Аркадий Гайдар. Повести и детские рассказы для чтения

30.04.2019

Аркадий Петрович Гайдар (Голиков) родился 9 (22) января 1904 в городе Льгов Курской губернии в семье учителей. Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. Здесь же будущий писатель обучался в реальном училище.

Аркадий был самоотверженным уже в раннем возрасте. Когда в первую мировую войну его отца забрали на фронт, мальчик сбежал из дома, чтобы тоже отправиться воевать. Однако по дороге его задержали.

В 1918 году в краткой биографии Гайдара произошло важное событие – четырнадцатилетний Аркадий вступил в коммунистическую партию, начал работать в газете «Молот». В конце года его зачислили в Красную армию.

Служба в действующей армии

После окончания в 1919 году курсов подготовки командного состава в Москве, Голиков был назначен помощником командира взвода. В 1911 году досрочно окончил Высшую стрелковую школу. Вскоре был назначен командиром отделения Нижегородского полка, воевал на Дону, на Кавказском фронте, под Сочи.

В 1922 году Голиков участвовал в подавлении антисоветского повстанческого движения в Хакасии, лидером которого был И. Соловьев. Возглавляя командование вторым боевым участком в Енисейской губернии, Аркадий Петрович отдавал достаточно жесткие приказы, направленные на жестокое обращение с местными жителями, которые противились приходу советской власти.

В мае 1922 года по распоряжению Голикова были расстреляны пять улусов. О случившемся узнали в губернском отделе ГПУ. Аркадия Петровича демобилизовали с диагнозом «травматический невроз», который возник после неудачного падения с лошади. Это событие стало поворотным в биографии Гайдара.

Литературная деятельность

В 1925 году Голиков опубликовал повесть «В дни поражений и побед» в ленинградском альманахе «Ковш». Вскоре писатель переехал в Пермь, где впервые начал издаваться под псевдонимом Гайдар. В 1930 году была закончена работа над произведениями «Школа», «Четвертый блиндаж».

С 1932 года Аркадий Петрович работает разъездным корреспондентом в газете «Тихоокеанская звезда». В 1932 – 1938 годах увидели свет повести и рассказ «Дальние страны», «Военная тайна», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика». В 1939 – 1940 годах писатель закончил работу над наиболее известными своими произведениями для детей – «Тимур и его команда», «Чук и Гек», которые изучаются сейчас в начальных классах.

Великая Отечественная война

В годы Великой Отечественной войны писатель Гайдар работал корреспондентом «Комсомольской правды». В этот период Аркадий Петрович создает очерки «Мост», «Ракеты и гранаты», «У переправы», «У переднего края», философскую сказку «Горячий камень».

В 1941 году служил пулеметчиком в партизанском отряде Горелова.

26 октября 1941 года Аркадий Петрович Гайдар был убит немцами недалеко от села Лепляво Каневского района. Похоронили писателя в 1947 году в Каневе Черкасской области.

Другие варианты биографии

  • По наиболее известной версии псевдоним «Гайдар» расшифровывается как «Голиков АркадиЙ Д’АРзамас» (по аналогии с именем д’Артаньяна из романа Дюма).
  • В 1939 году Гайдар был награжден орденом «Знак почета», в 1964 посмертно был отмечен орденом Отечественной войны 1-й степени.
  • Аркадий Гайдар страдал от сильных головных болей, перепадов настроения, неоднократно проходил лечение в психиатрической клинике.
  • Личная жизнь Гайдара сложилась не сразу. Писатель был трижды женат – на медсестре Марии Плаксиной (их сын умер, не дожив до двух лет), комсомолке Лии Соломянской (в браке родился сын Тимур) и Доре Чернышевой (усыновил дочь жены).
  • Среди близких друзей Гайдара были писатели Фраерман и Паустовский .

Тест по биографии

Чтобы проверить свои знания краткой биографии Гайдара – попробуйте ответить на вопросы теста.

