Критика - что это такое и как правильно критиковать? Хорошая и плохая. Гиперонимы к слову критика

26.02.2019

Рассказ «Критики», по классификации самого Шукшина , относится к рассказам-характерам. Столкновение характеров выявляет слабые стороны героев-родственников: деда, его сына и невестки, родственников невестки.

Проблематика

Важнейшая проблема рассказа – отношения между поколениями, проблема «отцов и детей». Другая проблема состоит в том, что люди не ценят и не уважают близких. Можно выделить проблему стариков, чувствующих, что в этой жизни они «не у дел». Обычная для Шукшина проблема отношений между городскими жителями и деревенскими тоже поднимается в рассказе.

Герои рассказа

Дед – 73-летний сухой, нервный и глухой старик. В прошлом он плотник, мастер своего дела, построивший половину деревни, в которой живёт. Теперь семья относится к нему с пренебрежением, как к ненужной, отжившей своё вещи. Любимое развлечение деда – ходить с внуком в кино и критиковать всё, что он видит на экране: сюжет картины, отдельные эпизоды, героев и их поступки. При этом деду обязательно нужно спорить. Он охотно спорит с 13-летним внуком Петькой, в этих спорах побеждает, используя «взрослые» аргументы: «Ты маленький ишо».

Со взрослыми дед спорил редко, потому что «не умел». Его аргументы всегда одинаковы: «Хреновина. Так не бывает». Дед оценивает кино только с одной точки зрения – правдоподобия, оно должно повторять жизнь. Именно поэтому телевизор для него подобен щёлке, в которую бесстыдно заглядывают люди, как в чужую горницу.

Дед возмущён тем, что плотник в фильме держит топор неправильно. Он не желает слушать точку зрения приезжих родственников. Их вежливые улыбки дед воспринимает как издевательский смех. Замечание тётиного мужа «любопытный старик» оскорбляет деда, он чувствует себя как оплёванный.

Дед «заводится». Эмоциональное возбуждение подкрепляется спиртным, и дед разбивает экран телевизора, высказывает все накопившиеся за долгие годы обиды. Другое свойство его характера состоит в домысливании слов и действий других людей.

Дед живёт в своём мире, хотя получилось это вынужденно: он плохо слышит, из-за чего не всегда понимает, что происходит в его любимом кино, смеётся невпопад. Но дед – сердечный и жалостливый человек, часто плачет, когда кого-нибудь в кино убивают.

Свои ценности дед пытается передать другим поколениям: внуку и сыну, но они в этих ценностях не нуждаются. Петька возражает, что «сейчас люди другие стали». Так же и сын деда внешне ласково обращается к отцу «тятя», но ему не интересно замечание деда о том, что плотник в фильме неправильно держит топор.

Петька – тринадцатилетний «друг» деда, самостоятельный, длинный, стыдливый и упрямый. Он с удовольствием спорит с ним о картинах, пытается объяснить то, что дед не понял. Петька – дедов единомышленник.

Всё происходящее читатель видит глазами мальчика. Точка зрения Петьки самая мудрая. Автор отвергает житейский опыт. Более мудрый тот, кто умеет любить и прощать. Лучше всех в семье это умеет Петька. Он советует деду не обращать внимания на насмешки взрослых, пытается успокоить, раздеть и разуть пьяного деда. Петька единственный жалеет деда, которого милиционер ведёт в «отрезвитель», горько плачет.

Отец Петьки, очевидно, стыдится своего безыскусного отца. Вырвавшаяся у старика фраза о том, что его не хотят сажать с собой за стол, а также обращённое к нему ругательство сына «родимчик тебя возьми» - все эти детали свидетельствуют о том, что дед для взрослых не друг, а обуза. Мать Петьки разделяет точку зрения мужа, считает деда бессовестным. Отец трижды повторяет обращённое к деду «удосужил», что в контексте рассказа значит примерно «опозорил, удивил». Отец Петьки не способен понять и простить деда, ведёт себя с ним очень грубо: берёт в охапку, связывает руки полотенцем, кладёт на пол и, наконец, отдаёт на растерзание милиционера.

