А. П

26.04.2019

Два года назад я побывала в усадьбе генерала Мирковича - дворянина, участника войны 1812 года, героического участника. Познакомилась с потомками генерала, которые пытались найти инвесторов для восстановления усадьбы, что-то ремонтировали сами, собрали много интересной информации, старинных вещей для будущего музея, появился в усадьбе даже старинный белый рояль.
Здесь я писала об этой истории, есть фотография хозяйки.

Решили заехать посмотреть движутся ли у них дела, что удалось отреставрировать и удалось ли хоть что-то.
Вот что мы там застали.


Увы, не получилось, видимо.
Не нашлись спонсоры, не нашлись деньги, все разрушается. Удалось немного подлатать крышу, и, по-моему, все.
Да разве может семья инженеров и художников справиться с таким объемом работ! Им и студенты архитекторы помогали, и местные, но этого очень мало.
Мне очень жаль Ольгу Серафимовну. Как она хотела восстановить родовое гнездо! Но у семьи нет средств на восстановление, только собственные руки. Они взяли это здание в аренду на 50 лет, чтобы организовать здесь музей. Время-то еще есть, много времени, а вот сил так и не нашлось.
Наверно, она оставила эту идею...

Дом со стороны реки.
Все заросло травой. Стекла в окнах разбиты и залатаны фанерой, картоном.

Кое-где на колоннах видно, что они были отштукатурены и покрашены в голубой цвет.

Близко к дому опасно находиться, в любой момент на голову может упасть кирпич или кусок штукатурки.

Но вид на реку с крыльца дома по прежнему прекрасный.

Усадебные хозяйственные постройки тоже разрушаются.

Обнаружили чуть в стороне от главного дома еще одну старинную постройку.
Это, видимо, частные владения, поэтому выглядят "пободрее".

А дом Мирковича - памятник федерального значения.
У государства сил и средств на все дворянские усадьбы явно не хватает, тем более, сколько их, брошенных, полуразрушенных усадеб по России.
И все же очень-очень-очень жалко. Еще немного, и все окончательно превратится в развалины...

Класс: 11класс

Предмет: литература

Тема урока: Особенности драматургии Чехова

Цели урока: рассказать о Чехове-драматурге, дать представление о некоторых особенно- стях чеховской драматургии: выявить первоначальное впечатление о пьесе «Вишневый сад».

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

Рассказ - основной литературный жанр Чехова. В многочисленных рассказах писателю удалось отразить сложность жизни «эпохи безвременья», с ее гнетом пошлости и обывательщины, и типичные настроения представителей интеллигенции.

Параллельно с рассказами и повестями Чехов работал над драмами. Драматическая форма позволяла в течение нескольких актов рассказать о судьбе нескольких персонажей, показать многоплановую картину жизни. Главный тезис Чехова: «Пусть на сцене все будет так же сложно и вместе с тем так же просто, как в жизни. Люди обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются жизни».

Пьеса «Иванов» (1887), комедия «Леший» (1889) при первом появлении в театре вызвали споры. На сцене просто люди надорвавшиеся, разочарованные в жизни. «...Утомился, не верю, в безделье провожу дни о ночи. Не слушаются ни мозг, ни руки, ни ноги», «Откуда во мне эта сла- бость, что стало с моими нервами» - вот что говорит о себе Иванов.

Лучшими драмами Чехова критика считает следующие: «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1903). Основная тема - изображение судьбы про- винциальной интеллигенции, лишенной каких-либо интересных жизненных перспектив.

  1. Объяснение нового материала.

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА ЧЕХОВСКОЙ ДРАМАТУРГИИ

Отсутствует деление на главных и второстепенных действующих лиц: нет деления акта на явления, «подводное течение», т. е. наличие текста и подтекста как двух уровней реальности: бытового, конкретного, ясного и духовного, глубинного скрытого. Взаимодействие текста и подтекста создает ощущение подводного течения, ощущение двойственности человеческого существования. На этом строится приглушенный конфликт. С этим связаны диалоги и монологи. Герои зачастую «не слышат друг друга». Иносказания и недомолвки «присутствуют» в разговорах героев.

