Есть ли тайны в русских народных сказках? «Курочка Ряба. «Курочка Ряба сказка с намеком? (научно-развлекательный журнал)

14.03.2019

Давно интересовал смысл сказки "Курочка Ряба", а он оказывается есть...

Известная детская сказка:

Жили-были Дед и Баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла Курочка яичко. Да не простое, а золотое. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Дед плачет, Баба плачет, а Курочка кудахчет: "Не плачь, Дед, не плачь, Баба. Я снесу вам яичко другое - не золотое, а простое".

Знакомая сказка?

А теперь проверим себя:

- Дед и Баба хотели разбить яйцо?

- Если хотели, то почему плакали, когда оно разбилось?

- Почему Дед и Баба не заложили скорлупки в ломбарде, если они золотые?

- Что было в яичке, когда оно разбилось?

- Как часто Вы задумывались над ситуацией сказки, когда рассказывали её ребёнку?

- Зачем Вы рассказываете те или иные сказки, если они всегда полны противоречий?

- Чего Вы ожидаете от чтения этой сказки?

Мораль: часто, общаясь с ребёнком, мы не задумываемся о том, что реально делаем. А потом удивляемся, почему он растёт такой, когда мы его воспитывали совершенно по-другому. Особенно аккуратными надо быть именно со сказками. Нет ни одной сказки, которая не несла бы в себе чрезвычайно МОЩНЫЙ психологический смысл (чаще всего в сказке бывает даже не одно "второе дно", а три - четыре). Причём информация, заложенная в сказках, несет в себе послания, имеющие гораздо большее влияние, чем все слова, сказанные ребёнку прямо. Как Вы думаете, почему даже существует такое направление в психологии, как сказкотерапия? Именно потому, что сказка способна оказывать на развитие, установки и мировоззрение ребёнка колоссальное влияние. А Вы знакомы со смыслом и "посланием" тех сказок, которые Вы рассказываете ребёнку?

" Итак, про Рябу.

Сказка - всегда метафорическая модель Космоса (не Космоса в прямом смысле, а в смысле Жизни, Мироздания). Она несёт в себе знания о том, как устроен мир и как себя надо в нем вести - опять же в метафоричной форме.

Перейдём к анализу Рябы.

Дед и Баба - модель семейных отношений, но не с информацией о взаимоотношении полов (тогда была бы молодая семья), а с информацией о Всех Людях, Живущих Вместе. У них есть некоторые ресурсы, опыт, знания. В частности, у них есть курица. Они вполне ожидают от неё предсказуемых действий: она должна нести яйца. Но вдруг курица несёт не простое яйцо, а золотое. Что это означает? Во-первых, жизнь сама решает, когда и какие сюрпризы нам преподносить. И это не зависит ни от статуса, ни от суеверий, ни от человека. В жизни есть место случайностям. Золотое яйцо здесь - как шанс, как возможность, как Событие. Но старики, будучи боязливыми, ПЕРВОЕ, ЧТО ПЫТАЮТСЯ СДЕЛАТЬ С НЕИЗВЕСТНЫМ - УНИЧТОЖИТЬ. Потому что новое - всегда страшное. (Ведь можно было бы отложить яичко и посмотреть, что из него вылупится, например). И тут появляется Мышь. Очень часто в сказах мышь символизирует Случай, Руку Бога, Судьбу. Мышь отбирает у стариков (Всех Людей) то, чем они не умеют пользоваться. Поэтому Дед и Баба начинают плакать.

Но что на это им отвечает Жизнь? Не плачьте - ну, упустили вы сейчас Шанс, (яичко золотое), но я снесу вам простое (то есть хоть Вы сейчас и не готовы к новому, то те ресурсы, которые у вас были, никуда не делись, конец света с потерей шанса не наступил).

Кроме всего прочего, в оригинальном варианте этой сказки есть продолжение, в котором сообщается, что когда эту историю услышали одни - пятые - десятые родственники, кто-то от неожиданности бадью разбил, воду разлил, и так далее. Это говорит о том, что события у одного человека влияют на всё окружение.

А теперь обобщим: сколько же в пяти строчка сказки скрыто информации О ЖИЗНИ? И это я сейчас толкьо поверхностный анализ провела, по основному сценарию. А при тщательном обычно выделяется ещё три - четыре темы..."

А у вас есть мнение на счет этой сказки?

