Братья стругацкие автор. Стругацкие аркадий и борис

23.03.2019

Советский и российский писатель, сценарист, переводчик, создавший в соавторстве с братом Аркадием Стругацким несколько десятков произведений, ставших классикой современной научной и социальной фантастики. После того, как в 1991 году умер А. Н. Стругацкий, опубликовал два самостоятельных романа.

Борис Стругацкий родился 15 апреля 1933 года в Ленинграде, где его отец Натан Залманович Стругацкий был только что назначен научным сотрудником Государственного Русского музея. Мать Бориса, Александра Ивановна Литвинчёва, была учительницей, преподавала русскую литературу в той же школе, где учился Борис, после войны удостоена звания «Заслуженный учитель РСФСР» и награждена орденом «Знак Почёта».

Во время Великой Отечественной войны семья Стругацких оказалась в осаждённом Ленинграде, причём из-за болезни Бориса в январе 1942 г. Аркадий и Натан Залманович Стругацкие отправились в эвакуацию одни, отец умирает от истощения в дороге в Вологде. Только в 1943 г. старшему брату Аркадию удалось вывезти мать и брата Бориса в посёлок Ташла Оренбургской (тогда - Чкаловской) области. В Ленинград они вернулись в 1945 г. В 1950 году окончил школу с серебряной медалью и собирался поступать на физический факультет ЛГУ, однако принят не был. Тогда он подал документы на математико-механический факультет, который закончил в 1955 году по специальности «астроном».

После окончания Университета поступил в аспирантуру Пулковской обсерватории, однако не защитил диссертацию, тема которой оказалась раскрыта ещё в 1942 году за рубежом. Затем Б. Стругацкий работал на счётной станции Пулковской обсерватории инженером-эксплуатационником по счётно-аналитическим машинам. В 1960 г. принял участие в геодезической и астроклиматической экспедиции на Кавказе в рамках программы поиска места для установки Большого телескопа АН СССР.

С 1964 года - профессиональный писатель, член Союза писателей СССР. Ещё несколько лет проработал в Пулковской обсерватории на полставки. С 1972 года - руководитель Ленинградского семинара молодых писателей-фантастов (впоследствии стал известен как «семинар Бориса Стругацкого»).

В 1974 году привлекался КГБ в качестве свидетеля по делу Михаила Хейфеца, которому инкриминировали ст. 70 УК РСФСР (Антисоветская агитация и пропаганда).

Учредитель премии «Бронзовая улитка». С 2002 года главный редактор журнала «Полдень. XXI век».

Был женат на Аделаиде Андреевне Карпелюк (23 октября 1931 - 20 декабря 2013), дочери генерал-майора А. И. Карпелюка, с которой познакомился в студенческие годы во время учёбы в ЛГУ. Сын Андрей (родился в 1959 году).

Борис Натанович был известен как страстный филателист, что нашло отражение в его творчестве.

После тяжелой и продолжительной болезни (лимфосаркома) Борис Натанович Стругацкий скончался 19 ноября 2012 года в возрасте 79 лет. В соответствии с завещанием писателя, его тело было кремировано и 5 апреля 2014 года прах Бориса Стругацкого и его супруги был развеян над Пулковскими высотами.

Основной корпус литературных произведений Бориса Стругацкого был создан им в соавторстве с его братом Аркадием. Распространено мнение, что большинство их совместных произведений написано в жанре научной фантастики. Сам Б. Н. Стругацкий так не считал и предпочитал говорить о «реалистической фантастике», где центральная роль отводится человеку и его судьбе, а иные планеты или техника будущего - не более, чем «декорации».

Самостоятельные произведения

После смерти Аркадия Стругацкого Борис Стругацкий, по его собственному определению, продолжил «пилить толстое бревно литературы двуручной пилой, но без напарника». Под псевдонимом С. Витицкий вышли его романы «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики» (1994-1995) и «Бессильные мира сего» (2003), продолжившие исследование неумолимого рока и возможностей влиять на окружающую действительность.

Часто братьев Стругацких спрашивали: «Как же вы пишете вместе?» Мало того, что они жили в разных городах, так еще и братья, и гонора у каждого хоть отбавляй. Действительно, противоречия случались, но до ссоры не доходило. Секрет прост – братья изначально придумали схему как «разруливать» конфликты, если сюжеты одного произведения у Аркадия и Бориса, так сказать, не сходятся. Просто бросали жребий. Кто побеждал – того и правда.

Михаил Веллер о том, кем были знаменитые братья для огромной страны:

Ох и здоровые же они были ребята! Сто девяносто два росточку и плечи под шестидесятый размер. Молва утверждала, что норма Аркадия была полтора литра коньяку. После этого он мог изящно и здраво рассуждать о литературе.

На одном из литературных совещаний в доме творчества «Комарово», когда речь держал Аркадий Стругацкий, в кучке куривших за открытыми дверьми вдруг пробормотали:

Давайте-ка потише, ребята. Пока Аркадий в рыло не въехал. Он это может.

Аркадий Натанович Стругацкий родился в Ленинграде в 1925 году. Борис - в 1933-м. Восемь лет разницы - естественная причина, чтобы младший брат, опекаемый в мальчишеской жизни старшим, сформировался под его влиянием. А позднее, когда с возрастом положение уравнивается, образ мыслей и все мировоззрение оказывается общим.

При этом Аркадий был филологом-японистом, референтом-переводчиком и послужил в погонах не один год - на самых восточных рубежах. Заметим, что элементы японского колорита, детали и термины, обряды и оружие вошли в русскую литературу последних десятилетий именно с его легкой - тяжелой? - руки. Борис же по специальности, напротив, звездный астроном и большую часть жизни проработал в Пулковской обсерватории. Аркадий был чубат, усат, сиповат и крут. Что оттеняла лукаво-мудрая улыбка, дружелюбные манеры, негустые волосы и лопоухие уши Бориса.