Петькина тётя и её муж – городские жители, москвичи, для них дед со всеми своими амбициями – просто экзотика. Именно тётя вызывает милиционера, а муж тёти на всё смотрит как бы со стороны. В них сочетаются интерес к определённым деталям и равнодушие к человеку в целом.

Милиционер Ермолай – это формалист. Он видит только сухие цифры и факты, не жалеет даже взволнованного Петьку, пугая его тюрьмой для деда.

Сюжет и композиция

Рассказ начинается с описания привычных занятий деда и внука, любивших критиковать фильмы. Средняя часть рассказа – единственная серьёзная стычка деда со взрослыми. Они критикуют деда, с его точки зрения, несправедливо. Кончается рассказ приходом милиционера, который составляет протокол, представляющий собой смесь официально-делового стиля с просторечными и малограмотными выражениями: «Он продолжал возбуждённое состояние», «вышиб всё на свете, то есть там, где бывает видно».

Критиками являются все герои, каждый из них видит недостатки другого, но бревна в своём глазу не замечает.

Стилистические особенности

Шукшин буквально в двух словах описывает внешность деда и внука, портретов других героев нет. Характер героев раскрывается, как в драме, через диалоги, речь.

Авторский текст краток, напоминает ремарки. Речь деревенских жителей простая, содержит речевые ошибки. Шукшин описывает жителей алтайской деревни, откуда он родом. Это подчёркивают диалектные слова: глянется (понравится), удосужил, оправился. Дед использует грубые выражения: ухайдокали, хреновина. Городские жители говорят вежливо и с улыбкой (именно она выводит из себя деда).

Благодаря милицейскому протоколу рассказ приобретает черты очерка. Читатель узнаёт только из протокола полное имя деда, год (1963), число и месяц случившихся событий. Казённый язык протокола подчеркивает живой разговорный язык простых людей, которыми любуется автор.

Мягко перетек в область критики и степени ее необходимости в жизни каждого человека.

Люди обмениваются информацией, как это делают все живые существа на земле. Даже бактерии общаются между собой при помощи определенных химических веществ. Они сообщают своим соседям по микробной колонии, что там происходит за пределами их популяции. Как там с едой, с кислородом, со вражескими бактериями и вирусами, и вообще… есть ли жизнь за чашкой Петри.

В психологии очень много ведется разговоров про сообщения - «взаимные поглаживания». Это ситуации, когда мы друг другу сообщаем, что мы приятны и приняты друг у друга. Это как взаимные комплименты, но в повседневной жизни такая позитивная поддержка менее заметна и происходит практически «на автомате». Нам человек нравится, мы ему посылаем сигналы, что он ОК, и он нам возвращает тоже самое.


Но люди не только друг друга хвалят. Многое в отношениях и взаимодействиях бывает ОК, а много не ОК. Так вот такой же неотъемлемой частью психологических интеракций является сообщение окружающим, что вы не чувствуете себя хорошо в отношениях. Это, кстати, тоже немаловажно.

У всех есть зеркальные нейроны, которые обуславливают способность к эмпатии, но эмпатия все-таки во многом вопрос воображения. Люди принимают во внимание то, что им подсказывает собственный опыт. В итоге они могут поступать с другими так, как диктует им содержимое их психики. Далеко не факт, что окружающие хотят именно того, что нам кажется мы бы хотели на их месте. Таким образом, очень полезно сообщить словами, что мне нехорошо, я так не хочу, а хочу по-другому. Фактически сообщить оппоненту, что его поведение нежелательно.

Другой момент, который необходим в отношениях, это возможность сообщить свою точку зрения, рассказать, как ты видишь ту или иную ситуацию. Так сказать, сверить карты мира. А видишь ли ты то, что вижу я? Говорим ли мы об одном, или о разном? Видение ситуаций может расходиться. Существование одной точки зрения может отрицать другую, делая ее автоматически неправильной.

