Древнерусская деревня. Как жили и чем питались наши предки

12.04.2019
Что означает ваша фамилия? Федосюк Юрий Александрович

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

ЧЕМ ЗАНИМАЛИСЬ НАШИ ПРЕДКИ?

В старину человека нередко называли и по роду его занятий. Об этом свидетельствуют десятки современных русских фамилий. Для историка они особенно интересны, по ним можно дополнить представление о занятиях и профессиях далеких предков, в особенности же получить представление о профессиях ныне забытых и неизвестных.

Из представителей этого рода фамилий больше всего у нас, пожалуй, Кузнецовых, Мельниковых и Рыбаковых. Но встречаются и менее понятные, происхождение которых забылось: некоторые свидетельствуют о четкой специализации и даже об отдельных стадиях технологического процесса прошлых веков.

Возьмем, например, выражаясь современно, текстильно-швейное производство. Потомки древних мастеров носят фамилии Ткачевы, Крашенинниковы, Красильниковы, Синельниковы, Шевцовы и Швецовы (от слова «швец», или «шевец»; украинский вариант – Шевченко), Кравцовы (кравец – закройщик; украинская фамилия Кравченко), Епанешниковы (епанча – род плаща), Шубниковы, Рукавишниковы, Голич-никовы (голицы – тоже рукавицы), Скатерщиковы, Тулупниковы и т.д.

Любопытна фамилия Пустовалов. Ее первоначальный корень – донское слово «полстовал», то есть валяльщик шерстяных покрывал – полстей. Слово это упростилось в «постовал», образовавшее фамилию Постовалов. Но значение слова «постовал» за пределами донских районов было непонятно, и фамилия Постовалов переосмыслялась или, вернее, обессмыслилась – стали говорить и писать Пустовалов.

Мастер, выделывавший «берда» (гребни у ткацких станков), назывался бердником – отсюда Бердниковы.

Кожевенным и шорным ремеслом занимались предки Кожевниковых, Кожемякиных, Сыромятниковых, Овчинниковых, Шорниковых, Рымаревых, Седелыциковых, Ременниковых.

Специалистами по головным уборам были родоначальники Колпашниковых, Шапошниковых, Шаповаловых, Шляпниковых.

Гончары, горшени, черепаны занимались керамическим промыслом. Впрочем, черепанами называли и жителей Череповца!

Бондарные изделия изготовляли предки Кадочниковых, Бондаревых, Бочаровых, Бочарниковых, Бочкаревых.

Широк круг «мукомольных» и «пекарских» фамилий. Это прежде всего Мельниковы, затем Мирошниковы, Прудниковы, Сухомлиновы, Хлебниковы, Калашниковы, Прянишниковы, Блинниковы, Проскурниковы и Просвирины (от проскура, просвира или просфора – хлебец особой формы, применяемый в православном богослужении). Любопытно, что фамилии Пекарев и Булочников сравнительно редки: оба исходных слова вошли в наш язык позднее, только в XVIII веке.

В фамилии Свешников уже не всякий догадывается об исходном – свеча; предки Воскобойниковых тоже сбивали из воска свечи и другие изделия.

Изготовлением и продажей масла занимались предки не только Масленниковых, но и Олейниковых или Алейниковых: олей – растительное масло.

Медиковых и Ветеринаровых вряд ли кто из нас встречал. Лечением людей в старину занимались предки Лекаревых и Балиевых (балий – врач, знахарь), лечением животных – предки Коноваловых.

Немало русских фамилий образовано и от различных наименований «торговых людей»: прасолы и шибаи торговали скотом; крамари, мосолы, щепетильники и коробейники – мелким товаром; барышники, маклаки и маяки ходили по деревням в качестве скупщиков, бурыги торговали старым платьем и т.п. Фамилия Расторгуев говорит сама за себя. Зато Тархановы кажутся потомками татар. Между тем «тархан» – слово хотя и татарского происхождения, но одно время широко бытовавшее в русской среде. Тарханами называли странствующих торговцев, обычно москвичей и коломенцев, и еще сто лет назад на Волге можно было слышать такую песенку:

Со чужой ли стороны

Наехали тарханы,

Подмосковные купцы,

Все ребята молодцы.

