Энкаустика, нетрадиционная техника рисования восковыми мелками. Великолепные творческие идеи для всей семьи - картины из расплавленных восковых мелков

25.04.2019
Калуга Елена Николаевна, методист МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Суража Брянской области

Рисунок можно выполнить с детьми 7-10 лет.
Так же мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО и начальных классов, увлеченным и творческим родителям.

Назначение мастер-класса: занятие можно включить в курс для начинающих рисовать акварелью, рисунок оформленный в паспарту и рамку можно использовать для подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить рисунок осенних цветов, передав их фактуру и характерные особенности
Задачи:
Научить сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки
Развивать композиционные навыки
Воспитывать любовь к природе
Развивать эстетический вкус
Получить радость творчества

Астры
Солнце в небе удивилось:
- Что за чудо приключилось,
Может, звездочки зажгли?
Это астры расцвели!

Вся земля - ковер нарядный -
Яркий, красочный, парадный.
Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.

Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные -
Самые прекрасные! Татьяна Лаврова

Материалы и оборудование
. Лист бумаги А4
. Восковые мелки
. Простой карандаш
. Акварельные краски
. Емкость с водой
. Кисть белка №6

Последовательность выполнения работы:

Карандашом на листе рисуем овалы - намечаем размер и местоположение цветов астр. Рисуем не сильно нажимая на карандаш, чтобы линии были еле видимыми. Астры должны быть примерно одинакового размера. Чтобы композиция была гармоничной не следует 2 цветка располагать на одной линии по вертикали или горизонтали. Внутри больших овалов рисуем маленькие овалы - серединки цветов.

Желтым восковым мелком закрашиваем серединки астр. Для этого рисуем в маленьком овале спиральку. Полностью закрашивать овал не нужно, необходимо оставить место для акварели.

Восковыми мелками рисуем лепестки астр. Для этого проводим линии от серединки цветка к краю, как лучи солнышка. Мелком рисуем с нажимом, чтобы линия была яркая и жирная. Астры можно рисовать любым понравившимся цветом. Для данного рисунка лучше выбрать 2-3 цвета.

Зеленым восковым мелком рисуем листья.

Чтобы композиция была завершенной, в наш букет добавляем мелких цветочков. На свободном пространстве листа рисуем желтым восковым мелком мелкие снежинки. Рисуем их, объединяя в соцветия по несколько штук. Мелком работаем так же, с нажимом.

Теперь приступаем к работе акварелью. Охрой закрашиваем фон рисунка. Краску наносим на лист полностью, исключая только места, где нарисованы астры. Между астрами добавляем зеленые пятна. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью просто невозможно.

После высыхания фона рисуем астры. Берем краску такого же цвета, каким нарисованы астры, но более насыщенного оттенка, чтобы краска не сливалась с восковым мелком и накладываем мазки от серединки к краю поверх лепестков, нарисованных мелком. Желтой краской раскрашиваем серединку цветка.

Зеленой краской рисуем листья.


Оранжевой краской рисуем мелкие цветочки. Поверх желтых снежинок накладываем мазки акварелью в том же направлении, в каком рисовали снежинку мелком. Так же накладываем оранжевый мазок снизу на серединку, чтобы придать ей объем.
Рисунок готов. Осталось оформить его в паспарту.

Работы моих учеников

Урок рисования для детей 8-9 лет

Мастер-класс по рисованию. Изучение смешанной техники: восковые мелки + акварель.

Тематическая композиция «Хоровод рыбок» в смешанной технике: восковые мелки и акварель.


Возрастная категория – 8-9 лет
Мастер-класс предназначен для начинающих: знакомство учащихся с новой смешанной техникой – восковые мелки и акварель. В данной технике могут выполняться работы в любом жанре изобразительного искусства: декоративный пейзаж, портрет, натюрморт, декоративная станковая композиция, открытка, орнаментальная композиция, иллюстрация. Для детей меньшей возрастной категории (7 лет и младше) можно применять шаблоны рыбок.
Тип занятия: практический. Занятие усвоения новых знаний и умений.
Вид: изображение на плоскости по памяти, представлению.
Цель: приобретение навыков работы различными графическими и живописными материалами.
Задачи: поиск выразительного колористического и композиционного решения.
Обучающие: знакомство со смешанной техникой – восковые мелки и акварель.
Развивающие: развитие навыков работы в различных техниках;
- развитие навыков комбинирования в декоративном изображении;
- развитие воображения, фантазии, творческого потенциала;
- развитие ассоциативного, образного мышления, способности к воображению;
- развитие глазомера, воображения, способности к созданию образа;
Воспитывающие: воспитание внимания учащихся, сознательного отношения к работе, воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности, привитие чувства любви к родине, восхищения красотой родного края.
Знания: статика, динамика, фризовое изображение, симметрия, асимметрия, композиционный центр, равновесие, соразмерность, масштаб, формат, контраст, нюанс, колорит.
Умения: грамотно и последовательно вести работу, применять различные технические приёмы для передачи художественного замысла.
Навык: применение в работе различных технических приёмов.
Методы, используемые на занятии:
по характеру познавательной деятельности учащихся:
- объяснительно – иллюстративный;
- репродуктивный;
- метод творческих задач;
- частично – поисковый;
- исследовательский.
По источнику получения знаний:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Форма проведения занятия:
Урок - беседа
Оборудование и материалы, необходимые на занятии



