Концертмейстер - это что за профессия. Кто же такой Концертмейстер? Смотреть значение Концертмейстер в других словарях

27.02.2019

40.5

Для друзей!

Справка

Помните выражение: «Маэстро, музыку!» Концертмейстер и есть тот самый «маэстро». Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга - везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это невероятно ошибочное заблуждение.

Востребованность профессии

Достаточно востребована

Представители профессии Концертмейстера являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Концертмейстеры .

Вся статистика

Описание деятельности

Работа концертмейстера - нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Уникальность профессии

Довольно распространенная

Большинство опрошенных считает, что профессию Концертмейстера нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Концертмейстера , несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Какое необходимо образование

Высшее профессиональное образование

Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Концертмейстера обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Концертмейстером (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Концертмейстером .

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Трудовые обязанности

Обязанностей у концертмейстера великое множество, главное из которых профессиональное исполнение музыкального материала. Совместно с преподавателем он принимает участие в разработке тематических планов и программ. Он проводит индивидуальные и групповые занятия с обучающимися, в ходе которых формирует у них исполнительские навыки, навык игры в ансамбле, развивает художественный вкус, повышает эрудицию, воспитывает творческую индивидуальность.

Вид труда

Исключительно умственный труд

Профессия Концертмейстера относится к профессиям исключительно умственного (творческого или интеллектуального труда). В процессе работы важна деятельность сенсорных систем, внимания, памяти, активизация мышления и эмоциональной сферы. Концертмейстеры отличаются эрудированностью, любознательностью, рациональностью, аналитическим складом ума.

Как пользователи оценивали этот критерий:
Вся статистика

Особенности карьерного роста

Есть концертмейстеры, работающие в детских музыкальных школах, а есть ведущие концертмейстеры популярных симфонических оркестров. Карьерный рост возможен. Истории известны концертмейстеры, выступавшие даже в роли дирижера. Например, многолетний концертмейстер Венского филармонического оркестра скрипач Вили Босковски. Правда, без таланта и дополнительного образования успешная карьера мало вероятна. А если мыслить более реалистично, успешной карьерой можно считать и работу в частных школах музыки, которые среди всех учреждений данной области выделяются своими высокими гонорарами.

Возможности карьерного роста

Возможностей достаточно

Значительное большинство представителей профессии Концертмейстера считают, что у них достаточно возможностей для продвижения по карьерной лестнице. Если такая цель у рядового специалиста есть, то ему вполне реально занять руководящую должность в этой сфере.

Как пользователи оценивали этот критерий:

Все дети обладают какими-то способностями и талантами. Любой из них - потенциальный гений. Надо только помочь ребенку разгадать самого себя. Уже лет с шести маленький человек пытается самостоятельно заниматься всем, что ему интересно. А если у ребенка есть слух и голос, то музыкальное образование обойти стороной не получится. Развить эти способности поможет ДШИ. Здесь учат петь сольно и в хоре, играть на всевозможных музыкальных инструментах, бальной и народной хореографии. И везде присутствует концертмейстер. Это постоянный спутник всех музыкальных занятий, выступлений, конкурсов.

Что должен знать и уметь концертмейстер

Работа концертмейстера - это, прежде всего, творчество. Но педагогика и психология всегда рядом. Они комплексно должны проявляться и на учебных занятиях, и в концертных выступлениях, и в конкурсных ситуациях. Так строится работа с творческими детьми. Концертмейстер - это пианист, аккомпаниатор. Занимаясь непосредственно своей работой, он сотрудничает с представителями других художественных специальностей. Поэтому его можно смело назвать универсальным музыкантом. Кроме аккомпаниаторского опыта ему просто необходимы навыки и знания смежных специальностей. Будучи пианистом, концертмейстер не только разучивает партии с певцами, он должен уметь аккомпанировать хору, инструменталистам, ансамблям, танцорам. И с каждым работать нужно по-разному. Только цель при подготовке занятия ставится одна - провести занятие так, чтобы от учеников была полноценная отдача, чтобы урок прошел воодушевленно и интересно. Это ведь искусство, оно должно быть чувственным и душевным. Дети должны понимать музыку, которую им предлагает концертмейстер. От его настроения, от подобранного им репертуара зависит, на каком эмоциональном уровне пройдет занятие. Музыке детей должны учить люди общительные и веселые. Только тогда сможет раскрыться творческое воображение детей. Музыка, исполняемая концертмейстером, должна их волновать, вызывать радость, бодрость, желание творить. Дети очень ранимы. Музыкальное образование не всем дается легко, поэтому концертмейстеру, как педагогу, необходимы педагогическое чутье и такт.

