Дом рябушинского часы работы. Музей Горького в особняке С

12.04.2019

Музей-квартира А. М. Горького находится в бывшем особняке Рябушинского, построенном для семьи молодого русского предпринимателя известным московским архитектором Ф. Шехтелем. Шикарный дом на Малой Никитской, в котором писатель проживал последние годы своей жизни, является настоящим шедевром архитектуры начала ХХ столетия. Он выполнен в необычном для Москвы тех лет стиле русского модерна, а его история связана с тремя выдающимися людьми, жившими в одно время, но имевшими слишком разные судьбы. И только один из них упомянут на мемориальной доске, установленной на фасаде.

Особняк относится к немногочисленным открытым для посещения аналогичным объектам, расположенным в центре столицы. В одних зданиях находятся государственные учреждения и посольства, куда простым гражданам вход закрыт. Его внутреннее убранство сохранено практически в первоначальном виде, задуманном и реализованном Ф. Шехтелем.

Особняк Рябушинского

Необычный дом с разноуровневыми и разноформатными окнами, мозаичным фризом с цветочными мотивами и отделкой глазированным кирпичом считается украшением не только Малой Никитской улицы, но и всей столицы. Великолепие внутреннего убранства скрыто от глаз прохожих, но его можно увидеть воочию, посетив музей-квартиру А. М. Горького.

Особняк проектировался Ф. Шехтелем под влиянием европейского модерна в сочетании с модными тенденциями ар-нуво — стиля, характеризующегося предпочтительным использованием в архитектурном облике и интерьерах естественных плавных изгибов, а не прямых линий и четких углов. К особенности данного направления относится, также, применение новых, нестандартных технологий. Несмотря на заимствование стилистических решений, Ф. Шехтель сумел гармонично наполнить их собственными декоративными элементами и деталями.

Особняк носит имя заказчика и первого владельца дома — Степана Рябушинского. Он был известным предпринимателем и коллекционером, но главное — принадлежал к зажиточной династии Рябушинских и стал ее достойным последователем. Степан Павлович обладал одной из лучших в России коллекций икон и организовывал грандиозные выставки иконописи, в том числе к 300-летию дома Романовых. Благодаря его участию проводились научные исследования, позволившие обнаружить и реставрировать настоящие иконописные шедевры.

После Октябрьской революции Рябушинский был вынужден выехать из страны. Его собрание икон было изъято. Некоторые из них распродали, остальные передали в музеи. К счастью, большая часть коллекции сохранена и находится в Третьяковской галерее. Сегодня ведутся разговоры об организации в одном из домов Рябушинских постоянной выставки икон, собранных Степаном Павловичем.

В советское время особняк сменил несколько владельцев из числа государственных учреждений. За это время исчезли уникальные предметы мебели, светильники и оригинальный каминный портал, выполненный из специально привезенного из Каррары мрамора. Кроме того, была нарушена уникальная вентиляционная система дома. Спасением от окончательного разорения особняка стало заселение в него семьи пролетарского писателя в 1931 году.

Архитектура дома Шехтеля

Особняк Рябушинского строился под руководством архитектора с 1900 по 1902-03 гг. Главный фасад с парадным крыльцом обращен к Малой Никитской улице. В данный момент войти в здание можно со стороны Спиридоновки через «черную» дверь, изначально предназначавшуюся для прислуги.

Руке Шехтеля принадлежит создание проектов более 210 зданий столицы и Подмосковья, построенных на рубеже XIX—XX вв. В их числе — Ярославский вокзал, особняк Морозовой на Спиридоновке, кинотеатр «Художественный» на Арбате. Большинство из 86 сохранившихся объектов находится сегодня под охраной государства. Сам архитектор доживал свой век в квартире дочери, превращенной после революции в коммуналку.

Дом Шехтеля на Малой Никитской стал настоящим шедевром мастера. За счет эффектного ступенчатого расположения оконных проемов здание выглядит многоэтажным. Обтекаемые формы арочных сводов, оконные решетки в виде вьющихся ветвей и спиральные завитки балконных ограждений придают экстерьеру дополнительную легкость. Низкий забор открывает обзор на фасад, украшенный широким мозаичным фризом. В изображенных на нем растительных мотивах скрываются загадки и символы.

Центральная терраса, нависающая над парадным входом, опирается на объединенные фигурными перемычками массивные колонны. Две из них вплотную подходят к «красной» линии. На боковых фасадах присутствуют балкончики с декоративными ограждениями. На территории усадьбы расположен флигель с пристроенной к нему конюшней. Комнаты предназначались для прислуги. Одно из помещений в годы ВОВ снимал А. Толстой. Сегодня в нем находится музей-квартира писателя.

Фасадная часть дома Шехтеля может остаться незамеченной прохожими, особенно в летнюю пору, когда особняк прячется за кронами деревьев. Все самое интересное и удивительное открывается посетителям дома-музея Горького.

Особенности интерьера

Архитектурное новаторство Шехтель удачно дополнил технической оснащенностью особняка. Вентиляционная система позволяла циркулировать воздуху по всему пространству дома. Из кухни в столовую блюда доставлялись посредством лифта.

Каждому вошедшему первым делом бросается в глаза знаменитая лестница Шехтеля с изящно изогнутыми перилами. По задумке автора она символизирует бесконечное движение волн. У ее основания возвышается оригинальная лампа-медуза, чудом сохранившаяся в годы «модернизации» особняка представителями государственных структур.

Цветные витражи при солнечном свете дают удивительную игру красок на стенах и матовых потолках. Детально проработанные элементы декора удачно дополняют интерьер. Здесь даже дверные ручки имеют форму морских коньков, а капители колонн украшают саламандры в окружении лилий.