Для учащихся:
- лист бумаги формата А3,
- ластик,
- простые карандаши,
- резак или точилка;
- акварель;
- баночка для воды;
- кисти;
- восковые мелки;
- шаблоны рыбок;
- цветные карандаши.
Для преподавателя:
а) книги с иллюстрациями.
б) репродукции работ художников в различных техниках.
в) графические материалы и лист бумаги формата А3.
г) методические пособия.
д) работы учащихся из фонда школы.
Ход занятия.
I. Сообщение темы и цели занятия.
II. Вводная беседа. Изложение нового материала.
Урок можно начать с чтения стихотворений по теме и вопросов: где водятся рыбы в природе? Где, кроме природных водоёмов могут жить рыбы? Каких рыб дети знают? Какие рыбки живут в аквариумах у детей и их характерные особенности?

Литературный ряд:

На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, -
Рыбкам выпрыгнуть на воздух.
Все равно, что нам нырнуть.
«Золотая рыбка».

Эта рыбка не простая,
Эта рыбка - золотая.
Найдёшь с ней понимание,

Исполнит три желания!

«Рыбки в аквариуме».
В аквариуме – рыбки,
У них есть свой мирок:
Там камни и улитки,
И пузырьков поток.

У Саши есть домашний пруд
Его аквариум зовут.
И много есть секретов,
В пруду стеклянном этом.
В нём сад зелёный под водой,
С камней свисает мох седой,
На дне лежат коряги,
Где спят сомы и раки.
В саду стоит стеклянный грот,
В там рыбки водят хоровод,
И ползают по плиткам
Рогатые улитки.
Большая рыба подплыла,
Остановилась у стекла,
Стоит, щеками дышит,
И плавниками шевелит,
И что-то Саше говорит,
Но он её не слышит.

За стеклом прозрачным
Рыбок хоровод,
Не грустит, не плачет
Тамошний народ.
Средь травы зелёной,
Словно огоньки
В новогодней ёлке
В зимние деньки.
Блеском ярким рыбки
Словно мишура.
Пусть свои улыбки
Дарит детвора.

Рыбий дом не для людей,
В нем ни окон, ни дверей,
Ни конфет, ни детворы,
Ни компьютерной игры,
Там живут вдали от кошки,
Молчаливые рыбешки,
Водяные пузырьки,
Да смешные червячки,
Четырьмя карандашами,
Я раскрашу их цветами,
Синим, красным и простым,
И, конечно, золотым!

У аквариума - киска,
К рыбкам подобралась близко.
Лапкой пробует поймать
И никак ей не понять,
Что рыбёшки - за стеклом!
Не добраться киске.
Так что, киска, кушай корм
Из кошачьей миски.
Всё равно она сидит,
На аквариум глядит
И пытается опять
Рыбку хоть ОДНУ поймать.

Мой аквариум не море,
Мир подводный маленький.
Рыбок много в нем живет,
А жизнь там настоящая.
Украшают дно ракушки
И игрушечный фрегат.
Жемчуг бус по дну рассыпан.
Чудных водорослей сад.
Живет там рыбка золотая
Чешуя блестит огнем.
Хвост красивый развевает
И плывет в хрустальный дом.
А еще там есть улитки
Ползать могут по стеклу.
Играют рыбки в догонялки
Корм, хватая на лету.
Мой аквариум не сказка.
Много требует забот.
Сменить воду, дно почистить
Я взрослею от хлопот.


Учащимся показываются фотографии различных видов рыб. Во время показа акцентируется внимание на разнообразие форм, окраски, размеров.


Первым этапом работы является выполнение эскиза, в котором нужно разместить различных рыбок, водоросли, камушки на дне. Желательно размещать рыбок в разных местах формата, на разных уровнях, различного размера. Лучше, если рыбки будут плыть в разных направлениях.


