Карта пустыни наска. А.Белоконь

02.04.2019

Культура Наска считается преемницей культуры Паракас. Здесь используется похожий «дизайн» для изготовления тканей, предметов быта и украшений. Детишкам, как это было принято и в Паракасе, продолжали деформировать черепа, путём сдавливания лба и затылка. Некоторым взрослым иногда трепанировали черепа – но уже не в таком массовом порядке, как это происходило у их предшественников.

Любопытно, что отношение общества к этим людям (вернее, головам) резко изменилось. Судя по всему, все «трепанированные» состояли на особом учёте. И когда они умирали, их головы отделялись от туловища, а в погребение клали обезглавленное тело с приставленной к нему небольшой тыквой! Опасные (или особо ценные?), по всей видимости, головы захоранивались отдельно, в специальных тайниках.

Этот, казалось бы, странный факт может служить доказательством гипотезы Л.П. Гирмака о попытках древних американцев достичь с помощью нейрохирургического вмешательства изменённого состояния сознания. Люди, перенёсшие трепанацию, становились «колдунами» или ясновидящими и неизбежно занимали особое положение в обществе. Совершенно очевидно, что в Паракасе были и великолепные хирурги, и множество ясновидящих. В Наска по неизвестной нам причине эта традиция постепенно утрачивается. Очень может быть, что новая власть решила разделаться с колдовскими практиками, для чего головы умерших (возможно, убитых) колдунов стали отделяться от тел. Как известно, нарушение целостности тела при захоронении, согласно поверьям многих народов, предопределяет невозможность возрождения умершего...

Однако мы не будем останавливаться на описании этой культуры, а перейдём к одной из самых больших загадок археологии, истории, антропологии и многих других смежных . Речь пойдёт о таинственных рисунках плато Наска .

Эти рисунки были обнаружены случайно, благодаря авиации, поскольку их можно видеть только с самолёта или с большой возвышенности. Первым увидел гигантские геометрические фигуры с самолёта в 1920 году американский исследователь Поль Косок . Учёный с изумлением всматривался в этот невероятный калейдоскоп трапеций, треугольников и спиралей, усеявших плоскогорье на огромной территории. Кроме того, там были изображения свыше 100 известных растений и животных, а также россыпь непонятных, не связанных друг с другом прямых линий.

Эти линии особенно поразили учёного. Они рассекали пустыню по всем направлениям без всякого видимого порядка, были абсолютно прямыми и убегали за горизонт, совершенно игнорируя неровности местности – через возвышенности и долины.

Песчаная равнина Наска длиной 60 км находится в 400 км к югу от перуанской столицы Лима, между городами Наска и Пальпа. В этих местах земля годами не видит влаги. Капли редкого дождя, падая на раскалённую каменистую поверхность, тут же испаряются. Это безжизненное пространство является идеальным местом для устройства захоронений с обеспечением нетленности. Позже, изучая все рисунки на месте, Поль Косок увидел, что технология их исполнения удивительно проста. Нужно было лишь сдвинуть камни и дёрн под ними, обнажив мягкую землю, и уложить их в ряд. Конечно, на это уходили многие годы. Но зато созданные с большой тщательностью изображения могли сохраняться в этом безводном засушливом месте тысячелетиями!

Темы рисунков, как уже говорилось, можно подразделить на две категории: это фигуры и линии, причём последние либо парные, как трамвайные пути, либо образуют геометрические формы. И поскольку во многих местах линии прочерчены поверх рисунков, очевидно, что вначале были выполнены именно рисунки. Линии же очень прямые, и остаётся загадкой, как удалось рисовальщикам так точно придерживаться замысла и достичь эффекта ровных линий на таких больших расстояниях.

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и ). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э.

Давайте рассмотрим поподробнее некоторые теории относительно рисунков Наска.

Самая первая – астрономическая , она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе . Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс , автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа». С помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория.

Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва , которая нигде не пересекается.

Следующая версия загадочных рисунков Наска – инопланетная, она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.

Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле» , прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна . Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов », инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации . В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».

Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу. Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр» . Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира.

Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия . Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов, расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно , поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.

Время идёт, а рисунки Наска становятся только загадочнее. Недалеко от пустыни, в горах, обнаружены аналогичные изображения, о которых ранее не было известно. И в данном случае рисунки не указывают на местонахождение подземных водных каналов.

А в 1400 км от плато Наска, у подножия горы Солитари, обнаружена гигантская статуя человека. Ее назвали Гигант Атакамы. Она достигает высоты 120 метров, и её окружают линии и знаки, аналогичные рисункам Наска. Таких загадочных находок с каждым годом становится всё больше, что запутывает исследователей и стимулирует фантазёров, выдвигающих всё новые версии назначения рисунков Наска.

Вопросы, вопросы… Пока ещё ни на один из них об этих загадочных объектах не найдено удовлетворительного ответа (http://www.inca.nm.ru/Nasca.htm).

Новые рисунки в пустыне Наска

Андрей Жуков, кандидат исторических наук

Про рисунки пустыни Наска сегодня знает почти каждый, кто увлекается загадками древней истории человечества. Учёные уже более двадцати лет назад определились с датировкой этого загадочного феномена, отнеся его примерно к середине 1-го тысячелетия н.э. и приписав его создание местной индейской культуре с тем же названием – Наска. Но парадокс заключается в том, что после 60 лет исследований этого древнего феномена, учёные практически не приблизились к разрешению этой величайшей из загадок человеческой истории, которой являются изображения в Наске.

Плато Наска, или как его называют в Перу, Пампа Наска – это пустынное плато, изрезанное многочисленными руслами давно высохших рек. Расположено оно в 450 км к югу от столицы Перу г. Лимы. Общая территория, покрытая рисунками, протянулась более чем на 50 км с севера на юг и на 5-7 км с запада на восток. Загадочные линии покрывают поверхность пустыни площадью примерно в 500 кв. км. Такие изображения, сделанные на поверхности земли, учёные называют геоглифами . Главная загадка Наски – это сами линии и полосы, которых здесь насчитывается около 13 000! Помимо этого на плато известно также около 700 геометрических фигур, прежде всего, треугольников и трапеций и около 100 спиралей.

А вот хорошо известных рисунков животных, птиц, рыб и насекомых здесь совсем немного – чуть более тридцати. Все эти изображения в Наске выполнены, как кажется на первый взгляд, достаточно простым способом, они вырыты в поверхности пустынного плато. Т.е. и рисунки, и линии, и полосы – суть просто канавки в песочно-галечном грунте. Их глубина варьируется от 10 до 30 см. А вот ширина отдельных полос может достигать 100 м, а в исключительном случае – даже 200 м. А длина некоторых линий достигает 8-10 км!

Сегодня существует более тридцати гипотез, пытающихся объяснить происхождение этих геоглифов, но ни одна из них не может дать вразумительного ответа на два главных вопроса: как и для чего была расчерчена эта гигантская «чертёжная доска».

Современные геодезические методы не позволяют провести на пересечённой местности прямую линию длиной до 8 км так, чтобы отклонение не превышало 0,1%. А древние создатели рисунков Наски, кто бы они ни были, это делали. Более того, прямые линии, тянущиеся на протяжении километров, попросту игнорируют складки рельефа. Они спускаются в овраги, поднимаются на вершины холмов, и при этом совершенно не нарушается их геометрическая правильность и параллельность боковых границ.

