Эксклюзив: Мария Ревякина — о «Золотой Маске», взаимопроникновении культур и оскорбленной в чувствах общественности. "от первого лица" ток-шоу

19.04.2019

Национальной театральной премии за сезон 2011-2012 годов. Фестиваль, который в марте 2013-го пройдет в девятнадцатый раз, меняется — впервые среди номинаций появилась "роль второго плана", а при дирекции — правление. Тем не менее "Маска" как главная театральная премия страны всегда вызывает вопросы - к составу жюри, к результатам, к качеству конкурсных спектаклей. После оглашения результатов работы экспертного совета на сайте СТД появилась информация о том, что жюри было сформировано без согласования с секретариатом театрального союза. Об этом и не только мы поговорили с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной. Беседовала Анна Банасюкевич.

- В каком состоянии подошел фестиваль к сегодняшнему дню и что нового?

— "Золотая Маска" - это живая и постоянно меняющаяся история, это зеркало российского театра. Фестиваль и его проекты отвечают на запросы времени, не только отражают ситуацию в театральном искусстве как таковом, но и передают настроение общества, транслируют саму интонацию окружающей жизни. Стержень всего, что объединено под словосочетанием "Золотая Маска", - это институт Российской национальной премии и Фестиваля. "Золотая Маска" имеет две неизменяемые основы - экспертный совет и жюри. Экспертизу осуществляют критики, театроведы, то есть аналитики. Решение о награждении принимают представители всех театральных профессий. Это то, что в нашей работе неизменно.

— Состав жюри должен быть ротирован на 2/3, но обычно в жюри никто из прошлого сезона не переходит. В Положении о Премии прописано, что ни создатель, ни участник спектакля не могут работать в жюри. То есть в жюри могут войти люди, которые работают в театре, продукция которого номинирована на "Маску" - трудно отсечь чуть ли не все ведущие театры и ограничиться строго теми, кто не попал в список номинантов. С председателем жюри мы пытаемся договариваться заранее, потому что обычно у главных режиссеров, хореографов, дирижеров жизнь расписана на год вперед. Так как у Валерия Фокина не оказалось никаких премьер в прошлом сезоне, мы его пригласили. Он не сразу дал согласие, но потом сказал, что ему это интересно. Когда человек попадает в жюри, он видит срез того, что случилось интересного в театрах России за сезон. Фокин не является создателем спектакля "Гедда Габлер", его поставил Кама Гинкас, то есть все пункты Положения соблюдены. Фокин - значительный режиссер и, как всем известно, личность независимая. Уверена, он не будет лоббировать свой театр из корыстных соображений. В любом случае, в ситуации, когда в жюри есть человек, работающий в театре, продукция которого номинируется, он не может голосовать за свой театр. То же самое и в экспертном совете.

- Какие имеет полномочия председатель жюри по сравнению с рядовыми членами жюри?

— Председатель жюри имеет два голоса при спорных решениях. Если жюри голосует, и голоса раскладываются 50 на 50, то председатель жюри имеет право прибавить свой голос к какому-то мнению, которое он считает разумным. Никакого особого давления оказывать он не может, а профессиональным авторитетом обладают все члены жюри. И все эти разговоры - что если бы был другой председатель, то был бы другой результат, не имеют под собой почвы. Если членов жюри 15, то один председатель ничего не изменит.

- Существуют какие-то критерии отбора спектаклей у экспертного совета?

— Только художественные критерии. Больше никаких. В Москве все спектакли смотрятся "вживую". Что касается спектаклей из регионов, то от театров мы получаем диски, причем просим сделать обычную запись, как можно более простую и адекватную, как будто бы человек смотрит из зала, трейлеры не принимаем. Если после просмотра записи экспертный совет признает спектакль интересным, то несколько человек летят в город и смотрят. Если их мнения будут разными, тогда летят следующие. Эксперты отнюдь не единомышленники, но когда они работают, они понимают, что им нужно сформировать афишу, по которой было бы понятно, почему именно эти спектакли попали в нее.

СТД предъявил претензии к дирекции фестиваля, что состав жюри не согласован с секретариатом?.. Что будет дальше?

— Это отчасти справедливый упрек в наш адрес, это наш промах, хотя, конечно, мы сделали это не специально. Ситуация такова: с каждым годом все сложнее арендовать московские площадки для привозных спектаклей. С музыкальными театрами надо договариваться за 1,5 года. И в Большом, и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко все расписано. В связи с этим иногда мы вынуждены уже в январе показывать какие-то спектакли. Мариинку всегда привозим раньше по тем же причинам - график театра крайне плотный. Из-за этого и жюри порою вынуждено начинать работать раньше, чем открывается фестиваль, то есть смотреть спектакли в январе-феврале. Следовательно, необходимо уже в ноябре объявить номинантов и жюри, собрать пресс-конференцию. Всегда мы решали эту проблему в рабочем порядке. В этом году та же история. Мы разослали проект состава жюри по 31 адресу - в комиссии, в кабинеты СТД, но сделали ошибку - не отправили председателю Союза . Потом он уехал в командировку на 10 дней, и получилось так, что мы огласили состав жюри, не согласовав его с секретариатом, нарушили процедуру. Сейчас секретариат оставляет за собой право внести изменения в состав жюри - об этом станет известно 10 декабря.

- Зачем "Золотой Маске" понадобилось правление?

— Дирекция фестиваля "Золотая Маска" — это автономная некоммерческая организация, юридическое лицо. Высший орган нашего фестиваля - президент, но в свое время поменялся закон об автономных некоммерческих организациях и мы обратились в секретариат СТД с тем, чтобы поменять устав - это было в 2011 году. Теперь высшим органом управления становится правление, в которое входят Константин Райкин, Игорь Костолевский и президент фестиваля Георгий Тараторкин. Единственная цель правления - представительская. Для того, чтобы работать со спонсорами, в регионах, на каких-то отдельных проектах, необходимы люди, которых знают и ценят. Правление имеет отношение только к дирекции "Золотой Маски", к нашим проектам, но не к деятельности фестиваля в целом, не к отбору спектаклей или к формированию афиши.

