Бартоломео Карло Растрелли. Великие скульпторы

25.02.2019

Бартоломео Карло Растрелли родился в 1678 году во Флоренции, в небогатой дворянской семье. Своим призванием он выбрал скульптуру, в чём был поддержан родителями. Скульптурному марстерству Бартоломео Карло учился в своём родном городе.

В 20 лет молодой Растрелли приехал в Рим. Здесь он прожил всего год, так как не смог найти работы. По всей видимости, именно в Риме он познакомился со своей супругой, с которой обвенчался во Флоренции. Оттуда они уехали во Францию, покинув Италию навсегда. В Париже, в 1700 году, у Бартоломео Карло родился сын -- Франческо, будущий великий петербургский зодчий.

Во Франции Бартоломео Карло Растрелли прожил 16 лет, так и не создав ничего великого. Из известных творений этого периода у скульптора можно назвать лишь надгробие бывшему королевскому министру Симону Арно. Впрочем, французы к этой работе Растрелли отнеслись с прохладой. Но ему удалось получить графский титул и орден Иоанна Латеранского.

Осенью 1715 года умер король Людовик XIV. Многие архитекторы и скульпторы оказались во Франции не у дел, так как сменивший его монарх был слишком молод. Этим воспользовались русские резиденты. 19 октября 1715 года Бартоломео Карло Растрелли подписал договор с Иваном Лефортом, советником в Париже службы Его Царского Величества Петра I. В контракте указывалось, что «господин Растрелли Флоренский обязуется ехать в Санкт-Петербург с сыном своим и учеником своим и работать там в службе его царского величества три года…».

Сразу по приезду в Россию, 16 февраля 1716 года, Бартоломео Растрелли встретился с Петром I. Царь высказал ему свои пожелания относительно строительства дворца в Стрельне. Архитектор с энтузиазмом принялся за проектирование дворца. Началось изготовление его модели, рытьё каналов в будущем парке.

В том же 1716 году Бартоломео Карло Растрелли было поручено создать проект конного памятника Петру I. Над моделью монумента скульптор трудился пять лет.

Первым петербургским адресом итальянцев стал флигель бывшего дома Кирилла Наршыкина на Второй Береговой улице. Позже они переехали на Французскую улицу, которая располагалась на Васильевском острове.

Бартоломео Карло Растрелли мечтал стать главным архитектором новой русской столицы. Он вынашивал планы не только относительно строительства в Стрельне, но и задумывал грандиозные работы в Петергофе, планировал создать планировку улиц Васильевского острова. Однако, Пётр I на должность главного архитектора пригласил в Петербург француза Леблона. 9 августа 1716 года Леблон собрал всех петербургских зодчих и объявил о своих намерениях, планах по обустройству города. Все петербургские архитекторы вошли в его подчинение и не могли ничего строить без его согласия. Такого граф Растрелли-старший вытерпеть не смог и устроил на собрании скандал.

Леблон не стал терпеть своего непризнания итальянцем. Он начал жаловаться царю на своего обидчика, из-за чего Растрелли отстранили от работы в Стрельне. Такой поворот событий окончательно рассорил Леблона и Растрелли. Однажды, проезжая мимо дома итальянца, коляска Леблона была остановлена и помощники Растрелли стали кулаками доказывать правоту своего хозяина. От расправы француза спасла только расторопность сопровождавших его лиц.

У Леблона не складывались отношения и с князем Меншиковым. Александр Данилович замял скандал, чему поспособствовал и выполненный Бартоломео Карло бюст Меншикова. Царское решение же было следующее: Растрелли должен завершить создание модели Стрельнинского дворца, в дальнейшем в государевых строительных делах не участвовать, заниматься только скульптурой. Вскоре Пётр I повелел переселиться семье Растрелли в дом на Первой Береговой улице (ныне Шпалерная), где для него был готов дом для жилья и работы. Это здание первоначально принадлежало царице Марфе Матвеевне, вдове старшего брата Петра I. Оно соседствовало с домом царевича Алексея, по другую сторону которого, в бывшем дворце сестры Петра I Натальи Алексеевны размещалась Канцелярия городовых дел, которая занималась делами всех иностранных мастеров.

