Куда пригодится окончание муз школы. Обучение в музыкальной школе — стоит ли игра свеч

08.03.2019

В статье На чем лучше ребенку учиться играть: на пианино, на гитаре, на скрипке или …? разговор шёл о выборе для ребенка специальности для обучения в детской музыкальной школе. В одной статье невозможно осветить все аспекты данного вопроса, поэтому в этой статье мы продолжим разговор по данной теме и рассмотрим ещё одну проблему.

Родители, которые серьезно подходят к вопросу обучения ребенка в детской музыкальной школы, заранее стараются получить как можно больше информации об этом. Они знают, что на подготовительное отделение принимаются дети 5-6 лет, а прием в первый класс производится с 7 лет. Отдавать ребенка на подготовительное отделение или нет – родители решают сами. Но они знают, что, например, специальность “фортепиано” пользуется большим спросом, и не всегда выбранная музыкальная школа может принять на неё всех желающих. Если места на специальность есть, то прослушивание ребенка является в каком-то смысле формальностью. Если же количество желающих превышает количество свободных мест, то в этом случае производится отбор детей. Ребенок, который два года ходил на подготовительное отделение, примелькался преподавателям и уже что-то знает и умеет, будет иметь большое преимущество в поступлении на интересующую специальность перед теми детьми, которые пришли “с улицы”. Поэтому обучение в подготовительном классе не только хорошо для развития ребенка, но и необходимо для поступления в первый класс на интересующую специальность. Значит, 1-2 года ребенок будет заниматься в подготовительном классе, а при 7-ми летнем обучении он будет заниматься ещё 7 лет. 9 лет – это достаточно большой срок, все может измениться за это время. Поэтому думать о том, что будет после окончания ребенком детской музыкальной школы, кажется преждевременным. Так ли это?

При 7-ми летнем обучении в детской музыкальной школе ребенок окончит музыкальную школу в 14 лет. Если после окончания детской музыкальной школы было принято решение поступать в музыкальное училище, то он продолжает учиться в 8 классе детской музыкальной школы и его дальнейший путь более или менее определен. Если продолжать заниматься классической музыкой желания нет, то возникает большой вопрос: что делать дальше? Если не поддерживать навык игры на музыкальном инструменте, то он быстро пойдет на спад, а примерно через 6 месяцев бездействия выпускник забудет практически всё, чему его учили в детской музыкальной школе. Это часто случается с пианистами, когда получается замкнутый круг: ребенок не играет на пианино (потому что он ждал, когда это мучение наконец-то закончатся) и оно расстраивается, но вызывать мастера для настройки инструмента непрактично, потому что ребенок не играет на нем. Поэтому пианино расстраивается всё больше, а играть на расстроенном пианино еще менее интересно, поэтому оно становится никому ненужным, но и выбросить жалко, и хранить в маленькой квартире большого желания нет. До окончания общеобразовательной школы остается 4 года, а в какой форме юный музыкант будет заниматься музыкой в это время - никому не известно. С одной стороны выпускник детской музыкальной школы что-то умеет, а с другой стороны его знаний и умений недостаточно для того, чтобы играть в музыкальной группе (он не имеет навыка игры в ансамбле) и выступать в клубах. Он 7 лет только учил классические произведения. Поэтому максиму, что большинство выпускников музыкальной школы могут выдать – подобрать мелодию популярной песни и сочинить какие-то классические фрагменты на уровне 2-3 класса. Они даже не смогут играть на синтезаторе, поскольку для этого необходимо иметь навык импровизации и знать композиционные формы произведения при игре в том или ином музыкальном стиле или направлении.

Мы пришли к тому, что если выпускник детской музыкальной школы хочет в дальнейшем заняться эстрадой, то ему необходимо пройти курс по адаптации его умений к неклассической музыке: пианисту нужно освоить игру на синтезаторе, классическому гитаристу - освоить игру на электрогитаре и т.п. Можно также попробовать освоить и другой инструмент. Вот как раз этому и нужно посвятить те 4 года, которые остаются до окончания средней общеобразовательной школы.