На третьем этаже имеется потайная комната, не упоминавшаяся даже в страховых описях. Она была оформлена в раннехристианском стиле и предназначалась для совершения молитв. Скрытность была связана с запретом присутствия культовых сооружений в частных домах. Но Рябушинские относились к старообрядцам, и им требовалась молельня.

Представить интерьеры особняка по описаниям и фотографиям достаточно сложно, поэтому лучше будет его посетить.

История музея-квартиры Горького

Особняк Рябушинского был предоставлен семье Горького в 1931 году. Он был категорически против заселения в «дворцовые комнаты», справедливо полагая, что это негативно скажется на мнении пролетариев, вынужденных проживать в бараках и коммуналках. Тем не менее, вернувшегося из-за границы Горького прямо с вокзала привезли на Малую Никитскую в уже отремонтированный и меблированный дом.

По словам современников, писателю особняк Рябушинского не подходил ни по духу, ни по статусу. Здесь он чувствовал себя неуютно, называл комнату для отдыха «спальней балерины» и никогда не пользовался лестницей Шехтеля, так как ему сложно было подняться на второй этаж. Со временем Алексей Максимович свыкся с обстановкой и особенностями дома, тем более что его несколько требований было выполнено. В частности:

  • рабочую комнату оформили в соответствии с обстановкой его предыдущих кабинетов;
  • гостиную переоборудовали в библиотеку, заставив стены многоярусными шкафами;
  • спальню разместили в одном из кабинетов;
  • полуобнаженные фигуры, украшавшие интерьер, убрали.

При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр литературной Москвы, где всегда было многолюдно и шумно. Жизнь писателя стала насыщенной и немного утомительной. Общественная деятельность и постоянные творческие встречи, в том числе знаменитые ночные заседания со Сталиным и членами политбюро, на которых приходилось решать судьбы писателей и их произведений, отвлекали от основного занятия. Но несмотря на то, что времени на написание собственных произведений оставалось слишком мало, Горький продолжал работать над романами и пьесами.

В 1934 году Алексею Максимовичу пришлось пережить трагические события, связанные с кончиной сына, проживавшего на втором этаже особняка Рябушинского вместе с семьей. В последние годы с писателем оставались невестка и внучки. После смерти Горького (1936 г.) Надежда Пешкова, или Тимоша, как называли ее домашние, при непосредственном участии официальной вдовы писателя Екатерины Павловны Пешковой постаралась сохранить наследие своего свекра, его вещи и обстановку, в которой он жил и работал в период 1931-36 гг.

Надежда Алексеевна (невестка) оставалась в особняке вплоть до 1965-го — года открытия Мемориального музея-квартиры Горького на Малой Никитской. Именно благодаря ее усилиям и энтузиазму современники имеют возможность окунуться в атмосферу, окружавшую писателя в последние годы его непростой жизни.

Экспозиции

В 5 комнатах особняка, расположенных на первом этаже, полностью сохранена обстановка 1936 г. Это — кабинет писателя и его спальня, библиотека и секретарская, а также столовая. Здесь находится мебель тех лет, представлены личные вещи и книжная коллекция Горького, расставленная в том же порядке, что и при нем. На втором этаже — экспозиция, рассказывающая о жизни Алексея Максимовича после его возвращения на родину из Италии. Часть помещений отдано под хранение музейного фонда. В оборудованном подвале находится выставка, дающая представление о Рябушинском и Шехтеле.

Режим работы

Посетить музей Горького и ознакомиться с интерьерами особняка можно ежедневно с 11:00 до 17:30, кроме понедельника, вторника и дней, на которые приходятся официальные государственные праздники. Последний четверг каждого месяца в учреждении проводится санитарный день.

Цены на билеты в 2019 году

Стоимость входа в музей-квартиру Горького составляет:

  • для взрослых — 300 руб.;
  • для детей от 7 до 15 лет и пенсионеров — 100 руб.;
  • для студентов и учащихся — 150 руб.;
  • для нерезидентов РФ — 400 руб.

За групповую экскурсию (до 20 человек) придется заплатить 3000 руб. Для иностранцев такая услуга обойдется в 4000-5000 руб. Группы до 10 человек обслуживаются в индивидуальном порядке. Цена путевки для резидентов РФ — 1500 руб., для нерезидентов РФ — 2000 руб.

Как добраться до музея-квартиры А. М. Горького

Ближайшие станции метро расположены в 1-1,5 км от особняка:

  • «Баррикадная» и «Пушкинская»- линия 7;
  • «Тверская» — линия 2;
  • «Арбатская» — линия 3 и 4.

До музея можно доехать на автобусах № 15, 39, А, 243, м6. Остановка «Никитские ворота».

Мобильные службы такси в Москве — Uber, Gett, Maxim, Яндекс. Такси

Особняк Рябушинского: видео

Прогуливаясь по центру города, я не раз обращала внимание на необычный особняк, украшенный цветным панно с орхидеями. Не смотря на то, что дом окружен деревьями, что-то в нем есть такое, что приковывает взгляд. Уже позже я узнала, что это здание было построено знаменитым архитектором Ф.О. Шехтелем для богатого промышленника С.П. Рябушинского в начале XX века. Главной изюминкой этого особняка является знаменитая лестница-волна, которую архитектор установил в холле и которая безумно похожа на творения испанского архитектора Гауди в Барселоне.

