Чем отличается инсталляция от. Разница между инсталляцией и перфомансом

29.01.2019

Как перфоманс, так и инсталляция являются частью современного искусства и рассчитаны на демонстрацию их зрителям. Бывает, человеку трудно уловить разницу между этими понятиями. Но увидев хоть раз оба действия, все становится предельно ясно. Так разница данных понятий может быть объяснена на простом примере дерева.

Когда человеку предложили посмотреть на цветущее дерево и насладиться его красотой и ароматом - явный пример инсталляции. Человек наблюдает за статичным предметом и уже свершившимся фактом, в этом случае - цветения. А вот в случае, если зрителю предложат ознакомится с процессом укоренения, полива, роста и только впоследствии цветения - это уже будет что-то вроде перфоманса. При этом все действия по уходу за деревом будет выполнять один человек. Но, от простых примеров перейдем к высокому и обозначим термины и разницу между ними, как это понимают художники.

Что такое перфоманс?

Современное искусство трактует понятие перфоманса как персональную, единоличную реализацию человеком задуманного плана и своей роли в нем. При этом обязательно личное присутствие творца сюжета, как правило, авторы лучше могут донести задумку до зрителя. Главнейшей составляющей перфоманса принято считать движение. Движение может быть как активным, так и едва заметным, главное - реализация и достижения желаемого автором эффекта.

Бытует мнение, что перфомансы неповторимы, показав однажды действие в одном месте, с одними декорациями и обстановкой, автор не может просто физически повторить тоже самое во второй раз. Ведь даже малейшая деталь, такая как порыв ветра, разное освещение или вздох действующего лица может кардинально поменять представление смотрящего о всем перфомансе. Многие предпочитают показ перфоманса под музыку или же человеческую речь, в случае когда звучит голос автора - он записан и проигрывается, но возможно и присутствие в действии голоса, принадлежащего другому человеку, который находится вне видимости зрителей.

Что такое инсталляция?

В мире современного искусства под инсталляцией подразумевается художественная композиция, зачастую это пространственный предмет . Автор создает свое творение из отдельных и абсолютно разных элементов. В качестве материалов художники используют предметы природного происхождения, одежду, средства быта и на этом данные перечень не заканчивается. Все, что попадет под руку и покажется подходящим автору, может стать частью инсталляции. При этом автор может специально сочетать неподходящие друг к другу вещи, но в конечном итоге выходит довольно гармоничный и продуманный результат. Вообще-то объектом инсталляции может стать и единичный, хорошо известный и знакомы всем предмет быта.

Как правило, при показе такого предмета идет расчет на то, что обыденная вещь заиграет новыми красками, в необычном для нее месте и окружении, например на выставке. Также становятся популярны инсталляции, которые демонстрируются с технологическими новшествами, это могут быть: презентационные и видео инсталляции, создаются они с помощью лазеров и другой оптической техники.

Разница понятий инсталляции и перфоманса

Основная отличительная черта этих понятий заключается в том, что инсталляция, как предмет искусства может быть представлен публике без присутствия его творца. Это может происходить на выставке или же путем ее трансляции на цифровых носителях. А вот представление зрителям перфоманса невозможно без присутствия автора, так как автор является неотъемлемой частью этого действия.

Одновременно инсталляция может выступать частью перфоманса, находясь на одной сцене, к примеру, в роли декорации или необходимого атрибута. Но, главную роль в перфомансе играет все же человек, а точнее его действия и движения.

Довольно часто инсталляция записывается на цифровой носитель и транслируется на экранах кинотеатров, рекламных баннерах и других, подходящих для этого средствах информации. При показе перфоманса - главным условием считается личное присутствие зрителя, его контакт с творцом и представлением, которое проводится автором в задуманном месте и в рамках самобытной идеи, которая с трудом поддается идентичному воспроизведению в последующие разы. При попытках записать перфоманс и в дальнейшем представить его на обозрение посредством теле и кино экрана, теряется вся эффектность происходящего и сглаживается впечатление от действия.

