Арт-проект "тайны музыкальных инструментов". Бычков Василий

18.04.2019

Музыкальная древесина - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева. Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева...

Выбор дерева для гитар

Звучание гитары определяется прежде всего тем, она сделана. играет решающую роль: насколько стабильными окажутся характеристики инструмента, не «поведет» ли гриф, а главное, будет ли достойно звучать будущий инструмент? Тщательный выбор материалов для гитары - первая и одна из важнейших задач, которую приходится решать гитарным мастерам.

Среди огромного количества дерева, которое заготавливают для , далеко не каждая доска подходит для изготовления музыкального инструмента. Лучшим вариантом для выбора дерева являются заготовки естественной сушки. Несмотря на то, что естественная сушка дерева требует на порядок больше времени, чем искусственная, только она позволяет сохранить структуру пор и волокон , от которых зависят резонансные характеристики материала. Также необходимо учитывать профиль распила, направление волокон и их кривизну, наличие (или, в нашем случае отсутствие) сучков, свилеватость и другие нюансы. Именно поэтому мы тщательно подбираем каждую заготовку и даже высушенное дерево выдерживаем на складах не меньше года.

Ясень для гитар

Ясень для гитар является традиционным материалом. Его прозрачное и звонкое звучание знакомо нам по гитарам Fender.

Болотный ясень - легкое и прочное дерево с крупными порами, прекрасно подойдет для цельнокорпусной гитары. Белый ясень немного тяжелее и слегка «зажат» в акустических характеристиках, но имеет более интересные декоративные характеристики за счет хорошего контраста разных слоев древесины. Белый ясень подойдет для изготовления топа на гитару из другого материала.

Область применения: в основном изготовление корпусов и топов для гитар.

Ольха для гитар

Ольха - одна из самых популярных пород для изготовления электрогитары. Практически все известные производители (Fender, Jackson, Ibanez, Washburn и многие другие) имеют в линейке своей продукции гитары из ольхи, за исключением, наверное, консерваторов из Gibson. Прекрасные резонансные характеристики практически по всему частотному диапазону (немного более выраженные в верхах) практически не ограничивают спектр использования ольхи для изготовления электрогитар.

Липа для гитар

Липа немного похожа на ольху, но имеет несколько глуховатое звучание за счет более мягкой и рыхлой древесины. До недавнего времени ее считали подходящей только для недорогих студенческих инструментов, однако японцы Ibanez в тандеме с Joe Satriani стерли этот миф в порошок, показав всему миру, как может звучать гитара из липы с хорошей электроникой и в руках мастера.

Область применения: изготовление корпусов электрогитар.

Махагон для гитар

Красное дерево - общее название множества различных сортов дерева, включает в себя как недорогие породы, вроде агатиса, который используется для производства ученических электрогитар с весьма посредственными характеристиками, так и превосходные образцы гондурасского и африканского махагони. Для красного дерева характерен красивый рисунок с выраженным продольным свилем, глубокие и насыщенные цвета, от темно-бежевого до красно-коричневого. Акустические свойства красного дерева - выраженная нижняя середина, придающая звучанию «мясную» плотность. При изготовлении гитар из махагони зачастую используют с различными топами, подчеркивающими высокочастотную составляющую гитарного диапазона.

Основными породами красного дерева, использующимися в гитаростроении, являются гондурасский и африканский махагон.

Гондурасский махагон - харизматическая порода, из которой делаются практически все американские гитары красного дерева. Довольно редкое в наших краях - во-первых, из-за дорогой транспортировки, а во-вторых, потому, что на сегодняшний день гондурасский махагон занесен в Красную книгу. Одним из его ближайших родственников является еще более ценный кубинский махагон, по понятным причинам не попадающий в США.

Африканский махагон (кайя) - общее название некоторых родственных подвидов красного дерева, произрастающих на территории Африки. Немного отличаются по своим характеристикам, в основном по плотности. Коммерческое название «Кайя» (Khaya) обычно применяется по отношению к более легким (0,56-0,57 г /см3, как и у гондурасского махагона) сортам, более тяжелые сорта обычно именуют «махагони». По своим акустическим параметрам это дерево аналогично гондурасскому махагону.

Также существуют другие породы красного дерева, подходящие для производства гитар - сапели, косипо, мербау и другие. Плотность этих пород довольно высокая (от 650 г/см3 до 900 г/см3), поры меньше, чем у кайи или гондурасского махагона, инструменты из них получаются довольно тяжелыми.

Корина для гитар

Корина также часто встречается под названиями офрам или лимба. Именно как «корина» это дерево стало широко известно по легендарной Gibson Korina Flying V. Плотное и легкое дерево, имеет выраженную волокнистую структуру, напоминающую структуру красного дерева, но без ярких свилей, бежевато-желтого оттенка. В коммерческой классификации подразделяется на белую и черную корину из-за различной окраски межслоя - от светло-бежевого у белой до серо-коричневого у черной. Кроме цвета рисунка принципиальных различий между ними нет. Звучание гитар из корины напоминает звучание гитар из махагони, но пик акустического диапазона смещен к верхним частотам.

Область применения: изготовление грифов и корпусов гитар.

Клен для гитар

Для изготовления гитар используется, в основном, американский (hard maple) и европейский клен. В отличие от европейского, американский клен имеет более плотную структуру и удельный вес (ок. 750 г/см3 против 630 г/см3 у европейского собрата), более жесткий и хрупкий. С определенными оговорками можно сказать, что клен, как дерево для изготовления гитары, ценится скорее не за акустические, а за механические и декоративные свойства. Прекрасная твердость и упругость позволяет клену занимать место основного материала при производстве электрогитарных грифов, а разнообразие фактурных рисунков делает клен незаменимым при изготовлении декоративных топов. Кроме того, кленовый топ позволяет обогатить палитру звучания основного материала деки высокочастотной составляющей. Было бы несправедливо сказать, что этим его применение и ограничивается - например, всем известны гитары Rickenbacker, практически полностью сделанные из клена.

Область применения: изготовление грифов, накладок на гриф, топов, корпусов гитар.

Венге для гитары

Венге очень хорошо подходит для производства накладки на гитарные грифы.

Wood-guitar.ru является магазином, специализирующимся на продаже материала для изготовления музыкальных инструментов, преимущественно гитар. Мы стараемся предлагать покупателям разнообразный выбор древесины для изготовления различных частей гитар. Для того, чтобы обеспечить удобство в выборе товара, весь наш ассортимент разбит на подгруппы по типу: материал для грифов, дек и тп.

В нашем магазине Вы можете купить древесину для гитар высокого качества и по доступной цене в том количестве, в котором Вам необходимо.

Купить ольху

Купить ясень

Купить клен

Купить липу

Купить красное дерево

Из какой древесины делают гитары?

Всем хорошо знакомый инструмент – гитара, по своему звучанию, очень уникальный. Она в руках виртуоза выдает звуки, которые невольно заставляют человека смеяться и плакать, радоваться и переживать, замирать и оживать. И если в добавок, этот музыкальный инструмент качественный, хороший способен припрятать некоторые огрехи исполнителя, то некачественная гитара способна загубить самую талантливую и профессиональную игру. Качество звучания гитары определяется во многом, из какой древесины выполнен ее корпус.

Дерево в данном инструменте играет решающую роль: если дерево по звучанию издает «мертвые» звуки, то как бы не старался прекрасный музыкант, сколько бы усилий он не прикладывал хорошей и красивой музыки у него не получится. Самая качественная и популярная инструмента считается ольха. О том, настроить гитару.

А самые звонкие гитары получаются из ясеня и клена. Клен и ясень имеют «стеклянную» древесину, чем другие деревья, в этих материалах очень хорошо концентрируется звук, четко и ярко выражаются верхние частоты. Безусловно, что древесина имеет большое значение, в отличном качестве звучания гитары. Но, стоит всем помнить, что дерево оно везде и есть дерево, и забывать, и тем более возлагать большие надежды на него, было бы ошибкой.
Только музыкант с большой буквы сможет превратить гитару, которая выполнена из куска древесины в настоящий инструмент, который станет продолжением его души и рук. И тогда польется поистине настоящая и прекрасная мелодия музыки.

Истоки и особенности изготовления деревянных музыкальных инструментов

Еще в древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Их использовали как на охоте, так и в минуты отдыха.

С течением времени интерес к музыке и музыкальных инструментов возрос. В результате возникла наука и такая наука - музыкальная акустика. Большую роль в ее развитии сыграли древние греки. Одним из первых известных музыкальных инструментов был монохорд, о котором упоминается в трудах Евклида. Значительно позже появилась гитара. Этот своеобразный струнный музыкальный инструмент известен из устных переводов и письменных источников многих народов мира.

По технике игры гитара принадлежит к группе щипковых музыкальных инструментов. Состоит она из резонирующего корпуса, шейки с грифом и струн натянутых параллельно в плоскости деки. Гриф, как правило, изготавливается из древесины твердых пород и разделяется металлическими порожками. Порожки конструктивно размещаются таким образом, чтобы промежутки между ними (лады) образовывали хроматическую последовательность звуков. Прижимая струны к ладам, музыкант ограничивает длину частоты ее вибрирования, позволяющий получать звук определенной высоты.

Родиной гитары важаеться Испания, где были широко распространены два ее вида - мавританская и латинская. Изнутри вв. Сведения об эволюции гитары, ее свойства и роль в музыкальной жизни становятся значительно полнее и точными.