Переходили мы в то время речку Гайчура. Сама по себе речка эта - не особенная, так себе, только-только двум лодкам разъехаться. А знаменита эта речка была потому, что протекала она через махновскую республику, то есть, поверите, куда возле нее ни сунься - либо костры горят, а под кострами котлы со всякой гусятиной-поросятиной, либо атаман какой заседает, либо просто висит на дубу человек, а что за человек, за что его порешили - за провинность какую-либо, просто ли для чужого устрашения, - это неизвестно. Читать...


На днях я прочитал в газете извещение о смерти Якова Берсенева. Я давно уже потерял его из виду, и, просмотрев газету, я был удивлен не столько тем, что он умер, сколько тем, как еще он смог прожить до сих пор, имея не менее шести ран - сломанные ребра и совершенно отбитые прикладами легкие. Читать...


Наш взвод занимал небольшое кладбище у самого края деревни. Петлюровцы крепко засели на опушке противоположной рощи. За каменной стеной решетчатой ограды мы были мало уязвимы для пулеметов противника. До полудня мы перестреливались довольно жарко, но после обеда стрельба утихла. Читать...


В караульном помещении тихо. Красноармейцы очередной смены, рассевшись вокруг стола, разговаривают так, чтобы не мешать отдыху только что сменившихся товарищей. Но разговор не клеится, ибо мерное тиканье маятника нагоняет сон, и глаза против воли слипаются. Читать...


Я только что сел за поданный доброй хозяйкой ломоть горячего хлеба с молоком, как в дверь с шумом ворвался подчасок и крикнул... Читать...


Кажется, у Немировича-Данченко есть такая картинка: приводят пленного японца. Пока то да сё, попросил он у солдата умыться. Ополоснул голову из котелка и стал ее намыливать. Долго намыливал, фырчал, растирая лицо, смыл мыло, зачерпнул еще котелок воды, начал зубы полоскать и грудь холодной водой окатывать. Читать...


У костра на отдыхе после большого перехода заспорили красноармейцы. Читать...


Кольке было семь лет, Нюрке - восемь. А Ваське и вовсе шесть. Читать...


Отец запаздывал, и за стол к ужину сели трое: босой парень Ефимка, его маленькая сестренка Валька и семилетний братишка по прозванию Николашка-баловашка. Читать...


Мне тогда было тридцать два года. Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной. Только в конце лета я получил отпуск, и на последний теплый месяц мы сняли под Москвой дачу. Читать...


Жил человек в лесу возле Синих гор. Он много работал, а работы не убавлялось, и ему нельзя было уехать домой в отпуск. Читать...


Моя мать училась и работала на большом новом заводе, вокруг которого раскинулись дремучие леса. Читать...


Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб. Читать...


У красноармейца Василия Крюкова была ранена лошадь, и его нагоняли белые казаки. Он, конечно, мог бы застрелиться, но ему этого не захотелось. Он отшвырнул пустую винтовку, отстегнул саблю, сунул наган за пазуху и, повернув ослабелого коня, поехал казакам навстречу. Читать...


Шпион перебрался через болото, надел красноармейскую форму и вышел на дорогу. Девочка собирала во ржи васильки. Она подошла и попросила ножик, чтобы обровнять стебли букета.

КРОССВОРД "ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. ГАЙДАРА"

ГАЙДАР АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ

МОЗАИКИ ПО ПОВЕСТЯМ "ТИМУР И ЕГО КОМАНДА" И "ЧУК И ГЕК"

ВИКТОРИНА"ТИМУР И ЕГО КОМАНДА"
Иллюстрированная викторина с различными вариантами вопросов. Предназначена для читателей младшего и среднего школьного возраста. Программа сама считает количество правильных ответов и показывает время, затраченное на игру. Подходит для индивидуальной и коллективной игры. Перепишите игру в свой компьютер и играйте с удовольствием. Автор Галушко Н.В. Размер архива - 2,4 мб. СКАЧАТЬ ВИКТОРИНУ

МАТЕРИАЛЫ В ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАРЮ И УЧИТЕЛЮ

Размер плаката - 768х1024
Размер файла - 106 кб.
Коллаж оформила Галушко Н.В.

