В данной публикации рассмотрим такие направления в искусстве, как Реализм, Импрессионизм, Фовизм, Моде́рн, Экспрессиони́зм, Куби́зм, Футури́зм, Абстракциони́зм, Дадаи́зм, Супремати́зм, Метафизическая живопись, Сюрреали́зм, Активная живопись, Поп-а́рт и Минимали́зм.
Но сначала коллаж:)
Нажмите на картинку для увеличения
Теперь кратко рассмотрим указанные направления искусства.
Реализм - (лат. вещественный, действительный) – направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах.
Импрессионизм - направление в искусстве последней трети XIX - начала XX веков, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления.
Фовизм - направление во французской живописи конца XIX - начала XX века, характеризуется яркостью цветов и упрощением формы.
Моде́рн - художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX - начале XX века. Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий.
Экспрессиони́зм - течение в европейском искусстве, получившее развитие примерно в начале 1905-1920 годов, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образов (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.
Куби́зм - авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Главные художественные принципы - скорость, движение, энергия, которые некоторые футуристы пытались передать достаточно простыми приёмами. Для их живописи характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, где преобладают мелькающие формы, зигзаги, спирали,скошенные конусы, где движение передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение - так называемый принцип симультанности .
Абстракциони́зм - направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма - достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации
Дадаи́зм , или дада - модернистское течение в литературе, изобразительном искусстве, театре и кино. В изобразительном искусстве наиболее распространенной формой творчества дадаистов был коллаж - технический приём создания произведения из определённым образом скомпонованных и наклеенных на плоскую основу (холст, картон, бумагу) кусочков разнообразных материалов: бумаги, ткани и т. д.
Супремати́зм - направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем. Являясь разновидностью абстракционизма, супрематизм выражался в комбинациях разноцветных плоскостей простейших геометрических очертаний (в геометрических формах прямой линии, квадрата, круга и прямоугольника). Сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные супрематические композиции.
Метафизическая живопись – направление в итальянской живописи начала XX века. В метафизической живописи метафора и мечта становятся основой для выхода мысли за рамки обычной логики, а контраст между реалистически точно изображенным предметом и странной атмосферой, в которую он помещен, усиливал ирреальный эффект.
Сюрреали́зм - направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.
Активная живопись - ташизм (разновидность абстрактного искусства: нанесение красок по интуиции ) - течение в западноевропейском абстракционизме 1950-60-х годов, наибольшее распространение получившее в США. Представляет собой живопись пятнами, которые не воссоздают образов реальности, а выражают бессознательную активность художника. Мазки, линии и пятна в ташизме наносятся на холст быстрыми движениями руки без заранее обдуманного плана.
Поп-а́рт (англ. pop-art , сокращение от popular art , этимологию также связывают с англ. рор - отрывистый удар, хлопок) - направление в изобразительном искусстве 1950-1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.
Образ, заимствованный в массовой культуре, помещается в иной контекст:
- изменяются масштаб и материал;
- обнажается приём или технический метод;
- выявляются информационные помехи и др.
Минимали́зм - художественное течение, возникшее в Нью-Йорке в 1960-х годах. Искусство минимализма обычно включало в себя геометрические формы, повторяемость, нейтральные поверхности, промышленные материалы и способ изготовления.
Для многих кажется непосильной задачей запомнить художников и их картины. За сотни лет история вписала имена многих художников, имена которых на слуху, в отличии от картин. Как запомнить особенность художника и его стиль? Мы подготовили краткую характеристику для тех, кто хочет разбираться в изобразительном искусстве:
Если на картинах изображены люди с большими задницами, будьте уверены – это Руббенс
Если люди в красивых одеяниях отдыхают на природе – Ватто
Если мужчины похожи на кудрявых женщин, с волоокими глазами – Это Караваджо
Если на картине с темным задним фоном изображен человек с блаженным выражением лица или мученик – Тициан
Если картина содержит многофигурные композиции, множество людей, объектов, христианские и сюрреалистические мотивы – это Босх
Если картина содержит многофигурные композиции и сложные сюжеты, но выглядят они реалистичнее чем картины Босха, будьте уверены – это Брейгель.