Новоселье Растрелли справили летом 1717 года. Тогда же в Петербург переехала супруга скульптора. Её задержка, по всей видимости, объясняется рождением в 1716 году ещё одного сына Бартоломео Карло Растрелли, которого также назвали Бартоломео. В 1736 году Бартоломео-младший подавал прошение о принятии его на службу, но оно не было удовлетворено. Сведения о Бартоломео-младшем даны в книге «Санкт-Петербург XVIII века» историком К.В. Малиновским.

В дворовом каменном флигеле дома Растрелли в 1721-1723 годах жил итальянский зодчий Никколо Микетти. После его бегства из Петербурга, здесь поселился русский зодчий Михаил Земцов. В доме Растрелли гостили его коллеги, в том числе Доменико Трезини, Гаэтано Киавери.

В 1723 году Бартоломео Карло создал бронзовый бюст Петра I.

В ноябре 1724 года Бартоломео Карло Растрелли по просьбе Канцелярии от строений характеризовал архитектора Земцова. Скульптор написал следующий отзыв:

«Оной архитектором полным и действительным быть достоин непрекословно… достоин быть награждён окладом денежного жалования за прошедшие и настоящие его труды по 1 500 рублей в год, ибо он несёт на себе такую должность, какую нёс архитект Микеттий».

Франческо Бартоломео во всём помогал отцу, получая таким образом образование. Вместе они работали во дворце адмирала Фёдора Апраксина, украшали зал дворца вице-президента Коллегии иностранных дел барона Петра Шафирова, трудились и у других знатных петербуржцев. Впоследствии, многие из совместных работ Франческо Бартоломео Растрелли припишет себе, не указывая в описании своих трудов Бартоломео Карло.

С воцарением на русском престоле Анны Иоанновны дела у семьи Растрелли пошли в гору. Новая императрица желала жить в роскоши, а значит мастера пышного барокко были ей нужны как никогда. Специально для аудиенции с Анной Иоанновной Бартоломео Карло с сыном направились в Москву. 20 марта 1730 года Бартоломео Карло просил Канцелярию от строений принять под охрану свой дом, но так и не дождавшись реакции Канцелярии, покинул Петербург.

Русская императрица приняла Растрелли в конце мая. Он привёз с собой восковой бюст её матери, царицы Прасковьи Фёдоровны. В результате встречи Растрелли было указано строить дворец в Кремле, против цейхгауза (арсенала). В помощники к итальянцу был приставлен немецкий архитектор Шедель. 13 июня Растрелли подал смету строительства. В первых числах июля началась работа. Для быстроты новый дворец (Анненгоф) было решено строить деревянным, в один этаж.

  • 10 ноября 1730 года Бартоломео Карло Растрелли был назначен придворным архитектором. Ему было велено передавать любое каменное строительство, относящееся ко двору Её Императорского Величества. Жалование зодчего составило по контракту 800 рублей в год. Контракт продлили в 1734 году, установив жалование в 1 500 рублей в год. Бартоломео Карло в документах одного и того же времени называют скульптором-архитектором и архитектором-скульптором. Но всё-таки, в первую очередь ему удавалась скульптура. Архитектурные решения, скорее всего, в работах Растрелли в большой части принадлежали его сыну Франческо Бартоломео.
  • 19 января 1731 года Растрелли было повелено строить новый Анненгоф в Лефортове. Этот дворец принял хозяев уже осенью. Сразу после новоселья Анна Иоанновна решила переехать в Петербург. Для обустройства новой резиденции туда направили Растрелли.

Зимний дворец Анны Иоанновны расположился напротив Адмиралтейства, включив в себя стены дворца Апраксина.

