Сочинение по картине А. М. Герасимова «После дождя»
Александр Михайлович Герасимов - известный русский живописей. Он родился 31 июля 1881 года в городе Козлове, в купеческой семье. Детство и юность художника прошли в этом провинциальном городе, в окружении русской природы. Молодой человек умел видеть красоту в самых простых обыденных вещах. И это стало основой многих его будущих произведений.
Только по-настоящему талантливый художник может подмечать самые незаметные, на первый взгляд, детали окружающей обстановки. Мы видим это в его картинах. И нас не может это не восхищать.
В молодости художника привлекал импрессионизм. Но потом он стал приверженцем соцреализма, нового художественного направления. Герасимов писал портреты политических лидеров того времени - Ленина, Ворошилова, Сталина и других советских руководителей. Художник считался признанным мастером соцреализма, он был личным художником Сталина. Работы Герасимова в то время считались каноническими.
Однако сам Александр Михайлович уже в середине тридцатых годов устал от постоянного стремления к официальному признанию. И он решает уехать на отдых в свой родной город Козлов. Именно тогда художник создал удивительную картину «После дождя».
Это произведение разительно отличается от всех картин, которые были созданы художником. Сам он считал, что это самое лучшее произведение из всех, которые он создал за свою жизнь.
Сестра Александра Михайловича вспоминала, что художника в буквальном смысле потряс сад после дождя. Это было удивительное зрелище, которое Герасимов обязательно захотел запечатлеть на холсте. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо». Художник немедленно потребовал палитру у своего помощника.
Картина была написана очень быстро, за несколько часов. Это свидетельствует о том, насколько велико было восхищение художника удивительной красотой природы.
На самом деле создание этой картины не было случайным. Ещё в юности Герасимова привлекал мотив природы после дождя.
Дождь как бы символизировал обновление. И окружающий мир приобретал иные очертания, становился более ярким и свежим. Когда художник учился в Училище живописи, он рисовал мокрые крыши, дороги, предметы.
В картине «После дождя» нет тщательно продуманного сюжета. Она была создана на одном дыхании. Произведение не может оставить зрителей равнодушными, в нем есть искренность и лёгкость.
Сочные отблески садовой зелени отражаются на террасе. На мокрой поверхности стола отражаются разноцветные отблески, здесь они голубые, розовые. Тени многоцветные и красочные. На покрытых влагой досках видны серебристые отблески. Состояние природы передано на редкость выразительно. Эта простая картина запоминается всем, кто её видел.
Терраса, залитая дождём, предстаёт перед нами вместе с углом сада. Вода покрывает листву, пол, скамейки и перила. Вода вместе с солнцем, которое освещает террасу, является поистине завораживающим зрелищем. Вода сверкает в солнечном свете, приобретает особый характер, изысканность и чёткость.
В левой части террасы мы видим круглый стол на резных ножках. Они тоже отражаются в лужах. На столе стоит стеклянный кувшин, в котором стоит букет садовых цветов.
Садовые цветы удивительны, в них нет нарочитой пышности и роскоши. Они нежные, но в то же время незаметные. Цветы так реальны, что к ним хочется прикоснуться. Кажется, что вот-вот ощутишь их тонкий аромат. Рядом с вазой на боку лежит стакан. Наверное, резкий порыв ветра свалил его. Словно в зеркале, в поверхности стола, залитой дождём, отражаются стакан и ваза.
После дождя в саду особая атмосфера. Всё вокруг выглядит на редкость прекрасным и гармоничным. Картина дарит хорошее настроение. Невозможно печалиться и грустить, любуясь таким прекрасным живописным полотном.
В сад выходит угол дома, мы можем увидеть, насколько прекрасен сад после дождя. Листва сияет на солнце. Над скамьёй склоняется ветка сирени. Небо уже светлеет. Хмурые облака вот-вот исчезнут. И лучи ласкового солнца устремятся вниз.
В глубине сада можно увидеть крышу старого сарая. Каждая деталь проста и незатейлива. Но в совокупности они приобретают совершенно иное значение. Это реальная жизнь, красоту которой мы подчас не замечаем. Мы заняты другими делами. И наше внимание вряд ли привлечёт сад после дождя, ничем не примечательный, привычный и простой. Только истинный художник способен заметить всё великолепие красок и оттенков обычного бытового пейзажа.