  1. Работа над содержанием пьесы «Вишневый сад» (1903).

Поставлена на сцене Московского Художественного театра в том же году. Выяснение первоначального впечатления о пьесе, героях.

  1. Чтение по ролям I акта.

Домашнее задание.

Подготовьте доклад «А.П. Чехов и Московский Художественный театр»

МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ МР «Кызылский кожуун» РТ

Учитель: Ондар Урана Анатольевна

Класс: 11класс

Предмет: литература

Тема урока: «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Цели урока: углубить представление учащихся о пьесе Чехова; рассмотреть основной конфликт, принципы группировки действующих лиц, жанровое и композиционное своеобразие.

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

«Вишневый сад» - итоговая пьеса А. П. Чехова, пьеса о родине, о подлинных и мнимых хозяевах русской земли, о близком обновлении России.

О сюжете.

В основе сюжета - продажа дворянской усадьбы, драматург рассказал в пьесе о судьбе трех общественных групп: дворянства. буржуазии и интеллигенции.

О композиции.

Интересна композиция пьесы:

1. Первый акт - надежда на спасение усадьбы. Лирические воспоминания, нежные встречи.

2. Второй акт - нервозность, отрезвление. Приближение торгов.

3. Третий акт - герои в смятении, ждут решения судьбы. Предчувствия оправданы - вишневый сад продан за долги.

4. Четвертый акт - расставание с прошлым, отъезд, прощание.

II. Объяснение нового материала.

  1. СВОЕОБРАЗИЕ КОНФЛИКТА.

Внешний, бытовой конфликт - борьба за вишневый сад; Внутренний конфликт - недо- вольство жизнью всеми персонажами, ощущение скорой гибели.

  1. ПРИНЦИПЫ ГРУППИРОВКИ ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ.

Основных действующих лиц в «Вишневом саде» - четырнадцать, кроме того, есть герои, которые не появляются на сцене, но мы узнаем об их существовании.

Автор выделяет три идейно-композиционных центра (вокруг которых группируются пер- сонажи пьесы): прошлое связано с Раневской и Гаевым, настоящее - с купцом Лопахиным, буду- щее - с молодыми героями Петей Трофимовым и Аней Раневской.

Домашнее задание.

Ответить на вопрос: 1. «Этапы развития основного конфликта».

  1. «Какое место в системе образов пьесы принадлежит вишневому саду?»

Тема: А.П.Чехов. «Вишневый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда.

Целевая аудитория: 10 класс

Цель: ознакомить учащихся с историей создания пьесы «Вишневый сад»; развивать навыки целостного анализа действия драматического произведения; помочь учащимся понять чеховское восприятие жизни; развивать образное мышление, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Результаты: учащиеся знают содержание изучаемой пьесы; формулируют проблемы, поднятые автором в пьесе; раскрывают идейный смысл пьесы.

Ход урока

    Организационный этап.

    Актуализация опорных знаний

    Постановка и решение проблемного вопроса

Чем отличается «новая драма» А.П.Чехова от классической европейской драмы?

    Вводно-ориентировочная беседа.

Вы когда-нибудь возвращались домой после долгого отсутствия?

Какие вы испытывали чувства, эмоции, встретившись после разлуки с очень близким человеком?

А как происходит встреча наших героев в пьесе А.П.Чехова?

    Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока.

Слово учителя

В 1888- и 1889 гг. Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии, где повидал немало запущенных и умирающих дворянских усадеб. Таким образом, в сознании писателя постепенно вызревал замысел пьесы, где отразились бы многие подробности жизни обитателей старых дворянских гнезд.

Сообщение ученика об истории создания пьесы

    Работа над темой урока.

    Объяснение учителя

(учащиеся составляют тезисы)

Стремление к естественности, к жизненной правде побудило А.П.Чехова к созданию пьесы не чисто драматического или комедийного, а весьма сложного жанрового содержания. Драматизм гармонично сочетается с комизмом, а комическое проявляется в органическом сплетении с драматическим. «Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс», - писал сам А.П.Чехов. В основе пьесы лежит отнюдь не драматическое, а комедийное начало.