Фамилия Целовальников тоже «торговая». Целовальниками назывались люди, занимавшиеся казенной или откупной продажей вина в розницу. Естественно услышать вопрос: при чем же тут поцелуй? А вот при чем: получая право на эту весьма выгодную торговлю, целовальники были обязаны «целовать крест», присягая, что будут торговать честно и отдавать казне положенный процент.

А вот наиболее вероятное пояснение некоторых других «профессиональных» фамилий:

Следует добавить: к «профессиональным» фамилиям можно отнести и те, что произошли не от названия профессии, но и от самого объекта ремесла. Так, шапочника могли прозвать просто Шапкой, а потомки его стали Шапкиными, гончара – Горшком, кожевника – Скуратом (что означает лоскут кожи), бочара – Лагуном (бочкой). Иные же прозвища давались от орудия труда: сапожника могли называть Шилом, плотника – Топором и т.п.

Из уроков литературы вы знаете, что уподобление по сходству называется метафорой, а уподобление по смежности – метонимией. Разумеется, отделить метафорические фамилии от метонимических – задача не из легких. Ведь Бочкой могли прозвать и толстого человека, и бочара, Шилом – и сапожника, и острого на язык. А если нам известно, что, скажем, родоначальник Шиловых был и сапожником, и острословом, тут уж просто остается гадать: какое же из этих свойств привело к образованию фамилии. Может быть, оба сразу.

И в заключение закономерен вопрос: почему же в фамилиях в столь незначительной степени отражены названия новейших профессий? Да очень просто: в XVIII – XIX веках специалисты, как правило, уже имели свои наследственные фамилии и в новых не нуждались. Из более или менее современных фамилий этого рода чаще других встречаются Машинистовы. Но вряд ли это потомки первых паровозных машинистов. В конце XVIII века машинистом назывался человек, обслуживающий всякую машину, то есть машинный рабочий или механик.

Из книги Остров Пасхи автора Непомнящий Николай Николаевич

ЧАСТЬ III. КАМЕННЫЕ ПРЕДКИ: ЗАСТЫВШИЙ СОН На острове Пасхи… тени ушедших строителей все еще владеют землей… воздух дрожит от стремлений и энергии, которая была и которой больше нет. Что это было? Почему так случилось? Кэтрин

Из книги Язычество Древней Руси автора Рыбаков Борис Александрович

Из книги Арийская Русь. Ложь и правда о «высшей расе» автора Буровский Андрей Михайлович

Из книги Тайны языческой Руси автора Мизун Юрий Гаврилович

Из книги День народного единства: биография праздника автора Эскин Юрий Моисеевич

Из книги Призванные исцелять. Африканские шаманы-целители автора Кемпбелл Сьюзен

Наши духовные наставники - предки Духи «предков», по описанию целителей, похожи на ангелов-хранителей. Мне нравились истории, которые рассказывали целители, однако до тех пор, пока я сама не пережила ясные сновидения, я считала «предков» просто красочной особенностью

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Мось и Пор - предки людей Ханты и манси делятся на две родовые группировки, фратрии («братства»), которые могут обмениваться женами: это Мось (Мощ) и Пор. У них свои священные символы и ритуалы. Люди Мось (это имя считается родственным имени самого народа манси) верили, что

Из книги Корея на перекрестке эпох автора Симбирцева Татьяна Михайловна

Боги и предки Только по данным языка можно обнаружить древние корни венгерских представлений о богах. Обозначение христианского бога Иштен связано с представлениями о предке, «отце»: видимо, к нему трижды обращались венгры перед походом на будущую родину. Молния

Из книги От Эдо до Токио и обратно. Культура, быт и нравы Японии эпохи Токугава автора Прасол Александр Федорович

Ребёнку в школе поручили ответственное задание: составить родовое дверо, вклеить фотографии родственников. Скажу честно, на это задание я потратила пять часов. Сама рисовала, вклеивала семейные фотографии, доченька одна бы не справилась. Ну а я спонтанно погрузилась в историю. Вам тоже будет интересно узнать, как жили наши предки.

Заглянуть в прошлое

Если изучать историю рода, можно запутаться. Необходимо начать с фамилии, которая была дана вам при рождении. Специальные компании, которые имеют доступ к архивам, расшифруют значение фамилии. Назовут великих и знаменитых людей, которые были у вас в роду. Стоимость услуги недешевая и придется подождать, но результат вас удивит. Современным людям не очень интересно знать, как жили кочевые славяне, вызывали дождь и любили природу. А вот в прошлое столетие заглянуть можно.