- Отменят ли когда-нибудь номинацию "Эксперимент"?

— В свое время эта номинация называлась "Новация", а переименовали, потому что понятие "новация" - крайне спорное и, по существу, его можно отнести к любому интересному спектаклю. Номинация "Эксперимент" существует потому, что есть жанр драмы, есть кукольный театр, есть балет, опера, мюзикл, но появляются перформансы, какие-то другие театральные действа, которые нельзя подвести ни под один существующий жанр. Например, театр АХЕ - это и не драма, и не музыка. К какой номинации отнести их спектакль? Номинация "Эксперимент" - это всегда сложный, но и интересный театроведческий вопрос. Необходимо, чтобы театроведы нашли подходящую терминологию для этого- нового — театра.

Каким образом вы совмещаете должности гендиректора "Маски" и директора Театра Наций? И не повлияет ли это на отбор спектаклей для фестиваля?

— Ни в коем случае. Могу назвать несколько подобных примеров. Президент нашего фестиваля - актер театра имени Моссовета, он никогда не лоббировал интересы своего театра. Председатель СТД - художественный руководитель театра Et Cetera, и я ни разу в жизни не слышала, чтобы Калягин пытался лоббировать спектакли своего театра. Что касается моего случая, то я работаю в Театре Наций как директор, и к зоне моей компетенции относятся административная, хозяйственная и финансовая работа. Я не отвечаю за репертуарную политику театра, не берусь анализировать спектакли, которые там выходят. У театра есть проекты, в том числе такие, как фестиваль "Территория", фестиваль театров малых городов, предстоит реализация проекта Театрального квартала - все это относится к организационной работе, которой и занимаюсь. Так же и в "Маске". Никакого влияния на работу экспертов и жюри я никогда не оказывала и не буду, моя задача в другом - стремиться к тому, чтобы "Маска" эффективно работала, чтобы в финансировании фестиваля участвовали не только министерство культуры и правительство Москвы, но и спонсоры. Так что две мои должности никак между собой не связаны, а закон разрешает совмещение, я же не являюсь госслужащим.

/. Фестиваль спектаклей-номинантов Российской национальной театральной премии «Золотая маска» в 24-й раз стартует во вторник в Москве. Первым покажут балет «Золушка» Пермского театра оперы и балета на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, сообщили ТАСС в пресс-службе «Золотой маски».

"Первым в борьбу за награды вступит балет «Золушка» Пермского театра оперы и балета, который выдвинут на премию в восьми основных номинациях: «Лучший спектакль в балете», «Лучшая работа дирижера» - Теодор Курентзис , «Лучшая работа хореографа» - Алексей Мирошниченко Альона Пикалова , «Лучшая работа художника по костюмам» - Татьяна Ногинова , «Лучшая работа художника по свету» - Алексей Хорошев, «Лучшая женская роль в балете» - Инна Билаш , «Лучшая мужская роль в балете» - Никита Четвериков ", - отметили в пресс-службе.

Собеседница агентства проинформировала, что следующим покажут «Губернатор» БДТ им. Г. А. Товстоногова, номинированный как «Лучший спектакль в драме, большая форма», «Лучшая работа режиссера» - Андрей Могучий , «Лучшая работа художника» - Александр Шишкин , «Лучшая работа художника по свету» - Стас Свистунович, «Лучшая мужская роль в драме» - Дмитрий Воробьев . Показ спектакля состоится 7 и 8 февраля на сцене МХТ им. Чехова.

В февральской афише фестиваля также значатся «Клетка» (Большой театр), «Cantos» Пермского театра оперы и балета, «Времена года» (Мариинский театр), «В гостях Европа» (Фестиваль «Территория» и «Rimini Protokoll», Германия), «Кузмин. Форель разбивает лед» (Гоголь-центр), «Билли Бадд» (Большой театр), «Ахматова. Поэма без героя» (Гоголь-центр).

"Февраль - это только начало фестиваля «Золотая маска», который продлится до 15 апреля, когда будут определены победителя конкурса", - добавили в пресс-службе. Конкурсные спектакли вместе со зрителями, согласно традиции, смотрят жюри, которых на «Золотой маске» два. Жюри драматического театра и театра кукол в этом году возглавил режиссер, народный артист Латвии, лауреат Государственной премии РФ Адольф Шапиро . Председателем жюри музыкального театра стал главный дирижер Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье», приглашенный дирижер Мариинского и Михайловского театров, народный артист РФ Павел Бубельников .

Всего 66 спектаклей

"Доля театров из российских регионов, как и в предыдущие годы, составляет почти половину от общего числа номинированных (44%). География фестиваля продолжает расширяться: в 2018 году в конкурсную программу вошли новые города: Лесосибирск, Альметьевск и Махачкала", - отметила Ревякина.

"Конечно, в конкурсной программе представлены спектакли главных театров страны, - продолжила она, - это и БДТ им. Товстоногова, и МДТ-Театр Европы Льва Додина , МХТ им. Чехова, Александринский театр, Театр им. Вахтангова и другие. Но с ними на равных в конкурсе выступают, например, театр «Олонхо» из Якутска, который всегда поражает театральной самобытностью, Башкирский театр им. Гафури из Уфы, чей спектакль «Антигона» один из самых номинированных в конкурсе: шесть главных номинаций - работа режиссера, художника, женская и мужская роль, а также женская и мужская роль второго плана. Шесть номинаций также у спектакля «Гроза» впервые участвующего в конкурсе Молодежного театра из Краснодара. "

Ревякина назвала отрадным тот факт, что на конкурс снова попадают в небольшие театры, уже побывавшие ранее на «Золотой маске»: Театр «Грань» из Новокуйбышевска, театр драмы им. Чехова из города Серова. В 2018 году поставлен очередной рекорд в номинации «работа режиссера в драме», где представлены 29 человек.

