Сообщение на тему творчество л н толстого. «Отличительная особенность творчества Толстого

24.02.2019

Лев Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии (Россия) в семье, принадлежащей классу дворян. В 1860-х годах он написал свой первый большой роман – “Война и мир” . В 1873 году Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг, “Анна Каренина”.

Он продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Одна из его самых успешных поздних работ – “Смерть Ивана Ильича”. Толстой умер 20 ноября 1910 г. в Астапово, Россия.

Первые годы жизни

9 сентября 1828 года, в Ясной Поляне (Тульская губерния, Россия) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой. Он был четвертым ребенком в большой дворянской семье. В 1830 году, когда мать Толстого, урожденная принцесса Волконская, умерла, двоюродный брат отца взял на себя уход за детьми. Их отец, граф Николай Толстой, умер через семь лет, и их тетя была назначена опекуном. После смерти тети Лев Толстой, его братья и сестры переехали ко второй тёте в Казань. Хотя Толстой пережил много потерь в раннем возрасте, позже он идеализировал свои детские воспоминания в своём творчестве.

Важно заметить, что начальное образование в биографии Толстого было получено дома, уроки ему давали французские и немецкие преподаватели. В 1843 году он поступил на факультет восточных языков в Императорский Казанский университет. Толстому не удалось преуспеть в учебе – низкие оценки заставили его перейти на более легкий юридический факультет. Дальнейшие трудности в учебе привели к тому, что Толстой, в конце концов, покинул Императорский Казанский университет в 1847 году без степени. Он вернулся в имение родителей, где собирался заняться фермерством. Однако и это его начинание закончилось неудачей – он слишком часто отсутствовал, уезжая в Тулу и Москву. В чём он действительно преуспел, так это в ведении своего собственного дневника - именно эта привычка длиною во всю его жизнь, вдохновила Льва Толстого на большую часть его произведений.

Толстой увлекался музыкой, его любимыми композиторами были Шуман, Бах , Шопен , Моцарт , Мендельсон. Лев Николаевич мог по несколько часов в день играть их произведения.

Однажды, старший брат Толстого, Николай, во время своего армейского отпуска приехал в гости ко Льву, и убедил брата пойти в армию в качестве юнкера на юг, в кавказские горы, где тот проходил службу. После пребывания на посту юнкером, Лев Толстой в ноябре 1854 года был переведен в Севастополь, где воевал в Крымской войне по август 1855 года.

Ранние публикации

В годы своего юнкерства в армии у Толстого было немало свободного времени. В спокойные периоды он работал над автобиографической историей под названием «Детство» . В ней он писал о своих самых любимых детских воспоминаниях. В 1852 году Толстой отправил рассказ в “Современник”, самый популярный журнал того времени. Рассказ был с радостью принят, и он стал первой публикацией Толстого. С этого времени критики ставили его в один ряд с уже известными писателями, среди которых присутствовали Иван Тургенев (с которым Толстой подружился), Иван Гончаров , Александр Островский и другие.

После завершения повести “Детство”, Толстой начал писать о своей ежедневной жизни в армейской заставе на Кавказе. Начатую в армейские годы работу “Казаки”, он закончил только в 1862 году, после того, как он уже оставил армию.

Удивительно, но Толстому удавалось продолжать писать во время активных сражений в Крымской войне. В это время он написал “Отрочество” (1854), продолжение “Детства”, вторую книгу в автобиографической трилогии Толстого. В разгар Крымской войны Толстой выразил свое мнение о поразительных противоречиях войны через трилогию произведений «Севастопольские рассказы». Во второй книге «Севастопольских рассказов», Толстой экспериментировал с относительно новой техникой: часть истории представлена в виде повествования от лица солдата.

После окончания Крымской войны Толстой покинул армию и вернулся в Россию. Приехав домой, автор пользовался большой популярностью на литературной сцене Санкт-Петербурга.

Упрямый и высокомерный, Толстой отказался от принадлежности к какой-либо конкретной философской школе. Объявив себя анархистом, он в 1857 году уехал в Париж. Оказавшись там, он проиграл все свои деньги и был вынужден вернуться домой, в Россию. Ему также удалось опубликовать «Юность», третью часть автобиографической трилогии, в 1857 году.

Вернувшись в Россию в 1862 году, Толстой издал первый из 12 номеров тематического журнала “Ясная Поляна”. В этот же год он женился на дочери врача по имени Софья Андреевна Берс.

Основные романы

Проживая в Ясной Поляне с женой и детьми, Толстой провел большую часть 1860-х годов, трудясь над своим первым известным романом “Война и мир”. Часть романа была впервые опубликована в “Русском Вестнике” в 1865 году под названием «1805 год». К 1868 году он выпустил еще три главы. Через год роман был полностью закончен. И критики, и общественность спорили об исторической справедливости Наполеоновских войн в романе, в сочетании с развитием историй его продуманных и реалистичных, но все же вымышленных персонажей. Роман также уникален тем, что в него включены три длинных сатирических эссе о законах истории. Среди идей, которые Толстой пытается также донести в этом романе – убеждение, что положение человека в обществе и смысл человеческой жизни в основном являются производными его повседневной деятельности.

После успеха “Войны и мира” в 1873 году, Толстой приступил к работе над второй из наиболее известных его книг – “Анна Каренина”. Она была частично основана на реальных событиях периода войны России с Турцией. Как и “Война и мир”, эта книга описывает некоторые биографические события из жизни самого Толстого, это особенно заметно в романтических отношениях между персонажами Кити и Лёвина, что, как говорят, напоминает ухаживания Толстого за его собственной женой.

Первые строки книги “Анна Каренина” являются одними из самых известных: “Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». “Анна Каренина” публиковалась частями с 1873 по 1877 года, и была высоко признана публикой. Гонорары, полученные за роман, стремительно обогатили писателя.

