Все самое лучшее учащимся. Сочинение «Творчество Анны Зегерс

05.04.2019

Анна Зегерс. Биография и обзор творчества

1900-1983

Анна Зегерс принадлежит к тем немецким писателям-коммунистам, которые еще в 20-х годах стали на путь социалистического реализма. «Ведь мы пишем не ради описания, а для того, чтобы изменить мир», — говорила она в статье «В мастерской писательницы» ‘.

Анна Зегерс (настоящее имя — Нетти Релинг) родилась в городе Майнце, в зажиточной интеллигентной семье. Училась в Гейдельбергском университете, затем в Кельнском. В годы учебы сблизилась со студентами-революционерами.

Первыми произведениями Н. Релинг были небольшие рассказы, печатавшиеся в газете «Франкфуртер Цейтунг». Впоследствии некоторые из них вошли в сборник «По дороге к американскому посольству», вышедший в 1930 г. Лучшие из этих рассказов имели социально-критический характер. В рассказе «Грубеч» героем был безработный, в новелле «Циглеры» говорилось о разоряющихся кустарях, в рассказе «На пути к американскому посольству», по имени которого и был назван весь сборник, изображались демонстрации протеста, которые происходили в европейских городах по поводу казни Сакко и Ванцетти.

В 1927 г. выходит первый роман Н. Релинг — «Восстание рыбаков», впервые подписанный псевдонимом Анны Зегерс, по имени одной из героинь ранних рассказов. Этот роман имел большой успех и получил литературную премию имени Клей-ста. Действие его происходит в рыбацком поселке на берегу Северного моря. Имена действующих лиц — бретонского, немецкого и голландского происхождения. Этим подчеркивается, что события, описываемые в романе, характерны для многих стран. Рыбаки, измученные нуждой и жестокой эксплуатацией, восстали против хозяев-капиталистов. Восстание носит стихийный характер и оканчивается неудачей: рыбаки выходят в море на прежних условиях. Но роман отнюдь не имеет пессимистического оттенка. Наоборот, он вселяет уверенность, что дух борьбы будет жить отныне в сердцах местных жителей. Прекрасны образы Андреаса Бруини, молодого рыбака, продолжающего борьбу уже после ликвидации восстания, и старого Кеденека, храбро бросающегося на солдат; он убит, но его смерть послужила сигналом к восстанию.

Действие романа происходит на фоне моря, вечно волнующегося, безграничного, символизирующего ту свободу, к которой стремятся восставшие рыбаки.

Этот роман был премирован в буржуазной Веймарской республике, разумеется, не за идейную направленность, а за художественные достоинства, главным образом за выразительный и точный язык.

Рассказ "Крестьяне из Грушова"

Анна Зегерс много занималась общественной и революционной деятельностью; в 1928 г. она вступила в Германскую коммунистическую партию. Как все передовые люди своего времени, писательница видит залог надежды в самом существовании Советского Союза. В рассказе «Крестьяне из Грушова» показана борьба крестьян Закарпатской Украины с буржуазным правительством за право пользования земельными угодьями, которые они потеряли еще в XVIII в. Крестьян поддерживает мысль о том, что может прийти помощь из далекой России, от Ленина. Один из героев, Войчук, отправляется в далекий путь: он хочет пешком дойти до Ленина. Образ Бойчука дан в духе народного творчества и напоминает древних богатырей.

В 1930 г. Зегерс впервые приезжает в СССР на международную конференцию революционных писателей, происходившую в Харькове. Она с большим волнением и интересом наблюдала советскую жизнь, до сих пор знакомую ей лишь по книгам и газетным статьям.. Вернувшись на родину, Зегерс рассказывает о своих впечатлениях в докладах на многолюдных собраниях.

В 1933 г., в момент прихода к власти фашистов, Зегерс покидает Германию л уезжает во Францию. Она поселяется в Париже, редактирует журнал «Нейе дейче блеттер», пишет по животрепещущим вопросам современности. Особенно выделяется ее книга «Тельман и Гитлер». Это, с одной стороны, блестящая характеристика вождя немецкого рабочего движения, с другой — острый памфлет против Гитлера. Зегерс участвует в съездах международных деятелей культуры, в 1937 г. посещает Испанию.

В 1939 г. А. Зегерс пришлось покинуть Францию, как и большинству немецких антифашистов-эмигрантов. Ее приютила Мексика. В Мексике А. Зегерс осталась до 1946 г., когда она смогла вернуться в освобожденную Германию.

Зегерс глубоко интересует вопрос о причинах возникновения и развития фашизма. В романе «Оцененная голова» (1934) Зегерс говорит об отношении немецких крестьян к фашизму. Она рассказывает в этом романе о революционно настроенном рабочем Иоганне Шульце, который убил в стычке на улице полицейского и скрывался в деревне, где местные фашисты покончили с ним самосудом. Зегерс внимательно разбирается в обстановке деревни. Конечно, семья кулака Мерца стоит всецело на стороне фашистов и ненавидит «красных», но на стороне фашистов оказывается и обманутый бедняк Циллих. С большим искусством показывает Зегерс «трагедию темноты» деревни. Циллих думает, что богатый крестьянин, у которого он работает, не оставит в трудную минуту своего батрака, поэтому он во всем поддерживает хозяина.

Однако и этот роман не лишен оптимизма, в нем имеются картины антифашистской борьбы. Действие происходит в начале 30-х годов, когда фашизм еще окончательно не утвердился. Борьбу против фашизма возглавляют коммунисты.

Седьмой крест

В 1938 г. Зегерс кончает роман «Седьмой крест». Этот роман рассказывает о тяжелом и героическом пути коммуниста, бежавшего Из концентрационного лагеря Вестгофен. Из семи человек заключенных, бежавших из лагеря, шесть погибло, но седьмому, коммунисту Георгу Гейслеру, удалось спастись и благополучно уехать из Германии на голландском судне. Предназначенный для него седьмой крест1 остался незанятым.

Весь роман представляет собой описание нескольких дней, которые беглецы провели на воле, прячась от гестапо. На первый взгляд, нарисована как будто безнадежная картина полного подчинения Германии фашизму. Повсюду мы видим безумный, отупляющий страх перед гестапо. Организатор побега коммунист Валау гибнет, преданный своим" другом, который ранее был выпущен из лагеря с условием выдавать своих друзей. Младший брат Георга, которого он мальчиком носил на своих плечах на демонстрации, сделался штурмовиком и готов немедленно донести на родного брата. Показаны те методы, какими фашисты добиваются этого всеобщего страха и разрушают в людях человечность. Сжато и просто, без натуралистических подробностей изображена повседневная жизнь в концлагере. Главная цель гестаповцев — заставить людей забыть, что они люди, пытками и побоями вытравить у них чувство человеческого достоинства.

Но среди затравленных, запуганных фашизмом обывателей нередко встречаются герои, люди большого сердца. Доктор Левенштейн, к которому Георг заходит на пути, чтобы перевязать раненую руку, догадывается, что перед ним человек, за помощь которому можно поплатиться жизнью, но преодолевает страх и выполняет свой долг врача. Жалость и чувство долга заставляют рабочего Пауля Редера, отца четверых детей, рискуя своей головой и жизнью семьи, помочь Гейслеру; он не только прячет его у себя на ночь, но и находит людей, которые переправляют Георга через границу.

«Мы прочли бы в отделе «Трибунал» под рубрикой «Приговоры, приведенные в исполнение» имя — Георг Гейслер. Разве совесть не замучила бы тебя?» — говорит Пауль Редер своей жене, дрожащей за детей.

Зегерс сумела показать, что есть еще живые силы в Германии, способные бороться с фашизмом. Это было особенно ценно в конце 30-х гЬдов, когда, казалось, было сломлено всякое сопротивление и раздавлены подпольные антифашистские Группы.

Роман привлекает и своими художественными достоинствами. В нем много действующих лиц. Некоторые проходят через весь роман, другие раскрываются в одном эпизоде, как молодой Фриц Гельвиг или доктор Кресс и его жена. Иногда герои не произносят на страницах романа почти ни одного слова и тем не менее играют большую роль, характеры их полностью раскрыты. Таков коммунист Валау, вдохновитель и организатор побега, до последней минуты верный своему делу.

Зегерс приняла самое активное участие в строительстве новой Германии; Вернувшись в 1947 г. на родину, она ведет кипучую деятельность, борясь за искоренение остатков фашизма. Она пишет ряд статей и очерков, произносит пламенные речи, выступая за мир. «От немецкого учителя, — говорит она, обращаясь к учителям, — многое зависит, от него зависит и то, каким выйдет из школы его ученик — околпаченным невеждой, пушечным мясом для наемных войск или могущественным борцом за мир».

Анна Зегерс неоднократно посещала СССР, являлась делегатом трех Всемирных конгрессов сторонников мира — Парижского (1949), Варшавского (1950) и Венского (1952); вся прогрессивная мировая общественность высоко ценит заслуги писательницы. В марте 1950 г. А. Зегерс была избрана действительным членом Немецкой Академии искусств, 6 октября 1951 г. ей была присуждена национальная премия 1-й степени, а 21 декабря 1953 г. — Международная премия за укрепление мира между народами. В 1956 г. Анна Зегерс стала председателем Союза немецких писателей.