Из комментариев:
"Психоанализ Рябы". Вот сказка детская про Рябу, про мышку, деда, яйца, бабу. На первый взгляд, полнейший бред, но, что сказал бы Зигмунд Фрейд. У деда был яйца некроз, косая грыжа и фимоз. А бабку мучило желанье, хотелось секса в подсознаньи. И попросила бабка Рябу:"Пойми меня, как баба бабу. Чтоб дед ко мне ночами лез, снеси ему яйца протез. Из силикона чтоб, как груша, а то пойдешь на ножки Буша!" С протезом Ряба намудрила, из золота яйцо родила. Короче полная фигня: дед ходит яйцами звеня! Из норки выглянула мышь:" Что ходишь старый и звенишь?" И чтобы этот звон заглох, хвостом хлестнула между ног. Клянут дед с бабкой мышь - заразу, что их лишила секса сразу. Мораль усвоили мы дружно: БЕРЕЧЬ МУЖЧИНАМ ЯЙЦА НУЖНО!
Эта сказка не так проста и примитивна как иногда представляется взрослым. В ней действительно отражена модель Вселенной. За давностью лет и так как сказку рассказывали совсем маленьким, неграмотные бабушки думали, что ЯИЧКО - это уменьшительное от ЯЙЦА. Изначально Курица снесла ЯЙЦО! И размер здесь ни причём, и страусиное яйцо, и перепелиное тоже яйцо. ЯИЧКИ - это принадлежность особей мужского пола, то есть самцов. То, что дети якобы не понимают, это не совсем так, через сказки ребёнок получает информацию на бессознательном уровне о своём роде, о своём народе, о своей Родине и т.д. на архитипическом уровне.

*********
Русская сказка «Курочка Ряба» - космический календарь
Академик РАН В.Н. Топоров относит сюжет русской народной сказки «Курочка Ряба», в которой начало мира представлено в образе яйца, к наиболее древней мифологическо-астрономической религиозной русской традиции.

Чтобы правильно понять глубину сюжетной линии, заложенной многотысячелетней мудростью русского народа в эту сказку, рассмотрим её ключевые термины.

Термин «стар-» в словах «старик» и «старуха» - в русском языке обозначает древность событий, равную космической - звёздной. Поэтому star - букв. старая, то есть «звезда». Суффиксы -ик и -уха обозначают лиц мужского и женского пола, соответственно.

Термин «Курочка» - орнитоморфное воплощение богини Макоши, которая олицетворяет Вселенную и Время и осуществляет власть над ними.

Термин «Ряба» - образован при помощи суффикса -б(а) «имён существительных, обозначающих процесс движения (просьба, молотьба, дружба, женитьба, свадьба и др.), но в древнерусском языке этих слов было значительно больше, и они образовывались, главным образом, от имён существительных». Сюда же относится и слово «судьба», обозначающее одну из сфер, которыми управляет богиня Макошь. Судьба - от судить + -ба; ср. русск. посл. судьба рассудит. А первая часть слова «Ряба» происходит от древнего русского глагола «рять» (рясть, рятать), обозначающего множественность, обильность, яркость. Сравните русск. рясно «украшения, ожерелье», рясный «густой, висящий густыми гроздьями», ряса «ряд, низка, нитка ожерелья, бус», рясным-нарясно «видимо-невидимо», звёзды глядят вприпуск, ясно и рясно. Таким образом, Ряба - это космос, мерцающий-рябящий множеством своих звёзд. А полностью имя Курочка Ряба расшифровывается как «космос-Макошь, мерцающая множеством звёзд».

Яйцо - чрезвычайно распространённый и общеизвестный символ мира - его начала и конца.

Термин «мышь» - древнейший сакральный термин. Он известен практически во всех народах с незапамятных времён. О чём свидетельствует неизменность слова «мышь»: укр. миш, болг. миш, сербохорв. миш, словен. mм, род. п. mнi, чеш., слвц. mу, польск. mysz, в.-луж., н.-луж. mу. Индоевропейская основа на согласный: др.-инд. mьs- м. «мышь», нов.-перс. mь, греч. м. «мышь, мышца», лат. mьs, алб. mi «мышь», д.-в.-н. mыs - то же, арм. mukn «мышь, мышца»; др.-инд. mцsati, musati, musnдti «ворует».

От «мышь» произведено название Млечного пути - Мышиная тропка. Согласно народному поверью, Млечный путь - это, как и радуга, дорога, по которой душа отправляется на тот свет. Ср. лит. Paыkciu kлlias, Paыkciu tгkas «млечный путь», букв. «птичья дорога, тропа», нж.-нем. kаuраt - то же, собственно, «коровья тропа». Лингвист Трубачёв, комментируя словарь М. Фасмера, добавляет, что «скорее всего, это одно из древнейших индоевропейских табуистических названий животных - *mьs, собственно, «серая», - родственное словам муха, мох».

По древнерусским преданиям, Млечный путь был сформирован молоком, вытекающим из сосцов Коровы Земун (Макоши) и Козы Седунь (Сатаны). Макошь вообще имеет три своих измерения: первое - сама Макошь, как судья, как властительница вечности и Вселенной, космоса и времени. Второе - Макошь, равная Живой воде, Жива, Доля, Среча. Третье - Макошь, равная Мёртвой воде, Мара, Недоля, Несреча. В общем, влияние Макоши на мир следующее: в пределах Макоши-вечности Макошь-Жива рождает мир заново, а после цикла жизни Макошь-Мара принимает мир в лоно смерти.

Последняя сущность Макоши - смерть - и есть МЫШЬ. А хвостик, которым мышка взмахнула и разбила яйцо, - это конец периода (кода, эры и т.п.).

Из сказанного виден и смысл космической русской сказки, который простыми словами можно передать так: во власти Макоши находятся как рождение мира, так и его смерть; души русичей, присоединившиеся к звёздам, также находятся во власти Макоши и могут получить от неё себе новое воплощение - в виде простого яйца, то есть земной жизни.
*******
Вот вам и простая сказочка!