Мавританская гитара имеет овальную форму, нижняя дека выпуклая, струны металлические, закрепленные на основе корпуса. Играют на мавританской гитаре с помощью плектра, что обусловливает резкость звучания. В отличие от мавританской, латинская гитара более сложная по форме: овальная нижняя часть имеет сужение в направлении грифа плоскую нижнюю деку. Латинская гитара за особенностями конструкции и звучания очень подобна современной классической гитары: сплюснутый, слегка вытянут в "талии" корпус, резонансный отверстие размещен посередине, шейка с грифом имеет порожки.
Знаменательным периодом в развитии гитары является XVI в. Если до этого периода гитара занимала почетное место рядом с Виолой, Ребекка, арфой и лютней, то теперь она впереди всех. Очень быстро "гитарная" мода распространяется в Западной Европе, завоевывая Фландрию, Англию, Италию, кроме Испании. На развитие гитары повлияла эволюция лютни. Количество струн гитары, вроде лютни увеличивается до одиннадцати. Характер и специфика инструмента определяется его строем. Пятый ряд прилагается со стороны высокой струны дает строй типа: Соль, К, Ми, Ля, Ре, но в результате воздействия лютни пятый ряд будет добавлен к басовых струн. Поэтому в Европе до конца XVIII в. наиболее распространенной была гитара с пятью рядами. Первая известная сегодня гитара с пятью хорами, принадлежит музею Королевского музыкального колледжа в Лондоне. Изготовленная в Лиссабоне в 1581 году Мельчиором Диасом, она является промежуточной между гитарами XVI века, от которых унаследовала пропорции, и гитарами XVII в. Конструкция гитары Диаса: корпус (нижняя дека и боковины) вырезан (выдолбленный) из цельной древесины палисандра; дно выпуклое; верхняя дека поддерживается изнутри только двумя пружинами.

Для изготовления изысканных, высокохудожественных, многие орнаментированных классических гитар мастера использовали ценные материалы: редкие (черное-ебонове, слоновую кость, черепаховый панцирь. Нижнюю деку и боковины декорируют инкрустацией. Верхняя дека остается простым и изготовлена из хвойной древесины (ели). Резонансный отверстие и края корпуса украшают узором из пластинок древесины различных пород. Важным декоративным элементом становится резонансный отверстие, украшенный тисненн кожей, который не только гармонирует с красотой всего корпуса, но и смягчает звуки. Пластинками слоновой кости, закрепленными узкими прожилками коричневого дерева, украшают весь корпус. Такие инструменты в Европе считаются большой редкостью. С началом 1600-х годов определяются новые конструктивные особенности гитары. Размеры их увеличиваются, корпус становится объемнее, высокие струны делают жильными, а низкие из меди или серебра. Габаритов размеров не существовало, они определялись мастером. До наших дней дошел прекрасный образец гитары (сохранился в музее парижской консерватории), датированный 1749 годом, и очевидно, предназначен для королевского двора. Инструмент изготовлен в мастерской "королевская гитара" Клода Буавен украшен пластинками из черепахового панциря и инкрустирован перламутром.

В последние годы XVII в. появляются существенные новшества, которые определяют важный этап в постепенном формировании современной конструкции гитары. Меняются пропорции, акцентируется изгиб корпуса и внешний вид. Мастер музыкальных инструментов пытался подчеркнуть естественную красоту древесины палисандра для дорогих инструментов, а для инструментов умеренной стоимости древесины кипариса и местных пород ( , вяз, клен, фруктовые. Порожки становятся фиксированными и вставленными в гриф, делают их из слоновой кости. В Испании мастера музыкальных инструментов подчеркивают повышенные акустические свойства веерных (от существительного "веер") размещения пружин верхней деки. Неизвестно, кто был автором этого изобретения, но Хусе Бенедикт де Кадикс один из первых использует этот способ как новый принцип конструкции. Инструмент, который вышел из его мастерской в 1783 году и хранится в музее музыкальных инструментов в консерватории в Барселоне имеет три пружины, размещены именно таким способом. Позже мастер с такой же фамилией Кадикс, Хуан Пажес, изготавливает инструмент, верхняя дека которого поддерживается пятью пружинами, в другой гитаре (1797 г.) их уже семь. Эти усовершенствования, которые были внедрены в практику испанскими мастерами, являются нововведениями в развитии гитары.

Вторым важным этапом эволюции является строй инструмента, который становится фиксированным. Таким образом можно предположить, что в разных кроинах Европы практикуются гитары с шестью одинарными струнами. Мастера музыкальных инструментов работали в Европе и в Америке. Музыкальные инструменты создают в мастерских Луиса Панорамы из Лондона, Георга Штауфера из Вены, К. Ф. Мартина из Нью-Йорка, Дж.Г.Шродера из Питсбурга. К ним нужно добавить блестящую испанскую школу, которая заявила о себе в последнем десятилетии XVIII в.. Во Франции можно отметить возникновение в Миркури провинциального центра по изготовлению музыкальных инструментов, который со временем прославился своими скрипками, а также достижениями двух парижских мастеров-лютнист Рене Лакота и Этьена Лапревота.

Творческая деятельность Рене Лакота, который был мастером прославленных гитар того времени, проходила в Париже. Он общается и сотрудничает со всеми тогдашними выдающимися виртуозами - исполнителями: Карулли, Каркасси, Стыд. По их просьбе он проводит многочисленные эксперименты в развитии гитар. Для Фернандо Сора он создает модель с семью струнами. В сотрудничестве с Карулли производит декакорд - это особый инструмент с пятью дополнительными струнами, расположенными с наружной стороны шейки. Он изобрел механизм закрепления колков, приподнял гриф относительно корпуса, благодаря чему он продолжается до резонансного отверстия, на котором насчитывается 18 латунных порожков.

Этьен Лапревот специализировался сначала в изготовлении скрипок, но дальнейшая его деятельность была направлена на изготовление гитар. Совершенствуя конструкцию и постоянно добиваясь улучшения звучания, Лапревот, как и Рене Лакота, видоизменяет отдельные конструктивные элементы. Нижняя дека принимает форму скрипки, резонансный отверстие изготовлен в виде овала, а корпус закруглен.

Во второй половине ХIХ в. в большей части Европы гитару вытеснило фортепиано. Исключение составила только одна Испания. Среди испанских мастеров - Антонио де Торрес (1817-1892 г.г.), до сих признан одним из лучших мастеров гитар не только на испанском полуострове, но и в Европе, где его называют "Страдивариусом гитары", а инструменты изготовлены им прославились в всем мире. Гитары, которые он конструирует из начале 1850 года весьма современны. Как и все великие мастера, Торрес экспериментирует и добивается улучшения качества и силы звучания гитары. Он предлагает новые конструктивные параметры гитары, в частности: увеличивает объем корпуса, делает его более широким и глубоким; устанавливает длину вибрирующей струны (65 см); гриф продолжает к резонансному отверстия; на подставке оставляет порожек; определяет оптимальное количество (семь) веерных пружин и новый принцип их размещения (по схеме неправильного пятиугольника с основой поперечной пружины к резонансному отверстия). Эти инструменты обладают всеми признаками современной гитары.

В конце XVIII века, когда цыгане получили право на поселение в городах Испании, вышло из неизвестности искусство фламенко. Своеобразное музыкальное действо объединяет на маленькой сцене двух или трех певцов, трех или четырех танцоров и двух гитаристов. Выполнение включает в себя одновременно танец, пение и игру на гитаре. Известно, что в настоящее время не существовало разницы между гитарой классической и гитарой "фламенко". Обе они имеют шесть рядов двойных струн, а звук должен быть одновременно и выразительным и кратким и четко - ударным. Поэтому мастера, изготовлявшие такие инструменты, вынуждены были выбирать особые породы древесины, такие как ель для противней и кипарис испанский для корпуса. Создание модели гитары "фламенко" связано с именем Антонио де Торреса. Одна из первых изготовленных в его мастерской гитар (1860 г.) была как и классическая гитара с шестью одинарными струнами, однако ее параметры несколько видоизменены.

Строение гитары "фламенко" характеризуется облегченной конструкцией. Дека поддерживается только пятью веерные размещенными пружинами. Гриф с палисандрового дерева (а не из черного дерева, что уменьшает его массу) изготавливают длиннее и узким, струны устанавливают ниже, создавая при этом своеобразный тембр.

На протяжении многих веков мастера музыкальных инструментов работающих в рамках традиции, которая сложилась, используя достижения своих предшественников. Создание современной классической гитары требует от мастера тонкого умения и высокого мастерства. Существует два способа составления гитары. В первом случае производится сначала форма корпуса, которая является основой для составления инструмента из различных деталей, во втором случае - наоборот, процесс сборки начинается с составления внутренних деталей. Чтобы составить корпус мастер изготавливает боковины, соединяющих между собой верхнюю и нижнюю деки. Обе одинаковые боковины изготавливаются из той же древесины, что и нижнюю деку. Нагревая боковины до соответствующей температуры, мастер предоставляет им необходимую форму с помощью гибки. В последнюю очередь делают шейку, которая в нижней своей части заканчивается пяткой, и к которой крепится корпус. К верхней части шейки прикрепляют головку с колочных механикой. Процесс составления шейки и корпуса осуществляют с помощью испанского или французского способов. При первом способе составления шейка приклеивается к верхней деке. Затем приклеивают боковины к верхней деки, одновременно вставляют в пазы хвостовика пятки. Следовательно нижней декой закрывают корпус. Заканчивают приклеиванием грифа к шейке, на котором установлены строю пластины и верхний порожек.