Кликните по эскизу, чтобы увеличить изображение и скачать плакат.

КОМПЬЮТЕНЫЕ ИГРЫ

Кликните по эскизу картинки, чтобы прочитать правильные ответы

по горизонтали:
1.«Горячий …»
4.«Четвёртый …»
5.«Военная …»
6.«… барабанщика»
7.«Чук и …»
8.«… в лесу»
9.«На графских …»

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ

Андреева М. С. " Здравствуйте, весёлые люди..." : [методические материалы по работе с книгами А. П. Гайдара: схема книжной выставки, анкеты, гайдаровский турнир] / М. С. Андреева, М. П. Короткова // Библиотека в школе. - 2003. - № 23. - С.55-57.

Андрианова М. А.
Урок "осердечивания" : [сценарий урока по рассказу А. П. Гайдара "Совесть"] // начальная школа. - 1995. - № 6. - С.77.

Аркадий Петрович Гайдар, 1904-1941
: к 100-летию со дня рождения. Вып. 1 / Авт.-сост.: М. С. Андреева, М. П. Короткова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 22 с. : 10 с. ил. - (Выставка в школьной библиотеке).

Владимирова Л. А. "Любимых детских книг творец и лучший друг ребят" (С. Михалков) : [материал для библиотечного урока по творчеству А. П. Гайдара для детей 7-9 лет] // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2011. - № 3. - С.16-21.

Давыдова М.А. Про отважных ребят: сценарий, рассказывающий о жизни и творчестве знаменитого детского писателя для учащихся 4-6-х классов // Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 10. - С. 16-21.: ил.

Макарова Б.А. Всадник, скачущий впереди: сценарий театрализованной литературно-музыкальной композиции о Гайдаре А.П. // Читаем, учимся, играем. - 2003. - № 11. - С. 44-50.: ил.

Чижова Л.Г. Судьба командира: игровое мероприятие для семейных команд, посвящённое юбилею А.П. Гайдара для учащихся 5-6-х классов // Читаем, учимся, играем. - 2013. - № 10. - С. 22-25.: ил.

по вертикали:
1.«Тимур и его …»
2.«Дальние …»
3.«Голубая …»
4.«Лесные …»
6.«… о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»

Составитель: Галушко Н.В.

СТИХИ О ГАЙДАРЕ

Он никогда не будет стар.
В глаза читателям с портрета
Глядит смеющийся Гайдар,
В шинель походную одетый.
С.Я. Маршак

Компьютерная викторина в картинках "Герои повести "Тимур и его команда" (По иллюстрации определи имя персонажа повести, опиши сюжет, который иллюстрирует картинка). PowerPoint-2010 (ppsx). Размер документа - 4,5 мб.

ДОПИШИ СЛОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ А.П. ГАЙДАРА

ПАМЯТИ ГАЙДАРА
С.Я. Маршак

Большой, весёлый, ясноглазый,
Присев к ребячьему костру,
Он сочинял свои рассказы,
Как бесконечную игру.
Он был солдатом и вожатым.
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя большевика.
Погиб он где-то под Леплявою,
Как партизан, в тылу врагов,
И, осенённый вечной славою,
Спит у днепровских берегов.
И каждый день к могиле воина
Приносит весточку волна,
Что расцвело и что построено
На тех полях, где шла война.
Чтобы земля гудела стройкою
Там, где гулял войны пожар,
Добыли мир отвагой стойкою
Такие люди, как Гайдар.

АРКАДИЙ ГАЙДАР
С.В. Михалков

Любимых детских книг творец
И верный друг ребят,
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат.
Ты повесть школьную открой
Гайдар её писал:
Правдив той повести герой
И смел, хоть ростом мал.
Прочти гайдаровский рассказ
И оглянись вокруг:
Живут сегодня среди нас
Тимур, и Гек, и Чук.
Их по поступкам узнают.
И это не беда,
Что по-гайдаровски зовут
Героев не всегда.
Страницы честных, чистых книг
Стране оставил в дар
Боец, Писатель, Большевик
И Гражданин - Гайдар...