"Мёртвые остаются молодыми"

В произведениях передовых немецких писателей — Бехера, Бределя, Зегерс, Брехта — была доказана тесная связь гитлеровцев с верхушкой крупной буржуазии, были вскрыты истинные социальные черты гитлеризма. Роман А. Зегерс «Мертвые остаются молодыми» способствовал верному решению этой задачи. Писательница привезла с собой из эвакуации в Германию рукопись романа в 1947 г., а в 1949 г. он был издан. Этот роман отличается от других произведений Зегерс тем, что охватывает большой отрезок времени — с 1918 по 1943 г. и необычайно широко развертывает картину жизни Германии в этот период. Перед читателем проходят крупные исторические события тех лет: классовые бои в Саксонии и Руре, инфляция и президентские выборы, поджог рейхстага и Мюнхенское соглашение, начало второй мировой войны и разгром немцев под Сталинградом. А. Зегерс старается не только рассказать о событиях, но и раскрыть их внутреннюю сущность.

Ярко изображены различные слои немецкого общества и раскрыта общественная роль буржуазии в годы утверждения фашизма. Представители крупного капитала Клемм и Кастри-циус со спокойным цинизмом намереваются подкинуть нацистам немного денег, чтобы они отвлекли рабочих от постоянного интереса к Советскому Союзу и строительству коммунизма. Они страстно мечтают найти вожака для нацистской партии и использовать его в своих целях.

В этом деле представителям крупной буржуазии усердно помогают офицеры старой прусской армии, такие, как Венц-лов или прожженный циник остзеец Ливен; они абсолютно не верят в возможность тысячелетнего рейха фашистов, но их привлекает пропагандируемый Гитлером национализм и культ захватнической войны. Фашистов поддерживает и кулак Над-лер, судорожно цепляющийся за свой клочок земли, развращенный солдатчиной, отвыкший от работы.

Это они убили в 1918 г. арестованного спартаковца, молодого рабочего Эрвина, якобы при попытке к бегству. Со сцены этого убийства и начинается роман. У Эрвина была любимая девушка Мария, которой он хотел перед самым арестом рассказать о своей подпольной революционной работе. Он не успел этого сделать. Мария так и не узнала, куда исчез ее друг. Чтобы вырастить своего сына от Эрвина, Мария вышла замуж за немолодого рабочего Гешке.

Зегерс дает развернутое полотно жизни немецких рабочих. Она показывает их трудную жизнь, постоянные лишения, угрозу безработицы, нависшую над ними, показывает, что часть вины в развитии фашизма лежит и на немецких рабочих.

Правдиво нарисованы в романе образы, воплощающие веру Зегерс в немецкий народ, в его здоровые силы. Такова прежде всего Мария, возлюбленная погибшего Эрвина, жена Гешке. С детства она отличалась активной любовью к людям, желанием помочь им в беде. Выйдя за Гешке, она становится настоящей матерью для его детей и не делает никакого различия между ними и своим ребенком. Мария недостаточно образованна, чтобы разобраться в том, что такое фашизм, она только инстинктивно чувствует, что его главари обманывают народ, а народ — это она, ее Сын Ганс и другие простые люди. Эта убежденность заставляет ее, тихую, мирную, немолодую уже женщину, начать на заводе, где она работала, подпольную борьбу с фашистами.

Ее сын Ганс также идет против фашистов. Его жизнь сложна и противоречива, большое влияние на него оказал старый друг его отца, коммунист Мартин. Ганс вступил в общество гитлеровской молодежи, чтобы вести в нем подпольную работу. Попав на фронт, под Сталинград, он хочет перейти к русским. Но его убивают по приказу командира Венцлова, когда-то убившего его отца. И этот Венцлов, сам близкий к самоубийству из-за развала гитлеровской армии, видя мертвого Ганса, вспоминает вдруг лицо его отца Эрвина.

«Нацисты сулили ему земной рай, но он не поддался обману. Они перемалывали его всеми жерновами, так что у него трещали кости, они бросили его на войну, швыряли из сражения в сражение, но убить его не могли, он остался молодым». Так раскрывается смысл заглавия книги — «Мертвые остаются молодыми».

Ни в одном своем произведении Зегерс не давала такой широкой картины жизни. Это поистине эпическое полотно, охватывающее целую эпоху в жизни немецкого народа. Но, рисуя исторические события, Зегерс с неменьшим интересом показывает и переживания людей, их чувства, мысли и настроения. Писательница раскрывает сущность фашизма и причины его возникновения, устанавливает степень виновности различных классов и в то же время демонстрирует свою непоколебимую веру в немецкий народ.

Кроме романа «Мертвые остаются молодыми», Зегерс создает в конце 40-х и в 50-х годах много новелл и рассказов. Она иногда касается в них исторической темы, описывая восстание негров в XVIII в. (рассказы «Свадьба на Гаити», 1949, «Восстановление рабства на Гваделупе»). В сборнике «Дети» она говорит о стойкости и мужестве детей революционеров, подражающих родителям. Но наиболее интересны те произведения, которые рисуют жизнь послевоенной демократической Германии. Так, в новелле «Переселенцы» (сборник «Мир») Зегерс показывает постепенное перерождение забитой и униженной бедной крестьянки под влиянием новых условий жизни. В рассказе «Возвращение» хорошо показано, что именно заставило аполитично настроенного рабочего Функа вначале, предпочесть Западную Германию, хотя его семья осталась в Восточной. В дальнейшем Функ хотел взять семью к себе, но вместо этого сам уехал на Восток. Функ сумел увидеть, что в Восточной Германии рабочие по-хозяйски восстанавливают заводы, что в ней удовлетворяются стремления молодежи к знанию, перед каждым раскрываются широкие перспективы.

Решение

В 1959 г. появился роман «Решение».

Это история металлургического завода в вымышленном городе Коссине (ГДР). Действие начинается в момент разрухи, в трудные послевоенные годы. С большим трудом рабочие добиваются пуска пострадавшего от бомбардировки завода, сами ремонтируют многие машицы и детали, иногда даже не имея нужных инструментов. Живут рабочие в плохо оборудованных, полуразрушенных бомбами зданиях, получая по продовольственным карточкам скудные пайки.

Но самое трудное заключается в воспитании социалистического сознания. Во многих еще живо мещанство, забота только о личном благополучии.

Завод в Коссине очень интересует его прежнего владельца Бентхейма, который живет в Западной Германии. Вместе с советником Кастрициусом, знакомым цитателю по роману «Мертвые остаются молодыми», он поддерживает тесный контакт с американской разведкой. Бентхейму, Кастрициусу и им подобным помогает западногерманская пресса, печатающая ложные сообщения обо всем, что делается на Востоке. Так, западные газеты широко разносят весть, что с завода в Коссине бежала на Запад вся верхушка технической интеллигенции. На самом деле бежали только двое — главный инженер Бют-нер и профессор Берндт.

Зегерс подробно раскрывает психологию Бютнера. Это индивидуалист, сосредоточенный на собственной выгоде. Во время господства фашистов Бютнер тайно служил у них осведомителем. Американская разведка из тайных списков гитлеровцев, попавших к ней в руки, узнала об этом и шантажирует Бютнера, требуя от него всевозможных услуг. Прежде всего — это разрушение технического руководства в Коссине. Бютнер принимает «решение»: он бежит на Запад, увлекая за собой обманом профессора Берндта.

Берндт — видный металлург, влюбленный в свою науку, поклонник Советского Союза, но человек исключительно наивный в вопросах практической жизни. Он поверил Бютнеру, что им обоим грозит арест, если они останутся на Востоке.

В трудные дни особенно активизируется деятельность партийного бюро и молодежной организации. Вновь приходит на завод крупный специалист Томе, англичанин, активный антифашист. Привлечен для работы старый партиец Роберт Хазе, сражавшийся когда-то в Испании с фашистами. Молодежная организация помогла Роберту Лозе, работавшему на заводе токарем, получить педагогическое образование.

Широта и размах новой жизни, доступность ее благ для народа — вот то главное, что заставляет людей искать и принимать правильные решения.

Последний роман А. Зегерс — «Доверие» (1969) — в какой-то степени является продолжением «Решения». Действие происходит в том же Коссине. Прежние владельцы завода пытаются спровоцировать и организовать забастовку среди рабочих, строя свои расчеты на ошибках местного руководства, прежде всего на оскорбительном недоверии, которое проявляло это руководство к некоторым рабочим. Виновниками такого бездушного, бюрократического отношения оказываются перестраховщик Мезербург и профсоюзная деятельница, догматически настроенная Лина Закс.

Попытка смутьянов пройти на завод не удается благодаря самоотверженному сопротивлению работницы Эллы Буш, пожертвовавшей жизнью своей и будущего ребенка, которого она страстно ждала.

Сложность человеческих взаимоотношений, различие человеческих характеров (даже при сходных жизненных обстоятельствах) показаны Анной Зегерс с ее обычным мастерством.

А. Зегерс известна не только своими романами и рассказами, но и публицистикой. В книге ее статей, собранных писательницей Кристой Вольф, изданной в 1968 г., поражает их диапазон и разнообразие. Здесь и раздумья о задачах литературы, и портреты отдельных писателей от XVIII в. до современности. Очень интересны статьи о Толстом и Достоевском, сопоставление этих двух колоссов русской литературы. Большая писательница, А. Зегерс является и вдумчивым литературоведом.

После прихода в 1933 году к власти фашистов, книги Зегерс были запрещены, а сама она – ненадолго арестована. В том же году писательница эмигрирует во Францию, через год переезжает в Вену, а затем – в Испанию, где в то время велась гражданская война. Но на этом ее скитания не закончились. В 1940 году Гитлер нападает на Францию. Анна Зегерс с севера Франции перемещается сначала в Марсель, а спустя год оседает за океаном – в Мехико.


