Как система мужских образов романа помогает понять характер Печорина? хотя часто ни один из них себе. умывают руки и отворачиваются с негодованием

02.02.2019

Система персонажей в романе Лермонтова «Герой нашего времени» называется концетрической, поскольку все герои собираются вокруг главного – Печорина, и служат для него лишь неким фоном. Основной задачей каждого из них является не столько проявление собственных черт характера или чувств, сколько подчеркивание отдельных качеств Печорина.

Герои романа «Герой нашего времени»

Например, Казбич и Азамат в главе «Бэла» акцентируют внимание на том факте, что Печорину никто и ничего не нужно. Казбич и Азамат – цельные натуры, у них есть конкретная цель: получить коня. А у Печорина цели в жизни нет, он способен лишь переживать из-за неприятного общества.

Задача Максима Максимыча – подчеркнуть ум Печорина. Хотя этот герой довольно наблюдателен и внимателен (от его лица иногда ведется повествование), он не способен по-настоящему понять Печорина, поскольку он очевидно глупее него.

Доктор Вернер , который был секундантом на дуэли, оттеняет печоринское неумение дружить и быть верным. У Печорина нет друзей, поскольку ему никто не нужен. Он эгоистичен и высокомерен, он не способен на верность.

Здесь же стоит отметить образ офицера Вулича , с которым Печорин спорит о том, есть ли на том свете судьба (глава «Фаталист»). Вулич хочет застрелиться, но пистолет дает осечку; позже он все равно гибнет по вине пьяного, а Печорин обезвреживает этого преступника, спасая тем самым собственную жизнь. Следовательно, Вулич покорился своей судьбе, а суждено ему было погибнуть в этот день. Печорин же говорил ему, что судьбу можно переиграть. Выходит, что Вулич оттеняет непокорность Печорина судьбе.

Очень важны в романе женские образы: Вера, Бэла и княжна Мэри . Истории, связанные с ними, показывают, что Печорин уже не способен на настоящую любовь. Все три его романтических «приключения» заканчиваются очень печально: замужняя Вера покидает Печорина и уезжает вместе со своим мужем, Бэла умирает, а из-за ухаживаний за княжной Мэри между Печориным и Грушницким случается дуэль. Печорин убивает своего противника, и за это его ссылают в крепость. Таким образом, мы видим, что любовь буквально губит и самого Печорина, и любимых им женщин, и соперника (Грушницкого).

Образ Грушницкого в романе особенно интересен: он представляет собой своего рода пародийного двойника Печорина, и именно этим так его раздражает. Грушницкий козыряет тем, что для Печорина является позором – не желая обнародовать свой юный возраст, он, объясняя должность прапорщика, называет себя разжалованным; на самом же деле разжалован Печорин, и очень этого стыдится. Лермонтов делает вывод, что такого двойника необходимо уничтожить ради спокойного существования самого Печорина. Это и происходит на их дуэли.

Выстраивая систему персонажей таким образом, Лермонтов хотел как можно более разносторонне раскрыть характер своего главного героя. Второстепенные же персонажи - лишь средства для этого. Помимо использования второстепенных героев для раскрытия образа Печорина Лермонтов также использовал

Я к дружбе не способен:

из двух друзей всегда один раб другого,

хотя часто ни один из них себе

в этом не признаётся.

М. Ю. Лермонтов. Герой нашего времени

I. Печорин в системе мужских образов романа

После того как основное содержание романа уже осмыслено учениками, полезно провести несколько уроков-практикумов, на которых будут закреплены навыки анализа эпизода и выявлена роль второстепенных персонажей для понимания личности Печорина. Для этого необходимо сопоставление образа главного героя с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером, Вуличем (в группах).

Группа 1. Печорин и Максим Максимыч.

1. Какие чувства исповедь Печорина, начинающаяся словами «...у меня несчастный характер», вызвала у Максима Максимыча? Докажите, что опустошенность души Печорина — это веяние века.
дальше...
2. Как проявилось отношение Печорина к Максиму Максимычу в сцене их последней встречи? Какими способами автор передает взволнованность Максима Максимыча и равнодушие Печорина?
3. Как Печорин и Максим Максимыч относятся друг к другу? Подберите к своим тезисам ключевые слова и под твердите каждое цитатой. (Максим Максимыч— удивление, непонимание, любовь, сочувствие, искренность. Печорин — безразличие, равнодушие.) Какова роль образа Максима Максимыча в романе?

Группа 2. Печорин и Грушницкий.

1. Как Печорин относится к Грушницкому? Обобщите свои наблюдения, проанализировав детали портрета Грушницкого (фрагменты записей от 11, 16 мая, 5, 6 июня).
2. Какие чувства вызывал Печорин у Грушницкого? Подтвердите свои мысли цитатами из записей от 5, 12 июня и сцены дуэли. Что можно сказать о благородстве и низости их характеров в сцене дуэли?. Какова композиционная роль в романе образа Грушницкого?

