Ге николай николаевич картины. Ге николай николаевич

02.03.2019

Биография Николая Ге

Ге Николай Николаевич. Годы жизни: 1831г. - 1894г.

Исторический живописец, портретист, пейзажист. Родился в Воронеже в дворянской семье. Учился на математическом факультете Киевского, затем Петербургского университета. В 1850 году, не окончив университетского курса, поступил в Академию художеств, где наибольший его интерес вызвало наследие К.П.Брюллова. Влияние последнего очень заметно в ранних работах Ге, в частности в конкурсной программе на Большую золотую медаль Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила Саул у Аэндорской волшебницы, 1856, ГРМ). Драматический сюжет (тень пророка Самуила предсказывает Саулу смерть в предстоящем походе), динамика жестов и мимики героев, особенное звучание пурпурного цвета и другие особенности заставляют вспомнить автора Последнего дня Помпеи с его романтической патетикой. В 1850-е годы развивалась и другая тенденция творчества художника, проявившаяся в портретах. В них преобладал реалистически сдержанный, сосредоточенный подход к модели, отсутствие внешних, отвлекающих моментов в трактовке образов ("Портрет отца", 1854, КМРИ; "Портрет Я.П.Меркулова", 1855, ГРМ, и др.). Получив высшую награду Академии, Ге с женой посетил Германию, Швейцарию, Францию и обосновался в Италии (1857). Здесь он работал над сюжетами из истории Древнего Рима ("Смерть Виргинии", эскизы, 1857-1858 гг., - ГТГ, ГРМ, КМРИ; ,Любовь весталки", эскизы - ГТГ, КМРИ). Затем, не без влияния А.А.Иванова, обратился к евангельским легендам для выражения своих представлений о добре и зле, о нравственных проблемах человечества. В ряду этих произведений находится,Тайная вечеря" (1863, ГРМ, уменьшенное повторение 1866 -ГТГ). Противопоставление Христа и Иуды, трагедия человека, предвидящего предательство ученика, но готового к самопожертвованию, составляют основу драматического конфликта. Он осмыслен художником не в каноническом, религиозном, а в нравственно-психологическом плане. Картина имела в России огромный успех. Передовая критика уделила ей первостепенное внимание, отмечала и глубокую интерпретацию традиционного сюжета, понимавшуюся современниками в связи с социальными проблемами своей эпохи. Наиболее глубокий анализ картины был дан М.Е. Салтыковым-Щедриным. Знаменательно, что реакционный лагерь увидел в произведении недопустимый "материализм", картину было запрещено репродуцировать. После демонстрации ее в Петербурге Ге возвратился во Флоренцию. Здесь он неоднократно встречался с А.И.Герценом, имевшим большое значение в духовной жизни художника. Портрет Герцена (1867, ГТГ, повторение 1878 - КМРИ) - один из лучших в творчестве Ге - был тайно привезен художником в Россию. В Италии созданы также портреты И.Доманже (1868, ГТГ), М.А.Бакунина (ГТГ), "Портрет неизвестной в синей блузе" (1868, ГТГ) и др. В эти годы Ге писал и много пейзажей. По возвращении в Россию (1869) художник был в числе организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. Он сблизился с передовыми деятелями культуры, многих из них портретировал (портреты: И. С. Тургенева, 1871, Картинная галерея Армении; М.Е.Салтыкова-Щедрина, 1872, ГРМ; Н.А.Некрасова, 1872, там же, повторение - Эрмитаж, и др.). На первой передвижной выставке (1871) обратила на себя внимание картина Ге "Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе", тогда же приобретенная П.М.Третьяковым (неоднократно повторялась художником). Содержание картины, простота ее художественного решения составили новое слово в развитии реалистической исторической картины. В 1870-е годы Ге испытал творческий кризис и около трех лет почти не брался за кисть (1876-1879). В это время он поселился на хуторе в Черниговской губернии, там прошла большая часть его последующей жизни. С 1882 года Ге сблизился с Л.Н.Толстым и стал последователем его религиозно-нравственного учения. Морально-философские и психологические проблемы, выраженные в образах и сюжетах Евангелия, заняли ведущее место в творчестве Ге 1880-1890-х годов. К наиболее глубоким по содержанию и новаторским по форме принадлежат картины "Христос и Никодим" (около 1889, ГТГ), "Что есть истина?" ("Христос и Пилат", 1890, ГТГ; повторение в Одесском художественном музее), "Голгофа" (1893, не окончена, ГТГ). В последнее десятилетие жизни художник не оставлял работы и над портретом, в частности неоднократно обращался к образу Л.Н.Толстого. Рецензия была опубликована в журнале "Современник", 1863, № 11.В составе обширной литературы о жизни и творчестве Н.Н.Ге необходимо выделить исследования и публикации Н. Ю. Зограф, в частности: Н. Н. Ге. Выставка произведений. Каталог. Автор вступит, статьи и составитель Н.Ю. Зограф. М., 1969; Н.Н.Ге. Письма, статьи, критика, воспоминания современников. Вступит, статья, сост. и примеч. Н.Ю.Зограф. М., 1978.