Тимергалина Айгуль Ямиловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Аскино
Населённый пункт: РБ, Аскинский район,с.Аскино
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Театрализованное представление сказки"Курочка Ряба на новый лад"
Дата публикации: 14.02.2018
Раздел: начальное образование

Театрализованное представление

Ведущий: - Здравствуйте, дети, уважаемые коллеги, гости! Мы рады снова видеть

Вас! Каждый из нас любит сказки: и вы - дети и даже мы - взрослые.

Ведущий. Сегодня разговор у нас пойдет о сказке. Для нас давно стало

привычным существование автомобилей, самолетов, космических кораблей. Захотел

перенестись на край света - включи телевизор, и на экране появятся ландшафты

Африки, джунгли Амазонки, белый медведь на льдине. Люди создали больше чудес,

чем сказочные герои.

Но почему сказка остается все такой же милой и родной? Почему до сих пор

сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям

обязательно рассказывают сказки. И что бы мы ни изобрели, куда бы нас не занесла

судьба, сказка останется с нами. Сказка родилась с человеком, и покуда жив человек,

будет жива и сказка. Она - светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто

слушает, и для старого, кто сказывает.

Сегодня вам, ребята, предстоит еще раз встретиться со сказкой.

Раскроем занавес-вуаль,

И перед нами на мгновенье

Раздвинул ветви чудный лес.

Мы, задержав слегка волненье,

Войдем в мир сказок и чудес.

В этом зале ожидают нас сегодня чудеса.

(Звучит мелодия и появляется Баба-Яга)

Баба Яга

Берегись! Разойдись!

Везделет, остановись!

Что за сборище у вас

В неурочный зимний час?

Здравствуйте, миленькие!

Здравствуйте, сладенькие!

Узнали вы меня?

Да, я Бабушка-яга! Мне 300 лет,

Я злая и вредная,

Ведущий : Бабушка -яга, да и вовсе ты не злая и не вредная. Помоги нам в сказку

Баба-яга: Ах, в сказочку захотели?

Ишь какие? А вот отгадаете мои загадки и тогда подумаю.

(Баба-яга загадывает загадки)

1.Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети?(семеро козлят)

2.Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда. (Мальвина)

3. Вот совсем нетрудный,

Коротенький вопрос:

Кто в чернилку сунул

Деревянный нос? (Буратино)

4. Человек немолодой

Вот с такущей бородой.

Обижает Буратино,

Артемона и Мальвину,

И вообще для всех людей

Он отъявленный злодей.

Знает кто-нибудь из вас

Кто же это? (Карабас)

5.Чуть больше ноготка.

В кроватке из ореха

Девочка спала.

И такою маленькой

Милою была.

Ты читала такую книжку?

Как зовут эту малышку? (Дюймочка)

6.Дюймовочки жених слепой

Живет все время под землей. (Крот)

7.В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил.(Красная Шапочка)

8. Она была подружкой гномов

И вам, конечно же, знакома. (Белоснежка)

9. Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал!

Никто во дворце не узнает

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.(Золушка)

10. Дед и баба вместе жили,

Дочку из снежка слепили,

Но костра горячий жар

Превратил девчурку в пар.

Дед и бабушка в печали.

Как же их дочурку звали? (Снегурочка)

11.Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка (Снегурочка)

12. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

13.Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек - копытца.

Трое их - и до чего же

Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросенка)

14. Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

15. Этот сказочный герой

С хвостиком, усатый,

В шляпе у него перо,

Сам весь полосатый,

Ходит он на двух ногах,

В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

16.Оказалась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка (Дюймовочка)

17.Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне (Емеля)

18.Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше. (Карлсон)

19. В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

20. На снежных санях Королева

По зимнему небу летела.

Коснулась мальца, невзначай.

Холодным, недобрым стал.. …(Кай)

(Звучит мелодия «Русская народная песня»)

Представление сказки "Курочка Ряба на новый лад"

Девчонки и мальчишки

Рад приветствовать я вас

В этот светлый добрый час.

Что ж, садитесь по местам

Сказку расскажу я вам

Жили-были баба, дед

Во деревне много лет.

Как в народе говорили

Жили, вроде, не тужили.

Бабка в огороде с тяпкой

Целый день все полет грядки,

Дед косой с утра махает -

Скучно старым не бывает.

Поют частушки

Бабка: Огурцы полью, морковку,

Помидорчики, капусту,

Если летом не лениться,

То зимою будет вкусно.

Дед: Я возьму-ка свой топор

Дров побольше наколю,

А когда зима придет

Печку жарко натоплю.

Курочка, звалася Рябой.

Курочку они любили

И кормили, и поили

Хорошо живется Рябе

Ряба: Вот спасибо деду, бабе.

Дед: Кушать, баба, не пора

Ничего ни ел с утра

солнце высоко, гляди

Баба: руки мой, да в дом иди

Все готово у меня:

Каша, щи, да пироги

Молока налить парного?

Или квасу? Сам гляди.

Дед: хорошо нам здесь живется

все своё едим и пьем.

Воздух свежий, солнце светит

хорошо мы здесь живем!