Во-первых, положительные образы, какими являются Трофим и Аня, показываются совсем не драматически, по внутренней своей сущности они оптимистичны.

Во-вторых, владелец вишневого сада Гаев изображен тоже преимущественно комически.

В-третьих, комическая основа пьесы отчетливо видна в комическо-сатирическом изображении почти всех второстепенных действующих лиц: Епиходова, Шарлотты, Яши, Дуняши.

Однако современники восприняли новую вещь Чехова, как драму. Говоря об истории создания пьесы, следует подчеркнуть три момента:

Это последняя пьеса писателя, в ней выражены его самые сокровенные мысли о жизни, о судьбе родины;

А.П.Чехов настаивал, что это комедия, предупреждал, что роли и Вари, и Лопахина – комические;

Сад, для Чехова связан с радостью, красотой, трудом, с будущим, но не с печалью о прошлом.

    Пересказ учащимися содержания пьесы «по цепочке»

    Аналитическая беседа.

Какие ассоциации возникают в вашем воображении, когда вы слышите словосочетание «вишневый сад»?

Зачем приезжает из Парижа в свое имение Раневская?

В чем по-вашему заключается противоречивость героев пьесы?

Найдите положительное и отрицательное в образах поместного дворянства?

Драматичны ли образы Пети и Ани, Гаева?

Кто виноват в драматичности их жизни?

    Аналитическая работа: характеристика персонажей пьесы (в группах).

1-группа. Лопахин – буржуазия, приходящая на смену дворянству.

2-группа. «Молодое поколение». Петя.

3-группа. «Молодое поколение». Аня.

    Мини-дискуссия.

Верите ли вы, что Аня и Петя посадят новый сад?

Чехов считал, что Лопахин – это центральный образ пьесы. Совпадает ли авторская точка зрения с вашим восприятием комедии? Какой образ комедии вы считаете главным?

    Рефлексия. Подведение итогов.

Обобщающее слово учителя.

    Домашнее задание.

Написать сочинение-размышление (миниатюру) «Что вас привлекает и что настораживает в старых хозяевах вишневого сада?

МОСКВА, 20 мар — РИА Новости, Светлана Баева. Поездки по дворянским поместьям активно входят в моду. Одна из главных туристических премьер 2018 года в Подмосковье — "Четыре сезона в русских усадьбах". Но даже самые знаменитые в свое время имения сейчас под угрозой исчезновения. О "дворянском" туризме и царских руинах — в материале РИА Новости.

В гости к Жомини

Например, Хвалевское, "Вологодская Швейцария", — уникальный памятник Русского Севера. Несколько раз в год там собираются потомки основателя усадьбы Николая Качалова. Они выкупили и восстановили усадьбу.

Но и для посторонних усадьба доступна: есть дни открытых дверей, экскурсии по предварительным заявкам. Здесь проходят народные праздники и музыкальные и поэтические вечера.

В поместье барона Антуана-Анри Жомини в Нижегородской области в позапрошлом веке, вероятно, бывал Александр Пушкин и точно — Федор Тютчев, князь Александр Горчаков. Теперь тут проводятся ежедневные экскурсии, стоимость — 100-150 рублей.

Можно увидеть саму усадьбу (но лишь снаружи), посетить этническую деревню на ее территории.

"Классическая русская дворянская усадьба! Огромная ухоженная территория! — восхищаются туристы. — Все воссоздано с большой любовью".

Даже французская атмосфера сохранена — пруд с каньонами и подвесными мостами, виноградники, из которых делают вино, множество яблонь для кальвадоса.

Дворянские игры

В усадьбе Скорняково-Архангельское (Липецкая область) можно и пожить. На ближайшие выходные двухместный номер на две ночи в срубе "Школа" стоит от 8 тысяч рублей, четырехместный в левом крыле дома с мезонином — от 26 тысяч. Этой усадьбе более трех столетий, она тесно связана с историей царского дома Романовых.

Сейчас здесь проводятся концерты классической, джазовой музыки, праздники, регулярные "вечера дворянских игр".

Все серьезно — звучат романсы, гости играют в азартные игры, ставки принимаются царскими купюрами.