Работая на императрицу, Растрелли получил поддержку и её немецких фаворитов, в том числе Бирона, Миниха. Первый из них для строительства своего дворца в Руентале в 1735 году пригласил уже Растрелли-младшего, который окунулся в самостоятельную работу. Растрелли-старший же руководил строительством Летнего дома Анны Иоанновны, параллельно создавая проект Зимнего дворца.

В 1730-х годах Семья Растрелли росла. Женился Франческо Бартоломео, у Бартоломео Карло появились внуки. Итальянцам потребовалось более вместительное жилище, которое они получили на той же Первой Береговой улице, у церкви Всех Скорбящих -- бывший дом сенатора Юрия Юрьевича Трубецкого.

К 1740 году Бартоломео Карло Растрелли создал бронзовую скульптуру -- фигуру императрицы Анны Иоанновны. К началу 1740-х годов он был готов к отливке и памятника Петру I, но сделать это не успел. Бартоломео Карло Растрелли ушёл из жизни 18 ноября 1744 года.

Его след в искусстве России.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.Б. Леблон, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся).

  • 1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа. Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.
  • 2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова, отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России
  • 3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся).

  • 4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца
  • 5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.
  • 6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца
  • 7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект. скульптурный растрелли памятник

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна. Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 - 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К.Б. Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.

Развитие светской живописи датируется 18 веком. Наряду с ней получил распространение такой вид искусства, как скульптура. Скульптура была чем-то новым, ранее неизвестным. Считалось, что это демоническое проявление - православная церковь продвигала данное утверждение в массы.

Скульптура, как вид искусства, отличается тем, что является трехмерным изображением. Распространение получил не только портретный жанр, как бюст Петра 1 Растрелли, но и бытовой, мифологический и анималистический (изображение животных). А также аллегорический (воплощение идей и понятий посредством образов), исторический и другие жанры живописи. В этой статье представлен такой жанр скульптуры, как портрет, на примере работы Карло - бюст Петра 1.

Немного о скульпторе

Растрелли - это итальянский скульптор 18 века. Изначально он жил при дворе Людовика XIV, а в 1716 году был приглашен Петром I в Петербург, где занимался декоративными работами и отливал пушки.

Первым творением скульптора был бюст который сейчас находится в Эрмитаже. Также Растрелли создавал скульптуры по басням знаменитого древнегреческого поэта Эзопа.

До наших дней дошли и другие скульптуры Растрелли, такие как: Анны Иоанновны и бронзовый бюст Петра I.

Бронзовый бюст Петра 1 (Растрелли)

Эта скульптура считается оригинальной, так как фигура изображена до пояса, в то время как бюстом является погрудное изображение человека. Растрелли не случайно выполнил скульптуру именно так - тем самым он хотел возвысить фигуру Петра 1 - так, чтобы он воспринимался торжественно и величественно.

Если внимательно осмотреть одеяние императора, то можно заметить, что он изображен в латах. Все в лучших традициях того времени (полководцы, цари и государственные деятели изображались в латах). На пластине изображена сцена высечения из камня женской фигуры в доспехах. Также изображены скипетр и держава, которые символизируют обновленную Россию. На второй пластине изображена сцена сражения - Полтавская битва, в которой была продемонстрирована вся мощь русской армии.

На груди императора можно увидеть ленту Андрея Первозванного. Орден святого Андрея Первозванного до 1917 года считался высшей наградой Российской империи. Она была утверждена в 1698 году самим Петром 1.

На плечах у императора изображена горностаевая мантия с цветочным орнаментом. Она сделана крупными складками, будто бы ниспадает с плеча, что демонстрирует парадность и наличие движения.

Внимательно осмотрев бюст Петра 1 (Растрелли), можно заметить, с какой точностью скульптор изобразил фактуру предметов. Заметна легкость кружевного шарфа, блеск лат императора, бархатистость мантии на плечах.

Бюст Петра 1 (Растрелли), фото которого прилагается к статье, предназначен для трехмерного осмотра. Если осматривать его в фас, то виден выдающийся нос, а слева Петр предстает волевой личностью. Если посмотреть на скульптуру справа, то заметны следы усталости и тревожности.