Конечно можно теоретически понять разницу в данных понятиях искусства, но по настоящему ее осознать можно лишь став воочию свидетелем этого действия.

В дословном переводе с английского языка слово Performance означает представление, выступление, исполнение чего-либо. Как правило, это слово используют на выступлениях артистов и мероприятиях, в той или иной мере связанных с театром. Грубо говоря, она означает все представления, требующие некоей творческой составляющей – исполнение песни, танец, шоу, актерская игра и тому подобное. Чаще всего это слово, конечно, используется в мире шоу-бизнеса. Казалось бы, какое отношение это слово может иметь к квесту в реальности, где главенствующей составляющей является мыслительный процесс и решение загадок?

В ходе своего развития каждый квест старался привнести нечто новое. Особенно ярко это стало проявляться с появление конкуренции на этом рынке развлечений. Многие сравнивают прохождение квеста с участием в хорошем фильме, но в фильме кроме главных героев есть другие персонажи, так почему бы и здесь было не добавить их? Возможно, именно так и думали создатели первого перформанса в России. Появление в игре актеров существенно изменило формат данного развлечения, в некотором смысле даже изменив саму концепцию прохождения.

Что же представляет из себя перформанс? В чем отличие от классического квеста в реальности? Начало и идея остаются неизменными. Перед игрой команда слушает инструктаж и легенду, которая рассказывает куда же они попали, и что им необходимо делать. Правда здесь, благодаря жанру, уже могут возникать некие различия от обычных квестов. Существуют перформансы, где актерская игра начинается уже с порога. То есть игроков здесь их сразу встречает некий персонаж, который уже вжился в свою роль, и тем самым погружает игроков в происходящее. Далее игроки попадают в серию комнат (на перформансах никогда дело не ограничивается одним помещением), в ходе прохождения которых они следуют конкретно заданному сюжету. Цель здесь может быть совершенно разной. Где-то нужно просто выбраться из логова маньяка, где-то помочь местным жителям, а где-то предотвратить мировую катастрофу. Игрокам здесь нужно проходить комнату за комнатой, для чего необходимо решать загадки и головоломки. Но если в классических квестах через загадки развивается сюжет, то на перформансе загадки несут скорее символический характер, для того чтобы задержать игроков в комнате и показать им побольше шоу. А на некоторых играх такого жанра и вовсе отказались от загадок, заменив их на зубодробительный экшн. Но все же порой по своей сложности они ничем не уступают эскейп-румам и нужно применить много сообразительности и смекалки для решения. Также для создания еще большей атмосферы локация квеста спроектирована так, что перемещаясь по ней игроки идеально погружаются в атмосферу. Все это сопровождается звуковыми и световыми эффектами.

Но, безусловно, самое главное здесь это актерская игра. Устройство локации, загадки и легенда подводят нас к первой встрече с актером. В зависимости от жанра игра актера может быть совершенно разной. Большинство квестов-перформансов это ужасы с маньяками, привидениями, зомби и другим злом самых разных мастей. Существуют и более нейтральные и даже детские перформансы, но это скорее исключение из правил, поскольку их количество можно пересчитать по пальцам рук. Главным направлением перформансов стали именно ужасы, поскольку настоящий страх - это эмоция, которую человек реже всего испытывает в своей жизни, а вот на таких играх ее можно получить сполна. Говоря именно об ужасах, для многих момент первой встречи с актером - это и есть самый страшный момент квеста. Все последующее время концепция остается неизменной – прохождение комнат, решение загадок, взаимодействие с актером. Актеров на перформансе может быть совершенно различное количество – от 1 до 4 и более. Причем количество персонажей может быть и тому больше, поскольку один актер может играть сразу нескольких обитателей квеста сразу. Актеры взаимодействуют с игроком и друг с другом. Взаимодействуя друг с другом, игроки смотрят некое шоу, которое раскрывает сюжет происходящего, тем самым еще больше добавляя театральности действию.