Новые маршруты

В Ульяновске, одном из главных городов "красного туризма", в этом году появился брендовый маршрут "Дворянин на Волге". Он объединяет старинные особняки, дома Ивана Гончарова, Владимира Ленина, губернский, советский и современный город.

В Подмосковье планируют запустить 30 новых усадебных программ. Недавно, как сообщает пресс-служба правительства Московской области, состоялось первое путешествие по императорскому маршруту ("Усадебный экспресс").

Туристы посетили достопримечательности, связанные с членами императорской семьи Романовых, — усадьбы Ильинское, Усово, Архангельское.

Этот маршрут вошел в программу "Четыре сезона в русских усадьбах", стартовавшую в этом году. "Мы стараемся соединить все усадьбы. Кому-то больше нравятся полуразрушенные имения, кому-то нужны хорошо сохранившиеся поместья с развитой инфраструктурой", — говорит Валентина Занина, обер-кондуктор проекта "Усадебный экспресс".

"Например, у нас есть программа "Гусарская баллада" в Дмитрове по местам съемок фильма. Наши экскурсии посещали потомки рода Мусиных-Пушкиных из Франции", — поясняет она.

По ее словам, иностранцы не такие уж редкие гости на экскурсиях по усадьбам. Проявляют интерес жители Прибалтики, американцы, китайцы.

Последних, например, особенно привлекает усадьба "Большие Горки", где находится Государственный исторический музей-заповедник "Горки Ленинские". Жителей Прибалтики притягивают места, связанные с классиками русской литературы.

Модная тема и азарт

"Мой интерес к усадьбе возник более 15 лет назад с изучения истории собственной семьи. Постепенно я перешла к истории дворянской эпохи в целом, — рассказывает Дарина Федорова-Землянская, автор проекта "Дворянские усадьбы". — Я нахожу бывшие дворянские гнезда, изучаю их историю с момента возникновения до наших дней, историю тех, кто там жил".

Изюминка экскурсий, предлагаемых Дариной, — посещение закрытых усадеб. Например, Марфино — пышное, романтичное поместье с розовым дворцом и мостом, каскадами прудов, чугунными фонтанами и белыми грифонами. Здесь располагается санаторий Министерства обороны России, доступ на территорию закрыт.

"Мы пишем официальное письмо, берем паспортные данные всей группы, получаем разрешение", — говорит Дарина.

По ее словам, усадьбы входят в моду, люди интересуются историей, дворянством. А при посещении закрытых усадеб возникает даже азарт — увидеть то, что недоступно.

Подмосковный изгой

Но часть усадеб — под угрозой исчезновения. Один из самых ярких примеров — усадьба Шереметьевых Михайловское в Подмосковье. Там жена графа Сергея Шереметьева, Екатерина Шереметьева, любимая внучка поэта князя Петра Вяземского, создала уникальный музей с кабинетом для научных занятий, библиотекой, ботаническим садом.

... Простите, таких легкомысленных людей,
как вы, господа, таких неделовых,
странных я еще не встречал.
А.П. Чехов

Действие пьесы происходит на границе двух веков, когда на смену старой, отжившей эпохе крепостничества и повсеместного господства дворян приходит новое время, новые люди, новые взгляды на жизнь. Пришло время капиталистов и предпринимателей. И «дворянское гнездо», изображенное в пьесе, представляет собой осколок прежней жизни; и внешние, и внутренние условия показывают, что оно обречено.

К представителям «дворянского гнезда» можно, как мне кажется, отнести Любовь Андреевну Раневскую, ее брата Гаева, а также соседского помещика Симеонова-Пищика. Остальных же обитателей имения отнести к обитателям «дворянского гнезда» нельзя ни по происхождению, ни по убеждениям.

Мне бы хотелось подробнее остановиться на образах Раневской и Гаева, так как они раскрыты в пьесе наиболее полно. И Раневская, и Гаев, безусловно, относятся к эпохе уходящей. Если раньше они считались «верхушкой общества», на что им давало право их происхождение, то теперь, когда их дворянство не дает им никаких преимуществ, когда перестали поступать доходы от крестьян, от сада, они оказываются беспомощными перед лицом действительности. А жизни, которую они вели раньше, к которой привыкли, скоро неминуемо должен был прийти конец, и они, как мне кажется, прекрасно это понимают. Недаром Раневская восклицает: «Я все жду чего-то, как будто над нами должен обвалиться дом».