Собственно эти два вида сообщения и составляют основу критики. Естественно сказать об этом всем можно по-разному и с разной целью. В связи с этим различают такие виды критики:


1. Конструктивная , когда сообщения имеют целью наладить существующее положение вещей, улучшить взаимоотношения, понять друг друга лучше. При этом человек критикующий:

  • настроен доброжелательно,
  • не пересекает социальных границ,
  • не залезает в личное пространство критикуемого,
  • заинтересован в выработке какого-то нового решения,
  • готов уступить свои позиции ради консенсуса,
  • делает это своевременно, т.е. когда исправление ситуации возможно,
  • четко может объяснить, чего он хочет.
2. Неконструктивная критика связана с ситуациями, когда она бесполезна. Она может быть дана:
  • слишком поздно (тебе надо было сделать…)
  • некомпетентным лицом (если бы я был летчиком…)
  • неприменима к конкретной ситуации (что нужно делать с шумным ребенком, без знания, почему ребенок шумит)
  • смысл критики противоречит желанию критикуемого (надо покупать не яблоки, а груши. Что делать, если я хочу именно груш?)
  • основана на чьем-то постороннем опыте, ценность которого сомнительна (вот мой прадед в 1812 году…)
3. Деструктивная критика , по сути, не критика, а форма агрессии. Никто никакого консенсуса не ищет, а удовлетворяет свои эмоциональные нужды, спуская разного рода негатив на критикуемого. Либо же в этом случае критика используется как инструмент манипуляций.

Основной посыл такой критики - опустить оппонента хотя бы на ступень ниже и за счет этого победить. Заставить другого делать то, что хочет критик. И если уж не заставить сделать, то уж, по крайней мере, вызвать у критикуемого чувство вины и стыда.

При этом критик обычно не может нормально объяснить, что ему не нравится конкретно, что нужно сделать чтобы понравилось («убей себя об стену» и абсурдные замечания не в счет). Его критика звучит как приказ и оскорбление. Такая критика часто базируется на оценке личности, приписываемых критикуемому.

Совсем не обязательно деструктивная критика - это ор и ругань. Чаще всё проходит довольно спокойно и даже замаскировано под добрые намерения. Маскируются такие деструктивные критики для того, чтобы снизить возможность жертвы защищаться или же вообще как-то исправиться и быть лучше. Консенсус и точные указания не входят в планы, потому что лишают смысла слив негативных эмоций на жертву.

Например, непрошенные советы очень часто на самом деле являются деструктивной критикой. Свекровь, вкушая торт невесткиного приготовления может выдать фразу «если ты хочешь испечь действительно хороший торт, то тебе нужно купить продукты лучшего качества». Это нередко подразумевает, что «торт, который ты претендуешь называть хорошим, полный отстой, это потому что ты кладешь в него всякую дрянь», а значит «ты дрянная хозяйка». Такая критика очень часто замаскирована под желание добра, но на самом деле такие критики очень мало заботятся о том, какой торт в следующий раз выйдет.

Второй вариант замаскированной деструктивной критики «критическое ИМХО». Люди высказывают свою негативную оценку чего бы то ни было, как аксиому. Потому что они так видят. Они отказываются обсуждать или как-то входить в дискуссию по поводу того, что им не нравится. Основная идея, что они просто могут говорить в любой форме, любую гадость, а другие должны это слушать. Более того, ожидается благодарность и признательность за каждый ушат грязи, который они выливают на критикуемого.

Опять же многое исходит из детства. Часто критика со стороны родителей бывает как раз неконструктивной, а скорее манипулятивной. У ребенка стараются вызвать чувство вины и стыда. После чаду преподносится это как проявление любви. Ведь если не критиковать, то из ребенка человека не вырастет. Если критикуют, значит, любят, значит, на вас не наплевать. Вот если никто тебя не критикует - то ты никому не нужен. Чем жёстче критика, тем она полезнее. Каждый должен критику терпеть, потому что это «для пользы».

Несколько мифов по поводу критики и ее значения в жизни:

1. Критику не любят только неуверенные слабаки.

На самом деле среди потоков критики в сторону любого человека большую часть занимает критика неконструктивная и деструктивная. С какой целью эти виды критики надо любить и терпеть. Они мало полезны в жизни.

