Описание картины Виктора Васнецова «Иван-царевич на сером волке. Иван царевич на сером волке

08.04.2019

Краткая история создания

Главные герои

Анализ композиции

Описание картины «Иван-Царевич на Сером Волке» В. Васнецова

Иван Царевич с Еленой Прекрасной спасаются от погони, мчась сквозь дремучие лесные заросли верхом на Сером Волке. С тревогой всматривается Царевич в окружающий лес - если беглецов настигнут, их ждет неминуемая разлука. При этом он уверенно и крепко держит Елену, которая практически покорилась судьбе и испуганно прижимается к своему спасителю, стараясь не смотреть по сторонам…

Краткая история создания

Полотно Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке» по праву считается одним из самых сказочных произведений русского изобразительного искусства. Эта картина была написана художником в 1889 году в период, когда он трудился над росписью Владимирского собора в Киеве. Ради создания картины Васнецов на некоторое время прервал работы в соборе. За основу сюжета он взял популярную народную сказку «Иван Царевич и Серый Волк».

Главные герои

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Анализ композиции

Вертикальная композиция картины вызывает у зрителя ощущение надвигающейся опасности и тревожной неизвестности. Главные герои как будто заключены в красный четырехугольник: красная шапка Царевича, красные ножны, красные сапоги и красный язык волка. Именно красный цвет помогает создать ощущение приближающейся опасности.

Окружающий пейзаж подчеркивает тревожное настроение беглецов. Действие картины происходит на фоне утренней зари, на переднем плане угрожающе темнеет болото, за густыми ветвями деревьев-великанов едва проглядывает серо-лиловое небо. Дремучий лес выглядит зловеще. Огромные деревья, поросшие мхом, встают непроходимой стеной, однако перед добрыми персонажами сказки они словно расступаются, помогая уйти от погони.

Оживление в мрачный пейзаж вносят цветущая яблоня и болотные кувшинки. Появление яблони вблизи лесного болота кажется необычным и настораживающим. Однако эта деталь имеет большое значение. Она переносит зрителя к самому началу сказочного повествования. Ведь именно с яблони, приносившей золотые яблоки, началась вся история.

Цветущая яблонька символизирует также начало новой жизни и любви, она вселяет в зрителя надежду, что все завершится благополучно. Серебристо-белые цветы дерева перекликаются с нарядом Елены и связывают в единое целое всю цветовую гамму картины. Полотно наполнено таинственным мерцанием, вызывающим ощущение прикосновения к чуду.

Васнецов в очередной раз доказал, что является непревзойденным мастером исторической и фольклорной живописи. Описать происходящее на картине можно строчкой из русской народной сказки: «Помчался серый волк с Иваном Царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой – синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает…».

Художник расположил персонажи по диагонали, благодаря чему создается ощущение движения.

Картина выполнена в контрастных тонах, подчеркивающих извечную борьбу добра со злом. Темные краски, в которых изображен лес, символизируют злые силы, тревогу и опасность. Яркие цвета, доминирующие в облике главных персонажей, подчеркивают их принадлежность ко всему доброму и светлому.

Сказочное живописное полотно о Елене Прекрасной и Царевиче погружает зрителя в мир русского фольклора, помогая поверить в торжество добра над злом. В настоящее время картина находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Сочинение по картине В. М. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке»

Знаменитый русский художник Виктор Михайло­вич Васнецов является непревзойдённым мастером фольклорной и исторической живописи. Широко из­вестны его живописные произведения «Витязь на распутье», «Алёнушка», «Богатыри» и многие дру­гие.

Картина «Иван-царевич на Сером Волке» была написана В. М. Васнецовым в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки, строчки из кото­рой невольно вспоминаются при просмотре картины:

«Помчался серый волк с Иваном - царевичем, с Еленой Прекрасной обратной дорогой - синие леса мимо глаз пропускает, реки, озера хвостом заметает… »