И Гаев, и Раневская являются аристократами в полном смысле этого слова: они образованны, умны, культурны. Все окружающие признают за Любовью Андреевной женственность, доброту. «Хороший человек. Легкий, простой человек», - говорит о ней Лопахин». «Она хорошая, добрая, славная», - вторит ему Гаев, но тут же добавляет: «Все же, надо сознаться, она порочна». В чем же тут дело? Наверное, в том, что у нее нет твердого жизненного стержня, и все ее чувства и душевные порывы очень легковесны, недолговременны, а любовная связь еще больше подорвала ее душевные силы. Что же касается Гаева, то он вообще малосимпатичен: будучи взрослым мужчиной, он не может ни принимать какие-либо важные решения, ни делать что-либо полезное для общества, в котором живет, или хотя бы для семьи. Его инфантильность выражается уже в том, что он не может элементарно заботиться о себе, и этим приходится заниматься престарелому Фирсу. Единственное, в чем Гаев преуспел, - это прочувствованные монологи, настолько сентиментальные, что окружающим становится просто-напросто неудобно за него. «Баба», - коротко говорит о Гаеве Лопахин.

Отношения между обитателями «дворянского гнезда» очень дружеские, теплые, ведь их связывают общие воспоминания, воспитание, взгляды на жизнь. Эти взаимоотношения характеризуют их как добрых и мягких людей. Ho отношение Гаева и, еще в большей степени, Раневской к людям, зависящим от них, заставляет посмотреть на них с несколько иной точки зрения. Раневская, не задумываясь, тратит последние деньги на обеды в ресторане, чаевые лакеям, еврейский оркестр, тогда как ее слуги чуть ли не голодают. Варя мечтает о ста рублях, чтобы уйти в монастырь, не говоря уж о том, что имение продается с молотка.

Несостоятельна Раневская и как мать. Да, она с любовью и добротой относится к дочерям, но ни воспитать их как следует, ни обеспечить их материально, ни уделять им достаточно внимания она не может. Я думаю, что о ней можно сказать однозначно: она плохая мать.

Очень интересно и несколько странно отношение Раневской к вишневому саду: она говорит о своей глубокой любви к нему, о том, что не сможет без него жить, но, получив деньги от Аниной бабушки, с легкостью покидает его и едет в Париж к своему любовнику. He свидетельствует ли это в очередной раз о некоторой легковесности ее чувств? Удивляет также легкость, с которой она присваивает деньги, присланные Ане.

Для раскрытия образов Гаева и Раневской Чехов пользуется таким приемом, как пародийное дублирование. Дуняшу и Шарлотту Ивановну можно рассматривать как карикатуру на Любовь Андреевну, Яшу - на Гаева. В этих людях, каждый из которых является трагикомическим персонажем, нашли отражение худшие черты представителей «дворянского гнезда», не прикрытые культурой, образованностью, интеллигентностью последних.

Проанализировав образы Раневской и Гаева, можно сделать вывод, что их время прошло. Может быть, их нежелание отдавать сад под дачи продиктовано в большей степени не презрением ко всяческому делячеству и накопительству, а элементарной неспособностью к любой практической деятельности? He знаю, да дело, наверно, и не в этом. Взгляды этих людей, их принципы, привычки отжили свое, и как нам ни жаль их, но надежды Любови Андреевны и Гаева на новую жизнь после продажи сада, скорее всего, не оправдаются. Да, сад продан, быт их, конечно, изменится, но сами люди остались прежними. И будущее не за ними, а за Аней, Петей. Однако будущее, светлое, радостное, по мнению Чехова, все же есть. Поэтому все произведение можно рассматривать как оптимистичное, несмотря на печальный для «дворянского гнезда» конец. И главное, на мой взгляд, - пьеса учит искусству жить, которое всегда слагалось, в основном, из умения глядеть вперед.



Похожие статьи
 
Категории