Обращение в веру

Несмотря на успех “Анны Карениной”, после завершения романа Толстой испытывал духовный кризис и находился в депрессии. Следующий этап биографии Льва Толстого характеризуется поиском смысла жизни. Писатель сначала обратился в Русскую православную церковь, однако не нашел там ответы на свои вопросы. Он пришел к выводу, что христианские церкви были коррумпированы и, вместо организованной религии, продвигали свои собственные убеждения. Он решил выразить эти убеждения, основав в 1883 году новое издание под названием “Посредник”.
Как результат, за свои нестандартные и противоречивые духовные убеждения, Толстой был отлучён от русской православной церкви. За ним даже наблюдала тайная полиция. Когда Толстой, ведомый своим новым убеждением, хотел раздать все свои деньги и отказаться от всего лишнего, его жена была категорически против этого. Не желая накалять обстановку, Толстой неохотно согласился на компромисс: он передал жене авторские права и, по-видимому, все отчисления на его творчество до 1881 года.

Поздняя художественная литература

В дополнение к своим религиозным трактатам, Толстой продолжал писать беллетристику на протяжении 1880-х и 1890-х годов. Среди жанров его поздних работ были нравственные рассказы и реалистическая беллетристика. Одна из самых успешных среди его поздних работ была повесть “Смерть Ивана Ильича”, написанная в 1886 году. Главный герой изо всех сил пытается бороться с нависшей над ним смертью. Кратко говоря, Иван Ильич ужасается от понимания того, что впустую потратил свою жизнь на мелочи, но осознание этого приходит к нему слишком поздно.

В 1898 году Толстой написал повесть “Отец Сергий”, художественное произведение, в котором он критикует убеждения, развитые им после его духовного преобразования. В следующем году он написал свой третий объёмный роман “Воскресение”. Работа получила хорошие отзывы, но вряд ли этот успех соответствовал уровню признания его предыдущих романов. Другие поздние работы Толстого являются очерками об искусстве, это сатирическая пьеса под названием “Живой труп”, написанная в 1890 году, и повесть под названием “Хаджи-Мурат” (1904 год), которая была обнаружена и опубликована уже после его смерти. В 1903 году Толстой написал небольшой рассказ “После бала” , который был впервые опубликован уже после его смерти, в 1911 году.

Старость

В течение его поздних лет, Толстой пожинал плоды международного признания. Тем не менее, он изо всех сил все еще пытался примирить свои духовные убеждения с напряженностью, которую он создал в своей семейной жизни. Его жена не только не соглашалась с его учением, она не одобряла его учеников, которые регулярно посещали Толстого в родовом имении. Стремясь избежать растущего недовольства жены, в октябре 1910 года Толстой и его младшая дочь Александра подались в паломничество. Александра была врачом для своего пожилого отца во время поездки. Стараясь не выставлять напоказ свою частную жизнь, они путешествовали инкогнито, надеясь уклониться от ненужных расспросов, но иногда это было безрезультатно.

Смерть и наследие

К сожалению, паломничество оказалось слишком обременительным для стареющего писателя. В ноябре 1910 года, начальник маленькой железнодорожной станции Астапово открыл двери своего дома для Толстого, чтобы больной писатель мог отдохнуть. Вскоре после этого, 20 ноября 1910 года, Толстой умер. Похоронен в родовом имении, Ясной Поляне, где Толстой потерял так много близких ему людей.

По сей день, романы Толстого считаются одними из лучших достижений литературного искусства. “Войну и мир” часто приводят в качестве величайшего романа из когда-либо написанных. В современном научном сообществе Толстой широко признан как обладатель дара описания бессознательных мотивов характера, утонченность которых он отстаивал, подчеркивая роль повседневных действий в определении характера и целей людей.

Хронологическая таблица

Тест по биографии

Насколько хорошо вы знаете краткую биографию Толстого – проверьте свои знания:

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Сочинение

Произведение «Война и мир» создавалось Л. Н. Толстым на протяжении семи лет, с 1863 по 1869 год. Книга потребовала от писателя громадных усилий. В 1869 году в черновиках «Эпилога» Толстой вспоминал то «мучительное и радостное упорство и волнение», которое он испытывал в процессе работы.

В действительности же замысел романа возник значительно раньше. В 1856 году Толстой начал писать роман о декабристе, возвращающемся из ссылки в Россию. В начале 1861 года уже были созданы первые главы, которые автор читал И. С. Тургеневу.

И в 1863 году, в год, который принято считать началом рождения «Войны и мира», работа над «Декабристами» продолжалась. Новый роман находился в непосредственной связи с первоначальной идеей произведения о декабристах. Сам автор так объяснял логику развития творческого замысла: «В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем, который должен был быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но ив 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 года… Но и в третий раз я оставил начатое… Ежели причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений… Задача моя состоит в описании жизни и столкновений некоторых лиц в период времени от 1805 до 1856 года».

Таким образом, исходя из творческой идеи писателя, «Война и мир» при всей своей величественности - только часть грандиозного авторского замысла, замысла, охватывающего важнейшие эпохи русской жизни, замысла, так до конца и не осуществленного Л. Н. Толстым. Интересно, что первоначальный вариант рукописи нового романа «С 1805 по 1814 год. Роман графа Л. Н. Толстого. 1805-й год. Часть I» открывался словами: «Тем, кто знали князя Петра Кирилловича Б. в начале царствования Александра II, в 1850-х годах, когда Петр Кириллыч был возвращен из Сибири белым как лунь стариком, трудно бы вообразить себе его беззаботным, бестолковым и сумасбродным юношей, каким он был в начале царствования Александра I, вскоре после приезда своего из-за границы, где он по желанию отца оканчивал свое воспитание». Так автор устанавливал связь между героем задуманного ранее романа «Декабристы» и будущего произведения «Война и мир».

На разных этапах работы автор представлял свое произведение как широкое эпическое полотно. Создавая своих «полувымышленных» и «вымышленных» героев, Толстой, как говорил он сам, писал историю народа, искал пути художественного постижения «характера русского народа». Вопреки надеждам писателя на скорое рождение своего литературного детища, первые главы романа стали появляться в печати лишь с 1867 года. И два последующих года работа над ним продолжалась. Они не были еще озаглавлены «Война и мир», более того - были впоследствии подвергнуты автором жестокой правке…

От первого варианта названия - «Три поры» - Толстой отказался, поскольку в этом случае повествование должно было начаться с событий 1812 года. Следующий вариант - «Тысяча восемьсот пятый год» - тоже не отвечал окончательно сложившемуся замыслу. В 1866 году возникает название: «Все хорошо, что хорошо кончается», констатирующее счастливый финал произведения. Очевидно, этот вариант названия не отражал масштабности действия и также был отвергнут Толстым. И лишь в конце 1867 года появилось наконец название «Война и мир». В рукописи слово «мир» было написано с буквой «i». Если обратиться к «Толковому словарю великорусского языка» В. И. Даля, то можно заметить, что слово «мiръ» имело более широкое истолкование: «Мiръ - вселенная; одна изъ земель вселенной; наша земля, земной шаръ, светъ; все люди, весь светъ, родъ человеческий; община, общество крестьянъ; сходка».

