Ю. Тынянов

01.05.2019

Введение

Пору́чик Киже́ - персонаж исторического анекдота времён царствования императора Павла I, а также повести Юрия Тынянова «Подпоручик Киже» - несуществующий офицер, появившийся в документах из-за ошибки писаря, но, тем не менее, несколько раз произведённый в новый чин императорским указом.

«Поручиком Киже» иногда иронично именуют ситуацию, когда мелкая, нелепая ошибка приводит к масштабным последствиям, либо несуществующий объект, мифическую фигуру, которая из-за ошибки, недоразумения или случайного совпадения была сочтена реальной.

Основанием для истории послужил следующий анекдот, действие которого происходит в Российской империи времён царствования императора Павла I:

Однажды придворный писарь, составляя со слов императора очередной указ о производстве в следующий чин офицеров, при написании первых двух слов фразы «прапорщики ж [такие-то] - в подпоручики» ошибся - написал «прапорщик Киж», в результате в тексте указа перед реальными фамилиями оказался вписан никогда не существовавший прапорщик Киж. Когда указ подали на подпись, император почему-то решил выделить первого из новопроизведённых подпоручиков и собственноручно дописал к указу «подпоручика Кижа в поручики». Поручик Киж, видимо, запомнился императору, во всяком случае, уже через несколько дней император произвёл его в штабс-капитаны. Подобным образом Киж очень быстро рос в чине и вскоре был произведён в полковники, и на этом, последнем приказе о производстве в чин император написал: «Вызвать сейчас ко мне». Кинувшись искать полковника, военное руководство его не обнаружило. Лишь изучив все документы о производстве, удалось дойти до самого первого приказа, содержащего ошибку, и понять, в чём дело. Однако сообщить императору об истинном положении дел никто не осмелился. Вместо этого подчинённые доложили, что полковник Киж скоропостижно скончался, из-за чего прибыть на аудиенцию не может. Император вздохнул и сказал: «Жаль, хороший был офицер».

2. История

Анекдот о поручике Киже приводит в своих «Рассказах о временах Павла I» Владимир Даль (автор широко известного «Толкового словаря живого великорусского языка»). «Рассказы», в том числе и данная история, записаны им со слов отца. Анекдот основан на действительно имевшем место в указанные времена порядке (точнее, полном беспорядке) повышения и понижения офицеров в чинах, когда старшие офицеры легко разжаловались в рядовые, а младшие, по какой-то причине понравившиеся императору, нередко повышались в чинах с неимоверной быстротой.

В 1927 году Юрий Тынянов выпустил повесть «Подпоручик Киже». Впоследствии она была дважды экранизирована (фильмы «Поручик Киже» (1934) и «Шаги императора» (1990)). Сюжет повести в целом соответствует вышеприведённому анекдоту, хотя повесть, разумеется, гораздо более детальна. Автор переименовал главного героя, заменив фамилию «Киж» на «французскую» «Киже́» (одновременно подредактировав фразу императора, заменив устаревшую форму «прапорщики ж» на более современную «прапорщики же»), ввёл множество побочных персонажей. В повести Киже, помимо производства в чины, был поставлен в караул, наказан за крик под императорским окном, высечен, сослан в Сибирь, прощён, дослужился до генерала, получил награды, а буквально перед кончиной ему были пожалованы императором имение и тысяча душ. В отличие от исходной истории, описывающей, по сути, лишь мелкое канцелярское недоразумение и демонстрирующей лёгкость чинопроизводства при Павле I, в повести Тынянова акцент сделан на высмеивание бюрократической системы, в которой точное следование предписанным регламентам становится важнее здравого смысла. Показаны непосредственные исполнители, которые совершают нелепые, очевидно абсурдные действия, лишь бы их нельзя было обвинить в нарушении предписаний: секут плетьми деревянного «коня», на котором нет наказываемого, конвоируют пустое место, лечат несуществующего больного и хоронят несуществующего покойника, в общем, ведут себя так, как будто Киже реально существует, при этом никто не показывает, что происходит что-то необычное.