Эффективность данного решения очевидна. В 14 лет подросток достаточно активен, находится в поиске и ему ещё многое интересно. Ему нравятся какие-то музыкальные группы и исполнители, и он был бы не против, для начала, подражать им. Например, пианисту нравится рок или танцевальная музыка – пианино не позволяет ему реализовать свои интерес, а синтезатор – позволяет. Гитаристу нравится тяжелая музыка. На классической гитаре её не сыграть, а на электрогитаре – нет проблем. Родителям необходимо понять, помочь и грамотно направить энергию и интерес подростка в правильное и конструктивное русло. В этом случае его интерес к музыке не только не ослабнет, но и усилится. Я считаю, что музыка намного интереснее, чем сидеть целыми днями за компьютерными играми или в Интернете. Но одной покупкой музыкального инструмента и аппаратуры часто недостаточно для того, чтобы вызвать у подростка интерес. Иногда ему также необходимо и общение. Да, у него дома есть дорогой синтезатор и электрогитара, но это во многих случаях будет ничто, если у него не будет возможности продемонстрировать свои умения другим людям. Он должен почувствовать, что занятия музыкой – это не обязаловка, а интересное занятие и общение . Каким образом можно это реализовать? Очень просто – на коммерческой основе и очень непросто – на бесплатной. Многие коммерческие студии предлагают обучение игре на синтезаторе, электрогитаре и др. Если положить стоимость обучения за один академический час (45 минут) равной 1000 руб., то при занятиях два раза в неделю в месяц придется отдать 8000 тыс. рублей. Я могу сказать, что и в Москве далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы, не говоря уже о регионах. Поэтому для многих возможен только один вариант – обучение за небольшую условную плату, то есть обучение в некоммерческих государственных учреждениях. Данное обучение можно проводить в рамках дополнительного образования, вот только само дополнительное образование значится только на бумаге, а фактически его нет. И это понятно. Для оборудования музыкальной студии в школе требуется от 100 до 300 тыс. рублей. Откуда их взять, если школам не выделяют денег даже на основное – на осуществление образовательного процесса? Где-то ещё остались кружки и дома творчества, но, судя по отношению к ним вышестоящих структур, во многих из них аппаратура не обновлялась с 70-80 годов прошлого века. А играть на разваливающейся аппаратуре, непригодных и еле дышащих музыкальных инструментах занятие малоприятное. Остается одно – организовать дома музыкальный досуг ребенка и приглашать друзей, или ребенок сам организует свой досуг, только на улице.

В советские годы дети поголовно шли в бесплатные кружки, секции и музыкальные школы. Сейчас обучение ребенка музыке отнимает у родителей и время, и нервы, и деньги. Одни родители воплощают в детях несбывшуюся музыкальную мечту, другие заботятся о широком кругозоре, но и тем и другим приходится мучиться вместе с детьми за тетрадями по сольфеджио и над нотами новой пьески. Мы спросили у тех, кто все-таки получил диплом музыкальной школы лет 10, 20 и даже 30 назад, пригодилось ли им музыкальное образование в жизни.

«Пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово!»

Сергей Завт риков, 21 год. Окончил музыкальную гимназию 6 лет назад; сейчас студент БГМУ:

- Гимназия была рядом с домом, музыкальная, обязательно надо было выбрать еще и инструмент какой-нибудь. В ладошки прохлопал, пропел, ритм повторил - поступил без проблем. Я пошел на баян, потому что папа так сказал, а мне было фиолетово. Баян - и ладно. Папе просто нравился баян. Заниматься меня не заставляли, самому нравилось играть. В школе я был неплохой баянист, даже в конкурсе участвовал, правда, ничего не занял, но участвовал! Сейчас инструмент на даче пылится, в руки так и не брал со школы. В целом музыкальное образование очень пригодилось, особенно развитое чувство ритма: мне на военке сейчас маршировать легко, барабан слышу. Еще я сам учился играть на гитаре, думаю, без музыкального образования было бы тяжелее. К классической музыке отношусь положительно. Конкретно чего-то любимого нет, но могу послушать, да и вообще люблю живую музыку. Своих детей я отдал бы в музыкальную школу, в любом случае лишним не будет.

«Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься»

Наталья Гусева, 45 лет. Окончила школу по классу фортепиано 25 лет назад; работает зубным техником:

Первые лет десять после школы я еще садилась за инструмент, играла, например, «Лунную сонату», что-нибудь «брынькала» для души. Мама когда-то хотела заниматься музыкой, но это было после войны, а бабушка не могла ей купить инструмент. Поэтому свою мечту мама в дочках воплотила, чтобы мы были музыкальные. Тогда, в 80-е годы, это было модно. Старшая сестра, отличница во всем, тоже закончила школу по классу фортепиано, но сказала, что своих дочерей в музыкальную не отдаст. Мне в детстве нравилось, как она играла, и я к ней все лезла. Инструмент у нас был дорогой, хороший. Тогда мама решила меня тоже в музыкальную школу отправить. Спустя пару лет я просилась на рисование или на волейбол, а мама: «Нет, музыкальная школа у тебя». Я закончила и забыла, сказала себе, что мой ребенок за пианино не сядет! Моему сыну нравится на картинках пианино, но я понимаю, что это огромный труд. Если нет дара, то лучше не мучить дите. У тех, у кого есть дар, это как-то легче получается. Мои же занятия были из-под палки, сольфеджио приходилось заучивать. Руки болели, спина болела - так не хотелось заниматься. Если у ребенка есть талант, это видно с трех-четырех лет: тянется к музыке, ему хочется стучать ритм везде, петь. А так уж скалолазание полезнее будет. Классику я могу послушать, если случайно где-то услышу. Хотя мне под 50 лет, но я слушаю современную музыку, зарубежную в основном. Специально идти на концерт или в оперу - нет. Разве что оперетта или балет, что-то такое грандиозное.

«В воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент»

Екатерина Гичко, 26 лет. Окончила хоровой класс и фортепиано 10 лет назад; работает помощником директора в частной компании:

- Мама работала в музыкальной школе концертмейстером, брала с собой на работу. Я, наслушавшись флейты, хотела на флейту, а записали меня на фортепиано. От мамы, наверное, был талант: я быстро справлялась со всем. Было время, когда хотелось бросить, но мама не позволила. Я была ужасно ленивым ребенком, но насилия никакого не было. Мама, наоборот, мне помогала. Как дети с немузыкальных семей справляются, я не знаю, у меня всегда была помощь. Мне нравилось петь в хоре, а заниматься на фортепиано не нравилось: в воскресенье все дети гуляли, а я садилась за инструмент. Но рада, что закончила. Это полезно, большой багаж знаний. Как он мне пригодился…

Я иногда хожу играть в «Мозгобойню», там есть вопросы про музыку, помогает. Классическую музыку я слушаю с большим удовольствием, хожу на концерты, в театр. Еще у меня есть правило: в любом новом городе, когда путешествую, стараюсь сходить в оперный. Своих детей я бы отдала учиться музыке. Думаю, люди музыкально безграмотные многое теряют в жизни. Музыка - это часть изящных искусств, которые когда-то давно были обязательными для всех, только вот 7 лет учиться тяжеловато.

«Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня»

Александр Кожемяченко, 48 лет. Окончил отделение ударных инструментов 30 лет назад; работает врачом в кожно-венерологическом диспансере:

Родители отправили учиться музыке, чтобы не бил окна футбольным мячом. Слуха особо не было, поэтому распределили на ударные. Пять лет учился, закончил с трудом. Мама требовала, чтобы ходил на занятия и не бегал по улицам без дела, а папа работал, ему до этой школы не было дела. Любовь к музыке привила учительница музыкальной литературы. Сольфеджио пропускал постоянно, не понимал, что там хотят от меня. А вот литература была самым любимым предметом, не пропускал: там очень красивая учительница была и музыка хорошая. В жизни это мне пригодилось. В школе, в старших классах, играл на ударной установке. У нас с одноклассниками был музыкальный ансамбль, мы были звездами школьных вечеров. Девочки, мне кажется, в то время больше футболистов любили, но и музыканты им нравились. Классическую музыку слушаю, но на концерты хожу только с женой. Она тоже с музыкальным образованием, меня с собой берет. Моцарта на слух угадаю: надо быть медведем, чтобы его музыку не угадать. Дети наши тоже в музыкальной школе, оба сами попросились и хорошо справляются.

С древнейших времён музыка считалась неотъемлемой частью образования. Человек античности не мог полноценно влиться в жизнь полиса, если не умел петь и играть на музыкальных инструментах, в Древнем Китае музыкальный инструмент был обязательным атрибутом благородного человека... Всё это, конечно, далеко от нашего времени, и всё же традиция рассматривать тех, кто знаком с основами музыкального искусства, как людей несколько "выше среднего" ещё не совсем умерла. Именно поэтому некоторые родители принимают решение отдать ребёнка в музыкальную школу. Но хорошо ли представляют себе и они сами, и их дети, чем придётся заниматься, чего ждать - и что они получат в итоге? А знать это не помешает заранее - чтобы потом было меньше разочарований.

Прежде всего встаёт вопрос о выборе инструмента - чему отдать предпочтение? Ответ лежит на поверхности - конечно же, тому инструменту, который нравится ребёнку, на котором он сам хочет научиться играть! Но не стоит пренебрегать и рекомендациями педагогов: проницательный учитель может разглядеть в ребёнке будущего виртуоза! Так, родители Вадима Репина мечтали учить ребёнка игре на баяне, но на баян мальчика не взяли, и они, скрепя сердце, согласились отдать его на скрипку... так несостоявшийся баянист стал знаменитым скрипачом! И ни в коем случае не пользуйтесь при выборе инструмента таким критерием: "А на чём проще играть и учиться?" Если такой вопрос задаёт ребёнок - лучше держите его подальше от музыкальной школы (всё равно он учиться не будет - причём не только в музыкальной школе, но и где бы то ни было), если же вы... постарайтесь понять: ни на чём не проще! Нет такого инструмента, чтобы можно было сесть и заиграть - без усилий, без многочасовых занятий, без упорства (кстати, хотелось бы развеять один распространённый миф: на струнных инструментах с ладами (домра, балалайка, гитара) играть ничуть не легче, чем на скрипке или виолончели, не имеющих ладов).

Если же выбор сделан и вы (а главное - ваш ребёнок) окончательно и бесповоротно приняли решение, то следует раз и навсегда усвоить: музыкальная школа - это не кружок и не студия, это именно школа, она даёт не какой-то набор навыков, а начальное музыкальное образование. В особенности это сказано для тех, кто намерен подать заявление в класс гитары. Как правило, дети, желающие учиться игре на гитаре (а зачастую и их родители) представляют себе обучение примерно так: по требованию ученика учитель показывает ему аккорды к очередному "шедевру" какой-нибудь эстрадной звездульки - и на этом всё заканчивается, никаких заданий учитель не даёт, никаких замечаний не делает, не обращает внимания на то, как ученик держит инструмент и извлекает звук... так вот, ничего подобного не будет. По окончании музыкальной школы выдаётся свидетельство - документ государственного образца, дающий право поступления в музыкальное училище и на музыкальные факультеты университетов, и выдавать такой документ человеку, кое-как выковыривающему три аккорда (которые он не способен самостоятельно подобрать даже к самой примитивной песне) - значит, обманывать государство, так что ребёнок будет оттачивать технику на упражнениях, гаммах и этюдах не меньше, чем это делают скрипачи и пианисты, будет играть гитарную классику (Джулиани, Карулли и др.), полифонию - вплоть до Баха... если же вам нужны "три блатных аккорда" - лучше воспользуйтесь услугами кружка или студии, которых развелось великое множество. Правда, за то, что там происходит, никто не может поручиться (иногда потрясённые родители обнаруживали в тетрадях своих детей тексты матерных и откровенно криминальных песен, продиктованные руководителем студии... но, в конце концов, каждый получает то, что хочет!).

