Что такое маленькая родина. Классный час (9 класс) на тему: Моя малая родина

02.04.2019

Что есть «малая родина»? Существует множество подходов к осмыслению феномена «малой родины». Данный феномен рассматривается в качестве литературной метафоры, топографической категории, осуществляют его феноменологический и структурный анализ с позиции различных научных дисциплин. Но это ещё и психологический феномен. Бесспорно, слово «родина» является однокоренным слову «рождение». Поэтому часто родина понимается именно, как место рождения. Родина может иметь довольно большой масштаб страны, государства. Тогда это понятие претендует на некую объективность, всеобщность для определённой группы лиц. Под «малой родиной» можно понимать определённый относительно небольшой регион, населённый пункт, местность, которые выделены субъективно и индивидуальны для каждого носителя данного феномена. Для каждого человека место его рождения имеет определённое субъективное значение. Часто именно место рождения метафорически называют «малой родиной». «Малой родиной» для человека также может являться место, с которым связаны детские воспоминания. Случается и такое, что феномен «малой родины» находит свою локализацию в тех местностях, в которых человек пробыл недолгое время или не был вообще, но знает о них, мечтает там побывать. Эти местности могут быть связаны с героическим прошлым его предков. Особенно это характерно для представителей знатных родов, творческой элиты, которые чтят свои семейные традиции и традиции своего народа. Случается так, что человек, являясь носителем культуры меньшинства в обществе, отождествляет себя с носителями той культуры, которая для него ценностно значима. «Малой родиной» он будет считать ту территорию, на которой данная культура является доминантной. Феномен «малой родины» нашёл своё отображение в литературном, художественном и других видах творчества. А также сюжет матери-земли, дающей силу, очень распространён в мифологиях различных народов мира .

К «малой родине» человек испытывает положительные, тёплые чувства. Она имеет для него определённое, можно даже сказать, сакральное значение (завещание быть похороненным в «земле отцов» - один из рудиментов подобной сакрализации), часто поэтизируется и идеализируется, представляет определённую ценность .
Существуют разные подходы к определению «малой родины» с различных научных позиций. Нам более эмпанирует позиция Крылова М. П., так как она более психологична. В своей статье «Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности», опубликованной в журнале «Мир психологии 2005 №3», он приводит следующее понимание «малой родины»: «малая родина» - это восприятие множественностью взаимодействующих индивидов своей среды обитания, как особой, некой условной целостности, обладающей внутренней культурной и пространственой логикой, и представляющей совокупность пространственныхидентичностей в пределах региона, включая идентичности населённых пунктов и местные проявления идентичности .

Поэтому изучать феномен «малой родины» через категорию идентичности представляется нам наиболее адекватным. Так как данный феномен имеет своё топографическое измерение, с которым человек связан исторически и мифически, сопричастность к какой-то территории с её социокультурными традициями выражается посредством идентичности .

Идентичность - это психическое образование, которое является следствием процесса идентификации. В широком смысле слова, идентификация (от лат. - отождествление) - это эмоционально-когнитивный процесс неосознанного отождествления субъектом себя с другим субъектом, с группой, образцом.

Существует несколько подходов к осмыслению идентичности. Теоретической базой данного исследования является когнитивный подход, предложенный Г. Тэджфелом и Дж. Тэрнером с их пониманием социальной идентичности .

На основании вышеизложенной теоретической базы, попытаемся дать определение феномена «малой родины»:
Феномен «Малой родины» - это идентификация с ценностно значимым регионом, отыгрывающим значительную роль в формировании личности, данная идентификация осуществляется посредствам включение себя в группу носителей социокультурных традиций данного региона.

В данном исследовании феномен «малой родины» соотносится с категорией локальной идентичности. А именно, является её разновидностью. Локальная идентичность может выступать в качестве частной категории по отношению к понятию региональная идентичность.

Локальная идентичность, разновидностью которой является феномен «малой родины» детерминирует поведение не только на уровне когнитивной регуляции, но и на эмоциональном, часто неосознанном уровне. «Малая родина» также является и ценностным феноменом. Пространство «малой родины» насыщено не просто объективным предметным миром, но и явлениями, с которыми, посредством своих переживаний, соотносится человеческое Я.
Личность формируется в определённой социокультурной среде. Именно та среда и тот регион, которые оказали наибольшее влияние на становление личности человека, обозначаются понятием «малая родина». При этом сам человек ощущает на себе это влияние. Человек включен в группу жителей региона. Он начинает выделять черты, отличающие данную группу от всех остальных и уже способен проводить сравнение с другими группами. Если своя группа обладает большим количеством положительных характеристик по сравнению с другими, то формируется положительная идентичность, если меньшим, то отрицательная.