(Курица кудахчет)

Баба: Что-то Рябушка кудахчет

Дед: Так пойди, да погляди

Баба: Дед, выйди на крыльцо!

Ряба нам снесла яйцо!

Дед: Ну, снесла, какое дело!

Что ты, баба, обалдела!

Баба: Да яйцо-то непростое

А, гляди-ка, золотое!

Не мечтали о таком!

Как же быть с таким добром?

Дед: Стало быть мы - богачи

Баба: Тише, тише, не кричи!

А быстрей пошли-ка в дом

Окна, двери, все кругом

Закрывай-ка на крючок

И об этом, цыц, молчок.

Это вам аль не наука?

Что ж, теперь пенсионеры

Стало быть, - миллионеры!

Баба: Погляди, горит, как жар

Дед: Не случился бы пожар

Баба: Ой, горит, слепит глаза

Дед: Чудеса!

Баба: Да! Чудеса!

Дед: Ты в сундук запри его!

Стук в дверь

Баба: Нету дома никого

Ишь, соседей, как назло

Ненароком принесло

Ты поди запри засов

Да спустить бы надо псов.

В город я, старик, поеду

Там базар бывает в среду

Богатеев много там

Им яичко я продам!

На пальто себе добуду

Я сибирских соболей

Вот обновок накуплю я

Разных юбок сорок штук

Шаль в цветочках голубую

До краёв набью сундук

Дед: Что ты мелешь небылицы!

Ишь, сыскалась молодица!

Наряжаться в разный хлам!

Нет уж, если мы богаты

Я построю вместо хаты

Трёхэтажные палаты

И беседки по углам.

Баба: Наказанье с глупым мужем

Что ты, старый, не блажи!

Мы живём других не хуже

Ни к чему нам этажи!

А за эти за беседки

Засмеют тебя соседки!

Дед: Пусть смеются, мне не жалко!

Баба: Да уймись ты, не кричи

Вот огрею тебя скалкой

Дед: Слышь, ты, баба, замолчи!

Я хозяин или нет!

Баба: Ох, не мил мне белый свет!

Да друг с другом поругались.

Разошлися по углам…

(Появляется мышка, берёт в лапки яйцо, обнюхивает его.)

Мышь: Мне бы сыра! Я ведь мышь!

(Бабка, увидев мышь, бежит к столу и кричит))

Баба: Брысь, злодейка! Кыш-кыш-кыш!

(Мышка бросает яйцо вниз и прячется.)

Баба: Ой, разбилось! Ой, разбилось! Дед сюда!

Дед: Да, что случилось?

Баба: по столу бежала мышь

Только я сказала: «Кыш!»,

Как она хвостом махнула

Всё вверх дном перевернула

И яичко покатилось…

И разбилось! Ой, разбилось!

Дед: Ух, злодейка! Ох, беда!

Не прощу ей никогда!

Вот несчастье приключилось!

Ох, разбилось! Ох, разбилось!

Вместе: Ох, не мил нам белый свет

(Появляется курочка)

Ряба: Что ты, баба, что ты, дед?

Дед: Ряба, веришь или нет!

По столу бежала мышь

Бабка ей сказала: «Кыш!»,

А она хвостом махнула

Всё вверх дном перевернула

И яичко покатилось…

Вместе: Покатилось, да разбилось!

Ряба: Вы не плачьте, дед и баба,

Это вовсе не беда

Ну, разбилося яичко -

Это право, ерунда!

Разве раньше плохо жили?

с тобой, баба, с тобой, дед,

жили - вроде не тужили,

без богатства столько лет

счастье вовсе ведь не в этом,

что богат ты или нет!

Дед: хватит, баба, слезы лить!

Ряба правду говорит

Ну и что мы затужили

От чудес одна беда!

Будем жить, как прежде жили,

И работать, как всегда!

Баба: И шубёнку справить можно

И подправить можно дом

Дед: Только то, видать, надёжно

Что даётся нам трудом.

Баба: раз у нас такая доля,

что крестьянский мы народ

прополю пойду картошку,

да полью свой огород!

дед: я дровишек наколю,

да баньку жарко натоплю.

не устану говорить

хорошо в деревне жить!

Дед: Открывай, старуха, двери

Что нам прятаться теперь?

Эй, соседки!

Баба: Эй, сосед!

Забывать друзей не след!

Заходите на часок,

У меня хорош квасок,

И соленья, и варенья,

Вместе: Заходите без стесненья!

Ведущий: "Для чего нужны нам сказки?"

Для чего нужны нам сказки?

Что в них ищет человек?

Может быть, добро и ласку.

Может быть, вчерашний снег.

В сказке радость побеждает,

Сказка учит нас любить.

В сказке звери оживают,

Начинают говорить.

В сказке все бывает честно:

И начало, и конец.

Смелый принц ведет принцессу

Неприменно под венец.

Белоснежка и русалка,

Старый карлик, добрый гном-

Покидать нам сказку жалко,

Как уютный милый дом.

Прочитайте сказки детям!

Научите их любить.

Может быть,на этом свете

Станет легче людям жить.

Баба-яга:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Все вместе:

Говорим вам: "До свиданья! До счастливых новых встреч!"

