Что такое критика - определение и задачи. Литературная критика

23.02.2019

Словарь Ушакова

Критика

кри тика , критики, жен. (от греч. kritike).

1. только ед. Обсуждение, рассмотрение, исследование чего-нибудь, проверка чего-нибудь с какой-нибудь целью. Подвергнуть что-нибудь критике. Отнестись к чему-нибудь без всякой критики. Критика чистого разума (сочинение нем. философа-идеалиста Канта, создателя т.н. критической философии).

2. только ед. Научная проверка подлинности, правильности чего-нибудь (филол. ). Историческая критика (проверка правильности фактов, сообщаемых историческими документами). Критика текста (проверка подлинности текста какого-нибудь писателя).

3. Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор. Произвести критику чего-нибудь. Строгая критика. Ниже всякой критики (не удовлетворяет самым низким требованиям). Не выдерживает критики (см. ).

4. только ед. Неблагоприятная оценка, указание недостатков, порицание, нападки. Критика действий администрации.

5. только ед. Анализ, истолкование и оценка художественных произведений. Белинский занимался критикой.

| Особый литературный жанр, преимущественно журнальный, посвященный разбору текущей художественной литературы. Критика шестидесятых годов. История русской критики.

6. Статья, содержащая в себе критику художественного произведения (устар. ). Писать критики.

Политическая наука: Словарь-справочник

Критика

(от греч. kritike искусство разбирать, судить)

1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика);

2) отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;

3) исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Риторика: Словарь-справочник

Критика

(др.-греч.

1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении

2)

3) в линг .: критика языка.

4) в риторике

Фразеологический словарь русского языка

Критика

Не выдерживает (никакой ) критики, ниже всякой критики - о чем-либо не удовлетворяющем самым снисходительным требованиям

Словарь лингвистических терминов

Критика

(др.-греч. кριτική искусство разбирать, судить)

1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении : анализ художественного произведения;

2) исследование, научная проверка подлинности ч.-л.

3) в линг .: критика языка.

4) в риторике : один из типов опровержения, нацеленный на показ несостоятельности или неприемлемости предложений оппонента; цель К. – побудить аудиторию принять иное решение.

Гаспаров. Записи и выписки

Критика

♦ отвечает на вопросы, задаваемые произведением, литературоведение восстанавливает вопросы, на которые отвечало произведение. Критика как организация вкуса (единства ответов): "кто еще из читателей "Задушевного слова" любит играть в солдатики?" Симонид открыл науку помнить, критика - науку забывать: именно она умеет восхищаться каждой метафорой, как первой метафорой на свете. Белинский начинал каждую новую рецензию с Гомера и Шекспира, потому что ему нужно было всякий раз перестроить историю мировой литературы с учетом нового романа Жорж Занд. Чехов поминал Стасова, которому природа дала драгоценную способность пьянеть даже от помоев, - послушав НН, я подумал, что эта способность не личная, а профессиональная.

♦ Смысл всякой критики: "Если бы я был Господом Богом, я бы создал этого автора иначе".

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Критика

Критика

♦ Critique

Вынесение решения или оценки. В частности, в философии критикой принято называть суждение о суждении. Критиковать значит выносить на суд разума наши познания, наши ценности и наши убеждения. Следовательно, разум здесь судит сам себя, что и делает критику необходимым (разум, не изучающий сам себя, грешит против разума) и непрерывным процессом (движение по кругу). Избежать попадания в этот круг нельзя, как нельзя и выйти из него.

Риторика: Словарь-справочник

Критика

(др.-греч. кριτική искусство разбирать, судить)

1) Оценка, разбор, анализ; в литературоведении : анализ художественного произведения;

2) исследование, научная проверка подлинности ч.-л.

3) в линг .: критика языка.

4) в риторике : один из типов опровержения, нацеленный на показ несостоятельности или неприемлемости предложений оппонента; цель К. – побудить аудиторию принять иное решение.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Критика

/ Критицизм философский

♦ (ENG critique / criticism philosophical)

(греч. kritikes - искусство критицизма)

критическое исследование философского или теологического предмета. Иммануил Кант (1724-1804) написал знаменитые критики: "чистого разума" (1781), "практического разума" (1788), "способности суждения" (1790).