История и описание картины «После дождя» известного советского живописца А. М. Герасимова.
Автор картины, описание которой здесь представлено, Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Считается одним из выдающихся советских художников. Являлся Первым президентом Академии художеств СССР (1947-1957), Академиком АХ СССР. В 1943 году ему было присуждено почётное звание Народного художника СССР. Стал Лауреатом четырёх Сталинских премий. Написал немало картин, которые сегодня считаются настоящими шедеврами русской живописи. Его работы находятся в таких крупных музеях, как Третьяковская галерея и Государственный Русский музей. Одной из работ художника, которая заслуживает особого внимания, является картина «После дождя».
Картина «После дождя» была написана в 1935 году. Также имеет название «Мокрая терраса». Холст, масло. Размеры: 78 х 85 см. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.
К моменту создания картины Александр Герасимов уже считался одним из ярчайших представителей соцреализма. Он писал портреты советских руководителей, среди которых были Владимир Ильич Ленин и Иосиф Виссарионович Сталин. Картина, которая несколько отличается от соцреализма, была написана во время отдыха художника в родном городе Козлове. О том, как происходило создание картины, позже рассказала сестра живописца. По её словам, Александр Михайлович был потрясён видом их беседки и сада после обильного дождя. Вода была буквально везде, она сверкала «создавая необычайный живописный аккорд», а природа благоухала свежестью. Художник просто не мог пройти мимо такого зрелища, и создал картину, которая впоследствии поразила всех любителей и ценителей живописи.
Задумав написать данную картину, Александр закричал своему помощнику: «Митя, скорее палитру!». В итоге картина была написана за три часа. Работа, которая была написана на одном дыхании, буквально дышит свежестью, радует глаз своей натуральностью и простотой. Многие из нас неоднократно видели нечто подобное после дождя, но за массой дел и мыслей зачастую просто не обращали внимания, насколько красива бывает обновлённая природа после обычного дождя. Глядя на картину этого художника, понимаешь, как много прекрасного в таком обычном явлении, которое талантливый живописец передал при помощи быстрой зарисовки небольшого уголка беседки и окружающего его сада.
Солнце, которое пробивается сквозь тучи, делает лужи на досках террасы по-настоящему чарующими. Они блестят и переливаются разными оттенками. На столике мы можем увидеть вазу с цветами, стакан, который был опрокинут ливнем или ветром, который ещё больше создаёт ощущение прошедшей непогоды, прилипшие к столу лепестки. На заднем плане видны деревья сада. Ветви деревьев прогнулись от влаги, которая скопилась на листьях. За деревьями можно увидеть часть дома или хозяйственной постройки. Благодаря тому, что А. М. Герасимов создал картину очень быстро, на одном дыхании, будучи поражённым и вдохновлённым неожиданным преображением природы, в картине он смог запечатлеть не просто внешний вид окружения после дождя, но и свои ощущения и эмоции от увиденной красоты.
Сочинение
Александр Михайлович Герасимов - известный советский художник, работы которого относятся к направлениям реализм и соцреализм. Многие из его картин - пейзажей, натюрмортов, портретов, относящихся к названным направлениям, - поражают своей живостью и красочностью. Пейзажи Герасимова с виду просты, но в каждой работе можно найти что-либо, что затронет душу, вызовет всплеск эмоций, надолго запомнится. Однако его работа «После дождя» («Мокрая терраса») выделяется среди прочих полотен художника. Сам творец уделял именно этому произведению особое внимание в своих воспоминаниях о жизни и творчестве.
Эта картина, написанная на одном дыхании в родном городе живописца Козлове, не является сиюминутным творением. Уехав в тихий городок ради тихого и спокойного времяпрепровождения, художник, однако, продолжает творить. Здесь рождаются натюрморты и портреты, наброски пейзажей, пленяющие спокойной красотой.
Моральная и творческая подготовка художника к написанию этой работы шла длительное время. Герасимов часто зарисовывал траву, предметы, дороги и крыши, мокрые от дождя. Многие признавали, что этот опыт удается художнику особенно хорошо.
В своих воспоминаниях сестра творца красочно описала создание картины: в день написания полотна выдался особенно сильный и бурный летний ливень. После него природа выглядела необыкновенно свежо и живописно: вода, сверкая на солнце, лежала на листве, полу веранды, дорожках сада. А над деревьями сада уходило вдаль безоблачное свежевымытое небо.