Отдельно следует прояснить вопрос о "добровольности" обучения в музыкальной школе. Обычно дети понимают её так: хочу - приду на урок, не хочу - не приду, хочу - снова приду. В действительности же добровольность означает, что в музыкальную школу (в отличие от общеобразовательной) можно записываться, а можно не записываться, и никто вас родительских прав не лишит, если вы не отдадите туда ребёнка. Но как только ребёнок зачислен в школу - он обязан посещать все занятия в соответствии с расписанием, иначе его могут отчислить за прогулы (постарайтесь довести это до сведения своего чада!) - и вот тут уже никто не сможет этому помешать: школа необязательная - значит, отчисление не нарушает конституционное право на образование!

Точно так же обязательными для посещения являются все учебные предметы. Правда, вы можете посредством письменного заявления отказаться от тех или иных предметов, но тогда по окончании школы ребёнок получит не свидетельство, а справку, никаких прав не дающую... Не торопитесь утверждать, что это для вас не важно: даже если ребёнок не собирается продолжать музыкальное образование, свидетельство может сыграть свою роль - нередко в вузах при равном количестве баллов чаша весов склоняется в пользу того абитуриента, у которого есть такое свидетельство. Неважно, что музыка не имеет отношения к специальности: сам по себе факт, что человек успешно окончи две школы, говорит о том, что он обладает разносторонними способностями, умеет распределять своё время и планировать работу, что он не лентяй, наконец... какой же вуз откажется от такого студента! К тому же, подумайте, как будет чувствовать себя ваш ребёнок (тогда уже подросток или даже юноша) через 7 лет, когда его соученикам будут торжественно вручать свидетельства - а ему в ледяной обстановке, за закрытыми дверями сунут в руки справку! Не лучше ли проявить твёрдость сейчас?

И в заключении - несколько слов о таком болезненном вопросе, как плата за обучение. Сейчас брать плату за дополнительное образование официально запрещено законом - и музыкальные школы маскируют родительскую плату под "добровольное пожертвование". Это создаёт у многих родителей соблазн заявить: "Я сам решу, сколько жертвовать" или "Я вообще не желаю жертвовать", а то и обратиться в прокуратуру. Безусловно, вы своего добьётесь - закон на вашей стороне - но надо ли вам это? По закону, содержать музыкальные школы должно государство - но оно этого делать то ли не может, то ли не хочет, так что главным источником средств к существованию остаётся родительская плата. Выбирая музыкальную школу вы, наверное, отдали предпочтение той, которая находится поближе к вашему дому - так вот, если упразднить родительскую плату, весьма вероятно, что ближайшая к вашему дому музыкальная школа будет в соседнем городе, и учиться там будут дети из трёх субъектов федерации. Разумеется, при таких обстоятельствах отбор туда будет жесточайший: только самые талантливые дети, нацеленные на профессию музыканта - никаких "для общего развития", "на своём уровне" и т.д. Если попасть в такую школу будет трудно, то вылететь - очень легко: никто с детьми нянчиться не будет, не справляешься с нагрузкой, не занимаешься, хамишь учителю - прощай, на твоё место очередь стоит. Каковы шансы вашего ребёнка попасть в такую школу - судите сами, но вероятнее всего, он попадёт не в число избранных счастливцев - а в ту массу детей, которым при таких обстоятельствах останутся только грязные подворотни. Выводы делайте сами!

