История создания названия герой нашего времени. История создания романа «Герой нашего времени

19.02.2019

История создания романа «Герой нашего времени», наверное, как и все остальные произведения любого автора, проходила три этапа. На первом этапе была задумка романа. Сама мысль о создании будущего шедевра Лермонтову пришла в 1836 году. И он даже сделал некоторые наброски. Следуя за идеей Пушкина, что создал в образе Онегина своего современника, Лермонтов захотел создать своего героя своего времени, поэтому было принято решение изобразить офицера Печорина среди московской жизни.

История создания Герой нашего времени Лермонтов

Вроде идея есть, с главным героем определился автор, но тут происходят события, которые повлияли на замысел романа. После смерти Пушкина, посвящает ему стихотворение, за которое его ссылают на Кавказ. В это время Лермонтов прекращает работу над произведением, а по окончании ссылки он уже не захотел писать начатое, ведь теперь он видел роман в ином свете. Во время ссылки Лермонтов много чего увидел, получил массу впечатлений, были горы, были казачьи станицы, побережье Черного моря, контрабандисты, декабристы. Все эти встречи перевернули сознание автора и он решил в своем романе создать живые образы современников. Так были определены действующие лицами и сюжет романа. Таким образом был пройден второй этап создания своего романа.

Третий этап истории создания «Герой нашего времени» Лермонтова заключался непосредственно в самом написании. Считается, что автор над романом работал с 1837 по 1840 года. Состоит роман из «длинной цепи повестей», которые были объединены в один роман. Объединяли также отдельные произведения общие герои Печорин и Максим Максимыч. Сама последовательность написания повестей не установлена, но имеются предположения о том, что первой была написана «Тамань», далее мир увидел «Фаталист», следом за ним была написана «Бэла» и «Максим Максимыч». Каждую из повестей Лермонтов публиковал отдельно, а увидев их успех, было принято решение 1840 году объединить в одном романе «Герой нашего времени».

Многие литературоведы спорят о том, кто же явился прототипом Печорина. Одним из предположений является мысль, что Печорин – это и есть сам Лермонтов. Но, как бы то ни было, какие бы споры не разгорались, роман стал классикой. Это роман, который нас знакомит с жизнью людей позапрошлого века.

История создания «Героя нашего времени» Лермонтова может быть описана в три основных этапа. Эти этапы выделяются в работах литературоведов, рассмотрим последовательно эти этапы.

Первый этап. Замысел романа. Определение его структуры и идейного содержания

Первый этап литературоведы относят к 1836 году, когда юный поэт Лермонтов, стремящийся утвердить себя в прозе, решил создать монументальное произведение, которое со всех сторон показало бы жизнь его современника – молодого человека из дворянского сословия. При этом главный герой (по мысли создателя романа) должен был нести в своей душе все противоречия человека своего времени.
В 1836 году еще был жив А.С. Пушкин, чье творчество (и в первую очередь роман в стихах, повествующий о судьбе Евгения Онегина) вдохновляло юного Лермонтова.

История романа «Герой нашего времени» также, по замыслу автора, опиралась на историю о молодом дворянине, фамилия которого должна быть созвучна с фамилией Онегина. В итоге Лермонтов назвал главного героя романа «Печориным», а, как известно, в нашей стране есть две похожие друг на друга реки – Онега и Печора.

В 1837 году произошло эпохальное в жизни Лермонтова событие: на дуэли погиб его кумир – русский гений А.С. Пушкин. Юный Лермонтов написал полное горечи и боли стихотворение «Смерть поэта», которое тут же разошлось в списках тысячными экземплярами. Это стихотворение и стало поводом для ссылки Лермонтова на Кавказ.

Уехав из Петербурга, Лермонтов (фактически, как и Пушкин десятилетиями ранее) продолжил работу над замыслом своего будущего произведения, написать которое он мечтал всю свою жизнь.

Второй этап работы. Определение круга действующих лиц, создание сюжета

Путешествуя по Кавказу, посетив Тамань, побывав в селениях горцев, Лермонтов окончательно определился с сюжетом своего произведения. Его герой должен был предстать перед читателями в образе не скучающего дворянина, без особых занятий (как в свое время Онегин), а в образе молодого офицера, который по роду своей деятельности служит Родине, но на самом деле страдает от своих внутренних пороков и разочарований.

Также Лермонтов определился с кругом действующих лиц: он задумал образ гордой русской княжны, влюбившейся в Печорина (образ чем-то созвучный пушкинской Татьяне Лариной), красавицы-черкешенки, которая от всего сердца полюбит главного героя (тоже образ восходящей к героини поэмы Пушкина «Кавказский пленник»). Автор определился, что персонажами его романа станут горцы, с их дикими, но справедливыми обычаями, контрабандисты, ведущие рискованный, но захватывающий образ жизни, светское общество той поры (офицеры, дворяне и т.д.).

Писатель стремился создать произведение, которое поможет читателям увидеть в персонажах романа людей им близких и знакомых. Спустя два столетия мы можем констатировать, что это Лермонтову удалось.

Третий этап создания романа. Написание текста. Издание произведения

История создания романа «Герой нашего времени» включает в себя третий важнейший этап написания текста произведения.