Что касается конкурса музыкальных театров, то в нем, по словам Ревякиной, есть все постоянные участники: Большой театр, Мариинский, театры из Перми, Екатеринбурга, Москвы. Новый участник конкурса (был один раз в конкурсе в 1996 году) - Воронежский театр оперы и балета, который представляет оперу «Родина электричества».

"Золотая маска" не только конкурс, - подчеркнула Ревякина, - я имею в виду внеконкурсную программу, которая включает в себя проекты «Маска Плюс» и «Детский Weekend». В феврале-марте 2018 года во внеконкурсной программе будут показаны 19 спектаклей из 12 городов России: Екатеринбург, Казань, Канск, Лесосибирск, Москва, Новокуйбышевск, Новосибирск, Пермь, Санкт-Петербург, Серов, Хабаровск, Шарыпово".

По словам Ревякиной, «в „Маске Плюс“ участвуют яркие, нестандартные работы из городов России, созданные талантливыми артистами, молодыми режиссерами, выпускниками театральных вузов, свободными театральными труппами, студиями. „Маска Плюс“ демонстрирует зрителям и специалистам разнообразие современного театра, живущего и развивающегося за пределами столиц и известных культурных центров».

Проект «Детский Weekend» адресован детской и подростковой аудитории от двух до 16 лет. Его цель - представить самые интересные, по мнению ведущих театральных критиков и специалистов, постановки для детей и юношества. «Прошлый Детский Weekend у нас получился по-хорошему традиционным: в программе было много сказок, народных и авторских, ярких стилизаций под фольклор и классического театра кукол. В этом году мы решили кардинально сменить вектор и отметить экспериментальные, поисковые работы, которых в нашем консервативном детском театре совсем мало - и тем они ценнее», - заявила Ревякина.

Очевидно, что с современными детьми, растущими в цифровую эпоху, невозможно разговаривать на том же языке, что и 20-30 лет назад. В нашей программе будут спектакль-комикс, спектакль-чат, спектакль-лекция, спектакль-мокьюментари. Где-то дети смогут вволю побеситься и покидаться подушками, а где-то - принять участие в действии с помощью своего мобильного телефона, рассказала собеседница агентства.

"Золотая маска в городе" - один из самых популярных проектов фестиваля. Наши уличные спектакли и выставки каждый год посещает до 2 млн человек. В 2018 году мы продолжим удивлять москвичей неожиданными выступлениями театров-номинантов «Золотой маски» в самых разных местах, заверила гендиректор фестиваля.

Проект «Золотая маска в кино» в 2018 году будет проведен в четвертый раз, и каждый год мы с радостью отмечаем возрастающий зрительский интерес, сказала Ревякина, добавив, что в афишу кинопрограммы включены спектакли «Иванов» Театра Наций и «Барабаны в ночи» Театра им. Пушкина.

Трансляции в интернете

"Программу «Золотой маски» в кинотеатрах страны мы впервые решили дополнить трансляциями спектаклей-номинантов в интернете. Благодаря новому проекту «Золотая маска онлайн», значительно возрастет аудитория фестиваля и вовлеченность зрителей по всему миру в общий фестивальный процесс. Прямые трансляции в рамках проекта «Золотая маска онлайн» пройдут на главной странице поискового портала "Яндекс" , а в программу включены конкурсные спектакли «Губернатор» БДТ им. Г. А. Товстоногова в постановке Андрея Могучего, «Дядя Ваня» Театра им. Ленсовета в постановке Юрия Бутусова и опера «Чаадский» театра «Геликон-опера» в постановке Кирилла Серебренникова ", - сообщила Ревякина.

Гендиректор «Золотой маски» озвучила еще одну новость. Премия впервые за свою историю проведет две церемонии награждения.

"В этом году мы впервые решили провести две равноценные церемонии награждения, отдельно выделив лауреатов премии в почетной номинации «За выдающийся вклад в развитие театрального искусства России», - сказала Ревякина. - Речь идет о людях, которых знает вся страна и которые, бесспорно, заслужили особого почета и внимания".

Слушать программу можно не только по приёмникам, но и в Интернете - www.сайт .

Электронная почта программы: [email protected]

Говорить сегодня мы будем о хорошем, о том, что в жизни есть что-то, кроме экономики и политики. Гостья в студии - Мария Ревякина , генеральный директор российской национальной театральной премии "Золотая маска" и фестиваля с одноимённым названием.

Очень приятно, что сегодня мы можем поговорить об искусстве, о прекрасном. Правда, меня всегда в прежние времена заботило, особенно, когда плохо обстояло дело с гастролями, что приглашаешь какого-нибудь московского театрального деятеля в программу, и он начинает рассказывать о своём театре, о своих спектаклях, премьерах, тут ты невольно думаешь, что в Москве, в Питере или ещё в каком-то городе-миллионнике это увидят, но ведь Россия большая. И интерес к театру, несмотря ни на какие жизненные обстоятельства, сохраняется. И то, что мы говорим, что люди стали прямо такими равнодушными ко всему прекрасному, это всё неправда. Вот и думается, а как бы людям это всё увидеть? В формате фестиваля и национальной премии "Золотая маска" появились некоторые подробности, которые позволят нашим слушателям в других российских городах, не только в Москве и Петербурге, увидеть прекрасные театральные достижения. Но начнём просто с нескольких слов о "Золотой маске". Не всё о ней знают, хотя о ней много говорят и по телевидению, и по радио, и в газетах пишут. Что это такое?

М. Ревякина: Прежде всего, это очень красивая сама по себе "Золотая маска" , которую придумал и разработал известнейший театральный художник Олег Шейнцис . Фестиваль "Золотая маска" был учреждён в 1993 году Союзом театральных деятелей. Это была идея Михаила Александровича Ульянова и ещё нескольких человек, в том числе Владимира Георгиевича Урина , нынешнего директора Большого театра. Вот такая пришла к ним идея - сделать фестиваль, который мог бы объединить театральную Россию. В начале он касался Москвы. И уже после того, как он прошёл в Москве, наши коллеги тех лет приняли решение, что всё-таки это должен быть праздник для всей театральной России. И это, конечно, было очень правильное решение.

