Как пройдет оценка компетенций учителя. Более четырех тысяч педагогов примут участи в апробации модели уровневой оценки компетенций учителей

15.03.2019

Министру образования и науки РФ

Васильевой О.Ю.

Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Кравцову С.С

Председателю Общероссийского

Профсоюза образования

Меркуловой Г.И.

И.о. ректора РПГУ им. А.И.Герцена

Богданову С.И.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО
Уважаемые идеологи и авторы модели уровневой оценки компетенций учителей!

Учительская общественность ознакомилась с моделью и выражает Вам глубокую благодарность за такое внимание к вопросам организации неусыпного контроля наших «компетенций» (ранее это, правда, называлось профессиональным уровнем, но об этом чуть ниже). Мы понимаем, каких усилий воли Вам стоило предание забвению того, что квалификация учителя уже подтверждена государственным дипломом, а единственная система внешнего контроля таковой – аттестация – уже предусмотрена Законом об образовании.

Особую благодарность просим передать тем региональным руководителям, которые с не меньшим усилием воли также сумели заставить себя забыть о Законе и таки направили своих учителей на апробацию данной модели.

Невозможно не сказать и о восхищении Общероссийским профсоюзом образования, который в очередной раз, со свойственным ему мужеством, не стал обращать внимания исполнительной власти на нарушение прав своих членов и, как часовой почетного чего-то, преданно смотрит вперед, не смея вымолвить ни слова.

Но если все же отбросить такую мелочь, как права и свободы учителя, гарантированные Законом об образовании и другими Законами, а также наши государственные дипломы, которые сегодня все чаще несут смысловую нагрузку фигового листа, то сразу надо отметить, что период апробации выбран просто идеально! Лучшего времени для проверки учителя найти было бы невозможно! Ведь именно в сентябре наши учителя маются от безделья и тоски, ходят из угла в угол своих кабинетов и не знают, чем им заняться. Да, да! Им совершенно нечего делать! Ну, если не считать таких мелочей, как: получение в библиотеке и выдача отрокам учебников и пособий, приведение тех же отроков в рабочее состояние после долгих каникул; введение нового расписания и его «притирка» к кабинетам; родительские собрания; заполнение журналов; сдача планов и программ; оформление статотчетов; инструктивно-методические совещания, методические объединения; приемы и приемки санэпидемиологов, пожарных инспекторов, медработников, представителей ГИБДД и прочих «дорогих» гостей; проведение дней здоровья, турслетов, верстка планов внеурочной деятельности; оформление договоров на оказание допуслуг, услуг по присмотру, услуг по уходу, услуг по соц-пед. сопровождению, услуг по псих-пед. диагностике и опять по сопровождению, ну и прочие третьестепенные (сегодня) мелочи, типа: ведения уроков и подготовки к ним, проверок заданий, классных руководств и дежурств на переменах…

И вот тут учителю в самый раз озаботиться съемкой двадцати (!!!) уроков и сдачей всевозможных проверочных работ. Естественно, действовать будем по принципу: между работой и проверкой всегда выбираем последнее. Мы, конечно, привыкли, но знаете, одно дело проверяться, а совсем другое - «оцениваться»…

Вообще, такой бесценный опыт по оптовой «оценке» не должен остаться внутри одной системы. Его надо срочно тиражировать! Ну почему одним учителям такое счастье? Тем более, раз ее авторы из РПГУ им. Герцена утверждают, ни много - ни мало, а то что: «РАМОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ОДНОРОДЕН ДЛЯ ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ»… Тогда надо предложить Минфину проверить банкиров и просеять «офисный планктон». Минздраву срочно «оценить» компетенции врачей - после этого последние точно начнут резать глубже и быстрее, а выписывать рецепты прямо на стойках гардероба. Вот еще Минкульту можно всех писателей экстренно на оценку писательских компетенций направить. Представляете, как они после этого запишут? Никоим образом нельзя забыть об артистах театра, кино и цирка - этих в первую очередь. Прямо в костюмах (можно с декорациями) и прямо с сентябрьских премьер. Циркачей вместе с медведями и тиграми. Если звери заупрямятся или заболеют, зовите нас - подменим и подыграем. Нам не привыкать. После того, как нас публично отхлестали по щекам добровольно - принудительной сдачей ЕГЭ, пара - тройка ударов плеткой, нам – что комариный укус… Просим также не забыть об инженерах, сотрудниках ЖКХ и других профессиональных сообществах.

Однако же, если мы признали идею и время проведения апробации модели весьма удачными, самое время рассмотреть саму модель, предложенную нам авторским коллективом, под руководством директора института педагогики РПГУ им. Герцена С.А. Писаревой.

Сказать, что по прочтении документа мы пребываем в восхищении - равно не сказать ничего! Мы буквально раздавлены глубиной и смелостью научной мысли авторов. Такое обилие «научных» открытий в разных направлениях науки, так «ясно» изложенных на нескольких печатных листах, делает этот документ беспрецедентным как по содержанию, так и по форме изложения. А выводы, сделанные авторским коллективом, переворачивают наше представление не только о педагогической науке, но и о системе образования в целом… Например, мы даже не подозревали того, что в научно-методическом труде, именуемом: «Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году» совершенно не обязательно соблюдать правила русского языка! Теперь оказывается на титульном листе можно не склонять название учреждения: «…кафедрой методики обучения метематикИ и информатикЕ». В нем можно излагать столь расплывчатые мысли, даже без использования в предложении подлежащего: «При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки». Видимо авторы все же считают, что учителя умные и сумеют домыслить то, что они пытались донести. Мы, конечно, польщены, но, честно говоря, поняли не все… Третья часть демоверсии - профессиональная задача - изложена таким языком, что понять что-либо вообще не представляется возможным: «Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены, которые предотвращают предложенное действие»; » Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи». Разрабатывая «пошаговую инструкцию», авторы явно «перешагали» в неизвестное им самим направление и заблудились окончательно…

М-да… С русским языком нам все понятно - в РПГУ им. Герцена он явно не в чести. И что примечательно, именно при и.о. ректора университета, который является: Заместителем председателя Правления Фонда «Русский мир», членом Бюро Общества русской словесности, членом Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга и многих других общественных объединений, призванных защищать этот самый язык…

В целом, текст модели можно считать вполне сбалансированным, так как его содержание вполне адекватно уровню владения языком… Поэтому с тезисами, определениями, и выводами авторов надобно разбираться отдельно и весьма предметно. Пожалуй, еще нигде и никогда вакханалия антинаучного безумства и академического невежества не разворачивалась с такой легкостью и безудержностью. Начнем с того, что авторы путают понятия «компетенции» (competency) и «компетентности» (competence). Понятие «компетентность» описывает, что нужно уметь делать для качественного выполнения работы в рассматриваемой области (совокупность знаний, умений и навыков) - синонимы: квалификация, профессионализм. Понятие «компетенция» означает право принятия решения в рассматриваемой области, полномочие, правомочность (совокупность трудовых прав и обязанностей). Удивительно, но в словарях русского языка эти термины уже давно понятийно разведены и определены! Нам следует выбросить все академические словари?..