Энциклопедический словарь

Критика

(от греч. kritike - искусство разбирать, судить),

  1. разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).
  2. Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков.
  3. Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).
  • высказывания , подчёркивающие недостатки, дефекты чего-либо.
    • Звучит критика в адрес правительственной политики.
  • филол. литературы или публицистики, связанный с обсуждением, разбором явлений литературы и искусства.
    • Театральная критика.
  • "камень в ваш огород"
  • "самовыражение неудачников", по определению Гитлера
  • анализ произведения автора
  • ж. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка. Историческая критика, разбор бытейский, розыск о событиях, очистка их от прикрас и искажений. Людской критики не избежать, пересудов, осуждений, охуждений. Крbтиковать что, делать разбор, розыск и заключенье по нем о достоинстве чего-либо; охуждать, осуждать, порицать или хаять, опорочивать. -ся, быть критикуему, осуждаему; опорочивать друг друга взаимно. Критик, кто критикует; разборщик, разбиратель; хулитель, порицатель. Критически, на критике, разборе основанный; способный к здравому, верному сужденью, к оценке; склонный к порицаниям, к отысканью недостатков; затруднительный, опасный (см. кризис), ведущий к перелому, к перевороту. Критические исследования; верный, критический ум; критическое направленье, взгляд на что; критическое положенье: критический пот в болезни. Разобрать что критически, на основании здравой критики. Критерий, критериум м. оселок, верный признак для распознания истины. Логический критерий, основанный на самом образе мышленья
  • замечания в адрес автора
  • кто ж ее любит
  • литературный жанр
  • нелицеприятное суждение о книге автора
  • отзыв о произведении
  • отрицательное суждение
  • оценка качества литературного опуса
  • порицание в чей-то адрес
  • разбор и оценка произведения
  • разбор произведения по косточкам
  • разбор труда писателя
  • разбор труда поэта
  • разбор труда романиста
  • разбор, обсуждение
  • разнос произведения
  • советы от оппонентов
  • суждения
  • указание на недостатки
  • «искусство судить»
  • «самовыражение неудачников», по определению Гитлера
  • анализ, обсуждение с целью дать оценку
  • по мнению Фаддея Булгарина, ... в литературе то же, что полиция и судебная часть в государстве
  • разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений
  • разбор и оценка литературного произведения
  • придирчивый поиск соринок в чужом глазу
  • конструктивные замечания
  • талант препарирования талантов
  • сочинение Карла Маркса «... Готской программы»
  • комедия Мольера «... школы жен»
  • перемалывание косточек произведению искусства
  • отзыв о творчестве
  • разбор произведения
  • рецензия на труд поэта
  • «камень в ваш огород»
  • разбор недостатков
  • кто ж ее любит?
  • (греч. krittke, от krino - сужу). Разбор и суждения о достоинствах и недостатках какого-либо предмета, труда, особенно сочинения; обсуждение, оценка.
  • греч. kritike, от krino, сужу, рассуждаю, спорю. Осуждение и разбор предмета, подробные и основательные.
  • обсуждение и исследование предмета. Философская к. рассматривает только идею предмета и отношение её к представлению. Историческая к. состоит в исследовании подлинности письменных памятников. Художественная к. исследует внутреннее эстетическое достоинство художественного произведения.
  • разбор и обсуждение; производимая на основании исследования оценка к.-н. научного положения или целой системы, произведения искусства, отдельных поступков лица и всего его характера и проч. и проч.
  • Придирчивый поиск соринок в чужом глазу.
  • Нелицеприятное суждение о книге автора.
  • Указание на недостатки.
  • Конструктивные замечания.
  • Перемалывание косточек произведению искусства.
  • Разбор и оценка литературного произведения.
  • Комедия Мольера «... школы жен».
  • Талант препарирования талантов.
  • Сочинение Карла Маркса «... Готской программы».
  • Советы от оппонентов.
  • по мнению Фаддея Булгарина, КРИТИКА в литературе то же, что полиция и судебная часть в государстве
  • сочинение Карла Маркса «КРИТИКА Готской программы»
  • комедия Мольера «КРИТИКА школы жен»