Самый удачный эскиз увеличивается. На большом формате уточняются и добавляются детали.
Далее объясняется техника, в которой будет выполняться работа.
Акварель, благодаря своим свойствам прозрачности, позволяет создавать лёгкие и воздушные композиции.
Восковые мелки – это графический художественный материал, который позволяет создавать своеобразные по своей фактуре яркие композиции. Восковыми мелками можно работать остриём, торцом или плашмя, боковой поверхностью мелка. Мелок оставляет на поверхности бумаги след в виде штриха. Близко расположенные штрихи образуют пятно. Мелки имеют насыщенный, яркий цвет. Основное свойство воска – отталкивать воду. На этом свойстве и основан метод работы в этой технике. Сочетание акварели и восковых мелков даёт совершенно неожиданный эффект: если поверх воска пройтись акварелью, то места на бумаге, не закрашенные мелками, окрасятся краской. Такая техника работы называется смешанной.
Следующий этап работы – прорисовка контура рыбок восковыми мелками.


Можно выполнять контуры рыбок только белым мелком. Для этих целей может подойти и парафиновая хозяйственная свеча. Но чтобы контур выглядел аккуратным, карандашный рисунок должен быть едва видимым. Если нажим на карандаш при выполнении контура был очень сильным, то его нужно ослабить ластиком или клячкой. Также нужно прорисовать плавники, чешуйки, глаза и хвосты рыбок. Кроме белого мелка для контура могут использоваться цветные мелки. Лучше использовать контрастные цвета. Если рыбка будет красная, то контур можно взять зелёный, если оранжевая – контур фиолетовый, жёлтая рыбка – контур синий. Также можно учитывать различные тональные отношения. Для более бледных рыбок взять более насыщенный тон контура и наоборот. В этом случае если контур был синий, то для воды лучше брать более фиолетовую или голубую краску. Контур может быть также и чёрным.


После этого водой смачивается силуэт рыбок.


Затем в соответствии с эскизом акварелью прорисовываются рыбки.


Поскольку рыбки плавают в воде, которая имеет холодную синюю гамму (используем синюю, голубую и фиолетовую краски), то рыбок лучше выполнить в тёплой гамме.
Чтобы передать плановость и показать некоторых рыбок ближе, их выполняем более яркими и насыщенными тонами. Тех же, которые располагаются дальше, рисуем более бледными тонами. Рисовать можно поверх воскового рисунка, используя различные приёмы: заливки, растяжки, вливание одного цвета в другой. Излишки краски с воска можно снять полусухой кистью.
После того, как все рыбки выполнены,смачивается оставшееся пространство листа и заливается холодными синими, фиолетовыми и голубыми красками.

Восковые мелки не считаются серьезным материалом для живописи. Чаще всего их покупают для детей, потому что они наиболее безвредны. Восковая пастель подходит даже для малышей, конечно если она изготовлена из качественного растительного воска. Недорогие восковые мелки производят на основе парафина, поэтому есть вероятность наткнуться на дешевый(не пищевой) парафин. Если вы заботитесь о здоровье своего чада, то лучше покупать восковую пастель от проверенного производителя художественных материалов.

Восковые мелки, как и обычные цветные карандаши, очень легко затачиваются ножом. Толщину и форму заточенного мелка можно варьировать в зависимости от того, какого типа штрихи вам нужны. Стружку, оставшуюся от заточки восковых мелков, можно применить с пользой. Для этого ее нужно собрать в разные емкости, подбирая по цвету. Когда восковых отходов наберется достаточное количество, можно изготовить новые мелки первоначального цвета.

Безусловно, выбирая восковые мелки, лучше выбирать пастель на основе натурального растительного воска. Такие мелки будут более пластичны и укрывистые, что для восковой пастели очень важно.

Приступая к работе с восковой пастелью впервые, лучше опробовать новый для вас материал на различных видах бумаги или основах для рисования. Так вы сможете заранее оценить все особенности восковой живописи.

Восковая пастель, в сравнении с другими видами пастелей, имеет ряд особенностей. Она не смешивается с такой же легкостью, как классическая сухая пастель. В восковой пастели не получится смешать два отличных друг от друга цвета непосредственно на бумаге. Можно лишь изменить тон основы, высветлив или затемнив его. Растушевка для воска применима только на границах элементов рисунка, для сглаживания резких переходов одного цвета в другой. Чтобы сгладить эти переходы, нужно приложить некоторые усилия, однако втирать с силой пигмент в бумагу все-таки не стоит. Дайте воску немного оттаять под теплотой ваших пальцев, это сделает восковые мелки более пластичными. К тому же нельзя рисовать восковой пастелью на улице, когда там холодно.