Теперь берем первое основополагающее определение авторов:

- «Под компетенцией в самом общем плане понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»…

Определения не даются «в общем плане» Тем более «в самом». И уж совсем неудобно напоминать авторам о том, что прежде чем давать явлению (понятию) свое определение, в научном мире принято опровергать предыдущее и аргументировано обосновывать новое…
«Качество личности» - существенно более сложное понятие, чем его трактуют авторы. Но и его явно недостаточно. Ведь оно определяется как: «стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки». При этом авторы «модели» не ведают о существовании более широкой категории: черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности». А негативные черты мы рассматривать не будем? Учителю можно быть раздражительным, злым, глупым и пр.?
«Способ деятельности» не обязан быть «взаимозависим» с чем-то еще. Способ вообще не является величиной постоянной. Он меняется от действия к действию и определяется целеполаганием, имеющимся набором средств и многими другими факторами. И даже в одном (сложном) действии может быть применено множество способов. И, как мы выяснили ранее, к «качеству личности» он не имеет никакого отношения.
Вообще, почему и откуда взялся некий: «способ деятельности»? Может быть все же у «деятельности есть не способ, а вид? Хотя понятно, почему не «вид». Если бы написали его, безудержная глупость была бы еще более очевидной…
«…качественная продуктивная деятельность по отношению к ним» (…) Простите, к кому или к чему?! К предметам и процессам?
Вообще, «отношение к предметам и процессам» имеют в основном невротики и шизофреники…

Дорогие авторы, мы же не против, но проясните, пожалуйста, так что же Вы собираетесь у нас «оценивать»? Ведь если все же «компетенции», то это совсем не к нам, а к тем, кто их установил - работодателям. А если «компетентности» (квалификацию и профессионализм), но вне аттестации?.. То логично было бы сначала отобрать у нас дипломы и, конечно, отменить итоги тех аттестаций, которые мы уже прошли ранее… Правда, стоит ли торопиться? Или, может быть, отбирать надо совсем не у нас? И не только дипломы, но и научные звания, и должности? Ведь если посмотреть, что Вы пишете далее, то станет понятно, кого надо проверять на профессионализм (компетентность), а по итогам проверки экстренно лишать так опрометчиво предоставленных ранее должностей и соответствующих им компетенций…

Ведь желая «оценить» учителя, Вы утверждаете: «В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования.» И оно было бы хорошо, если бы в ФГОС был хотя бы один раздел, посвященный вопросам обеспеченности средствами обучения. Однако его нет и не было. И сие говорит нам о том, что авторы некоей «оценочной модели» сами ФГОС никогда до конца не читали…

Задавая вопрос: «Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете
использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?», Вы доказываете нам, что ни методику, ни примерные программы тоже не знаете! Урок математики в пятом классе отличается от урока в десятом прежде всего тем, что в последнем нет математики, но есть алгебра, начала математического анализа и геометрия… И обобщающие уроки там (равно как и уроки вообще) – это величины совершенно разных методических порядков, не подлежащие профессиональной сравнительной характеристике!

Но Вы не только мало знаете и имеете весьма смутное представление об образовании, но и провоцируете нас: «Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения.» Простите, но для чего нам вырабатывать решения, нарушающие какие-либо нормы?

Апогеем либо безумства и полнейшей безответственности, либо проявлением откровенного хамства по отношению к учителю стало возжелание авторов увидеть по 20 (двадцать!!!) отснятых уроков каждого «оцениваемого» учителя. Не говоря о том, какого титанического труда это будет стоить учителю. Следует сразу спросить авторов: «А как? Какими силами Вы, дорогие «оценщики», будете все это отсматривать и анализировать?» Ведь таким ресурсом не обладает ни один институт и ни одна методическая служба страны! А собрать такой, сработанный невероятным трудом учителя, материал и заведомо свалить его на полку - есть именно хамство!

Да и сама идея проверки квалификации учителя по заранее отснятому уроку представляется, мягко говоря, сомнительной. Съемка хорошего урока полезна для тиражирования методики и опыта. А такая проверка, равна попытке восстановления исторической картины по художественным фильмам. Так что же хотят увидеть авторы «метода»? Реальную картину, или набор красиво поставленных «трюков», выбранных из наиболее удачного дубля? Или авторы полагают, что кто-то из учителей позволит себе отснять и отправить некачественную запись?

Если же внимательно рассмотреть задания, изложенные в демоверсиях «диагностической работы», то можно легко заметить, что половина из них есть ни что иное, как «творчески переработанные» КИМ из материалов ЕГЭ (правда местами несколько подпорченные ошибками и некорректно поставленными вопросами и заданиями)… А вторая часть, как бы посвященная проверке методического уровня учителя, есть унизительно плоско-двумерная имитация выявления невнятных знаний и умений студента пед. ВУЗа. Вообще, определять методический уровень учителя в тестовом режиме - занятие заведомо глупое и оскорбительное для него. Но главное - заведомо никчемное. Таким образом, мы можем констатировать лишь то, что учителя проверяют не на предмет профессионального роста, а на его знания, полученные в школе и ВУЗе. Но тогда что мы культивируем – профессиональный рост или деградацию? Складывается впечатление, что авторы преднамеренно поставили себе задачу окончательно выжечь из учителя академический подход, творческую составляющую и вернуть систему к средневековой схоластике.

Но и это было бы относительно терпимо, если бы не следующее «открытие» авторов, превращающее всю предложенную «модель» в полную абракадабру: «Компетенции формируются и проявляются в процессе решения жизненных и профессиональных задач разного уровня сложности»… Но тогда, следуя этому «величайшему из открытий», никого ничему учить вообще не нужно - все само сформируется и все сами всему обучатся! Но тогда школы и ВУЗы закрываем, мы тихо расходимся по домам, а Ольга Юрьевна готовит приказ о прекращении деятельности всей системы образования?

Но, Ольга Юрьевна, что-то подсказывает нам, что без нас с Вами, с неким самостийно регулируемым процессом «формирования в процессе решения жизненных и профессиональных», получится не совсем хорошо. Точнее – будет совсем плохо. И вот в это «совсем плохо» нас загоняют идеи о штурмовых «оценках» чего-либо, подкрепленные откровенно антинаучными изысками. Авторы банально заигрались в науку и методику, не ведая не только ни того ни другого, но и самой научной этики и культуры. Эта работа достойна пера самонадеянного первокурсника, но никак не директора института педагогики и заведующего кафедрой методики одного из крупнейших педагогических университетов.