Несомненно, именно такое объемлющее понимание этого слова имел в виду писатель, вынося его в заглавие. Только в декабре 1869 года вышел в свет последний том «Войны и мира». Со времени возникновения замысла произведения о декабристе прошло тринадцать лет.

Второе издание вышло практически одновременно с первым, в 1868-1869 годах, потому авторская правка была незначительной. А вот в третье издание в 1873 году Толстой внес существенные изменения. Часть его, как он говорил, «военных, исторических и философских рассуждений» была вынесена за пределы романа и включена в «Статьи о кампании 1812 года». В этом же издании французский текст был переведен Толстым на русский язык, хотя он говорил, что «уничтожение французского иногда мне было жалко». Это было связано с откликами на роман, где высказывались недоумения в обилии французской речи. В следующем издании шесть томов романа были сокращены до четырех. И, наконец, в 1886 году вышло последнее, пятое прижизненное издание романа Толстого «Война и мир», которое по сегодняшний день является эталоном. В нем автор восстановил текст по изданию 1868-1869 годов. Были возвращены историко-философские рассуждения и французский текст, однако объем романа остался в четырех томах. Работа писателя над своим творением была завершена.

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Лев Толстой: Начало пути. Ранняя проза

Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября нового стиля) 1828 г. в усадьбе Ясная Поляна Тульской губернии в одном из самых знатных русских дворянских семейств. «Графы Толстые - старинный дворянский род, происходивший, по сказаниям родословцев, от мужа честна Индрика, выехавшего “из немец, из Цесарские земли” [из Священной Римской империи, из Австрии. - А. Р.] в Чернигов в 1353 году, с двумя сыновьями и с дружиной из трех тысяч человек; он крестился, получил имя Леонтия и был родоначальником нескольких дворянских фамилий. Его правнук, Андрей Харитонович, переселившийся из Чернигова в Москву и получивший от вел. <икого> кн. <язя> Василия Темного прозвище Толстого, был родоначальником Толстых (в графской отрасли рода Толстых граф Лев Николаевич числится от родоначальника Индриса в 20-м колене)» (Бирюков П. И. Биография Льва Николаевича Толстого. Изд. 3-е, испр. и доп. М.; Пг., 1923. Т. 1. С. 3.) По материнской линии Лев Николаевич принадлежал к древнему роду князей Волконских. Принадлежность к аристократии будет на протяжении всей жизни определять поведение и мысли Толстого. В юности и в зрелые годы он будет много размышлять об особом призвании старого русского дворянства, хранящего идеалы естественности, личной чести, независимости и свободы. («Архаистичность» общественной, а также и литературной позиции Толстого в 1850-х гг. подробно прослежена Б. М. Эйхенбаумом: Эйхенбаум Б. М. Лев Толстой. Л., 1928. Кн. 1. 50-е годы. С. 261-291).

Толстой очень рано, в полуторагодовалом возрасте потерял мать Марию Николаевну, женщину очень эмоциональную и решительную. Отец, Николай Ильич, отставной полковник, отличался гордостью и независимостью в отношениях с представителями власти. Для Толстого-ребенка отец был воплощением красоты, силы, страстной, азартной любви к радостям жизни. От него Лев Николаевич унаследовал увлечение псовой охотой. Красоту и азарт охоты много лет спустя Толстой выразит на страницах романа “Война и мир” в описании травли волка гончими старого графа Ростова.

В 1844 г. он поступил на философский факультет Казанского университета. Учился он несистематично, пропускал лекции и в результате не был допущен к переводным экзаменам. Не получив допуска к сдаче экзамена по истории, Толстой в 1845 г. переходит на другой факультет - юридический. Но и на этом факультете преподавали историю, занятия которой ему были скучны и неприятны. Толстой вновь начинает пропускать лекции по истории. Он даже был наказан за пропуски занятий: нерадивого студента поместили в карцер. Зато он предавался со всей страстностью светским увеселениям и кутежам. Его кажущаяся леность, нелюбовь к истории - не свидетельство ограниченности. Как-то Толстой-студент заметил в разговоре с собеседником: “История... - это не что иное, как собрание басен и бесполезных мелочей, пересыпанных массой ненужных цифр и собственных имен...”. Как будто бы эта фраза Толстого - проявление воинственного невежества. Кажется, он стремился только шокировать своего знакомого. Однако на самом деле все намного сложнее. В науках молодой Толстой искал прежде всего практического смысла. Его не интересовали знания, которые не могли быть применены в повседневной жизни. И именно такой, “бесполезной” представляется Толстому история. Подобный взгляд на науку вообще характерен для многих людей новой эпохи, формирующихся в 1840-е гг. Не случайно, в 1860-е гг. русская молодежь переживет увлечение “нигилизмом”. “Нигилисты” считали практическую пользу главной ценностью современной культуры и презирали отвлеченное знание, прямо не связанное с повседневными нуждами людей. Толстой не любил “нигилизм”, прежде всего, он отвергал присущую “нигилистам” идею революции. Но он вырос в той же атмосфере перемен, разочарования в старых культурных ценностях, как и идеологи “нигилизма”. Отрицание традиционной исторической науки Толстым-студентом с новой силой проявится в 1860-е гг. в романе “Война и мир”.

В годы учебы в Казанском университете Толстой внимательно читает сочинения французских философов, особенно произведения мыслителя и писателя XVIII в. Жан-Жака Руссо. Руссо видел в достижениях цивилизации: в развитии наук, техники, искусств - упадок, разрушение первоначальной простоты, естественности человеческой жизни. Идеи Руссо сильно повлияли на молодого Толстого.

Руссо для Толстого - не только тонкий художник-психолог, но и мыслитель, чьи идеи об исконной доброй природе человека и о развращающем влиянии цивилизации, противопоставленной неиспорченности «естественного состояния дикаря или простолюдина оставались дороги Толстому на протяжении всей его жизни.

