Знаменитый «невозвращенец». Удивительная судьба танцора Михаила Барышникова

25.02.2019

Великий русский танцовщик Михаил Барышников 27 января отмечает день рождения — ему исполняется 66 лет. По этому случаю мы решили вспомнить самое прекрасное, что его окружает — то есть, его женщин.

Главной в жизни мужчины обычно становится женщина, которая подарила ему ребенка. У Михаила Николаевича таких женщин две — актриса Джессика Ланж и балерина Лиза Рейнхарт.

Роман Михаила с Джессикой начался после того, как он покинул СССР, оставив там свою гражданскую жену Татьяну Кольцову. Отношения развивались бурно. Интересно то, что на момент знакомства с Ланж Барышников не очень хорошо владел английским языком, так что объясняться влюбленным приходилось иными способами. У романа Джессики и Михаила есть вполне осязаемые "плоды" — дочь Александра. И хоть актриса и великий танцовщик все-таки разошлись, они по-прежнему в прекрасных отношениях. Сам Барышников как-то обмолвился:

Она одна из очень немногих женщин, которых я любил.

Сейчас Михаил Николаевич женат на бывшей артистке Американской балетной труппы Лизе Рейнхарт. Их отношения не так обсуждаемы, как в свое время его роман с Ланж, что правильно и логично — возраст и статус обязывают. Зато Лиза подарила супругу троих прекрасных детей — дочерей Софию и Анну и сына Питера.


Михаил Барышников и Лиза Рейнхарт


Михаил Николаевич с дочерью Софией

Роль в судьбе сегодняшнего именинника сыграли, конечно же, не только женщины, с которыми он жил, но и те, с которыми он работал. После отъезда из Советского Союза, в период адаптации к новой жизни в США, у Барышникова была коллега Наталья Макарова — они вместе танцевали "Жизель" в Metropolitain Opera. Наталья тоже была из "невозвращенцев" — балерина осталась на Западе в 1970 году, тогда как Михаил бежал в 1974-м.

Кроме Макаровой, Барышникову посчастливилось работать с такими знаменитыми артистками как Мерле Парк и Патрисия МакБрайд.


Дуэт Барышников-Макарова

Ну и, конечно, мы не можем не вспомнить еще об одной партнерше Михаила Николаевича — на этот раз, не по сцене, а по съемочной площадке. Речь о Саре Джессике Паркер. Ей выпала возможность поработать с Барышниковым над несколькими эпизодами финального сезона "Секса в большом городе". Кстати, сцену первого свидания Кэрри Брэдшоу и Александра Петровского (это был ужин в "Русском самоваре") снимали около девяти часов.


Кэрри и Петровский в исполнении Сары Джессики Паркер и Михаила Барышникова

В жизни у великого Барышникова было много сложного и много прекрасного. Надеемся, что в дальнейшем будет только прекрасное и что главные женщины в его жизни будут приносить ему исключительно радость.

сайт рассказывает, как сложилась судьба солиста ведущих партий Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова (сейчас - Мариинский театр), который в 1974 году выбрал себе новую Родину - США.

Ростом не вышел

Обычно про выдающихся людей говорят: «Он сделал себя сам». В случае с Михаилом Барышниковым это абсолютная аксиома. Каковы были шансы у мальчика из простой семьи стать мировой знаменитостью?

Мама - родом из деревни Кстово под Нижним Новгородом. Отец - военный, подполковник, жесткий и властный человек. Детство Миши прошло в Риге, в большой коммунальной квартире на улице Сколас.

Благодаря матери мальчик полюбил театр - она часто водила сына в латвийскую драму. Только вот из жизни мама ушла слишком рано - когда будущей звезде балета было всего 11 лет, женщина покончила жизнь самоубийством. Отец, быстро образовавший новую семью, присутствием Миши тяготился, поэтому мальчик стал жить у друзей семьи.

С детства Михаил привык сам принимать решения и отвечать за них. Он самостоятельно выбрал свой путь, записался в балетную школу и поступил в хореографическое училище. Он грезил о сцене.

«Сцена мгновенно развращает, - вспоминает артист свои первые шаги. - Оркестр, юпитеры, запахи грима, пудры, публика. Ощущение, что ты совершенно особенный человек. В какой-то момент осознаёшь магию театра - и ты пропал. Обратного пути нет. Я был хорошеньким и стал получать все маленькие детские партии».