Кроме неприятных эмоций от вторжения в границы, человек ничего не получает. В этом случае слабаком можно назвать такого человека, который себя не ограждает от потока бесполезной критической информации, не говорит «нет» «злобным критикам».

2. Критикующие люди всегда дают возможность человеку увидеть себя с другой стороны.

На самом деле у критиков бывает весьма специфический и далеко не непредвзятый взгляд. Часто они просто проецируют свои проблемы на других. Информация о внутреннем мире и внутренних конфликтах критика большинству людей совершенно бесполезна.

3. Люди вокруг знают о тебе больше, поэтому нужно слушать, что они тебе говорят.

Это утверждение перекликается с номером 2. И даже если они действительно знают больше, совсем не обязательно, что их мнение по поводу того, что они знают, окажется верным и нужным.

4. Если ты сказал «А», будь готов быть забросан за это камнями.

Многие считают, что любой ваш поступок развязывает окружающим руки для любого вида агрессии. Это как «вышла в короткой юбке, не жалуйся что изнасиловали, сама хотела». Если вывесил фотографии, получи ушат коричневого ИМХО в лицо. Написал о чем-то личном в дневнике, будь готов к смешиванию своей личности с грязью.

5. Если я хочу человеку добра (даже теоретически) то могу себя не сдерживать.

«Добро» понятие очень растяжимое. Не все добро кому-то нужно.

6. Если тебя критикуют, тебе хотят добра.

7. Без критики ты не сможешь стать лучше, чем сейчас.

И если ты отказываешься выслушивать критические замечания в свой адрес, то люди тебя разлюбят.

Зачем критики это делают?

Один из самых серьезных факторов,толкающих деструктивную критику и часть неконструктивной критики, наличие раздутого собственного Я. Т.е. «Я» очень значимо, «мое мнение очень важно» для всех, его нельзя оспаривать. Если ты говоришь, что тебе не важно мое мнение, то я могу тебя перестать любить (расфренжу тебя!). Хуже этого вообще ничего нельзя придумать. А еще я тебе никогда больше не скажу своего мнения. Это как анафема.

Другая причина, не менее значимая - те самые детские привычки, связанные с критикой. Люди иногда просто не мыслят других отношений, дружбы и любви. То есть, как вот это все, и без критики? О чем говорить-то? Как о друзьях-любимых-родных заботиться?

Еще одна немаловажная причина - люди не умеют справляться со своими негативными эмоциями, пускать их в нужное русло, не сбрасывая на других, поднимать свою самооценку путем работы над собой, а не за счет унижения других.

И конечно в этом явлении играют роль не только критики. Важно не только содержание, но и ее восприятие. Но это в следующий раз.

В статье рассказывается о том, что такое критика, для чего она нужна, какой она бывает и что нужно, чтобы стать критиком.

Творчество и обсуждение

Еще в древние времена, когда наши предки и на людей не очень-то были похожи, среди них находились те, кого привлекало все необычное и странное, к примеру, музыка и рисунки. С наскальными художествами все понятно, правда, до наших дней сохранилось их не так много, как хотелось бы, но примитивные музыкальные инструменты произвели фурор, когда их нашли.

По сути, творчество с искусством любят и признают все высокоразвитые существа с высоким (по меркам животного мира) интеллектом. К примеру, дельфины и слоны умеют рисовать, и последние даже воссоздают какие-то картины своей жизни, которые видели много лет назад.

Искусство, как таковое, тесно связано с развитием общества и вообще становлением человека, как личности. Давно было доказано, что без него нормальное развитие цивилизации невозможно. И неотъемлемой частью искусства является его критика. Так что такое критика, для чего она нужна и какой бывает? В этом мы и разберемся.

Определение

В процессе критики разбирается также ценность произведения, если темой критики выступает что-то иное, кроме картины, стихов или песни, то подобное явление помогает найти правильную точку зрения, или же наиболее приближенную к ней. Так что критика может применяться не только в искусстве. К примеру, научные гипотезы и предположения в обязательном порядке подвергаются критике. Так что теперь мы знаем, что такое критика. Но какие виды ее бывают?