Хотите удивить знакомых? Предложите им прочитать русскую народную сказку о курочке Рябе. Если ваши друзья не знатоки фольклора - эффект обеспечен. Вот в каком виде нашёл и записал эту непростую историю знаменитый собиратель сказок Александр Николаевич Афанасьев :

Курочка

Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?

Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.

Ничего себе сказочка! Может быть есть ещё какой-то вариант? Есть! Вот он:


Курочка (вариант сказки 2):

Как у нашей бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке дед стал плакать,

Баба рыдать, вереи хохотать,
Курицы летать, ворота скрипеть;
Сор под порогом закурился,

Поповы дочери шли с водою,
Ушат приломали,
Попадье сказали:
«Ничего ты не знаешь, матушка!
Ведь у бабушки в задворенке
Была курочка-рябушечка;
Посадила курочка яичушко,
С полки на полку,
В осиновое дупёлко,
В кут под лавку.
Мышка бежала,
Хвостом вернула —
Яичко приломала!
Об этом яичке строй стал плакать,
Баба рыдать, вереи хохотать.
Курицы летать, ворота скрипеть,
Сор под порогом закурился,
Двери побутусились, тын рассыпался;
Мы шли с водою — ушат приломали!»
Попадья квашню месила —
Все тесто по полу разметала;
Пошла в церковь, попу сказала:
«Ничего ты не знаешь...
Ведь у бабушки в задворенке

(Снова повторяется тот же рассказ.)

Тын рассыпался;
Наши дочери шли с водой —
Ушат приломали, мне сказали;
Я тесто месила —
Все тесто разметала!»
Поп стал книгу рвать —
Всю по полу разметал!


Ну, как? Похоже на знакомую с детства историю? Но других вариантов у Афанасьева нет, а его сборник считается самым полным собранием сказок.

Что же за текст мы читаем малышам по названием «Курочка Ряба»?

Это - адаптированный вариант. Его написал замечательный педагог и талантливый литератор Константин Дмитриевич Ушинский. Уж он-то знал, как не напугать, а заинтересовать и попутно и воспитать ребёнка. В нашем аудиосборнике сказок «Курочка Ряба» сказка звучит именно в его обработке. А сопровождают её народные мелодии, сыгранные на настоящих звончатых гуслях, детские прибаутки, пестушки, песенки. Деткам понравится!

Стоял возле речки завод, и случилась на нём авария. И что-то ядовитое в речку утекло. А рядом деревня была, и люди ничего про аварию эту не слышали. Сами пили воду из речки, и коров своих поили, и собак, и кур. С людьми-то ничего страшного не случилось. И некоторые животные становились странными...

Жили в той деревне дед и баба, и была у них курочка Белоснежка. Как снег белая, и яйца несла белые, крупные и очень вкусные. Как-то попила она воду из речки, а наутро дед с бабой перепугались: подросла их курочка и сделалась пёстрая. И серые, и рыжие, и чёрные перышки у нее появились. Глянулась она в бочку с водой и чуть в обморок не упала.

— Какая же я теперь Белоснежка! Я Ряба!

— Ох! — Дед за голову схватился. — Курица заговорила человеческим голосом!

Тут на шум мышка из-за печки выглянула. А баба как заголосит:

— Дед, ты на мышь посмотри! Она же с кошку размером!

Мышь потрогала себя за бока и засмеялась:

— А я-то думаю, что это мне за печкой так тесно стало!

Надо же! И мышь заговорила! Дед с бабой хотели из дома бежать, но курочка предупредила:

— Кажется, я сейчас снесу яичко. Если вы убежите, мышь его слопает.

— Подождём, — прошептала деду баба. — Любопытно, какое яйцо снесет наша Ряба-Белоснежка? Белое или рябое?

И они остались. А курочка села в гнездо и снесла большущее белое яйцо — почти как страусиное.

— Какая яичница получится! — обрадовалась баба. И за сковородой полезла.

Яичница удалась пышная, аппетитная и ароматная. Дед с бабой ели-ели, да не осилили. Отдали мышке, что осталось. Мышь всё доела и тарелку вылизала.

— Спасибо, — говорит, — дед и баба! Спасибо, курочка Ряба!

Дед с бабой посмотрели, какая мышь вежливая, и решили её не прогонять. Так и стали вместе жить-поживать.

* * *

Кормила как-то баба курочку и в кормушку уронила своё золотое колечко. Курочка склевала его и закашляла. Мышка спрашивает:

— Ряба, ты простыла?

— Подавилась чем-то, — отвечает курочка. — Камушек, наверное.

А вечером села в гнездо и снесла новое яичко. Золотое!

Мышка позвала бабу с дедом, стали они яйцо необыкновенное рассматривать и удивляться.

— Как же такое у тебя получилось? — дед интересуется.

— Наверное, из-за того, что я какой-то камушек утром проглотила, — пожаловалась Ряба.

А бабка увидела, что кольца на пальце нет, и всё поняла.

— Что за чудесная у нас курочка, дед! Она съела маленькое колечко, а получилось большое золотое яйцо! Вот продадим его — и богатые будем!

Не поверил дед. Своё кольцо снял и курочке даёт.