По мнению литературоведов, писатель трудился над созданием текста в течение 1838-1841 гг. До сих пор в науке идут споры относительно того, какой была последовательность написания частей произведения. Считается, что сначала автор написал «Тамань», потом «Фаталиста», за ними части «Максим Максимыч» и «Бэла».

При этом последовательность публикации разных частей будущего единого романа не совпадали с их созданием. Первой в 1839 году была опубликована будущая часть под названием «Бэла». Тогда она имела такое наименование «Из записок офицера на Кавказе». На эту небольшую повесть сразу же обратил свое внимание известный критик В.С. Белинский, заявив, что автор создал новый жанр прозы о Кавказе, который противостоит стили и жанровому своеобразию записок Марлинского (сосланного на Кавказ в действующую армию декабриста А.А. Бестужева).

Следующей была опубликована повесть «Фаталист» (1839 год). Современникам очень понравилось это произведение. Позже биографы Лермонтова высказали две основных версии происхождения сюжета: согласно первой из них, эпизод с офицером, стрелявшим в себя на пари, промахнувшемся, но погибшем в тот же вечер от шашки пьяного казака, произошел на глазах самого Лермонтова и его друга Столыпина в одной из казачьих станиц; согласно второй версии, свидетелем произошедшего был родной дядя писателя, который и поведал потом племяннику эту страшную и загадочную историю.

Следующей была опубликована «Тамань». Произошло это уже в 1840 году. Биографы писателя полагают, что Лермонтов описал в этой части событие, которое произошло с ним самим. Он сам в 1838 году был по делам службы на Тамани, и там молодого офицера приняли за полицейского, который выслеживает контрабандистов.

Довольный успехом своих повестей, Лермонтов в 1840 году решил опубликовать их в одном романе. Добавив последнюю часть «Максим Максимович» он сделал сюжет более целостным и понятным читателям. При этом образ главного героя произведения открывается читателям не сразу: сначала мы встречаем Печорина в первой части («Бэла). Здесь его описывает добрейший служака Максим Максимович. Читатели по-разному оценивают личность Печорина, который украл молодую черкешенку, однако не сумел принести ей счастья и уберечь ее жизнь. Во второй части «Максим Максимович» мы видим описание портрета главного героя и перед нами раскрывается его личный дневник. Здесь уже читатели в полном объеме понимают, кем является герой романа. В эту часть включены два важнейших эпизода его литературной биографии: рассказ о приключении Печорина на Тамани и о его любовном коллизии с княжной Мери Лиговской. Завершается роман «Фаталистом», который подводит итог рассказу о печальной судьбе Печорина.

История написания «Героя нашего времени» включает в себя и многочисленные споры современников о том, кто является прототипом главного героя этого произведения. Литературоведы называют много разных имен, начиная от личности известного красавца, франта и дуэлянта А.П. Шувалова и заканчивая образом самого Лермонтова.

Так или иначе, этот роман сегодня является классикой русской литературы, гениальным произведением, которое показывает нам целый пласт русской жизни, быта и культуры начала позапрошлого века.

Тест по произведению

«Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова является, по сути, социально-психологической картиной, раскрывающей целую эпоху. Все это писатель мастерски сумел соединить и заключить в лице одного героя – Печорина, личности неординарной и трагичной.

События, которые описывает Лермонтов, происходили в 30-х годах XIX века. Историю написания этого романа можно разделить на три основных периода, которые четко выделяют литературоведы.

Первый период: определение замысла романа, его структуры и идеи.

Лермонтов в 1836 году, будучи еще юным поэтом, стремился выделиться среди других великих поэтов и решил написать грандиозное произведение, которое смогло бы включить в себя все стороны жизни его современников. К тому же, главным героем своего романа Михаил Юрьевич видел молодого дворянина, резко отличающегося от других людей и страдающего от душевных противоречий. Вдохновение юный писатель черпал из произведений А. С. Пушкина, в особенности, из его «Евгения Онегина».

В 1837 году случилось непоправимое: погиб А. С. Пушкин, кумир писателя, гений, тот, на кого он ориентировался. Это было большим ударом для Лермонтова. Он написал стихотворение – отклик на смерть Пушкина, и был отправлен в ссылку на Кавказ, где продолжал работать над замыслом своего великого романа.

Вторым периодом стало создание сюжета и действующих лиц.

Лермонтов начал свое путешествие по Кавказу: посетил Тамань, побывал в поселениях горцев. Это и определило сюжет его произведения. Писатель уже четко представлял образ будущего главного героя – это молодой офицер, служащий Родине, но на самом деле не видящий в этом своего призвания, и потому страдающий от своих внутренних противоречий, разочарованный в жизни. Для раскрытия образа Печорина, М. Ю. Лермонтов придумал кроткую красавицу-черкешенку, полюбившую героя всем своим сердцем, и гордую княжну, пытающуюся сначала играть чувствами Печорина, а затем влюбившуюся в него.