Хорошая и плохая

Грубо говоря, бывает хорошая, - конструктивная, и плохая критика. В первом случае ее суждения основываются на беспристрастном разборе материала, когда человек, или группа лиц в процессе обсуждения произведения искусства, научной теории и прочего опирается именно на факты, посылы и действия, а не личное отношение к автору. Проще говоря, хорошая та, которая несет в себе конструктивное обсуждение, с указанием ошибок, недоработок и минусов, и все это, независимо от личного отношения к автору или группе авторов.

Ну, а если говорить о критике плохой, то тут все с точностью наоборот - она не несет в себе ничего здравого, претензии не имеют четкого обоснования, она сильно зависит от личного отношения к автору. К слову, плохой критика может быть и та, которая просто восхваляет произведение или нечто другое, никак не обосновывая положительные оценки.

Смысл

В чем же суть критики? Без обсуждения, оценки и разбора любой творец, автор или ученый не сможет адекватно развиваться. Рано или поздно он или заболеет или же, наоборот, впадет в уныние из-за того, что никто даже не обсуждает плоды его трудов.

В науке же критика просто необходима, обычно, теории и гипотезы разрабатываются дальше, только если выдерживают первоначальную

История критики

Критика как таковая существовала всегда, но, наверное, наиболее известной она стала в Древней Греции и Риме, где было множество талантливых поэтов, скульпторов, художников и ученых. Но все же стоит помнить - порой критика бывает вредна, особенно если дает ее человек, абсолютно ничего не понимающий в данном вопросе. Но правильно ли утверждение о том, что прежде, чем начать что-то или кого-то критиковать, нужно детально разбираться в теме?

И да, и нет. С одной стороны, человек не обязан сам уметь писать стихи для того, чтобы оценить чье-то творение, то же самое с песнями и иными сказаниями.

Но с другой стороны, если человек начинает критиковать технику написания картины, проектировку здания или пропорции скульптуры, ему полезно для начала получить хоть какие-то представления об этих процессах.

Критиковать всегда намного легче, чем создавать. И, кстати, мало кто критикует, к примеру, общую теорию относительности Эйнштейна, или предположения о происхождении древнего урагана на Юпитере, ведь для этого нужно понимать, о чем говоришь.

Некоторые относятся к критикам отрицательно, считая их просто жуликами, которые наживаются на чужих произведениях, и такие случаи порой бывают в самом деле. А некоторые критики специально провоцируют авторов на ссоры, драки и скандалы.

Так что, теперь мы знаем, что такое критика, для чего она нужна, и какой бывает.

критика

ж. розыск и сужденье о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особ. сочиненья; разбор, оценка. Историческая критика, разбор бытейский, розыск о событиях, очистка их от прикрас и искажений. Людской критики не избежать, пересудов, осуждений, охуждений. Крbтиковать что, делать разбор, розыск и заключенье по нем о достоинстве чего-либо;

охуждать, осуждать, порицать или хаять, опорочивать. -ся, быть критикуему, осуждаему;

опорочивать друг друга взаимно. Критик, кто критикует; разборщик, разбиратель; хулитель, порицатель. Критически, на критике, разборе основанный; способный к здравому, верному сужденью, к оценке; склонный к порицаниям, к отысканью недостатков;

затруднительный, опасный (см. кризис), ведущий к перелому, к перевороту. Критические исследования; верный, критический ум; критическое направленье, взгляд на что; критическое положенье: критический пот в болезни. Разобрать что критически, на основании здравой критики. Критерий, критериум м. оселок, верный признак для распознания истины. Логический критерий, основанный на самом образе мышленья.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

критика

критики, ж. (от греч. kritike).

    только ед. Обсуждение рассмотрение, исследование чего-н., проверка чего-н. с какой- н. целью. Подвергнуть что-н. критике. Отнестись к чему-н. без всякой критики. Критика чистого разума (сочинение нем. философа-идеалиста Канта, создателя т. наз. критической философии).

    только ед. Научная проверка подлинности, правильности чего-н. (филол.). Историческая критика. (проверка правильности фактов, сообщаемых историческими документами). Критика текста (проверка подлинности текста какого-н. писателя).

