Драматические произведения 60 90 годов 20 века. Лекция на тему "Русская драматургия второй половины XX века" с презентацией

20.02.2019
Главная > Документ

ПОЭЗИЯ 50-Х 60-Х ГОДОВ.

    Поэзия конца 40-х-50-х годов. Поэзия начала 60-х годов.
Развитие послевоенной поэзии- это всё более и более углубляющийся процесс художественного исследования жизни. В конце 40-х-50-х годах своеобразно и мощно заявляет о себе плеяда « фронтовых» поэтов, гражданское и творческое самоопределение которых совпало с годами войны (С.Орлов, М.Дудин, С.Наровчатов, М.Луконин, А.Недогонов, А.Межиров, Б.Слуцкий, Е.Винокуров). В эти годы поэзия находится под сильным воздействием только что отгремевшей войны. Пройдя сквозь кровь и смерть, познав счастье дружбы и фронтового братства, поэты, казалось, только теперь по настоящему ощутили горечь потерь и невосполнимость утрат:До той поры в душевной глубинеМы не прощались так бесповоротно.Мы были с ними как бы наравне,И разделял нас только лист учётный.(А.Твардовский) Представители « фронтового поколения» (термин возник в послевоенной критике) существенно различались по возрасту и опыту. Если такие поэты, как К.Симонов, М. Луконин, А Недогонов, С Наровчатов, М. Дудин, С Смирнов и ряд других, начали печататься ещё до войны, то, например, С.Орлов, А Межиров, С. Гудзенко, В Субботин, Ю. Друнина впервые серьёзно взялись за перо на фронте- в перерыве между боями. К этой плеяде можно отнести и более молодых Е.Винокурова, К Ваншенкина, попавших на фронт уже к концу войны. Основное место в творчестве поэтов заняла тема воинского подвига, святой и чистой солдатской дружбы. Позднее звучат и другие мотивы, но тогда « жестокая память « войны настойчиво требовала рассказа о пережитом и передуманном за долгие четыре года. На страницах сборников « Третья скорость», « Поход продолжается» С. Орлова, « Сердцебиение» М. Луконина, « Дарога далека», « Возвращение» А.Межирова вновь возникали картины сражений, смертельных схваток, тяжких переправ. Запечатлеть этот подвиг долг поэта, его священная обязанность перед памятью тех, кто не вернулся с поля боя. Так в лучших стихах возникают интонации реквиема, тенденция к значительным обобщениям. К высокой символике, позволившей выявить глобальный характер деяний простого солдата (« Его зарыли в шар земной…», 1944,С.Орлова; « Памятник», 1953, Б.Слуцкого; и др.). В этой же тональности выдержаны стихотворения « Воспоминания о пехоте» А.Межирова, « Враги сожгли родную хату…» М.Исаковского, « В тот день когда окончилась война! И « Жестокая память» А.Твардовского, « Вот человек- он искалечен» С.Орлова. Суровая память войны отлилась в чистое золото строк и навсегда осталось в сознании читателей. Если в стихотворениях М.Исаковского начального этапа войны (« Наказ сыну» , « Мстители» , « Перед боем» , « Отцовский дом разграблен и разрушен…») звучали мотивы гнева и мщения, а лексика и ритмика отличались патетикой и напряжённостью, то в стихотворении « Враги сожгли родную хату…» 1945 , многое определяет интонация эпического повествования. Герой стихотворения прошёл жесточайшую из войн, но и дома его ждут суровые испытания:Враги сожгли родную хату,Сгубили всю его семью,Куда ж теперь идти солдату,Кому нести печаль свою? Один солдат со своей единственной и непередаваемой болью, а образ воплотил судьбы миллионов. И раньше Исаковский-лирик тяготел к простоте и безыскусственности поэтического слова. Здесь практически полное отсутствие метафорики; и уже не господствующая прежде форма несобственно- прямой речи, а стремление запечатлеть живое слово героя. Солдатская исповедь в час печальной тризны выражена новыми средствами. Именно этому подчинены: балладный строй произведения, замедленная динамика скорбного сюжета, даже отбор глагольных форм, поражающих своей будничностью, какой-то намеренной "«непоэтичностью"» ("«идти"», «нести», «пошел», «нашел», «стоит», «сказал»).Очевидна традиционность приёмов даже в использовании романсных стереотипов (« слеза несбывшихся надежд», « с болью в сердце»,» серый камень гробовой»), но это свидетельствует лишь о дерзости большого художника, намеренно пренебрегшего изысканностью формы, которая может быть кощунственной при воплощении такой темы. Мы не знаем, был ли ранен солдат на войне, но рана, полученная у родного пепелища, отзывается незатухающей болью. Стихотворение-реквием « Враги сожгли родную хату…» содержало практически все (характер, конфликт, трагическую интонацию) . что через десять лет стало предметом углубленного эпического исследования в рассказе М.Шолохова « Судьба человека». Драматизм и даже трагизм поэзии, связанной с военной темой. Не только рождали скорбь, но и служили предупреждениям будущим поколениям- принять как завещание погибших отцов наказ сберечь доставшийся такой дорогой ценой мир на земле (« Я убит подо Ржевом» А.Твардовского, « У братской могилы» Н.Рыленкова и др.).Ты вспомнишь молодость и сына Сюда под вечер приведёшь.………………………………Но ты не сын мне если нынеЗабудешь тех, кто пал в боюЗа гроздья солнца на калине,За юность щедрую твою.(Н. Рыленков) Обострённоё чувство социальной и национальной гордости, осознание исторических масштабов свершенного- все это вело к более глубокому пониманию роли человеческой личности в общенародной судьбе, в судьбах людей планеты. Поэзия мысли, обрученная с поэзией действия, вызвала к жизни высокую публицистику. На этой основе возникали произведения. органически соединившие непосредственность сердечного отклика и пафос идейной убеждённости. Заряжённым именно такого рода набатной силой стало публицистическое стихотворение А.Межирова. Близки теме минувшей войны стихи, посвященные интернациональному братству народов, произведения, призывающие к борьбе за мир (« Два поэта» Н.Тихонова, « Дорога к миру» М. Луконина, « Друзья и враги» К.Симонова, стихи Н.Грибачева и А.Суркова). Мотивы воспоминаний о друзьях военной поры, о пройденных фронтовых дорогах, о тревоге за судьбы мира зазвучали и в песнях того времени («Летят перелетные птицы» М. Исаковского,» Где же вы теперь, друзья однополчане?» А.Фатьянова, «Если бы парни всей земли…» Л.Ошанина). Непростым оказалось для поэтов вхождение в атмосферу послевоенной действительности. Мирная тематика потребовала вживания в новые условия, умения ориентироваться в обстановке нелегкого послевоенного быта, постижения психологии людей, потерявших близких, приступивших к восстановлению разрушенного военного хозяйства. Многочисленные поездки по стране, посещение родных мест дали поэтам богатый материал для размышлений. Нередко внешние события были лишь исходным моментом для углубленных раздумий о родине. Земле, призвании художника, о духовном мире современника (стихи А.Твардовского, Я. Смелякова, Н.Тихонова, Н.Грибачева, О.Берггольц, С.Орлова). Стремление постичь основные тенденции времени, подвести итог прошлому обусловлено обращение художников к большим эпическим и лиро-эпическим жанрам. Одним из лучших произведении этого жанра стала лиро-эпическая поэма « Дом у дороги» А.Твардовского. Поэма « Вчера была война» М.Дудина- первая попытка автора широко осмыслить события недавнего прошлого и « оглушившего тишиной мирного настоящего»:О, как мы жили! Горько и жестоко!Ты глубже вникни в страсти наших дней.Тебе, мой друг, наверно, издалекаВсе будет по-особому видней.Мы лишь костями выстлали дорогу,А сами не добрались до вершин.Но ты клянись торжественно и строгоВсё довершить, что я н довершил. Поэмы « Дом у дороги» и « Вчера была война» роднит не только трагедия войны, но и призыв к современникам и потомкам никогда не допустить её повторения. Тема возвращения человека к мирному созидательному труду- в основе поэм « Флаг над сельсоветом» А. Недогонова. « Весна в « Победе»» Н. Грибачева. О духовном становлении личности паренька Димы Бадина, о сражении за Сталинград, о долге, праве, совести, которые становятся основным критерием в оценке характеров, идёт речь в поэме « Рабочий день» М. Луконина. Однако тема труда раскрыта в поэме локально, не осмыслена в широком социально- философском плане. В критике того времени отмечалось. Что далеко не всегда замыслы поэтов обретали достойное воплощение. Так, рационалистически схематичной. Малоубедительной оказалась поэма « Александр Матросов» С. Кирсанова. Вызвала справедливые упреки в бесконфликтности поэма « Колхоз «Большевик»» Н.Грибачева. Романтически-возвышенный настрой ряда произведений (особенно это касалось темы деревни) оборачивался нередко идиллическими картинами, мало напоминавшими реальные трудности и противоречия послевоенного периода. В меньшей степени, чем в тогдашней драматургии, однако всё же весьма ощутимым было влияние на творчество многих поэтов « теории бесконфликтности». Вместо правдивого отражения сложных проблем города и села преобладала нередко инфантильная описательность, трезвый анализ подменялся декларативностью и риторикой. Эта ситуация вызвала глубокую озабоченность художников и общественности. Вот почему на Втором Всесоюзом съезде писателей, а также в ходе предшествующей съезду дискуссии состоялся серьёзный разговор поэтов и критиков о дальнейших путях развития поэзии. О её роли в жизни общества, о повышении эстетического и философского уровня поэзии. О необходимости поисков новых средств изображения. Демократизация всех форм жизни создала благоприятную обстановку для раскрытия потенциальных возможностей поэзии. Бесконфликтность, схематизм, заданность трактовок, ложное толкование романтики (оправданное в какой то мере желанием художников приблизить счастливое будущее) постепенно уступают место аналитическому осмыслению действительности. В послевоенный период происходит как бы второе рождение поэтов старшего поколения, родоначальников советской поэзии. Послевоенная поэзия подхватывает эстафету 20-х30-х годов в том главном. Что можно было бы назвать мышлением в масштабах больших категории- Человечество, Вселенная. Приумножая ее жанрово-стилевые завоевания. Каждый из этих поэтов по-своему постигает особенности трудного периода в жизни страны, даёт свой ответ на запросы времени. А.