Французский способ составления существенно отличается от испанского тем, что сначала составляют корпус, а затем устанавливают шейку с грифом. Какой бы способ составления не был выбран, процесс изготовления инструмента заканчивается лакировкой, приклеиванием подставки к деке и натяжением струн. К середине XX в. в классических гитарах для высоких регистров применяли жильные струны, а низкие струны были сделаны из некрученого шелка, обвитого тоненькой металлической проволоки. Примерно с 1945 года широкое применение нашли нейлоновые (синтетические) струны. Однако, использование этих струн приводит к потере особой чистоты звучания, присущего жильным струнам.

С развитием рынка, прежде всего в странах с дешевой рабочей силой, большим спросом стали пользоваться гитары фабричного производства. Сегодня ведущее место среди таких производителей занимает Корея и Япония. Фирмы Хондо (Корея); Ямаха, Ариа, Кохно, Текимура (Япония) обеспечивают своей продукцией большую часть мирового рынка, вытесняя такие развитые европейские страны как Германия, Италия, Чехия, Венгрия, а также Украина, Россия и др. Однако инструменты ручной работы, мастерски выполненные отдельным мастерами, продолжают поступать по традиции из Испании и США. В некоторых случаях кустарное производство музыкальных инструментов составляет основу малых провинциальных предприятий, они экспортируют свою продукцию даже в США.

Среди многих известных мастеров мирового значения на Украине считается черниговский мастер Николай Иванович Ещенко, который изготовил почти тысячу инструментов, а лучшим своим учеником он считает Петра голубок, который вместе с сыном изготавливает скрипки по технологии древних итальянских мастеров. В подборе древесины мастер предпочитает клена и ели - у них поющая душа. Кленовые дощечки выигрывают перламутровыми волнами, оттенками неповторимого сочетания. Собственно, для изготовления гитар, а точнее нижней деки, нужен именно клен волнистый, для верхней деки - легкая ель, для других деталей - черное дерево и экзотическая палисандра. В бывшем Советском Союзе хотя и были известные мастера, однако школы своей не было.

Скрипка - это единственный инструмент, выступает и хорошим резонатором, и вместе с тем приравнивается к художественной картины. Древесина красивая тогда, когда есть годовые приросты (кольца), сердцевинные лучи. Когда все под лаком - это картина. Михаил Бондаренко считает, что своей лучшей скрипки пока не сделал. Сейчас в коллекции мастера более 50 струнных смычковых музыкальных инструментов.

Очевидно, потому, что этот инструмент всегда был и остается в ореоле загадочности, а потому никогда и никем не познан до конца. Страдивари родился в 1644 году. Он скрипку усовершенствовал. Его скрипки имеют 13 обертонов. Наши мастера достигают девяти. Но тут есть одна временная закономерность: чем больше скрипке лет - тем лучше. То есть сама скрипка со временем становится все лучше и лучше. Как более 300 лет назад Страдивари имел свои секреты изготовления скрипок, так и сегодня Бондаренко имеет свои. А секрет

Страдивари - в труде. Чтобы изготовить одну скрипку мастеру нужно полгода, а то и год, надо много уметь, знать, иметь силу воли. Сегодня Михаил Бондаренко - заслуженный мастер народного творчества, имеет почетные отличия и награды. Вместе с тем он не считается мастером, поскольку в реестре государственного перечня профессий, профессии скрипичного мастера нет.

Несколько иначе выглядит это дело в соседней России, где профессором В. И. Федюков в 1996 году создана уникальная учебно-научно-производственную лабораторию квалиметрии резонансов древесины. Ее техническая база и коллектив ученых позволили начать новую специальность "Стандартизация и сертификация в лесохимической комплексе", а также открыть профилирующую кафедру "Древесина и экологическая сертификация.

В Украине подготовку высококвалифицированных специалистов по составлению деревянных музыкальных инструментов можно начать уже сегодня на базе факультета технологии деревообработки Украинского государственного лесотехнического университета по специальности "Технология производства деревянных музыкальных инструментов". Для этого университет имеет надлежащие материально-технические средства и соответствующий профессорско-преподавательский коллектив, давно проводит исследования физико-механических и акустических характеристик древесины. По результатам научно-исследовательских работ опубликованы десятки работ, защищены кандидатские диссертации, получены авторские свидетельства.

Базой практической подготовки может служить львовская фабрика музыкальных инструментов "Трембита", на которой работают известные мастера. Так, под руководством директора фабрики М.В. Куземский налажено серийное и индивидуальное производство музыкальных инструментов: бандуры (конструкции профессора Герасименко) и гитары (конструкции Грицива, Дейнеги, Варенюка и др.). Это позволяет развить их массовое производство и удовлетворять спрос на внутреннем и зарубежном рынках.

Древесина во все времена была и остается основным конструкционным материалом относительно спецификации физических, резонансных, механических и технологических свойств музыкальных инструментов.

Подбирая материал, важно учитывать экологическую среду рост деревьев и его влияние на формирование свойств древесины. Для качественных музыкальных инструментов народные мастера выбирают древесину из стволов деревьев, растущих в затененных местах на каменистых берегах горных рек. В таких условиях деревья растут медленно, благодаря чему их древесина формируется равномерно. По давней традиции мастера начинают заготовку хвойной древесины конце апреля, когда появляется молодой месяц. В срубленного ствола в этот период древесина белая, легкая (не пропитана влагой), "здоровая", приятного запаха, не темнеет, не намокает, не загнивает и не поддается червоточины. Древесина весеннего , по утверждениям музыкальных мастеров, имеет хорошие резонансом харакетристикы, легко поддается обработке. Стволы лиственных пород мастера заготавливают в конце сентября - начале октября, опять же в пору нового месяца. Древесина осеннего сруба тяжелее весеннюю (содержит больше влаги), не загнивает, без червоточины, дольше сушится, ее легко обрабатывать. При лиственных пород мастера предпочитают деревьям среднего возраста - от 20 до 30 лет. У них древесина тверже, середина ствола спилодеревна (сухая), чем его заболонь, содержит меньше масляных веществ, "постная". В срубленных деревьев мастера отрезают ту часть ствола, которая была возвращена к солнцу, она качественнее, белая, имеет гуще и мягче годовые приросты, устойчива к изменениям температуры и влажности воздуха, не деформируется.

Клен-явор имеет хорошие физико- свойства: твердость - 67 МПа, модуль упругости 9400 МПа, константа излучения - 8,9 м4/кгс. Известны способы повышения качества резонансов древесины путем вымачивания ее в щелочной среде, в воде с бактериями, а также естественная выдержка древесины в местах ее сруба. Выдержка и периодическое увлажнение древесины в местах ее сруба способствует вымыванию ростовой вещества из заболонью части и тем самым обеспечивает открытость пор.

Таким образом, в процессе увлажнения ее снимаются напряжения, образовавшимися во время роста и предотвращают появление напряжений от усыхания, что сокращает процесс . Улучшение резонансных характеристик древесины наблюдаем при экстрагирования ее в эфире, спирте или ацетоне с последующей сушкой. В процессе экстрагирования с последующей теряет терпентин и другие экстрактивные вещества, что приводит к снижению плотности. Наиболее эффективным экстрагированием древесины является способ с использованием органических растворителей. Оценку пригодности резонансов древесины ели изучают на основе измерений физико-акустических характеристик разными методами. Современная аппаратура на базе лазерного интерферометра позволяет оценивать эти характеристики. Влияние ультразвуковых колебаний с частотой 20 кГц на прохождение жидкости через древесину имеет положительный результат на повышение ее резонансных характеристик. В заболонью древесине это явление проявляется более чем в спелые и характеризует степень глубины прохождения жидкостей через древесину в процессе экстрагирования. С помощью оценки физико-акустических характеристик для производства высококачественных классических или концертных музыкальных инструментов отбирать материал из разных частей ствола с желаемыми свойствами. Для сравнительной оценки древесину ели и клена высокого и низкого качества исследуют на пригодность в производстве музыкальных инструментов. Резонансов древесину низкого качества подбирали из разных регионов восточных Альп (Словакия) на высоте от 800 до 1900 м над уровнем моря, в Карпатах от 800 до 1200 м над уровнем моря, а также на северных склонах гор, где условия роста в течение года примерно те же.

Традиционно резонансов древесину ели, наиболее пригодный для изготовления дек, мастера отбирать по внешним признакам деревьев: кора маловидпадаюча, имеет серый цвет и т.д. С помощью буравов Преслера определяют ширину годового прироста.

Лучшими резонансов характеристиками обладает древесина из стволов в возрасте более 150 лет с шириной годовых приростов 0,5 - 0,8 и 4,5 - 5,0 мм. Природный атмосферный сушки резонансной ели должно быть не менее 18 месяцев. А для резонансной древесины, предназначенной для дорогих музыкальных инструментов, период атмосферного сушки значительно более длительным, обычно от 20 и более лет.

Влияние древесины на звучание деревянных музыкальных инструментов

Многие из акустических систем и деревянных музыкальных инструментов изготовляют из древесины, причем для изготовления тех или иных деталей и узлов музыкальных инструментов используют различные породы деревьев. Так, для изготовления дек струнных деревянных музыкальных инструментов использую хвойные породы: ель, пихту, сосну кедровую.