Защитница и известная своими революционными произведениями Анна Зегерс родилась в 1900 году. Анна родилась на берегу Рейна, посещала школу в городе Майнце. После окончания школы, Зегерс продолжала образование в старинном университетском городе Гейдельберге, где она изучала историю искусства, но это не мешало ей горячо воспринимать события современности.

Революция в России Октябрьская всколыхнула весь мир. Осенью 1918 года германский народ поднял вооруженное восстание. 9 ноября власть кайзера была свергнута. В том же году Анна Зегерс стала членом коммунистической партии Германии.

В 1933 году в Германии пришли к власти фашисты. Начало своего правления они ознаменовали зверской расправой с рабочим классом, уничтожением рабочих организаций, уничтожением буржуазно-демократических свобод и других подобных организаций.

Фашисты сожгли тысячи, которыми по праву гордился весь мир. Лучшие произведения передовых писателей, в том числе и книги Анны Зегерс, обрели в ту пору в Германии особое значение. Они стали боевым оружием в руках антифашистов. Когда впоследствии в освобожденной Германии был организован День книги, группа берлинской молодежи подарила Анне Зегерс экземпляр ее романа "Спутники", сожженного фашистами. В условиях жесточайшего террора этот роман тайно хранился двенадцать лет, после чего был официально опубликован. В 1933 году для Анны началась тяжелая пора скитаний. Анна Зегерс вынуждена была покинуть Германию. Сначала в Париже, а потом в Мексике она нашла временное пристанище. В изгнании Анна Зегерс вместе с другими передовыми деятелями немецкой культуры основала "Новую немецкую газету", издававшуюся в Праге. На страницах газеты она разоблачала гитлеровцев и призывала к непримиримой борьбе с режимом.

Ни на секунду не теряла она связи с родиной, помогала переправлять в Германию литературу для подпольных организаций. На 1-м Международном конгрессе писателей в защиту культуры в 1935 году в Париже она выступила с речью, в которой говорила о справедливости освободительной борьбы народов и клеймила позором преступления фашистских агрессоров.

Писательница всегда умела раскрыть смысл международных событий и дать им правильную оценку. Начиная с 1936 года, всех передовых людей мира волновала судьба республиканской Испании, сражавшейся против Франко и германо-итальянских интервентов. Среди бойцов Интернациональных бригад республиканской армии были добровольцы самых различных национальностей. В 1937 году Анна Зегерс приехала в осажденный Мадрид, для того чтобы принять участие в работе 2-го Международного конгресса писателей. В небольшом рассказе "Встреча" ею создан яркий образ комиссара Интернациональной бригады, друга бойцов, испытанного политического руководителя,.

Истинный патриотизм Анна Зегерс сочетала с горячей любовью к своей родине. Она постоянно призывала немецкий народ к сопротивлению гитлеризму. Вести о подвигах немецких подпольщиков-антифашистов проникали за границу и укрепляли веру Анны Зегерс в лучшее будущее Германии, достойнейшие представители которой не переставали бороться за мир и свободу.

В годы эмиграции Анна Зегерс активно участвовала во всеобщей мобилизации сил Народного фронта для решительной борьбы с фашистскими поджигателями войны.

Начало 1939 года ознаменовалось страшным пожаром Второй мировой войны, а в 1941 гитлеровцы напали на Советский Союз. Еще сильнее возненавидела писательница фашистов - врагов мира, врагов жизни на земле, не имевших ничего святого по отношению к гуманности, человечности людской жизни. Одним из самых лучших романов Зегерс признан роман "Седьмой крест". Он переведен на многие языки. Роман этот, законченный автором в 1939 году, был первоначально опубликован в 1942 году на языке оригинала в Мексике; главы из него печатались в 1941 году в советском журнале "Октябрь"; в годы второй мировой войны роман получил большую известность и в США, и в странах Латиноамериканского континента. История семи заключенных, которые бежали из гитлеровского концлагеря Вестгофен, и из которых только один сумел спастись, волновала читателей разных стран задолго до того, как книга смогла увидеть свет в послевоенной Германии. В "Седьмом кресте" наиболее отчетливо сказалось замечательное умение Анны Зегерс показывать людей в нерасторжимом единстве личного и общественного, ставить острые политические вопросы времени, обращаясь к частной, будничной жизни широких слоев народа.

В мировой литературе немного произведений, где тема солидарности угнетенных была бы разработана так достоверно, конкретно, убедительно, как в "Седьмом кресте". В спасении Георга участвуют - осознанно или не до конца осознанно - десятки людей. Под конец романа разворачивается своего рода цепная реакция солидарности: Пауль Редер обращается к Фидлеру, Фидлер - к Крессу, потом к Рейнгардту... И в конце цепи - моряк с решительным лицом, "готовый на любой риск": он вывезет недавнего узника из гитлеровского ада.

Само собой понятно, что "Седьмой крест" - это не просто история семи беглецов или одного беглеца. Тут ставятся вопросы большого исторического масштаба - о степени прочности фашистской диктатуры, о резервах антифашистского сопротивления, в конечном счете - о судьбе Германии.

Сразу же после гитлеровского переворота - отчасти и до него - в прогрессивной немецкой литературе стала интенсивно развиваться антифашистская, антигитлеровская тематика. Подтвердились тревожные предостережения, которые высказывали в своих книгах, написанных задолго до 1933 года, крупнейшие мастера немецкого критического реализма - Генрих и Томас Манны, Арнольд Цвейг , Лион Фейхтвангер: германская империалистическая реакция приняла уродливые, зловещие очертания, возродила в стране Шиллера и Гете средневековое варварство и зверство. Писатели, покинувшие страну, постарались рассказать миру правду о злодеяниях фашизма. В середине 30-х годов появился ряд книг, авторы которых в форме публицистического эссе ("Ненависть" Г. Манна), в форме художественного повествования ("Семья Опперман" Л. Фейхтвангера) или документальной прозы ("Болотные солдаты" В. Лангхоффа) воссоздавали по свежим следам картины гитлеровских преступлений.

Анна Зегерс подошла к проблемам германской жизни по-иному, по-своему. Книги, написанные ей в эмиграции, - не только свидетельства, но и исследования; в них представлены не только оба полюса немецкого общества, но и то, что между ними. Писательница старалась выяснить: почему немалая часть народа Германии пошла за Гитлером? Как удалось нацистам парализовать волю трудящихся к сопротивлению, запугать одних, обмануть других? Именно эти вопросы ставятся в двух книгах, которые она выпустила еще до второй мировой войны, - в повести "Оцененная голова" (1934) и романе "Спасение" (1935). С безжалостной трезвостью, Зегерс исследовала - какими способами, благодаря каким социальным, историческим, психологическим факторам нацисты сумели создать себе массовую базу.

С такой же трезвостью обрисован коллективный, многоликий образ немецкого народа и в "Седьмом кресте". Писательница никогда не обольщалась - и не обольщала своих читателей - иллюзорными надеждами, легкими решениями. Среди сотни с лишним персонажей "Седьмого креста" есть и отъявленные нацисты, и обыватели, безразличные ко всему, есть и те, кто приспособились к фашистской диктатуре, претерпелись к ней. Зараза гитлеризма проникла в самую гущу трудящегося населения страны, - об этом говорит и страшная судьба Валлау, которого предал бывший товарищ.

Сюжет романа "Седьмой крест" построен необычайно искусно: при всей его разветвленности, многоплановости, он отличается большой силой концентрации. Действие почти все время сосредоточено вокруг Георга. В ходе своих скитаний он встречает множество разных людей - и ставит каждого из них перед необходимостью выбора, решения. Посредством тончайшей психологической рентгеноскопии романистка проникает в затаенные мысли то одного, то другого из своих персонажей. Так складывается синтетическая картина настроений немцев из различных общественных слоев в условиях гитлеровского господства. И если среди этих немцев, запуганных или завороженных нацизмом, находится все же немало людей, готовых помочь беглецу-антифашисту, то это значит, - говорила Анна Зегерс своим романом, - что есть в гитлеровском рейхе и силы, способные при благоприятных исторических условиях принять участие в демократическом обновлении страны.

Обратим внимание на финал "Седьмого креста". Это, в сущности, счастливый финал, но в нем, как это часто бывает в концовках романов Зегерс, нерасторжимо слиты радость и грусть. Георг уходит навстречу своей боевой судьбе (намеки, рассеянные в разных местах романа, позволяют судить, что он и на чужбине будет продолжать антифашистскую деятельность, быть может, поедет сражаться в Испанию). Недавний пленник Вестгофена, загнанный, затравленный, вырвался, наконец, на волю, но расставание с родиной дается ему нелегко. Подстать этому смутному настроению - серое небо, дождь. Такой же упрямый осенний дождь льет и в тот вечер, когда в вестгофенском бараке бывшие товарищи Георга по заключению смотрят, как сгорают в печке дрова: арестанты думают - им хочется думать, - что дрова наколоты из того самого креста, утыканного гвоздями, который был приготовлен для Георга Гейслера, но так и остался незанятым. Крест - древний христианский символ страдания, но здесь этот символ переосмыслен, - крест становится в то же время воплощением непобедимой силы человеческого духа.

Романы, повести, рассказы, написанные Зегерс в разные периоды, взаимосвязаны не только в силу единства главной темы. В них есть устойчивые, разработанные в разных аспектах мотивы или ситуации, в которых отражается идейная, нравственная природа ее творчества. Писательница любит ставить своих героев перед трудными испытаниями. В разных ее произведениях встают люди рядовые, малоприметные, люди, казалось бы, каких много: будучи поставлены в исключительно сложное положение, они неожиданно, но вполне естественно проявляют готовность к героическому деянию, идут на крайний риск или на смерть, - и Анна Зегерс рассказывает об этом без малейшей патетики, спокойно и просто. Характерен в этом смысле ее ранний рассказ "Шоферские права" (1932); в предельно лаконичной форме, на двух страницах, описан там подвиг шанхайского пролетария, который - мгновенно приняв нужное решение - уничтожает оккупантов и гибнет сам.