— Ешь, — говорит. — Проверить надо.

Ряба проглотила, а наутро новое золотое яйцо снесла.

Заплясали от радости баба с дедом, и мышка с ними заодно. А потом дед завернул оба золотых яйца в телогрейку и понёс к богатому соседу. Этот сосед покупал у жителей деревни молоко, овощи, фрукты и во-зил в город. А там продавал всё горожанам очень дорого, поэтому у него было полно денег, самый высокий в деревне дом и самая быстрая машина.

Как увидал богач золотые яйца, деда схватил за плечи и спрашивает:

— Откуда такое добро взял?

— Клад нашёл, — сказал дед. Совсем не хотелось ему про курочку чудесную рассказывать, потому что богач был жадный и вредный.

Не поверил деду богач, но денег заплатил ему много. А сам решил разведать, откуда у деревенских пенсионеров такие сокровища.

* * *

На деньги от проданных яиц дед с бабой сделали в доме ремонт. Большой телевизор купили и много всяких полезных вещей.

Мышка всё росла и росла, размером стала с бульдога, поэтому ей сделали во дворе конуру с кондиционером.

А с курочкой дед и баба как с принцессой обращались. В гнездо ей подушечку положили, вкусностями и витаминами кормили. Когда телевизор смотрели, брали Рябу с собой на диван, чтобы она тоже кругозор расширяла. Очень нравились курочке мультфильмы. Она даже спорила с дедом, если он хотел на футбол переключить. И дед ей уступал, потому что если бы не золотые яйца - не было бы в доме и телевизора.

А богач всё вокруг их дома шнырял, в окна заглядывал, к калитке подкрадывался. Мышка думала, что это вор, и гавкала на него грубым голосом. Сосед побоялся злого пса, но придумал хитрость.

Встал он на улице за деревом. А когда дед мимо проходил, вышел богач навстречу, словно нечаянно. И они столкнулись. Хитрый богач уронил свои золотые часы на землю и незаметно раздавил их каблуком. И заплакал:

— Ах ты глупый дед! Куда так несёшься? Ушиб меня, да ещё мои любимые часы растоптал! Ах, ах, мои часики!

Дед поверил, что сам раздавил часы соседа. Жалко ему стало богача, и говорит он:

— Я попробую их починить!

— Да разве ты сможешь? Такие красивые часы! Ах! Такие дорогие!

— Попробую, — повторил дед, забрал часы разбитые и домой пошел. А богач — потихоньку за ним. И в окошко стал подсматривать.

Показал дед часы курочке.

— Ряба, проглоти это, пожалуйста! — И рассказал ей, как соседскую вещицу случайно испортил.

Задумалась курочка.

— Проглотить могу, а что получится, не знаю… У меня же в животе не сидит часовщик!

Но все-таки согласилась. Один винтик за другим, склевала она то, что от часов осталось. Села в мягкое гнездо и сосредоточилась.

Дед с бабой спать пошли, мышка в конуре уснула, а богач так и стоял до утра, в щёлку между занавесками подсматривал.

И вот на заре сошла Ряба с гнезда и закудахтала.

Вскочил дед, вскочила баба, мышка в дом прибежала. Богач под окошком рот открыл: в гнезде лежал красивый, овальный, как яйцо, будильник! В десять раз больше, чем разбитые часы, весь из чистого золота! Золотые стрелки, золотой ключик для завода, и кнопочка сверху золотая!

— Вот это курица!!! — завопил богач.

Вбежал он в дом. Дед ему будильник протягивает, а богач отмахивается:

— Забери себе! А мне курицу свою продай!

— Не продаётся наша курочка, — в один голос сказали дед, баба и мышка.

Но жадный сосед никого слушать не стал — схватил курочку вместе с гнездом и побежал как угорелый к себе домой.

Гнался дед, гналась баба, гналась мышка — не смогли догнать. Захлопнул богач за собой железные ворота с видеокамерой и сигнализацией — только его и видели.

* * *

Дома у богача три телевизора, три холодильника, электрическая печь и вся мебель заграничная. На каждой двери по три замка, на каждом окне металлические жалюзи. Заплакала курочка:

— Отпусти меня домой, к деду, к бабе, к мышке!

— Разве я злодей? — заулыбался богач. — Конечно, отпущу! Только сначала снеси мне полный сейф золотых яиц!

Посмотрела курочка — стоит в углу сейф больше, чем у деда с бабой холодильник. И заплакала ещё сильнее. А богач уже по комнатам бегает, золотые кольца, монетки, запонки собирает, перед бедной курочкой на ковёр сыплет. А потом ещё шкатулку притащил и из неё кучу драгоценных камней высыпал.

— Что ты! — взмолилась курочка. — Мне столько никогда не склевать!

— Склюёшь, — еще шире заулыбался богач. — Если домой вернуться хочешь — всё склюёшь, глупая курица.

Ряба очень-очень домой хотела. И начала клевать. Монетку за монеткой, камушек за камушком. А потом перестала.

— Не могу больше!

Богач принёс чашку с водой:

— А ты запивай, чтобы больше влезло!