А вот о взаимодействии актеров с игроками стоит рассказать отдельно. Изначально это были прикосновения и другие тактильные ощущения, с целью напугать и доказать, что все происходит по-настоящему. В последствии добавились перемещения актерами игроков по комнате, заманивание их в ловушки или наоборот указание правильного направления. На некоторых квестах также необходимо разговаривать с персонажами, что открывает неплохой простор для импровизации с обеих сторон. В последнее время перформансы стали предлагать различные режимы контакта для игроков. Каждый здесь может выбрать на свой вкус – лайт, средний, хард или даже хард с болью. Соответственно на самом легком режиме игроки просто смотрят красивое шоу и продвигаются по сюжету, а на харде и выше игра приобретает оттенки полной реальности, когда с игроком могут делать что угодно в рамках разумного, конечно. Опять же стоит повториться, что выбор контакта характерен исключительно для перформансов в жанре ужасы.

Все вышеописанное объясняет почему же жанр называется именно словом Performance. Команда игроков становится частью шоу, от исполнения которого на 90% будет зависеть успех квеста. Сюда приходят люди не для того, чтобы поломать голову, а чтобы побегать, покричать, получить недостающие эмоции, в некотором смысле разрядку, поэтому то каждый и выбирает режим под себя. Если буквально 2 года назад развивались в большем количестве эскейп-румы, то на данный период примерно 70% новых квестов являются перформансами. Благодаря этому игроки тоже в некоторой степени разделились на две группы. Первые – это люди, приходящие на квест семьями, с детьми или просто люди, которые хотят посмотреть на красоту декораций и размять мозги. Вторые – люди, специализирующиеся исключительно на прохождении перформансов, для которых после встречи с актерами обычный эскейп-рум уже не несет тех необходимых эмоций. Такие люди, как правило, даже чаще ходят играть. Все это создало огромное сообщество, которое знает друг друга, общается между собой и объединено одной общей идеей. Эти люди уникальны.

Жанр не стоит на месте и развивается буквально с каждым днем. Создатели предлагают уникальные планировки локаций, уникальные спецэффекты, уникальные фишки, характерные именно для данной локации. Порой квесты превращаются уже совсем в некое подобие театра. Но главной целью является - полный отрыв игрока от реальности, определенная психологическая атмосфера и открытие в нем ранее непривычных эмоций.

Обычно определяют так: перформанс – это некое заранее придуманное и срежиссированное действо, у которого есть сценарий, а в основе этого сценария лежит некая идея; хэппенинг – это «случайное» действие, у которого нет ни идеи, ни сценария, а вся суть в том, чтобы создать (в том числе при участии зрителей) неожиданную ситуацию и посмотреть, что будет; акция – действие с идеей, но без сценария и драматургии, начинается так, как задумал художник, а продолжиться может весьма неожиданно.

Но, как всегда, есть нюансы.

Например, первые исполнители перформансов не знали термина «перформанс». Они выступали в кабаре, придумывали «синтетический театр» и снимали экспериментальное кино, намеренно смешивая разные жанры – так что провести между ними границу бывает трудно. К тому же в английском языке performance – это любое «исполнение», от постановки спектакля до тактико-технических характеристик оружия, поэтому некоторые критики-искусствоведы-кураторы, чтобы избежать двусмысленности, предпочитают употреблять термин «художественная акция» – но тогда стирается разница между перформансом и акцией, описанная выше.

Художники, опять же, вносят путаницу. Если художник превращает создание картины в публичное представление, то что является произведением искусства – процесс или результат? Если он выдаёт зрителям цветные наклейки, которые надо в случайном порядке лепить на заранее подготовленную инсталляцию – то это инсталляция или уже хэппенинг? Если он делает акцию про политику, то где грань между художественным произведением с политическим месседжем и гражданским активизмом? (Скажем, когда возникла дискуссия о том, были ли акции Pussy Riot искусством или политическим действием, сами участницы группы высказывали противоположные точки зрения.)

А есть ещё искусство «социального поворота» («искусство социальных отношений», «коллаборативное искусство», «социально ангажированное искусство», «диалогическое искусство») – когда художник реализует с участием зрителей некий исследовательский проект или создаёт для них некое общественное пространство. С одной стороны, это что-то похожее на художественный акционизм, с другой – нечто совсем иное и не без своих собственных внутренних противоречий.