Михаил с успехом окончил Ленинградское хореографическое училище и был принят в труппу Театра оперы и балета имени Кирова. Он был мастером танца, исполнять мог любые самые сложные па.

Только вот солистом его делать не спешили - ростом не вышел. Его педагог Хелена Тангиева говорила, что надо бы добрать буквально несколько сантиметров. И он сделал это! Как это случилось, что ему помогло - специальные ли упражнения, сумасшедшая сила желания или Провидение?

Так или иначе, Барышников добился своего.

Ни капли политики

Раз в неделю Барышников выходил на сцену театра. Новая же постановка ставилась в среднем год. А артисту хотелось большего. Ведь жизнь танцора, как однажды выразился сам Барышников, горит, как свеча. Да и ограничение рамками только лишь классического танца его удручало. Михаил позже много раз подчеркивал - в его бегстве из СССР не было ни капли политики, только личные мотивы.

«Впервые я увидел современный танец в 1970 году во время гастролей нашего театра в Лондоне, - вспоминает Барышников. - Это было моей драмой, потому что это знакомство изменило меня самого».

В 1974-м году актер становится «невозвращенцем» - когда во время гастролей в составе труппы Большого театра в Канаде он получает приглашение в труппу «Американского театра балета», Михаил не колеблется.

Он сбежал сразу после спектакля. Очевидцы рассказывают, что на выходе его окружила толпа поклонников. Он шутил, подписывал автографы и вдруг бросился бежать со всех ног. Говорят, фанаты в восторге ринулись за ним.

Иосиф Бродский тогда посвятил Барышникову стихотворение, в котором есть строки: «А что насчет того, где выйдет приземлиться, - Земля везде тверда; рекомендую США».

Что касается самого артиста, то он так вспоминал свои первые чувства: «Я знал, что буду жалеть об этом шаге. Я оставлял своих друзей, свою публику, театр, Ленинград, самый красивый в мире город».

«Браво, Миша!»

С тех пор, однако, его мнение изменилось. В недавнем интервью изданию The Times Барышников подчеркнул: «Я бы сказал, что в душе я американец. Я никогда не буду говорить на английском как на своём родном языке, и у меня навсегда останется мой акцент. Но даже со всем ужасным, что происходит в США - бедностью и расовыми проблемами - я восхищаюсь упорством этой страны, и никогда не буду жить в другом месте».

В сериале «Секс в большом городе» Барышников сыграл русского художника Александра Петровского. Фото: Кадр из фильма

Америка с распростертыми объятиями встретила заморского танцора.

Впервые перед американской публикой Барышников появился в балете «Жизель» на сцене «Метрополитен-опера». Его партнёршей была еще одна «беглянка» - Наталья Макарова.

Поклонники балета США приняли звезду советского балета с первого раза. Рассказывают, что после окончания спектакля артиста вызывали на сцену 24 раза! «Миша! Миша!» - скандировали зрители, мгновенно ставшие его поклонниками. Кстати, именно Мишей американцы зовут Барышникова и сейчас.

С тех пор все его выступления проходили при аншлагах, а балерины соперничали друг с другом, добиваясь того, чтобы заполучить партнёром именно русского артиста.

Знаменитый американский хореограф Марта Грэхэм писала: «Миша вошёл в мою жизнь, как Божий дар. Наши пути пересеклись после того, как он остался на Западе. Он был само совершенство».

А американский журнал Newsweek даже писал, что благодаря таким «звёздам», как Барышников, Америка, которая уже дала миру величайших боксёров и баскетболистов, становится ведущей державой в области балета.

Но жажда новизны всегда владела артистом. Он был руководителем Американского театра балета, пробовал свои силы в кино и телешоу, создал собственную труппу современного танца «White oak» («Белый дуб»).

В настоящий момент он является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Роман с Лайзой

Михаил Барышников и Лайза Минелли Фото: Commons.wikimedia.org

Женщины в таком водовороте творчества и личных достижений занимали отнюдь не первое место в жизни Михаила. Ему приписывают множество романов, один из самых ярких - с неподражаемой Лайзой Минелли, которая называла его «милым, обаятельным гением, человеком потрясающей красоты».

Однако все любовные истории Барышникова были недолгими. Как и его первый брак с американской кинозвездой Джессикой Ланж, которая бросила танцовщика спустя несколько лет брака ради актёра Сэма Шепарда.

Сейчас он женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт, внучке знаменитого театрального режиссёра Макса Рейнхардта, с которой они воспитывают троих детей. Михаил слывет добропорядочным семьянином, все больше уделяет внимания своему узкому кругу, и все меньше участвует в амбициозных проектах.