В романе "Седьмой крест" Георг Гейслер в течение семи дней, ежеминутно рискуя жизнью, спасается от преследующих его гестаповцев и обнаруживает подлинно героические свойства - смелость, находчивость, упорство выдержку. Более того: на многих людей, с которыми он встречается за эти семь дней, он действует как своего рода катализатор гражданского мужества, встряхивает, вовлекает в борьбу равнодушных и пассивных. А между тем он и не обрисован, и не задуман писательницей как личность исключительная. Сама Анна Зегерс говорила: "Гейслер, каким я его вижу, и каким я хотела его показать, - обыкновенный человек".

Рассказы Анны Зегерс по тематике и манере тесно примыкают к ее романам, иногда - как бы дополняют романы, договаривают то, что не было досказано там. А в романах Зегерс, с другой стороны, иные эпизоды или главы могут читаться, как отдельный законченный рассказ.

Таков эпизод из романа "Путь через февраль" (1934) - "Установка пулемета в квартире фрау Кампчик": в нем есть свой самостоятельный сюжет, и он не раз печатался отдельно.

Роман "Путь через февраль" был написан Анной Зегерс по свежим следам февральских событий 1934 года в Австрии. В те дни передовые австрийские рабочие сделали героическую попытку преградить дорогу фашизму. Республиканский Шуцбунд - вопреки воле реформистских руководителей социал-демократической партии - выступил с оружием в руках против реакционной политики правительства Дольфуса; австрийские коммунисты, вместе с рядовыми социал-демократами шуцбундовцами, участвовали в февральских боях.

Весной 1934 года Анна Зегерс побывала в Австрии, опрашивала участников и свидетелей недавних событий, обошла рабочие районы Вены, где немало домов было изуродовано пулями и снарядами. В романе "Путь через февраль" - как и в написанном позднее "Седьмом кресте" - большое число персонажей из разных общественных слоев; будучи взяты вместе, они дают обобщенный образ страны, народа в момент исторического перелома. В отличие от "Седьмого креста", там нет главного героя, картина событий до некоторой степени мозаична, разбросана. Однако и здесь писательнице удалось через глубинные психологические "просвечивания" передать отражение общественных конфликтов в душе и сознании рядовых тружеников.

После окончания второй мировой войны Анна Зегерс вернулась к действующим лицам романа "Седьмой крест" и написала два больших рассказа, которые являются как бы эпилогом к роману. В характерах и судьбах частных лиц прослеживаются перипетии и закономерности национальной истории.

В рассказе "Саботажники" (1946) снова появляются те честные и смелые люди, которые в свое время помогли Георгу Гейслеру спастись, - Франц Марнет, Герман Шульце, инженер Кресс. В дни войны гитлеровской Германии против Советского Союза они пытаются организовать саботаж на военном заводе. Им не удается вовлечь в свои действия мало-мальски значительную группу рабочих. Однако Герман Шульце, арестованный гестаповцами уже после Сталинградской битвы, чувствует моральное удовлетворение, когда узнает, что гранаты, прошедшие через его руки, не взорвались на поле боя: значит, он жил недаром, умрет недаром.

Еще раньше, в 1945 году, был написан рассказ "Конец". Здесь досказана история фашиста Циллиха - того, кто был одним из самых яростных истязателей в концлагере Вестгофен.

Циллих впервые появился еще в повести "Оцененная голова", написанной вскоре после гитлеровского переворота. В этой повести Циллих - один из тех неимущих крестьян, которые поддались на удочку нацистской демагогии. Этот деревенский неудачник, прошедший первоначальную школу жестокости еще на фронтах первой мировой войны, легко дает себя убедить, что во всех несчастьях Германии - а главное, в его собственных несчастьях - виноваты "евреи и красные". Такие типы при гитлеровской диктатуре легко делали карьеру в эсэсовских отрядах.

В рассказе "конец" мотив бегства, знакомый нам по ряду произведений Анны Зегерс, возникает в совершенно иной вариации: в роли беглеца на этот раз - Циллих, который столько лет преследовал и травил антифашистов. Читатель, знакомый с романом "Седьмой крест", естественно воспринимает Циллиха в контрастном сопоставлении с Георгом Гейслером. Герою "Седьмого креста" угрожала реальная, смертельная опасность. Иное дело Циллих. После войны в деревне одним из бывших заключенных Вестгофена, инженером Вольпертом, Циллих, собственно говоря, не подвергается опасности. Американские оккупационные власти, несмотря на настойчивые заявления Вольперта, не разыскиваю бывшего вестгофенского надзирателя - как не разыскивали многих ему подобных. Но Циллих мечется по стране, одержимый диким страхом: ему не во что верить, у него нет и не может быть друзей - он чувствует себя окруженным глухой неприязнью людей всюду, где бы он ни появлялся.

Картина скитаний Циллих дана как бы замедленной съемкой; Анна Зегерс высвечивает самые темные уголки его злодейской души лучом психологического анализа, внимательного и безжалостного. В нем кипят темные страсти: озлобление против былых хозяев Третьего рейха, которые оторвали его, Циллиха, от земли и плуга, а потом бросили на произвол судьбы, сожаление о тех невозвратно ушедших временах, когда можно было мучить по своему произволу беззащитных заключенных, - а главное, звериный страх, все более нарастающий, становящийся невыносимым, доводящий до самоубийства.

Самая тяжелая кара постигает Циллиха уже посмертно. И здесь снова Анна Зегерс создает своего рода контрастную параллель к образам прежних своих произведений. Не раз в ее рассказах и романах возникали эпизодические фигуры детей революционеров, антифашистов, - тех, кому суждено продолжить дело отцов. И после Циллиха остается сын подросток; он откровенно радуется известию о смерти отца, воспринимает эту смерть как избавление. Финал рассказа "Конец" заключает в себе поучительное обобщение: разрыв преемственности с поколением отцов для юного Циллиха, как и для многих его сверстников, - начало новой жизни, свободной от позорного наследия прошлого.

Каждый человек несет долю ответственности за судьбы своего народа, своей страны: эта мысль отозвалась во многих произведениях Зегерс, написанных за годы эмиграции, - и в "Седьмом кресте", и в законченном уже после краха фашизма большом романе "Мертвые остаются молодыми" (1948), и в рассказах, и в статьях.

Монументальный роман "Мертвые остаются молодыми" отображает историю Германии с 1918 по 1945 год. Писательница стремится осмыслить прошлое ради настоящего и будущего. Повествуя о трагедии народа, вовлеченного фашистами в войну, Анна Зегерс своей книгой воспитывает в читателях решимость бороться за мир.

В романе изображено множество людских судеб. Но больше всего волнует писательницу судьба семьи берлинского рабочего Гешке.

Всю свою жизнь Мария Гешке посвятила сыну, который был ее единственной радостью и надеждой. Пришел к власти фашизм, пришла война, и Мария потеряла сына. Жизнь учит Марию Гешке ненавидеть виновников войны и сопротивляться им. Мария - одна из тысяч трудящихся женщин Германии, одна из тысяч матерей, которых война лишила всего. Сила художественного обобщения помогла писательнице создать этот яркий правдивый образ.

С любовью изобразила Зегерс порывистый и смелый характер Ганса, сына Марии. Дружба с коммунистом Мартином, закаленным в многолетних боях с фашизмом, помогает юноше Гансу найти верный путь. Он становится подпольщиком. Зегерс в своем романе показала, что преемственность борьбы за мир и свободу нерушима. Мертвые борцы остаются молодыми потому, что бессмертно дело, за которое они борются. Множество замечательных, трогающих своей искренностью романов Анны Зегерс человек может сейчас осознанно постигать: "Путь через февраль", "Седьмой крест", "Мертвые остаются молодыми" - все это звенья в той серии книг о судьбах Германии, которую Зегерс открыла повестью "Оцененная голова" и завершила романом "Доверие".

Собранные воедино, эти книги образуют своего рода сборник, без изучения которой не обойдется ни один серьезный историк Германии XX века. Анна Зегерс , мастер человековедения, изображая множество разнообразнейших характеров и судеб, помогает понять суть сложных социальных процессов, дает увидеть, что творилось в сокровенных глубинах души народа в трудные, драматические периоды его истории, прочувствовав и пропустив все свои произведения через душу.

Самые значительные романы писательницы:

1933 – Цена за его голову (Der Kopfflohn)

1935 – Путь в феврале (Der weg durch den february)

1942 – Седьмой крест (Das siebte kreuz)

1944 – Транзитная виза (Visado de Transito)

1946 – Прогулка мертвых девушек (Der ausflug der toten madchen)

1949 – Мертвые остаются молодыми (Die toten bleiben jung)

1949 – Свадьба на Гаити (Die hochzeit von Haiti)

1961 – Свет на эшафоте (Das licht auf dem galgen)

Анна Зегерс

(Anna Seghers, p. 1909)

Анна Зегерс принадлежит к числу выдающихся мастеров литературы социалистического реализма. Зегерс — псевдоним писательницы, ее настоящее имя— Нетти Рейлинг (Netty Reiling). Она родилась в Майнце, в обеспеченной семье владельца магазина антикварно-художественных изделий. Училась в Кельнском и Гейдельбергском университетах, где изучала филологию, историю искусств.