Этот несуществующий поручик является персонажем исторического анекдота, рассказанного в своей книге автором знаменитого «Толкового словаря» Владимиром Далем. Время действия истории относится к эпохе царствования в России императора Павла I, при котором в армии царил беспорядок и неразбериха.

Согласно исторической версии однажды писарь императора, составляя документ о представлении офицеров к новым чинам, во фразе «…прапорщики ж - к званию подпоручика» перенес на другую строку одно из слов, как «прапорщи- Киж» (именно так, с заглавной буквой в начале новой строчки). Павел I подмахнул приказ, а потом по какому-то невероятному совпадению его внимание привлек именно этот «подпоручик Киж» и своим августейшим указом император сразу произвел его в поручики.

Спустя некоторое время Павел вновь вспомнил о полюбившемся ему офицере и наделил его званием штабс-капитана. Когда же дело дошло до звания полковника, то император решил лично познакомиться с этим человеком и сделал на указе о новом присвоении пометку «Вызвать сейчас ко мне». Зная, как Павел I не любит невыполненных приказов, все, начиная от генералов и заканчивая караульными, бросились на поиски таинственного Кижа. Искали бы долго, если бы по случайности не обнаружили ошибку в том самом, первом приказе. Однако сообщить о столь нелепой ошибке и поставить царя в глупейшее положение никто не посмел, а потому решили сообщить Павлу I, что штабс-капитан Киж пал смертью храбрых. Узнав эту новость император огорчился и сказал: «Жаль, хороший был вояка».

В 20-е годы ХХ века советский писатель Юрий Тынянов написал на основе этого анекдота повесть, но для красоты сменил главному герою фамилию на французский манер (в его варианте писарь ошибался во фразе «Подпоручики же Стивен, Рыбин и Азанчеев назначаются в караул»). С тех пор в современном русском языке идиома «поручик Киже» используется для обозначения несуществующего объекта, который из-за чьей-либо ошибки или случайного совпадения стал реальным.

Впрочем, никаких исторических документов, подтверждающих существование поручика Киже хотя бы на бумаге нет. Зато есть другое официальное свидетельство сумасбродства и комизма правления Павла I. В музейных архивах хранится судебный исполнительный лист, прошедший три разные инстанции с тремя разными вердиктами, на который царь наложил резолюцию «Быть посему».

Есть еще один исторический миф, касающийся взаимоотношений Павла I с армией. Во время учений один из конногвардейских полков совершил необдуманный, рискованный маневр. Во время императорского смотра Павел I в свойственной себе манере громко и неистово отчитывал провинившихся, после чего скомандовал: «Полк, в Сибирь марш!» В тот же день полк выступил из Петербурга, но дошел только до Царского Села, где солдат застала весть о смерти императора.

Не случайно историк Василий Ключевский, вспоминая Павла I, констатировал: «Кроме анекдотов мы ничего не знаем об этом царствовании».


И пуще торопит Малюта опричников, и чаще бьет коней по крутым бедрам.

– Эй, – говорит он Хомяку, – никак, кто-то кричит за нами?

– Нет, – отвечает Хомяк, – то нашу молвь отголоски разносят.

И серчает Малюта на коней.

– Ах вы волчья сыть, травяные мешки! Ой, не было б за нами погони!

Вдруг слышит Малюта за собою:

– Стой, Григорий Лукьяныч!

Серебряный был у Скуратова за плечами. Не выдал его старый конь водовозный.

– Стой, Малюта! – повторил Серебряный и, нагнав Скуратова, ударил его в щеку рукою могучею.

Силен был удар Никиты Романовича. Раздалася пощечина, словно выстрел пищальный; загудел сыр-бор, посыпались листья; бросились звери со всех ног в чащу; вылетели из дупел пучеглазые совы; а мужики, далеко оттоле дравшие лыки, посмотрели друг на друга и сказали, дивясь:

– Слышь, как треснуло! Уж не старый ли дуб надломился над Поганою Лужей?