Делать нечего, стала курочка запивать и снова клевать. Почти всю кучу склевала, одна монетка на ковре осталась.

— Доедай! — кричит богач.

— Не могу… Я объелась…

— А ну клюй!!! — заорал богач таким страшным голосом, что Ряба упала в обморок. Испугался тогда жадина, что курочка умрёт, начал водой на неё брызгать, в клюв ей искусственное дыхание делать. Еле-еле отдышалась Ряба.

— Ладно, не ешь больше, — разрешил богач. — Но к утру ты должна снести мне полный сейф золотых яиц!

И спать ушёл.

Вздохнула курочка и сосредоточилась.

* * *

Всю ночь дед, баба и мышка стучались в железные ворота, просили курочку отпустить. Но богач спокойно спал и видел во сне горы золотых яиц. А утром бросился глядеть, что у Рябы получилось.

Сидела грустная курочка на ковре, а перед ней лежало яйцо. Одно-единственное, хотя и крупное. И скорлупа его была не драгоценная, а самая обыкновенная. Остолбенел богач. А яйцо вздрогнуло, затрещало, скорлупа лопнула. И вылупился… белый птеродактиль!

— Что за гадость! — затопал ногами богач. — Ты слопала все мои драгоценности, а снесла только этого доисторического уродца?

Он был такой злой, что хотел тут же сварить из Рябы суп. Уже к ней потянулся, но маленький птеродактиль ка-а-ак клюнул его в руку!

Пуще прежнего взбесился богач и побежал за ружьём. А пока он бегал, птеродактиль увидел на стуле кошелёк богача. Проглотил и немножко подрос. Потом увидел китайскую фарфоровую вазу. Вмиг искрошил её клювом, а крошки съел. И ещё подрос.

— Сынок, — сказала Ряба. — Смотри, какая люстра на потолке.

Люстра висела хрустальная, большая, тяжёлая. Птеродактиль взлетел и склевал её всю. Такие уж у него были аппетиты.

И когда прибежал богач с ружьём, рядом с курочкой сидел здоровенный, белый как мел птеродактиль. Он тут же отнял длинным зубастым клювом ружьё и сжевал его, как карамельку.

— Прости меня, курочка! — задрожал богач. — Я вас выпущу, только не вели своему птенчику меня трогать!

Достал пульт и открыл все окна и двери.

* * *

Дед, баба и мышка очень обрадовались и растерялись, когда из окна соседского дома им навстречу вылетел настоящий птеродактиль. В лапах он аккуратно нёс курочку Рябу.

С тех пор жили-поживали вместе дед да баба, курочка да мышка, и с ними птеродактиль. Курочка назвала его Гошей. Гоша, хотя и ел всякую гадость вроде кирпичей и досок, оказался мирным и добрым. Он здорово притворялся мраморной скульптурой, играл с мышкой в прятки и ловил деду с бабой рыбу в речке. Речка, кстати, уже очистилась от заводских отходов, и странных животных в деревне больше не появлялось.

Курочка Ряба с тех пор несла только съедобные яйца. А золотые нести разучилась. Да и зачем? Её и так все любили.

Художник Максим Леонтьев

Из всего обилия русских народных сказок можно выделить, как минимум три, которые каждый из нас уж точно помнит наизусть. Безусловно, это «Курочка Ряба», «Колобок» и «Репка». Знают-то эти сказки все, а вот понимают ли?

Этим вопросом я озадачился после того, как обнаружил в Интернете обилие статей с пугающими названиями вроде «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений», или ««Колобок». Буквальная, архетипическая, натуральная, ритуальная и этимологическая интерпретации». И ладно бы это были шуточные или художественные интерпретации, так нет – пишут типа научно, на полном серьезе да еще зачастую на 50-100 тыс. знаков. Обилие сего заумного бреда заставляет задуматься над тем, как же странно устроены мозги отдельных представителей интеллигенции.

Ну что же, давайте посмотрим – какие загадки (настоящие и мнимые) скрывают эти три популярные сказки.

«Курочка Ряба, где твоя баба?» (П. Мамонов)

Каждый, кто всерьез заинтересуется нашими народными сказками, никогда не пройдет мимо академического издания.... Александра Николаевича Афанасьева – русского последователя братьев Гримм. Именно он впервые собрал, систематезировал и опубликовал собрание нашего сказочного наследия. Первые сборники выходили еще в 1860-х годах, а полное собрание было напечатано в 1873-м.

Надо сразу отметить, что народное творчество в отличие от авторского не склонно иметь один вариант одной и той же истории. Обычно вариантов много, и они порой сильно отличаются от того, который позже признают каноническим и печатают в популярных изданиях. То же и с «Курочкой-Рябой».

У Афанасьева сказка называется просто «Курочка» и звучит совсем по-другому. Во-первых, ни о каком золотом яйце речи в ней нет. Курочка сносит простое яичко, которое тут же разбивает мышка. После чего начинается настоящий конец света. Дед и баба, как и положено, рыдают, а вот их внучка с горя... вешается. После чего весть о разбитом яйце по цепочке разносится по селу, просвирня ломает и бросает просвиры, дьячок «побежал на колокольню и перебил все колокола», а поп рвет книги.