    Определение достоинств и недостатков, оценка, разбор. Произвести критику чего-н. Строгая критика. Ниже всякой критики (не удовлетворяет самым низким требованиям). Не выдерживает критики (см. выдерживать).

    только ед. Неблагоприятная оценка, указание недостатков, порицание, нападки. Критика действий администрации.

    только ед. Анализ, истолкование и оценка художественных произведений. Белинский занимался критикой.

    Особый литературный жанр, преимущественно журнальный, посвященный разбору текущей художественной литературы. Критика шестидесятых годов. История русской критики.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

критика

    Обсуждение, разбор чего-н. с целью оценить, выявить недостатки. К. и самокритика. Ниже всякой критики или т выдерживает никакой критики (нечто очень плохое).

    Отрицательное суждение о чем-н., указание на недостатки (разг.). Навести критику на что-н.

    Разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений. Музыкальная к. Театральная к. Отдел критики в толстом журнале.

    прил. критический, -ая, ое. Критическое выступление. Критическая рецензия. К. отдел в журнале.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

критика

    Анализ, разбор, обсуждение кого-л., чего-л. с целью вынесения оценки, выявления недостатков.

    1. Разбор и оценка литературных, музыкальных и т.п. художественных произведений.

      Жанр литературного творчества, заключающийся в таком анализе перечисленных произведений.

  1. Неблагоприятная оценка, указание недостатков; порицание.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

критика

КРИТИКА (от греч. kritike - искусство разбирать, судить)

    разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературная критика).

    Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве, общественной жизни и т.д.), указание недостатков.

    Исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста, критика исторических источников).

Критика

(от греч. kritikē ≈ искусство разбирать, судить),

    разбор (анализ) чего-нибудь с целью дать оценку.

    Отрицательное суждение о чём-нибудь, указание недостатков. К. имеет широкое применение в науке, искусстве и общественной жизни. Научная К. в зависимости от своего объекта входит в состав тех или иных научных дисциплин: литературная критика является одним из разделов литературоведения, К. художественная ≈ раздел искусствоведения, театральная ≈ раздел театроведения и т. п. В общественной жизни классового общества К. ≈ существенный элемент классовой (политической и идеологической) борьбы. О роли К. в социалистическом обществе см. в ст. Критика и самокритика.

Википедия

Критика

Кри́тика - это анализ, оценка и суждение о явлениях какой-либо из областей человеческой деятельности. Задачами критики являются:

  • выявление противоречий;
  • выявление ошибок и их разбор
  • разбор, обсуждение чего-либо с целью дать оценку (например, литературная критика);
  • отрицательное суждение о чём-либо (в искусстве, общественной жизни и т. д.), указание недостатков;
  • исследование, научная проверка достоверности, подлинности чего-либо.
  • отзыв, обсуждение чего-либо с целью выразить свою точку зрения.
  • оценка.

Примеры употребления слова критика в литературе.

Заранее предвидя возражения критики , укажем поэтому на тот факт, что на практике этапы понима-ния, как правило, либо сменяются не столь последовательно, как в пред-ложенной адаптированной классификации, либо вообще происходят одновременно.

Я бы, следовательно, попросил моего критика принять во внимание, что от Шенди-Холла до дома доктора Слопа, акушера, всего восемь жалких миль, - и что, пока Обадия ездил к доктору и обратно, я переправил дядю Тоби из Намюра через всю Фландрию в Англию, - продержал его больным почти четыре года, - а затем увез в карете четверкой вместе с капралом Тримом почти за двести миль от Лондона в Йоркшир.

Она подсказывает нам ответ на ту загадку, над которой в течение многих лет бьются критики различных направлений: Доджсон с его приверженностью к порядку, религиозностью, законопослушанием - и подчеркнуто внерелигиозный, внеморальный, алогический характер его сказок.

Возможно, этот Альтман и не подозревает, что Вадим не только сын знаменитого профессора Марасевича, консультанта кремлевской больницы, но и сам известный критик .

Однако центральное место в исследовании русско-бразильских литературных отношений должно принадлежать Жоржи Амаду, поскольку творчество всех других бразильских писателей, как классиков, так и современников, рассматривается русской критикой сквозь призму феномена Амаду.