НАД КНИГОЙ ГАЙДАРА
И. Беляев

Читая Гайдара книжку
Вечером вслух втроём,
Вдруг размечтались мальчишки
О будущем своём.
Мечтали, спорили много
И вновь принимались мечтать:
Им каждому в жизни дорогу
В тот вечер хотелось избрать.
В одном согласились без спора
Став взрослыми, Родине в дар
Построить прекрасный город
И дать ему имя - Гайдар.
С портрета в открытой книжке
Гайдар улыбнулся в ответ:
«Мои дорогие мальчишки,
Для вас невозможного нет!»

РАЗГОВОР
И. Антонов

Усталая с работы
Пришла под вечер мать
И видит, что у сына
Не прибрана кровать,
Что стынет чай в стакане,
Что пол не подметён,
Что, лёжа на диване,
Читает книжку он...
И мать ему с обидой
Промолвила: «Сынок,
Когда- нибудь ты маме
Хоть чем- нибудь помог?»
А сын ответил хмуро,
Едва взглянув на мать:
«Ты, мама, про Тимура
Мешаешь мне читать».
Уверен я, ребята,
Что если б жил Гайдар
Прославленный писатель
и храбрый комиссар, -
То этому парнишке,
Что так встречает мать,
Сказал бы автор книжки
(Вернее, мог сказать):
«В тебе, наверно, совесть
Заснула, паренёк!
Прочесть сумел ты повесть,
А вот понять не смог!»

***
С.Я. Маршак

Знает каждый гражданин советский,
Будь он очень молод или стар, -
Что на свете жил писатель детский,
Синеглазый богатырь Гайдар.
С юности надев шинель солдата,
Защищал он Родину свою,
Был он лучшим другом вам, ребята,
И за наше счастье пал в бою.

Имя «Гайдар» впервые появилось на страницах пермской газеты «Звезда» 7 ноября 1925 года. Когда же Аркадий Голиков придумал этот литературный псевдоним и что он означает?
В одной из дневниковых записей 1940 года Аркадий Петрович вспоминает стихи, написанные им 17 лет назад, т.е. в 1923 году:
Всё прошло. Но дымят пожарища,
Слышны рокоты бурь вдали.
Все ушли от Гайдара товарищи.
Дальше, дальше вперёд ушли.
Уже тогда, в 1923 году прозвучало в четверостишии Гайдар. Откуда же это звонкое слово? Сам Аркадий Петрович на этот вопрос не отвечал. А если настаивали, то отделывался шуткой или отвечал каждый раз по-разному. Современник Гайдара, товарищ по перу Б. Закс писал: «Даже объясняя происхождение своего псевдонима, он не всегда придерживался одной и той же версии, ... пожалуй, наиболее достоверная такова. В период, когда он командовал отдельным полком где-то в степях у Минусинска, жители называли его «Гайдар Голиков», что означает: начальник Голиков».

Другую версию предлагает однокашник Аркадия Петровича А.М. Гольдин в книге «Невыдуманная жизнь». Он рассматривает псевдоним как анаграмму: Г - начальная буква фамилии «Голиков». АЙ - первая и последняя буквы имени Аркадий (А-й), Д - по-французски приставка «де» или «д» означает «из» (Аркадий в детстве изучал французский язык), АР - начальные буквы названия родного города - Арзамаса.

Эту версию поддерживает и сын Аркадия Гайдара Тимур Гайдар в книге «Голиков Аркадий из Арзамаса». Он пишет, что Аркадий был в детстве большим выдумщиком и часто изобретал шифры. Г - АЙ - Д - АР, считает Тимур Аркадьевич, это: Голиков Аркадий из Арзамаса, «...псевдоним, в котором слились и зазывное детское «айда!» и вольное слово «гайдамак» да ещё перекатывается под барабанной палочкой любимое Аркадием «р-р-р-р».