Более того, плато Наска – не единственная территория в Перу, покрытая загадочными изображениями. Всего в десятке километров от Наски расположен небольшой город Пальпа, вокруг которого на плато под названием Пальпа Пампа находятся тысячи аналогичных полос, линий и рисунков.

Широкой публике эти геоглифы на плато Пальпа стали известны после публикаций Эриха фон Дэникена только в начале 90-х годов прошлого века. Само плато Пальпа по площади раза в два уступает Наске, но разнообразие геоглифов в Пальпе гораздо больше. Как и в Наске, на плато Пальпа подавляющую часть изображений составляют полосы и линии. Полосы могут раздваиваться, менять своё направление под прямым углом, переходить в треугольники. В Пальпе была обнаружена полоса шириной в 200 м. По сообщениям некоторых исследователей, здесь есть линии гораздо более протяжённые, чем в Наске. Размер самой длинной из них якобы достигает 23 км! Логика древних создателей этого комплекса изображений остаётся по-прежнему недоступной современным учёным.

При всём обилии гипотез о происхождении и назначении геоглифов Наски и Пальпы, сегодня учёные ничуть не приблизились к разгадке этого загадочного феномена. Трудно предположить, что такой огромный объём работ, сравнимый по масштабам разве что с сооружением Великой китайской стены, был выполнен с какой-то одной утилитарной целью.

Изучение грандиозного комплекса изображений Наски-Пальпы осложняется ещё и тем, что до сих пор не существует подробных карт, отображающих всю картину геоглифов этого района. Американцами при помощи аэрофотосъёмки были сделаны достаточно подробные карты-схемы той части плато Наска, где изображены хорошо известные всем фигуры животных. Но подробных планов всего комплекса Наски, а тем более, плато Пальпы до сегодняшнего дня нет. Пилоты туристических самолётов рассказывают, что практически каждый год обнаруживают на плато новые, ранее неизвестные геоглифы. Но пилоты – не исследователи и не занимаются фиксацией вновь обнаруженных изображений. Этим занимаются учёные небольших археологических миссий из других стран, которые за последние годы активизировали свою работу. И тут же появились интереснейшие результаты…

Наска (Nazca) – пустыня в Перу, окружённая низкими отрогами Анд и голыми и безжизненными холмами плотного тёмного песка. Пустыня эта раскинулась между долинами рек Наска и Инхенио, в 450 километрах к югу от перуанского города Лимы. Данная пустыня является одной из самых больших загадок археологии, истории, антропологии и многих других смежных наук.

Поверхность перуанской пустыни Наска площадью примерно в 500 квадратных километров покрыта бесчисленными наземными фигурами, гигантскими по нашим представлениям. На плато обнаружено 12 тысяч полос и линий, 100 спиралей, 788 рисунков, среди которых — 50-метровые колибри, попугай и паук, 80-метровая обезьяна, кондор простирается от клюва до перьев хвоста почти на 120 метров, ящерица имеет длину до 188 метров., наконец, 250-метровая птица. Некоторые из геометрических фигур образованы прямыми линиями свыше 8 км в длину. Есть изображение цветка, подобие дерева. Но таких информативных рисунков чуть более трех десятков, то есть они составляют примерно 0,2% от общего числа фигур. Все остальное — это геометрические фигуры: линии длиной до 8 км, вытянутые прямоугольники (самый большой примерно 80х780 м), стреловидные треугольные и трапецеидальные площадки. Среди них разбросана так называемая «декорация» в виде бесчисленных кнутовидных фигур (треугольник с линией, выходящей из вершины под углом), прямоугольных и синусоидальных зигзагов, спиралей. Кроме того, на плато расположено более десятка так называемых «центров» — точек, из которых в разные стороны отходят линии.

Линии рисунков представляют собой канавки глубиной двадцать пять, и шириной шестьдесят пять сантиметров, обнажающие более светлые (не окисленные) россыпи камешков, покрывающих все плато.

Одна из особенностей рисунков Наска — все они выполнены одной линией, которая нигде не пересекается. Роспись плато выполнялась в несколько приемов: многие геометрические фигуры пересекают более сложные фигуры, частично зачеркивая их.

ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЕ ПУСТЫНИ НАСКА

Загадочные рисунки в перуанской пустыне Наска, самое масштабное произведение искусства в мире, одно из самых выдающихся и в то же время необъяснимых творений человека, были мало кому известны до 1939 года. В том году пилоты, пролетавшие над пустынной долиной на маленьком аэроплане, обратили внимание на странный узор из беспорядочно пересекающихся длинных прямых линий, перемежающихся с диковинными извилинами и загогулинами, который был заметен при определенном освещении.

Это открытие вызвало большой интерес. Первоначально археологи предположили, что это остатки древней ирригационной системы. Для их исследования в Перу выехал американский археолог Пол Косок из университета в Лонг-Айленде.

С воздуха узоры выглядели необъятными, но на земле из-за неровной поверхности Косок едва нашел их «Линии можно было различить, только если смотреть на них вдоль. Несколько ярдов в сторону — и ничего нельзя было заметить». После первых тщательных изучений удивлению Косока не было предела — по его чертежам выходило, что это было четкое изображение большой птицы, различить с земли которую было невозможно. Косок исследовал долину и обнаружил очертания огромного паука, за которым следовали дюжины других рисунков, изображавших либо животных, либо геометрические узоры. Он не мог понять, кем был этот загадочный художник и что это был за народ, оставивший после себя такие произведения искусства.

В 1946 году Косок передал свои записи доктору Марии Райхе, немецкому математику, интересующейся древними обсерваториями, с именем которой связана практически вся «каноническая» история загадочных рисунков пустыни Наска. С той поры Мария Райхе, ставшая самым крупным в мире специалистом по проблеме Наска, работая практически в одиночку, узнала много нового о способах создания этих картин. Она спешила зафиксировать точные размеры и координаты всех рисунков и линий, пока их не уничтожили туристы и автомашины. Как установила Райхе, рисунки были изготовлены достаточно простым способом, на желтоватой земле был линиями выложен тонкий слой темных камней. Но, хотя физически такая работа не представляется тяжелой, проект был крайне сложен. Райхе считает, что авторами рисунков использовалась фиксированная единица измерения, равная 0,66 см, подобно мегалитическому ярду Александра Тома. Потом фигуры выкладывались по специально построенному плану в масштабе, который был перенесен на поверхность земли с помощью веревок, прикрепленных к камням-маркерам, некоторые из которых можно наблюдать и сегодня. Длина и направление каждого отрезка были тщательно промерены и зафиксированы. Приблизительных промеров было бы недостаточно, чтобы воспроизвести такие совершенные очертания, которые мы видим с помощью аэрофотосъемки отклонение всего на несколько дюймов исказило бы пропорции рисунка. Фотографии, сделанные таким образом, помогают представить, какого труда это стоило древним умельцам. Древние перуанцы, должно быть, обладали оборудованием, которого нет даже у нас и которое, в совокупности с древними знаниями, тщательно скрывалось от завоевателей, как единственное сокровище, которое нельзя похитить.