Для дешевой восковой пастели, изготовленной на основе парафина, смешивание цветов на бумаге вообще окажется невозможным. Такая пастель очень непластична и будет скатываться под вашими пальцами. Для этого типа восковых мелков существуют другие технические приемы, например: энкаустика или витраж-эмаль .

Несмотря на ряд отличий, восковая пастель имеет много общего с другими видами пастелей. По технике рисунка воск ближе к масленой пастели.

Для того чтобы освоить технику восковой пастели, нужно овладеть основами рисунка карандашом. Для любого типа рисунка или живописи актуальны понятия: перспективы, пропорций, композиции, теней и штрихов. Без понимания основ рисунка, нельзя освоить живопись.

Для начала делается эскиз будущего рисунка. Эскиз можно сделать при помощи обычного карандаша, а можно взять восковой мелок доминирующего в композиции цвета. На эскизе намечается общая композиция рисунка, распределяются по своим местам элементы рисунка, наносятся контуры объектов, обозначаются контуры белых или светлых участков. Чтобы не повредить поверхность бумаги, набросок делается легкими штрихами.

Когда набросок готов, нужно разнести по поверхности будущего рисунка цвет. Чаще, для пастели берется специальная пастельная бумага. Восковая пастель в этом смысле не является исключением, хотя для восковых мелков могут подойти и другие материалы. Важно, чтобы фон не диссонировал с общим цветовым исполнением рисунка, а дополнял его. Если говорить о пастельной бумаге, то теплые тона пастели подчеркиваются бумагой холодных тонов. Для пастелей холодных оттенков подойдет бумага теплых тонов.

Так как восковые мелки являются непрозрачным материалом и обладают стопроцентной укрывистостью, то цвет разносят от темных тонов к светлым. Восковая пастель также позволяет смешивать предыдущий цветовой слой с последующим, но нужно быть очень осторожным. Ведь восковые мелки ближе по моим свойствам к масленым, а потому могут скатываться в грязные хлопья под вашими пальцами. Не нужно с силой давить на пастель. Если ваша пастель изготовлена на основе натурального воска, то она должна немного согреться под вашими пальцами. Тогда она станет более пластичной и позволит сгладить резкие цветовые переходы рисунка.

Световые блики на восковой пастели разносятся в конце работы, когда остается только сделать цветовые акценты на каких-то деталях, требующих выделения цветом. Восковая пастель не требует фиксации, работа готова с последним штрихом.

Конечно же, нужно учесть, что смешивание полутонов в восковой пастели является затруднительным. Потому цветовую гамму работы нужно продумать заранее, выбирая доминирующий цвет, который будет достаточно слегка подчеркнуть световыми бликами и контрастными линиями. Работы, выполненные восковой пастелью не подразумевают богатство цветовой палитры, лучше выбрать пару-тройку основных цветов, в которых будет выполняться рисунок. Рисунки, написанные восковыми мелками, получаются яркими, выразительными и экспрессивными. Законченная работа скорее похожа на вылепленное цветное панно, нежели на живописное полотно.

Хочу предложить весьма оригинальную технику рисования. Она хороша тем, что несмотря на всю сложность на первый взгляд, ее может освоить даже ребенок в детском саду. 
Незамысловатые сюжеты исполненные в данной технике приобретают живописный вид без особого труда и художественного образования. Техника эта близка к стилю называемому — пуантилизм, весьма знаменитому направлению в живописи. — Основные правила в котором — нанесение краски раздельными мазками правильной, одинаковой формы. Краски в основном не смешивались между собой, все ради оптического эффекта. – Наш мозг через глаза сам сопоставляет чистые цветовые пятна друг с другом в нужной пропорции, тем самым смешивает их вместо художника и получает задуманные оттенки.

Что же касается непосредственно нашего мастер класса, — пятна мы будем ставить восковыми мелками нагретым над огнем, — так как капает свечка когда сгорает. Эта техника не нова и стала достаточно популярной, — техника рисования расплавленными восковыми мелками называется — энкаустика. И в ней конечно тоже можно экспериментировать – например, чтобы сделать картинки в стиле pop нужно располагать круглые пятна на равном расстоянии друг от друга. Попробуйте сами.

Мастер класс по энкаустики в стиле пуантилизм

Для работы понадобятся восковые карандаши, листа бумаги или если пожелаете можно взять холст, и конечно же огонь. Можно взять свечу или специальную зажигалку для газовых плит в отличии от обычной от долгого держания зажжённой не обожжёт пальцы.