Выбор амплуа профессионального эволюционера в приученной к бунтарям-анархистам и деспотам стране мог означать либо вопиющую наивность, в чем Горбачева не устают обвинять российские критики , либо высшую политическую мудрость, за которую его не устают превозносить главным образом западные поклонники.

Во всяком случае, именно со второй половины 80-х годов в англоязычном мире развернулась резкая критика традиционного американского феминизма как проявления буржуазного либерализма и гуманизма со стороны таких постструктуралистских теоретиков феминизма, как Торил Мой, Крис Уидон, Рита Фельски и т.

Когда к власти в Белграде пришел человек германской ориентации, выражавший при этом восхищение и практикой дуче, Муссолини интернировал Павелича, испытывая некую мстительную радость: он поступил так не потому, что выступления главы усташей могли быть расценены внутренней оппозицией как скрытая критика режима, но лишь поскольку югославский премьер приехал в Рим и подписал с ним соглашение, которое учитывало аннексионистские интересы фашистской Италии - албанские и эфиопские в том числе.

Если в этой своей мысли критик солидаризировался с принципами демократической этики, оказавшей несомненное воздействие и на Тургенева, то в другом вопросе, касавшемся социальных теорий современности, Анненков занимает позицию критическую - и по отношению к революционному содержанию этих теорий, и по отношению к роману Тургенева, где нашла место мысль о неизбежности демократизации деятельных сил общества.

Само понятие красоты, прекрасного в искусстве Анненский рассматривает не отвлеченно, но, как и современная ему народническая критика , в единстве с заключенными в нем представлениями о добре и зле.

В литературно-педагогических статьях Анненский постепенно выстраивал ту систему взглядов, которая в начале 900-х годов привела его к созданию нового метода критики .

Однако в первом периоде творчества Анненский совершенно сознательно избегает социального анализа и именно в связи с этим делает свой единственный выпад против демократической критики .

В творчестве английских реалистов в той или иной мере сочетаются трезвый, беспощадный реализм с элементами романтической критики , социально-обличительная, антибуржуазная природа реализма с романтическими образами и ситуациями.

Всякая антикритика бесполезна, скучна, противна, потому что критики в своем старании не попять писателя, а опровергнуть его принимают видимость за сущность, без критики делают словесное существенным, местное - универсальным, частное - характерным, временное - постоянным, относительное - безусловным, связывают то, что друг к другу не относится, необходимо же связанное разъединяют - словом, все перемешивают произвольно и в беспорядке и поэтому предоставляют антикритике не философскую, а лишь филологическую работу по толкованию цитат.

В рамках критики томизма, которая преследовала собственно религиозные интересы, начали проявляться, некоторые новые философские и идейные элементы, предвещающие наступление новой эпохи и исподволь выражающие антифеодальные идеи.

Одним из разрушителей отношений является критика. Обойти её стороной – значит потерять еще один мощный ресурс для развития не только отношений, но и себя самого.

Что же такое критика? Критика – возможность выразить свое недовольство, сказать о том, что нам не нравится в другом человеке. Или критика – обвинение кого-то в том, что не нравится тому, кто критикует.

Критикуя, мы декларируем свое желание улучшить ситуацию. Отчего же тогда ухудшаются отношения?

Связано это с тем, что наши сознательные цели (улучшить ситуацию) не совпадают с подсознательными целями.

А теперь подробнее. Сознательные цели – то, что вы думаете (например: сказав это, я сделаю наши отношения лучше!). Подсознательные цели – то, что мы реально хотим (на это влияет наше подсознание).

Подсознательная цель

Существует несколько подсознательных целей, из-за которых проявляется критика:

Подсознательная цель – Пример из жизни (вы самостоятельно можете дополнить, их каждый день мы слышим)

  1. Сделать больно (отомстить) – “ты пьяная сволочь...”, “ты засранец, не помыл за собой...”, ”ты тупой...” и др.
  2. Защититься от чрезмерных требований кого-либо – “я всё вымыла, а Саша не вымыл за собой”, “а ты сама ничего не делаешь” и др.
  3. “Я самый несчастный” (когда в жизни ничего не устраивает) – “Всё бесит!”, ”Всё раздражает”, ”Муж у меня не тот”, “Дети не те”, “Зарплата не та!”, “Муж равнодушный, не помогает!”, “Мама достала!” и др.
  4. Доказать Себе, что я Самый-самый (ая)… (лучший, умный, любимый, красивый) – “Сколько раз тебе можно говорить?!”, “кто кладет зубную щетку туда?!”, “Вот я свои вещи всегда складываю!”

