432-433, 439
  • Константин Коровин вспоминает… - М., «Искусство», 1971, с. 61, 195, 499, 510, 568, 570, 765
  • И. Кудрова. Последние годы чужбины. Марина Цветаева. Ванв - Париж, 1937-1939 - «Новый мир», № 3, 1989, с. 217
  • Матильда Кшесинская . Воспоминания - М., 1992. См. также: М. Ф. Кшесинская. Воспоминания заслуженной артистки Императорских театров М. Ф. Кшесинской (светл. княгини Романовской-Красинской), машинопись 1957, Париж; Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg - London, 1960, 1973; Souveniers de la Kshessinskaya. - Paris, 1960.
  • Он же. Портреты современников. - Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1955
  • С. Мамонтов. Демонстрация Жака Далькроза - «Русское слово», 1912, 24 января, N 19, с.6
  • F.J. Marker. Craig and Appia, a Decade of Friendship and Crisis, 1914-1924. - Essays theatre, v. 3, p. 69, 1985
  • Н. В. Марков, Ф. О. Фишеров, И. Я. Блинов. Тезисы к сводному докладу «О системе С. М. Волконского» - 6 марта 1928 г., Комиссия Живого Слова при Литературной секции ГАХН, ЦГАЛИ, ф. 941, оп. 2, е/х 22
  • F. Martin a.o. Emile Jaques-Dalcroze. L’Homme. Le Compositeur. Le createur de la Rythmique. - Neuchatel, 1965
  • Вл. Масс. Роль пантомимы и ритмики в новом театре - «Вестник театра», № 69, 1920, с. 6
  • С. Мельгунов. Кн. С. М. Волконский. «О декабристах по семейным воспоминаниям» - книгоиздательство Я.Поволоцкого, Париж. - «Современные Записки», 1925, № 23, с. 500-505, Париж.
  • Эм. Миндлин. Необыкновенные собеседники - М., СП, 1968, с. 54, 56-61, 68
  • Mrs. Seth French Engaged to Prince - New-York Times (NY), July 14, 1936, p. 23
  • Лекция кн. С. М. Волконского - «Рампа и жизнь», № 46, 1910, 14 ноября, М., с.755
  • «Новый Зритель», N 23, 1927, с. 11
  • Об искусстве актёра. - «Театр», 1910, № 736, с. 9-10
  • А. Е. Парнис, Р. Д. Тименчик. Программы «Бродячей собаки» - Памятники культуры, Новые открытия. 1983, М., с. 210.
  • Потемкин. Мариинский театр. «1914». - «Театр и искусство», М., 1915, № 2, с. 22-23.
  • Prince Wolkonsky Dies in Virginia - Times-Dispatch (Richmond, Va), Oct. 27, 1937, p. 6
  • Prince Wolkonsky Is Dead in Virginia - New-York Times (NY), Oct. 26, 1937, p. 17
  • З. Пунина, Ю. Харламов, Ритм (о системе Жака Далькроза и работе Отделения Ритма Института Сценических Искусств) - В сб.: Ритм и культура танца, Л., 1926, с.15, 32
  • В. П. Россихина Н. Г. Александрова и ритмика Далькроза в нашей стране - В сб.: Из прошлого советской музыкальной культуры. Вып. 3. М., 1982, с. 244, 249
  • А. Ростиславов. О театре и музыке на съезде художников. - «Театр и искусство», М., 1912, № 2, с. 33-34
  • Русский литературный архив. П/р М.Карповича и Дм. Чижевского. Нью-Йорк, 1956. (Из писем Цветаевой Ю.Иваску)
  • Ю.Сазонова (Слонимская). Памяти кн. С. М. Волконского - «Последние Новости», N 6111, 18 декабря 1937, с. 4
  • В.Семеновский . Два сюжета - «Театр» № 9, 1981, с. 57