Одевались они как заштатные советские инженеры. Эти фланелевые рубашки, эти нейлоновые куртки, эти кроличьи ушанки и поношенные штаны… Ничего от небожителей, от блеска звезд. И квартирки по хрущевским малогабаритным стандартам в спальных районах. Автомобиль «запорожец» достойно завершит портрет гения в интерьере. Высокий стиль. Быть, а не казаться. Гений не нуждается в атрибутике и аффектации. И не определяется оценкой официальных инстанций либо их зеркального отражения - профессиональной тусовки.


Аркадий и Борис Стругацкие на балконе московской квартиры А. Стругацкого. 1980-е

В таком уже далеком 1966 году молодежь, которую сейчас назвали бы «продвинутой», читала трех авторов и тем гордилась: Брэдбери, Лем, Стругацкие. «Трудно быть богом», непревзойденная по чистоте и изяществу иронично-романтического стиля книга, сделала их знаменитыми. «Понедельник начинается в субботу» превратил Стругацких в кумиров бесчисленных НИИ и КБ, студентов и лаборантов. «Улитка на склоне» привлекла эстетствующих снобов и утонченных интеллектуалов.

«Разночинная интеллигенция» - вот как на сто лет раньше был бы определен главный читатель Стругацких. Сливки среднего класса, мозги и совесть страны. Те, кто в оппозиции власти, при этом веря в добро и в свои силы.

Что поразительно: поколения меняются, время течет, а Стругацкие находят читателей в каждой взрослеющей генерации, и остаются с ней, и не исчезают с прилавков.

А сильна художественная составляющая. Поэтическое начало. Стальной стержень сюжета, о котором они столько повторяли своим ученикам. Прозрачный язык, как чистой воды кристалл. Живые характеры, смачные фразы - и спокойная мудрость без зауми.

«Ну а потом? Когда вы победите своих врагов? И установите справедливый режим? Что вы тогда будете делать? Сладко жрать? - Да! Тогда мы будем сладко жрать, и пить, и веселиться, и свободно наслаждаться жизнью! Мы это заслужили, черт возьми! - Вот именно. А дальше-то что? - Простите? Я вас не понимаю, сеньор. А чего же еще?»

Этот диалог был обращен к нам - сорок лет спустя впилившимся в этот политкорректный и цивилизованный мир - вымирающий без цели и идеи. И не говорите, что вас не предупреждали!

Как они работают вдвоем? Утверждалось единичными посвященными: один сидит за машинкой и стучит по клавишам, иногда сопровождая появление текста чтением вслух. Второй лежит на диване, или пьет кофе в кресле, или расхаживает с сигаретой. Иногда вставляет свою фразу или абзац, продолжая мысль и сцену соавтора. Через несколько страниц или через час-полтора они меняются местами. Стиль, интонация, ход действия - един для обоих. От прямых ответов о технологии соавторства Стругацкие всегда уклонялись. Говорили лишь, что предварительно долго обсуждают и согласовывают все по телефону: Аркадий жил в Москве, Борис - в родном Ленинграде.

Еще при советской власти в разных городах возникали их клубы фэнов и играли в их книги. Больше никто из советских писателей этим похвастаться не мог.

Любая их книга начинается как игра. Необременительная условность, развлекающая сказка. Проходит время, и ты обнаруживаешь, что тот легкий сказочный мир остался в тебе и обрел жесткость: это наш, реальный мир в одной из своих глубинных сущностей, открытой талантом Художника.

Ни один более из советских писателей этой эпохи нового слова в русский язык не ввел. Слово «сталкер» слышали? «Пикник на обочине» стал устойчивым оборотом.

Ни один современный советский писатель столько не переводился. Сотни изданий на всех цивилизованных и менее цивилизованных языках мира: точное число трудно поддавалось учету (были на то причины). Они могли быть богаты - но ВААП (Всесоюзное агентство по авторским правам) СССР забирало в пользу государства 97 процентов (!) гонораров.

Для официальной критики они не существовали. Одни завидовали их блеску и славе, другие полагали «настоящую литературу» в форме исключительно «критического реализма» в пику реализму «социалистическому». За кусок казенного пирога литераторы жрали друг друга живьем, и брезгливые насмешливые Стругацкие держались в стороне от «литературного процесса».

Между ними и их читателями никогда не стояло чужих мнений и государственных приманок. А в читателях была половина всей молодой интеллигенции страны. Та половина, у которой лоб был повыше, а шоры на глазах поменьше. Потом молодая интеллигенция становилась немолодой, и к читателям добавлялось новое поколение повзрослевших школьников.

Их язык доставлял наслаждение, сюжет затягивал, а мысль заставляла думать. Студенты, инженеры и врачи, юристы и журналисты - слой, из которого в нормальных странах формируется элита, - перекидывались фразами Стругацких, как паролем.

Стругацкие никогда не писали фантастику (в расхожем понимании). Стругацкие писали жесткие и пронзительные антиутопии. Единственные в глухой и непробиваемой советской империи они умудрились быть свободными меж всех пишущих.

Антиутопия была запрещенным жанром: никакого вольнодумства, партия укажет и предскажет сама все нужное! Но… «фантастика», юношество, облегченный жанр, Жюль Верн, понимаете…

…А еще Стругацких всегда любили за несгибаемость, за жесткий и активный оптимизм. Герои их всегда дрались за то, во что верили. Дрались с такой убежденной силой, что победа была неизбежна. Даже если она выходила за рамки книги.

ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ БРАТЬЕВ СТРУГАЦКИХ:

Аркадий и Борис Стругацкие - единственные российские писатели, чьи романы на родине читатели обозначают аббревиатурами.

По одной из версий, причиной тому стало негативное отношение советских властей к творчеству братьев Стругацких после публикации романа «Гадкие лебеди» - якобы с помощью такого нехитрого шифра поклонники творчества фантастов избегали возможных неприятностей с официальными органами. По другой - это связано с тем, что имена писателей после появления их первых произведений читатели для удобства обозначения сократили до АБС, а потом перенесли этот принцип на названия романов.

Братья Стругацкие угадали пару Карпов - Каспаров за год до рождения Каспарова.

В романе «Полдень, XXII век» (1962) упоминается «метод Каспаро-Карпова» - система жесткого кодирования на кристаллическую квазибиомассу биологического кода (фактически - технология переноса личности на иной носитель). До начала знаменитого шахматного матча за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Гарри Каспаровым оставалось еще 22 года. Анатолию Карпову в то время шел одиннадцатый год, а Гарри Каспаров родился год спустя после выхода романа.

Братья Стругацкие не любили некоторые свои произведения. Борис Стругацкий:

«Повесть о дружбе и недружбе» - одна из двух или трех наших повестей, которые «можно было бы и не писать». Написана под давлением обстоятельств, к творческому процессу отношения не имеющих. Сами-то мы ее не любили - как и «Страну» («Страна багровых туч»), «Парня» («Парень из преисподней») и «Малыша».

Общий тираж произведений братьев Стругацких превышает 40 млн экземпляров. Помимо российских изданий, их книги выдержали более 620 изданий на 42 языках в 33 странах мира.

В произведениях братьев Стругацких практически не встречаются главные герои - женщины.

Подавляющее большинство главных действующих лиц практических всех романов, повестей и рассказов Стругацких - мужчины. Женщины если и появляются на страницах произведений, оказываются куда менее рельефно выписаны: например, Рада Гаал в «Обитаемом острове», жена Рэда Шухарта в «Пикнике на обочине», Кира в «Трудно быть богом».

Борис Стругацкий: «Мы не умели и даже, по-моему, боялись писать женщин и о женщинах. Почему? Не знаю. Может быть, потому, что исповедовали древний принцип: женщины и мужчины - существа разной породы. Нам казалось, что мы знаем и понимаем мужчин (сами мужчины), но никто из нас не рискнул бы заявить, что он знает и понимает женщин. Да и детей, если уж на то пошло! Ведь дети - это, безусловно, третий особый вид разумных существ, обитающих на Земле».


Борис Стругацкий

Братья Стругацкие не считали свое творчество антисоветским, а себя - диссидентами.

Несмотря на то что официальные советские органы и цензура нередко расценивали произведения, как клеветнические, а в среде диссидентов творчество братьев Стругацких было особенно популярно, сами писатели никогда не считали себя антисоветчиками или диссидентами. Зарубежная публикация повести «Гадкие лебеди» только укрепила это отношение, несмотря на то что после нее авторам пришлось официально открещиваться от выхода произведения на Западе, опубликовав письмо на страницах «Литературной газеты».

Борис Стругацкий: «Они (произведения братьев Стругацких) пронизаны неприятием тоталитаризма и бюрократии. Но поскольку СССР являл собою подлинное торжество тоталитаризма и бюрократии, такие наши повести, как «Улитка на склоне», «Сказка о Тройке» и даже «Обитаемый остров», воспринимались особенно ретивыми идеологами режима именно как «антисоветские».

Братья Стругацкие не верили в существование внеземного разума.

Прямые указания на существование иных цивилизаций содержатся в таких романах Стругацких, как «Трудно быть богом», «Малыш», «Обитаемый остров», «Пикник на обочине», «Отель «У погибшего альпиниста». При этом сами авторы рассматривали наличие внеземного разума именно как фантастическую идею.

Борис Стругацкий: «В существование «иного разума» - на Земле, или даже во Вселенной - я не верю: нет у меня для этого никаких оснований. И хотя на Вселенную еще как-то рассчитывать можно - слишком уж огромна она в пространстве и времени, чтобы хоть что-то (например - Разум) существовало в ней в единственном экземпляре, то Земля наша, наоборот, слишком мала, чтобы такая огромная, почти безразмерная, невероятно активная штука, как Разум, могла бы существовать здесь, оставаясь незамеченной».

«А с Хокингом (утверждающим, что человеческий разум одинок во Вселенной) я почти согласен. И еще больше согласен с Иосифом Шкловским - это наш замечательный астрофизик, он еще в конце 1960-х высказался в том смысле, что иной разум в нашей вселенной существует, но встречается крайне редко. Я думаю, он прав. Ведь наша Вселенная так огромна в пространстве и времени, что странно было бы, если бы хоть что-то существовало в ней в единственном экземпляре».

Многие известные ныне писатели-фантасты - непосредственные ученики Стругацких.

О существовании литературного объединения под руководством Бориса Стругацкого знали далеко не все читатели. Широкую известность этот факт получил в 1996 году после выхода первого выпуска сборника фантастических произведений «Время учеников», в котором были опубликованы произведения участников литобъединения.


Аркадий Стругацкий, 1964 год, © Архив ИТАР-ТАСС

Фантаст без компьютера.

По воспоминаниям родных и близких Аркадий Стругацкий был очень консервативен в технике. Даже когда у брата Бориса появился свой персональный компьютер, Аркадий Натанович не соблазнился электронной новинкой и до конца дней печатал свои произведения на пишущей машинке.