Эти подсознательные цели не ведут к улучшению ситуации, потому что ухудшают любые отношения, да и результаты нас не радуют.

Поэтому, когда вы критикуете и не получаете результат, то задайте себе вопрос: ”может быть я преследую эти цели?” Если вы действительно хотите улучшить ситуацию, то ваши слова, подсознательные цели и чувства будут другими.

Не зря существует понятие “конструктивная критика”. И ей можно научиться пользоваться, практикуясь каждый день, как на тренажере.

Для этого необходима осознанность: Чего я хочу больше?
Вы хотите обидеть, унизить кого-то, защититься или что-то доказать себе?
Или улучшить ситуацию?

Чтобы вы не выбрали – это не хорошо и не плохо.

Это просто влияет на вашу жизнь и дает абсолютно противоположные результаты. Хочешь мстить? Значит мсти. Этим ты будешь наполнять свою жизнь, и жить в этом. И не все, кто сейчас рядом с тобой, останутся. Кому-то это подходит, а кто-то выберет что-то другое, и будет строить другую жизнь (про месть мы писали в статье: что такое месть. А также говорили в третьем видеоподкасте).

Возможность улучшить любую ситуацию подразумевает уважительное отношение к себе и другому. И в этом стоит практиковаться. Это, безусловно, даст результаты. Например, человек не хочет с тобой общаться; уважая себя и его, ты не будешь с ним общаться. Ты можешь предоставить ему это право.

Критика сужает пространство, взгляд на жизнь, уменьшает внутреннюю энергию (об этом мы еще писали в статье: что такое напряжение). А для улучшения ситуации нужно допустить, что и другой человек видит ситуацию правильно, или что все происходит так, как лучше.

Например, “Немытая посуда, зато дочка хорошо отдохнула”, “Муж пришел пьяный, зато живой” (ведь завтра можно обсудить это, а может ему премию дали, или путевкой на двоих наградили, или он отравится и сам не будет больше пить).

Конструктивная критика

Если вы хотите улучшить ситуацию, то пользуйтесь конструктивной критикой.
Конструктивная критика включает в себя 3 компонента:

  1. Возможность быть искренним и честно сказать другому человеку, что нам не нравится.
  2. Улучшить отношение с этим человеком, так как мы предполагаем, что он нас слышит, уважает, готов сотрудничать (у него просто может быть другой взгляд или он чего-то не понимает).
  3. Получение желаемого результата. Например: “в следующий раз дочка моет вовремя посуду”, “муж приходит трезвый”, “повышают зарплату”

Если Вы решили покритиковать, заметили за собой, что вы уже критикуете или начинаете, важно остановиться, найти внутреннюю точку уважения себя и другого и использовать 3 компонента конструктивной критики (см. выше).

Например, что делать, когда хочется покритиковать дочку за немытую посуду:

  1. Скажите о своих чувствах (будьте искренны) – когда я прихожу с работы и вижу немытую посуду, то я расстраиваюсь.
  2. Говорите об отношениях – я тебя люблю, ты моя любимая дочка.
  3. Предложите – и мне бы хотелось, чтобы наш уговор соблюдался. Может быть, тебя что-то не устраивает, давай поговорим.

Конструктивная критика предполагает внутреннюю открытость, возможность договориться по-другому.

Сначала будет не сразу получаться. Напомню, что процесс личностного изменения, появления новых привычек происходит постепенно (об этом мы писали в статье: Как формируются новые привычки).

Навык конструктивно критиковать приходит с практикой. Благодаря этому навыку снимается напряжение в отношениях, и они становятся более открытыми и искренними.



Похожие статьи
 
Категории