Синонимы к слову критика

    • осуждение

Гипонимы к слову критика

    • разнос

Гиперонимы к слову критика

    • высказывание
    • обсуждение
    • суждение

Антонимы к слову критика

    • воспевание
    • одобрение
    • похвала

Однокоренные слова для критика

  • глаголы

    • критиковать
    • раскритиковать

    наречия

    • критично
    • критически

    прилагательные

    • критичный
    • критический

    существительные

    • критик
    • критикан
    • критиканство
    • критичность
    • самокритика

Фразеологизмы для слова критика

    • суровая критика
    • беспощадная критика
    • мягкая критика
    • ниже всякой критики

Мягко перетек в область критики и степени ее необходимости в жизни каждого человека.

Люди обмениваются информацией, как это делают все живые существа на земле. Даже бактерии общаются между собой при помощи определенных химических веществ. Они сообщают своим соседям по микробной колонии, что там происходит за пределами их популяции. Как там с едой, с кислородом, со вражескими бактериями и вирусами, и вообще… есть ли жизнь за чашкой Петри.

В психологии очень много ведется разговоров про сообщения - «взаимные поглаживания». Это ситуации, когда мы друг другу сообщаем, что мы приятны и приняты друг у друга. Это как взаимные комплименты, но в повседневной жизни такая позитивная поддержка менее заметна и происходит практически «на автомате». Нам человек нравится, мы ему посылаем сигналы, что он ОК, и он нам возвращает тоже самое.


Но люди не только друг друга хвалят. Многое в отношениях и взаимодействиях бывает ОК, а много не ОК. Так вот такой же неотъемлемой частью психологических интеракций является сообщение окружающим, что вы не чувствуете себя хорошо в отношениях. Это, кстати, тоже немаловажно.

У всех есть зеркальные нейроны, которые обуславливают способность к эмпатии, но эмпатия все-таки во многом вопрос воображения. Люди принимают во внимание то, что им подсказывает собственный опыт. В итоге они могут поступать с другими так, как диктует им содержимое их психики. Далеко не факт, что окружающие хотят именно того, что нам кажется мы бы хотели на их месте. Таким образом, очень полезно сообщить словами, что мне нехорошо, я так не хочу, а хочу по-другому. Фактически сообщить оппоненту, что его поведение нежелательно.

Другой момент, который необходим в отношениях, это возможность сообщить свою точку зрения, рассказать, как ты видишь ту или иную ситуацию. Так сказать, сверить карты мира. А видишь ли ты то, что вижу я? Говорим ли мы об одном, или о разном? Видение ситуаций может расходиться. Существование одной точки зрения может отрицать другую, делая ее автоматически неправильной.

Собственно эти два вида сообщения и составляют основу критики. Естественно сказать об этом всем можно по-разному и с разной целью. В связи с этим различают такие виды критики:


1. Конструктивная , когда сообщения имеют целью наладить существующее положение вещей, улучшить взаимоотношения, понять друг друга лучше. При этом человек критикующий:

  • настроен доброжелательно,
  • не пересекает социальных границ,
  • не залезает в личное пространство критикуемого,
  • заинтересован в выработке какого-то нового решения,
  • готов уступить свои позиции ради консенсуса,
  • делает это своевременно, т.е. когда исправление ситуации возможно,
  • четко может объяснить, чего он хочет.
2. Неконструктивная критика связана с ситуациями, когда она бесполезна. Она может быть дана:
  • слишком поздно (тебе надо было сделать…)
  • некомпетентным лицом (если бы я был летчиком…)
  • неприменима к конкретной ситуации (что нужно делать с шумным ребенком, без знания, почему ребенок шумит)
  • смысл критики противоречит желанию критикуемого (надо покупать не яблоки, а груши. Что делать, если я хочу именно груш?)
  • основана на чьем-то постороннем опыте, ценность которого сомнительна (вот мой прадед в 1812 году…)
3. Деструктивная критика , по сути, не критика, а форма агрессии. Никто никакого консенсуса не ищет, а удовлетворяет свои эмоциональные нужды, спуская разного рода негатив на критикуемого. Либо же в этом случае критика используется как инструмент манипуляций.