Биография Николай Ге, художник родился в 1831 году в семье дворянина в городе Воронеже. Его дед эмигрировал из Франции в конце XVIII века во времена Великой французской революции. Свое раннее детство Николай провел в деревне, а в 1841 году он перебрался в Киев, где он получил образование в Первой киевской гимназии. Закончив гимназию,

В 1850 году Ге поступает в Киевский университет на физико-математический отделение, но разочаровавшись в точных науках, покидает это заведение и поступает на учебу в Академию художеств в Санкт-Петербурге, где он познает живописные истины, обучаясь не много не мало семь лет у П. Басина.

Наибольшее тяготение Николай Ге испытывал к творчеству живописца К.П. Брюллова, что соответственно отразилось в ранних полотнах Ге, а именно в работе Саул у Аэндорской волшебницы, которая в 1857 году принесла ему большую золотую медаль и командировку за границу. Драматический сюжет этой картины, мимика героев и другие особенности напоминают Брюловский акцент с его романтической почерком и манерой письма. В эти годы художник Ге развивал и другое направление творчества, проявившееся в портретах. В них присутствовал строгий подход к тематике, в 1850 году Портрет отца, к 1855 году дописывает полотно Портрет Меркулова и др.

В следующий творческом периоде жизни в 1857 Ге создает эскизы Смерть Виргинии в 1858 году заканчивает картины Любовь Весталки и Разрушение Иерусалимского Храма. После этих работ Николай покидает исторические темы и много пишет с натуры, совершая поезду в Неаполь, где пишет множество разных этюдов. В 1860 году он перебирается во Флоренцию, где пробует писать эскиз "Смерть Ламбертации", который он вскоре бросил.

В 1861 году Николай начал писать "Тайную вечерю, и в 1863 году привёз её в Петербург на выставку в Академии Художеств. Публика восхищалась

картиной. За "Тайную вечерю" Ге, перескочив звание академика, получает звание профессора. В начале 1864 года возвращается обратно во Флоренцию и пишет эскизы на евангельскую тематику ("Братья Спасителя","Христос и Мария, сестра Лазаря" и др.), а также начинает большую картину "Вестники Воскресения", которую он оканчивает в 1867 году и посылает в Академию Художеств на выставку, но картина не принимается. В этом же году он пишет портрет Герцена, с которым он познакомился во Флоренции. Эта картина считается лучшей из написанных им, Николай Ге продолжает работать с натуры. "Вестники Воскресения" не имеют никакого успеха даже после того, как друзья художника выставляют её в художественном клубе. Неудачей заканчивается и написание нового произведения, "Христос в Гефсиманском саду".

В 1869 году Ге возвращается в Россию и присоединяется к сообществу художников передвижников, где в 1871 году выставляет свои работы известную картину Допрос в Петергофе Петр Первого царевича Алексея, которая была соответственно замечена русским сообществом, работа понравилась Павлу Третьякову, высоко оценившим содержание исторического произведения и купившим ее.

В 1870-е годы Ге художник переживает тяжелый творческий период и на протяжении трех лет не создал не одной работы. В 1876-1879 годы он селится на хуторе недалеко от Чернигова, где собственно и проживет многие годы. В его душе совершился серьёзный переворот: он тяготеет к религии и морали. В своих записях он пишет, что жить следует сельским трудом, заявляя что искусством нельзя торговать.