Собственно, сам принцип был таким: профессионалы - профессионалам . Он таким и остался. То есть, в экспертных советах премии - театральные критики, театральные журналисты и музыковеды. Это те люди, которые ищут спектакли, смотрят их и формируют афишу. Они объединены в два экспертных совета - по музыке и по драме. Они год работают, весь театральный сезон, а затем к октябрю заканчивают, формируют афишу из огромного количества просмотренных спектаклей, а потом с января-февраля, это зависит от того, какие мы площадки выбираем, уже два состава жюри - драматическое и музыкальное - отсматривают эти спектакли и уже из номинантов выбирают лауреатов. У нас обычно в апреле, в этом году она будет 18 апреля, проходит церемония закрытия и вручения премий.

Что касается количества спектаклей, то с каждым годом оно увеличивается. Я имею в виду те спектакли, что отсматривают эксперты. В этом году они посмотрели более 600 спектаклей. Конечно, это очень много. Огромная работа, тяжкий труд, потому что нужно летать, ездить, смотреть.

И из такого большого количества в этом году было отобрано 56 спектаклей, они попали в афишу. Но при этом опять же в этом году у нас было новшество. Мы очень долго его обсуждали и, наконец, его всё-таки приняли. Заключается оно в том, что мы сначала публикуем long list - список тех спектаклей, которые были наиболее интересны и ярки за весь театральный сезон. Вот таких набралось 180. И вот из этого лонг-листа появился шорт-лист , состоящий из 56 спектаклей.

Теперь уже работает жюри. Тоже не лёгкая это работа: выбрать из 15 режиссёров лучшего, потому что в любом случае это будет, так или иначе, компромиссное решение, так как понятно, что среди них есть серьёзные фигуры.

Театр, как, впрочем, и литература, и всё остальное, - это субъективная вещь.

М. Ревякина: Конечно, всё это субъективно. Но когда собираются 9-12 субъективных личностей, они все равно приходят к какой-то афише. Понятно, что у них разные пристрастия, различные вкусы, совершенно разный уровень подхода к спектаклям, но, тем не менее, они спектакли отбирают, причём отбирают открытым голосованием. Они очень много спорят, иногда много раз переголосовывают в финале, но все равно приходят к формированию афиши.

Думаю, что не мешало бы назвать несколько имён тех, кто определяет судьбу и лучших режиссёров, и лучших постановок?

М. Ревякина: Они у нас меняются каждый год. У нас ротация.

Но есть же какой-то председатель?

М. Ревякина: Нет, они тоже все меняются. У нас экспертные советы ротируются. Я могу назвать только председателей экспертных советов, которые сейчас работают, они начали с осени. Это Александр Вислов - председатель драматического экспертного совета, и Екатерина Бирюкова - председатель музыкального экспертного совета. Но каждый год в соответствии с положением...

А в жюри кто входит?

М. Ревякина: Что касается жюри этого года, то председателем драматического жюри является Анатолий Миронович Смелянский , а музыкальное жюри возглавляет Андрейс Жагарс .

Интересная вещь появилась в этом году - "Золотая маска" в кино" .

М. Ревякина: Да. У нас есть ряд проектов. Потому что всё-таки конкурс - это основной стержень фестиваля, но с течением времени вокруг самого фестиваля появилось много проекты, которые мы придумали вместе с нашими экспертами. И у нас практически у всех программ есть кураторы-эксперты.

Прежде всего, это внеконкурсная программа, которая уже несколько лет идёт. Мы начинаем фестиваль внеконкурсной программой . Вот и сейчас очень интересные спектакли есть, их осталось не так много, порядка 30 из самых разных городов, которые тоже были отобраны экспертами. Во внеконкурсной программе есть разделы: "Этнический театр" , "Новый театр" , "Молодая режиссура" или "Молодые люди, которые ставят спектакли" . И вообще представлены совершенно разные, даже маленькие города - Кудымкар, Глазов. Якутия, Хакасия - оттуда тоже есть замечательные спектакли, которые отобраны экспертами и которые сейчас идут.

Есть ещё такой проект, как "Детский уикенд" . Мы стараемся набирать детские спектакли по России, так как всё-таки спрос на детские спектакли большой, а спектаклей мало хороших. И вот мы уже второй год осуществляем этот проект. Это тоже до основного фестиваля.

Затем основной фестиваль, образовательная программа, она у нас уже не первый год. Вот сейчас Институт театра работает, Институт театральной критики, балетной критики , где обучают молодых ребят. Во-первых, мы даём всем возможность ходить на спектакли, писать рецензии, учим, как писать рецензии, объясняем, что такое балет. Аня Гордеева ведёт этот класс. Очень много записываются, но, к сожалению, мы не можем много набирать.

Есть лаборатория , где обучает Дина Хусейн . Это современный танец. Там было огромное количество желающих. Много анкет мы получили, около 90, но отобрано всего 20.

И сейчас мы начинаем класс оперной критики . Он у нас такой специально для школ, для педагогов и для школьников, чтобы всё-таки они могли понимать оперу. Поэтому это тоже в Институте театра.

Вообще, "Золотая маска" ведёт очень серьёзную просветительскую работу. Программа Russian Case , по которой у нас уже 15 лет приезжают продюсеры из-за рубежа, наши коллеги - директора театров и директора фестивалей. И в течение 4-5 дней они смотрят (это уже отдельная афиша) спектакли. У них график вообще тяжелейший: четыре-пять спектаклей в день. Они скачут по разным площадкам и смотрят на то, что происходит в российском театре. И каким-то образом дальше уже завязываются прямые контакты с театрами.