Основной посыл такой критики - опустить оппонента хотя бы на ступень ниже и за счет этого победить. Заставить другого делать то, что хочет критик. И если уж не заставить сделать, то уж, по крайней мере, вызвать у критикуемого чувство вины и стыда.

При этом критик обычно не может нормально объяснить, что ему не нравится конкретно, что нужно сделать чтобы понравилось («убей себя об стену» и абсурдные замечания не в счет). Его критика звучит как приказ и оскорбление. Такая критика часто базируется на оценке личности, приписываемых критикуемому.

Совсем не обязательно деструктивная критика - это ор и ругань. Чаще всё проходит довольно спокойно и даже замаскировано под добрые намерения. Маскируются такие деструктивные критики для того, чтобы снизить возможность жертвы защищаться или же вообще как-то исправиться и быть лучше. Консенсус и точные указания не входят в планы, потому что лишают смысла слив негативных эмоций на жертву.

Например, непрошенные советы очень часто на самом деле являются деструктивной критикой. Свекровь, вкушая торт невесткиного приготовления может выдать фразу «если ты хочешь испечь действительно хороший торт, то тебе нужно купить продукты лучшего качества». Это нередко подразумевает, что «торт, который ты претендуешь называть хорошим, полный отстой, это потому что ты кладешь в него всякую дрянь», а значит «ты дрянная хозяйка». Такая критика очень часто замаскирована под желание добра, но на самом деле такие критики очень мало заботятся о том, какой торт в следующий раз выйдет.

Второй вариант замаскированной деструктивной критики «критическое ИМХО». Люди высказывают свою негативную оценку чего бы то ни было, как аксиому. Потому что они так видят. Они отказываются обсуждать или как-то входить в дискуссию по поводу того, что им не нравится. Основная идея, что они просто могут говорить в любой форме, любую гадость, а другие должны это слушать. Более того, ожидается благодарность и признательность за каждый ушат грязи, который они выливают на критикуемого.

Опять же многое исходит из детства. Часто критика со стороны родителей бывает как раз неконструктивной, а скорее манипулятивной. У ребенка стараются вызвать чувство вины и стыда. После чаду преподносится это как проявление любви. Ведь если не критиковать, то из ребенка человека не вырастет. Если критикуют, значит, любят, значит, на вас не наплевать. Вот если никто тебя не критикует - то ты никому не нужен. Чем жёстче критика, тем она полезнее. Каждый должен критику терпеть, потому что это «для пользы».

Несколько мифов по поводу критики и ее значения в жизни:

1. Критику не любят только неуверенные слабаки.

На самом деле среди потоков критики в сторону любого человека большую часть занимает критика неконструктивная и деструктивная. С какой целью эти виды критики надо любить и терпеть. Они мало полезны в жизни.

Кроме неприятных эмоций от вторжения в границы, человек ничего не получает. В этом случае слабаком можно назвать такого человека, который себя не ограждает от потока бесполезной критической информации, не говорит «нет» «злобным критикам».

2. Критикующие люди всегда дают возможность человеку увидеть себя с другой стороны.

На самом деле у критиков бывает весьма специфический и далеко не непредвзятый взгляд. Часто они просто проецируют свои проблемы на других. Информация о внутреннем мире и внутренних конфликтах критика большинству людей совершенно бесполезна.

3. Люди вокруг знают о тебе больше, поэтому нужно слушать, что они тебе говорят.

