Детские техники рисования. Консультация для воспитателей«Ознакомления детей дошкольного возраста с разными жанрами живописи

01.04.2019

Дети и живопись

Как рассказать детям о живописи?

Все родители хотят, чтобы их дети росли умными, любознательными, а их кругозор постоянно расширялся.

Умение ценить прекрасное и понимать искусство нужно прививать с самого раннего возраста.

И очень важно делать это правильно. Книга «Картины. Моя большая выставка» поможет рассказать детям о живописи в игре.

Вот несколько простых и любопытных фактов о направлениях живописи.

Стиль искусства объединяет картины художников, работающих в схожей манере.

Ренессанс - возрождение древних традиций

С XIV по XVII века в Европе возрождается интерес к науке, искусству и литературе. Искусство становится ближе к жизни. «Ренессанс» в переводе с французского означает «возрождение».

Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1506 гг

Барокко - динамичность и драматизм

Датой рождения барокко считают начало XVII века. В то время церковь призывала художников яркои динамично изображать библейские сюжеты. Художники использовали смелые световые эффекты, создавая реалистичные, исполненные драматизма картины.

Микеланджело да Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601 г.

Классицизм - держанность и верность античным канонам

Классицизм зародился незадолго до Великой французской революции 1789 года. Художники этого направления старались копировать образцы греческого и римского искусства с их точным рисунком и почти неразличимыми мазками.

Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 г.

Романтизм - пафос и эмоциональность

Романтизм - это художественный и литературный стиль, ставший популярным в Европе в конце XVIII века. Романтические произведения драматичны, живописны и, как правило, показывают мощь и красоту природы, а также героизм человеческого духа.

Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г.

Реализм - объективность и прямота

Реалисты выступали против чрезмерно возвышенного стиля романтизма. Они стремились показать мир таким, каким мы его видим, изображать повседневную жизнь и людей без эмоциональных преувеличений.

Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.

Импрессионизм - стремление запечатлеть ускользающий миг

Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах. Импрессионисты старались отобразить на холсте мимолетное впечатление, рисуя картины быстрыми, яркими мазками. Часто художники работали на природе, а не в мастерских.

Клод Моне, «Сад художника в Ветёе», 1881 г.

Постимпрессионизм - смелость цвета и простота формы

В 1880-е годы во Франции импрессионизм сменяется постимпрессионизмом. Постимпрессионисты писали яркими красками, упрощая форму, чтобы подчеркнуть свои чувства. Они меньше опирались на впечатления от натуры.

Винсент ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г.

Экспрессионизм - искаженные формы и сильные эмоции

Экспрессионизм зародился в Германии в начале XX века. Экспрессионисты старались показать на холсте эмоции - например, гнев или страх, для чего сознательно искажали формы изображаемых предметов.

Франц Марк, «Судьба животных», 1913 г.

Кубизм - принцип совмещенных точек зрения

Первыми в стиле кубизма стали писать Брак и Пикассо в 1907 году. Этот стиль был популярен до 1920-х годов. Кубисты стремились показать предмет одновременно с разных ракурсов. Для этого они раскладывали его на простые геометрические фигуры.

Хуан Грис, «Натюрморт на клетчатой скатерти», 1915 г.

Футуризм - динамика и стремление передать движение

Появившись в начале ХХ века, футуризм просуществовал недолго. Футуристы были влюблены в скорость и мощь новых машин (автомобилей, поездов и самолетов). Художники стремились передать движение реального мира на плоскости.

Умберто Боччони, «Город встает», 1910 г.

Сюрреализм - совмещение сна и реальности

Сюрреализм возник в начале 20-х годов XX века. В переводе с французского это слово означает «больше, чем реальность». Картины сюрреалистов часто кажутся странными, так как здесь нелогично сочетаются причудливые образы, видения и сны.

Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931 г.

Поп-арт - использование образов популярной культуры

Поп-арт появился в 1950-е в Великобритании и США. Художники этого направления изображали в своих произведениях знакомые образы из повседневной жизни - упаковки продуктов, газеты, комиксы, фотографии знаменитостей.