Аркадий Стругацкий прекрасно знал японский

Фантаст учился в Военном институте иностранных языков, а позже служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Его специализацией были английский и японский языки. Даже после демобилизации работу по переводу иностранной литературы он не оставил.

В произведениях братьев Стругацких очень часто цитируется Библия, хотя сами они никогда не были верующими людьми.

Множественные цитаты из Евангелия и слава диссидентов заставляли многих читателей видеть в книгах братьев Стругацких религиозный подтекст, а их авторов причислять к тайно верующим. В частности, распространенной трактовкой образа Максима Каммерера в романе «Обитаемый остров» было сравнение его истории с историей Христа, явившегося в мир, чтобы искупить его прегрешения своей смертью. Однако сами братья Стругацкие никогда не считали себя верующими или религиозными людьми.

Борис Стругацкий: «Дело в том что мы, оба, высоко ценили Евангелие (Ветхий Завет - в меньшей степени), как блистательное ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение: безукоризненный сюжет, мучительно-прекрасная интрига, поражающий воображение герой. Цитировать этот текст, или пересказывать его, или свободно на него ссылаться, или встраивать в наш какой-нибудь новый сюжет доставляло нам подлинное удовольствие и представлялось весьма плодотворным. При этом религиозные идеи Библии оставались нам интеллектуально и эмоционально чужды, а этика, наоборот, понятна и близка. Любопытная ситуация. В каком-то смысле даже неправдоподобная».


Аркадий Стругацкий

Выражение «И ежу понятно» стало популярным благодаря братьям Стругацким

Источник выражения «И ежу понятно» - стихотворение Маяковского («Ясно даже и ежу - / Этот Петя был буржуй»). Широкое распространение оно получило сначала в повести Стругацких «Страна багровых туч», а затем в советских интернатах для одарённых детей. В них набирали подростков, которым осталось учиться два года (классы А, Б, В, Г, Д) или один год (классы Е, Ж, И).

Учеников одногодичного потока так и называли - «ежи». Когда они приходили в интернат, двухгодичники уже опережали их по нестандартной программе, поэтому в начале учебного года выражение «ежу понятно» было очень актуально.

По сюжету их романов снято 17 фильмов

В числе которых - «Сталкер» Тарковского, «Дни затмения» Александра Сокурова, «Гадкие лебеди» Константина Лопушанский, «Обитаемый остров» Федора Бондарчука.

Литературная премия братьев Стругацких вручается в их «средний день рождения».

«21 июня - «средний день рождения (между 28 августа и 15 апреля)», дата, которая «официальной», разумеется, не является, но по традиции именно в этот день в Питере происходит вручение ежегодной литературной премии им. А. и Б. Стругацких».

Международная литературная премия им. А. и Б. Стругацких учреждена в 1998 году и вручается с 1999 года в двух номинациях: «За лучшее художественное произведение (роман, повесть, рассказ)» и «За лучшее критико-публицистическое произведение о фантастике или на фантастическую тему (статья, рецензия, эссе, книга)». Чаще других - трижды - лауреатом в номинации «Художественная проза» становился поэт, писатель, журналист Дмитрий Быков, дважды - писатели Михаил Успенский и Вячеслав Рыбаков (оба из ленинградского ЛИТО, которым руководил Борис Стругацкий). Самым титулованным обладателем премии в номинации «Критика и публицистика» является писатель Кир Булычев - он дважды удостаивался награды.

Шутка, ставшая названием.

Писатели верят, что истинное название романа часто приходит уже после того, как он написан. Но бывают и исключения. Борис Стругацкий рассказывал: еще в начале 60-х годов одна хорошая знакомая разыграла его, утверждая, что в ленинградском Доме книги продается новая книга Эрнеста Хемингуэя «Понедельник начинается в субботу». Борис Натанович полдня убил на поиски этого романа. Когда обман вскрылся, писатель не стал возмущаться. Но придуманное название несуществующего произведения запомнил. Оно понравилось Стругацким своей глубокой афористичностью, и впоследствии братья использовали его для своей знаменитой повести.


Борис Стругацкий

Принцип творчества

У каждого писателя есть свои приметы. Борис Стругацкий никогда не отвечал на вопрос: «Над чем вы сейчас работаете?» Он считал его чуть ли не оскорбительным.

Никогда не говори: «Делаю». Всегда только: «Сделал», — объяснял он всем подряд. — Отличное правило. Рекомендую.

Они пришли с другой планеты

Невероятная популярность рождала множество слухов и легенд. У некоторых романтически настроенных любителей фантастики в начале 70-х годов появилась идея фикс: их любимые авторы, братья Аркадий и Борис Стругацкие, на самом деле вовсе не люди, а агенты могущественной внеземной цивилизации. Доходило до курьезов. Фантасты получили немало писем, где им предлагали помощь, раз уж они «застряли в этом времени на Земле», приносили извинения за то, что современная технология не так развита, чтобы отремонтировать их корабль… Пожалуй, это была высшая форма признания таланта авторов-фантастов.

Обоих братьев после смерти, согласно их завещанию, не просто кремировали, но и развеяли их прах с вертолёта над Пулковской обсерваторией, где когда-то работал БНС.

По материалам:

Имена братьев Стругацких – Аркадий и Борис. Родились 28 августа 1925 года и 15 апреля 1933 года соответственно. Братья являются российскими и советскими писателями, которые также пробовали себя в роли сценаристов и соавторов с другими писателями. Стругацкие считаются классиками современной социально-научной фантастики в мире литературы.