  • Р.Симонов , Творческое наследие. - М., 1981, с. 99, 275
  • Словарь сценических деятелей, вып.3, 1899, с. 19-20. Приложение к журналу «Театр и искусство», № 52, 1899.
  • Вал. Смышляев, Постановка работ в театральных студиях - «Пролетарская культура», N 17-19, 1920, с.67
  • Ипп. Соколов. Против. Ответ Н. Львову - «Эрмитаж», № 14, 1922, с. 9
  • Вл. Соловьев, Собрание сочинений, том 8 (1897-1900) - СПб, 1903, с. 62-65, 96-99
  • Ф. Сологуб. Дрессированный пляс - «Театр и искусство», 1912, 25 ноября, № 48
  • К. С. Станиславский. Собрание сочинений, т. VII, М., 1860, с. 500
  • Г. Струве. Русская литература в изгнании. - Нью-Йорк, изд. им. Чехова, 1956, с.18, 186.
  • В. Стуккей. Кн. С. М. Волконский (некролог) - «Журнал Содружества» № 11 (59), ноябрь 1937, Выборг, с. 5-7
  • Е. Я. Суриц, Пластический и ритмопластический танец - «Советский балет», № 6, 1988, с. 47-49
  • Swastica. О «ритмической гимнастике» проф. Далькроза - Ежегодник Императорских театров, 1911, вып. 2, с. 92-96
  • «Театр и искусство», 1899, № 31, с. 533-534.
  • В. А. Теляковский. Воспоминания - Л.-М., «Искусство», 1965, с. 36, 38-39
  • D. Thompson. Another Sun, a play by Dorothy Thompson and Fritz Kortner. - New York, 1940, typewritten. [Премьера сост. 23 фев. 1940 в Национальном театре Нью-Йорка]
  • М. Трофимова. Вспоминает князь Волконский - «Вечерняя Москва», 25 мая 1992
  • Она же. Кн. С. М. Волконский - статья в энциклопедии «Русский Балет», М.: «Согласие», 1997 (онлайн)
  • Она же. Князь театра - «Театральная жизнь», 1989, № 6, с. 25; № 18, с. 21-22
  • Она же. Переписка кн. С. М. Волконского с Эндрью Диксоном Уайтом - Аспирантский сборник. Вып.5. М.: ГИИ, 2009.
  • Она же. Последние дни кн. С. М. Волконского - «Театральная жизнь» № 20, 1991, с. 31
  • Она же. Ритмика и балет. Педагогическая деятельность кн. Сергея Михайловича Волконского в России 1920-х годов. Пермский ежегодник-95 «Хореография», Пермь, «Арабеск», 1995, с. 80
  • Она же. Современница (вступительная статья к воспоминаниям В. А. Гринер) - «Советский балет», № 5, 1991
  • Она же. Сто лет Прекрасной Даме (к 100-летию В. А. Гринер) - «Вечерняя Москва», 5 апреля 1990, с. 4; републиковано в: Le Rythme, Geneve, bull. 8-9, 1990-1991, p. 22-24
  • Она же. Теоретическое наследие Сергея Волконского. - «Балет», 2000, июль - октябрь, (№ 108), с. 58-60.
  • Marija Trofimova. Кн. С. М. Волконский - театральный критик газеты Последние Новости. (Вступительная статья и Полное собрание рецензий, опубликованных в газете). - Revue des études slaves , Paris, LXIV/4, 1992, p. 735-772.
  • А. Турков. Дверь приоткрыта - входи! - «Известия», 3 июня 1992, с. 7
  • А. Усов. Краткий исторический очерк 1917-1928 (ГИМДР - ГИТИС - ЦЕТЕТИС) - В кн.: Пятьдесят лет театральной школы, 1878-1928. Сборник. М., 1929, с. 29
  • . От студии к театру - М., ВТО, 1970, с. 80-81
04 мая 1860 - 25 октября 1937