Группа 3. Печорин и Вернер.

1. Что общего в интеллектуальном развитии и отношении к жизни у Печорина и Вернера? Подтвердите свою позицию цитатами из их диалога (запись от 13 мая).
2. Проанализируйте записку Вернера к Печорину после дуэли и их последнюю встречу. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?
3. Какова роль образа Вернера в понимании характера Печорина?

Группа 4. Печорин и Вулич.

1. Как в сцене заключения пари между Печориным и Вуличем отразился характер каждого из героев? Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью? Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при их сопоставлении?
2. Оцените поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака. Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив? В чем смысл такой авторской позиции?
3. Какова роль образа Вулича в романе?

В заключение урока возможно составление плана сопоставительного анализа мужских образов романа или опорной схемы.

Вариант плана сопоставительной характеристики героев

1. Место героев в системе образов (главный — второстепенный, мужской — женский, молодой — старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство — контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

II. Дружба в жизни Печорина

Итог урока

Мужские образы романа — двойники и антиподы Печорина, но все они, несомненно, ниже его по интеллекту, ме нее глубоки их души, слабее характер, у них отсутствует способность к самоанализу.

Домашнее задание

Пользуясь планом сопоставительной характеристики героев, составить сообщение на одну из тем: 1) Печорин в системе мужских образов романа; 2) Сравнительная характеристика двух мужских образов романа. Подготовить письменный ответ на проблемный вопрос «Можно ли отношения Печорина с мужскими образами романа назвать дружбой?» (по выбору). Отметьте, в чем состоит новаторство системы образов комедии «Горе от ума». а) соответсвие системе «амплуа»; б) количество действующих лиц – более

двадцати; в) в основу системы образов положен принцип типизации; г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицытельные; д) введение внесценических персонажей.

1.Как образ Печорина соотносится с другими персонажами романа-Максимом Максимычем, Вернером, Грушницким, Вуличем? Какие качества главного героя

проявляются во взаимодействии с ним?
2.Какова роль женских образов в романе "Герой нашего времени"? Почему женщины, любящие Печорина, неизбежно становятся жертвами собственного чувства? Что мешает Печорину обрести счастье в любви и дружбе?
3. Каковы нравственно-филосовские итоги лермонтовского романа? в чём заключается важность главы "Фаталист" для прояснения общей идеи автора? Является ли Печорин фаталистом?

4. Отметьте, в чём состоит новаторство системы образов комедии «Горе о ума»:

А) соответствие системе «амплуа»
Б) количество действующих лиц – более двадцати
В) в основу системы образов положен принцип типизации
Г) отсутствие деления персонажей на положительные и отрицательные
Д) введение внесценических персонажей
5. Соотнесите героя комедии и амплуа, которому он соответствует:
А) Чацкий
1) отец, не догадывающийся о любви дочери
Б) Фамусов
2) удачливый герой-любовник
В) Софья
3) субретка
Г) Лиза
4) героиня любовного треугольника
Д) Молчалин
5) герой-резонёр
6. Соотнесите имя героя и роль, которую он играет в комедии:
А) Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова
1) главные герои
Б) князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим Петрович
2) второстепенные
В) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов
3) эпизодические
Г) Г.Д.-Г.Н.
4) образ-пародия
Д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич, Репетилов
5) внесценические персонажи
Е) Репетилов
6) герои. Необходимые для связи сценического действия
7. Отметьте основные средства создания сатирических характеров в комедии:
Индивидуализация языка, афористичность, трагический пафос, авторская ремарка, гипербола, фарсовые детали,
катарсис, фразеологизмы, драматизм, просторечия, ирония, сарказм.
8. Назовите героя комедии «Горе от ума», речь которого афористична, заметно влияние манеры говорить других героев,литературная и разговорная формы речи переплетаются, присутствуют черты лакейства:
А) Молчалин Б) Репетилов В) Загорецкий Г) Лиза
9. Объедините внесценические персонажи, относящиеся к «веку нынешнему» и «веку минувшему»:
Князь Фёдор, Максим Петрович, трое из бульварных лиц, Татьяна Юрьевна, двоюродный брат Скалозуба, барон фон
Клоц, французик из Бордо, молодые люди – «кто путешествует, в деревне кто живёт», Кузьма Петрович, тётушка Софьи.
11. Где живёт Хлестова:
А) на Тверской Б) на Кузнецком мосту В) на Покровке Г) у Никитских ворот
12. Чей это портрет:
Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Всё кошачьи ухватки!
Да как черна! Да как страшна!
А) Хлестовой
Б) княжны Марии Алексеевны
В) Хрюминой
Г) арапки

Сопоставительный анализ Печорина и Максима Максимыча по плану

1. Место героев в системе образов (главный - второстепенный, мужской - женский, молодой - старый и т. п.) и их взаимоотношения.
2. Прошлое героев (происхождение, воспитание, образование, мировоззрение).
3. «Говорящий» смысл их имен и фамилий и обстоятельства первого появления в произведении.
4. Портреты, их схожесть, различие, эволюция; чьими глазами они даются.
5. Наличие пейзажей и интерьеров, связанных с героем (сходство - контраст).
6. Речевые характеристики героев; особенности внутренних монологов.
7. Поступки героев, раскрывающие их характер.
8. Функция снов, смыслообразующих художественных деталей.
9. Герои в оценке других персонажей (в оценке друг друга, в самооценке).
10. Прямые или косвенные способы авторских характеристик героев.