Очень важно обладать комплексом профессиональных качеств. Концертмейстер должен знать особенности звучания инструментов не только симфонического, но народного оркестров. Для класса хореографии необходимы знания танцевальных и сценических движений, фольклора, различных обрядов. Профессиональный концертмейстер должен уметь бегло читать с нотного листа. Он не всегда успевает ознакомиться с нотным текстом заранее. А репертуар у концертмейстера большой, заучивать тексты нет возможности, вот и приходится иногда играть сразу по нотам. В некоторых ситуациях нужно уметь импровизировать, подбирать мелодию на ходу. Эти способности определяют его профессиональную пригодность. Хороший концертмейстер сумеет переложить любое музыкальное произведение с аудио- и видеоисточников. Дети любознательны в силу своего возраста, и всегда задают много вопросов. Они будут в восторге, если концертмейстер удивит их ответами на любой вопрос из области музыки. Музыкальная культура - это обязательная часть знаний. Изобразительное искусство и архитектура - факультативная. Но именно в этих творениях, как говорят поэты-романтики, застыла непрозвучавшая музыка. И дети должны об этом узнать от концертмейстера. Методы работы конечно должны быть современными, но соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям учеников.

Концертмейстер должен постоянно заниматься самообразованием, проявлять интерес к новой неизвестной музыке, посещать концерты, театры оперы и балета, шлифовать профессиональные навыки, воспитывать в себе современного учителя-музыканта широкого профиля. Ему необходима высокая работоспособность и выдержка. Для разрешения непредвиденных ситуаций, которые часто случаются во время концертов, ему понадобится находчивость, способность реагировать быстро и спокойно, чтобы не запаниковать и не передать волнение своим «начинающим артистам».

Концертмейстер главной группы симфонического оркестра — группы первых скрипок — считается концертмейстером всего оркестра. Это положение очень ответственное и почетное. Концертмейстер — первый помощник дирижера, его правая рука. Обычно, когда после исполнения какого-то произведения дирижеру аплодирует публика, он, деля свой успех со всем оркестром, обращается к концертмейстеру отдельно, пожимает ему руку, благодаря за помощь. Бывают случаи, когда концертмейстер оркестра даже заменяет внезапно заболевшего дирижера за пультом.

Концертмейстером называют также музыканта, исполняющего сопровождение, аккомпанемент солисту. Главное качество концертмейстера — общая музыкальная одаренность. Она, в свою очередь, предполагает наличие музыкального слуха, чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии, способности отделять существенное от менее важного. Мобильность, скорость, активность — также очень важные качества для профессиональной деятельности концертмейстера. Представим такую ситуацию. Сцена, идёт концерт, вдруг солист забывает или путает музыкальный текст. Задача концертмейстера вовремя подхватить солиста и довести произведение до конца. Остановка игры концертмейстера равносильно провалу выступления.

Работа концертмейстера — нечто большее, чем просто игра по нотам. Он помогает солистам разучивать их партии, контролирует качество их исполнения. При возникновении трудностей подсказывает, исправляет недостатки. Следовательно, концертмейстер не просто музыкант, но и организатор, педагог и психолог.

Где требуется концертмейстер?

Среди пианистов эта профессия самая распространенная. Без работы специалисты не останутся. Высшие учебные заведения, общеобразовательные и музыкальные школы, дворцы детского творчества, центры досуга — везде необходимы квалифицированные работники данной области. В учебных заведениях музыкального профиля в концертмейстере нуждаются на занятиях по всем специальностям. Концертную эстраду, хоровые коллективы, занятия хореографии, выступления и репетиции солистов оперы также сложно представить без «маэстро». Несмотря на это, среди музыкантов существует некий стереотип концертмейстера. Игра «под солистом» и по нотам якобы не требует большого мастерства. Это ошибочное заблуждение.

Концертмейстер, педагог-музыкант должен непрерывно работать над приобретением и совершенствованием исполнительских и концертмейстерских умений и навыков. Пополнение педагогического и исполнительского багажа в области музыкального искусства предполагает свободное владение фортепиано, так как в обязанности концертмейстера, например, в общеобразовательной школе входят: умение исполнять инструментальные и вокальные произведения русской, советской, зарубежной фортепианной литературы; аккомпанировать солисту, хору, ансамблю, инструменталисту, транспонировать, объединять аккомпанемент с партией солиста, подбирать по слуху мелодии и аккомпанемент к ним, бегло читать с листа и аккомпанировать с листа. Как видно, исполнительская подготовка концертмейстера должна быть на высоком профессиональном уровне. В свою очередь, она невозможна без музыкально-исторических и теоретических знаний, без умения раскрыть художественный образ произведения на основе точного прочтения нотного текста и собственного исполнительского опыта.