Если вы видите портрет человека на темном фоне в тусклом, желтом свете – Рембрант
Библейские и мифологические сюжеты с изображением нескольких пухленьких амуров – Франсуа Буше
Голые, накачанные тела, идеальные формы- Микеланджело
Нарисованы балерины, это – Дега
Контрастное, резкое изображение с изможденными и бородатыми лицами – Эль Греко
Если на картине изображена девушка с монобровью – это Фрида
Быстрые и светлые мазки, яркие краски и изображение природы – Моне
Светлые краски и радующиеся люди – Ренуар
Ярко, цветасто и насыщено – Ван Гог
Смурые цвета, черные контуры и грустные люди – Мане
Задний фон как из фильма “Властелин Колец”, с легким синим туманом. Волнистые волосы и аристократический нос Мадонны – Да Винчи
Если тело изображенное на картине имеет необычную форму – Пикассо
Цветные квадраты, как exel-евский документ – Мондриан
Придумала и нарисовала отличные шпаргалки, которые помогут разбираться в направлениях искусства и взрослым, и детям. Они невероятно полезные и интересные.
Впрочем, Наташа сама расскажет о них. И, конечно, покажет. Кстати, каждую шпаргалку вы можете скачать и распечатать.
Как родилась идея
Идея шпаргалок по истории искусства появилась не случайно - я постоянно ищу эффективные методы обучения истории искусства. При этом сталкиваюсь с типичными проблемами в изучении и преподавании предмета:
Во-первых, лекции в виде сплошных записей на несколько листов очень быстро забываются.
Во-вторых, у большинства людей нет времени на глубокое погружение в материал, а тем более на проверку достоверности фактов и критическую оценку источников.
Шпаргалка по примитивизму. Автор - Наташа Кайя.В-третьих, искусство - это об идеях. Оно как зеркало исканий каждой эпохи: в произведении отражаются представления о мире и его устройстве, об истине, о красоте и морали, о месте человека в жизни. Но большинство лекций почему-то построены на биографиях конкретных художников, перечислении произведений и дат их создания. На деле же, не так важны названия картин, даты и унылые факты из биографии вроде « родился-учился-женился » . Ведь все это забывается моментально.
В-четвертых, при преподавании истории искусства в формате « родился-учился-женился » не формируется понимания художественных процессов и их истоков.
Шпаргалка по кубофутуризму. Автор - Наташа Кайя.Мне очень хотелось найти способ донести информацию в сжатом виде (= экономия времени), но при этом осветить явление с разных ракурсов, дать представление о конкретных художественных задачах и способах их решения (= понимание художественных процессов). И добавить несколько интересных фактов, которые могли бы завладеть воображением и остаться в памяти. Так и родилась идея шпаргалок по искусству.
Почему шпаргалки помогут вам быстро разобраться в искусстве
- Все емко и по делу. Формат листа позволяет вместить только действительно важную информацию.
Шпаргалка по аналитическому искусству. Автор - Наташа Кайя.
- Иерархия главного и второстепенного. Что-то непременно забудется: дата, факт из биографии или название третьего по счету манифеста именно этого великого художника. Зато в памяти останется главное - понимание сути художественного явления (будь то конкретный мастер, направление или стиль).
- Формат шпаргалки позволяет визуально разделить всю информацию на разные блоки. Так проще запоминать, поскольку одновременно работают разные виды памяти.
Шпаргалка по абстракционизму. Автор - Наташа Кайя.Почему эффективны шпаргалки, написанные искусствоведом
- Они помогают сформировать у читателя грамотное представление об искусстве определенной эпохи, так как только человек, который разбирается в теме искусства, может выбрать самое значимое и правильно расставить акценты.