Феномен «малой родины» может проявляться в том, что человек осознаёт себя в первую очередь жителем небольшой местности, а уже потом жителем страны или представителем нации. Иногда человек стремится сохранить локальную культуру того региона, который он считает своей малой родиной. И считает себя носителем этой культуры.
Изучение феномена «малой родины» даёт возможность понять, что чувствует человек, на долгое время оказавшийся вдали от дома. Помогает изучить процесс адаптации к новым социальным и культурным условиям.
Образ «малой родины» формируется через призму человеческого Я, которое было сформировано под влиянием определённого региона с его социокультурными традициями. Образ «малой родины» формируется на основании отражения отдельных значимых черт субъективно выделенного региона. Образ «малой родины» аккумулирует в себе жизненный мир личности. А само понятие приобретает феноменологический характер
.

Почему феномен «малой родины» становится актуален? В современном обществе наблюдается кризис идентичности. Полярность «глобализация -регионализация» может привести к актуализации феномена «малой родины», то есть на первый план выходит локальная идентичность, а не национальная или этническая. Люди стремятся выработать свои уникальные, свойственные относительно небольшой группе черты, а с другой стороны всё более стремятся к универсальности, глобальности. С одной стороны, глобализация представляет собой усиление взаимосвязей между людьми разных стран, этносов и культур, ведущее к формированию из населения земного шара единого человечества. С другой стороны, размываются культурные и этнические границы. Что ведёт к утрате самобытности, разрушению национальной идентичности. Наиболее чётко эти тенденции можно проследить на территории пограничья, где длительное время сосуществуют несколько этнокультурных групп. Здесь формируется особый тип человека, принадлежащего к нескольким культурам. На первое место начинает выходить региональная, а не этнонациональная принадлежность. Одна из причин - полиэтничность пограничного региона.

Гродненская область является пограничным регионом, входящим в состав белорусско-польско-литовского пограничья. В условиях взаимопроникновения культур обретает значимость феномен «малой родины».
В данном исследовании была осуществлена попытка эмпирического изучения содержания и эмоционального тона образа «малой родины» учеников областных и городских классов лицея № 1 г. Гродно младшего юношеского возраста (15-17 лет). Выбор данной возрастной группы не случаен, именно в данном возрасте формируется ценностно-смысловая сфера личности.

Был использован метод свободных интерпретаций. Испытуемым предлагалось продолжить высказывание: «малая родина» для меня - это...».
Большинство учеников областных классов определили «малую родину», как «место, где я родился (родилась)». Большинство учеников городских классов определили «малую родину», как «город Гродно». На втором месте оказалось определение «малой родины», как «дома» среди областных классов, и как «семьи» среди городских. Появление категории «дом» у учеников областных классов весьма интересно. Следует отметить, что они постоянно проживают в Гродненской области, в Гродно они приехали на время обучения. Возможно, в таких условиях для них особую значимость обретает дом.
Для определения эмоционального тона образа «малой родины» был использован метод семантического дифференциала.
В областных классах большинство испытуемых характеризовали образ «малой родины», как возвышенная, нежная, хорошая, открытая, светлая, таинственная, успокаивающая в городских классах большинство испытуемых посчитали критерии «низменная-возвышенная», «грубая-нежная», «хорошая-плохая», «открытая-закрытая», «тёмная-светлая», «таинственная-обычная», «тревожащая-успокаивающая» несоответствующим для характеристики образа «малой родины». Это означает, что ученики областных классов используют более широкий репертуар прилагательных для характеристики образа «малой родины». Следовательно, данный образ богаче, многограннее.

Для большинства испытуемых из областных классов «малая родина» в большей степени тёплая, живая, весёлая, важная, красивая, оптимистичная, привлекательная, безопасная. Что говорит о большей динамичности и эйде-тичности данного образа.

В равной и почти равной степени «малая родина» была оценена положительными прилагательными в областных и городских классах: светлая, близкая, яркая, приятная, оптимистичная, сильная, спокойная, вдохновляющая, прекрасная, захватывающая, естественная.

Анализируя полученные данные, можно заметить, что образ «малой родины» имеет положительный эмоциональный тон у городских и областных учеников. А вот представления о «малой родине» богаче и образнее у учеников из областных классов. Возможно, что здесь существенную роль отыграло влияние городской или областной социокультурной среды в процессе формирования личности. Но это предположение требует эмпирических доказательств.