    В романе эти герои даны с определенной целью. Кто-то из них может быть другом, кто-то двойником, кто-то антиподом Печорина, а кто-то и карикатурой на него.

  • Определите цели нашего урока.

Печорин и Максим Максимыч.

Узнайте героя по описанию. «На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти……

  • Максим Максимыча.

Вывод. Смотри таблицу в презентации. Антипод.

Печорин и Грушницкий.

  • Узнайте героя по описанию: «….ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».
  • Закончите фразы, дающие характеристику этому герою: «.- их наслаждение»

«.он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался.»

«его цель -….»

  • Расскажите о внешности, чертах характера
  • Вспомните, кто из героев о ком говорил: «Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.»
  • -.Только подумайте, что один из нас непременно будет убит.

Я желаю, чтобы это были вы.

А я уверен в противном……

Расскажите о предпосылках этого события и о самом событии.

Отрывок из фильма (момент, когда Грушницкий говорит, что себя презирает, а Печорина ненавидит)

Вывод. Таблица в презентации. Двойник-карикатура. «То, что в Печорине трагично, - в Грушницком смешно»,- говорил Лотман

Печорин и Вернер.

  • Узнайте героя по описанию: «…одна нога была у него короче другой, как у Байрона»
  • Расскажите о внешности, чертах характера
  • Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера
  • Вставьте подходящие по смыслу слова. «Вот люди! Все они: знают заранее все поступка. его, видя невозможность другого средства, а потом от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы,

Вывод. Таблица. Двойник.

Печорин и Вулич.

  • Узнайте героя по описанию: «Он был родом серб, как видно было из его имени»
  • Расскажите о внешности, чертах характера
  • Расскажите о заключении пари между Печориным и Вуличем. Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью?
  • Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов
  • Закончите предложения: …несмотря на его хладнокровие, мне казалось, что я …

Может быть,…………………

Вывод. Таблица. Двойник.

Вывод по уроку . Делают ученики.

Рефлекция.

Домашняя работа.

Просмотр содержимого документа
«Печорин в системе мужских образов романа»



Максим Максимыч

Грушницкий


«Бэла»

Максим Максимыч

Грушницкий

«Княжна Мери»

Вернер

«Фаталист»

Вулич


Друг

Двойник

Антипод

Карикатура


Узнайте героя по описанию

«На нём был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти……



Где и когда встретились, в каких взаимоотношениях тогда были? Расскажите о истории, в которой оба были задействованы

Вспомните монолог Печорина из главы «Бэла» со слов «у меня несчастный характер». Почему исповедь Печорина удивила Максима Максимыча?



Маким Максимыч

Печорин

консервативный, добросовестно несущий службу

энергичный, очень эмоциональный, умный. Его силы не находят должного применения, вынуждая его бесцельно скитаться по белому свету.

Весь обращён к другому человеку, раскрыт ему навстречу

Весь замкнут в себе и не жертвует для другого ничем, даже самым малым

Поддерживает со всеми приятельские отношения. Ждет от окружающих такого же добра и участия, которым делится сам.

Он считает, что в окружающем его мире нет ни бескорыстной, чистой любви, ни настоящей преданной дружбы. Именно поэтому он отвергает доброту и участие Максима Максимыча.

Антиподы


«…..ему на вид можно дать двадцать пять лет, хотя ему едва ли двадцать один год».


Закончите фразы, дающие характеристику этому герою

«……………..……..– их наслаждение»

«..он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался…………»

«его цель –……………….»

Расскажите о внешности, чертах характера


Кто о ком?

«Я его также не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнёмся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать.»



  • Я желаю, чтобы это были вы.
  • А я уверен в противном……

Двойник

Карикатура

Печорин

Общие черты: крайний эгоцентризм, честолюбие, самолюбование

Грушницкий

Находится в конфликте с обществом и с собой

Находится в гармонии с собой и с обществом.

Не находит себе достойной деятельности

«Производить эффект –их наслаждение» (показная деятельность)

Искренность, глубина натуры

Злобная, самолюбивая натура.

Способен на подлость.

«То, что в Печорине трагично, – в Грушницком смешно». Лотман


«…одна нога была у него короче другой, как у Байрона»

Расскажите о внешности, чертах характера


Как и почему называет Печорин взаимоотношения с Вернером?