Прокофьев в сборниках « Заречье» и « Признание» возвращается к проблематике минувших лет, но возвращается умудрённым опытом в результате пережитого в суровые годы войны, много повидавшим в поездах по стране. Родная Ладога с её весенним перезвоном, песенно-частушечным строем, неиссякаемым родником народного юмора щедро одаривает своего сына: стихи поэта обретают первоначальную свежесть, звучат раскованно и предельно искренне. А. Прокофьев создаёт свой образ Родины. С гордостью и нежностью воспевает поэт родную природу, речь, русский характер (« Мне о России надо говорить» 1959, « Со мной была и есть Россия» , 1959; « Россия», 1961-1962; « Спят солдаты России», 1963; « Я живу Россией окружённый», 1966; и др.). В 1960 г. А.Прокофьев выпускает сборник « Приглашение к путешествию»- книгу размышлений о пережитом, о том, что волнует и тревожит сердце поэта. Открывают сборник « Стихи о России» . о самом святом, что с рожденья живёт в его душе. А.Прокофьев возвращается памятью к прошлым дням. К присущей прежде поэту лирико-романтической тональности добавляется терпкая трезвость художника-реалиста. Конкретнее становятся пейзажные зарисовки. В стихах о войне возникают реалии именно того времени; вот почему правдиво и убедительно звучат строки о бессмертных делах солдат. Жанрово-композиционные особенности « Приглашения к путешествию» во многом обусловлены тяготением поэта к очерково-документальному началу, столь характерному для нашей литературы конца 50-х- начала 60-х годов. Отсюда широкое включение в сборник репортажных заметок, страниц из дорожных дневников. Интересен и важен по содержанию цикл стихов « Разговор по душам» . где поэт говорит о своём понимании целей поэзии, путях её движения, об ответственности художника перед современниками и потомками, о верности принципу народности. Душа поэзии А. Прокофьева- народность. Ещё во второй половине 30-х годов художник открыл в фольклоре огромный пласт тем. Образов и мотивов, находя в народном творчестве вдохновение. Не случайно столь часто опирался он на народные жанры, используя поэтику обрядовых, свадебных и величальных песен, плясовых и шуточных мотивов, частушек.В 60-е годы А.Прокофьев активно участвует в литературно-общественной жизни страны, публикует новые свои работы (циклы « Стихи с дороги», «Под солнцем и под ливнями», « Гроздья», « Пристрастия»). Особенность дарования А.Прокофьева- в светлом, праздничном восприятии жизни. Стихи поэта напоены музыкой, светом, чистыми и звонкими красками полей, лесов, озёр. Основная тема, пафос творчества А.Прокофьева- Россия, беспредельная любовь к ней, преклонение перед её красотой и её людьми, признательность « малой» родине- желанной и близкой Ладоге. Два сборника стихотворений Н.Асеева « Раздумья» 1955 и « Лад» 1961 становятся этапными в творчестве поэта в послевоенные годы. В них отражено мироощущение автора, его стремление осмыслить многие события тревожного ХХ века. Неукротимое движение времени в произведениях поэта подчёркивается энергичным, экспрессивным стихом. Мужественной интонацией. Восприятие Н.Асеева резко разграничивает « Запад» («Что им Шуман, и Гёте, и Бах? Властелин их – деньги и страх») и мир гуманизма. Человечности, добра и красоты: Время мое величавое, Время моё молодое Павшее светом и славою В обе мои ладони («Семидесятое лето») Осознание поэтом неразрывности связи веков и поколений, углубление его исторического мышления придают новые оттенки лирико-патетическому стиху Н.Асеева. Как настоящее не существует без прошлого нашей страны. Беспокойство о будущем человечества, о счастье людей продиктовано стихотворение « Что такое счастье?». Счастье, по Н.Асееву,- это « соучастье в добрых человеческих делах», в выращенном на родной земле хлебе. В полётах сквозь беспредельные пространства Вселенной: Вот такое счастье по плечу нам- Мыслью осветить пространства те. Чтобы мир предстал живым и юным, А не страшным мраком в пустоте. Масштабность дел Человека, масштабность его мыслей и чувств, масштабность поэзии- вот о чём ведет разговор художник в своих послевоенных произведениях В суровые военные годы раскрылись новые грани большого таланта А.Ахматовой, начавшего приобретать эпический облик. Ещё до войны в цикле стихов « В сороковом году» и других наметилась тенденция к масштабному осмыслению, синтезу пережитого страной и самой поэтессой. Отсюда берёт начало и работа А.Ахматовой над «Поэмой без героя», продолжавшаяся с перерывами до 1962 г. Это не просто мемуарная книга. Поэма Воспоминаний, относящая нас к событиям 10-х годов ХХ в. Это- суд, строгий и бескомпромиссный, совершаемый над эпохой. Предшествовавшей первой мировой войне. Литературе известен тип произведений, в заглавиях которых слово « герой» исполнено важного идейно-смыслового значения: «Герой нашего времени», « Поиски героя!, « Смерть героя»… Намеренный отказ от воплощения персонифицированного героя ещё не свидетельствует о торжестве безличностно-событийного начала. Лиро-эпическая структура « Поэмы без героя» предусматривала особую форму воплощения исторической действительности- медитативно-аналитическую, где на первом плане не события и люди, а рефлексий автора по поводу свершившегося (« самый образ и давление времени», по выражению И.Тургенева).Впрочем, есть мотив, который пропущен сквозь различные исторические срезы. Как бы растворен в поэтической дымке повествования и вместе с тем собирает в единое целое мозаику воспоминании и реминисценций. Это образ дорогого Города – величавый и рельефно-скульптурный. Филигранно очерченный. Как античная камея. « Поэма без героя» СОСТОИТ ИЗ ТРЁХ ЧАСТЕЙ. Первая –« 1913 год (Петербургская повесть)»- духовный спор и разговор с « неукротимой совестью», как бы переоценка прежних ценностей. Во второй части («Интермеццо») намечен переход к действительности начала 40-х годов, а завершающая-«Эпилог» – открывает начальную трагическую пору Великой Отечественной войны, когда Опустивши глаза сухие И ломая руки, Россия Предо мною шла на восток. Драматично начало поэмы- обречённость лихорадочно веселящихся лиц. Призраков, маскарадных масок, ощущение вины и сопричастности автора этому уходящему миру. Драматизмом насыщена и финальная часть, но само качество его иного рода: драма перерастает в высокую трагедию, ибо речь идёт о подвиге в годы Великой Отечественной войны. ощутив свой единство с народом в эту трудную пору, поэтесса ещё требовательнее заговорила о гражданском долге художника в цикле стихов « Тайны ремесла», начатом в 30-е годы и завершённом в 1960 г. На эту же пору приходится работа над « Реквиемом» –произведением скорби, горечи и боли личной и народной.Ахматовская лирика- это прежде всего поэзия любви, тема неиссякаемая, вечно обновляющаяся. Поэтесса, названная когда-то Сафо ХХ столетия, вписала свои страницы в книгу высокой человеческой страсти. Кажется, что в её стихах любит, мучается, страдает, исповедуется один человек. Но тайна истинного творчества в том и состоит. Что, повествуя о лирическом герое, художник рисует картину своей эпохи. Одна из главных черт поздней поэзии А.Ахматовой – историзм мышления. Именно им определены основные вехи пережитого. Преодоление индивидуализма интимно-личной темы повлекло за собой и другие заметные перемены: существенно раздвинулся диапазон лирики, полнее и глубже представлена реальная жизнь. Поэзия Анны Ахматовой крепко связана с национальными корнями отечественной культуры.С полным основанием можно говорить о втором рождении в послевоенные годы особого жанрово-стилевого течения- философской поэзии. Это направление было богато представлено в русской классике- Г.Державин, А.Пушкин, Е.Баратынский, Ф.Тютчев, А.Блок. Эпоха крутых исторических сдвигов, колоссальных общественных потрясений вызвала к жизни почти одновременно мощный поток философской лирики (В.Луговской, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, Л Мартынов, В. Шефнер и др.).В 50-е годы В.Луговской создаёт книги « Солнцеворот»(1956),»Синяя весна» (опубл. В 1958) и « самое крупное произведение в своей жизни», по словам самого поэта, « Середина века» (1943-1958г.).