Семья

Родители братьев – Натан Стругацкий и Александра Литвинчева – искусствовед и учительница. Имя отца братьев Стругацких говорит о его еврейском происхождении. Александра вышла замуж против воли родителей: из-за ее брака с евреем ее отношения с родственниками были разорваны. Отец братьев Стругацких служил во время Гражданской войны комиссаром кавалерийской бригады, позднее – политработником у советского полководца Фрунзе. После демобилизации он стал партийным функционером на Украине. Там он встретил свою будущую жену. В январе 1942 года командир роты народного ополчения и сотрудник Публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина трагически погиб, в то время как его жена скончалась в глубокой старости, вскоре после получения звания заслуженной учительницы Российской Федерации и кавалера ордена «Знак Почета».

Первые попытки

Свои первые фантастические миры братья Стругацкие начали создавать еще до войны. Говоря точнее, первым перо попробовал Аркадий. По словам Бориса, это было прозаическое произведение «Находка майора Ковалева», которое, к сожалению, было утрачено в ходе блокады Ленинграда. Первым дошедшем до наших дней рассказом Аркадия был «Как погиб Канг». В 50-е годы он продолжил свои писательские попытки, и вскоре появилась повесть «Четвертое царство». Первой реальной публикацией Аркадия Натановича стала повесть «Пепел Бикини», которую он создал в соавторстве со Львом Петровым в ходе служения в армии. Ее автор посвятил печальным событиям в ходе испытаний водородной бомбы на атолле Бикини.

Борис стал пробовать писать с начала 50-х. Братья не теряли контакт и делились идеями произведений в письменных переписках и при личных встречах во время отпусков Аркадия с военной службы.

Первое совместное творчество


Первым общим творением двух братьев Стругацких стал научно-фантастический рассказ «Извне», который они позднее переработали в повесть. Этот рассказ опубликовало издание «Техника – молодежи» в 1958 году.

В 1959 году братья выпустили свою первую книгу – «Страна багровых туч». По слухам, это произведение было создано на спор с супругой Аркадия – Еленой Ильиничной. К 1957 году был подготовлен черновик произведения, но редакция надолго отложила публикацию. С этим произведением связаны общими персонажами другие произведения: «Путь на Амльтею», «Стажеры» и рассказы из дебютного совместного сборника братьев Стругацких «Шесть спичек». Так начался длинный цикл о фантастическом мире будущего, который получил название Мира Полудня. По признаниям авторов, они бы сами желали жить в этой вселенной.

Много десятилетий братья Стругацкие были лучшими авторами советской литературной фантастики. Их многогранные творения отражали постепенное становление писательского мастерства и мировоззрения авторов. Каждое написанное произведение братьев инициировало новые споры и длительные дискуссии. Не раз критики сравнивали мир Стругацких с фантастическим миром будущего Ивана Ефремова, который он описывал в его знаменитом произведении «Туманность Андромеды».

Расцвет


Первые произведения братьев соответствовали всем рамкам соцреализма, но в то же время они сохраняли свои неповторимые особенности: их герои не были «схематичными» - они были наделены индивидуальными чертами и характером, и при этом оставались гуманистами, интеллигентами и отважными исследователями, преследующими идеи развития мира и научно-технического прогресса. Кроме того, их героев выделяет свой индивидуальный язык – этот нехитрый, но выразительный прием делал героев живыми и близкими читателю. Такие персонажи весьма удачно пришлись на период «оттепели» в СССР, тем самым отразив отчаянную надежду на лучшее будущее и технологический прогресс в науке, а также на потепление в межполитических отношениях.

Особенно значимой книгой в те времена стала повесть братьев Стругацких «Полдень, XXII век», успешно изобразившая оптимистичную перспективу будущего человеческой расы, в котором живут просветленные и счастливые люди, интеллектуальные и храбрые исследователи космического пространства, творческие личности, вдохновленные жизнью.

Но уже в «Далекой Радуге» начинают звучать напряженные мотивы: катастрофа на отдаленной планете, произошедшая вследствие экспериментов ученых, подняла вопрос о нравственном выборе человека, находящегося в тяжелой ситуации. Это выбор между двумя плохими исходами, один из которых еще хуже второго. В этом же произведении братья Стругацкие поднимают и другую проблему: как будут жить в Мире Полудня те, кто не умеет мыслить творчески?

Встретиться с собственным прошлым и подумать, возможно ли избавиться от «палеолита в сознании», пришлось персонажам повести «Попытка к бегству», а после авторы озадачили этой проблемой и работников Института экспериментальной истории в произведении «Трудно быть богом». Также братья затрагивают актуальные вопросы современности, рисуя гротескную картину футуристического потребительского социума в повести «Хищные вещи века». Это произведение стало первой в русской литературе антиутопией в утопии, что стало весьма специфично для советской литературы.

В 60-х братья пишут и другие неординарные произведения. К примеру, искрящееся добродушным, но злободневным юмором произведение братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» так понравилось читателям, что вскоре они написали продолжение, которое назвали «Сказка о Тройке», где юмор уже уступил место прямой сатире. Это произведение оказалось таким скандальным, что вскоре альманах «Ангара», где была опубликована «Сказка», перестал выпускаться, а сам рассказ надолго оказался недоступен для читателей. Такую же судьбу ожидала и повесть «Улитка на склоне», в которой действие происходит в Лесу и в Управлении по делам Леса: вся ситуация, описанная в книге, сильно напоминала бюрократическую ситуацию в Управлении. Советская критика не разглядела куда более важные мысли о надвигающемся прогрессе, который сносит с пути все, что мешает ему мчаться еще быстрее.