Из них основной породой, которая широко используется, является все же ель, причем наилучшей является белоснежная ель, которая выращивается в Альпах, из которой изготавливают деки дорогих высококачественных музыкальных инструментов. Другие детали и узлы деревянных музыкальных инструментов (нижние деки, бока, грифы и т.п.) изготавливают из : клена, тополя, ореха черного, палисандра, красного и черного дерева.
Из них лучшим является индийское черное дерево, имеет уникальные акустические свойства. В отличие от древесины лиственных пород с прямоволокнистой структурой, древесина красного дерева имеет особое отличие - это равномерная путановолокнистая структура, которая требует дополнительного изучения. Необходимо отметить, что требования к резонансной древесине всегда были есть и будут актуальными.

Древесина должна быть прямоволокнистой с равномерной шириной годичных приростов и без таких пороков как сучки, роговица и наклон волокон, которые негативно влияют и резко снижают распространение звуковых колебаний. Каждая из упомянутых выше характеризуется своей структурой, плотностью, пористостью и вязкостью, которые существенно влияют на ее акустические свойства.

Следовательно, при для изготовления деревянных музыкальных инструментов важно оценивать ее акустические свойства, поскольку от них зависит качество звучания деревянного музыкального инструмента. Много изготовителей деревянных музыкальных инструментов оценивают акустические свойства различных пород древесины субъективно (на слух), в частности, по ее отклику на постукувание по ней.

Однако при массовом изготовлении деревянных музыкальных инструментов необходимые объективные акустические характеристики древесины, которые можно было бы определять с помощью измерительных приборов и аппаратуры.

Музыкальная - это древесина из лиственных и хвойных пород, которую применяют для изготовления музыкальных инструментов. Древесина различается между собой по целому ряду признаков.Следует различать понятие дерева, т. е. растущего дерева, и древесины-- материала, получаемого из срубленного и очищенного от ветвей и коры дерева.
Ствол дает основное количество древесины, что составляет 50-90 % объема частей растущего дерева, и только древесина ствола пригодна для изготовления деталей музыкальных инструментов.
Водо- и газопроницаемость древесины в условиях изготовления музыкальных инструментов в первую очередь интересна при окрашивании и особенно крашении, а тепловые при гнутье деталей музыкальных инструментов.Уникальные звуковые свойства древесины сделали ее незаменимым природным материалом для изготовления музыкальных инструментов.

Наиболее интересной звуковой характеристикой древесины является скорость распространения звука в материале. В разных направлениях эта скорость различна, но выше всего она вдоль волокон древесины. Так, например, вдоль волокон звук распространяется со скоростью 4-5 тыс. м/с, что близко к скорости распространения звука в металлах (у меди 3,7 тыс. м/с). В. других направлениях скорость звука ниже в среднем в 4 раза.

Арт - проект

«Тайны музыкальных инструментов»

Цель: знакомство с музыкальными инструментами

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся для изучения истории возникновения музыкальных инструментов, стихов о них;

2) послушать музыкальные произведения в исполнении учащихся филиала ДШИ и участников школьной вокальной студии.


Исследовательская деятельность осуществляется в области музыки и истории.

1 этап. Учащимся старших классов предлагается приготовить материал о том, как появились музыкальные инструменты (гитара, лютня, виола, скрипка, фортепиано, домра) и продемонстрировать его в виде внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов.

    этап. Планирование. Ученики делятся на 4 группы.

1 группа изучает материал литературный.

2 группа изучает исторические сведения о возникновении инструментов.

3 группа учащиеся филиала музыкальной школы совместно со своими педагогами разучивают музыкальные произведения (дается задание).

4 группа участники школьной вокальной студии разучивают песни.

3 этап. Исследовательский. Выполняется самостоятельно, согласно принятому в группе плану. У каждой свое задание.

4 этап. Результаты. Совместная работа по соединению полученной информации в единый сценарий, подготовка презентации.


5 этап. Проведение внеклассного мероприятия «Тайны музыкальных инструментов» в рамках предметной недели эстетического цикла для учащихся среднего звена.

6 этап. Оценка результатов (учитывается активность каждого участника, качество и объем используемых источников, креативность). Выводы.

Ход мероприятия

Ведущая (на фоне тихой, нежной музыки): Добрый день, ребята!

Добрый день, уважаемые гости! Слайд №1

Мы рады приветствовать вас в мире муз. Да-да, не удивляйтесь, ведь сейчас вы находитесь в музыкальном классе. Именно здесь и живут Музы - богини-покровительницы поэзии, искусств и наук. Их 9 сестёр. А их предводитель – сводный брат –солнечный Бог Аполлон. Познакомьтесь с ними: Слайд №2

ЭВТЕРПА - покровительница лирической песни и всего музыкального

искусства.

МЕЛЬПОМЕНА - муза трагедии и театрального искусства.

ТЕРПСИХОРА - покровительница танцев.

ЭРАТО - муза лирической поэзии и свадебных песен.

ПОЛИГИМНИЯ - покровительница гимнов и песнопений в честь богов и

героев.

УРАНИЯ - владычица звёзд и астрономии.

ТАЛИЯ - муза комедии и юмора.

КЛИО - покровительница истории.

КАЛЛИОПА - муза эпоса - повествования о событиях, предполагаемых в прошлом.

А не хотите ли вы побывать сейчас в прошлом и узнать тайны музыкальных инструментов, которые находятся сегодня в этом классе?

Как вы думаете, какие инструменты придумали раньше: струнные или клавишные? (Струнные).

Щипковые или смычковые? (Щипковые). И прообразом их был тот самый лук, из которого охотились первобытные люди. Ещё Орфей в Древней Греции играл на лире. Слайд №3 А на этом фрагменте (Древний Египет. 3 тысячи лет до н.э.) изображена целая музыкальная сценка. Ещё не возвышалась пирамида Хеопса, ставшая одной из точек отсчёта исторического времени, а гитароподобные инструменты уже звучали, разделяя радости и печали человеческого бытия. Первый наш рассказ о гитаре. Его нам поведают муза истории Клио и муза эпоса Каллиопа.

Подобные инструменты существуют столь давно,что проследить их возникновение невозможно,не затерявшись во времени.Ещё не возвышалась пирамДревнейшая арийская

Путешествуя по музеям Европы можно найти древнейшие изображения предков гитары, относящиеся к 3-4 тысячелетиям до нашей эры. Арабские кочевники-бедуины, завоевавшие в 7 веке нашей эры Грецию и Персию, были покорены высокой культурой этих цивилизаций отчасти благодаря и музыкальному искусству. Год спустя они завоёвывают и Испанию и привносят в эту страну элементы восточной культуры и завозят гитару. Именно в Испании гитара приобрела особую популярность и стала символом всего музыкального искусства Испании. Упругие ритмы испанских танцев и грустные мелодии-всё оказалось подвластно этому инструменту.

(видеоролик испанского танца)

Постепенно гитара завоёвывает одну страну за другой. Постепенно менялась и конструкция самого инструмента. В 16 веке музицировали на гитарах, имеющих 4 двойные струны (хоры). Этого оказалось маловато, поэтому гитара на время была вытеснена другим струнным музыкальным инструментом-лютней (Слайд №4) , которая имела до десяти хоров струн. Известно, что выдающиеся художники эпохи Возрождения –Караваджо, Паоло Веронезе, Тинторетто были хорошими музыкантами- исполнителями. Учиться играть на лютне или на другом инструменте считалось «хорошим тоном». А Леонардо да Винчи, например, играл на лютне собственной конструкции, серебряной, в виде лошадиной головы. Однако и этот инструмент вскоре потерял популярность, так как был очень «капризным». Один журналист в 18 веке, как бы не без сарказма, писал: «Лютнист, доживший до 80 лет, наверное,60 лет из них провёл в настраивании своего инструмента, а содержание лютни обходилось столь же дорого, как содержание лошади». Поэтому вскоре лютню сменяет её соперница - виола - некий гибрид лютни и гитары. По форме виола была близка к гитаре, только больших размеров, имела 5 хоров и одну одинарную струну. Виола совсем было вытеснила гитару, которая «ушла в народ», стала инструментом «уличным», аккомпанирующим народным песням и пляскам. Существовали и другие гибриды, например лира- гитара, арфа- лютня (Слайд №5 ).

И ушла бы гитара, канула в Лету…Но пульсирующая жизнь фантастична в своих хитросплетениях и в неожиданных сюжетах…Гитара воскресла! И всего-то для её «реанимации» понадобилось прибавить пятую струну. И сделал это, по преданию, не музыкант, а поэт Виценте Эспинола, друг великого Сервантеса и учитель гениального Лопе де Вега. В 5-ти струнной форме гитара вновь обретает популярность. Чуть позже один из лучших гитаристов Испании Руис де Рибайязо существенно усовершенствовал инструмент, оставив в нём один ряд струн, чем упростил его настройку и технику игры, а Яков Август Отто, придворный лютнист и гитарист Веймарской княгини Амелии, первым присоединил к пяти струнам шестую. С середины 18 века такой инструмент можно было встретить во многих странах Европы. Этот тип гитары и стали считать классическим. Слайд №6

К сожалению, из-за относительно слабой звучности в состав оркестра гитара не вошла, но 20 век вдохнул новую жизнь в гитарное искусство. После долгих веков гитара из аккомпанирующего инструмента становится инструментом-солистом. Во многих странах появляются гитаристы-виртуозы, выступающие с сольными программами.