Известен этот дом также как последнее пристанище великого писателя М. Горького, в котором он прожил несколько лет после возвращения на родину. Сейчас внутри размещается дом-музей М. Горького, который относится к Литературному институту. В связи с этим плату за вход не берут. Говорят, что сам писатель завещал, чтобы трудовой народ пускали внутрь бесплатно. Пока этот завет выполняется. Особняк Рябушинского находится на Малой Никитской улице д.6, рядом с храмом «Большое Вознесение», в котором венчались А.С. Пушкин и Н. Гончарова.

Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

Вход на территорию музея открыт со стороны улицы Спиридоновка. Как я уже говорила, самостоятельно можно осмотреть интерьеры особняка Рябушинского совершенно бесплатно, оплатить надо будет только фотосъемку или групповую экскурсию. В основном в музее работают уже пожилые люди, которые очень интересно рассказывают об этом удивительном доме. При входе надо будет либо надеть казенные тапочки, либо приобрести бахилы, чтобы не испортить паркет из ценных пород дерева.

Далее мы сразу попадаем в холл и видим то, ради чего сюда непременно стоит прийти – сказочную мраморную лестницу, спроектированную Ф.О. Шехтелем. Она символизирует вечное движение, без которого немыслима жизнь.


Особняк Рябушинского


В особняке Рябушинского

Незадолго до начала работы над особняком Степана Павловича Рябушинского известный зодчий побывал в Париже и познакомился с работами французского архитектора Франсуа-Ксавье Шелкопфа. Именно он был основателем пластического направления модерна. Шелкопф заметил, что в природе практически не существует прямых линий: и черты человеческого лица, и ветви дерева изогнуты и закруглены. Шехтель воплотил эти идеи в оформлении дома Рябушинского. За основу он взял морскую тему.


Особняк Рябушинского


Особняк Рябушинского

И темно-зеленые стены холла, и обтекаемая форма лестницы, которая заканчивается светильником-медузой с одной стороны и изящной скамейкой с другой, и приглушенный свет, проникающий через витражи окна на втором этаже, все навевает мысли о водной стихии.



Витраж на лестнице

На втором этаже интересны фигуры на капители мраморной колонны. Лилии, символизирующие чистоту и саламандры, изображающие зло, говорят о бесконечной борьбе двух начал.


Даже эстонский сероватый мрамор с прожилками, из которого выполнена лестница, напоминает песок, от которого только что отхлынула волна. При Рябушинских холл и столовая представляли собой единое целое. Позднее арку заложили и заменили дверьми, сделав помещение изолированным и, тем самым, потеряв главный замысел архитектора.


Дверь в столовую

Многие предметы интерьера, созданные Шехтелем, были утрачены. Так в столовой разобрали уникальный белоснежный мраморный камин, украшенный женщиной-бабочкой, закрасили фриз из тюльпанов, которые были символом счастья, безвозвратно исчезла люстра в форме цветков подснежника. Связаны эти изменения и с опалой большевиков на Рябушинских, и с проживанием в особняке М.Горького. Когда в 1900 г. был одобрен проект строительства этого смелого по тем временам здания, владельцу имения Степану Павловичу Рябушинскому было всего 26 лет. Однако он был одним из восьми братьев Рябушинских, владельцев огромного состояния и нескольких предприятий, и был весьма уважаемым и известным человеком. В начале XX века именно промышленники формировали облик новой Москвы, делая выгодные заказы модным московским архитекторам. Модерн Шехтеля пришелся по вкусу Рябушинскому.

Кроме необычного интерьера в доме была создана одна из первых в Москве система кондиционирования воздуха, лифт в подвальном помещении, поднимающий блюда в столовую, было проведено электричество и телефон. Кроме того был построен гараж для одного из первых автомобилей в городе. Этот дом не мог не привлекать внимания, однако прожить Степану Павловичу в нем пришлось не долго. В 1917 г. вместе с семьей он спешно покинул Россию и переехал в Италию, где открыл магазин тканей. Его братья также разъехались по разным городам Европы. Имущество их было национализировано, а в особняке на Малой Никитской какое то время размещались иностранное представительство, институт психоанализа и детский сад.

Однако когда в 1931 г. из Италии на родину вернулся М. Горький, ему предоставили для проживания этот дом. Писателю он не особо нравился, ему было чуждо искусство, которое стремилось изобразить несуществующее, и многое внутри особняка Горький переделал под себя. Так по всему дому, в том числе на центральной лестнице появились книжные шкафы, в которых писатель разместил свою внушительную библиотеку. Горький занимал первый этаж, так как был уже серьезно болен, и ему тяжело было подниматься по лестнице. На втором этаже жил его сын с супругой и детьми.

Поговаривают, что у Горького с невесткой были особенные отношения, возможно даже любовная связь. Надежда Алексеевна Пешкова осталась жить в особняке Рябушинского после смерти мужа и свекра вплоть до 1965 г. По слухам, в нее был влюблен сам И.В. Сталин и именно по этой причине все ее возлюбленные через какое-то время попадали под арест и умирали в тюремных застенках. После 1965 г. в доме на Малой Никитской открыли музей М. Горького. Итак, первый этаж остался таким, каким он был при жизни писателя.

В столовой собирались драматурги и писатели, проводились заседания писательского совета, велись дискуссии о судьбе литературы в новом государстве рабочих.


Столовая

Примыкает к столовой библиотека, на потолке которой сохранилась удивительная лепнина, изображающая бутоны цветов и изящные завитки.


Потолок в библиотеке



Парадные двери

Сюда перенесли одежду М. Горького и обозначили место, где он раздевался. Гости, попадая в дом, по замыслу архитектора, сразу же видели удивительный витраж, который зрительно расширял пространство. Также ранее витражи украшали и небольшую ширму в прихожей.