Восхитившись открывающимся перед ним видом, художник встал за мольберт. Буквально за три часа было написано одно из живописнейших полотен художника.
Чем же привлекает это легкое, даже поэтическое произведение? На картине изображен довольно обыденный пейзаж - уголок беседки или веранды с резными перилами и лавкой вдоль них. Композиция произведения предельно проста: справа, несколько нарушая баланс, стоит старинный столик с вазой, в которой находятся цветы - скорее всего, простые садовые. На левом плане - пол и уходящие вправо перила и лавка. Везде: на полу, скамейке, столе - переливается и блестит вода, а сразу за беседкой начинается сад, также мокрый от недавно прошедшего дождя.
Краски чистые, яркие, радостные - зелень мокрой листвы, золото и темная бронза омытого дождем дерева, чистая лазурь неба, начинающегося за верандой и отражающегося в лужах на полу. Особым цветовым пятном выделяется букет в вазе - жизнерадостный и приятный розовый цвет в сочетании с белым и зеленым.
Картина не оставляет после себя ощущения натужности, надуманности. Образы, запечатленные художником, свежие и легкие, непосредственные и чистые - в них чувствуется стремительность и легкость кисти самого живописца.
Чем же достигнут подобный эффект достоверности и в то же время легкости изображения? При работе над полотном художник использовал технику рефлексов - так называется художественно-изобразительная техника, при которой огромное значение играют небольшие детали. В данном случае ключевыми моментами, создающими особое настроение чистоты и свежести, являются отблески и отражения: сочные зеленые мазки на веранде - отражения нависшей садовой зелени, голубоватые и розовые пятна на столе - отсветы и отблески, оставляемые на мокрой поверхности ярким пятном букета. Все полотно пронизано переплетением теней и света, однако тени не оставляют гнетущего и давящего ощущения, напротив - они красочны и многоцветны. Много серебра и перламутра - это солнечные блики на мокрых поверхностях и листьях.При создании образов мокрых поверхностей для достижения эффекта особенной достоверности живописец применил технику лессировки. При использовании такого средства краска наносится в несколько слоев - сначала основной мазок краски, затем - несколько полупрозрачных и совсем прозрачных штрихов. При этом поверхности и предметы, написанные в данной технике, выглядят блестяще, словно покрытые лаком. Это становится особо заметным на фрагментах картины, изображающих участок дощатого пола веранды, поверхность длинной скамьи, крышку стола.
Контрастным пятном является букет, написанный нарочито грубыми, широкими мазками. Благодаря этому цветы выглядят особенно эффектно - объемно и живо.
Следует также уделить внимание и световым акцентам. Именно благодаря им картина смотрится живо и несколько торжественно. Основные источники света находятся вне перспективы полотна - где-то за деревьями сада. При этом свет неяркий, он не бьет в глаза - создается эффект выглянувшего из-за туч летнего солнца, перевалившего за полдень и направляющегося на закат. Деревья на заднем плане полотна, словно сотканные из тысяч мерцающих зеленых стеклышек и напоминающие витражные работы, оказываются освещенными по контуру и тем самым выделенными из общей композиции картины. Данный художественный прием называется контражуром.
Общее настроение картины - свежее, искристое, радостное. Художнику удалось раскрыть поэтичность и красоту обыденных, довольно приземленных вещах. Красота изображенных предметов проста и безыскусна, но с помощью именно этих, простых на первый взгляд, залитых водой вещей творец передал и свежесть прохладного, еще покрытого дождевой водой сада.
Искренность и чистота чувств, которые Герасимов смог передать своему произведению, завораживают и заряжают особой энергией свежести. Кажется, что протянешь руку, коснешься чистых, еще мокрых листьев свисающей ветки - и прохладные капли приятно освежат кожу после душного и знойного летнего дня. Свежий ветерок принесет с собой запах влажной земли и травы, солнышко, мягко выглянув в просветы между деревьями, коснется щеки - и вот оно, простое и искренне, как и сама картина, счастье близости с природой захлестнет тебя, подобно только что прошедшему бурному ливню.
Холст, масло. 78 х 85Государственная Третьяковская галерея, Москва. Инв. № 22501
К 1935 году, написав множество портретов В. И. Ленина, И. В. Сталина и других советских руководителей, А. М. Герасимов выдвинулся в крупнейшие мастера соцреализма. Устав от борьбы за официальное признание и успех, он уехал отдохнуть в свой родной и любимый город Козлов. Здесь и была создана «Мокрая терраса».