Глядя на картину, зритель словно погружается в волшебный мир, оказавшись рядом с главными героями сказки: Иваном-царевичем и Еленой Пре­красной, которые скачут на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём верном друге, Иван-царевич креп­ко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, чёрные перчатки с узором, крас­ная шапочка на голове и красивые красные сапоги. У Ивана-царевича серьёзное выражение лица. Его большие глаза тревожно всматриваются вдаль: нет ли за ними погони? Не отнимет ли злодей его счастье? За спиной у главного героя виднеется меч: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с ним сидит Василиса Прекрасная - рус­ская красавица с длинными вьющимися русыми во­лосами, которые развеваются на ветру. Она одета в красивое светло-голубое шёлковое платье с золотой отделкой рукавов и нижней части одежды. Шею кра­савицы украшают жемчужные бусы. На ногах у неё красивые сафьяновые сапожки. Её голову покрывает красивая шапочка, украшенная драгоценными кам­нями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, у неё задумчивый взгляд. Царевна отдала свою судьбу в руки Ивана-царевича и смиренно сло­жила руки перед собой. Образ Василисы Прекрасной был написан художником со своей племянницы - Натальи Анатольевны Мамонтовой.

Серый Волк изображён в движении. Он несётся что есть духу, чтобы его не догнали. Уши сказочного персонажа прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но глаза не выражают злобу. Сильные лапы оторвались от земли, чтобы сделать очередной длинный прыжок через болото.

Герои сказки изображены на фоне пейзажа. Вид­но, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, их кора полопалась и местами оторвалась. Лес мрачен и страшен, он символизирует злые силы, окружившие главных ге­роев. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Красивые белые кувшинки, растущие на болоте и нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, символизируют надежду на спасение и счастливый конец.

Картина выполнена в контрастных тонах: тёмные краски леса являются символом злых сил, тревоги и опасности. Главные герои живописного произве­дения написаны яркими светлыми красками - это добрые, светлые силы. Борьба добра со злом непре­менно закончится победой первого, как традиционно завершаются все русские народные сказки.

В. М. Васнецов в картине «Иван-царевич на Се­ром Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Перечитывая Ивана-царевича и серого волка, непременно вспоминается это произведение живопи­си, которое остаётся в памяти неразрывно связанное с русской народной сказкой.

Картину «Иван-царевич на Сером Волке» русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи Виктор Михайлович Васнецов написал в 1889 году по сюжету известной русской народной сказки. Рассматривая картину, зритель будто бы погружается в волшебный мир, оказываясь рядом с главными героями сказки. На полотне Васнецов изобразил Ивана-Царевича и Елену Прекрасную, скачущих на Сером Волке подальше от владений злого царя.

Сидя на своём преданном друге, Иван-Царевич крепко и бережно обнимает Елену Прекрасную. На нём мы видим красивый кафтан из дорогой парчи, подпоясанный зелёным кушаком, нельзя не заметить красивые чёрные перчатки с узором, украшающие руки Ивана, на голове у Ивана-Царевича красная шапочка, а на ногах красивые красные сапоги. У Ивана-Царевича очень серьёзное выражение лица. Своими большими глазами он тревожно всматривается вдаль: не гонятся ли за ним? Он опасается, что злодей отнимет у него самое дорогое – Елену Прекрасную. За спиной у главного героя красивый меч в не менее красивом чехле: добрый молодец всегда готов встать на защиту.

Рядом с Иваном-Царевичем сидит Василиса Прекрасная – русская красавица с прекрасными развивающимися на ветру русыми волосами. На ней надето красивое шёлковое платье со светло-голубым отливом и золотой отделкой нижней части и рукавов. На шее у красавицы жемчужные бусы, а на ногах интересные сафьяновые сапожки. Красивая шапочка, покрывающая голову девушки, украшена драгоценными камнями. Девушка положила голову на грудь своего спасителя, взгляд у неё немного поникший и задумчивый. Елена полностью доверилась Ивану-Царевичу и смиренно сложила руки перед собой.

Серый Волк торопливо движется вперёд. Его уши прижаты к голове, язык выглядывает из огромной зубастой пасти, но в глазах волка нет злобы. Сильные лапы, оторвавшись от земли, уже готовы сделать длинный прыжок через болото.

За спинами героев картины видно, что их путь проходит через старый лес. Вековые деревья обросли зелёным мхом, лес очень мрачен и страшен, он символизирует злые силы, которые пытаются навредить героям. Вокруг непроходимая чаща. Корявые тёмные ветви мешают беглецам. Помимо старых устрашающих деревьев художник изобразил и красивые привлекающие внимание цветочки – кувшинки, растущие на болоте, а также нежно-розовые цветы старой яблони с ярко-зелёными листочками, которые, я думаю, символизируют надежду на спасение и счастливое будущее.