«Мы друг друга поняли и сделались приятелями…»

Я к дружбе не способен: из двух друзей всегда один раб другого….рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный

Вспомните диалог Печорина и Вернера в записи от 13 мая. Что общего в их интеллектуальном развитии и отношении к жизни?


Расскажите о истории, в которой оба были замешаны.

Перечитайте записку Вернера к Печорину после дуэли и описание их последней встречи. В чем Печорин оказался морально выше Вернера?


Вставьте подходящие по смыслу слова.

«Вот люди! Все они: знают заранее все поступка.

его, видя невозможность другого средства, а потом от того, кто имел смелость взять на себя всю тягость ответственности. Все они таковы,

таковы

дурные стороны

Помогают, советуют, даже одобряют

умывают руки и отворачиваются с негодованием

даже самые добрые,

самые умные!»


Двойник

Печорин

Вернер

В Печорине присутствуют «два лица» Вернера – цинизм и чувствительность. Доктор Вернер – натура двойственная (насмехался над больными, но при этом истинное горе поражало его в самое сердце)

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Участник

Наблюдатель

«Я к дружбе не способен»

Не выдерживает испытания. После дуэли расстаются.


«Он был родом серб, как видно было из его имени»

Расскажите о внешности, чертах характера


Где и когда встретились, в каких взаимоотношениях тогда были?

Расскажите о заключении пари между Печориным и Вуличем.

Почему Печорин решил, что Вулич не дорожит своей жизнью?

Дорожит ли жизнью Печорин? Какой смысл выявляется при сопоставлении этих образов?

Утверждаю, что нет предопределе-ния


Закончите предложения….

… несмотря на его хладнокровие, мне казалось, что я

  • Вы нынче умрёте! - сказал я ему.
  • Может быть,

читал печать смерти на бледном лице его.

да, может быть, нет……….


Как можно оценить поведение Печорина в сцене захвата пьяного казака?

Почему Вулич все-таки погибает, а Печорин остается жив?


Двойник

Вулич

Печорин

Игрок, постоянно испытывает судьбу

Не верит в высшую силу, которая управляет судьбой людей

«каждому из нас назначена роковая минута»

«Я люблю сомневаться во всём…я всегда смелее иду вперёд, когда не знаю, что меня ожидает….»

Фаталисты…. но

отдается на волю рока,

желает сам управлять своей судьбой



Я понял(а):

Я хочу

Я знаю

теперь

Я буду


Домашняя работа

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.


Урок 34

Печорин в системе художественных образов романа. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вернер

Цель:

Показать образ Печорина в системе художественных образов романа, в его взаимоотношениях с Максимом Максимычем, Грушницким, Вернером;

Развивать аналитическое, ассоциативное и образное мышление, память, речь;

Воспитывать гуманизм и нетерпимость к эгоизму, индивидуализму; формировать читательскую культуру учащихся.

Ход урока

I . Организационный этап

II . Актуализация

1. Беседа

Охарактеризуйте жанр романа «Герой нашего времени». В чем его своеобразие?

Каковы особенности композиции романа М.Ю. Лермонтова? В чем заключается своеобразие его фабулы и сюжета?

Какие художественные задачи позволяет решить такая композиция?

Как бы вы объяснили смысл заглавия романа?

А существует ли, по вашему мнению, герой нашего с вами времени?

III . Формирование новых понятий и способов действия

1. Беседа

Сегодня наш урок будет посвящен главному герою романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» - Григорию Александровичу Печорину. И в самом начале разговора я хотела бы вас спросить: какие ассоциации вызывает у вас фамилия главного героя? Случаен ли ее выбор?

Фамилия главного героя романа напоминает нам о реке Печоре и тем самым ассоциативно подводит нас к образу Онегина – через название реки Онеги. И это не случайно. Что образ Печорина ориентирован на образ Онегина, заметил уже В.Г. Белинский («это Онегин нашего времени», «несходство их между собою гораздо меньше расстояния между Онегою и Печорою»), а Б.М. Эйхенбаум обнаружил, что в рукописи «Княгини Лиговской» Печорин назван Евгением.

И, тем не менее, образ Печорина глубоко самобытен и своеобразен, в нем, помимо черт поколения, заключено и глубоко личностное, субъективное начало, присущее личности создателя Печорина, то есть самому Лермонтову. Образ Печорина так же глубок и полноводен, как сибирская река Печора. Впрочем, личность героя может стать гибельной темной бездной, пучиной глубоководной Печоры, где тонут и гибнут некоторые герои романа, ступившие на край этой на вид спокойной, но коварной широкой реки.

А теперь я попрошу вас, опираясь на текст романа, дать портретное описание Печорина. Чем примечательна его внешность?

Посмотрите на портрет самого Лермонтова. Какие черты портрета Печорина вы увидели в нем?