Основой для скульптуры считается голова Петра Первого из гипса, которая была выполнена в 1721 году. Существует еще один вариант бюста Петра 1 (Растрелли). В 1724 году была закончена отливка бюстов, и бронзовый бюст был выполнен в новой римской манере. Второй же был отлит в цезарианской манере. Разрешение на исполнение бюстов Петра Первого Растрелли получил с помощью итальянского архитектора Николы Микетти.

Второй бюст

Эта скульптура является погрудным изображением императора Петра Великого в облачении римского императора. По традиции Петр Первый изображен с обнаженной шеей и в доспехах, из которых торчит туника. На доспехах изображена Горгоны, ее лицо искажено гримасой злобы, а на голове у нее извиваются змеи. Ее рот открыт в крике гнева и устрашения. Изображенная медуза Горгона считается жемчужиной мастерства русского архитектора итальянского происхождения.

Бюст, выполненный из свинца и покрытый позолотой, хранится сейчас в Копенгагене. Такие бюсты преподносились иностранцам знатного происхождения. Один из бюстов Растрелли подарил герцогу Голштинскому. Еще один бюст был подарен самим Петром Первым Фридриху IV - сейчас он также находится в Дании.

Несохранившиеся работы великого мастера

Растрелли был не только скульптором, но и архитектором. Ему принадлежит первый проект знаменитого Константиновского дворца в Стельне. Под руководством Бартоломео Карло Растрелли начались работы по рытью каналов и высадке деревьев, но проект был отдан архитектору французского происхождения Жану-Батисту Лебрену.

Также до наших дней не дошел бронзовый бюст российского офицера Сергея Леонтьевича Бухвостова, который в 1683 году первым записался в Преображенский полк Петра 1. Этот бюст был выполнен по приказу самого императора.

В дополнение к этому, в 1952 году был восстановлен фонтан-шутиха "Дубок", который находится вблизи Монпрезировой аллеи. Данный фонтан состоит из пяти тюльпанов и дерева из металла. Из них брызжут струи воды.

Заключение

Бартоломео Карло Растрелли в бюсте Петра 1 решил очень сложную задачу - он показал императора не только с точки зрения парадности, но и как человека с непоколебимой силой воли и несгибаемым характером.

Данный бюст можно рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, скульптор изобразил великого императора как типичного деятеля эпохи преобразований, различных социальных изменений. С другой - перед нами человек со сложным характером, с собственными тревогами и переживаниями. Растрелли изобразил не только политического деятеля, но и личность.

Итальянский скульптор Бартоломео-Карло Растрелли (1675 г. - 1744 г.) родился во Флоренции, в семье состоятельного дворянина Франческо Растрелли. Заметив художественные наклонности сына, отец отдал его в скульптурную мастерскую, где Растрелли прошел отличную выучку. Он хорошо рисовал, умел работать в бронзе, постиг художественное литье и ювелирное дело, получил навыки архитектурного проектирования, познакомился со строительной техникой и гидравликой, освоил искусство театрального живописца. Но применить свои способности па родине он не смог: некогда процветавшая Флоренция переживала тяжелый экономический и политический кризис.

Не нашлось заказов и при папском дворе в Риме. Растрелли возвращается во Флоренцию, вскоре женится на испанской дворянке, вместе с ней едет в Париж. Там в 1700 году у них родился сын - будущий знаменитый архитектор. В 1707 году за изготовление надгробия маркизу де Помпону, министру Людовика XIV, которое понравилось вдове и многим влиятельным лицам, Растрелли получил графский титул.

Он проектирует несколько надгробий, в которых заметны черты стиля барокко, сложных и динамичных по композиции, с множеством аллегорических фигур. Однако французская критика заявила, что у приезжего итальянца "испорченный" вкус, так как во Франции начала XVIII века господствующим становится классицизм, чуждый барочным формам.