Славу рисункам Наска принесли Эрих фон Деникен и другие искатели следов космических пришельцев. Пустыня была объявлена не чем иным, как древним космодромом, а рисунки — своеобразными навигационными знаками для кораблей пришельцев. Другая версия гласила, что рисунки в пустыне являются картой звездного неба, а в самой пустыне некогда существовала грандиозная древняя обсерватория.

Знаменитый Джеральд Хокинс, астроном, который разгадал тайну , прибыл в Перу в 1972 году, чтобы выяснить, есть ли среди рисунков пустыни Наска знаки, указывающие на связь с астрономическими наблюдениями (этих знаков там не оказалось). Его удивило, что линии необыкновенно прямые — отклонение составляет не более 2 метров на каждый километр. «Такую фигуру невозможно было бы создать даже с помощью фотограмметрического промера, — считает он — Эти линии действительно абсолютно прямые, мы бы не получили такого результата, даже воспользовавшись современной аэросъемкой. И такая прямизна сохраняется на протяжении многих миль. Из-за стелющегося по земле густого тумана линии порою становятся незаметными. Но они продолжаются точно в том же направлении на противоположной стороне оврага, и они такие же прямые, как траектория пущенной стрелой».

Мария Райхе уверена, что только прикоснулась к древней тайне: «Что наиболее впечатляет в этих наземных рисунках — это их огромные размеры в сочетании с совершенными пропорциями. Как они могли изобразить фигуры животных с такими точными очертаниями и точно выверенными размерами — загадка, которую мы разрешим не скоро, если вообще разрешим». Райхе сделала, правда, одну оговорку: «Если, конечно, они не умели летать».

Именно это пытался доказать Билл Спорер, резидент США в Перу, член Международного исследовательского общества. Люди, которые создали эти узоры, вероятно, происходили из двух сходных народов, известных как культуры Паракас и Наска, которые в период до и после нашей эры занимались земледелием. Но эти народы известны своими успехами и в искусстве ткачества и украшения глиняных изделий, и это дало Спореру ключ к разгадке. Четыре куска ткани Наска из разграбленной могилы, обнаруженной недалеко от перуанских рисунков, были исследованы под микроскопом. Было выяснено, что древние перуанцы использовали в своих материях лучшее переплетение, чем мы используем при изготовлении современной парашютной ткани, и более крепкое, чем в современных тканях для воздушных шаров — 205 на 110 нитей на квадратный дюйм в сравнении с 160 на 90. На глиняных горшках обнаружены изображения предметов, напоминающих воздушные шары и воздушных змеев с развевающимися лентами.

Начав расследование, Спорер наткнулся на старую легенду инков о маленьком мальчике по имени Антаркви, который помогал инкам в сражении, летая над укреплениями противника и сообщая о расположении их отрядов. На многих тканях Наска изображены летающие люди. Эти легенды возникли очень давно, но известно, что и сегодня некоторые индийские племена Центральной и Южной Америки делают для своих церемоний воздушные шары и запускают их во время ритуальных празднеств.

Еще одна загадка состоит в так называемых «костровых ямах», которыми заканчиваются многие прямые линии. Это круглые ямы примерно 10 метров в диаметре с обугленными камнями. Спорер вместе с несколькими другими исследователями изучил эти камни на предмет того, не являются ли они кратерами от падения небесных тел, и удостоверился, что почернели они от воздействия сильного источника тепла. Может быть, на этом месте был разведен большой костер, который согревал воздух внутри шара?

В ноябре 1975 года эта теория подверглась проверке. Только из тех материалов и технологий, которые могли быть доступны индейцам Наска, был построен воздушный шар. Под ним зажгли огонь, и шар отправился в полет с двумя пилотами в тростниковой корзине. Из всех гипотез по поводу возникновения такого совершенного узора идея с шаром была самая лучшая. Но цель всего этого до сих пор неясна. Может быть, это была своеобразная форма погребения, и тела мертвых вождей Наска отправляли на черных воздушных шарах — в объятия бога солнца? Может быть, птицы и другие огромные существа символизируют вечную жизнь этих вождей? Но зачем им понадобились такие прямые линии? Ответа нет…

Но есть свидетельства, что среди древних такое стремление к точности было весьма распространенным. Существует явное сходство между перуанскими рисунками и находками на другом конце земного шара: Стоунхендж и многие знаменитые мегалиты отличаются необыкновенной геометрической точностью. К тому времени, когда были выложены перуанские узоры, традиция мегалитических строений уже угасла, поэтому прямых доказательств связи двух культур нет. Но не будет слишком опрометчивым предположить, что уровни развития этих культур, в которых неграмотные люди использовали преимущественно камни, были схожи; и что искусство создания наземных рисунков умерло с появлением письменности и цивилизации.

Перуанские рисунки являются одним из чудес света. До окончательной разгадки их тайны, однако, по-прежнему далеко. Если не считать, что отпала версия о взлетно-посадочных полосах для космических кораблей. Райхе категорически отвергает возможность того, что рисунки Наска были посадочными знаками инопланетян: гипотетические космические пришельцы вряд ли находятся на таком первобытном уровне, чтобы выкладывать фигуры из камня. Кроме того, «если вы передвинете камни, то увидите, что земля под ними довольно мягкая, — говорит Мария Рай-хе. — Боюсь, что космонавты завязли бы в такой почве»…

ГИПОТЕЗЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ РИСУНКОВ В ПУСТЫНИ НАСКА

С момента открытия загадочных рисунков учёным не дают покоя вопросы об их создателях и предназначении. Выдвигаемые теории разнообразны и фантастичны – от космических пришельцев до системы контроля земной популяции. Каждый новый энтузиаст разгадки тайны Наска придерживается какой-то одной теории: астрономической, геометрической, агрокультурной или оросительной, утилитарно-географической (дороги) и творческой (искусство и религия). Выдвигаются и другие гипотезы, но пока ни одна из них не имеет существенного преимущества. Даже в определении возраста рисунков пустыни исследователи не могут прийти к единому мнению: одни считают, что они создавались примерно в 200 году до н. э., по мнению других – в 1700 г. до н. э. Всего гипотех насчитаывается более 30.

Самая первая — астрономическая , она пришла в голову первооткрывателю рисунков Полю Косоку. 21 июня 1939 года учёный сделал первый шаг на пути к разгадке «тайны Наска». На закате дня он увидел, как солнце садилось точно на пересечении одной из прямых линий с горизонтом. Наблюдения в последующие дни убедили Косока в правильности его догадки: он нашел линию зимнего (в южном полушарии зима соответствует нашему лету) солнцестояния. Кроме того, Косок обратил внимание, что рисунки и линии указывают на нахождение определённых космических тел (звёзд и созвездий) в небе в астрономически значимые дни (полнолуний и т.п.).

Но для подкрепления гипотезы необходимо было отождествить все фигуры пустыни Наска с небесными явлениями. Эта сложнейшая задача требовала больших усилий, времени и полной самоотдачи. Полю Косоку повезло. Он обрёл такого помощника в лице скромной переводчицы с испанского, сопровождавшей его в поездках по странам Южной Америки, немки по происхождению Марии Райхе. Именно ей вручил учёный судьбу своего необычайного открытия и никогда впоследствии не раскаивался в этом. Семь лет ушло на составление первых приблизительных карт и топологических планов плоскогорья.