Широкое распространение получила также версия писателя Бориса Емельянова: «По-монгольски «Гайдар» - «всадник, скачущий впереди». Эта красивая и романтичная версия для многих неразрывно слилась с образом Аркадия Гайдара. Псевдоним «Гайдар» в значении - «Всадник, скачущий впереди» вошёл с сознание многих поколений. Это произошло, вероятно, потому, что символический смысл псевдонима точно отражал не только личную и творческую биографию писателя, но и место и роль художника в литературном развитии.

ИСТОРИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ИМЕНИ

ПЛАКАТ НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

ФИЛВОРД "15 ИМЁН И ФАМИЛИЙ ГЕРОЕВ ПОВЕСТИ ТИМУР И ЕГО КОМАНДА"

Виртуальный альбом «Всадник, скачущий впереди". Архив - 14,9 мб . Виртуальная книга с переворачивающимися страничками поможет библиотекарю провести для читателей интересную беседу о Гайдаре. Альбом составлен из фотографий Гайдара и его семьи разных лет, а также фотографий памятников писателю. Альбом оформила Галушко Н.В.

ЭЛЕКТРОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Среди букв отыщи 15 имён, фамилий и прозвищ персонажей повести "Тимур и его команда".

Подсказки можно найти в электронном варианте игры (см. в разделе "Компьютерные игры")

"15 имён и фамилий героев повести "Тимур и его команда" : флеш-филворд. Архив - 412 кб. Для игры необходима программа, читающая флеш-файлы. В архиве - инструкция по игре. СКАЧАТЬ ИГРУ.

Кликните по сетке филворда, чтобы прочитать правильные ответы

ПРИМЕЧАНИЕ:
При создании страницы (стихи и познавательные материалы) было использовано следующее методическое пособие:
Аркадий Петрович Гайдар, 1904-1941 : к 100-летию со дня рождения. Вып. 1 / Авт.-сост.: М. С. Андреева, М. П. Короткова. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 22 с. : 10 с. ил. - (Выставка в школьной библиотеке).


У НАС В БИБЛИОТЕКЕ: "ДЕНЬ С ГАЙДАРОМ"

Наша библиотека посвятила 110-летнему юбилею А.П. Гайдара целый цикл мероприятий - книжная выставка, просмотр мультфильмов, громкие чтения сказок писателя, конкурс рисунков, компьютерная игротека. 22 января прошёл под девизом «День с Гайдаром», в течение которого юные читатели знакомились с творчеством этого замечательного писателя. Для учащихся 4-а класса школы № 1 и 3-а класса школы № 44 была проведена конкурсная программа по повести «Тимур и его команда». Сначала ребята познакомились с биографией писателя, а затем поучаствовали в различных конкурсах на знание текста произведения - складывали лото «Герои повести», угадывали событие по картинке, определяли, кому принадлежит тот или иной предмет, отвечали на вопросы компьютерной викторины. Награду - диплом «Знатоки произведений А.П. Гайдара», получила команда, набравшая бо льшее количество баллов. Мероприятием ребята остались довольны и взяли с собой другие книги Гайдара, чтобы прочитать их дома.

Федеральное агентство ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева»

Факультет русской филологии

Дисциплина: «Детская литература»

Реферат

«Творчество А. П. Гайдара в круге детского чтения»

Выполнил:

Студентка 4 курса з/о

Хорольская С.Н.

Проверила:

Косякова Е.Ю

Чебоксары 2012

Введение

Процесс осознания и принятия ценностей начинается с самого раннего детства. Важнейшим средством формирования ценностной системы подрастающего поколения всегда являлась детская литература. Как известно, детская литература – произведения, написанные специально для детей с целью формирования их мировоззрения, эстетических запросов и расширения кругозора. Строго говоря, детская литература – это то, что создано специально для детей. Но юные читатели берут многое для себя и из общей литературы. Так возник еще один пласт – детское чтение, т.е. круг произведений, читаемый детьми.

Воспитательное значение детской литературы очень велико. Ее особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом читателей. Основная ее отличительная черта – органическое слияние искусства с требованиями педагогики.