Славы на его век выпало немало. Апогеем признательности новой Родины стала премия за вклад в американскую культуру, которую Барышников получил из рук экс-президента США Билла Клинтона.

А вот по бывшей Родине Михаил не тоскует. За все эти годы он ни разу не выбрался в Россию.

«У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него (Бродского). Я и прожил-то в России всего 10 лет (Михаил отделяет период жизни в Латвии - прим. автора). Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии — точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Михаил Барышников родился в Латвии, балетным танцором стал в России, а свое признание нашел в США, где его он известен как Misha

Он не вернулся в 1974 году из Канады, где был на гастролях с Большим театром. На родине из него сделали врага, имя до поры до времени «забыли», имущество конфисковали. Но в Америке не мучившийся чувством ностальгии Барышников раскрыл свой творческий потенциал в полной мере: танцор, постановщик, актер, режиссер, фотограф, ресторатор, обладатель множества премий, в том числе номинант на «Оскар». 27 января у Михаила Барышникова юбилей – ему исполняется 70 лет.

Человек без родины

Будущая звезда балетной сцены родился в Риге в семье офицера. Любовь к искусству ему привила мать. Но, когда мальчик был подростком, женщина как-то раз отправила сына к бабушке, а сама покончила жизнь самоубийством. Отец женился заново, но в этой семье мальчик чувствовал себя чужим. Единственной его отрадой стал балет.

Миша окончил Ленинградское хореографическое училище. Говорили, что он особо не выделялся и даже был угрюмым, но совершенно преображался во время танца. Интересные роли ему не доставались из-за малого роста, тогда Барышников разработал собственный комплекс упражнений и вытянулся до «положенных» 167 см.

С 1967 по 1974 год он танцевал в Мариинском театре оперы и балета (ранее Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова), где был признан лучшим танцором, получал главные партии в постановках. Уже в 24 года Барышников был обласкан властью: жил в собственной квартире в центре города, ездил на престижной по тем временам «Волге». Но материальное никогда не держало его там, где было душно и откуда хотелось вырваться. Михаил позже говорил, что однажды осознал, как же ему не хочется жить в России, видеть людей с вечно недовольными лицами и заверять окружающих в своей любви к компартии. Барышникову хотелось расширить границы и в танцевальном прыжке перелететь на другой конец света.

Беги, Миша, беги!

Это удалось сделать в 1974 году в Канаде. Блистательно выступив на гала-концерте советской балетной труппы Большого театра, Михаил вышел на улицу, где его тут же обступили поклонники. Танцор раздавал автографы и слегка нервничал, его уже ждали друзья, которые помогали ему навсегда распрощаться с Советами. Барышников сказал фанатам, что вернется буквально через минуту, и побежал, а они за ним. Мужчина остановился, рассмеялся, подписал еще несколько фотографий, блокнотов и исчез.


Его прятали на ферме, где он напился, мысленно прощаясь с ленинградскими друзьями, любимой собакой... Через месяц Барышников уже танцевал в «Жизели» на сцене «Метрополитен-опера». Как-то он сказал, что Рига – это всего лишь географическая точка на карте, а родины у него нет в обывательском понимании. Хотя образ именно русского человека танцор неоднократно эксплуатировал в США: сыграл его в фильме «Белые ночи» и в сериале «Секс в большом городе».

Вместе с поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в 80-х Барышников открыл на Манхэттене ресторан «Русский самовар». Интересно, что его герой из сериала – художник Александр Петровский – приводит в это заведение Кэрри Брэдшоу (Сару Джессику Паркер) и угощает русским чаем с вишней.

Человек столетия

После эмиграции Михаил Барышников жадно работает, открывая для себя все новые и новые горизонты: классический балет, modern dance, бродвейский степ, ставит спектакли, снимает кино и сам снимается в фильмах, фотографирует, организовывает выставки, крутит романы с Лайзой Минелли, Джессикой Лэнг, на которой женился и от которой у него дочь Александра. Сегодня он в браке с балериной Лизой Райнхарт. У пары – сын Петр и две дочери – Анна и София. Настоящее воплощение self-made man – американской мечты.


27.01.2011 09:56

Михаил Барыников - величайший танцовщик нашего времени, добившийся мирового признания.