Другим любимым писателем Толстого был Стендаль. Поэтика батальных сцен в толстовских произведениях - от ранних кавказских рассказов («Набег» и др.) и цикла об обороне Севастополя до «Войны и мира» (взгляд на происходящее с точки зрения «ничего не понимающего героя») - напоминает описание сражение при Ватерлоо в романе Стендаля «Пармская обитель».

Уже в юношеских дневниках и в ранних письмах Толстого ощутимо живое противоречие между привязанностью, страстным влечением к «естественной» жизни, упоением полнотой бытия и радостями плоти, с одной стороны, и моральным ригоризмом, требовательностью, с другой. «Религия плоти» и «религия духа» (выражения Д. С. Мережковского - Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский: Жизнь и творчество // Мережковский Д. С. Л. Толстой и Достоевский. Вечные спутники. М., 1995. С. 7-350) составят в дальнейшем два полюса толстовского творчества. Путь Толстого - это в значительной мере именно движение от одного полюса к другому. Но полностью от «религии плоти» писатель не отрекся даже в последние годы жизни.

12 апреля 1847 г. Толстой, разочарованный в университетском образовании, подал прошение об исключении из университета. Он отправился в Ясную Поляну, надеясь испробовать себя на новом поприще - благоустроить быт своих крепостных крестьян. Действительность разбила его замыслы. Крестьяне не понимали барина, отказывались от его совета и помощи. Толстой в первый раз остро ощутил огромную, непреодолимую пропасть, разделяющую его - помещика, господина - и простой народ. Социальные и культурные преграды между образованным сословием и народом станут одной из постоянных тем художественной прозы и статей Толстого. Свой первый неудачный опыт хозяйствования он опишет спустя несколько лет в рассказе “Утро помещика” (1856), герой которого Нехлюдов наделен чертами самого Толстого.

Вернувшись из Ясной Поляны, Толстой проводит несколько лет в Петербурге и в Москве. Он подробно анализирует в дневниках свои поступки и переживания, стремится выработать программу поведения, достигнуть успехов в различных науках и сферах жизни, в карьере. Из самоанализа в дневниках Толстого вырастает его художественная проза. Толстой в дневниках 1847-1852 гг. тщательно фиксирует различные переживания и мысли в их сложных и противоречивых сцеплениях. Он холодно анализирует проявление эгоистичных настроений в высоких и чистых чувствах, прослеживает движение, перетекание одного эмоционального состояния в другое. Наблюдения над собой чередуются с описаниями внешности, жестов и характера знакомых, с размышлениями о том, как создавать литературное произведение. Толстой ориентируется на опыт психологического анализа писателей XVIII в. Лоренса Стерна и Руссо, усваивает приемы раскрытия переживаний в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. В марте 1851 г. Толстой пишет “Историю вчерашнего дня” - отрывок, в котором детально описывает свои чувства. Это уже не просто дневниковая запись, а художественное произведение.

В апреле 1851 г. он едет на Кавказ и в январе 1852 г. поступает на военную службу в артиллерию. На Кавказе шла война между русскими войсками и чеченцами. Толстой участвует в сражениях и работает над повестью “Детство”. Недовольный повестью, он четыре раза перерабатывал ее текст. В июле 1852 г. она была послана в петербургский журнал “Современник” ее редактору поэту Н. А. Некрасову. Некрасов высоко оценил талант автора. “Детство” было напечатано под заглавием “История моего детства” (это название принадлежало Некрасову) в 9-ом номере “Современника” за 1852 г. и принесло Толстому большой успех и славу одного из самых талантливых русских писателей. Спустя два года также в 9-ом номере “Современника” появляется продолжение - повесть “Отрочество”, а в 1-ом номере за 1857 г. была опубликована повесть “Юность”, завершившая рассказ о Николае Иртеньеве - герое “Детства” и “Отрочества”.

Три повести Толстого - не последовательная история воспитания и взросления главного героя и рассказчика, Николеньки Иртеньева. Это описание ряда эпизодов его жизни. Б. М. Эйхенбаум обратил внимание на то, что события, описанные в повести, укладываются в два дня, причем между этими днями проходит большой промежуток времени (Эйхенбаум Б. М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б. М. О литературе. М., 1987. С. 75-77). То, что окружающим кажется мелким, недостойным внимания и то, что для других является действительными событиями жизни Николеньки, в сознании самого героя-ребенка занимают равное место. Толстой тщательно фиксирует противоречивые, противоположные чувства героя. Непосредственные душевные движения Николеньки Иртеньева сочетаются с отстраненным самоанализом, с наблюдениями над собственными переживаниями. В «Детстве» Толстой открывает многослойность сознания, в котором одновременно уживаются противоположные чувства, стремления и мысли, искренность соседствует с чертами некоего любования собой, а порой и притворства (Особенности толстовского психологизма детально прослежены Л. Я. Гинзбург. - Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. Изд. 3-е. М., 1999. С. 267-293, 301-334, 372-394).

Изображение чувств героя в “Детстве”, “Отрочестве” и “Юности” напоминает анализ собственных переживаний в дневниках Толстого. Намеченные в дневниках и воплощенные в этих трех повестях принципы изображения внутреннего мира персонажей перейдут в романы “Война и мир”, “Анна Каренина” и во многие другие более поздние произведения Толстого.

В одно время с работой над “Детством”, с мая по декабрь 1852 г. Толстой пишет рассказ “Набег” об одном из мелких эпизодов войны на Кавказе. Позднее по своим впечатлениям от военных событий на Кавказе Толстой создает еще два рассказа - “Рубка леса” и “Как умирают русские солдаты” (первый вариант этого рассказа назывался “Тревога”). В этих рассказах впервые выражена тема, которая будет отныне неизменной, постоянной для Толстого. Эта тема: простота, естественность как высшая ценность истинной человеческой жизни. “Всегда смолоду, и чем старше, тем больше, ценю одно качество <...> выше всего - простоту”, - писал Толстой в 1872 г. В “кавказских” рассказах Толстой противопоставлял свое приземленное изображение военных действий, неразберихи сражения и бессмысленных смертей романтическому, поэтическому описанию сражения как величественного зрелища. До Толстого в русской литературе господствовало именно такое романтизированное восприятие войны и военного подвига. Именно так изображал сражения на Кавказе А. А. Бестужев-Марлинский, писатель, чьи произведения в 1830- начале 1840-х гг. пользовались огромной славой. Простое, “будничное” изображение войны в рассказах Толстого противоположно романтике сражений и подвига. Оно напоминает описание одного из сражений Кавказской войны в стихотворении М. Ю. Лермонтова “Валерик”. Подлинный героизм в изображении Толстого лишен какой бы то ни было романтической театральности, искусственности. Истинный герой никогда не думает, что совершает подвиг. Ему чужда жажда славы. Спокойное приятие собственной смерти для Толстого - черта истинно мудрого и достойного человека.