Витраж в прихожей

Справа находится кабинет писателя, в котором сохранился камин, созданный при Рябушинских. В этой комнате М.Горький проводил первую половину дня, долго и плодотворно работая. По его заказу был сделан письменный стол, в шкафах и на полках писатель разместил свою коллекцию восточных фигурок, которой очень гордился.


Кабинет писателя

Продумано все до мелочей. Вот так, например, выглядят дверные ручки.


Дверные ручки

К кабинету примыкает спальня М. Горького. Обстановка в комнате очень простая: небольшая кровать, тумбочки и шкаф. Любимым уголком писателя было кресло под книжной полкой, на которой писатель размещал книги для чтения перед сном. Затем мы поднимаемся на второй этаж, любуясь оригинальными витражами. В эркере оборудовано место для отдыха возле окна.


Спальня

Экспозиция второго этажа

За ними дверь к потайной узкой лестнице, ведущей в тайную молельню. Рябушинские были старообрядцами, а до указа Николая II 1905 г. о веротерпимости, в открытую молиться им было небезопасно. Поэтому на верхнем этаже была построена моленьня, украшенная древнерусской росписью. Иконостас и алтарь были утрачены после революции, растащили и многочисленные старинные иконы, собранные Степаном Павловичем. Владелец особняка собирался открыть в своем доме музей икон, однако этим планам не суждено было воплотиться. Сейчас кроме восстановленной росписи на стенах молельни здесь ничего не сохранилось. В небольшой комнате третьего этажа выставлены фотографии, рассказывающие о семье Рябушинских.


Молельня в доме Рябушинских


Молельня в доме Рябушинских

Дом, построенный знаменитым архитектором Шехтелем на Малой Никитской, производит неизгладимое впечатление. Сказочная лестница, простоявшая без ремонта более чем сто лет, своими обтекаемыми формами переносит в красочный подводный мир. Сверху светильник-медуза превращается в разноцветную черепаху, а свет, проникающий сквозь витражи, только добавляет месту таинственности. Особняк Рябушинского служит вечным памятником таланту выдающегося зодчего, к сожалению окончившего свою жизнь в нищете.

Строя дома для богатейших семей Морозовых и Рябушинских, Шехтель на склоне лет вынужден был скитаться по съемным квартирам. Новой власти пришлись не по вкусу его смелые проекты, продуманные до мелочей. Однако, к счастью, сохранились его многочисленные работы, среди которых особняк Рябушинского дошел до наших дней в достаточно хорошем состоянии и, в отличие от дома Морозовых на Спиридоновке, доступен для посещений.

Как найти Особняк Рябушинского (музей М.Горького)

адрес: м. Пушкинская (Тверская, Чеховская), минут 20 пешком.

Москва, ул. Малая Никитская, 6/2.

Часы работы - с 11 до 17-30 (среда-воскресенье). Последний четверг месяца - выходной

И последняя важная ремарка: долгое время вход на второй этаж здания был закрыт. Сейчас доступ вновь открыт - в посте опишу, что происходит на втором этаже сейчас.

Адрес: Малая Никитская, дом 6/2
Время работы музея (понедельник и вторник - выходные).

Горький прожил тут последние 5 лет жизни. Он приехал в дом в возрасте 63 лет.

Дом за деревьями. Это самый центр города - дом стоит на Малой Никитской, минута до Никитского бульвара, пять минут до Тверской. В зимнее время здание хорошо видно с улицы, а в летнее оно почти скрыто от глаз зеленью.

Главный вход здания выходиит на Малую Никитскую и уже много лет наглухо закрыт.
Вход в музей происходит через черный ходл - надо обойти здание по часовой стрелке и войти во двор со стороны Спиридоновки. Из-за такой необычной точки входа в начале оказываешься в доме с непонятой стороны - под лестницей, возле маленького кабинета.
Если же смотреть на дом со стороны главного входа, то расположение комнат гораздо более понятно: слева библиотека и гостиная, справа кабинет и спальня. По центру огромная лестница-волна на второй этаж (по задумке авторов центральный объем дома с лестницей представляет собой волшебное подводное царство). И вдали, за лестницей небольшая комната-кабинет.

Уходящая натура - хорошо помню такие папки со шнурками и их запах, такие были у папы, когда я была маленькая.

Музей организован в классических советских традициях. У входа коробка с тапками, которые надо привязывать к ногам веревками. На нескольких дверях красные таблички "Служебное помещение. Вход закрыт". Сотрудницы чуть суровы. В комнатах лежат вот такие файлы с описанием экпозиции.

Но впечатление огромное.

Идем дальше и попадаем в большую чуть затемненную гостиную. В левом дальнем углу стола любимое место Горького. Это не председательское кресло, а уголок, откуда всё видно.
Здесь проходили приемы пищи и здесь же собирались писатели, гости хозяина дома. В 1935 году в гостях у Горького был Ромен Роллан, но это далеко не единственный посетитель. Горький организовывал вокруг себя творческую и дискуссионную среду, куда было вовлечено много современных ему писателей.

В дневное время главным источником света является огромное (!) окно, за которым бурлит зелень.

Комнаты первого этажа располагаются анфиладой по контуру дома. Из комнаты в комнату ведут распахнутые двери, каждая с интересным декором.

Удобные диваны и кресла. Доступные для гостей комнаты (гостиная и библиотека) спроектированы так, что там много самых разных посадочных мест.
По темноватой фотографии видно, что и здесь свет идет из огромного окна.