Литературные вкусы Зегерс формировались как на традициях немецкой классической, так и мировой литературы. В студенческие годы она увлекается Бальзаком и русской литературой—Тургеневым, Гоголем, Л. Толстым, Чеховым, Горьким.

На становление политических взглядов писательницы оказали влияние ее участие в студенческом движении, революционные события в России, Германии. Октябрьская революция, как говорит Зегерс, «имела для меня огромное значение... смысл справедливости по-настоящему открылся мне благодаря Октябрьской революции».

Начало литературной деятельности Зегерс относится к 20-м гг., когда в печати появляются ее первые произведения: «Грубеч» (Grubetsch, 1926) и «Циглеры» (Die Zieglern, 1927).

Первым крупным произведением Зегерс, принесшим ей литературное признание, была повесть «Восстание рыбаков» (Der Aufstand der Fischer von St. Barbara, 1928). За эту повесть она была удостоена одной из высших литературных премий веймарской Германии — премии им. Г. Клейста.

В повести писательница разрабатывает тему освободительного движения, борьбы народа за свои экономические и политические права, которая станет главной темой всего ее творчества.

Зегерс рассказывает о восстании рыбаков, вызванном невыносимыми условиями их жизни. Она умело и скупо передает суровый и мрачный колорит жизни рыбацкого поселка. Хорошо удались писательнице массовые сцены—-на сходке, в трактире, перед выходом в море.

В повести в полной мере выявилось стремление Зегерс разрабатывать наиболее жгучие социальные проблемы. При этом она проявляет большое мужество и честность. Зегерс против приукрашивания жизни, она стремится изобразить правду, какой бы горькой эта правда подчас ни была. Ее рыбаки малосознательны и неорганизованны, но в ходе восстания, во многом стихийного, проявляется мужество и отвага народных героев, таких, как Андреас Бруин и других.

Не все в этой книге удалось молодой писательнице. Она не избавилась от некоторых экспрессионистских тенденций, помешавших ей до конца реализовать важный и значительный замысел. Особенно это сказалось на образе вожака восстания Гулля, который оставляет неясное, противоречивое впечатление. Он отмечен печатью какой-то загадочности, недоговоренности, неясности.

По складу своего характера Гулль человек суровый и мужественный, и в то же время его преследует какой-то безотчетный страх. Ему явно не хватает цельности. Читатель почти ничего не знает о его взглядах и убеждениях. Трудно даже сказать, принадлежит ли он к какой-либо партии. Нет последовательности и ясности и в его действиях.

В изображении действующих лиц и обстановки также ощущается печать абстрактности и недоговоренности. Неясно даже, в какой стране и в какое время происходит действие в «Восстании рыбаков».

В повести дает себя знать и некоторый налет натурализма, особенно при изображении эпизодов, связанных со служанкой Марией.

Через четыре года после появления «Восстания рыбаков» вышел роман «Спутники» (Die Gefährten, 1932). Эти годы отмечены значительным идейным ростом Зегерс, которая в «Спутниках» выступает уже с последовательно революционных позиций.

«Спутники» посвящены изображению революционного движения, деятельности компартий разных стран — Венгрии, Болгарии, Италии, Польши, Китая.

Книга начинается с изображения событий, связанных с разгромом Венгерской революции" в 1919 г. Несмотря на то что в романе изображалось поражение пролетариата в ряде стран Европы, Зегерс проводила мысль о неизбежном торжестве дела революции.

Автор создает образы мужественных революционеров: венгра Ковача, болгарина Дудова, поляка Янека, китайца Ляу Хан-чи и других. Они живут в разных странах, не знают друг друга, но их объединяют общие цели, общая борьба. Они являются товарищами, спутниками в освободительной борьбе человечества. Писательница изображает трудности этой борьбы, требующей крепкой воли, убежденности в правоте своего дела, целеустремленности. Она показывает, к каким истязаниям и утонченным пыткам прибегают враги, чтобы сломить волю коммунистов.

Красной нитью через весь роман проходит тема Советского Союза, стоящего в авангарде освободительной борьбы народов мира. Писательница показала огромное революционизирующее значение самого факта существования СССР, роста его могущества и успехов в различных областях хозяйственного и культурного строительства.

«Спутники» свидетельствовали об усилении реалистического мастерства Зегерс. Это проявилось в изображении характеров, окружающего мира. Автор, правда, и здесь всесторонне не показывает своих героев, а лишь рисует их эпизодически, в важнейшие моменты их жизни. Но у читателя уже не возникает ощущения неясности, недоговоренности. Зегерс по-прежнему уделяет много внимания изображению внутреннего мира своих героев, но избегает усложненности, излишней детализации психологического рисунка.

Роман «Путь через февраль» (Der Weg durch den Februar, 1935) посвящен изображению баррикадных боев венского пролетариата в феврале 1934 г. Зегерс показала предательство социал-демократических вождей, идейно разоружавших рабочих и всячески содействовавших расколу рабочего движения.

Изображение событий начинается с конца 1933 г. В стране свирепствовала безработица, правящие классы наступали на экономические и политические права трудящихся. В ответ на это рабочие, вопреки оппортунистической политике социал-демократических вождей, берутся за оружие и восстают. Один из социал-демократических руководителей Ридль все время внушает рабочим мысль о том, что в Австрии все обойдется мирно, без оружия, что опыт большевиков здесь не годится.

Власти с необычайной жестокостью подавляют восстание. Но кровавые события не прошли даром. Они отрезвили многих рабочих, обманутых правой социал-демократией. Юноша Фриц говорит Ридлю, который был его духовным наставником, о своем глубоком разочаровании в социал-демократической партии: «Все у нас было в корне неправильно... Учили так, что все может становиться лучше и лучше... Вы должны были нас готовить к казематам, к каторжным тюрьмам, к выстрелам, к нелегальному положению».

«Путь через февраль» и поныне сохраняет свою актуальность, помогая бороться с предательством социал-демократических лидеров.

Находясь в эмиграции (сначала во Франции, а с 1940 г. в Мексике), Зегерс ведет большую общественно-политическую работу. В 1935 г. она участвует в работе Международного конгресса в защиту культуры, в 1937 г. — в работе II Международного конгресса писателей и в ряде других антифашистских конгрессов. Она не устает разоблачать фашизм, указывая на его большую опасность для дела мира и свободы,

Мысль об СССР укрепляет ее веру в успех антифашистского движения. В статье «Мы думаем о Советской стране» (Wir denken an das Sowjetland, 1937) она пишет о значении нашей страны для мирового освободительного движения, о росте престижа и влияния СССР.

В годы Отечественной войны писательница с гордостью и надеждой следила за героической борьбой советского народа, верила в нашу победу над гитлеровской Германией.

После разгрома фашизма Зегерс возвращается па родину, включаясь в активную работу по строительству новой Германии, в борьбу против возрождения фашизма и милитаризма.

Как клятва, звучат слова Зегерс, сказанные ею во время посещения нашей страны в 1951 году: «Как коммунистка, писательница, мать, я сделаю все для предотвращения войны».

Из всех произведений Зегерс 40-х гг. наибольшую известность и популярность приобрели ее романы «Седьмой крест» и «Мертвые остаются молодыми».

«Седьмой крест» (Das siebte Kreuz) писался в 1937—1939 гг., тогда же частично был опубликован в СССР. В Америке он публиковался в 1942 г. В Германии в полном виде роман появился лишь в 1946 г.

«Седьмой крест» — это роман о подпольном антифашистском движении в Германии, о его трудностях и перспективах. Он написан суровым и мужественным реалистом, который рассказал читателю горькую правду. В книге показан разгром революционного движения в Германии. Многие тысячи лучших борцов были замучены или расстреляны в концлагерях вскоре после фашистского переворота. В дальнейшем немецкий народ оказался неспособным на широкое подпольное антифашистское движение.

Было бы неверно отрицать существование народного сопротивления фашизму в Германии. Оно, безусловно, было. И там, где велась борьба против гитлеризма, во главе ее стояли уцелевшие коммунисты.

В основу сюжета романа положена история бегства семи заключенных из концлагеря Вестгофен. Небывалый случай массового побега всполошил фашистов, которые не без основания рассматривают это как вызов всему нацистскому режиму. Начальник лагеря садист Фаренберг дал клятву переловить всех беглецов и распять их на крестах. Но довести это до конца ему не удалось.

В разработке антифашистской темы Зегерс шла своим путем. Она сравнительно мало места уделяет описанию зверств нацистских палачей, что уже до нее было с большой силой сделано в книгах Бределя («Испытание»), Лангхофа («Болотные солдаты») и в некоторых других. В них изображалась только одна сторона немецкой жизни — концлагерь, мужество антифашистов в условиях тягчайших испытаний фашистского режима. Немецкая действительность в целом оставалась, как правило, вне поля зрения этих книг.

Зегерс выводит повествование в основном за пределы концлагеря.

Она поставила своей задачей создать широкое, многоплановое полотно Германии в целом. Ей нужно было показать, как различные слои немецкого народа относились к фашизму, насколько глубоко гитлеровцам удалось морально растлить немецкий народ, на кого можно было опереться в антифашистской борьбе.

Первые впечатления Георга Гейслера, бежавшего из Вестгофеиа, были обескураживающими. Он думал встретить людей, охваченных горечью и стыдом за свою родину, но увидел другое. Вот он наблюдает за улицей, по которой идут различные люди: «Сидя в Вестгофене, он представлял себе улицу совсем иной. Тогда ему казалось, что на каждом лице, в каждом камне мостовой отражается стыд, что скорбь должна приглушить каждый шаг, каждое слово, даже игры детей. А на этой улице все было мирно, люди казались довольными».