Остается непонятным только одно. На каких планетах живут люди, считающие, что отдельно взятый тотальный контроль всего и вся решит проблемы качества образования? На каких планетах живут люди, считающие, что «компетенции» и «компетентность» означают одно и то же и им позволено до бесконечности шельмовать научные понятия и мучить родной язык? Наверное, это приятные для проживания планеты, и мы, в целом, рады за их обитателей. Но мы-то, пока еще, живем на другой. И мы не понимаем, почему те, с чуждых нам планет, считают нас глупым, бездушным, безропотным винтиком выдуманной ими субстанции.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Пожалуйста, прикажите вашим подчиненным хоть немножечко думать. Думать, прежде чем говорить, и тем более думать, прежде чем что-то делать. Прикажите им сначала много читать, прежде чем что-либо писать. Прикажите им видеть и уважать нас, учителей и детей, которые сидят в наших классах. Надеемся, что они послушаются Вас. Еще было бы очень неплохо заставить их выучить и осознать то, что это не мы для них, а они должны существовать и действовать для нас. Это выражается в одной фразе: «Люди, занимающиеся педагогической работой, нуждаются не в советах, а в условиях».

И вот тогда, только после этого, наши планеты если и не объединятся полностью, то хотя бы выйдут на одну орбиту.
Присоединяйтесь к Открытому письму.

Подробности Категория: Учителям Дата публикации Автор: Vale Просмотров: 287

Редакция журнала «Стандарты Образования» направила запрос СМИ о предоставлении информации в Рособрнадзор, связанный с апробацией модели уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики в сентябре 2017 года, в частности - о сроках проведения, нормативно-правовых актах, регламентирующих апробацию, ведомствах (организациях, вузах), которые отвечают за проведение апробации.
Предлагаем Вашему вниманию ответ Рособрнадзора.
1) сроки апробации модели уровневой оценки компетенций учителей установлены Рособрнадзором: 14-15 сентября, 25-27 сентября.
2) нормативных актов нет, апробационные работы проводятся в рамках государственного контракта между Рособрнадзором и Издательством «Просвещение». Проект носит исследовательский, поисковый характер и не претендует на разработку новой модели аттестации учителей.
3) разработку концепции, модели уровневой оценки учителей и проведение ее апробации осуществляет коллектив Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
4) к настоящему времени проведены обучающие вебинары с региональными координаторами (организуют процесс в регионах), региональными экспертами (будут оценивать работы учителей). Для каждого учителя-участника апробации и региональных экспертов на технологической платформе ABBYY Мониторинг открыт личный кабинет. Персональные результаты участия учителей в поведении апробации не подлежат разглашению, не будут доступны ни директорам школ, ни органам управления образованием. Будут проанализированы лишь общие результаты.

5) С 11 по 14 сентября учителя заполняют опросники в личных кабинетах. Эта информация необходима для проведения дальнейшего анализа результатов апробации.

6) 14 и 15 сентября по отдельному графику 40 учителей (20 учителей русского языка и 20 учителей математики) проведут открытые онлайн уроки.
С 16 по 29 сентября 200 учителей–участников запишут видеофрагменты уроков и выложат их для экспертного оценивания в личных кабинетах.

7) С 14 по 23 сентября учителя-участники апробации выполнят профессиональную задачу.

8) 25-27 сентября все учителя участники (более 4000) выполнят диагностическую работу, которая состоит из предметных и методических задач).

9) Региональные эксперты все проверят до 3 октября. Проверка будет происходить в личных кабинетах экспертов не технологичеcкой платформе ABBYY мониторинг. Это позволит работы учителей передавать по сети интернет для проверки экспертами из других регионов. Критерии оценки также разработаны РГПУ им. А.И. Герцена.
________________________________________
Справочная информация
На сайте РГПУ им. А.И. Герцена также появилась информация об изменениях, связанных с апробацией уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики - опубликованы изменённый план-график и инструкции по прове дению апробации. Подробнее здесь.
Ранее мы публиковали демоверсии диагностических работ для учителей математики и учителей русского языка, а также демоверсию профессиональной задачи.
Мария Котеняткина
Источник: пресс-служба Рособрнадзора

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Учительская общественность ознакомилась с моделью и выражает Вам глубокую благодарность за такое внимание к вопросам организации неусыпного контроля наших «компетенций» (ранее это, правда, называлось профессиональным уровнем, но об этом чуть ниже). Мы понимаем, каких усилий воли Вам стоило предание забвению того, что квалификация учителя уже подтверждена государственным дипломом, а единственная система внешнего контроля таковой – аттестация – уже предусмотрена Законом об образовании.

Особую благодарность просим передать тем региональным руководителям, которые с не меньшим усилием воли также сумели заставить себя забыть о Законе и таки направили своих учителей на апробацию данной модели.

Невозможно не сказать и о восхищении Общероссийским профсоюзом образования, который в очередной раз, со свойственным ему мужеством, не стал обращать внимания исполнительной власти на нарушение прав своих членов и, как часовой почетного чего-то, преданно смотрит вперед, не смея вымолвить ни слова.

Но если все же отбросить такую мелочь, как права и свободы учителя, гарантированные Законом об образовании и другими Законами, а также наши государственные дипломы, которые сегодня все чаще несут смысловую нагрузку фигового листа, то сразу надо отметить, что период апробации выбран просто идеально! Лучшего времени для проверки учителя найти было бы невозможно! Ведь именно в сентябре наши учителя маются от безделья и тоски, ходят из угла в угол своих кабинетов и не знают, чем им заняться. Да, да! Им совершенно нечего делать! Ну, если не считать таких мелочей, как: получение в библиотеке и выдача отрокам учебников и пособий, приведение тех же отроков в рабочее состояние после долгих каникул; введение нового расписания и его «притирка» к кабинетам; родительские собрания; заполнение журналов; сдача планов и программ; оформление статотчетов; инструктивно-методические совещания, методические объединения; приемы и приемки санэпидемиологов, пожарных инспекторов, медработников, представителей ГИБДД и прочих «дорогих» гостей; проведение дней здоровья, турслетов, верстка планов внеурочной деятельности; оформление договоров на оказание допуслуг, услуг по присмотру, услуг по уходу, услуг по соц-пед. сопровождению, услуг по псих-пед. диагностике и опять по сопровождению, ну и прочие третьестепенные (сегодня) мелочи, типа: ведения уроков и подготовки к ним, проверок заданий, классных руководств и дежурств на переменах…

И вот тут учителю в самый раз озаботиться съемкой двадцати (!!!) уроков и сдачей всевозможных проверочных работ. Естественно, действовать будем по принципу: между работой и проверкой всегда выбираем последнее. Мы, конечно, привыкли, но знаете, одно дело проверяться, а совсем другое - «оцениваться»…

Вообще, такой бесценный опыт по оптовой «оценке» не должен остаться внутри одной системы. Его надо срочно тиражировать! Ну почему одним учителям такое счастье? Тем более, раз ее авторы из РПГУ им. Герцена утверждают, ни много - ни мало, а то что: «РАМОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ОДНОРОДЕН ДЛЯ ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ» … Тогда надо предложить Минфину проверить банкиров и просеять «офисный планктон». Минздраву срочно «оценить» компетенции врачей - после этого последние точно начнут резать глубже и быстрее, а выписывать рецепты прямо на стойках гардероба. Вот еще Минкульту можно всех писателей экстренно на оценку писательских компетенций направить. Представляете, как они после этого запишут? Никоим образом нельзя забыть об артистах театра, кино и цирка - этих в первую очередь. Прямо в костюмах (можно с декорациями) и прямо с сентябрьских премьер. Циркачей вместе с медведями и тиграми. Если звери заупрямятся или заболеют, зовите нас - подменим и подыграем. Нам не привыкать. После того, как нас публично отхлестали по щекам добровольно - принудительной сдачей ЕГЭ, пара - тройка ударов плеткой, нам – что комариный укус… Просим также не забыть об инженерах, сотрудниках ЖКХ и других профессиональных сообществах.