Лермонтов действительно наделяет Печорина некоторыми чертами собственной внешности. Сравним портрет героя глазами автора и портрет самого Лермонтова в изображении И.С. Тургенева: в этих портретах поразительно совпадают некоторые детали. Вот эти детали в описании Печорина: «В его улыбке было что-то детское. (...) о глазах я должен сказать еще несколько слов. Во-первых, они не смеялись, когда он смеялся! (...) холодный взгляд его - непродолжительный, но проницательный и тяжелый, оставлял по себе неприятное впечатление нескромного вопроса, если бы не был столь равнодушно-спокоен».

А вот портрет Лермонтова: «В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от этих больших и неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти по-детски нежных и выдававшихся губ». Не исключено, что Тургенев держал в голове портрет Печорина и, глядя на Лермонтова, бессознательно уподобил Лермонтова Печорину. Тем не менее, это сходство показательно. Ведь Тургенев был современником Лермонтова, и его оценка - оценка по свежим следам, глазами очевидца.

А теперь скажите, к какому типу литературных героев относится Печорин?

Печорин - романтический байронический герой (одинокий, противопоставленный обществу, разочарованный в жизни), это модификация байронического героя на русской почве, которую можно назвать демоническим типом . Отчетливо прослеживается сходство Печорина и Демона, героя одноименной поэмы.

Давайте сравним этих героев, а для наглядности представим наши наблюдения в виде таблицы.

Черта

Демон

Печорин

свободолюбие

Тяга к свободе заставила Демона восстать против власти Бога.

Свободолюбие Печорина выражается в его нежелании привязываться к одному месту или человеку.

разочарование в жизни

Демон за прошедшие тысячелетия успел изучить всю вселенную, ему надоело абсолютно все, потому что все виды занятий он перепробовал по многу раз.

Печорин пресыщен жизненными удовольствиями, его ничто не интересует после бурно проведенной молодости.

одиночество

Демон низвергнут с неба, но в то же время он не примкнул к Сатане. Он «ни мрак, ни свет». С людьми ему сойтись трудно из-за принадлежности к другой сфере – Демон сверхсущество, наделенное мистическими способностями и бессмертием

Печорин по собственному желанию отдалился от дворянского общества, порвал связи с привычным окружением, уехав на Кавказ, и среди светских людей держится отчужденно. В то же время ему не дано сблизиться с простыми людьми, в силу происхождения

стремление преодолеть одиночество

Демон, в отличие от стандартного романтического героя, старается преодолеть свое одиночество, ищет любви, в которой надеется обрести смысл жизни.

Печорин, несмотря на печальный опыт, каждый раз с надеждой завязывает новые отношения, хотя ни одна любовная история не закончилась для него благополучно.

отсутствие осознанного стремления к злу и роковые совпадения, приводящие к трагедии

Демон «сеет зло без наслаждения», потому что злодеяния наскучили ему так же, как и все остальное в этом мире, однако даже тогда, когда его намерения не имеют ничего общего со злом (любовь к Тамаре), финал трагичен (Демон оказывается виновен в смерти Тамары, хотя этого вовсе не хотел).

Печорин не ориентируется на сознательное причинение людям зла, однако большинство его поступков имеют негативные последствия (например, влюбившись в Бэлу, он разлучает девушку с семьей и в результате становится виновником ее гибели; познакомившись с Грушницким, в итоге убивает его на дуэли, и т. п.).

отношение к миру как к театру марионеток, позиция «кукловода»

Демон рассматривает людей как своеобразный «материал» для разыгрывания собственных сценариев. Он устраивает гибель жениха Тамары, потому что заинтересовывается девушкой, и не склонен воспринимать молодого человека как самостоятельно мыслящее и чувствующее существо. Взгляд на мир свысока во многом обусловлен тем, что Демон обладает сверхъестественными способностями.

Печорин ставит себя выше всех остальных людей и считает, что он имеет право вмешиваться в чужую судьбу, поворачивая ее по собственному разумению. Наиболее яркий пример «режиссирования» ситуации представлен в «Княжне Мери», где Печорин в прямом смысле играет людьми, как марионетками, заранее просчитывая их реакцию и подталкивая к определенным действиям.

трагизм фигуры

Демон в авторской интерпретации не столько злодей, сколько жертва обстоятельств. Его душевное состояние, разочарование в жизни, озлобленность продиктованы оторванностью от всего живого, в чем, в свою очередь, повинен не сам персонаж, а Творец, который обрек Демона на вечное одиночество и среди ангелов, и среди демонов, и среди людей.

Печорин показан автором как трагическая фигура: его характер обусловлен временем и общественными условиями. То, что Печорин не находит смысла в жизни – результат сложившейся общественной ситуации, превращающей молодых дворян в «лишних людей».