Ведущая: Позже был изобретён смычок и следующий наш рассказ о скрипке. Каллиопа: Скрипка является струнным смычковым инструментом. Смычковые инструменты были известны очень давно, но всё же они значительно моложе щипковых. Можно считать, что родиной смычковых инструментов была Индия. А время рождения – начальные века нашей эры. Из Индии они попали к персам, арабам, народам Северной Африки, а оттуда через Балканский полуостров в 8 веке - в Европу.

Изменившись со временем они породили новый тип струнного смычкового инструмента – ФИДЕЛЬ (Слайд №7). От фиделя и произошли впоследствии две основные ветви европейских смычковых инструментов – виолы и скрипки (Слайд №8 ).

Виолы появились чуть раньше. Строились они разных размеров и держали их во время игры по-разному (Слайд №9 ): между колен, как современную виолончель, или на колене. Некоторые виды виол ставились на скамеечку, а играли на них стоя. Но была виола, которую держали на плече, она – то и послужила прообразом скрипки.

Представители виольного и скрипичного семейств занимали разное «общественное» положение в прежние времена. Виола была инструментом, связанным с жизнью аристократических кругов. Её предшественники, а затем и она сама, звучали в церквях, во дворцах, замках, богатых домах. Очень мягкий, как бы приглушенный звук виолы был хорошо слышен лишь в небольшом помещении. Игра на нём сочеталась с представлениями того времени о красоте, со всей утончённой атмосферой салона 17-18 веков: красивой мебелью, прекрасной живописью, пышными одеждами и поэтическим, возвышенным настроением людей, увлечённых искусством.

Со скрипкой дело обстояло иначе. Инструменты скрипичного семейства распространялись, прежде всего, в народной среде. Скрипка была любимым инструментом бродячих музыкантов, увеселявших народ на гуляньях, ярмарках, свадьбах, в трактирах и кабачках. Об этом рассказывают многие произведения живописи и графики старых мастеров (Слайд №10).

Послушайте «Вальс» Фрида в исполнении ансамбля скрипачей младших классов.

Особую роль в судьбе скрипки сыграл родившийся на рубеже 16-17 столетий новый музыкальный жанр - ОПЕРА. Скрипки в оркестре заняли ведущее место, так как естественно сочетались с другими инструментами, с пением вокалистов. Наряду с певческими голосами скрипка часто солирует, ведёт важные мелодические линии. А вот виолу в оркестр не взяли, ведь её звук не мог наполнить большого зала и пропал бы в общем звучании оркестра.

Начиная с 16 столетия сам инструмент претерпел ряд изменений, дающих новые возможности и перспективы исполнителю: чётче определились его размеры, строй, положение инструмента во время игры; изменилась форма смычка, вследствие чего он стал легче и подвижнее.

Своего расцвета скрипичное искусство достигает в Италии: замечательные композиторы создают сочинения для скрипки (Антонио Вивальди, Николо Паганини, Корелли), замечательные мастера изготавливают удивительные, волшебные по звучанию инструменты: Амати, Гварнери, Страдивари. Они до сих пор считаются непревзойдёнными, а тайна их звука до сих пор окутана легендами.

«Романс» Бакланова звучит в исполнении Шуляевой Жени

Ведущая: Вы, наверное, согласитесь со мной, что все инструменты хороши по-своему. У каждого свой неповторимый тембр (окраска звука), свои привлекательные особенности. Но, пожалуй, ни один из них не может сравниться с фортепиано. Как солист он на первом месте. Незаменим и в ансамбле с голосом и с другими инструментами, как вы уже успели сегодня убедиться. Как же появился этот инструмент и что выделяет его среди других?

Самым ранним предком фортепиано считается МОНОХОРД. Да, тот самый монохорд, который по преданию изобрёл Пифагор (6 век до н.э.) и использовал для своих музыкально-теоретических и акустических экспериментов. Казалось бы, что общего между примитивным однострунным ящиком и фортепиано – сложным музыкальным инструментом с десятками струн, педалями и клавишами?

Клавиатура давно используется в музыкальных инструментах. Хотя точно определить, когда она появилась, сложно. Существует две версии, объясняющие это. Первая связана с эволюцией органа (Слайд №11) . Примитивные органы имели систему громоздких рычагов, выдвигая которые играющий извлекал звук. Считается, что со временем выдвижные рычаги были заменены нажимными, то есть клавишами. Сначала они были больших размеров (свыше 30 см в длину и около 10 см в ширину), и, чтобы извлечь звук, по ним ударяли кулаком локтями.

Согласно второй версии, клавиатура впервые появилась на клавишно-струнных инструментах. Историки, изучавшие происхождение, обнаружили, что это слово близко по написанию и звучанию к тому, как на Востоке назывались шахматы. Тогда и возникло предположение, что прототипом клавиатуры послужила шахматная доска. Что ж, может быть, чёрно-белая клавиатура действительно ведёт своё начало от чередования чёрных и белых квадратов на шахматном поле.

Основных видов клавишно-струнных инструментов было два: клавикорд и клавесин. (Слайд №12) Однако к концу 17 века насчитывались десятки клавишных, различающихся внешним видом, многообразием форм и названиями. Один французский путешественник этого времени писал: «Проехав в продолжение последних месяцев через десятки больших и малых городов Европы и проявляя всяческий интерес к музыкальным инструментам - обычным и диковинным,- не могу не отметить, как пестро и разнообразно семейство инструментов, в коих звук извлекается посредством клавишей». И, действительно, какие только инструменты не были распространены в то время! (Слайд №13) Огромные крылообразные флюгели и небольшие, размером со шкатулку, спинеты, похожие на стол верджинелы, пирамидальные клавиры, различные фисгармонии, на которых звук получался от воздуха, нагнетаемого мехами при помощи двух ножных педалей (Слайд №14).

Клавикордное искусство расцвело в Германии, в то время как клавесин и его разновидности распространились во всех европейских странах. Звук клавесина – ясный, чёткий, острый - был намного сильнее звука клавикорда. Однако независимо от силы удара он оставался неизменным. Вот и получалось, что на любом струнно-смычковом инструменте исполнитель мог без труда усиливать и уменьшать громкость, а клавесинисту это было недоступно. Разумеется, такая ситуация не могла удовлетворить музыкантов и мастеров клавишных инструментов, поэтому в разных странах Европы шёл неустанный поиск конструкции нового клавишного инструмента, который обладал бы сильным, гибким, меняющимся по динамике звуком.

Первым эту проблему решил итальянец Бартоломео Кристофори. В 1709 году он изобрёл клавишный инструмент, который назвал «клавесин с тихим и громким звуком». Это и было фортепиано. А вскоре к идее создания фортепиано пришли и в других странах Европы. Конечно, звук на первых моделях был несколько далёк от современного. Постепенно, по мере того, как новый инструмент совершенствовался, им всё больше начинают интересоваться композиторы и исполнители. К концу 18 века фортепьяно полностью вытеснило клавесин, становясь, благодаря творчеству Гайдна, Моцарта, Бетховена, а позднее Шопена, Шумана, Листа и многих других композиторов, самым популярным музыкальным инструментом.

Пианино в его теперешнем виде появилось лишь в начале 19 века. Оно предназначалось для помещения, где нужен малогабаритный инструмент и от которого не требовалось полноты звучания большого концертного рояля. Ну а рояль – разновидность фортепиано - поистине является «королём» всех инструментов (Слайд №15). Так и живёт сегодня рядом с нами фортепиано – самый универсальный инструмент, чаще всех других помогающий нам ощутить великую радость от общения с музыкой. (Слайд №16)

Послушайте музыкальное произведение в звучании этого инструмента.

Мечиган «Минорная сцена». Исполняет Анна Галкина.

Клио: На русской земле ещё с древности ведётся, что все праздники проходили под балалайку и её сестру- домру. Эта традиция сохранилась и дошла до наших дней. Пляски, песни, игры- всё сливалось в одну пёструю картину весёлого гулянья.

«Домрачка - поёт,

Балалаечка - бренчит,

гармошка – заливается -

На весеннем на лугу веселье начинается».

И бренча, играя на этих инструментах русский народ забывал о своей нелёгкой доле.

Самое раннее упоминание о домре на Руси встречается в летописях в эпоху Киевского государства (1068 год) – во времена князей Ольги и Владимира. (Древняя Русь). Поначалу домра была очень несовершенна. Делали её из специально выращенного сорта тыквы – горянки. Внутри домра была выбита мелким хрусталём, поэтому и звучала звонко и чисто. Струны делали из жил животных. Домра была общедоступным инструментом. Церковь заволновалась: «Что, не слишком ли музыка отвлекает народ от бога?». Играли на таких инструментах скоморохи – бродячие музыканты. Шумною толпой они бродили по русской земле и веселили народ. Здесь были акробаты, певцы – гусляры, сказители, канатоходцы, дрессировщики. Скоморохи высмеивали своим острым словом бояр, князей за их ханжество, поэтому и было на скоморохов гонение. В 1551 году один митрополит обратился к Царю Ивану 4: «Бога ради, Царь, вели скоморохов извести, чтобы не было их в твоём государстве, иначе не будет тебе спасения». В 1648 году вышел указ уже другого Царя Алексея о полном истреблении скоморохов. Там говорилось: «А где объявятся домры, сопели, гусли и всякие бесовские гудённые сосуды, надо их ломать, жечь, а некоторых – в ссылку». Пять доверху гружёных телег с музыкальными инструментами были вывезены на Москву – реку и сожжены. Но время от времени то тут, то там эти инструменты появлялись вновь, ведь народу нужен был инструмент и инструмент возрождался то круглой формы, то треугольной, сделанный из пяти дощечек с тремя струнами. Происходило постепенное превращение домры в балалайку. Так в 17 веке домра почти совсем исчезла из обихода.