Но, несмотря на попытки Растрелли приноровиться к Французскому вкусу, новых крупных заказов не поступало.

Царствование Людовика близилось к концу, и многие мастера не имели заказов. Петр I, заинтересованный в привлечении в Россию художников, и понимая создавшуюся обстановку, писал русскому резиденту во Франции Н. Зотову, чтобы тот не упустил "потребных н добрых" мастеров.

В апреле 1715 года Зотов начинает вести переговоры со многими мастерами, в том числе и с Растрелли. С 1 мая 1715 года скульптор уже был принят по договору "с сыном своим и учеником работать в службе царского величества три года во всех художествах и ремеслах, которые он сам умеет".

В его обязанности входило проектирование дворцов, салоп. каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников.

24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда.

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он участвовал в планировке Васильевского острова и в строительстве дворца в Стрельне, представил на конкурс проект здания Соната, делал модели гидравлических машин для фонтанов, преподавал в рисовальном отделении Академии паук, исполнял эскизы маскарадных костюмов. а также занимался скульптурой. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон, приехавший почти одновременно с Растрелли и соперничавший с ним, оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому разносторонне одаренный Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры и прежде всего показал себя как изумительный портретист. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности.

Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты. Первой значительной портретной работой является бюст А. Д. Меншикова, выполненный в конце 1716 года. Годом позже появилась эта работа в бронзе, а в конце 1840-х годов скульптор Витали повторил портрет в мраморе (ГРМ).

Многократно обращался Растрелли к образу Петра I. Еще при жизни царя в 1719 г. он снял с него маску (ГЭ), творчески интерпретировал ее и создал абсолютно достоверный портрет. Тогда же был сделан восковой бюст Петра в латах. После смерти Петра I по заказу Екатерины I Растрелли выполнил "восковую персону" (ГЭ) - раскрашенную фигуру в натуральную величину, облаченную в одежды Петра. Две последние работы интересны как своего рода "документы".

Подлинной удачен Растрелли является бронзовый бюст Петра I (1723-1729, ГЭ; вариант ГРМ): образ, исполненный неукротимой энергии, правдивый и живой, очень динамичный по форме. Б.-К. Растрелли выполнил еще два бюста Петра: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца (Копенгагенский музей).

Портретные бюсты Растрелли - скорее монументальные, а не станковые произведения, так как в них переданы не только индивидуальные черты отдельных лиц, но содержание и характер целой эпохи.

Много лет работал Растрелли ли над конным монументом Петра . Еще в 1720 году по заказу царя он сделал небольшую модель будущего памятника. В 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет. уже после смерти скульптора. При участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. Памятник был установлен Павлом I лишь в 1800 году перед Михайловским ЗАМКОМ. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". Это - первый конный памятник в русском искусстве, хоть установлен он и позже знаменитого "Медного всадника".

В 1741 году скульптор закончил работу над статуей "Анна Иоанновна с арапчонком" (ГРМ), в которой органично соединились портретная характеристика и монументальное обобщение. Если в образе Петра и его сподвижников - порыв и горение, то в названном произведении - олицетворение одного из самых мрачных периодов истории России.

Портретные работы - не единственное, что оставил Растрелли. Он много работал как мастер декоративной скульптуры в Стрельне, Летнем саду и особенно в Петергофе. Творчество Растрелли заметно сказалось. и на развитии медальерного искусства России. Значительный интерес представляет участие Растрелли в работе над проектом Триумфального столпа, идею которого выдвинул Петр в подражание римской Колонне Траяна. По мысли Петра "столп в память Северной войны" должен был увековечить военные подвиги русской армии, приведшие к образованию могучей Российской империи. Но после смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны".

Грандиозную колонну, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны, должна была венчать статуя Петра I. Однако Tриумфальный столп так и не поставили ни при Петре I, ни при его преемниках. Не была даже закончена модель статуи. Tолькo в 1938 году модель столпа реконструировали, и теперь она находится в Эрмитаже.