Зегерс показала, как одна часть немецкого населения поддерживала политику Гитлера, другая — запуганная и деморализованная— примирилась с нацизмом, отказалась от борьбы. Но какой бы мрачной ни была картина, нарисованная в романе, Зегерс не делает пессимистического вывода. Она показывает, что и в этих труднейших условиях антифашистская борьба велась, хотя масштабы ее и были невелики.

Коммунисты Гейслер и Валлау изображены в романе как подлинные герои антифашистского Сопротивления. Из них с наибольшей полнотой и разносторонностью обрисован Гейслер, менее обстоятельно и полно раскрыт образ Валлау. Валлау— профессиональный революционер, депутат рейхстага, человек большого ума и железной воли, оказавший значительное влияние на Гейслера, который считает его своим идейным учителем и вдохновителем. Недаром в наиболее трудные минуты жизни Гейслер всегда мысленно обращается к своему другу, стараясь представить, как бы в этом случае поступил Валлау. Привезенный обратно в лагерь, Валлау показал себя сильнее своих палачей, которые никакими зверствами не смогли сломить воли борца.

Образ Георга Гейслера является особенно большой творческой удачей Зегерс. В предыдущих произведениях писательница неоднократно изображала вожаков и организаторов революционного движения. Эти образы не всегда удавались ей. В обрисовке Гейслера она избежала схематизма, достигла большой правдивости. Благодаря введенным в роман эпизодам из прошлой жизни Гейслера Зегерс удалось показать его характер в развитии. В юности он мало отличался от других подростков из рабочей среды. Однако ни озорство, ни спорт не могли занять его полностью. Служение делу революции возвышает, облагораживает, делает целеустремленным и мужественным характер Гейслера. Многим он обязан Валлау, оказавшему на него глубокое воздействие. «Кто мог предвидеть, — говорит Франц Марнет,—что Георг окажется таким? Наша честь, наша слава, наша безопасность очутились вдруг в его руках. Все прежнее — его романы, его проделки, все было вздор, не главное».

Воля к борьбе и победе, большая находчивость и выносливость обеспечили Гейслеру успех в побеге из концлагеря. Этот успех меньше всего объясняется удачей. Один из бежавших, Фюльграбе, оказался еще более удачливым, но, вырвавшись на свободу, перетрусил, решил, что от гестапо все равно не уйти. Он добровольно возвращается к нацистским палачам в надежде на то, что они учтут его раскаяние. В сцене встречи после побега Георга с Фюльграбе Зегерс очень рельефно показала столкновение двух различных мировоззрений. Один из бежавших был живым воплощением духа борьбы, другой был сломлен и уже капитулировал перед врагами.

Писательница показывает величие подвига Гейслера, но она не приукрашивает героя и в самые трудные и критические моменты его жизни. Вырвавшись из лагеря, преследуемый по пятам нацистами, Георг испытывает чувство страха. Но он преодолевает страх, он ежедневно и ежечасно одерживает верх над проявлениями собственной слабости.

При создании образа Гейслера ярко проявилось писательское мастерство, реализм Зегерс. Она использует самые разнообразные художественные средства для раскрытия его внутреннего мира, для убедительной и достоверной обрисовки его характера.

Подвиг Гейслера не был напрасным. Он пробудил сознание тех честных немцев, которые по разным причинам отошли от борьбы, от политической жизни. Это Франц Марнет, Герман, Пауль Редер, в свое время принимавшие участие в рабочем движении. Побег Гейслера всколыхнул их, заставил снова включиться в антифашистскую борьбу. Это и инженер Кресс, и его жена, укрывавшие Гейслера. Они испытали чувство страха перед возможными преследованиями и в то же время чувство благодарности к Георгу, который помог им стать лучше, нравственно чище. К этим же людям относятся и священник, скрывший от полиции арестантскую одежду Гейслера, и перевязывавший его врач, и женщина, которая подвезла его на машине.

Среди рядовых немцев, по-разному причастных к судьбе Георга, выделяются образы обойщика Миттенгеймера и ученика сельскохозяйственной школы Гельвига. Миттенгеймер — типичный филистер, законопослушный немец, готовый подчиняться любой власти. Но этот далекий от политики человек возмущен грубым обращением с ним нацистских чиновников. Он начинает задумываться над вопросами, мимо которых недавно проходил равнодушно. А юный гитлеровец Гельвиг очень раздосадован тем, что Георг переоделся в его куртку, и хочет, чтобы беглеца поскорее поймали. Но садовник Колер осторожно помогает юноше иначе подойти к этой истории, пробуждает сочувствие к смельчаку. И когда куртка была найдена, Гельвиг не опознал ее и тем самым намеренно направил поиски по ложному пути.

Связь Георга с лучшими сынами своего парода помогла ему выйти победителем в поединке с гитлеровцами. Недаром один из них—Фаренберг — в бессилии признается, что он «гоняется не за отдельным человеком, лицо которого он знает, силы которого имеют предел, а за безликой и неиссякаемой силой».

Седьмой крест, на котором хотели распять Гейслера, стал символом бессилия фашистов, намеком на их грядущее поражение.

Своеобразие композиции романа состоит в том, что Гейслер стоит в центре повествования, с. ним связано много других действующих лиц, часто изображенных эпизодически. Писательница с большим искусством, двумя-тремя штрихами умеет создать живой, яркий образ. Отношение к побегу Гейслера сразу же выявляет сущность того или иного персонажа.

Зегерс великолепно овладела повествовательным искусством, она создает очень динамичный, драматически острый сюжет, за развитием которого читатель следит с неослабевающим интересом. В зависимости от характера изображаемых явлений Зегерс умело использует различную стилевую манеру. Так, например, драматически напряженные раздумья заключенного в прологе сменяются плавным, неторопливым, лирически окрашенным повествованием о прошлом рейнского края.

В романе ярко ощущается национальный колорит. «Седьмой крест» отмечен исключительным разнообразием и изобилием деталей в воспроизведении быта, нравов, неповторимого облика немецких городов и деревень. Живая национальная специфика ощутима и в языке романа, богатом и красочном, широко вмещающем в себя, наряду с литературной, книжной речью, и разговорное просторечие...» 1 .

К роману «Седьмой крест» примыкает новелла «Саботажники» (Die Saboteure), которая является своеобразным эпилогом. В ней писательница снова возвращается к проблемам, затронутым в романе. В новелле изображена неудачная попытка нескольких коммунистов организовать саботаж на военном заводе в дни второй мировой войны. Эта попытка не дала нужных результатов, так как запуганные рабочие не поддержали коммунистов.

В новелле действуют уже знакомые по роману Франц Марнет, Герман Шульце, Кресс, которые в свое время помогли Гейслеру скрыться за границу.

«Седьмой крест» — вершина творчества Зегерс, одно из лучших произведений немецкой антифашистской литературы.

«Транзит» (Transit, 1943)—одно из волнующих произведений, посвященных трагической судьбе эмигранта-антифашиста. Оно закончено Зегерс в годы эмиграции в Мексике. В нем нашли отражение горестные впечатления, пережитые самой писательницей в последние мучительные и тревожные месяцы пребывания во Франции, в Марселе, накануне отъезда в Мексику, когда значительная часть французской территории была оккупирована нацистами, и немецких эмигрантов ожидала тяжелая участь.

Повествование в романе ведется от имени главного героя, антифашиста Зайдлера, рассказывающего свою мрачную историю.

Оказавшись в лагере для интернированных, он ежеминутно ожидал выдачи гитлеровцам. С огромными трудностями ему удается совершить побег, достигнуть Марселя и, получив визу, уехать в Мексику.

Зайдлер — средний человек, охваченный чувством смятения. Он измучен испытаниями, обрушившимися па него, и мечтает о маленьком тихом счастье. Он честен, искренен, но он не борец. Дух борьбы, столь характерный для произведений Зегерс, в «Транзите» ощутим менее всего. В то же время это наиболее лиричное произведение писательницы.

Значителен по своему идейно-художественному замыслу роман Зегерс «Мертвые остаются молодыми» (Die Toten bleiben jung, 1949), в котором поставлены коренные вопросы социально-политического развития Германии на протяжении четверти века. В широком эпическом полотне воскрешаются важнейшие события в жизни немецкого народа от конца первой мировой войны до разгрома гитлеровской армии под Сталинградом.

Перед читателем проходят яркие картины жизни всех слоев немецкого общества, начиная от промышленников, прусских юнкеров и кончая крестьянами, рабочими, берлинской беднотой.

Вдумчивый художник, Зегерс убедительно изображает социально-исторические предпосылки захвата власти фашистами, приведшими Германию к национальной катастрофе. Автор показывает подлинных хозяев фашистской империи — рурских промышленных магнатов. Именно они были заинтересованы в демагогии Гитлера, в его псевдосоциализме. С циничной откровенностью об этом говорит Кастрициус: «Рабочий класс теперь клюет только па социализм, а на капитализм не клюет». Или: «Нам нужно найти подходящего человека с хитрой программой, чтобы мы по-прежнему держали рабочих в руках». Поэтому Кастрициус демагогически советует: «Нужно объявить социализм государственной религией, чтобы он не уничтожил нас снизу, как в России».

Рядом с Кастрициусом стоит образ другого промышленника, Клемма, который не только финансирует нацистскую партию, но и является ее деятельным членом.

Зегерс опровергает легенду, созданную в кругах реакционной прусской военщины, согласно которой прусские офицеры и генералы были якобы противниками гитлеровского режима. Писательница показывает необоснованность подобных взглядов. Выведенные в романе представители вильгельмовского офицерства Венцлов и Штахвиц были непосредственными проводниками политики Гитлера.