При чтении аккомпанемента с листа важно:

  • Уметь слушать солиста, мысленно петь и дышать вместе с ним и не перекрывать его партию своим звучанием;
  • Приучать себя следить и, если нужно, уметь исполнить не только две строчки аккомпанемента, но и партию солиста, ансамбля, хора;
  • Не останавливаться при неточном исполнении, а собранно и целеустремленно следовать до конца вместе с солистом.

Большую пользу для развития навыков аккомпанемента с листа приносит ежедневная читка с листа фортепианных миниатюр. Важно, чтобы она не сводилась к разбору произведения.

Концертмейстер - срок на определение профессии музыканта, употребляется в трех значениях -

  • руководитель группы инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава
  • первый скрипач оркестра
  • пианист, аккомпанирующий вокалистам или инструменталистам на концертах и ​​при подготовке к выступлениям.

Концертмейстер в оркестре

В оркестре концертмейстерами называют музыкантов, которые возглавляют ту или иную группу инструментов в симфоническом оркестре или ином оркестре аналогичного состава. В обязанности концертмейстера входит проверка правильности настройки всех инструментов оркестра. Концертмейстер в той или иной мере, согласно правилам и обычаям данного коллектива, руководит работой музыкантов своей группы на репетициях, а в ходе концертов выполняет сольную партию, если таковая имеется в произведении.

Особое значение имеет концертмейстер группы первых скрипок, которого называют также концертмейстером оркестра.

Концертмейстер первым выходит на сцену, ведя за собой весь коллектив. Возвращаясь к оркестру и начиная "настройки", он готовит не только оркестр, но и публику до начала концерта. Это то, что видит зритель. Остальные - творческие будни оркестра: репетиции, оттачивание, филировка музыкальных произведений - это не только творчество дирижеров, но и огромная часть жизни концертмейстера .

Иногда концертмейстер оркестра берет на себя функцию дирижера. Например, концертмейстер Венского филармонического оркестра Вилли Босковски по традиции дирижировал Венскими новогодними концертами.


Концертмейстер - пианист

Концертмейстером также называют пианиста, помогает исполнителям (певцам, инструменталистам, артистам балета) разучивать партии и аккомпанирующий им в концертах. В постсоветских странах в средних и высших музыкальных учебных заведениях есть концертмейстерские классы, в которых студенты обучаются искусству аккомпанемента и после сдачи экзамена получают квалификацию концертмейстера.

Несведущие в музыке люди очень часто не различают понятия, которые кажутся элементарными профессионалам. Кто такой концертмейстер, и чем он отличается от хормейстера, кто такой аранжировщик и еще масса вопросов, вызывающих удивление, а иногда и неподдельное восхищение. Не будем трогать хормейстеров, а вот о профессии концертмейстера расскажем.

Если объяснить примитивно, то это пианист, который сопровождает выступление какого-то инструменталиста или певца игрой на рояле. Слово «концертмейстер» произошло от двух слов – «концерт» и «мастер». И это совершенно точно. Мастер концерта – вот истинное определение концертмейстера.

В сопровождении фортепиано играют очень многие инструменталисты – домристы, балалаечники, скрипачи, флейтисты. А еще без фортепиано не обходятся уроки вокала, хора, хореографии. Концертмейстер востребован и в музыкальных школах, и в хореографических, и в театрах, и на эстраде. Да вспомните только известнейшего и его выступления со знаменитыми артистами. Да, может, и не стали бы они таковыми, не будь с ними концертмейстера-виртуоза.

Концертмейстера иногда называют аккомпаниатором. Аккомпанировать – значит, сопровождать. И правда, пианист, в самом деле, сопровождает другого музыканта в процессе репетиций и выступлений. Но назвать его второстепенным исполнителем было бы крайне неправильно. Именно фортепианная партия создает то полнозвучие, тот непревзойденный ансамбль, который создают на сцене инструменталист и концертмейстер. Вот посмотрите – совершенно изумительный дуэт – виолончель и рояль исполнят «Элегию» Рахманинова. Надо сказать, что Рахманинов изначально написал это произведение только для фортепиано, но было сделано переложение для двух инструментов, и получилась совершенно божественная музыка, которую хочется слушать снова и снова.

Кого еще называют концертмейстером?

Таким коллективом надо уметь управлять

Представьте большой симфонический оркестр, где есть разные группы инструментов.
Дирижер контролирует и руководит всем оркестром, а вот внутри какой-то одной группы, скажем, струнно-скрипичной, есть концертмейстер – руководитель данной группы.

Музыканты ориентируются не только на жест дирижера, но и на взгляд своего концертмейстера. И только хорошо отлаженные действия дирижера, концертмейстеров и оркестрантов, их безукоризненно отрепетированное исполнение вызывает благоговейный восторг у слушателей.



Похожие статьи
 
Категории