Треугольный инструмент называли балабойка от слова «балаболить»- пустозвонить. Играли на таком инструменте в конюшнях, подворотнях крестьяне – беднота. Если мы полистаем исторические книжки, то там написано, что первое упоминание о балалайке относится к 1715 году. При Петре 1 был целый оркестр инструментов, который сопровождал шествие

Ведущая: Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие в историю музыкальных инструментов. Я благодарю всех артистов за то, что они подарили нам удовольствие от звучания живой музыки, а ведь в нашей жизни это бывает так редко. Хочется верить, что они нас порадуют ещё не раз и станут настоящим звёздами.

(Исполнение песни «Созвездие талантов» вокальным ансамблем.)

До новых встреч.

Амати делал скрипки из грушевого дерева и защищал их лаком собственного изготовления. Пара слов о лаке. Лучше всего звучит только, что сделанная скрипка, не покрытая лаком. Удлиненная дека скрипки вдоль направления волокна дерева, из которого она сделана, обеспечивает одновременный отрыв звуковой волны от всего контура деки. Ведь звуковые волны вдоль волокна распространяются быстрее, чем поперек. Отклонения формы скрипки от овала и прорези в деке, искажают звуковую волну, окрашивая звук обертонами. Не покрытая лаком скрипка отлично звучит, но продолжается это недолго, так как кислород воздуха окисляет волокна дерева, превращая их в труху. Кроме того, такая скрипка будет тянуть из воздуха влагу, как губка, что пагубно скажется на звуке.

Из какой древесины делают музыкальные инструменты?

С древности люди изготавливали примитивные деревянные музыкальные инструменты. Различные погремушки и барабаны, дудки и разные шумовые инструменты использовали на охоте и в ритуальных целях - например, магические заклинания, которыми шаманы вызывали добрых духов или изгоняли злых, часто сопровождались разными звуковыми эффектами.

С развитием цивилизации возникла целая наука - музыкальная акустика, которая изучает особенности музыкальных звуков, как мы их воспринимаем, и механизмы звучания музыкальных инструментов. Почти все предметы, издающие звук, могут быть использованы как музыкальные инструменты, однако человечество немало потрудилось, создавая самые разнообразные специальные устройства для извлечения особого звука. Дерево было и остается одним из важнейших материалов для изготовления музыкальных инструментов. Гитара

и скрипка, виолончель и альт, духовые инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, деки фортепиано и множество других инструментов или их частей изготавливаются из различных древесных пород. Секрет в том, что древесина обладает еще одним ценным качеством в ряду своих полезных свойств, а именно - способностью резонировать, т. е. усиливать колебания звуковых волн. Есть породы, которые обладают повышенными резонансными свойствами, и к таким породам относится всем хорошо известная ель европейская, произрастающая в Центральной Европе и в европейской России. Также хорошими резонансными свойства обладают другие хвойные: пихта, кедр. Древесина ели и пихты используется почти во всех музыкальных инструментах для изготовления дек. Заготавливается резонансная древесина в зимнее время. Музыкальные мастера подходят с особым вниманием к выбору резонансной древесины. Выбранное дерево не должно иметь изъянов, а годичные слои должны быть одинаковой ширины.

Известно ли вам, что каждая порода имеет еще и свой голос? Самый звонкий и певучий — у ели обыкновенной. Вот, оказывается, почему Страдивари и Амати делали из нее свои замечательные скрипки. Для этого выбранное дерево подсекали и на три года оставляли на корню. Оно постепенно теряло влагу, древесина уплотнялась, приобретала легкость. В результате музыкальные инструменты из такого дерева получали особую силу звучания. Правда, нужно было найти и выбрать из большого числа деревьев именно то, которое пело бы лучше других. Мастерам это удавалось, и доказательством последнего является то, что вот уже почти триста лет их скрипки завораживают слушателей своими «голосами», умеющими петь, плакать, страдать и радоваться.

И по сей день скрипки и другие струнные инструменты — рояли, пианино — продолжают делать из еловой древесины. Ни одно другое дерево не дает такого резонанса как ель. Это объясняется тем, что ее древесина отличается исключительно равномерным распределением волокон. Кроме того, она мягкая, легкая, блестящая, легко колется, прочная. В этом и есть одно из «елкиных» совершенств.

У ели имеются и другие достоинства. Обратите внимание, сколько снега на своих ветвях держит ель. Под белой шубой иногда и не видно самой зеленой красавицы. Узкая крона не задерживает снег слишком долго, при избытке он скатывается с дерева. Широкие ветви-лапы эластичны, пружинисты. Снег гнет лапу к земле, но не ломает. Если снега очень много, лапа прижимается плотнее к стволу и снег сползает с нее. Отряхнувшись от снега, ель снова гордо поднимает свои ветви вверх и красуется себе и людям на диво. Такое строение кроны позволило ели идеально приспособиться к жизни в умеренной зоне и стать одним из самых распространенных деревьев.

Гитара - это уникальный музыкальный инструмент. В руках профессионала она способна выдавать такую симфонию звуков, которая заставит слушателя плакать и смеяться, радоваться и переживать в такт виртуозной игре. Однако не всё в данном случае определяется человеческим фактором. Хорошая гитара способна выразить всю палитру чувств музыканта, плохой инструмент загубит самую великолепную игру. Звук, издаваемый гитарой, во многом определяется тем, из какого дерева она сделана. процесс трудоёмкий и дерево в инструменте играет решающую роль. Если оно «мертвое», то этой гитаре уже ничем не поможешь - как ни крути, а хорошего звука от неё не получишь. Гриф инструмента в большинстве случаев изготавливается из клёна, накладка - также из клёна (Ash), либо из палисандра (Rosewood) или черного дерева (Ebony). С корпусом (декой) далеко не всё так однозначно. Современная промышленность для производства гитар применяет множество видов древесины от всем известной ольхи до экзотического «вороньего глаза». Это обусловлено тем, что разные породы древесины имеют различное звучание. Самым популярным видом дерева для производства гитар является хорошо всем известная ольха (Alder). Из нее сделана практически вся линейка инструментов известных гитарных фирм Fender, Jackson и Carvin. Да и другие фирмы зачастую не чураются использовать её в производстве. Гитары, сделанные из ольхи, имеют хорошо сбалансированное чистое звучание с «сочной» серединой. На них одинаково хорошо удаются и сольные «запилы», и тяжелые металлические рифы. На мой взгляд, такие инструменты, являясь своеобразной «золотой серединой», предназначены для гитаристов, для которых не существует стереотипов в игре и мышлении. Ель (Fir) используют в основном для производства полуакустических электрогитар. Дает теплый ровный звук. Если вы собираетесь играть джазовую музыку, то подобный инструмент станет для вас идеальным выбором. Главным недостатком гитар, сделанных из ели, является их относительно высокая цена. Наиболее звонкие гитары, идеальные для исполнения партий соло, изготавливаются из клена (Maple) и ясеня (Ash). Эти инструменты имеют акцентированную атаку, их звучание в значительной степени более «стеклянное», чем у любого другого вида древесины. Гитары из клена и ясеня выдают звук с ярко выраженными верхними частотами. Эти породы древесин идеально подходят для соло-партий и не слишком хороши для ритма. Таким образом, если вы мечтаете играть музыку а-ля Joe Satriani, то ясень и клен являются идеальным материалом для гитары. Орех (Walnut) довольно широко используется для изготовления акустических гитар high-класса. Большинство эксклюзивных инструментов всемирно известных мастеров изготавливаются именно из этого материала. В производстве электрогитар он используется только для накладок на гриф и для шпонового покрытия корпусов. Из тополя (Poplar) производят гитары так называемой категории «ученический инструмент». Как известно, древесина тополя очень мягкая, что негативно сказывается на качестве звука. Чаще всего из него производят инструменты самой низкой ценовой категории. Красное дерево (Mahogany) используется при производстве гитар для «тяжелых» стилей. Звучание подобных инструментов отличается теплой и сочной серединой, имеет глубокие низы и сглаженные верха. По качеству звучания низов гитарам из красного дерева нет равных (лучше звучат только инструменты, изготовленные из экзотического дерева бубинга - Bubinga). Описанные выше породы дерева - это далеко не полный список материалов, применяемых при изготовлении гитар. Это всего лишь наиболее распространенные. Существует множество экзотических пород типа падуак, коа или той же бубинги, которые используются для производства эксклюзивных инструментов.

Дерево, безусловно, играет важную роль в том, как будет звучать будущий инструмент. Однако не будем забывать, что это всего лишь дерево. Лишь в руках опытного мастера оно приобретает вид инструмента, способного стать продолжением тела и души музыканта.

31.12.2015 16:19


По традиции музыкальные инструменты производятся из материалов с резонирующими свойствами высокого качества, выдерживающихся в природной среде в течение многих лет для сохранения акустических качеств и стабильной структуры. Резонансное дерево заготавливается исключительно в холодное время года. Ель и пихта уникальны по своим музыкальным свойствам.