Так же автор смог определиться, что кругом действующих героев романа станут горцы, со своими странными, но справедливыми обычаями; люди, занимающиеся контрабандой и каждый день рискующие своей репутацией и жизнью; представители высшего света. Лермонтов хотел, чтобы читатель смог найти в его произведении героя, равного себе по духу, близкого и знакомого.

Третьим периодом становится написание текста, его издательство.

Литературоведы считают, что М. Ю. Лермонтов создавал текст в период с 1838-1841 гг. До сих пор не известна последовательность написания автором глав произведения.

Первой опубликованной главой стала «Из записок офицера на Кавказе» в 1839 году, позже глава получила название «Бэла». В. Белинский, являвшийся известнейшим критиком того времени, заявил, что глава написана в совершенно новом жанре.

Чуть позже была опубликована глава «Фаталист». Современники приветствовали ее восторженными отзывами. Сейчас исследователи биографии Лермонтова утверждают, что сам писатель был свидетелем данных событий и лишь написал свои воспоминания, превратив их в главу романа.

История написания, прототипы героев

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение эссе Труд души 7 класс

    Труд души - само по себе необычное понятие. Как душа может трудиться? Хотя сказал поэт, что душа должна трудиться и день, и ночь. (Не помню, кто именно сказал, так как по программе мы еще не проходили это.)

Роман “Герой нашего времени” был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале “Отечественные записки” появилась повесть “Бэла” (1838 г.) с подзаголовком “Из записок офицера с Кавказа”, в конце 1839 г. увидела свет повесть “Фаталист”, а затем и “Тамань”. Своему роману Лермонтов сначала дал название “Один из героев начала века”. Отдельное издание романа уже под названием “Герой нашего времени” вышло в 1840 г.

1830-1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что “у будущего поколения нет будущего”. Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя.

Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа “Герой нашего времени” – свидетельство о его важности.

В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портретсовременного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал” (А. И. Герцен) .

Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: “Я чувствую в душе моей силы необъятные”. Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и “вянут без борьбы” в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.

Лермонтов в предисловии к “Журналу Печорина” пишет: “История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…”

Особенности жанра. “Герой нашего времени” – это первый русский психологический роман.

(2 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Анализ романа “Герой нашего времени” Лермонтова Согласно изначальному замыслу Лермонтова. Герой нашего времени должен был выйти в свет не как...
  2. Роман состоит из пяти частей. Четыре из них: “Бэла”, “Тамань”, “Княжна Мери” и “Фаталист” – представляют собой законченные художественные произведения,...
  3. Перед нами – одно из центральных произведений русской классики 19 века. Его автор – поэт и писатель, великий творец своего...
  4. Само название романа говорит о том, что Лермонтову хотелось глубже вникнуть в общественную жизнь своего времени. 30-е годы XIX века,...

Данное произведение являет собой социально-психологический портрет целой эпохи, представленной в лице главного героя, личности трагичной и незаурядной. События, происходящие в романе, затрагивают 30-ые годы XIX века. История создания романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова делится на несколько основных периодов, которые четко прослеживаются в очерках известных литературоведов.

I этап. Начало работы над романом

В 1836 году Лермонтов, вдохновившись романом Пушкина «Евгений Онегин», задумал написать будущее произведение, где в полной красе была бы показана жизнь его современника в свете столичных событий. Главный герой по замыслу должен отражать в душе дух противоречия того времени. Даже фамилию ему он старался подобрать созвучную с Онегиным, взяв за основу названия двух рек, Онега и Печора. Так и получился Печорин.

1837 год стал эпохальным в жизни Михаила Юрьевича. На дуэли погибает его друг Пушкин А.С. Потрясенный смертью, Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта» за что был впоследствии сослан в ссылку на Кавказ. За рукопись он возьмется несколько позже.

II этап. Основа сюжета. Определение круга остальных героев романа

Путешествуя по Кавказу, Лермонтов попадает в водоворот событий, носящих приключенческий характер. Новые люди, эмоции, впечатления вдохновили его вновь взяться за написание романа. Так помимо Печорина появилась княжна Мэри, Бэла, контрабандисты, горцы с их дикими обычаями и традициями, светское общество той поры.

Лермонтов стремился, чтобы персонажи романа были максимально похожи на обычных людей со свойственными им пороками, желаниями, чувствами. Чтобы каждый читатель мог увидеть в них себя. Примерить понравившийся образ и представить себя на его месте. Ему это удалось.

III этап. Завершающий

О последовательности написания частей романа до сих пор ходят споры. Известно, что писатель работал над ним с 1838-1841гг. Предположительно первой частью стала «Тамань». После возник «Фаталист», «Бэла», «Максим Максимыч». Сначала планировалась серия записок, вроде путевых заметок. Потом замысел автора поменялся. Он решил слить отдельные истории в одну.

Первой была издана «Бэла» (1839г). В этом же году был опубликован «Фаталист». «Тамань» была опубликована в 1840г. В этой части романа Лермонтов описал события, происходившие лично с ним. Последней частью романа стал «Максим Максимыч». Его завершающий штрих. Теперь роман стал целостным произведением, понятным и доступным для читателя.

На протяжении всего романа образ Печорина раскрывается постепенно, обнажая его истинную сущность.



Похожие статьи
 
Категории