Тема простоты и естественности как высшей ценности жизни и спор с “парадным”, красивым изображением войны Толстой продолжил в очерках “Севастополь в декабре” (1855), “Севастополь в мае” (1855) и “Севастополь в августе 1855 года” (1856). В очерках описаны эпизоды героической обороны Севастополя от англо-французских войск в 1855 г. Толстой сам участвовал в обороне Севастополя и много дней и ночей провел в самом опасном месте - на четвертом бастионе, который нещадно обстреливала вражеская артиллерия. Севастопольские рассказы Толстого - это не панорамное описание всей многомесячной гигантской битвы за город, а зарисовки нескольких дней из жизни его защитников. Именно в деталях: в изображении будней солдат, матросов, сестер милосердия, офицеров, горожан - Толстой ищет подлинную правду войны.

Ключевой мотив севастопольских рассказов - противоестественность и безумие войны. Толстой показывает войну сторонним, «остраненным» взглядом. В очерке “Севастополь в декабре” Толстой описывает не красивую правильность боя, а страшные сцены страданий раненых в госпитале. Писатель использует прием контраста, резко сталкивая мир живых и прекрасную природу с миром мертвых-жертв войны. Он описывает ребенка, собирающего полевые цветы между разлагающимися трупами и трогающего ногой вытянутую руку безголового мертвеца. Толстой выступает в роли обличителя людей, нарушающих заветы Бога, в самоослеплении и в исступлении проливающих кровь друг друга. Севастопольские рассказы Толстого - зерно будущего романа “Война и мира”.

С осени 1859 г. Толстой открывает в Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он занимался с детьми историей, давал им темы для сочинений. В 1862 г. школа была закрыта после полицейского обыска. Причиной для обыска были подозрения властей, что студенты, преподававшие в яснополянской школе, занимались антиправительственной деятельностью. Выводы из своей деятельности в яснополянской школе писатель сформулировал в статье со “скандальным” названием: “Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят?” По мысли Толстого, народное искусство и культура не ниже, а скорее выше культуры и искусства, признанных в образованном обществе. Крестьянские дети хранят душевную чистоту и естественность, утерянную в образованных сословиях. Их обучение ценностям “высокой” культуры, полагает Толстой, едва ли необходимо. Напротив, сам писатель, занимаясь с ними, оказался в роли не учителя, но учащегося.

24 сентября (старого стиля) 1862 г. Толстой вступает в брак с дочерью московского врача Софьей Андреевной Берс. 25 сентября Толстой записывает в дневнике: “Неимоверное счастье”. Взаимное непонимание, тяжелые ссоры, отчужденность друг от друга - всё это пока в далеком будущем.

В 1863 г. Толстой печатает повесть “Казаки”, работать над которой он начал еще в середине 1850-х гг. Повесть, как и многие другие произведения Толстого, автобиографична. В ее основе лежат кавказские воспоминания писателя, прежде всего - история его неразделенной любви к казачке, жившей в Старогладковской станице. Толстой избирает традиционный для романтической литературы сюжет: любовь охлажденного, разочарованного жизнью героя-беглеца из опостылевшего мира цивилизации к “естественной” и страстной героине. На этот сюжет были написаны поэмы А. С. Пушкина “Кавказский пленник” и “Цыганы”. “Цыган” Толстой перечитывал, работая над “Казаками”. Но Толстой придает этому сюжету совершенно новый смысл. Молодой дворянин Дмитрий Оленин лишь внешне напоминает романтического героя: его усталость от жизни неглубока. Он тянется к естественной простоте, стихийной жизни казаков, но остается им чужд. Интересы, воспитание, социальное положение Оленина отдаляют его от жителей казачьей станицы. Оленин жадно впитывает нехитрые и мудрые мысли старого казака, охотника и бывшего вора дяди Ерошки: счастье, смысл жизни - в упоении всеми ее радостями, в плотских наслаждениях. Но он никогда не сможет стать таким простым, беззаботным, добрым и злым, чистым и циничным одновременно, как дядя Ерошка.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | Все
© Все права защищены

на тему: "Жизнь и творчество Л.Н. Толстого"


Лев Николаевич Толстой родился в имении Ясная Поляна Тульской губернии в аристократической семье. По отцу он принадлежал к старинному роду, насчитывавшему шестьсот лет и давшему России знаменитых политических и государственных деятелей, а по матери - к роду Волконских, также прославившихся в служении Отечеству. Отец Толстого, Николай Ильич, семнадцатилетним юношей в 1812 г. определился в военную службу и воевал с Наполеоном. Он вышел в отставку после Отечественной войны и женился на Марии Николаевне Волконской. Быт Ясной Поляны был окутан многочисленными семейными преданиями и легендами, которыми богаты истории обоих родов. Эти предания впоследствии найдут место в произведениях Толстого, особенно в романе-эпопее "Война и мир". У Льва Толстого было три брата - Николай, Сергей, Дмитрий, а также сестра Мария. Девушке было только два года, когда умерла мать, а в 1837 г. скончался и Николай Ильич, и дети осиротели. В 1841 г. их взяла к себе родная сестра отца, Пелагея Ильинична Юшкова, жившая в Казани.

В 1844 г. Толстой поступает на факультет восточных языков Казанского университета, но к занятиям относился несерьезно и провалил экзамены за первый курс. Благодаря протекции тетушки был переведен на юридический факультет, но вскоре оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Там он со страстью читает сочинения Руссо и приходит к идее исправления мира через нравственное самосовершенствование каждого человека. Воодушевленный этой идеей, он заводит дневник, где анализирует отрицательные стороны своего характера. Это явилось началом той душевной работы, которой Толстой будет заниматься всю жизнь. Он считает, что осмысление собственных слабостей и недостатков ведет к их преодолению, освобождению от них.