Энди Уорхол, «Банка с супом "Кэмпбелл" (томатный)», 1968 г.

Наталья Игнатова

лектор образовательного проекта Level One и дипломированный историк искусства

Заинтересовать детей художественной выставкой не так сложно, как это кажется на первый взгляд. И под силу всем родителям. Чтобы поход в музей стал доброй семейной традицией, учитывайте возраст юного зрителя и изучайте искусство в игровой форме. Зная своего ребенка, вы сможете рассказать ему историю картины ненавязчиво и доступно, а значит, не перегрузите лишней информацией.

Дошкольники

Малышам от 4 до 6 лет не очень интересно, кто написал то или иное живописное полотно и зачем. Для начала им нужно просто объяснить, что такое музей и вообще картины. Большинство детей в этом возрасте уже знакомы с фотографиями. Они наверняка уже пробовали снимать папу и маму или свои игрушки. Поэтому можно сказать, что картины – это что-то вроде фотографий. Просто раньше ни смартфонов, ни фотоаппаратов не было, и люди могли только рисовать – причем не только реальность, но и сказки.

В дошкольном возрасте прежде всего нужно научить ребенка внимательно смотреть на картины. При этом учитывайте, что в галереях висят полотна с изображением и обнаженной натуры, и сцен насилия. Поэтому заранее продумайте маршрут. В Третьяковской галерее лучше всего сразу пойти в зал с картинами Виктора Васнецова (зал № 26). Идеальная работа для восприятия малышей – это «Богатыри».

Цели:

Образовательная:

  • Дать детям знания о жанре портрета, его признаках и особенностях изображения: одиночный портрет, групповой, автопортрет.
  • Учить правильно ориентироваться в местонахождении разных частей лица и его пропорциях.
  • Учить составлять портрет из разных частей лица по собственному выбору и воображению. Обратить внимание на симметричность лица человека и пропорции, на схожесть портрета с натурой.

Коррекционные :

  • Ввести в словарь детей понятия: жанр, портрет, автопортрет, миниатюра, профиль, анфас, фас.
  • учить подбирать прилагательные к существительным, подбирать слова – эпитеты;

Воспитательные :

  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость к произведениям живописи;
  • воспитывать эстетические чувства посредством рассматривание репродукций.

Репродукции картин:

  • В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”;
  • В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”;
  • В.А.Серова “Дети. Саша и Юра Серовы”, “Портрет композитора Н.А.Римского-Корсакова”, “Портрет художника И.С.Остроухова”, “Портрет художника В.И.Сурикова, “Портрет Николая II ”, “Портрет Мики Морозова”;
  • Н.Н.Ге “Портрет Александра Герцена”, “Портрет Николая Ге внука художника”,
  • И.П.Аргунова “Портрет Екатерины II”, “Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”,
  • И. Н. Крамского “Портрет Павла Михайловича Третьякова, “Портрет Веры Николаевны Третьяковой”, “Портрет художника И.И. Шишкина, “Портрет певицы Е.А.Лавровской на эстраде”, “Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”, “Женский портрет”, “Портрет художника Дьяконова”,
  • К.П. Брюллова “Портрет писателя Н.В.Кукольника”,
  • А. П. Антропова “Портрет Шувалова”.

Методические приемы: Беседа, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций с автопортретами, использование художественного слова, сюрпризный момент, индивидуальная работа по ходу занятия, подведение итога.

Предварительная работа:

  • Рассматривание портретов художников.
  • Рассматривание тематического словаря в картинках из серии “Мир человека” на тему: “Части тела”.
  • Рисование простым карандашом портретов.
  • Дидактическая игра “Назови ласково”, “Назови части головы”, “Назови чего у человека по 2” и т.д.

У ребенка всегда есть свой взгляд на искусство, который определяется целой системой образов, представлений, идей, свое понимание искусства. Оно может быть широким или совсем ограниченным – близким к быту, реальной жизни. В любом случае эта система взглядов на красоту принадлежит ребенку и с этим надо считаться, обогащая при этом его представление, развивая образную сторону восприятия произведения искусства, поддерживая интерес к искусству и культуре.