И перед тем, как рассказать о "Золотой маске" в кино", я должна сказать, что мы с 2000 года проводим фестиваль под названием "Лучшие спектакли в городах России" при поддержке Министерства культуры и соответствующих регионов. И каждый раз, когда у нас заканчивается фестиваль, у нас начинаются региональные поездки. Мы везём лауреатов и номинантов "Золотой маски" в разные города. В частности, в этом году у нас Омск, Красноярск, Тара, где Михаил Александрович Ульянов родился, Петрозаводск, Костомукша, Ульяновск, Димитровград, Череповец. И вот мы везём туда спектакли, которые имеют уже определённый знак качества, с нашей точки зрения.

И должна вам сказать, что это всегда переполненные залы, это всегда билетов нет. Мы не продаём билеты на эти спектакли, но просим, чтобы наши коллеги обязательно продавали билеты по стоимости билетов конкретного региона, чтобы на спектакли могли попасть люди, которые любят театр: врачи, учителя, студенты. Чтобы любые люди реально могли посмотреть то, что они никогда не увидят, потому что не смогут приехать в Москву.

И второй проект у нас, который 10 лет идёт, это "Лучшие российские спектакли в странах Балтии" . И там такая же картина. Они в мае начинают продавать билеты, и за неделю-две все билеты раскупаются.

И дальше мы решили следующее. В прошлом году возникла идея, почему бы не сделать так, чтобы всё-таки спектакли, которые идут в рамках фестиваля, могли увидеть люди, театральные поклонники, которые далеко и в силу географических и экономических обстоятельств никогда на фестиваль не приедут. И вместе с артобъединением "Cool Connections" и нашим основным партнёром телеканалом "Культура" мы придумали пилотный проект в этом году - это прямые трансляции спектаклей-номинантов в кинотеатрах России.

(Полный вариант записи беседы с гостьей слушайте в аудиофайле).

Национальной театральной премии за сезон 2011-2012 годов. Фестиваль, который в марте 2013-го пройдет в девятнадцатый раз, меняется — впервые среди номинаций появилась "роль второго плана", а при дирекции — правление. Тем не менее "Маска" как главная театральная премия страны всегда вызывает вопросы - к составу жюри, к результатам, к качеству конкурсных спектаклей. После оглашения результатов работы экспертного совета на сайте СТД появилась информация о том, что жюри было сформировано без согласования с секретариатом театрального союза. Об этом и не только мы поговорили с генеральным директором фестиваля Марией Ревякиной. Беседовала Анна Банасюкевич.

- В каком состоянии подошел фестиваль к сегодняшнему дню и что нового?

— "Золотая Маска" - это живая и постоянно меняющаяся история, это зеркало российского театра. Фестиваль и его проекты отвечают на запросы времени, не только отражают ситуацию в театральном искусстве как таковом, но и передают настроение общества, транслируют саму интонацию окружающей жизни. Стержень всего, что объединено под словосочетанием "Золотая Маска", - это институт Российской национальной премии и Фестиваля. "Золотая Маска" имеет две неизменяемые основы - экспертный совет и жюри. Экспертизу осуществляют критики, театроведы, то есть аналитики. Решение о награждении принимают представители всех театральных профессий. Это то, что в нашей работе неизменно.

— Состав жюри должен быть ротирован на 2/3, но обычно в жюри никто из прошлого сезона не переходит. В Положении о Премии прописано, что ни создатель, ни участник спектакля не могут работать в жюри. То есть в жюри могут войти люди, которые работают в театре, продукция которого номинирована на "Маску" - трудно отсечь чуть ли не все ведущие театры и ограничиться строго теми, кто не попал в список номинантов. С председателем жюри мы пытаемся договариваться заранее, потому что обычно у главных режиссеров, хореографов, дирижеров жизнь расписана на год вперед. Так как у Валерия Фокина не оказалось никаких премьер в прошлом сезоне, мы его пригласили. Он не сразу дал согласие, но потом сказал, что ему это интересно. Когда человек попадает в жюри, он видит срез того, что случилось интересного в театрах России за сезон. Фокин не является создателем спектакля "Гедда Габлер", его поставил Кама Гинкас, то есть все пункты Положения соблюдены. Фокин - значительный режиссер и, как всем известно, личность независимая. Уверена, он не будет лоббировать свой театр из корыстных соображений. В любом случае, в ситуации, когда в жюри есть человек, работающий в театре, продукция которого номинируется, он не может голосовать за свой театр. То же самое и в экспертном совете.

- Какие имеет полномочия председатель жюри по сравнению с рядовыми членами жюри?

— Председатель жюри имеет два голоса при спорных решениях. Если жюри голосует, и голоса раскладываются 50 на 50, то председатель жюри имеет право прибавить свой голос к какому-то мнению, которое он считает разумным. Никакого особого давления оказывать он не может, а профессиональным авторитетом обладают все члены жюри. И все эти разговоры - что если бы был другой председатель, то был бы другой результат, не имеют под собой почвы. Если членов жюри 15, то один председатель ничего не изменит.

- Существуют какие-то критерии отбора спектаклей у экспертного совета?

— Только художественные критерии. Больше никаких. В Москве все спектакли смотрятся "вживую". Что касается спектаклей из регионов, то от театров мы получаем диски, причем просим сделать обычную запись, как можно более простую и адекватную, как будто бы человек смотрит из зала, трейлеры не принимаем. Если после просмотра записи экспертный совет признает спектакль интересным, то несколько человек летят в город и смотрят. Если их мнения будут разными, тогда летят следующие. Эксперты отнюдь не единомышленники, но когда они работают, они понимают, что им нужно сформировать афишу, по которой было бы понятно, почему именно эти спектакли попали в нее.

СТД предъявил претензии к дирекции фестиваля, что состав жюри не согласован с секретариатом?.. Что будет дальше?