Понятно, что здесь сказка повествует о глупых людях, которые из-за пустяка впадают в панику – такой народный «черный юмор».

Однако Афанасьевскими вариантами сказка не исчерпывалась, и в итоге классическим стал пересказ известного педагога К. Ушинского, напечатанный в его хрестоматии «Родное слово». Здесь уже наличествуют все составляющие – и золотое яйцо, которое не поддается деду с бабой, но разбивается мышкой, и обещание Курочки-Рябы снести простое яйцо взамен золотого.

Именно на этом варианте и обтачивают зубы современные «исследователи». Таинственность сказки они усматривают в якобы абсурдных действиях, и задаются следующими вопросами:
1) Зачем дед с бабой бьют золотое яйцо?
2) Почему разбить яйцо удается мышке?
3) Почему, когда мышка, по сути, исполняет их желание – они не радуются, а плачут?
4) Зачем Курочка обещает им снести простое яйцо, а не золотое взамен разбитого?

После чего начинаются рассуждения о космогонических мифах, где мир рождается из Мирового яйца, о мыши, которая является «духом предков» и волшебной помощницей. Пишут и покруче.

И. Флерова «Славянские корни русского духа»:
«...Оно упало не из-за мышкиного хвостика, а от пренебрежения к сокровищу. Потеряли благоговение, оно и разбилось. Не так ли и в нашей жизни? Все разрушается при небрежении: любовь, здоровье, знания, Родина, язык, воздух, реки, растения, животные. Все гибнет».

М. Черненко ««Курочка Ряба» и «Репка»»:
«Мышка – это не просто аллегория в виде животного. Это символ мысли, той божественной мысли, которая приходит внезапно, придаёт толчок в застоявшихся делах, вдохновляет на подвиги. Это провидческий или божественный импульс, который Всевышний посылает нашим людям в трудную минуту».

М. Вигдорчик «Анализ русской сказки «Курочка ряба» в теории объектных отношений»:
«Золотое яйцо, снесенное курицей – это символ ребенка, имеющего особую значимость для его родителей. ...дед и баба бьют яйцо. Бьют – воспитывают, пытаются привести яйцо в соответствие со своими представлениями и горечь разочарования наступает, когда в один момент некая «мышка» достигает того, чего они не могли достигнуть сами в отношении яйца. Кто же она, эта мышка? И ее символическое значение и ее действия (вильнуть хвостом) указывают на то, что это женщина (сноха), которая воспринимается родителями сына как соперница, легкомысленно себя ведущая. Утешение же могут родители найти только в оставшейся у них «Курочке Рябе» и ее детородной функции».

Психолог Е. Веременко:
«Если именно «Курочка Ряба» запала в душу, во взрослой жизни у человека могут появиться такие черты как жадность, накопительство, склочность, он может противиться определенным нормам и правилам. Или наоборот, становится педантом, стремится выстраивать жизнь по придуманным самим собою нормам и правилам».

Думаю, достаточно. После прочтения подобных опусов я подумал, что, либо у авторов не все дома, либо они живут по принципу – «Не хочу, чтоб было просто, а хочу, чтоб было сложно». Я провел свой небольшой опрос среди самых обычных знакомых, не отягощенных столь глубокой «эрудицией». И почти все они прекрасно понимали, в чем суть сказки о золотом яичке. Ясно же, что дед и баба хотели кушать и о ценности золота не подозревали. Разбить золотую скорлупку нелегко. Мышка – это конечно же сказочное забавное допущение – эвон какая маленькая и слабая, а яичко разбила (кстати, мышь в сказках часто решает проблемы). Понятно, что мышь разбила яичко совсем не так, как было надо – с пола содержимое яйца никто есть не будет. И понятно, что видя, что дед и баба ничего в золоте не смыслят, Курочка обещает больше не экспериментировать и снести полноценную калорийную пищу.

Объясните, что тут сложного? Нет тут никакого «экзистенциального абсурда», а есть шуточный рассказ о разном восприятии разных ценностей. Помните, как Робинзон, найдя сундук с золотом, горестно восклицал: «И зачем ты мне на необитаемом острове?».

Конечно, напиши народ сказку, как это в ироничной форме предложил сделать Е. Клюев, никаких бы вопросов не возникло.

«А вот представим себе:
«Жили себе дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко – яичко не простое, а золотое. Обрадовался дед. Обрадовалась баба. Взяли они яичко и понесли на рынок. И там за это золотое яичко продали им десять тысяч простых. Сто яичек они съели, а остальные протухли».
…Чудная сказка! Я дарю ее моему знакомому: пусть рассказывает своим внукам и правнукам про оборотистых деда и бабу».

Кстати, в 1920-е годы, когда вокруг жанра сказки еще шел спор – вреден он советскому ребенку или полезен – на почве «Курочки-Рябы» даже сцепились две организации – Деткомиссия при ГУСе и Комиссия при Главсоцвосе. Первая была против включения сказки в круг детского чтения – мол, ребенку надо давать правильные представления о мире. Вторая резонно отвечала: «Сказка «Курочка Ряба» помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Как оказалось, объяснять смысл простейших сказок надо не только детям...



Похожие статьи
 
Категории