Однако же, если мы признали идею и время проведения апробации модели весьма удачными, самое время рассмотреть саму модель, предложенную нам авторским коллективом, под руководством директора института педагогики РПГУ им. Герцена С.А. Писаревой.

Сказать, что по прочтении документа мы пребываем в восхищении - равно не сказать ничего! Мы буквально раздавлены глубиной и смелостью научной мысли авторов. Такое обилие «научных» открытий в разных направлениях науки, так «ясно» изложенных на нескольких печатных листах, делает этот документ беспрецедентным как по содержанию, так и по форме изложения. А выводы, сделанные авторским коллективом, переворачивают наше представление не только о педагогической науке, но и о системе образования в целом… Например, мы даже не подозревали того, что в научно-методическом труде, именуемом: «Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году» совершенно не обязательно соблюдать правила русского языка! Теперь оказывается на титульном листе можно не склонять название учреждения: «…кафедрой методики обучения метематикИ и информатикЕ». В нем можно излагать столь расплывчатые мысли, даже без использования в предложении подлежащего: «При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки». Видимо авторы все же считают, что учителя умные и сумеют домыслить то, что они пытались донести. Мы, конечно, польщены, но, честно говоря, поняли не все… Третья часть демоверсии - профессиональная задача - изложена таким языком, что понять что-либо вообще не представляется возможным: «Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены, которые предотвращают предложенное действие»; » Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи». Разрабатывая «пошаговую инструкцию», авторы явно «перешагали» в неизвестное им самим направление и заблудились окончательно…

М-да… С русским языком нам все понятно - в РПГУ им. Герцена он явно не в чести. И что примечательно, именно при и.о. ректора университета, который является: Заместителем председателя Правления Фонда «Русский мир», членом Бюро Общества русской словесности, членом Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга и многих других общественных объединений, призванных защищать этот самый язык…

В целом, текст модели можно считать вполне сбалансированным, так как его содержание вполне адекватно уровню владения языком… Поэтому с тезисами, определениями, и выводами авторов надобно разбираться отдельно и весьма предметно. Пожалуй, еще нигде и никогда вакханалия антинаучного безумства и академического невежества не разворачивалась с такой легкостью и безудержностью. Начнем с того, что авторы путают понятия «компетенции» (competency) и «компетентности» (competence). Понятие «компетентность» описывает, что нужно уметь делать для качественного выполнения работы в рассматриваемой области (совокупность знаний, умений и навыков) - синонимы: квалификация, профессионализм. Понятие «компетенция» означает право принятия решения в рассматриваемой области, полномочие, правомочность (совокупность трудовых прав и обязанностей). Удивительно, но в словарях русского языка эти термины уже давно понятийно разведены и определены! Нам следует выбросить все академические словари?..

Теперь берем первое основополагающее определение авторов:

- «Под компетенцией в самом общем плане понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»…

  1. Определения не даются «в общем плане» Тем более «в самом». И уж совсем неудобно напоминать авторам о том, что прежде чем давать явлению (понятию) свое определение, в научном мире принято опровергать предыдущее и аргументировано обосновывать новое…
  2. «Качество личности» - существенно более сложное понятие, чем его трактуют авторы. Но и его явно недостаточно. Ведь оно определяется как: «стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки». При этом авторы «модели» не ведают о существовании более широкой категории: черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности». А негативные черты мы рассматривать не будем? Учителю можно быть раздражительным, злым, глупым и пр.?
  3. «Способ деятельности» не обязан быть «взаимозависим» с чем-то еще. Способ вообще не является величиной постоянной. Он меняется от действия к действию и определяется целеполаганием, имеющимся набором средств и многими другими факторами. И даже в одном (сложном) действии может быть применено множество способов. И, как мы выяснили ранее, к «качеству личности» он не имеет никакого отношения.
  4. Вообще, почему и откуда взялся некий: «способ деятельности»? Может быть все же у «деятельности есть не способ, а вид? Хотя понятно, почему не «вид». Если бы написали его, безудержная глупость была бы еще более очевидной…
  5. «…качественная продуктивная деятельность по отношению к ним» (…) Простите, к кому или к чему?! К предметам и процессам?
  6. Вообще, «отношение к предметам и процессам» имеют в основном невротики и шизофреники…

Дорогие авторы, мы же не против, но проясните, пожалуйста, так что же Вы собираетесь у нас «оценивать»? Ведь если все же «компетенции», то это совсем не к нам, а к тем, кто их установил - работодателям. А если «компетентности» (квалификацию и профессионализм), но вне аттестации?.. То логично было бы сначала отобрать у нас дипломы и, конечно, отменить итоги тех аттестаций, которые мы уже прошли ранее… Правда, стоит ли торопиться? Или, может быть, отбирать надо совсем не у нас? И не только дипломы, но и научные звания, и должности? Ведь если посмотреть, что Вы пишете далее, то станет понятно, кого надо проверять на профессионализм (компетентность), а по итогам проверки экстренно лишать так опрометчиво предоставленных ранее должностей и соответствующих им компетенций…

Ведь желая «оценить» учителя, Вы утверждаете: «В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования.» И оно было бы хорошо, если бы в ФГОС был хотя бы один раздел, посвященный вопросам обеспеченности средствами обучения. Однако его нет и не было. И сие говорит нам о том, что авторы некоей «оценочной модели» сами ФГОС никогда до конца не читали…

Задавая вопрос: «Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете
использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?»,
Вы доказываете нам, что ни методику, ни примерные программы тоже не знаете! Урок математики в пятом классе отличается от урока в десятом прежде всего тем, что в последнем нет математики, но есть алгебра, начала математического анализа и геометрия… И обобщающие уроки там (равно как и уроки вообще) – это величины совершенно разных методических порядков, не подлежащие профессиональной сравнительной характеристике!

Но Вы не только мало знаете и имеете весьма смутное представление об образовании, но и провоцируете нас: «Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения.» Простите, но для чего нам вырабатывать решения, нарушающие какие-либо нормы?