Очень важно, чтобы демонстрируемые дома и в детском саду копии музейных экспонатов дети впоследствии увидели бы в подлинниках.

Рассказ воспитателя о жанре живописи – портрет.

Портрет - жанр живописи, в основе которого лежит изображение конкретного человека с ярко выраженной индивидуальностью.

Портретная живопись - один из самых трудных и значительных жанров в изобразительном искусстве.

Слово портрет означает в переводе с французского языка “воспроизводить черта в черту” изображаемого человека. Портрет всегда рисуется с натуры. Художник выбирает человека, которого хочет изобразить, придает ему красивую позу, иначе говоря, просит позировать. Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека, его лицо, фигуру, движение, костюм, обстановку, в которой он находится. Но главная ценность этого жанра в том, что он нам передает не только внешний вид человека, но и его характер, настроение, его внутренний мир, индивидуальность, возраст.

Ознакомление детей с жанром портретной живописи необходимо для формирования, развития и закрепления понимания состояния другого человека.

При ознакомлении с портретом дети имеют возможность почувствовать себя то маленькими детьми, играющими с барашком (В.Л. Боровиковский “Дети с барашком”), то ребенком с любимой игрушкой (В.И.Суриков “Портрет Ольги Васильевны Суриковой, дочери художника, в детстве”), то детьми, любующимися морем (В.А.Серов “Дети. Саша и Юра Серовы”).

Способность поставить себя на место другого, почувствовать его радость, удивление или огорчение, порождает чувство заинтересованности, сопричастности и ответственности. У детей формируется и закрепляется умение понимать окружающих людей, проявляя к ним доброжелательность, стремление к общению, взаимодействию, чуткость и заботливость.

Кроме того, ознакомление с портретной живописью способствует развитию эмоционально-эстетических и художественных чувств детей. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче станет работать его воображение, мышление.

Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к исторической и культурной жизни общества, приобретает знания об известных писателях, художниках, музыкантах, ученых, поэтах, общественных деятелях, о профессиях, быте и облике людей разного времени.

В.А.Серов
“Портрет композитора Александра Герцена”

Н.Н.Ге
“Портрет Н.А.Римского-Корсакова”

В.А.Серов
“Портрет художника И. С.Остроухова”

В.А.Серов
“Портрет художника В.И.Сурикова”

В.А.Серов
“Портрет Николая II

И.П.Аргунов
“Портрет Екатерины II”

Н.Н.Крамской
“Деревенский староста”

И.П.Аргунов
“Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме”

Исследования психологов позволяют установить, что портрет как жанр живописи доступен эстетическому восприятию детей уже с 4 лет. В этом возрасте они эмоционально откликаются на выразительный образ портрета (улыбаются, смеются, гладят его и т.д.), проявляют положительный интерес к нему. Увлекаясь общим содержанием портрета, дети в этом возрасте еще не вполне могут объяснить предпочтение выбора того или иного портрета. Однако некоторые средства выразительности уже доступны их пониманию. Так, в определении эмоционального состояния человека в портрете главным для них является общее выражение лица, реже - глаза. Дети в состоянии воспринять и назвать эмоции, изображенные на портрете – “улыбается”, “смеется”, “плачет”.

Дети 5 лет также проявляют положительный интерес к портрету. Эмоционально откликаются на портреты людей, образы которых не только близки их личному опыту, но и известны им из литературы, кино. Детям больше нравятся люди с положительным эмоциональным состоянием, хотя они также сопереживают, сочувствуют грусти, печали. Пятилетний ребенок уже обращает внимание на такие средства выразительности, как, например, рисунок. При определении эмоционального состояния он видит не только лицо и его мимику (движение бровей, выражение глаз, губ), но и позу.

Художники не пишут специально портреты для детей, поэтому подбирать их с целью использования в педагогическом процессе достаточно сложно. Некоторые принципы отбора портретов:

Во-первых, это должны быть произведения высокохудожественные как по содержанию, так и по средствам выразительности.