- Порядочный искусствовед прочитал научную литературу об эпохе/направлении/мастере, проверил факты, изучил дневники и документы - профессиональный взгляд позволяет выделить действительно ключевые особенности.
Шпаргалка по реализму. Автор — Наташа Кайя.Шпаргалки по шести направлениям русского искусства
В книге «Играем в искусство» речь идет о русском искусстве рубежа XIX-XX веков и о шести основных направлениях того времени: реализме, модерне, кубофутуризме, примитивизме, аналитическим искусстве и абстракционизме. Поскольку книга для детей вызвала большой интерес и у взрослых, в дополнение к книге я сделала шесть шпаргалок по каждому из направлений.
Бытует мнение, что «реализм» - это когда изображаемое похоже на окружающий мир. Но всегда ли реализм действительно «реализм» ?
Модерн
Какие художественные ценности разделяли мастера эпохи модерна? И как научиться быстро определять, что произведение относится к стилистике модерна? Обо всем этом подробно рассказано в шпаргалке.
Кликните по картинке - она откроется в полном размере.
- направление в русском искусстве начала ХХ века, появившееся в результате синтеза французского кубизма и итальянского футуризма. В шпаргалке подробно разбираемся, какие черты кубофутуризма откуда пришли, в чем его уникальность и каковы особенности « продвижения » нового направления на арт-сцене.
Кликните по картинке - она откроется в полном размере.
Примитивизм
Многих волнует вопрос, почему картины примитивистов признаются шедеврами искусства. Или, например, по каким причинам возник примитивизм? Почему примитивисты сознательно « забывают » ремесло и отворачиваются от реализма в пользу эмоций и чистых идей? И самое главное - на что обращать внимание, чтобы по достоинству оценить своеобразную красоту полотен примитивистов? В шпаргалке есть множество ответов на самые разные вопросы об этом направлении.
Кликните по картинке - она откроется в полном размере.
Одним из первых направлений в искусстве ХХ века, имевшим глубоко проработанную теоретическую базу, было аналитическое искусство. В шпаргалке разбираемся во взглядах на искусство основателя направления - Павла Филонова. А также наблюдаем, как художник благодаря своей технике переводит идеи в художественные образы.
Кликните по картинке - она откроется в полном размере.
Первые абстракционисты поставили один из самых важных вопросов в современном искусстве: « Достаточно ли одной точки для произведения искусства? » . В шпаргалке рассказывается о причинах рождения абстрактной живописи, основных идеях ключевых мастеров и о том, что на самом деле показывает абстракция.
Кликните по картинке - она откроется в полном размере.
Ну что, любопытно? У нас еще один сюрприз напоследок.
Мастер-класс по направлениям искусства для детей
Наташа Кайя придумала необычное творческое задание, которое поможет ребенку быстро разобраться в направлениях в искусстве (реализм, модерн, кубофутуризм, примитивизм, аналитическое искусство и абстракционизм) и легко отличать одно от другого.
Вам понадобятся:
шесть фруктов одного вида или муляжи фруктов (продаются в магазинах для дома и сада или в магазинах для творчества)
гуашь или акрил разных цветов
большая и маленькая кисточки.
Идея: каждый фрукт будет символизировать одно из направлений искусства.
Каждый из раскрашенных перцев представляет одно направление искусства
РЕАЛИЗМ. Один фрукт оставляем неокрашенным - он будет «представителем» реализма.
Остальные фрукты покрываем белой краской.
Задания для детей по направлениям:
МОДЕРН. Раскрашиваем фрукт красивыми орнаментами.
КУБОФУТУРИЗМ. Обозначаем линией все грани фрукта. Грани можно покрасить в разные цвета
ПРИМИТИВИЗМ. Нужно старательно рисовать плохо. Например, выбирать только неправильные цвета, которыми фрукт не бывает окрашен в природе.