В общем, всё сложно.

Что читать: можно начать с книги «Искусство перформанса. От футуризма до наших дней» Роузли Голдберг, статей в «Художественном журнале», каталога выставки «Перформанс в России. Картография истории», записей лекций на YouTube (точно не подведут каналы «Теорий и практик», музея «Гараж», Андрея Великанова). Но наверняка забыла что-то суперважное (

Как и во всех случаях, когда речь идет о словах и понятиях с близким значением, единственного, правильного ответа на вопрос о различиях между перформансом и акционизмом быть не может. Но критерии разграничения задать важно и полезно.

Я бы предложила рассматривать акционизм в непосредственной связи с художественными практиками авангарда, в основе которых лежат антибуржуазные жесты провокации и шокирования публики. В связи с этим эстетика акционизма носит подчеркнуто плакатный, риторический, политический характер: некое индивидуальное или коллективное действие направлено на конкретного адресата и совершается ради достижения очень конкретного результата: призвать, обратить внимание, громко заявить, дискредитировать, вскрыть стереотипы восприятия. Хрестоматийный пример акционизма – театрализованные акции Кристофа Шлингензифа: в 1998 году он основал партию «Шанс-2000» и участвовал с ней на выборах в бундестаг, устраивая уличные перформансы с участием немецких безработных перед резиденцией канцлера Гельмута Коля; он же придумал проект «Вагнер-гонки», когда в течение нескольких дней по шоссе Рурской области носились автомобили с внешними динамиками, из которых доносилась музыка Вагнера.

Практики перформанса носят более закрытый и интимный характер и ориентированы на проверку границ человеческого существования в его физическом, психологическом, духовном измерениях и в целом носят проблематизирующий, вопрошающий характер. Не случайно перформанс всегда имеет ярко выраженное телесное измерение и содержательно представляет собой испытание границ и возможностей человеческого тела. Классический пример здесь – перформансы Марины Абрамович, которые строятся на столкновении переживаний боли, крови и физических пределов тела. Зритель в перформансе оказывается очень близко к перформеру, их роли и чувственные переживания оказываются предельно сближены. В большинстве случаев позиция зрителя в ее традиционном значении в ситуации перформанса оказывается невозможной и трансформируется в поступок как результат сознательного и в любом случае неизбежного выбора.

Художественного творчества, объединяющий возможности изо-искусства и театра. Ему предшествовали "живые картины", но окончательно он сложился в акциях представителей дадаизма и в особенности концептуального искусства. В отличие от хэппенинга, рассчитанного на активное зрительское соучастие , в перформансе всецело доминирует сам художник или специальные статисты, представляющие публике живые композиции с символическими атрибутами, жестами и позами.

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ПЕРФОРМАНС" в других словарях:

    - (performance англ.: исполнение) публичное создание артефакта по принципу синтеза искусства и не искусства, не требующее специальных проф. навыков и не претендующее на долговечность. Его сердцевина жест. Эпатаж, провокационность… … Энциклопедия культурологии

    - (английское performance спектакль, представление), направление в неоавангардистском искусстве 1970 80 х гг.: система действий исполнителя или исполнителей, рассчитанная на публичную демонстрацию (например, создание художественного произведения… … Современная энциклопедия

    перформанс - а, м. ст. фр. performance f.,> англ. Бурный успех. Сл. конца 19 в. Эрудит 1995. Перформанс, или перформэнс арт, .. объединяет как равноправные разные визуальные искусства: театр, танец. музыку, видео. поэзию и кино. Действие разыгрывается не в … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (перфоманс) (англ. performance, букв. представление), вид художественного творчества, объединяющий возможности изоискусства и театра. Ему предшествовали «живые картины» (см. ЖИВЫЕ КАРТИНЫ), но окончательно он сложился в акциях представителей… … Энциклопедический словарь

    - [англ. performance исполнение, действие] 1) театр. представление, спектакль; трюки; 2) лингв. употребление языка, языковое (речевое) действие. Противоп. КОМПЕТЕНЦИЯ. Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006 … Словарь иностранных слов русского языка

    Сущ., кол во синонимов: 1 акционизм (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Перформанс (англ. performance исполнение, представление, выступление) форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу… … Википедия

Если во время прогулки по городу вы увидели группу людей, совершающих необычные действия, не торопитесь делать выводы. Вероятно, вы стали зрителем перфоманса, а значит соприкоснулись с современным искусством.