Апогеем либо безумства и полнейшей безответственности, либо проявлением откровенного хамства по отношению к учителю стало возжелание авторов увидеть по 20 (двадцать!!!) отснятых уроков каждого «оцениваемого» учителя. Не говоря о том, какого титанического труда это будет стоить учителю. Следует сразу спросить авторов: «А как? Какими силами Вы, дорогие «оценщики», будете все это отсматривать и анализировать?» Ведь таким ресурсом не обладает ни один институт и ни одна методическая служба страны! А собрать такой, сработанный невероятным трудом учителя, материал и заведомо свалить его на полку - есть именно хамство!

Да и сама идея проверки квалификации учителя по заранее отснятому уроку представляется, мягко говоря, сомнительной. Съемка хорошего урока полезна для тиражирования методики и опыта. А такая проверка, равна попытке восстановления исторической картины по художественным фильмам. Так что же хотят увидеть авторы «метода»? Реальную картину, или набор красиво поставленных «трюков», выбранных из наиболее удачного дубля? Или авторы полагают, что кто-то из учителей позволит себе отснять и отправить некачественную запись?

Если же внимательно рассмотреть задания, изложенные в демоверсиях «диагностической работы», то можно легко заметить, что половина из них есть ни что иное (?) , как «творчески переработанные» КИМ из материалов ЕГЭ (правда местами несколько подпорченные ошибками и некорректно поставленными вопросами и заданиями)… А вторая часть, как бы посвященная проверке методического уровня учителя, есть унизительно плоско-двумерная имитация выявления невнятных знаний и умений студента пед. ВУЗа. Вообще, определять методический уровень учителя в тестовом режиме - занятие заведомо глупое и оскорбительное для него. Но главное - заведомо никчемное. Таким образом, мы можем констатировать лишь то, что учителя проверяют не на предмет профессионального роста, а на его знания, полученные в школе и ВУЗе. Но тогда что мы культивируем – профессиональный рост или деградацию? Складывается впечатление, что авторы преднамеренно поставили себе задачу окончательно выжечь из учителя академический подход, творческую составляющую и вернуть систему к средневековой схоластике.

Но и это было бы относительно терпимо, если бы не следующее «открытие» авторов, превращающее всю предложенную «модель» в полную абракадабру: «Компетенции формируются и проявляются в процессе решения жизненных и профессиональных задач разного уровня сложности»… Но тогда, следуя этому «величайшему из открытий», никого ничему учить вообще не нужно - все само сформируется и все сами всему обучатся! Но тогда школы и ВУЗы закрываем, мы тихо расходимся по домам, а Ольга Юрьевна готовит приказ о прекращении деятельности всей системы образования?

Но, Ольга Юрьевна, что-то подсказывает нам, что без нас с Вами, с неким самостийно регулируемым процессом «формирования в процессе решения жизненных и профессиональных», получится не совсем хорошо. Точнее – будет совсем плохо. И вот в это «совсем плохо» нас загоняют идеи о штурмовых «оценках» чего-либо, подкрепленные откровенно антинаучными изысками. Авторы банально заигрались в науку и методику, не ведая не только ни того ни другого, но и самой научной этики и культуры. Эта работа достойна пера самонадеянного первокурсника, но никак не директора института педагогики и заведующего кафедрой методики одного из крупнейших педагогических университетов.

Остается непонятным только одно. На каких планетах живут люди, считающие, что отдельно взятый тотальный контроль всего и вся решит проблемы качества образования? На каких планетах живут люди, считающие, что «компетенции» и «компетентность» означают одно и то же и им позволено до бесконечности шельмовать научные понятия и мучить родной язык? Наверное, это приятные для проживания планеты, и мы, в целом, рады за их обитателей. Но мы-то, пока еще, живем на другой. И мы не понимаем, почему те, с чуждых нам планет, считают нас глупым, бездушным, безропотным винтиком выдуманной ими субстанции.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Пожалуйста, прикажите вашим подчиненным хоть немножечко думать. Думать, прежде чем говорить, и тем более думать, прежде чем что-то делать. Прикажите им сначала много читать, прежде чем что-либо писать. Прикажите им видеть и уважать нас, учителей и детей, которые сидят в наших классах. Надеемся, что они послушаются Вас. Еще было бы очень неплохо заставить их выучить и осознать то, что это не мы для них, а они должны существовать и действовать для нас. Это выражается в одной фразе: «Люди, занимающиеся педагогической работой, нуждаются не в советах, а в условиях».

И вот тогда, только после этого, наши планеты если и не объединятся полностью, то хотя бы выйдут на одну орбиту.

Открытое письмо о модели оценки компетенций учителей

Публикуем Открытое письмо, связанное с оценкой компетенций учителей, к министру образования и науки РФ О.Ю. Васильевой, руководителю Рособрнадзора С.С. Кравцову и др. Присоединяйтесь к Открытому письму.

Напомним, что во время Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», которая состоялась в Сочи 4-5 июля 2017 года, директор института педагогики Светлана Анатольевна Писарева и заведующая кафедрой методики обучения математике и информатике Виктория Игоревна Снегурова предложили Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробацию в 2017 году .

В интервью корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов сообщил, чтоапробация уровневой оценки компетенций учителей пройдёт в середине сентября, при этом процедура будет включать открытый видеоурок, который оценят по заранее разработанным критериям федеральные и региональные эксперты.

Открытое письмо

Министру образования и науки РФ

Васильевой О.Ю.

Руководителю Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки

Кравцову С.С

Председателю Общероссийского

профсоюза образования

Меркуловой Г.И.

И.о. ректора РПГУ им. А.И.Герцена

Богданову С.И.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Уважаемые идеологи и авторы модели уровневой оценки компетенций учителей!

Учительская общественность ознакомилась с моделью и выражает Вам глубокую благодарность за такое внимание к вопросам организации неусыпного контроля наших «компетенций» (ранее это, правда, называлось профессиональным уровнем, но об этом чуть ниже). Мы понимаем, каких усилий воли Вам стоило предание забвению того, что квалификация учителя уже подтверждена государственным дипломом, а единственная система внешнего контроля таковой – аттестация – уже предусмотрена Законом об образовании.

Особую благодарность просим передать тем региональным руководителям, которые с не меньшим усилием воли также сумели заставить себя забыть о Законе и таки направили своих учителей на апробацию данной модели.

Невозможно не сказать и о восхищении Общероссийским профсоюзом образования, который в очередной раз, со свойственным ему мужеством, не стал обращать внимания исполнительной власти на нарушение прав своих членов и, как часовой почетного чего-то, преданно смотрит вперед, не смея вымолвить ни слова.