«Середина века»- итоговая книга, попытка поэта осмыслить в социально-философском аспекте основные закономерности эпохи. Углубленный историзм и широта охвата событий первой половины ХХ столетия определили эпическую природу произведения. Художник передаёт дыхание современного мира в один из самых драматических моментов его истории. Вместе с тем синтез жизни, эпическое начало (судьбы России и мира) сплавлены воедино с лирической « исповедью сына века «; 27 поэм, как главы, объединены в одну сквозным лирическим героем и единой философской концепцией, суть которой раскрывается по мере ознакомления с каждой последующей поэмой. В этом оригинальном по композиции и поэтическому видению мира произведении отчётливо прослеживаются живые традиции классики реализма. Во вступлении В.Луговской (как в свое время В.Маяковский) обращается к читателю от лица народа, частицей которого поэт себя мыслит.Цикл поэм начинается « Сказкой о дедовой шубе», в которой перед нами предстаёт Россия кануна революции с предощущением грозовых перемен. Поэтом намечаются основные мотивы- народ и личность, народ и государство. Своеобразно и тонко автор раскрывает, как частью интеллигенции вопросы эти рассматривались сквозь призму учения Ф.Ницше. Нарастание неблагополучия. Ощущение надвигающейся катастрофы- тема следующей поэмы « Как человек плыл с Одиссеем». Спор о роли личности, о неподвластности истории « героям» хотя и не завершается. Но победа явно на стороне таких персонажей, как Матрос и комиссар Зыков, яростно выступивших против индивидуализма и ницшеанства « историка – мистика» («Новый год»). Тема эта звучит лейтмотивом. Иногда уходя вглубь, чаще выступая на авансцену. То же происходит и с другой близкой темой- эфемерностью « сильных личностей», « героев» , королей, роль которых весьма относительна в поступательном движении истории. « На свете есть великие законы. Они ведут вперед весь мир земной»,- говорит комиссар Зыков («Эфемеры»). «Середина века» вбирает в себя события, происшедшие не только в России, но и во многих европейских странах.Поездки по Европе в 30-е годы позволили автору точнее воплотить черты столицы Франции, передать картины военного психоза в нацистской Германии, едко саркастически оценить деятельность её вождей и надышавшихся шовинистическим угаром немецких обывателей.Военным годам в России посвящены поэмы «Москва.Бомбардировочные ночи», « Первая свеча» . венчает « Середину века» поэма « Юность» как символ обновляющегося мира.В произведении много действующих лиц. Это и образы0символы, и вполне конкретные персонажи. И представители разных стран, народов, и фигуры исторические или пришедшие из легенд и сказок. Скрепляет « собранье пёстрых глав», вбирая в себя сомнения, боль, страдания и радости времени, образ автобиографического героя. По мере движения сюжета образ этот трансформируется. Если в начале книги герои ещё нейтрален в спорах, « простой свидетель века» . то в процессе долгой и сложной эволюции он приходит к осознанию правого дела народа, которому готов служить до конца.Так в эпическую тему революции, её идеалов и закономерностей вторгается личная судьба поэта.Щедрое использование предании, легенд, сказок, аллегорий не уводит поэта в сторону от изображения реальных картин действительности, а, наоборот. По мнению автора, способствует с помощью близких и дальних ассоциаций углубленному философскому пониманию самой поступи Истории.Цикл поэм написан белым стихом. Строгий ритм, богатая и разнообразная интонировка, широкое использование метафоры и выразительного эпитета придают произведению неповторимые черты.Послевоенному читателю открылся совершенно новый поэтический мир Н.Заболоцкого- стихи, пронизанные любовью и состраданием, одухотворенные теплом большого человеческого сердца. Напряженно-интеллектуальные поиски ответа на вопрос о диалектической соотнесенности жизни и смерти, смерти и бессмертия в вечном потоке бытия, пронизавшие всё творчество художника, поиски разума и гармонии в природе завершаются постижением высокой мудрости жизни:И пытается сердце понятьТо, что могут понятьТолько старые люди и дети. («Это было давно»)Действительность с ее тревогами и сомнениями, обидами и разочарованиями, радостями и несовершенствами, повседневным трудом простых людей- всё это только ступени на пути к осмыслению человеческой души. «То, что было раньше незнакомым», стало неотъемлемой частью поэзии Заболоцкого. Поэта волнуют судьбы людей ничем не выдающихся, но выполняющих свой долг. Тех, кого несправедливо или закономерно счастье обошло стороной («Слепой», «Неудачник», «В кино», «Некрасивая девочка», « Старая актриса», « Смерть врача»). Н.Заболоцкий умеет увидеть за внешней простотой, неброскостью обаяние духовности, опоэтизировать будничное, возвысить его, прозреть в нем высший, поистине философский смысл. Вот почему его раздумья о красоте при виде некрасивой девочки, как бы парадоксально это ни звучало, завершаются глубоким размышлением о сущности прекрасного:И пусть черты ее нехорошиИ нечем ей прельстить воображенье,-Младенческая грация душиУже сквозит в любом её движенье.А если это так, то что есть красотаИ почему её обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?(«Некрасивая девочка»)Сама выстраданная человечность с пронзительной жалостью и печалью отлилась в строки о стариках («Старость», «Где-то в поле возле Магадана» и др.). Гуманистическая мысль художника отсекает все изощренное, метафорически броское. Стилистически изысканное. Слова- самые обиходные. Средства- наиболее безыскусные. Рядовое и примелькавшееся одухотворено большой идеей поэта. И эффект – удивительный.Простые,тихие,седые,Он с палкой, с зонтиком она,-Они на листья золотыеГлядят, гуляя дотемна.Теперь уж им, наверно, легче,Теперь всё страшное ушло,И только души их как свечи,Струят последнее тепло.(« Старость»)с изменением тем, сюжетов эволюционизирует и стиль поэта. Лиричнее, мягче, мелодичнее становится тональность его стихотворений, богаче и разнообразнее жанрово-стилевая палитра. Торжественно-величавые, одические стихи поэта соседствуют с эллегическими. Гротеск сатира уступают место драматическому психологизму при изображений человеческих переживаний.Н.Заболоцкий занял достойное место среди переводчиков. После перевода « Слова о полку Игореве» он работает над переложением поэтических творений итальянского. Венгерского, грузинского и других народов.В 1948 г. Я.Смеляков опубликовал книгу « Кремлёвские ели», в которую вошли его лучшие стихотворения. Написанные до и посте войны. К этому времени стих поэта приобрёл те черты. Которые определили стиль его дальнейшего творчества- сдержанность и суровость, сосредоточенность, строгую манеру повествования, монументальность изображения.Лирическое « я» поэта совпадает с эпохой, с судьбой поколения. От имени которого он получает право сказать6Я строил окопы и доты,Железо и камень тесал.И сам я от этой работыЖелезным и каменным стал.(«Моё поколение»)в далёком приполярном шахтёрском городке Я.Смеляков начал писать повесть в стихах « Строгая любовь» – воспоминание о юности своего поколения, максимализме его героев. Их бескорыстии и дружбе. Среди персонажей поэмы и сам автор. Отвергая всякого рода красивости, поэт открыто провозглашает красоту созидательного труда. Его суровую жизненную романтику.Труд, мечты и надежды комсомольцев 30-х годов, возводивших Магнитогорск,- ядро поэзии Б.Ручьева. творческая биография которого началась с выхода в свет книги « Вторая родина» 1933.» Вторая родина»- Магнитка, где рождались новые отношения, новая психология, новые люди.В 1957г. Б.Ручьёв публикует цикл стихотворении « Красное солнышко», названных по праву поэмой. Глубокой верой в жизнь, верой в родину пронизаны эти высокого гражданского накала стихи сборника, созданные человеком, стойко и мужественно прошедшим через тяжкие испытания:У края Родины, в безвестье,Живя по-воински- в строю,Мы признавали делом чести Работу чёрную свою…Обратившись впервые к романтике строительства Магнитогорска в 30-е годы. Поэт проносит через всю жизнь любовь к неповторимым дням своей молодости. Б.Ручьёв создаёт поэмы «Прощание с юностью» и»Любава» .В « Любаве» рассказывается о начальных шагах строителей приехавших из деревни, об их нелегком быте, о зарождении впервые у людей чувство общности интересов, гордости за свой труд. Изменяется психология вчерашнего крестьянина, рождаются новые нравственные принципы6Чем-то всяк здесь становится краше,А заместо « т в о е» да « м о е»Чаще слышно по-здешнему « н а ш е»…Естественно и просто сочетает поэт описание вполне прозаичного быта рабочих с высоким героико-романтическим настроем. В этом ключе передан пафос трудного и героического времени.Работая в тяжелейших условиях первых пятилеток, возводя города и домны, нравственно преображаются герои поэм Б.Ручьева. Певец рабочего человека, его помыслов и надежд, поэт создаёт образ современника, на редкость цельного и человечного, мужественного и нежного, патриота.Лаконичной, целомудренно-сдержанной поэтической манере Б.Ручьева чужды всяческие изыски. Поэт прежде всего опирается на традиции классического русского стиха, поэзии, стремящейся к афористичности, сжатости. Истоки его творчества- в лиро-эпических произведениях классики, в фольклоре, в народно-песенном искусстве.В середине 50-х-начале 60-х годов с эстрады громко зазвучали голоса поэтов Е.Евтушенко, Р.Рождестственского, А.