Лишь в 1947 году при содействии министерства авиации Перу Мария смогла воспользоваться вертолётом. Первый раз летела, свесившись за борт: её привязали верёвками, а фотоаппарат она держала в руках. Потом знакомый инженер сконструировал ей специальную подвеску – стало относительно безопасно. Она работала одна, и потому дело шло медленно. Первую подробную схему изображений в пустыне Наска Мария закончила лишь в 1956 году.

«Для древних народов положения Солнца и Луны служили календарём, – говорила Мария Райхе. – По нему определяли приход весны и осени, сезонные колебания водного режима, а следовательно, и сроки посева и сбора урожая. Именно поэтому мы нашли так много линий. О точном значении изображений животных трудно говорить. Знаю только, что некоторые из них обозначают целые созвездия. Больше всего мне хочется проникнуть в образ мышления древних, оставивших нам столь необычные письмена. И ещё крайне важно понять, как люди, не умевшие летать над пампой, (местное название пустыни), могли спроектировать и перенести на её поверхность во много раз увеличенную картину звёздного неба?..»

Гипотезу астрономического календаря десятки лет разделяло большинство ученых во всём мире, пока её проверкой не занялся известный американский астроном Джеральд Хокинс, автор монографии «Разгадка тайны Стоунхенджа». С помощью ЭВМ Хокинс блестяще доказал, что знаменитый Стоунхендж – загадочное сооружение на равнине Солсбери – ни что иное, как астрономическая обсерватория. Применив ту же методику с поправкой на широту плато Наска, Хокинс убедился, что лишь неполных 20% линий на плато Наска указывают на Солнце или Луну. Что касается звёзд, то здесь точность направлений вообще не превышает случайного распределения чисел. «Компьютер вдребезги разбил теорию звёздно-солнечного календаря, – вынужден был признать Дж. Хокинс. – С горечью мы отказались от теории астрономического календаря». Однако исследования Хокинса дали и положительный результат, так как именно он первым отметил странную особенность рисунков Наска: все они были выполнены одной линией без разрыва, которая нигде не пересекается.

Следующая версия загадочных рисунков Наска — инопланетная , она сейчас самая распространённая. А впервые выдвинута она была Эрихом фон Деникеном (он так же занимался исследованиями английского Стоунхенджа). Он уверен, что эти рисунки служили взлётно-посадочными полосами для межпланетных кораблей пришельцев. Его уверенность в космическом предназначении знаков основана на том, что рисунки имеют правильные формы, а линии идеально прямы, и обнаружить их можно только с воздуха.

Почему эти рисунки находятся в таких местах, где их с земли никто не может рассмотреть? Или они были предназначены напрямую неведомым нам богам?

Те, кто смотрел обошедший весь мир документальный фильм «Воспоминания о будущем», помнят посадку спортивного самолёта на одну из этих полос. Но коль скоро они видны только с самолёта, возникает естественный вопрос: «Неужели древние обитатели Кордильер – инки – умели летать?». Здесь уместно вспомнить древнее предание инков, в котором говорится о «золотом корабле», прибывшем с далёких звезд: «Им командовала женщина по имени Орьяна. Ей суждено было стать праматерью земной расы. Орьяна родила семьдесят земных детей, а затем вернулась к звёздам».

В этом предании сообщается об умении «сынов солнца», инков, «летать над землёй на золотых кораблях». Возможно, есть какая-то связь между этими преданиями и сообщениями английского антропологического журнала «Мэн», в котором, в частности, говорится: «Анализ мышечных тканей сохранившихся мумий инков показал, что по составу крови они резко отличаются от местного населения. У них была обнаружена группа крови редчайшей комбинации. В наше время такой состав крови известен лишь у двух-трёх человек во всём мире».

Развивая далее открытие Дж. Хокинса, первым обнаружившим непрерывность линий рисунков, учёные обратили внимание на странные дополнительные линии. Будучи абсолютно чуждыми основному изображению, они были, однако, соединены с началом и окончанием контура (канавки), как бы подключая рисунок к некоей мегасистеме Наска. Напрашивается вывод, что рисунки напоминают электрические схемы, выполненные одним проводником, который не может ни пересекаться (короткое замыкание), ни прерываться (разрыв цепи).

Обратив внимание на линии подключения, учёные ясно увидели параллельное и последовательное подключение рисунков и предположили, что линии-канавки плато Наска, по-видимому, были заполнены в древности неким люминофором. Это вещество способно было светиться под воздействием электрического тока наподобие надписей и рисунков нынешней газосветной рекламы. Таким образом, в подтверждение инопланетной теории, «взлётно-посадочные полосы» выполняли свою работу, а светящиеся рисунки, видимые с воздуха за десятки километров, – свою».

Ещё одна из версий, имеющая инопланетную основу . Ключом к разгадке тайны пустыни Наска может служить огромный рисунок, нанесённый на 400-метровый склон горы полуострова Паракас (Перу). Рисунок известен, как «Канделябр Паракаса», или «Андский канделябр». Его «ветки указывают в направлении пустыни Наска. Как и у фигур пустыни Наска, линии этого изображения представляют собой выемки, достигающие коренной породы – красного порфира. Возраст «Канделябра» насчитывает не менее двух тысячелетий, а история возникновения – и вовсе тайна за семью печатями. По смелой гипотезе некоторых российских исследователей, «Канделябр Паракаса» является ни чем иным, как «паспортом Земли». В этом рисунке заключены вся информация о нашей планете. Левая часть рисунка обозначает собой фауну, правая – флору. А рисунок целиком представляет собой лицо человека. Вблизи же вершины горы есть отметка, напоминающая по форме гвоздь. Это – шкала, показывающая «уровень современного развития цивилизации» (всего их шесть). Если «Канделябр» умозрительно повернуть на 180°, то получится распятие. Это своеобразный символ – предупреждение о том, что наша планета может погибнуть от неразумной деятельности человека.

Далее авторы этой идеи пытаются объяснить, что данную информацию нам доставила некая сверхцивилизация из созвездия Льва. Ссылаясь на большое количество скульптурных изображений льва на Земле и во всех земных религиях в частности, авторы доказывают, что современная земная цивилизация является делом рук пришельцев из созвездия Льва.

К космическим гипотезам можно добавить и весёлую мысль о том, что возможно звёздные туристы просто таким образом оставили след своего посещения Земли, наподобие «Здесь был Вася». Следует заметить, что подобные трактовки рисунков Наска рождаются во всех концах нашей планеты ежедневно, если не ежеминутно. Но даже самые безумные из них не следует отвергать, не рассмотрев детально.

Хочется рассказать ещё об одной версии, появившейся сравнительно недавно – это искусственная система подземных водных каналов , расположенных в недрах горного плато. В городе Наска с населением 10 тысяч человек протекает одноимённая река. По своему составу и «благоуханию» она не уступает канализационным каналам крупных городов, но в то же время жители Наска не испытывают недостатка в свежей и чистой воде. Её берут из системы колодцев, которые располагаются точно по линиям загадочных рисунков. И вот, что особенно поразительно – два из этих подземных каналов проходят прямо под руслом реки Наска. А общая система оросительных каналов Наска просто не может не вызывать восхищения – настолько она является совершенной и продуктивной. Надо отметить, что источником процветания народа, населявшего Наска, было именно сельское хозяйство, поэтому эта версия имеет под собой реальную основу. Но кто, когда и как мог построить такие каналы?