Малюта свалился с седла. Бедный старый конь Никиты Романовича споткнулся, покатился и испустил дух.

– Малюта! – вскричал князь, вскочив на ноги, – не за свой ты кус принимаешься! Ты этим кусом подавишься!

И, вырвав из ножен саблю Малюты, он замахнулся разрубить ему череп.

Внезапно другая сабля свистнула над головою князя. Матвей Хомяк прилетел господину на помощь. Завязался бой меж Хомяком и Серебряным. Опричники напали с голыми саблями на князя, но деревья и лом защитили Никиту Романовича, не дали всем вдруг окружить его.

«Вот, – думал князь, отбивая удары, – придется живот положить, не спася царевича! Кабы дал Бог хоть с полчаса подержаться, авось подоспела бы откуда-нибудь подмога!»

И лишь только он подумал, как пронзительный свист раздался в лесу; ему отвечали громкие окрики. Один опричник, уже занесший саблю на князя, упал с раздробленною головой, а над трупом его явился Ванюха Перстень, махая окровавленным чеканом. В тот же миг разбойники, как стая волков, бросились на Малютиных слуг, и пошла между ними рукопашная. Хотел бы Малюта со своими дать дружный напуск на врагов, да негде было разогнаться, все пришел лес да валежник. Многие легли на месте; но другие скоро оправились. Крикнули: гой-да! и потоптали удалую вольницу. Сам Перстень, раненный в руку, уже слабее разил чеканом, как новый свист раздался в лесу.

– Стойте дружно, ребята! – закричал Перстень, – то дедушка Коршун идет на прибавку!

И не успел он кончить речи, как Коршун с своим отрядом ударил на опричников, и зачался меж ними бой великий, свальный, самый красный.

Трудно было всадникам стоять в лесу против пеших. Кони вздымались на дыбы, падали навзничь, давили под собой седоков. Опричники отчаялись насмерть. Сабля Хомяка свистела, как вихорь, над головой его сверкала молния.

Вдруг среди общей свалки сделалось колебанье. Дюжий Митька буравил толпу и лез прямо на Хомяка, валяя без разбору и чужих и своих. Митька узнал похитителя невесты. Подняв обеими руками дубину, он грянул ею в своего недруга. Хомяк отшатнулся, удар пал в конскую голову, конь покатился мертвый, дубина переломилась.

– Погоди! – сказал Митька, наваливаясь на Хомяка, – теперь не уйдешь!

Кончилась битва. Не с кем было более драться, все опричники легли мертвые, один Малюта спасся на лихом аргамаке.

– Вот, – сказал Перстень, подходя к Серебряному и стирая пот с лица, – вот, боярин, где довелось свидеться!

Серебряный, с первым появлением разбойников, бросился к царевичу и отвел его коня в сторону; царевич был привязан к седлу. Серебряный саблею разрезал веревки, помог царевичу сойти и снял платок, которым рот его был завязан. Во все время сечи князь от него не отходил и заслонял его собою.

– Царевич, – сказал он, видя, что станичники уже принялись грабить мертвых и ловить разбежавшихся коней, – битва кончена, все твои злодеи полегли, один Малюта ушел, да я чаю, и ему несдобровать, когда царь велит сыскать его!

При имени царевича Перстень отступил назад.

– Как? – сказал он, – это сам царевич? Сын государев? Так вот за кого Бог привел постоять! Так вот кого они, собаки, связамши везли!

И атаман повалился Иоанну Иоанновичу в ноги.

Весть о его присутствии быстро разнеслась меж разбойников. Все бросили выворачивать карманы убитых и пришли бить челом царевичу.

– Спасибо вам, добрые люди! – сказал он ласково, без обычного своего высокомерия, – кто б вы ни были, спасибо вам!

– Не на чем, государь! – отвечал Перстень. – Кабы знал я, что это тебя везут, я бы привел с собою не сорок молодцов, а сотенки две; тогда не удрал бы от нас этот Скурлатыч; взяли б мы его живьем да при тебе бы вздернули. Впрочем, есть у нас, кажись, его стремянный; он же мне старый знакомый, а на безрыбье и рак рыба. Эй, молодец, у тебя он, что ли?