Вознесенского. Отличительная особенность « эстрадной поэзии»- публицистическая заострённость слова и образа, расчёт на эффект немедленного действия. Тяготение к сенсационной разоблачительностиЕсли оценивать степень аналитичности, исследовательский пафос « эстрадной поэзии», её склонность к художественным открытиям, то можно сказать. Что поэты этого направления шли не столь в глубь, сколько в ширь. И тут их горизонты ничто не стесняло; их интересовало все? Латинская Америка и Япония, Бродвей и Елисейские поля, негры в Оклахоме и события в Анголе.. Эстрадным поэтам важно было откликнутся на любое более или менее значительное явление политического календаря. При этом нередко быстрота отклика мешала художественности исполнения. Так, критик В.Огнев. симпатизирующий « эстраде», писал об одном из этих поэтов? « У Евтушенко беспокоит легкопись, автоматизм хорошо налаженного производства. Мастерство не только приобретает, оно растрачивается…»В области поэтики наряду с броской стилистикой. Напряжённо-динамичными ритмами, подчас необычной рифмой уживались выспренность и риторика. Поэты тяготели к формальным изобретениям, стремились быть все время на виду и н слуху. По прошествии времени они сами сумели правильно оценить этот этап творческой биографии.Становление личности Е.Евтушенко совпало с тяжёлыми годами войны. Вошедшие в сознание подростка горестные впечатления той поры перелились позднее в строки стихотворений « Свадьбы», «Фронтовик» и др., где нравственный максимализм лирического героя соседствовал с болью переживаний и страданий окружающих его людей.В сборниках стихотворений « Третий снег» ,»Шоссе энтузиастов» ,»Обещание» поэт проявляет интерес к острым злободневным темам. Он внимательно всматривается в окружающую жизнь, в людей, их быт, праздники и беды. Разочарования, метания, самолюбование своей « нецелесообразностью»,»нелогичностью», ноты обличительства в устах юного героя. Неопределенные представления о нравственном идеале- через всё это прошел поэт, прежде чем его стих обрёл выверенную гражданскую направленность.Творчество А.Вознесенского вызвало самые противоречивые оценки в критике- от чрезмерного восхваления до полного неприятия. Поэма « Мастера» . написанная на историческом материале,- удачный дебют молодого поэта (19590. В ней прославляется неугосимая радость созидания, бессмертие истинных художников. Одновременно в поэме содержатся проклятия варварам « всех времен», которые на протяжение тысячелетней истории человечества « музу. Точно Зою. Вели на эшафот». Поэма исполнена трагизма и вместе с тем звучит как гимн искусству.Начиная с первых сборников стихотворении («Флаги весны», «Испытание»,) и поэмы «Моя любовь» , Р.Рождестственский выступил как поэт открытой гражданской позиции. Темпераментный публицист,Р.Рождестственский оперативно откликается на разные события и явления в жизни страны. Его поэзия обращена прежде всего к сверстникам, которые должны передать эстафету следующим поколениям. Героическая потетика пронизывает многие стихи и поэмы. Наиболее драматически сильной по праву считается поэма «Реквием»6Встречайте Трепетную весну.Люди земли.Убейте Войну,ПроклянитеВойну,Люди земли!Мечту пронесите Через годаИ жизньюНаполните!…Тема родного края, настоящего и прошлого России занимает большое место в послевоенной поэзии. Со страниц произведений А.Яшина, Н.Рыленкова, С.Викулова, В.Солоухина, Н.Тряпкина встаёт то неброская и печальная, то яркая и сияющая красота родной земли; из-под пера поэтов возникают лирические картины, исполненные сыновним чувством любви и нежности, глубокими размышлениями, взвешенной философской мудростью. Их лирика чаще всего лишена открытой публицистичности, но в ее внутреннем строе, во внешней приглушенной напевности стиха угадывается высокая гражданственность. За образом « малой родины! Неизменно встает вся Россия с её многотрудной историей, близкой и дальней.Родины образ- не земли да водыТолько (как думаем мы никогда)…Это ещё и минувшие годы,И достопамятных дел череда.(С.Викулов)«Любовь к земле, как предков дар бесценный», любовь к Родине пронес через все свое творчество Н.Рыленков. Лирика его, напоенная запахами родного смоленского края, настоем полей и лугов, - одновременно и раздумье о своей эпохе и народе, истории наших предков. Более того поэту необходимо постичь « вечную» тайну бытия («Душа стремится вглубь, к первоосновам Всех радостей земных и всех забот»), осмыслить исторический путь своего народа.Первый сборник стихов Н.Рыленкова « Мои герои» (1933), посвященный землякам поэтам, был отмечен критикой весьма благожелательно. Последующие довоенные сборники («Встречи», «Дыхание», «Березовый перелесок»), куда входили лирические стихи, исторические поэмы, баллады, были встречены сдержанно. Но именно в эти годы совершалось становление интересного и оригинального поэта, художника своей песни. Не случайно М.Исаковский и А.Твардовский высоко ценили своеобразное дарование Н.Рыленкова, а скульптор С.Коненков так отозвался о его творчестве: « Стихи Н. Рыленкова не шумный водопад. Лучше всего их сравнить с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой».Лирику военных и первых послевоенных лет («Стихи о России», «Русская земля», «Память», «Убратской могилы», «Мыпомним всё…») сменила поэзия мирных тем. Н.Рыленкова волнуют образ современника, его духовный мир, участие в преобразованиях, совершающихся в стране. Не быть « захребетником у века», дорожить « как самым лучшим в мире» званием трудового человека, призыв к защите природы от слишком ретивых её покорителей – пафос стихов поэта:Борьба с природой? Нет, мне странно слышать это.Борьбу ведут с врагом, а нам природа- мать.Оганичнейшее чувство истории и та этическая неподкупность, которая « ни хулой, ни лестью» не заденет ровесника,- вот, пожалуй, главные черты творческого облика Н.Рыленкова. Отсюда повышенный интерес к тому, как складывались традиционные черты характера русского народа («Спокойное величье простоты, Открытость в дружбе, стойкость в битве честной И вера в правду высшую мечты «) , а также к проблеме тех нравственных констант, которые определяют человеческую личность,- дружба, верность, понятия совести, долга, чести. В стихотворении «Совесть» (1960) читаем:Чего скрывать- с ней нелегко живется,Но мы гордимся, в новый путь спеша,Что совестливой издавна зовётсяВ народе наша русская душа.В сборниках стихов Н.Рыленкова «Корни и листья», « Жажда», «Рябиновый свет» , явивших собой высокие образцы интимной и одновременно глубоко гражданской лирики, мы находим ответы на многие вопросы нашей эпохи.А.Яшин родился и вырос на Вологотчине, в глухой по тем временам деревне, где сохранились нетронутыми русская старина. устное народное творчество.Через всю жизнь поэт пронес любовь к самобытной поэтике северного фольклора. После первой книги стихов А.Яшин много пишет о жизни русской деревни.Пройдя войну, уже в условиях мирного времени А.Яшин немало ездит по стране, запечатлевая увиденное в новых стихах. Но всегда родная поэту Вологотская земля- « Моя маета и мечта, Мои святые места!» («О моей святыне»,)- питает своими соками его поэзию. Важный этап в творчестве художника – вторая половина 50-х годов. Такие нравственные понятия, как совесть, правда, милосердие. Стали главным предметом его зрелой, мужественной лирики.В сборниках «Босиком по земле» и « День творенья» поэт продолжает откровенный разговор о самом дорогом для современника – о его метах и делах. Сомнениях и тяжких утратах, о трудностях и заботах. В них – раздумья о жизни и призвании поэа о поэтическом мастерстве. Душевный настрой поэта тонко и лирично передан в стихах « Лес поседел от инея» и « пора мне» ; сердце зовёт поэта быть «… ближе К Печоре, К Двине, к родной стороне». К числу поэтических зарисовок родной земли относится стих « Про березку». Образ родины, предстающей не в парадном, праздничном убранстве, а в повседневном обличье, дороже всего на свете поэту:И люблю любовью настоящейВсю как есть,От макушки до пят.О такой любви непреходящейГромко на миру не говорят.Острота социальных чувств художника, философские раздумья о жизни и смерти, предназначении поэта, новизна в трактовке темы любви, яркая метафоричность и образность языка – всё это сделало лирическую поэзию А.Яшина явлением заметным в послевоенной литературе.Поэзия. Как наиболее чуткий сейсмограф общественного мнения, стремится не только зафиксировать тектонические сдвиги, но и предугадать возможные социально-нравственные разломы, проникнуть в заповедную область интимных переживаний человека. В поэзии, как и в прозе, происходит благотворное творческое взаимодействие художников разных поколений.Самым значительным достижением послевоенной поэзии стали произведения лиро-эпического склада(«За далью даль» А.Твардовского и книга поэм « Середина века» В. Луговского). Поэма « За далью-даль»- вершина поэтического эпоса- столь много вобрала в себя наблюдений и раздумий о прожитом страной и народом. Что по праву может быть названа энциклопедией того времени. «Автобиографией века. Которая была пережита в душе рядового участника величайших событий столетия», назвал В.Луговской свою лирико- философскую книгу «Середина века», в которой осмысляются основные события первой половины ХХ столетия.ДРАМАТУРГИЯ 50-60-х годов.