Летом 1851 г. жизнь Толстого круто меняется. В отпуск с офицерской службы приезжает старший брат Николай и берет Льва с собой на Кавказ. В казачьей станице Старогладковской Толстой впервые столкнулся с миром вольных казаков, никогда не знавших крепостного права. Эта вольница обворожила Толстого, он испытывал желание оставить все и зажить такой же простой и естественной жизнью, как и казаки. Впоследствии он напишет повесть "Казаки" (1863), в которой поведает о том, как трудно человеку цивилизации вернуться в патриархальную простоту, да и само противопоставление естественного, природного уклада жизни простых людей цивилизации, заимствованное у Руссо, пройдет практически через все произведения Толстого.

На Кавказе Толстой начинает работать над художественной автобиографией и пишет повесть "Детство", которую отправляет в Петербург в самый популярный тогда журнал "Современник", где она была восторженно встречена самим Некрасовым и напечатана в 1852 г. "Детство" явилось первой частью задуманной тетралогии "Четыре эпохи развития". Осуществлены были еще две части - повести "Отрочество" и "Юность", а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе "Утро помещика". Повесть "Отрочество" была напечатана в 1854 г., а "Юность" - в 1857 г. Имя Толстого стало в один ряд с именами лучших русских писателей того времени. В своей трилогии Толстой отобразил новый художественный взгляд на мир. Его герой смотрит на окружающее не глазами взрослого человека, оценивающего свое детство и детский душевный опыт, а глазами ребенка с его незамутненным сознанием, свободным от предрассудков взрослого мира и оттого способным к безукоризненным нравственным оценкам. Толстой утверждает, что этот детский опыт всегда живет в человеке и не отменяется житейским опытом взрослого. Такой взгляд на развитие человека, его душевного мира был подлинным открытием и принес Толстому славу художника-психолога. Толстой делал предметом своего психологического исследования не сформировавшийся характер героя, а сложнейшее соединение в душе человека различных временных срезов, отражающих этапы формирования его личности и создающих неповторимый облик каждого человека. Присутствующий в душе взрослого детский опыт может служить для него порой безошибочным критерием в выборе точного поведения и даже способствовать самосовершенствованию человека. Детская душа имеет дорогое для Толстого свойство восстанавливать гармонию с окружающим миром в силу своей чистоты и непосредственности, но взрослый мир затуманивает детское мироощущение и гасит эту способность, приводя тем самым человека к разладу с миром и самим собой. Этот разлад особенно болезненно сказывается в отрочестве, самом сложном периоде развития личности. Утратившая непосредственную чистоту нравственного чувства душа отрока становится открытой лишь для восприятия отрицательных сторон жизни и дурных эмоций. Потеряв доверие к миру, человек сосредоточивается на самом себе, и поэтому рвутся его душевные связи с окружающим.

Но и в этих обстоятельствах нравственное чувство не угасает в человеке совсем. Пробуждению души способствует возникновение дружбы и способность к ней. Юность, с точки зрения Толстого, подобна весне с ее пробуждением, и поэтому у человека рождается желание восстановить утраченные связи с миром, ощущение единения с ним. Но это отнюдь не безоблачный путь. Напротив, идя по нему, человек вынужден преодолевать разнообразные препятствия, прежде всего связанные с душевными противоречиями.

В 1853 г. началась русско-турецкая война, а в 1854 г. Толстого по его просьбе переводят в действующую армию. Находясь в осажденном Севастополе, Толстой наблюдает за поведением простых солдат и матросов и убеждается в колоссальной духовной силе народа, в его высоких патриотических чувствах. Толстой пытается взглянуть на события глазами простого солдата. Приобретенный в это время опыт дал ему большой материал для романа-эпопеи "Война и мир", кроме того, им были написаны три рассказа, в которых отразился его эстетический и этический идеал: "Севастополь в декабре месяце", "Севастополь в мае", "Севастополь в августе 1855 года" (1855, 1856). В финале рассказа "Севастополь в мае" Толстой формулирует свое художественное кредо: "Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда".

В конце 1855 г. Толстой приехал в Петербург, будучи уже известным писателем. Его творческая манера сложилась в произведениях 50-х гг. "Особенность таланта графа Толстого, - писал Н.Г. Чернышевский, - состоит в том, что он не ограничивается изображением результатов психического процесса: его интересует самый процесс, его формы, законы, диалектика души, чтобы выразиться определительным термином". Толстой стремился показать процесс зарождения чувства или мысли, их видоизменения в результате сцеплений с другими чувствами и мыслями, весь сложный путь их становления и оформления. При этом он постоянно подчеркивает неточность и приблизительность любых конечных определений. Такое изображение душевной жизни обусловливало и новое понимание характера. Тончайший психологический анализ приводит Толстого к мысли, что человек - значительно более сложное явление, чем это представляется на первый взгляд, и что он всегда таит в себе возможности духовного обновления. Эта способность к обновлению и саморазвитию всегда находится в центре внимания Толстого-художника. В движении человека к нравственной высоте, а не в изменениях социальных или политических систем видел он возможности развития и обновления мира. Способность человека к нравственному самосовершенствованию, по мысли Толстого, и есть жизнь, а задача литературы - научить "полюблять жизнь", как писал он в одном из писем.

Роман-эпопея "Война и мир" (1863-1869). В начале 60-х гг. Толстой задумывает роман о декабристе, который возвращается после амнистии из Сибири в обновленную реформой 1861 г. Россию. Замысел постепенно расширяется. Толстой писал: "Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама... Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выразиться еще ярче в эпоху неудач и поражений. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов".

Погружаясь в историю, Толстой все более приближался к современности. Он искал в историческом прошлом России момент, аналогичный тому, что переживала страна после 1861 г. Отечественная война 1812 г. вызвала небывалое единение всего народа, которое было так необходимо в пореформенную эпоху - эпоху ломки жизненных устоев. Художественным исследованием этого единения и путей его достижения и занят Толстой в "Войне и мире". История становилась инструментом, с помощью которого исследовалась современность. Работа над романом продолжалась шесть лет, и в процессе ее временные рамки произведения ограничились 1812-1824 гг.