Васнецов в своей картине «Иван-царевич на Сером Волке» создал волшебный мир русской народной сказки. Когда перечитываешь Ивана-Царевича и серого волка, непременно вспоминается это гениальное произведение живописи.

Вместе со статьёй «Описание картины Васнецова «Иван Царевич на Сером волке» читают:

/ / Сочинение-описание по картине В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке»

В. Васнецов написал картину «Иван Царевич на сером волке» в 1889 году. Он известный художник, который проиллюстрировал многих героев из русских былин и сказок.

Картина кажется нам волшебной: настолько реалистично прорисованы все детали: начиная от веток и травы на переднем плане картины и до одиноко стоящего дерева за дымкой тумана. На картине преимущественно преобладают тёмные тона, которые завораживают и придают таинственность пейзажу.

Особую сказочность придают картине белые цветы, которые усыпали ветви чёрного дерева, справа от волка. Эта цветущая яблоня как символ жизни в их судьбе, знак веры и надежды на будущее.

На центральном плане расположился злой волк, который, вытащив язык, убегает от погони. Мы видим его силу, зверскую мощь с которой он бежит вперёд, преодолевая сухие деревья на своём пути. Взгляд волка устремлён вперёд, он и не думает возвращаться. На нем сидит насторожившийся Иван, держа рукой испуганную Елену. Волк является символом преданности, мы видим, что ради Царевича он преодолеет любые преграды, лишь бы он остался в живых.

Иван одет в роскошный золотой кафтан с голубым поясом и в оранжевую шапку с мехом, за плечами у него меч - все эти детали одежды характерны для героя русских сказок. По его взгляду видно, что он высматривает погоню, переживает за Елену. Царевич в любой момент готов достать меч из ножен и пуститься в бой за сердце прекрасной дамы.

Елена в голубом платье с золотыми оборками прислонилась к Ивану. Ее пшеничные волосы развеваются на ветру, что показывает нам динамику картины. Видно, что путь их неблизкий, от усталости она приняла такую позу, при этом сложив спокойно руки у себя на коленях. Она полностью доверяет Ивану, в ее глазах нет беспокойства.

На заднем плане изображены по-настоящему сказочные деревья: они разных оттенков, от коричневого до чёрного, мох на них кажется изумрудным, искрящимся. Слева поваленная еловая ветвь. Тонкая дымка тумана связывает сказочный лес между собой, за которой уже ничего не разглядеть. Это значит, что назад пути нет.

Проанализировав картину становится ясно, что Васнецов творил не только используя сюжеты русских сказок, но и добавлял символику, которая позволяет нам прочувствовать душевное состояние героев, раскрыть атмосферу того времени. Смотря на картину, возникает ощущение полного присутствия, как будто ты сам побывал в этой сказке, пережил сюжет вместе с героями, окунулся в их сказочный мир.

Знаете ли вы жанр картины «Иван-царевич на сером волке»? Сегодня мы рассмотрим этот шедевр Виктора Васнецов более подробно для того, чтобы лучше понять картину и вжиться в неё. Счастье тем, кто может полюбоваться шедевром вживую.

Виктор Васнецов

Картину «Иван-царевич на сером волке» подарил нам Виктор Васнецов. Он родился в 1848 году в небольшом селе в семье священника. Как и отец, мальчик учился в духовной семинарии. Первая его работа на художественном поприще - это роспись Вятского собора вместе с сосланным польским художником Михалом Андриолли. Именно после этого случая он определился в своем твердом намерении стать художником. Для того чтобы стать профессиональным живописцем, он отправляется в Петербург, где учился в рисовальной школе Крамского. Этого оказывается недостаточно, и парень поступает в академию художеств.

Поиски себя

Начиная с 1878 года Васнецов активно путешествует по Европе: он побывал во Франции и Италии. Творческий стиль Васнецова очень разнообразен. Он никогда не повторялся, всегда менялся. Когда он был связан с товариществом Передвижников, то его картины чаще всего были бытописательны. По максимуму проявить свой талант Васнецов смог тогда, когда начал писать в стиле модерн. Также считается, что его можно назвать основоположником некоего исконно русского стиля в живописи.

Картина

Описать картину "Иван-царевич на сером волке" можно только в том случае, если понимать русский колорит. Об этом мы погорим ниже, а сейчас рассмотрим картину подробнее. Она была написана Виктором Васнецовым в далеком 1889 году. Мы видим, что Иван настороже, ведь опасность подстерегает его на каждом шагу. При этом юноша нежно и крепко держит свою спутницу, волнуясь за неё больше, чем за себя самого. Елена измучилась от такой длительной погони, её плечи опустились, а глаза выражают усталость, и девушка припала к груди своего спасителя.