    Тема войны в драматургии 50-60-х годов.

    Психологическая драма.

    Теория бесконфликтности.

Победоносное завершение войны придало особую тональность пьесам второй половины 40-х годов. Основное внимание драматурги сосредотачивают на раскрытие тех черт характера людей, которые помогли нам выстоять и победить в годы войны.Фабула военной драмы «Победители» 1946 Б.Чирского внешне сходна с сюжетным построением « Фронта» А.Корнейчука. Здесь та же ситуация замены командующего фронтом, честного, но нерешительного, внутренне уже капитулировавшего Воробьёва генералом Муравьёвым. Однако конфликт раскрывается не остросатирически. А средствами психологической драмы.По мере того как военые действия переходили за рубежи нашей Родины, все большее внимане художников стало привлекать интернациональная тема. Отзвуки ее – в пьсе М.Светлова « Бранденбургские ворота» 1945. Пафосом интернационализма и братской солидарности в борьбе против фашизма пронизана последняя из пьес военного писателя К.Симонова « Под каштанами Праги»Главное в пьесе Симонова, основная ее идея- это формирование политического сознания людей в сложной обстановке идейнои борьбы. С полным основанием Стефан в споре с отцом замечает: « я больше чех, чем ты!… Потому что ты думаешь о прошлом Чехии, а я- о её будущем». Интересная по замыслу и публицистической направленности пьеса Симонова не стала сколько-нибудь замечательным событием оттого, что, как справедливо отмечала критика, некоторые персонажи выглядели скорее олицетворенными политическими концепциями, нежели живыми людьми; отдельные сцены производили впечатление искусственных; финал- мелодраматически надуманный.После войны ложь, невероятные измышления о России, подтасовка фактов лавиной обрушились на читателя Западной Европы и Америки со страниц газет и журналов. Именно такую Америку увидел Симонов, побывавший там вскоре после войны. впечатления от поездки вылились в цикл стихотворении и пьесу « Русский вопрос». Остропублицистическая, предельно злободневная в момент появления, пьеса эта, по существу, не теряет своей актуальности и ныне.Идеологически острая пьеса К.Симонова, выявившая суть происходившего в неспокойном после войны мире, в художественном отношений была уязвима. Сам Гарри Смит его друг Морфи, репортер скандальной хроники Харди, Макферсон, Гульд- это не столько полнокровные характеры, сколько образы, созданные для иллюстраций определенных идей. Тем не менее, значимость вопросов, освещаемых драматургом, публицистическое мастерство ведения диалогов сделали пьесу заметным явлением драматургии 40-х годов, она была поставлена во многих крупнейших театрах страны.Проблематика пьесы Симонова нашла продолжение и развитие в политической драме Б.Лавренева « Голос Америки» 1950. В ней речь идёт о людях, которые не могут и не желают петь в унисон с проповедниками новых военных приготовлений, не разделяют разнузданной пропаганды лжи и клеветы против русских. И пусть таких, как офицер американской армии, сражавшийся против нацистов, Кидд, коммунист Маккдональд, Салли, ещё меньшинство, но они есть, с их мнением нельзя не считаться.Другая главная линия развития послевоенной драматургии связана с воплощением тех жизненных тем и конфликтов, которые определяли нелёгкую ситуацию, сложившуюся в разрушенной фашистским нашествием стране.Далёкой от всяких идиллий оказывается жизнь послевоенных героев Н.Погодина и Л.Леонова. В пьесе «Сотворение мира» художник озабочен драматическими, а порой трагическими судьбами людей. Больному полковнику Глаголину, Колоколову и многим другим персонажам предстоит « творить мир» заново. И строить город, и залечивать душевные раны. Н.Погодин не пытается упростить этот сложный путь возвращения к жизни, хотя и раскрывает его не всегда достаточно убедительно психологически.К числу лучших, наиболее глубоких драм послевоенного периода принадлежит «Золотая карета» Л.Леонова. Высочайшей мерой народной нравственности проверяется здесь достоинство человека. На одном полюсе те, кто сражался за Родину, на другом – трус Щелканов, академик Кареев с сыном Юлием, « юристом с геологическим уклоном», который воевал « косвенным образом» – в качестве секретаря отца. Переплетение личных судеб героев не просто движет сюжет драмы, каждый их персонажей- это воплощение определенной жизненной философии.Основные действующие лица пьесы подвергаются суровому испытанию. Для художника важно главное- как каждый из их сдает экзамен на Человека. Драматург ставит коренные вопросы: о мере ответственности пред своим народом, о долге нынешних и грядущих поколении перед погибшими, о человеческом счастье. Ответы оказались разными. Для одних « чёрный хлеб счастья» добыт ценой великих потерь; другие легко и незаслуженно получают « золотую карету» жизненного благополучия. Результат этого далеко не безразличен художнику, вот почему он вновь и вновь возвращается к работе над драмой. Так появляются вторая и третья ее редакции.Переход к новым темам послевоенной действительности, новым конфликтам и характерам оказался очень не простым. Для осмысления и художественного воплощения нелегкой героической поры восстановления разрушенного хозяйства, возвращение фронтовиков к мирному труду требовалось новаторское и углубленное изучение жизни. А оно-то нередко подменялось поверхностным отображательством, легковесной иллюстрацией трафаретных представлений. Театры ставили пьесы художественно несовершенно. Распространение получили переводы пьес зарубежных драматургов, отобранные зачастую без должной требовательности.Отрицательную роль в развитии драмы сыграла тенденция к бесконфликтности. Шаблон и заданность нередко диктовали движение интриги. Именно по такому типу строилось большинство пьес, определявших репертуар театров тех лет. Вопросы и задания для самоконтроля.

    Можно ли говорить о том, что соцреализм является целостной эстетической системой?

    Концепция личности и коллективизма в литературе военных лет.

    Своеобразие понимание гуманизма в литературе соцреализма (на примере произведений «Счастье» и «Кавалер Золотой Звезды»).

    Можно ли говорить об объективной ценности произведений «Молодая гвардия» и «Повесть о настоящем человеке» в наши дни?

    Смысл названия романа «Живые и мертвые».

    Какую художественную роль играет в произведении «Судьба человека» образ повествователя?

    Проблема соотношения личного и общечеловеческого в произведения Л.Леонова.

    Можно ли роман «Русский лес» назвать философским? Какие проблемы являются ведущими в романе?

    Можно ли назвать проблему ответственности человека за судьбу своей страны ведущей темой творчества А.Твардовского?

  1. Методические разработки

    По своему происхождению русский язык относится к славянским языкам. Самым близким из славянских языков для русского языка являются украинский и белорусский языки.

  2. Российский университет дружбы народов (12)

    Документ

    Редакционная коллегия: д.ф.н., проф. Малюга Е.Н., д.пед.н., проф. Дмитренко Т.А., д.ф.н., проф. Магидова И.М., д.ф.н., проф. Пономаренко Е.В., к.ф.н., доц.

  3. Нобелевской премии мира. Пагуош и в новом веке играет заметную роль в продолжении диалога между учёными и политиками по важнейшим вопросам мировой политики

    Документ

    В 2007 г. исполняется 50 лет Пагуошскому движению учёных – одной из старейших неправительственных научных организаций, внёсшей существенный вклад в укрепление мира и безопасности на планете, развитие международного научного сотрудничества,

  4. Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингводидактики

    Документ

    Общетеоретические и практические проблемы языкознания и лингво­ди­дактики: Материалы Междун. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 27–28 апреля 2006 г. / ГОУ ВПО «Рос.

Содержание драматургии 1950-1960 гг. находит свое выражение в пьесах, тяготеющих к изображению важнейших исторических и общественных событий. Это пьеса Зорина «Вечный источник», Погодина «Третья патетическая», Шатрова «Шестое июля», Симонова «Четвертый», Салынского «Барабанщица и Мария». В этих пьесах в основе сюжета лежит событие, решающие для истории. В соответствии с этим в центре повествования – сильные характеры, цельные натуры, люди с ярко выраженной гражданской позицией. Характер героев соответствует художественной ситуации, которая отличается особым драматизмом. Последнее распространяется не только на образ истории, но и на современность (как у Арбузова).

Заслуга этих драматургов, показавших героя в остром противостоянии с окружающим миром, состоит в том, что они преодолевают трудности драматургии 40х - первой половины 50х гг. Развитие драматургии этого периода шло под знаком бесконфликтности. Драматурги изобретали несуществующие «конфликты». Драматурги же 50-60х годов не ориентировались на этот вымысел, а обратились к подлинным противоречиям. Однако здесь были и свои трудности, может быть, в меньшей степени, чем в прозе («Битва в пути»). Однако автор часто все же сталкивал героя не столько с самой действительностью, сколько с «антигероем».

В продолжение пьес с ярко выраженной гражданской позицией героя, пьес, ориентированных на общественно-политическую ситуацию, появились драматургические произведения, в центре которых стал деловой человек: «Протокол одного заседания» Гельмана, «Сталевары» Бокарева, «День отъезда, день приезда» Черных. В одно время, в конце 70х - начале 80х, эти пьесы получили едва ли не всеобщее признание и на сцене, и в кинематографе.