Напечатанная по частям в "Русском вестнике" книга имела огромный успех. Сразу стало очевидно, что произведение не укладывается в привычные формы жанра. Традиционный роман с его сюжетной линией, основывающейся на судьбе героя, не мог вместить в себя жизнь всей страны, к чему стремился Толстой. Необходимо было преодолеть главное разграничение, казавшееся вечным и незыблемым, - разграничение частной и исторической жизни. Толстой показывает, что жизнь людей едина и протекает по общим законам в любой сфере, будь то сфера семейная или государственная, частная или историческая. Повседневная жизнь людей опутана целой сетью условностей, которые подчиняют себе человека, вынуждая его руководствоваться в своих поступках не принципами или чувствами, а общепринятыми нормами; человек зависим от этих условностей, которые заслоняют и даже подменяют собой абсолютные и подлинные ценности жизни. Самой главной ценностью, с точки зрения Толстого, является общечеловеческая связь, подтачиваемая в современном мире враждой между людьми.

Столь же необычной, как и жанр произведения, была композиция. Отсутствие единой сюжетной линии вынуждало Толстого искать новые приемы скрепления колоссального здания эпопеи в единое целое. Он изменил роль эпизода. В традиционном романе эпизод представлял собой одно из звеньев в цепи событий, объединенных причинно-следственными связями; будучи итогом предшествующих событий, он одновременно становился предпосылкой последующих. Сохраняя эту роль эпизода в автономных сюжетных линиях своего романа, Толстой наделял его новым свойством. Эпизоды в "Войне и мире" скреплялись не только сюжетной, причинно-следственной связью, но и вступали в особую связь, которую сам Толстой, говоря о романе "Анна Каренина", назвал связью "сцеплений". Именно из бесконечных сцеплений состоит художественная ткань "Войны и мира". Она скрепляет воедино эпизоды не только из разных частей, но даже из разных томов, эпизоды, в которых принимают участие совершенно разные действующие лица (например, эпизод из первого тома, в котором рассказывается о встрече генерала Мака в штабе армии Кутузова, и эпизод из третьего тома - о встрече парламентера Александра I генерала Балашова с маршалом Мюратом). И таких эпизодов, объединенных не сюжетной, а иной связью, связью "сцеплений", в "Войне и мире" громадное количество, что обеспечивает произведению с несколькими сотнями действующих лиц и многими, совершенно автономными сюжетными линиями художественное единство и целостность.

Кроме того, Толстой помимо обычных персонажей, представляющих собой полноценные реалистические характеры, создал образы двух персонажей, которые, также будучи реалистическими характерами, несут на себе особую нагрузку, становясь почти символическими образами. Это образы Кутузова и Наполеона, олицетворяющие два противоположных начала жизни - начало объединяющее и начало разъединяющее. И к этим образам в той или иной степени тяготеют практически все персонажи "Войны и мира", разделенные тем самым на людей "войны" и людей "мира". Таким образом, "Война" и "мир" у Толстого - это два универсальных состояния человеческого бытия, жизни общества.

Наполеон, по мысли Толстого, воплощает в себе сущность современной цивилизации, выражающуюся в культе личной инициативы и сильной личности. Именно этот культ и вносит в современную жизнь разобщенность и всеобщую враждебность. Ему противостоит у Толстого начало, воплощенное в образе Кутузова, человека, отрешившегося от всего личного, не преследующего никакой личной цели и в силу этого умеющего угадывать историческую необходимость и своей деятельностью способствующего ходу истории, в то время как Наполеону только кажется, что это он управляет историческим процессом. Но история развивается по своим собственным законам, независимо от воли людей.

Кутузов у Толстого олицетворяет начало народное, народ же представляет собой духовную целостность, опоэтизированную автором "Войны и мира". Эта целостность возникает только на основе культурных преданий и традиций. Утрата их превращает народ в злобную и агрессивную толпу, единство которой держится не на общем начале, а на начале индивидуалистическом. Такую толпу представляет собой наполеоновская армия, идущая на Россию, а также люди, растерзавшие Верещагина, которого Растопчин обрекает на гибель.

Общество, в котором восторжествовало начало "войны", распадается, теряет единство, его представители живут эгоистическими интересами. Именно таким изображает Толстой высшее общество Петербурга, воплощением сущности которого является семейство Курагиных. Всеобщий хаос мучителен для героев романа. Ситуация "мира", напротив, вносит в жизнь осмысленность и единство, приводя личный интерес в согласие с интересом всеобщим. Такая ситуация и возникает в России в 1812 г.

Это всеобщее единение окажется искомым для Андрея Болконского и Пьера Безухова. Их жизненные пути свидетельствуют о поисках преодоления личного и общественного разлада, о стремлении к разумной и гармоничной жизни. Тем не менее это не снимает важнейших различий между ними.

В начале жизни князь Андрей, найдя кумира в Наполеоне, обособляет себя от других людей. Его мечта о славе героя соответствует духу русской культуры XVIII в., когда герой мыслился непременно на пьедестале. Исподволь готовит Толстой тот переворот в душе князя Андрея, который произойдет на Аустерлицком поле. Возвышенные мечты столкнутся в ходе военных действий с реальной жизнью и бытом войны, и Андрею откроется героическое начало в невзрачном капитане Тушине. Замкнувшегося в ограниченном семейном мире Болконского из состояния душевной апатии выведет Пьер Безухов, который посетит своего друга в счастливую для себя пору жизни. Пьер в зените своего увлечения масонскими идеями уверен, что нашел смысл жизни. Его воодушевление передастся и Андрею, который вновь почувствует вкус к активной деятельности (символичны две встречи князя Андрея со старым дубом по пути в Отрадное и обратно). Однако и новая жизнь Андрея, протекающая в высших сферах государственной бюрократии, искусственна. Это откроется Андрею благодаря встрече с Наташей Ростовой на балу. Наташа как бы приближает князя к земной жизни, но Толстой сразу же дает читателю почувствовать, что они не предназначены друг для друга, что простое счастье не для Болконского.