«Второе нашествие марсиан: Записки здравомыслящего» также является сатирическим произведением, которое не было встречено критиками добродушно. Даже имена персонажей, позаимствованные у героев греческих легенд, не смогли завуалировать аллюзию на актуальную сейчас ситуацию. Авторы ставят серьезный вопрос о чести и личном достоинстве человека и всего человечества. Похожая тема звучит и в повести «Отель «У Погибшего Альпиниста»: готов ли человек к встрече с инопланетной расой? Это же произведение стало экспериментом братьев Стругацких по смешению научно-фантастического романа и детектива.

Подведение итогов


С началом 70-х годов Стругацкие возвращаются к вселенной Полудня и выдумывают «Обитаемый остров», «Парень из преисподней» и «Малыш». Советская цензура внимательно следила за творчеством братьев. При подготовке к печати «Обитаемого острова» им пришлось внести более 900 правок, прежде чем в 1991 году сочинение было напечатано. В 70-х братья практически не выпускали книг.

Знаменитая повесть братьев Стругацких «Пикник на обочине» была напечатана в журнале, после чего целых 8 лет не появлялась в книжных изданиях. В повести была озвучена тема Зоны – территории, где после Посещения пришельцев стали случаться таинственные события, и сталкеров – храбрецов, тайно залезающих на эту Зону. Она получила свое развитие в кинофильме Андрея Тарковского «Сталкер», который был снят в 1979 году по сценарию Стругацких. Лишь после реально случившейся Чернобыльской катастрофы история нашла отражение в игре S.T.A.L.K.E.R., а также в многочисленных произведений по ее мотивам. Только в 1980 году «Пикник на обочине» братья Стругацкие включили в сборник «Неназначенные встречи», но в сокращенном формате. Строгая цензура того времени не давала свободно вздохнуть молодым авторам.

Главной темой творчества братьев Стругацких стала проблема выбора. Именно она стала фундаментом для повести «За миллиард лет до конца света», где персонажи встали перед тяжелым выбором между мирной жизнью с отказом от собственных принципов и убеждений и угрозой смерти при попытке сохранить свою личность. Тогда же братья пишут роман «Град обреченный», где авторы предпринимают попытки создать динамическую модель сознания, типичного для широких слоев общества, а также проследить его судьбу на фоне изменяющихся социальных реалий, исследуя его изменения. Герои этого романа, как и герои романа «Хромая судьба», наделены автобиографическими деталями.

Пик творческой мысли

Братья вновь обращаются к Миру Полудня в романах «Жук в муравейнике», «Премия «Аэлита» и «Волны гасят ветер». Эти произведения подвели окончательную черту под утопической темой в творениях Стругацких. По их мнению, технический прогресс не в состоянии принести человеку счастья, если он не сможет отказаться от своей животной сущности, отягощенной злобой и агрессией. Именно воспитание способно сделать из обезьяны настоящего Человека с большой буквы – разумный и интеллектуальный итог человеческого развития, по мнению братьев Стругацких. Тема роста над собой и воспитания личности звучит в романе «Отягощенные злом, или Сорок лет спустя».

Последней общей работой Стругацких стала пьеса «Жиды города Питера, или Невеселые беседы про свечах», которая стала своеобразным предупреждением излишне рьяным оптимистическим надеждам человека последнего времени.

Раздельные произведения


Аркадий параллельно с общим творчеством писал и самостоятельно под псевдонимом С. Ярославцев. Среди таких произведений рассказ «Подробности жизни Никиты Воронцова», бурлескная сказка «Экспедиция в преисподнюю», повесть «Дьявол среди людей». В каждом произведении Аркадия звучит тема невозможности изменить мир к лучшему.

После смерти Аркадия в 1991 году Борис продолжает литературное творчество. Он берет псевдоним С. Витицкий и выпускает романы «Бессильные мира сего» и «Поиск предназначения, или Двадцать седьмая теорема этики». Этими книгами он продолжает исследовать явления будущего и изучает идеи влияния на окружающую реальность.

Прочая деятельность


Помимо написания книг братья Стругацкие также пробовали себя в сценариях. По их произведениям и с их редакцией было поставлено несколько кинофильмов.

Также братья занимались переводами с английского романов Хола Клемента, а также Андре Нортона и Джона Уиндема. Для переводческой деятельности они брали псевдонимы С. Победин, С. Бережков, С. Витин. Кроме того, Аркадий Стругацкий переводил рассказы Акутагавы Рюноскэ с японского языка, а также Нома Хироси, Кобо Абэ, Санъютэя Энте и Нацумэ Сосэки. Не обошел стороной перевод и средневековый роман «Сказание о Есицунэ».

Борис не отставал от брата, также ведя бурную деятельность: для полного собрания их совместных сочинений он подготовил обширные «Комментарии к пройденному», которые позднее были изданы отдельной книгой. На официальном сайте Стругацких даже было опубликовано видеоинтервью, в котором Борис отвечает на более чем 7000 вопросов читателей и критиков. Братья были открыты для диалога со своим читателем.


  • Поклонники нередко используют аббревиатуру «АБС», которая обозначаем имена Аркадия и Бориса Стругацких. Оно используется не только в устных упоминаниях братьев, но даже и в печатных изданиях.
  • На Соцконе в 1989 году была выпущена купюра под названием «Два Стругацких». Незадолго до гибели Аркадия на Волгаконе был представлен «Один Стругль».
  • В Санкт-Петербурге в 2014 году площади в Московском районе было дано имя Братьев Стругацких.
  • Могил Стругацких нет, поскольку по завещанию их прах после кремации было велено развеять над точно указанными местами: Аркадий пожелал, чтобы его прах развеяли над Рязанским шоссе, а Борис пожелал остаться над Пулковской обсерваторией.
  • В 2015 году энтузиасты планировали создать музей в петербургской квартире братьев, но дискуссии на тот счет с властями Московского района все еще ведутся.
  • Братья Стругацкие - единственные российские писатели, чьи произведения называют по аббревиатурам: например, "Страна багровых туч" - СБТ.
  • Выражение "и ежу понятно" стало известно именно благодаря Стругацким, хотя его создателем был В. Маяковский. Распространение выражение получило после повести "Страна багровых туч", а позднее - в советских интернатах, в которых набирали детей в классы А, Б, В, Г, Д - тех, кому учиться два года, и Е, Ж, И - тех, кому один.