Литература

  1. Беспамятных, Н. Н. Мифология: введение в теорию мифа Н. Н. Беспамятных. - Минск: ООО «ФУАинформ», 2004. - 240 с.
    Крылов, М. П. Российское культурно-историческое пространство. Проблема региональной идентичности / М. П. Крылов Мир психологии. -2005. - № 3- С. 187-198.
  2. Бяспамятных, М. М. «Малая айчыны»: пам ж. лтаратурнай метафарай i навуковай катэгорыей. «З краю Навагрудскага» (малая айчына у жыцщ i творчасщ Адама Мiцкевiча) М. М. Бяспамятных Зб. навук. прац пад рэд. праф. С. П. Муаеню. - Гродна. - ГрДУ, 2006. - 402 с.
  3. Беспамятных, Н. Н. Феномен этнокультурного пограничья: опыт системного анализа Регионалистика: сб. науч. тр. под ред. д-ра полит. наук, проф. В. Н. Ватыля. - Гродно: ГрГУ, 2006. - 251 с.
  4. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая - М.: Аспект Пресс, 1999. -
    475 с.
Практически все россияне (92%) считают, что человек должен знать, откуда он родом (только 7% опрошенных полагают, что знать это необязательно). При этом 49% участников опроса ассоциируют понятие "Родина" с конкретным местом, где они родились; 47% отождествляют Родину со всей Россией. Отметим, что чаще других считают своей отчизной всю страну представители старшего поколения (53%) и респонденты с высшим образованием (54%).

Оценки экспертов и мнения, высказанные участниками ДФГ, позволяют сделать вывод, что россияне четко различают "большую" и "малую" Родину.

  • "Малая" Родина – это где родились. А "большая" Родина – это, мне кажется, за границу выезжаешь – тогда "большая" Родина, Россия"
  • (ДФГ, Москва).
  • "Мне кажется, "малая" и "большая" Родина – расходятся во времени; "малая" осталась в прошлом, с нашими годами детства, юности, а "большая" – всегда с нами"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Насчет "большой" Родины – понятно: Россия, а насчет "малой" Родины... Для меня лично – где живу, потому что я там родился, но не жил, и постоянно где-нибудь я тоже не жил, а все время скитался то за границей, то в других местах"
  • (ДФГ, Москва).
Между "малой" и "большой" Родиной существует тесная взаимосвязь:
  • "Если "большой" Родине плохо, то твоей "маленькой" – еще хуже. Все взаимосвязано"
  • (ДФГ, Санкт-Петербург).
  • "Страна большая, и, чувствуя свою причастность к большой стране, человек чувствует и потребность в своей "маленькой" Родине, к тому месту, где он родился, где его окружали папа с мамой, друзья и так далее. И поэтому ощущение огромной страны живет в нас параллельно с привязанностью к "маленькой" Родине"
  • (эксперт, Ульяновск).
Раскрывая смысл понятия "Родина", участники групповых дискуссий часто упоминают дом – как что-то очень близкое и даже интимное:
  • "Тепло на душе становится, что приехала домой: наконец-то можно отдохнуть, просто успокоиться"
  • (ДФГ, Воронеж).
  • "Это понять мужчинам, наверное, проще, они из армии когда приходят... Вот там побывал, почувствовал, что это такое, когда вышел, осмотрелся и выдохнул: "Дома"!"
  • (ДФГ, Воронеж).
"Родина" в представлениях респондентов иногда ассоциируется не только с определенным местом (квартира, дом, село и др., где родился, живешь), но и с особым типом отношений между человеком и сообществом, с которым он себя отождествляет:
  • "Малая" – это куда вернуться хочется, действительно, отовсюду. А "большая" – чем гордиться хочется"
  • (ДФГ, Москва).
Важной составляющей такого рода отношений является готовность жить в своей стране даже при наличии возможности выбирать место проживания. На вопрос о том, не хотели ли бы они уехать из России в другую страну на постоянное место жительства, 80% россиян ответили отрицательно. Только 15% наших соотечественников предпочли бы уехать. Примечательно, что в этой группе существенно выше доля представителей молодого поколения (27%), оптимистов (23%) и жителей Южного федерального округа (22%).