Достижением драматургов, создавших «производственную тему», следует считать то, что здесь больше уделено внимания социальному анализу действительности. И получилось это по той причине, что драматург сталкивает своего героя не с откровенным противником, а с самой действительностью, обнажая ее сложности. Характеристика героев в результате анализа действительности получала свое углубление. Автор отказывался от категорических оценок, прямых противопоставлений. Главным героем «Протокола одного заседания» Гельмана является бригадир Потапов и его бригада, отказавшиеся от премии не только потому, что не хотят обманывать государство, но и потому, что в сложившихся обстоятельствах эта премия им не выгодна. Решение бригадира (а потом и партийного собрания) направлены и против директора стройки Ботарцева. Однако даже при такой ситуации не возникает противостояния героя антигерою. Им противостоит сама социальная система. Здесь начинается то, что мы называем социальным анализом, и в пьесах производственного характера этот анализ был более значительным, чем в других произведениях 50х годов.



«Производственная тема» оказалась временным явлением, постепенно сошла со сцены и не может конкурировать с пьесами Булгакова, Тренева, Вишневского и др. Уязвимым местом пьес «производственного» характера был ослабленный интерес драматурга к духовному миру своих героев. Писатель-драматург обращал внимание на профессиональную характеристику, и это оказалось основным. В духовном отношении герои выглядят обедненными. Это выглядит как должное - в этом и беда.

Особое место в драматургии 1960 - 1970 годов занимает театр Вампилова. Он утвердил в драматургии авторитет семейно-бытовой пьесы и тем самым как бы восстановил нарушенные традиции от А. Н. Островского, А. П. Чехова. Драматургия Вампилова по характеру сюжетов, своеобразию героев, по стилю и проблематике близка к произведениям В. Шукшина, к деревенской прозе. Вампилов обратил внимание на так называемого «маленького человека», сделал основным нравственно-этический конфликт. Истоки драмы в его пьесах – это столкновение разных, нравственно-этических позиций. Вампилов стоит у истоков новой традиции современной драматургии. Не будь его, вряд ли возможно было бы появление театра 80-х годов (Пьер Арро «Смотрите, кто пришел», «Галина» Петрушевской).

Эта драматургия позволила его последователям глубже проникнуть в существо самой жизни и более органично объяснить те или иные пороки современника общественно-политическими и социальными проблемами текущего дня. Драматурги меньше сейчас прибегают к откровенным противопоставлениям и больше склоняются к раскрытию противоречий жизни и самого человека.

Драматургия Вампилова, ориентирующая современников на социальные, бытовые стороны жизни и поведения человека в этих буднях, подсказывала необходимость доходить до истоков драм человека.

Заключение

Литература 1980-1990-х годов очень разнообразна по тематике, стилистике, жанрам, авторским подходам.

К писателям, активно заявившим о своей гражданской позиции и обратившимся к материалу современной жизни, можно отнести В. Распутина («Пожар»), Ч. Айтматова («Плаха»), В. Астафьева («Печальный детектив»).

В этот же период большим событием в русской общественной и культурной жизни стало появление произведений так называемой возвращенной литературы. Впервые были опубликованы поэмы А. Ахматовой «Реквием» и А. Твардовского «По праву памяти», произведения М. Булгакова («Собачье сердце», «Роковые яйца» и др.), А. Платонова («Котлован», «Чевенгур», «Ювенильное море»), М. Цветаевой, И. Бунина («Окаянные дни»), О. Мандельштама, В. Пастернака («Доктор Живаго»), Е. Замятина («Мы») и т.д.

Российский читатель наконец-то познакомился с творчеством писателей-эмигрантов, произведения которых были запрещены коммунистическим режимом, но широко известны за рубежом. Эти писатели (И. Шмелев, В. Набоков, Г. Иванов, М. Алданов, В. Ходасевич, Н. Берберова и др.) составили литературу русского зарубежья.

В 1980-е – начале 1990-х годов значительно возрос интерес писателей к исторической теме, что было связано со спецификой переживаемого страной исторического поворота. Наиболее актуальными оказались темы, связанные с относительно недавним историческим прошлым России, с эпохой сталинизма (А. Рыбаков, «Дети Арбата»; В. Дудинцев, «Белые одежды»; В. Аксенов «Московская сага»; В. Окуджава «Упраздненный театр»). В 1993 г. была завершена публикация романа-эпопеи А.И. Солженицына «Красное колесо», в которой представлена широкая панорама жизни предреволюционной России.

Исследованием социально-психологических и нравственных сторон жизни частного человека можно назвать произведения таких писателей, как Л. Петрушевская, Т. Толстая, В. Маканин. Отношения маленького человека с окружающим миром, механизмы опошления и оподления или, напротив,нравственной состоятельности – вот проблемы, которые в той или иной мере объединяют эти произведения.

Заметное место в современном литературном процессе занимает и постмодернистская литература. Этот термин очень условный, поскольку под ним не скрывается какая-либо группа писателей или литературное направление.

К наиболее известным представителям русского постмодернизма можно отнести Вен. Ерофеева («Москва – Петушки»), И. Бродского (поэзия), А. Битова (роман «Пушкинский дом»), Сашу Соколова («Школа для дураков»).


Егорова Л.П., Чекалов П.К. История русской литературы XX века. Вып. 2. Ч.1.- С. 16-35

2 Распространившиеся в революционное время аббревиатуры бывали нелепы. Их высмеивал и сам В. Маяковский.

Карачайлы И. Когда немые заговорили (О национальной культуре на Северном Кавказе) // На подъеме. - 1929. - № 10. - С. 55-58; Писатели и поэты Карачая // На подъеме. - 1929. - № 2. - С. 67-74.

Особенности развития и становления

драматургии 60-90-х годов


Рубеж 60-80-х годов был ознаменован активным поиском новых форм в драматургии и театре. Внимание к тем житейским моментам, которые служат точкой пересечения общественной и личной психологии, характерны для творчества В. Розова, А. Володина, А. Вампилова и многих других. Пьесы, созданные в эти годы, дали благодатный материал для обновления театрального искусства. На 70-80-е годы приходится расцвет театра. В те годы работали Г. Товстоногов, О. Ефремов, А. Эфрос, М. Любимов, М. Захаров.

70-е годы стали рождением нового жанра, который вначале называли производственной драмой. Для пьес этого направления было характерно обращение к личности руководителя, к вопросам совершенствования экономики и системы управления. Конфликт в социологической драме развивается между новым и старым. Вследствие этого сюжет строится по одной композиционной схеме: на какой-либо производственный участок (бригада, цех, завод, организация) приходит человек, чаще всего со стороны, и начинает устанавливать свои порядки, которые он считает лучшими. Из-за этого между ним и старожилами коллектива возникает конфликт, который и составляет основу пьесы.

Большой интерес представляет пьеса А. Дворецкого "Человек со стороны". "Деловой человек" Чешков - высокопрофессионален, сугубо рационалистичен. При этом он страстен в своем увлечении делом, бескомпромиссен, требователен. Одержимый идеей научной организации труда, Чешков бросается в бой, не щадя ни правых, ни виноватых. Герой подчеркнуто не интересуется ничем, кроме дела, он не считается ни с традициями завода, ни с достоинством и самолюбием людей.

Антагонисты Чешкова - не бюрократы, не карьеристы. Они не меньше любят свой завод, которому отдано столько сил, энергии. Но они еще не умеют работать по-иному и зачастую объективно не могут круто изменить стиль своей деятельности.

Как бы ни были привлекательны (особенно на первый взгляд) и необходимы деяния нового начальника цеха, Чешков не выдержал испытания на роль современного, гармонично развитого человека.

Образ "делового человека" привлек внимание и А. Гребнева в пьесе "Из жизни деловой женщины". Директор ткацкой фабрики Анна Георгиевна далека от новых веяний. Организация труда на ее предприятии во многом ведется по старинке: здесь царят текучесть кадров, авралы, необоснованные увеличения планов. Вот почему она с беспокойством и некоторым страхом смотрит на уроки Чешкова, не столь жестко, но достаточно решительно пробует вводить новую систему труда.

С идеей необходимости безукоризненной профессиональной честности, наведения строжайшей трудовой дисциплины приходит в бригаду подручным сталевара инженер Виктор Лагутин в пьесе "Сталевары" Г. Бокарева. Вначале симпатии зрителя, так же, как и автора, на стороне этого уверенного в себе парня. Однако Виктор грубо оскорбляет старого мастера, и бригада, посчитав его карьеристом, отторгает его от коллектива.

Таким образом, терпит крах уверенность в своей непогрешимости, душевная сухость и жесткая требовательность, не подкрепленная заботой и вниманием. Многое поняли и члены бригады, осознав главное - Виктор со своим неуживчивым характером не карьерист. Он идет на конфликт не ради корыстных целей, ибо его максимализм диктовался самыми добрыми побуждениями. Виктор заставил и окружающих критически посмотреть на себя и принципиально оценить свои действия и поступки.