Серый волк насторожен больше всех, ведь именно он первым чует опасность. Его поза напряжена, а зоркие, наблюдательные глаза устремлены вперед. На картине видно его сильные лапы, которые уверенно мчат навстречу неизвестности. Несмотря на то что волк насторожен и аккуратен, он все же очень устал и истощен погоней. Темные краски картины вместе с изображенными измученными лицами героев создают тягостную атмосферу напряжения и опасности, которая висит в воздухе. Но есть ли надежда у наших героев? Они могут спастись? Понять это по картине можно, если внимательно в неё всмотреться и разглядеть все детали. Только тогда можно заметить, как цветущая яблоня совершенно не вписывается в стилистику картины. Именно она, красивая и пышная, означает надежду и веру в спасение. Таким образом, мы видим, что Виктор Васнецов использует символизм для того, чтобы показать стремление души каждого героя картины. Прекрасная яблоня расположена совсем незаметно, она не сразу бросается в глаза, поэтому, чтобы увидеть луч света в этой картине, её необходимо подробно рассмотреть.

Сюжет

Сюжет картины пришел из народа: из русских народных сказок о сильном и смелом герое, который всегда помогает тем, кто просит его о помощи. На картине Ивана окружает черный лес, который означает темную силу, что живет в лесных чащах. Герой сидит на сером волке - своем верном помощнике - вместе с красавицей Еленой. Старые и сильные деревья преграждают им дорогу своими огромными черными ветвями, из которых невозможно выпутаться. Эти древние ветви даже не пропускают солнечных лучей.

Подобные сюжеты широко распространены в русских краях. Герои-молодцы - это любимые персонажи русского народного творчества. Они присутствуют почти в каждой сказке, поэтому неудивительно, почему народный художник выбрал такую тему для картины. Иванушка - это всегда один и тот же герой: немного простоват, часто младший в семье, но всегда смышлёный, искренний и добрый. Именно благодаря всем этим качествам ему удается побеждать зло, спасать красавиц и творить добро на земле русской. Автор картины «Иван-царевич на сером волке» пытался показать, что героям тоже бывает трудно, они могут бояться, расстраиваться и сомневаться, но не перестают при этом быть хорошими. Картина показывает, что боятся все: и смелый Иван, и бесстрашный серый волк, и, конечно же, хрупкая Елена.

Герои

Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает троих героев: Елену Прекрасную, Ивана-царевича и серого волка. Обсудим каждого из них по отдельности.

Серый волк очень любопытен не только с точки зрения исследователей, но также и с точки зрения обычных зрителей. Он приковывает к себе внимание тем, что имеет человеческие глаза, которые очень точно и глубоко отражают его внутренние настроение. При этом следует понимать, что на картине изображен волкулак, которого на Руси боялись и прогоняли. Автор же показывает, что в сером волке в этот момент нет негативных черт, таких как кровожадность или дикость. Волк символизирует в картине совсем другое - преданность и жертвенность.

Иван-царевич чувствует себя более спокойно, но при этом можно заметить его насторожённость и робость с Еленой. Он крепко держит её и осматривается по сторонам. По его взгляду видно, что за красавицу он вступится даже в смертельную схватку.

Елена Прекрасная боится погони, но доверяет своему спасителю. Она печальна и все так же красива. Картина «Иван-царевич на сером волке» показывает нам в образе Елены традиционную русскую красавицу с длинными светлыми волосами и прелестными украшениями.

Одежда персонажей

Картина «Иван-царевич на сером волке», фото которой есть в этой статье, полна мелких деталей одежды. На самом деле это очень важный момент, ведь автор прорисовывал каждую мелочь с особой тщательностью. Благодаря краскам Васнецов сумел живо передать одеяния главных героев. Рассматривая каждого из них, можно на себе ощутить вес этой красивой парчи, сафьяна, бархата и золотой нити. Несмотря на то что Елена опечалена, её наряд кажется слишком броским.

Стоит отметить, что образ девушки художник писал со своей родственницы Натальи Анатольевны, которая обладала абсолютной женственностью. И все-таки, несмотря на прорисовку деталей, Васнецов акцентировал внимание на внутреннем состоянии героев.



Похожие статьи
 
Категории