Это художественное направление появилось не так давно, но уже успело получить широкое признание и завоевать много поклонников. Что же такое перфоманс? Чем он отличается от традиционных форм искусства?

Что означает слово «перфоманс»?

Происхождение термина связано с английским словом performance , которое переводится как «выступление, исполнение» . Пионером данного направления был американский композитор и художник Джон Кейдж. В 1952 году именно этим словом он обозначил свое представление «4′33″», называемое иначе «4 минуты 33 секунды тишины».

Как одна из форм искусства перфоманс стал широко использоваться в 1960-х годах и до сих пор остается востребованным среди ценителей музыки, живописи и театра.

Что такое перфоманс?

В основе перфоманса лежит действие исполнителя. Если в других направлениях искусства главную роль играют картины, скульптуры, другие осязаемые предметы, то в перфомансе произведением становится сам автор. Иногда это понятие связывают с танцами, театральными представлениями, балетом, но в чистом виде перфомансом считают взаимодействие исполнителя со зрителем.


При помощи собственного тела автор старается передать свои эмоции, определенные идеи и мысли, выстраивая некий незримый мост между собой и наблюдающими.

Нередко подобные представления становятся совершенно неожиданными для сторонних людей. Если зритель не подготовлен, он может не сразу понять, что происходит на самом деле. Между тем, в перфомансе высоко ценится мнение каждого человека – как знатока современного искусства, так и случайного прохожего.

По этой причине такие выступления нередко проводятся не на сцене, а в общественных местах, обычно – на улице.

Базовые элементы перфоманса

Перфоманс включает в себя четыре базовых элемента, которые выделяют его на фоне таких традиционных предметов искусства, как живопись или скульптура. К этим элементам относятся тело исполнителя, взаимодействие между автором и зрителем, место и время. Основываясь на них, можно сказать, что перфоманс – это живая картина, представленная публике в конкретном месте и в конкретное время.

Перфоманс предполагает определенный сценарий, где продуманы даже самые мелкие движения. Исполнитель примеряет на себя роль персонажа и следует какой-то поведенческой модели, которая позволяет выразить идею его представления с помощью жестов, поз, каких-то символических атрибутов.


При этом посторонние люди не вовлекаются в процесс, а являются лишь наблюдателями. Часто перфоманс представляет собой пародийное, ироничное действо, рассчитанное на эпатаж и произведение впечатления на зрителя.

Какие бывают виды перфоманса?

Перфоманс бывает нескольких видов, что зависит от смысла и цели представления. Чаще всего аудитории предлагается концептуальное (классическое) исполнение, но иногда на улицах можно увидеть такие оригинальные действа, как соц-арт-перфоманс или провокативный перфоманс.

В первом случае представление строится на желании автора показать реальную достоверность происходящего, во втором случае – продемонстрировать свой необузданный характер и вызвать у зрителя потрясение от увиденного, даже шок.

Чем перфоманс отличается от традиционного искусства?

Основное отличие перфоманса от традиционного искусства заключается в объекте произведения. Если в классике в центре внимания находится обезличенный предмет (картина, статуя), созданный неким автором, то в перфомансе главным является сам автор.

Если театр требует отрепетированности сцены, то перфоманс хоть и продумывается до деталей, но предполагает эффект неожиданности и спонтанных действий во время представления. В нем нет такого понятия, как роль.


То, что делает исполнитель, является, скорее, определенной поведенческой моделью, то есть во время представления он в действительности переживает созданную им ситуацию и глубоко погружается в реальность.



Похожие статьи
 
Категории