Любопытно, что рисунки были обнаружены с самолёта, который совершал полёты над плато именно в поисках водных источников. И только спустя некоторое время нашли и колодцы с водой. Таким образом, пилот со своей задачей справился блестяще, хотя и предложил историкам одну из труднейших головоломок ХХ века – рисунки Наска.

Время идёт, а рисунки Наска становятся только загадочнее. Недалеко от пустыни, в горах, обнаружены аналогичные изображения, о которых ранее не было известно. И в данном случае рисунки не указывают на местонахождение подземных водных каналов.

А в 1400 км от плато Наска, у подножия горы Солитари, обнаружена гигантская статуя человека. Ее назвали «Гигант Атакамы». Она достигает высоты 120 метров, и её окружают линии и знаки, аналогичные рисункам Наска. Таких загадочных находок с каждым годом становится всё больше, что запутывает исследователей и стимулирует фантазёров, выдвигающих всё новые версии назначения рисунков Наска.

Вопросы, вопросы… Пока ещё ни на один из них об этих загадочных объектах не найдено удовлетворительного ответа.

ФОТОГРАФИИ ПУСТЫНИ НАСКА









ВИДЕО ПУСТЫНИ НАСКА



ПУСТЫНЯ НАСКА НА КАРТЕ МИРА



Просмотреть на карте большего размера

Под плато Наска подразумевается равнина, располагающаяся на возвышенности. Местность эта имеет, как правило, ровный или волнистый, слабо расчленённый рельеф. От других равнинных пространств Наска отделено явными уступами. Находится это природное образование в Перу, в его южной части, в 450 км к юго-востоку от Лимы, столицы страны. Однако, примечательна эта территория не своим необычным расположением, отличают ее рисунки Наска , расположившиеся на территории в 80 километров. Эти изображения или как их еще называют линии Наска , выполнены в причудливой форме: от очертаний животных, пауков и птиц, до геометрических фигур. Рисунки в пустыне Наска являются одной из важнейших загадок для современного исследовательского сообщества. Десятки деятелей ежедневно бьются в пока бесцельных попытках ответить хоть на какие-то вопросы, касающиеся загадочных изображений.

Наска - геоглифическая территория.

Территория плато обширна и простирается на многие километры. Эта долина долгое время считалась безжизненной, однако, исследователи ошибались, но об этом позже. Координаты Наска , где располагаются геоглифы: 14° 45′ южной широты и 75° 05′ западной долготы. Форма у плиты Наска вытянутая. С севера на юг длина достигает приблизительно пятидесяти километров, с запада на восток от 5 до 7 километров. Местность Наска практически не заселена людьми и отличатся крайне сухим климатом.

Зима на огромной площади Наска продолжается с июня по сентябрь. Все потому, что в Южном полушарии времена года не совпадают с оными в полушарии Северном. При этом температура в Наска никогда не опускается ниже 16-ти градусов по Цельсию. Летом температура стабильна и держится в районе 25-ти градусов по Цельсию. Дожди, несмотря на близкое расположение океана, - для Наска большая редкость. Ветра также практически отсутствуют. Рек, ручьев или озер в окружении Наска нет и с такими условиями быть не может. О наличии воды в этих землях сигнализируют лишь многочисленные русла давным-давно высохших рек Наска и не менее многочисленных высохших каналов.

Не менее важной составляющей этого региона, чем долина Наска, является город с соответствующим названием. Он был основан испанцами в 1591 году. В 1996 году город был полностью уничтожен сильнейшим землетрясением. Но, к счастью, жертв было мало, так как толчки начались в полдень и люди были подготовлены. Всего во время землетрясения Наска погибло 17 человек. И около 100 тысяч человек осталось без крыши над головой. На сегодняшний день город Наска полностью отстроен. На его территории были построены многоэтажные дома, а центр города Наска теперь украшает красивейший сквер.

Однако, местность эта примечательна далеко не городом или равниной , а таинственными геоглифами, линиями и рисунками, нанесенными, как считается, умелыми человеческими руками. Однако, последнее высказывание является весьма и весьма спорным. Существует популярная теория касательно Наска, согласно которой линии на плато были нанесены далеко не человеком, а инопланетным разумом или какими-то другими неизвестными силами.

Потрясающие воображение рисунки в пустыне Наска.

Всего на территории плато специалистами было обнаружено 13 тысяч всевозможных линий и полос. В науке этим рисункам существует свое название - геоглифы (геометрические фигуры причудливой формы, выполненные в земном грунте и имеющие длину не менее четырех метров). В нашем случае рисунки в пустыне Наска представляют собой неглубокие и длинные, различной ширины канавки, прорытые в почве, представляющей собой смесь песка и глины. Неглубокие по меркам Наска - это от 15 до 30 см. А вот длина отдельных линий доходит до нескольких километров: самые длинные достигают 10 километров в длину. Поражает и ширина рисунков в пустыне Наска: В отдельных случаях она колеблется от 150 до 200 метров.

Кроме линий на территории плато были найдены и всевозможные фигуры, хорошо известные каждому человеку из геометрии - треугольники и четырёхугольники. Некоторые рисунки в пустыне Наска являются трапециями, так как у них только две стороны параллельные. Таких творений неизвестного происхождения на плато насчитывается около семисот. Есть также фигуры, напоминающие собою животных: обезьяны, птицы, касатки, ламы и прочие обитатели флоры и фауны. Единичные рисунки в пустыне Наска изображают рыб, пауков, ящериц и акул. Их немного в общей сумме не более сорока.

Фигуры поражают воображение огромнейшими размерами, но понять их истинное предназначение люди не в состоянии. Очевидно, что разгадка может таиться в недрах равнины, а значит, чтобы понять, кто и зачем сотворил рисунки в пустыне Наска, необходимо начать раскопки. Проблема заключается в том, что археологические раскопки здесь запрещены, так как равнина имеет статус сакральной зоны. Вот и остается загадка рисунков в пустыне Наска неразгаданной. И что-то подсказывает, что останется она такой еще очень и очень долго, пока научное сообщество не одумается.

Загадочные линии Наска.

Однако, какой бы сакральной не являлась эта земля, а человеческое любопытство никогда ни перед чем не останавливалось и останавливаться не собирается. Первый человек, страдающий “пороком” любопытства, оказался в этих запретных землях в 1927-ом году. Им был археолог из Перу Мехия Торибио Хесспе. Линии Наска он изучал с предгорий, окружающих плато.

В 1930-ом году загадочный участок земли, где находятся линии Наска , антропологи изучили с высоты птичьего полета, облетев на самолёте. Ими, по сути, и был подтвержден факт наличия линий в Наска. Вплотную же изучить столь уникальные творения археологи получили возможность лишь в 1946 году. Но это была не целенаправленная государственная или исследовательская программа с соответствующим финансированием, а отдельные экспедиции ученых-энтузиастов.

Выяснилось, что линии Наска и мелкие траншеи наши далёкие предки или инопланетные сущности, не суть, делали путём удаления поверхности глиняного почвенного слоя, богатого оксидом железа. С участка линий Наска был практически полностью удален гравий, а под ним находится грунт светлого цвета. В результате чего линии Наска и стали такими броскими и в тоже время долговечными.