27 января 1948 года в Риге, в семье военного Николая Барышникова родился сын Михаил. Жизнь у мальчика была непростой - он рос в большой коммунальной квартире. С отцом у него отношения не очень ладились. А когда парню было 12 лет, на семью обрушилась трагедия: мать Александра Васильевна покончила жизнь самоубийством. Однако несмотря на то, что она так рано ушла из жизни, она успела многое сделать для сына: именно мама приучила маленького Мишу к театру, поддержала его решение пойти в Рижское хореографическое училище.

Несколько лет Барышников провел с отцом, но потом у того появилась новая семья, и Миша начал целиком самостоятельную жизнь. Он переехал в Ленинград. Случилось это так: в 1964 году Латвийская национальная опера гастролировала в Ленинграде, и Михаил тоже был занят в спектаклях. Обратив внимание на талантливого юношу, один из артистов театра Кирова (ныне - Мариинского) отвел его в Ленинградское хореографическое училище к преподавателю Александру Пушкину (у него же учился Рудольф Нуриев). Пушкин принял у Барышникова экзамен и пригласил в училище. Так, собственно, и решилась судьба будущего солиста театра им. Кирова.

В 1967-м году Барышников окончил учебу и начал выступать на сцене кировского театра. Он мгновенно стал любимцем зрителей - причем, не только благодаря своему танцевальному мастерству. Барышников - не только великолепный танцовщик, но и отличный актер. И именно это покоряло тех, кто сидел в зале.

Он танцевал в "Жизели", "Вестрисе", "Сотворении мира"... В 1973-м Михаил Николаевич был удостоен права устроить собственный творческий вечер, для которого специально "под него" была создана целая серия одноактных балетов.

В том же году Барышников удостоился звания заслуженного артиста РСФСР. Однако, несмотря на признание, столь свободолюбивому юноше, как он, непросто приходилось стране с ее режимом. У Михаила не складывались отношения не только с руководством, но и с другими артистами. Иосиф Бродский, близкий друг Барышникова, как-то обмолвился, что останься Михаил Николаевич в СССР, он бы спился. Но знаменитому артисту была уготована совершенно иная судьба.

Михаил Барышников и Алла Сизова

Летом 1974 года Михаил Николаевич в составе советской труппы был на гастролях в Канаде. 29 июня 1974 года Барышников сбежал от остальных артистов и руководства. Он принял решение не возвращаться в Россию. Друг Михаила, танцовщик Александр Минц, помогал ему в организации побега (тогда он уже жил в США). Он признал, что Барышникову непросто далось это решение - ведь оно полностью разрывало все связи с прошлой жизнью, с любимыми людьми. Но артист был готов этим пожертвовать в пользу творческой свободы. Так же в свое время, 13 лет назад, поступил другой танцовщик, Рудольф Нуриев. Он сбежал прямо из парижского аэропорта.

Михаил Барышников и Рудольф Нуриев - легендарные танцовщики глазами Энни Лейбовиц

Разумеется, помимо Нуриева было множество других "невозвращенцев" от искусства. Так, уже в конце июля 1974-го года Баршников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая осталась на Западе в 1970 году. Они, кстати, танцевали "Жизель" на сцене "Метрополитен опера".

Михаил Барышников с Натальей Макаровой

И с британской балериной Мерле Парк

Вскоре Михаил Николаевич был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей - как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов. В 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet, труппу легендарного Джорджа Баланчина, который просто обожал Барышникова.

Михаил и Патрисия МакБрайд

В 1988 Барышников возглавил Американскую балетную труппу. За время работы на посту худрука он успел многое - создал постоянную труппу (раньше в АБТ чаще солировали приглашенные звезды), поставил балет "Золушку", а также немного "поправил" "Лебединое озеро". Однако вскоре он решил уйти из труппы - ему не нравилось постоянно согласовывать планы работы с советом директоров. А в 1990-м Барышников создал собственную труппу (вместе с Марком Моррисом) White Oak Dance Project.

Кстати, уйдя из Американской балетной труппы, Михаил ушел и из классического балета - дело в том, что Барышников столкнулся со знакомой каждому артисту проблемой - с возрастом. Он понял, что физические силы начинают оставлять его, а планку в выступлениях в классических постановках он не собирался понижать. Но сцену он, разумеется, не оставил. С начала 1990-х Барышников стал исполнителем танца-модерн.

Среди модернистских постановок, в которых принимал участие Михаил Николаевич, особое место занимают сольные балеты, в которых он, кажется, наконец-то сумел обрести полную творческую свободу, к которой всегда стремился.