Далее, приступаем к рисованию. Для начала набросайте карандашом эскиз вашей будущей картины. Если вы умеете рисовать — у вас все быстро получится. Если не умеете рисовать — в этом мастер классе я вас этому не научу. — В конце концов, есть курсы рисования , если вы задаетесь такой цели – посетите их. А если не задаетесь, но хотите попробовать эту технику – просто нарисуйте что-нибудь. Когда эскиз будет готов зажгите свечу и приступим. Нужно держать восковой мелок над свечей до образования капли затем аккуратно и быстро перенести его на нужное место над вашим наброском, положив каплю на плоскость листа.

В случае с зажигалкой можно держать мелок сразу над нужным местом. Более подробно можно посмотреть в ролике

Здесь вы выбираете как удобней вам. В случае с детьми пожалуй безопаснее использовать свечу и рисовать под присмотром взрослых.

Капли восковых мелков создают объёмную и гладкую текстурную поверхность что смотрится эффектно как в живописных работах так и в графике. О чем можем убедится из работ представленных здесь авторов.

Урок рисования цветов в начальной школе

Мастер-класс по рисованию «Осенние звездочки – астры. Рисование восковыми мелками и акварелью»

Калуга Елена Николаевна, методист МБОУ ДОД Центр детского творчества г. Суража Брянской области

Рисунок можно выполнить с детьми 7-10 лет.
Так же мастер-класс будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям ИЗО и начальных классов, увлеченным и творческим родителям.

Назначение мастер-класса: занятие можно включить в курс для начинающих рисовать акварелью, рисунок оформленный в паспарту и рамку можно использовать для подарка, оформления интерьера.
Цель: выполнить рисунок осенних цветов, передав их фактуру и характерные особенности
Задачи:
Научить сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки
Развивать композиционные навыки
Воспитывать любовь к природе
Развивать эстетический вкус
Получить радость творчества

Астры
Солнце в небе удивилось:
– Что за чудо приключилось,
Может, звездочки зажгли?
Это астры расцвели!

Вся земля – ковер нарядный –
Яркий, красочный, парадный.
Шапки пестрые цветут,
Словно праздничный салют.

Сто оттенков и сортов
Этих радостных цветов:
Розовые, красные –
Самые прекрасные! Татьяна Лаврова

Материалы и оборудование
Лист бумаги А4
Восковые мелки
Простой карандаш
Акварельные краски
Емкость с водой
Кисть белка №6

Последовательность выполнения работы:

Карандашом на листе рисуем овалы - намечаем размер и местоположение цветов астр. Рисуем не сильно нажимая на карандаш, чтобы линии были еле видимыми. Астры должны быть примерно одинакового размера. Чтобы композиция была гармоничной не следует 2 цветка располагать на одной линии по вертикали или горизонтали. Внутри больших овалов рисуем маленькие овалы – серединки цветов.


Желтым восковым мелком закрашиваем серединки астр. Для этого рисуем в маленьком овале спиральку. Полностью закрашивать овал не нужно, необходимо оставить место для акварели.


Восковыми мелками рисуем лепестки астр. Для этого проводим линии от серединки цветка к краю, как лучи солнышка. Мелком рисуем с нажимом, чтобы линия была яркая и жирная. Астры можно рисовать любым понравившимся цветом. Для данного рисунка лучше выбрать 2-3 цвета.


Зеленым восковым мелком рисуем листья.


Чтобы композиция была завершенной, в наш букет добавляем мелких цветочков. На свободном пространстве листа рисуем желтым восковым мелком мелкие снежинки. Рисуем их, объединяя в соцветия по несколько штук. Мелком работаем так же, с нажимом.


Теперь приступаем к работе акварелью. Охрой закрашиваем фон рисунка. Краску наносим на лист полностью, исключая только места, где нарисованы астры. Между астрами добавляем зеленые пятна. Там, где на листе элементы рисунка нарисованы мелком, краска ложиться не будет, так как мелок восковой, жирный, то есть закрасить линию акварелью просто невозможно.


После высыхания фона рисуем астры. Берем краску такого же цвета, каким нарисованы астры, но более насыщенного оттенка, чтобы краска не сливалась с восковым мелком и накладываем мазки от серединки к краю поверх лепестков, нарисованных мелком. Желтой краской раскрашиваем серединку цветка.


Зеленой краской рисуем листья.



Оранжевой краской рисуем мелкие цветочки. Поверх желтых снежинок накладываем мазки акварелью в том же направлении, в каком рисовали снежинку мелком. Так же накладываем оранжевый мазок снизу на серединку, чтобы придать ей объем.
Рисунок готов. Осталось оформить его в паспарту.

Похожие статьи
 
Категории