Как видите, кроме несомненного сходства, между героями есть и некоторые различия. Самое главное отличие заключается в том, что Демон – бесспорно романтическая фигура, сверхсущество, действующее в мистических сферах и иных мирах, а Печорин – обычный человек, хотя и обладающий некоторыми особенностями романтического персонажа. В связи с принадлежностью к роду человеческому трагизм существования Печорина несколько менее выражен, чем у Демона, потому что страдания Демона усугубляются его бессмертием, тогда как Печорин имеет возможность избавиться от мучений с приходом смерти.

А теперь давайте рассмотрим вторую составляющую этого образа - « лишний человек ». «Лишний человек» 1830-х гг. - дворянин, одаренный различными достоинствами, но не нашедший своего предназначения, жертва воспитания, продукт общества, не нужный самому обществу. Его отличие от предшественников, «лишних людей» 1820-х гг., заключается в том, что Печорин воплощает следующую ступень эволюции типа, в его жизни, по сравнению, например, с пушкинским Онегиным, больше активных действий (поездка на Кавказ, путешествие в Персию, участие в войне), однако вся эта активность не приносит никакого результата, Печорин по-прежнему чувствует себя никчемным, и с общественной точки зрения его перспективы гораздо более сомнительны, чем у Онегина, хотя бы потому, что 1830-е гг.в России отмечены спадом политической активности после поражения декабристов, гораздо большим пессимизмом и инертностью общества, что не может не отражаться на жизни людей.

Таким образом, Печорин представляет собой двойственный характер , сочетающий в себе романтические и реалистические черты. Он романтический герой, но его постепенно развенчивают и свергают с пьедестала, он вынужден действовать в реальных земных условиях, и это заставляет его меняться. В нем отчетливо просматривается распространенный тип «лишнего человека», который существовал в российской реальности на протяжении первой половины XIX в.

Если проследить эволюцию героя в соответствии с хронологическим порядком событий, то мы увидим постепенное развенчание романтической составляющей характера героя и нарастание реалистических черт, «снижение» образа.

Каким предстает он перед нами в главе «Тамань?

В главе «Тамань» Печорин представлен как романтичный молодой человек, интересующийся тайнами, переживающий романтическую влюбленность в красавицу-«ундину». Только в финале истории он задается нетипичным для романтика вопросом о смысле своих поступков, подвергает сомнению с точки зрения разумности уже реализовавшийся романтический сценарий.

Каков Печорин в главе «Фаталист»?

Здесь Печорин, сохраняя облик романтического героя, начинает сомневаться в незыблемых для романтика ценностях (рок, предопределение), находя рациональное объяснение мистическим совпадениям.

А каким мы видим его в главе «Бэла»?

В главе «Бэла» Печорин ведет себя в романтической ситуации недостаточно романтично, его любовь заканчивается разочарованием и скукой, и он медлит, вместо того, чтобы принять решение. Его уже есть за что осуждать – он разрушил судьбу Бэлы из-за каприза и стал косвенным виновником ее гибели.

Какое впечатление производит Печорин в главе «Максим Максимыч»?

Печорин производит на офицера-путешественника удручающее впечатление своей вялостью и апатией («тридцатилетняя бальзакова кокетка»), а его поведение, сохраняя внешние признаки романтизма (принципиальное одиночество, отказ от встречи со старым другом), становится отталкивающим и достойным порицания.

И наконец – что мы узнаем о герое из предисловия к Журналу Печорина?

Герой умирает, не выдержав столкновения с действительностью, утратив стимул к дальнейшему существованию.

Итак, очевидным становится тот факт, что в лермонтовской интерпретации романтического героя и окружающей его «среды» наблюдается эволюция. Образ героя явно снижается, попадая в критическую сферу авторского анализа и в зону реальных обстоятельств, изображение которых обусловлено антиромантической тенденцией эпохи, наблюдаемой в это время в русском литературном процессе. Лермонтов как «исторический писатель» стоял на грани постепенно уходящего прошлого и рождающегося будущего. Это сказалось и на художественном методе автора «Героя нашего времени». Принципы реалистической поэтики в его художественном арсенале становятся доминирующими, но романтическая поэтика остается в творческом арсенале Лермонтова как часть новой художественной системы. Следует отметить, что лермонтовская фантастика часто соотносима по художественной функции не с романтической «классикой», а с произведениями Н. В. Гоголя, основоположника «натуральной школы».

2. Характеристика героя

А теперь, обобщая все сказанное и опираясь на текст романа, дайте характеристику Печорина.

Материал для учителя

Печорин – натура странная, двойственная, и странность эта явно проступает во всём его облике, противоречивом даже для постороннего взгляда. Он отстранен от окружающих его людей, ощущает себя как бы над ними. Герой равнодушен к людям, их чувствам, иначе своей холодностью не оскорбил бы Максима Максимыча, столь преданного дружбе с ним.

С другой стороны, Печорин беспощаден и к самому себе. Он словно наводит на свою душу увеличительное стекло, и она предстаёт перед нами без прикрас, без попытки что-то утаить, сгладить, дать в более выгодном свете, ибо он исповедуется самому себе, зная, что самого себя обмануть невозможно: для этого его ум слишком проницателен.