Будучи тесно связанной с конкретными историческими, социально-экономическими условиями эпохи, детская литература, являясь самостоятельной областью искусства, развивается в тесной связи, во взаимодействии и под влиянием других видов искусства и духовной культуры, каковыми являются устно-поэтическое творчество народа, письменная (рукописная и печатная) литература, просвещение, педагогика, наука и искусство, в том числе театр, живопись и музыка.

Творчество а. П. Гайдара для детей

Гайдар (псевдоним; настоящая фамилия Голиков) Аркадий Петрович. Годы жизни: 9(22). 1.1904, (Льгов, ныне Курской обл.,) - 26.10.1941.

Всю жизнь помнил он число 302939. Это был номер его первой винтовки. Он принял ее в свои руки еще школьником, чтобы защищать революцию.

Аркадий Петрович Голиков, которого мы знаем как писателя Гайдара, родился в городе Льгове, недалеко от Курска. Ему пришлось утаить свой истинный возраст, когда он, не по годам рослый, пошел добровольцем в Красную Армию. Сражался на многих фронтах гражданской войны, в шестнадцать лет уже командовал полком. Лишь тяжелое ранение вынудило его уйти из рядов армии. Полководец Михаил Васильевич Фрунзе получил отчаянное письмо Гайдара с просьбой оставить его в Красной Армии.

По совету Фрунзе, который угадал талант будущего писателя, Аркадий Петрович взялся за литературную работу. Вскоре он стал подписываться: Гайдар. По-разному объясняют этот псевдоним. Одна из версий говорит, что так когда-то монгольские конники называли всадника, скакавшего дозорным далеко впереди отряда. Гайдар говорил: «Пусть потом когда-нибудь люди думают, что вот жили люди, которые из хитрости назывались детскими писателями. На самом деле они готовили краснозвездную крепкую гвардию».

Вот и Гайдар своими книгами помогал расти отважной и работящей гвардии молодых сынов и дочерей нашего народа. Ребята полюбили книги Гайдара: «Школа», «Дальние страны», «Военная тайна», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Горячий камень». Но особенную любовь всех мальчишек и девчонок завоевала повесть Гайдара «Тимур и его команда» и ее главный герой - Тимур.

Гайдар и сам был таким, как герои его книг - смелым, честным, не знавшим страха в бою. В первые же дни Великой Отечественной войны он уехал на фронт специальным корреспондентом «Комсомольской правды». Осенью 1941 г. он попал в окружение в тылу врага и стал пулеметчиком партизанского отряда. 26 октября Гайдар шел дозорным впереди маленькой группы партизан. На их пути фашисты устроили засаду. Гайдар первым увидел фашистских автоматчиков и успел предупредить своих боевых товарищей. Но сам он погиб. Пал смертью героя. Похоронен в Каневе, где установлен памятник писателю. По основным произведениям Гайдара созданы кинофильмы. Книги Гайдара переведены во многих странах мира. Писатель награжден двумя орденами, а также медалями.

В 1965 г. Аркадий Петрович Гайдар был посмертно награжден почетным военным орденом - орденом Отечественной войны 1 степени.

Сказка А.П. Гайдара о Мальчише-Кибальчише занимает особое место среди русских произведений. Это произведение имеет прямое отношение к общественно-исторической тематике, в нем повествуется о высоких идеалах революции, героизме юных участников гражданской войны, их дружбе и твердости духа. Причем написана эта сказка поэтично, серьезно и в тоже время с мальчишеским видением происходящих событий.

Работа над этим замечательным произведением требует особого подхода, особенного отношения и не только из-за художественного своеобразия, но и по другой причине: к тому времени, когда дети начинают изучать его, оно чаще всего оказывается им знакомо.

Дети видели мультфильм, смотрели диа- и кинофильм о Мальчише-Кибальчише, им читали эту сказку дома. Ученики узнают, что Мальчиш - храбрый, смелый, им жаль его, потому что он погибает. Чувство неприязни вызывает у них Плохиш и слуги буржуинов.

Дети радуются тому, что Красная Армия победила «проклятое буржуинство».