российский театральный деятель, режиссёр, критик, мемуарист, литератор

Родился в родовом имении Бенкендорфов-Волконских Фалль (нем. Schlo? Fall) под Ревелем (ныне посёлок Кейла-Йоа в Кейлаской волости Харюского уезда Эстонии).

Предки

Князь Сергей Михайлович Волконский происходил из древнего рода князей Волконских, берущего начало от святого князя Михаила Черниговского, праправнука Святослава Ярославича Великого, убитого в Золотой Орде в 1246 году.

Среди Волконских было много выдающихся государственных деятелей, например, светлейший князь Петр Михайлович, родоначальник ветви светлейших князей Волконских, прадед Сергея Михайловича по линии матери, - первый министр Императорского Двора, Министр уделов; в его ведении находились Императорские театры обеих столиц. Сопровождал Александра I во всех его путешествиях, присутствовал при его смерти в Таганроге. В 1834 - в день открытия памятника Александру I (Александрийская колонна) - получил титул Светлости.

Другой прадед Сергея Михайловича по материнской линии, граф Александр Христофорович Бенкендорф, был начальником III Отделения «Собственной ЕИВ канцелярии» (то есть шефом жандармов), особо доверенным лицом императора Николая I (отзыв последнего о Бенкендорфе: «Он меня ни с кем не поссорил, а помирил со многими»). За освобождение Амстердама получил шпагу и титул почётного гражданина.

Дед Волконского по материнской линии, св.кн. Григорий Петрович , - гофмейстер, действительный статский советник. Музыкант, обладал великолепным басом. Принадлежал к кружку братьев Вьельгорских и кн. Одоевского - в сущности, первого музыкального общества России.

Внучатый племянник кн. З. А. Волконской, писательницы, музыканта, поэтессы, которой посвящали стихи известные поэты (А. С. Пушкин , Евгений Баратынский, Адам Мицкевич и др.).

Самый известный из Волконских - декабрист Сергей Григорьевич, дед Сергея Михайловича по линии отца, участник более 50 сражений, генерал в 24 года. После катастрофы 14 декабря 1824 приговорен по первому разряду к каторжным работам. В начале 1840-х гг. с семьей поселился в Иркутске. После амнистии 1856 года (в день коронования Александра II) переехал в Москву (где жил в доме А. М. Раевской, N 21 на ул. Спиридоньевская (ныне ул. Спиридо?новка; дом не сохранился). Зимы 1856 и 1860 гг. вместе с женой, Марией Николаевной, провел частью в Риме, частью в Париже. В Париже же встретил 19 февраля 1861 г. - освобождение крестьян. Летом 1863 г. ездил с сыном Михаилом в Тамбовскую губернию осматривать Павловку, второе, после Фалля, имение Волконских, ставшее знаменитым благодаря труду трех поколений.

Князь Григорий Семёнович Волконский , прадед Сергея Михайловича по линии отца, воевал под начальством Суворова, Румянцева, Репнина, был генерал-губернатором Оренбургского края, за управление которым получил Андреевскую ленту. В 1813 г. снарядил экспедицию в киргизские степи, во время которой было найдено месторождение руды серебристого свинца. Учредил в Оренбурге Неплюевский корпус. Имел Георгиевский крест 2 степени. Суворов называл его «неутомимый Волконский». Был страстным любителем старинной итальянской музыки.

Семья

Отец Сергея Михайловича, Михаил Сергеевич Волконский , обладал прекрасным тенором и очень много - для любителя - занимался пением. Сын декабриста С. Г. Волконского, он родился в 1832 году в Петровском заводе в Сибири, и при рождении был записан в заводские крестьяне. Окончил Иркутскую гимназию, в университет, как сын ссыльно-каторжного, принят не был, что, впрочем, не помешало его дальнейшей карьере. В 1855 году, после смерти Николая I, приехал в Россию из Сибири. К 70-м годам - уже статс-секретарь Государственного Совета, впоследствии - товарищ министра Народного просвещения, член Государственного совета.



Похожие статьи
 
Категории