Печорин постоянно рефлексирует, занят постоянным самокопанием, самоедством - его беспокоят внутренние противоречия собственных стремлений и поступков.

При этом Печорин проницателен и видит порой человека насквозь, предугадывает его мысли и поступки и, вооруженный этим знанием, незримо руководит действиями и поступками окружающих, навязывая им свою волю и тем упиваясь. Добиваясь власти над душой княжны Мери, Печорин на несколько ходов вперед предугадывает развитие событий. И даже недоволен этим - всё становится скучным: «Я всё это знаю наизусть - вот что скучно!»

Он точно рассчитывает поведение Грушницкого на дуэли, складывая по своей воле обстоятельства так, что, по сути, лишает противника права на прицельный выстрел, и тем ставя себя в более выгодное положение, обеспечивая собственную безопасность и одновременно возможность распорядиться жизнью бывшего приятеля по собственному усмотрению.

Он весь переполнен гордыней, сознавая собственное превосходство над окружающими. Но гордыне всегда сопутствует комплекс неполноценности, они борются между собой в душе человека, становятся его мучением и постоянно требуют себе в качестве пищи борьбу с кем-то, противоречие кому-то, власть над кем-то: «Быть для кого-нибудь причиной страданий и радостей, не имея на то никакого положительного права, - не самая ли это сладкая пища нашей гордости?»

Однако для того чтобы перед самим собой так безжалостно обнажать свои пороки, как это делает Печорин, - нужно особого рода мужество. Человек чаще стремится скрыть от самого себя нечто мучительное в своей натуре, в жизни, - даже убежать от действительности в мир опьяняющей и глушащей сознание грёзы, выдумки, приятного самообмана. Трезвая самооценка - часто дополнительная причина внутренней депрессии, терзаний. Печорин становится поистине героем своего времени, ибо не прячется от настоящего ни в прошлом, ни в мечтах о будущем, он становится исключением из правила, представленного Грушницким, этим напыщенным обманщиком самого себя.

Печорин - герой. Но героизм его - душевный, не духовный по природе своей. Упиваясь своей силой или терзаясь внутренними муками, он вовсе не смиряет себя даже тогда, когда видит в себе явные слабости, явные падения, наоборот: он постоянно склонен к самооправданию, которое соединяется в душе его с тяжким отчаянием. Печорин готов переложить вину на «дурное сообщество», но своей вины осознать отнюдь не стремится.

Печорин становится своего рода нравственным садистом, находящим особое удовольствие от созерцания душевных мучений тех, кто вверял ему свою душу (прежде всего женщин, любви которых он добивался).

«...Я любил для себя, для собственного удовольствия; я только удовлетворял странную потребность сердца, с жадностью поглощая их чувства, их нежность, их радости и страдания - и никогда не мог насытиться». И каков итог? – «... остаётся удвоенный голод и отчаяние!»

Как и всякий человек, смутно сознающий свою вину во всех собственных (и не только собственных) бедах и стремящийся оправдаться хотя бы перед собой, и прежде всего перед собой, своей совестью, Печорин старается отыскать для себя какие-то смягчающие обстоятельства, если не полное избавление от всех обвинений и укоров совести. Это не может не подтолкнуть его к размышлениям о судьбе как о внешней силе, определяющей его поступки и снимающей с него хоть какую-то долю вины.

Словарная работа

Фатализм - это вера в предопределенную, неотвратимую судьбу, не зависящую от воли и поступков самого человека. Фатализм отвергает личную волю, человеческие чувства и разум.

Фатализм мог иметь для него определённый интерес. Прежде всего, существование непреложной судьбы снимает с человека всякую ответственность - а Печорин весьма склонен к этому. Но фатализм порождает и безволие, бездействие, безысходность. И действительно, чего ради суетиться и чего-то желать, когда всё определяет безликая судьба?

Поэтому спор, что разгорелся между персонажами повести «Фаталист» относительно предопределения, для всех участников объясняется обычным любопытством, но в душе Печорина он обретал значение величайшей важности. И склонность к признанию всевластного рока побеждает. «Фаталист» недаром завершает роман: в ней подводится итог, разъясняющий окончательно все загадки характера героя.

Только в самом конце становится понятен тот жестокий смех, каким ответил герой на утешения Максима Максимыча: это был смех холодного отчаяния.

IV . Применение. Формирование умений и навыков

1. Работа в группах

Класс делится на четыре группы, каждая из которых получила опережающее задание подготовить сообщение на одну из предложенных тем, опираясь на текст романа и статьи учебника (стр. 154-162). Выслушиваются сообщения групп:

1 группа - Печорин и Максима Максимыч;

2 группа - Печорин и Грушницкий;

3 группа - Печорин и доктор Вернер;

4 группа - Печорин и Вулич;

5 группа – дружба в жизни Печорина.