В 1882 году Ге в Москве знакомится со знаменитым писателем Толстым Львом Николаевичем, а в 1884 году он пишет его портрет. В 1880 по 1890 годы Философия,мораль и психологические оттенки жизни, выраженные в сюжетах Евангелия, становятся значимыми постулатами творчества Ге. Особенно это заметно в работах созданные в 1889 году Христос и Никодим.

В 1890 году картина Что есть истина?, в 1893 году написана Голгофа, произведение так и осталось не законченным. Продолжая работу на религиозные темы Ге пишет произведение Выход с Тайной вечери, картины Иуда и Распятие написаны художником в нескольких вариациях. В это же время он писал портреты Костычева, Лихачевой, Н.И. Петрункевича, автопортрет, делает иллюстрации к повести Л.Н. Толстого "Чем люди живы", а также лепит бюст писателя.

Во многих газетах разгорается обсуждение последних картин Ге. Картину "Что есть истина?" сняли с выставки, а последующая её перевозка в Европу и Америку успеха не принесла. Ту же участь принимает "Суд Синедриона", а в 1894 году - и "Распятие", её же сняли с выставки и демонстрировали в частной квартире, затем её перевезли в Лондон. Ге находил в своих картинах себя. Ге умер в своем хуторе 13 июня 1894 года. Главная особенность и заслуга Ге заключалась в том, что он первым понял и уловил новое реалистическое направление в композиции библейской тематики.

“…Я потому и делаю эти нецензурные вещи, что я художник”. Николай Ге.

«Тайная вечеря» (1863). Написана в Италии. Современников поражала непривычная, не каноничная композиция. Атмосфера – напряженная, тревожная. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». Их взгляды из освещенного уютного угла комнаты устремлены на уходящего, изображенного в полный рост Иуду. В облике Христа угадываются черты Александра Ивановича Герцена. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, потому что материалисты не понимают идеалистов…». За эту картину художник получил звание профессора исторической живописи Академии художеств, минуя звание академика.

«Вестники Воскресения» (1867). Работать над картиной начал во Флоренции. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В темной – стражники, Радость не принявшие… Стремительная фигура Марии Магдалины напоминает сказочную птицу. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку».

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). По воспоминаниям Ге, он задумал картину, вернувшись в Россию после десяти лет жизни в Италии. «… я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Психологизм, явное противостояние двух мировоззрений – все это делает картину напряженной, заставляет вглядываться в нее. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. – Но затем, изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца, и это оправдывало жестокость, но убивало идеал…» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.

«Что есть истина?» Христос и Пилат (1890). В этом году у художника родился внук Иван, сын Николая Николаевича Ге-младшего, и внучка Анастасия, дочь Петра Николаевича Ге. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства, и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев Александру III. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. Произведение написано поверх картины «Милосердие».

«Совесть. Иуда» (1891). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Жалкий, словно уменьшившийся, стоит он на дороге и смотрит, как стража уводит Того, Кого он предал. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно (…) Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление [от] Идеала». В этом же году уходит из жизни жена художника Анна Петровна Ге, с которой они прожили вместе 35 лет. «В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину, и Петра Великого, и многих других..» – это слова художника Григория Мясоедова.

«Портрет А.П. Ге с детьми» (1861 – 1866). Старший сын – Николай – стоит рядом с матерью, младший – Петр, сидит у нее на коленях. Взгляды персонажей – по кругу. Замкнутый счастливый мир отношений матери и детей.

«Портрет Е.И. Ге с сыном Николаем» (1885 – 1886). Работа не окончена. Вновь – красота материнства. Екатерина Ивановна Ге (в девичестве Забело), училась в Киевском музыкальном училище. Являлась членом Русского женского взаимо-благотворительного общества в Санкт-Петербурге и была женой сына художника, Петра Николаевича Ге.

«Распятие» (1892). Начал работу в 1884 году. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!» – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит. Все это и вспоминается перед картиной Ге. «Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. Все здание христианских догматов о Воскресении (…) воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. Плакать хочется – от безысходности. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. На картине – торжество смерти. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей Д’Орсе в Париже.

«Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892). Картина была запрещена к показу президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду, и я должна была изображать мальчика, идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. Прасковья Ге – дочь старшего сына художника Николая и его гражданской жены, крестьянки Агафьи Игнатьевны Слюсаревой. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу.