— Это отчасти справедливый упрек в наш адрес, это наш промах, хотя, конечно, мы сделали это не специально. Ситуация такова: с каждым годом все сложнее арендовать московские площадки для привозных спектаклей. С музыкальными театрами надо договариваться за 1,5 года. И в Большом, и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко все расписано. В связи с этим иногда мы вынуждены уже в январе показывать какие-то спектакли. Мариинку всегда привозим раньше по тем же причинам - график театра крайне плотный. Из-за этого и жюри порою вынуждено начинать работать раньше, чем открывается фестиваль, то есть смотреть спектакли в январе-феврале. Следовательно, необходимо уже в ноябре объявить номинантов и жюри, собрать пресс-конференцию. Всегда мы решали эту проблему в рабочем порядке. В этом году та же история. Мы разослали проект состава жюри по 31 адресу - в комиссии, в кабинеты СТД, но сделали ошибку - не отправили председателю Союза . Потом он уехал в командировку на 10 дней, и получилось так, что мы огласили состав жюри, не согласовав его с секретариатом, нарушили процедуру. Сейчас секретариат оставляет за собой право внести изменения в состав жюри - об этом станет известно 10 декабря.

- Зачем "Золотой Маске" понадобилось правление?

— Дирекция фестиваля "Золотая Маска" — это автономная некоммерческая организация, юридическое лицо. Высший орган нашего фестиваля - президент, но в свое время поменялся закон об автономных некоммерческих организациях и мы обратились в секретариат СТД с тем, чтобы поменять устав - это было в 2011 году. Теперь высшим органом управления становится правление, в которое входят Константин Райкин, Игорь Костолевский и президент фестиваля Георгий Тараторкин. Единственная цель правления - представительская. Для того, чтобы работать со спонсорами, в регионах, на каких-то отдельных проектах, необходимы люди, которых знают и ценят. Правление имеет отношение только к дирекции "Золотой Маски", к нашим проектам, но не к деятельности фестиваля в целом, не к отбору спектаклей или к формированию афиши.

- Отменят ли когда-нибудь номинацию "Эксперимент"?

— В свое время эта номинация называлась "Новация", а переименовали, потому что понятие "новация" - крайне спорное и, по существу, его можно отнести к любому интересному спектаклю. Номинация "Эксперимент" существует потому, что есть жанр драмы, есть кукольный театр, есть балет, опера, мюзикл, но появляются перформансы, какие-то другие театральные действа, которые нельзя подвести ни под один существующий жанр. Например, театр АХЕ - это и не драма, и не музыка. К какой номинации отнести их спектакль? Номинация "Эксперимент" - это всегда сложный, но и интересный театроведческий вопрос. Необходимо, чтобы театроведы нашли подходящую терминологию для этого- нового — театра.

Каким образом вы совмещаете должности гендиректора "Маски" и директора Театра Наций? И не повлияет ли это на отбор спектаклей для фестиваля?

— Ни в коем случае. Могу назвать несколько подобных примеров. Президент нашего фестиваля - актер театра имени Моссовета, он никогда не лоббировал интересы своего театра. Председатель СТД - художественный руководитель театра Et Cetera, и я ни разу в жизни не слышала, чтобы Калягин пытался лоббировать спектакли своего театра. Что касается моего случая, то я работаю в Театре Наций как директор, и к зоне моей компетенции относятся административная, хозяйственная и финансовая работа. Я не отвечаю за репертуарную политику театра, не берусь анализировать спектакли, которые там выходят. У театра есть проекты, в том числе такие, как фестиваль "Территория", фестиваль театров малых городов, предстоит реализация проекта Театрального квартала - все это относится к организационной работе, которой и занимаюсь. Так же и в "Маске". Никакого влияния на работу экспертов и жюри я никогда не оказывала и не буду, моя задача в другом - стремиться к тому, чтобы "Маска" эффективно работала, чтобы в финансировании фестиваля участвовали не только министерство культуры и правительство Москвы, но и спонсоры. Так что две мои должности никак между собой не связаны, а закон разрешает совмещение, я же не являюсь госслужащим.

Пройдя перед церемонией открытия фестиваля по длинному коридору Театрального музея Смильгиса, увешанному афишами спектаклей, показанных «Золой Маской» в Латвии, гендиректор Национальной российской премии Мария Ревякина воскликнула: «Даже не верится, что десять лет прошло! Кажется, только вчера открывали у вас в Риге первый этот фестиваль».

— Ведь вы занялись этим проектом, как только стали гендиректором российской «Золотой Маски»?

— Да, и мы же начинали вместе, с Юлией Лочмеле. Она, кстати, сначала посмотрела спектакли «ЗМ» в Эстонии, потом в Москве - и загорелась идей, что обязательно нужно делать такой фестиваль и в Латвии. После чего мы начали проводить их у вас каждый год.

И вот уже десять лет мы вместе, и не просто мы приезжаем к вам, но еще и к нам приезжают ваши НРТ, Театр Дайлес, Опера, принимали мы и ваши независимые, негосударственные театры.

Мария Ревякина, российский театральный менеджер и руководитель, генеральный директор национальной театральной премии-фестиваля «Золотая маска » (с 2004) и директор Театра Наций (с 2012), заслуженный работник культуры Российской Федерации .

Лауреат премии Правительства РФ в области культуры (2014).

Мы привозили такие прекрасные спектакли, как «Долгая жизнь» и «Сонечка» Ависа Херманиса, и это было потрясением для всей Москвы. А его же постановка «Рассказы Шукшина» в Театре Наций - абсолютный бестселлер, 8 октября мы сыграли ее уже в 200-тый раз! Знаете, получилась сложно переплетенная дружба такая. Например, Андрей Жагарс у нас на российской «ЗМ» один раз был зампредседателя жюри музыкального театра. А этом году - председателем и во главе всей команды определял, кто же будет лауреатами.

И то, что между нашими театрами, нашими театральными культурами происходит, включая и «Маску», и всю нашу долгую жизнь (почти по Херманису!), — это, конечно, здорово.