Готовясь по этому произведению А Гайдара, педагог должен постараться преподнести его ученикам так, чтобы они открыли в нем что-то новое для себя, восприняли его как образцовое произведение искусства слова, а главного героя Мальчиша-Кибальчиша - как типический образ маленького героя, патриота, революционера.

Переходили мы в то время речку Гайчура. Сама по себе речка эта - не особенная, так себе, только-только двум лодкам разъехаться. А знаменита эта речка была потому, что протекала она через махновскую республику, то есть, поверите, куда возле нее ни сунься - либо костры горят, а под кострами котлы со всякой гусятиной-поросятиной, либо атаман какой заседает, либо просто висит на дубу человек, а что за человек, за что его порешили - за провинность какую-либо, просто ли для чужого устрашения, - это неизвестно.

Переходил наш отряд эту негодную речку вброд, то есть вода кому до пупа, а мне, как стоял я завсегда на левом фланге сорок шестым неполным, прямо чуть не под горло подкатила.

Поднял я над башкою винтовку и патронташ, иду осторожно, ногой дно выщупываю. А дно у той Гайчуры поганое, склизкое. Зацепилась у меня нога за какую-то корягу - как бухнул я в воду, так и с головой.

Сережа Чумаков рассказывал:

Ведь вот, ежели так спросишь: «Что у тебя в бою самое главное, то есть чем ты врага побеждаешь и наносишь ему урон?» - подумает человек и ответит: «Винтовкою… Ну, или пулеметом, орудием… Вообще смотря по роду оружия».

А я так с этим не совсем согласен. Конечно, от оружия никто его качеств не отнимает, но все-таки всякое оружие есть мертвая вещь. Само оно действия не имеет, и вся главная сила в человеке заключается, как человек себя поставит и насколько он владеть собой может.

А иному дурню дай хоть танк, он и танк бросит по трусости, и машину погубит, и сам ни за что пропадет, хотя мог бы еще отбиться чем попало.

Я это к тому говорю, что ежели ты, например, отбился от своих, или патроны расстрелял, или даже без винтовки остался - это еще не есть тебе причина повесить голову, пасть духом и решить на милость врага отдаться. Нет! Смотри кругом, изобрети что-нибудь, вывернись, только не теряй головы.

У красноармейца Василия Крюкова была ранена лошадь, и его нагоняли белые казаки. Он, конечно, мог бы застрелиться, но ему этого не захотелось. Он отшвырнул пустую винтовку, отстегнул саблю, сунул наган за пазуху и, повернув ослабелого коня, поехал казакам навстречу.

Казаки удивились такому делу, ибо не в обычае той войны было, чтобы красные бросали оружие наземь... Поэтому они не зарубили Крюкова с ходу, а окружили и захотели узнать, что этому человеку надобно и на что он надеется. Крюков снял серую папаху с красной звездой и сказал:

На днях я прочитал в газете извещение о смерти Якова Берсенева. Я давно уже потерял его из виду, и, просмотрев газету, я был удивлен не столько тем, что он умер, сколько тем, как еще он смог прожить до сих пор, имея не менее шести ран - сломанные ребра и совершенно отбитые прикладами легкие.

Теперь, когда он умер, можно написать всю правду о гибели 4-й роты. И не потому, чтобы не хотелось раньше это сделать из-за боязни или других каких соображений, а только потому, что не хотелось лишний раз причинять никчемную боль главному виновнику разгрома, но в то же время хорошему парню, в числе многих других жестоко поплатившемуся за свое самоволие и недисциплинированность.

Мне тогда было тридцать два года. Марусе двадцать девять, а дочери нашей Светлане шесть с половиной. Только в конце лета я получил отпуск, и на последний теплый месяц мы сняли под Москвой дачу.

Мы со Светланой думали ловить рыбу, купаться, собирать в лесу грибы и орехи. А пришлось сразу подметать двор, подправлять ветхие заборы, протягивать веревки, заколачивать костыли и гвозди.

Нам все это очень скоро надоело, а Маруся одно за другим все новые да новые дела и себе и нам придумывает.

Только на третий день к вечеру наконец-то все было сделано. И как раз, когда собирались мы втроем идти гулять, пришел к Марусе ее товарищ - полярный летчик.