Это утверждение перекликается с номером 2. И даже если они действительно знают больше, совсем не обязательно, что их мнение по поводу того, что они знают, окажется верным и нужным.

4. Если ты сказал «А», будь готов быть забросан за это камнями.

Многие считают, что любой ваш поступок развязывает окружающим руки для любого вида агрессии. Это как «вышла в короткой юбке, не жалуйся что изнасиловали, сама хотела». Если вывесил фотографии, получи ушат коричневого ИМХО в лицо. Написал о чем-то личном в дневнике, будь готов к смешиванию своей личности с грязью.

5. Если я хочу человеку добра (даже теоретически) то могу себя не сдерживать.

«Добро» понятие очень растяжимое. Не все добро кому-то нужно.

6. Если тебя критикуют, тебе хотят добра.

7. Без критики ты не сможешь стать лучше, чем сейчас.

И если ты отказываешься выслушивать критические замечания в свой адрес, то люди тебя разлюбят.

Зачем критики это делают?

Один из самых серьезных факторов,толкающих деструктивную критику и часть неконструктивной критики, наличие раздутого собственного Я. Т.е. «Я» очень значимо, «мое мнение очень важно» для всех, его нельзя оспаривать. Если ты говоришь, что тебе не важно мое мнение, то я могу тебя перестать любить (расфренжу тебя!). Хуже этого вообще ничего нельзя придумать. А еще я тебе никогда больше не скажу своего мнения. Это как анафема.

Другая причина, не менее значимая - те самые детские привычки, связанные с критикой. Люди иногда просто не мыслят других отношений, дружбы и любви. То есть, как вот это все, и без критики? О чем говорить-то? Как о друзьях-любимых-родных заботиться?

Еще одна немаловажная причина - люди не умеют справляться со своими негативными эмоциями, пускать их в нужное русло, не сбрасывая на других, поднимать свою самооценку путем работы над собой, а не за счет унижения других.

И конечно в этом явлении играют роль не только критики. Важно не только содержание, но и ее восприятие. Но это в следующий раз.

Все пишущие люди делятся на две категории. К первой относятся создатели литературных произведений. К второй — те, кто посвящает этим произведениям критические статьи. Есть ещё и третья категория, в которую выходят люди, не умеющие писать, но весьма уважающие этот творческий процесс. Но в сегодняшней статье речь пойдет не о них. Нам предстоит разобраться в том, что такое критика. Для чего она нужна? В чём состоит работа литературного критика?

Определение

Что такое литературная критика? Ответить на этот вопрос в двух словах нельзя. Это богатое, разнообразное понятие. Писатели и ученые не раз пытались дать определение литературной критики, но у каждого из них получилось свое , авторское. Рассмотрим происхождение слова.

Что такое " критика" ? Это слово латинского происхождения, которое переводится как " суждение" . Римляне заимствовали его у эллинов. В древнегреческом языке есть слово κρίνω, означающее " судить" , " выносить приговор" . Давая общее определение критики, стоит сказать, что она может быть не только литературной, но и музыкальной. В каждой области искусства есть люди, создающие произведения, и те, кто анализирует и дает им оценку.

Существуют такие профессии, как ресторанный критик, театральный критик, кинокритик, арт-критик, фотокритик и так далее. Представители этих специальностей — отнюдь не праздные наблюдатели и пустословы. Анализировать и разбирать произведение, будь то литература, живопись и киноискусство, умеет не каждый. Для этого необходимы определенные знания и навыки.

Музыкальный критик

Эта профессия возникла не так давно — всего-то в XIX веке. Конечно, и до этого были люди, рассуждающие о музыке и посвящающие этой теме свои заметки. Но лишь с появлением периодической печати появились специалисты, которых можно было уже назвать музыкальными критиками. Они писали трактаты уже не на общие гуманитарно-философские темы, упоминая время от времени творчество того или иного композитора. Они заняли доселе свободную нишу.