Отталкивающее впечатление производит бывший офицер Эрнст Ливен, человек совершенно аморальный, нравственно опустошенный, ненавидящий и презирающий народ, беспринципный, продающий себя всем, кто платит. Именно он оказывается подходящей личностью на пост одного из заправил в нацистской партии.

В образе крестьянина Надлера выведены те слои, которые являлись опорой фашизма в деревне.

Много внимания писательница по-прежнему уделяет жизни простых людей, рабочих, ремесленников, которые всегда были главными героями ее произведений. Среди них выделяется образ рабочего, рядового социал-демократа Тешке, так и не преодолевшего реформистских иллюзий, и его жены Марии, простой женщины, временами напоминающей горьковскую Ниловну. Всю жизнь она стояла в стороне от политики, отдавшись заботам о семье, детях. Но этой женщине, политически мало развитой, свойственно стремление к справедливости, честности. Вначале она питает лишь недоверие к нацистам, в дальнейшем оно перерастает во враждебность к гитлеровскому режиму. Она боится за жизнь своих детей, которые оказались во власти нацистской идеологии.

Мария постепенно отрешается от аполитичности и апатии, понемногу включается в антифашистскую борьбу. Этот переход ее к активным действиям показан Зегерс убедительно и правдиво.

В романе изображены образы коммунистов, самоотверженно борющихся с ненавистным режимом — Мартии, Лемле, Штробель и др. Многие из них погибали, но их дело продолжали представители молодого поколения. Так, на место расстрелянного участника Ноябрьской революции 1918 г. Эрвина встанут его сын Ганс и другие юноши. Мысль о преемственности революционных традиций своеобразно подчеркнута в названии романа.

Однако коммунисты описаны в романе бегло, они мало показаны в практической подпольной работе. Читатель не знает, чем, кроме споров с социал-демократами, занят Трибель, почти не показана подпольная работа Мартина. Это тем более удивляет, что порой мелкие, незначительные переживания таких ничтожеств, как Эрнст Ливен и ему подобные, описаны куда более обстоятельно.

Зегерс не удалось в полной мере показать деятельность германской компартии, возглавляемой Тельманом, которая была одной из самых влиятельных политических партий в дофашистской Германии. Столь существенные просчеты помешали более полно и убедительно раскрыть замысел романа.

В 50-х гг. Зегерс написала несколько циклов рассказов, различных по своей тематике. Здесь и рассказы о ведущей роли коммунистов различных стран, росте их влияния и тесной связи с народом (сборник «Линия»), и рассказы о новой, послевоенной Германии (сборник «Мир»), и рассказы о борьбе за мир (сборник «Первый шаг» — Der erste Schritt, 1952).

«Мир» (Friedensgeschichten, 1950)—это сборник небольших зарисовок, посвященных теме мирного созидательного труда немецкого народа. Писательница рассказывает главным образом о послевоенной перестройке в деревне, о трудностях на пути создания нового миролюбивого государства.

Изображению послевоенной немецкой действительности посвящена повесть «Человек и его имя» (Der Mann und sein Name, 1952). В ней затрагиваются острые вопросы, вставшие перед молодым демократическим государством. Одним из них явилось отношение к бывшим нацистам.

Правительство ГДР заявило о том, что оно считает своим долгом возвратить в общественную жизнь в качестве полноправных граждан бывших членов нацистской партии, если они не отбывают наказания за свои преступления.

Герой повести бывший эсэсовец Вальтер Рецлов рвет со своим прошлым, становится честным тружеником, гражданином ГДР.

Зегерс испытывает известные трудности в освоении новой тематики, поэтому в повести не все ей удалось.

Глубокую и всестороннюю разработку темы строительства новой жизни Зегерс дает в романе «Решение» (Die Entscheidung, 1959), который стал первой частью дилогии.

Действие романа происходит в послевоенной Германии, Восточной и Западной, затем в ГДР и ФРГ, а также в США, Мексике, Франции. Но в центре внимания писательницы — изображение жизни в ГДР, строительства нового общества, трудностей, возникающих па этом пути.

Одна из первых трудностей — всеобщая разруха: разрушены дома, заводы, школы. Надо все начинать заново, а самое главное— нужно вселить веру в души отчаявшихся людей.

Читатель знакомится с самыми различными людьми, представляющими все слои общества послевоенной Германии. В числе персонажей романа мы видим коммунистов, партийных и хозяйственных руководителей. Но как и в предыдущих романах, писательница выдвигает на первый план людей простых, «средних немцев», порой несознательных, нередко ошибающихся.

В сущности все творчество Зегерс — это прежде всего борьба за душу «среднего немца». Писательница хочет как можно лучше познать эту душу, «чтобы помочь ей очиститься и окрепнуть...» 2.

В центре ее внимания — дела и люди Коссинского металлургического завода, успехи и трудности в становлении нового человека, в утверждении сознательного отношения к труду. В связи с этим интересен образ одного из центральных героев романа Роберта Лозе. Внешне он сумрачный и замкнутый человек, но честный и принципиальный, в прошлом активный участник антифашистского движения. Он добросовестно работает слесарем, но его влечет желание быть воспитателем рабочих подростков, инструктором производственного обучения. На этой почве у него возникает конфликт с профсоюзным организатором Штруксом, человеком ограниченным, усмотревшим в желании Лозе чуть ли не проявление карьеризма.

Как всегда, много внимания Анна Зегерс уделяет молодежи, становлению ее характера в новых условиях. Сразу же вспоминается Томас Хельгер, бывший беспризорник, нашедший свое призвание на заводе, Лиза Цех, Тони Эндрес.

В романе показано, как враждебные силы всячески тормозят строительство нового общества, устраивают всевозможные диверсии, переманивают специалистов на Запад и создают дополнительные трудности.

Время от времени действие романа переносится в Западную Германию, где читатель встречается со знакомыми ему по роману «Мертвые остаются молодыми» образами Кастрициуса, Шпрангера, Бентхейма, сыгравших роковую роль в национальной трагедии страны. Они по-прежнему процветают, им покровительствуют оккупационные власти. Бентхейм не теряет надежды вернуться в Коссин, снова стать хозяином завода, объявленного народным предприятием.

Антифашист Герберт Мельцер еще до войны эмигрировал в Америку. Став известным писателем и журналистом, он приезжает в Западную Германию, видит, как представители американских властей поддерживают милитаристов и реваншистов. Он пишет об этом правдивую книгу, однако, она не устраивает владельцев американских издательств, и Мельцера перестают печатать. Но он делает свой выбор, снова возвращаясь к активной антимилитаристской деятельности, от которой одно время отошел.

В эпоху обостренной борьбы, утверждает писательница, не может быть нейтральных. Каждый человек стоит перед выбором, перед решением, каждый должен ответить на вопрос: на чьей он стороне, что защищает, против кого сражается. С этой точки зрения ее прежде всего и интересуют многочисленные герои романа.

В нем немало живых, запоминающихся образов, но не все они удались писательнице. Порой персонажи, играющие важную роль в идейном замысле (коммунисты Мартин, Рихард, Хаген, Фогт), недостаточно полно и глубоко охарактеризованы. Некоторые описания, связанные с Коссинским заводом, напоминают сухой репортаж.

Композиционно роман «Решение» построен иначе, чем «Седьмой крест», где повествование было сконцентрировано вокруг главного героя. В «Решении» нет такого героя, и повествование перемещается от одного персонажа к другому.

Вторым томом дилогии Анны Зегерс является роман «Доверие» (Das Vertrauen, 1968), который служит продолжением «Решения». В нем в основном те же персонажи, то же место действия.

Но жизнь изменилась, она выдвинула перед людьми новые проблемы, иные возможности их решения. В зависимости от этого меняются писательские акценты. На первом плане оказываются другие герои. Место Роберта Лозе, игравшего одну из главных ролей в «Решении», занимает Томас Хельгер, молодой слесарь Коссинского завода, второстепенный персонаж в предыдущем романе.

При становлении нового общества с большой остротой встают нравственно-этические проблемы. Одна из них — проблема доверия, понимаемая широко и поставленная в разных аспектах. Зегерс и в этом романе проявляет большое мужество и смелость в изображении наиболее острых и волнующих тем общественного развития ГДР.

В условиях обострившейся международной обстановки тема доверия тесно связана с вопросом о бдительности. Верить людям— это не значит быть благодушным, утратить бдительность к вражеским проискам. Зегерс показывает, к каким ошибкам и неудачам приводят проявления беспечности, благодушия, ловко используемые врагом. Но бдительность не означает недоверия, которое отравляет взаимоотношения людей, мешает им жить.

В центре романа критический момент в жизни ГДР — события 17 июня 1953 года, когда силы реакции попытались совершить контрреволюционный переворот. Для успеха этой авантюры ловко были использованы отдельные ошибки и просчеты хозяйственного руководства, вызвавшие недовольство части рабочих. Врагам ГДР удалось перетянуть на свою сторону менее сознательных рабочих, таких, как Яиауш, Хейнер Шанц, Вебер и других.

Но передовая часть немецкого народа, молодежь, оказала доверие своему правительству, и контрреволюционная авантюра потерпела поражение. Среди тех, кто отражал натиск реакции, мы видим и Томаса Хельгера, жизненный путь которого был не безошибочен, но который в час труднейших испытаний без колебаний нашел свое место. «Они хотят, чтобы все у нас замерло,— говорит он,— черта с два! Мы будем работать!»