Материал для учителя

Отношение к прошлому

Печорина

Максима Максимовича

Все прошедшее мучительно.

Все прошедшее мило.

Не может и не хочет вспоминать спокойно с Максимом Максимычем прошлого, особенно историю с Бэлой.

Общие воспоминания становятся основой для беседы, которой с таким нетерпением ожидает штабс-капитан.

Прошлое и напоминание о нем вызывает боль в душе Печорина, так как не может себе простить историю, закончившуюся гибелью Бэлы.

Воспоминания о прошлом придают Максиму Максимычу некоторую значительность: он был участником тех же событий, что и Печорин.

Различия между героями

Печорин

Максим Максимович

Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и, прежде всего, своего характера.

Лишен понимания общего смысла вещей, добр и простодушен.

Всегда старается преодолевать обстоятельства.

Покорен обстоятельствам.

«Двойники» Печорина

Грушницкий - карикатура на Печорина

Мы видим Грушницкого глазами Печорина, оцениваем его поступки через восприятие Печорина: В Пятигорск Грушницкий приехал, чтобы «сделаться героем романа».

- «…Он не знает людей и их слабых струн, потому что занимался целую жизнь одним собою»,

Он носит модную маску разочарованных людей, говорит «пышными фразами», «важно драпируется в необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдания. Производить эффект его наслаждение».

В его душе нет «ни на грош поэзии».

Способен на подлость и обман (дуэль с Печориным).

- «Я его понял, и за это он меня не любит, хотя мы наружно в самых дружеских отношениях... Я его тоже не люблю: я чувствую, что мы когда-нибудь с ним столкнемся на узкой дороге, и одному из нас несдобровать».

Рядом с Печориным Грушницкий выглядит жалким и смешным.

Грушницкий все время пытается кому-то подражать.

Даже на границе жизни и смерти самолюбие Грушницкого оказывается сильнее честности.

Вернер - приятель и «двойник» Печорина

По определению Печорина - это «человек замечательный». Вернер и Печорин «читают в душе друг друга».

Он «скептик и материалист».

Его отличает глубокий и острый ум, проницательность и наблюдательность, знание людей.

У него доброе сердце («плакал над умирающим солдатом»).

Скрывает свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вернер и Печорин не могут быть друзьями , так как Печорин считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае - труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать...»

Вернер

Печорин

Сходство

    Близки духовно и интеллектуально.

    Скрывают способность любить и сострадать.

    Учатся равнодушию и эгоизму.

    Боятся проявления нормальных человеческих чувств.

    Подавляют в себе все человеческое.

Различия

Свидетель жизни, скорее наблюдатель за всем происходящим со стороны.

Пытается понять смысл и цель своей жизни.

Грушницкий

Печорин

Сходство

Люди одного круга, вместе служили.

Различия

Позер, любит пышные фразы.

Мечтает стать героем романа.

Провинциальный романтик.

Мелок в своих амбициях и желаниях.

Тонко чувствует других людей, умеет понимать их состояние и угадывать их поступки.

Наблюдателен, умеет анализировать и делать выводы.

Обладает тонкой интуицией.

Вулич - игрок, постоянно испытывающий судьбу. Он ищет власти над судьбой. Его смелость объясняется тем, что он уверен в том, что каждому человеку назначен час его смерти и по-другому быть не может: «Каждому из нас назначена роковая минута».

Печорин - не верит, что существует высшая сила, управляющая действиями людей. «Мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

«И как часто мы принимаем за убеждение обман чувств или промах рассудка!.. Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера; напротив, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!»

Вулич пытается доказать, что фатум существует, в отличие от свободной воли, и доказывает он это довольно странным способом: выстрелив себе в висок. Происходит осечка. Хотя пистолет был заряжен, Вулич остается жив. Другой выстрел, сделанный им в фуражку на стене и продырявивший ее насквозь, по мнению Вулича, несомненное доказательство того, что случайность фатально запрограммирована.

Первая странность: все участники спора безмолвно соглашаются с Вуличем, как будто доказавшим свою правоту в споре с Печориным хотя бы уже тем, что он остался в живых. Вторая странность: Печорин, который в споре с Вуличем выступает против фатализма и отстаивает свободу воли, перед тем как Вулич должен нажать курок, видит на его бледном лице печать смерти и заявляет: «Вы нынче умрете!» Получается, что Печорин выступает здесь как фаталист: печать смерти подразумевает неизбежную смерть, а фаталист Вулич на это отвечает Печорину: «Может быть, да, может быть, нет...» - становясь в это мгновение поборником свободной воли, ибо его слова означают свободу выбора и неясность грядущих событий.

Другими словами, Вулич и Печорин то и дело меняются местами, занимая противоположные идеологические позиции и совсем не замечая собственной непоследовательности.

V . Этап информации о домашнем задании

2. Подготовить характеристики женских образов романа (по группам):

VI . Этап рефлексии



Похожие статьи
 
Категории