и другие украинские пейзажи. Конец 1880-х – начало 1890 –х. В 1876 году Ге стал жить на хуторе Ивановском Борзенского уезда Черниговской губернии. Туда к нему не раз приезжал Л.Н. Толстой. Но украинские пейзажи стоит посмотреть не поэтому. А потому что – красиво. На выставке много и других, не менее интересных работ, в том числе – портреты, обширная коллекция графики.

Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – живописец, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университет. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.

Общепризнанным мастером портрета, а также создания полотен на исторические и евангельские сюжеты стал выдающийся российский живописец Николай Николаевич Ге. Художник необычайного дарования, он занял прочное место в истории отечественного искусства как представитель нового тогда реалистического направления.

Детство и юность

Николай Николаевич Ге, художник, портрет которого представлен в начале статьи, родился 27 февраля 1831 года на хуторе Ивановском Черниговской губернии, в помещичьей семье. Непривычной для русского слуха фамилией он обязан своему деду, иммигрировавшему из Франции в конце XVIII века. В оригинале она пишется - Gay. Рождение ребёнка совпало со страшной эпидемией холеры, свирепствовавшей во многих российских губерниях и унесшей жизнь его матери, когда Николай только появился на свет. С этого времени все заботы о нём были возложены на одну из крепостных женщин отца.

Согласно традициям той эпохи, своё начальное образование мальчик получил дома, а позже был привезён в Киев, где поступил в гимназию. Есть свидетельства того, что уже в тот период преподаватели отмечали у него незаурядный талант к рисованию, однако у отца были на его счёт иные планы. По окончании гимназии он настоятельно рекомендует сыну поступать в Киевский университет на математический факультет.

Из университета в Академию художеств

Противиться воле отца Николай не решился, но местом своей учёбы избрал не Киевский, а Санкт-Петербургский университет, где и был зачислен на математический факультет. Однако не об этом мечтал Николай Ге. Художник, а не математик жил в его душе и всё ясней заявлял о себе. Всё свободное от занятий время он проводил в Эрмитаже, копируя полотна признанных мастеров.

Итог был вполне предсказуем - в 1850 году Николай покидает университет и становится студентом Здесь он попадает в класс превосходного педагога, и весьма известного в те годы петербургского художника П. Басина. В стенах академии он провёл шесть лет, постигая секреты мастерства и пытаясь подражать живописцам, чьи работы произвели на него особенно сильное впечатление.

Его главным кумиром тех лет был Карл Брюллов, и, по мнению многих искусствоведов, художник Николай Ге явно находился под влиянием его творчества. Получив в 1857 году за успешное написание дипломной работы право на поездку в Европу за счёт академии, он покидает Россию. За время своего путешествия он посещает Швейцарию, Германию, Францию и Италию.

Успех и признание

В Риме происходит встреча с другим его кумиром тех лет - А. Ивановым, работавшим над эскизами на библейские сюжеты, которыми искренне восхищался Николай Ге. За границей, как и ранее, он уделяет много времени написанию портретов. Одним из наиболее удачных его произведений того периода является созданный в 1858 году портретный этюд жены. Но основной его темой остаются библейские и классические сюжеты.

В 1861 году, вернувшись из-за границы, Николай Ге показывает на очередной выставке в Академии художеств свою новую картину «Тайная вечеря», которая явилась своего рода сенсацией. Несмотря на восторженный приём публики, цензура отнеслась к ней крайне враждебно, обвинив автора в пропаганде материализма и нигилизма. Было даже запрещено делать с неё копии.

Всё изменилось, когда полотно для своего собрания купил лично император Александр II, что сразу сделало художника всенародно известным. В свою очередь, Академия художеств, признавая высокие достоинства полотна и выражая солидарность с мнением государя, поспешила поощрить Николая Ге. Художник был удостоен профессорского звания.

Снова в Италии

Окрылённый успехом и уже официально признанный, художник Ге Николай Николаевич в 1864 возвращается в Италию, где создаёт много эскизов на сюжеты из Нового Завета. Одним из наиболее ярких событий того итальянского периода становится его встреча с Герценом и работа над его портретом.

Нельзя не признать всю рискованность этой затеи, ведь Герцен официально числился государственным преступником, скрывающимся за границей от правосудия, и создание его портрета могло быть расценено как политический жест. Однако именно это полотно, выполненное в рекордно короткий срок - всего за пять сеансов, - признано лучшим из написанных им портретов. К великому огорчению Николая Николаевича, его картина «Вестники Воскресения», завершённая и отосланная на родину, не имела успеха у публики. В 1869 году художник возвращается в Россию.