Они долго сидели в саду, под вишнями. А мы со Светланой ушли во двор к сараю и с досады взялись мастерить деревянную вертушку.

Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плел корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

Он пришел на село давно, издалека, но люди сразу поняли, что этот человек немало хватил горя. Был он хром, не по годам сед. От щеки его через губы пролег кривой рваный шрам. И поэтому, даже когда он улыбался, лицо его казалось печальным и суровым.

Моя мать училась и работала на большом новом заводе, вокруг которого раскинулись дремучие леса.

На нашем дворе, в шестнадцатой квартире, жила девочка, звали ее Феня.

Раньше ее отец был кочегаром, но потом тут же на курсах при заводе он выучился и стал летчиком.

Однажды, когда Феня стояла во дворе и, задрав голову, смотрела в небо, на нее напал незнакомый вор-мальчишка и вырвал из ее рук конфету.

Я в это время сидел на крыше дровяного сарая и смотрел на запад, где за рекой Кальвой, как говорят, на сухих торфяных болотах, горел вспыхнувший позавчера лес.

То ли солнечный свет был слишком ярок, то ли пожар уже стих, но огня я не увидел, а разглядел только слабое облачко белесоватого дыма, едкий запах которого доносился к нам в поселок и мешал сегодня ночью людям спать.

Наш взвод занимал небольшое кладбище у самого края деревни. Петлюровцы крепко засели на опушке противоположной рощи. За каменной стеной решетчатой ограды мы были мало уязвимы для пулеметов противника. До полудня мы перестреливались довольно жарко, но после обеда стрельба утихла.

Тогда-то Левка и заявил:

Ребята! Кто со мной на бахчу за кавунами?

Взводный выругался:

Я тебе такую задам бахчу, что и своих не узнаешь!

Но Левка хитрый был и своевольный.

«Я, - думает он, - только на десять минут, а заодно разведаю, отчего петлюровцы замолчали, - не иначе, как готовят что-нибудь, а оттуда как на ладони видно».

В те дальние-дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш-Кибальчиш.

В ту пору далеко прогнала Красная Армия белые войска проклятых буржуинов, и тихо стало на тех широких полях, на зеленых лугах, где рожь росла, где гречиха цвела, где среди густых садов да вишневых кустов стоял домишко, в котором жил Мальчиш, по прозванию Кибальчиш, да отец Мальчиша, да старший брат Мальчиша, а матери у них не было.

Отец работает - сено косит. Брат работает - сено возит. Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает или просто с другими мальчишами прыгает да балуется.

Шпион перебрался через болото, надел красноармейскую форму и вышел на дорогу.

Девочка собирала во ржи васильки. Она подошла и попросила ножик, чтобы обровнять стебли букета.

Он дал ей нож, спросил, как ее зовут, и, наслышавшись, что на советской стороне людям жить весело, стал смеяться и напевать веселые песни.

Произведения разбиты на страницы

Рассказы Аркадий Гайдара являются настоящей сокровищницей для ребят всей России. Причина такой популярности проста - основными действующими лицами в его произведениях являются обычные дворовые дети. Именно они делают добрые дела, помогают людям, совершают подвиги. Поэтому для советских детей такие герои как Тимур и его команда, Чук и Гек, а также Мальчиш-Кибальчиш были основными образцами для подражания! Главными качествами, которыми обладают протагонисты рассказов Гайдара были преданность, честность и отвага. А антагонисты, как водится только и делали, - что предавали и пакостничали.

Реальность, окружавшая их была тяжелой и суровой: октябрьская революция и гражданская война вынуждали родителей героев уезжать на войну, а за главу семьи в итоге оставались дети, которые быстро осознавали всю полноту ответственности. Они взваливали на свои совсем не детские проблемы и всё же успешно одолевали плохишей и их руководителей, брали шефство над слабыми и помогали улучшить свою Родину. И даже сейчас, когда ребёнок начинает читать рассказы Гайдара, в его душе просыпаются самые светлые чувства.



Похожие статьи
 
Категории