Вместе с тем, участники фокус-групп неоднократно отмечали отсутствие гармонии в отношениях россиян с государством, что, по их мнению, совершенно не способствует росту чувства патриотизма. Так, на вопрос модератора: "А что вы думаете о "большой" Родине? Какие чувства у вас возникают?" следуют ответы:

    Владимир: – Сложные.
Виктор: – Мы живем не в той Родине, в которой родились.

Елизавета: – Вот сейчас вызывает чувство досады. Это связано со всеми негативными явлениями, которые мы наблюдаем сейчас.

Ирина: – Отвратительные. Мы не нужны стране – и от этого досада. Самые плохие чувства" (ДФГ, Воронеж).

  • "Идет нигилизм, такое восприятие, понимаете, когда не видят люди... Живут год, два и уже десять в постоянных реформах, которые не приводят ни к чему хорошему. И вот это чувство – оно теряется, т.е. мы не чувствуем себя как единая нация сейчас"
  • (эксперт, Рязань).
При этом происходит усиление региональной идентичности, развивается тенденция к отождествлению индивида с территориальными общностями.

Судя по данным массового опроса, 60% респондентов полагают, что их земляки отличаются от жителей других регионов России. Треть опрошенных не видит таких различий. Примечательно, что менее всего ощущают свое отличие от других жители Приволжского федерального округа (42%), что, возможно, во многом связано с полиэтничностью этого региона. Среди экспертов только каждый восьмой полагает, что его земляки не отличаются от жителей других регионов.

На вопрос: "Как Вы считаете, Ваши земляки отличаются от жителей других регионов в лучшую, худшую сторону или они просто другие?" 45% респондентов не дали никакого ответа. Четверть опрошенных считает, что их земляки не лучше и не хуже, а просто другие, такая же доля участников опроса стоит на позициях регионоцентризма, полагая, что их земляки лучше других. Видимо, грань между "мы – другие" и "мы – лучше других" очень тонка.

Существенной составляющей отношений между человеком и его Родиной является чувство патриотизма, о котором много рассуждают участники опроса. Основываясь на их мнениях, можно выделить два существенных аспекта этого чувства: любовь и служение.

  • "Патриотизм – это любовь к Родине все-таки. ...Любовь к тем местам, людям, которые в какой-то степени одинаково со мной мыслят, чувствуют"
  • (эксперт, Владимир).

  • "Очевидно, любовь к своей Родине, "большой" и "малой" одновременно, предпочтение даже каким-то своим и товарам, и культурам даже различным – наверное, в этом и проявляется патриотизм"
  • (эксперт, Тула). И переход к идее служения:
    • "Ну, я думаю, что патриотизм – это не только любовь, допустим, к "малой" Родине или "большой" Родине. А это все же какая-то созидательная деятельность. Для того чтобы и "малая", и "большая" твоя Родина – она... процветала. Т.е. не просто умиление там красотой какой-то, березкой или еще чем-то, а делать, чтобы вот эта земля процветала"
    • (эксперт, Горно-Алтайск).
    • "Я считаю, что человек должен меньше говорить о патриотизме, а больше делать во имя процветания своей страны, тогда он будет настоящим патриотом"
    • (эксперт, Владимир).
    • "Лично для меня патриотизм означает служение Родине"
    • (эксперт, Рязань).
    • "Безусловно, я патриот мегамашины – в том смысле, что та машина, которая является государством, страной, т.е. которая удерживает единство гигантских территорий, мне, безусловно, тоже дорога. Вот, как бы, два аспекта есть, т.е., с одной стороны, это люди и ответственность перед ними, с другой стороны – необходимость осознания принадлежности к мегамашине и желание ее сохранить, упрочить, продвинуть"
    • (эксперт, Красноярск).
    Еще один важный аспект темы связан с тем, что многие участники опроса рассматривают отношение к Родине сквозь призму кровной, родовой связи как с местом, где родились и выросли, так и со своим народом.
    • "Не зря натальные карты составляются на то место, где он родился. Т.е. эта карта очень большую роль играет. Эти все звезды, расположение местности... Причем они передаются в генах по наследству. Т.е. он родился уже с какой-то программой, именно соответствующей данному месту рождения"
    • (ДФГ, Москва).
    • "Естественно, любовь начинается с чувства почвенничества, т.е. она базируется на той почве, на которой человек родился и вырос, значит, а потом это чувство переливается в любовь к Отечеству, к системе, которая обеспечивает устойчивость и безопасность этого места рождения или так называемой "малой" Родины. Тут нет противоречия"
    • (эксперт, Санкт-Петербург).
    Видимо, не случайно 73% участников общероссийского опроса не хотели бы родится в другой стране, и только 13% респондентов предпочли бы появиться на свет не в России.