Растрелли принадлежит архитектурное решение колонны. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра Екатерина I передала эту работу Андрею Нартову - талантливому резчику и токарному мастеру. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее патриотическая идея этого своеобразного памятника характерна для творчества Растрелли.

Согласно договору, Растрелли должен был обучать одаренных людей "художествам и ремеслам". Он пытался организовать профессиональную школу скульпторов, но не оказалось условий для систематических занятий Все же известно, что у скульптора было много учеников и некоторые из них стали его помощниками.

    Растрелли Бартоломео Карло - (Rastrelli) (1675 1744), скульптор. По происхождению итальянец. Представитель барокко. В 1716 приехал по приглашению Петра I в Петербург. Барочная парадность и пышность, стремление передать фактуру изображаемого материала сочетаются в… … Художественная энциклопедия

    Растрелли Бартоломео Карло - (1675 1744), скульптор. По происхождению итальянец. Учился во Флоренции, с 1700 работал в Париже, с 1716 по приглашению Петра I в Петербурге. Начав с архитектурно планировочных работ (первоначальный проект застройки Васильевского острова,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    Растрелли Бартоломео Карло - (Rastrelli) (1675 1744), скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт Петербурге. Барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала («Императрица Анна Ивановна с арапчонком», 1733 41) сочетаются в… … Энциклопедический словарь

    Растрелли Бартоломео Карло - Растрелли (Rastrelli) Бартоломео Карло , скульптор, по происхождению итальянец. Около 1700 поселился в Париже, где проявил себя как мастер полной декоративности барочной скульптуры (надгробие маркиза… … Большая советская энциклопедия

    Растрелли Бартоломео Карло - Памятник Петру I у Михайловского замка Бартоломео Карло Растрелли (1675, Флоренция 18 (29) ноября 1744, Петербург) литейщик из металла и скульптор. Отец Бартоломео Франческо Растрелли. Купил себе во Франции графский титул и в 1716 году был вызван … Википедия

    Растрелли, Бартоломео - Растрелли, Бартоломео: Растрелли, Бартоломео Карло (1675 1744) итальянский литейщик из металла и скульптор, отец Ф.Б. Растрелли. Растрелли, Бартоломео Франческо (также известен как Ф.Б. Растрелли) (1700 1771) знаменитый русский архитектор… … Википедия

    РАСТРЕЛЛИ (Rastrelli) Бартоломео Карло - (1675 1744) скульптор. По происхождению итальянец. С 1716 работал в Санкт Петербурге. Произведениям свойственны барочная парадность и пышность, умение передавать фактуру изображаемого материала (Императрица Анна Иоанновна с арапчонком, 1733 41) … Большой Энциклопедический словарь

    Растрелли, Бартоломео Франческо - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Растрелли. Бартоломео Франческо Растрелли Bartolomeo Francesco Rastrelli … Википедия

    Растрелли Бартоломео Франческо - Франческо Бартоломео Растрелли Francesco Bartolomeo Rastrelli Годы жизни Дата рождения 1700 Место рождения Париж, Франция … Википедия

    Растрелли Бартоломео - (1667 1744) итал. скульптор и архитектор, учился во Флоренции у Дж. Б. Фоджини и в Риме, с нач. 18 в. работал в Париже. До 50 лет ему не удалось создать ничего значительного в обл. скульптуры. Возможность реализации своего таланта Р. получил в… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Книги

Районный Дом детского творчества Дети страны Уйкоаль для мини-энциклопедии "Создатели культуры XVIII века в рассказах участников олимпиады по МХК-2009 "

Творчество Растрелли Бартоломео-Карло

Растрелли Бартоломео-Карло (1675 - 1744)

Это скульптор. По происхождению итальянец. В скульптурной мастерской Флоренции прошёл хорошую художественную выучку. И всё это пригодилось ему в России. куда он был приглашён Петром I для украшения новой русской столицы Санкт-Петербурга. В его обязанности входило проектирование дворцов, каскадов и фонтанов, исполнение статуй из мрамора, порфира и других твердых пород, отливка скульптуры из меди, свинца и железа, изготовление портретов из воска и гипса, а также штемпелей для чеканки медалей и монет, создание декораций и машин для театральных представлении. Специальным пунктом договора предусматривалось, что Растрелли обязуется готовить учеников. 24 марта 1716 года сорокалетний Растрелли прибыл в Петербург и стал первым из великих скульпторов России. По договору он ехал за границу на три года, но остался здесь навсегда. Здесь он стал ведущим представителем стиля барокко .