Но если все же отбросить такую мелочь, как права и свободы учителя, гарантированные Законом об образовании и другими Законами, а также наши государственные дипломы, которые сегодня все чаще несут смысловую нагрузку фигового листа, то сразу надо отметить, что период апробации выбран просто идеально! Лучшего времени для проверки учителя найти было бы невозможно! Ведь именно в сентябре наши учителя маются от безделья и тоски, ходят из угла в угол своих кабинетов и не знают, чем им заняться. Да, да! Им совершенно нечего делать! Ну, если не считать таких мелочей, как: получение в библиотеке и выдача отрокам учебников и пособий, приведение тех же отроков в рабочее состояние после долгих каникул; введение нового расписания и его «притирка» к кабинетам; родительские собрания; заполнение журналов; сдача планов и программ; оформление статотчетов; инструктивно-методические совещания, методические объединения; приемы и приемки санэпидемиологов, пожарных инспекторов, медработников, представителей ГИБДД и прочих «дорогих» гостей; проведение дней здоровья, турслетов, верстка планов внеурочной деятельности; оформление договоров на оказание допуслуг, услуг по присмотру, услуг по уходу, услуг по соц-пед. сопровождению, услуг по псих-пед. диагностике и опять по сопровождению, ну и прочие третьестепенные (сегодня) мелочи, типа: ведения уроков и подготовки к ним, проверок заданий, классных руководств и дежурств на переменах…

И вот тут учителю в самый раз озаботиться съемкой двадцати (!!!) уроков и сдачей всевозможных проверочных работ. Естественно, действовать будем по принципу: между работой и проверкой всегда выбираем последнее. Мы, конечно, привыкли, но знаете, одно дело проверяться, а совсем другое - «оцениваться»…

Вообще, такой бесценный опыт по оптовой «оценке» не должен остаться внутри одной системы. Его надо срочно тиражировать! Ну почему одним учителям такое счастье? Тем более, раз ее авторы из РПГУ им. Герцена утверждают, ни много - ни мало, а то что: «РАМОЧНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ В ДОСТАТОЧНОЙ МЕРЕ ОДНОРОДЕН ДЛЯ ЛЮБОЙ ПРОФЕССИИ» … Тогда надо предложить Минфину проверить банкиров и просеять «офисный планктон». Минздраву срочно «оценить» компетенции врачей - после этого последние точно начнут резать глубже и быстрее, а выписывать рецепты прямо на стойках гардероба. Вот еще Минкульту можно всех писателей экстренно на оценку писательских компетенций направить. Представляете, как они после этого запишут? Никоим образом нельзя забыть об артистах театра, кино и цирка - этих в первую очередь. Прямо в костюмах (можно с декорациями) и прямо с сентябрьских премьер. Циркачей вместе с медведями и тиграми. Если звери заупрямятся или заболеют, зовите нас - подменим и подыграем. Нам не привыкать. После того, как нас публично отхлестали по щекам добровольно - принудительной сдачей ЕГЭ, пара - тройка ударов плеткой, нам – что комариный укус… Просим также не забыть об инженерах, сотрудниках ЖКХ и других профессиональных сообществах.

Однако же, если мы признали идею и время проведения апробации модели весьма удачными, самое время рассмотреть саму модель, предложенную нам авторским коллективом, под руководством директора института педагогики РПГУ им. Герцена С.А. Писаревой.

Сказать, что по прочтении документа мы пребываем в восхищении - равно не сказать ничего! Мы буквально раздавлены глубиной и смелостью научной мысли авторов. Такое обилие «научных» открытий в разных направлениях науки, так «ясно» изложенных на нескольких печатных листах, делает этот документ беспрецедентным как по содержанию, так и по форме изложения. А выводы, сделанные авторским коллективом, переворачивают наше представление не только о педагогической науке, но и о системе образования в целом… Например, мы даже не подозревали того, что в научно-методическом труде, именуемом: «Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году» совершенно не обязательно соблюдать правила русского языка! Теперь оказывается на титульном листе можно не склонять название учреждения: «…кафедрой методики обучения метематикИ и информатикЕ». В нем можно излагать столь расплывчатые мысли, даже без использования в предложении подлежащего: «При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки». Видимо авторы все же считают, что учителя умные и сумеют домыслить то, что они пытались донести. Мы, конечно, польщены, но, честно говоря, поняли не все… Третья часть демоверсии - профессиональная задача - изложена таким языком, что понять что-либо вообще не представляется возможным: «Этические нормы и/или права, которые могут быть нарушены, которые предотвращают предложенное действие»; » Вопрос, на который нужно найти ответы для поиска решения задачи». Разрабатывая «пошаговую инструкцию», авторы явно «перешагали» в неизвестное им самим направление и заблудились окончательно…

М-да… С русским языком нам все понятно - в РПГУ им. Герцена он явно не в чести. И что примечательно, именно при и.о. ректора университета, который является: Заместителем председателя Правления Фонда «Русский мир», членом Бюро Общества русской словесности, членом Совета по культуре речи при губернаторе Санкт-Петербурга и многих других общественных объединений, призванных защищать этот самый язык…

В целом, текст модели можно считать вполне сбалансированным, так как его содержание вполне адекватно уровню владения языком… Поэтому с тезисами, определениями, и выводами авторов надобно разбираться отдельно и весьма предметно. Пожалуй, еще нигде и никогда вакханалия антинаучного безумства и академического невежества не разворачивалась с такой легкостью и безудержностью. Начнем с того, что авторы путают понятия «компетенции» (competency) и «компетентности» (competence). Понятие «компетентность» описывает, что нужно уметь делать для качественного выполнения работы в рассматриваемой области (совокупность знаний, умений и навыков) - синонимы: квалификация, профессионализм. Понятие «компетенция» означает право принятия решения в рассматриваемой области, полномочие, правомочность (совокупность трудовых прав и обязанностей). Удивительно, но в словарях русского языка эти термины уже давно понятийно разведены и определены! Нам следует выбросить все академические словари?..

Теперь берем первое основополагающее определение авторов:

- «Под компетенцией в самом общем плане понимается совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним»…

  1. Определения не даются «в общем плане» Тем более «в самом». И уж совсем неудобно напоминать авторам о том, что прежде чем давать явлению (понятию) свое определение, в научном мире принято опровергать предыдущее и аргументировано обосновывать новое…
  2. «Качество личности» - существенно более сложное понятие, чем его трактуют авторы. Но и его явно недостаточно. Ведь оно определяется как: «стабильные внутренние особенности человека, оцениваемые позитивно. Это позитивные черты характера, знания, умения и навыки». При этом авторы «модели» не ведают о существовании более широкой категории: черты личности, куда включаются как позитивные, так и другие свойства личности». А негативные черты мы рассматривать не будем? Учителю можно быть раздражительным, злым, глупым и пр.?
  3. «Способ деятельности» не обязан быть «взаимозависим» с чем-то еще. Способ вообще не является величиной постоянной. Он меняется от действия к действию и определяется целеполаганием, имеющимся набором средств и многими другими факторами. И даже в одном (сложном) действии может быть применено множество способов. И, как мы выяснили ранее, к «качеству личности» он не имеет никакого отношения.
  4. Вообще, почему и откуда взялся некий: «способ деятельности»? Может быть все же у «деятельности есть не способ, а вид? Хотя понятно, почему не «вид». Если бы написали его, безудержная глупость была бы еще более очевидной…
  5. «…качественная продуктивная деятельность по отношению к ним» (…) Простите, к кому или к чему?! К предметам и процессам?
  6. Вообще, «отношение к предметам и процессам» имеют в основном невротики и шизофреники…