Поворотным окажется в жизни и Наташи, и Андрея Болконского 1812 год. Во время Отечественной войны князь почувствует и поймет законность существования интересов других людей. Это понимание проявится в его видении причин успеха в войне, который, как он считает, определяют не численность войска и его расположение, не количество пушек, а то чувство, которое будет в каждом солдате. Так изменятся представления Андрея Болконского о движущих силах истории. Но полностью воспринять миропонимание простых солдат князь Андрей все же не в силах. В момент смертельного ранения он испытывает страстный порыв жизнелюбия. Знаменательно, что на Аустерлицком поле символом всеобщего единения для него становится небо, а на Бородинском - земля. Но земля так и не далась Андрею. Восторжествовало небо с его всеобщей любовью, а не земля, которая проявилась в конкретной любви к Наташе.

В жизненных исканиях Пьера Безухова также поворотным моментом станет 1812 год. Но Пьер в своем стремлении жить общей жизнью перешагнет тот рубеж, на котором остановился князь Андрей. Солдаты примут его в свою семью, и он почувствует себя одним из них. Духовное перерождение Пьера довершают плен и знакомство с Платоном Каратаевым. В Каратаеве Пьера покорит любовь к миру без малейшей примеси эгоистического чувства. Каратаев станет для Толстого символом "мирных" свойств русского крестьянского характера, олицетворением простоты и правды. Общение с ним даст Пьеру более глубокое понимание смысла жизни, основанной на любви к Богу, который и есть жизнь, а жизнь есть Бог.

Пройдя через лишения плена и восприняв каратаевский взгляд на мир, Пьер делает вывод, что несчастья на земле происходят не от недостатка, а от избытка, в том числе подавляющего преобладания интеллектуального начала в современной цивилизации, в результате чего человек утрачивает непосредственность в восприятии земного существования.

Обновляющее влияние на интеллектуальных героев "Войны и мира" оказывает Наташа Ростова. Наташа никогда не задумывается над смыслом жизни и не пытается постичь его рационалистическим путем. Для нее этот смысл скрыт в самом процессе жизни и не существует вне его. В ее образе воплощены лучшие свойства женской натуры, гармония духовного и телесного. Нравственное чувство Наташи естественно, а не отвлеченно, она обладает даром интуиции. Живость и непосредственность Наташи, ее интуитивное понимание подлинных ценностей жизни привлекает к ней людей. Графинечка Наташа обладает истинно русской душой, что помогает ей естественно чувствовать себя в самых разных ситуациях (вспомним ее русскую пляску в доме дядюшки и желание помочь раненым в Бородинском сражении, передавшееся всем Ростовым).

Вместе с тем непосредственность Наташи таит в себе опасность и может толкнуть ее на необдуманные поступки. Свободная от внешних условностей, она оказывается способна преступить нравственные границы - в этом причина ее сближения с Курагиным. Пагубен как избыток интеллекта, приглушающий в человеке непосредственное чувство жизни, так и стихийная жизненная сила, не контролируемая разумом. В союзе Наташи и Пьера Толстой пытается найти гармоничное сочетание этих качеств.

Эпилог "Войны и мира" представляет собой соединение под крышей лысогорского дома в одной семье разрозненных прежде начал, олицетворенных в семьях Ростовых, Болконских и Безуховых. Эпилог звучит как гимн семье, являющейся, по Толстому, высшей формой единения между людьми.

Роман "Война и мир" стал ответом Толстого на сложившуюся в пореформенной России культурно-духовную ситуацию, требовавшую, как и в 1812 г., единения всех сил народа для преодоления того кризиса, в котором оказалась страна.

Исследованию утраты духовных связей между членами семьи и, как следствие этого, распаду самой семьи посвящен роман "Анна Каренина", над которым Толстой работал в 1873- 1877 гг. Две сюжетные линии лежат в основе этого произведения: история распавшейся семьи Анны Карениной и родившейся семьи Константина Левина. Брак Анны с духовно чуждым ей сановником Карениным построен не на основе любви и неизбежно обречен на крушение. Толстой осуждает общественную мораль, прощающую супружеские измены, но не прощающую свободную и искреннюю любовь. Драматична жизнь семьи без любви, но не менее драматичен и распад семьи.

Распад семьи Карениных, который, по мысли Толстого, знаменует собой духовный кризис современной цивилизации, распад духовных ценностей, а также драматизм любви Анны к Вронскому показаны на фоне отношений Кити Щербацкой и Левина, построенных на основе духовного единения. Константин Левин является героем автобиографическим. Для него первооснова жизни - земледельческий труд, которому он предан. Спасение от лжи современной цивилизации он видит в нравственном перерождении человечества.

Свои взгляды на основы современного общественно-государственного строя России и критику этого строя Толстой изложил в ряде философско-религиозных работ 80-90-х гг.: "Исповедь", "Так что же нам делать?", "Царство Божие внутри нас", "В чем моя вера?" и др. В этих работах он подверг сокрушительной критике все официальные социальные институты, включая церковь. Он создал собственное религиозно-этическое учение, нашедшее последователей, которых называли "толстовцами". Они покидали города, организовывали земледельческие колонии и занимались распространением толстовского учения. Последователи Толстого появились во многих странах.

В 1899 г. был опубликован роман "Воскресение" - одно из крупнейших произведений мировой реалистической литературы, отразившее широчайшую социально-нравственную проблематику. Через образ князя Нехлюдова, порвавшего со своим классом, автор показывает конфликт двух миров - имущих и неимущих, поднимает тему моральной ответственности человека за свои поступки. История духовного падения Нехлюдова, связанного с отказом от чувства стыда и превращением человека в обезличенное, грубое и эгоистичное существо, а также его медленного и мучительного "воскресения", т.е. обретения подлинно человеческой сущности, составляет сюжетную основу романа. Чувство вины перед Катюшей Масловой постепенно перерастает у Нехлюдова в чувство вины перед обездоленным и страдающим народом, стыд за себя - в стыд за всех людей своего круга. Собственная вина представляется ему частью общей вины всего дворянского сословия. Толстой выступает за неизбежность коренного преобразования всей русской жизни, но преобразование это он видит только ненасильственным.

Гений Л.Н. Толстого - художника и мыслителя отразил жизненные процессы всемирной важности во всей их сложности и противоречивости. И сам он не был сторонним их наблюдателем, стремясь соединить собственное учение с образом жизни. Переживаемая им духовная драма побудила его на закате дней тайно покинуть Ясную Поляну. В дороге он заболел воспалением легких и скончался. Смерть Толстого стала событием, потрясшим не только Россию, но и весь мир.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.



Похожие статьи
 
Категории