Прочитайте рассказ “Подпоручик Киже”. По­чему его относят к историческим произведениям? Чем интересен этот рассказ?

Рассказ “Подпоручик Киже” относят к историческим произведениям потому, что в нем с большой точностью воспроизведены особенности быта и нравов эпохи. При этом не только описаны конкретные предметы и обычаи, но и те ситуации, ко­торые порождены особенностями време­ни. Бюрократическая неразбериха, харак­терная эпохе, породила даже сам анекдот, от которого идет название рассказа.

Какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки?

Ошибка полкового писаря вызвала по­явление в списках нового человека, что и создало комическую и даже трагическую ситуацию в воинской части.

Расскажите “биографию” подпоручика Киже. Почему стало возможным его “существование”?

“Существование” подпоручика Киже на­чалось с описки писаря, и его “биография” с момента возникновения этой фамилии была полностью подчинена всем циркуля­рам и всем перемещениям, которые были неизбежны в любой воинской части той по­ры.

Приказы “имели не смысл, не значе­ние, а собственную жизнь и власть”. Так получилось, что подпоручик был наказан и даже прогнан сквозь строй, сослан в Си­бирь, затем прощен и произведен в поручи­ки, капитаны, полковники, генералы.

В чем трагизм судьбы Синюхаева?

Как по ошибке возник подпоручик Ки­же, так и Синюхаев по ошибке писаря оказался в числе умерших. Он как че­ловек свято веривший в приказы решил, что ему жить не должно, и умер.

Каким предстает в рассказе Павел I?

Главным организатором всего этого подчиненного циркулярам пространства был Павел I. В рассказе он – одна из главных фигур в этой странной и фантас­тической игре.

В рассказе “Подпоручик Киже” ирония и гротеск есть уже в его названии. Ведь этот несуществующий подпоручик возник от случайной ошибки писаря: из сочета­ния “подпоручики же…” возник “подпо­ручик Киже”. Так из насмешки над неиз­бежными ошибками чиновников возник­ла не забавная путаница, а трагическая ситуация, точно отражавшая судьбы и ин­тересы многих людей. Ирония над несо­вершенством системы сочетается с гро­тескным изображением результатов од­ной единственной ошибки.

Если бы вам предложили составить киносце­нарий по рассказу “Подпоручик Киже”, какие бы кадры вы включили в него? Какой бы авторский текст дали?

Все могло бы зависеть от того, какой фильм предполагается создать. Если бы это был короткометражный фильм, то можно было бы дать кадры, которые рису­ют ошибку писаря, и несколько эпизодов, рисующих последствия этой ошибки. Например, приказы о ссылке в Сибирь, о помиловании, затем о присвоении оче­редных чинов, которые бедные чиновни­ки не знают, кому вручать и как исполь­зовать, чтобы не навлечь на себя гнев на­чальства.

Если предполагается более обстоятель­ный фильм, то в сценарий можно вклю­чить и поручика Синюхаева, который, на­оборот, числился умершим, хотя был не только жив, но даже и здоров. Авторский текст сценария должен помогать понять, как удавалось чиновникам изображать су­ществование несуществующего человека и таким образом избегать наказаний.

Глоссарий:

  • подпоручик киже краткое содержание
  • в чём трагизм судьбы синюхаева
  • прочитайте рассказ подпоручик киже почему его относят
  • какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки
  • расскажите биографию подпоручика киже

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Рассказ Ю. Н. Тынянова “Подпоручик Киже” начинается как веселый анекдот: по ошибке в приказе появилось новое лицо - подпоручик Киже, которого на самом деле в...
  2. Трагизм - то, что потрясает, что исполнено страданий. В первые месяцы жизни героя у Матрёны судьба хозяйки не кажется ему трагичной. Он видит “потерянную старуху”,...
  3. События, описанные в поэме, происходили в период доб­ровольного присоединения Грузии к России. Трагизм судьбы главного героя втом, что он был пленен (“ре­бенка пленного он (генерал)...