СССР и наши предки

Советский Союз - яркий период в жизни людей. Когда могучая держава воссоединилась, наши прадедушки и прабабушки были молодыми (как мы сейчас). Лучшие годы были впереди. Но, советский режим и репрессии сломали планы. А дальше было хуже: голод, война, разруха. Все мужчины обязаны были отслужить (5 лет в армии), а потом - «отстоять за родину». Найдите фотографии своего прадедушки, обязательно он будет одет в военную форму.

В послевоенный период появилась вера в лучшую жизнь. Активно начало развиваться сельское хозяйство. Открывались колхозы. Женщины трудились на полях не меньше мужчин. Работа была сложной (с утра и до позднего вечера). Девушки не имели права взять больничный или декрет!

Элита и интеллигенция жила в городах. Им больше повезло. В селах наши предки жили скромно. Даже удобств в домах не было, про телевизор я вообще молчу.

Ещё один ужасающий факт: сельские жители не имели документов. Но, жили дружно, праздники гуляли целыми улицами, делились продовольствием и секретами.


Рассвет в жизни

В период застоя наши предки начали пользоваться благами цивилизации. Они:

  • выезжали в город;
  • ездили к морю;
  • посещали кино;
  • покупали автомобили.

Наши предки жили одним днём. Постоянно мечтали о хорошем. Остаётся нам воплотить их планы в жизнь. Помните: мы гордость своих дедов и прадедов.

Полезно1 Не очень

Комментарии0

Недавно рассматривала старые фотографии моих бабушек, дедушек и прабабушек. Пока смотрела, задумалась о том, как жили наши предки в XX веке. Конечно, все по-разному, но какие-то общие черты можно найти. В России всегда жилось интересно, у нас все-таки важная страна, а не Ирландия какая-нибудь, зато живем в среднем победнее соседей-европейцев.


Наши предки жили в СССР

Лет 30 назад была такая страна размером в 22 миллиона кв. км и с населением почти в 300 миллионов человек. Даже в США тогда было меньше и населения и территории. СССР хорошо помнят наши родители. Там было много хорошего и странного. Например, советскому человеку трудно было выехать за границу, поэтому путешествовали в основном по своей стране и с минимальным комфортом, что отражено в фильме «Будьте моим мужем». Мои предки в 1970–1980-е летом проводили отпуск в таких местах:

  • Москва и Ленинград. Они выполняли роль не только культурных столиц, но и всесоюзных магазинов.
  • Прибалтика. Три республики играли роль внутренней заграницы. Там было получше с ширпотребом, и уровень жизни всем остальным на зависть.
  • Крым. Популярный курорт, что отражено во многих фильмах, например, «Три плюс два».
  • Грузия и Армения. В эти республики ездили ради субтропического климата Аджарии и вкусной еды.

Советский период запомнился почти каждой семье процессами урбанизации. То есть в двадцатые годы население еще в основном было сельским, а в 1950–1980-е шло масштабное жилищное строительство. Этот период отражен в кинематографе, например, в фильме «Премия», а также в живописи картина - «Свадьба на завтрашней улице».


Наши предки жили в Российской империи

В мои детские годы были живы еще старики, которые родились до революции. Однако, дореволюционную Россию у нас помнят плохо, несмотря на все лестные слова в ее адрес после 1991 года. Увы, у большинства россиян предки тогда были неграмотные или малограмотные и жили в деревне. Посмотреть на быт дореволюционной России можно на знаменитых фотографиях Прокудина-Горского. Я просмотрела все!

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Пользуясь благами цивилизации, такими как стиральная машинка, подгузники для ребенка, телефон, я порой задумываюсь о том, как вообще раньше люди жили без всего этого. Оказывается, нормально жили - просто они не знали, что можно лучше жить, поэтому и мирились со своей судьбой. Подробности читайте дальше.


Жизненный уклад наших предков

Знакомясь с жизнью наших предков, порой диву даёшься… Вся жизнь - сплошная борьба за выживание. Главной целью было не умереть с голоду.

С рассветом женщины вставали и шли готовить еду для домашнего скота и семьи, а потом отправлялись в поле. Мужчины выполняли тяжелую работу.