Для создания деки практически в каждом музыкальном инструменте берется ель или пихта. Специалисты с особенно внимательно выбирают так называемую резонансную древесину. Ствол дерева не должен иметь изъянов и быть с одинаково широкими годичными кольцами. Дерево сушится естественным образом от десяти лет или больше. При изготовлении музыкальных инструментов исключительное значение имеют резонансные свойства древесной породы. В этом случае больше других подходит ствол ели, пихты кавказской и сибирского кедра, так как их сила излучения является наибольшей. По этой причине данные виды дерева включены в ГОСТ.

Одним из необходимых требований при создании музыкальных инструментов является в выбор дерева. Наибольший интерес для мастеров в течение многих веков представляли резонансные породы ели. Приобретать сырье нужного качества было трудно, поэтому мастерам приходилось самостоятельно заниматься заготовкой дерева при изготовлении инструментов.

Достаточно давно стали известны места произрастания ели с нужными свойствами. Главный скрипичных дел мастер российского направления ХХ века Е.Ф.Витачек, помечал в своих трудах территории, на которых произрастала ель. В саксонской и богемской видах ели большое количество смол, она не может использоваться при изготовлении инструментов высшего класса... Наилучшим сырьем считалась ель из Италии и Тироля... Изготовители лютен выписывали тирольскую древесину из города Фюссен, что между Баварией и Тиролем, а итальянский вид из порта Фьюме на Адриатике.

В горах возле Фьюме в Италии леса практически не растут. Поэтому можно предположит, что ель была не из Италии, а из Хорватии или Боснии. Также была дополнительная территория, откуда привозилась ель для мастеров из Италии - это были черноморские портовые города - ель из России, Кавказа и с Карпат. Как писал Витачек, с тех пор как работал Н.Амати, на крайних деках инструментов чаще используется ель тяжелее, плотнее и грубее, а клен наоборот имеет невысокую плотность. Это очень хорошее сочетание: звук становится похож на звук человеческий голос. Итальянские мастера всегда использовали именно такое сочетание кленовой и елейной древесины.

Однако подобные свойства ель может иметь исключительно, если произрастает на нужном уровне относительно морской поверхности, то есть в Альпах или на Кавказе. Разновидность породы «Picea orientalis» произрастающая в высокогорьях Кавказа и Малой Азии на высоте от километра до двух с половиной, по своим качествам похожа на наилучшие виды ели европейского высокогорья. Как правило она растет по соседству с пихтой Нордмана или кавказской (Abies nord-manniana), которая тоже обладает отличными акустическими характеристиками. Знаменитые российские производители скрипок начала ХХ века в большинстве случаев брали для создания инструменты как раз ель с Кавказа.

Породы древесины, применяющиеся при изготовлении музыкальных инструментов

При создании щипковых инструментов невысокой стоимости возможно использование отходов от заводов по деревообработке, брусья и доски домов, предназначенных под снос, части мебелировки и отработанной тары. Но данные материалы нуждаются в особой сушке и селекции. При создании высококлассных инструментов требуется использовать нераспространенные виды деревьев.

Ель

Инструментальные деки и иные части изготавливают из ели с резонансными свойствами. Разные подвиды ели растут почти повсеместно в России. В качестве резонансной берут ель, преимущественно в центральной части России. Ели севера России более популярны и лучше по своим физико-механическими качествам. Одним из наилучших достоинств является наличие маленьких годичных колец, делающих дерево упругим и подходящим как резонансное.

Резонансные деревья отбираются из основного количества подготовленных пиломатериалов на складах лесных хозяйств. Эти бревна идут на лесопилки, там они распиливаются на 16-миллиметровые доски. С целью приобретения большего количества древесины бревна пилят в шесть приемов.

На древесине для музыкальных инструментов не должно быть сучков, кармашков со смолой, свилеватости и прочих изъянов. Это является жестким требованием качества. Еловая древесина имеет белый цвет и слабый желтый оттенок, а при соприкосновении с открытым воздухом со временем становиться довольно желтой. Послоевое строгание и циклевка ели происходит без проблем с чистым и глянцевитым срезом. Шлифовка придает поверхности древесины бархатистость и слабый матовый блеск.

Пихта

Помимо ели для получения резонансной древесины можно брать пихту, произрастающую на Кавказе. Она не имеет много отличий от ели как внешне, так и при проверке физико-механических параметров.

Береза

Березовые леса составляют две трети общего количества лесов России В промышленном производстве используется береза бородавчатая и береза пушистая. По цвету березовая древесина белая, иногда имеет желтоватый или красноватый оттенок, легко поддается обработке. Во время тонировки краситель впитывается равномерно, и тон получается ровным. Если березовую древесину просушить равномерно и выдержать достаточное количество времени, то ее можно использовать при производстве таких частей музыкальных инструментов, как грифы и клепки. Помимо этого, из березы делают фанеру, которая служит для производства корпусов гитары. Отделывают инструменты чистым или крашеным шпоном березы.

Бук

Бук часто используется при изготовлении музыкальных инструментов. Части грифов, подставок и корпусов гуслей и других частей щипковых в музыкальной промышленности делают из букового дерева. Бук растет в юго-восточной части России. Цвет буковой древесины розоватый с крапчатым рисунком. Хорошие резонансные свойства бука делают его подходящим для создания инструментов. Буковую древесину обрабатывают и шлифуют вручную. При окрашивании на поверхности сохраняются полосы, которые видны при отделке прозрачным лаком.

Граб

Для имитирования черного дерева прокрашенный граб используют при производстве грифов и корпусов. Также грабовая древесина имеет твердую и прочную структуру. Граб растет на Крымском полуострове и в горах Кавказа. Грабовая древесина белая с серым оттенком. Древесина неплохо строгается, но полировке поддается с трудом.

Клен

Клен является столь же востребованным при создании дорогих музыкальных инструментов, как и резонансная ель. Корпуса струнных инструментов из кленового дерева придают хорошее звучание. Виды клена явор и остролистный применяются наиболее широко. Данные виды растут на Крымском полуострове, в предгорьях Кавказа, и в Украине. Кленовое дерево отлично гнется, а его древесная масса обладает существенной плотностью и вязкостью. По текстуре это полоски темного цвета на розово-сером фоне. При нанесении лака на клен явор получается красивая перламутровая поверхность. Если окрашивание выполнено правильно, данное свойство клена усиливается.

Красное дерево

Данное имя носит несколько видов дерева, обладающих различными оттенками красного цвета. В основном так называют махагон, который растет в Центральной Америке. Этот вид дерева используется и для производства грифов, так как обладает хорошими механическими свойствами. Если распилить ствол поперек, и сделать прозрачную отделку, то выглядеть это будет очень красиво, хотя и неудобно для обработки.

Палисандр

Это несколько пород, которые растут в Южной Америки. Древесина палисандра хорошо поддается резке и полировке, но в данном случае необходимо заполнение пор и полировке. Во время обработки появляется особый сладковатый запах. Палисандр обладает очень твердыми и прочными волокнами, цвет от фиолетового до шоколадного, его используют при создании струнных инструментов.

Черное дерево

Вид эбенового дерева, которое растет в Южной Индии. Из эбеновой древесины производят наилучшие грифы и корпуса. Высочайшие механические качества дерева обеспечивают инструментам нужную прочность, твердость. При большем весе грифа при использовании эбеновой древесины смещается центр тяжести инструмента в сторону грифа, это очень ценится профессиональными исполнителями. Панцирь эбеновой древесины при соответствующем полировании позволяет избежать призвуков если медиатор соскакивает со струны. Накладки грифов из эбеновой древесины устойчивы к истиранию и отлично держат лады.

Крылов Борис Петрович (1891-1977) Гармонист. 1931 г.

Свою жизнь русский народ всегда окружал песнями и музыкой льющийся из народных инструментов. С малых лет каждый владел навыками изготовлениями немудреных инструментов, и знал как на нём играть. Так из куска глины можно изготовить свистульку или окарину, а из дощечки трещотку.

В древности человек был ближе к природе и учился у неё, так и народные инструменты создавались на основе звуков природы и изготавливались из природных материалов. Ведь нигде так не чувствуется красота и гармония, как при игре на народном музыкальном инструменте, и ни что так не близко человеку, как звуки родного знакомого с детства инструмента.

Для русского человека в 21 веке таким родным инструментом является гармонь, ну а как же все остальные… Остановите сейчас молодого человека и попросите назвать хоть несколько известных ему народных инструментов, список этот будет очень мал, не говоря уже о игре на них. А ведь это огромный пласт русской культуры, которая почти забыта.

Почему мы утратили эту традицию? Почему не знаем своих народных инструментов и не слышим их прекрасных звуков?

Сложно ответить на этот вопрос, шло время, что-то забывалось, что-то запрещалось, так, например, средневековая христианская Русь не раз ополчалась на народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть.

«Чтобы они (крестьяне) бесовские игры в сопели и в гусли и в гудки и в домры не играли и в домах у себя не держали… А кто, забыв страх божий и смертный час, учинит играть и всякие игры у себя держать - править пени по пяти рублев на человека». (Из юридических актов XVII века.)

С появлением электронных инструментов и музыкальных записей на пластинках и дисках, человек вообще разучился самостоятельно играть и тем более изготавливать музыкальные инструменты.