Во-вторых, художественный образ портрета по содержанию и по форме изображения должен быть доступен пониманию детей, близок уровню их эмоциональных переживаний. В большей степени это положительные эмоциональные состояния человека, хотя к концу среднего дошкольного возраста возможен показ и некоторых отрицательных эмоций (гнев, боль, отчаяние).

В-третьих, следует подбирать портреты разнообразные по типу, средствам и манере изображения.

На первом этапе работы с детьми дошкольного возраста необходимо познакомить их с портретом как жанром живописи, показав его отличие от других жанров (натюрморт, пейзаж). Дети рассматривают портрет - лицо с ярко выраженной экспрессией (например, смеется, радуется, удивляется).

Затем для рассмотрения может быть предложен погрудный портрет, где наряду с эмоциональным состоянием, выраженным на лице (мимика), представлены руки в каком-либо движении, жесте.

На следующем этапе могут быть отобраны портреты, где представлена взаимосвязь выражения лица, жесты рук, позы и где одежда подчеркивает социальную роль человека. Более сложным этапом будет ознакомление детей с портретом, где окружающая среда привносит определенное дополнение к образу, способствует более глубокому пониманию его идеи.

Картины И. Н. Крамского

Для детей дошкольного возраста наиболее подходящими для гармоничного восприятия живописи являются женский и мужской портрет.

И.Н.Крамской
“Женский портрет”

И.Н.Крамской
“Портрет доктора Сергея Сергеевича Боткина”

Также необходимо рассмотреть разновозрастной портрет (детский, юношеский, взрослый и пожилой человек).

В средней группе дети впервые знакомятся с портретом как с жанром живописи. Основными задачами педагога в этом процессе являются:

  • Вызвать у детей интерес к портрету, желание его внимательно рассматривать; выражать свои переживания и ощущения.

Знакомство с портретной живописью в данной группе следует начинать, когда дети уже имеют некоторые представления о живописи и таких ее жанрах, как натюрморт и пейзаж. Обычно это вторая половина года.

Портрет - сложный жанр живописи. Понимание его требует от детей определенного социального опыта, знаний как о самом человеке, так и об изобразительном искусстве, его языке, способах создания художественных образов. Поэтому требуется длительная работа с детьми, содержание которой будет включать два направления. Первое - это формирование представлений о человеке, его чувствах и эмоциях, нравственном отношении ко многим явлениям жизни. Второе направление - постепенное формирование у детей понимания языка живописного образа портрета. Первое направление будет осуществляться на разных занятиях, в играх, быту, повседневной деятельности. Второе - на занятиях по ознакомлению с портретом и в художественной деятельности.

В повседневной жизни воспитатель развивает у детей внимание, наблюдательность. Например, в группу вошла Катя, у неё новая прическа. Она в хорошем настроении, смеется, радостная. Воспитатель говорит детям: “Ах, какая Катя сегодня веселая, радостная, она прямо вся светится! И прическа у нее красивая!” Или обращает внимание детей на Аню: “Посмотрите на Аню, она чем-то недовольна. Поглядите на поникшие плечи и голову, а лицо, какое грустное: брови уголками подняты, а кончики губ опущены. Давайте, скорее, подойдем к ней и спросим, чем мы можем ей помочь!”

Воспитатель постоянно обращает внимание ребят и на эмоциональное состояние взрослых - родителей, воспитателей, помощников воспитателя.

Детей следует учить понимать язык жестов, мимику лица, экспрессию поз. Хороший воспитатель зачастую вместо потока слов использует жест, мимику. Это приучает детей время от времени поглядывать на взрослого, его реакцию на их поступки, развивает внимательность и наблюдательность.

Так, вместо слова “нельзя” можно погрозить пальцем, покачать головой, развести руки (“Ну и ну!”). “Иди сюда!” - пригласить рукой. “Помолчи!” - палец к губам. Одобрительные жесты: поглаживание, аплодисменты. Следует показать детям и другие жесты, рассказав, что они выражают (огорчение, обиду, испуг, задумчивость и т.д.). Можно провести специальные занятия: “Когда нам весело, когда - грустно”, “Что значит?“испуганный”, “удивленный”?”, “Угадай, что я говорю” (использование мимики и пантомимики). Цель таких занятий - подведение детей к пониманию эмоциональных состояний человека и их внешнему выражению.