Дорогие авторы, мы же не против, но проясните, пожалуйста, так что же Вы собираетесь у нас «оценивать»? Ведь если все же «компетенции», то это совсем не к нам, а к тем, кто их установил - работодателям. А если «компетентности» (квалификацию и профессионализм), но вне аттестации?.. То логично было бы сначала отобрать у нас дипломы и, конечно, отменить итоги тех аттестаций, которые мы уже прошли ранее… Правда, стоит ли торопиться? Или, может быть, отбирать надо совсем не у нас? И не только дипломы, но и научные звания, и должности? Ведь если посмотреть, что Вы пишете далее, то станет понятно, кого надо проверять на профессионализм (компетентность), а по итогам проверки экстренно лишать так опрометчиво предоставленных ранее должностей и соответствующих им компетенций…

Ведь желая «оценить» учителя, Вы утверждаете: «В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования.» И оно было бы хорошо, если бы в ФГОС был хотя бы один раздел, посвященный вопросам обеспеченности средствами обучения. Однако его нет и не было. И сие говорит нам о том, что авторы некоей «оценочной модели» сами ФГОС никогда до конца не читали…

Задавая вопрос: «Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете
использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?»,
Вы доказываете нам, что ни методику, ни примерные программы тоже не знаете! Урок математики в пятом классе отличается от урока в десятом прежде всего тем, что в последнем нет математики, но есть алгебра, начала математического анализа и геометрия… И обобщающие уроки там (равно как и уроки вообще) – это величины совершенно разных методических порядков, не подлежащие профессиональной сравнительной характеристике!

Но Вы не только мало знаете и имеете весьма смутное представление об образовании, но и провоцируете нас: «Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть нарушены в процессе реализации вашего решения.» Простите, но для чего нам вырабатывать решения, нарушающие какие-либо нормы?

Апогеем либо безумства и полнейшей безответственности, либо проявлением откровенного хамства по отношению к учителю стало возжелание авторов увидеть по 20 (двадцать!!!) отснятых уроков каждого «оцениваемого» учителя. Не говоря о том, какого титанического труда это будет стоить учителю. Следует сразу спросить авторов: «А как? Какими силами Вы, дорогие «оценщики», будете все это отсматривать и анализировать?» Ведь таким ресурсом не обладает ни один институт и ни одна методическая служба страны! А собрать такой, сработанный невероятным трудом учителя, материал и заведомо свалить его на полку - есть именно хамство!

Если же внимательно рассмотреть задания, изложенные в демоверсиях «диагностической работы», то можно легко заметить, что половина из них есть ни что иное, как «творчески переработанные» КИМы из материалов ЕГЭ (правда местами несколько подпорченные ошибками и некорректно поставленными вопросами и заданиями)… А вторая часть, как бы посвященная проверке методического уровня учителя, есть унизительно плоско-двумерная имитация выявления невнятных знаний и умений студента пед. ВУЗа. Вообще, определять методический уровень учителя в тестовом режиме - занятие заведомо глупое и оскорбительное для него. Но главное - заведомо никчемное. Таким образом, мы можем констатировать лишь то, что учителя проверяют не на предмет профессионального роста, а на его знания, полученные в школе и ВУЗе. Но тогда что мы культивируем – профессиональный рост или деградацию? Складывается впечатление, что авторы преднамеренно поставили себе задачу окончательно выжечь из учителя академический подход, творческую составляющую и вернуть систему к средневековой схоластике.

Но и это было бы относительно терпимо, если бы не следующее «открытие» авторов, превращающее всю предложенную «модель» в полную абракадабру: «Компетенции формируются и проявляются в процессе решения жизненных и профессиональных задач разного уровня сложности»… Но тогда, следуя этому «величайшему из открытий», никого ничему учить вообще не нужно - все само сформируется и все сами всему обучатся! Но тогда школы и ВУЗы закрываем, мы тихо расходимся по домам, а Ольга Юрьевна готовит приказ о прекращении деятельности всей системы образования?

Но, Ольга Юрьевна, что-то подсказывает нам, что без нас с Вами, с неким самостийно регулируемым процессом «формирования в процессе решения жизненных и профессиональных», получится не совсем хорошо. Точнее – будет совсем плохо. И вот в это «совсем плохо» нас загоняют идеи о штурмовых «оценках» чего-либо, подкрепленные откровенно антинаучными изысками. Авторы банально заигрались в науку и методику, не ведая не только ни того ни другого, но и самой научной этики и культуры. Эта работа достойна пера самонадеянного первокурсника, но никак не директора института педагогики и заведующего кафедрой методики одного из крупнейших педагогических университетов.

Остается непонятным только одно. На каких планетах живут люди, считающие, что отдельно взятый тотальный контроль всего и вся решит проблемы качества образования? На каких планетах живут люди, считающие, что «компетенции» и «компетентность» означают одно и то же и им позволено до бесконечности шельмовать научные понятия и мучить родной язык? Наверное, это приятные для проживания планеты, и мы, в целом, рады за их обитателей. Но мы-то, пока еще, живем на другой. И мы не понимаем, почему те, с чуждых нам планет, считают нас глупым, бездушным, безропотным винтиком выдуманной ими субстанции.

Уважаемая Ольга Юрьевна!

Пожалуйста, прикажите вашим подчиненным хоть немножечко думать. Думать, прежде чем говорить, и тем более думать, прежде чем что-то делать. Прикажите им сначала много читать, прежде чем что-либо писать. Прикажите им видеть и уважать нас, учителей и детей, которые сидят в наших классах. Надеемся, что они послушаются Вас. Еще было бы очень неплохо заставить их выучить и осознать то, что это не мы для них, а они должны существовать и действовать для нас. Это выражается в одной фразе: «Люди, занимающиеся педагогической работой, нуждаются не в советах, а в условиях».

И вот тогда, только после этого, наши планеты если и не объединятся полностью, то хотя бы выйдут на одну орбиту.

Уважаемые читатели, присоединяйтесь к Открытому письму! Подписи оставляйте в комментариях! Спасибо!

Как ранее сообщала министр образования и науки России Ольга Васильева , осенью 2017 года учителя русского языка и литературы, математики из 15 регионов пройдут тест на знание предмета. Сотрудники РГПУ им. Герцена предложили модель уровневой оценки компетенций учителей осенью 2017 года.

Во время Межрегиональной конференции по оценке качества образования «Развитие единой системы оценки качества образования – опыт и перспективы», которая состоялась в Сочи 4-5 июля 2017 года, директор института педагогики Светлана Анатольевна Писарева и заведующая кафедрой методики обучения математике и информатике Виктория Игоревна Снегурова предложили Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробацию в 2017 году .