Возможно случай другой, и можно все с лихвой списать на беспощадность времени, но исчезновение, причем массовое началось давно и стремительно прогрессирует. Теряем свои традиции, самобытность — шагаем в ногу со временем, приспособились, ласкаем слух «волнами и частотами»…

Итак, самые редкие русские народные музыкальные инструменты, или те, которые совсем скоро могут просто исчезнуть. Возможно совсем скоро, большинство из них будут пылиться на полках музеев, в качестве молчаливых раритетных экспонатов, хотя изначально создавались для более праздничных мероприятий…

1. Гусли


Николай Загорский Давид играет на гуслях перед Саулом. 1873 г.

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом.

Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные — 10-30 струн такой же настройки.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

История гуслей

Гусли — музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара (есть гипотеза, что именно она является предком гуслей), армянский канон и иранский сантур.

Первые достоверные упоминания об употреблении русских гуслей встречаются в византийских источниках V века. На гуслях играли герои эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Боян. В великом памятнике древнерусской литературы, «Слове о полку Игореве» (XI — XII вв.), поэтично воспет образ гусляра-сказителя:

«Боян же, братие, не 10 соколов на стадо лебедей пущаше, но своя вещиа персты на живая струны вскладаше; они же сами князем славу рокотаху».

2. Свирель


Генрих Семирадский Пастушок, играющий на свирели.

Свирель — русский двуствольный духовой инструмент; род двуствольной продольной флейты. Один из стволов имеет обычно длину 300-350 мм, второй - 450-470 мм. В верхнем конце ствола - свистковое устройство, в нижней части - по 3 боковых отверстия для изменения высоты звуков.

В обыденном языке свирелью часто называют духовые инструменты типа одноствольных или двуствольных флейт.

Изготавливается из дерева, имеющего мягкую сердцевину, бузины, ивы, черемухи.

В Россию, как предполагается, свирель перекочевала из Древней Греции. В античные времена свирель представляла собой музыкальный духовой инструмент, состоящий из семи разной длины тростниковых трубочек, связанных друг с другом. Согласно древнегреческой мифологии, её изобрёл Гермес, чтобы забавляться, когда будет пасти коров. Этот музыкальный инструмент и по сей день весьма любим пастухами Греции.

3. Балалайка

Некоторые приписывают слову «балалайка» татарское происхождение. У татар есть слово «бала» означающие «дитя». Оно быть может и послужило источником происхождения слов «балакать», «балабонить» и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Упоминаний о балалайке даже в XVII — XVIII очень мало. В некоторых случаях действительно встречаются намёки на то, что в России был инструмент одного типа с балалайкой, но скорее всего упоминается там домра, родоначальница балалайки.

При царе Михаиле Фёдоровиче состояли при дворцовой потешной палате игрецы домрачеи. При Алексее Михайловиче инструменты подвергались гонению. К этому времени, т.е. ко 2 половине XVII века, вероятно, относится переименование домры в балалайку.

Впервые название «балалайка» встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение.

Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию корпуса или кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Форма балалайки XVIII века отличалась от современной. Гриф балалайки был очень длинным, длиннее кузова примерно в 4 раза. Корпус инструмента был более узким. Кроме того, балалайки, встречающиеся на старинных лубочных картинах снабжены только 2 струнами. Третья струна была редким исключением. Струны у балалайки металлические, что придаёт звучанию специфический оттенок — звонкость тембра.

В середине XX в. была выдвинута новая гипотеза о том, что балалайка бытовала задолго до её упоминании в письменных источниках, т.е. существовала рядом с домрой. Некоторые исследователи считают, что домра была профессиональным инструментом скоморохов и с их исчезновением потеряла широкую музыкальную практику.

Балалайка же инструмент сугубо народный и, следовательно, более жизнестойкий.

Cначала распространилась балалайка преимущественно в северных и восточных губерниях России, обычно аккомпанируя народным плясовым песням. Но уже в середине XIX века балалайка была очень популярна во многих местах России. На ней играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты, такие как Иван Хандошкин, И. Ф. Яблочкин, Н. В. Лавров. Однако к середине XIX столетия рядом с нею почти повсеместно встречалась гармоника, которая постепенно вытеснила балалайку.

4. Баян

Баян — один из наиболее совершенных из существующих в настоящее время хроматических гаpмоник. Впервые название «баян» встречается в афишах и рекламах начиная с 1891 года. До этого времени подобный инструмент назывался гармоника.

Гармоника произошла от азиатского инструмента, который назывался шен. Шен в России был известен очень давно, в X-XIII веках в период татаро-монгольского владычества. Некоторые исследователи утверждают, что шен прошёл путь из Азии в Россию, а затем в Европу, где был усовершенствован и стал распространенным, подлинно популярным во всей Европе музыкальным инструментом — гармоникой.

В России определённым толчком в распространении инструмента явилось приобретение Иваном Сизовым на Нижегородской ярмарке в 1830 г. ручной гармоники, после чего он решил открыть гармонную мастерскую. К сороковым годам XIX века появилась в Туле первая фабрика Тимофея Воронцова, которая выпускала 10000 гармоник в год. Это способствовало самому широкому распространению инструмента, и к середине XIX в. гармоника становится символом нового народного музыкального инструмента. Она обязательная участница всех народных празднеств и гуляний.

Если в Европе гармонику делали музыкальные мастера, то в России, наоборот, гармоника создавала из народных умельцев мастеров. Потому в России, как ни в какой другой стране такое богатство чисто национальных конструкций гармоники, отличающихся не только формой, но и разнообразием звукоряда. Репертуар, например, саратовской гармоники невозможно исполнить на ливенки, репертуар ливенки на бологоевке и т.д. Название гармоники определялось местом, где ее сделали.

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые ТУЛЬСКИЕ гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). На той же основе стали развиваться модели очень маленьких концертных гармоник — ЧЕРЕПАШЕК. Очень звонкие и голосистые они производили впечатление на публику, хотя это и был более эксцентрический номер, чем музыка.

Появившиеся вслед за тульскими САРАТОВСКИЕ гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания, добавив в конструкцию колокольчики. Эти гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название ВЯТСКОЙ гармони.

Все перечисленные инструменты имели особенность — одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Эти гармони имели одно общее название — ТАЛЬЯНКИ. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию.

Проблему решили ЛИВЕНСКИЕ кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.


Абсолютные чемпионы мира по баяну Сергей Войтенко и Дмитрий Храмков. Дуэт уже успел покорить огромное количество слушателей своим артистизмом

Следующим этапом в развитии гармони были двухрядные гармошки, конструкция которых пришла в Россию из Европы. Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и «двухзвукорядной», т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название РУССКИЕ ВЕНКИ.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки — большая редкость.

Баян своим появлением обязан талантливому русскому мастеру — конструктору Петру Стерлигову. Хроматические гармоники (впоследствии баяны) Стерлигова, начиная с 1905 по 1915 г. столь быстро совершенствовались, что и сегодня по их последним образцам делаются фабричные инструменты.

Сделал популярным этот инструмент выдающийся музыкант — гармонист Яков Федорович Орланский-Титаренко. Мастер и виртуоз назвали инструмент в честь легендарного русского музыканта, сказителя и певца Бояна - «баяном». Было это в 1907 году. С той поры и существует на Руси баян - инструмент ныне настолько популярный, что нет нужды говорить о том, как он выглядит.

Пожалуй, единственный инструмент, не претендующий на преждевременное исчезновение и «списание на полку» в рамках этой статьи. Но не рассказать о нем было бы тоже неправильно. Едем дальше…

5. Ксилофон

Ксилофон (от греческого xylon - дерево, древесина и phone - звук) - ударный инструмент с определенной высотой звука, конструкция которого состоит из набора различных по величине деревянных брусков (пластинок).

Ксилофоны бывают двухрядные и четырехрядные.

Играют на четырехрядном ксилофоне двумя выгнутыми ложечкообразными палочками с утолщением на концах, которые музыкант держит перед собой под углом параллельно плоскости инструмента на расстоянии 5-7 см от пластинок. На двухрядном ксилофоне применяется игра тремя и четырьмя палочками. Основной принцип игры на ксилофоне заключается в точном чередовании ударов обеих рук.

Ксилофон имеет древнее происхождение - простейшие инструменты подобного типа встречались и встречаются до наших дней у разных народов России, Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. В Европе первые упоминания о ксилофоне датируются началом XVI века.

К русским народным инструментам также относятся: рожок,бубен, варган, домра, жалейка, калюка, кугиклы, ложки, окарина, свирель,трещотка и еще много других.

Хочется верить, что Великая страна сможет возродить народные традиции, народные гуляния, празднества, национальные костюмы, песни, пляски… под звуки настоящих исконно русских музыкальных инструментов.

А закончу статью на оптимистической ноте — досмотрите клип до конца — всем хорошего настроения!

В моих руках – душа России,
кусочек русской старины,
Когда продать гармонь просили,
я отвечал: «Ей нет цены».

Бесценна музыка народа,
что в песнях Родины живёт,
Её мелодией природа,
как тот бальзам на сердце льёт.

Не хватит золота и денег,
чтобы гармонь мою купить,
И тот, чей слух она заденет,
не сможет без неё прожить.

Играй, гармонь без передышки,
и утерев вспотевший лоб,
Я подарю тебя мальчишке,
иль другу положу на гроб!



Похожие статьи
 
Категории