Подписка


    МФТИ

    Надо понимать, что это технический вуз с очень высоким проходным баллом. Для того чтобы у тебя приняли заявление, по русскому языку надо набрать на ЕГЭ не меньше 50 баллов, по математике, физике, химии, информатике не меньше 65.

    Физтех, как и все вузы, будет учитывать Всероссийскую олимпиаду школьников и некоторые другие состязания. Например, турнир городов, олимпиаду "Ломоносов", Московскую олимпиаду школьников, Открытую олимпиаду по программированию, новую олимпиаду, которая появилась в списке минобрнауки только в этом году, - "ТехноКубок" и другие.

    За аттестат или диплом с отличием, золотую, серебряную медали Физтех добавит 2 балла. Столько же баллов получите, если окончили музыкальную или художественную школу. Вуз будет учитывать не только золотой значок ГТО, но и спортивные разряды, пояса по единоборствам, звания "мастер спорта" или "кандидат в мастера спорта" (2 балла).

    МГИМО

    Чтобы участвовать в конкурсе, надо набрать на ЕГЭ по русскому и иностранным языкам не менее 70 баллов. Исключение сделано только для некоторых направлений (это в числе прочих "Торговое дело", "Менеджмент"), где достаточно и 60 баллов.

    Кого в МГИМО зачислят вне конкурса? Победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, членов сборных команд России, участвовавших в международных олимпиадах, и некоторых других олимпиадников. Льготное поступление гарантировано победителям и призерам телевизионной олимпиады "Умницы и Умники", олимпиады МГИМО МИД России, которая проводится в партнерстве с редакцией "Российской газеты", олимпиады "Ломоносов" по географии, а также некоторых других.

    СПбГУ

    В Санкт-Петербургском госуниверситете дополнительные баллы в портфолио начислят не только победителям и призерам Олимпийских игр, но и членам сборных команд России. Если это олимпийские виды спорта, то к ЕГЭ прибавят 10 баллов, если не олимпийские - 5 баллов. Победители региональных этапов Всероссийской олимпиады школьников могут рассчитывать на 4 балла, призеры - на 3.

    В Вышке, как и во многих других престижных вузах, повышенный порог минимальных баллов. На "математике" это 75 баллов на профильном предмете, на "физике" надо принести не меньше 70 баллов и по физике, и по математике. В ВШЭ за сочинение, которое тут всегда проверяется, можно получить до 10 баллов, за аттестат с золотой или серебряной медалью - 3 балла.

    Если ты мастер спорта, то к ЕГЭ получишь дополнительно 3 балла, если кандидат в мастера спорта, то 2 балла. Вышка учитывает олимпиады первого и второго уровня, но есть несколько олимпиад третьего уровня, за которые вуз тоже может дать лишние баллы. Это, допустим, олимпиада по дискретной математике.

    Топ-10 вузов с самым высоким средним баллом ЕГЭ (бюджет)

  • МГИМО - 95,4%
  • МФТИ - 93,8%
  • ВШЭ (Москва) - 92,2%
  • СПбГУ - 90%
  • ВАВТ - 89,9%
  • МГУ - 87,8%
  • МИФИ - 87,8%
  • ВШЭ (Санкт-Петербург) - 87,1%
  • Университет ИТМО - 86,9%
Важно знать
  • Результаты ЕГЭ и олимпиад действительны в течение четырех лет после года получения, иными словами, пять лет.
  • Заверенные копии в приемные комиссии вузов сдавать не нужно.
  • Заметно вырос конкурс в ведущие вузы. Теперь сложно поступить даже на платные отделения. Самый высокий средний балл обычно в МГИМО, МФТИ, ВШЭ, СПбГУ, МИФИ и Университете ИТМО.
  • Самое дорогое обучение в МГИМО (478 тысяч рублей в год), МГУ (339 тысяч рублей), ВШЭ (338 тыс. руб.), Финансовом университете при правительстве (316 тыс. руб.) и Всероссийской академии внешней торговли (295 тыс. руб.).