Вид на библиотеку от входа в дом.

Под ним огромное зеркало (в зеркале отражается главный вход и двое упорных посетителей, которые никак не могли покинуть дверь - всё трогали ручки и обсуждали, какая она тяжелая) Я понимаю их восторг - во времяпрогулки по дому неоднократно возникает это ощущение - ух ты, какие окна, шкафы, двери, ух ты, какое оно удобное для жизни).

По правую руку от главного входа личная территория Горького. Это кабинет и спальня.
Горький старался выстроить удобный для работы кабинет, где бы он ни находился. Маршак говорил, что он как будто возит кабинет с собой. Большой довольно высокий стол (специальный стол требовался из-за болезни легких), разложенные канцелярские приборы и листы бумаги.
Горький работал ежедневно с 9 до 13 без выходных. После обеда просматривал работы молодых писателей, занимался редактурой, отвечал на письма и проводил встречи.
Я только что прочитала книгу "Режим гения. Распорядок великих людей", в которой описывается режим жизни большого количества писателей и художников. Почти все сходятся в том, что работа должна быть регулярной, но лишь немногие с такой настойчивостью стремятся работать максимальное возможное время.

В дальней части комнаты коллекция миниатюр из кости, которая не смотрится бедной даже в сравнении с коллекцией Музея Востока (я была там днем раньше, воспоминания свежи:)).

В упомянутом в начале обзоре написано:
Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Это активное желание двигать писательство, язык, организационные структуры, мир вокруг себя - причем не только двигать самому, но и создавать вокру себя созидательную волну - очень присущи Горькому. Сейчас на втором этаже работает выставка, на которой экспонируются его письма. В письмах видно горячее желание сподвигнуть и побудить.

Известно, что Горький был писателем и что он был обласкан властью. А дальше картинка теряется - положа руку на сердце, не все регулярно читают Горького. Экспозиция музея добавляет в эту картинку промежеточные звенья, показывает стремление Горького к работе и развитию мира.

Старинный паркет. Смотрительница сказала, что это единственный в Москве дореволюционный паркет, который дожил до нынешнего времени без реставрации.

Минуты досуга: на окне лежит инвентарь для работы в саду. Это составляло отдых во время перерывов.

Оформление двери, ведущей в спальню:

Спальня довольно лаконичная: кровать, тумбочки, полка для книг, шкаф, картина с вилами Италии, шкафчик с несколькими фигурками из коллекции.

Современники говорят, что Горький сдержанно относился к роскошному убранству дома, отзывался о нем, как о слишком величественном "улыбнуться не на что".

Несколько предыдущих лет Горький жил в Италии, недалеко от Сорренто. Он поехал туда лечить легкие по настоянию Ленина. Там также поддерживался высокий темп работы и огромная переписка.

Первый этаж обойден.
Перед нами лестница-волна, ведущая на второй этаж.

Над лестницей нависает небольшой декоративный балкон.

Вид на балкон со второго этажа:

Вид с лестницы на второй этаж.

В интернете немало фотографий лестницы, но не по всем можно понять, что изображено. Не потому, что фотографии плохие, а потому что формы, действительно, очень сложные, их не вместить в одну картинку.

Вот мой самый удачный кадр.
Слева снизу завиток волны и лампа-медуза. Потом сама волна и, наверху, колонна с необычной капителью.

Вид на первый этаж (шкафы на лестнице не замысел Шехтеля, это построено для не уместившихся в библиотеке книг Горького):

Сейчас на втором этаже проходит две выставки. Первая рассказывает о жизни и работе Горького во время жизни в Италии.
Вторая посвящена последним годам жизни - это период жизни в этом доме и в Горках.

Первый зал - фотографии, письма, изображения Горького - от серьезных до карикатурных.

Стенды с документами итальянского периода:

В дальней комнате документы последних лет.

Семенов Павел

Музей-квартира А. М. Горького — cамый известный памятник московского модерна, построенный Ф. Шехтелем в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского. В интерьере — знаменитая «тающая» лестница, витражи, наверху — старообрядческая домовая церковь-часовня. Мозаики по рисунку Шехтеля выполнены петербуржской фирмой Владимира Фролова. В 1931 году в доме поселился вернувшийся из Италии Горький и жил здесь с 1931 по 1936 год. Музей начал свою работу в 1965 году. Экспонаты рассказывают об истории семьи и домовой церкви.

На углу Малой Никитской улицы и Спиридоновки стоит особняк, выстроенный в 1900—1902 годах по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля для С. П. Рябушинского.

Начать думаю лучше с наружнего устройства. Так выглядит бывшая главная-парадная дверь. Сегодня вход в музей происходит через черный ход.

Летом 1900 года на Малой Никитской началось строительство роскошного особняка для Степана Павловича Рябушинского — одного из представителей третьего поколения династии. Малая Никитская в те годы выглядела весьма провинциально: невысокие деревянные или каменные дома, куры, гуляющие по булыжной мостовой, аромат самоварного дымка. Чтобы разместить здесь городскую усадьбу с изысканным домом, внутренним двором и службами — прачечной, дворницкой, кладовой, гаражом и конюшней — требовался опытный архитектор, способный мыслить неординарно. Заказ на строительство получил Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926), работы которого особенно нравились Степану Павловичу.

Фасады здания облицованы глазурованным кирпичем, поверху обвиты лентой мозаичного фриза с изображением ирисов, а гладкие стены прорезаны квадратами больших окон. Такая экстравагантность во внешней отделке прекрасно сочетается с рациональностью и комфортом внутренней планировки, изяществом интерьеров.
Однако необычность облика этого здания связана с принадлежностью Рябушинского одновременно к старообрядчеству и буржуазии. С 1919 г. в здании размещалось государственное издательство (Госиздат), с 1925 по 1931 — Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, а затем особняк был предоставлен в распоряжение только что вернувшемуся в СССР М. Горькому. В 1965 г. здесь открылся музей писателя.