Барышников и его постановки в White Oak Dance Project очень повлияли на западную танцевальную культуру - с момента начала существования труппы как зрители, так и профессионалы стали воспринимать танец-модерн иначе, Михаил Николаевич сумел наглядно продемонстрировать, что даже в балете есть место эклектике. И это очень большое достижение.

Сегодняшний именинник многое успел на своем профессиональном поприще. При этом, он сумел покорить еще и любителей кино. На его счету несколько экранных работ, за одну из которых - фильм 1977-го года "Поворотный пункт" - Барышников получил номинацию на премии "Золотой глобус" и "Оскар" как лучший актер второго плана. Ну а многим современным дамам Михаил запомнился как последний бойфренд Кэрри Брэдшоу перед тем, как она решила выйти замуж. Художник Александр Петровский в исполнении Барышникова очаровал всех любительниц "Секса в большом городе".

Барышников и Сара Джессика Паркер на съемках

Еще одно легендарное достижение Михаила Николаевича связано с ресторанным бизнесом. Речь идет о нью-йоркском заведении "Русский самовар", которое он открыл вместе с Иосифом Бродским. Говорят, Михаил вложил в него сбережения, накопленные от выступлений, а Бродский - Нобелевскую премию.

Личная жизнь у Михаила тоже всегда была более чем насыщенной. Покинув Советский Союз, он покинул и свою гражданскую жену балерину Татьяну Кольцову. Позднее у него начался бурный роман с актрисой Джессикой Ланж. Причем, тогда Михаил еще не знал как следует английского, так что ему приходилось общаться с Джессикой на французском. В 1981-м у пары родилась дочь Александра, но это не уберегло Барышникова и Ланж от разрыва.

Сейчас же Михаил Николаевич живет с балериной Лизой Райнхарт, у них трое детей.

Михаил и его главные женщины - Джессика Ланж, ...

Лиза Райнхарт...

И старшая дочь Александра

27 января великий танцовщик Михаил Барышников отмечает свой 69-й день рождения. В это сложно поверить: Барышников и выглядит минимум на 20 лет моложе, и полон энергии. ELLE собрал факты биографии человека, которого в США называют единственным стопроцентно узнаваемым русским эмигрантом.

Барышников Родился в Риге в семье офицера. Отец был равнодушен к искусству - в отличие от мамы: именно она привила сыну интерес к музыке и отдала в балетную студию. Когда мальчику было 12, мать отвезла его на лето к своей матери, вернулась домой и покончила с собой. Причины, толкнувшие ее на это, неизвестны. Вскоре отец Миши женился вновь, но отношения с ним и приемной матерью у будущей звезды не складывались. Вскоре, в пятнадцатилетнем возрасте, он перебрался в Ленинград, поступил в Вагановку и перестал общаться с отцом.

Артист остался на Западе в 1974 году, когда труппа Большого находилась на гастролях в Канаде. Его старый приятель Александр Минц предложил ему войти в состав знаменитого American Ballet Theatre (его Барышников возглавит спустя шесть лет). Отказаться было невозможно, и было ясно, что официально его работать туда никто не отпустит. Надо было бежать. После заключительного выступления Барышников вышел на улицу, и тут же был окружен толпой желающих получить автографы. Тем временем Минц ждал его в машине, припаркованной за несколько кварталов от здания театра. «Желающих получить автограф было довольно много, и я сказал: «Извините, я должен на минуту уйти, но я вернусь». И побежал. Но они побежали за мной. Я начал смеяться, остановился, еще несколько раз подписался», - вспоминал он потом. Через месяц Барышников дебютировал на сцене «Метрополитен-опера» в «Жизели».

В 1978 году Михаил возглавил легендарный New York City Ballet, затем девять лет, с 1980-го по 1989 год, руководил не менее знаменитым American Ballet Theatre. Последние десять лет Барышников управляет арт-центром, носящим его имя. Задача этой организации - дать возможность артистам попробовать нечто новое. В Центре три этажа и шесть залов, и цены на аренду минимальные, чтобы начинающие труппы и постановщики могли себе это позволить. Часто там выступают российские артисты, например, Театр Фоменко. Ради запуска Центра Барышников продал одну из картин своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» Петра Верещагина. Картина ушла с молотка за 740 000 долларов.