Светлый грунт местных земель, окружающих рисунки на плато Наска, может похвастаться высоким содержанием извести. На открытом воздухе он практически моментально затвердевает и формирует долговечный защитный слой, прекрасно предотвращающий эрозию. По этой причине загадочные линии Наска сохранились в своей первозданной форме на протяжении тысячелетий, по крайней мере, таково мнение исследователей. Долговечности линий Наска также способствовало отсутствие ветров, как таковых, осадков и стабильная температура воздуха. Если бы климат был иным, то данные рисунки исчезли бы с лица земли задолго до их обнаружения.

Однако они есть и своим наличием озадачивают вот уже не одно поколение исследователей, археологов и просто ученых со всего мира. Официальная наука, давно сформировавшая свое отношение к линиям Наска, утверждает, что все эти геоглифы, линии и рисунки были созданы во времена цивилизации Наска. Существовала эта древняя империи, как предполагается, в период с 300 года до нашей эры по 800 года уже нашей эры. Значительная часть ученых сходится во мнении, что большинство рисунков как раз таки и было создано в этот период продолжительностью в 1100 лет. Считается, что Цивилизация Наска имела очень развитую культуру, золотой век которой приходится на 100-200 года нашей эры.

Плато Наска и его мистическая цивилизация.

Цивилизация Наска канула в небытие предположительно в конце 8 века. Причиной этому якобы стали наводнения, с которыми плато Наска столкнулось ближе к концу первого тысячелетия. Воды затопили и уничтожили сельскохозяйственные угодья древнего народа. Часть людей погибла от голода, остальные были вынуждены покинуть неблагополучную землю. Через несколько столетий плато Наска заселили инки. Однако, это уже был совсем другой, да и другая культура, в обычаи которой уж точно не входило рисование гигантских линий на земле.

Ну что же, допустим древний народ плато Наска действительно создал загадочные творения на это земле, но зачем они были созданы, а самое главное, как аборигены могли сделать на пересечённой местности траншеи длинною в несколько километров. Даже используя современные методики и приспособления, крайне сложно провести по земле идеальную прямую линию протяженностью, скажем, в 5-8 километров.

В соответствии же с теорией ученых, все это ими было сделано на раз-два. Плато Наска за какие-то столетия превратилось из безжизненной долины в наиболее причудливую и богатейшую на геоглифы территорию на всей Земле. Первыми поселенцам были пересечены овраги и возвышенности, но при этом их геометрические линии, геоглифы Наска , оставались идеально правильными, а края были строго параллельными, что видится невероятным. Кроме полос и траншей в плато Наска неизвестные мастера создали также и фигуры различных животных. С воздуха они видятся хоть и причудливо, но легко узнаваемо. Опять же, как первым людям в этих землях удалось с такой точностью изобразить, скажем, колибри - категорически неясно.

Упомянутая колибри, к слову, как и многое Наска, в длину достигает пятидесяти метров. Другая птица-рисунок, кондор, имеет длину в 120 метров. А паук, схожий на своих сородичей, обитающих в джунглях Амазонки, может похвастаться 46-ти метрами длины. Примечательно то, что все эти шедевры плато Наска можно увидеть лишь, поднявшись высоко в воздух или взобравшись на какую-нибудь гору, которых, к сожалению, поблизости нет. С земли и небольших возвышенностей эти рисунки неразличимы и представляют собой простой набор линий и траншей. Конечно, можно разобрать отдельные силуэты и штрихи, однако, полная картина видна только с воздуха.

Очевидно, что никаких летательных аппаратов у цивилизации, заселявшей плато Наска, не было. Ни воздушных шаров, ни самолетов, ни тем более ракет в доисторические времена не существовало. Так как же они могли воссоздать свои рисунки с такой точностью, не имея возможности оценить проделанную работу и обнаружить недочеты, чтобы их исправить?! Это остается такой же тайной, как и функционал изображений плато Наска.Зачем их создавали? Неужели просто ради эстетической красоты или может в каких-то религиозных целях? Вопрос, вопрос и еще один вопрос без ответа.

Современному человеку вообще трудно понять логику далёких предков. Мы не понимаем людей живших сто лет назад, куда нам до осознания мотивов тех, кто жил тысяч, две тысячи лет тому назад. Вполне возможно, что все линии и изображения плато Наска вообще не имеют никакой практической составляющей? Древний народ создавал их, чтобы показать, что способен на это. Но зачем было тратить столько сил и времени на самоутверждение?! Не легче ли было развязать очередную войну, в древности вроде бы это было куда более распространенной практикой?!

Рисунки Наска и связанные с ними теории.

Ученых уверенных в том, что за созданием таинственных рисунков на территории плато стоит человек, не меньше чем тех, кто полагает, что рисунки Наска были созданы инопланетной расой. По их мнению, все изображения и линии на плато являются ничем иным, как взлетно-посадочными полосами. Версия, затрагивающая Перу, плато Наска, конечно же, имеет право на жизнь, неясным остается то, почему у космических кораблей пришельцев не было вертикального взлёта, или зачем создавать взлетные полосы в причудливой форме земных животных? Если уж хотели выделиться таким способом, почему бы не сделать парочку рисунков Наска в форме фауны, обитающей в вашем мире? Однако, лучше на этом не сосредотачиваться, ибо теории и догадки, касающиеся мотивов инопланетных творцов, видятся еще более призрачными, чем мотивация первых людей.

Лучше обратить внимание вот на что: рисунки Наска в форме животных, птиц и насекомых были созданы гораздо раньше, чем просты треугольники и прочие геометрические фигуры. Это не подтвержденный факт, теория пока находится в разработке, однако, даже сейчас большая часть ученых сходится во мнении, что это так, сложные рисунки Наска были созданы раньше простых изображений и траншей. Как бы там ни было, напрашивается простой вывод: неужели неизвестные мастера вначале сделали более сложные формы, очевидно создававшиеся в несколько этапов, а уж потом другие люди начали упражняться в нанесении прямых линий и трапеций. Или может за долгие столетия, требовавшиеся на создания рисунков, которыми славится пустыня Наска на карте , мастера древней цивилизации утратили технологии или попросту забыли как создавать сложные изображения? Все это очередные вопросы, ответы на которые мы, по всей видимости, получим очень и очень не скоро, если вообще когда-нибудь получим.

В тоже время в научном сообществе остаются единичные деятели полагающие, что все рисунки Наска делались в один и тот же период. Но вот в чем ученые согласны, так это в идеи, что отдельные представители древнего народа Наска обладали знаниями по астрономии.

Например, Мария Райхе (1903-1998) - немецкий математик и археолог, занимавшаяся загадочными линиями почти 50 лет, в свое время утверждала, что рисунок Наска в форме огромного паука очень напоминает звездное скопление в созвездии Ориона. К фигуре ведут три прямые линии, они предположительно служили для отслеживания изменения склонений трёх наиболее ярких звезд в Поясе Ориона: Альнитак, Альнилам и Минтака.