Так выглядит краткая биография братьев Стругацких. Вклад братьев в фантастическую литературу Советского Союза и России безмерен: почти все свое свободное время они посвящали творчеству и размышлениям. Каждое их произведение пронизано тонкой мыслью и глубокими исследованиями не только технологических новинок, но и душевных перипетий человека.

Видные русские советские прозаики, кинодраматурги, братья-соавторы, бесспорные лидеры советской НФ на протяжении трех последних десятилетий и самые известные советские писатели-фантасты за рубежом (на начало 1991-х гг. - 321 книжное издание в 27 странах); классики современной НФ, влияние которых на ее развитие, в частности, в СССР трудно переоценить.

Aркадий Натанович Стругацкий родился 28 августа 1925 года в городе Батуми, затем жил в Ленинграде. Отец - искусствовед, мать - учительница. С началом Великой Отечественной Войны работал на строительстве укреплений, затем - в гранатной мастерской. В конце января 1942 года вместе с отцом эвакуировался из блокадного Ленинграда. Чудом выжил - единственный из всего вагона. В Вологде похоронил отца. Оказался в городе Чкалове (ныне - Оренбург). В городе Ташле Оренбургской области работал на молокоприемном пункте, там же был призван в армию. Учился в Актюбинском артучилище. Весной 1943 года, перед самым выпуском, был откомандирован в Москву, в Военный институт иностранных языков. Окончил его в 1949 году по специальности - переводчик с английского и японского языков. Был на преподавательской работе в Канской школе военных переводчиков, служил дивизионным переводчиком на Дальнем Востоке. Демобилизовался в 1955 году. Работал в «Реферативном журнале», затем редактором в Детгизе и Госполитиздате.

Борис Натанович Стругацкий родился 15 апреля 1933 г. в Ленинграде, туда же вернулся после эвакуации,Аркадий и Борис Стругацкие окончил механико-математический факультет ЛГУ с дипломом астронома, работал в Пулковской обсерватории; с 1960 года - профессиональный писатель. Член Союза Писателей. Печатался, в основном, в соавторстве с братом (известен также переводами американской НФ - в соавторстве с братом, под псевдонимами С. Победин и С. Витин). Лауреат Государственной премии РСФСР (1986 - за сценарий фильма «Письма мертвого человека», вместе с В. Рыбаковым и режисером К. Лопушанским). Бессменный руководитель семинара молодых фантастов при Санкт-Петербургской писательской организации. Живет в Санкт-Петербурге.

Широкая известность пришла к братьям Стругацким после публикации первых НФ рассказов, представлявших собой образцы добротной «твердой» (естественнонаучной) НФ и отличавшихся от других произведений тех лет большим вниманием к психологической разработке характеров - «Шесть спичек» (1959), «Испытание СКР» (1960), «Частные предположения» (1960) и других; большинство составило сборник «Шесть спичек» (1960). В ряде ранних рассказов братья Стругацкие впервые успешно опробовали метод построения собственной истории будущего - первой и по сей день остающейся непревзойденной в советской НФ. В отличие от аналогичных масштабных построений Р. Хайнлайна, П. Андерсона, Л. Нивена и других писателей-фантастов, близкое будущее по Стругацким не имело с самого начала четко заданной хронологической схемы (ее позже восстановили читатели-энтузиасты из исследовательской группы «Людены»), зато большее внимание было уделено созданию «сквозных» персонажей, переходящих из книги в книгу и упоминаемых эпизодически. В результате отдельные фрагменты со временем сложились в яркую, многокрасочную, внутренне эволюционирующую и органичную мозаику - один из самых значительных миров НФ в отечественной литературе.

На этой странице приведена библиография писателя по имени «Братья Стругацкие», то есть только те произведения, которые были подписаны обоими братьями. Библиографии произведений, написанных ими по отдельности друг от друга, а также под псевдонимами, можно видеть на индивидуальных страницах А.Н.Стругацкого и Б.Н.Стругацкого.
Книги:

Без серии

Извне

(Научная фантастика)

Парень из преисподней

(Научная фантастика)

Второе нашествие марсиан

(Научная фантастика)

Публикации раздела Литература

Жизнь на грани фантастики

Д ва человека – один писатель – Аркадий и Борис Стругацкие вместе создали около 30 романов и повестей, более двух десятков рассказов. Их произведения экранизировали такие режиссеры, как Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Алексей Герман.

Братья Стругацкие были для читателей проводниками в другой, вымышленный мир. И какие бы параллельные вселенные они ни придумывали, в центре внимания всегда оставался человек со своими сильными и слабыми сторонами. Из-за этого выдуманные или предсказанные миры вдруг становились осязаемыми, знакомыми и оттого актуальными.

Первые художественные тексты Аркадий Стругацкий написал еще до Великой Отечественной войны. К несчастью, все рукописи пропали в блокадном Ленинграде. Первый законченный рассказ «Как погиб Канг» датируется 1946 годом. Его опубликовали в 2001 году.