Зегерс любит изображать своих героев в такие критические моменты, когда лучше всего видно, чего стоит человек. Особенно примечателен образ Эллы Буш, веселой, производившей даже впечатление немного легкомысленной женщины, В решительный момент она оказывается способной на подвиг. Она пытается остановить погромщиков, жертвуя собой и своим еще не родившимся ребенком.

В ходе острых социальных конфликтов проходят испытание и руководители, причем и они не всегда выдерживают жизненную проверку. Так случилось с партийным работником Паулем Меезебергом, который мыслил слишком догматически и сектантски, хотя субъективно был предан делу социализма. Нечто подобное произошло и с молодежным вожаком Линой Заксе. Не случайно эти руководители перестают оказывать влияние на ход событий и утрачивают доверие коллектива.

Далеко не все безупречно в поведении партийного руководителя завода Рихарда Хагена, честного и принципиального коммуниста. Он недостаточно вникал в повседневную жизнь рабочих, в их запросы, требования, мнения. И он сам себя осудил за это: «Может быть, я сам виноват? Конечно... Ты был далек от них. Ты мало знал. О жизни этих людей, об их работе».

Иного склада директор завода Ульшпергер, человек большого жизненного опыта, сложной судьбы. Он убежден в правоте своего дела, его глубокую принципиальность не поколебали суровые испытания в прошлом. Твердость Ульшпергера сочетается с человечностью, он умеет найти путь к сердцам. Он критически анализирует свое поведение, свои просчеты, которые дали возможность вражеской пропаганде сбить, пусть на время, немало рабочих с правильного пути.

Важную идейную функцию выполняет в романе Карл Вальдштейн, учитель и директор интерната, мужественный революционер и удивительно душевный человек. Те, кому посчастливилось учиться у него, жить рядом с ним, никогда не забудут его. Его вспоминают с благодарностью и его давние ученики, и вчерашние беспризорники, которых он вывел в люди. В трудную минуту они всегда обращаются к Вальдштейну, словам которого верят.

Дилогия Зегерс имеет большое познавательное и художественное значение. Она дает читателю богатый материал для размышлений и помогает ему лучше разобраться в политических и нравственных процессах, происходящих в ГДР.

Анна Зегерс ведет большую общественно-политическую работу. Она член Всемирного Совета Мира и Международного Комитета по Ленинским премиям, несколько раз избиралась председателем Союза писателей ГДР. За выдающиеся заслуги в литературной и общественной деятельности Зегерс в 1951 г. была удостоена Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами», а также Национальных премий ГДР

Примечания

1. Мотылева Т. Л. Анна Зегерс. М., 1953, с. 135.

2. Мотылева Т. Л. Послесловие к роману А. Зегерс «Решение». М., 1961, с. 641.

Зегерс Анна (нем. Anna Seghers, настоящие имя и фамилия Нетти Радвани (Netty Radványi), урождённая Рейлинг (нем. Reiling); 19 ноября 1900, Майнц - 3 июня 1983, Берлин) - немецкая писательница.

Зегерс родилась в еврейской семье, отец - антиквар и художественный эксперт. Училась в Кёльнском и Гейдельбергском университетах. В 1925 г. Зегерс вышла замуж за венгерского писателя и социолога Ласло Радвани, с которым у Анны Зегерс родилось двое детей. Член Коммунистической партии Германии с 1928 г. (с 1947 г. член СЕПГ).

«Лишь подлинное искусство изменяет мир», и если писатель нашего времени поистине глубоко проникает в жизнь, поистине правдиво отразит ее краски, ее движение, то он не сможет пройти мимо великих перемен, совершающихся в странах социализма.

Зегерс Анна

В 1933 г. после прихода к власти нацистов Зегерс была ненадолго арестована Гестапо, а её книги запрещены, после чего она эмигрирует во Францию. В 1940 г. Гитлеровские войска вступают во Францию, и Анна Зегерс из оккупированного Парижа перемещается на юг, в Марсель. В 1941 г. она перебралась в Мехико, где основала антифашистский «Клуб Генриха Гейне» (нем. Heinrich-Heine-Klub) и журнал «Свободная Германия» (нем. Freies Deutschland).

После окончания Второй мировой войны, в 1947 г. она вернулась в ГДР и поселилась в Берлине.

Зегерс была членом Всемирного Совета Мира и Комитета по международным Ленинским премиям; председателем Союза немецких писателей (1958-1978); членом Немецкой академии искусств.

Тенденция к социализму заложена в самой действительности, и это теперь волей-неволей понимают даже наши закоренелые враги.

Зегерс Анна

Романы Анны Зегерс - летопись истории Германии с 1929 г., с дней восстания «Спартака», и до дней развернутого строительства новой жизни в ГДР. Писательница воссоздает путь народа с суровым ясновидением и великой любовью, не минуя пи героических, ни позорных страниц истории, стремясь обнажить правду до конца. Ее романы - книги о людях, об их обыкновенной и необыкновенной жизни, об их трудной, непрямой дороге к свету.

Анна Зегерс - фото

Анна Зегерс - цитаты

Я поняла, почему порядочные люди обычно скучны. У них есть принципы. Не скучно только то, что неожиданно, что беспрерывно меняется. А принципы не меняются...

Портрет другого человека не самом деле является всегда нашим собственным отражением. Мы видим в нем то, что нам хочется видеть.

Вот и оказалось, что рассудительные соседи неправы – время ничего не залечивает. И они лгали, утверждая, что все испытанное в юности – ребячество, а серьезная жизнь начинается только потом. Жизнь, наоборот, притупляет человека нуждой и трудом и мелкими радостями. Серьезная жизнь, которая будто бы приходит на смену юности – это на самом деле глупость. «Если ты, - думала Мария, - в годы первой любви, измучившись ожиданием, все еще продолжала бесцельно ждать, вот тогда-то ты и поняла серьезность жизни. И если потом дверь все-таки открылась, значит, радость твоя была рождена тем, что действительно достойно радости».

    Последствия первой мировой войны и революции XXвека в развитии зарубежной литературы. З. Фрейд и психоанализ.

    Судьба и особенности развития реализма в зарубежной литературе новейшего времени.

    Модернистские течения как следствие общего кризиса европейского развития.

    Пути развития и основные направления во французской литературе после первой мировой войны. Дадаисты и сюрреалисты. Манифесты Т. Тцара и А. Бретона.

    Марсель Пруст и цикл романов «В поисках утраченного времени». Стилевые отличия (концепция В. Набокова).

    А. де Сент-Экзюпери и его философские сказки. «Маленький принц» в школьном изучении.

    Идейные и художественные искания Р. Роллана в период работы над романом «Очарованная душа».

    Художественное своеобразие романа Р. Роллана «Очарованная душа» и влияние психоанализа. Эволюция Аннеты и Марка.

    А. Барбюс: личность и эстетика. Проблема героя в романе «Огонь».

    Английская литература 1920-30-х гг. (А. Кронин, О. Хаксли).

    Литература «потерянного поколения» и романы Р. Олдингтона. Антикиплинговская тема в романе-джазе «Смерть героя».

    Ральф Воке и его полемика с З. Фрейдом в книге «Роман и народ».

    Художественные искания В. Вулф. Литературные эссе.

    Образная система в романе В. Вулф «На маяк».

    Английский модернизм и творчество Томаса Элиота. Поэма «Бесплодная земля».

    Творческий путь Д. Лоуренса. Роман «Любовник леди Чаттерлей».

    Творческий путь Д. Джойса. Тематика и стилевые особенности романа «Улисс» (концепция В. Набокова).

    «Поток сознания» в романе Д. Джойса «Улисс» (анализ 2-3 глав).

    Немецкий экспрессионизм. И. Бехер.

    Феномен Франца Кафки: жизнь, личность, эстетика. Новеллы-притчи.

    Романы Ф. Кафки как лирико-мифологический эпос. Разные концепции творчества Кафки.

    Творчество Г. Гессе. «Степной волк»: образная система и герои.

    Б. Брехт как крупнейший немецкий драматург XXвека. Полемика с экспрессионизмом в раннем творчестве.

    Теория эпического театра Б. Брехта.

    Эффекты отчуждения в пьесе Б. Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

    Творческий путь А. Зегерс. Эволюция опыта. Полифоническая структура романа «Седьмой крест».

    Американская литература после первой мировой войны (Ф.С. Фицджеральд, Д. Стейнбек и др.). Национальная специфика. Формирование мифологемы американской исключительности.

    Творчество Т. Драйзера. Критика мифа «открытых возможностей» в «Трилогии желания».

    Роман Т. Драйзера «Американская трагедия». Проблема «индивида без индивидуальности».

    Жизненный и творческий путь Э. Хемингуэя. Эстетика «айсберга». Сборники рассказов: жанр, проблематика, образная система, герои.

    Испанская тема в творчестве Э. Хемингуэя («Фиеста», «По ком звонит колокол»).

    Поэтика подтекста в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Образ актуального времени и ведущие темы.

    Соотношение романтизма и антиромантизма в романе Э. Хемингуэя «Прощай, оружие!». Концепция А. Платонова.

    Своеобразие художественного мира У. Фолкнера. Тематика и стиль романа «Шум и ярость».

    Человек и его социализация в романе У. Фолкнера «Свет в августе» (в соответствии с концепцией Э. Эриксона).

    Роман У. Фолкнера «Особняк»: проблема преступления и наказания.

    Творческий путь Ф.С. Фицджеральда. Образ эпохи «великой депрессии» в романе «Ночь нежна».

    Творчество Д. Стейнбека. «Гроздья гнева» и «Жемчужина»: тема «фаланги».



Похожие статьи
 
Категории