Во второй половине XIX - начале XX века в Западной Европе, а затем и в России широкое распространение получило художественное направление под названием модерн (от фр. moderne — современный) или ар-нуво (фр. art nouveau - новое искусство). Модерн проявлялся в архитектуре, изобразительном искусстве, в оформлении интерьеров, в прикладном искусстве и даже в книжном деле. К тому времени широкую известность в Москве получил архитектор Федор Осипович Шехтель (1859—1926). Черты модерна в его произведениях проявились на рубеже веков. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году он получил за свои работы серебряную медаль. К тому времени одним из самых известных его сооружений был особняк З. Г. Морозовой в Москве, построенный на деньги российского предпринимателя и мецената С. Т. Морозова. К оформлению интерьеров этого здания был привлечен малоизвестный еще художник М. А. Врубель.

Потрясающий фантазёр и большой экспериментатор, Шехтель был самым ярким и плодовитым мастером стиля модерн в России. Московские знаменитости с удовольствием давали ему заказы, а построенные им здания во многом определили внешний вид старой Москвы. В начале ХХ века главным заказчиком профессиональных мастеров было русское купечество, пришедшее на смену обедневшему дворянству. Промышленники и банкиры стремились показать себя не только хозяевами жизни, но и высокообразованными людьми, шагающими в ногу со временем. Модерн пришёлся ко двору.

Сам Горький не участвовал в выборе своего жилища и не высказывал никаких пожеланий. Еще в 1928 г. он получил письмо работницы с просьбой не уезжать снова в Италию и отказаться от своей виллы, на что ответил в газете "Рабочая Москва": "Кстати, у меня там нет своей виллы. У меня никогда не было и не будет своих домов, своей "недвижимой собственности".
По воспоминаниям писателя М. Слонимского известен такой случай. Однажды некий льстивый гость поднял тост "За хозяина дома!". Лицо Горького стало почти алым, и он перебил вопросом: "За какого хозяина? Я не хозяин этого дома. Хозяин - Моссовет!" после чего встал и вышел из комнаты.

Когда началось строительства дома на Никитской, Рябушинскому было 26 лет. В архитектуре его сплелись мотивы английской готики и мавританской архитектуры, внутренняя отделка, участие в которой принимал М. А. Врубель, поражает великолепием.

Главной изюминкой дома стала парадная лестница холла, выполненная в форме волны. Каскад мраморных волн, выкидывающий высоко вверх люстру-медузу, зеленоватые стены, имитирующие морскую стихию, приглушённое освещение, ручки дверей в форме морского конька создают картину подводного мира. Шехтель продолжил эту игру и в оформлении остальных комнат — растительные мотивы, морская тематика, причудливые улитки и бабочки, замаскированные в деталях интерьера, — в этом доме кипит особенная жизнь.

Как говорят по одним только ручкам в доме можно писать поэмы. Я соглашусь с этим мнением.

Есть в особняке и свои секреты — тайная старообрядческая молельня, расположенная в мансарде северо-западной части дома; с улицы её не разглядеть. Стены и купол в молельне покрывает уникальная абстрактная храмовая роспись — небольшая комната максимально стилизована под древнюю церковь. Чтобы пройти в тайную комнату, нужно было подняться на второй этаж, пройти по узкой галерее и — вверх по чёрной лестнице. Посторонние и не догадывались, что в доме есть такое помещение.

Вихрь Октябрьской революции искалечил судьбы не одной семьи. Рябушинские, процветающие и успешные, после 1917 года стали символом отечественной буржуазии и синонимом антинародной сущности российского предпринимательства. Вынужденная эмиграция стала для них единственным спасением от нападок и обвинений нового режима.

Трагически сложилась и судьба Шехтеля. Фёдор Осипович остался в России и отказывался от весьма заманчивых предложений, поступавших от иностранных заказчиков. Он искренне пытался найти своё место в новой, чуждой ему стране социализма. Семью Шехтеля выселили из особняка на Большой Садовой, и великий архитектор, стоявший у истоков русского модерна, строивший для Морозовых, Рябушинских, Смирновых, до конца своих дней скитался по съёмным коммуналкам и умер больным и нищим. Сегодня по его проектам изучают историю архитектуры, а на небосклоне есть малая планета, названная в его честь.

Горький прожил в доме на Никитской всю оставшуюся жизнь, до 1936 года. Поселился на первом этаже — подниматься по двенадцатиметровой лестнице больному писателя было сложно. А наверху устроилась его семья — сын Максим Алексеевич с женой Надеждой Алексеевной и внучки Марфа и Дарья.

Вместо дверей Шехтель соорудил широкие арочные проемы, в вестибюле - ширму-витраж. Сами помещения - большие и просторные, украшенные лепниной. Каждая деталь дома - от рисунка паркета до формы осветительных приборов — создает единую композицию.

Чтобы не замерзнуть на мраморной лавочке, на нее направлен поток теплого воздуха из такой замысловатой решетки. Система не сохранилась до наших дней. После 1917 года особняк Рябушинских перешёл во владения города и принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству, психоаналитическому институту, детскому саду. За эти годы были утрачены мебель и осветительные приборы, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора, находившийся в столовой..