Фрагмент статьи Александра Мирера «Непрерывный фонтан идей», журнал «Измерение Ф» (№3, 1990 г.):

«Я познакомился с Аркадием Натановичем Стругацким в 1965 году. Это было время бури и натиска в фантастике, это было сразу после того, как вышла повесть «Трудно быть богом». Сейчас уже трудно представить, что мы жили без Лема, Бредбери, Азимова и без Стругацких. Сегодня нам кажется, что Стругацкие были всегда, и вот уже немолодые люди говорят мне: «А я вырос на Стругацких!» И когда я спрашиваю: «Извини пожалуйста, но тебе за пятьдесят, как ты мог на Стругацких вырасти?», он совершенно спокойно отвечает: «Они меня перевернули!»

«Трудно быть богом» было что-то вроде разорвавшейся бомбы. Хотя мы тогда уже читали «Солярис» и «Непобедимый». Тогда два имени тотчас же встали рядом: Станислав Лем и братья Стругацкие. Я очень хорошо помню, как носился тогда по знакомым и всем кричал: «Говорил я вам, что «Страна Багровых туч» – это заявка на больших писателей? Нате – читайте!» Под этим впечатлением я, наверное, фантастику писать и начал. В некотором роде я «крестный сын» повести «Трудно быть богом».

Начав писать фантастику, я довольно быстро попал на семинар – как это ни смешно звучит – «Молодой гвардии». Тогда там была прекрасная редакция фантастики под руководством Сергея Жемайтиса, который, кстати, первым стал публиковать Стругацких массовыми тиражами, несмотря на топания ногами, партвзыскания и разгромы. На этом-то семинаре я и познакомился с Аркадием Натановичем. <...> Тогда я воспринимал его: «Это же сам Стругацкий!», «Это же братья Стругацкие!» – то есть уже в то время для нас это были классики, для меня-то уж во всяком случае. Спустя годы, <...> мы с Аркадием Натановичем подружились.

Надо сказать, что, очевидно, главная черта Аркадия Натановича – это рыцарственность. За много лет я как-то не сумел подобрать лучшего слова. Он удивительно мягкий человек, несмотря на внешние всевозможные офицерские штучки и приемчики. <...>

Есть такая гнусная вещь, как литературный табель о рангах. По этому табло идет абсолютно другой счет... скажем так: фантомный счет. По счету миллионов людей, братья Стругацкие – это огромное явление в советской и частично в мировой литературе. То есть я лично считаю, что они как минимум в числе пяти лучших прозаиков второй половины XX века. <...>

Аркадий и Борис Стругацкие

Часто спрашивают, как Аркадий Натанович и Борис Натанович работают вместе – они что, съезжаются на станции Бологое? В литремесле, как и в любом другом, имеются свои трудности. Самая главная трудность – то, что это абсолютно индивидуальное производство, в котором нет ОТК (отдел технического контроля. – Прим. «Культура.рф» ). Одна из наиболее важных составляющих любого творческого человека – это способность к самокритике. Смотрите, что получается: Стругацкие – невероятно плодовитые писатели, в 60-е годы они выдавали книги на гора одну за другой, одну лучше другой, потому что внутри этого дуэта совершенно замечательное распределение ролей. Одна из черт характера Аркадия Натановича – это непрерывно работающее воображение. Он непрерывно изобретает. У Козьмы Пруткова было: «Если у тебя есть фонтан – заткни его». Аркадий Натанович как раз и есть фонтан, который никто «заткнуть» не мог никогда. И когда они стали работать вместе, то оказалось, очевидно, что Борис Натанович именно та критическая составляющая, которая фонтан затыкает в ту самую минуту, когда это нужно: «Стоп. Это мы записываем».

Эта черта Аркадия Натановича – непрерывное генерирование идей Аркадием Натановичем – доставляет массу удовольствия окружающим его людям. Он может увлекательнейше сымпровизировать, к примеру, о своем военном прошлом. Я помню эти рассказы – совершенно замечательные, – он в них всегда выступал в каких-то смешных ролях, отнюдь не героических. Например, имелся цикл устных рассказов, как Стругацкого заставили работать адъютантом и поэтому ему пришлось ездить на лошади. Соответственно, его лошадь скидывала с себя, соответственно, она обдирала его о ветви деревьев. Когда он, несчастный, пересел на одноколку, то жеребец, на котором он ехал, бросился через забор, потому что за забором была кобыла... и одноколка повисла на заборе вместе со Стругацким. Когда он дежурил в военной школе – в то время всем офицерам при дежурстве полагалось носить шашки и салютовать ими, – то на утреннем рапорте он едва не зарубил своего начальника школы. А когда Стругацкий удалялся в самоволку, то последствия были совершенно сокрушительные... Какие-то из этих историй, очевидно, были трансформированы из действительных происшествий, а какие-то – блестяще и разветвленно выдумывались на ходу.

Непреоборимое писательское начало Аркадия Натановича как раз и чувствуется в этом фонтане идей, который всегда работает. Может быть, из-за этого Аркадию Натановичу немедленно становилось неинтересным то, что уже написано. Я не знаю как Борис Натанович, а Аркадий Натанович всегда любит свою последнюю вещь. Какое-то время он ее любит – до тех пор пока не появляется новая. Но она ему уже не интересна – потому что впереди новое, надо еще что-то выдумывать, и сейчас вот идет эта выдумка. Между прочим, по-моему, эта черта – обычно гибель для творческого человека. Скажем, из-за этого Лем перешел на рецензии на ненаписанное: абсолютно сжато излагаются сюжет и главная мысль, и все: выдумано и не буду я с этим возиться! А благодаря дуэту Стругацкие смогли все это дело реализовать!»

«Игра в бисер» с Игорем Волгиным. Аркадий и Борис Стругацких. «Трудно быть Богом»

Братья Стругацкие. Дети Полудня



Похожие статьи
 
Категории