Несмотря на кризисы, проблемы, разногласия, говоря на этом языке театральном, мы понимаем друг друга.

Культура, и особенно театральная культура, всегда способствует только тому, что люди друг друга понимают лучше. Потому что в центре любой серьезной постановки — человек, со всеми его сложностями, проблемами, вопросами, а они и вечны.

— Кстати, именно лично вы были инициатором и международной программы «Контекст» в рамках «ЗМ»?

— Первоначально она называлась "Легендарные спектакли ХХ века" и включала те зарубежные спектакли, которые идут очень долго и сохраняются как некая классика, хотя это не обязательно классические постановки.

А потом мы все-таки заменили на «Контекст», — то есть, это нечто на стыке жанров, то, в чем мы переплетаемся, в чем находим общие точки, очень актуальные.

Но это совсем небольшая программа. В прошлом году мы приглашали знаменитого немецкого режиссера Хайнера Гёббельса с музыкальным спектаклем «Когда гора сменила свой наряд», а сейчас он уже поставил в московоском Элетротеатре «Станиславский» у Бориса Юхананова «Макс Блэк, или 62 способа подпереть голову рукой», на основе записных книжек Поля Валерии, а также немецких и британских философов.

— После недавней критики по поводу принципов премии «Золотая Маска» со стороны и министерства кульутры, и т.н. общественности, — изменилось ли что-то в его организации?

— Если говорить о номинациях, то они меняются каждый год. Сейчас речь о том, чтобы сократить их количество. Но это компетенция профессионального сообщества, а учредитель «ЗМ» один - СТД России. Так как в 2008 году было подписано соглашение между минкультом и СТД о том, что есть два организатора премии-фестиваля, и у каждого своя компетенция. Недавно прошло несколько рабочих совещаний, где мы обсуждали, что можно изменить в организации «Маски». Однако,

все равно это премия театрального союза, независимая театральная премия и голос профессионального сообщества должен быть и является превалирующим.

— Но такие уважаемые профессионалы, как режиссеры Константин Богомолов и Кирилл Серебренников, недавно заявили об отказе от участия в «ЗМ», поскольку их не устраивает состав ее нынешнего экспертного совета!

— Мы уже решили, что ротация экспертного совета должна быть стопроцентной. Такого раньше не было, поскольку очень сложно найти критика, который может ездить в командировки по огромной стране. Но сейчас это попробуем, хотя будет нелегко.

Повторно критики смогут в этой комиссии работать только через два цикла - на третий раз. Это реально.

И еще решили, что критик, работающий в штате театра, не может войти в состав экспертного совета. Это довольно жалко, потому что многие способные критики работают в театрах, но при этом они никогда не голосовали и не обсуждали спектакли своего театра, если те попадали в поле зрения «ЗМ»…

То есть, ищем и компромиссы, и соглашения. Это конкурс, премия, и естественно, не все одинаково воспринимают результаты. Тут все равно субъективные точки зрения экспертов, которые затем, при голосовании, приходят к какой-то итоговой афише. Но остальная часть критического сообщества, возможно, даже не очень большая, с нею может быть не согласна, полагая, что вот отмеченный ими спектакль в нее не попал, а он прекрасен… Только вот худрук РАМТа и замечательный режиссер Алексей Бородин сказал, — послушайте, но это игра, нельзя к этому относиться так серьезно!

Да, и театр, и премия - это игра, есть такие правила игры, и мы их соблюдаем.

Но премия эта очень важна, потому что она все-таки отражает взгляд профессионального сообщества.

— Причем, «ЗМ» охватывает не только столицы, но все российское театральное пространство?

— Обязательно! Эксперты смотрят по 600-700 спектаклей в год! И это тяжелейшая работа, потому что спектакль, который отбирается окончательно, должен быть отсмотрен только вживую, а не на диске.

— Кстати, именно настояли на таком всеобъемлющем охвате?

— Конечно. Присутствие театров из регионов очень важно, и собственно региональние театры сегодня очень хорошо развиваются. Может быть, благодаря тому, что они видят, что происходит - мы ведь тоже привозим лучшие спектакли в регионы, а провинциальные театры приезжают в Москву. И нельзя не отмечать их работы, делать резервацию: есть московские театры - и все остальные. Такого не может быть. Это единое театральное пространство. Именно созданием такого единого театрального пространства все эти годы и занималась «Маска».

— У вас тут и чисто личный мотив — вы родом из Поволжья, учились и начинали карьеру в Новосибирске?

— Да, и мне за этих людей было обидно.

— А что интересного происходит сегодня в театральной жизни?

— Мне кажется,

театр вообще развивается очень интересно и никакого застоя давно нет.

Вот несколько дней назад мы смотрели спектакль Тимофея Кулябина «Три сестры» Новосибирского театра «Красный факел» — это потрясающая работа! Совершенно новое открытие Чехова, с сохранением чеховского текста. Отличные новые работы в Большом театре, в том числе, — и иностранных хореографов. Например, потрясающий балет «Укрощение строптивой» на музыку Шостаковича, поставленный знаменитым Жан-Кристофом Майо. У Дмитрия Крымова новая премьера. В Театре «Мастерская Петра Фоменко» появился прекрасный «Сон в летнюю ночь»…

— А что ниспровергатели и новаторы Клим (Владимир Клименко) и Борис Юхананов, не так давно возглавившие, соответственно, московский Центр драматургии и режиссуры и бывший Театр им. Станиславского - ныне Электротеатр «Станиславский»?

—У Юхананова вообще бурная-бурная жизнь. «Синяя птица» идет несколько вечеров. Есть еще несколько спектаклей на музыку молодых композиторов (в том числе, юханановский «Стойкий принцип. Спектакль в трех актах, двух кладбищах и одном концерте»), и каждый вечер идет другой кусок. У них ставят Кастеллуччи, Хайнер Гёббельс, Терзопулос. В «Гоголь-центре»? Серебренников вместе с режиссером-хореографом Антоном Адасинским только что выпустил «Кому на Руси жить хорошо» по Некрасову, и это тоже очень интересно.