Детей у наших предков во все века было много. Детям доставался более легкий труд - им приходилось нянчить младших, пасти гусей, охранять избу.


Когда читаешь про житьё-бытьё древних людей, становиться грустно от того, что в их жизни не было места творчеству, самореализации, эмоциям, наслаждениям и радости. Точнее, все это было, но не с таким размахом, как в наше время, а скудно и кратковременно.

Зато, правда, люди тогда были здоровее физически и выносливее, жили в гармонии с природой.

Наши предки могли себя реализовать, разве что, через свое ремесло. Однако, и оно было рутинным, по шаблону. Кузнец мог ненавидеть свою работу, но ничего другого он делать не умел, поэтому и ковал подковы до конца своих дней.


Кто-то скажет, что женщины должны были быть счастливы от того, что имели много детей. Но, увы, в таких условиях жизни, какие достались нашим далеким прабабушкам, было не до любви и упоения. И зачастую дети воспринимались как обуза или наоборот, рабсила.

Как составлялись фамилии наших предков

В средние века стало появляться много различных профессий и ремесел. Наиболее популярными были:

  • кузнец;
  • гончар;
  • кожевник;
  • плотник;
  • ткач;
  • гробовщик.

А ввиду того, что наши предки всегда жили большими кланами, то для удобства каждую семью называли по роду занятия хозяина.


Так, появлялись Кожевниковы, Кравцовы, Мельниковы, Земцовы (в старину пасечники назывались земцами), Фурмановы (извозчиков ранее называли фурманами).

Полезно0 Не очень

Комментарии0

В зимние каникулы я с сыном, будучи в Омске, посетила местный историко-краеведческий музей. Экспозиция оказалась достаточно большой, и к концу мой ребенок уже подустал, но увести его оттуда было все равно трудно. Его особенно заинтересовал образ жизни далеких предков, а меня - времена более поздние.


Древние люди на Омской земле

В экспозиции были выделены такие этапы:

Как нам рассказали на экскурсии, люди в этих краях жили уже в каменном веке. Занимаясь охотой, они добывали себе пищу с помощью камней и заостренных палок, одевались в шкуры, и убежищем от непогоды им служили шалаши, покрытые шкурами зверей.


Сибиряки два века назад

Сибирские крестьяне жили общинами, в которых большое значение придавалось помощи друг другу и бедным. Например, дома строили обычно все вместе. Хозяйство семьи состояло из бревенчатой избы с печью, летнего строения, бани, дома для челяди, хлева и погреба с колодцем. При этом часть надворных построек находилась под одной крышей.

Главным в семье был большак - самый старший мужчина. Он принимал сам все решения, распределял работу и лишь в особых случаях советовался с остальными. Если же семье не нравился их старший, они обращались в общину, чтобы его мог сменить кто-то другой из родственников. Среди женщин правила большуха.

Весь год семья много трудилась: пахала землю, сеяла, косила, пасла скот. Запасы пополнял сбор ягод и грибов, ловля рыбы. Не имея рядом аптек и лекарей, женщины собирали травы, и каждая хозяйка имела на всякий случай несколько лечебных настоек.


Переселенцы Сибири

Всегда, сталкиваясь с сибиряками, удивлялась разнообразию фамилий. Определить по ним национальность просто невозможно. И вот побывав в музее, поняла, в чем дело.

Оказывается, Сибирь пережила не одно переселение. Когда вольно, когда невольно сюда переселялись люди из разных регионов. Выходцы из одних мест селились вместе, поэтому на территории области и сейчас существуют национальные деревни, в которых стараются сохранять свои традиции.

Полезно0 Не очень

Комментарии0

Вся жизнь трудовых людей проходила в работе. Они сеяли и жали хлеб, рубили избы. Пахали косулями и сохами, боронили деревянными боронами, сеяли вручную из лукошка, жали серпами, молотили цепами, траву косили косами-горбушами. Так как земля не могла прокормить крестьянина, он вынужден был искать заработок на стороне. Многие крестьяне ежегодно уходили из деревни на промыслы – шли пешком наниматься на лесозаводы в Архангельске.

Распорядок дня крестьянской семьи

Крестьянская семья была основой передачи всех трудовых навыков, обычаев, нравов. Муж выполнял мужские работы – пахал, косил, возил дрова, сено: лошадь была в его полном ведении.