Бартоломео-Карло Растрелли

Его след в искусстве России

Вначале Растрелли работал преимущественно как архитектор. Он работал по планировке Санкт-Петербурга. Но вскоре французский архитектор Ж.-Б. Леблон , оттеснил Растрелли как архитектора. Поэтому Растрелли смог проявить свой талант только в области скульптуры. Но нет худа без добра. Он сумел соединить в скульптурных портретах пышную барочную парадность, так хорошо соответствующую победоносному духу петровского царствования, с вдумчивым проникновением в человеческую душу, что также отвечало задачам эпохи, с ее интересом к деятельной личности. Работая над портретами, Растрелли внимательно изучает натуру, стремится передать наиболее характерные индивидуальные черты.

Его работы (не сохранившиеся)

1. Бронзовые фигуры на мотивы басен Эзопа . Они были расставлены на левом берегу Невы и были впоследствии подарены Екатериной II графам Остерману и Бецкому, которые приказали их перелить; таким образом они уничтожены.

2. Бронзовый бюст первого российского солдата С.Л.Бухвостова , отлитый Растрелли по приказанию преобразователя России

3. Свинцовые статуи работы, украшавшие собой аллеи и фонтаны Летнего и Петергофского садов.

Его работы (сохранившиеся)

4. Бронзовый бюст Петра Великого, хранящийся в так называемой Аполлоновой зале Зимнего дворца

Б-К. Растрелли. Бюст Петра I

5. "Восковая персона" Петра I - раскрашенная фигура в натуральную величину, облачённая в одежды Петра.

6. Два бюста Петра I: один в дереве - для военного корабля, другой - из позолоченного свинца

7. Статуя Петра I верхом на коне и барельефы петровского монумента на площади перед Инженерным замком.

Б-К. Растрелли. Памятник Петру I у Михайловского замка

Первый конный памятник в российском искусстве потребовал много времени для своего создания. Вначале была сделана небольшая модель будущего памятника, а 1724 году модель появилась в окончательном виде. Но только через двадцать лет, уже после смерти скульптора, при участии его сына, архитектора Ф.-Б. Растрелли, статую отлили в бронзе. В 1800 году Павел I установил памятник перед Михайловским замком. Там он стоит и поныне с надписью "Прадеду - правнук". 8. Бронзовая статуя императрицы Анны Иоанновны в сопровождении пажа («Анна Иоанновна с арапчонком»).

Нереализованный проект

Петр I решил в Санкт-Петербурге поставить Триумфальный столп, наподобие римской колонне Траяна . Он должен был увековечить победы России в Северной войне 1700 – 1721 гг. Этот столп представлял собой огромную колону, опоясанную барельефами на темы событий Северной войны. Наверху колонны должна была находиться статуя Петра I. Работы по архитектуре колонны сначала вёл К-Б.Растрелли. Возможно, что он начал выполнять модель и часть барельефов. Но после смерти Петра I его Екатерина I, ставшая императрицей. передала эту работу другому человеку. Исследователям трудно определить, какая часть работы выполнена Растрелли, а какая Нартовым. Тем не менее, решение этого своеобразного памятника характерно для творчества Растрелли. После смерти Петра колонну стали называть "Столп памяти Петра I и Северной войны". Реализовать идею не удалось. Была сделана только модель, и то не полностью. В 1938 году модель реконструировали, и сейчас она находится в Эрмитаже.



Похожие статьи
 
Категории