— С 2012 года вы являетесь еще и директором Театра Наций, который работает по контрактной системе. Или все же есть постоянный актерский костяк, и это некий гибрид стационарного и контрактного театра?

— Не гибрид, у нас нет труппы. Просто актеров конкретные режиссеры выбирают, и есть несколько человек, которых они берут в свои спектакли. Но актеры у нас все равно на контрактах, и не на сезон, а на конкретную постановку. Поэтому режиссеры проводят кастинг.

—А вы приверженец именно контрактного театра?

за то, чтобы цвели все цветы.

Есть разные формы театра, и они должны существовать. Жизнь многообразна, всем хватит места, как писал очень известный консервативный писатель другому, прогрессивному, писателю.

— Как вы решились взвалить на себя и премию-фестиваль и знаменитый театр?

— Конечно, жто сложно. У меня, честно говоря, все время расписано, и скажем, читать книги приходится в самолетах, в поездах, ночами. Тем не менее, и Театр Наций (ТН), и «Маска» — это очень интересно. И они все равно в чем-то похожи, все равно ТН - проектный театр, со своими спектаклями, фестивалями. Так что

я сейчас улетала, говорю Миронову: «Женя, ты на хозяйстве, я полетела». А в тоже «Маске» очень профессиональная команда. Люди, которым не надо ничего разжевывать, которых не нужно ничему обучать.

Я вообще-то не планировала возвращаться в театр, после того, как уже в «Маске» поработала. Но мы очень долго с Евгением Мироновым вели переговоры и я поняла, что ему после реконструкции театра необходима помощь. Нужно было создавать команду, логистику делать. И вот уже три года я в ТН работаю директором. Формированием репертуара на сто процентов занимаются Миронов и Роман Должанский. А

я занимаюсь только хозяйственной, административной и прочей деятельностью, чтобы театр мог воплотить то, что планирует худрук. Чтобы и спектакли шли, и были проекты.

Такие, например, как работа с различными социально незащищенными слоями населения, людьми с ограниченными возможностями.

Затрагиваем социально острые темы. Выпускали, скажем, спектакль «Бросить легко» о наркоманах, в котором играли не актеры, а люди, которые прошли эту историю наркозависимости. Опыт был полезный, потому что спектакль собирал много молодежи, и они слышали от таких же сверстников, через что те прошли. А это было страшно. Потом мы осуществили проект «Прикасаемые» (автор идеи - Евгений Миронов, продюсер - Ингеборга Дапкунайте. - Н.М.), с Фондом слепоглухих. Это люди, у которых только осязание. Спектакль с участием и очень известных актеров, и непрофессионалов, играется на разных площадках. А сейчас вместе с Институтом им. Сербского хотим сделать проект, который тоже касается таких болезней, как Альцгеймера.

— У театра есть также Фестиваль малых городов?

— И придумал его Миронов давно, еще до открытия театра. Должна сказать, что это огромная лепта в развитие российских малых городов. Благодаря лабораториям, мастер-классам, которые мы там проводим, а также итоговому фестивалю, их спектакли стали появляться и у нас в «Маске», потому что хороший уровень.

А еще ТН является базой для Международной фестиваля-школы «Территория», и очередная «Территория» закончилась буквально несколько дней назад. Главными зрителями и участниками фестиваля становятся студенты театральных и творческих вузов России и стран ближнего зарубежья. Проводятся классы. А это возможность не только послушать очень известных и крупных театральных деятелей, актеров и режиссеров, но еще и позаниматься с ними какими-то очень конкретными дисциплинами. И увидеть спектакли, которые, понятно, не доедут до глубинки.

— Ощущаете ли вы последнее время давление тех «активистов», той «общественности», которая бывает почему-то обязательно всегда оскорблена в каких-нибудь чувствах?

—Знаете, общественность - понятие растяжимое. Потому что, как правило, есть несколько человек, которые чем-то недовольны. Ну, недовольны, что делать! Все мы разные и по-разному оцениваем какие-то явления и процессы.

В Театре Наций, слава Богу, не доходило еще до такой ситуации, как в Новосибирской опере с «Тангейзером». Но ведь там она тоже была спровоцированная, это же так просто не делается. Раскрученная специально.

Не знаю, кто за этим стоял (стояли). Очень жаль, что в итоге художественный руководитель театра, талантливый дирижер Айнар Рубикис оттуда ушел. Театр был все-таки прекрасный, с таким неформальным репертуаром, неожиданными постановками, находками… И всегда этот театр был известен, и не только в России. Знаете, ведь все возрождается. Ничего не бывает вечно, все меняется.

Просто мы иногда очень нервно реагируем, просто потому что это происходит при нас, сию минуту. Но процессы это длительные, и сегодня так, а завтра будет по-другому…

P.S. : Уже после нашей беседы с Марией Ревякиной в СМИ и социальных сетях появилось обращение председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина к молодым и талантливым с призывом - «Смирите гордыню!». «Надеюсь, вам понятно, что мы никогда не соберем экспертный совет, который одобрят абсолютно все, — пишет он. — …Я хочу призвать всех: уважайте себя, уважайте мнение ваших коллег, уважайте противоположные эстетические взгляды. Ни у кого нет права узурпировать театральную эстетику, заявлять, что вот это главное, а это второстепенное. Время все расставит на свои места. Важно, чтобы в истории от нас остались талантливые спектакли, а не скандалы, склоки, хамские реплики в социальных сетях и различные проявления нетерпимости».

P.P.S .: Неужто отдельные вспышки болезни под названием «нетерпимость» сливаются в эпидемию? Которая не обошла и талантливых обладателей, кажется, самого сильного иммунитета? И неужели мы вновь наблюдаем очередной эпизод вечного сюжета шварцевского «Дракона»?



Похожие статьи
 
Категории