Жена – мать вела все женские работы. Жала, молотила, пряла, ткала, ухаживала за скотом, готовила пищу , вела учет припасов.

Мальчики приучались с 8- 10 лет к мужским работам, девочки — к женским. Распорядок дня в крестьянской семье был освящен веками. И он почти не менялся.

Утро хозяйки

В доме раньше всех встает хозяйка. Умывшись, она начинает хлопотать у печи: открывает заслонку, бросает в печь вперекрест сухие дрова – и пламя быстро обнимает всю заднюю половину печи.

Перед самым огнем она ставит чугуны с водой для заварки кормов животным: Это незыблемое правило в хозяйстве, скотина всегда на первом месте, ей надо задать корм раньше, чем сам сядешь за стол. А уж затем готовится еда для семьи – на завтрак, обед и ужин. Печь топится только один раз в сутки, с утра. Поэтому хозяйке надо все предусмотреть и приготовить на весь день.

Утро хозяина

На ногах уже и хозяин. Он ушел на скотный двор, дел у него там тоже немало: убрать навоз, сбросить с повети сено. Тем временем, просыпаются дети и выстраиваются в очередь к рукомойнику.

У рукомойника общий холщовой рукотерник.

И каждый день, утром ли вечером ли, усталая хозяйка и хозяин молились перед образами, поклоны били. Молились о повседневном: чтобы корова благополучно отелилась, чтобы лошадь не обезножела, чтобы дождик на ржаные посевы упал ко времени, чтобы голода не было, и уродился хлеб. А в выходные дни шли в церковь. В каждом селении имелся свой приход .

Список использованной литературы:

Бострем Л. Архангельский музей деревянного зодчества. Архангельск, 1984. Волков В. Русская деревня. «Белый город» М. 2005.

Гнездов С. В. Звон колоколов твоих Россия. 1997

Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993

Ополовников А.В. Избы на Севере // Лес и человек. М. Лесная промышленность. 1980

Плотников Н. Выставочные давности. /Летопись Севера. Историко-краеведческий сборник. Архангельск. 1990 г.

Историки считают, что с давних времён восточные славяне поселились в VI веке в среднем течении Днепра, примерно там, где сейчас находится город Киев. Расселение славянских племён шло вверх по течению Днепра и его притокам.
Здесь начинались густые леса - сначала лиственные, а севернее - смешанные и хвойные (об этой природной зоне мы с вами говорили ) . Переселенцы попадали в непривычные условия.

На новом месте славяне селились обычно по берегам рек и озёр несколькими большими семейными группами. Правда, семьи тогда были по 15-20 человек: глава семьи с женой, их взрослые сыновья с жёнами, их дети, а иногда и внуки. Три - четыре двора селились вместе.
В домах славян пол был на метр углублен в землю, стены сложены из тонких стволов деревьев - жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связаны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней - толстый слой соломы.
В углу находилась сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней готовили еду. Печь топилась по-черному - это значит, что дымовой трубы не было, и весь дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле.Внутри такого дома было всегда прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было.
В доме все свободное место занимали стол и 2-3 лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами, - это постели.
Жизнь переселенцев была нелёгкой. Как и все первобытные народы, славяне занимались собирательством и охотой . Они собирали мёд, ягоды, грибы, орехи, охотились на кабанов, лосей, медведей, в реках ловили рыбу. Сейчас мы тоже ходим в лес по грибы-ягоды, ловим рыбу. Но для нас это отдых, а для наших предков это был огромный труд, и нелёгкий. Ведь продуктов нужно было заготовить на весь род.
С давних времён славяне занимались земледелием . Пахали деревянными сохами на быках. Сеяли рожь, пшеницу.

Однако в дремучем лесу пригодные для земледелия поляны встречаются редко, да и земли малоплодородные. приходилось выжигать леса, чтобы очистить место для пашни и удобрить землю золой. Кроме того, постоянно угрожали лесные хищники и "лихие люди" - грабители.
Кроме того, у древних славян было развито бортничество (пчеловодство) . Откуда произошло это слово? Мёд с древнейших времён был товаром, лекарством и одним из главных лакомств. Но добыть его было очень трудно. Славяне приманивали пчёл мёдом, а затем прослеживали их путь до дупла. Наконец придумали борть - обрубок дерева с дуплом или выдолбленный чурбан.

Борть
Так появилось бортничество. Сейчас борть заменили ульем.
С древнейших времён на Руси торговали избытками урожая, вывозили их в греческие города на побережье Чёрного моря (на уроке кубановедения мы с вами говорили о них очень подробно).
По Днепру проходил знаменитый в древности торговый путь "из варяг в греки". Варягами на Руси называли воинственных людей с побережья и островов Балтийского моря. Почему вдоль торгового пути возникали города? Посмотрите на карту.
Путь "из варяг в греки"
Дальше путь лежал до Киева, где собирался караван ладей, а затем в Византию, куда везли меха, зерно, мёд, воск.С берегов Балтийского моря купцы по реке Неве плыли в Ладожское озеро, затем по реке Волхов - в озеро Ильмень и дальше до истока реки Ловать. Отсюда до Днепра ладьи перетаскивали посуху волоком. Пострадавшие от волока ладьи на берегу Днепра смолили. На этом месте возник город Смоленск.

Караван сопровождала сильная охрана. В низовьях Днепра были речные пороги, приходилось вновь вытаскивать ладьи на берег и вновь волочить их. Здесь и поджидали караваны степные кочевники, которые грабили купцов, брали в плен путников.
Миновав пороги, караван выходил в Чёрное море и плыл к городу Константинополь (Стамбул).
Вдоль торгового пути возникали новые города, различные производства, к ним тянутся окрестные жители. А путешественники знакомят население с новыми товарами, с культурой других народов, с новостями в мире.
Заселяя новые земли, люди давали названия новым рекам, городам, посёлкам, горам.
Расселение Восточных славян по Восточной Европе носило мирный характер, однако на них часто нападали племена кочевников. Поэтому славяне были вынуждены осваивать науку войны. Высокие крепкие славяне были известны как храбрые воины. Сражаясь с врагами, они заманивали их в непроходимые лесные дебри и болота.
Постоянная борьба с кочевниками уносила тысячи жизней и отвлекала от мирного труда. И всё же славяне медленно, но упорно двигались по пути образования государства.

А теперь предлагаю проверить усвоенные знания, ответив на вопросы викторины.

16 июля 2017 года в московском историческом парке Коломенское пройдет фестиваль "Битва Тысячи Мечей", где русские реконструкторы и гости из Болгарии, Польши, Чехии, Венгрии, Ирландии и других стран представят жизнь средневековой Руси и ее соседей. Это будет военный праздник, главным украшением которого станет, конечно же, Битва. Праздник пройдет на месте Дьяковского городища, древнего поселения V века. В преддверии фестиваля Агентство исторических проектов "Ратоборцы" специально для "Утра" подготовило несколько материалов о жизни наших предков.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Мы сейчас живем в такое время, когда после нескольких десятилетий блужданий по миру многие начали возвращаться к вопросу "а мы-то кто?". Кому-то кажется, что вопрос риторический, и все ясно - вон, почитайте Карамзина. А кого-то этот вопрос и не волновал никогда, и никогда не будет. Но если спросить, откуда и когда пошла Русь, кто такие русские, то многие тут же начнут путаться. Надо этот вопрос разъяснить, решили мы. Как в книге "Generation П" сказал Вовчик Малой, чтобы можно было "любому из Гарварда просто объяснить: тыр-пыр-восемь-дыр, и нефига так глядеть".

Итак, начнем нашу повесть о Древней Руси. Как говорят ученые мужи, наша цивилизация на Земле не первая и не вторая, и не последняя. И народы расселялись по территории планеты в разные века и из разных стартовых точек. Смешивались этносы, образовывались и исчезали различные племена. Наступали природные катаклизмы, менялся климат, флора и фауна, даже полюса, говорят, перемещались. Таяли льды, повышался уровень океана, изменялся центр тяжести планеты, прокатывалась по материкам гигантская волна. Оставшиеся в живых собирались в кучки, образовывая новые племена, и всё начиналось снова. Все это происходило настолько медленно, что трудно себе представить. Сложнее было бы наблюдать, наверное, лишь как формируется уголь.

Так вот. В истории нашей цивилизации было такое время, которое у историков носит название Эпоха переселения народов. В IV веке нашей эры было вторжение гуннов в Европу и дальше пошло-поехало. Все забурлило и запередвигалось. Предки славян венеды, описанные Геродотом еще в V веке до н.э., проживали между реками Одер и Днепр. Расселение их происходило в трех направлениях - на Балканский полуостров, в междуречье Эльбы и Одера и на Восточно-Европейскую равнину. Так сформировались три ветви славян, которые существуют и по сей день: славяне восточные, западные и южные. Нам известны названия племен, сохранившиеся в летописях - это поляне, древляне, северяне, радимичи, вятичи, кривичи, дреговичи, дулебы, волыняне, хорваты, уличи, тиверцы, полочане, ильменские словене.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

К VI веку н.э. славяне находились на этапе разложения первобытно-общинного строя, его место постепенно занимала так называемая военная демократия. Племена расширяли свои владения, и все большее значение приобретала военная сила каждого племени или союза племен. Дружина начала играть ключевую позицию в обществе, а во главе ее стоял князь. Соответственно, сколько дружин, столько и князей, а если племя расселилось широко да поставило несколько городов - так и князей там будет несколько. В IX веке мы уже можем говорить об устоявшихся границах княжеств, называть это образование Древней Русью с центром в городе Киев.

В интернет-поисковиках очень просто найти карты Руси IX-X веков. На них мы увидим, что территория Древней Руси не была локализована вокруг столицы. Она протягивалась с юга на север от Черного моря до Балтики и Онежского озера, а с запада на восток - от современного белорусского города Брест до Мурома. То есть, до границы финно-угорских племен, частично включив их в свой состав (вспомним, что Илья Муромец пришел к киевскому князю из села Карачарова).

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Территория огромная не только по тем временам, но и по временам нынешним. Сейчас нет ни одной европейской страны такого размера, не было ее и в то время. Одна проблема - все князья были между собой равны, признавая верховенство князя, который сидит в Киеве. Почему в Киеве? Потому что с древних времен славяне предпочитали селиться на берегах рек, а когда наладилась активная торговля, то богатели и привлекали к себе самый активный и творческий народ те поселения, которые стояли на торговых путях. Славяне активно торговали с югом и востоком, и "путь из варяг в греки" проходил как раз по Днепру.

Пара слов о дружине и о крестьянстве. Крестьянин в то время был свободен и мог менять место жительства, благо свободных глухих мест было полно. Способов закабаления его не было еще придумано, не те были социальные условия. Княжеские дружинники также были людьми свободными и никак не зависели от князя. Их интерес был в совместной военной добыче. Князь, который был для дружины, скорее, просто боевым вождем, мог враз потерять ее расположение, если военная удача ему не сопутствовала все время. Но за пару столетий эта система отношений поменялась. Дружинники стали получать от князя земельные наделы, обрастать хозяйством и своими собственными маленькими дружинками. Возникла потребность закрепить крестьян на своей земле. Дружина превратилась в поместное дворянское войско.

Фото: агентство исторических проектов "Ратоборцы"

Конечно, жизнь княжеств не была похожа на идиллию. Князья завидовали друг другу, ссорились, шли друг на друга войной, услаждая свои амбиции. Это происходило в первую очередь потому, что права наследства передавались не от отца к сыну, а вертикально - по братьям. Князья плодились, рассаживая сыновей по престолам в разных городах и городишках. Так большие княжества дробились на так называемые удельные. Каждому брату давался свой удел, которым он правил, защищал, собирал с народа дань и отдавал ее часть Великому князю. Так князья начинали соперничать.

Это все продолжалось долго, покуда в XIII веке не начался обратный процесс собирания мелких княжеств в большие. Это происходило из-за внешних факторов - во-первых, потребность дать отпор внешнему врагу, которым и для Европы, и для Руси стали ордынские монголы. Во-вторых, смещались торговые и политические центры. Торговля по Днепру угасала, открывались новые торговые маршруты, например, по Волге. Древняя Русь дала жизнь таким политическим образованиям как Киевская, Владимиро-Суздальская и Новгородская Русь. В результате все свелось к противостоянию двух больших государственных объединений - Великого Княжества Московского и Великого Княжества Литовского. Но это уже совсем другая история.



Похожие статьи
 
Категории