Когда я была маленькой, мои родители взяли меня за ручку, и отвели в музыкальную школу. Надо сказать, что из возраста Моцарта я давно уже выросла – мне было 9 лет. В тот день произошло самое ужасное событие моего детства – у меня обнаружили музыкальный слух! Но на скрипку было идти уже поздно, поэтому меня отдали в класс гитары. Трудно сосчитать сколько раз я пыталась бросить, но каждый раз после душевного разговора с родителями соглашалась остаться хотя бы до следующего отчетного концерта/конца семестра/учебного года и т.д. Трудно передать, как я ненавидела свой инструмент, особенно в начальной школе, когда пальчики маленькие и слабенькие, а мозоли твердые и болезненные, потому что струны острые и жесткие. Но родители были непреклонны в своей настойчивости.

А ближе к окончанию музыкальной школы, родители неожиданно поплатились за свою жестокость. В последнем классе я вдруг стала понимать и любить музыку, кончики пальцев окончательно потеряли чувствительность и перестали болеть, и я пожелала стать профессиональным музыкантом. О такой ли судьбе мечтали родители для своей дочери? Конечно, нет. Они надеялись, что я стану врачом, юристом, программистом, директором заводов, газет, пароходов, и буду получать хорошую зарплату. Было много ссор, истерик и слез. Музыкантом в итоге я так и не стала. Теперь я прекрасно понимаю, что я бы им и не стала. В лучшем случае – учила бы детей, страстно меня ненавидящих, игре на гитаре.

Зато я очень хорошо поняла роль музыки, её полезность в личностном развитии и ещё много важных моментов касательно обязательного музыкального образования, о чем сейчас вам и расскажу.

Музыкальная школа – сольфеджио как способ развития мышления

Учеными давно уже доказано, что школа музыки инициирует мышление — ученики таких школ гораздо лучше успевают по общеобразовательным предметам. Более того, их мышление более креативно и нестандартно, они способны генерировать неожиданные идеи. На собственных ощущениях я могу описать механизм данного явления.

Многие знают, что человеческий мозг состоит из двух полушарий – левого (логика) и правого (интуиция). Чем больше нейронных связей между двумя полушариями, тем более гибким и нестандартным мышлением обладает человек. Единственная дисциплина во всем белом свете, которая способна развивать одновременно оба эти полушария – это сольфеджио! Потому что для успешного написания музыкального диктанта человек как раз и должен соединить логику (знания по музыкальной грамоте, которые можно сравнить по сложности с математикой) и интуицию (способность слышать полутона между звуками).

Обучение в музыкальной школе должно быть добровольным!

Среди моих однокурсников большинство детей, так же как и я, ненавидели весь этот процесс, и втайне мечтали «сжечь ненавистную музыкалку». Однако в каждом классе всегда находилось пару сумасшедших учеников, которые просто бредили музыкой.

В связи с этим у меня есть утопическая идея. Я считаю, что для всех, кто поступил в музыкальную школу в раннем возрасте, к концу первого года обучения надо ввести практику отчисления из школы тех, кто не слышит музыку во сне и не является прямым потомком Вольфганга Амадея. Всё равно настоящими музыкантами они не станут – так зачем ломать ребенку детство и травмировать психику?

А потом, лет в четырнадцать, ввести повторный набор в школу музыки с сокращенным сроком обучения – для тех, кто с возрастом образумился и решил, что всё-таки стоит изучить музыку глубже для общего развития. Однако такая музыкальная школа должна обеспечивать более творческую и разнообразную деятельность, без всяких там чопорных отчетных концертов и тому подобного.

И главное

В общеобразовательной школе на уроках музыки совершенно необходимо ввести элементы из сольфеджио, а именно – музыкальные диктанты. Конечно, не стоит их оценивать слишком строго, чтоб не портить детям аттестат, но подобная практика должна улучшить общую успеваемость по школе.



Похожие статьи
 
Категории