Несколько лет назад Барышников устроил в Нью-Йорке выставку своей коллекции - картины и рисунки Бенуа, Кокто, Бакста. Ее также можно было увидеть в Москве осенью 2013 года в Музее изобразительных искусств.

Он увлекается фотографией и занимается ею последние тридцать лет. У Барышникова-фотографа регулярно случаются выставки. На это занятие его вдохновил Леонид Лубяницкий, снимавший для известных глянцевых изданий.

Барышников, а также Лубяницкий, Минц и другие персонажи русской богемы Нью-Йорка 70-х выведены в романе Эдуарда Лимонова «Это я, Эдичка». Барышников там фигурирует под фамилией Ладыжников.

Был другом Барышникова и Иосиф Бродский. Ему посвящены несколько стихотворений Бродского, таких как «Раньше мы поливали газон из лейки…» и «Классический балет есть замок красоты…». В последнем есть такие строки:

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,

Барышникова зреть. Талант его не стерся!

Усилие ноги и судорога торса

с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа

как в девках заждалась, готовая озлиться!

Говорят, что их отношения не были традиционными рабочими отношениями двух творческих людей, а основывались на человеческом взаимном интересе.

Вот что говорил Бродский о Барышникове: «Мы с ним видимся довольно часто - просто потому, что он совершенно потрясающий человек. Человек потрясающего ума и интуиции... Он на меня произвел - и производит - колоссальное впечатление. Причем вовсе не своими качествами танцовщика, тем более что в этой области я специалистом ни в коем роде не являюсь. А прежде всего своим совершенно невероятным природным интеллектом. Я вообще отношусь к людям, которые меня моложе, с некоторым - как бы это сказать? Ну, как старшеклассники относятся к приготовишкам? Такой взгляд сквозь пальцы, да? А Барышников моложе меня почти на десять лет. Но Барышников - это существо абсолютно уникальное. Он родился день в день с Вольфгангом Амадеем Моцартом. И у них, я думаю, масса общего».

Сергей Довлатов приводит в «Записных книжках» четверостишие, которым Бродский подписал свою книгу, подаренную Барышникову: «Пусть я - Аид, а он - всего лишь - гой, и профиль у него совсем другой, и все же я не сделаю рукой того, что может сделать он ногой!»

Как и в свое время Иосиф Бродский, Михаил Барышников не стремится в Россию - он ни разу не был здесь за все время, проведенное в эмиграции. Поступающие предложения приехать с гастролями он также отвергает: «У меня никогда не было такой привязанности к этому месту, как у него [Бродского]. Я и прожил-то в России всего 10 лет. Я продукт латвийского воспитания, хотя родители у меня были русские со всеми вытекающими из этого последствиями. Но я никогда не чувствовал ностальгии - точнее, у меня есть ностальгия по русским людям и русской культуре, но не по этому месту на географической карте».

Фильмография Барышникова весьма разнообразна. Несколько картин с его участием вышли еще в Советском Союзе, но это были либо документальные ленты, посвященные балету, либо постановки, в которых Барышников играл практически себя. Зарубежный дебют состоялся в 1977 году - это был фильм «Поворотный пункт», также посвященный миру балета. Картина, в которой снималась еще и Ширли Маклейн, пользовалась большим успехом и получила массу номинаций на «Оскар». Номинирован - как лучший актер второго плана - был и Барышников. Правда, не выиграл.

После трех киноверсий классических балетов - «Щелкунчик», «Кармен» и «Дон Кихот» Барышников появился в триллере «Белые ночи», где сыграл беглого советского танцовщика, случайно оказавшегося на родине. Вышедшие в разгар холодной войны «Белые ночи» были типичным продуктом этой поры, при этом вполне удачным. Номер Барышникова под песню Высоцкого «Кони привередливые» - настоящий шедевр: это стоит посмотреть.

Затем был фильм «Танцоры» (названный знаменитым кинокритиком Роджером Эбертом одним из худших фильмов года), крайне странная лента «Кабинет доктора Рамиреса» и конечно, сериал «Секс в большом городе» , благодаря которому многие впервые услышали и узнали, что есть такой человек - Барышников. Некоторые, впрочем, до сих пор так реагируют на великого танцовщика: «А, этот, из «Секса».

Cара Джессика Паркер отзывается о Барышникове как о единственном из мира балета, чье имя вызывает у нее трепет. «Для нас была большая честь - что он согласился сняться в нашем проекте», - говорила позже актриса, считающая русского танцовщика tough boy, «крутым парнем».



Похожие статьи
 
Категории