Но в целом пьесы этого направления страдают эскизностью большинства персонажей, неоправданностью ряда сцен, спорностью некоторых обобщений. Часто конфликт в них выглядит надуманным. Вследствие этого уже в 80-е годы пьесы такого типа сошли со сцен большинства театров.

Для 70-80-х годов характерно заинтересованное внимание к психологической драме и к возможностям мелодрамы. В 40-50-е годы слово мелодрама употреблялось в негативном смысле. Но обращение к этому жанру именно в это время объясняется реакцией авторов на рассудочную социометрию социологической драмы, которой противостоит открытая и откровенная эмоциональность мелодрамы.

Серьезными и художественно перспективными были поиски новых форм в области сюжетно-композиционной структуры психологической драмы.

В драматургии 50-х годов строго выдерживалась хронологическая последовательность событий, однонаправленность действия. Начало 70-х годов было ознаменовано попытками строить драму свободно, возвратив сценическому времени возможность свободно переноситься из настоящего в прошлое, если это необходимо для смысла.

Одним из первых драматических произведений, где художественное время то возвращается назад, то снова соответствует нашим дням стала пьеса К. Симонова "Четвертый". Герой пьесы - американский летчик, участник гражданской войны в Испании, активный борец против фашизма. Послевоенная Америка, охваченная психозом "холодной войны" уродует душу этого человека, по природе и неплохого, но слабовольного. Богатство и успех, которых он может лишиться, если сохранит верность идеалам молодости, отравляют его сознание. Герою становится известно о готовящейся провокации. И ему предстоит нелегкий выбор: промолчать и сохранить свое благополучие или разоблачить преступников. Рано или поздно решать приходится каждому.

Эта мысль о правомерности и необходимости нравственного выбора реализуется в пьесе с помощью условной ситуации: герой заново переживает минувшее. Их было четыре товарища. И перед нами проходит суд совести. А судят его люди, возникающие в его памяти, его друзья, уже давно погибшие. Свидетельствует женщина, которую он любил, потом женщина, на которой он женился. Он заново переживает все события, взвешивая все "за" и "против" в момент решающего выбора.

К психологической драме обращается и такой известный драматург, как А. Гельман. Событие, которое лежит в основе пьесы "Наедине со всеми" исключительное по своему трагизму и необычно по роковому стечению обстоятельств. Андрей Голубев, начальник строительного управления, направляет для того, чтобы угодить руководству на срочные работы для завершения объекта в срок рабочих-крановщиков. Среди них его единственный сын. В суете и спешке Голубев забывает проверить, соответствует ли условия работы на участке, куда он послал людей, требованиям техники безопасности. Один из кранов задевает за провода линии высоковольтного напряжения. Именно на этом кране работал сын Голубева, в результате несчастного случая лишившийся рук. Время действия пьесы - вечер, канун того дня, когда супруги Голубевы, должны взять из больницы и привезти домой сына-калеку. И это вечер страшного суда в семье Голубевых. Андрей и Наташа обвиняют друг друга в беде, постигшей их сына. И новый виток выяснения отношений, взаимных претензий. Наташа изменяла мужу с неким Кузьминым. А тот был полезен и Голубеву, и его начальнику Щетинину. Поэтому Андрей, зная о неверности жены, закрывал на это глаза. Общественная безнравственность, то есть то, что делает на стройке Голубев и его покровители неотделима от безнравственности личной. Автора пугает нежелание героев отвечать за свои поступки, полное отсутствие у них чувства вины и ответственности. Виноват, по мнению каждого, кто-нибудь другой, либо обстоятельства. Невозможно оправдать Андрея, но еще труднее понять Наташу, которая уходит из дома накануне возвращения искалеченного сына домой.

Наиболее яркими представителями психологической драмы были В. Розов и А. Вампилов.

Виктор Розов с первых пьес заявил о себе как художник, глубоко взволнованный судьбой молодого поколения. Пафос его творчества - борьба за истинные нравственные ценности в человеке, против мещанства не только в быту, но и в самом строе мыслей и чувств.

В пьесе "Вечно живые" восемнадцатилетняя Вероника, сникшая после ухода Бориса на фронт, опустошенная после его гибели, находит силы к концу пьесы совсем по-взрослому спросить себя: "Зачем я живу? Зачем живем мы все, кому он и другие отдали свои непрожитые жизни? И как мы будем жить?..."

Вопрос "Как мы будем жить?" вновь и вновь задают себе молодые герои драматурга. Уже в первых пьесах "Ее друзья" и "Страницы жизни" В. Розов, отказавшись от привычной схемы построения конфликта и от стандартной фабулы, попытался проникнуть в психологию юных героев, проследить процесс их гражданского становления.

Особенно удачно это сделано в комедии "В добрый час", где размежевание персонажей по нравственному принципу проведено четко и бескомпромиссно. Драматург вводит нас в атмосферу, характерную для многих семей. Вчерашний выпускник школы должен выбрать свой единственный путь в жизни. Так ли это просто? Как не ошибиться? Во имя чего человек ставит перед собой большие цели? Соблазнительная перспектива вырисовывается перед Вадимом Разваловым: по глубокому убеждению этого юного карьериста высокий пост обеспечивает желанное реноме. Для Алексея, приехавшего из деревни, поступление в сельскохозяйственную академию имени Тимирязева вызвано желанием поднимать сельское хозяйство. А Андрей Аверин, центральный персонаж пьесы, весь в поиске самого себя и своего предназначения в жизни. Непосредственность чувств и поступков, душевная чуткость, неприятие фальши и пошлости, корыстолюбия, расчета и "благоразумия" делают этот образ привлекательным.

Еще резче и острее показаны столкновения героев в таких пьесах, как "В поисках радости", "Неравный бой". Борьба светлого начала с эгоистической психологией, с мещанским практицизмом, с неверием в большую и чистую любовь - стержень конфликтов в этих пьесах. Если в ранних произведениях Розова в центре внимания художника персонаж, за судьбу которого автор особенно волновался, то в "Дне свадьбы", "Традиционном сборе", "С вечера до полудня" и других судьба почти каждого действующего лица значима и интересна. На встречу бывших учащихся собрались выпускники 1941 года, которым уже за сорок ("Традиционный сбор"). С точки зрения одних почти единственным мерилом того, "состоялся" человек или "не состоялся", служат чины, звания, должности. По мнению Сергея Усова, важно прежде всего, каким быть, а не кем слыть. В словах героя слышится голос самого автора.

60-е гг. XIX в. — эпоха общественного подъема, острой политической борьбы, революционной ситуации и падения крепостного права — в литературе характеризовалась расцветом жанров, дающих простор для осмысления широкого круга социальных вопросов и открывающих возможность непосредственного, активного контакта между писателем и читателем.

Драматургия — род литературы, которому присущи именно эти особенности. Гоголь, который постоянно испытывал потребность в связи со своим читателем и предпринимал разного рода попытки вступить с ним в контакт (чтение вслух своих произведений, переписка), в «Театральном разъезде» изобразил взаимоотношения автора комедии и ее зрителей как исполненное подлинного драматизма и высокого комизма действо.

Островский много размышлял над вопросом о специфике восприятия театрального зрелища. Он считал, что литературный текст является основополагающей частью драматического спектакля, но что вместе с тем пьеса не живет без сценического ее воплощения.

Островский рассматривал доступность театрального зрелища и непосредственность контакта актера, а через него и драматурга с аудиторией, воспринимающей пьесу, как фактор, определяющий основные эстетические особенности жанра драматургии.

Он сравнивал драматургию с журналистикой и утверждал, что даже журнальная литература уступает драматургии в народности, в массовости и силе эмоционального воздействия на широкие слои общества. «Драматическая поэзия ближе к народу, чем все другие отрасли литературы; книжку журнала прочтут несколько тысяч человек, а пьесу просмотрят несколько сот тысяч.

Всякие другие произведения пишутся для образованных людей, а драмы и комедии — для всего народа; драматические писатели должны всегда это помнить, они должны быть ясны и сильны».

В 60-х гг. народность драматургии ощущалась как ее прогрессирующая черта. Тенденция к демократизации героев драматических произведений, осмысление писателями ежедневного быта низших слоев населения как источника трагических и комических ситуаций, поиски воплощения положительных начал в народных характерах, интерес к новому роду пьес — народным драмам — все эти явления отражали общий процесс демократизации драматургии.

Если способность драматургии непосредственно откликаться на современные вопросы и создавать ситуацию коллективного размышления над ними роднит ее с публицистикой, то ряд ее художественных особенностей дает основание сблизить ее с романом, хотя роман как вершина эпического жанра и может быть противопоставлен драматургии.

Драма в отличие от романа изображает не цепь событий и не панораму общественной жизни, а одно активно, «бурно» развивающееся и завершающееся событие, один замкнутый цикл действия.

Вместе с тем в этом замкнутом событии воплощены общие закономерности, в своей сути оно соотнесено с широким кругом явлений. Эта широта возбуждаемых драмой ассоциаций, общезначимость выводов, которые порождаются впечатлением от драмы, роднят ее с романом.

Своим обстоятельным статьям, посвященным анализу творчества Островского, Добролюбов дал общее заглавие «Темное царство», подчеркнув таким образом, что драматург создает в своих произведениях целостный образ современного общества.