Сестра художника вспоминала, как была написана картина. Ее брат был буквально потрясен видом их сада после одного необычайно сильного дождя. «В природе благоухала свежесть. Вода лежала целым слоем на листве, на полу беседки, на скамейке и сверкала, создавая необычайный живописный аккорд. А дальше, за деревьями, очищалось и белело небо.
Митя, скорее палитру! - закричал Александр своему помощнику Дмитрию Родионовичу Панину. Картина, которую брат назвал „Мокрая терраса“, возникла с молниеносной быстротой - она была написана в течение трех часов. Наша скромная садовая беседка с уголком сада получила под кистью брата поэтическое выражение».
Вместе с тем картина, возникшая спонтанно, написана неслучайно. Живописный мотив освеженной дождем природы привлекал художника еще в годы учения в Училище живописи. Ему удавались мокрые предметы, крыши, дороги, трава. Александр Герасимов, быть может, сам не догадываясь, шел к этой картине долгие годы и подспудно хотел увидеть воочию то, что мы сейчас видим на полотне. В противном случае он мог просто не обратить внимания на залитую дождем терраску.
В картине нет натужности, нет переписанных кусков и придуманного сюжета. Она действительно написана на одном дыхании, таком же свежем, как и дыхание зеленой листвы, омытой дождем. Образ подкупает непосредственностью, в нем видна легкость чувств художника.
Художественный эффект картины во многом предопределила высокая живописная техника, построенная на рефлексах (См. фрагмент). «На террасу легли сочные отблески садовой зелени, на мокрую поверхность стола - розоватые, голубые. Тени красочны, даже многоцветны. Отражения на покрытых влагой досках отливают серебром. Художник использовал лессировки, нанося поверх просохшего слоя новые слои краски - полупрозрачные и прозрачные, словно лаковые. Наоборот, некоторые детали, например садовые цветы, написаны пастозно, подчеркнуто фактурными мазками. Мажорную, приподнятую ноту вносит в картину контражур, прием освещения сзади, в упор, крон деревьев чем-то отдаленно напоминающих мерцающие витражи» (Купцов И. А. Герасимов. После дождя // Юный художник. 1988. № 3. С. 17.).
В русской живописи советского периода немного найдется произведений, где было бы так выразительно передано состояние природы. Я полагаю, что это лучшая картина А. М. Герасимова. Художник прожил долгую жизнь, написал много полотен на разные сюжеты, за которые получил много наград и премий, но в конце пути, оглядываясь на пройденное, считал именно это произведение самым значительным.
На картине художника А. М. Герасимова «После дождя» мы видим террасу, запечатлённую в тёплый летний день. Совсем недавно прошёл сильный дождь. Всё кругом покрыто мокрым блеском. Ярко сверкает залитый водой пол, блестят перила и скамейки. Влажным блеском сияет мокрый стол на резных ножках. Лужи отражают перила, листву окружающих террасу деревьев.
От ударов крупных капель дождя упал стакан, стоявший на столе рядом с кувшином с цветами, осыпались лепестки с цветов и прилипли к мокрой поверхности столика. Ветки деревьев в саду немного прогнулись под тяжестью омытой дождём листвы. Их зелень преобразилась, после дождя она выглядит более ярко и сочно.
На пышные деревья падают ещё неяркие лучи солнца. Небо серое, но уже начинает светлеть, как вымытые после долгой зимы окна. Неяркий свет падает и на крышу сарая, которая виднеется сквозь листву в глубине сада. Она сверкает, будто серебро, настолько украсил её дождь и лучики солнца, которые с трудом пробиваются сквозь тучи.
Картина Герасимова «После дождя» произвела на меня очень сильное впечатление. Несмотря на то, что погода при написании автором картины ещё не совсем наладилась, она вся наполнена светом, ярким блеском, удивительной чистотой омытой летним дождём природы. Сам художник был настолько восхищён открывшейся ему красотой освежённой природы, что написал эту прекрасную работу буквально на одном дыхании, без доработок и исправлений.
Вместе со статьёй «Сочинение по картине Герасимова «После дождя» (Мокрая терраса), 6 класс» читают:
Поделиться: