Древний Египет: почему вы об этом не знали. Из-за чего исчезли древние египтяне

15.02.2019

Пирамиды, Сфинкс, Клеопатра – об этом слышали все. Но на самом деле наследие Древнего Египта этим далеко не ограничивается.

1. Впервые массово применять антибиотики стали только в прошлом столетии. При этом древнеегипетские медики прекрасно знали, что это такое около четырех тысяч лет назад. При лечении инфекционных заболеваний они использовали любые заплесневевшие продукты, а также почву.

2. Египтяне из богатых сословий носили парики, так как свои волосы они состригали. Ту же процедуру проделывали с детьми, только оставляли им длинную косу. И дело здесь не в моде, таким образом, египтяне избавлялись от вшей и блох. А вот беднякам приходилось туго, они ходили с длинными волосами.

3. Вопреки расхожему убеждению, не солдаты Наполеона «отломили» нос у Сфинкса. Да, они действительно стреляли по нему из пушек, но к тому времени статуя уже была повреждена. Поскольку есть изображение Сфинкса в 1737 году (за несколько десятилетий до того, как французы оказались в Египте), на котором он уже без носа. В истории сохранилось лишь одно имя вандала - Саим-аль-Дахр. Исламский фанатик пытался уничтожить статую в 1378 году. Но неизвестно, какой урон он ей нанес.

4. Самой первой пирамидой, построенной на территории Египта, является пирамида фараона Джосера. Ее возвели ориентировочно в 2600-х годах до н.э. И в отличие от знаменитой пирамиды Хеопса, она является ступенчатой. При этом поначалу ее обнесли стеной с пятнадцатью дверями, вот только открывалась лишь одна.

5. В Египте свято верили, что все фараоны – это земное воплощение бога Хора. И потому верховная власть в стране принадлежала только мужчинам. Но однажды произошла оказия – на троне оказалась женщина. Чтобы среди народа не произошло волнения, жрецы придумали легенду, мол, она – дочь бога Амона. Но на различных официальных церемониях Хатшепсут все равно присутствовала в мужской одежде и с искусственной бородой.

6. Египтяне первыми придумали колеса со спицами. Поэтому их двухколесные колесницы были легкими и маневренными. А их главные на тот момент противники (хетты) продолжали использовать медленные и тяжелые четырехколесные повозки. При этом колеса были полностью деревянными.

7. Первыми на земле людьми, которые носили обручальные кольца на безымянном пальце, являются именно египтяне. Этот обычай у них потом позаимствовали эллины и римляне.

8. Прежде чем покончить с собой, Клеопатра на рабах испытала действия нескольких ядов. Она хотела найти самый быстродействующий и безболезненный.

9. Мать в Древнем Египте была главой семьи. Более того, даже родословная велась только по материнской линии.

10. Долгое время в Египте среди богатых женщин была мода на прозрачные платья.

11. В Древнем Египте нельзя было зайти в дом (даже в собственный) в обуви.

12. Фараоны возле себя всегда держали особых слуг – носильщиков сандалий. Хоть правители и предпочитали ходить босиком, но обувь была обязательным атрибутом богатства.

13. Во время каких-либо масштабных застолий египтяне считали совершенно нормальным натирать себя и других благовониями или же начать переодеваться при всех.

14. Что мужчины, что женщины в Египте использовали макияжи зеленого (из меди) и черного (из свинца) цветов. Расхожее мнение о моде или о целебных свойствах такой «раскраски» ошибочны. На самом деле, макияж защищал лица людей от солнечных лучей.

15. У египтян была развита почтовая служба. Письма по нужному адресу они отправляли с помощью прирученных голубей.

16. Именно в Древнем Египте было составлено первое в мире официальное завещание. Его автор – один из сыновей фараона Хафре. Написан был документ приблизительно в 2601 году до н.э.

17. Древние египтяне никогда не праздновали свои дни рождения. С чем это связано – неизвестно до сих пор.

18. Египетские врачи были продвинутыми» не только по меркам того времени, но даже и по современным. Они могли проводить сложные операции и прекрасно знали человеческий организм. Пересадка органов, шунтирование сердца, как показали исследования египтологов, все это для древних врачей не было проблемой. Все эти знания, к сожалению, сгорели вместе с Александрийской библиотекой.

19. В жизни египтяне пользовались тремя разными календарями. В их распоряжении были: ежедневный земледельческий, астрономический и лунный. Первый состоял из 365-и дней и включал в себя три сезона по четыре месяца. Астрономический строился по наблюдениям за Сириусом, который «становился доступным» каждый год в начале сезона дождей. А лунный календарь вели жрецы, где они указывали даты различных религиозных церемоний.

20. Главной едой у египтян был хлеб, а напитком – пиво. В усыпальницах богатых людей всегда помещали макеты пивоварен, чтобы у них не было недостатка в этом напитке.

21. В качестве мухобоек египтяне использовали специальные плетки, сделанные из хвостов жирафов.

22. Началом египетской истории принято считать 3200 год до н.э. В это время правитель Менес (иногда его называют Нармер) сумел объединить Верхнее и Нижнее королевства. В 341 году до н.э. египетских фараонов сначала сместили персидские наместники, а после – греки из династии Птолемеев. Например, та же Клеопатра по «паспорту» была гречанкой и не знала египетского языка.

23. Примерная дата появления иероглифов – 3000 год до н.э. Всего насчитывается порядка 700 уникальных иероглифов, которые могли быть как просто буквой, так и словом и даже предложением.

24. Главным богом в пантеоне у египтян был Ра. Но при этом они поклонялись еще более чем тысяче различных богов, духов. Например, бегемот, как и крокодил, считались божественными созданиями. Не говоря уже о кошках.

25. Интересно то, что мумификации подвергались не только люди или кошки, но и другие животные. Археологам удалось обнаружить мумию крокодила, чья длина превышала четыре метра.

26. В египетском обществе хоть и не было матриархата, но женщина обладала большим сводом прав. Например, египтянки могли первыми подать на развод.

27. Именно в Египте впервые были придуманы мыло, зубной порошок, дезодоранты, расчески, а также обувь на высоких каблуках.

28. Египтяне первыми научились изготавливать бетон. Для этого они раздробленные минералы перемешивали с илом.

29.Один из египетских фараонов выступил в качестве «спонсора» во время плавания финикийцев вокруг Африки.

30. Один из самых известных фараонов – Рамзес II – правил страной без малого семьдесят лет (1279-1213 гг. до н.э.). За это время успело смениться несколько поколений египтян. Поэтому они искренне верили, что их правитель бессмертное божество.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-2.jpg" alt="> Почему Египет так называют? Культура Древнего Египта Религия "> Почему Египет так называют? Культура Древнего Египта Религия Искусство Боги Мифы Пирамиды Карта древнего Египта Письменность Иероглифы

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-3.jpg" alt=">Итак - древний Египет. Но удивительным является то, что ни древние, ни современные"> Итак - древний Египет. Но удивительным является то, что ни древние, ни современные жители Египта не называли и не называют так свою родину. В древнем Египте жители именовали свою страну «Черной» , а себя - «людьми Черной (земли)» , по цвету плодородной почвы низменной долины Нила. Еще в глубокой древности соприкасавшиеся с египтянами народы Аравийского полуострова, Передней Азии и Двуречья дали Египту свое название: Миср - «Населенное место, город» , так как их, видимо, поразила населенность Египта и большое количество городов, расположенных близко друг от друга. Современные египтяне свою страну тоже называют: Миср. Почему же мы, как и многие другие европейские народы, употребляем слово «Египет» ? Это название пошло от древних греков. Оно происходит от названия древнеегипетского города Мемфиса - Хикупта. В начале 1 тысячелетия до нашей эры, когда древние греки стали проникать в Египет, первым из самых больших городов, который им встретился, был Мемфис на рубеже Дельты и долины Нила. Его название (вернее - одно из названий, так как «Мемфис» тоже египетское слово) «Хикупта» или «Айгюптос» греки взяли за обозначение всей страны. Так что наше слово «Египет» тоже очень древнее, но оно пришло из древнегреческого.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-4.jpg" alt="> Цивилизация Древнего Египта насчитывает"> Цивилизация Древнего Египта насчитывает более 3000 лет. В конце IV тысячелетия до н. э. в Юго-Восточной Африке, в низовьях реки Нил, сформировалось раннерабовладельческое государство Египет, которое стало одним с самых великих центров мировой культуры. Почти 2000 -летнюю историю Древнего Египта принято делить на три периода: первый - Древний (2800 - 2250 лет до н. э.), второй - Среднее Царство (2050 - 1700 лет до н. э.), третий - Новое Царство (1580 - 1070 лет до н. э.). » . Название «Египет» происходит от древнегреческого наименования «Айгуптос» . В свою очередь это слово, скорее всего, восходит к одному из имен значительнейшего из древнеегипетских городов - Мемфиса.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-5.jpg" alt="> Примерно с 3000 г. до н. э. "> Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей- полуживотных. Хорошо организованная и могущественная Бог-творец Птах (согласно жреческая каста создавала семейные мемфисской теологии) был, группы различных божеств, многие например, объединен в из которых, вероятно, были богиней войны Сехмет, а бог- первоначально местными богами. целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-6.jpg" alt=">В VIII тысячелетии до н. э. в северо- восточной Африке, в нижнем течении реки"> В VIII тысячелетии до н. э. в северо- восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н. э. , в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени. “Она соединяет нынешнее искусство – любое современное здание, любой плакат – с искусством, возникшим пять тысячелетий назад в долине Нила”. Школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – выученики греков. Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-7.jpg" alt=">Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он"> Родоначальником всего живого и божественного в египетской религии считается бог Атум. Согласно легенде он появился из хаоса. Затем он создал первую божественную пару бога Шу и богиню Тефнут. Шу - бог, олицетворяющий пространство между небом и землей, разделяющий небо и землю. Тефнут - женское дополнение Шу. Эта пара родила бога Геба и богиню Нут. Геб - это бог Земли, или по сути сама Земля. Нут - богиня Неба, или также само Небо. По представлению древних египтян вверху находится Нут, внизу Геб, а между ними Шу и Тефнут. От Геба и Нут произошли две пары - Осирис. и Исида, Сетх и Нефтида. Осирис и его жена Исида являются самыми важными фигурами египетского пантеона (все многообразие богов и божеств кой - либо религии). Осирис являлся богом растительности. По легенде он родился первым из пяти божеств, за ним родились Хор Старший, Сетх, Исида и Нефтида.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-8.jpg" alt="> Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца,"> Важное место в египетском пантеоне занимал бог Ра. Он являлся богом солнца, богом света. анх - это крест, у которого вместо верхней палочки находиться круг. В средневековой алхимии анх являлся символом бессмертия. Идеалом высшей мудрости и правды, олицетворением лучших сторон человеческой природы, воплощением ума у египтян являлся бог Тот. Бог Пта Был один из главных богов- это солнце и луна одновременно. Он считался покровителем ремесел. Иногда он считался верховным богом, творцом всех богов и мира Бог Амон считался всесущим божеством воздуха и ветра, которое наполняет весь видимый мир, дает жизнь всему живущему

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-9.jpg" alt=">Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю"> Мифология древнего Египта считается одной из самых развитых и богатых, известных за всю историю существования древних цивилизаций. Начало формирования её относят к 6 -4 тысячелетию до нашей эры. С тех пор, за долго до существования классового общества она претерпела существенные изменения. Поклонение божествам прошло свой путь эволюции от скромного культа местного божка до помпезного почитания их во всём Египте. Это имело отношение к возвеличиванию той или иной династии, которая в свою очередь покланялась некоему мифологическому персонажу. Ярким примером этого может служить распространение культа богини города Саис Нейт в 7 -6 веках до нашей эры одновременно с воцарением 26 Саисской династии. На заре формирования египетской мифологии местное божество было у каждой области. Местные боги имели различное воплощение- это могло быть животное, птица, дерево, камень или даже природное явление.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-10.jpg" alt=">Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат"> Пирамиды и Сфинкс, который впрочем также входит в состав погребального комплекса пирамиды Хефрена, принадлежат к наиболее характерным монументальным памятникам древнего Египта. Пирамиды были классическим типом царской усыпальницы в эпоху Древнего царства, а в менее монументальном виде, сохраняя свою внешнюю форму, возводились также для фараонов Среднего царства. Древнейшим видом гробниц царей Египта, возникшим до пирамид, были мастабы. Слово “мастаба” относится уже к арабскому времени и связано с тем, что форма этих трапециевидных в разрезе гробниц напоминала арабам большие скамьи, называвшиеся “мастаба”. Общего названия пирамид в нынешнем значении этого слова у египтян не было.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-11.jpg" alt=">1 2 "> 1 2

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-12.jpg" alt="> Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно"> Египтяне были искусными рисовальщиками. Необычайно точно они рисовали предметы и животных. Можно думать, что первоначально жители долины Нила записывали свои мысли, изображая на рисунке предметы, о которых шла речь. Но к периоду Раннего царства сложилась египетская система письма. Она на первый взгляд очень трудна. Сотни различных знаков от изображений человека и животных до предметов домашней утвари! Кажется, нет возможности разобраться в этом скоплении знаков. Но почти двухты-сячелетние искания привели к тому, что тайны египетского письма раскрыты.

Src="https://present5.com/presentation/3/156578323_437890981.pdf-img/156578323_437890981.pdf-13.jpg" alt=">В VIII веке до нашей эры, появился еще один вид египетского письма - демотика,"> В VIII веке до нашей эры, появился еще один вид египетского письма - демотика, развившийся из иератики. Система этого письма та же: те же звуковые знаки, определители.

Когда пал последний фараон Египта и страна стала разрываться на части непрерывными атаками со стороны агрессивных соседних стран, куда пропало местное население? Может быть, в период времени от римских завоеваний до присоединения Египта к мусульманским империям оно полностью исчезло?

Копты — это коренное население Египта и прямые потомки египтян. Они одни из первых христиан в мире и представители одной из самых древних ветвей христианства. Это именно то население Египта, которое в течение нескольких тысяч лет создавало великую цивилизацию.

Сейчас копты являют собой прекрасный пример того, как могут в тесной обстановке уживаться христианство и ислам. Копты, несмотря на непрестанные попытки ассимиляции, все так же похожи на древних египтян и все так же христиане. Они блюдут не только веру, но и чистоту крови. Коптская девушка никогда не выйдет замуж за не копта. А коптские юноши не женятся на арабских девушках. И лишь изредка они берут в жены европейских христианок.

...ПОКАЗАЛИ МНОГОЛЕТНИЕ ДНК- ИССЛЕДОВАНИЯ

Назвать египтянина арабом равносильно тяжелому оскорблению. "Мы - потомки фараонов и не имеем никакого отношения к арабам", - парируют жители Страны пирамид. Впрочем, они оказались почти правы, и это подтвердили многолетние научные изыскания, пишет издание "Иджипт индепендент", ссылаясь на данные обнародованного исследования National Geographic Genographic Project.

Более 10 лет ученые из National Geographic работали над определением генетического профиля каждой страны мира, чтобы установить расовое и этническое происхождение человечества. Анализ ДНК сотен коренных египтян выявил, что с арабами потомки фараонов соотносятся лишь на 17%. На 68% египтяне - исконные африканцы, точнее, североафриканцы, кровь которых со временем разбавили евреи (4%), выходцы из Восточной Африки (3%), азиаты (3%) и жители Южной Европы (3%).

По оценкам специалистов, "древнее население мигрировало из Африки, и их путь пролегал через северо-восток Африки затем далее на юго-запад Азии". Северовосточные и арабские компоненты в Египте появились в результате тех миграционных потоков, уверены ученые, равно, как и более поздние мигранты вернулись обратно в Африку с распространением сельского хозяйства 10 тыс. лет назад, а уже в VII веке с распространением ислама сюда пришли и арабы с Аравийского полуострова.

Восточноафриканские компоненты в египетской генетике стали отражением внутренних потоков передвижения в сторону плодородного Нила, а появление южноевропейских и азиатских элементов обусловлено ролью, которую играл в свое время Египет в экономическом и культурном развитии Средиземноморского региона.

Согласно результатам исследования, в наибольшей степени арабами являются кувейтяне: их ДНК на 84% соответствует арабской генетике, на 7% - азиатской, на 4% - североафриканской и на 3% - восточноафриканской. "Ближневосточная кровь", отмечают специалисты, формировалась также в результате миграции населения из Африки в Азию, когда часть людей решила остаться и, тем самым, заложила основу генетического фонда арабов. Между тем небольшая часть африканской крови, полагают эксперты, могла стать результатом работорговли в VIII-XIX веках.

Что касается ливанцев, то арабами их можно считать лишь наполовину (44%), на 14% в них течет еврейская кровь, на 11% - североафриканская, а еще 10% им добавили азиатские предки наряду с европейцами (5%) и выходцами из Восточной Африки (2%). В наименьшей степени - всего на 4% - арабами можно назвать туниссцев, в жилах которых течет 88% североафриканской крови. На 5% ее разбавили выходцы из Западной Европы и на 2% - жители Западной и Центральной Африки.

Немного истории

Можно считать ошибкой, что знакомство египтян с арабами произошло во время арабского завоевания Египта в седьмом веке. Культурное влияние Египта на культуру Аравии не вызывает сомнения. В свою очередь, с самого раннего времени отмечается появление в египетском языке слов, заимствованных у обитателей восточных пустынь. Основной путь, который связывал Египет с Аравией, шел через реку Вади аль-Хаммамат, которая начиналась недалеко от Фив и выходила к Красному морю в Аль-Кусейра. Египтяне установили контакты с бедуинскими племенами на Синайском полуострове еще в додинастические времена, когда приобретали у них медь и бирюзу. Фараоны первой династии уже сами эксплуатировали рудники на Синае, подчиняли себе проживавших там бедуинов или просто договаривались с ними.

Аравийский полуостров окружали степи и пустыни, превращая его в естественную крепость, недоступную для завоевателей. Недаром арабы называют его Арабским островом. Ограниченные жизненные ресурсы заставляли население мигрировать в соседние страны. Примерно раз в тысячелетие миграция бедуинских племен принимала массовый характер. Переселенцы направлялись или на восток в Междуречье, или в районы Сирии и Синайского полуострова, за которым лежала богатейшая долина Нила.

В 24-м году до нашей эры по приказу римского императора Августа префект Египта Элий Галл снарядил военную экспедицию для завоевания Аравии. В нее входило 10 тысяч воинов Египта, как и самих египтян, так и проживавших в стране римлян и греков. В состав экспедиции так же входили и союзники: 10 тысяч набатейцев и 500 иудеев. Это была первая и последняя попытка европейского государства захватить Внутреннюю Аравию. Изнурительный поход не принес никаких результатов, и через несколько месяцев закончился возвращением в Египет.

В 269-270 годах победоносные войска Зенобии, царицы Пальмиры, захватили Египет. По данным историков, что бы завоевать симпатии египтян, царица Зенобии распространяла слухи о своем египетском происхождении. Во всяком случае, все историки сходятся на том, что она в совершенстве владела египетским языком.

Еще один краткий эпизод из истории взаимоотношения арабов и египтян:

Уже после того, как войскам императора Аврелиана удалось разгромить пальмирцев, почти одновременно произошли антиримские восстания в Пальмире и Александрии. Это говорит об общих интересах египтян и арабов в борьбе против иноземных захватчиков.

Нередки были случаи, когда арабы жили среди египтян и наоборот. Арабские историки сообщают, что египтянин Бакум еще до появления ислама восстановил храм Каабы в Мекке, разрушенный сильнейшим селем, а Джабр бен Абдаллах аль Кибты (т.е. копт), один из ближайших сподвижников пророка Мухаммеда, был египтянином. На отношения арабов с египтянами повлиял сам пророк Мухаммед. По преданию он пожелал добра коптам, когда его жена коптка Мария родила сына, которого нарекли Ибрахимом.

Предводитель арабского войска Амр ибн аль-Ас, завоевавшего Египет, ранее был купцом и неоднократно приезжал в эту страну со своими товарами. Он говорил: Население Египта благороднее всех неарабов, щедрее и ближе всех к родству к арабам.

Из всего этого следует, что вступление в Египет под знаменами ислама арабской армии в 640 году не явилось вторжением враждебного народа. Уже с древнейших времен арабы знали египтян, а египтяне арабов. Были между ними и вооруженные столкновения, и длительные периоды мирных торговых, культурных и религиозных связей.

Само завоевание проходило мирно. Глава коптской церкви, подвергавшейся жестоким гонениям со стороны византийцев, призвал всех египтян не оказывать сопротивления новым завоевателям, чье число не превышало 12 тысяч (через несколько десятилетий в Египте насчитывалось уже более 80 тысяч воинов-арабов). Каждый наместник, назначаемый халифом в Египет, приводил с собой войско в несколько тысяч человек. Многие воины женились на коптских женщинах и навсегда оставались в Нильской долине. Особенно охотно арабы селились в Верхнем Египте, где их привлекали жаркий сухой климат, и конечно плодородие земель.

Завоевав Египет, арабы не поселились в уже существовавших городах. Жизнь в них для них была непривычна. Они разбили свой военный лагерь аль-Фустат, вблизи крепости Вавилон. Постепенно лагерь превратился в столицу. Лагерь оставался столицей до 969 года. После Фатимиды основали Каир.

Первый шаг в египтизации арабов и арабизации египтян — это ежегодная весенняя отправка арабских военных отрядов в различные районы страны для выпаса лошадей. Определенный отряд отправлялся в определенный район, и это приводило к установлению прочных связей с местным населением. Воины приживались в этих районах и постепенно смешивались с местным населением. Интересный факт: араб иногда брал в жены египтянку, но обратного не происходило.

Смешению арабов и египтян-коптов содействовало и то, что на большинстве государственных должностей (кроме самых высоких, занимаемых арабами), находились египтяне. Арабские племена, поселившись в Египте, переходили к оседлому образу жизни, и перенимали у коренных жителей их жизненный опыт, обычаи и привычки.

Уже спустя несколько веков большинство египтян приняло ислам, забыло свой древний язык, и переняло арабский. В настоящее время на коптском языке (давно уже непонятном для коптов), совершается лишь часть богослужений в церкви, но и здесь преобладает арабский. Копты, составляющие население в несколько миллионов, не являются национальным меньшинством в стране, что иногда про них говорят. В этническом отношении они принадлежат к египетскому народу, отличаясь от остальных египтян лишь религией.

Копты относятся к монофизитам, то есть считают, что у Христа была единственная, божественная сущность, отрицая полноту человеческой природы Спасителя. Коптская церковь относится к восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты очень близки к традиционному православию. Но различий между православием и египетским христианством немало - и в теологии, и в традициях.

После прочтения книги Абд Ар-Рахмана ибн Абд Ал-Хакама я теперь все могу сказать о происхождении египтян. И ответить на вопрос, почему египтяне называют себя на арабами, а египтянами. В 639 г. отряд арабских войск вторгся в Египет, и в течение двух лет эта важная провинция Византийской империи была захвачена и включена в состав халифата. Легкость завоевания в большой мере объясняется тем, что основное население этой страны — копты — испытывало двойной гнет со стороны византийцев: кроме налогового гнета оно подвергалось религиозным преследованиям, поскольку среди коптов было распространено учение монофиситов, осужденное византийским православием как ересь. Все важные административные должности в государстве занимали православные, обычно византийцы. Они же являлись наиболее крупными земельными собственниками. Поэтому копты рассматривали приход арабов как освобождение от византийского засилья и помогали им в ходе военных действий, указывая дороги, снабжая продовольствием и т. п. И действительно, на протяжении нескольких десятков лет арабское правление в этой стране было не тяжелее, а легче византийского. Налоги увеличены не были, а религиозные преследования прекратились. Ал-Фустат, построенная арабами столица провинции, где находилась ставка наместника, через 25-30 лет превратился в большой торгово-ремесленный город. О наличии в нем коптского населения свидетельствует факт постройки церкви, причем возражения фанатично настроенных мусульманских деятелей по этому поводу пресек наместник Египта Маслама б. Мухаллад (один из сподвижников пророка Мухаммада), сказав, что постройка церкви коптами на своей земле дозволена и что она служит благоустройству страны. Чрезвычайно быстро шло в стране распространение арабского языка. В начале VIII в. произошла замена греческого языка арабским в административной переписке. А уже с середины VIII в., как показывают сохранившиеся папирусы, по-арабски пишутся и деловые и частные письма, тогда как греческих и коптских папирусов с этого времени практически нет. Это, правда, не свидетельствует о принятии коптами не только языка, но и религии ислама. Только в начале IX в., когда после подавления многолетнего восстания (в котором, кстати сказать, приняли деятельное участие поселившиеся в Египте арабы) начались преследования христиан-коптов, произошла массовая исламизация основного населения страны, однако число христиан-коптов, особенно в Верхнем Египте, оставалось значительным и гораздо позднее. Интересно отметить, что в истории Египта мы ни разу не встречаемся с антиарабской борьбой местного населения. Восстания, которые имели место в этой стране, всегда были вызваны чисто экономическими причинами, вроде повышения налогов. Не было в Египте и той жестокой борьбы между арабскими племенами, которая шла в центральных и восточных провинциях халифата. Египет же не претерпел усобиц и разорения. В 868 г. назначенный правителем страны Ахмад б. Тулун практически добился независимости от халифов и платил лишь символическую дань. Кроме того, после создания жизнеописания пророка Мухаммеда( ) в Египте издается и мусульманская история Египта. В этой истории упоминается, что пророк Мухаммед(да благословит его Аллах и да приветствует ) предупреждал своих последователей о коренном населении Египта темнокожих и кучерявых людях. И просил не преследовать их, так как пока арабы заняты завоеваниями. Копты могут выполнять мирную работу до которой арабы не охочи. В истории Египта описывается история Египта до арабского завоевания, рассказ о Египетских древностях, о строительстве Александрии. В книге изложен ход завоевания страны арабами под руководством Амры б. Ал-Аса. Постепенно происходит исламизация коптов, они добровольно принимают религию арабов. Происходят смешанные браки между христианками и арабами. И в настоящее время население Египта это смешанное арабо-коптское население. Настоящее арабское население сохранилось только среди бедуинов. В книге «Завоевания Египта, ал-Магриба и ал-Андалуса» говорится о заселении Египта потомками Ноя, затем приводятся имена всех царей древнего Египта, описываются приход в эту страну Авраама, история Иосифа, Моисея и другие связанные с Египтом библейские эпизоды. Кроме того, есть мнение, что ученый при написании этой книги пользовался коптским фольклором, так как есть несколько персонажей не известных в библии или коране. Египетские историки, которые всячески подчеркивали близость арабов и коптов - эта тема развернута в начале книги Ибн ‘Абд ал-Хакама, где, с одной стороны, подчеркивается родство арабов с коптами, поскольку египтянка Агарь была матерью прародителя арабов Исма’ила, а с другой - хорошее отношение к коптам пророка Мухаммада, поскольку матерью его сына Ибрахима, умершего в младенчестве, была коптянка Марийа. Египетские арабы претендовали на то, что они являются прямыми продолжателями древней египетской культуры и истории, на то, что они сами египтяне. Именно поэтому среди многочисленных исторических трудов, написанных египтянами, практически нет ни одной «всеобщей истории», нет ни одного сочинения, которое было бы посвящено истории халифата в целом.

Откровения…
Все, кто побывал хоть раз в Египте, наверняка заметили огромное количество русского населения, - тех, кто приехал в страну пирамид на длительный срок. Причины у всех разные, одни могут позволить себе 2-3 месяца жить в Египте, каждый день загорая на пляже, другие желают поработать в туристической сфере, третьи находят здесь свою любовь и женятся (или выходят замуж).

Давайте поговорим о последнем – как русские девушки выходят замуж в Египте: как быстро они решились переехать в другую страну и выйти замуж, и за что именно они ценят своих любимых мужчин. Поинтересуемся у разных девушек их Love story, а затем с тем же вопросом обратимся к их мужьям (и попытаемся выяснить, что же их так привлекает в наших красавицах).

НАТАША и МОХАМЕД

Евгения Макрам: "Наташ, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?"
Наташа: "Наша первая встреча с Мохамедом произошла 2 года назад - я ездила отдыхать вместе с мамой на морскую экскурсию на остров Утопия. Когда мы сели в автобус я сразу увидела ЕГО глаза и не могла устоять от его обаяния. Я долго смотрела на него, а он - на меня. Он мне показался очень красивым!!! Целый день на корабле мы были вместе, плавали, и он показывал мне разноцветные кораллы и экзотических рыбок. На острове мы разговорились, и он сказал, что хочет жениться на мне, и, если станешь моей женой, то будешь жить как КОРОЛЕВА… (В будущем так все и произошло). Когда мы возвращались с экскурсии, он поинтересовался, смогу ли я пойти с ним вечером в кафе, и попросил разрешения у мамы. Чему я была приятно удивлена. Я согласилась (и мама тоже). Вечером мы встретились с Мохамедом вдвоем, разговаривали о жизни, общение проходило легко и непринужденно. Он говорил, какие у него планы на будущее, рассуждал очень грамотно и интересно, сказал, что если я буду с ним, то никого кроме меня существовать в его жизни не будет. И тут ко мне пришло чувство, что у нас с ним любовь с первого взгляда. К сожалению, посидели в кафе мало, он уезжал на экскурсию в Каир. Договорились, что он будет ждать моего возвращения из России... И он дождался... Как он сказал, так и сделал.
За спиной 4 месяца разлуки и переписывания смс, и вот, долгожданная встреча вновь произошла!!! Он меня встретил в аэропорту и спросил - согласна ли я стать его женой. Ответ очевиден, конечно же я согласилась!!!
«Ради тебя я и приехала сюда, бросила все, только чтобы быть с тобой!!!»
Он снял для нас прекрасную новую квартиру, оформил договор о браке, так как в Египте жить не расписанными нельзя. Очень сильно ревновал. Но день за днем мы привыкали, наслаждались жизнью в объятиях друг друга. Все было прекрасно, хотя были и ссоры иногда, но это мелочи, главное что мы – вместе!!!
Евгения Макрам: Почему твой выбор все-таки пал на мужчину –египтянина? Какие именно черты его характера тебе нравятся? Что ты в нем ценишь?
Наташа: Почему я выбрала египтянина? Потому что он - настоящий мужчина, и для жены готов сделать все, что она хочет!!! Жена - это святое, он никогда не даст её в обиду и всегда защитит. Пусть он меня сильно ревновал, первое время ругался и думал, что я всегда с другими мужчинами, так как видел каждый день, как русские туристки «гуляют» направо и налево... Зато я ощущала, как он заботится, волнуется, ведь я в чужой пока ещё стране и никого здесь не знаю, вдруг меня обманут? Я ощущала, как сильно он меня любит, что я – только его женщина!!! И одевалась первое время я открыто, все египтяне на улице меня обсматривали, да и его друзья, что и говорить.
Евгения Макрам: Согласна, Наташ, а какому мужчине будет приятно, что его любимую девушку открыто обглядывают другие мужчины? Наверное только тому, который не ценит и не любит свою жену.
Наташа: Мохамед хотел, чтобы смотрел только он и никто больше. Ну, честно говоря, мужчины-египтяне все такие, считают, что его женщина должна принадлежать только ему, и никто на неё не должен даже смотреть, не то, чтобы уж говорить с ней (имею ввиду других мужчин).
Евгения Макрам: А русские мужчины иногда наоборот считают, что это круто, если на твою женщину все глазеют, значит, она у меня красавица. Обратите внимание, сколько девушек на пляже загорают топлесс, а их мужья лежат рядом и ухмыляются, мол, посмотрите, какая у меня женщина красивая…
Наташа: За что я его ценю? Он всегда делает все, как я хочу. Ну а на самом деле - он ДОБРЫЙ, ЗАБОТЛИВЫЙ, когда он рядом, я чувствую себя, как за каменной стеной, он ВЕРНЫЙ и ПРЕДАННЫЙ. Он НЕЖНЫЙ и ЛАСКОВЫЙ – и слово приятное умеет сказать, успокоит и поддержит, если у меня проблемы. Он – ЩЕДРЫЙ, никогда не жалеет денег для меня, покупает одежду, делает регулярно подарки.
Евгения Макрам: Наташ, а что говорит муж по-поводу ваших русско-египетских отношений?
Мохамед: Прежде всего я нашел в Наташе то, что необходимо каждому мужчине - доброту, ласку, нежность, верность и любовь. Она очень покорная, всегда выслушает и постарается сделать так, как я попросил, так, чтобы мне было хорошо. А во-вторых, она помогает мне во всем, говорит, что если у меня будут проблемы с деньгами, то она будет работать вместе со мной, поддерживать. Она успевает и дом держать в порядке и следить за своей внешностью и красотой. Любому мужчине это будет приятно. А большинство девушек-египтянок - ленивые, привыкли сидеть дома и ничем не заниматься, кушать и долго спать. Они хотят только деньги, золото, дорогие подарки… И им не важно, что ты зарабатываешь каждую копейку с трудом. Они мало чем увлекаются, из-за чего с ними скучно и не интересно. (Не все, но большинство именно такие). С русскими девушками интересно, они (в большинстве) активны, имеют много увлечений, с ними всегда есть о чем поговорить. Наташа всегда интересуется моей жизнью, внимательно выслушает, спросит: «Как работа? Как друзья? Как мама с папой?» Она поддерживает меня во всем, всегда даст нужный совет.
Евгения Макрам: Наташ, а есть ли ревность к его работе в туризме?
Наташа: Я его не ревную к работе в туризме, как ни странно это звучит. Почему-то очень спокойна, знаю, что пока я делаю все как он хочет, ему не нужна будет другая. Ведь от чего мужчина смотрит на сторону? Когда ему чего-то не хватает в отношениях. Или жена не внимательна к нему, уделяет мало времени. Или любви нет и взаимопонимания. А если мужчине дать все, что он просит, быть покорной, слушать его, понимать, уважать, то зачем ему другая? Да, у египтян есть особенность - он всегда командир, он - мужчина и главный в доме. Я всегда должна слушать его, например пошла в магазин, должна позвонить и сказать. И вообще в любом вопросе, тоже спрашивать первым его, всегда нужно его разрешение. Возможно со-стороны это покажется, как ущемление свободы, но если вы любите человека, он для вас всегда на первом месте!!!
Мужчина-египтянин хочет, чтобы жена была прекрасна и красива, но только для него, а не для других. (Поэтому египтяне любят, когда женщина носит закрытую одежду, чтоб её (жену) никто не видел в общественных местах, а дома Он один уже наслаждается её красотой). Мохамед настойчивый во всех вопросах и переубедить его невозможно, даже не стоит этого делать, бесполезно, лучше и проще согласиться. Он, как и большинство египтян, не хочет, чтоб жена работала и уставала, хочет чтоб сидела дома и отдыхала, и всегда встречала мужа с работы в хорошем настроении, всегда была как королева.
Евгения Макрам: Но сейчас ты работаешь, как он согласился?
Наташа: Да, сейчас я работаю, он сначала был не доволен, но потом привык. Хотя ревность всегда с ним.
К чему пришлось привыкнуть? - Готовить еду по-египетски. Но это даже мне на пользу. Еда у египтян готовится легко, все блюда полезные и вкусные!!! Теперь мне всегда есть чем удивить моих родителей и русских подруг, когда они приезжают в гости!!!
А что по-поводу одежды могу сказать? Длинную одежду я одела год назад, когда был месяц рамадан. Он попросил, и отказать я просто не могла, обещал, что только на месяц, но все оказалось не так. Но меня это не напрягает, а наоборот, вызывает уважение со стороны других египтян, никто не может прикоснуться ко мне и говорить, как с туристкой, даже в маршрутке садятся осторожно. После рамадана Мохамед подарил мне золотое обручальное кольцо и цепочку. И я совсем стала чувствовать себя русской египтянкой. Что мне приятно. Меня стали больше уважать его семья и друзья.
За время нашей семейной жизни мы не изменились, какие были, такими и остались, просто привыкли друг к другу, любовь стала сильней!!! Заботимся и переживаем друг за друга, постоянно скучаем, когда он на 2х дневных экскурсиях Каир-Александрия, без него дома пусто и одиноко, а когда я на работе, ему тоже не хватает меня. Он сам с удовольствием приготовит вкусный ужин и встретит меня с работы…

НАДЯ И АХМЕД

Евгения Макрам: Надь, расскажите, когда произошла ваша первая встреча, и как всё началось?
Надя: Первая встреча произошла ровно год назад, когда я приехала в Хургаду работать в турфирме. Первое впечатление было - что он (Ахмед) как-то отличается от других египтян, и внешностью и рассуждениями во время разговора. Но чем он был не похож на остальных, было не понятно. Мне было ужасно интересно узнать его получше. Он взял мой номер телефона и чуть позже позвонил. Я решила, что если уж приложил усилия и не забыл мой номер, то можно пообщаться с этим человеком, тем более, мне хотелось узнать, что же в нем не так, как в других.
Общались долго… Каждый день встречались после работы, гуляли, разговаривали обо всем на свете, и конечно же узнавали друг-друга, находили много общего. Нам вдвоем всегда было весело и интересно!!! Мы становились ближе друг к другу, дружба перерастала в настоящие чувства. Мы жили в Египте (в Хургаде), какое-то время просто встречались, потом стали жить вместе. Весь год «не разлей вода», каждый день вместе, расставались только один раз на время моего отпуска на родину (две недели). Вот так прошел год, и сейчас мы подаем документы на оформление официального брака.
Евгения Макрам: Поздравляю, Надь!!! Расскажите теперь поподробнее о ваших отношениях? Что особенно тебе нравится в твоем муже?
Надя: Он добрый, ласковый, и самое главное – заботиться обо мне, защищает, я чувствую себя, как за каменной стеной!!! Чувствую его любовь ко мне!!! Я верю в его верность мне, потому что я очень хорошо знаю своего мужа, из-за одного влечения, он не никогда не захочет потерять то, что у него есть сейчас - спокойная и размеренная жизнь и уверенность в завтрашнем дне. Мой муж очень любит детей, у нас есть соседка по площадке, она совсем маленькая, приходит к нам в гости часто, муж ей подарил уже половину игрушек из нашего дома и постоянно скучает по ней. Очень хочет семью и детей, первую дочку…
Евгения Макрам: Я вообще заметила, что мужчины-египтяне очень любят детей, они заботятся о них с такими же усилиями, как и матери. Они укачивают своих грудных малюток, кормят, играют с ними, а жены тем временем могут отдыхать. Когда я работала гидом на корабле на Райский остров, то миллион раз наблюдала, как папа укачивает малыша, поет ему песенки, меняет памперсы, а мама купается, отдыхает. Муж берет на себя половину обязанностей, это точно!!! В России я часто слышала от мужчин, что только после 40 лет, они понимают по-настоящему, что такое дети. И как правило мужчины не любят возиться с грудными детьми. А в Египте – мужья обожают своё будущее чадо, когда он только успел появиться в мамином животике!!! Да, и ещё очень любят девочек. (а многие думаю наоборот, что египтяне любят только мальчиков, но это не так. Любят одинаково!!!)
А что можете сказать о русско-египетских отношениях?
Надя: Особенности русско-египетских отношений в том, что кто-то из пары в любом случае будет жить не в своей стране, если конечно же не рассматривается другой вариант, выбор третьей страны, так сказать, нейтральная территория.
Евгения Макрам: А значит, тому из пары, кто переехал, придется знакомиться с новой культурой, традициями. И привыкать к ним, принимать их, меняться самому. Тем более если рассматриваем Россию и Египет. Мы совсем разные, имею ввиду нацию в целом. Парни-египтяне, переезжающие в Россию, европеизируются, становятся более современными. А девушки, переезжающие в Египет... по-разному. Некоторые не меняются, просто соблюдают местные правила. Другие становятся более спокойными, «семейными» так сказать. Уважают местные традиции, немного меняют стиль одежды (менее открытый). А третьи – начинаю перенимать египетские обычаи, принимают мусульманство, меняют стиль одежды, могут одеть хиджаб (платок), да и характер в корне могут изменить. Вообщем, у всех смешанных пар привыкание друг к другу происходит по-разному. Каждая семья устанавливает свои правила.
Для меня муж - это мой муж, и люблю я его за отношения ко мне, а не за его национальность или вероисповедание. Если бы я встретила такого человека, как он, у себя на родине, то жила бы с ним в своей стране, но получилось так, что я встретила свою вторую половинку в Египте, а значит так хочет Бог. И ценю я его за мягкий характер, спокойствие и проявленное уважения.
Ахмед: Я ценю Надю за доброе, честное и открытое сердце, за то, что она всегда улыбается и заряжает меня хорошим настроением!!! И за то, что она мне во всем помогает, поддерживает. Мы ведь оба молодые и учимся друг на друге, как строить семью, формировать хорошие отношения, взаимоуважение и понимание. Помогаем друг другу становиться лучше…А ещё мне очень приятно, что она принимает меня таким, какой я есть, и гордится мной.
Евгения Макрам: Вы оба работаете в туризме. Есть ли ревность к работе друг друга?
Надя: Работа - есть работа. Я довольно спокойно отношусь к его деятельности, считаю, что не важно, где человек работает, главное что он думает. Не ревную абсолютно.
Ахмед: Нормально отношусь к работе Нади, но не хочу, чтобы она работала с таким непостоянным графиком (то утро, то вечер), надо что-то более спокойнее.
Надя: Я поменялась живя с мужем, стала более спокойной и рассудительной и менее вспыльчивой и обидчивой. Стала мудрее.
Жизнь в Хургаде конечно же отличается от той, которой я жила раньше, но человек привыкает ко всему, главное, чтобы жизнь была достойной. Чтобы вы были довольны своей работой, чтобы вы нашли новых настоящих друзей, и, главное, чтобы отношения с мужем были искренними, в семье царила любовь и взаимопонимание!!!

Похожие статьи
 
Категории