Критик говорит и об особенностях структуры пьес Островского — «пьес жизни». Сложность их построения, разветвленность и многосоставность их конфликтов придает изображенным в пьесах Островского событиям частной жизни значение эпизодов из обширного повествования о бытии народа.

Добролюбов определил место Островского в литературе, рассматривая его как писателя, принадлежащего не только одной ее сфере — драматургии, но представляющего собою одну из центральных фигур реалистического искусства эпохи в целом. Несомненно вместе с тем, что творчество Островского находится в центре драматургии 60-х гг.

С эстетическими его принципами соотносили свою деятельность другие драматурги эпохи, сознательно идя в русле его идей или споря с ним, подражая ему или противопоставляя ему свои творческие решения, но всегда считаясь с фактом существования художественной системы Островского.

Наличие в драматургии 60-х гг. своеобразного творческого центра, признанного всеми участниками литературного движения, хотя и оцениваемого ими по-разному, является характерной чертой. Конечно, для Салтыкова, с одной стороны, и для А. Писемского и А. Потехина — с другой, творческий опыт Островского представлялся в разном свете, но ни один из них не мог, будучи независимым и оригинальным в своих произведениях, не считатьсяс принципами, утвержденными в послегоголевской драматургии Островским.

Вместе с тем не менее существенной особенностью драматургии этого периода были ее разнообразие и богатство, участие в ней относительно большого числа крупных и своеобразных художников.

В 60-е гг. свой вклад в развитие драматургии внесли М. Салтыков, А. В. Сухово-Кобылин, А. К. Толстой, А. Ф. Писемский, А. А. Потехин и многие другие авторы, произведения которых, не достигая художественного уровня творчества перечисленных выше драматургов, были также не лишены оригинальности и с успехом исполнялись на сцене.

Все эти писатели вступали между собою в сложные творческие взаимодействия, они оказывали друг на друга влияние, нередко спорили, полемизировали между собою. В ходе таких контактов обогащался арсенал художественных средств каждого драматурга.

Не только более опытный и зрелый писатель влиял на менее опытных, но и эти последние нередко толкали признанных и авторитетных мастеров на поиски новых художественных решений. Взаимная критика писателей иногда носила весьма резкий и острополемический характер, и в ней тоже отражалась напряженность творческих исканий в области драматургии этих лет.

Островский был, например, принципиальным противником тенденциозной комедии, обличительного шаржа в драматургии. Когда Л. Толстой прочел Островскому свою пьесу «Зараженное семейство» (1864), драматург резко критически отозвался о ней и посоветовал автору не публиковать ее. Не только выпады против демократии, содержавшиеся в пьесе, но и самый стиль комедии оказался для него неприемлемым.

Он упрекнул Толстого в том, что тот торопится высмеять замеченные недостатки, как бы боясь, что люди «поумнеют» и он опоздает со своими обличениями. Толстой, которого критический отзыв Островского больно задел, тем не менее прислушался к мнению опытного и авторитетного комедиографа, забраковавшего его произведение.

Однако он не отказался от творчества в жанре тенденциозной комедии. Через несколько десятилетий он создал шедевр в этом жанре — «Плоды просвещения» (1890).

А. Ф. Писемский, многому научившийся у Островского и неоднократно пользовавшийся его помощью и поддержкой, критиковал его за то, что он, как казалось Писемскому, недостаточно расширяет круг своих социальных наблюдений.

Считая отображение жизни крестьянской среды актуальной задачей современного театра, Писемский стремился привлечь Островского к решению этой задачи: «...отчего ты не займешься мужиком, которого ты, я знаю — знаешь?» — обращался он к Островскому.

Островский так и не сделал попытки написать драму из быта деревни — он слишком строго относился к тому, каков должен быть уровень знаний писателя об изображаемой среде, и считал свое знакомство с крестьянской жизнью недостаточным. Однако проблема народной драмы его интересовала, и он решал ее на материале хорошо известного ему городского быта.

А. Ф. Писемский и А. А. Потехин (1829—1908) — два драматурга, близких к Островскому и постоянно находившихся с ним в творческом общении, — взяли на себя разработку крестьянской народной драмы. Каждый из этих драматургов прокладывал свой, независимый путь в драматургии.

Сотрудничество между ними не исключаю споров и последующего их идейного и творческого расхождения. Любопытно отметить, что пьесы Островского, воплощавшие его принципы народной драмы, но не изображавшие непосредственно крестьянства, — «Воспитанница» (1859), «Гроза» (1859) — оказались большинству демократических критиков ближе, чем крестьянские драмы Потехина и Писемского.

Пьесы Островского расценивались и Добролюбовым и Салтыковым-Щедриным как проявление последовательного демократизма в литературе.

Вместе с тем опыты Потехина и Писемского не прошли бесследно в литературе. «Гроза» Островского была воспринята современниками как произведение, противостоящее «Горькой судьбине» (1859) Писемского, но в драме «Грех да беда на кого не живет» (1862) явно ощущалось сближение Островского с Писемским и сознательное стремление дать свою трактовку проблем, впервые поставленных в «Горькой судьбине».

Таким образом, творческие взаимоотношения этих писателей были неоднозначны. Известный след в истории русской литературы оставил и А. Потехин своей попыткой создать народную дидактическую драму. Его опыт был несомненно учтен Л. Толстым. Сложны и своеобразны нити взаимного отталкивания и притягивания, творческих споров и влияний в области сатирической драматургии.

Если в социально-психологической драме и комедии современных нравов Островский был несомненным главой, создателем современного стиля, то в области сатиры в гораздо большей степени ощущалась живая связь с драматургией Гоголя.

Островский признавал себя учеником и последователем Гоголя, однако бурный спор, развернувшийся вокруг проблемы «нового слова» Островского в 50—60-х гг., показал, что критики столь разные по своему подходу к творчеству писателя, как А. Григорьев, с одной стороны, и Добролюбов — с другой, признают, что творчество Островского явилось принципиально новой ступенью в развитии русской драматургии, самобытной художественной системой.

В 60-е гг. во всех родах литературы — в поэзии, повествовательной прозе, публицистике — сатира приобрела особое значение. Наследие Гоголя, которое даже в реалистической литературе40-х гг. осваивалось главным образом в своем социальном аспекте, в плане анализа физиологии общества, в 60-е гг. подверглось новому осмыслению, было поставлено в связь с политической критикой государственных форм, порожденных феодальными отношениями.

Политический подход к социальным явлениям был в высшей степени присущ Салтыкову-Щедрину, который именно в силу этой своей особенности выдвинулся в преддверии революционной ситуации в число ведущих, наиболее читаемых, оказывающих наибольшее влияние на умы писателей. Салтыков-Щедрин писал мало пьес.

Его перу принадлежат только две комедии, рассчитанные на сценическое исполнение, — «Смерть Пазухина» (1857) и «Тени» (ок. 1865), причем последняя не вполне завершена и не была напечатана при жизни автора. Однако драматургия Салтыкова-Щедрина представляется заметным явлением литературы 60-х гг.

Если «Смерть Пазухина» явно находится в русле «школы Островского» и в ней социальный анализ превалирует над политическими мотивами, то «Тени» — остро-политическая пьеса, одно из оригинальнейших произведений драматургии 60-х гг.

В 60—70-х гг. Островский создал ряд сатирических комедий, в которых ощутимы отклики на щедринский метод политической сатиры. По существу своей социально-исторической концепции и по художественным типам, выведенным в ней, комедия Островского «На всякого мудреца довольно простоты» (1868) имеет черты сходства с «Тенями» Салтыкова-Щедрина.

Характерно, что Щедрин заинтересовался образом главного героя этой комедии Островского. Он ввел Глумова в качестве персонажа в свои произведения — «В среде умеренности и аккуратности», «Современная идиллия», «Письма к тетеньке» и другие, — подверг этот тип своеобразному переосмыслению, углубив и конкретизировав его политический смысл.

А. В. Сухово-Кобылин (1817—1903) — крупнейший драматург-сатирик 60-х гг., казалось бы, стоял особняком в литературе по своим политическим убеждениям и образу жизни.

Если Островский и Щедрин сотрудничали в «Отечественных записках», встречались, переписывались и были связаны между собою, а также и с другими писателями личными и литературными отношениями, Сухово-Кобылин, на короткое время сблизившийся с кругом литераторов, в частности с редакцией «Современника», в середине 50-х гг., затем отдалился от нее, жил замкнуто, уединенно.

Он склонен был противопоставлять себя своим современникам-писателям, в частности выражал ревнивую антипатию к творчеству Островского и других драматургов. И все же и он был тесными узами связан с литературой своей эпохи.

Считая себя учеником и последователем Гоголя, Сухово-Кобылин в своей деятельности, в поисках новых форм становится на путь, близкий к тому, которым шел в это время Островский.

Его первая пьеса «Свадьба Кречинского» (1854) — бытовая комедия, через изображение семейных отношении раскрывающая социально-исторические процессы.

Усиление элементов экспрессии, трагедийного начала, с одной стороны, и острокомедийных, гротескных форм — с другой, было в творчестве Сухово-Кобылина сопряжено с углублением в нем политических аспектов. В это время стиль Сухово-Кобылина сближается с щедринским. Однако и Островский, как отмечалось выше, обнаруживает явный интерес к области драматической сатиры и создает несколько сатирических комедий.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.



Похожие статьи
 
Категории