Есть и еще одна очень занимательная теория, затрагивающая фигуры Наска. Археолог Йохан Рейнхард, являющийся американцем по происхождению, считает, что линии и фигуры животных являлись частью религиозных обрядов или, по крайней мере, были сооружены для каких-то религиозных нужд. Фигуры животных, насекомых и птиц предположительно были связаны с поклонением богам. При помощи рисунков Наска люди просили у небожителей воду для орошения своих земель. Не совсем ясно, как именно проходил этот обряд, но и не суть важно, куда важнее имел ли он вообще место? Очевидно, что древний народ был послушниками языческой веры и как в любом подобном вероисповедании культ богов занимает центральное место не только в религии, но и в повседневной жизни людей. Вполне вероятно, что цивилизации Наска действительно проводила некие обряды по поклонению своим божествам, вот только доказать это практически невозможно.

Сегодня же внимание исследователей со всего мира сосредоточено не на рисунках Наска и даже не на загадках, их окружающих. Пока люди предполагают и угадывают, над плато нависла серьёзная экологическая угроза. Вырубка лесов, загрязнение окружающей атмосферы меняют не в лучшую сторону сбалансированный и практически неизменный климат равнины. Плита Наска сталкивается с проблемами: всё чаще идут дожди, возникают оползни и прочие несчастья, так или иначе воздействующие на целостность изображений. Это очень серьезная угроза и если ничего не предпринять в ближайшие 5-10 лет, а может и меньше, рисунки Наска будут навсегда утеряны, и тогда можно не сомневаться, что ответы, на поставленные исследовательским сообществом вопросы, никогда не будут получены. Мы так наверняка и не узнаем, кто и зачем сотворил это без преувеличения чудесное и неповторимое явление.

Пустыня Наска находится на юге Перу, в 450 километрах от Лимы. Это регион проживания преинкской цивилизации Наска (I-VI века нашей эры).

Народ Наска вел войны и занимался торговлей, но основной деятельностью для них была рыбалка и земледелие. Помимо этого Наска были прекрасными художниками и архитекторами - мы можем судить об этом по найденным керамическим изделиям этой культуры и руинам древних городов. Сохранилось множество свидетельств высокого уровня развития этой цивилизации, главными из которых, несомненно, являются Линии Наска - огромные геоглифы в пустыне, видные только с высоты птичьего полета.

Что посмотреть

Линии Наска

Гигантские рисунки в пустыне, изображающие животных и разные предметы - Линии Наска - были обнаружены в 1926 году. Исследователи предполагают, что геоглифы были созданы в 300-800 годах цивилизацией Наска. Их называли “самым огромным календарем мира”, “самой гигантской книгой об астрономии” - точное их назначение остается неизвестным.

Площадь территории, на которой расположены Линии Наска, занимает 500 км2 и находится в пустыне, где дожди идут всего полчаса в году. Именно этот факт позволил геоглифам сохраниться до наших дней.

Впервые эти рисунки были описаны в 1548 году, но многие годы никто не обращал на них серьезного внимания. Возможно это было связано с тем, что хорошенько рассмотреть их можно только с высоты, а летать на самолетах над пустыней начали значительно позже. В начале 40-х годов XX века во время строительства Панамериканского шоссе один американский профессор, приглашенный для изучения гидрологии побережья, регулярно летал над долинами на небольших самолетах. Именно он обратил внимание на странные линии, складывающиеся в огромные рисунки. Открывшееся зрелище потрясло и поразило его. Профессор Косок и другие ученые посвятили многие годы исследованию этих линий. Им удалось обнаружить связь расположения линий с солнцем в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также указания на луну, планеты и яркие созвездия. Казалось, что цивилизация Наска устроила здесь гигантскую обсерваторию.

Техника создания геоглифов была очень проста: с почвы срезался верхний потемневший слой и складывался здесь же, вдоль образовавшей светлой полосы, создавая обрамляющий линии валик более темного цвета. Со временем цвет линий потемнел и стал менее контрастным, но мы все равно можем видеть рисунки, оставленные цивилизацией Наска.

Как посмотреть
В Наске есть несколько компаний, совершающих экскурсионные рейсы на небольших самолетах над пустыней. Такую , так как из-за количества желающих осмотреть Линии мест на нужную дату в последний момент может не оказаться.

Альтернативный способ увидеть линии - подняться на обзорную площадку на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость подъема 2 соля (20 рублей), но вы сможете увидеть лишь 2 рисунка.

Линии Пальпа (Palpa Lines)

В отличие от рисунков Наска, Линии Пальпа состоят больше из изображений человека и геометрических рисунков. Согласно археологическим исследованиям Линии Пальпа относятся к более раннему периоду, чем Линии Наска. Пролетая нал Линиями Пальпа можно увидеть изображение Пеликана, изображение женщины, мужчины и мальчика, которых археологи прозвали “Семьей”. Одна из Линий Пальпа представляет собой изображение Колибри - похожее на один из геоглифов Линий Наска. Другая Линия читается археологами как изображение Собаки возле Площади. Возле города Пальпа можно увидеть знаменитое изображение Солнечных часов и Туми - ритуального ножа.

Руины Кауачи (Cahuachi)

Самым главным и могущественным городом цивилизации Наска был Кауачи (Cahuachi) - город в долине Наска, в 24 км от современного города Наска. Здесь до сих пор ведутся раскопки. На сегодняшний день от города остались:

  • Центральная Пирамида высотой 28 метров и шириной 100 метров, состоящая из 7 ступеней. Здесь проводились религиозные церемонии.
  • Ступенчатый Храм высотой 5 и шириной 25 метров
  • 40 строений из адоба (необожженного кирпича)

Рядом с городом находился некрополь, в котором ученые нашли нетронутые захоронения с различными предметами, которые было принято класть в могилы (посуда, ткани, украшения и др.). Все находки можно увидеть в Археологическом Музее Антонини (Museo Arqueológico Antonini) в Наске.

Некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla)

Некрополь Чаучилья находится в 30 км от города Наска. Это единственное место в Перу, где можно увидеть мумии древней цивилизации непосредственно в могилах, где они были найдены. Это кладбище использовалось с III по IX века н.э., но основные захоронения относятся к 600-700 годам. Мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни, а также технологии бальзамирования, которую использовали Наска: тела умерших людей заворачивались в хлопковую ткань, расписанную красками и пропитанную смолами. Именно смолы помогали избежать разлагающего действия бактерий.
Некрополь был обнаружен в 1920 году, но официально признан археологическим памятником и взят под охрану только в 1997 году. До этого он многие годы страдал от мародеров, которые растащили значительную часть сокровищ Наска.

2-х часовая экскурсия с гидом - 30 Солей

Входной билет в Некрополь - 5 Солей

Заповедник Сан-Фернандо (Bahía de San Fernando)

Примерно в 80 км от Наски находится заповедник, очень похожий на Паракас. Здесь также можно увидеть пингвинов, морских львов, дельфинов, разных птиц. А кроме того, в Сан-Фернандо встречается андская лисица, гуанако и кондоры.

Сюда трудно добраться и здесь почти не бывает туристов. В Сан-Фернандо можно провести время наедине с природой и Тихим океаном!

Акведуки Кантайок (Cantayoc)

Наска были очень развитой цивилизацией. В условиях пустыни, где река наполняется водой лишь на 40 дней в году, земледельцы Наска нуждались в системе, позволяющей иметь воду в течение всего года. Они решили эту проблему, создав великолепную систему акведуков. Одни их них - Акведуки Кантайок (Cantayoc) находятся менее чем в 5 км от города Наска и представляют собой цепочку спиралевидных колодцев.