Что такое критика музыкального произведения? Это анализ и оценка, основанная на глубоких знаниях и опыте. Это специальность, которую приобретают в высшем учебном заведении. Для того чтобы стать критиком в этой области, следует сперва окончить музыкальную школу, затем специализированное училище, потом уже поступить в вуз, например, в консерваторию имени Чайковского на историко-теоретический факультет. Как видим, приобрести эту профессию нелегко.

Возникновение критики

Основы этой науки зародились еще в Древней Греции. В античности, конечно, ещё не было теоретиков, ревностно контролирующих литературный процесс. Афинские граждане не собирались на площади для того, чтобы послушать трактат литературного критика, разбивающего в пух и прах " Орестею " Эсхила или " Медею" Еврипида . Но долгие, пространные рассуждения Аристотеля и Платона есть не что иное, как попытка понять, для чего человеку нужно искусство, по каким законам существует и каким должно быть.

Цели критики

Почвой для возникновения и развития этой науки служит появление художественных текстов. Что такое критика? Это то, что не может существовать без художественной литературы. Критик в своей работе преследует следующие цели:

  • Выявление противоречий.
  • Разбор, обсуждение.
  • Выявление ошибок.
  • Научную проверку исторической достоверности.

Ежегодно создается великое множество литературных произведений. Наиболее талантливые из них находят своих читателей. Впрочем, нередко бывает так, что и произведение, лишенное какой-либо литературной ценности, вызывает немалый интерес. Литературные критики не навязывают своего мнения читателям, но оказывают на их восприятие огромное влияние.

Когда-то давно на литературном поприще появился никому не известный писатель из Малороссии . Его небольшие, романтические рассказы были достойны внимания, но нельзя сказать, что ими зачитывались. Творчество молодого писателя получило резонанс в обществе с легкой руки именитого критика. Звали его Виссарион Белинский. Начинающего писателя — Николай Гоголь.

Критика в России

Имя Виссариона Белинского известно каждому из школьной программы. Этот человек оказал огромное влияние на творчество многих писателей, ставших впоследствии классиками.

В России литературная критика сформировалась в XVIII веке. В XIX столетии она приобрела журнальный характер. Критики всё чаще стали затрагивать в своих статьях философские темы. Анализ художественного произведения стал предлогом для раздумий над проблемами действительной жизни. В советскую эпоху, особенно в двадцатые годы прошлого века, наблюдался процесс разрушения традиций эстетической критики.

Критик и писатель

Несложно догадаться, что между ними отношения складываются не слишком гладко. Между критиком и писателем существует неизбежный антагонизм. Этот антагонизм обостряется тогда, когда на создание художественных текстов и их рассмотрение влияют амбиции, стремление к первенству и прочие факторы. Критик — это человек с литературным образованием, анализирующий художественное произведение без учета политических и личных пристрастий.

Отечественной истории известно немало случаев, когда критика находилась на службе власти. Именно об этом рассказано во всемирно известном романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Писатель не раз сталкивался с недобросовестными критиками. В реальной жизни отомстить им никак не мог. Единственное, что ему оставалось, создать неприглядные образы Латунского и Лавровича — типичных критиков 20-х годов. На страницах своего романа Булгаков отомстил своим обидчикам. Но ситуацию это не изменило. Многие прозаики и поэты все так же продолжали " писать" в стол. Не потому, что их произведения были бесталанными, а потому, что не отвечали официальной идеологии.

Литература без критики

Не стоит полагать, что критики лишь тем и занимаются, что превозносят либо уничтожают творчество того или иного автора. Они в некотором роде контролируют литературный процесс, и без их вмешательства он бы не получил своего развития. Настоящий художник должен адекватно реагировать на критику. Более того, она ему необходима. Пишущий человек, убежденный в высокой художественной ценности своих творений и не прислушивающийся к мнению коллег, - скорее не писатель, а графоман.

Одним из разрушителей отношений является критика. Обойти её стороной – значит потерять еще один мощный ресурс для развития не только отношений, но и себя самого.

Что же такое критика? Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует.

Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения?

Связано это с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с подсознательными целями.

А теперь подробнее. Сознательные цели – то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели – то, что мы реально хотим (на это влияет наше подсознание).