Последний петербургский период

Оказавшись в самой гуще столичной жизни, Ге вступает в союз будущих художников-передвижников и активно участвует в подготовке их первой выставки, открывшейся в 1871 году. На ней он показывает публике свой наиболее известный в наши дни шедевр «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина, получившая заслуженное признание у посетителей выставки, ещё в мастерской художника была куплена П. Третьяковым - известнейшим российским коллекционером и меценатом.

За последующие четыре года, проведённые в создаёт галерею портретов наиболее ярких представителей российской интеллигенции. Среди них И. Тургенев, Н. Некрасов и ряд других. В этот же период увидел свет созданный им скульптурный портрет В. Белинского.

Отъезд на Украину

В 1875 году Николай Николаевич навсегда покидает Санкт-Петербург и, переселившись на Украину, приобретает дом в Черниговской губернии. Причиной его отъезда исследователи считают творческую неудовлетворённость и материальные проблемы, обострившиеся к тому времени. Оказавшись вдали от столичного шума, Ге почти полностью прекращает занятия живописью и всецело посвящает себя вопросам религии и морали. Только крайняя нужда заставляет его браться за кисть и писать на заказ портреты местных богачей.

Творческий подъём в конце жизни художника

В 1882 году Ге едет в Москву. Это стало началом нового творческого подъёма, ознаменовавшегося созданием таких полотен, как «Выход с тайной вечери», «Иуда», «Что есть истина» и других работ на евангельские темы. Одной из последних его картин стол автопортрет художника, написанный им за год до смерти. Художник Ге, биография которого неразрывно связана с его творчеством, скончался 13 июня 1894 года. По мнению исследователей, главной его заслугой можно назвать создание реалистического направления в картинах на евангельские сюжеты. Этим русский художник Ге внёс вклад в мировую живопись.

(1831-1894)

Николай Николаевич Ге, знаменитый русский живописец, мастер портретов, исторических и религиозных полотен, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика. Дед художника был французским эмигрантом, который приехал в Россию в конце XVIII века. Детство Николай провел в деревне, а в 1841 году его привезли в Киев, где он поступил в Первую киевскую гимназию. По окончанию гимназии Ге поступил на физико-математический факультет Киевского университета, а через год перевелся в Петербургский университета. В 1850 он бросил науку и поступил в Академию художеств, где занимался в мастерской П. Басина. Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858)). Но Ге не нравятся свои работы, и он совершает поездку в Неаполь, где снова начинает писать множество этюдов с натуры. В 1860 он переселяется во Флоренцию. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря». Работа произвела на публику глубокое впечатление, и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, миную звание академика. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др.), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В 1867 Николай Николаевич заканчивает свою картину «Вестники Воскресения» и посылает её на выставку Академии Художеств, но там её не принимают. Также не имеет успеха и его новое произведение, «Христос в Гефсиманском саду». В 1870 Ге возвращается в Петербург. Там он начал писать картины на сюжеты из русской истории. На первой выставке передвижников в 1871 г. он выставил свою картину «Пётр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе», которая оказывается вполне успешной. В 1875 Ге навсегда покинул Петербург и уехал на Украину, где купил небольшой хутор. Он на время отказывается от искусства и увлекается вопросами религии и морали. В 1882 Ге в Москве познакомился с Л. Н. Толстым, а в 1884 написал его портрет. Затем последовал новый ряд картин на религиозные сюжеты - «Выход с Тайной вечери» (1889), «Что есть истина?» (1890), «Иуда» (Совесть) (1891), «Синедрион» (1892) и «Распятие». В то же время он пишет портреты своих современников, а также автопортрет. Ге делает иллюстрации к повести Л. Н. Толстого «Чем люди живы» и лепит бюст писателя. Судьба его последних работ сложилась весьма драматично: картину "Милосердие" (1880) он уничтожил; работа "Выход с тайной вечери" (1889) была подвержена критике церковной цензурой; картина «"Что есть истина?". Христос и Пилат» (1890) была снята с выставки за кощунство в изображении Христа; первый вариант "Распятия" (1892) он уничтожил, а еще один вариант "Распятия" в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире и т.д. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894.



Похожие статьи
 
Категории