Хорошо использовать имитационно-образные игры, игры-драматизации, в которых дети упражняются в характерных жестах, позах, мимике.

Очень нравятся детям игры, в которых требуется угадать, понять жест, движение, позу. Например, игры “Где мы были мы не скажем, а что делали - покажем”, “Расскажите без слов”, “Угадай, кто что делает”.

Познакомив детей с отдельными портретами, желательно организовать в группе выставку с уже известными для детей работами художников, а затем пойти с ними в музей.

Слово “музей” в Древней Греции означало дом, посвященный богиням, покровительницам поэзии, искусства и наук. И сегодня “музей” - тоже дом, где хранятся выдающиеся произведения творческого гения художников, скульпторов – памятники истории и культуры.

Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями художественных музеев оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей, а это неоценимо в формировании творческой личности.

Первые впечатления – самые сильные и глубокие, поэтому так необходима тщательная подготовка к экскурсии в музей – настоящему празднику для ребенка и взрослого. От взрослого во многом зависит, захочет ли ребенок приходить сюда снова и снова. Не нужно заставлять его запоминать названия картин и фамилии художников. Разумеется, обращать на это внимание нужно – с должным уважением и восхищением. Ребенок постепенно научится вспоминать и узнавать. Но главным для него останется ощущение прекрасного, удивление и радости.

Живопись в детском саду.

В детском саду дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и мастеров, педагог воспитывает интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.Восприятие искусства развивается постепенно, поэтому к произведениям, предназначенным для дошкольников, предъявляется ряд требований. Рисунок должен быть отчетливым, передавать ярко и выразительно наиболее характерные признаки предмета - форму, цвет, относительную величину частей, положение в пространстве. В сюжетной картине или скульптуре должен быть ясно очерчен, охарактеризован каждый образ, чтобы детям по тем или иным признакам было понятно, кто изображен, что он делает, где и когда происходит действие. Существенное значение для понимания произведения имеет композиция. Четкое выделение основного, главного (либо расположением персонажей, либо цветом) облегчает восприятие целого и понимание изображенного. Наиболее доступны детям дошкольного возраста картины советских художников на темы, отражающие быт детей: Т. Яблонская. «Весна», М. Божий. «Таня, не моргай!», А. Дейнека. «Будущие летчики», И. Шевандронова. «В сельской библиотеке», A. Ткачев, С. Ткачев. «Детвора». Доступны для восприятия детей некоторые пейзажи советских художников К. Юона, В. Бялыницкого-Бирули, Г. Нисского, B. Мешкова. Картины К. Юона «Зимний день», «Конец зимы», «Волшебница-зима» изображают русскую зиму с ее переливчатыми снегами, голубыми далями, тенистым кружевом ветвей. Широко представлены в детских садах произведения русского реалистического искусства прошлого: И. Шишкин. «Утро в сосновом бору», «Корабельная роща», «Рожь»; пейзажи И. Левитана «Март», «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Березовая роща»; морские пейзажи И. Айвазовского; картины В. Васнецова «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Для старших дошкольников доступны и некоторые произведения портретной живописи: И. Репин. «Стрекоза», В. Серов. «Мика Морозов», В. Тропинин. «Портрет сына художника». Богатые возможности для развития эстетического восприятия представляет натюрморт. В этом жанре изображение предметов привлекает ребенка, прежде всего своими выразительными средствами - цветом, формой. Доступны для восприятия натюрморты И. Машкова «Рябинка», «Фрукты», «Малинка», А. Куприна «Букет полевых цветов» и др. Таким образом, детей дошкольного возраста знакомят с разными видами изобразительного искусства. Это высокохудожественные произведения, богатые по идейному содержанию и совершенные по художественной форме, доступные для ребенка, как по содержанию, так и по средствам выразительности. Предлагаем картотеку рассматривания картин в детском саду с детьми старшего дошкольного возраста. По теме: Изучаем живопись»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него.

Мария Артамонова
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине

Методическая разработка на тему : «Методика рассказывания по картине » .