Когда ехать

Наска находится в пустыне, где почти всегда сухо и солнечно. С декабря по март самое в этом регионе самое жаркое время, средняя дневная температура держится в районе 27С. С июня по сентябрь - самые холодные месяцы года, когда дневная температура составляет всего 18С.

Как добраться до Наски

Наска находится в 450 километрах южнее Лимы. Доехать сюда можно самостоятельно на машине по шоссе Панамерикана, или одним из многочисленных автобусов, которые идут в этом направлении. Автобусная поездка займет 7 часов.

Пустыня Наска находится на юге Перу, в 450 километрах от Лимы. Это регион проживания преинкской цивилизации Наска (I-VI века нашей эры).

Народ Наска вел войны и занимался торговлей, но основной деятельностью для них была рыбалка и земледелие. Помимо этого Наска были прекрасными художниками и архитекторами - мы можем судить об этом по найденным керамическим изделиям этой культуры и руинам древних городов. Сохранилось множество свидетельств высокого уровня развития этой цивилизации, главными из которых, несомненно, являются Линии Наска - огромные геоглифы в пустыне, видные только с высоты птичьего полета.

Что посмотреть

Линии Наска

Гигантские рисунки в пустыне, изображающие животных и разные предметы - Линии Наска - были обнаружены в 1926 году. Исследователи предполагают, что геоглифы были созданы в 300-800 годах цивилизацией Наска. Их называли “самым огромным календарем мира”, “самой гигантской книгой об астрономии” - точное их назначение остается неизвестным.

Площадь территории, на которой расположены Линии Наска, занимает 500 км2 и находится в пустыне, где дожди идут всего полчаса в году. Именно этот факт позволил геоглифам сохраниться до наших дней.

Впервые эти рисунки были описаны в 1548 году, но многие годы никто не обращал на них серьезного внимания. Возможно это было связано с тем, что хорошенько рассмотреть их можно только с высоты, а летать на самолетах над пустыней начали значительно позже. В начале 40-х годов XX века во время строительства Панамериканского шоссе один американский профессор, приглашенный для изучения гидрологии побережья, регулярно летал над долинами на небольших самолетах. Именно он обратил внимание на странные линии, складывающиеся в огромные рисунки. Открывшееся зрелище потрясло и поразило его. Профессор Косок и другие ученые посвятили многие годы исследованию этих линий. Им удалось обнаружить связь расположения линий с солнцем в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также указания на луну, планеты и яркие созвездия. Казалось, что цивилизация Наска устроила здесь гигантскую обсерваторию.

Техника создания геоглифов была очень проста: с почвы срезался верхний потемневший слой и складывался здесь же, вдоль образовавшей светлой полосы, создавая обрамляющий линии валик более темного цвета. Со временем цвет линий потемнел и стал менее контрастным, но мы все равно можем видеть рисунки, оставленные цивилизацией Наска.

Как посмотреть
В Наске есть несколько компаний, совершающих экскурсионные рейсы на небольших самолетах над пустыней. Такую , так как из-за количества желающих осмотреть Линии мест на нужную дату в последний момент может не оказаться.

Альтернативный способ увидеть линии - подняться на обзорную площадку на шоссе Панамерикана (El Mirador). Стоимость подъема 2 соля (20 рублей), но вы сможете увидеть лишь 2 рисунка.

Линии Пальпа (Palpa Lines)

В отличие от рисунков Наска, Линии Пальпа состоят больше из изображений человека и геометрических рисунков. Согласно археологическим исследованиям Линии Пальпа относятся к более раннему периоду, чем Линии Наска. Пролетая нал Линиями Пальпа можно увидеть изображение Пеликана, изображение женщины, мужчины и мальчика, которых археологи прозвали “Семьей”. Одна из Линий Пальпа представляет собой изображение Колибри - похожее на один из геоглифов Линий Наска. Другая Линия читается археологами как изображение Собаки возле Площади. Возле города Пальпа можно увидеть знаменитое изображение Солнечных часов и Туми - ритуального ножа.

Руины Кауачи (Cahuachi)

Самым главным и могущественным городом цивилизации Наска был Кауачи (Cahuachi) - город в долине Наска, в 24 км от современного города Наска. Здесь до сих пор ведутся раскопки. На сегодняшний день от города остались:

  • Центральная Пирамида высотой 28 метров и шириной 100 метров, состоящая из 7 ступеней. Здесь проводились религиозные церемонии.
  • Ступенчатый Храм высотой 5 и шириной 25 метров
  • 40 строений из адоба (необожженного кирпича)

Рядом с городом находился некрополь, в котором ученые нашли нетронутые захоронения с различными предметами, которые было принято класть в могилы (посуда, ткани, украшения и др.). Все находки можно увидеть в Археологическом Музее Антонини (Museo Arqueológico Antonini) в Наске.

Некрополь Чаучилья (El cementerio de Chauchilla)

Некрополь Чаучилья находится в 30 км от города Наска. Это единственное место в Перу, где можно увидеть мумии древней цивилизации непосредственно в могилах, где они были найдены. Это кладбище использовалось с III по IX века н.э., но основные захоронения относятся к 600-700 годам. Мумии хорошо сохранились благодаря засушливому климату пустыни, а также технологии бальзамирования, которую использовали Наска: тела умерших людей заворачивались в хлопковую ткань, расписанную красками и пропитанную смолами. Именно смолы помогали избежать разлагающего действия бактерий.
Некрополь был обнаружен в 1920 году, но официально признан археологическим памятником и взят под охрану только в 1997 году. До этого он многие годы страдал от мародеров, которые растащили значительную часть сокровищ Наска.

2-х часовая экскурсия с гидом - 30 Солей

Входной билет в Некрополь - 5 Солей

Заповедник Сан-Фернандо (Bahía de San Fernando)

Примерно в 80 км от Наски находится заповедник, очень похожий на Паракас. Здесь также можно увидеть пингвинов, морских львов, дельфинов, разных птиц. А кроме того, в Сан-Фернандо встречается андская лисица, гуанако и кондоры.

Сюда трудно добраться и здесь почти не бывает туристов. В Сан-Фернандо можно провести время наедине с природой и Тихим океаном!

Акведуки Кантайок (Cantayoc)

Наска были очень развитой цивилизацией. В условиях пустыни, где река наполняется водой лишь на 40 дней в году, земледельцы Наска нуждались в системе, позволяющей иметь воду в течение всего года. Они решили эту проблему, создав великолепную систему акведуков. Одни их них - Акведуки Кантайок (Cantayoc) находятся менее чем в 5 км от города Наска и представляют собой цепочку спиралевидных колодцев.

Когда ехать

Наска находится в пустыне, где почти всегда сухо и солнечно. С декабря по март самое в этом регионе самое жаркое время, средняя дневная температура держится в районе 27С. С июня по сентябрь - самые холодные месяцы года, когда дневная температура составляет всего 18С.

Как добраться до Наски

Наска находится в 450 километрах южнее Лимы. Доехать сюда можно самостоятельно на машине по шоссе Панамерикана, или одним из многочисленных автобусов, которые идут в этом направлении. Автобусная поездка займет 7 часов.



Похожие статьи
 
Категории