Уникальные витражи, паркет из ценных пород дерева, живописные потолки, роскошные люстры, лепнина — дом на Малой Никитской не соответствовал вкусам писателя из народа. Горький не раз говорил о нём: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что».

Библиотека.

Столовая. Самая большая комната служила столовой, гостиной.
Постоянное место Горького за столом отмечено чайным прибором. Завтрак обычно проходил в узком кругу, более оживленно становилось за обедом и вечернем чаем.
Здесь проходили встречи Горького с многочисленными гостями, прежде всего писателями, людьми искусства.
В этой комнате велись многочисленные дискуссии о тогдашнем методе литературы, получившем название социалистического реализма. Этот термин обобщал живую реальность, практический опыт большой группы писателей - Маяковского, Фадеева, Леонова, Шолохова, А. Толстого, самого Горького - всех тех, чье творчество ориентировалось на идеи социальной справедливости.
Почти все известные писатели 1930-х годов побывали у Горького - его дом заменял им писательский клуб.

Кабинет. В этой комнате писатель проводил утренние часы с 9 до 2 дня, отводя самое продуктивное время работе над своими произведениями. Творческая деятельность Горького в эти годы была огромна.
Эта комната более других отражает вкусы Алексея Максимовича. Кабинет был похож на рабочие комнаты писателя, там, где он жил - в Сорренто, Тесседи в Крыму, на подмосковной даче. "Казалось, что он возит свою рабочую комнаты с собой", - вспоминал Маршак.
Во второй половине дня Горький работал здесь над рукописями начинающих писателей, отвечал на письма многочисленных корреспондентов, занимался редакторской работой по руководимым им изданиям.

Рабочий стол, большой, выше обычного и без ящиков, был сделан по просьбе Горького — за таким столом он привык работать. Книги, блокноты с заметками, остро заточенные цветные карандаши, которыми писатель правил тексты, свои и чужие, всё аккуратно лежит на столе в ожидании хозяина.

Вдоль стен — шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция — Горький собирал резные работы из кости мастеров XVIII-XX веков (нецки). На сегодняшний день здесь собрана одна из крупнейших коллекций. Напротив рабочего стола — две картины: копия с «Мадонны Литта» Леонардо да Винчи и панорама Неаполитанского залива. На подоконнике — ящик с садовыми инструментами. В редкие свободные минуты Горький очень любил копаться в саду, разбивая дорожки и клумбы.

Спальня. Здесь только самое необходимое. Спальный гарнитур - случайное приобретение при меблировке дома и не отражает склонности писателя. В шкафу и комоде - личные вещи и одежда Алексея Максимовича.
По его просьбе повешена угловая книжная полка, на которой расставлялись книги для ежедневного вечернего чтения. В последнем подборе оказались: "Народные русские сказки", собранные А. Афанасьевым, "Песни" Беранже, произведения Р. Роллана и стихи Н. Языкова, книги К. С. Станиславского и В. Г. Короленко и др. Иногда Горький в шутку называл себя "профессиональным читателем". На тумбочке возле кровати - снимок старшей внучки Алексея Максимовича - Марфы. Это одна из самых последних фоторабот сына - Максима Алексеевича. Он скончался 11 мая 1934 года от трудно протекавшего крупозного воспаления легких. Эту потерю Горький фактически не смог перенести и пережил сына лишь на два года.

Изголовье кровати.

shelphur.livejournal.com

При входе можно увидеть узкую лестницу наверх, в молельню Рябушинских. Семья была старообрядческой, поэтому домовую церковь не строили на видном месте. Рядом с молельней сейчас в маленькой комнатке экспозиция, посвященная Рябушинским.

История требует своего завершения. Архитектор, Федор Осипович Шехтель долго пытался найти свое место в новой России. Один свой дом он был вынужден продать за бесценок, второй у него забрала новая власть на «собственные нужды». В результате он был вынужден вместе с женой и старшей дочерью переехать в квартиру своей дочери Веры (за которой ухаживал Маяковский!) и ее мужа на Малую Дмитровку. Чтобы как-то ощущать себя востребованным и иметь средства к существованию, Шехтель создавал и выставлял на конкурсы проекты Мавзолея, Петроградского крематория, плотины и шлюзов для ДнепроГЭСа. Но все это не позволяло содержать больную дочь, жену, при том, что сам он уже тоже был тяжело болен. Федор Осипович Шехтель умер от рака желудка 7 июля 1926 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Двое из четверых его детей - дочь Вера и сын Лев - стали художниками. Сын носил фамилию матери и картины Льва Жегина можно увидеть даже в Третьяковке. Дочь дважды была замужем и от второго брака у нее родился сын Вадим, который стал народным любимцем под именем Вероники Маврикиевны (те, кому хорошо за 30, должны помнить известный советский эстрадный дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Говорят, чтобы добиться такой популярности, ему пришлось отречься от своего великого деда. И только перед смертью в 2001 году он покаялся в этом.

Этот дом на Малой Никитской, густо засаженный сиренью и каштанами, - мой личный алтарь. Я прихожу сюда часто, чтобы снова и снова восхищаться созданием великого архитектора Федора Осиповича Шехтеля. И не перестаю возносить хвалу тем, кто сделал этот дом доступным для посещения всегда, создав в нем музей М.Горького.

История этого особняка связала между собой имена Шехтеля, Рябушинского и Горького. Первый был создателем дома, второй - заказчиком, третий - спасителем, потому что сложно предположить, какая бы судьба была у этого дома, если бы в 1931 году здесь бы не поселился Максим Горький.


2.