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства . ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методических пособиях и учебниках по воспитанию (М. М. Конина, Е. П. Короткова, О. И. Радина, Е. И. Тихеева, С. Ф. Руссова и др.).

Картины для работы с детьми различают по следующим критериям : формат (демонстрационные и раздаточные, тематика (мир природный или предметный, мир отношений и искусства, содержание (художественные, дидактические; предметные, сюжетные, характер (реальное, символическое, фантастическое, проблемно-загадочное, юмористическое изображение) и функциональный способ применения (атрибут для игры, предмет обсуждения в процессе общения, иллюстрация к литературному или музыкальному произведению, дидактический материал в процессе обучения или самопознания окружающей среды и т. д.

Общие требования к организации работы с картиной :

1. Работы по обучению детей рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.

2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов : чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине .

3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятий с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.

4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной .

5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный . Результат этапа : рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.

Виды рассказывания по картине

1. Описание предметных картин – это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных , их качеств, свойств, действий 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации , не выходящей за пределы содержания картины . 3. Рассказ картин : ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии , связывая их в один рассказ . 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине : ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду . Ему требуется не только осмыслить содержание картины , передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события. 5. Описание пейзажной картины и натюрморта . Пример описания картины И . Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет : «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».

Структура занятия :

1. Часть – вводная (1-5 минут) . Включает в себя небольшую вводную беседу или загадки, цель которых выяснить представления и знания, настроить детей к восприятию.

2. Часть – основная (10-20 минут, где используются разные методы и приёмы .

3. Часть – итог занятия, где проводиться анализ рассказов , и даётся их оценка.

Методические приемы :

Вопросы (проблемные вопросы)

Образец педагога

Частичный образец педагога

Совместное рассказывание

План рассказа

Коллективное обсуждение плана будущего рассказа

Составление рассказа подгруппами

Составление рассказа подгруппами

Оценка детских монологов

Этапы . Младший возраст.

В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине . Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.

Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему : 1) обучение детей рассматриванию картины , формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов ) .

Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.

Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом ) .

После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине . Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных) . Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.). Можно загадать загадку о домашнем животном (например : «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» - после картины «Кошка с котятами» ).

В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.

Средний дошкольный возраст .

Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.

Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам , заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.

Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение» .

Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину .

Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …

В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите , как я» , «Молодец, запомнил, как я рассказывала » ,- говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.

Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов , можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин . С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии .

Старший дошкольный возраст .

В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам .

Содержание, тематика картин , использующих в старшем дошкольном возрасте , требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника - автора картины , ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины . Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников , побуждают их к инициативности.

В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия : «Картина называется «Зимние забавы» . Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава» ?»- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения . - «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом , чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению .

На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины . На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа . В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине : описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам , повествовательный рассказ , описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту .

В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов . Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках : «Вот так покатался!» , «Где пропадали?» , «Подарки маме к 8 Марта» , «Шар улетел» , «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.

Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине , но и вообразить предыдущие и последующие события.

В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине .

Оценка рассказов .

Важное значение приобретают в процессе обучения рассказыванию по картине оценка и анализ рассказов детей .

В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной.

В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей , подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа . К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание : «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему».

Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей . Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания.

Методика обучения рассказыванию по содержанию картины постоянно обогащается новыми творческими находками воспитателей, интересными методами и приемами управления речевой деятельностью детей.

Эффективным дополнением к беседе по содержанию картины является модифицированая методика восприятия изображенного на картине различными органами чувств, разработанная русским ученым И. М. Мурашковской.

Современная методика применения серий сюжетных картин для развития связности речи старших дошкольников разработана русским методистом А . А. Смирновой, которая не только разработала серии картин , но и предложила эффективную методику стимулирования связной речи детей.

Важно, чтобы за подбором, сочетанием разнообразных методических способов мы не забывали, что картина - это лишь эффективное средство, а главное на занятии - ребенок, развитие которого мы должны направлять и сопровождать.



Похожие статьи
 
Категории