За пятнадцатилетний период творческой деятельности Ю. Н. Тынянов проявил себя как исторический романист, литературовед, один из основателей нашего кино, переводчик.

В. Каверин в своих воспоминаниях "Друг юности и всей жизни" отмечал, что к семнадцати годам Тынянов "не просто прочел, а пережил русскую литературу", память его была необыкновенной, он поражал всех способностью читать наизусть часами Пушкина и Шевченко.

Тынянов учился на историко-филологическом факультете Петербургского университета, где больше всего занимался в пушкинском семинаре у профессора Венгерова. На одном из заседаний он прочел свой доклад о Кюхельбекере, высоко оцененный преподавателем. Тынянов вспоминает: "Венгеров оживился. Захлопал. Так началась моя работа".

Литературная деятельность Ю. Тынянова началась с историко-биографического романа "Кюхля" о жизни поэта-декабриста В. К. Кюхельбекера. До появления романа о нем как поэте и человеке знали мало, его имя упоминалось, лишь когда говорили о лицейском друге – великом Пушкине. Писатель сумел, широко привлекая архивные материалы, тщательно анализируя творчество В. Кюхельбекера, воссоздать образ этого человека.

Вслед за Пушкиным Тынянов стремился в своих произведениях "воскрешать век минувший в его истине". Вокруг героя развертывается панорама общественной жизни России первых десятилетий XIX века. Время представлено в событиях и людях, известных истории, – видных политических деятелях, писателях. Среди них Пушкин, преданнейший друг, чей образ возникает даже в предсмертных видениях Кюхли.

Этапы биографии героя сливаются с изображением картин исторического плана. Так, в центре романа – события 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и на их фоне романтически восторженный поэт Кюхельбекер, полный решимости, готовый к подвигу, но волей обстоятельств бессильный что-либо сделать. Драма, вызванная разгромом восстания, для Кюхельбекера перерастает в трагедию человека, "выключенного из эпохи, вытолкнутого из жизни". Им овладевает безразличие, потому что теперь "стремиться решительно некуда, ждать решительно нечего". Дальше была Петропавловская крепость, где "время как бы остановилось", затем поселение в далекой Сибири.

Следующий исторический роман Ю. И. Тынянова "Смерть Вазир-Мухтара" – книга о Грибоедове. Если в первом произведении перед читателем проходит вся жизнь Кюхельбекера с детских лет до самой смерти, то новый роман о русском посланнике и большом писателе посвящен лишь последнему году жизни создателя комедии "Горе от ума", его трагической гибели в Тегеране. Прошлое дается в воспоминаниях героев, в авторских отступлениях. Как и в "Кюхле", в книге о Грибоедове Тынянов стремится раскрыть общественно-исторические причины, породившие духовную драму дипломата и писателя, раскрыть "загадку" его личности.

Ю. Тынянов собирался написать роман о Петре и петровской эпохе, не о смерти, а о жизни и деятельности русского императора; читал множество книг, собирал материалы, делал выписки, наброски, планы. К сожалению, этому замыслу не удалось осуществиться – помешала тяжелая болезнь и смерть.

Незавершенным остался и роман-исследование "Пушкин". Написаны лишь три части "Детство", "Лицей" и "Юность", но произведение воспринимается как целостная книга о детстве и юности великого русского поэта.

Любовь к родине, к русской литературе, к историческому прошлому своего народа пронизывает все творчество Ю. Н. Тынянова.

Тыняновым было написано несколько исторических произведений с оригинальным сюжетом. К ним относятся рассказ "Подпоручик Киже", в основу которого положен исторический анекдот времени царствования Павла I, и повесть "Восковая персона", раскрывающая трагическое одиночество Петра I.