Подсознательная цель

Существует несколько подсознательных целей, из-за которых проявляется критика:

Подсознательная цель – Пример из жизни (вы самостоятельно можете дополнить, их каждый день мы слышим)

  1. Сделать больно (отомстить) – “ты пьяная сволочь...”, “ты засранец, не помыл за собой...”, ”ты тупой...” и др.
  2. Защититься от чрезмерных требований кого-либо – “я всё вымыла, а Саша не вымыл за собой”, “а ты сама ничего не делаешь” и др.
  3. “Я самый несчастный” (когда в жизни ничего не устраивает) – “Всё бесит!”, ”Всё раздражает”, ”Муж у меня не тот”, “Дети не те”, “Зарплата не та!”, “Муж равнодушный, не помогает!”, “Мама достала!” и др.
  4. Доказать Себе, что я Самый-самый (ая)… (лучший, умный, любимый, красивый) – “Сколько раз тебе можно говорить?!”, “кто кладет зубную щетку туда?!”, “Вот я свои вещи всегда складываю!”

Эти подсознательные цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.

Поэтому, когда вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими.

Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь каждый день, как на тренажере.

Для этого необходима осознанность: Чего я хочу больше?
Вы хотите обидеть, унизить кого-то, защититься или что-то доказать себе?
Или улучшить ситуацию?

Чтобы вы не выбрали – это не хорошо и не плохо.

Это просто влияет на вашу жизнь и дает абсолютно противоположные результаты. Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь наполнять свою жизнь, и жить в этом. И не все, кто сейчас рядом с тобой, останутся. Кому-то это подходит, а кто-то выберет что-то другое, и будет строить другую жизнь (про месть мы писали в статье: что такое месть. А также говорили в третьем видеоподкасте).

Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право.

Критика сужает пространство, взгляд на жизнь, уменьшает внутреннюю энергию (об этом мы еще писали в статье: что такое напряжение). А для улучшения ситуации нужно допустить, что и другой человек видит ситуацию правильно, или что все происходит так, как лучше.

Например, “Немытая посуда, зато дочка хорошо отдохнула”, “Муж пришел пьяный, зато живой” (ведь завтра можно обсудить это, а может ему премию дали, или путевкой на двоих наградили, или он отравится и сам не будет больше пить).

Конструктивная критика

Если вы хотите улучшить ситуацию, то пользуйтесь конструктивной критикой.
Конструктивная критика включает в себя 3 компонента:

  1. Возможность быть искренним и честно сказать другому человеку, что нам не нравится.
  2. Улучшить отношение с этим человеком, так как мы предполагаем, что он нас слышит, уважает, готов сотрудничать (у него просто может быть другой взгляд или он чего-то не понимает).
  3. Получение желаемого результата. Например: “в следующий раз дочка моет вовремя посуду”, “муж приходит трезвый”, “повышают зарплату”

Если Вы решили покритиковать, заметили за собой, что вы уже критикуете или начинаете, важно остановиться, найти внутреннюю точку уважения себя и другого и использовать 3 компонента конструктивной критики (см. выше).

Например, что делать, когда хочется покритиковать дочку за немытую посуду:

  1. Скажите о своих чувствах (будьте искренны) – когда я прихожу с работы и вижу немытую посуду, то я расстраиваюсь.
  2. Говорите об отношениях – я тебя люблю, ты моя любимая дочка.
  3. Предложите – и мне бы хотелось, чтобы наш уговор соблюдался. Может быть, тебя что-то не устраивает, давай поговорим.

Конструктивная критика предполагает внутреннюю открытость, возможность договориться по-другому.

Сначала будет не сразу получаться. Напомню, что процесс личностного изменения, появления новых привычек происходит постепенно (об этом мы писали в статье: Как формируются новые привычки).

Навык конструктивно критиковать приходит с практикой. Благодаря этому навыку снимается напряжение в отношениях, и они становятся более открытыми и искренними.



Похожие статьи
 
Категории