Будущий великий архитектор Федор Осипович Шехтель родился в Санкт-Петербурге 26 июля (7 августа) 1859 года в обеспеченной купеческой семье и получил при рождении имя Франц-Альберт. Когда ему было 6 лет, семья переехала в Саратов, а в возрасте 16 лет Федор Шехтель оказался в Москве. Счастливым поворотом в его жизни стало проживание в доме П.Третьякова, который взял на себя заботу о будущем архитекторе. Познакомившись с известным архитектором А.Каминским, молодой Шехтель стал работать в его мастерской. В 1875 году он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурный факультет и его судьба уже была предопределена.

3.


4.

До 1917 года только в Москве Федор Шехтель построил около 60 зданий разного назначения. Полагаю, что половина из них (а может, и больше) до сего дня не сохранилась. К счастью, уцелел особняк на Малой Никитской, построенный в 1902 году для Степана Павловича Рябушинского. Он был одним из восьми сыновей многочисленной семьи, которая занималась мануфактурным делом уже долгое время и весьма успешно. Но больше Степан Рябушинский был известен как коллекционер икон и благотворитель. В его доме на Малой Никитской располагалась реставрационная мастерская. После революции вся семья эмигрировала в Париж, где Степан создал общество «Икона» с иконописной школой при нем. Умер он в 1942 году в возрасте 68 лет.


5.

Особняк на Малой Никитской тоже после революции «натерпелся». Он был муниципализирован в 1917 году и на протяжении последующих 13 лет принадлежал попеременно Наркомату по иностранным делам, Государственному издательству РСФСР, психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией при нем, детскому саду и обществу культурной связи с заграницей. За это время многое было утрачено, разрушено и переделано.


6.

В 1931 году в этом доме поселился Максим Горький и это стало настоящим спасением для особняка. Горький жил здесь до своей смерти в 1936 году и, вероятно, будучи последним «пристанищем» русского писателя, именно этот дом впоследствии получил статус музея М.Горького.


7.

Надо сказать, что Горький с уважением отнесся к дому, в котором он жил, и изменения в обстановке проводил крайне деликатно. Основной проблемой стала нехватка шкафов для библиотеки писателя, поэтому при нем они появились везде, даже на знаменитой лестнице.

8.


9.

С прежним владельцем дома Горький никогда не встречался, хотя был знаком с его братьями. На Капри в 1911 году он познакомился с Николаем Павловичем Рябушинским, а в 1918-ом добился освобождения из ЧК Дмитрия Павловича - ученого, основавшего на собственные средства под Москвой первый в мире Аэродинамический институт и передавший его новому советскому правительству безвозмездно.

10.


11.

Музей в особняке открылся в 1965 году и действует до сих пор. На первом этаже располагаются комнаты, в которых жил Горький.


12.


13.


14.

Библиотека.


15.


16.


17.

В доме всего 9 витражей, созданных по рисункам Шехтеля. Самый большой из них располагается в холле.


18.

А это маленькое витражное окно в кабинете писателя.

19.


20.


21.


22.


23.

Эти фигурки коллекционировал Горький.


24.

Спальня Горького.


25.


26.


27.


28.

Лестница на второй этаж просто «накрывает» своей волной.

29.


30.


31.


32.


33.


34.

На втором этаже экспозиция также посвящена писателю.


35.


36.

При входе можно увидеть узкую лестницу наверх, в молельню Рябушинских. Семья была старообрядческой, поэтому домовую церковь не строили на видном месте. Рядом с молельней сейчас в маленькой комнатке экспозиция, посвященная Рябушинским.

37.


38.


39.


40.


41.

Сейчас территорию, которая раньше принадлежала особняку, делит забор, за которым остались хозяйственные постройки - бывшие дворницкая, прачечная, конюшня - гараж, кладовые. На втором этаже флигеля - жилые комнаты. Сейчас на стене висит мемориальная табличка, извещающая, что здесь находится дом-музей Алексея Толстого. Поистине, чудны дела твои, Господи!


История требует завершения, поэтому закончу ее рассказом о том же человеке, с которого все началось. Федор Осипович Шехтель долго пытался найти свое место в новой России. Один свой дом он был вынужден продать за бесценок, второй у него забрала новая власть на «собственные нужды». В результате он был вынужден вместе с женой и старшей дочерью переехать в квартиру своей дочери Веры (за которой ухаживал Маяковский!) и ее мужа на Малую Дмитровку. Чтобы как-то ощущать себя востребованным и иметь средства к существованию, Шехтель создавал и выставлял на конкурсы проекты Мавзолея, Петроградского крематория, плотины и шлюзов для ДнепроГЭСа. Но все это не позволяло содержать больную дочь, жену, при том, что сам он уже тоже был тяжело болен. Федор Осипович Шехтель умер от рака желудка 7 июля 1926 года и похоронен на Ваганьковском кладбище.

Двое из четверых его детей - дочь Вера и сын Лев - стали художниками. Сын носил фамилию матери и картины Льва Жегина можно увидеть даже в Третьяковке. Дочь дважды была замужем и от второго брака у нее родился сын Вадим, который стал народным любимцем под именем Вероники Маврикиевны (те, кому хорошо за 30, должны помнить известный советский эстрадный дуэт Вероники Маврикиевны и Авдотьи Никитичны). Говорят, чтобы добиться такой популярности, ему пришлось отречься от своего великого деда. И только перед смертью в 2001 году он покаялся в этом.

Адрес музея: Малая Никитская, дом 6. Вход бесплатный со среды по воскресенье. Фотосъемка разрешена, надо заплатить за нее 100 рублей + 30 рублей за фото в молельне.



Похожие статьи
 
Категории