Подпоручик Киже

В рассказе Ю. Н. Тынянова, получившем всеобщее признание, говорится о том, как ошибка нового полкового писаря, нечаянно написавшего вместо "подпоручики же Стивен, Рыбак… назначаются" – "подпоручик Киже, Стивен…", породила человека, "фигуры не имеющего". Но приказ, уже подписанный императором, есть приказ, и, значит, подпоручик Киже должен существовать – без лица, но с фамилией.

В том же приказе, который сделал подпоручика живым, растерявшийся от страха молодой писарь допустил вторую ошибку. Он написал: "Поручика Синюхаева, как умершего горячкой, считать по службе выбывшим". Приказы же "имели не смысл, не значение, а собственную жизнь и власть, – пишет автор. – …Приказ как-то изменял полки, улицы и людей". Поэтому закономерен и приказ командира полка – "считать подпоручика Киже в живых, назначить в караул; поручика Синюхаева, как умершего горячкой, считать по службе выбывшим". Поручик Синюхаев привык внимать приказам как "особым словам", чувствовать их власть и даже ни разу не подумал, что в приказе сделана ошибка, напротив того, ему "показалось, что он по ошибке, по оплошности жив". Да и доказать кому-нибудь, что он жив, было невозможно.

Находчивый адъютант, когда кто-то закричал под окном спящего Павла I "Караул!", называет имя мнимого подпоручика Киже, так как настоящего виновника не могут найти. С этого момента подпоручик Киже начинает жить самостоятельной жизнью. Он наказан (его прогоняют сквозь строй), сослан в Сибирь ("важное пространство" шло между часовыми, сопровождавшими его в ссылку, и никто ничему не удивлялся); потом подпоручик был прощен императором, возвращен в Петербург, произведен в поручики, капитаны, полковники, генералы. К числу "лучших людей" относит его император: Киже несет службу "без ропота и шума". Характера своего героя автор не раскрывает, так как нет самого героя, зато "с поразительной достоверностью показан характер самого государства" (В. Каверин).

Рассказ "Подпоручик Киже" был переведен на несколько европейских языков, на его сюжет был поставлен кинофильм и одноактный балет (музыка С. С. Прокофьева).

В тех классах, где учащиеся выберут для обсуждения рассказ Ю. Тынянова "Подпоручик Киже", на уроке можно использовать вопросы и задания, помещенные в учебнике.

Вопросы и задания для самостоятельного прочтения рассказа

1. Прочитайте рассказ "Подпоручик Киже". Почему его относят к историческим произведениям? Чем интересен этот рассказ?

2. Какие последствия имели сделанные новым полковым писарем ошибки?

3. Расскажите "биографию" подпоручика Киже. Почему стало возможным его "существование"?

1. В чем трагизм судьбы Синюхаева?

2. Каким предстает в рассказе Павел I?

3. Если бы вам предложили составить киносценарий по рассказу "Подпоручик Киже", какие бы кадры вы включили в него? Какой бы авторский текст дали?

Восковая персона. В сокращении

Повесть начинается с изображения умирающего ПетраI "посреди трудов недоконченных". Одна мысль терзает его: на кого оставить Россию, сей "немалый корабль", которому была отдана вся его жизнь? На кого оставить государство, "великую науку", "немалое искусство"? Все вокруг него, начиная с жены Катерины и любимца Меншикова, равнодушны к делу его жизни. Идет "неслыханный скандал", "ручная и ножная драка" между первыми людьми государства. "Наложить топор", ликвидировать "гнилой корень" – взяточничество, казнокрадство, обман, которые характеризуют его окружение, – Петр не успел.

Предсмертные размышления императора, его мысленное прощание со всем тем, что ему было дорого, – эти страницы не могут оставить равнодушными читателей. Перед нами трагедия человека, всю жизнь трудившегося для отечества ("А для кого трудился? Для отечества"). Он оставляет страну в тот момент, когда он так нужен, когда нет рядом преемника, который продолжил бы его дело преобразования России.

Скульптор Растрелли после смерти императора создает его "восковое подобие" – восковую персону, которая движется на тайных пружинах и продолжает беспокоить живых.



Похожие статьи
 
Категории