    Как видно из полученных данных, любовь к "малой" и "большой" Родине, чувство патриотизма слабо коррелируют с положением дел в стране. Как заявил один из экспертов:

    • "Мы будем любить Россию всегда, пока хоть один человек будет продолжать говорить по-русски"
    • (эксперт, Красноярск).

    Классный час в 4 «А» классе

    «Моя малая родина»

    Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

    Задачи:

    Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

    Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

    Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

    Ход занятия.

    1.Организационный момент.

    учитель здоровается с детьми, приглашает занять свои места

    2. Сообщение темы. Целевая установка.

    Дорогие ребята! Этот классный час у нас сегодня не совсем не обычный, т.к. на занятии у нас присутствуют гости.

    Обратите внимание на слайд. Прочитайте тему занятия.

    Мы сегодня будем с вами говорить о Родине. О малой родине. Что человек называет своей Родиной?

    3.Вступительное слово.

    А сейчас посмотрите на карту, (слайд 2) сравните нашу страну по размеру с другими странами. Какая страна занимает самую большую площадь?

    В какой стране мы с вами живем?

    Гражданином какой страны вы являетесь?

    Как называется столица нашей Родины?

    Все мы живём в огромной стране название, которой – Россия.

    Россия – самая большая страна на свете.

    Границы России проходят и по суше, и по морю.

    Наша страна очень красива и богата. Все это наша Родина. - Что каждый из вас считает своей малой родиной?

    Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

    (Слайд 3)

    МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

    МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

    РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

    Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

    4. Основная часть:

    Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.

    Родина – это земля, государство, где человек рождается .

    Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня).

    5. Проводится конкурс «Родня» .

    Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».

    ( Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.) (слайд 4)

    РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

    РОДИЧ – родственник, член рода.

    РОДНЯ – родственники.

    РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

    РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека.

    НАРОД – нация, жители страны.

    Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Моя семья, мой дом с этого начинается малая родина.

    Человек рождается, чтобы жить, и главное место в его жизни занимают семья, работа, служение Отечеству. Родная мать, дом, где ты родился и вырос, друзья детства, любимые книги и игры, природа – такие простые, тёплые, человеческие ценности становятся основой настоящей любви к Родине. Они принадлежат каждому из нас, отнять их невозможно ни при каких обстоятельствах, ведь они хранятся в самом сердце.

    Итак, у нас ключевое слово – РОДИНА. О том, как бережно всегда относился русский народ к своей Родине, говорится в пословицах. (слайд 5)

    6. (Игра составь пословицу)

    Родина – мать, Родине служить.

    Жить- , умей за неё постоять.

    Человек без Родины, там и пригодится.

    Где кто родится, что соловей без песни.

    Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

    Но есть место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина. Это слово я записала два раза. В чём их различие?

    (слайд 6)

    Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

    Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

    Чем дорого вам это место кроме того, что там вы родились и с вами проживают ваши родственники?

    Знаете ли вы знаменитых земляков?

    Что из истории своего края вы можете рассказать?

    7. Анкета «Знаю ли я свою малую Родину?»

    Инструкция: выберите один или несколько ответов.

    1.Знаете ли Вы историю жизни Ваших родственников (Ф.И.О., род деятельности, место жительства)?

    А.Знаю все о своих родителях

    Б.Знаю все о своих родителях и бабушках-дедушках

    В.Знаю о своих родителях, бабушках-дедушках, прабабушках-прадедушках

    Г.Затрудняюсь ответить

    Д.Владею информацией частично

    2.Являетесь ли Вы коренным жителем своего села (3 и более поколения Вашей семьи проживали в этом селе)?

    А.Да

    Б. Нет

    В. Затрудняюсь ответить

    3.Знаете ли Вы знаменитых земляков?

    А. Не знаю

    Б. Знаю (укажите)_______________________________________________

    4.Знаете ли Вы историю своего края (области)?

    А. Особенности речи

    Б.Традиции праздников

    В.Особенности местного костюма

    Г.Легенды, сказки, предания

    Д.Другое

    РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ.

    По результатам анкетирования можно сделать вывод о том, что ребята нашего класса хорошо осведомлены о своей малой родине.

    Итог: – Наш классный час подошёл к концу.

    Россия, Родина, малая родина. Такие до боли родные слова.

    Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли.

    Но где-бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края.

    Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России.

    Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну

    Гордись тем, что ты- гражданин великой многонациональной России!

    Оценивание активности ребят на занятии, спасибо за внимание.

    Дети проходят в класс, здороваются с учителем, садятся.

    Дети смотрят на слайд

    (Слайд. тема классного часа)

    Один из учащихся читает название занятия:

    Дети смотрят на слайд (Слайд: карта России РФ

    Москва

    Дети отвечают на вопросы.

    Дети читают по слайду

    Дети зачитывают значение слов со слайда

    Дети складывают пословицу из разрезанных слов

    (слайд дети зачитывают пословицы объясняют их значение)

    Дети отвечают на вопросы.

    (одно пишется с большой буквы, а другое – с маленькой) (Когда мы говорим о нашем селе, где мы родились и живём.)

    дети отвечают на вопросы

    дети отвечают на вопросы анкеты

    Самоанализ классного часа « Моя малая родина»

    классного руководителя 4»А» класса Пащенко С.Ю.

    Данный классный час является реализаций программы "Нравственные корни!" по нравственному воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, из блока «Я - Отечество». Форма проведения беседа

    Цель: Показать значение родины в жизни каждого человека.

    Задачи:

    Образовательная: обобщить понятия: Родина, малая родина

    Развивающая: развивать у детей речь, кругозор, память, внимание.

    Воспитательная: воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родины.

    Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.

    В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной программы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины.

    Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и

    культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской

    администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.

    Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные

    качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика классного часа прослеживалась на протяжении внеклассного занятия. Использовала разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина», подростки рассуждали о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

    Дети были организованны, дисциплинированны и активны.

    В ходе классного часа работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Классный час был эмоционально насыщенный. Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением учителя в том, что изучая историю своей Малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам за их трудовые и боевые подвиги, за их неисчерпаемый талант, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего села, каждый с чувством гордости может гордиться своей малой родиной.


    Многие с трепетом вспоминают то место, в котором провели своё детство. Родная деревня представляется нам сказочным уголком, наполненным яркими впечатлениями. Так что же малая родина? Именно эту проблему поднимает известный советский писатель Носов Евгений Иванович в своём тексте.

    Писатель отмечает: «малая родина – это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновениями». А происходит это из-за того, что в детстве все эмоции кажутся более яркими, а происходящее более сказочным. Вот и автор изображает детские фантазии, показывая водяного, обитающего в омуте. Именно такие сказочные впечатления и дарит нам малая родина.

    Позиция автора нам ясна. Для Е. И. Носова малая родина – это родная деревня, которая дарит ребенку яркие воспоминания и позволяет совершать маленькие открытия. Именно там человек впервые испытывает чувство восторга, переживает первые потрясения.

    С мнением писателя трудно не согласиться, действительно, те впечатления, которые мы получим в детстве, на нашей малой родине, порой становятся самыми яркими в нашей жизни, а сама родная деревня самым желанным и любимым местом на свете.

    Думаю, что многие русские классики затрагивавшие проблему малой родины, согласились бы с позицией Носова. Вот и в произведении Гончарова Ивана Александровича «Обломов» воспоминания о деревне, в которой вырос Илья Ильич, становятся самыми яркими и тёплыми для главного героя. Родная Обломовка представляется ему райским уголком, в котором царили спокойствие и умиротворение. Малая родина воспитала Илью Обломова, сделала его темперамент неспешным, а характер невозмутимым. Илья Ильич много раз возвращался к воспоминаниям об Обломовке, ведь именно там он испытывал самые яркие эмоции, совершил первые детские открытия.

    Проблему малой родины затрагивал и известный советский писатель Владимир Галактионович Короленко в своём произведении «Парадокс». Автор описывает деревенскую жизнь двух братьев. Сама деревня становится для мальчишек увлекательным местом открытий. В бочке они обнаруживают целый подводный мир и начинают ловить рыбу самодельными удочками. Часть экипажа, выброшенная хозяевами, позволяет братьям отправляться в фантастические приключения. Все эти игры и впечатления, подаренные детям малой родиной, надолго останутся в памяти мальчиков и будут согревать их в трудные жизненные моменты.

    Получается, что малая родина – это то место, которое дарит человеку детство, наполненное яркими эмоциями и незабываемыми впечатлениями.

    (353 слова)

    Обновлено: 2018-01-19

    Внимание!
    Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
    Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

    Спасибо за внимание.



    Похожие статьи
     
    Категории