Диагностическая работа для учителей русского языка и литературы, математики

1. Тестирование (min 10 заданий – 2 часа для выполнения, время фиксировано)
2. Решение методических задач с развёрнутым ответом (3 задачи – 2 часа для выполнения, время фиксировано)
3. Решение профессиональной задачи (1 задача на выбор учителя – по содержанию может быть связана с уроком – 1 – 5 дней)

Методические задачи проверят:
знание основ методики преподавания
оценка развернутых ответов учащихся
владение методикой обучения учащихся с особыми потребностями

Инструменты оценки компетенций

В качестве инструментов оценки компетенций учителей авторы предложили:

1. Диагностическую работу
2. Опросник для учителей - участников апробации, включающий не менее 15 вопросов, направленных на выявление опыта работы и квалификации учителя и особенностей выполнения им профессиональных обязанностей использование методических материалов, использование ИКТ, оценивание учебных достижений и т.п.;
3. Видеотрансляцию или видеозапись урока , позволяющих оценить реальный опыт учителя в контексте предложенного им решения профессиональной задачи диагностической работы.

Диагностическая работа: профессиональная задача

Краткое описание ситуации
Шаги, которые приведут к решению:
1. Сформулируйте конкретную задачу, которую вам необходимо решить в данной ситуации.
2. Какую информацию и из каких источников вам необходимо собрать для решения этой задачи?
Какими методами вы при этом будете пользоваться?
3. Сформулируйте перечень вопросов, на которые нужно найти ответы и предложите конкретные
действия, необходимые для их выполнения.
4. Предложите решение задачи в виде плана урока с указанием элементов предметной среды,
используемых на каждом этапе урока для каждого класса.
5. Аргументируйте предложенное решение.
6. В каких еще ситуациях применимо предложенное решение?
7. Укажите, какие этико-правовые нормы профессиональной деятельности педагога могут быть
нарушены в процессе реализации вашего решения.

Примеры ситуаций
В кабинете, где вы работаете, имеется необходимое оборудование в соответствии с ФГОС общего образования. Какие элементы предметной среды и каким образом вы будете
использовать при проведении обобщающего урока в двух разных классах (например, в 5 и 10)? Чем будут отличаться данные уроки?
Вы учитель - ответственный за подготовку к проведению предметной недели для обучающихся основной школы. Предложите варианты взаимодействия учителей разных предметов, которые помогут учащимся осознать взаимосвязь предметных знаний и раскроют ценностный аспект и творческий потенциал предметов.

Результаты тестирования

Результаты выполнения первой части диагностической работы являются основанием для вывода о достижении учителем базового (порогового) уровня профессиональной
компетенции .

Минимально необходимое количество баллов равно 13 .

При выполнении первой части диагностической работы с результатом ниже 13 баллов делает возможным вывод о недостаточном уровне для преподавания соответствующего предмета в образовательном учреждении и необходимости повышения квалификации в направлении предметной подготовки и базовой методической подготовки.

Сроки проведения согласно представленной Модели

Заполнение опросного листа учителями - участниками апробации - 01.09.2017-10.09.2017

Решение профессиональных задач учителями - участниками апробации - 16.09.2017 по 21.09.2017

Видеотрансляция и видеозапись уроков русского языка и математики (по
20 уроков) - 14.09.2017 - 15.09.2017

Выполнение заданий диагностической работы учителями - участниками апробации - 25.09.2017

Презентация «Модель уровневой оценки компетенций учителей и ее апробация в 2017 году». Читать

Справочная информация
Осенью этого года в 13 регионах пройдет апробация новой модели оценки знаний и умений учителей русского языка и математики. В апробации примут участие 300 школ и не менее 4000 педагогов. Сообщили в Рособрнадзоре «Российской газете».

На официальных сайтах Минобрнауки России и Рособрнадзора информации, связанной с представленной Моделью, нет.

Апробация модели уровневой оценки компетенций учителей

В Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки представили модель уровневой оценки компетенций учителей русского языка и математики, которая является продолжением исследования компетенций педагогов, начатого в 2016 году.

Эксперты рассказали о том, как будет проходить апробация модели в регионах и анализироваться результаты. В обсуждении приняла участие заместитель Министра образования и науки России Т.Ю. Синюгина.

- В течение длительного времени мы проводили подготовительную работу, апробация обсуждалась и с педагогическим сообществом, и с участвующими в ней субъектами Российской Федерации. Для нас важна добровольность участия. Результат позволит нам говорить о возможности построения индивидуальной траектории развития профессионализма и компетенций учителя, и здесь потребуется перестройка работы всех институтов, которые работают над повышением квалификации учителей, - сказала Татьяна Юрьевна.


В апробации разработанной модели примут участие более 4,5 тысяч учителей русского языка и математики из 13 субъектов Российской Федерации, выразивших готовность поучаствовать в ее проведении.

- Говоря о качестве образования, нельзя недооценивать роль учителя. Поэтому оценка профессиональных компетенций учителей на разных этапах профессиональной карьеры - это важнейшее направление образовательной политики, -
пояснил руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов.


По его словам, результаты выполнения диагностической работы дадут возможность учителям провести самоанализ и самим увидеть свои сильные и слабые стороны.

Участникам апробации предстоит выполнить диагностическую работу, включающую 20 предметных заданий, три методические задачи и одну профессиональную задачу - проявить свои профессиональные знания и педагогический опыт в предложенной ситуации. Кроме того, участники апробации проведут открытый видеоурок, который оценят федеральные и региональные эксперты.


В ходе апробации будет также собрана контекстная информация, необходимая для анализа результатов исследования
(стаж, квалификационная категория, учебная нагрузка, используемые учебно-методические комплекты и прочее).


Для выполнения работы каждому участнику апробации будет предоставлен электронный личный кабинет. Личные кабинеты созданы и для региональных экспертов, которые будут участвовать в проверке диагностических работ. Система личных кабинетов позволит передавать работы учителей по сети Интернет
для проверки экспертами из других регионов.


Персональные результаты участия учителей в апробации не подлежат разглашению. Анализ результатов апробации будет проведен на общем массиве обезличенных данных.
Участие в разработке и экспертизе модели приняли Российская академия образования, ассоциации учителей математики и литературы и русского языка, специалисты Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПКиППРО).


Результаты апробации модели руководитель Рособрнадзора С.С. Кравцов предложил обсудить на заседаниях Всероссийской ассоциации учителей математики и Ассоциации учителей литературы и русского языка с участием педагогов, испытавших данную модель оценки на себе.

Мы готовы к обсуждению, готовы учитывать пожелания и вносить коррективы. Сейчас важно отработать технологию, методологию, обсудить результаты и затем думать о продолжении этой работы, - заявил руководитель Рособрнадзора.

Справочно

Целью методики уровневой оценки компетенций, разработанной специалистами Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, является получение достоверной информации об уровне профессиональной компетентности каждого учителя и отдельных групп учителей.

В дальнейшем оценка компетенций педагогов должна стать одним из элементов национальной системы профессионального роста учителей, которую разрабатывает Минобрнауки России
по поручению Президента Российской Федерации.



Похожие статьи
 
Категории