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО. Рисуем частички или атомы, из которых природа «собрала» фрукт.
АБСТРАКЦИОНИЗМ. Раскрашиваем фрукт одним цветом, ведь форма превыше всего.
Теперь перед вами 6 фруктов, которые наглядно демонстрируют особенности каждого направления искусства.
Обложка поста - шпаргалка по модерну.
Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook
и ВКонтакте
Хотите получать удовольствие от современного искусства, знать, чем Возрождение отличается от проторенессанса, и чем вдохновлялись великие русские писатели?
Этот курс - находка для тех, кто хочет научиться разбираться в искусстве. Он дает основные понятия теории, рассказывает о жанрах и техниках. Слушатели узнают, как научиться получать удовольствие от современного искусства и «читать» арт-произведения, а также что такое «точка смотрения», и почему этот «кусок пластмассы» является гениальным творением.
Длительность
: 7 недель
Начало
: 14 сентября
Язык
: русский
Стоимость
: бесплатно
Автор
: Проект MediaNovation
Универсариум
Курс ведет историк искусства и эксперт по русскому искусству ХХ века Андрей Сарабьянов. Слушатели узнают, кем были первые авангардисты, чем они вдохновлялись и как эпатировали публику, и как попытались увлечь своими утопиями всю страну. Лектор расскажет как возникло самое известно полотно русского авангарда - «Черный квадрат», и чем закончились творческие поиски Малевича.
Длительность
: 5 лекций и 20 дополнительных материалов
Начало
Язык
: русский
Стоимость
: бесплатно
Арзамас
Илья Доронченков, декан факультета истории искусств Европейского университета в Санкт-Петербурге, расскажет о том, как художники 19 века переосмысливали исторические события, о символах и смыслах, которыми они наполняли свои картины. В качестве примера лектор рассмотрит восемь полотен известных художников, среди которых Гойя, Делакруа, Суриков и Мане. Слушатели узнают, к примеру, как Суриков написал главную трагедию истории, разделил народ и государство и стал русской гордостью.
Длительность
: 8 лекций и 40 дополнительных материалов
Начало
: можно заниматься в любое время
Язык
: русский
Стоимость
: бесплатно
Университет
: Европейский университет в Санкт-Петербурге
Арзамас
Авторы курса, преподаватели Российского государственного гуманитарного университета, предлагают «поговорить» с Леонардо и попытаться понять Мастера, его величие и его трагедию. Слушатели курса узнают о том, как с помощью 3D-сканеров, 3D-принтеров, лазерных каттеров можно создавать, реконструировать сложные объекты, придуманные художником в далеком прошлом.
Длительность
: 8 недель
Начало
Язык
: русский
Стоимость
: бесплатно
Университет
: РГГУ
Универсариум
В этой подборке аудиозаписи 30 лекций, которые читают для студентов лучшие преподаватели факультета истории искусств Оксфордского университета. Темы разные: от европейской средневековой архитектуры до искусства Китая.
Длительность
: 30 лекций
Язык
: английский
Начало
: можно заниматься в любое время
Стоимость
: бесплатно
Университет
: Оксфордский университет
Курс приглашает отправиться в воображаемое путешествие в культурное пространство, населенное объектами, созданными человеком: дверями, окнами, зеркалами и так далее. В конце путешествия слушатель сможет различать авторские метафоры в живописи и расшифровывать литературные символы.
Длительность
: 7 недель
Начало
: скоро, можно записаться на перезапуск
Язык
: русский
Стоимость
: бесплатно
Университет
: МГУ
Универсариум
Массачусетский колледж искусств знакомит с историей европейского искусства на примере 24 величайших произведений. Среди них картины, скульптуры, памятники архитектуры, музыкальные и литературные шедевры: от афинского Парфенона до полотен Поллока.
Длительность
: 9 модулей
Начало
: можно записаться, о запуске сообщат
Язык
: английский
Стоимость
: бесплатно
Университет
: Массачусетский университет